Корабли Колумба: названия, описание. Корабль Колумба «Санта-Мария»

Как назывался корабль Христофора Колумба на котором он совершил свое знаменитое открытие Вы узнаете в этой статье.

Как назывался корабль Христофора Колумба?

Для экспедиции в Индию через Атлантический океан отправился на трёх судах: Санта-Мария, Нинья, Пинта.

Санта-Мария - флагманский корабль, на котором Христофор Колумб в 1492 году открыл Америку.

Это была трёхмачтовая каракка длиной не более 25 метров. Длина Санта-Марии была от 21,4 до 25 метров. Корабль вмещал около 40 человек. Владельцем и капитаном каракки был кантабриец Хуан де ла Коса, известный испанский путешественник и картограф.

«Санта-Мария» разбилась в Рождество 1492 года у берегов Гаити. Не сохранилось ни одного изображения корабля Колумба.

За Санта-Марией плыли «Нинья «, «Пинта «.

Настоящее название «Ниньи» - «Санта Клара». Название «Нинья», скорее всего, образовано от имени её владельцев, братьев Ниньо из Могера.

Каравеллы позволяли развивать максимальную скорость до 12-14 узлов (1 узел = 1 миля/час; 1 морская миля ~ 1800 метров) или приблизительно до 20 км/час в сухопутном измерении. Таким образом, при благоприятном ветре за сутки на каравелле можно было преодолеть 200-300 км.

Открытие Нового Света – одно из удивительнейших событий в истории человечества. Мы настолько привыкли к фразе «Колумб открыл Америку», что принимаем ее как аксиому, редко задумываясь, почему Америка названа Америкой. Ведь раз ее открыл Колумб, ей следовало бы называться Колумбией. Причина этого парадокса, как это нередко и бывает в истории, – сумбурное переплетение случайностей, заблуждений и недоразумений. Судьбе угодно было распорядиться так, что Америго Веспуччи на основании никогда не совершенного плавания стяжал столь бессмертную славу, что его имя стало наименованием четвертой части света.

Пожалуй, самое точное и краткое определение этому историческому парадоксу дал Стефан Цвейг: «Колумб открыл Америку, но не знал этого, Веспуччи ее не открывал, но первым понял, что Америка – новый континент. Это единственное достижение Веспуччи связано со всей его жизнью, с его именем».

Но и имя Колумба не забыто. Оно навечно вписано в историю человечества. Ставший легендой генуэзец был выдающимся мореплавателем и географом своего времени. И не следует забывать, что он совершил не одно, а четыре плавания в Новый Свет (1492, 1493, 1498 и 1502 гг.). Им открыты все важнейшие острова Карибского моря – Куба, Гаити, Ямайка, Пуэрто-Рико, центральная часть Багамского архипелага. Начатое Колумбом освоение Нового Света продолжали многие другие мореплаватели и завершили русские мореходы Чириков и Беринг.

Когда мы слышим фразу: «Каравелла Колумба», то понимаем, что речь идет о «Санта-Марии» -флагманском судне великого мореплавателя. Но была ли она каравеллой в действительности? Ведь в своих дневниках Колумб именует ее не иначе как «нао» (по-испански «корабль»). Достоверно известно, что «Санта-Мария» 25 декабря 1492 года погибла, наскочив на риф близ острова Эспаньола, и Колумб перенес флаг на «Нинью». Хотя время не сохранило нам чертежей судов, участвовавших в великом плавании, в каждом морском музее любой страны есть модель легендарной «Санта-Марии. Их сотни. Но среди них нет хотя бы двух одинаковых. Какая модель соответствует действительности, никто не знает… Все эти музейные модели, не говоря уже о тысячах частных, строились по различным описаниям великого открытия, старинным гравюрам и рисункам кораблей на морских атласах, относящимся ко времени Колумба. Опубликованная в «Моделисте-конструкторе» № 10 за 1966 год статья Л. Скрягина «Четыре «Санта-Марии» заинтересовала московского инженера-кораблестроителя С. Лучининова и ленинградского художника-мариниста Е. Войшвилло. Они воссоздали наиболее вероятный облик трех кораблей, участвовавших в первом плавании Колумба. Ими была проделана огромная работа: достаточно сказать, что библиография их исследования включает сотни литературных источников на десятках языков.

Редакции журнала авторы представили несколько подробных разработок по реконструкции кораблей Колумба, изданных за последние 50 лет в Италии, Испании, Англии, США, Австрии и ГДР. После тщательного сравнения чертежей редакция «Моделиста-конструктора» пришла к выводу, что последняя реконструкция эскадры Колумба, сделанная Е. Войшвилло и С. Лучининовым, наиболее точная и в большей мере соответствует истине.

1 – форштевень; 2 – бушприт; 3 – блинд; 4 – фок; 5 – марсель; 6 – грот; 7 – бонеты; 8 – бизань; 9 – выстрел бизань-шкота; 10 – ахтерштевень; 11 – штаги; 12 – ванты; 13 – фордуны; 14 – брасы; 15 – булинь; 16 – гордень; 17 – гитовы; 18 – шкоты; 19 – бархоут (пояс усиленной обшивки); 20 – фендерсы; 21 – киль; 22 главная палуба; 23 – квартердек (шканцы); 24 – палуба ахгеркастеля (юта); 25 – палуба форкастеля (бака); 26 – грузовой люк; 27 – входной люк; 28 камбуз; 29 – кофель-планка; 30 – утки для крепления снастей; 31 – корабельная кладовая; 32 – трюм для воды; 33 – грузовой трюм; 34 – продовольствие; 35 – балласт (камни); 36 – румпель; 37 – детали набора корпуса; 38 – щит с гербом Колумба; 39 – флаг Кастилии и Леона; 40 – флаг экспедиции; 41 – щит

В начале средневековья на смену весельно-парусным судам пришли чисто парусные. Появились вполне мореходные и сравнительно большие по тому времени грузовые суда со сплошной палубой, носовой и кормовой площадками. На двух мачтах крепились реи, несущие латинские паруса. Такие суда назывались нефами.

