Федотов сергей. Мединский прикрывает Сергея Федотова РАО? (1 фото) Сергей федотов рао свежие

Вечером 16 марта стены столичного концертного зала Event Hall Даниловский сотрясались от аплодисментов — ​сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД отмечали 80-летие со дня образования своего легендарного прародителя — ​отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (ОБХСС) СССР. Популярные артисты эстрады заводили военно-патриотические песни, актеры театра и кино выступали с панегириками мужественным парням в красивых мундирах, а политики и чиновники зачитывали со сцены дежурные благодарности за верность Родине и отвагу на службе.

Но настоящим откровением для многочисленных офицеров, порядком подуставших от заученных казенных поздравлений, стал визит на торжество кинорежиссера Никиты Михалкова. Мэтр отечественного кинематографа, пожалуй, оказался единственным человеком, чью речь завороженно слушали все без исключения.

«Есть такая печальная поговорочка: «Скажи мне, где ты работаешь, и я скажу тебе, где ты воруешь». К сожалению, сложилась определенная печальная традиция. И вам изо дня в день с этой традицией приходится сталкиваться. Сегодня же выявлять противника сложнее. Это не бандит в зипуне с обрезом под полою. Сегодня это совсем другие персонажи: все при галстуках, все в белых рубашках, в хороших машинах, с округлой неспешной речью и дорогими телефонами. И вот как опознать среди белых воротничков того, кто ради наживы готов поступиться всем, в том числе и самым главным — ​именем своим и честью?! Ведь подчас это может быть не просто рядовой чиновник в галстуке. Он может быть и человеком на виду, и начальником, и депутатом, и сенатором, и работать в правительстве. Как преодолеть этот психологический барьер? Какие силы должны быть внутренние для того, чтобы превозмочь такие социальные условности. Не говоря уже о том, что это еще и серьезная режиссура — ​отличить того, кто говорит правду, от того, кто говорит неправду!» — ​с придыханием завершив выступление, Михалков уверенно направился к министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву, губернатору Ярославской области (и бывшему начальнику ГУЭБиПК МВД) Дмитрию Миронову и депутату Госдумы Владимиру Васильеву.

Андрей Кричевский. Фото: Сергей Коньков / ТАСС

Рядом с Михалковым в первом ряду расположился его верный заместитель в Российском союзе правообладателей, генеральный директор Всероссийской организации интеллектуальной собственности Андрей Кричевский. Видеть его на фотографии рядом с Никитой Михалковым непривычно даже некоторым его подчиненным: долгие годы возле кинорежиссера восседал другой человек — ​директор Российского авторского общества Сергей Федотов, летом прошлого года арестованный по подозрению в особо крупном мошенничестве юбилярами из ГУЭБиПК МВД.

«Мы про это немного пошутили даже, но не более», — ​рассказывал один из многих сотрудников ГУЭБиПК МВД, поднимавший тосты за здоровье Никиты Михалкова во время праздничного банкета. «Но вообще об уголовных делах не говорили. Праздник же», — ​добавляет оперативник.

Многие именитые гости едва ли знали, что накануне столичные полицейские начали расследование крупных хищений в Мострансбанке, где с использованием счетов организаций по управлению авторскими и смежными правами было похищено около 1,8 млрд рублей.


Петр Саруханов / «Новая»

Аристократ нового века


Сергей Федотов. Фото: РИА Новости

Российское авторское общество (РАО), последние четверть века занимавшее доминирующее положение на рынке сборов авторских вознаграждений за использование текстов, аудио- и видеофонограмм, в своем нынешнем виде было фактически создано заново в 2005 году. Тогда молодой менеджер Сергей Федотов, без доли юмора причислявший себя к аристократам нового века, был избран председателем правления РАО. Несуразно отвешивая реверансы с трибуны, он произносил речь не как чиновник, которому предстоит взвалить на себя ответственность за десятки тысяч деятелей культуры, а скорее как их многолетний большой начальник.

Из зала на него любовалась мама, Вера Федотова, когда-то трудившаяся бухгалтером во Всесоюзном агентстве по авторским правам и доросшая до главного бухгалтера РАО. На сына она смотрела скорее как на ученика — ​потому и убедила почтенных членов РАО отдать Сергею Федотову свои голоса, а затем ввела его в окружение председателя Союза кинематографистов России Никиты Михалкова.

Сергей Федотов обещал с трибуны добиться изменения в законодательстве, регулирующем деятельность организаций по управлению авторскими и смежными правами, и значительно увеличить объем сборов. Тогда РАО уже взимало средства с радио и телевидения за использование фонограмм и текстов авторов, но Федотов всерьез планировал охватить новый сегмент — ​бесчисленные рестораны, в которых круглые сутки звучали музыка и песни. А ведь за это тоже надо платить.

Авторы, поверившие в высокие цели молодого амбициозного деятеля, тут же ринулись заключать с РАО договоры. Правда, эти соглашения уже тогда носили символический характер — ​устав общества предусматривал сбор денежных средств за использование фонограмм даже при отсутствии договора с автором, за исключением случая письменного обращения последнего «об изъятии каталога произведений из управления».

Первый год работы Сергея Федотова оказался по-настоящему урожайным: благодаря выстроенной вертикали уполномоченных агентов (от имени общества они отслеживали использование произведений и собирали деньги) удалось получить около 1 млрд рублей, которые, за вычетом небольших процентов, были распределены между артистами пропорционально их популярности и частоте звучания в эфире.

«Никто тогда даже не заморачивался насчет методики распределения денег, которую разрабатывал Федотов. Деньги заплатили — ​и замечательно!» — ​вспоминает известный московский композитор.

Но, не успев вкусить славу реформатора, Федотов вступил в свой первый конфликт: в офис РАО на Большой Бронной заявились агенты, собиравшие средства на Северном Кавказе, с которыми новый директор планировал пересмотреть договорные условия. Возглавлял северо-кавказскую делегацию авторитетный предприниматель Ахмед Тагибов.

В поисках защиты Федотов обратился к своему знакомому и соседу по работе — ​совладельцу компании с характерным названием «АНТИ» Алексею Клевцову. «Это было в районе Патриарших прудов. Клевцов познакомил меня со своим коллегой Андреем Кричевским», — ​вспоминал Сергей Федотов.

Вскоре Тагибов был задержан столичной полицией по подозрению в хранении наркотиков, а Андрей Кричевский отправился работать к Сергею Федотову. «Кричевский произвел впечатление хорошего специалиста в области экономики, такие люди были необходимы для развития РАО. Я предложил ему работу. Он согласился», — ​рассказывал Федотов.

С собой в РАО Андрей Кричевский прихватил ведущих сотрудников «АНТИ» — ​Александра Сухотина, Алексея Карелова и Веру Чумаченко.

В течение всего следующего года новая команда молодых менеджеров работала над поправками в четвертую часть Гражданского кодекса, главной новеллой которого должно было стать внедрение государственной аккредитации на право осуществлять сбор и распределение авторских вознаграждений (что позволяло занять монопольное положение на рынке).

