Ерминия жданко. Легенды и размышления о судьбе «Святой Анны

В начале двадцатого столетия всё острее ощущалось, что Россия отстает от других стран, давно принявшихся активно изучать полярные просторы. Воодушевившись патриотическими порывами, русский исследователь Георгий Львович Брусилов по личной инициативе решается снарядить полярную экспедицию и отправиться на исследование таинственной Арктики. Данная экспедиция также была приурочена к трехсотлетию дома Романовых, которое должно было наступить в 1913 году. При положительном результате экспедиция возвеличила бы императорскую династию и всю Российскую Империю. По другой версии, Брусилов намеревался разведать места обитания пушного зверя, тем самым оказав неоценимую помощь народному промыслу.

Экспедиция на Арктику была организована непосредственно лейтенантом Георгием Брусиловым в 1912 году и длилась два года. Планировалось пройти по Северному морскому пути с запада на восток. Израсходованные на организацию экспедиции средства должны были окупиться посредством промысла пушного зверя, которым планировала заниматься команда судна на всем пути следования.

Начало пути

В качестве судна была выбрана паровая шхуна «Святая Анна», предназначенная для дальних плаваний по морям, скованным льдом. В путь экспедиция Брусилова отправилась 28 июля 1912 года из Санкт – Петербурга. Практически спустя два месяца шхуна добралась до Югорского Шара. Однако крепкий лед в южной акватории Карского моря не позволил «Святой Анне» продолжить свое путешествие. Обосновавшись у полуострова Ямал, шхуна оказалась зажата между льдами. Ситуация улучшилась только 15 октября, когда судно смогло продолжить путь в северные широты.

Зима посреди дрейфующих льдов далась морякам крайне тяжело. Многие из них успели подхватить серьезные болезни, буквально выбившие их из колеи. Летом 1913 года была предпринята серия попыток выбраться из ледяного плена, однако ни одна из них не дала положительных результатов. Экипаж был вынужден остаться на вторую зимовку. Тяжелая обстановка на судне, вызванная безутешным положением, обострилась из-за накаленных отношений Брусилова и его помощника, .

За время дрейфа экипаж Брусилова проводил различные наблюдения за погодными условиями, замерял морские глубины. Также был подробно изучен характер течений и ледовый режим, свойственный северной части Карского моря, что было сложно для понимания науки того времени.

История затерянной экспедиции

23 апреля, когда судно находилось примерно в 160 километрах севернее Земли Франца-Иосифа, помощник Брусилова Альбанов и тринадцать моряков с позволения капитана покинули корабль и отправились искать подмогу на юг к Земле Франца-Иосифа, минуя дрейфующие льды. Вскоре после этого трое матросов вернулись обратно, испугавшись трудностей, с которыми им довелось столкнуться во время пути. Девять матросов погибло, а достичь земли смогли лишь Альбанов и матрос А.Конрад. Впоследствии двое уцелевших моряков были спасены экипажем судна «Святой Фока», принадлежавшего экспедиции Седова.

Поход Альбанова примечателен тем, что он проходил там, где Вайпрехт и Пайер отметили на своих картах острова, доказав, что совершенные ранее открытия оказались ложными. Альбанов прихватил с собой вахтенный журнал шхуны и все записи о метеорологических наблюдениях, сделанные за время дрейфа во льдах. Сохранившиеся документы помогли воссоздать полную картину обстоятельств, которые довелось пережить «Святой Анне».

Судьба же оставшихся на борту шхуны капитана Брусилова и экипажа из девяти человек, в том числе и судового доктора – молодой женщины, Е.Жданко, до сих пор неизвестна. Также осталось тайной, по какой причине исчезли все личные письма, написанные членами экипажа своим семьям.

До сих пор остается загадкой, по какой причине Брусилов отказался покинуть борт «Святой Анны», как и оставшиеся вместе с капитаном моряки и судовой врач. Вполне возможно, Брусилов боялся разочаровать родственников, которые финансировали экспедицию, не увенчавшуюся успехом.

А в 2010 году были найдены следы пропавшей экспедиции и даже останки некоторых членов команды.

