Краткое содержание рассказа пиковая дама по главам. Пиковая дама: читать

Александр Сергеевич Пушкин

«Пиковая дама»

«Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова». После игры Томский рассказал удивительную историю своей бабушки, которая знает тайну трёх карт, якобы открытую ей знаменитым Сен-Жерменом, непременно выигрывающих, если поставить на них подряд. Обсудив этот рассказ, игравшие разъехались по домам. Эта история показалась неправдоподобной всем, включая и Германна, молодого офицера, который никогда не играл, но, не отрываясь, до самого утра следил за игрой.

Бабушка Томского, старая графиня, сидит в своей уборной, окружённая служанками. Здесь же за пяльцами и её воспитанница. Входит Томский, он заводит светскую беседу с графиней, но быстро удаляется. Лизавета Ивановна, воспитанница графини, оставшись одна, смотрит в окно и видит молодого офицера, появление которого вызывает у неё румянец. От этого занятия её отвлекает графиня, отдающая самые противоречивые приказания и при этом требующая их немедленного исполнения. Жизнь Лизаньки в доме своенравной и эгоистичной старухи несносна. Она виновата буквально во всем, что раздражает графиню. Бесконечные придирки и капризы раздражали самолюбивую девушку, которая с нетерпением ожидала своего избавителя. Вот почему появление молодого офицера, которого она видела уже несколько дней подряд стоящим на улице и смотревшим на её окошко, заставило её раскраснеться. Этим молодым человеком был не кто иной, как Германн. Он был человеком с сильными страстями и огненным воображением, которого только твёрдость характера спасала от заблуждений молодости. Анекдот Томского распалил его воображение, и он захотел узнать тайну трёх карт. Это желание стало навязчивой идеей, невольно приведшей его к дому старой графини, в одном из окон которого он заметил Лизавету Ивановну. Эта минута и стала роковой.

Германн начинает оказывать знаки внимания Лизе, чтобы проникнуть в дом графини. Он тайком передаёт ей письмо с объяснением в любви. Лиза отвечает. Германн в новом письме требует свидания. Он пишет к Лизавете Ивановне каждый день и наконец добивается своего: Лиза назначает ему свидание в доме на то время, когда её хозяйка будет на балу, и объясняет, как незамеченным проникнуть в дом. Едва дождавшись назначенного времени, Германн проникает в дом и пробирается в кабинет графини. Дождавшись возвращения графини, Германн проходит к ней в спальню. Он начинает умолять графиню открыть ему секрет трёх карт; видя сопротивление старухи, он начинает требовать, переходит к угрозам и наконец достаёт пистолет. Увидев пистолет, старуха падает в страхе с кресел и умирает.

Воротившаяся вместе с графиней с бала Лизавета Ивановна боится встретить в своей комнате Германна и даже испытывает некоторое облегчение, когда в ней никого не оказывается. Она предаётся размышлениям, как внезапно входит Германн и сообщает о смерти старухи. Лиза узнает, что не её любовь — цель Германна и что она стала невольной виновницей гибели графини. Раскаяние терзает её. На рассвете Германн покидает дом графини.

Через три дня Германн присутствует на отпевании графини. При прощании с покойной ему показалось, что старуха насмешливо взглянула на него. В расстроенных чувствах проводит он день, пьёт много вина и дома крепко засыпает. Проснувшись поздней ночью, он слышит, как кто-то входит к нему, и узнает старую графиню. Она открывает ему тайну трёх карт, тройки, семёрки и туза, и требует, чтобы он женился на Лизавете Ивановне, после чего исчезает.

Тройка, семёрка и туз преследовали воображение Германна. Не в силах противиться искушению, он отправляется в компанию известного игрока Чекалинского и ставит огромную сумму на тройку. Его карта выигрывает. На другой день он поставил на семёрку, и вновь выигрыш его. В следующий вечер Германн вновь стоит у стола. Он поставил карту, но вместо ожидаемого туза в руке его оказалась пиковая дама. Ему кажется, что дама прищурилась и усмехнулась… Изображение на карте поражает его своим сходством со старой графиней.

Германн сошёл с ума. Лизавета Ивановна вышла замуж.

Однажды, играя в карты у гвардейца Наумова, молодые офицеры услышали удивительную историю, которую рассказал Томский, услышав от своей бабушки. История эта о тайне трёх карт, непременно выигрывающих, если поставить на них подряд. Это показалось неправдоподобным всем, включая Германа, молодого офицера. Он захотел узнать о тайне карт.

