Методы поиска инновационных идей и их характеристика. Методы поиска инновационных идей Поиск и выбор идей

Следует отметить, что поиск идей это самый важный и наиболее трудный процесс, для осуществления которого применяются различные методы.

Идея (греч. idea - понятие, представление) инновации означает общее понятие об использовании определенных новшеств для претворения в жизнь конкретного замысла. Последний означает осознание потребности и является отправной точкой творческого процесса. Поэтому поиск идеи инновации есть процесс творческий.

Творчество представляет собой взаимодействие человека как субъекта данного процесса с объективной реальностью. При этом взаимодействии человек, опираясь на объективные законы, создает качественно новые ценности как материальные, так и нематериальные. В творческом процессе можно выделить три этапа:

  • замысел, т.е. появление самой идеи;
  • превращение идеи в план работы;
  • реализация плана работ, т.е. воплощение идеи в определенную вещь (материальную форму).

Эти этапы носят условный характер, так как в практической творческой деятельности их последовательность не является жестко закрепленной. Каждый этап - это целостный элемент системы, ее компонент, но при этом он связан с другими элементами и постоянно проникает в другие этапы творческого процесса.

Первый этап творческого процесса - это появление замысла, т.е. идеи инновации. Причиной появления идеи инновации является, как правило, возникшее противоречие между существующими продуктами и операциями и новыми условиями хозяйствования, новой технической, технологической и финансово-экономической ситуацией.

Существующие продукты или явления отражают имеющиеся знания. Новые условия хозяйствования или новая ситуация отражают новые факторы, воздействующие на реализацию существующих (т.е. старых) продуктов и операций. Поэтому возникает проблема устранения несоответствия старого объекта новым факторам. Основные мотивы создания инноваций:

  • повышение конкурентоспособности новых продуктов;
  • повышение имиджа на рынке;
  • захват новых рынков;
  • увеличение денежного потока;
  • снижение ресурсоемкости продукта.

Целью второго этапа творческого процесса является необходимость решения данной проблемы, т.е. превращение появившейся идеи в план работы по устранению выявленного противоречия. На этом этапе человек как субъект творчества, опираясь на свои знания, на свой и чужой опыт, интуицию, составляет план мероприятий по изменению данного финансового продукта или операции.

Использование чужого опыта означает, что данный этап творческого процесса опирается на купленные ноу-хау, лицензии, патенты, на анализ и переработку информации, доступной для исследователя.

Третий этап творческого процесса связан с воплощением возникшей идеи в новый продукт или операцию. На этом этапе реализуется ранее намеченный план мероприятий, анализируется его результативность, и при необходимости в него вносятся соответствующие изменения и коррективы.

Откуда же берутся инновационные идеи?

Единого мнения об источниках инноваций до сих пор нет. Согласно Й. Шумпетеру они принципиально обязаны своим появлением предпринимателю, так как сущность предпринимательской функции заключается в распознании и реализации новых возможностей в хозяйственной области. Но эта точка зрения не объясняет процесса возникновения инноваций, не учитывает различия предпринимательских, исследовательских и изобретательских функций и видов труда.

В качестве важнейшего источника, а точнее, сферы рождения нововведений, подавляющее большинство исследователей отмечают науку. Именно в этой сфере рождаются базисные инновации, обладающие наибольшими возможностями для преобразования по мере их коммерциализации. Важным источником инноваций является изобретательство.

Существует теория, объясняющая поиск нового как стремление к удовлетворению запроса. Но они лишь объясняют мотивы, ведущие к поиску новых знаний, но не объясняют, как они образуются и трансформируются в инновацию. Важной побудительной причиной возникновения инноваций является рынок с игрой спроса, предложения, цены, конкуренции, борьбой за потребителя.

Наиболее детально источники инновационных идей рассмотрены П.Ф. Друкером . Он выделил следующие семь источников инновационных идей.

  • 1. Неожиданное событие, которым может быть внезапный успех, непредвиденная неудача.
  • 2. Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и ее отражением во мнениях и оценках людей.
  • 3. Изменение потребностей производственного процесса.
  • 4. Изменения в структуре отрасли или рынка.
  • 5. Демографические изменения.
  • 6. Изменения в восприятии и ценностных установках.
  • 7. Новые знания, научные и ненаучные.

Первые четыре источника относятся к внутренним, они возникают в рамках предприятия или отрасли.

Последние три источника нововведений относятся к внешним, так как они происходят за пределами предприятия или отрасли.

Анализ названных ситуаций при рассмотрении того или иного типа изменения позволяет установить характер инновационного решения. Во всяком случае, всегда можно получить ответы на такие вопросы: что будет, если мы воспользуемся создавшимся изменением? куда это может привести предприятие? что нужно сделать, чтобы изменение превратить в источник развития?

Вместе с тем из семи типов изменений наиболее важными являются третье и седьмое, так как они носят наиболее радикальный характер.

Рассмотрим последовательно все перечисленные источники инновационных возможностей.

1. Неожиданное событие может быть связано как с непредвиденным успехом, так и неудачей. Нет области, которая предлагала бы более богатые возможности для успешной инновации, чем такой успех. Однако им чаще всего пренебрегают, так как руководству трудно осознать его. Таким образом, неожиданный успех - это своего рода проверка компетенции руководства. Он не просто благоприятная возможность для нововведений, но сам вызывает необходимость этих нововведений.

Неудачи, в отличие от успехов, не могут быть отвергнуты и редко проходят незамеченными, но как источник инновационных возможностей они воспринимаются еще реже. Конечно, большинство неудач - всего лишь результат грубых ошибок, некомпетентности в планировании или исполнении. Неудача указывает на необходимость изменений, т.е. на скрытые инновационные возможности.

В качестве иллюстрации возможности использования первого источника инновационных идей можно привести следующий пример. В начале 1930-х гг. IBM разработала первую счетно-аналитическую машину, которая не пользовалась спросом. От краха компанию спасла неожиданная удача: машины закупила Нью-Йоркская публичная библиотека. 15 лет спустя бизнес неожиданно обнаружил заинтересованность в механизированной обработке данных по зарплате. В отличие от конкурентов IBM оценила неожиданный шанс. За пять лет компания превратилась в лидера компьютерной индустрии, каковым остается по сей день.