Затем появились каракки – весьма вместительные и прочные суда, имевшие уже, как правило, три мачты: фок и грот с прямыми парусами и латинскую бизань. Однако мачты еще не несли стеньг и марселей. Но уже вместо рулевых весел появился навесной руль с румпелем. Надстройки стали делать более развитыми. На этих судах к середине XV века для борьбы с пиратами стали ставить бомбарды – небольшие пушки, размещавшиеся на верхней палубе.

Непрерывное развитие мореплавания привело к созданию более совершенных и более мореходных и прочных судов, способных длительное время находиться в море. Такие суда появились уже в последней четверти XV века. На грот-мачте ставили марсель, на бушприте – блинд. Суда эти окрестили каравеллами, хотя еще в XIII в. это название, бытовавшее в Португалии, относилось лишь к небольшим рыболовным судам. Каравеллы строились как с прямыми, так и с латинскими парусами. Приблизительное соотношение основных размерений каравелл конца XV века: ширины, длины по килю, наибольшей длины и осадки находилось в пропорции 1:2:3:2/5. Тем не менее эти суда хорошо управлялись и были легки на ходу. Из дневников Колумба явствует, что его каравеллы шли со скоростью 11, 12 и даже 15 итальянских миль (0,8 морских миль) в час. Однако это были обычные торговые суда, построенные без учета специального назначения, которое выпало на их долю.

Водоизмещение их находилось в пределах 100 – 200 т. Экипаж всей флотилии состоял примерно из 100 человек. Заметим, что на «Санта-Марии» грот-мачта была составной, она закреплялась вантами и штагом. Грот-стеньга скреплялась с мачтой найтовами. Она имела две пары вант. Кроме того, с одной стороны применялся один постоянный фордун и марса-фал. Грота-рей равнялся длине судна по килю. Поднимался он двумя горденями и удерживался у мачты бейфутом. Для уборки грота грота-рей опускался на релинги. Грота-рей был снабжен топенантами и двойными брасами, прикрепленными к нокам, для брасопки реев в горизонтальной плоскости. Марса-рей по длине равен ширине каравеллы, он поднимался ординарным фалом, в ходовой конец которого заводили тали. Брасами, проведенными через блоки на топе бизань-мачты, управляли марса-реем. Марса-фалы служили одновременно и фордунами.

Фок-мачта по сравнению с гротом была намного меньше, она едва достигала длины каравеллы по килю. Крепление ее осуществлялось парой вант и штагом, закрепленным на бушприте. Бизань-мачта была еще короче, имела уклон к корме и крепилась вантами. Штага она не имела. Бегин-рей поднимался двойным фалом, ходовой конец которого служил штагом.

Размеры кораблей Колумба

Марс-площадка с поручнями, установленная на грот-мачте, являлась наблюдательным пунктом и использовалась при уборке парусов.

Рулевое устройство состояло из румпеля, установленного в корме, и массивного деревянного руля, перо которого оканчивалось над транцем, где баллер входил в полукруглый гельмпорт.

Для отражения нападений пиратов на каравеллах имелись бомбарды, стрелявшие каменными ядрами, и фальконеты – переносные малокалиберные пушки. При стрельбе из фальконетов их дульную часть, имеющую вилку, помещали в специальное отверстие в планшире. Кроме этого, экипаж экспедиции Колумба имел ручное огнестрельное оружие – аркебузы.

C. ЛУЧИНИНОВ

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Справка о Санта Марии

Санта-Мария (исп. Santa María , Святая Мария ) - флагманский корабль, на котором Христофор Колумб в 1492 году открыл Америку.

Сегодня не сохранилось ни подлинных судовых документов Санта-Марии, ни даты ее постройки, ни исторически достоверного изображения. И тем не менее Санта-Мария прочно держит пальму первенства среди всех других судов мира по числу своих портретов. С охранилось несколько спорных и мало достоверных изображений корабля Колумба. В 1892 году в рамках празднования четырёхсотой годовщины путешествия Колумба была построена реплика «Санта-Марии». В 1893 г вновь построенный двойник легендарного судна пришел своим ходом под парусами на Всемирную выставку в Чикаго. При реконструкции знаменитого судна пользовались данными, отличными от размерений Санта-Марии.

Владельцем и капитаном каракки был кантабриец Хуан де ла Коса, известный испанский путешественник и картограф.

УДАЧА и ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Удача 1 Наступил счастливый для Испании 1492 год: кончилось восьми вековое господство мавров. В начале года Колумб получил аудиенцию у королевы Изабеллы. Она рассуждала просто: если затея с плаванием окажется безрезультатной, то корона потеряет лишь затраченное на экспедицию, но если Колумб окажется прав… 17 апреля 1492 г. одобренный королевой Изабеллой и королём Фердинандом договор был подписан Колумбом и секретарём королевского дворца Хуаном де Коломой. Документ гласил, что в случае неудачи мореплаватель не получал никаких вознаграждений, успех же превозносил бы его. Колумб назначался бы вице-королем «всех островов и материков, которые он лично и благодаря своему искусству откроет или приобретет в этих морях-океанах». Он получал бы звание адмирала и десятую часть со всех товаров, «которые будут куплены, обменены, найдены или приобретены». Принимая на себя восьмую часть расходов по снаряжению кораблей, он обладал бы затем восьмой частью вырученной прибыли. В довершение Колумб и его наследники возводились бы в дворянское достоинство.

