Домашнее задание логопеда звуки д дь. Скороговорки для дифференциации (различения) (в – б), (в-ф), (б - п), (т – ть), (д – дь), (д –т), (к – т), (п – к), (г – к), (к—г—x)

Технологическая карта занятия

Арефьева Ирина Анатольевна, учитель-логопед МУ ПСЦ «Надежда» г.Заречного Пензенской области

Предмет: фронтального занятия Класс: 1

Тема занятия: « Звуки Д, Дь, буква Д-д»

Цель занятия: учить выделять, дифференцировать и характеризовать звуки д - д´, обозначить их буквой Д-д

Планируемые результаты:

Предметные:

Обучающийся научится:

Сохранять целостный образ буквы для дальнейшего увеличения скорости видения буквы в тексте

Приобрести навыки правильного чтения

Метапредметные:

Регулятивные УУД (р)

Обучающийся научится:

Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

Контролировать результаты своей деятельности

Познавательные УУД (д)

Обучающийся научится:

Проводить сравнения по заданным критериям

Дифференцировать Д и Дь в слогах и словах

Владеть звуковым анализом и синтезом

Различать гласные от согласных и согласные по твердости-мягкости

Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

Воспринимать смысл небольшого текста

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

Участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, в парах)

Использовать в общении правила вежливости

Оформлять свои мысли в устной форме по алгоритму

Личностные:

У обучающегося будут сформированы:

Положительное отношение к школе и учебной деятельности;

Уважительное отношение друг к другу в процессе занятия

Умение радоваться своим успехам и успехам одноклассников

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Орг. момент

1 мин.

Добрый день, ребята! Давайте разотрем свои ушные раковины, чтобы активизировать все силы организма. Особенно много нервных окончаний на мочках ушей, поэтому потрите их особенно тщательно.

Включаются в ситуацию урока, настраиваются на работу.

Уметь мобилизовать свои силы для работы

2. Актуализация знаний

2 мин

1. Речевая разминка:

Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

2. Беседа:

Что мы с вами только что произносили?

Для чего мы учимся проговаривать скороговорки?

Как вы поняли смысл этой скороговорки?

Не всегда результат от выполненных действий бывает сразу. Иногда приходится подождать, но если ты честно выполнил свою работу, то он обязательно будет.

Вот и мы с вами сегодня постараемся поработать так хорошо, чтобы результат был замечательным.

Чтение хором. Чтение быстро, медленно, тихо, громко. Чтение индивидуальное.

Это скороговорка

Чтобы говорить красиво и правильно, не путая и не пропуская звуки.

Подготовка речевого аппарата к работе.

Соблюдать орфоэпические нормы языка.

3.Постановка учебной задачи

5 мин

Сегодня к нам на занятие пришли гости. Это девочка Дана и мальчик Дима. Они принесли с собой по одному звуку. Кто догадался, что это за звуки?

Молодцы ребята. Давайте еще раз произнесем эти звуки.

В какие домики нашей волшебной страны звуков мы заселим звук Д?

Почему в синий?

А звук Дь в каком из домиков поселится и почему?

Давайте докажем, что эти звуки – согласные.

Молодцы. В этом и сходство, а в чем же различие этих звуков?

Чем на письме мы обозначаем звуки?

Какими буквами обозначим звуки д и д´?

Какая тема занятия?

Это звуки Д и Дь

Вместе произносим звуки Д и Дь

Этот звук мы заселим в синий домик.

Это твердый согласный звук.

Звук Дь будет жить в зеленом домике, потому что он мягкий согласный.

Они не тянуться, не поются, воздух встречает преграду в виде языка.

Д – твердый, а Дь – мягкий.

С помощью букв.

Буквой Д д.

Звуки д, д´, буква Д д.

Понимать вопрос (задание).

Определять в слове заданный звук.

Моделировать звуковой состав слова.

Характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным признакам

Решение учебной задачи

7 мин

У нас возникла проблема: одна буква, а звука два. Почему? Что произошло с одним звуком?

Я предлагаю вам поиграть с этими звуками.

Перед вами карточка. Назовите предметы, которые на ней изображены.

На какие две группы можно разделить все эти слова?

(акцент на правильной паре)

Намотайте на клубочек синего цвета все картинки, в названии которых слышится твердый звук, а на зеленый – мягкий.

Как вы разделили?

Почему в одних слова звук мягкий, а в других твердый? От чего это зависит?

Заполните слоговые домики и назовите сначала слоги с твердым Д, а затем с мягким звуком Дь.

