Россию проверят на готовность к войне. Правовое регулирование подготовки мобилизационных людских ресурсов в дореволюционной России Один из важнейших факторов

Недавно состоялось итоговое собрание третьего отделения АВН «Военное (оборонное) строительство военной организации государства». На нем большое внимание было уделено проблемам, которые уже на протяжении многих лет будоражат российскую общественность и ее подрастающее поколение, а в последнее время становятся и источником противоречий между военными учеными и экспертами разных научных школ и взглядов. Речь шла о тесно взаимосвязанных проблемах комплектования ВС РФ, подготовки и накопления военно-обученных людских мобилизационных ресурсов.

В целом проблемы комплектования и накопления военно-обученных мобилизационных людских ресурсов требуют неотложного разрешения ряда противоречий. С одной стороны – между ограниченными (годными к военной службе) призывными людскими ресурсами РФ и большими потребностями ВС и других войск РФ по комплектованию их личным составом. С другой – между потребностью в военно-обученных людских мобресурсах, необходимых для развертывания требуемых составов группировок войск (сил) для отражения агрессии против РФ, и недостаточными возможностями ВС по подготовке и накоплению их в мирное время. Не следует забывать и о разрешении противоречия между финансово-экономическими потребностями ВС, в частности текущими расходами, и возможностями РФ по их обеспечению.

Разрешимые противоречия

Не секрет, что в ближайшие годы РФ окажется в глубокой «демографической яме», что существенно повлияет на ее возможности по комплектованию военной организации государства личным составом. В абсолютных значениях возможности РФ по комплектованию военной организации государства в мирное время с учетом состояния здоровья призывной молодежи и сложившейся системы отсрочек (призывается не более 15% от общей численности призыва) составят в 2015 году 681,7, в том числе для ВС РФ – 477,2, в 2020-м – 640,7 и 448,5, в 2025-м – 618,4 и 432,9 тысячи человек соответственно.

Потребности же в призывных контингентах для комплектования ВС РФ сержантским и рядовым составом сегодня и в среднесрочной перспективе – не менее 780 тысяч человек . Таким образом, дефицит в комплектовании рядовым и сержантским составом по призыву только для ВС РФ составит не менее 300–350 тысяч человек.

Разрешение данного противоречия многие годы виделось в переходе на контрактный способ комплектования ВС РФ. Обоснованием этому являлся один аргумент – приемлемая для РФ годовая потребность в призывных ресурсах, которая могла бы составить при трехгодичном сроке заключения контракта на прохождение военной службы 260, а пятигодичном – 156 тысяч человек.

Такое решение было оправданным не только с точки зрения мобилизационного напряжения государства, но и с военно-стратегической точки зрения, поскольку не планировалось применять ВС РФ в крупномасштабных военных конфликтах и развертывать для этого многочисленные группировки войск (сил). Однако это решение противоречило принципу равной ответственности граждан за оборону государства и не было обеспечено финансово-экономически. В частности, низкий уровень денежного содержания и социально-бытовых условий службы по контракту явился главной причиной провала эксперимента по переходу ВС РФ на этот способ комплектования.

Все это обусловило необходимость перехода ВС РФ на смешанный способ комплектования. Однако здесь встает проблема обоснования рационального соотношения рядового и сержантского состава, проходящего военную службу по призыву и по контракту. Очевидно, критериями эффективности принятого решения могут быть допустимая численность годового призыва и найма граждан для прохождения военной службы и приемлемые (рациональные) социально-экономические условия службы и быта военнослужащих, достойное денежное содержание и соответствующие социальные гарантии и льготы.

В то же время решение этой задачи невозможно и без разрешения второго противоречия – без оценки соответствия возможностей ВС РФ по подготовке и накоплению военно-обученных людских мобресурсов потребностям развертывания дополнительного количества воинских формирований, необходимых для создания требуемых составов группировок войск (сил).

Если первый сравниваемый компонент в основном зависит от численности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и контракту, продолжительности этой службы и времени пребывания граждан в запасе и количественные их значения нам известны, то второй – от пока неизвестного нам числа соединений и воинских частей сокращенного состава и кадра, а также потребности в создании новых воинских формирований и в восполнении безвозвратных потерь в первые месяцы войны.

Стратегический резерв

Известно, что боевой состав и структура ВС зависят от характера войн, в которых планируется их применение. В настоящее время ВС РФ силами общего назначения без существенного мобилизационного развертывания способны решать задачи только в вооруженных конфликтах и отчасти локальных войнах.

Вместе с тем в будущем нельзя исключать участия Российской Федерации в региональной и крупномасштабной войнах, которые от вооруженных конфликтов и локальных войн будут отличаться не только политическими и военно-стратегическими целями, но и значительным пространственным размахом и большой продолжительностью (от нескольких месяцев до нескольких лет). Это потребует развертывания значительных по боевому составу группировок войск (сил) и максимального военно-экономического и мобилизационного напряжения государства.

Для наращивания боевого потенциала группировок войск (сил) в интересах ведения крупномасштабных военных действий в ходе войны, очевидно, необходим такой боевой состав ВС, который мог бы обеспечить развертывание дополнительного количества боеспособных соединений.

Однако состав и структура ВС РФ, сложившиеся в результате реформ 2008–2012 годов, позволяют в военное время лишь незначительно наращивать боевой состав группировок войск (сил) за счет отмобилизования базы хранения и ремонта вооружения и техники (БХиРВТ), а отсутствие стратегических резервов существенно ограничивает возможность влияния ВГК на подготовку и ведение военных действий крупного масштаба. Поэтому в перспективе в составе ВС РФ наряду со стратегическими силами сдерживания и силами общего назначения необходимо иметь стратегические резервы.

Исходя из численности Вооруженных Сил мирного времени предлагается в составе стратегических сил сдерживания иметь соединения и воинские части постоянной готовности, в составе сил общего назначения – соединения и воинские части постоянной готовности, сокращенного состава и кадра, а в составе стратегических резервов – соединения и воинские части кадра. По функциональному предназначению указанные соединения и воинские части подразделять на силы немедленного применения со сроками готовности до 24 часов, силы быстрого развертывания со сроками готовности до М10, войска усиления – резервы ОСК и первоочередные стратегические резервы со сроками готовности соответственно М30 и от М30 до М60.

Укомплектованность личным составом, ВВСТ и запасами материальных средств должна обеспечивать приведение соединений и воинских частей в готовность к выполнению задач по предназначению в установленные сроки.

Введение в структуру ВС РФ стратегических резервов, а также соединений и воинских частей сокращенного состава и кадра позволит при сохранении общей численности ВС мирного времени увеличить количество боевых соединений, входящих в состав группировок войск (сил), нарастить базу мобилизационного развертывания ВС и обеспечить доведение боевого состава ВС РФ до потребности военного времени.

Ранее проведенные исследования показали, что для комплектования вновь развертываемых соединений и воинских частей (резервных формирований) исходя из прогноза военных угроз Российской Федерации потребность в военно-обученных людских ресурсах может составить к 2017 году офицеров – 280 тысяч, солдат и сержантов – 1 миллион 820 тысяч, к 2021-му офицеров – 450 тысяч, солдат и сержантов – 2 миллиона 800 тысяч, к 2025-му офицеров – 680 тысяч, солдат и сержантов – 3 миллиона 900 тысяч человек.

Способна ли контрактная армия подготовить и накопить такое количество мобресурсов? Попробуем ответить на этот вопрос.

На что способна контрактная армия

При среднем сроке действительной военной службы офицерским составом 20 лет (до 40 лет) и 15 лет службы в запасе (пребывание в резерве: 1-й разряд – до 50, 2-й разряд – до 55 лет) с учетом имеющегося ресурса (150 тысяч человек) и естественной годовой убыли 10 процентов может быть накоплено к каждому из расчетных годов не более 150 тысяч офицеров запаса. При этом дефицит офицерского состава окажется к 2017 году 130,3 тысячи, к 2021-му – 300,62 тысячи, а к 2026-му – 530,9 тысячи человек.