Благодаря усилиям тогдашнего министра культуры Александра Соколова право на выдачу аккредитаций получил Минкульт. Сергею Федотову и Андрею Кричевскому же удалось добиться создания организации по управлению смежными правами (которая, в отличие от РАО, защищала бы исполнителей произведений) и включения в перечень пользователей авторских и смежных прав кафе и ресторанов.

Руководителем новоявленного общества — ​защитника исполнителей: Всероссийской организация интеллектуальной собственности (ВОИС), — ​был избран Андрей Кричевский. Федотов стал его заместителем. Впрочем, формальные должности никак не меняли иерархию: глава РАО по-прежнему считался в этом тандеме номером один, в то время как руководителя ВОИС воспринимали как личного адъютанта Федотова. Такое положение вещей сам Федотов воспринимал как нечто естественное, хотя правообладатели (от скромных авторов-одиночек до крупных рекорд-лейблов) объясняли доминирующую роль директора РАО его близкими отношениями с Никитой Михалковым.

Сам Сергей Федотов не скрывал, что был близким товарищем кинорежиссера и даже признался, что благодаря именно его помощи РАО и ВОИС удалось получить аккредитации в Минкульте. Впрочем, своего подчиненного Федотов тоже представил Михалкову, о чем впоследствии пожалел, оказавшись в камере «Матросской Тишины».

Доступ к Михалкову

Практически одновременно с созданием ВОИС Андрей Кричевский и Сергей Федотов добились учреждения Российского союза правообладателей (РСП), который благодаря поправкам в законодательство и очередной аккредитации Минкульта получил эксклюзивное право взимать 1% от таможенной стоимости ввозимой на территорию страны бытовой электроники, способной записывать и проигрывать фонограммы (эта законодательная инициатива больше известна, как «налог на болванки»).

Президентом совета РСП был избран Никита Михалков, пост главы правления занял его сын, режиссер Артем Михалков, а генеральным директором стал Андрей Кричевский.

Получив доступ к Никите Михалкову, Андрей Кричевский тем не менее продолжал работать в интересах Сергея Федотова. «Кричевский занимался всей финансовой деятельностью, в том числе в РАО», — ​вспоминает Федотов.

Работоспособность и исполнительность Кричевского, по словам большинства правообладателей и исполнителей, были его визитной карточкой. «Андрей в то время был не человек — ​машина! Ни одну проблему не оставлял без решения, ни один вопрос Сергея Сергеевича [Федотова] и Никиты Сергеевича [Михалкова] — ​без внимания», — ​рассказывает продюсер, входивший в авторский совет РАО.

В 2011 году Андрей Кричевский возглавил старейшую государственную фирму звукозаписи «Мелодия» и с тех пор постепенно превращался из закулисного менеджера в публичное лицо.

На протяжении последующих четырех лет Андрей Кричевский и Сергей Федотов довели общий объем сборов аккредитованных организаций до 10 млрд рублей в год.

Однако не все авторы и исполнители ощутили увеличение своих доходов. Все чаще правообладатели жаловались (правда, избегая публичных дебатов), что на рынке стали плодиться неизвестные до того компании, регулярно получающие крупные суммы от РАО, ВОИС и РСП. Информацию о миллионных переводах на счета фирм-помоек в печать передавали сами сотрудники аккредитованных организаций, рассказывает один из них: «Просто стало доходить до абсурда — ​например, выдающийся поэт-песенник Александр Шаганов, чьи тексты давно признаны хитами, получает 15 тысяч рублей в год, а какая-то непонятная фирма с неизвестным каталогом зарабатывает 50 млн».

Вмешательство государства

Катализатором возмущения право-обладателей стала свадьба Сергея Федотова, отмеченная с невероятным лоском в дорогом ресторане в Барвихе. «У меня было ощущение, что я на свадьбе у какого-то директора «Черкизона» нахожусь», — ​рассказывает известный московский композитор, отмечая, как «оду любви» молодоженам пел Никита Михалков: «Прогрессивный менеджер, умница, красавец! Как только Никита Сергеевич Федотова не называл, поднимая бокал за их супружество. Его, похоже, единственного из нашей среды вся эта кричащая роскошь не смущала».

Еще до свадьбы Федотов перемещался по городу в дорогих автомобилях бизнес-класса с вооруженной охраной, что тоже не могло не вызывать вопросов у членов РАО. Впрочем, они еще не знали, что Сергей Федотов к тому моменту приобрел замок в Шотландии, а также три дома в британском курортном Брайтоне.


Замок Федотова в Шотландии

Пик негативных выступлений ряда правообладателей пришелся на весну прошлого года: группа артистов потребовала от власти проведение реформы аккредитованных организаций, частью которой должно было стать детальное обнародование сведений о суммах поступлений от пользователей авторских и смежных прав.

Подготовкой проекта указа президента и распоряжения правительства занялся первый вице-премьер Игорь Шувалов, поручивший проработать вопрос о создании общероссийской общественно-государственной организации в сфере коллективного управления правами Минкульту, Роспатенту, Минюсту и Минэкономразвитию совместно с РАО, ВОИС и РСП.

Стороны не могут прийти к единому мнению до сих пор: Минэкономразвития обращает внимание на бессистемность работы нынешних регуляторов и предлагает создать мегарегулятор авторских и смежных прав с аккредитацией в Роспатенте, Минкультуры не против отказаться от аккредитации, но не видит перспектив в создании организации с государственным участием, а РАО, ВОИС и РСП предсказуемо не хотят терять контроль над финансовым потоком.

По словам сотрудника РАО, руководители аккредитованных организаций предвидели вероятность инициативы по созданию единого мегарегулятора еще в начале 2015 года и потому решили сыграть на опережение: «У Кричевского возникла идея внедрения так называемой глобальной лицензии, которая позволяла бы создать на базе РАО мощного управляющего авторскими и смежными правами, собирающего деньги у всех, в том числе у пользователей интернета». Для этого Андрей Кричевский, по словам собеседника, придумал провести совместную конференцию РАО, ВОИС и РСП, на которой объединить организации.

В этот момент между Кричевским и Федотовым, со слов работников РАО и ВОИС, возник серьезный конфликт. «Так получилось, что в новой организации Сергей уже не предполагался руководителем. Ему дали список людей, которых планировалось номинировать в руководящий совет, — ​там почти все места были закреплены за людьми Кричевского, которых одобрил Михалков», — ​говорит сотрудник ВОИС.

Это подтверждает и менеджер РАО, знакомый Федотова: «Сережа тогда тысячу раз пожалел, что когда-то взял на работу Кричевского и познакомил его с Михалковым. Получилось, что Андрей из оркестровой ямы выскочил на сцену. Федотов понимал, что вдвоем им под Никитой Сергеевичем не ужиться — ​этот Боливар точно двоих не вывезет. Но у Федотова почему-то не было сомнений, что останется он».

Бегство на Альбион

В мае 2015 года Сергею Федотову поступила служебная записка, в которой подробно описывалась совершенная по его распоряжению сделка по отчуждению имущества РАО в 2012 году. К служебной записке прилагалось юридическое заключение, свидетельствующее о наличии в действиях Федотова признаков, образующих состав мошенничества.