Вклад экспедиции Брусилова

Несмотря на плачевную судьбу экипажа, экспедиция внесла свой вклад в исследования Арктики, проложив путь для будущих изысканий, проводимых русскими учеными и мореплавателями. Было еще раз доказано, что скорость дрейфа ледяных глыб примерно в пятьдесят раз меньше скорости воздушных потоков, спровоцировавших движение ледяной массы. Также было обнаружено, что в северном полушарии направление дрейфа в среднем отклоняется на тридцать градусов правее от направления ветра. В честь Брусилова были названы горы в Антарктиде и ледниковый купол, расположенный на острове Земля Георга.

Георгий Брусилов стал прототипом главного героя романа «Два капитана», написанного Вениамином Кавериным. История капитана Татаринова, возглавившего экспедицию на шхуне «Святая Мария», особенно убедительна благодаря поразительной точности описанных в книге событий, совпадающих с рассказами выживших. Этот роман стал любимой книгой многих поколений читателей, которым дороги путешествия и опасности посреди гордых и величавых льдов.

«Глубокоуважаемая Мария Васильевна!
Спешу сообщить Вам, что Иван Львович жив и здоров. Четыре месяца тому назад я, согласно его предписаниям, покинул шхуну, и со мной тринадцать человек команды. Надеясь вскоре увидеться с Вами, не буду рассказывать о нашем тяжёлом путешествии на Землю Франца-Иосифа по плавучим льдам….»

Так начинается письмо, которое тётя Даша читала по вечерам чаще других, и которое Саня Григорьев выучил наизусть. Вы, конечно, узнали начало любимого многими поколениями романа Вениамина Каверина «Два капитана». Вдохновила замечательного писателя взяться за перо трагическая история экспедиции Георгия Брусилова на шхуне «Святая Анна». Однако не ищите в романе какой-либо исторической достоверности…

Это – из первой главы расследования Владимира Врубеля, опубликованного на Прозе.Ру:
и далее.
Основная линия романа Каверина все же верна: «Святая Анна» погибла. Но, в отличие от сюжета романа, следов ее не нашли до сих пор.

«В конце октября 1912 года «Святую Анну» затерло льдами в южной части Карского моря, у берегов Ямала. Дрейф на север продолжался и в течение всего 1913 года. Через полтора года, весной 1914 года, когда шхуна находилась уже севернее Земли Франца-Иосифа, часть экипажа во главе с Альбановым покинула судно. Этот трудный трехмесячный переход по дрейфующим льдам описан в известном дневнике Альбанова и справедливо приравнен к подвигу. Из одиннадцати человек до Земли Франца-Иосифа добрались двое. Альбанов доставил и выписку из судового журнала «Святой Анны». Материалы о полуторагодовом дрейфе судна позволили выявить некоторые закономерности движения льдов в еще совершенно не изученном Карском море».

Это – уже из статьи Д. Алексеева и П. Новокшонова “Как погибла «Святая Анна»?”, журнал «Вокруг света», №8 (2634) | Август 1978.

В. Врубель предполагает, что причиной угода штурмана экспедиции Валерия Ивановича Альбанова мог послужить его конфликт с капитаном «Святой Анны», лейтенантом Георгием Львовичем Брусиловым, из-за единственной женщины на борту, обаятельнейшей Ерминии Александровны, дочери генерала Жданко, племянницы начальника Гидрографического управления, который немало способствовал организации экспедиции. За плечами Брусилова – служба на миноносце, Русско-японская война. Там, на Дальнем Востоке, он и познакомился с дочерью героя Порт-Артура Ерминией Жданко.

Изо всей группы ушедших со шхуны спастись удалось только Альбанову и матросу Конраду.
Прочел я расследование В. Врубеля с удовольствием, а заодно вспомнил, что при поиске артефактов, оставленных атлантами на Русском Севере, нашел я непонятный спутниковый снимок, который и забросил на всякий случай к себе в архив.
Эта штуковина торчит у Земли Франца Иосифа:
http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/253808?page=6

Естественно, я заинтересовался, каких размеров была шхуна.
Врубель сообщил, что по сведениям англичан, которые её построили, длина шхуны с бушпритом составляла 145 ft (44.2 м), ширина 25 ft 4 in (7.7 м).
Я попробовал измерить непонятное изображение с помощью измерителя расстояний в ресурсе ГУГЛ-Планета. Полная длина всей тени около 80 м, а вот длина того, что напоминает корпус или днище (в середине артефакта) – вроде бы больше 40, но меньше 50 м, примерно посередине между этими значениями.
Ширину оценить тяжело – около десяти м (10 м – разрешение измерителя).
Желающие могут повторить измерения: координаты точки – в нижней строке снимка.