2. Несоответствие между реальностью и ее отображением - это расхождение, диссонанс между тем, что есть, и тем, что «должно быть».

Различают следующие виды несоответствий: между экономическими реалиями общества; между реальным положением в отрасли и планами; между ориентацией отрасли и ценностью для потребителей ее продукции; внутреннее - в ритме или логике технологических процессов.

Здесь можно привести следующий пример. В 1960-е гг. один из основателей компании Акоп Laboratories Билл Коннер обратил внимание на то, что операция по удалению катаракты была доведена практически до совершенства за исключением одного момента - разрезания лигамента. Эта процедура выпадала из общей логики операции. При этом уже около 50 лет врачи знали о существовании фермента, растворяющего лигамент и позволяющего не разрезать его. Коннер всего лишь добавил в этот фермент консервирующее вещество, продлевающее срок его годности. Офтальмологи немедленно взяли на вооружение новое средство, а исключительное право на его продажу получила Акоп Laboratories. Несоответствия также могут возникать между экономическими реалиями, ожиданиями и результатом.

3. При изменении потребностей производственного процесса речь идет о совершенствовании уже существующего процесса, о замене слабого звена, перестройке старого процесса в соответствии с новыми потребностями.

Изменение, вызываемое потребностью процесса, представляет собой куда более важное значение, нежели два первых. Старая пословица гласит: «Необходимость есть мать изобретения». В данном случае изменение основывается на потребности практики, жизни (например, замена ручного набора текста в книгопечатании, сохранение свежести продуктов и др.). Вместе с тем реализация этого типа изменений предполагает необходимость понимания того, что:

  • недостаточно прочувствовать потребность, важно ее познать, разобраться в ее сути, иначе невозможно найти ее решение;
  • не всегда возможно удовлетворить потребность, а в этом случае

остается только решение какой-то ее части.

Во всяком случае, при решении проблемы этого типа необходимо ответить на такие вопросы: понимаем ли мы, в чем, в каких изменениях нуждается процесс? имеются ли в наличии необходимые знания или их нужно еще получить? соответствуют ли наши решения привычкам, традициям и целевым ориентациям потенциальных потребителей?

  • 4. При изменениях в структуре отрасли обычно образуются быстро растущие сегменты рынка. Можно указать основные факторы, свидетельствующие об изменениях в отраслевой структуре:
    • быстрый рост отрасли;
    • сближение технологий, которые прежде считались совершенно

самостоятельными;

Отрасль готова начать коренные структурные изменения, если

интенсивно меняется направление деятельности в ней.

Изменения структуры отраслей открывают порой большие возможности для инноваций. Брокерская компания Donaldson, Lufkin& Jenrette была основана в 1960 г. тремя выпускниками Гарвардской школы бизнеса, заметившими, что по мере усиления роли институциональных инвесторов структура индустрии финансовых услуг претерпевает изменения. Эти молодые люди практически не имели капитала и связей. Тем не менее, через несколько лет их брокерская фирма завоевала отличную репутацию на Уолл-стрит и стала инициатором перехода на систему договорных комиссионных вознаграждений.

  • 5. Под демографическими понимаются изменения численности населения, его возрастной структуры, состава, занятости, уровня образования и доходов. Инновационные проекты, опирающиеся на подобные, - наиболее перспективны и наименее рискованны. Японцы вышли на лидирующие позиции в робототехнике именно благодаря тому, что обращали внимание на демографические данные и тщательно анализировали их. К началу 1970-х гг. в развитых странах очевидными для всех стали две тенденции: резкое падение рождаемости и активный рост интереса к высшему образованию. Соответственно, можно было прогнозировать уменьшение доступной производственной рабочей силы и ее нехватку к 1990 г. Об этом известно всем, но в конкретные действия эти знания воплотили только японцы.
  • 6. Изменения в ценностных установках и восприятии трудно объяснить с социальной или с экономической точек зрения. Восприятия практически не поддаются количественному определению, но они являются источником нововведений.

Так, вместо того чтобы радоваться увеличению продолжительности жизни, американцы одержимы идеей, как далеки они пока от бессмертия. Такой взгляд на вещи породил огромное количество инновационных возможностей: обширные рынки для новых журналов о здоровом образе жизни, разнообразных диетических продуктов, организации спортивных занятий и выпуска спортивного оборудования.

7. Инновации, в основе которых лежат новые знания, - это «суперзвезды» предпринимательства. Они становятся объектом наибольшего внимания и приносят большие доходы. Именно они в глазах общества являются подлинным новшеством. Несмотря на то, что не все подобные нововведения значительны и масштабны, доля их в общем объеме эпохальных нововведений очень высока. Они отличаются от всех других по основным характеристикам: временному охвату, проценту неудач, предсказуемости, уровню требований, предъявляемых к субъектам их реализующим, и т.д. В то же время именно эти нововведения наиболее трудноуправляемы, отличаются длительным временем протекания из-за разрыва между появлением нового знания и его доведением до уровня практического использования, материализации в продукты (услуги), предлагаемые на рынке. Они наиболее наукоемки. Именно для этого типа нововведений в большей степени, чем для других, успешная реализация требует ясного понимания преследуемой цели, четкой стратегической ориентации, выбора четкой адекватной политики, разработки и реализации системы мер по снижению степени риска.

В этой связи нововведения, основанные на новых знаниях, требуют:

  • тщательного анализа всех необходимых факторов;
  • ясного понимания преследуемой цели, т.е. необходима четкая стратегическая ориентация;
  • организации предпринимательского управления, поскольку здесь необходимы финансовая и управленческая гибкость и нацеленность на рынок.

Любое нововведение должно «созреть» и быть воспринятым обществом. Только в этом случае оно принесет успех.

По мнению И.Т. Балабанова, для поиска инновационной идеи наибольшей эффективностью обладают следующие методы: проб и ошибок, контрольных вопросов, мозгового штурма, морфологического анализа, фокальных объектов, синектики, стратегии семикратного поиска, теории решения изобретательских задач . Существуют и другие методы поиска новых идей.

Метод проб и ошибок. Сущность его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных идей решения определенной проблемы. При этом всякий раз неудачная идея отбрасывается и взамен не выдвигается новая, нет правил поиска верной идеи и ее оценки.

Метод контрольных вопросов - по сути, это усовершенствованный метод проб и ошибок. Вопросы задаются по заранее составленному вопроснику. Каждый вопрос является пробой (серией проб).