Для комплектования ВС РФ мирного времени офицерским составом требуемый среднегодовой выпуск офицеров из военно-учебных заведений до 2021 года должен быть не менее 11, после 2020-го – 17,5 тысячи человек. Для подготовки и накопления офицеров в интересах развертывания группировок войск (сил) и ведения ими военных действий в течение первых месяцев войны необходимо дополнительно за счет военных кафедр гражданских учебных заведений ежегодно выпускать не менее 43–44 тысяч офицеров запаса.

Как решить эту проблему?

В настоящее время покрытие потребности в офицерском составе мирного времени обеспечивается возможностями созданной сети военно-учебных заведений ВС РФ. Для обеспечения развертывания резервных формирований на военное время подготовка офицеров запаса сегодня осуществляется на 35 военных кафедрах и 33 учебно-военных центрах гражданских вузов. В выступлении начальника ГОМУ ГШ ВС РФ на последней коллегии МО прозвучала цифра 72 вуза, что составляет всего семь процентов от общего числа гражданских учебных заведений. При этом ежегодный их выпуск существенно отличается от вышепредставленных потребностей и составляет не более 10 тысяч офицеров запаса. Необходимо как минимум в четыре раза увеличить возможности гражданских вузов по подготовке офицеров запаса для стратегических резервов, суммарная емкость ежегодного выпуска которых должна быть не менее 44 тысяч офицеров запаса.

Вместе с этим следует согласиться и с продолжительностью, и с формами подготовки офицеров запаса в гражданских вузах, предложенными начальником ГОМУ ГШ ВС РФ. В то же время представляется нецелесообразным по причине больших потребностей в офицерах запаса осуществление подготовки в гражданских вузах сержантов и солдат запаса. Для этого лучше привлечь учебные заведения среднего и профессионального образования.

В части, касающейся подготовки и накопления военно-обученных мобресурсов рядового и сержантского состава, следует отметить, что при условии создания стратегических резервов ВС РФ при контрактном способе комплектования и ежегодном найме на военную службу 78 тысяч граждан не в состоянии подготовить требуемое количество военно-обученных мобресурсов сержантского и рядового состава, дефицит которых составит к 2017 году 661, к 2021-му – 1685 и к 2026-му – 2825 тысяч человек.

Выход из создавшего положения очевиден и он возможен только при смешанном способе комплектования ВС РФ и обосновании рационального соотношения численности сержантского и рядового состава, проходящего службу по контракту и по призыву, а также сроков военной службы и службы в запасе (пребывание в резерве).

С учетом ранее перечисленных негативных факторов требуемое количество военно-обученных мобресурсов рядового и сержантского состава, не превышая годовых возможностей РФ по призыву на военную службу граждан – 432–477 тысяч человек, может быть подготовлено и накоплено только при условии наличия в ВС РФ не менее 54 процентов сержантов и солдат (421 тысяча человек), проходящих военную службу по контракту, и сроках военной службы по призыву – один год, по контракту – пять лет и в запасе (пребывание в резерве) – 15 лет.

При этом для комплектования ВС РФ по призыву потребуется не более 360 тысяч человек и по найму – до 83 тысяч, что в общей сумме (443 тысячи) не превышает представленные выше возможности годового призыва РФ (432–477 тысяч).

При доле контрактников меньше 54 % повышаются возможности по подготовке военно-обученных мобресурсов сержантского и рядового состава, потребности в призыве граждан на военную службу превысят предельно возможные значения.

При доле контрактников больше 54 % потребности в призыве граждан на военную службу будут меньше предельных возможностей РФ по призыву на военную службу граждан, будут снижены возможности ВС РФ по подготовке требуемого количества военно-обученных мобресурсов сержантского и рядового состава.

Таким образом, численность сержантов и солдат-контрактников в ВС РФ в пределах 421–425 тысяч человек является оптимальной с военно-стратегической точки зрения.

Качество и стимулы подготовки

Решение проблемы количественного накопления военно-обученных мобресурсов сержантов и солдат неразрывно связано с учетом и контролем качества их подготовки. Поэтому вполне закономерно, что сокращение численности ВС РФ, переход на смешанный способ их комплектования остро ставят вопрос о необходимости создания национального резерва ВС РФ, комплектуемого на добровольной (контрактной) основе, при сохранении существующего мобилизационного запаса ВС РФ. Однако о структуре и составе национального резерва можно будет говорить только после проведения эксперимента по организации службы в людском мобилизационном резерве ВС РФ ограниченного числа граждан, подписавших контракт о такой службе.

В условиях изменения способа комплектования ВС РФ, их численного сокращения, введения добровольного способа комплектования резерва ВС РФ расширение территориального принципа комплектования и совершенствование подготовки военно-обученных ресурсов позволят поддерживать воинские части и соединения в необходимой расчетной численности и боевой готовности в соответствии с оперативными планами мобилизационного развертывания войск (сил), сохранить базовую основу мобилизационной готовности страны на случай военной опасности.

Вместе с тем переход к новой системе комплектования, подготовки и накопления военно-обученных ресурсов должен быть достаточно обеспечен ресурсно-экономически, в том числе финансово. Требуется создание привлекательных условий военной службы по контракту как в соединениях и воинских частях постоянной готовности и сокращенного состава, так и в резервных формированиях.

Для подтверждения реализуемости представленных выше предложений был осуществлен расчет денежного содержания военнослужащих, в том числе солдат и сержантов-контрактников ВС РФ, как одного из стимулов повышения престижа военной службы.

По мнению военных экспертов, уровень денежного содержания офицерского состава должен быть не менее 70 тысяч рублей, а рядового и сержантского состава контрактников – не менее 35 тысяч рублей. Эти показатели приняты в качестве минимально необходимых критериальных значений денежного содержания военнослужащих ВС РФ.

При таком уровне денежного содержания военнослужащих суммарные расходы в этом году не превысят запланированных в бюджете ассигнований в размере 372,1 миллиарда рублей. При этом доля денежного содержания военнослужащих в расходах на содержание ВС РФ составит 51,9 процента, а общие расходы на содержание ВС РФ – 1012,77 миллиарда рублей или 52,8 процента от расходов на строительство и содержание ВС РФ.

К 2017 году с выходом на расчетную численность контрактников в ВС РФ 421 200 сержантов и солдат в пределах выделяемых расходов на денежное содержание военнослужащих 454 миллиардов рублей среднее денежное содержание офицеров может быть не менее 96 тысяч рублей, сержантов и солдат срочной службы – двух тысяч рублей, а контрактников – 38 тысяч рублей. При этом доля суммарного денежного содержания всех категорий военнослужащих составит 56,5 процента от расходов на содержание ВС РФ. И 40,8 процента – от расходов на строительство и содержание ВС РФ.

К 2021 году денежное содержание офицеров может быть увеличено до 120 тысяч рублей, сержантов и солдат срочной службы – до трех тысяч рублей, а контрактников – до 50 тысяч рублей. При этом доля суммарного денежного содержания всех категорий военнослужащих останется в прежних пределах и составит 56 процентов от расходов на содержание ВС РФ. И 40,6 процента – от расходов на строительство и содержание ВС РФ.

Таким образом, уже к 2016 году возможно увеличение численности сержантов и солдат, проходящих военную службу по контракту, до 420 тысяч человек с повышением престижа военный службы и статуса военнослужащего, что обусловлено не только военно-стратегической целесообразностью, но и финансово-экономическими возможностями перехода к системе комплектования ВС РФ, базирующейся на смешанном способе комплектования.