Старая графиня, сидевшая в окружении своих служанок, была бабушкой Томского. Рядом с нею находилась её воспитанница, которая вышивала пяльцами. Лизавета Ивановна увидела в окне молодого офицера, от чего на щеках появился лёгкий румянец. Графине, заставшей молодую девушку у окна, не понравилось такое занятие. И она немедленно даёт воспитаннице задание, требующее его исполнения. Лизавету очень раздражают постоянные придирки и капризы эгоистичной и своенравной старухи. Поэтому Лизавета ждала своего избавителя с нетерпением. Молодым офицером, стоявшим у окошка, оказался Герман - человек с большим воображением и твердым характером. Увидев девушку в один миг, это показалось ему роковым. Графиня, возвратившись после бала, боится встречи с Германом в комнате, но испытывает облегчение, когда в ней никого не оказывается.

Входит Герман и говорит, что графиня умерла. Лизавета узнаёт, что стала невольно виновницей гибели графини. Раскаяние очень терзает душу.

При отпевании графини Герману почудилось, что старуха насмешливо на него глянула. Он много пьёт вина и спит. Проснувшись ночью, он слышит чьи-то шаги в комнате, и с ужасом узнаёт графиню, которая открывает ему тайну трёх карт, а взамен требует жениться на Лизавете и медленно исчезает.

Пиковая дама означает тайную недоброжелательность.

Новейшая гадательная книга.


I

А в ненастные дни
Собирались они
Часто;
Гнули — бог их прости! —
От пятидесяти
На сто,
И выигрывали,
И отписывали
Мелом.
Так, в ненастные дни,
Занимались они
Делом.


Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова. Долгая зимняя ночь прошла незаметно; сели ужинать в пятом часу утра. Те, которые остались в выигрыше, ели с большим аппетитом, прочие, в рассеянности, сидели перед пустыми своими приборами. Но шампанское явилось, разговор оживился, и все приняли в нем участие. — Что ты сделал, Сурин? — спросил хозяин. — Проиграл, по обыкновению. Надобно признаться, что я несчастлив: играю мирандолем, никогда не горячусь, ничем меня с толку не собьешь, а все проигрываюсь! — И ты ни разу не соблазнился? ни разу не поставил на руте ?.. Твердость твоя для меня удивительна. — А каков Германн! — сказал один из гостей, указывая на молодого инженера, — отроду не брал он карты в руки, отроду не загнул ни одного пароли, а до пяти часов сидит с нами и смотрит на нашу игру! — Игра занимает меня сильно, — сказал Германн, — но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее. — Германн немец: он расчетлив, вот и все! — заметил Томский. — А если кто для меня непонятен, так это моя бабушка графиня Анна Федотовна. — Как? что? — закричали гости. — Не могу постигнуть, — продолжал Томский, — каким образом бабушка моя не понтирует! — Да что ж тут удивительного, — сказал Нарумов, — что осьмидесятилетняя старуха не понтирует? — Так вы ничего про нее не знаете? — Нет! право, ничего! — О, так послушайте: Надобно знать, что бабушка моя, лет шестьдесят тому назад, ездила в Париж и была там в большой моде. Народ бегал за нею, чтоб увидеть la Vénus moscovite; Ришелье за нею волочился, и бабушка уверяет, что он чуть было не застрелился от ее жестокости. В то время дамы играли в фараон. Однажды при дворе она проиграла на слово герцогу Орлеанскому что-то очень много. Приехав домой, бабушка, отлепливая мушки с лица и отвязывая фижмы, объявила дедушке о своем проигрыше и приказала заплатить. Покойный дедушка, сколько я помню, был род бабушкина дворецкого. Он ее боялся, как огня; однако, услышав о таком ужасном проигрыше, он вышел из себя, принес счеты, доказал ей, что в полгода они издержали полмиллиона, что под Парижем нет у них ни подмосковной, ни саратовской деревни, и начисто отказался от платежа. Бабушка дала ему пощечину и легла спать одна, в знак своей немилости. На другой день она велела позвать мужа, надеясь, что домашнее наказание над ним подействовало, но нашла его непоколебимым. В первый раз в жизни она дошла с ним до рассуждений и объяснений; думала усовестить его, снисходительно доказывая, что долг долгу розь и что есть разница между принцем и каретником. — Куда! дедушка бунтовал. Нет, да и только! Бабушка не знала, что делать. С нею был коротко знаком человек очень замечательный. Вы слышали о графе Сен-Жермене , о котором рассказывают так много чудесного. Вы знаете, что он выдавал себя за вечного жида, за изобретателя жизненного эликсира и философского камня, и прочая. Над ним смеялись, как над шарлатаном, а Казанова в своих Записках говорит, что он был шпион; впрочем, Сен-Жермен, несмотря на свою таинственность, имел очень почтенную наружность и был в обществе человек очень любезный. Бабушка до сих пор любит его без памяти и сердится, если говорят об нем с неуважением. Бабушка знала, что Сен-Жермен мог располагать большими деньгами. Она решилась к нему прибегнуть. Написала ему записку и просила немедленно к ней приехать. Старый чудак явился тотчас и застал в ужасном горе. Она описала ему самыми черными красками варварство мужа и сказала наконец, что всю свою надежду полагает на его дружбу и любезность. Сен-Жермен задумался. «Я могу вам услужить этой суммою, — сказал он, — но знаю, что вы не будете спокойны, пока со мною не расплатитесь, а я бы не желал вводить вас в новые хлопоты. Есть другое средство: вы можете отыграться». — «Но, любезный граф, — отвечала бабушка, — я говорю вам, что у нас денег вовсе нет». — «Деньги тут не нужны, — возразил Сен-Жермен: — извольте меня выслушать». Тут он открыл ей тайну, за которую всякий из нас дорого бы дал... Молодые игроки удвоили внимание. Томский закурил трубку, затянулся и продолжал. В тот же самый вечер бабушка явилась в Версали, au jeu de la Reine. Герцог Орлеанский метал; бабушка слегка извинилась, что не привезла своего долга, в оправдание сплела маленькую историю и стала против него понтировать. Она выбрала три карты, поставила их одну за другою: все три выиграли ей соника, и бабушка отыгралась совершенно. — Случай! — сказал один из гостей. — Сказка! — заметил Германн. — Может статься, порошковые карты? — подхватил третий. — Не думаю, — отвечал важно Томский. — Как! — сказал Нарумов, — у тебя есть бабушка, которая угадывает три карты сряду, а ты до сих пор не перенял у ней ее кабалистики? — Да, черта с два! — отвечал Томский, — у ней было четверо сыновей, в том числе и мой отец: все четыре отчаянные игроки, и ни одному не открыла она своей тайны; хоть это было бы не худо для них и даже для меня. Но вот что мне рассказывал дядя, граф Иван Ильич, и в чем он меня уверял честью. Покойный Чаплицкий, тот самый, который умер в нищете, промотав миллионы, однажды в молодости своей проиграл — помнится