Метод мозгового штурма заключается в коллективном рассмотрении конкретной проблемы с целью выбора наиболее удачной из генерируемых идей. Этот метод, известный также как «мозговая атака», «конференция идей», был предложен американским ученым А. Осборном в 1955 г. Метод мозгового штурма основан на следующих принципах.

  • 1. В решении поставленной задачи участвуют две группы людей: генераторы идеи и эксперты. Генераторы идеи - это люди с творческим мышлением, фантазией и определенными знаниями в области науки, техники и экономики. Эксперты - обычно люди с большим объемом знаний и критическим складом ума, играющие роль аналитиков.
  • 2. При генерировании идей никаких ограничений нет. Высказанные идеи обычно фиксируются в протоколе, в компьютере, на магнитной ленте и т.п. Генерирование идей ведется в условиях, когда критика запрещена и даже, наоборот, поощряется любая явно нелепая идея.
  • 3. Философская основа мозгового штурма - теория 3.Фрейда.

В обычных условиях мышление и поведение человека определяются в основном сознанием, в котором властвуют контроль и порядок. Но сквозь тонкую корку сознания то и дело прорываются «темные, стихийные силы и инстинкты, бушующие в подсознании». Эти силы толкают человека на нелогичные поступки, на нарушение запретов, на иррациональные мысли.

Основное достоинство метода мозгового штурма проявляется в запрете на критику. Но запрет на критику - это одновременно и слабость мозгового штурма. Для развития идеи нужно выявить ее недостатки.

При решении проблем численность людей, как генераторов, так и экспертов, обычно не превышает шести человек, продолжительность штурма - не более 20 мин.

Метод морфологического анализа был предложен швейцарским астрономом Ф. Цвики в 1942 г. Термин морфологический (греч. morph - форма) означает внешний вид. Сущность данного метода состоит в сочетании в единой системе методов выявления, обозначения, подсчета и классификации всех намеченных вариантов какой- либо функции рассматриваемой инновации.

Морфологический анализ состоит из шести последовательных этапов:

  • 1- й этап - формулировка проблемы;
  • 2- й этап - постановка задачи;
  • 3- й этап - составление списка всех характеристик обследуемого (предполагаемого) продукта или операции;
  • 4- й этап - составление перечня возможных вариантов решения по каждой характеристике. Этот перечень сводится в многомерную таблицу, называемую «морфологическим ящиком».

В простейшем случае при осуществлении метода морфологического анализа составляют двухмерную морфологическую карту: выбирают две важнейшие характеристики продукта, генерируют по каждой из них список всевозможных форм воздействия или альтернатив, затем строят таблицу, осями которой являются эти списки. Клетки такой таблицы соответствуют вариантам решения исследуемой проблемы. Общее число вариантов в морфологическом ящике равно произведению числа элементов на осях;

  • 5- й этап - анализ сочетаний выявленных свойств;
  • 6- й этап - выбор наилучшего сочетания свойств.

Метод фокальных объектов был впервые предложен в 1926 г. и впоследствии значительно усовершенствован Ч. Вайомингом в середине 1950-х гг. Этот метод основан на пересечении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемом объекте, который лежит в фокусе переноса и называется фокальным объектом.

Последовательность применения данного метода.

  • 1. Выбор фокальных объектов (продукта или операции).
  • 2. Выбор трех и более случайных объектов наугад из словаря, каталога, книги и т.п.
  • 3. Составление списка признаков случайных объектов.
  • 4. Генерирование идеи путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов.
  • 5. Развитие случайных сочетаний путем свободных ассоциаций.
  • 6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений.

Синектика представляет собой метод поиска идеи в процессе атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов, использующих различные виды аналогий и ассоциаций. Термин «синектика» в буквальном переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов». Метод был предложен американским ученым У. Гордоном в середине 1950-х гг. и основан на принципах мозгового штурма. Однако У. Гордон сделал упор на необходимости предварительного обучения групп специалистов, использовании специальных приемов, определенной организации процесса решения.

Под решением проблемы по методу синектики понимается взгляд на нее с новой точки зрения, отключающей психологическую инерцию.

В синектике используются следующие виды аналогий: прямая, личная, символическая. Прямая аналогия означает, что рассматриваемый новый продукт или операция сравниваются с более или менее схожими продуктами или операциями. Личная аналогия предполагает, что специалист, решающий конкретную проблему, моделирует образ нового продукта или операции, пытаясь выяснить, какие личные ощущения или чувства возникают у покупателя этого нового продукта (операции). Символическая аналогия - это некий обобщенный взгляд. Наиболее простой символической аналогией можно считать обычную экономико-математическую модель.

Стратегия семикратного поиска предусматривает выбор правильной идеи путем ее поиска последовательно по семи этапам, предложенным рижским инженером Г.Я. Бушем в 1964 г.

  • 1. Анализ сформулированной проблемы.
  • 2. Анализ характеристик известных аналогов новых продуктов или операций.
  • 3. Формулировка общей идеи, а также задач, которые необходимо заложить в разработку инновации.
  • 4. Выбор основополагающих идей - генерируются возможные инновационные идеи, производится их анализ методом эвристики, выбираются оптимальные идеи. Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) представляет собой совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины.
  • 5. Контроль идей.
  • 6. Выбор одной практически применимой идеи из списка.
  • 7. Воплощение выбранной идеи в инновацию.

Метод теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) представляет собой усовершенствованный алгоритм решения изобретательских задач, впервые разработанный инженером Г.С. Альтшуллером в конце 1940-х гг. и состоит из девяти этапов (частей).

