Особенности строения насекомых. §27

Вопрос 1. Каковы особенности внешнего строения и внутренней организации насекомых?

Это самый разнообразный класс членистоногих. Число видов превышает 1 млн, и тем не менее можно выделить некоторые общие для всех насекомых особенности внешнего строения:

Тело состоит из трех отделов: головы, груди и брюшка; покрыто хитиновым покровом;

На голове одна пара усиков; все сегменты головы слиты;

Грудь всегда состоит из трех сегментов: передне-, средне- и заднегруди;

Три пары ходильных ног (прикрепляются соответственно к каждому сегменту груди);

Пара сложных (фасеточных) глаз располагается по бокам головы;

У большинства насекомых имеются крылья, одна или две пары (на втором и третьем сегментах грудного отдела);

Брюшко сегментировано; количество сегментов варьируется у разных видов.

Вопрос 2. Из скольких отделов состоит тело насекомых?

Тело состоит из трех отделов: головы (образована несколькими слившимися сегментами); груди, состоящей из трех сегментов; брюшка, состоящего из нескольких сегментов (5–11), разделенных насечками.

Вопрос 3. Как устроены конечности насекомых?

На голове имеется одна пара усиков (органы обоняния и осязания) и ротовой аппарат. Последний образован видоизмененными конечностями (три пары). Ротовой аппарат может быть нескольких типов - грызущий, колюще-сосущий, лижущий, сосущий.

На каждом сегменте груди имеются парные ноги: прыгательные (кузнечик), копательные (жук-навозник), плавательные (жук-плывунец), бегательные (жуки). На втором и третьем сегменте могут быть крылья (видоизмененные складки покровов). На конце брюшка у некоторых представителей наблюдаются видоизмененные конечности: жало, яйцеклады.

Вопрос 4. Какие крылья бывают у насекомых? Каковы физические основы полета насекомых?

Вопрос 5. Составьте таблицу «Отряды насекомых», указав для каждого отряда представителя, тип ротового аппарата, количество крыльев и тип развития (работа в малых группах).

Отряды насекомых

Вопрос 6. Как вы думаете, почему кровеносная система насекомых не участвует в транспорте газов по организму?

Органами дыхания у насекомых является сложная система трахей. Трахеи образуют сеть, оплетающую все органы. Наружу трахеи открываются дыхальцами, расположенными по бокам груди и брюшка. Движение воздуха в трахеях обеспечивается ритмичными движениями брюшка. Гемолимфа - бесцветная или желтоватая жидкость, циркулирующая в сосудах и полостях насекомых, основной функцией которой является снабжение тканей и органов питательными веществами

Задание 1. Заполните таблицу.

Особенности внешнего строения насекомых в зависимости от их типа развития.

Представители групп насекомых : медведка обыкновенная - прямокрылые , яблоневая тля - равнокрылые , постельный клоп - клопы , жук-олень - жесткокрылые , бабочка-крапивница - чешуекрылые , лесная оса, комар-пискун - перепончатокрылые .

Задание 2. Выпишите номера названий насекомых в соответствии с их типом развития.

Названия насекомых:

1. Жук-плавунец

2. Медоносная пчела

3. Комар-пискун

4. Стрекоза-коромысло

5. Бабочка-крапивница

6. Зеленый кузнечик

7. Саранча

Развитие с неполным превращением : 4, 6, 7

Развитие с полным превращением : 1, 2, 3, 5

Задание 3. Выпишите номера правильных утверждений.

Утверждения:

1. У гусениц бабочки-капустницы и взрослых бабочек разные типы ротовых аппаратов.

2. Личинки бабочки-капустницы окукливаются под землей.

3. Куколки насекомых активно питаются и превращаются во взрослых особей.

4. Развитие с полным превращением проходит в такой последовательности: яйцо - личинка - взрослое насекомое.

5. При развитии с неполным превращением отсутствует стадия личинки.

6. Для кузнечиков и саранчи характерно развитие с неполным превращением.

7. Мухи, бабочки, комары и стрекозы развиваются с полным превращением.

8. Личинки саранчи похожи на взрослую саранчу.

