Омертвение или бесчувствие сердца к духовным предметам. Болезнь и омертвение души Души мертвые и живые в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Литература

Ответ на билет №12

Души мертвые и живые в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”.

1. Основной конфликт поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души”.

2. Характеристика различных типов помещиков. Души мертвые:

Манилов;

Собакевич;

Коробочка;

Ноздрев;

Плюшкин.

3. Образ Чичикова.

4. Души живые - воплощение таланта народа.

5. Нравственная деградация народа - результат нравственной опустошенности общества.

1. Вершиной творчества Н.В. Гоголя стала поэма “Мертвые души”. Приступая к созданию своего грандиозного по замыслу произведения, он писал Жуковскому, что “вся Русь явится в нем!”. В основу конфликта поэмы Гоголь положил главное противоречие современной ему действительности между исполинскими духовными силами народа и его закабаленностью. Реализуя этот конфликт, он обратился к самым насущным проблемам того периода: состоянию помещичьего хозяйства, моральному облику поместного и чиновничьего дворянства, взаимоотношениям крестьянства с властями, судьбам народа в России. В поэме Гоголя “Мертвые души” выведена целая галерея моральных уродов, типажей, ставших нарицательными именами. Гоголь последовательно изображает чиновников, помещиков и главного героя поэмы Чичикова. Сюжетно поэма построена как история похождений Чичикова - чиновника, скупающего “мертвые души”.

2. Характеристике различных типов русских помещиков посвящена почти половина первого тома поэмы. Гоголь создает пять характеров, пять портретов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика. Образы помещиков, которых посещает Чичиков, представлены в поэме контрастно, поскольку несут в себе различные пороки. Один за другим, каждый духовно ничтожнее предшествующего, следуют в произведении владельцы усадеб: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. Если Манилов сентиментален и слащав до приторности, то Собакевич прямолинеен и груб. Полярны их взгляды на жизнь: для Манилова все окружающие - прекрасны, для Собакевича - разбойники и мошенники. Манилов не проявляет настоящей заботы о благополучии крестьян, о благосостоянии семьи; он все управление передоверил плуту приказчику, который разоряет и крестьян и помещика. Зато Собакевич - крепкий хозяин, готовый ради наживы на любое жульничество. Манилов - беспечный фантазер, Собакевич - циничный кулак-выжига. Бездушие Коробочки проявляется в мелочном скопидомстве; единственное, что ее волнует, - это цены на пеньку, мед; “не продешевить бы” и при продаже мертвых душ. Коробочка напоминает Собакевича скупостью, страстью к наживе, хотя тупость “дубинноголовой” доводит эти качества до комического предела. “Накопителям”, Собакевичу и Коробочке, противостоят “расточители” - Ноздрев и Плюшкин. Ноздрев - отчаянный мот и кутила, опустошитель и разоритель хозяйства. Его энергия превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.

Если Ноздрев пустил по ветру все свое состояние, то Плюшкин превратил свое в одну видимость. Ту последнюю черту, к которой может привести человека омертвение души, Гоголь показывает на примере Плюшкина, чей образ завершает галерею помещиков. Этот герой уже не столько смешон, сколько страшен и жалок, так как в отличие от предыдущих персонажей он утрачивает не только духовность, но и человеческий облик. Чичиков, увидев его, долго гадает, мужик это или баба, и, наконец, решает, что перед ним ключница. А между тем это помещик, владелец более чем тысячи душ и громадных кладовых. Правда, в этих кладовых хлеб гниет, мука превращается в камень, сукна и холсты - в пыль. Не менее жуткая картина предстает взору и в барском доме, где все покрыто пылью и паутиной, а в углу комнаты “навалена куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в этой куче, решить было трудно”, так же как трудно было “докопаться, из чего состряпан был... халат” хозяина. Как же случилось, что богатый, образованный человек, дворянин превратился в “прореху на человечестве”? Чтобы ответить на этот вопрос. Гоголь обращается к прошлому героя. (Об остальных помещиках он пишет как об уже сформировавшихся типах.) Писатель очень точно прослеживает деградацию человека, и читатель понимает, что человек не рождается чудовищем, а становится им. Значит, эта душа могла жить! Но Гоголь замечает, что с течением времени человек подчиняет себя господствующим в обществе законам и предает идеалы юности.

Все гоголевские помещики - характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся. Но при всем их внешнем разнообразии суть остается неизменной: владея живыми душами, сами они давно превратились в души мертвые. Истинных движений живой души мы не видим ни в пустом мечтателе, ни в крепколобой хозяйке, ни в “жизнерадостном хаме”, ни в похожем на медведя помещике-кулаке. Все это лишь видимость с полным отсутствием духовного содержания, потому эти герои и смешны. Убеждая читателя, что его помещики не исключительны, а типичны, писатель называет и других дворян, характеризуя их даже фамилиями: Свиньин, Трепакин, Блохин, Поцелуев, Беспечный и т. п.