  • 1. Анализ задачи - это переход от расплывчатой изобретательской ситуации к четко построенной и предельно простой схеме (модели) задачи.
  • 2. Анализ модели задачи. На этом этапе осуществляется учет имеющихся вещественно-полевых ресурсов, которые можно использовать при решении задачи: пространства, времени, веществ и полей. Вещественно-полевые ресурсы (ВПР) - это вещества и поля, которые уже имеются или могут быть легко получены по условиям задачи. Они бывают внутрисистемные (инструменты, изделия и т.п.), внесистемные (среда, магнитные поля и т.п.), надсистемные (отходы, очень дешевые посторонние элементы, стоимостью которых можно пренебречь).
  • 3. Определение идеального конечного результата и (или) кризисного решения и физического противоречия.
  • 4. Мобилизация и применение В ПР. Если этот этап приводит к решению задачи, то можно сразу перейти к седьмому этапу.
  • 5. Применение информационного фонда - использование опыта, сконцентрированного в информационном фонде ТРИЗ, включающем стандарты, описания приемов, результаты опытов, описания разных явлений и т.п.
  • 6. Изменение и (или) замена задачи. Простые задачи решаются преодолением физического противоречия, например разделением противоречивых свойств во времени и пространстве. Сложные задачи решаются изменением смысла задачи - снятием первоначальных ограничений, обусловленных психологической инерцией и до решения кажущихся самоочевидными. Процесс решения задачи, по существу, есть процесс ее корректировки.
  • 7. Анализ способа устранения физического противоречия. На этом этапе проверяется качество полученного ответа, сравнивается фактический ход решения с теоретическим, установленным в ТРИЗ. Физическое противоречие должно быть устранено почти идеально («без ничего»).
  • 8. Применение полученного ответа; поиск универсального ключа решения ко многим другим аналогичным задачам.
  • 9. Анализ хода решения. Этот этап направлен на повышение творческого потенциала человека.
  • См.’.Друкер П.Ф. Рынок: Как выйти влидеры. Практикам принципы. - М.,1992. С. 48.
  • Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент: Учеб, пособие. - СПб.: Питер, 2000.С. 107.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Финансово-экономический институт
Кафедра менеджмента, маркетинга и логистики
Методы поиска инновационных идей и их
характеристика
Выполнила:
Студентка 3-го курса
Направления ГМУ
Группа 26ГМУ133
Егорова М.В

Инновация характеризуется, как нововведение,
в области техники, технологические процессы,
управление организацией, основанное на
достижениях науки и прогресса. Что касается
идеи, то идея - это уникальная идея, которая
имеет определенную цель и общественную
потребность. Из приведенных выше
определений следует, что большинство новых
идей содержат инновационные элементы.

Цель: изучить методы поиска инновационных
идей и их характеристики.
Для достижения поставленной цели
необходимо решить ряд задач:
рассмотреть понятие и сущность
инновационной идеи;
проанализировать источники инновационных
идей;
изучить методы поиска инновационных
идей;

Объектом исследования данной работы
являются методы поиска инновационных
идей.
Предмет – процесс совершенствования
поиска инновационных идей.
Методы исследования:
сбор информации;
синтез и анализ информации.

Инновационная идея - это концепция изменения в
любой сфере человеческой жизни, направленная
на достижение результата в общественной жизни.
Главными признаками инновационной идеи
являются, во - первых, ее соответствие
современному
модернизированному
миру,
который развивается во всех сферах общества; во
- вторых, востребованность в этих направлениях
жизни. Только в этих случаях идея становится
инновационной.

Источники инновационных идей

Методы поиска инновационных идей

С определенной степенью условности их можно
разделить на три категории:
Методы психологической активизации мышления.
Методы систематизированного поиска.
Методы направленного поиска.

Наиболее известные методы психологической активизации: Метод «мозгового штурма»

Основной особенностью данного метода является
разделение участников на "генераторов" и критиков, а
также распределение процесса генерации и критики идей
во времени.

Обратная мозговая атака

Процесс данного метода разделен на 3 этапа:
Первый этап - выявление недостатков объекта. На основании
недостатков следует формулирование задач.
Второй и третий этап обычно подразумевает метод «мозгового
штурма».

Теневая мозговая атака

Этот метод является процессом организации коллективного
генерирования новых идей, Он разработан преимущественно в
целях развития и тренинга творческих способностей.
Метод фокальных объектов
Автором данного метода считается Чарльз Вайтинг. Он
заключается в том, чтобы объединить в одном предмете
признаки разных объектов
Синектика
Этот метод был разработан американским ученым Уильямом
Гордоном. Он считал, что новые идеи обычно появляются на
основе аналогий с природными явлениями или другими
аспектами жизни.

Наиболее известными методами систематизированного поиска являются:

Функциональный анализ

Этот метод представляет собой анализ, который рассматривает
объект как комплекса выполняемых им функций, а не как
материально-вещественных структур. Функциональный анализ
дает возможность отвлечься от конкретного исполнения
объекта, и сконцентрировать внимание на его функциях. Поиск
реализации
функций
альтернативных
вариантов
осуществляется с целью уменьшения затрат и повышения
уровня выполнения функции.

Известными методами направленного поиска являются:

Метод поискового конструирования
Р. Коллера
В основе метода лежат три компонента:
анализ элементов и функций технических
систем;
классифицированный фонд физических
эффектов;
программа поиска новых физических
принципов действия объекта и их
реализация.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

В основе теории лежит инженерная теория Генриха
Альтшуллера. Он считал, что использование метода проб и
ошибок при поиске новых решений задач – неуспешно.
Альтшуллер установил 40 стандартных приемов, которые
подходят для решения большинства задач.
Чтобы применить тот или иной прием, необходимо:
1)
Определить
вид
задачи:
исследовательская
или
изобретательская.
2) Сформулировать противоречие
3) Применить принципы и приемы решения задач.

Вывод

Таким образом, методы поиска инновационных идей
имеют три категории: методы психологической активизации
мышления, методы систематизированного поиска, методы
направленного поиска. В данных категориях имеется
несколько самых распространенных и наиболее эффективных
методов поиска инновационных идей.
С помощью приведенных известных методов можно не
только изменить какую – либо инновационную идею, но и
найти наиболее новые эффективные инновационные идеи,
которые будут развивать инновацию, ориентированную на
современных потребителей.

Инновационный процесс начинается с инициализации, в которую включается поиск инновационной идеи.

Этот поиск - самый важный и наиболее трудный момент, характеризуемый использованием специально разработанных методов.

Инновационная идея содержит общее представление об использовании определенных новшеств для претворения в жизнь намеченного замысла, отражающего осознание потребности и выступающего отправной точкой творческого процесса.

В творческом процессе можно выделить три этапа: замысел (появление самой идеи), превращение идеи в план работы, реализация намеченного плана (воплощение идеи в материальную форму). Эти этапы носят условный характер, так как в реальной творческой деятельности их последовательность не является жестко регламентированной.