В части, касающейся выплат денежного содержания гражданам, пребывающим в резерве, следует отметить, что в соответствии с федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 288-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва» им предусмотрена такая выплата. По данным Минобороны России, в 2014–2016 годах предусматривается численность резерва 5000 человек.

Для обеспечения указанного резерва потребность Минобороны России, по расчетам Комитета по обороне Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, может составить в 2014 году – 279,4 миллиона рублей, в 2015-м – 288,3 миллиона, в 2016-м – 324,9 миллиона рублей. Можно предположить, что денежное содержание одного «резервиста» в период 2014–2016 годов обойдется в 5–5,5 тысячи рублей. Данные расходы в бюджете на национальную оборону представляют собой не более 0,03–0,05 процента от прочих расходов на национальную оборону.

Данные численности и финансовые параметры национального мобилизационного резерва могут быть приняты в качестве контрольных цифр для проведения эксперимента по оценке эффективности функционирования системы прохождения службы в национальном резерве. В перспективе к 2021 году необходимо полностью перевести граждан, пребывающих в резерве и зачисленных в национальный резерв, на контрактную службу с определением денежного содержания офицерам – 15 тысяч рублей, сержантам и солдатам – 10 тысяч рублей. Суммарные годовые расходы на данное денежное содержание составят 204,3 млрд. рублей или 5% от расходов на национальную оборону.

/Владимир Останков, генерал-лейтенант, доктор военных наук, vpk-news.ru /

Наше итоговое собрание проходит в период, когда многие органы государственной власти, аналитические центры и другие научные организации подвели итог годовой деятельности нового руководства Вооруженными Силами Российской Федерации. Всеми без исключения была отмечена большая работа по исправлению ранее допущенных ошибок и осуществлению инноваций в строительстве и развитии ВС РФ.

Вместе с тем осталось много нерешенных вопросов, как в организационном строительстве ВС РФ, так и в их техническом оснащении.

В этой связи коллектив третьего отделения АВН в 2013 году провёл большую работу по анализу проблем военного строительства в Российской Федерации и определению путей их решения. В частности большое внимание было уделено проблемам, которые уже на протяжении многих лет будоражат российскую общественность и подрастающее ее поколение, а в последнее время и явились источником противоречий между военными учеными и экспертами разных научных школ и взглядов. Это тесно взаимосвязанные между собой проблемы комплектования ВС РФ, подготовки и накопления военно-обученных людских мобилизационных резервов.

Актуальность этих проблем заключается в неотложном разрешении ряда противоречий с одной стороны, между ограниченными (годными к военной службе) призывными людскими ресурсами РФ и большими потребностями ВС и других войск РФ по комплектованию их личным составом; с другой стороны, между потребностью в военно-обученных людских мобресурсах, необходимых для развертывания требуемых составов группировок войск (сил) для отражения агрессии против РФ, и недостаточными возможностями ВС по подготовке и накоплению их в мирное время. И, очевидно, здесь не следует забывать и о разрешении противоречия между финансово-экономическими потребностями ВС, в частности, текущими расходами, и возможностями РФ по их обеспечению.

В части, касающейся первой проблемы. Не секрет, что в ближайшие годы РФ окажется в глубокой «демографической яме», что существенно повлияет на ее возможности по комплектованию военной организации государства личным составом. Анализ показывает что в абсолютных значениях возможности РФ по комплектованию Вооружённых Сил в мирное время с учетом состояния здоровья призывной молодежи и сложившейся системы отсрочек составят: в 2015г. - 477,2 тыс. человек в 2020г –448,5, в 2025 г. – 432,9 тыс. человек. Потребности же в призывных контингентах для комплектования ВС РФ сержантским и рядовым соста­вом сегодня и в среднесрочной перспективе составят не менее 780 тыс. человек. Таким образом, дефицит в комплектовании рядовым и сержантским составом по призыву только для ВС РФ составит не менее 300-350 тыс. человек.

Разрешение данного противоречия многие годы виделось в переходе на контрактный способ комплектования ВС РФ. Обоснованием тому являлся один аргумент - приемлемая для РФ годовая потребность в призывных ресурсах, которая могла бы составить при 3-х годичном сроке контракта - 260, а 5-ти годичном - 156 тыс. человек. Такое решение было оправданным не только с точки зрения мобилизационного напряжения государства, но и военно-стратегической точки зрения, поскольку не планировалось применять ВС РФ в крупномасштабных военных конфликтах и развертывать для этого у многочисленные группировки войск (сил). Однако это решение противоречило принципу равной ответственности граждан за оборону государства и не было обеспечено финансово-экономически. В частности, низкий уровень денежного содержания и социально бытовые условия службы и быта военнослужащих, проходящих службу по контракту, явились главными причинами провала эксперимента по переходу ВС РФ на контрактный способ их комплектования.

Таким образом, данные обстоятельства обусловили необходимость перехода ВС РФ на смешанный способ комплектования. Однако здесь встает проблема обоснования рационального соотношения рядового и сержантского состава, проходящего военную службу по призыву и по контракту. Очевидно, критериями эффективности принятого решения могут быть допустимая численность годового призыва и найма граждан для прохождения военной службы, а также соответствие возможностей ВС РФ по подготовке и накоплению военно-обученных людских мобресурсов потребностям развертывания дополнительного количества воинских формирований, необходимых для создания требуемых составов группировок войск (сил).

Известно, что боевой состав и структура ВС зависят от характера войн, в которых планируется их применение. В настоящее время ВС РФ силами общего назначения без существенного мобилизационного развертывания способны решать задачи только в вооруженных конфликтах и, в локальных войнах. Вместе с тем, в будущем нельзя исключать у участия Российской Федерации в крупномасштабной вой не, которая от вооружённых конфликтов и локальных войн будет отличаться не только политическими и военно-стратегическими целями, но и значительным пространственным размахом и большой продолжительностью, что потребует развертывания значительных по боевому составу группировок войск (сил) и максимального военно-экономического и мобилизационного напряжения государства. Для наращивания боевого потенциала группировок войск (сил) в интересах ведения крупномасштабных военных действий в ходе войны, очевидно, необходим такой боевой состав ВС, который мог бы обеспечить развёртывание дополнительного количества боеспособных соединений и воинских частей.

Однако состав и структура ВС РФ сегодня позволяют в военное время лишь незначительно наращивать боевой состав группировок войск (сил) за счёт отмобилизования БХиРВВТ, а отсутствие Стратегических резервов существенно ограничивает возможность влияния ВГК на подготовку и ведение военных действий крупного масштаба. Поэтому, по нашему мнению, в перспективе в составе ВС РФ наряду со Стратегическими силами сдерживания и Силами общего назначения необходимо иметь Стратегические резервы.

Введение в структуру ВС РФ Стратегических резервов, а также со­единений и воинских частей сокращённого состава и кадра позволит при сохранении общей численности ВС мирного времени увеличить количество боевых соединений, входящих в состав группировок войск (сил), нарастить базу мобилизационного развёртывания ВС и обеспечить доведение боевого состава ВС РФ до потребности военного времени.

Ранее проведенные исследования показали, что для комплектования вновь развертываемых соединений и воинских частей (резервных форми­рований), исходя из прогноза военных угроз Российской Федерации, по­требность в военно-обученных людских ресурсах может составить: к 2017 году офицеров - 280 тыс., солдат и сержантов - 1820 тыс.; к 2021 году офицеров - 450 тыс., солдат и сержантов - 2800 тыс.; к 2025 году офицеров - 680 тыс., солдат и сержантов - 3900 тыс. человек.

Способна ли контрактная армия подготовить и накопить такое количество мобресурсов? Попробуем ответить на этот вопрос?