Конечно же, это вовсе не означало, что найденный объект – «Св. Анна».
За – только схожесть размеров, против – то, что течения в районе, где шхуну затерло льдами, должны были, по предположениям исследователей, вынести ее на запад, мимо Шпицбергена, в район Исландии. Предполагали даже, что если дрейф продолжался примерно до 1915 г., то шхуна, не оснащенная рацией, могла стать жертвой немецких подводных лодок – ведь экипаж не мог ничего знать о начавшейся Первой мировой.

Но для наиболее вероятных типов безвестно потерянных на Севере кораблей размер найденного объекта маловат.
Скажем, 20 ноября 1942 г. в условиях 11-балльного шторма оторвало корму у эсминца «Сокрушительный», моряков сняли, но не всех, сам эсминец не нашли, считали, что затонул, командира расстреляли.
Но у него длина была 112,5 м при 10-метровой ширине. Не пополам же его разломило? Да и течения не могли отнести его в те края, они тут встречные.
Другие корабли, входившие в полярные конвои, вряд ли имели размеры меньше эсминца (ширину, по крайней мере), да и течения со счета не скинешь.
Стало интересно, и я продолжил поиск.

Вот что пишет известный полярный штурман В. И. Аккуратов:

«Что же произошло со шхуной «Святая Анна»? Раздавило льдом? Погибла от пожара? Но океан, как правило, выбрасывает обломки своих жертв на берега земли. Так было с погибшим кораблем «Жаннета» американской полярной экспедиции Де Лонга. Так было с самолетом «Латам» французского летчика Гильбо и знаменитого покорителя обоих полюсов Р. Амундсена.

А может быть, Брусилов также решил покинуть корабль и пешком отправиться вслед за группой Альбанова?
Зимуя в 1937/38 году на острове Рудольфа, когда мы с летчиком И. П. Мазуруком после высадки папанинцев на Северном полюсе были оставлены для страховки их дрейфа, в руинах стоянок итальянской и американской экспедиций герцога Амедея Абруцкого и Болдуина-Фиалы обнаружили необычную находку. Дамскую лакированную туфельку! На внутренней лайковой подкладке в золотом клейме была надпись: «Поставщик двора его Императорского Величества: Санкт-Петербург». В названных экспедициях женщин не было.

Не принадлежала ли эта модная туфелька Ерминии Жданко? Может быть, Брусилов, зная о запасах продовольствия на острове, вышел к нему, потом отправился дальше на юг, на мыс Флора, наиболее часто посещаемый кораблями, но в пути все погибли? Эта ошеломляющая, но маловероятная версия заставила нас углубить свои поиски, но, увы, подтверждающих находок не обнаружили…»

Я нанес на глобус ГУГЛ-Планеты координаты последней известной точки нахождения «Св. Анны», координаты о. Рудольфа, на котором Аккуратов нашел женскую туфельку, и координаты найденного мной объекта (точка сливается с отметками других артефактов).
И вот что получилось:
http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/306109/?page=22
Все три точки лежат на одной дуге, которая «выносит» шхуну (если найденный объект – шхуна) не на запад, а на ЮЮЗ.

Если прав Аккуратов, оставшийся экипаж вместе со шхуной отдрейфовал к о. Рудольфа, и, находясь вблизи его (а может быть даже ввиду острова), решил добраться до складов – тогда вероятность того, что найден остов «Св. Анны», очень высока, ведь стоит только продлить линию дрейфа – и мы попадаем в «нужную точку».

Но справедливости ради следует отметить и еще один возможный вариант, продолжение версии В. Врубеля.
Если на о. Рудольфа заходил Альбанов, и если это он по каким-то причинам оставил на складах туфельку, полученную на память от Ерминии Жданко (или даже похищенную – кто знает?), тогда направление дрейфа «Св. Анны» остается неизвестным.
Но Альбанов, как о первом встреченном им береге, пишет о Земле Александры, где они увидели свободное ото льда море, затем – о Земле Георга. Интересно, что это – как раз те острова, между которыми лежит и наш объект.