Каким образом это зависит. Что мы заметили?

Буква может обозначает два звука.

Один звук твердый, а другой – мягкий.

Дом, ведро, диван, дерево, дятел, звезда.

Работа в парах. Выясняют, на какие две группы можно разбить слова.

По твердости и мягкости.

Называют по очереди.

От гласного, который следует за данной буквой.

Индивидуальное заполнение карточки.

Где мягкий звук везде следом стоят «хитрые» гласные.

Уметь классифицировать слова по заданному основанию.

Включение в систему знаний

5 мин

Игра «Поймай зук»

Хлопните в ладоши, если услышите слово со звуком Д или Дь. Отобразите данное слово на звуковом домике.

Назовите слово, которое вы последним отображали на звуковом домике.

Поиграем с этим словом по схеме.

Дом, домик, домишко …

Дети определяют позиции заданных звуков в словах (начало, середина, конец).

Это слово дом.

Дети, пользуясь схемой, образуют слова.

Дом – домик – домишко – домище.

Развивать навыки языкового анализа.

Практический этап

20 мин

А какие еще слова можно образовать от слова дом?

В случае затруднения: - Пирог, испеченный дома - …

Человек, любящий дом, красоту и порядок в доме …

Тот, кто больше всего любит быть дома, сидеть дома …

А все, кто живет дома, одной семьей …

Как в сказка называют существо, которое селится в домах, охраняет дом, но никому не показывается…

Я прочитаю вам стишок, а вы догадайтесь, каким словом надо закончить каждую вторую строчку.

Гном и дом.

Жил, да был веселый гном.

Он в лесу построил…

Рядом жил поменьше гномик

Под кустом он сделал …

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил …

Старый, мудрый гном – гномище

Выстроил большой …

Был он стар и был он сед

И большой был …

А за печкой, за трубой

Жил у гнома …

Очень строгий, деловитый

Аккуратный …

Мох, калину, зверобой –

Все из леса нес …

Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас …

Каждый день соседи – гномы

Навещали деда …

Всех встречал радушно гном,

Все любили этот …

Аналогичная работа проводится по словообразованию слов дуб, дым, след, дождь, друг.

Физкультминутка. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.

Игра «Четвертый лишний»

Ребята, внимательно послушайте и из четырех слов найдите и назовите одно лишнее и объясните почему:

Вода, дождь, доска, утка.

Дрова, день, роза, дыня.

Друг, круг, точка, кочка.

Дыра, кора, нора, пора.

Очень понравилось Дане и Диме как вы играли. А теперь они просят вас составить схемы их имен из кружков.

Чем похожи схемы?

Чем они различаются?

Что можно сказать о словах, глядя на схемы?

Для того, чтобы записать их имена, мы должны познакомиться с буквой, которая дает звуки Д и Дь. Это буква Д д.

На что похожа эта буква?

Буква Д нам всем знакома,

Ведь она как крыша дома.

Посмотрите как правильно пишется письменная буква Д. Напишите ее пальчиком в воздухе, в своих тетрадях.

А теперь рядом со схемами имен запишите имена детей с помощью букв.

Варианты детей.

Домашний.

Домовитый.

Домосед.

Домочадцы.

Домовой.

Дети отвечают все хором.

Дом.

Домик.

Домишко.

Домище.

Домосед.

Домовой.

Домовитый.

Домой.

Домашний.

Дома.

Дом.

Утка, потому что в этом слове нет звука Д, а во всех остальных есть.

Роза.

Друг, т.к. в этом слове есть звук Д.

Дыра.

В них по четыре звука. Из них два гласных и два согласных.

В одной первый звук мягкий, а в другой – твердый.

Варианты детей.

Работа в тетрадях.

Совершенствовать навыки словообразования.

Активизировать пассивный словарь.

Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний

Добывать новые знания

Контролировать процесс и результаты деятельности

Снятие усталости и напряжения.

Совершенствование мелкой моторики

Рефлексивно – оценочный этап

5 мин

Чем занимались сегодня на занятии?

Что нового узнали?

Какие задания понравились больше всего?

Варианты детей.

Развивать способность в самооценке

Формировать умение адекватно использовать речевые средства для оформления своих суждений.

Формировать умение слушать

В – Б

Дроворубы рубили дубы.

Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананызабавной обезьяне.

У Бори винт, у Вити бинт.

В-Ф

Наш Филат не виноват, и ваша Ната не виновата.

Б - П

У быка губа тупа, бык, бык тупогуб.