3. Причину омертвления души человека Гоголь показывает на примере формирования характера главного героя - Чичикова. Безрадостное детство, лишенное родительской любви и ласки, служба и пример чиновников-взяточников - эти факторы сформировали подлеца, который таков, как все его окружение. Но он оказался более жаден в стремлении к приобретательству, чем Коробочка, черствее Собакевича и наглее Ноздрева в средствах обогащения. В заключительной главе, восполняющей биографию Чичикова, происходит окончательное его разоблачение как ловкого хищника, приобретателя и предпринимателя буржуазного склада, цивилизованного подлеца, хозяина жизни. Но Чичиков, отличаясь от помещиков предприимчивостью, тоже “мертвая” душа. Ему недоступна “блистающая радость” жизни. Счастье “порядочного человека” Чичикова основано на деньгах. Расчет вытеснил из него все человеческие чувства и сделал его “мертвой” душой. Гоголь показывает появление в русской жизни человека нового, у которого нет ни знатного рода, ни титула, ни поместья, но который ценой собственных усилий, благодаря своему уму и изворотливости пытается сколотить себе состояние. Его идеал - копейка; женитьба мыслится им как выгодная сделка. Его пристрастия и вкусы чисто материальные. Быстро разгадав человека, он умеет по-особому к каждому подойти, тонко рассчитав свои ходы. Внутренняя многоликость, неуловимость подчеркивается и его внешностью, описанной Гоголем в неопределенных чертах: “В бричке сидел господин, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако и не так, чтобы слишком молод”. Гоголь сумел разглядеть в современном ему обществе отдельные черты зарождающегося типа и собрал их воедино в образе Чичикова. Чиновники города NN еще более обезличены, чем помещики. Их мертвенность показана в сцене бала: людей не видно, повсюду муслины, атласы, кисеи, головные уборы, фраки, мундиры, плечи, шеи, ленты. Весь интерес жизни сосредоточен на сплетнях, пересудах, мелком тщеславии, зависти. Они отличаются друг от друга только размером взятки; все бездельники, у них нет никаких интересов, это тоже “мертвые” души.

4. Но за “мертвыми” душами Чичикова, чиновников и помещиков Гоголь разглядел живые души крестьян, силу национального характера. По выражению А. И. Герцена, в поэме Гоголя проступают “позади мертвых душ - души живые”. Талантливость народа открывается в сноровистости каретника Михеева, сапожника Телятникова, кирпичника Милушкина, плотника Степана Пробки. Сила и острота народного ума сказались в бойкости и меткости русского слова, глубина и цельность русского чувства - в задушевности русской песни, широта и щедрость души - в яркости и безудержном веселье народных праздников. Безграничная зависимость от узурпаторской власти помещиков, обрекающих крестьян на подневольный, изнуряющий труд, на беспросветное невежество, порождает бестолковых Митяев и Миняев, забитых Прошек и Пелагей, не знающих, “где право, где лево”, покорных, ленивых, развращенных Петрушек и Селифанов. Гоголь видит, как искажаются высокие и добрые качества в царстве “мертвых” душ, как гибнут крестьяне, доведенные до отчаяния, бросающиеся в любое рискованное дело, лишь бы выбраться из крепостной зависимости.

Не найдя правды у верховной власти, капитан Копейкин, помогая себе сам, становится атаманом разбойников. “Повесть о капитане Копейкине” напоминает властям об угрозе революционного бунта в России.

5. Крепостническая мертвенность разрушает добрые задатки в человеке, губит народ. На фоне величественных, бескрайних просторов Руси реальные картины русской жизни кажутся особенно горькими. Обрисовав в поэме Россию “с одного боку” в ее отрицательной сущности, в “потрясающих картинах торжествующего зла и страждущей ненависти”, Гоголь еще раз убеждает, что в его пору “нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости”.

На тему «Проблема омертвления человеческой души в произведениях русских писателей 19 века» можно на примере поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», романа М.Е.Салтыкова-Щедрина, рассказов А.П.Чехова, среди которых наиболее полно эта тема раскрывается в рассказе «Ионыч». Мы предлагаем вам развернутое высказывание по «Мертвым душам» Н.В.Гоголя, которое можно положить в основу своего эссе.

Души мертвые и живые в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Сам Гоголь определял свой художественный мир так: «И долго ещё определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать её сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слёзы».

Действительно, странные герои в поэме. Если Н.В. Гоголь указывает в названии на существование «мертвых душ», то значит, есть в произведении и живые…

Кто есть кто? Кого можно назвать истинно мертвыми, а кого истинно живыми? Вопрос не праздный. Особенно если принять во внимание, что поэма «Мертвые души» воспринимается Гоголем не просто как художественное произведение, а как книга жизни, чуть ли не новое Евангелие, которое должно изменить и Россию, и человечество, и его самого!

Словосочетание «мёртвые души» многозначно (есть тьма читательских догадок, научных споров и исследований).

Истоки названия видят в Евангелии – в мысли апостола Павла о вечной жизни во Христе. (И это справедливо).

Исследователи отыскали словосочетания «мёртвая душа» и на страницах современной Гоголю литературы в значениях: «душа великого грешника, душа опустошённая, не способная к любви, лишённая надежды…». Трудно не согласиться с таким определением.

Есть прямой и очевидный смысл, вытекающий из истории самого произведения. С петровских времён в России каждые 12-18 лет проводились ревизии (проверки) численности крепостных крестьян, поскольку за крестьян мужского пола помещик обязан был платить правительству «подушную» подать (за каждую мужскую душу – «душу» кормильца семьи). В итоге ревизии составлялись ревизские «сказки» (списки). Если в период от ревизии до ревизии крестьянин умирал, в списках он всё равно числился и за него помещик платил подать – до составления списков.

Вот этих-то умерших, но числящихся живыми пройдоха–делец Чичиков и задумал скупить по дешёвке.