На следующий день Сергей Федотов вместе с женой и детьми улетел в Брайтон, оставив руководить РАО свою маму, занимавшую должность заместителя директора.

В сентябре в отсутствие Федотова РАО, РСП и ВОИС провели запланированную совместную конференцию, на которой был поднят вопрос об объединении организаций по управлению авторскими и смежными правами и достигнуты декларативные договоренности о начале процесса консолидации. Одновременно с этим большинством голосов членов РАО в устав общества были внесены поправки, в соответствии с которыми Андрей Кричевский был избран первым заместителем директора РАО с правом второй первой подписи. Незадолго до подачи документов в Минюст для регистрации изменений на Кричевского было совершено нападение, в результате которого пострадал его охранник. Кричевский обвинил в этом «силы, которые хотят помешать регистрации поправок», а Федотов из-за океана назвал произошедшее инсценировкой, обратив внимание на то, что сам Кричевский избежал каких-либо травм.

В ноябре 2015 года Сергей Федотов вернулся в Москву. Как он сам пояснял, гарантии безопасности ему в телефонном разговоре предоставил Никита Михалков. Именно Михалков, по словам сотрудника РАО, выступил медиатором в споре Федотова и Кричевского: «Он в тот момент находился над схваткой. Тогда в РАО и ВОИС ерничали: мол, барин еще не определился. На самом деле он все-таки отдавал предпочтения Андрею. Сережа это внутренне понимал и хотел вернуть утраченную монополию на Михалкова. Но это было нереально — ​Кричевский слишком глубоко проник под кожу. Это может показаться смешным, но проблема Федотова в его самоидентификации — ​он считал себя великим человеком. А тут какой-то парень из Белоруссии, которого он подобрал на улице… Ну кого, дескать, Никита Сергеевич должен выбрать? Он даже не понимал, что ответ очевиден».

В апреле 2016 года в РАО состоялась внеочередная конференция, на которой Андрей Кричевский был снят с должности первого заместителя директора (его место заняла Вера Федотова). Вслед за ним общество покинули его люди. Сергей Федотов, в свою очередь, вышел из руководящих органов ВОИС и РСП. Как впоследствии признался сам Федотов, таковыми были условия понятийного мирового соглашения, предложенного сторонам Никитой Михалковым.

Тем не менее сохранять статус-кво Сергей Федотов не собирался: в мае он поручил своим заместителям подготовить материалы нарушений в АО «Мелодия», которые планировал передать в право-охранительные органы.

Но спустя месяц сам оказался за решеткой.

Дело Федотова

Уголовное дело по факту крупных хищений имущества РАО было возбуждено Следственным управлением УВД по ЦАО по Москве 17 июня на основании материалов проверки ГУЭБиПК МВД. Поводом для регистрации сообщения о преступлении стал рапорт оперуполномоченного 25-го отдела Управления «Б» Астимира Шакманова на имя своего начальника — ​майора Евгения Якубова, родного брата Семена Якубова — ​бывшего заместителя прокурора ЦАО (в конце прошлой недели назначенного приказом генпрокурора Юрия Чайки заместителем прокурора Подмосковья).

Шакманов приобщил к материалам интервью Юрия Антонова, которое тот дал в ноябре 2015 года газете «Комсомольская правда», — ​композитор, входивший в авторский совет РАО, возмущался отчуждением имущества в пользу третьих лиц.

Все эти, казалось бы, несерьезные материалы — ​от анонимных агентурных донесений до интервью в газетах — ​вскоре превратились в доказательства по уголовному делу, которое возбудил своим постановлением молодой следователь СУ УВД по ЦАО Марк Ерофеев. Следственное постановление напоминает текст служебной записки, полученной главой РАО в начале 2015 года: в ней указано, что в апреле 2012 года Сергей Федотов ввел в заблуждение членов авторского совета общества, внеся в повестку собрания вопрос о создании ЗАО «Сервисно-эксплуатационная компания» (СЭК) и передаче на его баланс имущества — ​13 автотранспортных средств и четырех помещений в центре Москвы.

На основании следственного поручения группа оперативников ГУЭБиПК МВД совместно со спецназом СОБР провела обыски в трех домах семьи Сергея Федотова на Николиной Горе, офисе РАО и квартире на Малой Бронной.

На первом же допросе в УВД по ЦАО Федотов заявил, что уголовное дело заказано Андреем Кричевским, и назвал его основным организатором хищения имущества РАО. По окончании следственных действий Федотова доставили в ИВС на Петровке, а на следующий день решением Таганского районного суда Москвы поместили в «Матросскую Тишину».

Судебный процесс по избранию меры пресечения освещался всеми федеральными телеканалами: в эфире то и дело показывали фотографии западных особняков Федотова и его автопарк. За этими новостями незамеченным осталось даже представленное суду поручительство, которое подписал Никита Михалков. Напомним, что о реакции сотрудников ФСБ на этот документ мы уже писали.

Сразу после ареста Федотова инициативная группа авторов РАО объявила о созыве внеочередной конференции, на которой планировалось вынести вопрос о смене генерального директора. Вера Федотова, обладавшая правом второй первой подписи в обществе, заявила о незаконности конференции.

Тем не менее в конце августа конференция все-таки состоялась: большинством голосов новым генеральным директором был избран продюсер и соратник Андрея Кричевского Максим Дмитриев. Сам Кричевский вернулся в РАО в качестве члена совета директоров.

Впрочем, борьба за кресло главы общества была далека от завершения: некоторые авторы начали стихийно подавать иски в районные суды Москвы по месту своего жительства, требуя признать итоги конференции недействительными. И перед рассмотрением дел по существу суды удовлетворяли ходатайства истцов о наложении обеспечительных мер в виде запрета Минюсту на регистрацию изменений.

Одновременно с этим в РАО и его дочерних предприятиях началась ревизия договоров с компаниями, которые в своих показаниях Сергей Федотов к тому моменту уже назвал «подконтрольными Андрею Кричевскому».

Так, осенью Вере Федотовой поступила служебная записка, в которой описывались договорные отношения старейшего рекорд-лейбла России «Студия Союз» (в 2012 году был приобретен РАО и передан в СЭК) с двумя столичными ООО — ​«СТС Менеджмент» и «Асид Джаз Рекордз». Из записки следует, что в 2013 году студия заключила с этими компаниями лицензионные договоры, в соответствии с которыми до 31 декабря 2017 года фактически безвозмездно передала в управление свой каталог музыкальных произведений.

С тех пор «СТС Менеджмент» и «Асид Джаз Рекордз», как следует из служебной записки, получили от РАО в течение трех лет около 90 млн рублей в качестве авторских вознаграждений (от ВОИС обе компании, следует из записки сотрудника РАО, «только в 2015 году могли получить около 10 млн рублей»).

В графике расчетов РАО с лицензиатами, представленном Вере Федотовой, обращает на себя внимание резкое снижение перечислений в 2016 году — ​«СТС Менеджмент» получило чуть больше 600 тысяч рублей, а «Асид Джаз Рекордз» вовсе осталось без вознаграждений. Сотрудник РАО объясняет эту метаморфозу периодом противостояния Сергея Федотова и Андрея Кричевского, в ходе которого «оба перекрывали друг другу потоки».