Удача 2 Одобрение королевской четой проекта Колумба вовсе не убирало все препятствия с его пути к неведомым землям. Когда были урегулированы финансовые вопросы, найдены три небольших судна, вдруг оказалось, что простые моряки также не верят Колумбу и считают его человеком не от мира сего. Тогда ему удается получить от властей разрешение использовать для комплектования экипажей заключенных на оговоренных условиях. Однако такой выход из положения пришелся не по душе трем братьям Пинсонам, решившим принять участие в плавании Колумба.
Старший из них, Мартин Алонсо, считался лучшим морским капитаном Испании. Моряки и корабелы, Пинсоны сумели сколотить экипаж и бывалых, опытных матросов, и на рассвете 3 августа 1492 г. корабли взяли курс на Канарские острова. По разным оценкам, экспедиция насчитывала от 90 до 120 человек.

«ПИНТА», «НИНЬЯ» И «САНТА-МАРИЯ» – суда, на которых Христофор Колумб совершил свое первое путешествие к берегам Америки

Предусмотрительный Колумб, считая, что длительная оторванность от родины может надломить людей, вёл в плавании два бортовых журнала. В выставлявшемся для всеобщего обозрения он записывал несколько «приукрашенные» данные, а в секретный вносил точные сведения. Предчувствие его не обмануло: экспедиции пришлось пережить несколько критических моментов. Так, 16 сентября , когда суда находились в Саргассовом море, наступил длительный штиль.

Наименее стойкие пали духом, решив, что здесь вообще не дует ветер, и теперь им никогда не добраться до Испании. У Колумба хватило выдержки переубедить соотечественников. Он использовал только два аргумента, но зато какие – Божью помощь и будущие несметные богатства. Сам Колумб отнюдь не был бессребреником, жажда обогащения переполняла его.

«Золото восхитительно, оно создает сокровища и распространяет свою власть даже на чистилище, освобождая из него души», - это его слова.

Впрочем, вряд ли стоит упрекать его за них, если вспомнить, что нищета была постоянным спутником мореплавателя, особенно в течение 20 лет, предшествующих экспедиций.

Король Испании Фердинанд II и королева Испании Изабелла снарядили первую экспедицию под предводительством Колумба. В своем первом путешествии, Колумб возглавлял экспедицию из трех кораблей, «Нина» (капитаном которой был Висенте Яньес Пинзон) «Пинта» (хозяином и капитаном был Мартин Алонсо Пинзон) и «Санта-Мария» (капитаном которой был сам Колумб) и около 90 членов экипажа. Они отплыли на 3 августа 1492 года от Палоса, Испания, а 11 октября 1492 года обнаружили острова к юго-востоку от Северной Америки. Они высадились на острове, назвав его Guanahani, но позже Колумб переименовал его в Сан-Сальвадор. Они были встречены местными индейцами таино, многие из которых были захвачены людьми Колумба, а затем проданы в рабство. Колумб думал, что он добрался до Азии, до какого-то района Индии, и назвал его жителей индейцами.

Сначала экспедиция направилась по уже известному пути на Канарские острова, потом взяла курс на запад. После длительного рейса, экспедиция открыла в океане обширную площадь, покрытую водорослями ; это место было названо Саргассовым морем. Путешествие затягивалось, так что экипажи кораблей стали бунтоваться. Колумб согласился возвратиться, если в течение трех дней они не достигнут суши.

ОТКРЫТИЕ

12 октября 1492 г. с каравеллы «Пинта» послышался выстрел: матрос Родриго де Триан увидел долгожданную землю. Христофор Колумб вступил на берег небольшого острова, который местные жители называли Сан-Сальвадор (Гуанахани). Он упал на колени, заплакал, поцеловал землю, развернул королевский штандарт и, подняв глаза к небу, трижды произнес имена католических королей Изабеллы и Фердинанда. Писарь Родриго де Эскобедо составил акт. Отныне и море с удивительными кораллами, и песок, и скалы, и пальмы, и попугаи, и эти бронзовые люди, ещё не знавшие ни одежды, ни денег и с удивлением наблюдающие за ритуалом «открытия» Западного полушария, - отныне всё вокруг будет принадлежать испанской короне. Во время первого путешествия Колумб открыл также Гаити и Кубу. Он был уверен, что эти острова – настоящая Индия, из числа тех легендарных 7777 островов, которые Марко Поло отнес к восточной части азиатского континента. А потому жители их, вторя Колумбу, с тех пор стали называть индейцами.

Колумб от имени испанского короля объявил о принадлежности островов Испании, на острове Эспаньола оставил военный гарнизон и направился в обратный путь.