Бык тупогуб, тупогубенькийбык, у быка бела губа тупа.

По бревну бобры бредут.

Рыбы в проруби пруд пруди.

Боронила борона по боронованному полю.

На пеньке опять пять опят, у пенька опять пять ребят. Опять пять опят у пяти ребят.

Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.

Т – Ть

Тимошкина шавка тявкнула на Пашку.

Тать у татя украл утят.

Тать Тит татю Титу тятя.

От топота копыт пыль по полю летит,
Пыль по полю летит от топота копыт.

Небогатый Филат, чем богат, тем и рад.

Грабли - грести, метла - мести, весла - везти, полозья - ползти.

Пошёл Ипат Лопаты покупать. Купил Ипат пять лопат. Шёл через пруд, зацепился за прут. Упал в пруд Ипат, утопил пять лопат.

Д – Дь

Дед Данила делил дыню; дольку Диме, дольку Дине.

Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Дятел дерево долбит, день-деньской кору долбит.

Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.

Дарья дарит Дине дыни.

Д Т

Дед Додон дудит в дуду.

Дума думу думает.

Дятел и дуб продалбливает.

Потеряна дитя Тетерина.

В доме одна Домна. Думает Домна: «Дай, приберу». Прибирает Домна дом, а у Домны дом вверх дном.

Летели лебеди с лебедятами.

К – Т

Токарь в коротайке окоротал таратайку.

Турка курит трубку. Курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку! Не клюй, курка, крупку!

Толком толковать, да без толку расперетолковывать.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

У Кондрата куртка коротковата.

Во поле затопали кони.

Никто Тане не ткёт ткани.

Кто ткёт ткани на платок Тане?

Ткач ткет ткани на платки Тане.

Ткём ткани на платок Тане, и на платье Тане ткём ткани.

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

П – К

Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи.

Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.

Колпак под колпаком, под колпаком колпак.

Кто колпак переколпакует и перевыколпакует?

Никак колпак не переколпаковать, не перевыколпаковать.

Под потолком-полком полколпака гороху.

Расскажите про покупки.

Про какие, про покупки?

Про крупу да про подкрупки.

Наш Полкан попал в капкан.

Шли три попа, три Прокопья попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопья попа, про Прокопьевича.

Купила бы я, накупила, да купило притупило.

Пришел Прокоп - кипит укроп,

ушел Прокоп - кипит укроп.

И при Прокопе кипит укроп,

и без Прокопа кипит укроп.


Полкан толкал палку лапкой.

В пруду у Поликарпа - три карася, три карпа.

Забыл Панкрат Кондратьев домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.

Г – К

Клади в угол уголь.

У ёлки иголки колки.

Ловки голавликлали головы на головни.

Пекарь Пётр пёк пироги.

Галка кротка, да палка коротка.

Курьера курьер обгоняет вкарьер,

На горе, на горке горько ревёт Егорка.

На иве - галка, на берегу - галька.

Шакал шагал, шакал скакал.

Краб крабу сделал грабли,
подарил грабли крабу:
"Грабь граблями гравий, краб".

К- Г- X

Хиханьки да хаханьки - доходы махоньки.

Полпогреба репы, полколпака гороху.

У сыра дуба, у суха сука - белошерста сука.

11. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

Дима нарисовал дерево. Около дерева - маленький прудик. В нём плавали великолепные белые лебеди. Дима показал рисунок маме. - Дима, как красиво, - сказала мама. Дима был рад.

Дифференциация звуков Д – ДЬ

После того, как поставлены и автоматизированы звуки Д, ДЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков Д – ДЬ.

1. Повтори слоги.

Да-дя
Ды-ди
Ду-дю
До-дё
Дя-да
Ди-ды
Дю-ду
Дё-до
Дя-да-дя
Ди-ды-ди
Дю-ду-дю
Дё-до-дё
Да-дя-да
Ды-ди-ды
Ды-ди-ды
До-дё-до

2. Повтори слова.

3. Повтори предложения.

Даня сидит на диване. В водоеме воды видимо - невидимо. Дима дома не один. Медведи любят мед. Дома - домовой, в воде - водяной. Дядя Федя дал меда медведю. Надя ела дыню. На груди у Ады - награда. Дупло - дыра в дереве. В деревне есть плодовые деревья. Володя поздравил Даню. Люда видела верблюда. Даня видел лебедей. Понедельник в календаре будний день. Дане подарили пуделя. В ведре холодная водичка. Федя идет домой. Денис идет по дороге. У дочки желуди. Даня принес гвозди.