Правильные утверждения: 2, 3, 4, 8

Задание 4. Насекомые размножаются фантастически быстро: через пять месяцев потомство одной комнатной мухи могло бы достичь 7,6 млрд особей. Но этого не происходит. Объясните почему.

Многие мухи погибают не достигнув половой зрелости (их съедают или убивают), а значит не могут оставить потомства, но и личинками мух тоже питаются, поэтому мухи не достигают такого большого количества особей.

Задание 5. Заполните схему.

Тип членистоногие:

Класс Насекомые:

1. Группа Прямокрылые. Признаки : 2 пары крыльев; ноги - прыгательные, ротово аппарат - грызущий.

2. Группа Равнокрылые. Признаки : ротовой аппарат - колюще-сосущего типа, крылья складываются домиком.

3. Группа Клопы, или Полужесткокрылые. Признаки : спереди крылья жесткие, а сзади мягкие, ротовой аппарат - колюще-сосущий.

4. Группа Бабочки, или Чешуекрылые. Признаки : на крыльях мягкие хитиновые чешуйки, ротовой аппарат - сосущий.

5. Группа Жуки, или Жесткокрылые. Признаки : жесткие надкрылья, ротовой аппарат грызущий.

6. Группа Двукрылые насекомые. Признаки: одна пара крыльев, ротовой аппарат режуще-сосущий и лижущий.

7. Группа Перепончатокрылые. Признаки : две пары перепончатых крыльев.

Лабораторная работа №3

Тема:

Цель:

Оборудование: коллекция насекомых, рисунки

Ход работы:

Вывод:

Лабораторная работа №3

Тема: «Внешнее строение насекомого»

Цель: Изучение характерных особенностей внешнего строения насекомого на примере майского жука.

Оборудование: коллекция насекомых, рисунки

Ход работы:

1. Рассмотрите нерасчлененного майского жука, определите его размеры, окраску.

2.Выделите отделы тела насекомого, назовите их.

3.Рассмотрите голову жука, найдите на ней усики – органы осязания, обоняния, глаза – органы зрения и ротовые органы.

4.Обратите внимание на особенности строения ног жука, определите, сколько их, к какому отделу тела они прикрепляются.

5.На груди жука найдите две пары крыльев: переднюю пару, или надкрылья, и заднюю пару – перепончатые крылья.

6.Рассмотрите брюшко, найдите на нем насечки и рассмотрите с помощью лупы дыхальца.

7.Рассмотрите рисунок, подпишите, что обозначено цифрами 1-11.

8.Составьте таблицу «Особенности внешнего строения насекомого».

Охарактеризуйте черты приспособленности насекомых к наземно-воздушной среде обитания.

Вывод: сделайте вывод о чертах строения насекомых, по которым насекомых относят к типу членистоногие, к классу насекомые.

Разделы: Биология

Цель: Выявить характерные признаки класса насекомые. Выяснить особенности их организации, признаки сходства с ракообразными и паукообразными. Изучить многообразие насекомых в природе. Выявить приспособление к среде обитания, питанию, передвижению. Продолжить формирование у учащихся умений проводить лабораторные исследования, делать выводы.

Оборудование: коллекции насекомых, карточка – инструкция к лабораторной работе, рисунки, иллюстрирующие ротовые аппараты, конечности насекомого, мультимедийное оборудование для презентации урока.

Ход урока

Учитель: Вы знаете, что в биологии существует строгое распределение организмов по таксонометрическим единицам.

Служитель музея естественной истории города Х, при проведении уборки помещения, где была представлена фауна Земли, допустил непростительную оплошность. Экспонаты были переставлены на новые места, чем была внесена путаница в общую систему. Необходимо срочное вмешательство и помощь в решении возникшей проблемы, до открытия музея. Предлагаем список экспонатов для определения их местонахождения.

Божья коровка, собачий клещ, красный коралл, комар, богомол, паук-крестовик, перловица, краб, виноградная улитка, шмель, медуза, водомерка, креветка, майский жук, кальмар, стрекоза, черная вдова, актиния, тарантул, рак отшельник, пчела.

Учитель: По каким признакам вы объединили животных в типы?