Какая же тут была выгода?

Оказывается, крестьян можно было заложить в опекунском совете (в банке), т.е. получить за каждую мёртвую душу деньги.

Итак, очевидно, что «мёртвая душа» - это умерший, но существующий в бумажном, бюрократическом «обличье» крестьянин, ставший предметом спекуляции.

Но всё не так просто в сюжете поэмы! Фактически мёртвые оживают на наших глазах и выглядят живее иных действующих лиц. Интересное наблюдение? Конечно! Обрисованные более или менее полно на страницах поэмы помещики, чиновники, их жёны, трактирщики?! Они какие души? По виду, по необычайной подвижности – вполне живые. А по сути?

Один за другим, каждый духовно ничтожнее предшествующего, следуют в произведении владельцы усадеб: Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин. Типичные русские помещики.

Манилов – «рыцарь пустоты», беспредметный мечтатель, оторванный от реальной жизни. Сентиментален до приторности. Для Манилова все окружающие – прекрасные. Он не проявляет заботы о своих крепостных, передоверил всё приказчику, который разоряет и крестьян, и самого помещика. Он не знает, сколько у него умерло крестьян. В имении много изъянов. Везде только претензия на утончённость. Чего только стоит надпись на беседке – «Храм уединённого размышления». В кабинете два года лежит книга, раскрытая на 14 странице. На подоконнике красивыми рядками – зола из курительной трубки. Чичикову быстро удаётся убедить Манилова в законности «жегоции» (сделки). «Закон… я немею перед законом». Чтобы сделать приятное «неожиданному дорогому другу», Чичикову, он не только дарит мертвых душ, но и берёт на себя оформление купчей. А в городе торжественно вручает «будущему херсонскому помещику» бумаги, свёрнутые в трубочку и перевязанные розовой ленточкой.

Коробочка, у которой Чичиков оказался совершенно случайно, - другого рода помещица. Фамилия «говорящая». У неё «хорошая деревенька» и «обильное хозяйство». Кроме выгоды, её ничто не интересует. Во время торгов довела Чичикова до изнеможения: боялась продешевить. Ведь она никогда не продавала такой товар. И страха не чувствовала пред грехом! Чичиков называет «дубинноголовой». Крепколобой оказалась помещица.

После отъезда неожиданного гостя она отправилась в город узнать, по какой цене ходит «товар». Ни проблеска ума, души, сердца!.. Одним словом – скопидомка.

Ноздрёв – «рыцарь скандала», любитель кутежей, карточных игр. В 35 лет такой же, как и в 18. Отсутствие развития – признак неживого. Он «исторический человек»: «где бы он ни был, всюду не обходилось без истории». Кутила, меняла, лжец, доносчик. Любитель собак. Гоголь приводит убийственную деталь, характеризуя помещика. «Ноздрёв был среди <собак> совершенно как отец среди семейства»… у него была одна страсть – нагадить ближнему. После предложения о продаже мёртвых душ стал шантажировать Чичикова. Спасла его случайность: капитан – исправник приехал арестовать Ноздрёва. Жизнерадостный пакостник в очередной раз «потерпел» за разбой.

У помещика Собакевича всё было исполинского размера: дом, крестьянские избы, мебель. Да и сам походил на средней величины медведя: носил коричневый сюртук и беспрестанно наступал на чужие ноги. И звали его Михайлом Семёновичем. Всех чиновников и помещиков он именует мошенниками. Совершает свои «подвиги» только за обеденным столом. «У меня когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся!» Просьба Чичикова о продаже мёртвых душ не вызвала у него ни удивления, ни страха. Он мгновенно оценил ситуацию и сказал: «По сту за штуку!» И долго торговался с Чичиковым. Тот заплатил по самой высокой цене Собакевичу – по два с полтиной. А в Опекунском совете он мог получить за каждую «душу» 200 рублей, т.е. в 80 раз больше. Выжал из Чичикова деньги за мёртвых, как за живых. «Кулаком» и «бестией» называет помещика Чичиков.

В словаре В.И. Даля слово «кулак» - скряга, торговец-обманщик, прижимистый делец». Гоголь подчёркивает его «неживую», «деревянную» сущность. «…Казалось, в этой теме совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует». Смысл жизни Собакевича – нажива.

В Евангелии есть заповедь, которую Иисус назвал главной. Она проста: любовь к Богу жива только в любви к человеку. Слово «любовь» неприменимо по отношению к Собакевичу.

Заканчивается галерея помещиков образом Плюшкина. Хозяина огромного имения. У него более 1000 крепостных душ. Имение – «вымершее место», тлен, прах. О жизни здесь напоминает только сад, не поддающийся воле «рыцаря скупости». Убийственная деталь: на столе у Плюшкина «часы с остановившимся маятником, в котором паук приладил … паутину». (Время здесь остановилось). Плюшкин не ест, не пьёт, в постоянных заботах: легко ли это – гноить из года в год такую прорву добра. Держит впроголодь своих крепостных, поэтому они мрут у него, как мухи (на радость Чичикову!). а многие ударились в бега. Следует, сказать, что в молодости он был только бережливым хозяином. После смерти жены постепенно превратился в скрягу, порвал с собственными детьми, не проявил милосердия, ничего не дал из наследства! Это предел человеческого падения! Горячим предупреждением звучит в этой главе лирическое отступление: «И до такой ничтожности, мелочности мог снизойти человек! мог так измениться… «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения , не оставляйте их на дороге, не подымете потом».