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Возвращение экспедиции было триумфальным. 15 марта 1493 г. её встречал порт Палос. Затем Колумб направился в Барселону , где в это время находились Изабелла и Фердинанд. Воистину прав Вольтер: «Мгновения счастья дороже тысячи лет известности». Празднества, посвященные открытию Нового Света, затмили всё.
В местном соборе монархи велели поставить трон под балдахином из парчи, вытканной золотом. При приближении Колумба Изабелла и Фердинанд встали и не позволили ему опуститься на колени для традиционного целования рук, больше того, посадили с собой рядом. Их вопросам не было конца, и стало очевидно, что это путешествие к берегам нового Света было не последним.

Расходы на экспедиции составляли, по оценкам современников, от 1 млн 140 тыс. до 2 млн мараведи. Доходы же превзошли эту сумму примерно в 170 раз. Упоминание о том, что королева будто бы заложила свои драгоценности ради снаряжения кораблей, - не более чем красивая легенда…

Изучая острова в этом районе и в поисках золота, люди Колумба ездили на остров Эспаньола (теперь разделен на Гаити и Доминиканскую Республику), Кубу и многие другие более мелкие острова. На обратном пути, «Санта-Мария» потерпела крушение, Колумб вернулся в Испанию на «Нине», прибыв 15 марта 1493 года

Состоялись ещё три экспедиции. Были открыты Центральная Америка и северное побережье Южной Америки. Все эти годы Колумбу пришлось проявить себя в разных ипостасях: он был и ученным, и мореплавателем, и завоевателем, а в отдельные периоды и правителем Эспаньолы.

ВТОРАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Во второй раз, была собрана более крупная экспедиция (25 сентября 1493 гиюня 1496 г.), ушедшая с 17 кораблями и примерно 1500 людьми, чтобы найти золото и захватить индейцев в качестве рабов. Колумб основал базу в Эспаньоле (ныне Доминиканская Республика). и поплыл вокруг Эспаньолы и вдоль южного побережья Кубы. Он обнаружил и назвал остров Доминика 3 ноября 1493 года.

Уже в сентябре 1493 года, пользуясь всесторонней помощью со стороны государства, Колумб, во главе новой экспедиции, состоявшей из 14 каравелл, 3 торговых судов при 1200 человек в экипажах, вышел из порта в Кадиксе. Флотилия прибыла в Эспаньо-лу, открыв по дороге Малые Антильские острова и Пуэрто-Рико. Отсюда Колумб направился на запад, открыл остров Ямайку и обследовал южное побережье Кубы .

Возвратившись в Эспаньолу, Колумб застал там неблагоприятное положение вещей: между испанцами и местным населением началась открытая война. Не желая переносить гнет и грабежи со стороны пришельцев, индейцы нападали на небольшие испанские отряды. Об этом Колумб ничего не знал; он заботился только о накоплении богатства и обеспечении себя и своей семьи доходными должностями. Одного из братьев, Диего, он назначил губернатором открытых островов, а второго брата Бартоломея - его заместителем.

ТРЕТЬЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

В своей третьей экспедиции (30 мая 1498 года - октябрь 1500 года), Колумб проплыл дальше на юг, в Тринидад и Венесуэлу (включая устье реки Ориноко). Колумб был первым европейцем, после Лейфа Эрикссона, ступившим на материк Америки.

Возвращение Колумба в Кадикс в 1496 году уже не было столь триумфальным. Правда, на королевском дворе его принимали милостиво, по причине открытия золотых россыпей на Кубе, но среди испанцев у путешественника оказалось множество врагов. Из-за их интриг и сведений о нездоровом тропическом климате и войне с индейцами, третья экспедиция началась с большим опозданием.

Экспедиция вышла из порта Санлукар только лишь в 1498 году. В составе экспедиции было 6 кораблей, причем экипажи их были набраны из числа уголовных преступников, приговоренных к ссылке, так как добровольцев привлечь не удалось. Маршрут экспедиции вел к островам Зеленого Мыса и оттуда на запад.

Через два месяца путешественники, измученные жарой, жаждой и голодом, добрались до неизвестного острова, который был назван Колумбом островом Тринидад. Европейские путешественники после того, как отчалили от острова Тринидад, впервые в истории высадились на южно-американском континенте вблизи устья реки Ориноко.

Открыв по дороге еще несколько небольших островов, изобилующих жемчугом, экспедиция высадилась в Эспаньоле. Положение, которое там застал Колумб поразило его: на острове вспыхнуло восстание испанцев под водительством судьи Ролдана против Бартоломео Колумба! Причина восстания заключалась в жадности и жестокости Бартоломея, который обложил высокими налогами не только туземцев, измученных нищетой и завезенными из Европы болезнями, но и испанцев. Своей жестокостью Бартоломео восстановил против себя даже миссионеров. И таким образом все жители острова выступили против него.

Христофор Колумб подавил восстание, но все же в Испанию были направлены жалобы на бесправие, насилие и военный террор со стороны братьев Колумбов. Назначенный королем новый судья Бо бадилья, прибыв на Эспаньолу арестовал обоих братьев и приказал в кандалах отправить их в Испанию, причем все их имущество конфисковал.

Но король все еще был милостив к Колумбам. Братья были освобождены, а Христофору выплачена дополнительная сумма, как награда за заслуги, но прежнюю популярность Колумб совершенно потерял.

Самой драматичной для адмирала стала третья экспедиция, из которой он возвратился в Испанию закованный в цепи. У Колумба оказалось слишком много врагов среди завистливой испанской знати, не прощавшей талантливому и упорному вчерашнему бедняку вознесение на Олимп славы. К счастью, королева вновь оказалась выше предрассудков и дворцовых интриг. Она приказала заменить кандалы дорогими одеждами и направила часть своей личной охраны в почетный караул Колумба. Однако боль от нанесенного оскорбления не притупилась до последнего вздоха адмирала. По словам его сына Фердинанда, эти цепи постоянно лежали на письменном столе отца, пожелавшего быть погребенным вместе с ними.

ЧЕТВЕРТАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

В своей четвертой и последней экспедиции (9 мая 1502 года - 7 ноября 1504 года), Колумб побывал в Мексике, Гондурасе, Панаме (в Центральной Америке) и Сантьяго (Ямайка).

В мае 1502 года Колумб организовал четвертую экспедицию, состоявшую на этот раз всего лишь из четырех кораблей при 150 человек экипажа; экспедиция из порта в Кадиксе направилась, как и раньше, к острову Эспаньола. Однако новый губернатор не разрешил Колумбу сойти на берег. Упрямый путешественник все же продолжал поиски берегов Индии и открыл побережье нынешней Центральной Америки.

Бури повреждали корабли, население встречало путешественников враждебно, наконец, в довершение всего, экипажи кораблей подняли бунт. После годичного пребывания на Ямайке, где Колумб жил в нищете, ему удалось, благодаря стараниям - немногочисленных уже - друзей получить помощь губернатора в организации возвращения в Испанию.

Наконец 7 ноября 1504 года Колумб, претерпев по дороге несколько бурь, бросил якорь в порту Санлукар. Теперь уже никто не интересовался столь торжественно некогда встречаемым путешественником. Его покровительница, королева Изабелла, умерла спустя три недели после возвращения Колумба. Напрасно Колумб старался получить прежние богатства, почести и вернуть себе титул вице-короля. На письма он ответов не получал, а когда лично прибыл на королевский двор, ему предложили имение в Испании. Колумб не принял дара. Он пал духом, что в конце концов довело его до болезни и смерти (28 мая 1506 г.). Но и после смерти тело Колумба не нашло успокоения.

20 мая 1506 г. Колумб произнес свои последние слова: «В твои руки, Господь, я вручаю мой дух». Беспокойная судьба ожидала его останки. Похоронили Колумба в Валладоиде а затем перенесли в Севилью, но затем во исполнении его воли останки были перезахоронены на Эспаньоле. В 1795 г. остров стал французской колонией, и прах Колумба оказался на Кубе, а в 1877 (или 1899г.) – опять в Севилье, где и покоится до сих пор.

ИТОГ

Крупнейшая заслуга Колумба заключалась в том, что он довел до конца путешествие, которое его современникам представлялось совершенно фантастическим. Будучи убежден в шарообразности земли, Колумб знал, что идя в обратном направлении, чем это было принято, можно достичь той же самой цели. Попутно он совершил ряд открытий: архипелаг Больших Антильских островов, устье реки Ориноко, Центральную Америку. Но он не отдавал себе отчета в том, что открыл. Захваченный одной идеей доехать до Индии, он не сравнивал действительности с теорией, не интересовался своими открытиями с научной точки зрения, а стремился только к богатству и почестям. Это-то и стало проклятием его жизни.

Много географических объектов получили имя Колумба.

- Во главе их, конечно, следует поставить южно-американскую республику Колумбию,

- затем канадскую провинцию - Британскую Колумбию;

- административный район Вашингтона - столицы Соединенных Штатов - Колумбия.

- на северо-западе Соединенных Штатов Америки находится река Колумбия, длина которой составляет почти 3000 км.

- в Соединенных Штатах Америки есть много городов и графств, носящих имя Колумба.

- на рубеже между канадскими провинциями Альберта и Британской Колумбией возвышается гора Колумбия;

- так же гора Колумбия находится в штате Колорадо;

- самый северный мыс Канады (на острове Элсмир) тоже носит название Колумбия;

- на юго-востоке Британской Колумбии есть несколько озер, названных Колумбией;

- важнейший порт Панамы на берегу Карибского моря называется Колон, что соответствует испанскому произношению фамилии великого путешественника.

«Мои корабли дали течь, мы потеряли якоря, тросы, шлюпки и множество припасов. Многие люди понесли увечья. Все подавлены, а кто-то поклялся вечно служить Богу, если избежит смерти ».

Эти строки Христофор Колумб написал в 1503 году во время последнего путешествия в Америку, которая обернулась катастрофой в Карибском море. Около 500 лет спустя по миру прогремела новость об останках кораблей найденных у побережья Панамы. Неужели археологи нашли останки корабля одного из великих мореплавателей. Находка увлекла за собой обширные исследования. Ученые из Европы и США тщательно изучали обломки, и обследовали даже самые мелкие образцы.

Тысяч книг написано об открытиях европейцев, об испанских завоевателях, но что касается, кораблей на которых они плавали, нам о них известно очень мало.

Вдохновленный свидетельствами Марка Пола Христофор Колумб решил доплыть до Китая, чтобы добыть испанской короне золото, шелк и экзотические специи. Морской путь в Китай еще не был открыт.

Однажды находясь на Порту-Санту португальский остров, входящий в архипелаг Мадейра в Атлантике Христофор Колумб принял важное решение. Он жил в маленьком доме на острове в течение пяти лет. Часто местные жители говорили ему о странных деревьях и телах людей с необычными чертами, которые выносило на берег. Колумб был убежден в существовании Нового Света, который предстояло открыть на западе. Он изучил течения, ветра и многочисленные карты Атлантики.