Причиной появления инновационной идеи является, как правило, возникшее противоречие между существующими продуктами и операциями и новыми условиями хозяйствования, новой технической, технологической и финансово-экономической ситуацией.

В познавательном процессе инновации важная роль принадлежит наблюдениям, анализу и синтезу явлений, научной абстракции, построению гипотез, прогнозированию технических и экономических показателей и явлений. При наблюдении человек ограничивается только чувственным познанием и инструментальным изучением определенного явления. Анализ и синтез представляют собой двуединый прием познания и один из элементов процесса абстрактного мышления. Анализ (греч. analysis - разложение, расчленение) есть метод научного исследования, состоящий в мысленном или реальном расчленении целого на составные части. Синтез (греч. synthesis - соединение, сочетание, составление) - это метод научного исследования какого-либо предмета или явления, состоящий в познании его как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей.

Абстракция (лат. abstraciio - отвлечение) предполагает мыс: ленное исключение ряда свойств предметов и отношений между ними из рассмотрения.

Формирование новой идеи начинается с построения гипотезы. Гипотеза (греч. hipothesis - основание, предположение) выступает как научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и технического обоснования. Критерием гипотезы является ее проверяемость.

В процессе формирования новой идеи непосредственную роль играет воображение. Воображение - это создание новых образов, протекающее в наглядном плане, а также преобразование и переработка данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление.

Воображение очень тесно связано с интуицией и инсайтом.

Интуиция (лат. intueor - пристально, внимательно смотрю) представляет собой способность непосредственно, как бы внезапно, без логического обдумывания находить правильное решение проблемы. Интуитивное решение возникает как внутреннее озарение, просветление мысли, раскрывающее суть изучаемого вопроса.

Инсайт - это осознание решения некоторой проблемы. Субъективно инсайт переживают как неожиданное озарение, постижение. В момент самого инсайта решение видится очень ясно. Однако эта ясность часто носит кратковременный характер и нуждается в сознательной фиксации решения.

По утверждению И.Т. Балабанова, для поиска инновационной идеи наибольшей эффективностью обладают следующие методы: проб и ошибок, контрольных вопросов, мозгового штурма, морфологического анализа, фокальных объектов, синектики, стратегии семикратного поиска, теории решения изобретательских задач. Существуют и другие методы поиска новых идей.

Метод проб и ошибок. Сущность его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных идей решения определенной проблемы. При этом всякий раз неудачная идея отбрасывается и взамен ее выдвигается новая, нет правил поиска верной идеи и ее оценки.

Метод контрольных вопросов - по сути, это усовершенствованный метод проб и ошибок. Вопросы задаются по заранее составленному вопроснику. Каждый вопрос является пробой (серией проб).

Метод мозгового штурма заключается в коллективном рассмотрении конкретной проблемы с целью выбора наиболее удачной из генерируемых идей. Этот метод, известный также как «мозговая атака», «конференция идей», был предложен американским ученым А. Осборном в 1955 г. Метод мозгового штурма основан на следующих принципах.

  • 1. В решении поставленной задачи участвуют две группы людей: генераторы идеи и эксперты. Генераторы идеи - это люди с творческим мышлением, с фантазией и с определенными знаниями в области науки, техники и экономики. Эксперты - обычно люди с большим объемом знаний и критическим складом ума, играющие роль аналитиков.
  • 2. При генерировании идей никаких ограничений нет. Высказанные идеи обычно фиксируются в протоколе, в компьютере, на магнитной ленте и т.п. Генерирование идей ведется в условиях, когда критика запрещена и даже, наоборот, поощряется любая явно нелепая идея.
  • 3. Философская основа мозгового штурма - теория 3. Фрейда. В обычных условиях мышление и поведение человека определяются в основном сознанием, в котором властвуют контроль и порядок. Но сквозь тонкую корку сознания то и дело прорываются «темные, стихийные силы и инстинкты, бушующие в подсознании». Эти силы толкают человека на нелогичные поступки, на нарушение запретов, на иррациональные мысли.

Основное достоинство метода мозгового штурма проявляется в запрете на критику. Но запрет на критику - это одновременно и слабость мозгового штурма. Для развития идеи нужно выявить ее недостатки.

При решении проблем численность людей, как генераторов, так и экспертов, обычно не превышает шести человек, продолжительность штурма - не более 20 минут.

Метод морфологического анализа был предложен швейцарским астрономом Ф. Цвики в 1942 г. Термин морфологический (греч. morph - форма) означает внешний вил. Сущность данного метода состоит в сочетании в единой системе методов выявления, обозначения, подсчета и классификации всех намеченных вариантов какой-либо функции рассматриваемой инновации.

Морфологический анализ состоит из шести последовательных этапов:

  • 1-й этап - формулировка проблемы:
  • 2-й этап - постановка задачи;
  • 3-й этап - составление списка всех характеристик обследуемого (предполагаемого) продукта или операции;
  • 4-й этап - составление перечня возможных вариантов решения по каждой характеристике. Этог перечень сводится в многомерную таблицу, называемую «морфологическим ящиком».

В простейшем случае при осуществлении метода морфологического анализа составляют двухмерную морфологическую карту: выбирают две важнейшие характеристики продукта, генерируют по каждой из них список всевозможных форм воздействия или альтернатив, затем строят таблицу, осями которой являются эти списки. Клетки такой таблицы соответствуют вариантам решения исследуемой проблемы. Общее число вариантов в морфологическом ящике равно произведению числа элементов на осях;

  • 5-й этап - анализ сочетаний выявленных свойств;
  • 6-й этап - выбор наилучшего сочетания свойств.

Метод фокальных объектов был впервые предложен в 1926 г. и впоследствии значительно усовершенствован Ч. Вайомингом в середине 50-х гг. XX в. Этот метод основан на пересечении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемом объекте, который лежит в фокусе переноса и называется фокальным объектом.

Последовательность применения данного метода:

  • 1. Выбор фокальных объектов (продукта или операции).
  • 2. Выбор трех и более случайных объектов наугад из словаря, каталога, книги и т. п.
  • 3. Составление списка признаков случайных объектов.
  • 4. Генерирование идеи путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов.
  • 5. Развитие случайных сочетаний путем свободных ассоциаций.
  • 6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений. Синектика представляет собой метод поиска идеи в процессе атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов, использующих различные виды аналогий и ассоциаций. Термин «синектика» в буквальном переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов». Метод был предложен американским ученым У. Гордоном в середине 50-х гг. XX в. и основан на принципах мозгового штурма. Однако У. Гордон сделал упор на необходимости предварительного обучения групп специалистов, на использовании специальных приемов, на определенной организации процесса решения.