По всем определениям, «не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и им подобные – вот мёртвые души, и мы их встречаем на каждом шагу. Я полностью согласна с мнением А.И. Герцена.

Мёртвые души и корыстные чиновники во главе с губернатором, любителем вышивать по тюлю, его подчинённые, взяточники и казнокрады. С сарказмом пишет Гоголь о прокуроре, который не глядя подписывал бумаги «нужным людям».

И только кода он умер (А смерть наступила от испуга, вызванного толками о Чичикове), люди узнали, что у него точно была душа. До этого души в нём не замечали.

«Сам «херсонский помещик», скупивший мёртвых душ идёт . (Почему же не купить мёртвых, когда продают и живых.) – мертвая душа, «рыцарь копейки». Его жизнь – стремление к золотому миражу. Он стал достойным сыном своего отца, завещавшего ценить копейку превыше дружбы, любви.

В поэме не только отрицание России Собакевичей и Плюшкиных, но и утверждение России русского народа». За страшным миром помещиков и чиновников Гоголь разглядел живую Русь. Не без недостатков и пороков.

А самое интересное, мёртвые ревизские души оказываются по-настоящему живыми.

«Вот каретник Михеев! ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то, как бывает московская работа, что на один час, - прочность такая, сам и обобьёт, и лаком покроет.»

«А Пробка Степан, плотник? Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бог знает что дали, трёх аршин с вершком ростом!»

«Милушкин, кирпичник! мог поставить печь в каком угодно доме».

«Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнёт, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо»…

Образ русского народа, его страдающей души проходит через всю поэму. Широта души, искренняя доброта, богатырская удаль, чуткость к разящему меткому слову, широкая раздольная песня – в этом проявляется истинная душа русского человека. Народная душа – это птица-тройка, которая не знает никаких преград.

Но и это еще не всё.

Н.В. Гоголь верил, что любой человек, опустившийся и грешный, может и должен возродиться к достойной жизни, осознав своё духовное падение. Не случайно он написал в записке, относящейся к последним дням его жизни: Будьте не мёртвые души, а живые…»

А.Л.Мурзина, заслуженный учитель Каз. ССР, учитель-методист НП СОШ «Лицей «Столичный»

Шамова Ольга Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 53 города Кирова.

Гоголь искал ответы на вопросы более важные, нежели проблемы художественного творчества, пусть даже весьма утончённые,— хоть они и не могли не завлекать его воображения: всё-таки он был художник. Он был художником высочайшего уровня, но он обладал и обострённой религиозной одарённостью, и она возобладала в нём над чисто художественною жаждою творчества. Гоголь сознавал: искусство, как бы высоко оно ни возносилось, останется пребывать среди сокровищ на земле. Для Гоголя же всегда были потребнее сокровища на небе.

Это с раздражением почувствовал ещё Белинский. Об этом позднее говорили и писали многие и многие, кто пытался осмыслить судьбу Гоголя, — по-разному, разумеется, оценивая. Религиозное странничество Гоголя не обошлось без блужданий и падений. Одно лишь несомненно: именно Гоголь направил русскую литературу к осознанному служению православной Истине. Кажется, первым это чётко сформулировал К. Мочульский: «В нравственной области Гоголь был гениально одарён; ему было суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии, сдвинуть её с пути Пушкина на путь Достоевского. Все черты, характеризующие «великую русскую литературу», ставшую мировой, были намечены Гоголем: её религиозно-нравственный строй, её гражданственность и общественность, её боевой и практический характер, её пророческий пафос и мессианство. С Гоголя начинается широкая дорога, мировые просторы». Вот главное сокровище, завещанное Гоголем, наследовать которое мог и может каждый — при внутренней потребности. Вот эта внутренняя потребность отдавать есть истинное стяжание ценностей не мнимых. Один из великих Отцов Церкви, Максим Исповедник, сказал об этом так: «Моё есть лишь то, что я отдал».

Постараемся рассмотреть сложнейший вопрос о смысле жизни с точки зрения христианской веры на примере героев самого известного произведения Н.В. Гоголя, знакового произведения для всей русской литературы, его великой поэмы «Мёртвые души»

Название поэмы является многоплановым, в нём совмещены сюжетный и духовный планы произведения. Также надо сказать, что сочетание «мёртвые души» было «изобретено» Гоголем. В языке было сочетание «убылые души». Из письма Погодина Гоголю 6 мая 1847 года: «Мертвых душ» в русском языке нет. Есть души ревизские, приписные, убылые, прибылые». Гоголь хотел придать этими словами особенный смысл не только афере Чичикова, но и всему произведению. То, что в названии Гоголь указывает на помещиков и чиновников, самого Чичикова, было очевидно уже для первых читателей Гоголя. А.И. Герцен записал в дневнике в 1842 году: «…не ревизские - мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие - вот мёртвые души и мы их встречаем на каждом шагу». Всем понятно лексическое значение слова «мёртвый» - лишённый жизни, умерший. Но также ясно, что в поэме «мёртвые души» - это вполне живые люди, которые даже, скажем так, преуспевают, в первую очередь, по их собственному мнению. Так почему же они «мертвы», хотя они живы. Очевидно, что ответ на этот вопрос состоит в том, что их жизнь не имеет того высшего смысла, который должна иметь.

