Новый-старый Владивосток. Дом Соллогуба

Всегда любила спонтанные путешествия)
Еду я как-то в поезде Саранск-Москва, читаю книжку. И тут приходит смс "Завтра поедешь?". Я отвечаю - "Куда?". И в ответ "Да какая разница, в подмосковье".
Конечно я согласилась, потому что если едешь туда-не-знаю-куда, то обязательно найдешь то-не-знаю-что!)
И ведь нашли:)

Поехали мы по следам вот этого похода. Сегодня расскажу вам о селе Михайловское и пансионате Рождественское (усадьбе графа Солллогуба).

Начальной остановкой путешествия было, как ни странно, придорожное кафе. С едой все было довольно печально, поэтому из фотографий могу показать только себя в ожидании заказа:)

Итак, мы выехали по направлению к первой остановке - самой древней церкви подмосковья, которая находится в селе Михайловское.

Собственно сама церковь чудом сохранилась, ибо она полностью деревянная, а год постройки - аж 1689.
Да и как сохранилась... Мужчина, который рядом с нами загружал провизию в багажник, рассказал нам, что внутри все сгнило и стоит церковь на честном слове... Сам мужчина оказался реставратором деревянных построек, как рассказал - не раз предлагал местному батюшке восстановить церковь. Даже бесплатно, только бы были материалы. Но батюшка отказался...

Близко подойти не удалось, т.к. из-за угрозы обрушения церковь огорожена со всех сторон.

Вот такой вот купол у этой церкви, практически деревянная черепица:


Распрощавшись с реставратором и сделав фото для Инстаграмма (а то как же, прямой эфир:)), едем к следующему пункту.

По плану похода следующим пунктом должно была стать церковь Рождества Христова (1731г) в усадьбе графа Соллогуба. По описанию - нужно было попасть на территория дома отдыха "Шахтер". Но то ли этот дом отдыха был где-то в другой стороне, то ли его переименовали... В общем, после трех кругов по местности мы оказались у входа в пансионат "Рождественское".


Решили - ну раз Рождественское, значит церковь Рождества тоже рядом. Решили зайти на территорию, тем более что у входа дежурит вот такой грибочек, который стоит в заглавии поста:

Территория выглядела тихой и заброшенной, аллея так вообще - место для съемки ужасов)

Порывшись в интернете, нашла я, что ранее в усадьбе была организована благотворительная организация, со школой, библиотекой и лечебницей. К сожалению, здания усадьбы не сохранились.Во времена союза усадьба стала домом отдыха "Шахтер", куда съезжались отдыхать господа шахтеры со всей страны. Об этом факте напоминает здание одного из корпусов и трактор, как символ труда установленный рядом)))