Под решением проблемы по методу синектики понимается взгляд на нее с новой точки зрения, отключающей психологическую инерцию.

В синектике используются следующие виды аналогий: прямая, личная, символическая. Прямая аналогия означает, что рассматриваемый новый продукт или операция сравниваются с более или менее схожими продуктами или операциями. Личная аналогия предполагает, что специалист, решающий конкретную проблему, моделирует образ нового продукта или операции, пытаясь выяснить, какие личные ощущения или чувства возникают у покупателя этого нового продукта (операции). Символическая аналогия - это некий обобщенный взгляд. Наиболее простой символической аналогией можно считать обычную экономико-математическую модель.

Стратегия семикратного поиска предусматривает выбор правильной идеи путем ее поиска последовательно по семи этапам, предложенным рижским инженером Г.Я. Бушем в 1964 г.

  • 1. Анализ сформулированной проблемы.
  • 2. Анализ характеристик известных аналогов новых продуктов или операций.
  • 3. Формулировка общей идеи, а также задач, которые необходимо заложить в разработку инновации.
  • 4. Выбор основополагающих идей - генерируются возможные инновационные идеи, производится их анализ методом эвристики, выбираются оптимальные идеи. Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) представляет собой совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины.
  • 5. Контроль идей.
  • 6. Выбор одной практически применимой идеи из списка.
  • 7. Воплощение выбранной идеи в инновацию.

Метод теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) представляет собой усовершенствованный алгоритм решения изобретательских задач, впервые разработанный инженером Г.С. Альтшуллером в конце 1940-х гг.

ТРИЗ состоит из девяти этапов (частей).

  • 1. Анализ задачи - это переход от расплывчатой изобретательской ситуации к четко построенной и предельно простой схеме (модели) задачи.
  • 2. Анализ модели задачи. На этом этапе осуществляется учет имеющихся вещественно-полевых ресурсов, которые можно использовать при решении задачи: ресурсов пространства, времени, веществ и полей. Вещественно-полевые ресурсы (ВПР) - это вещества и поля, которые уже имеются или могут быть легко получены по условиям задачи. ВПР бывают внутрисистемные (инструменты, изделия и т.п.), внесистемные (среда, магнитные поля и т. п.), надсистемыые (отходы, очень дешевые посторонние элементы, стоимостью которых можно пренебречь).
  • 3. Определение идеального конечного результата и (или) кризисного решения и физического противоречия.
  • 4. Мобилизация и применение ВПР. Если этот этап приводит к решению задачи, то можно сразу перейти к седьмому этапу.
  • 5. Применение информационного фонда - использование опыта, сконцентрированного в информационном фонде ТРИЗ. включающем стандарты, описания приемов, результаты опытов, описания разных явлений и т. п.
  • 6. Изменение и (или) замена задачи. Простые задачи решаются преодолением физического противоречия, например разделением противоречивых свойств во времени и в пространстве. Сложные задачи решаются изменением смысла задачи - снятием первоначальных ограничений, обусловленных психологической инерцией и до решения кажущихся самоочевидными. Процесс решения задачи, по существу, есть процесс ее корректировки.
  • 7. Анализ способа устранения физического противоречия. На этом этапе проверяется качество полученного ответа, сравнивается фактический ход решения с теоретическим, установленным в ТРИЗ. Физическое противоречие должно быть устранено почти идеально («без ничего»).
  • 8. Применение полученного ответа: поиск универсального ключа решения ко многим другим аналогичным задачам.
  • 9. Анализ хода решения. Этот этап направлен на повышение творческого потенциала человека.

Возникновение методов поиска новых идей всегда связано с кризисом в науке.

Любая наука ставит своей целью истолкование и объяснение того, что происходит в человеческом мозгу после того, как он собрал все данные о данном явлении.

Явления в науке бывают:

  • нормальные;
  • аномальные.

Нормальные явления – это такие явления, которые происходят в соответствии с ранее принятой концепцией. Их можно объяснить, уточнить и совершенствовать путем построения моделей. Одновременно с нормальными явлениями в науке постепенно накапливаются аномальные явления, т.е. такие явления, которые никак не могут быть объяснены исходя из ранее принятых теорий и которые совершенно не укладываются в рамки действующих концепций. Когда происходит выброс аномальных явлений наружу и они сталкиваются в науке с нормальными явлениями, возникает кризис. А это означает, что возник период неразберихи (хаос и замешательство в науке), когда явно противоположные теории и модели соревнуются между собой. Для разрешения такого кризиса нужен поиск новых путей.

Идея (от греч. idea – понятие, представление) инновации означает общее понятие об использовании определенных новшеств для претворения в жизнь какого-то замысла. Замысел означает осознание потребности и является отправной точкой творческого процесса. Поэтому поиск идеи инновации есть процесс творческий.

Творчество представляет собой взаимодействие человека как субъекта данного процесса с объективной реальностью. При этом взаимодействии человек, опираясь на объективные законы, создает качественно новые ценности – как материальные, так и нематериальные.

В творческом процессе можно выделить три этапа:

  • 1) замысел, т.е. появление самой идеи;
  • 2) превращение идеи в план работы;
  • 3) реализация плана работы, т.е. воплощение идеи в определенную вещь (в материальную форму).

Эти этапы носят условный характер, так как в практической творческой деятельности человека жесткого закрепления последовательности этапов нет. Каждый этап – это целостный элемент системы, ее компонент, но в то же время он связан с другими элементами и постоянно проникает в эти другие этапы творческого процесса.

Первый этап творческого процесса связан с появлением замысла, т.е. идеи инновации. Причиной появления идеи инновации является, как правило, возникшее противоречие между существующими продуктами и операциями и новыми условиями хозяйствования, новой технической, технологической и финансово-экономической ситуацией.

Существующие продукты или явления отражают имеющиеся знания. Новые условия хозяйствования или новая ситуация отражают новые факторы, воздействующие на реализацию существующих (т.е. старых) продуктов и операций. Поэтому возникает проблема устранения несоответствия старого объекта новым факторам.