Гоголь вкладывает в уста старика Муразова (во втором томе «Мёртвых душ») одну из самых задушевных своих мыслей: «Не то жаль, что виноваты вы стали перед другими, а то жаль, что перед собою стали виноваты — перед богатыми силами и дарами, которые достались в удел вам. Назначенье ваше — быть великим человеком, а вы себя запропастили и погубили». Эти слова, обращенные к Чичикову, без сомненья, сознавались автором обращёнными ко всякому человеку. Герои поэмы, проходящие перед читателем именно в том порядке, в каком их расположил гениальный Гоголь, стоят на ступенях лестницы, но лестницы, ведущей не вверх, а вниз. Не к Богу, а совсем в другую сторону. Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин. По своему опыту могу сказать, что ребят очень привлекает и вызывает в них наибольший отклик образ Плюшкина. Поэтому мне хочется остановиться именно на этом герое, стоящем в самом конце галереи гоголевских помещиков.

Как сказал писатель и литературовед Игорь Волгин, «гоголевские помещики - это отлитые в бронзе типы». Великий талант Гоголя рисует их со скрупулёзной точностью и яркостью. Гоголь описывает поместье, дом, внешность героев, выразительна речь героев. Все они по-разному реагируют на предложение Чичикова продать им мёртвых крестьян. Но повествование о Плюшкине существенно отличается от глав о других помещиках. Шестая глава поэмы открывается лирическим отступлением, в котором писатель вспоминает о юности. В этом лирическом отступлении мы видим очень важное слово - пошлость. Пошлость — ключевое слово, когда заходит речь о творчестве Гоголя. Впервые произнес его Пушкин, и Гоголь усвоил и утвердил это понятие по отношению к отображённой им жизни: «Обо мне много толковали, разбирая кое-какие мои стороны, но главного существа моего не определили. Его слышал один только Пушкин. Он мне говорил всегда, что ещё ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем. Вот моё главное свойство, одному мне принадлежащее и которого, точно, нет у других писателей. Оно впоследствии углубилось во мне ещё сильней...», - так свидетельствовал Гоголь позднее (в «Выбранных местах...»). О. Василий Зеньковский, посвятивший теме пошлости лучшие, пожалуй, страницы своего исследования о Гоголе, писал: «Тема пошлости есть, таким образом, тема об оскудении и извращении души, о ничтожности и пустоте её движений при наличности иных сил, могущих поднимать человека. Всюду, где дело идёт о пошлости, слышится затаённая грусть автора, — если не настоящие «слёзы сквозь смех», то скорбное чувство трагичности всего, к чему фактически сводится жизнь человека, из чего она фактически слагается. Пошлость есть существенная часть той реальности, которую описывает Гоголь...»

Обратите внимание на последние слова из высказывания о. Василия Зеньковского: «… скорбное чувство трагичности всего, к чему фактически сводится жизнь человека, из чего она фактически слагается». Глава о Плюшкине, как никакая другая, проникнута этим чувством трагичности.

Сад, когда-то чудесный и живой, пришедший в запустение. Напрашивается аналогия с садом души человеческой. Деревня, в которой всё: и дороги, и дома крестьян - напоминают полуразложившиеся тела (сравнение брёвен и разобранных крыш с торчащими рёбрами), сгнивший хлеб в огромных кладях. Две! сельские церкви, опустевшие, испятнанные и истрескавшиеся. Дом, почти уже умерший, с закрытыми окнами - глазами (полтора только смотрели на этот мир). Холод, идущий из дома Плюшкина. Сам Плюшкин в страшном засаленном халате. Рассказ о его постоянном собирательстве всяких ненужных вещей. И самое главное - это история жизни Плюшкина, история его перерождения из рачительного умного хозяина и доброго мужа и отца в «прореху на человечестве», в «беса», по словам покупщиков, которые перестали и ездить к нему. Читатель видит скорбь Гоголя по поводу того, «до какой ничтожности, мелочности, гадости может снизойти человек». «Быстро все превращается в человеке; не успеешь оглянуться, как уже вырос внутри страшный червь, самовластно обративший к себе все жизненные соки. И не раз не только широкая страсть, но ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому разрасталась в рожденном на лучшие подвиги, заставляла его позабывать великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое», - пишет Гоголь. (Можно соотнести эти слова с деталью: люстра как кокон с сидящим внутри него червяком под потолком в комнате Плюшкина).

Почему? Почему это случилось с человеком? Потому что герой Гоголя (все его герои-помещики, да и Чичиков) живёт в горизонтальном направлении, он теряет свою связь с небом и перестаёт быть человеком. Силы свои он тратит не на то. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» - читаем мы в Евангелии от Марка. Что толку от всех этих богатств, которые сгнили и никому не принесли счастья и радости. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут, Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», - Евангелие от Матфея. Плюшкин не видит, что его сердце там, где всё прогнило, всё пусто и холодно. Страшно, что он ещё и осуждает других людей за сребролюбие (приказных, которые просят платы за свою работу). Духовно умершая, действительно мёртвая душа, Плюшкин несколько раз упоминает о Боге, но это только слова. Его вера мертва, так как не является для него смыслом жизни, не приводит к жизни духовной, не даёт плоды.