Александр Сергеевич Пушкин известен, прежде всего, как выдающийся отечественный поэт и реформатор русского литературного языка. С его произведениями знакомятся ещё в раннем детстве и многие сохраняют любовь к ним до глубокой старости. Однако, невозможно в полной мере судить о Пушкине лишь по его стихотворениям, эпическим поэмам на сказочные и мифологические сюжеты (таким как «Руслан и Людмила» , «Сказка о царе Салтане» и так далее) и даже по крупнейшему событию литературной жизни первой половины XIX века - рЭто интересно: романа Тургенева.оману в стихах «Евгений Онегин».

Вконтакте

Проза в творчестве А. С. Пушкина

В поздний период творчества Пушкин всё больше интересуется прозой . Будучи разносторонним человеком, он интересуется значительными событиями недавнего прошлого, и постепенно складывается замысел написания истории о восстании Пугачёва.

Не последнюю роль в обращении многих выдающихся русских писателей того времени к сюжетам из отечественной истории сыграла продолжающаяся публикация фундаментального труда Николая Михайловича Карамзина «История государства Российского». Пушкин стремится получить доступ к правительственным архивам, чтобы работать над своим произведением только на достоверных основаниях, но это ему не удаётся.

Несмотря на все препятствия, Пушкин продолжает заниматься историей Пугачёвщины, позже из этого появится роман «Капитанская дочка» . Стремясь обнаружить новые средства выражения в прозе, Пушкин долгое время остаётся неудовлетворённым качеством выходящих из-под его пера произведений, поэтому первый законченный прозаический цикл выходит у него относительно поздно: осенью 1830 года писатель завершает «Повести Белкина». В нём Пушкин проявил себя как тонкий стилист и знаток всех современных ему художественных направлений, но публика отнеслась к произведению прохладно.