Впрочем, противостояние внутри РАО все-таки завершилось победой сторонников Андрея Кричевского и Максима Дмитриева в конце декабря 2016 года, когда соратники Веры Федотовой отозвали свои иски.

Досудебное соглашение

12 августа 2016 года, когда в РАО готовились к конференции с целью смены власти, Сергей Федотов заключил досудебное соглашение с прокуратурой ЦАО, в рамках которого согласился изобличить всех участников преступления и предоставить следствию «иную информацию в отношении хищения денежных средств в РАО, не охваченную эпизодами уголовного дела».

На начальном этапе расследования уголовного дела в оперативное сопровождение УВД по ЦАО был прикомандирован сотрудник 6-й службы Управления собственной безопасности (УСБ) ФСБ, длительное время считавшейся передовым подразделением силового блока и участвовавшей в расследовании наиболее резонансных преступлений.

По данным источника в ФСБ, особисты Лубянки включились в это дело благодаря оперативникам ГУЭБиПК МВД, находившимся на агентурной связи с «шестеркой»: «Полицейские просто решили использовать имя и влияние 6-й службы, хотя на самом деле их сильно подставили. В то время не было уверенности, что начальник службы Иван Ткачев останется в ФСБ. Если «шестерка» заходит в дело, она не наносит удары избирательно, а у оперов ГУЭБиПК МВД была своя задача».

В рамках сделки со следствием Сергей Федотов полностью признал свою вину и подробно рассказал, как в начале 2012 года принял активное участие в выводе активов из РАО: «Для этого я решил создать дочернюю организацию [СЭК]. Членам авторского совета я сообщил, что она нужна для эксплуатации автотранспортных средств и операционной деятельности с имуществом. Посвящать их в истинные цели и мотивы создания дочерней компании я не собирался».

В своих показаниях Федотов делает существенную оговорку — ​что реализовывал преступный план совместно с Андреем Кричевским «и подконтрольными ему лицами». «Вопросами регистрации СЭК занимался Кричевский, который, в свою очередь, поручил техническую работу Буданову. Ревизором СЭК был назначен Александр Сухотин, занимавший одновременно должность заместителя генерального директора РАО», — ​следует из его показаний.

Главной же причиной хищения имущества РАО на допросе Федотов назвал вовсе не корыстный умысел, а намерение погасить фиктивные кредиты перед Мострансбанком, которые некоторое время являлись основным источником обогащения топ-менеджмента РАО, ВОИС и РСП.

Пожалуй, эта часть откровений Сергея Федотова меньше всего устраивала людей, организовавших его уголовное преследование.

«С 2010 года Кричевский предложил мне реализовывать следующую кредитно-депозитную схему. РАО, ВОИС и РСП размещали на счетах Мострансбанка, банка «Транспортный» и Регионального банка развития свободные денежные средства. Эти банки, со слов Кричевского, были ему подконтрольны. Впоследствии данные денежные средства выдавались в виде кредитов юридическим лицам, которые были подконтрольны Кричевскому. Организацией работы фирм, которые получали так называемые беспроцентные кредиты, занимался Сухотин, а общее руководство осуществлял Кричевский. Эта информация стала мне известна со слов Кричевского, который разъяснил мне роль каждого участника схемы, а также лично передал мне наличные средства, происхождение которых связано с деятельностью данных фирм».

Правление и кредитный комитет Мострансбанка, продолжает Федотов, пошли на выдачу крупных сумм техническим компаниям без залогов, так как «фактическим обеспечением возврата кредитов были средства РАО, ВОИС и РСП», а полученные деньги «использовались на наличные доплаты различным лицам, а также на иные личные нужды, учет которых вел Кричевский».

Кредитно-депозитная схема, по словам экс-главы РАО, работала бесперебойно в течение двух лет, пока не стали возникать первые кассовые разрывы: «В начале 2012 года Кричевский представил мне таблицу, из которой следовало, что вышеуказанная схема привела к значительному кассовому разрыву, который необходимо компенсировать. Единственным возможным источником погашения я и Кричевский увидели реализацию объектов недвижимости РАО. Для этого и было принято решение о передаче на баланс СЭК нежилых помещений и автомобилей РАО. Кричевский предложил произвести возмещение кредитов через цепочку подконтрольных ему фирм, включая офшорные компании, за счет продажи объектов недвижимости, находящихся на балансе СЭК. По нашим расчетам, вырученных от реализации средств должно было хватить как на погашение задолженности, так и на личные нужды».

Федотов неоднократно подчеркивает, что «абсолютно доверял Кричевскому в финансовых вопросах, поскольку он давно этим занимался» и лишь однажды высказал опасение — ​«по поводу включения в предложенную схему офшорных компаний».

«Я слышал от своих знакомых, что попавшие на офшор средства пропадали, и потом их невозможно было вернуть. Но Кричевский сказал, что в нашем случае это невозможно, поскольку офшоры подконтрольны Александру Сухотину. Для каждого объекта была создана специальная компания в форме ЗАО, куда здания передавались в качестве взноса в уставной капитал. Продавцами зданий должны были выступать эти вновь созданные ЗАО. Со слов Кричевского, техническими исполнителями были Сухотин и Чумаченко. На Чумаченко была возложена функция по регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости. Меня, кстати, заинтересовало, почему все компании создаются в форме ЗАО. Кричевский объяснил, что у него есть «свой» регистратор — ​ЗАО «Паритет», который обеспечивает ведение реестра акционеров и может, в отличие от налоговой инспекции, быстро проводить любые необходимые операции. При этом оперировать акциями ЗАО, по мнению Кричевского, было безопаснее, поскольку вносимое в уставной капитал имущество фактически менялось на акции по номинальной стоимости.

В результате в 2013 году в течение одного дня СЭК передала четыре объекта недвижимости вновь созданным ЗАО — ​«Медиа Менеджмент», «УК Медиа М» и «УК Музыкальный Олимп». Далее СЭК продала контрольные пакеты этих «дочек» кипрской Moslita Holdings Limited, которая, в свою очередь, заключила с СЭК договоры на продажи долей и акций в своих российских дочерних компаниях — ​ООО «ИА ИнтерМедиа» и АО «Фэлсин» .

Поскольку договорная цена продажи помещений и долей в «дочках» Moslita была одинаковой, встречные однородные обязательства стороны закрыли зачетом. Так структура РАО рассталась с имуществом стоимостью более полумиллиарда рублей, а взамен получила доли в компаниях, реальная стоимость которых едва превышала 1 млн рублей.

Полученные затем от продажи зданий деньги, по словам Федотова, были распределены между всеми участниками схемы: «Вообще, денежные средства расходовались следующим образом: часть средств пошла на вознаграждение некоторым лицам за оказанные услуги, часть — ​Кричевскому и его людям. Также были переведены деньги на содержание фирм, за деятельность которых отвечал Сухотин. Часть ушла на погашение кассового разрыва. Точные суммы я назвать не могу, так как всеми финансовыми вопросами занимался Кричевский. Денежные средства поступали на счета, подконтрольные Сухотину, и распределялись на погашение ранее возникшей задолженности и текущие нужды по моим распоряжениям, которые я отдавал Кричевскому и, видимо, по его непосредственным распоряжениям. В результате я получил личную выгоду в размере примерно 50 млн рублей, за счет которых мной были погашены долги перед банками».