После того, как поставлены и автоматизированы звуки Д, ДЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков Д – ДЬ.

1. Повтори слоги.

3. Повтори предложения.

Даня сидит на диване. В водоеме воды видимо - невидимо. Дима дома не один. Медведи любят мед. Дома - домовой, в воде - водяной. Дядя Федя дал меда медведю. Надя ела дыню. На груди у Ады - награда. Дупло - дыра в дереве. В деревне есть плодовые деревья. Володя поздравил Даню. Люда видела верблюда. Даня видел лебедей. Понедельник в календаре будний день. Дане подарили пуделя. В ведре холодная водичка. Федя идет домой. Денис идет по дороге. У дочки желуди. Даня принес гвозди.

4. Повтори чистоговорки.

Да - дя - да - как молода. Дя - да -дя - идет дядя. Ду - дю - ду - я иду по саду. Дю - ду - дю - мед дадим медведю. Ди - ды - ди - в пруду лебеди. Ды - ди - ды - знаю все ходы. Де - дэ - де - мы рады победе.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Друзья познаются в беде.

Дружба в делах помощница.

Дерево дорого плодами, а человек делами.

Жизнь дана на добрые дела.

6. Повтори скороговорки.

Дед Додон в дуду дудел,

Димку дед дудой задел.

Дятел дерево долбит,

День - деньской кору дробит.

Дарья дарит Дине дыни.

7. Повтори загадки.

Много рук, а нога одна.

(Дерево)

Шел долговяз,

В сыру землю увяз.

(Дождь)

Не живая - а идет,

Неподвижна - а ведет.

(Дорога)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек.

(Желудь)

8. Выучи стихотворения.

Дождик, дождик,

Не дожди!

Дождик, дождик,

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

(А. Кондратьев)

Доброгопути

Нам желают:

Доброго пути!

Будет легче

Ехать и идти.

Приведет, конечно,

Добрый путь

Тоже к доброму

Чему - нибудь.

(Е. Благинина)

9. Игра «Твердый - мягкий».

Перед ребенком лежат синий и зеленый квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Д, то ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ДЬ - зеленый квадратик.

Дерево, садовник, Денис, звезда, дом, дуб, дети, удар, Дима, диво, дача, Надя, Даня, одеяло, домино, дятел, дым.

10. Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

11. Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом пересказать его.

Дане на день рождения подарили собаку. Даня очень долго думал, как же назвать своего нового друга.

Назову-ка я его Диком. Он вырастет большим и сильным, будет меня защищать. Верно, Дик?

И собака сразу откликнулась на это имя. Подошла к Дане, завиляла хвостом, лизнула Даню в нос. Так и стала Данина собака Диком.

Звук ДЬ

Звук Д

Артикуляция звука.

См. звук Т. Разница заключается в том, что при произнесении звука Д мягкое нёбо опущено, голосовые складки сомкнуты, добавляется голос. Ощущается вибрация гортани.

Постановка звука.

1 способ: по подражанию.

2 способ: от звука Т. Ребенок кладет одну руку на гортань логопеда, другую на свою. Логопед по очереди произносит звуки Т - Д. Обращает внимание ребенка на вибрацию гортани при произнесении звука Д.

Практический материал по автоматизации звука Д.

1. Повтори слоги.

Да-да-да Да-да-да Да-да-да
Да-до-ду-ды Ды-ду-да-до До-ду-ды-да

2. Повтори слова.

Звук в начале слова: Дам, дай, дама, дата, Даня, дача, Даша, даль, дар, даром; дым, дыня, дымок, дымка, дыхание, дышать, дыра, дырка; дон, дом, домик, дока, дойка, дочь, домино, домыть, добыть добить, допить, долить, дождь, дорога, добрый, доктор; дуб, Дуня, дума, дуть, дуга, духи, дубок, думать, душ, душа, душно, дул, дуло, дупло, дудка.

Звук в середине слова: Еда, вода, беда, погода, кидать, Люда, медаль, педаль, удаль, колода, посуда, свобода, слобода, среда, руда, удар, карандаш, ограда, отрада, эстрада, преграда, награда, мода, ягоды, водопады, сады, заводы, следы, плоды, пруды; удой, гудок, ходок, молодой; пойду, найду, упаду, воздух, надуло, колдун, кладу, радуга.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Два, дво, дно; еда, дло, дра, дро, дру.