Вопрос остается открытым. По крайней мере, до тех пор, пока кто-нибудь не проверит, что за корпус лежит у берега одного из островов Земли Франца Иосифа.
Если будет найдена тройная дубовая обшивка, обитая по днищу медью – это «Святая Анна», судьба героев которой бередила души миллионов читателей «Двух капитанов».
А что стоит проверить?
Один бросок вертолетом с ближней погранзаставы…

Рецензии

Скорее всего, Георгий Львович и Ерминия были интернированы в нейтральных водах немцами. Ерминия с сыном после революции, видимо навещала Прибалтику.
Фамилия Брусилов для русского офицерства - символ вероломства и смерти. Ибо им было подписано обращение к офицерам Белой Армии в Крыму. Там он всем сдавшимся обещал жизнь. Что сделали с доверчивыми людьми садист Белакун и Сучка-Землячка рассказывать страшно. Брусилов А.А. был чернокнижником и масоном, дружил с Троцким.

Имелось ввиду следующее. Дрейф во льдах. Раскол в экипаже. Уход группы Альбанова. Страшный путь до материка. Людоедство. Альбанов и Конрад на материке. Судно в ледовом дрейфе. Через некоторое время его выносит в район Гренландии. Начало Великой войны. На чистой воде встреча с (немецким?) военным кораблём. Интернирование или плен экипажа. Жизнь Георгия и Ерминии в Европе. Революция. Гражданская война. Бойня в Крыму и проклятие имени А.А. Брусилова русской офицерской средой. Приезд Ерминии и её сына в Прибалтику в середине 30-х.

Российским исследователям удалось приблизиться к разгадке одной из тайн XX века - трагической гибели экспедиции Георгия Брусилова, которая почти 100 лет назад отправилась покорять Северный морской путь на шхуне "Святая Анна".

Об этой драматической эпопеи написан знаменитый роман Вениамина Каверина "Два капитана". В его основе - мемуары выжившего штурмана корабля. Однако свои главные загадки Арктика хранит до сих пор.

Остров Георга - самый непосещаемый в архипелаге Земли Франца-Иосифа. Пятьдесят человек за век - и то хорошо. Здесь дневник погибшей экспедиции. Их перестали искать уже через год. Казалось - пропали бесследно.

Сенсация лежала на этом склоне. Очки, патроны 1911 года, нож, старые часы. И самое важное: под этими камнями - останки человека.

Владимир Мельник, участник поисковой экспедиции: "Там скалы безымянные, зажатые между двух крупных ледников. И среди этого ты находишь какие-то следы человека, чьи дневники ты читал, описания. Ты прикасаешься к этим вещам. Это какая-то связь времён".

Эта история началась в 1912 году. Лейтенант Георгий Брусилов, кстати, племянник знаменитого царского генерала, на шхуне "Святая Анна" выходит из Петербурга. Первым в России пройти Северным морским путём. Но в Карском море судно вмерзает в лёд.

Две голодных зимовки - и экипаж раскалывается. Штурман Альбанов уводит половину людей.

Алексей Жохов, историк: "Экспедиции были собраны наспех. По каким причинам - сейчас можно рассуждать. Было мало денег, было мало времени, очень хотелось".

Классика советского кино - "Два капитана"; было снято два таких фильма. По книге Вениамина Каверина.

Наталия Волкова, директор библиотеки имени В. Каверина: "Для чего эта гипербола? Возвращение из точки, где Альбанов оставил Брусилова, на эту землю - нереально, невозможно. Каверин это делает. Образ - служение России, он должен доставить материалы сюда".

Если смотреть с воздуха - ровная белая пустыня. В реальности - огромный ледник в глубоких трещинах. Поисковая экспедиция этого года прошла его своими ногами, чтобы понять, каким путём могли идти моряки.

Владимир Мельник, участник поисковой экспедиции: "Пройти без специального снаряжения - нереально. Это проблема даже нас - со снаряжением, психологически готовых".

Эти люди готовили свою экспедицию 5 лет. Изучали документы, прикидывали маршруты. В итоге - место, где погибла часть команды Брусилова, просто просчитали. Чтобы узнать, чьи это останки и как погиб человек, будут проводить экспертизу.