Неудача не смутила писателя: вплоть до самой смерти он работает преимущественно в прозаических жанрах. Не последнюю роль в этом сыграло создание им литературного журнала «Современник», который необходимо было наполнять художественными текстами. Осенью 1833 года в селе Болдино Пушкин создаёт ряд разноплановых произведений:

  • Исследование крестьянской войны 1773−1775 гг. «История Пугачёва».
  • Поэтический цикл «Песни западных славян».
  • Поэмы «Медный всадник», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Анджело», «Сказка о царе Салтане».

В тот же период была создана и «Пиковая дама» - повесть о предопределённости судьбы. История Германна - молодого человека, желающего разбогатеть в короткий срок с минимальными для этого усилиями - возникла благодаря удачному соединению двух факторов:

  • Реальная история княгини Голициной, однажды выигравшей крупную сумму благодаря подсказке графа Сен-Жермена о комбинации из трёх карт.
  • Использование художественных средств течения романтизма, в особенности немецкого.

Второй факт особенно заметен в произведении: критики часто отмечают близость «Пиковой дамы» к рассказам Эрнеста Гофмана. Повесть стала первым русским прозаическим произведением, снискавшим признание за границей. По сюжету «Пиковой дамы» были поставлены многочисленные оперы, одна из которых была создана Чайковским , а впоследствии повесть была неоднократно экранизирована.

Сюжет «Пиковой дамы» в сокращении

Существует огромное количество интересных книг, и не всегда можно найти время, чтобы прочитать их все. Поэтому в последнее время популярностью пользуется брифли , или небольшой по объёму пересказ сюжета художественного произведения.

Сюжет повести выглядит следующим образом: инженер Германн, имеющий небольшое состояние, не принимает участия в карточной игре у конногвардейца Нарумова, но его явно привлекает мысль о крупном выигрыше. По окончании игры Томский, один из её участников, рассказывает историю своей бабушки, получившей от французского алхимика Сен-Жермена секретную комбинацию карт, позволяющую выиграть. После непродолжительных раздумий Германн отправляется к графине и, угрожая ей пистолетом, пытается заставить её раскрыть свой секрет.

Старая графиня умирает от сердечного приступа , но вскоре является Германну во сне, где называет три тайные карты. Германн отправляется играть. Два раза ему удаётся выиграть с крупной ставкой, а третья карта оказывается неправильной. Германн сходит с ума и попадает в психиатрическую лечебницу.

Пересказ повести по главам

Помимо Германна, престарелой графини и тёмных сил в повести действуют и другие персонажи, также необходимые для понимания сюжета. Ниже вы можете ознакомиться с повестью «Пиковая дама» в кратком содержании по главам.

Глава 1

Поздней ночью у молодого конногвардейца Нарумова для игры в карты собирается компания друзей. Инженер Германн не участвует в игре, поскольку проигрыш бы тяжело сказался на его скудном состоянии, но внимательно наблюдает за ней. Друзья подшучивают над Германном, подмечая, что и его имя, и подход к азартным играм - немецкие. Им непонятно, почему графиня Анна Федотовна, бабушка Павла Томского, не играет, ведь ей известна беспроигрышная комбинация из трёх карт.

В молодости Анна Федотовна часто бывала в Париже . На одном из светских вечеров она проиграла герцогу Орлеанскому внушительную сумму. Муж отказался платить по её долгу, и Анна Федотовна в отчаянии попыталась занять денег у друзей. Один из них, алхимик Сен-Жермен, заявляет, что финансовую помощь оказать он не в состоянии, но вместо этого рассказывает о трёх картах, поставив на которые можно выиграть. Анна Федотовна возвращается в салон и отыгрывается. Уплатив долг, она больше никогда не садится за игорный стол и никому не рассказывает о тайне, даже своим сыновьям.

Молодые люди находят историю неправдоподобной и, посмеявшись, расходятся.

Глава 2

Анна Федотовна Томская к тому времени стала дряхлой и весьма капризной старухой. Её домочадцам приходится туго от вздорного характера графини, в особенности же её юной воспитаннице Лизавете Ивановне . Томская отдаёт ей противоречивые и нелепые приказы, причём ждёт их немедленного исполнения. Германн не в силах забыть об истории трёх карт и решает очаровать Лизавету, чтобы через неё получить доступ к графине и выведать её секрет. Для этого он часто отправляется к дому графини и подолгу стоит напротив окна, где, как ему известно, Лизавета занимается вышиванием. Красивый молодой человек привлекает внимание уставшей от капризов графини девушки.

Тогда же наваждение Германна становится все сильнее. Ему снятся сны, в которых его ставка побеждает, и он под восторженными взглядами друзей сгребает в свой карман многочисленные ассигнации.