Два, двадцать, дважды; двое, двойка, двор, дворник, дворняга, дворовый, дворец; дно, модно, поднос, судно, ладно; сдал, сдавить, сдаваться; подло, подлость, надлом; драма, драка, дракон, драп, драпать, дразнить; дробь, дробить, дрозды, дрожать; друг, другой, друзья, дружина, дружба.

3. Повтори предложения.

Даша дома. Даня на даче. В доме есть душ. Дама идет по дороге. У неё дыня. Дуня думает: «Я не упаду». У Даши на платье дырка. Вдали видна дорога. В дупле дятел. Даня получил медаль. Дворник подметает двор. На дворе дует ветер. Дуня играет на дудке. Возле пруда много ягод. Даня и Даша собирают ягоды. У Дани дача. Дача далеко. Наш дом на Дону. Дон - река. По Дону идут суда. В саду дуб. Колдун построил дворец. У дочки карандаш. Даня и Даша - друзья. У них нет двоек. В лесу надо дышать свежим воздухом. Люда, пора домой.

4. Повтори чистоговорки.

Да - да - да - бежит вода. Ду - ду - ду - тебя найду. До - до - до - звучит гудок. Ды - ды - ды - цветут сады.

5. Повтори пословицы и поговорки.

Один за всех - все за одного.

Шуба нова, да в подоле дыра.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Лесом шёл, а дров не видал.

Даром ничего не дают.

Ссора до добра не доведет.



6. Повтори скороговорки.

Дарья дарит Дане дыни.

Дон, дон, дон - загорелся кошкин дом.

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду - все равно тебя найду.

Радуга-дуга, радуга-дуга - не давай дождя!

7. Повтори загадки.

Шумит он в поле и в лесу,

А в дом не попадает.

И никуда я не пойду

Покуда он гуляет.

(Дождь)

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес –

(Дым)

Новая посуда, а вся в дырках.

(Сито)

На дворе горой, а в избе водой.

(Снег)

Кругом вода, а с питьем беда.

(Море)

8. Выучи стихотворение.

Дрессировщики зверей!

Дайте сахару скорей!

Долго звери вас учили,

Чтоб награду им вручили.

(В. Берестов)

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку послушать стихотворения и подсказать нужное слово в конце каждого из них.

Ходит мальчик наш с трудом,

В первый раз обходит... (дом).

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по... (домам).

Я пришью ему новые ножки,

Он опять побежит по... (дорожке).

10. Игра «Назови ласково».

Взрослый просит ребенка назвать ласково следующие предметы:

Дом - (домик) дудка - (дудочка)
Дуб - (дубок) дыра - (дырочка)
Дорога - (дорожка) дым - (дымок)

11. Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком Д, которые в нём встречаются.

Вот домик тёти Люды. У дома сад. Тётя Люда - садовод. В саду растут яблони, сливы, малина. Тётя Люда любит ухаживать за своим садом. Осенью она собирает много плодов. Тётя Люда раздаёт яблоки, сливы, малину своим друзьям.

Артикуляция звука: смотри звук Д. Разница в том, что при произнесении звука ДЬ кончик языка опущен за нижние зубы.

Постановка звука.

1 способ: по подражанию.

2 способ: Ребенок произносит звук Д. В этот момент логопед шпателем опускает кончик языка за нижние резцы.

Практический материал по автоматизации звука ДЬ.

1. Повтори слоги.

Дя-дя-дя Дя-ди-де-дю
Дя-дя-дя Дю-дё-де-ди
Дя-дя-дя Дя-дю-де-дё

2. Повтори слова.

Звук в начале слова: Дядя, дятел, дятлы; Дима, Дина, диван, динь-динь, диво, диета, дикий, дивный, диктант, диалог, диплом, диктор; день, дева, демон, деньги, девочка, Денис, десять, деталь, дельфин, дело, делать, дерево, декабрь; дёготь, дёрн, дёргать; дюйм, дюны, Дюймовочка.

Звук в середине слова: Надя, Федя, Вадя, водяной, ледяной, Володя, бродяга; идея, кадет, надеть, видение, нападение, одежда, неделя, пудель, удел, одеяло, одеколон; один, Эдик, медведи, бандит, говядина, гвозди, дожди, жёлуди, мелодия, льдина, люди, леди, лебеди, будильник, холодильник, удивление, радио, родина, родители, бродить, крокодил; вездеход; ведёт, будёновка, кладёт; гадюка, индюк.