Развязалась настоящая баталия между застройщиком и общественностью, где судьями выступали как городские, так и краевые власти. Каждый "тянул на себя одеяло", каждый обещался все уладить, все решить. Приезжали различного рода чиновники, разговаривали с застройщиком, приезжали эксперты и тоже разговаривали с застройщиком, было множество кабинетных бесед и разборов, было много пресс-конференций и т.д. И пока одни доказывали другим, что эта пристройка являлась неотъемлемой частью фасада этого здания, что эта пристройка так же являлась памятником архитектуры и истории, пока они били кулаком о грудь... Пристройку разрушили до основания. И тишина... Замолчали одни и другие, общественность так же замолчала, ибо все - бороться не за что. Все стихло, все утихло. Сейчас на месте этой пристройки красуется огромный котлован под фундамент нового здания. По проекту, который нам показывал застройщик, там будет построен одноэтажный гараж для собственных нужд, а по слухам и якобы другим проектам - будет возведен 10-ти этажный жилой дом или офисное здание. И то и другое имеет права на существование, т.к. наша власть просто не может или не хочет контролировать все те вопросы, которые хоть как-то связаны с застройкой нашего города. Отсюда и столь стремительно растущее количество новых стеклянных коробок в центре города.
Да, дом Элеоноры Прей вроде как является памятником архитектуры и истории (можете меня поправить если здесь не прав), однако наличие этого статуса не спасло его от руки злостных коммерсантов. А посмотрите на другие исторические здания?! ТЦ Центральный со своей стеклянной надстройкой, ТЦ Алеутский с такой же надстройкой, здания на Арбате... Все они подвергаются "перестройки, переделки", а это, насколько мне известно, запрещено!!! Запрещено, если здание является памятником архитектуры или истории федерального или же регионального значения. Однако на это никто не смотрит. Тот же кондиционер, торчащий как прыщ на лице подростка, является нарушением. Нельзя! Табу! Хорошо хоть с рекламой на фасадах уже что-то стало проясняться!
А вот длинная и широкая улица Светланская. По обе стороны которой стоят "причесанные" гиганты, красивые здания, лик города, лик исторического центра Владивостока. Да, за ними ухаживают, следят, стараются периодически подкрашивать, а все потому, что они на виду у всех. Иностранцы мимо них ходят, фотографируют! Не подобает власти показывать город грязным - нужно что бы красиво было, ухоженно. Однако стоит зайти за эти дома, то сразу же вашему взору предстанет их истинный вид. Грязь, граффити, мусор, и просто разваливающаяся на глазах, история города Владивостока. Возьмите тот же Почтовый переулок, или старую Миллионку, возьмите подворотни Арбата... Чего добиваются власти?! Полного разрушения дома, что бы можно было продать выгодно очередное место под строительство высотного бизнес-центра?! Не понятно. А куда смотрит департамент (не помню названия полного), который отвечает за охрану памятников архитектуры (истории) Владивостока и Приморского края?!
Этот пост будет первым, так сказать пробным. Мне в руки попал список зданий, являющихся памятниками архитектуры (истории). Да, объектов довольно таки много и за всеми нужен хороший присмотр, или же просто хорошая реставрация. Многие из этих домой доживают свои последние "деньки", некоторые хорошо отреставрированы. Я же коснусь тех зданий, которых не коснулась рука государственной охраны памятников архитектуры (истории). После каждого такого "рейда" мною будет написано письмо с просьбой провести проверку для выявления нарушений со стороны жильцов и арендаторов помещений этого дома. А нарушения могут быть различными: от изменения формы оконных пролетов, до возведения незаконных пристроек - все просто. Посмотрим, что из этого выйдет... или не выйдет...

Дом Соллогуба.


После такой большой вступительной части я все таки решил начать...

Дом Соллогуба стал первым объектом моего поля зрения. Не знаю почему я о нем вспомнил. Не помню. Как-то в начале этого года я уже фотографировал этот дом, однако фотографиями так ни с кем и не поделился. Либо где-то лежат в архивах домашних, либо просто удалил. На фотографиях тех был запечатлен момент "возведения" пристройки к этому дому. "Погодите! Какая пристройка?! Это же памятник архитектуры, вы что?!" - подумал я. Подумал и сделал несколько кадров. Потом просто забыл. Вчера вспомнил. Неплохо так вспомнил.
24 декабря этого года я снова совершил прогулку вокруг этого чудесного дома. Пристройку ту уже построили и покрасили очень красиво - будто бы там и должна стоять. Зато я обнаружил еще одну, полностью сделанную из сайдинга, причем 2-х этажную! Еще две из сайдинга нашел с другой стороны дома. Выглядит это просто ужасно.

Начну, пожалуй, с небольшой исторический справки.

Дом Соллогуба (ул.Пушкинская, 7) был построен в начале 1880-х годов. Это был один из первых каменных домов Владивостока, который, кстати, по собственным "эскизам" построил никто иной, как Николай Варламович Соллогуб, являющийся основателей и в дальнейшем первым редактором первой газеты города "Владивосток". Дом он построил для своей жены Адрущенко Сони. Сама газета увидела свет 17 апреля 1883 года.

Кстати, первый и последний капитальный ремонт дома проводился 1956-1966 годах!!! К зданию подвели воду, центральное отопление, сделали канализацию. С тех пор о доме просто позабыли. Правда в 2004 году газета "Владивосток" установила мемориальную доску в честь Николая Варламовича Соллогуба. И все... Больше ничего...

Статус памятника архитектуры дом получил в 1987 году. А в 1989 году городские власти решили создать в его стенах музей фотографии и старого быта Владивостока, но вместо вывески "Музей", висит другая - нотариус.

Особой информации по строительству и истории этого дома я так и не нашел. Думаю в следующий раз привлечь еще и городской архив к этому делу.