Расчеты, в части, касающейся накопления офицеров запаса, показывают, что при среднем сроке действительной военной службы офицерским составом 20 лет (до 40 лет) и 15 лет службы в запасе (пребывания в резерве: 1 разряд до 50, 2 разряд - до 55 лет) с учетом имеющегося ресурса (150 тыс. чел.) и естественной годовой убыли 10 % ; может быть накоплено к каждому из расчетных годов не более 150 тыс. офицеров запаса. При этом дефицит офицерского состава составит к 2017 году - 130,3 тыс., к 2021 году - 300,62 тыс., а к 2026году - 530,9 тыс. человек.

Таким образом, для комплектования ВС РФ мирного времени офи­церскимсоставом требуемый среднегодовой выпуск офицеров из военно­учебных заведений должен быть: до 2021 г. не менее 11, после 2020г. -17,5 тыс. человек. Для подготовки и накопления офицеров в интересах развер- тывания необходимо дополнительно за счет военных кафедр гражданских учебных заведений ежегодно выпускать не менее 43- 44 тыс. офицеров запаса.

Как решить эту проблему?

В настоящее время покрытие потребности в офицерском составе мирного времени обеспечивается возможностями созданной сети военно-учебных заведений ВС РФ. Для обеспечения развертывания резервных формирований на военное время подготовка офицеров запаса сегодня осуществляется на 35 военных кафедрах и 33 учебно-военных центрах гражданских ВУЗов. В выступлении начальника ГОМУ FILI ВС РФ на по­следней Коллегии МО прозвучала цифра 72 ВУЗа, что составляет всего 7% от общего числа гражданских учебных Заведений. При этом ежегодный их выпуск существенно отличается от выше представленных потребностей и составляет не более 10 тыс. офицеров запаса. Таким образом, необходимо, как минимум, в 4 раза увеличить возможности гражданских ВУЗов по под­готовке офицеров запаса для стратегических резервов, суммарная емкость ежегодного выпуска которых должна быть не менее 44 тыс. офицеров за- паса. Довести количество подобных вузов до 28% от общего количества.

Вместе с этим следует согласиться и с продолжительностью, и с формами подготовки офицеров запаса в гражданских ВУЗах, предложен­ными начальником ГОМУ ГШ ВС РФ. В то же время, по-нашему мнению, представляется нецелесообразным по причине больших потребностей в офицерах запаса осуществление подготовки в гражданских ВУЗах сержантов и солдат запаса. Для этого целесообразней привлечь учебные заведения среднего и профессионального образования.

В части, касающейся подготовки и накопления военно-обученных мобресурсов рядового и сержантского состава, следует отметить, что при условии создания Стратегических резервов, ВС РФ при контрактном способе комплектования и ежегодном найме на военную службу 78 тыс. граждан не в состоянии подготовить требуемое количество военно-обученных мобресурсов сержантского и рядового состава, дефицит которых составит к 2017 году - 661, к 2021 году - 1685 и к 2026 году - 2825тыс. человек.

Выход из создавшего положения очевиден и он возможен только при смешенном способе комплектования ВС РФ и обосновании рационального соотношения численности сержантского и рядового состава, проходящего службу по контракту и по призыву, а также сроков военной службы и службы в запасе (пребывания в резерве).

Результаты проведённых расчётов показывают, что с учетом ранее перечисленных негативных факторов требуемое количество военно-обученных мобресурсов рядового и сержантского состава, без превышения годовых возможностей РФ по призыву на военную службу граждан - 432-477 тыс. человек, может быть подготовлено и накоплено только при условии наличия в ВС РФ не менее 54% сержантов и солдат (421 тыс. человек), проходящих военную службу по контракту, и сроках военной службы по призыву - 1 год, по контракту - 5 лет и в запасе (пребывании в резерве) - 15 лет.

При этом для комплектования ВС РФ по призыву потребуется не более 360 и по найму - до 83 тыс. человек, что в общей сумме (443 тыс.чел.) не превышает представленные выше возможности годового призыва РФ (432-477 тыс. человек).

При доле контрактников меньше 54% повышаются возможности по подготовке военно-обученных мобресурсов сержантского и рядового со­става, в то же время потребности в призыве граждан на военную службу превысят предельно возможные значения.

При доле контрактников больше 54% потребности в призыве граждан на военную службу будут меньше предельных возможностей РФ по призыву на военную службу граждан, в то же время будут снижены возможности ВС РФ по подготовке требуемого количества военно-обученных мобресурсов сержантского и рядового состава.

Таким образом, можно констатировать, что численность сержантов и солдат - контрактников в ВС РФ в пределах 421 - 425 тыс. человек является оптимальной с военно-стратегической точки зрения.

В то же время следует отметить, что решение проблемы количест­венного накопления военно-обученных мобресурсов сержантов и солдат неразрывно связано с проблемой учета и контроля качества их подготовки. Поэтому вполне закономерно, что сокращение численности ВС РФ, переход на смешанный способ их комплектования остро ставят вопрос о необ­ходимости создания Национального резерва ВС РФ, комплектуемого на добровольной (контрактной) основе, при сохранении существующего мо­билизационного запаса ВС РФ. Однако о структуре и составе Национального резерва можно будет говорить только после проведения эксперимента по организации службы в людском мобилизационном резерве ВС РФ ог­раниченного количества граждан, подписавших контракт о такой службе.

Вместе с тем, переход к новой системе комплектования, подготовки и

накопления военнобученных ресурсов должен быть достаточно обеспечен ресурсно-экономически, в том числе финансово. Другими словами говоря, должны быть созданы привлекательные условия военной службы по кон­тракту как в соединениях и воинских частях постоянной готовности и со­кращенного состава, так и в резервных формированиях Национального резерва.

Готовя свое выступление, я не ставил целью провести ресурсно экономическое обоснование всего комплекса мероприятий по переходу к новой системе комплектования и прохождения службы в запасе (резерве).

Вместе с тем; для подтверждения реализуемости представленных выше предложений был осуществлен расчет денежного содержания военнослужащих, в том числе солдат и сержантов - контрактников ВС РФ как одного из стимулов повышения престижа военной службы.

По мнению военных экспертов, уровень денежного содержания офицерского состава должен быть не менее 70 тысяч рублей, а рядового и сержантского состава - контрактников - не менее 35 тысяч рублей. Эти показатели приняты в качестве минимально необходимых критериальных значений денежного содержания военнослужащих ВС РФ.

Расчеты показывают, что при таком уровне денежного содержания военнослужащих суммарные расходы в этом году не превысят запланированному в бюджете на Национальную оборону на эти цели сумму в размере 372,1 млрд. руб. При этом доля денежного содержания военнослужащих в расходах на содержание ВС РФ составит 51,9%, а v общие расходы на содержание ВС РФ 52,8% от расходов на «Строительство и содержание ВС РФ».

К 2017 году с выходом на расчетную численность контрактников в ВС РФ 421200 сержантов и солдат, в пределах выделяемых расходов на денежное содержание военнослужащих (454 млрд. руб.), среднее денежное содержание офицеров может быть не менее 96, сержантов и солдат срочной службы - 2, а контрактников - 38 тыс. рублей. При этом доля денежного содержания военнослужащих составит 56,5% от расходов на содержание ВС РФ, а от расходов на Строительство и содержание ВС РФ - 40,8%.

К 2021 году по оптимистическому прогнозу денежное содержание офицеров может быть увеличено до 120, сержантов и солдат срочной службы - до 3, а контрактников - до 50 тыс. рублей. При этом доля денежного содержания военнослужащих останется в прежних пределах и составит 56,0% от расходов на содержание ВС и от расходовна Строительство и содержание ВС РФ - 40,6%.

Таким образом, расчеты показывают, что при оптимистическом про­гнозе развития РФ уже к 2016 году возможно увеличение численности сержантов и солдат, проходящих военную службу по контракту, до 420 тыс. человек с повышением престижа военный службы и статуса военно­служащего, что обусловлено не только военно-стратегической целесооб­разностью, но и финансово-экономическими возможностями перехода к системе комплектования ВС РФ, базирующейся на смешанном способе комплектования.