Христофор Колумб

В 1492 году Христофор Колумб взял курс на запад и нашел идеальный способ пересечь океан - все время идти параллельно течениям и направлению ветра. В октябре того же года Колумб высадился на Гуанахани, одном из Багамских островов, открыв, таким образом, Америку. Испанский двор ликовал от радости. Король дал разрешение на две новых экспедиции.

9 мая 1502 года небольшой флот отплыл из Кадиса. Корабли Колумба шли под испанским флагом. Христофор Колумб планировал с помощью ветра и течений достичь за 4 дня Канарских островов, где можно было пополнить запасы пресной воды и провианта. Упорный исследователь ждал этого момента почти 2,5 года. Он хотел еще раз доказать своим критикам насколько важными для короны были его морские путешествия. Однако, если бы он достиг Азии направляясь на запад, то обогнул бы Африку и вернулся в Европу, что стало бы триумфом и высшей наградой в его блистательной карьере.

Корабли Колумба пересекли Атлантику без проблем. В июне 1502 года опытный адмирал взял курс на Большие Антильские острова. Затем он отдал приказ идти строго на запад, считая, что отсюда начнется путь в Индию. Колумб пользовался самыми примитивными средствами навигации. Корабли Колумба шли по открытому морю две недели пока не достигли острова Гваимака у побережья нынешнего Гондураса. На флагманском корабле царил восторг. Колумб полагал, что достиг земли, о которой так долго мечтал. В своей четвертой экспедиции Колумб хотел достичь вершины своей карьеры мореплавателя - найти путь через перешеек. Однако Колумб нашел не Китай, а побережье Латинской Америки. Вскоре, там, у Панамы четыре корабля Колумба попали в жестокий шторм. Гром и молнии были порой такой силы, что люди боялись даже выходить на палубу. Небо, казалось, вот-вот упадет сверху.

корабли Колумба

Мореплаватели плыли то в одном направлении, то в другом, пребывая в постоянной борьбе со всеми природными стихиями. Во время жестоких штормов моряки боялись молний из-за огня, ветра из-за его силы, воды из-за высоких волн и земли из-за рифов и скал незнакомого берега. Оказавшись беспомощными перед лицом стихии, 150 человек на четырех кораблях едва смогли выжить. Потрясенные моряки дали клятву поклониться святыням и первым среди них был Колумб - набожный католик.

По окончании штормов состояние кораблей Колумба было далеко не лучшим. Сам мореплаватель в 51 год страдал от болезни - его одолевала подагра. Корабли постоянно давали течь. Члены команды в отчаянии откачивали воду днем и ночью. Два судна были сильно изъедены червями. Плотники постоянно чинили корпус. Помимо этого Колумба волновало состояние команды. Многих подкосила болезнь, а запасы продовольствия подходили к концу. Свежую рыбу добывали изредка. Многие удочки и крючки были потеряны. Адмирал отдал приказ сократить выдачу продуктов. На трех моряков приходилось по одному яйцу в день. Ситуация ухудшилась когда организмы испанских моряков перестал усваивать фрукты те, что они привозили с берега. Колумб оказался в настоящем тупике. Но, несмотря на все беды, он открыл заливы, перед тем как отправиться дальше. Индейцы сообщили ему, что в конце реки находится море. Может по этому каналу Колумб сможет продолжить свое кругосветное путешествие.

Безотлагательно Христофор Колумб посылает 70 человек исследовать джунгли. Беспощадное палящее солнце и крайняя влажность истощили силы европейцев. Но они все равно не сдались. В итоге первооткрыватели натолкнулись на добродушных местных жителей. Испанцы не могли поверить своим глазам, когда те подарили им ценные подарки - предметы из чистого золота. Колумб создал там поселение. Он полагал, что находится в Китае, поэтому назвал деревню, Белен, в честь святого города Вифлеема, которое по сей день напоминает о первооткрывателе.

Остановка в Белене обернулась для Колумба кошмаром. Он хотел уплыть, но корабли не могли выйти из гавани. Жестокие штормы бушевали в море. Изможденным морякам оставалось только ждать. Колумб редко выходил из каюты. Его мучили приступы подагры. Он страдал от жары и невыносимой боли в глазах. Он был разбит, и его терзали страхи. Он думал о том, что вот-вот его миссия провалиться. И несчастья не кончались. Корпусы кораблей Колумба окончательно съели черви. Матросы уже не могли откачивать воду. У адмирала не было выбора. Он приказал перегрузить припасы с галеры на другие корабли. Пушки, матросы и боеприпасы были распределены между двумя оставшимися судами. А для полной картины бедствия индейцы устроили бунт. Они не собирались больше терпеть чужеземцев. Разгорелась яростная борьба. Колумбу пришлось действовать быстро. Как только подул благоприятный ветер, корабли Колумба направились в открытое море. В результате стычки 10 испанских моряков погибли.

Держась на безопасном расстоянии от берега, мореплаватель поплыл на юго-запад. Он поступил против воли команды, которая хотела идти в Эспаньолу (ныне Гаити), где находилась испанская база для ремонта кораблей. Так возникло напряжение, возникшее между Колумбом и командой. Среди моряков росло недовольство, но Колумбу снова удалось убедить матросов.

В апреле 1503 года корабли Колумба достигли Puerta Gorda и Bastimentos, где Колумб пошел еще на одну жертву. Все вещи с обветшавшего корабля были перенесены на два других, но в итоге пришлось оставить множество пушек. Только так - на двух кораблях с командой более сотни человек можно было безопасно пересечь океан.