По каким признакам объединяют животных в тип членистоногих?

По каким признакам членистоногих объединяют в классы Ракообразные, Паукообразные? Класс насекомые?

Это и будет целью нашего урока:

Цель: Выявить характерные признаки класса насекомые, изучить многообразие насекомых в природе, выявить приспособления к среде обитания, питанию, передвижению.

Сообщение учащегося о животных, относящихся к классу насекомых (дается заранее).

Свое название насекомые получили за характерные насечки на брюшке. Это самая многочисленная группа животных, насчитывающая около 1,5 млн видов. Насекомые освоили все среды жизни – наземно-воздушную, водную. Почвенную. Среди этих животных немало прекрасных летунов, бегунов, пловцов, землекопов и других «специалистов». Насекомые очень устойчивы к неблагоприятным условиям среды: некоторые выживают даже после того, как замерзнут при температуре -30° С, другие живут в горячих источниках при температуре до +50° С. Величина насекомых очень различна: самые маленькие длинной 0,25 мм, а самые большие – до 30 см.

Учитель: Рассмотрим особенности внешнего строения насекомого. Что нам бросилось в глаза? Какую функцию выполняет хитиновый покров?

Ответы детей.

Учитель: Обратите внимание на окраску хитинового покрова. Что вы заметили? Какое значение имеет такая окраска в жизни насекомого?

Отпугивающая – предостережение животных о том, что насекомое может быть опасным.

Маскирующая – скрывающая насекомое в той среде, где оно обитает.

Некоторые неядовитые формы насекомых могут подражать ядовитым формам, это явление носит название – Мимикрия .

Учитель: Рассмотрите строение тела насекомого. Что вы заметили? Давайте подробно изучим особенности строения каждого отдела тела насекомого.

Голова: «… Сильный ветер, небо в тучах, темно так, что в саду едва разглядишь руку, поднесенную к глазам. Дом скрыт большими деревьями, загорожен от северных ветров соснами и кипарисами… Чтобы попасть в мой кабинет, где находится самка сатурнии, самец должен пробраться в ночной тьме через всю эту путаницу ветвей…»

Это отрывок из книги Ж.А.Фабра «Жизнь насекомых» рассказ «Сатурнии».

Как самец отыскивает самку? (обсуждение вопроса с классом).

На голове расположены органы обоняния и осязания – усики .

Глаза у насекомого фасеточные . Какое строение имеют такие глаза? Как называется зрение животных имеющих такие глаза?

Ответы детей.

Учитель: Здесь же расположен ротовой аппарат насекомого. Пища у насекомых очень разнообразна, причем, у видов, приспособленных к питанию определенной пищей, имеет определенное строение. Давайте рассмотрим, какие виды ротовых аппаратов имеют насекомые. Какую функцию они могут выполнять? Каким насекомым они принадлежат?

  • Грызущий – предназначен для механической обработки твердой пищи. (кузнечик, таракан, медведка, майский жук).
  • Грызуще-сосущий – близок к грызущему аппарату, но имеет отличия, характерной чертой является длинный язычок по которому течет нектар (пчелы, шмели другие перепончатокрылые добывающие нектар из цветов).
  • Колюще-сосущий – служит для прокалывания тканей, и сосание пищи (комары, клопы).
  • Сосущий – образован хоботком, служит для сосания нектара (бабочки).
  • Лижущий – служит для слизывания гниющих веществ (некоторые виды мух).

Туловище:

Учитель: Рассмотрите расчлененное тело жука. Что привлекло ваше внимание? Грудь насекомого делится на: переднегрудь, среднегрудь, заднегрудь. Рассмотрите, какие органы расположены на каждой из перечисленных частей, какую функцию они могут выполнять? (обсуждение вопроса с классом).

Учитель: Способность к полету обеспечило насекомым широкое распространение по планете, находить брачного партнера, уклоняться от врагов, ловить добычу.

Обратите внимание на конечности насекомого. Какую особенность вы заметили? Как вы думаете, почему насекомые имеют такие разнообразные на вид конечности? (обсуждение вопроса с классом).