Руководитель 3 отделения Академии военных наук
генерал-лейтенант Останков В.И.

Российские министерства и ЦБ проверят на готовность к работе в условиях военного времени. В рамках внезапной проверки Вооруженных сил подразделения Минкомсвязи, Минфина, Минпромторга, Росрезерва и Банка России примут участие в мобилизационных мероприятиях. Об этом в понедельник, 29 августа, сообщил департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ.

«Территориальные органы исполнительной власти будут осуществлять координацию и контроль перевода сфер деятельности на работу в условиях военного времени, обеспечения мобилизационного развертывания и мероприятий территориальной обороны в зоне ответственности», — говорится в сообщении.

В ходе этих мероприятий будут призываться граждане из запаса, в том числе резервисты — из них впервые сформируют несколько подразделений территориальных войск. Будут, кроме того, проведены военные сборы, на которых военнообязанные пройдут курс интенсивной общевойсковой подготовки, обучение по воинской учетной специальности, проведут боевое слаживание в составе подразделений, информирует Минобороны.

Особо отмечается, что вопросы финансового обеспечения войск будут решаться — также впервые — с привлечением полевых учреждений Банка России.

Эксперимент по внедрению новой системы подготовки и накопления мобилизационных ресурсов проводится «с целью обеспечения гарантированного доукомплектования Вооруженных сил военно-обученными людскими ресурсами как в период мобилизации, так и для разрешения кризисных ситуаций», отмечается в сообщении военного ведомства.

Напомним: 25 августа президент РФ Владимир Путин приказал Минобороны приступить к крупнейшей за последние полтора года внезапной проверке боеготовности армии. Упор делается на юго-западном стратегическом направлении. Всего в учениях задействованы силы Южного, Западного, Центрального военных округов, а также Воздушно-космические силы и Воздушно-десантные войска.

По официальной версии, проверка проводится в рамках подготовки к масштабным учениям «Кавказ-2016» на юге страны. Информация о маневрах была доведена до военных атташе разных стран, однако недовольство проверкой все равно высказали в Литве, Польше и на Украине, а в НАТО заявили о «серьезном беспокойстве, вызванном учениями».

Зачем потребовалось репетировать действия министерств РФ в условиях военного времени, против кого будет мобилизоваться Россия?

— Причина внимания к мобилизации в том, что прежняя мобилизационная система сломана, она не работает, — отмечает полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский .

— Поэтому в новом плане обороны страны, который в 2014-м году был утвержден президентом Путиным, введена уже новая российская система мобилизации.

Она в корне отличается от того, что было в СССР, в том числе, по мобилизационным заданиям для промышленности, по режиму перевода промышленности на военные рельсы, и по привлечению гражданских министерств и ведомств к обороне страны. Отличается и система привлечения резервистов, а также система развертывания резервов первой и второй очереди.

Словом, все в мобилизации теперь по-новому.

«СП»: — Что собой представляет система резервистов?

— Предусмотрено создание так называемого резерва первой очереди, в котором граждане будут проходить службу на контрактной основе. Именно этот резерв предназначен для доукомплектования частей постоянной готовности, развертывания частей территориальной обороны, а также частей второй очереди на основе баз хранения вооружений и военной техники.

Контракт на прохождение военной службы в качестве резервиста гражданин заключает с Минобороны. В соответствии с контрактом, он прибывает в конкретную воинскую часть для проведения доподготовки и боевого слаживания. Резервист обязан, в случае получения повестки, прибыть в воинскую часть, и занять свою штатную должность, согласно своей военно-учетной специальности.

При этом резервист продолжает работать, скажем так, в народном хозяйстве. Но в отличие от гражданского человека, он обязан находиться в постоянном контакте с соответствующими представителями воинских частей, и сообщать, когда убывает в отпуск, командировку, меняет место своего постоянного жительства.

За эту дополнительную нагрузку — участие в воинском обучении и в развертывании мобилизационных частей — резервист получает деньги.

Но это не отменяет того, что остается мобилизационный резерв второй очереди — контингент, который прошел службу в Вооруженных силах, и находится в запасе.

Известно, что по указу президента численность ВС в мирное время ограничена потолком в 1 млн. человек. Однако в военное время численность армии существенно увеличивается, и такая возможность заложена, в том числе, в планах обеспечения вооружениями и военной техникой мобилизационного контингента, который развертывают в угрожаемый период.

«СП»: — Почему к мобилизации теперь привлекают гражданские министерства?

— В СССР такого не было, но сейчас гражданские министерства и ведомства действуют в рамках единого плана обороны страны. На практике, они следуют указаниям Генерального штаба, который является для них оперативным звеном управления.

В целом, задачи в интересах обороны выполняют несколько десятков различных ведомств — как в мирное время, так и в угрожаемый период.

«СП»: — Насколько эффективна новая система мобилизации?

— Эта система выходит на все более высокий уровень практической готовности. Но назвать ее полностью работоспособной тоже нельзя. Так, например, создание резерва на контрактной основе имеет пока ограниченный характер. Прежде всего, виду недостатка денег в бюджете страны: пока лишь несколько тысяч человек заключили контракт на прохождение службы в качестве резервиста.

«СП»: — Долгое время о мобилизационных мероприятиях вообще не было слышно. Почему сейчас к ним проявляется серьезное внимание?

— Внимание проявлялось и раньше. Напомню, что на учениях «Восток-2010» — то есть, всего шесть лет назад, — проводились мероприятия по мобилизации на основе еще советской системы. Так вот, эти мероприятия были признаны абсолютно неэффективными.

А ранее, в начале 2000-х, Минобороны пыталось на мобилизационной основе развернуть танковую дивизию в Чебаркуле — и тоже получило весьма негативный опыт.

Выяснилось, что многие участники сборов отсутствуют: по данным военкоматов, они должны проживать по таким-то адресам, а на деле давно переехали. А у тех, кто явился, выяснилось несоответствие военно-учетной специальности: чаще всего оказывалось, что человек служил на другом типе техники, и армии требуются совершенно другие навыки.

Этот негативный опыт, кстати сказать, был ключевой причиной, по которой Минобороны взялось за реформирование системы мобилизации.

«СП»: — В каких странах мобилизационные системы похожи на нынешнюю российскую?

— Больше всего наша нынешняя система похожа на американскую. Правда, в США мобилизационная система более развернутая — она представлена там в виде Национальной гвардии.

У нас гвардия также существует, но выполняет, скорее, функции территориальной обороны и охраны объектов особой важности. А вот Нацгвардия США — это боевые обеспечивающие подразделения. Неслучайно американская гвардия достаточно широко привлекалась к различным операциям Вооруженных сил. Достаточно сказать, что Нацгвардия США имеет боевую авиацию, чего у нас нет.

В США, как и у нас, существует резерв первой очереди — прежде всего, им доукомплектовываются Сухопутные войска. Американские резервисты, понятно, также служат по контракту.

«СП»: — При каких сценариях России может потребоваться крупная мобилизации?

— В случае широкомасштабной войны. В военной доктрине России названа угроза, которую мы считаем основной — это НАТО. В случае же локальных конфликтов может потребоваться доукомплектование действующих частей резервистами-контрактниками первой очереди.

— Международная обстановка обострилась, и остается напряженной с 2014 года, — отмечает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров .

— И в этой обстановке выяснилось, что мобилизационные возможности нашего государства оказались существенно подорванными. Во многом это «заслуга» прежнего министра обороны Анатолия Сердюкова , который не только ликвидировал кадровые дивизии, но и достаточно серьезно развалил систему мобилизации.