Митрополит Антоний Сурожский сказал: «Закроет ли наше благополучие нам глаза на то, что жизнь имеет глубину, и смысл, и цель, и что мы устремлены к встрече с Богом, и что эта встреча будет последним и поистине страшным судом, если в нас не найдется любви - чистой, подлинной любви?» «Духовный прогресс удостоверяется в конечном счете и наилучшим образом лишь одним: нашей способностью любить. Любить — в смысле чистого уважения, служения, бескорыстной привязанности, не требующей ответной платы; в смысле «симпатии», или «эмпатии», побуждающей нас забывать о себе, чтобы «со-чувствовать», «чувствовать в другом», - писал Оливье Клеман, французский богослов, историк, профессор Свято-Сергиевского православного института в Париже, автор многих книг. Нет в жизни Плюшкина любви, милосердия: детям своим он посылает проклятия, крестьяне для него только воры и мошенники, он всех подозревает и осуждает, он совершенно один. Первый шаг на пути к Богу - увидеть свои страсти и грехи, осознать их, покаяться. Но нет этого в жизни Плюшкина. И поэтому «сам он обратился, наконец, в какую-то прореху на человечестве». И сама жизнь его становится подобием смерти среди смрада и гниения. Как страшно. Но ещё страшнее, что Гоголь, прекрасно знающий сердца людей, в которых, по словам Достоевского, дьявол с Богом борется, пытается достучаться до каждого читателя, особенно юного. Всем известны слова писателя: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»

Гоголь любил повторять, что не будут живы его образы, если каждый читатель не почувствует, что они взяты «из того же тела, из которого и мы». Это свойство гоголевских образов - некую узнаваемость, близость душе каждого из нас - отмечали уже современники писателя. «Не все ли мы после юности, так или иначе, ведем одну из жизней гоголевских героев? - записал в своем дневнике Герцен в июле 1842 года. - Один остается при маниловской тупой мечтательности, другой - буйствует a laNosdreff, третий - Плюшкин...» «Каждый из нас, - говорил Белинский, - какой бы он ни был хороший человек, если вникнет в себя с тем беспристрастием, с каким вникает в других, - то непременно найдет в себе, в большей или меньшей степени, многие из элементов многих героев Гоголя». Великая книга Гоголя, написанная в середине 19 века, обращена и к нам. Есть в книге глубокий духовный смысл. Он раскрыт Гоголем в предсмертной записи: «Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, прелазай иначе, есть тать и разбойник». По Гоголю, души его героев не вовсе умерли. В них, как и в каждом человеке, таится подлинная жизнь - образ Божий, а вместе с тем и надежда на возрождение. Иисус сказал: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14:6). Писатель шел в поэме от евангельской традиции, к которой и восходит понимание «мертвой» души как духовно умершей. Гоголевский замысел созвучен христианскому нравственному закону, сформулированному святым апостолом Павлом: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22). С этим связана и главная идея «Мертвых душ» - идея духовного воскресения падшего человека. Ее должен был воплотить в первую очередь главный герой поэмы. «И, может быть, в сем же самом Чичикове заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес», - предсказывает автор грядущее возрождение своего героя, то есть оживление его души. Возродиться душой должен был не только Чичиков, но и другие герои, - даже Плюшкин, может быть, наиболее «мертвый» из всех. На вопрос архимандрита Феодора, воскреснут ли прочие персонажи первого тома, Гоголь отвечал с улыбкой: «Если захотят». Духовное возрождение - одна из высших способностей, дарованных человеку, и, по Гоголю, этот путь открыт всем. И это возрождение должно было совершиться на основе «коренной природы нашей, нами позабытой», и послужить примером не только для соотечественников, но и для всего человечества. В этом и заключалась одна из «сверхзадач» поэмы Гоголя «Мертвые души».

И в заключение хочу привести высказывание Юрия Манна: «По словам издателя поэмы, «Мёртвые души» - великая книга, но она понятна только русскому человеку, иностранцы её не поймут». Но в Англии был издан сборник, названный «1001 произведение, которые вы должны прочесть, прежде чем вы умрёте». Там есть две книги Н.В. Гоголя. Первой названа поэма «Мёртвые души».

Вершиной творчества Н. В. Гоголя стала поэма «Мертвые души». Приступая к созданию своего грандиозного по замыслу произведения, он писал Жуковскому, что «вся Русь явится в нем!». В основу конфликта поэмы Гоголь положил главное противоречие современной ему действительности между исполинскими духовными силами народа и его закабаленностью. Реализуя этот конфликт, он обратился к самым насущным проблемам того периода: состоянию помещичьего хозяйства, моральному облику поместного и чиновничьего дворянства, взаимоотношениям крестьянства с властями, судьбам народа в России. В поэме Гоголя «Мертвые души» выведена целая галерея моральных уродов, типажей, ставши нарицательными именами. Гоголь последовательно изображает чиновников, помещиков и главного героя поэмы Чичикова. Сюжетно поэма построена как история похождений Чичикова - чиновника, скупающего

«мертвые души».