Где-то на пути к Эспаньоле корабли Колумба сбились с курса. Никто не знал, куда их несет ветер. плыли по открытому морю к Ямайке много дней, постоянно опасаясь пойти ко дну. Корабли Колумба стали крайне не надежны. Черви изрядно над ними потрудились. Вся команда тремя насосами не могла откачать воду, которая сочилась внутрь. Вскоре еще один корабль был почти на половину под водой. 25 июня 1503 года Колумб спас себя и команду зайдя в небольшую бухту у северного побережья Ямайки. На другой день он приказал вытащить на берег и построить хижины для защиты от местных племен. Колумб был подавлен. Он не нашел золото. Не нашел новый путь и был болен. Вдобавок на Ямайке произошел окончательный раскол команды Колумба. Большая часть матросов ушла вглубь острова, а мореплаватель и горстка верных ему людей остались блуждать в бухте Санта Глория. В итоге несколько добровольцев в шлюпке поплыли в открытое море искать помощь. Позже в Эспаньолу прибыл корабль, на котором привезли провизию, чтобы накормить моряков.

Три судна Христофора Колумба - первые европейские корабли, которые в 1492г. пересекли Атлантику, открыв земли Нового Света: Багамские острова, Кубу и Эспаньолу (Гаити). Каравеллы «Пинта» и «Нинья», водоизмещением в 60 тонн каждая, обладали хорошими мореходными качествами.

Это были однопалубные суда с высокими бортами и надстройками на носу и корме. «Нинья» несла треугольные латинские паруса, а «Пинта» - прямые. Впоследствии такими же парусами, предпочтение которым обычно отдавалось при полных курсах, оснастят и «Нинью». Третий корабль флотилии, небезызвестная «Санта-Мария», не была каравеллой. Зафрахтованная у галисийского капитана Хуана де ла Коса, она представляла собой стотонную каракку.

Словом, это были корабли своего времени и установленные ими рекорды до сих пор вызывают восхищение у мореплавателей. Флотилия адмирала Колумба была сильна и вынослива, чего нельзя сказать об экипаже. Тридцать дней в открытом море - и никакой земли! Плыть дальше казалось безумием. Назревал бунт.

Чтобы успокоить моряков, капитан дает обещание повернуть, если в течение следующих трех дней они так и не увидят земли. На что надеялся Колумб, устанавливая этот срок? Наверняка, не только на интуицию. Признаки близкой суши были налицо. Все чаще встречались водоросли, стаи птиц садились на мачты, и когда в ночь с 11 на 12 октября с «Пинты» раздался крик: «Земля!», адмирал Колумб уже не сомневался, что его мечта сбылась.

«Нинъя», одна из каравелл Колумба

Вслед за Колумбом на берега Нового Света устремились испанские конкистадоры - завоеватели и колонизаторы. Спустя всего полвека во владении Испании оказались вся Мексика, Центральная Америка и даже часть Южной вместе с широкой полосой земель от Карибского моря до мыса Горн.

Обретенные богатства - огромные запасы золота, серебра и меди, оказавшиеся на захваченных землях, - надменная родина Колумба не захотела делить ни с кем. «Карибское море - закрытое море», - провозгласили испанцы, введя жестокую монополию на торговлю с Новым Светом. Однако уже в первой четверти XVI в. Англия и Франция задумывают перекроить мир по-своему. Огромную роль в борьбе за морское господство сыграли пираты, вышедшие на большую морскую дорогу с ведома и благословения высочайших особ своих государств.

Реконструкция «Санта-Марии», выполненная в наше время

Пожалуй, самым жестоким и удачливым корсаром можно назвать Френсиса Дрейка. Навсегда затаив обиду на вероломных испанцев, «конфисковавших» его торговое судно у берегов Африки, капитан Дрейк создает небольшую эскадру и совершает свой первый налет на Карибское побережье.

Грабя испанские города и захватывая один за другим корабли с сокровищами, он щедро делится добычей с английской казной. Неудивительно, что королева Елизавета, которая становится основной пайщицей корсарской «фирмы» Дрейка, в расчете на крупные дивиденды выдает ему официальное разрешение активно препятствовать испанской торговле в Тихом океане.

Реконструкция судна «Золотая лань» Френсиса Дрейка

Елизаветы оправдались: пиратский вояж 1577- 1580 гг. принес Дрейку четыре тысячи семьсот процентов чистой прибыли, львиную долю которой, разумеется, получила английская королева. Не из простой любознательности, а силою обстоятельств, спасаясь от преследования испанских кораблей, Дрейк совершает второе, после Магеллана, кругосветное путешествие.

Первым из европейцев он доходит до реки Колумбия и южной оконечности острова Ванкувер, после чего, направив свой корабль через тихоокеанские воды, оставляет позади Марианский архипелаг и достигает Тернате - одного из Молуккских островов. Оттуда, миновав Яву и обогнув мыс Доброй Надежды, Дрейк вернулся в родной Плимут.

Португальская каравелла

Княвдигед - выступающая вперед верхняя часть форштевня, зачастую украшалась резной фигурой.

Шкафут - часть верхней палубы между баком и шканцами.

Ют - часть палубы между! бизань-мачтой и кормовым флагштоком.

Стеньга -рангоутное дерево, служащее продолжением мачты.

Румпель -рычаг, насаженный на голове руля и служащий для его перекладки.

Марсы - площадка на топе составной мачты, служит для разноса стенъ-вант и местом работ при постановке и уборке парусов.