Участвовавшая в схеме кипрская Moslita оказалась не чужой для РАО: по данным ЕГРЮЛ, в 2014 году она владела долями в компаниях, связанных с уже упомянутой студией «Союз». При этом в сделке по продаже долей ООО «ИА ИнтерМедиа» представителем Moslita по доверенности выступал шурин Андрея Кричевского Голенков.

Обстоятельные показания Сергея Федотова, по данным источника в ФСБ, в течение недели оказались в распоряжении 6-й службы УСБ ФСБ: «Тогда Иван Иванович [Ткачев] понял, в каком грязном деле его замазал подчиненный».

В течение месяца после допроса Федотова это уголовное дело было изъято из производства окружной полиции и передано для дальнейшего расследования в ГСУ СКР по Москве.

С тех пор в деле не только не появились новые обвиняемые, но и не было произведено ни одной очной ставки. Более того, в материалах дела отсутствуют даже протоколы допросов Александра Сухотина и Андрея Кричевского, которых бывший глава РАО открыто назвал своими подельниками.

В пресс-службе СКР от комментариев воздержались.

По данным источника в ФСБ, процессуально преступление было оконченным в момент внесения имущества на баланс СЭК, поэтому его дальнейшее отчуждение «посчитали выходящим за рамки предъявленного обвинения»: «Такова позиция руководства СКР. У них в этом деле есть черта оседлости — ​привлекать людей не планируют».


Материалы уголовного дела, расследуемого СКР в отношении Федотова

Кредитно-депозитная схема

14 марта в СУ УВД по ЮВАО по Москве было возбуждено уголовное дело, расследование которого может снова привести к РАО, ВОИС и РСП.

Поводом для начала следствия стало обращение в Следственный департамент (СД) МВД руководства Агентства по страхованию вкладов (АСВ), выявившего в Мострансбанке канал вывода денег через уже упомянутую Сергеем Федотовым схему.

Как установили сотрудники АСВ, в период 2014-2015 годов банк из средств вкладчиков регулярно предоставлял заведомо невозвратные займы ряду технических компаний. При этом в конце каждого календарного месяца, накануне подачи обязательной отчетности в Центробанк, на счета этих заемщиков перечислялись средства со счетов РАО, ВОИС и РСП. По окончании проверки отчетности в ЦБ деньги со счетов технических компаний возвращались обратно. По подсчетам АСВ, в результате реализации кредитно-депозитной схемы с использованием счетов РАО, ВОИС и РСП в банке образовалась дыра в размере 1,8 млрд рублей .

В рамках уголовного дела пока изучается только один эпизод, связанный с переводами на счета ООО «Проммо».

Руководитель судебно-правового департамента РАО Анна Павлова в интервью газете «КоммерсантЪ» заявляла, что «ООО «Проммо» никогда не было контрагентом РАО» и что само общество неоднократно обращалось в Мострансбанк с требованием объяснить изменения остатков на счетах организации, «так как РАО не давало поручений на списание средств».

Впрочем, как установили проверяющие из АСВ, кредитно-депозитная схема могла быть не единственным источником обогащения неустановленных работников аккредитованных организаций.

Согласно имеющейся выписке движения средств по счетам, только в период 2013-2016 годов РАО, ВОИС и РСП перечислили по договорам авторских вознаграждений более 2 млрд рублей нескольким десяткам связанных компаний, имеющих признаки фиктивности . Среди получателей этих денег оказались малоизвестные на рынке правообладатели: «Музыкальная Лаборатория», «Три Дэ», «НМИ», «Теле 2», «Аэроклуб» и др.

Большинство компаний, получавших деньги от сборов за использование их музыкальных каталогов, кажутся родственными как минимум по двум причинам — ​в качестве их учредителей выступают граждане Киргизии, а их регистратором является то самое ЗАО «Паритет», которое Сергей Федотов связывал с Андреем Кричевским.

Как показывают результаты проверки АСВ, получая деньги в Мострансбанке, правообладатели сразу же перечисляли их в банк «Транспортный», «Интеркоммерц» и Региональный банк развития, где средства обналичивались.

Примечательно, что у всех банков — участников этой транзитной схемы в прошлом году были отозваны лицензии. Сразу после отзыва лицензии у Мострансбанка предправления Сергей Захариков был задержан сотрудниками ФСБ по подозрению в незаконной банковской деятельности. По версии следствия, Захариков вместе с неустановленными лицами занимался обналичиванием денежных средств. Через адвоката он отказался комментировать связь своего банка с топ-менеджментом аккредитованных организаций.

Однако установить связь Мострансбанка с сотрудниками РАО, ВОИС и РСП позволяют данные ЕГРЮЛ и специальная отчетность — ​«список лиц, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка».

В период 2014-2015 годов в числе акционеров Мастербанка значилось ООО «Трансинвест», которое контролировалось заместителем директора РАО Александром Сухотиным через ООО «ЧОП «Хранитель». Кроме того, летом 2015 года первым заместителем председателя правления банка была назначена Екатерина Андриянкина, ранее занимавшая должность главного бухгалтера АО «Мелодия» под руководством Андрея Кричевского. Помимо этого миноритарным акционером Мострансбанка (с пакетом в размере 8,2%) вплоть до отзыва лицензии значился гражданин Киргизии Жарыкбек Белеков, который одновременно с этим владел крупной долей в ООО «Музыкальная Лаборатория» — ​право-обладателе, получившем от РАО, ВОИС и РСП в период 2013-2016 годов 89,5 млн рублей в качестве авторского вознаграждения.

В конце прошлого года топ-менеджеры РАО, ВОИС и РСП нашли новую банковскую площадку для своих организаций — ​ООО КБ «Новый век». 12% долей в этом банке, по данным ЕГРЮЛ, принадлежат композитору, другу Никиты Михалкова и члену попечительского совета хоккейного клуба «Динамо» Виктору Дробышу. Еще 9,2% долей владеет АО «Аэроклуб» — ​правообладатель, получивший от аккредитованных организаций в период 2013-2016 годов около 71 млн рублей.

РАО, ВОИС и РСП, хоть и не работая с бюджетными средствами, по сути, наделены полномочиями фискальных органов: каждый год благодаря аккредитации федерального министерства им удается собирать до 10 млрд рублей. Не надо быть специалистом в области искусства, чтобы без экспертизы увидеть сомнительность некоторых операций. Для примера: АО «Аэроклуб» получало миллионы в качестве авторского вознаграждения за использование каталога, в который входят инструментальные композиции Евгения Ильина и Владимира Резунова. Обнаружить эти композиции в открытом доступе нам не удалось.

P.S.