Глава 3

Германн исхитряется передать Лизавете записку с пылким признанием в любви . Девушка, хотя и польщена его вниманием, пишет ему сдержанный ответ и выбрасывает в окно вместе с посланием Германна. Но тот не сдаётся. Через служанок он продолжает отправлять Лизавете записки, в которых умоляет о свидании. В итоге девушка отвечает согласием и в одном из своих ответных посланий рассказывает, как можно пробраться в дом. Сделать это тем легче, что Анна Федотовна вместе со своей воспитанницей собирается вечером ехать на бал.

Германн пользуется ситуацией, но проникает не в комнату девушки, а в комнату графини. Он терпеливо ждёт её возвращения, и когда служанки после отправления вечернего туалета расходятся, отставив хозяйку одну, Германн покидает своё укрытие и требует от графини тайну трёх выигрышных карт.

Мольбы молодого человека не производят на старуху никакого впечатления, тогда он в отчаянии достаёт пистолет. Увидев оружие, графиня пугается так сильно, что умирает на месте.

Глава 4

На балу Лизавета сталкивается с Томским , который даёт не самое благоприятное описание Германну, сравнивая его с Мефистофелем. Девушка внутренне согласна с этим мнением. По возвращении домой она отсылает служанку и испытывает облегчение, увидев, что Германн не явился на свидание. Однако, через некоторое время он входит в её комнату и заявляет, что некоторое время назад графиня умерла, возможно, по его вине. Становится очевидно, что молодой человек не испытывает никакого влечения к девушке, а вся интрига была задумана только для того, чтобы добраться до графини. Лизавета все же помогает Германну, отдав ему ключ от потайной двери на улицу.

Глава 5

Являясь мнительным и суеверным человеком, Германн решает отправиться на похороны Анны Федотовны, чтобы попросить у неё прощения за то, что стал её невольным убийцей. При большом стечении народа он подходит к гробу и падает в обморок: ему кажется, будто старуха насмешливо смотрит на него.

Теперь Германну кажется, что верный путь к скорому обогащению потерян навсегда. Он идёт в трактир и напивается до беспамятства. С трудом добравшись до дома, он засыпает.

Внезапно проснувшись около трёх ночи , Германн сталкивается с призраком графини, который называет ему три секретные карты - тройка, семёрка и туз, но ставит несколько условий. Во-первых, на каждую карту можно играть лишь раз в день, во-вторых, комбинацию можно использовать лишь единожды и после этого никогда не принимать участия в игре, а в-третьих, Германн должен жениться на Лизавете Ивановне.

Глава 6

Германн становится совершенно одержимым тремя картами: постоянно думает о них, не к месту упоминает в разговорах. Ему становится известно, что в скором времени в Москве состоится игра на крупные суммы, и вместе с Нарумовым он отправляется туда.

На игре Германн сразу же привлекает к себе внимание ставкой в сорок семь тысяч на тройку . Всем известно, эта сумма - все, что у него есть. Карта Германна побеждает, и он, забрав выигрыш, покидает зал.

На следующий день он приходит вновь, ставит свои девяносто четыре тысячи на семёрку и вновь выигрывает. Люди вокруг очень удивлены, поэтому когда на следующий день Германн приезжает на игру в третий раз, все оставляют свои игры, чтобы следить за ним.

Поставив все деньги на туза, Германн, не глядя, объявляет, что выиграл. На это его соперник, Чекалинский, отвечает: «Дама ваша убита» . Инженер в ужасе смотрит на свою карту, ему кажется что с неё насмешливо улыбается сама старуха.

Потрясение оказывается настолько сильным, что Германна отправляют на лечение в Обуховскую больницу, где беспрестанно повторяет ложную и истинную комбинации карт. Судьба остальных персонажей складывается в полном соответствии с их местом в обществе: Лизавета Ивановна удачно выходит замуж за состоятельного сына управляющего старой графини и содержит при себе воспитанницу, а Томский успешно продвигается по карьерной лестнице.

Значение повести в отечественной литературе

«Пиковая дама» является примером зрелой прозы Пушкина , где воплотились все основные его художественные принципы. Их можно представить в виде следующего списка:

Произведение Пушкина оказало серьёзное влияние на других писателей. В частности, мотив страшного сновидения глубоко вошёл в прозу Достоевского, а явное преобладание реалистического над романтическим составило основу рассказов Гоголя. После долгих лет поисков новых средств художественного выражения Пушкин смог создать такой текст, который пришёлся по вкусу как критике, так и массовому читателю.