3. Повтори предложения:

Надя, Федя, Володя - дети. Вадя несет желуди. Девочка Надя сидит на диване. Пудель залез под одеяло. Дети видели дельфина. Осталась одна неделя до декабря. В лесу живут дикие медведи. Дядя надел буденовку. Федя был один на льдине. Дети сажают деревья. Понедельник - первый день недели. Денис водил вездеход. Надю разбудил будильник. Володя заглянул в холодильник. Детей посадили на диван.

4. Повтори чистоговорки.

Дя - дя - дя - идет дядя. Де - де - де - наступил день. Ди - ди - ди - сюда иди. Ди - ди - ди - не буди. Де - де - де - быть беде. Дю - дю - дю - вот индюк. Дя - дя - дя - стучит дятел.

Всякое дело делай умело.

День, как день, да год не тот.

Не зная дела, не суди.

Летний день - за зимнюю неделю.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Что летом родится, то зимой пригодится.

6. Повтори скороговорки.

Дятел дерево долбил,

Деда стуком разбудил.

Денис без дела не сидел -

Он целый день конфеты ел.

7. Повтори загадки.

Меж двух светил я по середине один.

(Нос)

Кто приходит,

Кто уходит,

Все её за ручку водят.

(Дверь)

По морю идет, идет,

А до берега дойдет

Тут и пропадет.

(Волна)

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали всерубашки.

(Дерево)

8. Выучи стихотворение.

Лебеди, лебеди,

Белые лебеди.

Лебеди летели

И на воду сели.

Сели,посидели,

Снова полетели.

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.

Столько заноз я не видел ни разу,

Нет, не завидую я... (дикобразу).

Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и... (девочки).

В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись... (дятел).

10. Игра «Один - много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, ребёнок - во множественном.

11. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

Дима нарисовал дерево. Около дерева - маленький прудик. В нём плавали великолепные белые лебеди. Дима показал рисунок маме. - Дима, как красиво, - сказала мама. Дима был рад.

После того, как поставлены и автоматизированы звуки Д, ДЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков Д – ДЬ.

1. Повтори слоги.

3. Повтори предложения.

Даня сидит на диване. В водоеме воды видимо - невидимо. Дима дома не один. Медведи любят мед. Дома - домовой, в воде - водяной. Дядя Федя дал меда медведю. Надя ела дыню. На груди у Ады - награда. Дупло - дыра в дереве. В деревне есть плодовые деревья. Володя поздравил Даню. Люда видела верблюда. Даня видел лебедей. Понедельник в календаре будний день. Дане подарили пуделя. В ведре холодная водичка. Федя идет домой. Денис идет по дороге. У дочки желуди. Даня принес гвозди.

4. Повтори чистоговорки.

Да - дя - да - как молода. Дя - да -дя - идет дядя. Ду - дю - ду - я иду по саду. Дю - ду - дю - мед дадим медведю. Ди - ды - ди - в пруду лебеди. Ды - ди - ды - знаю все ходы. Де - дэ - де - мы рады победе.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Друзья познаются в беде.

Дружба в делах помощница.

Дерево дорого плодами, а человек делами.

Жизнь дана на добрые дела.

6. Повтори скороговорки.

Дед Додон в дуду дудел,

Димку дед дудой задел.

Дятел дерево долбит,

День - деньской кору дробит.

Дарья дарит Дине дыни.

7. Повтори загадки.

Много рук, а нога одна.

(Дерево)

Шел долговяз,

В сыру землю увяз.

(Дождь)

Не живая - а идет,

Неподвижна - а ведет.

(Дорога)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек.

(Желудь)

8. Выучи стихотворения.

Дождик, дождик,

Не дожди!

Дождик, дождик,

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

(А. Кондратьев)

Доброгопути

Нам желают:

Доброго пути!

Будет легче

Ехать и идти.

Приведет, конечно,

Добрый путь

Тоже к доброму

Чему - нибудь.

(Е. Благинина)

9. Игра «Твердый - мягкий».

Перед ребенком лежат синий и зеленый квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Д, то ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ДЬ - зеленый квадратик.

Дерево, садовник, Денис, звезда, дом, дуб, дети, удар, Дима, диво, дача, Надя, Даня, одеяло, домино, дятел, дым.

10. Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

11. Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом пересказать его.

Дане на день рождения подарили собаку. Даня очень долго думал, как же назвать своего нового друга.

Назову-ка я его Диком. Он вырастет большим и сильным, будет меня защищать. Верно, Дик?

И собака сразу откликнулась на это имя. Подошла к Дане, завиляла хвостом, лизнула Даню в нос. Так и стала Данина собака Диком.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.