По данным источника в ФСБ, в настоящее время материалы проверки банков, участвовавших в кредитно-депозитной схеме и сомнительных выплатах авторских вознаграждений, находятся в Управлении «К» СЭБ ФСБ, которое осенью прошлого года возглавил бывший начальник 6-й службы УСБ ФСБ полковник Иван Ткачев.

Мягкий приговор, вынесенный Сергею Федотову Мещанским судом Москвы, объясняется тем, что экс-глава Российского авторского общества (РАО) полностью признал свою вину и, выразив раскаяние, заключил досудебное соглашение о сотрудничестве со следствием. Еще до вынесения судебного вердикта Федотов успел возместить потерпевшей стороне более половины причиненного ущерба, а кроме того, дал показания, которые могут лечь в основу нового расследования.

Дело Сергея Федотова в итоге рассмотрели за одно заседание, которое прошло в закрытом режиме. Любопытным доступ в зал суда ограничили в связи с необходимостью соблюдать банковскую тайну. По другой информации, об этом просил сам Сергей Федотов , добиваясь гарантий безопасности для себя и своей семьи: «Дело специфическое, я опасаюсь угроз, прошу закрыть процесс» , – приводит его слова агентство «Москва».

Сергея Федотова обвиняли в мошенничестве при операциях с недвижимостью. А именно, при продаже в 2013 году четырех нежилых помещений, принадлежавших ЗАО «Сервисно-эксплуатационная компания» (СЭК) – которая управляет имуществом Российского авторского общества. Заявление на Федотова написал бывший директор СЭК Максим Буданов , сообщив правоохранительным органам, что деньги от сделки (300 миллионов рублей) РАО так и не получило.

Информация, предоставленная Будановым, послужила основанием для проверки, которую и осуществили ФСБ и Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями (ГУЭБиПК) МВД. 28 июня 2016 года Федотова задержали , в тот же день суд «благословил» его арест. Уголовное дело возбудили по ч.4 ст. 159 УК – «Мошенничество в особо крупном размере», максимальное наказание по ней предусматривает до 10 лет заключения.

Недвижимость, которую так успешно для себя распродавал экс-глава РАО, находится в Москве. Это офисное здание на Шелепихинской набережной, 2 тысячи квадратов на улице Садово-Самотечной и еще два помещения на Бутырском валу, в здании «Бейкер плаза». РАО приобрело их в 2007-2011 годах, но использовать с коммерческой целью не могло – не позволял статус организации. В 2012 году, когда РАО потребовались значительные средства, авторский совет дал добро на операции с до тех пор не использовавшимся недвижимым имуществом. Помещения перевели на баланс специально для этого созданной дочерней структуры (СЭК) в виде уставного капитала. После этого уже СЭК учредила управляющую компанию «Медиа менеджмент» и еще ряд фирм, которым снова были переданы на баланс четыре помещения. Вначале ожидалось, что их будут сдавать в аренду, затем решили, что выгоднее подать. Как утверждал в своем заявлении Максим Буданов, продажа, которой занимался Сергей Федотов, оказалась мошеннической: РАО денег так и не увидело.

Доли компаний, на балансе которых оказалась недвижимость РАО, позже получил кипрский офшор Moslita Holdings Limited.

Первоначально ущерб, нанесенный авторскому обществу, следствие оценило в 500 миллионов рублей, затем сумму снизили до 300. Позиция Федотова за время следствия не раз менялась – от полного отрицания вины до прямо противоположного. Следствие, тем не менее, посчитало, что имело место намеренное введение в заблуждение членов совета РАО.

Примечательно, что, пока длилось следствие, руководство РАО заявляло, что в действиях Федотова состава преступления не было. Ходатайствовать за обвиняемого брался и глава Российского союза правообладателей Никита Михалков .

Вынесенное Мещанским судом наказание в виде года и шести месяцев колонии – это определенный компромисс. Защита просила вынести Федотову приговор, не связанный с лишением свободы, прокурор просил два года. Адвокат экс-главы РАО говорит, что скорее всего, и этот мягкий приговор будет обжалован. Федотов уже выплатил РАО 170 миллионов – это больше половины нанесенного ущерба, остальное готов возместить «за счет недвижимости в Москве и Шотландии» (имеется в виду принадлежащий Федотову замок). Ответа от РАО пока что нет, а невозмещенный ущерб становится препятствием для выхода из колонии по УДО. Так что, выходит, обе стороны заинтересованы в том, чтобы рассчитаться как можно быстрее. Но, может быть, выход Федотова на свободу обрадует не всех: в таком случае он станет свидетелем по новому делу, которое будет возбуждено на основании его же показаний, данных в ходе следствия. После суда Федотов сообщил прессе, что всю вину взял на себя. Однако ранее, как писала «Новая газета», соучастниками мошеннической операции он называл, например, замруководителя Всероссийской организации интеллектуальной собственности Александра Сухотина , директора Российского союза правообладателей Андрея Кричевского . Деньги от реализации недвижимости РАО Федотову и его соучастникам якобы нужны были для погашения банковских долгов – беспроцентные кредиты, оформленные, как водится, на компании-однодневки, им выдавали лишившиеся позже лицензий банк «Транспортный», Региональный банк развития, банк «Интеркоммерц», «Мострансбанк».

На подачу апелляции у адвокатов Сергея Федотова есть 10 дней. А попросить об условно-досрочном освобождении можно уже сейчас: больше половины срока экс-глава РАО отсидел.

Некоторые, как писал русский классик, «...на фасон тратят тысячи, у секретарш сторговывая полтинник».

Сторговывает Сергей Федотов, гендиректор Российского авторского общества, у авторов полтинник или рубль - это трудно сказать. Но с «фасоном» у бизнесмена от искусства все более чем в порядке. Как все современные молодые люди, г-н Федотов ведет блог в соцсети, где ненавязчиво делится радостями покупок. Например, недавно он опубликовал трогательное фото где детские пальчики - по-видимому, сына - сжимают наручные часы.

Это настоящее произведение дизайнерского искусства, швейцарские часы UR-202. С необычным циферблатом и стрелками; стоит такая штука более пяти миллионов рублей. Дети Федотова с ранних лет приучаются к стильным роскошным вещам.

В «Фейсбуке» - несколько фотографий черного джипа Mercedes. Удобный шикарный внедорожник приобретён, похоже, в Англии, и стоимость его там составляет от 100 тыс. британских фунтов и выше в зависимости от комплектации.

Это началось не вчера. Так, например, в августе 2013 года, сразу после повторной выдачи РАО государственной аккредитации на 10 лет(!), Федотов улетел из Внуково 3 (ВИП-терминал) - на самолете Bombardier CL60 CL-600-2B16 Challenger 605.

Стоимость перелета таким небольшим и уютным самолетом по рыночным расценкам составляет примерно 37000 евро. Так что, почему бы не провести несколько часов полета в комфорте?

Федотов возвращается в Москву на Learjet 60XR– стоимость подобного перелета около 28000 евро. А потом Федотов опять улетел на Bombardier CL-600-2B16 Challenger 604. Затраты на такого рода перелет -около 29000 евро.