Характеристике различных типов русских помещиков посвящена почти половина первого тома поэмы. Гоголь создает пять характеров, пять портретов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика. Образы помещиков, которых посещает Чичиков, представлены в поэме контрастно, поскольку несут в себе различные пороки. Один за другим, каждый духовно ничтожнее предшествующего,следуют в произведении владельцы усадеб: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. Если Манилов сентиментален и слащав до приторности, то

Собакевич прямолинеен и груб. Полярны их взгляды на жизнь: для Манилова все окружающие - прекрасны, для Собакевича - разбойники и мошенники. Манилов не проявляет настоящей заботы о благополучии крестьян, о благосостоянии семьи; он все управление передоверил плуту приказчику, который разоряет и крестьян и помещика. Зато Собакевич - крепкий хозяин, готовый ради наживы на любое жульничество. Манилов - беспечный фантазер, Собакевич - циничный кулак- выжига. Бездушие Коробочки проявляется в мелочном скопидомстве; единственное, что ее волнует, - это цены на пеньку, мед; «не продешевить бы» и при продаже мертвых душ. Коробочка напоминает Собакевича скупостью,

страстью к наживе, хотя тупость «дубинноголовой» доводит эти качества до комического предела. «Накопителям», Собакевичу и Коробочке, противостоят «расточители» - Ноздрев и Плюшкин. Ноздрев - отчаянный мот и кутила, опустошитель и разоритель хозяйства. Его энергия превратилась в скандальную

суету, бесцельную и разрушительную.

Если Ноздрев пустил по ветру все свое состояние, то Плюшкин превратил свое в одну видимость. Ту последнюю черту, к которой может привести человека омертвение души, Гоголь показывает на примере Плюшкина, чей образ завершает галерею помещиков. Этот герой уже не столько смешон, сколько страшен и жалок, так как в отличие от предыдущих персонажей он утрачивает не только духовность, но и человеческий облик. Чичиков, увидев его, долго гадает, мужик это или баба, и, наконец, решает, что перед ним ключница. А между тем это помещик, владелец более чем тысячи душ и громадных кладовых.


Правда, в этих кладовых хлеб гниет, мука превращается в камень, сукна и холсты - в пыль. Не менее жуткая картина предстает взору и в барском доме, где все покрыто пылью и паутиной, а в углу комнаты «навалена куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в этой

куче, решить было трудно», так же как трудно было «докопаться, из чего состряпан был... халат» хозяина. Как же случилось, что богатый, образованный человек, дворянин превратился в «прореху на человечестве»? Чтобы ответить на этот вопрос. Гоголь обращается к прошлому героя. (Об остальных помещиках он пишет как об уже сформировавшихся типах.) Писатель очень точно прослеживает деградацию человека, и читатель понимает, что человек не рождается чудовищем, а становится им. Значит, эта душа могла жить! Но Гоголь замечает, что с течением времени человек подчиняет себя господствующим в обществе законам и предает идеалы юности.

Все гоголевские помещики - характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся. Но при всем их внешнем разнообразии суть остается неизменной: владея живыми душами, сами они давно превратились в души мертвые. Истинных движений живой души мы не видим ни в пустом мечтателе, ни в крепколобой хозяйке, ни в «жизнерадостном хаме», ни в похожем на медведя помещике-кулаке. Все это лишь видимость с полным отсутствием духовного содержания, потому эти герои и смешны. Убеждая читателя, что его помещики не исключительны, а типичны, писатель называет и других дворян, характеризуя их даже фамилиями: Свиньин, Трепакин, Блохин, Поцелуев, Беспечный и т. п.

Причину омертвления души человека Гоголь показывает на примере формирования характера главного героя - Чичикова. Безрадостное детство, лишенное родительской любви и ласки, служба и пример чиновников-взяточников - эти факторы сформировали подлеца, который таков, как все его окружение.

Но он оказался более жаден в стремлении к приобретательству, чем Коробочка, черствее Собакевича и наглее Ноздрева в средствах обогащения. В заключительной главе, восполняющей биографию Чичикова, происходит окончательное его разоблачение как ловкого хищника, приобретателя и предпринимателя буржуазного склада, цивилизованного подлеца, хозяина жизни. Но Чичиков, отличаясь от помещиков предприимчивостью, тоже «мертвая» душа. Ему недоступна «блистающая радость» жизни. Счастье «порядочного человека» Чичикова основано на деньгах. Расчет вытеснил из него все человеческие

чувства и сделал его «мертвой» душой. Гоголь показывает появление в русской жизни человека нового, у которого нет ни знатного рода, ни титула, ни поместья, но который ценой собственных усилий, благодаря своему уму и изворотливости пытается сколотить себе состояние. Его идеал - копейка; женитьба мыслится им как выгодная сделка. Его пристрастия и вкусы чисто материальные. Быстро разгадав человека, он умеет по-особому к каждому подойти, тонко рассчитав свои ходы. Внутренняя многоликость, неуловимость

подчеркивается и его внешностью, описанной Гоголем в неопределенных чертах: «В бричке сидел господин, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако и не так, чтобы слишком молод». Гоголь сумел разглядеть в современном ему обществе отдельные черты зарождающегося типа и собрал их воедино в образе Чичикова. Чиновники города NN еще более обезличены, чем помещики. Их мертвенность показана в сцене бала: людей не видно, повсюду муслины, атласы, кисеи, головные уборы, фраки, мундиры, плечи, шеи, ленты. Весь интерес жизни сосредоточен на сплетнях, пересудах, мелком тщеславии, зависти. Они отличаются друг от друга только размером взятки; все бездельники, у них нет никаких интересов, это тоже «мертвые» души.