Год написания: 1833

Место написания: Болдино

Первая публикация: 1834 год, журнал «Библиотека для чтения»

Жанр произведения: повесть

Главные герои: Германн , Лиза , Анна Федотовна

Беглому знакомству с основными героями, проблематикой и сюжетной линией одного из самыз значимых произведений гения русской литературы поспособствует краткое содержание повести «Пиковая дама» для читательского дневника.

Сюжет

За карточным столом Германн слышит байку о старухе, что в молодости узнала тайную комбинацию карт, с которой можно выиграть любые деньги. Азартный герой никак не может выкинуть эту историю из головы и придумывает коварный план.

Он ухаживает за подопечной старухи Лизой, скромной и наивной девушкой, мечтающей выйти замуж и переехать подальше от своей властной опекунши. Лиза поддается на уговоры и рассказывает поклоннику как попасть в дом, пока старуха на балу. Германн проникает в спальню хозяйки и дожидается её возвращения. Он угрожает ей оружием, но старуха умирает, так и не раскрыв своей тайны.

На похоронах Германну кажется, что старуха ухмыляется в гробу. А ночью она является ему во сне и называет заветную комбинацию. Герой играет в карты, сначала много выигрывает, а к концу игры всё спускает из-за того, что вместо ожидаемого туза ему выпадает пиковая дама с лицом проклятой старухи. Германн лишается рассудка.

Вывод (моё мнение)

Желание постоянной наживы в ущерб жизненных ценностей, устоев морали и нравственности не приведёт к добру.

У конногвардейца Нарумова гости играют в карты. Один жалуется на проигрыш, другой удивляется, что Германн, который раньше карт в руки не брал, сидит все это время с ними и наблюдает за игрой. Германн отвечает, что игра его занимает, но он не собирается «жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее».

Один из гостей, Томский, замечает, что Германн немец, а потому расчетлив. Рассказывает о своей бабушке, графине Анне Федотовне, которая лет 60 назад, будучи молодой и красивой, ездила в Париж и очень много проиграла денег в карты. Ее муж, до того сновивший все ее выходки, увидев сумму проигрыша, вышел из себя и отказался платить. Ни уговоры, ни скандалы на него не действовали. Тогда бабушка вспомнила о своем знакомом - графе Сен-Жермене, который выдавал себя за вечного жида, за изобретателя жизненного эликсира и философского камня, Казанова в своих записках написал, что он был шпион и т. д. Надеясь, что тот располагает большими деньгами, она написала Сен-Жермену записку и пригласила его приехать. Когда тот приехал и узнал суть дела, он, чтобы не делать графиню ему обязанной в смысле денежного долга, предложил ей отыграться и открыл тайну, как подряд угадать три карты. В тот же вечер бабушка явилась в Версаль (деньги она проиграла герцогу Орлеанскому) и отыгралась совершенно.

Присутствующие не верят рассказу, спрашивают, почему рассказчик не перенял у своей бабушки так же отгадывать карты. Томский отвечает, что у бабки было четверо сыновей, и ни одному из них она не открыла тайны. Рассказывает о некоем покойном Чаплицком, который однажды проиграл крупную сумму. Бабушка пожалела его, сказала, что даст ему три карты, чтобы он поставил на них, но с условием больше никогда в жизни не играть. Чаплицкий ставит на первую карту. Выигрывает. На вторую. Выигрывает еще больше. Здесь рассказчик под предлогом того, что уже очень поздно и пора спать, прерывает рассказ.

Старая графиня сидит перед зеркалом, три девушки ей помогают одеваться. К ней приходит внук, Томский, здоровается, старательно обходит темы, касающиеся смерти тех людей, которых знала бабушка. Ta просит его принести почитать какой-нибудь роман, но «только не из нынешних», а такой, «где бы герой не давил ни отца, ни матери и где бы не было утопленных тел». Томский отвечает, что таких романов нет. Спрашивает, может ли он привести своего приятеля. Лизанька, воспитанница графини, услышав, что этим гостем будет Нарумов, впадает в мечтательность и почему-то называет его инженером. Графиня приказывает закладывать карету, замечает рассеянность Лизы (она не слышит обращенных к ней вопросов, не успевает одеться). Затем, услышав от камердинера, что на улице ветер, графиня меняет свое решение и остается дома.