Целью второго этапа творческого процесса является необходимость решения данной проблемы, т.е. превращение появившейся идеи в план работы по устранению выявленного противоречия. На этом этапе человек как субъект творчества, опираясь на свои знания, на свой и чужой опыт, интуицию, составляет план мероприятий по изменению данного продукта или операции.

Использование чужого опыта означает, что данный этап творческого процесса опирается на купленные ноу-хау, лицензии, патенты, на анализ и переработку информации, доступной для исследователя.

Третий этап творческого процесса связан с воплощением возникшей идеи в новый продукт или операцию. На этом этапе реализуется ранее намеченный план мероприятий, анализируется его результативность и при необходимости в него вносятся соответствующие изменения и коррективы.

В познавательном процессе инновации важная роль принадлежит наблюдениям, анализу и синтезу явлений, научной абстракции, построению гипотез, прогнозированию технических и экономических показателей и явлений.

При наблюдении человек ограничивается только чувствительным познанием и инструментальным изучением определенного явления.

Анализ и синтез представляют собой двуединый прием познания и один из элементов процесса абстрактного мышления.

Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение) представляет собой метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части.

Синтез (от греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) – это метод научного исследования какого- либо предмета или явления, состоящий в познании его как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей.

Анализ, идя от конкретного к абстрактному, разлагает изучаемое явление на его составные части, каждая из которых может рассматриваться или исследоваться самостоятельно. Синтез, идя от абстрактного к конкретному, соединяет родственные между собой элементы, воссоздает из отдельных частей единое целое. Синтез показывает, что отдельные элементы изучаемого явления находятся в неразрывном единстве, обусловливают друг друга и оказывают определенное влияние на другие явления. Единство анализа и синтеза проявляется в том, что операция выступает как совокупность отдельных элементов и признаков.

Важным методом исследования технико-экономических отношений является научная абстракция.

Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) – это мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними.

Научные абстракции представляют собой выработанные людьми в своем мышлении обобщенные понятия, отвлеченные от непосредственной конкретности изучаемого явления, но отражающие его главное содержание.

Исходным пунктом для научной абстракции является объективная реальность. Сам процесс абстрагирования выступает как последовательное отвлечение от несущественного, с тем чтобы выявить в нем основу его реальности, всех его связей.

Научная абстракция применяется как на уровне качественного теоретического анализа процессов, происходящих в сфере инновации, так и на уровне количественного исследования всех процессов для выявления количественных взаимосвязей и зависимостей между отдельными показателями инновационного процесса.

Роль научной абстракции в исследовании инноваций весьма велика, так как при анализе отношений в инновационном процессе нельзя применять технические средства в отличие от естественных наук. С помощью приема научной абстракции можно полнее раскрыть сущность явлений и глубже понять их особенности.

Прием научной абстракции воспроизводит какой-либо конкретный процесс отношений в абстрактном виде.

Формирование новой идеи начинается с построения гипотезы.

Гипотеза (от греч. hipothesis – основание, предположение) означает научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее ее проверки на опыте и технического обоснования. Другими словами, гипотеза – это предположение, требующее подтверждения. Гипотеза является формой перехода от известного к неизвестному. Всякая гипотеза должна объяснить определенное явление. В случае, когда она не дает такого объяснения, данная гипотеза заменяется на другую. Критерием гипотезы является ее проверяемость.

С гипотезой тесно связано предвидение нового, т.е. его прогнозирование.

Прогноз (от греч. prognosis – предвидение, предсказание) основывается на результатах познания человеком объективных законов и носит вероятностный характер . Самой простой формой прогноза является предсказание на основе простой повторяемости событий. Существует также форма прогноза, в основе которой лежит предвидение по аналогии, т.е. установление сходства между различными явлениями, и форма прогноза, основанного на познании объективных законов.

При прогнозах большую роль играет воображение. Воображение – это способность построения субъектом наглядных образов и моделей на основе преобразования представлений о ранее не воспринимающихся предметах и явлениях.

Воображение очень тесно связано с интуицией и инсайтом.

Интуиция (от лат. intueri – пристально, внимательно смотреть) представляет собой способность непосредственно, как бы внезапно, без логического обдумывания находить правильное решение проблемы. Интуитивное решение возникает как внутреннее озарение, просветление мысли, раскрывающее суть изучаемого вопроса. Интуиция является непременным компонентом творческого процесса. Психология рассматривает интуицию во взаимодействии с чувствительным и логическим познанием и практической деятельностью как непосредственное знание в его единстве со знанием опосредованным, ранее приобретенным.

Инсайт (от англ. insight – проницательность, проникновение в суть) – это осознание решения некоторой проблемы. Субъективно инсайт переживают как неожиданное озарение, постижение. В момент самого инсайта решение осознается очень ясно. Однако эта ясность часто носит кратковременный характер и нуждается в сознательной фиксации решения.

В творческом процессе существует большое количество различных методов поиска новой идеи, а именно: метод проб и ошибок, мозговой штурм, метод контрольных вопросов, морфологический анализ, метод фокальных объектов, синектика, стратегия семикратного поиска, теория решения изобретательских задач, метод направленного мышления, метод использования библиотеки эвристических приемов, метод десятичных матриц, метод системной эвристики, метод комплексного решения проблем, метод творческого инженерного конструирования, метод ступенчатого подхода к решению задачи, метод матриц открытия, интегральный метод "Метра" и др.

Для поиска финансовой идеи наибольшей эффективностью обладают:

  • метод проб и ошибок;
  • метод контрольных вопросов;
  • мозговой штурм;
  • морфологический анализ;
  • метод фокальных объектов.

Метод проб и ошибок. Самым древним и наименее эффективным является метод проб и ошибок. Сущность его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных идей решения определенной проблемы. При этом всякий раз неудачная идея отбрасывается и взамен ее выдвигается новая. При этом нет правил поиска верной идеи и ее оценки. При этом методе применяются в основном субъективные критерии оценки правильности выбранной идеи, где существенную роль играет профессионализм и квалификация разработчика нового продукта.

Метод контрольных вопросов. Этот метод по существу представляет собой усовершенствованный метод проб и ошибок. Вопросы задаются по заранее составленному вопроснику. Каждый вопрос является пробой или серией проб.