Между тем, воевать российской армии в ее нынешнем виде с НАТО — а это наш наиболее вероятный противник, — эффективно не получится. Несколько месяцев мы провоюем успешно, но потери в этом случае неизбежны, и мобилизационные ресурсы необходимы. Не следует забывать, что силы НАТО по численности больше, чем российская армия. Поэтому нам потребуется увеличить военный контингент — с нынешнего 1 млн. человек до 2−3 млн. А для этого нужно не только призвать личный состав с необходимыми навыками, но и обеспечить его вооружение и снабжение.

Поэтому военные специалисты едины во мнении, что мобилизационную систему необходимо восстанавливать. Это сейчас и делается. А поскольку экономика у нас рыночная, а не плановая советская, делать это приходится в новых условиях: мобилизации нужно обучаться и министерствам, и территориальным органам управления.

Кроме того, важно понимать: война против России может носить гибридный характер, когда воюет практически все население, и отдельные очаги боевых действий вспыхивают по всей территории. В этих условиях вопрос мобилизации населения становится ключевым…

Мобилизационные ресурсы

людские и материальные ресурсы, которые государство может использовать для мобилизационного развёртывания вооружённых сил, др. войск и устойчивого обеспечения нужд фронта и тыла в результате перевода страны с мирного на военное положение. М.р. зависят от социально-экономического и социально-политического потенциалов государства и общества, от демографических, геополитических, военно-географических и др. факторов. Необходимый уровень М.р. определяется степенью реальной военной опасности, направленностью и содержанием военной политики и военной доктрины страны, характером и особенностями вероятных военных конфликтов. Поддержание М.р. на необходимом для нужд войны уровне основывается на заблаговременно использованных мобилизационных возможностей государства и общества в мирное время.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Мобилизационные ресурсы" в других словарях:

    Мобилизационные людские ресурсы - граждане, пребывающие в запасе, подлежащие воинскому учету... Источник: Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ) … Официальная терминология

    Вооруженные силы КНДР и Республики Корея - КНДР и Южная Корея в среду утром (после 04.00 мск) обменялись артиллерийскими залпами в районе северной разграничительной линии в Желтом море, которая является предметом пограничного спора между Сеулом и Пхеньяном и в настоящее время закрыта для… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Австралийский Союз Commonwealth of Australia … Википедия

    Австралия - (Australia) История Австралии, государственная символика Австралии, культура Австралии Исполнительная и законодательная власть Австралии, климат Австралии, природные ресурсы и живая природа Австралии, крупнейшие экономические центры Австралии… … Энциклопедия инвестора

    Zimbabwe Defence Forces Силы обороны Зимбабве … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

В настоящее время военно-политическое руководство России исходит из того, что вероятность развязывания крупномасштабной войны с вовлечением в нее РФ сведена к минимуму. Поскольку лобового столкновения крупных армейских соединений не прогнозируется, то и большая армия стране сейчас не нужна. Более того, последнее десятилетие армии приходилось в основном решать задачи антитеррористического характера. Именно поэтому многие чиновники из высших эшелонов власти считают, что для РФ наиболее опасными являются внутренние вооруженные конфликты, связанные с попытками проявления сепаратизма и дальнейшего разрушения России по модели Советского Союза.

НЕПРЕДСКАЗУЕМОЕ БУДУЩЕЕ

Вот почему основной упор при прогнозировании будущих войн делался на локальный характер военных конфликтов с применением высокоточного оружия при наличии мобильной компактной армии. Такое прогнозирование военных угроз определяет отношение к Вооруженным силам и вопросам обороноспособности страны – армия стремительно сокращается с одновременным ростом численности МВД и других силовых структур.

Совершенно другой подход к будущим боевым действиям имеют США и страны блока НАТО. Они исходят из того, что через 15–20 лет проблемы ресурсного обеспечения в мире, прежде всего минеральными и энергетическими ресурсами, предельно обострятся и ведение крупномасштабных войн за право обладания этими ресурсами станет очевидной реальностью. Именно поэтому идет наращивание военной силы США и государств блока НАТО в регионах, богатых нефтью и газом, отнесенных к зонам «стратегических интересов» (таких, например, как Ирак, Афганистан, Азербайджан, Туркменистан и др.). «Мы будем продолжать играть свою ведущую роль в мире так, чтобы это отражало наши национальные ценности и защищало безопасность этой великой нации» – так звучит одно из положений «Стратегии национальной безопасности США для нового столетия».

Бывший американский президент Билл Клинтон не раз подчеркивал, что «США будут и далее стремиться к лидерству в мире, опираясь на военную силу как один из основных инструментов внешней политики», а так как правящие политические круги представляют себе Соединенные Штаты как «единственную глобальную державу со всемирными интересами», то из этого следует, что вооруженные силы Америки в XXI веке должны быть способны на выполнение задач по защите этих интересов в любой точке земного шара.

В настоящее время США и их союзники уже имеют на территории Евразии под ружьем более восьми миллионов человек, свыше 11 тыс. боевых самолетов и сорока тысяч танков, более трехсот надводных кораблей и свыше полутораста подлодок, что суммарно превосходит возможности всех евразийских стран – не союзников США. Ни разу в послевоенной истории блок «НАТО+союзники» не обладал подобной военной мощью.

В то же время в Российской армии идет небывалое сокращение численности личного состава и военной техники. Так, по данным Минобороны РФ, в период с 1997 по 2005 год были сокращены 600 тыс. офицеров, прапорщиков и мичманов, дополнительно к 450 тыс. кадровых военных, уволенным в запас в 1991–1996 годах. Вскоре численность ВС РФ снизится до одного миллиона человек. И это не предел: по расчетам некоторых «стратегов», наша экономика позволяет содержать ВС численностью не более 600–700 тыс. человек. А значит, наша армия уже в ближайшее время сократиться еще на 400 тыс. человек.

Конечно, пока Россия исправно вывозит нефть, природный газ, лес и другие полезные ископаемые, то есть отрабатывает роль сырьевого придатка развитых стран, крупномасштабная война нам не грозит. Однако как только РФ захочет стать действительно развитой страной со своей независимой политикой, войны ей не миновать. Поэтому непонимание необходимости повышения мощи Вооруженных сил сегодня может стать смертельной ошибкой для России уже завтра.

Кто может предугадать, как будут развиваться события в мире с нарастанием энергетического кризиса? Можно только в общих чертах определить, что усилится соперничество между теми, кто контролирует ресурсы и плодородные земли. Даже министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев считает, что Россия через 10–15 лет рискует столкнуться с претензиями ряда стран на продуктивные земли. Это объясняется тем, что на сегодняшний день наша страна владеет 10% мировых запасов продуктивной пашни, на которой проживают не более 2% населения Земли. «Понятно, что такая диспропорция без культивирования, поддержки уклада жизни на сельхозтерриториях России, без понимания властью, что земля является возобновляемым ресурсом, может привести к плачевным последствиям», – сказал Гордеев.

Только представим себе, что завтра война. Не чеченская, а настоящая, как в Ираке, с танковыми атаками, массированными бомбардировками, фронтом от Балтики до Черного моря. Подобное ведь только кажется малореальным. Но не нетрудно догадаться, в какой форме это будет происходить. Афганистан, Югославия, Ирак показали нам наглядно, как мгновенно возникают современные войны и конфликты и как тяжко расплачиваются те государства, которые не имеют сильных армий и в мирное время не сумели приготовиться к войне. В настоящее время Россия при реальном состоянии ее Вооруженных сил как никогда уязвима для внешней угрозы, которая может возникнуть внезапно, в силу изменения какой-то мировой конъюнктуры.

ЧТО ПРОТИВОПОСТАВИМ?

Как показала история, мы не можем надеяться на кого-то извне: мы видим, как Россию предают ее бывшие союзники и соседи, и даже те народы, которые она спасла от полного истребления. Опора только на мощные армию и флот ≈ единственный и надежный принцип развития нашей нации. Без достойных Вооруженных сил Россия не может быть сильной, свободной и процветающей. Тенденции развития современной истории говорят об одном: быть России или не быть ≈ это главным образом зависит от состояния ее Вооруженных сил.