Александр Унтила, участник поисковой экспедиции: "То, что он погиб именно, а не умер от охлаждения, можно утверждать точно. На основании чего? На основании положения тела, локализации находок".

Из всего экипажа выжили двое: матрос Конрад и штурман Альбанов. С земли Франца-Иосифа их забрала другая полярная экспедиция - Георгия Седова. Чистая случайность: сами были на грани гибели. Они издадут мемуары, в которых не будет ни слова о том, почему часть людей ушла с корабля.

Мария Дукальская, заместитель директора музея Арктики и Антарктики по научной работе: "О личных взаимоотношениях на шхуне мы не знаем и никогда не узнаем. Видимо, взаимоотношения были непростыми между Брусиловым и Альбановым".

Там, где нашли останки неизвестного человека, установили крест и памятную табличку. Пока без фамилий, общую. Но главная загадка этой истории, длиной в целый век, пока так и осталась неразгаданной: где погибла шхуна "Святая Анна" и где сейчас находятся останки членов экипажа, а главное - руководителя экспедиции, Георгия Брусилова. Искать будут. Но уже сейчас понятно: быстро не получится. Арктика очень неохотно расстаётся со своими тайнами.

Кто из нас в детстве не читал роман Вениамина Каренина «Два капитана»? С замиранием сердца мы следили за удивительной историей Сани Григорьева. Забывая сделать уроки, читали страницу за страницей, а понравившиеся слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться» – становились девизом многих на всю жизнь. Мог ли я тогда думать, что через тридцать с лишним лет после того, как прочел книгу, сам прикоснусь к этой истории. И не выдуманной, а самой настоящей…
Еще в прошлом году, встретившись с легендарным капитаном яхты «Апостол Андрей» Николаем Литау, я неожиданно для себя получил предложение отправиться вместе с ним в Арктику. Но тогда мне тоже предстояло идти в северные широты на НЭС «Михаил Сомов». С глубоким сожалением пришлось отказаться, но с надеждой попросил связаться, если вдруг меня захотят видеть на борту яхты в следующем году…

И вот минувшей зимой Николай Литау пригласил меня присоединиться летом 2014 года к экспедиции на яхте «Апостол Андрей». Цель экспедиции – пройти маршрутом шхуны «Святой Анны», которая бесследно пропала во льдах Северного Ледовитого океана, посетить на архипелаге Земля Франца-Иосифа памятные места знаменитых полярных путешественников и, если повезет, обнаружить артефакты вековой давности. Ведь именно сто лет назад на архипелаге погибла основная группа людей, покинувших шхуну «Святая Анна». Из всего экипажа выжили двое – матрос Конрад и штурман Альбанов. С Земли Франца-Иосифа их забрала другая полярная экспедиция – Георгия Седова. Об этом много написано, но за целый век не удалось приблизиться к разгадке гибели шхуны и экипажа ни на йоту.

Затерянная во льдах

В июле 2012 года исполнилось 100 лет со дня начала полярной экспедиции лейтенанта Георгия Брусилова на шхуне «Святая Анна», бесследно исчезнувшей во льдах Арктики в 1914 году. Эта экспедиция, как и две другие русские полярные экспедиции – Г. Я. Седова и В. А. Русанова, – снаряжавшиеся с ней одновременно, явилась следствием необычайно возросшего во всем мире в начале XX века интереса к Арктике и полюсам Земли.
Начало этому интересу положил знаменитый дрейф во льдах Северного Ледовитого океана Фритьофа Нансена на судне «Фрам». Затем знаменитые походы к Северному и Южному полюсам Роберта Пири, Руала Амундсена, Роберта Скотта.