Метод контрольных вопросов заключается в психологической активизации творческого процесса с целью нащупать решение финансовой проблемы при помощи серии наводящих вопросов. Данный метод применяется в творческом исследовании с первой четверти XX в. Сущность его состоит в том, что исследователь отвечает на вопросы, содержащиеся в предлагаемом списке, рассматривая свою задачу исследования в связи с этими вопросами. Обычно вопросы отражают наиболее существенные проблемы, хотя, конечно, нельзя исключить возможности попадания в список поверхностных, т.е. слабых, несущественных вопросов.

Метод мозгового штурма. Метод заключается в коллективной атаке возникшей проблемы с целью выбора наиболее удачной предложенной идеи. Этот метод, известный также как "мозговая атака", "конференция идей", был предложен американским ученым А. Осборном в 1955 г.

Метод мозгового штурма основан на следующих принципах:

  • в решении поставленной задачи участвуют две группы людей: генераторы идеи и эксперты. Генераторы идеи объединяют людей с творческим мышлением, с фантазией и со знаниями в области науки, техники и экономики. Эксперты – это обычно люди с большим объемом знаний и критическим складом ума. Эксперты играют роль аналитиков;
  • при генерировании никаких ограничений нет. Идеи высказываются любые, в том числе явно ошибочные, шутливые, и без всякого доказательства и технико-экономического обоснования. Высказанные идеи обычно фиксируются в протоколе, в компьютере, на магнитной ленте и т.п.

Таким образом, основа метода – это отделение процесса интегрирования идей от процесса их оценки. Генерирование идей ведется в условиях, когда критика запрещена и даже, наоборот, поощряется любая явно нелепая идея.

Философская основа мозгового штурма – теория 3. Фрейда, согласно которой сознание человека представляет собой топкое и непрочное наслоение над бездной подсознания. В обычных условиях мышление и поведение человека определяются в основном сознанием, в котором властвуют контроль и порядок: сознание "запрограммировано" привычными представлениями и запретами. Но сквозь тонкую корку сознания то и дело прорываются темные стихийные силы и инстинкты, бушующие в подсознании. Эти силы толкают человека на нелогичные поступки, нарушение запретов, всякие иррациональные (от лат. irrationalis – неразумный) мысли. Для изобретения приходится преодолевать всякую психологическую закомплексованность, всякие запреты, обусловленные привычными представлениями о возможном и невозможном. Поэтому для изобретения нужно создать условия для прорыва смутных иррациональных идей из подсознания.

Вся сила мозгового штурма проявляется в запрете на критику. Но запрет на критику – это одновременно и слабость мозгового штурма. Для развития идеи нужно выявить ее недостатки. А для этого нужна критика данной идеи.

Метод мозгового штурма может иметь различные модификации. При решении проблем численность людей, как генераторов, так и экспертов, обычно не превышает шести человек, продолжительность штурма не более 20 мин. Мозговой штурм идеи может быть осуществлен в письменной форме, а также бывает индивидуальный, парный (обсуждение одной идеи двумя экспертами), двойной (обсуждение идеи производится в два этапа), поэтапный (обсуждение идеи производится по этапам. Например, последовательно обсуждаются постановка задачи, решение проблемы, материализация идеи, внедрение идеи в практику).

Также существует и "обратный штурм". Обратный штурм означает, что участники штурма ищут недостатки какого- либо нового продукта или операции, устраняют эти недостатки и выдвигают новые задачи.

Морфологический анализ. Целью применения метода морфологического анализа является систематическое исследование возможных мыслимых вариантов решения проблемы, что дает возможность охватить исследованиями все неожиданные и необычные вопросы.

Метод морфологического анализа является одновременно методом психологической активизации творческого процесса. Его достоинство в том, что он помогает преодолеть трудности при рассмотрении значительного многообразия комбинаций возможных решений.

Метод фокальных объектов. Метод возник в 1926 г. и был значительно усовершенствован Ч. Вайомингом в середине 1950-х гг.

Метод основан на перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса. Он называется фокальным объектом.

Последовательность применения метода фокальных объектов состоит в следующем:

  • 1) выбор фокальных объектов (продукта или операции);
  • 2) выбор трех и более случайных объектов наугад из словаря, каталога, книги и т.п.;
  • 3) составление списка признаков случайных объектов;
  • 4) генерирование идеи путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов;
  • 5) развитие случайных сочетаний путем свободных ассоциаций;
  • 6) оценка полученных идей и отбор полезных решений.

Оценку целесообразно поручить эксперту или группе экспертов, а затем совместно отобрать полезные решения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Разработка инновационного проекта, формирование идеи. Определение альтернативных модификаций решения проблемы. Возникновение инновационных идей при помощи метода выявления мнений участников и творческих методов. Элементы "дерева целей" и "дерева работ".

    реферат , добавлен 18.07.2010

    Методы поиска новых идей. Метод случайных объектов. Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект. Заключительный отбор наилучшего варианта. Идеализация как метод моделирования в науке. Построение модели идеальной системы.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2015

    Принятие эффективных решений как одно из наиболее важных условий эффективного существования и развития организации, основные этапы и специфические признаки данного процесса, его значение. Методы поиска новых идей и решений, их описание и особенности.

    контрольная работа , добавлен 20.06.2011

    Понятие, виды и классификация инноваций как объектов менеджмента. Основные источники инновационных идей. Этапы и организация инновационного процесса. Способы и формы преодоления сопротивления нововведениям. Управление инновациями в организации.

    презентация , добавлен 15.11.2013

    Виды классификации и жизненные циклы инноваций. Процесс генерирования идей и его закономерности. Состояние и характеристика инновационной деятельности в отрасли. Процесс разработки новых видов продукции на основе модели Ким Кларка и Стивена Уилрайта.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2013

    Понятие инновации, формы инновационных организаций. Эффективность инновационных проектов, содержание этапов их экспертизы, методы их оценки, основанные на дисконтированных и учетных оценках. Критерии их отбора, основные экономические показатели.

    контрольная работа , добавлен 23.03.2011

    Роль малых инновационных предприятий в развитии научно-технического потенциала, их формы, стадии формирования. Типы инновационного поведения фирм. Методологическая основа классификации научных и инновационных предприятий, сущность венчурного бизнеса.

    контрольная работа , добавлен 19.08.2009

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.