Если серьезно оценивать возможность прямой агрессии против РФ, то, исходя из оценки направлений научно-технического прогресса и развития военно-стратегической ситуации в мире, наиболее опасным для России будет период с 2010 по 2025 год. Именно к этому времени Североатлантический альянс накопит высокоточные средства в количестве, необходимом для ведения масштабной войны, а Китай обретет возможность решения территориальных проблем с позиции силы и уверенность в достижении целей военными средствами.

Попробуем разобраться, что может противопоставить Россия в столкновении со столь сильными противниками. К 2010 году Вооруженные силы РФ, сокращенные по «экономической необходимости» до 600 тысяч человек, будут не в состоянии решить проблему ведения региональной, более или менее длительной войны в Европе или на Дальнем Востоке. Об этом открыто говорит даже наше правительство.

Так, в «Актуальных задачах развития Вооруженных сил» – документе, определившем строительство современной армии и флота, сказано, что в современных условиях Российская армия не в состоянии по всему «фронту» одновременно защищать территорию государства. Поэтому и было решено создавать части постоянной боевой готовности, которые в короткий срок могут быть переброшены в тот или иной район страны, а там уже доукомплектованы резервистами. Другими словами – ставка делается на наличие подготовленных мобилизационных ресурсов, которые становятся основным залогом безопасности нашей страны.

Это подтверждает и начальник Генерального штаба генерал армии Юрий Балуевский. Он убежден: «Несмотря на первоочередную роль развернутых к моменту угрожаемого периода группировок войск (сил), значительную роль в исходе вооруженного конфликта будет играть наличие стратегических резервов. Это даст возможность сохранять ресурс силового реагирования при любом развитии ситуации в ходе вооруженного конфликта».

Но в связи с этим возникает закономерный вопрос: а в каком состоянии находятся наши мобилизационные ресурсы и как проводится мобилизационная подготовка страны?

ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ФАКТОРОВ

Опыт Великой Отечественной войны показывает, что во время активных боевых действий танковая бригада «выгорает» за три дня, а командир взвода Сухопутных войск живет не более двух дней. Прогнозируя возможные боевые потери, можно предположить, что в случае крупномасштабной войны (даже без применения оружия массового поражения) Российская кадровая армия в нынешнем ее состоянии сможет продержаться не более полутора месяцев. Дальше все будет зависеть от нашей мобилизационной способности.

В современных условиях с хорошей профессиональной армией можно победить в кампании, но в конечном счете война будет проиграна при отсутствии должной мобилизационной подготовки страны.

Необходимо отметить, что мобилизационная подготовка в любой стране мира происходит в мирное время, а сама мобилизация обычно осуществляется с объявлением войны. Важнейшие условия успешного проведения мобилизации: наличие достаточного количества подготовленных людских резервов для доукомплектования до штатов военного времени объединений, соединений и частей и развертывания новых формирований; накопление в мирное время необходимых запасов вооружения, военной техники, боеприпасов, горючего и других материальных средств; наличие четко отработанной системы оповещения, сбора и распределения мобилизационных ресурсов, реконверсия предприятий, осуществляющих поставку техники; четкое и бесперебойное управление мобилизацией и ее всестороннее обеспечение.

К сожалению, ситуация и с мобилизационной подготовкой страны у нас критическая. Впервые об этом было заявлено еще в 2001 году, когда заседание Совета безопасности в Кремле было полностью посвящено состоянию мобилизационной готовности Вооруженных сил. Именно там, впервые после распада СССР, прозвучала констатация весьма печального положения дел – армия практически не готова к ведению современной войны, а мобилизационная готовность страны на нуле. Безусловно, в последние три года наметилась некоторая тенденция в сторону решения проблем мобилизационной подготовки. Так, впервые за последние 15 лет в бюджетах на 2005 и 2006 годы отдельной строкой были выделены статьи расходов на эти цели. Однако это только капля в море, и чтобы принимать правильные решения, необходимо объективно проанализировать существующие проблемы в мобилизационной подготовке страны.

ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ

Итак, первая проблема: обеспечение призыва достаточного объема при непрерывно ухудшающейся демографической ситуации. Чтобы поддерживать армию на существующем уровне, необходимо ежегодно призывать не менее 300 тыс. молодых людей. Однако демографическая ситуация в стране постоянно ухудшается, по оценкам специалистов, численность пригодных к военной службе по возрасту в 2007 году составит всего 800 тыс. человек, в 2003 году было примерно в 2 раза больше. (Почему такой демографический провал образовался за несколько лет – очевидно. 17–18-летний юноша, достигший этого возраста в 2003 году, родился в 1985–1986 годах, что последовало за этими годами и сколько тогда рождалось детей, все прекрасно знают).

В настоящее время в законе прописаны 9 категорий граждан, которым может быть предоставлена отсрочка. Наиболее многочисленная категория – студенты. В настоящее время периодически поднимается вопрос об отмене отсрочек для студентов. СМИ постоянно обвиняют Минобороны, Генштаб в том, что они замахиваются на образование. Похоже, что в условиях преимущественно платного обучения на отмену отсрочки студентам законодатели вряд ли решатся. Остальные отсрочки более-менее обоснованны и в целом немногочисленны.

Вторая проблема – качество призывного контингента. В современной армии должны служить грамотные люди, а у нас 80% российских призывников – жители сел, деревень и малых городов, уровень подготовки которых весьма низок. Из них здоров только каждый двадцатый (для города этот показатель в два раза лучше – каждый десятый). По состоянию на 2004 год 21% призывников весеннего призыва не имели среднего образования, 5% не умели даже читать и писать. Можно ли ожидать улучшения в этой области? Хотелось бы, но для этого нужны масштабные действия в общегосударственном масштабе: повышение уровня здравоохранения и образования, достаточно объемная начальная военная подготовка и т.д. За год, по сравнению с 2004 годом, ничего не изменилось. Качество призывного контингента в 2005 году: только каждый второй гражданин призывного возраста считался годным к службе по медицинским показателям (не здоров, а просто годен!), 20% призывников имели только начальное образование, 6% – криминальное прошлое. А это ведь при том, что в этот год в армию было призвано рекордно малое число молодых людей из всех лиц призывной группы – 9,5%. Это беспрецедентное явление, такого не было ни в царской, ни в Советской армии. Мысленно перенесемся в 2008 год. В самом лучшем случае из 400 тысяч годных по здоровью молодых людей нужно набрать по призыву 300 тысяч. Насколько реальны такие планы?

Нужно учитывать и политические моменты, в первую очередь, связанные с распространением международного терроризма. Например, в Чеченской Республике в 2004 году было призвано на срочную службу 39 человек и 40 офицеров заключили контракты с Минобороны.

В отношении надежд на комплектование армии контрактниками – гражданами СНГ, которые могут устремиться в армию за российским гражданством. На Кавказе и в Приднестровье большинство жителей и так имеют российские паспорта. А в отношении жителей Средней Азии и Кавказа вообще нужно бы подумать, учитывая мусульманский, вернее, ваххабитский фактор.

Можно привести и другие цифры, но и этих достаточно для того, чтобы, скажем так, с удивлением обнаружить вроде бы неочевидную вещь: даже миллионную армию современной России «не поднять».

Третья проблема, которая в настоящее время робко замалчивается и касается офицерского состава, который будет проходить службу в частях контрактного и «неконтрактного» комплектования. Очевидно, что условия службы этих офицеров будут отличаться, но условия службы в «неконтрактных» частях будут не легче, чем у офицеров, проходящих службу в «контрактных» частях. Но каков будет уровень оплаты службы этих офицеров? К сожалению, он может быть существенно ниже, чем у офицеров «контрактных» частей. К чему это приведет? В составе Вооруженных сил могут образоваться, по существу, две армии.