Лиза печалится о своей жизни, т. к. горек чужой хлеб. Графиня, хотя и не имела злой души, была своенравна, как любой человек избалованный светом, скупа и погружена в холодный эгоизм. Старуха вела светскую жизнь - таскалась по балам, сидя в их продолжение в углу, разрумяненная и одетая по старинной моде, принимала у себя полгорода, не узнавая никого. Челядь ее разжирела, многие обкрадывали умирающую старуху. Лизавета, напротив, была «домашней мучиницею». «Она разливала чай и получала выговоры за лишний расход сахара, она вслух читала романы и виновата была во всех ошибках автора, она сопровождала графиню в ее прогулках и отвечала за погоду и за мостовую». Несмотря на то, что ей было назначено жалованье, ей его недоплачивали, на балах она танцевала лишь тогда, когда не хватало дам, дамы брали ее под руку, когда им бывало надо идти в уборную что-либо поправить в своем наряде. Будучи самолюбивой, Лиза не могла не чувствовать своего положения и с нетерпением ожидала своего избавителя.

За неделю до визита Томского Лиза сидела у окна за пяльцами и увидала на улице молодого военного инженера. Тот появлялся регулярно и смотрел на ее окно. Это показалось Лизе странным. Через пару дней, садясь с графиней в карету, она увидела его стоящим у подъезда. Молодой человек продолжает приходить к дому. Так продолжается довольно долго. Они смотрят друг на друга, через неделю Лиза ему улыбнулась и проч. Именно поэтому она спросила, не инженер ли тот приятель, которого Томский собрался привести. Узнав же, что не инженер, она расстроилась и гадала, не выдала ли своим поведением свою тайну. Инженером же был Германн.

Германн был сыном обрусевшего немца, оставившего ему маленький капитал. Считая, что должен упрочить свою материальную независимость, Германн не касался не только самого капитала, но и процентов, и жил на одно жалованье. Он не позволял себе ни одной лишней прихоти, и друзья часто подтрунивали над его бережливостью. Однако он был скрытен и честолюбив, а оттого целыми ночами просиживал, наблюдая за карточной игрой, впрочем, не участвуя в игре. Услышав рассказ о старой графине, он стал думать, как было бы хорошо, если бы старая графиня раскрыла ему свой секрет. Германн не очень верит рассказу и думает, что лучше ставить на более верные «три карты» - расчет, умеренность и трудолюбие. Однажды он забредает на одну из главных улиц Петербурга, останавливается перед домом, к которому то и дело подъезжают кареты, привозящие знатных особ. Спросив, чей это дом, Германн слышит в ответ, что он принадлежит графине ***, той самой, о которой рассказывал Томский. Вернувшись домой, Германн долго не может заснуть, затем ему спится сон, как он играет в карты, выигрывая огромные суммы. На следующий день он снова идет к дому графини и стоит возле него. В одном из окон он замечает девушку. Ta смотрит на него. Именно это и решило его участь.

III.

Когда Лизавета в очередной раз с графиней усаживается в коляску, собираясь отправиться на прием, к ней подбегает инженер и, передав письмо, уходит. На Лизу снова находит рассеянность. Едва дождавшись возвращения, она бежит к себе в комнату, читает письмо, содержащее в себе признание в любви: «оно было нежно, почтительно и слово в слово взято из немецкого романа. Ho Лизавета Ивановна по-немецки не умела и была очень им довольна». Она не знает, как ей поступить, и в конце концов пишет ответное письмо, в котором выражает свою уверенность в честности намерений Германна. На следующий день, увидев Германна, она бросает письмо в окно. Германн ожидал чего-то подобного и возвращается домой, весьма увлеченный своей интригой. Германн начинает писать письма Лизе чуть ли не каждый день. Теперь они уже не переписаны с немецкой книжки, Германн сочиняет их сам. Лизавета уже не рвет его писем (как было со вторым письмом, которое по поручению Германна принесла француженка из модного магазина), а упивается ими. Наконец она в письме назначает ему ночное свидание, рассказав, как проникнуть в дом, воспользовавшись отъездом графини у иностранного посланника.

Вечером Германн проникает в дом, но идет не в комнату Лизы, а в покои старой графини и прячется за портьеру. Скоро приезжает с бала графиня. Она раздевается перед зеркалом. «Германн был свидетелем отвратительных таинств ее туалета». Наконец старух садится в кресло и безжизненно смотрит в одну точку. Перед ней появляется Германн и просит открыть ему тайну, уверяя, что только она может принести ему счастье. Старуха молчит. Тогда Германн взывает к ее состраданию, даже встает на колени, говорит, что даже его дети и внуки будут почитать ее как святую. Видя, что все его ухищрения безрезультатны, он выхватывает пистолет и хочет вырвать признание силой. Старуху постигает сердечный приступ, и она умирает.