Это всего лишь несколько моментов, которые косвенно подтверждают чрезмерное, а может быть и нецелевое расходование средств РАО. Выплаты авторам - даже по официальной статистике Общества - намного меньше сборов. Так, в 2014 году сборы составили 4,6 млрд. рублей, выплаты авторам - 3,4 млрд. рублей. Получается 1,2 млрд. рублей - чистая прибыль Общества?

После чего Федотов явно занервничал и, похоже, решил изменить структуру управления в РАО. Для чего собирается экстренно провести объединение РАО с Всероссийской организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) и Российским союзом правообладателей (РСП). ВОИС и РСП - тоже «его» организации (в РСП Федотов официально гендиректор, в ВОИС гендиректор Андрей Кричевский – он же заместитель Федотова в РСП).

А объединение, по сути, «придворных » организаций, местами непрозрачных, запутает ситуацию окончательно.

С бывшего генерального директора организации Сергея Федотова, осужденного за особо крупное мошенничество.

Сергей Федотов в 2017 году был приговорен к 1,5 годам колонии общего режима за особо крупное мошенничество. Следствие и суд установили, что Федотов ввел в заблуждение членов совета РАО.

Федотов – человек, много лет занимающийся бизнесом. Разным. Если у него неправильные деньги – докажите это и подайте в суд.

Пара Михалков/Федотов на тот момент была известна авторством так называемого налога на Рунет. Вместе с главой Союза кинематографистов директор РАО предлагал ввести сбор с пользователей интернета за доступ к авторским произведениям. Российским журналистам уже после ареста Федотов сказал, что замок стоил не более 50 млн рублей:

Стоимость соответствует стоимости двух- трехкомнатной квартиры в центре Москвы. То, что замок в Шотландии у меня есть, я подтверждаю. Но эта недвижимость не имеет никакого отношения к данному уголовному делу.

После того, как Сергей Федотов был осужден, встал вопрос о возмещении им причиненного ущерба. Сначала он попробовал предложить РАО забрать замок в счет причитающейся суммы, но получил отказ. Тогда он выставил замок на продажу .

Что такое РАО

В России с 2007 года действует так называемая система коллективного управления авторскими правами. Сейчас четыре организации имеют аккредитацию от Минкультуры, которая позволяет им собирать средства с пользователей музыки, текстов, программ и других объектов авторского права и распределять эти деньги между правообладателями.

  • Российское авторское общество (РАО), старейшая из организаций, отчисляет деньги авторам музыки и текстов.
  • Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) распределяет средства между исполнителями и авторами фонограмм.
  • Российский союз правообладателей (РСП) собирает так называемый налог на болванки - 1% от стоимости техники с производителей и импортеров за исполнение и копирование фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях.
  • Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства (УПРАВИС) управляет правами в отношении изобразительного искусства и авторских рукописей.

    Первый визит в Москву нового президента США затрагивал массу проблем двусторонних отношений, от безопасности и военного сотрудничества до ядерной энергетики и торговли сельскохозяйственной продукцией. Однако одна немаловажная тема как будто выпала из поля зрения политиков и комментаторов -- вопросы интеллектуальной собственности. На предыдущих встречах или в ходе подготовки к ним России традиционно ставили на вид недостаточную защиту американских правообладателей, имея в виду прежде всего крупные корпорации -- EMI, Sony BMG, UMG. Однако на встречах Обамы с Медведевым, Путиным, российским бизнесом и даже российской общественностью ни слова об авторских или смежных правах не было сказано. Как будто и нет такой проблемы между США и Россией.

    Можно было бы подумать, что американцы полностью удовлетворены новым российским законом -- частью четвертой ГК, а также неспешностью правительства в его исполнении. За полтора года была аккредитована лишь одна организация по коллективному управлению авторскими правами -- Российское авторское общество (РАО). Не выпущено постановление о порядке сбора и распределения компенсационных вознаграждений за использование произведений в личных целях. Однако повышенная активность американских лоббистов в начале 2009 года опровергает это предположение. Так, группа американских конгрессменов занесла Россию в список стран, якобы допустивших ущерб американским правообладателям. Международный альянс интеллектуальной собственности (IIPA), традиционно играющий роль «злого следователя», выпустил специальный доклад по России, в котором не только призвал привлечь к уголовной ответственности четыре организации по коллективному управлению, но и вновь пригрозил исключением России из Генеральной системы преференций (ГСП). Участие в ней позволяет российским компаниям беспошлинно продавать на территории США изделия из титана, удобрения и другие товары на сумму более полумиллиарда долларов (по данным за прошлый год). Собственно, как раз об этих вполне материальных товарах -- титановых деталях для «Боинга», куриных окорочках и тому подобной неинтеллектуальной собственности разговор между Обамой и его российскими собеседниками шел в Москве весьма активно. Возможно, кроме прочего, это означает, что у лоббистов транснациональных корпораций шоу-бизнеса почти не осталось рычагов для активного давления на Россию. Генеральная система преференций нужна прежде всего самой американской индустрии, чтобы получать сырье и комплектующие по низкой цене. С другой стороны, во вступлении России в ВТО заинтересованы далеко не все российские отрасли и предприятия. До сих пор именно допуск в ВТО был главным рычагом давления на Россию по многим вопросам, включая интеллектуальную собственность. Но весной этого года Россия дала сигнал всем партнерам -- вступление в ВТО по-прежнему остается нашей целью, но только с учетом создания Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном. Так что прежняя политика информационного давления в отношении России, похоже, провалилась. Пикантность ситуации еще и в том, что у России нет международных обязательств в отношении американских правообладателей. США хотя и были инициаторами Римской конвенции 1961 года, так к ней сами и не присоединились. Американским корпорациям выгоднее, когда остальной мир работает по строгим правилам, а для доступа на крупный американский рынок нужно выписать эксклюзивные условия. Но в отношениях с Россией у США не было даже такого особого двустороннего соглашения. Американцы хотели получить преференции на нашем рынке, вообще не связывая себя взаимными обязательствами. Это можно было сделать, например, продвинув дочернюю организацию западных «мейджоров» -- Российскую фонографическую ассоциацию (РФА) на позицию монопольной организации по коллективному управлению смежными правами, чтобы при отсутствии международно-правовых оснований перераспределять собранные средства в пользу западных корпораций. Одним из косвенных признаков провала прежней стратегии является нынешний упадок бывшей РФА, которая была вынуждена сменить не только организационно-правовую форму, но и название -- на «Равноправный фонографический альянс». Известно, что получить право на наименование «Российский» не является недоступной задачей. Неуспех в этом простом деле говорит либо о негативном отношении власти, либо об ослаблении с точки зрения управления. Этот процесс обозначился, в частности, после нераскрытого убийства руководителя РФА В. Ботнарюка, по мнению некоторых, скорее всего вследствие непрозрачных отношений с такими же организациями, понесшими аналогичные потери. После чего большая часть опытных менеджеров и участников РФА предпочла присоединиться к нынешнему конкуренту РФА -- вновь созданному обществу ВОИС. «Выпадение» темы интеллектуальной собственности во время визита Обамы в Москву может свидетельствовать не только о смене стратегии западных корпораций, но и о движении к некоторому компромиссу на новых, более приемлемых для России условиях. В этом случае интересы западных правообладателей по указанию российских властей могут отстаивать подконтрольные им аккредитованные организации. Возможным признаком движения к компромиссу, своего рода демонстрацией возможностей, стал недавний скандал, приуроченный Российским авторским обществом к гастролям группы Deep Purple. Один из районных судов Ростова-на-Дону по иску РАО обязал организаторов гастролей выплатить дополнительные суммы в пользу самих же музыкантов. Любые нормальные переговоры -- это всегда поиски компромисса, в ходе которых стороны в то же время отстаивают те позиции, которые им наиболее важны в данный момент. Возможно, частью такого компромисса станет анонсированная Центром частного права при президенте России концепция поправок в VI раздел Гражданского кодекса, в которой основное внимание уделяется вовсе не проблемам шоу-бизнеса, а интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий. Станислав Петров