Верным спутником Дрейка в морских скитаниях было судно «Пеликан», впоследствии за свои прекрасные мореходные качества переименованное корсаром в «Золотую лань». Новое имя, однако, не изменило облика корабля: нарисованный на его корме пеликан еще долго продолжал кормить своих птенцов, а скульптурное изображение гордой птицы по-прежнему украшало выступавший на носу судна княвдигед.

Легендарная «Золотая лань» представляла собой небольшой 18-пушечный корабль длиной около 18м. Ладно сработанный набор из дубовых шпангоутов и обшивка, выполненная из твердых пород дерева, придавали судну особую прочность. На шкафуте между трапом, идущим с короткого бака, и грот-мачтой находились две пушки - по правому и левому борту Три легких фальконета, помещенных на специальные вертлюжные установки, вели огонь по судам противника, а в случае абордажа разворачивались и могли стрелять вдоль палубы.

Возвышение на палубе между грот- и бизань-мачтами получило название шканцев. Отдыхать на шканцах дозволялось только капитану. Два трапа вели на высокий ют. Трехмачтовое парусное вооружение корабля отвечало последним веяниям своей эпохи. На блинд-рее, под высоко поднятым бушпритом красовался блинд-парус. Фок- и грот-мачты, несшие прямые паруса, состояли из двух частей - к так называемой нижней мачте крепилась стеньга, которая держала флагшток. Короткая бизань вооружалась косым латинским парусом. Для управления навесным рулем все еще использовали румпель, заменявший штурвал.

Испанский галион «Флемиш». 1593г.

Крюйсель - второй снизу прямой парус на бизань-мачте.

В XV в. словом «cannone» (пушка) начинают называть артиллерийское орудие любого типа и размера. Самыми мелкими из них были фальконеты, мушкеты (постепенно превратившиеся в ручные ружья) и судовые бомбардели, которые стреляли каменными или железными ядрами. Пушки малого калибра размещались на фальшборте и удерживались поворотными вилками - вертлюгами.

Во время боя их ставили на квартердеке, баке и марсах мачт. Для того чтобы придать судну дополнительную остойчивость, тяжелые картауны и длинноствольные крупнокалиберные кулеврины располагали на нижней палубе. Постепенно пушечные стволы начинают отливать вместе с цапфами - цилиндрическими выступами, позволявшими наводить орудие в вертикальной плоскости.

Французский пинас XVII в.

К середине XVI в. термин «каракка» выходит из употребления, а большой парусник с тремя или четырьмя мачтами начинают величать просто «судном». Разновидностью нефов тех времен были португальские и французские каравеллы, а также испанские галионы. На морях доминируют крупные парусные суда, вооруженные артиллерией различного калибра.

Отношение длины корпуса к его ширине возросло и составляло от 2:1 до 2,5:1, благодаря чему улучшились мореходные качества парусников. Составные мачты одновременно несли несколько парусов. Корабелы увеличили площадь марселей и крюйселей - и управление судном стало намного проще, а сам парусник - неожиданно резвым и маневренным.

«Грейт Гарри». 1514г.

Не так давно со дна реки Хембл были подняты останки такого корабля, имевшего клинкерную обшивку. По убеждению специалистов, найденный парусник - не что иное, как знаменитый «Грейт Гарри» английского короля Генриха XVIII, построенный в 1514 г. Наверное, «Гарри» был последним большим судном с водоизмещением 1000 тонн, которое обшивалось внакрой с применением деревянных нагелей.

Старые технологии отходили в прошлое, и в XVI в. на севере Европы появляется новый тип парусного судна - трехмачтовый пинас водоизмещением 100-150 (а впоследствии до 800) тонн. Небольшой пинас в основном использовался как грузовое судно, а потому был вооружен только 8-10 пушками.

Много общего с пинасом имел португальский галион, охотно позаимствованный испанцами, англичанами и французами и ставший к концу столетия основой всех сильных европейских флотов. Особенностью галиона являлся острый корпус, длина которого по килю (около 40м) почти в четыре раза превышала его ширину На смену тяжелой кормовой надстройке, характерной для каракки, пришла узкая и высокая, вмещавшая до семи палуб, в которых располагались каюта капитана, крюйт-камера (пороховой погреб) и складские помещения.

Пятьдесят-восемьдесят пушек, установленные на двух батарейных палубах, обстреливали врага через порты. Носовая надстройка сдвинулась к центру, а на носу был оборудован таран, который со временем превратился в гальюн, украшенный носовой фигурой. На корме располагались одна-две галереи; позже их стали застраивать и стеклить. Сборную конструкцию мачт усилили брам-стеньгами. На грот- и фок-мачтах обычно поднималось по три паруса (главный, марсель и брамсель). Бизань и бонавентур-мачты имели косые паруса - латинские, а на носу натягивали еще один прямой парус, получивший забавное название «артемон».

Из-за высоких бортов и громоздких надстроек галионы обладали невысокой мореходностью. Экипаж галиона, как и полагалось тогда крупному военному кораблю водоизмещением 500-1400 тонн, доходил до 200 человек. Нередко галионы доставляли переселенцев в Америку, возвращаясь назад с грузом драгоценных металлов - лакомым куском для многочисленных морских пиратов, от всевидящих глаз которых, казалось, невозможно было ускользнуть.

Гальюн - свес в носовой части парусного судна, по бортам которого устраивались отхожие места для команды.

Бонавентур-мачта - четвертая мачта, располагалась на корме за бизань-мачтой и несла латинский парус.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.