Но за «мертвыми» душами Чичикова, чиновников и помещиков Гоголь разглядел живые души крестьян, силу национального характера. По выражению А. И. Герцена, в поэме Гоголя проступают «позади мертвых душ - души живые». Талантливость народа открывается в сноровистости каретника Михеева,

сапожника Телятникова, кирпичника Милушкина, плотника Степана Пробки. Сила и острота народного ума сказались в бойкости и меткости русского слова, глубина и цельность русского чувства - в задушевности русской песни, широта и щедрость души - в яркости и безудержном веселье народных праздников. Безграничная зависимость от узурпаторской власти помещиков, обрекающих крестьян на подневольный, изнуряющий труд, на беспросветное невежество, порождает бестолковых Митяев и Миняев, забитых Прошек и Пелагей, не знающих, «где право, где лево», покорных, ленивых, развращенных Петрушек и

Селифанов. Гоголь видит, как искажаются высокие и добрые качества в царстве «мертвых» душ, как гибнут крестьяне, доведенные до отчаяния, бросающиеся в любое рискованное дело, лишь бы выбраться из крепостной зависимости.

Не найдя правды у верховной власти, капитан Копейкин, помогая себе сам, становится атаманом разбойников. «Повесть о капитане Копейкине» напоминает властям об угрозе революционного бунта в России.

Крепостническая мертвенность разрушает добрые задатки в человеке, губит народ. На фоне величественных, бескрайних просторов Руси реальные картины русской жизни кажутся особенно горькими. Обрисовав в поэме Россию «с одного боку» в ее отрицательной сущности, в «потрясающих картинах

торжествующего зла и страждущей ненависти», Гоголь еще раз убеждает, что в его пору «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости».

В. Г. Белинский назвал поэму Н. В. Гоголя «Мертвые души» «творением, выхваченным из тайника народной жизни, творением глубоким по мысли, социальным, общественным и историческим. Надо было быть поэтом, чтобы написать такую поэму в прозе... русским национальным поэтом во всем

пространстве этого слова». Ни в рассказе, ни в повести, ни в романе автор не может так свободно вторгаться своим «я» в ход повествования. Отступления, органично введенные в текст, помогают автору коснуться различных проблем и сторон жизни, сделать более полным описание героев поэмы.

Тема патриотизма и писательского долга получает дальнейшее развитие в конце поэмы, где Гоголь объясняет, почему он считает необходимым показать зло и обличить пороки. В доказательство автор приводит рассказ о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче, разоблачающий тех писателей, которые не желают рисовать суровой действительности, которые «превратили в лошадь добродетельного человека, и нет писателя, который бы не ездил на нем, понукая и кнутом, и всем, чем попало».

С темой писательского долга, патриотизма тесно связаны лирические отступления автора о России и народе. С потрясающей глубиной Гоголь изображает серую, пошлую крепостническую действительность, ее нищету и отсталость. Трагическая судьба народа особенно достоверно высвечена в образах крепостных людей, трактирных слуг.

Рисуя образ беглого крестьянина Абакума Фырова, возлюбившего вольную жизнь. Гоголь показывает вольнолюбивую и широкую натуру, которая не мирится с гнетом и унижением крепостной неволи, предпочитая ей трудную, но свободную жизнь бурлака. Гоголь создал подлинно героический образ русского богатыря, имеющий символический характер. России «мертвых душ», вечно закусывающей, играющей в карты, сплетничающей и строящей свое благополучие на злоупотреблениях. Гоголь противопоставляет лирический образ народной Руси. На протяжении всей поэмы утверждение простогнарода как положительного ее героя сливается с прославлением Родины, с выражением патриотических суждений. Писатель славит «живой и бойкий русский ум», его необыкновенную способность к словесной выразительности, удаль, сметливость, любовь к свободе. Когда автор обращается к образам и темам народной жизни, к мечте о будущем России, в авторской речи появляются грустные нотки, мягкая шутка, неподдельное лирическое одушевление. Писатель выразил глубокую надежду на то, что Россия поднимется к величию и славе. В поэме Гоголь выступил как патриот, в котором живет вера в будущее России, где не будет собакевичей, ноздревых, Чичиковых, маниловых... Изображая в поэме

параллельно две Руси: поместно-бюрократическую и народную. Гоголь в последней главе «столкнул» их и тем самым еще раз показал их враждебность. Пламенно-лирическое отступление о любви и родине, о признании ее великой будущности: «Русь! Русь!.. Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе?.. Что пророчит сей необъятный простор?.. Русь!..». - прерывается грубым окриком фельдъегеря, скакавшего навстречу бричке Чичикова: «Вот я тебя палашом!..» Так повстречались и разминулись прекрасная мечта Гоголя и окружающая его безобразная самодержавная действительность. Важную роль в

поэме играет образ дороги. Сначала это символ человеческой жизни. Гоголь воспринимает жизнь как тяжелый путь, полный лишений, в конце которого его ждет холодное, неприютное одиночество. Однако писатель не считает ее бесцельной, он полон сознания своего долга перед Родиной. Дорога - это композиционный стержень повествования. Бричка Чичикова - символ однообразного кружения сбившейся с прямого пути души русского человека. А проселочные дороги, по которым эта бричка колесит, не только,

реалистическая картина российского бездорожья, но и символ кривого пути национального развития. «Птица-тройка» и ее стремительный лет противопоставлена бричке Чичикова и ее однообразному кружению по бездорожью от одного помещика к другому. «Птица-тройка» - символ национальной стихии

русской жизни, символ великого пути России в мировом масштабе.

Но эта дорога - уже не жизнь одного человека, а судьба всего Русского государства. Сама Русь воплощена в образе птицы-тройки, летящей в будущее: «Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета.

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?.. и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа... летит мимо все, что ни есть на земле... и дают ей дорогу другие народы и государства».

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.