Ежегодное снижение численности офицеров в России составляет 5–7%. Из армии уходят в основном младшие офицеры. В 2004 году МО вынуждено призвать на военную службу 15 тыс. выпускников гражданских вузов – офицеров запаса. Военно-учебные заведения в их нынешнем составе не способны подготовить надлежащее количество кадровых офицеров в условиях столь высокого оттока. Причины ухода офицеров из армии общеизвестны – низкий уровень заплаты и отсутствие социальных льгот.

Далее, большая часть мобилизационной базы морально устарела, кроме неоправданных расходов ничего не дает и ни на что не способна. И здесь мы сталкиваемся с еще одной проблемой. Речь в данном случае идет о возможностях по формированию резервов различной очереди. Проблема эта связана с отсутствием достаточного количества запасов современного вооружения и военной техники.

Итак, четверная проблема – материально-техническое обеспечение мобилизационных ресурсов. Ведь мобилизационная подготовка это не только на людские мобилизационные ресурсы. Нужно людей призвать, одеть, обуть, вооружить, подготовить и т.д., прежде чем послать в бой. Зададимся вопросом: а чем будет воевать мотострелковая дивизия, скажем, из состава стратегических резервов 2-й очереди, если бы такая была развернута? Она может быть вооружена стрелковым оружием и гранатометами, разномастной артиллерией, танками типа Т-64, устаревшими средствами связи, БМП не предусмотрено. В бой должна идти на колесных автомобилях, мобилизованных из «народного» хозяйства (так называемая техника предприятий и организаций). Эскадрилья современных самолетов-истребителей может заменить такую дивизию, если речь идет о поле боя типа «Курская дуга». Может быть, послать такую дивизию защищать город, ведь современная война будет вестись на все более урбанизированной территории? В городских боях техническое превосходство не столь значимо. Более важную роль играет индивидуальное мастерство, а его-то как раз и нет! В отношении такой дивизии попадаем в заколдованный круг: на поле воевать – техники нет, в городе воевать – умения нет. Чем вооружить эти 50 тыс. человек? Современного вооружения, военной техники и экипировки не хватает и для кадровой армии. Кадровых офицеров в звене рота-батальон на развернутые части – не будет, а офицеры запаса, по словам Министра обороны, к войне не готовы. Лейтенантов не хватает и для частей постоянной готовности. Воевать такие собранные с бору по сосенке войска в войне с применением обычных средств поражения с армиями индустриально развитых стран Запада и Востока на равных не могут. Числом задачи в такой войне не решить, да и нет у нас этого числа.

Пятая проблема – отсутствие достаточного количества военнообученных людских ресурсов. В соединения и воинские части предназначено всего лишь 45% граждан, не утративших подготовки по ВУС и способных выполнять свои задачи. К 2010 году ожидается, что этот показатель снизится до 20%, остальные 80% это масса, которую, как новобранцев, предстоит долго учить до того, как допустить к применению вооружения и военной техники. При этом основной источник накопления военнообученных ресурсов – военная служба по призыву – в настоящее время не обеспечивает накопления в районах комплектования войск (сил) требуемых специалистов в объемах, обеспечивающих их полное и качественное укомплектование, а по многим специальностям не обеспечивает даже восполнения естественной убыли граждан, пребывающих в запасе и приписанных к войскам (силам). Для обеспечения стабильного качества укомплектованности войск мобилизационными людскими ресурсами ежегодно необходимо привлекать на военные сборы не менее 400–450 тыс. человек, а удается около 100 тыс. человек. Да и это количество с каждым годом все труднее призывать, основная причина – отсутствие экономических стимулов. Согласно закону, привлеченный на сборы человек при среднем заработке в 7 тыс. рублей может получить за них только 1 тыс. рублей. Плюс доплата за воинское звание и занимаемую должность в войсках на время прохождения сборов. Сумма получается совсем не внушительная, если учитывать, что оклад у лейтенанта около 4 тыс. рублей. У рядовых и сержантов, понятное дело, заработки еще меньше.

Чтобы не утруждать читателей, кратно назову еще ряд существенных проблем мобилизационной подготовки: крайне неравномерное распределение людских ресурсов по территории страны; недостаточный и непрерывно снижающийся уровень подготовки военно-обученного резерва; низкие темпы роста военно-обученного резерва; крайне низкий уровень финансирования военной подготовки мобилизационных людских ресурсов; низкая эффективность мероприятий мобилизационной подготовки и т.д.

Не менее показательна ситуация с расходами на мобилизационную подготовку экономики. «Мобилизационная готовность экономики» – это не новые самолеты, ракеты или танки, это вложение средств в сохранение производственных мощностей заводов и фабрик, которые могут потребоваться в час «Икс». Так, например, в 2002 году на 2,3 тыс. предприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, было выделено всего лишь 0,5 млрд. рублей. К 2005 году количество таких предприятий уже сократилось до 1300. Это связано с тем, что в постперестроечные годы мобмощности большинства отечественных предприятий были либо максимально ужаты, либо свернуты – несмотря на то что они не участвовали в производстве продукции, хозяевам предприятий приходилось платить с них налоги, оплачивать электричество и тепло. Делали это немногие, в основном те, кто остался в госсекторе, частники поступали проще – демонтировали ненужное оборудование, а освободившиеся цеха пускали под коммерчески выгодное производство. В результате были разрушены многие технологические цепочки в производстве вооружения и военной техники.

НУЖЕН СБАЛАНСИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Итак, необходимость работы над вопросами совершенствования мобилизационной подготовки очевидна. Но уж слишком много проблем. Поэтому нужно было бы определиться с важностью и приоритетной очередностью решения вопросов. Сейчас нужен взвешенный взгляд.

По мнению автора, единственным выходом из создавшегося положения является сбалансированный подход к накоплению военно-обученных мобилизационных резервов и ВВТ в ограниченных объемах при условии пересмотра необходимой численности Вооруженных сил в сторону увеличения и оснащения армии современными видами оружия. Об очевидности такого подхода свидетельствует опыт мобилизационной подготовки США. Официально мобилизационное планирование в американской промышленности регулируется в рамках так называемой «Программы планирования промышленной готовности». Согласно нормативам, установленным программой планирования мобилизационной готовности промышленности, резервное оборудование в случае мобилизации должно быть снято с хранения, расконсервировано, доставлено к месту использования, установлено и полностью подготовлено к выпуску продукции не позднее чем через 60 суток после объявления мобилизации.

Для военно-политического руководства США при численности населения 280 млн. человек, при общем экономическом потенциале, равном 30% мирового производства, в принципе не существует проблемы ресурсов. Доля изъятия людского ресурса из экономики США составляет всего 0,45%, а военный бюджет представляет собой сумму военных бюджетов десяти последующих в списке ведущих военных держав. Стабильно высокий уровень финансирования ВС США позволяет содержать профессиональную армию численностью 2,3 миллиона человек. В том числе – 1,7 миллиона кадрового состава, обеспеченность которого превышает «мировые стандарты» в 3–4 раза.

Начиная с 1992 года бывшее политическое и военное руководство РФ, имея в виду прежде всего сокращение «непроизводительных расходов в целях укрепления экономики», под предлогом приведения военной организации к мировым стандартам последовательно снизило численность личного состава ВС к 2001 году до 1,2 млн. При этом приоритетным показателем оказалась стоимость содержания личного состава. Вместе с тем при падении производства в 2 раза одновременно произошло сокращение бюджетных ассигнований на содержание ВС с 6–7% в конце 1980-х до 2,7% от ВВП в 2001 году. Ресурсообеспеченность одного военнослужащего снизилась с 20–23 тыс. до 4–5 тыс. долларов. Очевидно, что без увеличения численности ВС и переоснащения Российской армии браться за решение проблем мобилизационной подготовки не имеет смысла.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.