  • Прыгательная – дает возможность насекомым перемещаться при помощи прыжков. Кузнечик способен прыгать в высоту на 1,5 м.
  • Цепляющаяся – помогает насекомым удерживаться на опоре.
  • Роющая – хорошо развита у такого насекомого как медведка, позволяет рыть ходы для передвижения под землей.
  • Плавательная – развита у насекомых добывающих пищу или обитающих в воде.
  • Бегательная – служит для быстрого передвижения по поверхности земли.

Брюшко:

Учитель: Из скольких сегментов состоит брюшко насекомого? Что особенного вы видите на брюшке?

Это дыхальца . Какова их функция?

Ответы детей.

Учитель: Мы рассмотрели с вами особенности строения насекомого. Какой вывод можно сделать?

Насекомые – членистоногие животные, имеющие три пар ног, а тело разделено на голову, грудь, брюшко.

Учитель: Важным признаком, положенным в основу систематики насекомых, является строение и количество крыльев, а также строение ротового аппарата. С эти особенностями мы познакомимся на следующих уроках.

Зная особенности членистоногих, мы можем вернуться в музей и закончить распределение членистоногих по классам.

Среди насекомых есть одомашненные виды – это пчела медоносная и тутовый шелкопряд.

Учитель: сегодня на уроке мы познакомились с особенностью внешнего строения насекомого. Давайте составим по теме сегодняшнего урока синквейн.

Синквейн: Стихотворение, состоящее из пяти строк.

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).
  4. Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
  5. Последняя строчка – это синоним (метафора) из одного слова, которое передает суть темы.

Насекомые — наши постоянные спутники по жизни. Как бы не стерилизовали операционные, хоть какая-нибудь муха да залетит, а уж в домах они всегда в большом количестве… Для инженеров робототехники насекомые — это вдохновение, потому что только они могут передвигаться по любой поверхности, а вот повторить это в искусственной модели очень сложно.

Как и другие , у насекомых внешний (экзо-) скелет, состоящий из хитина. Часто на покровах тела наблюдаются выросты — волоски, роговые образования, чешуйки и т.д.

Тело : голова, отдельно грудь и брюшко. 3 пары ходильных ног.У большинства насекомых есть крылья (обычно 2 пары).

Особенности внутреннего строения насекомых

Есть наземные насекомые, есть и водные представители, поэтому есть различия в дыхательной системе:

— у водных насекомых дыхание осуществляется всей поверхностью тела;

— у наземных — органы дыхания — трахеи.

Кровеносная система: система кровообращения незамкнутая, кровь насекомых называется гемолимфой. Основной сосуд, содержащий гемолимфу, тянется по длине насекомого в спинной части. Задняя часть этого сосуда содержит «сердце» — несколько пульсирующих камер, соединенных последовательно друг с другом.

Пищеварительная система:

1. Очень интересный ротовой аппарат — у различных видов он разный:

— грызущий — у тех насекомых, которые употребляют твердую пищу, или эту пищу надо добыть (выгрызть);

— сосущий (колюще-сосущий) — для приема жидкой пищи (бабочки и комары);

— мускойдный (и грызущий и сосущий, как у мух)

2. Система, состоящая из желудка, кишечника, прямой кишки и анального отверстия.

Выделительная система: мальпигиевы сосуды (как и у паукообразных).

Особенности строения нервной системы насекомых и органы чувств:

У насекомых очень интенсивное движение, причем не хаотичное, а вполне целенаправленное, поэтому такое движение должно хорошо координироваться. У насекомых уже настоящая нервная система — ганглий , состоящий из трех отделов — нервный узел, брюшная нервная цепочка и сеть нейронов по всему телу.

— усики (антенны) — органы осязания;

— глаза — могут быть фасеточными (сложными) и простыми, но тогда их должно быть несколько штук.

— насекомые хорошо воспринимают и различают запахи (у них основа общения — выделение и распознавание различных химических веществ).

Половая система:

Насекомые — раздельнополые . Оплодотворение в основном внутреннее.

Развитие происходит как с


Насекомые очень тесно связаны со многими другими организмами на Земле.

Для они — незаменимые опылители, для животных — питание.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.