Лиза, возвращаясь к себе в комнату, с одной стороны хочет увидеть там Германна, с другой - боится. Дело в том, что на балу Томский, танцуя с ней (Томский злился на княжну Полину, которая, против обыкновения, кокетничала не с ним), рассказал о Германне, своем приятеле, у которого, по его словам, «профиль Наполеона, а душа Мефистофеля» и у которого «на совести по крайней мере три злодейства». По описанию внешности Лиза признает своего «инженера».

Лиза сидит у себя в комнате, внезапно к ней входит Германн. На вопрос Лизы он отвечает, что был в спальне графини, все ей рассказывает. Лиза плачет, понимая, что ее вовсе не любили, а попросту использовали. Сердце Германна тоже терзалось, но не несчастьем, которое он доставил этой ни в чем не повинной девушке, а сожалением, что старуха даже перед смертью не открыла своей тайны. Они ждут наступления утра. Лиза замечает, что Германн и вправду похож на Наполеона. Утром, взяв ключ у Лизы, он выходит из ее комнаты, снова идет в спальню графини. Ta сидит в кресле мертвая. Германн долго на нее смотрит, думает о том, что лет шестьдесят назад к этой мертвой старухе вот так же ночью прокрадывался «молодой счастливец», давно уже истлевший в могиле. Затем Германн уходит.

Через три дня Германн отправился в монастырь, где должны были отпевать тело умершей старухи. «Имея мало истинной веры, он имел множество предрассудков», а потому считал, что мертвая графиня может иметь вредное влияние на его жизнь. Он явился, чтобы испросить прощения.

Происходит обряд отпевания и прощания. Никто не плачет, так как графиня была очень стара. После одной старухи, пришедшей проститься с умершей, к гробу подходит Германн. Он кланяется, а когда распрямляется, ему кажется, что мертвая насмешливо смотрит на него, прищурив один глаз. Германн падает. С Лизаветой, находившейся на панихиде, делается обморок. Среди гостей проносится ропот, а один из близких родственников покойной шепчет англичанину, что это побочный сын покойной.

Германн в расстройстве идет в трактир, пьет. Возвратившись домой, он засыпает.

Среди ночи ему является белая фигура, в которой он узнает графиню. Она заявляет, что пришла к нему против своей воли, но ей велено исполнить его просьбу. И графиня называет три выигрышные карты: тройку, семерку, туза. Условие же такое: за один день больше одной карты не играть, а потом всю оставшуюся жизнь не прикасаться к картам. Затем добавляет, что прощает Германну свою смерть, просит лишь жениться на Лизавете, своей воспитаннице. Очнувшись, Германн долго не может понять, во сне это было или наяву.

Скоро угрызения совести за смерть старухи оставляют Германна, их полностью вытесняет мысль о трех выигрышных картах. Все вокруг напоминает ему о них. Германн начинает подыскивать удобный случай, чтобы поставить на них. Случай ему помогает.

В Москве составилось общество богатых игроков под председательством некого Чекалинского, «проведшего весь век за картами и нажившего некогда миллионы, выигрывая векселя и проигрывая чистые деньги». Он приезжает в Петербург, к нему нахлынула молодежь, так как Чекалинский проводит великолепные приемы. Нарумов приводит к нему Германна и представляет. В зале идет игра. Улучшив момент, Германн ставит на карту 47 тысяч. Чекалинский, убедившись, что Германн платежеспособен, начинает метать. Выигрывает тройка. На следующий день Германн снова приходит и ставит 94 тысячи на семерку и выигрывает. Все в изумлении. Когда на третий день Германн появляется, все его уже ждут. Он ставит все свои деньги, открывает карту, говорит, что туз выиграл. Чекалинский отвечает, что его дама убита. Взглянув на свою карту, Германн видит, что у него не туз, а дама пик, которая, как ему показалось, усмехнулась и подмигнула ему. «Старуха!» - кричит он в ужасе и отходит от стола. Игра продолжается своим чередом.

Заключение

Германн сошел с ума, он сидит в Обуховской больнице, не отвечает на вопросы и только быстро повторяет: «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!»

Лизавета вышла замуж за сына бывшего управителя старой графини и взяла к себе на воспитание бедную родственницу.

Томский произведен в ротмистры и женится на княжне Полине.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.