Лейтенант Георгий Брусилов на шхуне «Святая Анна» выходит из Петербурга. Задача экспедиции – впервые под российским флагом пройти по Северному Ледовитому океану от Архангельска до Владивостока за одну навигацию и доказать возможность регулярного плавания в арктических водах, вести постоянные гидрометеорологические наблюдения на всем пути…
На исход всех трех российских экспедиций оказала влияние необычайно сложная ледовая обстановка 1912–1913 годов. Так, летом 1912 года преобладали северные ветры, согнавшие льды Карского моря на юг и образовавшие большие пространства чистой воды в его северной части. По этим пространствам экспедиции Русанова на «Геркулесе» удалось от севера Новой Земли проникнуть далеко на восток к берегам Таймыра, а на юге «Святая Анна» смогла продвинуться лишь до Ямала. Когда зимой 1912–1913 годов задули обычно преобладающие здесь южные муссонные ветры, льды Карского моря, скопившиеся за лето на юге, начали стремительный дрейф на север, заполняя прошлогоднее разрежение. Этим и объясняется необычно быстрый дрейф «Святой Анны» на север, определивший ее трагическую судьбу.


Шхуна "Святая Анна" перед отплытием

Но об этом станет известно много позже, а летом 1912 года мореплаватели покидали северные порты России, полные радужных надежд. Нужно сказать, что «Святая Анна» была оснащена гораздо лучше двух других российских экспедиций того времени, не говоря уже о том, что судно строилось специально для ледовых плаваний. Несмотря на то, что «Святая Анна» не раз уже трудилась во льдах и была «в летах», она не выглядела старой. Комфортабельные каюты отапливались паром, в носовой части находились две гарпунные пушки. «Корабль прекрасно приспособлен для сопротивления давлению льдов и в случае последней крайности может быть выброшен на поверхность льда», – с восторгом писала газета «Новое время».
Маршрут экспедиции на «Святой Анне» предполагался следующий: из Петербурга, вокруг Скандинавии и Нордкапа, три-четыре дня стоянка в Архангельске, далее – в Карское море, обогнув полуостров Ямал и мыс Челюскин, и, если это удастся, зимовка в устье реки Хатанга, затем – вдоль побережья Сибири к Берингову проливу…
28 июля (10 августа) 1912 года «Святая Анна» вышла из Петербурга. Огибая Скандинавию, она заходила в датские и норвежские порты для приобретения недостающего китобойного снаряжения и экскурсий пассажиров, взятых на вполне комфортабельное судно в качестве туристов до первого русского порта. И только 28 августа (10 сентября) «Святая Анна» покинула Екатерининскую гавань Александрова-на-Мурмане и взяла курс на Югорский шар – своеобразные ворота в Карское море. В 6 часов утра 4 сентября 1912 года, пройдя короткий путь по Югорскому шару, шхуна «Святая Анна», несмотря на крайне неблагоприятную ледовую обстановку, вошла в Карское море. И с этого времени всякая связь с экспедицией Брусилова была потеряна. Теперь они могли рассчитывать лишь на себя… В октябре 1912 года «Святую Анну» затерло льдами в южной части Карского моря, у берегов Ямала. Дрейф на север продолжался и в течение всего 1913 года.
«Святая Анна» не пришла во Владивосток ни через год, то есть в 1913-м, ни в последующие годы. Весной 1914 года, когда шхуна находилась уже севернее Земли Франца-Иосифа, часть экипажа во главе со штурманом Валерианом Альбановым покинула судно.


Мыс Флора (архипелаг ЗФИ)

Этот трудный трехмесячный переход по дрейфующим льдам описан в известном дневнике Альбанова и справедливо приравнен к подвигу. Из одиннадцати человек до Земли Франца-Иосифа добрались двое. Альбанов доставил выписку из судового журнала «Святой Анны».
Материалы о полуторагодовом дрейфе судна позволили выявить некоторые закономерности движения льдов в еще совершенно не изученном Карском море. Судьба «Святой Анны» – одна из самых сложных загадок в истории отечественных полярных исследований, и хотя шансы установить истину с годами уменьшаются, тайна исчезновения этого «арктического летучего голландца» продолжает волновать умы людей и рождает красивые легенды.

Арктика умеет хранить свои тайны

Позади осталось несколько томительных месяцев ожидания, приготовлений. За это время я побывал во многих отдаленных местах Архангельской области, Карелии, Коми и НАО, но каждую свободную минуту посвящал поиску информации об экспедиции Георгия Брусилова.