    *** РФА как зеркало кризисного менеджмента Почему проблема авторских и смежных прав не вошла в повестку визита Обамы Нужно заметить, что автор или редакция сильно смягчили моменты, не самые приятные для западных фонографических корпораций и их общего филиала в Москве - РФА. Начнем с того, что как и во многих иных случаях западные компании не могут проконтролировать свои дочерние структуры в России, местный менеджмент которых, обретя высокие стандарты потребления, тут же теряет всякие стимулы и мотивации к освоению столь же высоких стандартов ведения дел. РФА можно назвать классическим случаем такого ускоренного загнивания локальной монополии на содержании. Нашумевшая история с убийством «по неосторожности» бывшего руководителя РФА Ботнарюка - тоже классический пример коллизии между формальными западными стандартами и неформальными российскими обычаями ведения дел. Квалификация «по неосторожности» здесь более чем уместна, поскольку РФА неосторожно вступила в соглашения и неформальные разделы добычи с местными хищниками - такими как РОУПИ или ФОСП, действовавшими строго по законам леса. Видимо в какой-то момент обязательства по неформальным сделкам вошли в противоречия с западными стандартами. После чего местные обычаи работы с контрагентами решительно побороли корпоративные стандарты. Никак не может РФА приблизиться и к западным стандартам по финансовой эффективности. В то время как западные правообладатели в лице IFPI и иных международных организаций по авторским и смежным правам требуют от российских властей ограничить расходы на коллективное управление правами минимальным процентом, их собственное детище РФА демонстрирует чудеса «эффективности», оставляя своим учредителям и иным правообладателям считанные проценты от собранных средств. И даже урезанные, но все же семизначные суммы не выплачиваются годами. Что касается актуальной для западных учредителей РФА борьбы с пиратством, то и здесь незадача. Их ведущий партнер в России, фактически контролирующий менеджеров РФА, - компания "Монолит" сама не раз обвинялась в пиратской деятельности. Известный исполнитель Андрей Разин даже утверждает, что отсудил у "Монолита" $850000 по этому основанию. Можно было бы подумать, что задержавшиеся в сетях РФА миллионы долларов идут на развитие и улучшение менеджмента. Но всего лишь два недавних эпизода четко говорят об обратном, фактически об отсутствии какого-либо квалифицированного менеджмента, имеющего иной опыт управления кроме «терок» и «разборок». Первый эпизод «эффективного менеджмента» связан с преобразованием организационно-правовой формы АНО (автономная некоммерческая организация) в НП (некоммерческое партнерство). Это обязательное требование нового закона, чтобы организация по коллективному управлению правами была основана на членстве. То есть либо общественная организация как РАО, или некоммерческое партнерство как РОУПИ, или просто ассоциация как сама РФА до 2002 года. Чтобы претендовать на аккредитацию по новому ГК (часть четвертая), АНО РФА нужно было перерегистрировать в одну из трех форм, и не потерять при этом правопреемство по договорам с крупными правообладателями. Но по первой части ГК АНО может быть либо ликвидировано без правопреемства, либо преобразовано, но только в фонд. Из не имеющей членства АНО никак не может выйти НП с членством, это противоречит закону при любой форме реорганизации - слияние, присоединение или разделению Не нужно быть очень уж опытным юристом, чтобы найти законное решение этого юридического ребуса. РФА нужно было всего лишь подать на саму себя в суд и сдаться, признать правоту истца - одного из учредителей. Достаточно было всего лишь подготовить документы, подтверждающие незаконность преобразования в 2002 году ассоциации в АНО. И тогда после восстановления действия прежнего устава даже в этой форме ассоциации можно законно аккредитоваться. Теперь же, после незаконного присоединения АНО «Российская фонографическая ассоциация» к НП «Равноправный фонографический альянс» потеряно все кроме аббревиатуры. Второй эпизод эффективного менеджмента - это видимое снижение имиджевого статуса РФА в результате потери наименования «Российская». Понятно, что дефицит времени и жалко денег на ускорение процессов, но все же экономить на прохождении через правительственную комиссию организации, претендующей на общероссийскую аккредитацию - это очень неудачный ход. Все равно, что расписаться в отсутствии необходимого влияния в федеральных коридорах власти, хотя учредителям, наверняка, доложили обратное - мол, и без этого все схвачено. Ни для государства, ни для западных соучредителей НП РФА нет никакого смысла играть далее в аккредитацию этой организации. Потому что даже если предположить чудо, и государство аккредитует незаконно учрежденное НП РФА, то немедленно после этого пойдут судебные иски со стороны конкурентов и бывших контрагентов -той же РОУПИ, направляемой из-за кулис небезызвестным Тагибовым Ахмедом. Поэтому аккредитация РФА выгодна сейчас только местным менеджерам этой организации, которые будут и дальше обосновывать ограниченность перечисленных правообладателям средств высокими затратами на судебные тяжбы и юридические маневры. В сложившихся условиях наиболее выгодной стратегией для соучредителей бывшей Российской фонографической ассоциации и для российского представительства IFPI - напрямую договориться с более солидной и управляемой конторой из числа оставшихся на правовом поле. Впрочем, и здесь выбор не богат, всего из двух - обладающей слишком богатым опытом РОУПИ и совсем новой организацией ВОИС. Несмотря на заявление о полной смене руководства, фактически ею продолжают руководить ставленники все того же Ахмеда Тагибова. А если учесть, что в специальном докладе Международного альянса интеллектуальной собственности (IIPA) по России РОУПИ прямо названа в числе четырех самозваных организаций, заслуживающих криминального преследования, то гипотетическая аккредитация РОУПИ даже по формальным признакам гарантирует международный скандал с вовлечением американских конгрессменов. И на этом уровне никакие заявления о смене менеджмента уже не помогут. По американским стандартам ответственности подлежат юридические лица в целом, со всей сомнительной предысторией. Так что, при предсказуемо безопасном выборе государства в пользу чистого от подозрений и юридических последствий ВОИС, выбор оптимальных стратегий у западных правообладателей не богат. Справка ИА "Руспрес": С некоторыми подробностями коррупционного бизнеса хозяев ВОИС и РАО Сергея Федотова (сын) и Веры Федотовой (мать) возможно ознакомится

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.