Связался с музеем Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге, где мне любезно предоставили копии выписок из судового журнала шхуны «Святая Анна» и материалы гидрометеорологических наблюдений.
А недавно я встретился с директором национального парка «Онежское Поморье», председателем клуба «Живая природа» Олегом Проданом, который занимался поиском следов пребывания и вероятного места гибели пропавшей группы экспедиции Брусилова, той самойКругосветка: Билет в один конец (Екатеринбург)
, которая покинула судно в апреле 1914 года и выдвинулась в сторону архипелага Земля Франца-Иосифа. – Олег Леонидович, мы собираемся в Арктику по маршруту шхуны «Святая Анна», расскажите, пожалуйста, как вы готовились к поиску погибшей группы Альбанова.
- Подготовка к экспедиции заняла пять лет и была очень кропотливой. Мы буквально вчитывались в каждую строчку дневника Валериана Альбанова – штурмана шхуны «Святая Анна», изучали фотоснимки того времени, сопоставляли их с более современными, пытались понять, что происходит на острове, где мы собираемся искать следы пропавшей группы. – О находках, которые вы обнаружили на Земле Георга, много писали. Что, на ваш взгляд, было самым ценным? – По-моему, все артефакты, которые мы передали в экспозицию Архангельского краеведческого музея, уникальны. Там, где нашли останки неизвестного человека, установили крест и памятную табличку, пока без фамилий. Но главная загадка этой истории так и осталась неразгаданной: где погибла шхуна «Святая Анна» и где сейчас находятся останки членов экипажа, а главное – руководителя экспедиции Георгия Брусилова? Искать будут, но уже сейчас понятно: быстро найти ответы на эти вопросы не получится. Арктика умеет хранить свои тайны.
- В прошлом году вы в очередной раз посетили Арктику. Это было продолжением «Экспедиции двух капитанов»? – Как раз в апреле 1914 года штурман Альбанов со спутниками покинул «Святую Анну». В дневниках Альбанова и выписке из судового журнала были указаны координаты шхуны, на которых ее видели в последний раз.


Олег Продан устанавливает радионавигационные буи

Вот мы и придумали воспользоваться современными методами исследования течений – поставить на координатах «Святой Анны» радионавигационные буи и отследить, куда в конечном итоге их вынесет.
- И каков результат? – Сейчас удивитесь, – загадочно сообщил мне Олег Леонидович.
И вот мы вместе изучаем треки буев. То, что я увидел на экране монитора, порази- ло.
- Получается, что «Святая Анна» попала в циркулярное течение и двигалась по кругу от 82-го до 84-го градуса северной широты около архипелага Земля Франца-Иосифа? Значит, прав был знаменитый полярный штурман Валентин Аккуратов, когда писал об этом в своих дневниках? – воскликнул я.

Из воспоминаний В. И. Аккуратова:
«…Поднимались мы на вездеходе по леднику вверх на купол. Взглянул я на море случайно, а там во льдах, милях в трех от берега, мимо бухты Теплиц-бай – парусное судно. Вмерзшее в лед. Три мачты, реи оборваны. Видно, что она давно во льдах! По всем очертаниям – «Святая Анна». Я показал на корабль, и все, перебивая друг друга, стали кричать: «Святая Анна»! «Святая Анна»! Мы повернули назад, бросились к самолету, стали разогревать мотор. Но пока то да се – корабль закрыло туманом, постепенно он наполз и на берег… Туман разошелся только через две недели. Ветер угнал куда-то льды, море было чистым – не было и судна. Мы облетели кругом в радиусе ста километров, но безуспешно… Но почему-то ни у кого не было сомнения, что это «Святая Анна». Допустим, у меня могла быть галлюцинация, но не могла же она быть у всех!..»
- Я склонен верить воспоминаниям Валентина Ивановича, и мне кажется, что останки шхуны нужно искать где-то в районе острова Рудольфа или группы островов Белая Земля, – подвел итог нашему разговору Олег Продан. Как хочется верить, что «Святая Анна», присыпанная снегом, в гирляндах инея на реях, все еще вершит свой путь во льдах Ледовитого океана…


Яхта "Апостол Андрей" среди просторов Северного Ледовитого океана

И что настанет день, когда кто-то из полярных исследователей однажды поднимется на ее палубу и распахнет промерзшую дверь обледенелой каюты капитана, где не истлевший в вечном холоде судовой журнал, как книга судеб, откроет нам участь тринадцати оставшихся на борту брусиловцев!

P.S. Читайте продолжение в репортажах "Зов высоких широт"

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.