Во время строительство Золотого моста многие не думали что этот дом уцелеет. Властям в таких случаях просто наплевать на историю собственного города. Нужно построить мост в этом месте - все снесем, передвинем, уничтожим, но мост будет. Этому дому повезло - он выжил.

А вот справа виднеется та самая пристройка. Можете сравнить фотографии. Старую фотографию и эту, на старой ни какой пристройки нет.

Т.е. они тебе просто расширили пространство. Не знаю кто и при каких условиях дал на это разрешение, но строители постарались на славу. Похоже что и кирпич тот же, старый, использовали при укладке. Так и не скажешь, что новая.

Вот, собственно можно и посмотреть что получилось. Сделали себе небольшой коридорчик, прихожую.

Вот еще одно уродство дома - сайдинговое покрытие. Даже сказать нечего... Кондиционер - тоже нельзя, но климат в городе суровый, обогреваться надо любыми способами.

Внутренний узенький дворик дома выглядит не очень презентабельно. Из за отсутствия света на стенах образуется сырость, грибок, разрушающий кирпич.

А вот эта пристройка, что справа, очень похожа на тепловой узел, если судить по трубам которые в нее "входят".

Часть территории огорожена таким вот аккуратным, но высоким заборчиком. Безопасности ради или от посторонних любопытствующих глаз?!

Балконы остались прежними, а вот справа, там где сайдинговая пристройка, балкона уже нет. На старой фотографии его хорошо видно. Большой красивый балкон - почему бы и не сохранить или не восстановить?!

Ни лестницы, не пристройки раньше не было.

Вместо окон, что на первом этаже, было четыре больших арки. Сверху - тот самый большой балкон. Если присмотреться, то все это можно увидеть по цвету кирпича.

Два кона, расположенные по обе стороны подъездной двери, так же были изменены.

Многие окна просто заложили кирпичом.

Состояние чердака для меня остается тайной. Даже не пытался найти к нему доступ.

Парадная. Жильцы (?) выкрасили ее в красный цвет. Интересно, а какого цвета она была изначально?! Быть может тоже красной?!

Над дверью висит подкова - на удачу. Дом пережил строительства моста - это и есть удача.

Подъезд оказался очень маленьким, узким. Высокие потолки, деревянные полы, каменные степени, кованные перила - все как обычно.

А вот форма лестницы меня приятно удивила. Каждая последующая ступенька, если идти сверху вниз, она как бы выступает вперед. Выглядит это очень симпатично. Так и хочется по ней пройтись. Я прошелся. Второй этаж оказался очень маленьким, жаль что не взял с собой фишай. На свой ширик просто не удалось бы ничего там снять. На этаже так же две квартиры.

А вот пол между и на втором этажах покрыт очень красивой плиткой. Я не знаю какого она года, чьего производства, но выглядит просто обалденно!!!

На этом я закончил свой "рейд" по дому Соллогуба. Даже не вооруженным глазом видно, что он нуждается в капитальном ремонте и дальнейшей реставрации. Что делать с новыми пристройками - решать не мне. Я законов особо не знаю, но здание является памятником архитектуры - любое изменение фасада - нарушение закона. Благо хоть пристройку сделали хорошо, а вот от сайдинга я бы избавился.

P.S.:
По мере нахождения старых фотографий домов, буду прикреплять их к постам.

Улицы во владении И.И. Воронцова-Вельяминова построили небольшой дом с рустованным цокольным этажом. Путеводитель по архитектурным стилям

Теперь это центральная часть усадьбы. В 1770-е владение перешло Долгоруковым. Они расширили усадьбу до Поварской улицы, надстроили главный дом мезонином, а по боковым границам построили 2 симметричных служебных корпуса с круглыми угловыми помещениями.

В 1812 году в доме квартировали французы, и пожар обошел его стороной. При следующем владельце, бароне М.Л. Боде-Колычеве, двор усадьбы получил замкнутую композицию. По отзывам современников,она стала «музеем средневековых достопримечательностей», среди которых наибольшую ценность представляли картинная галерея и коллекция оружия.

После М.Л. Боде-Колычева здание унаследовала его дочь. Она была замужем за художником Ф.Л. Сологубом. В их руках усадьба оставалась до октябрьской революции.

Этот дом был хорошо знаком Льву Толстому. Поэтому считается, что усадьба Сологуба стала прототипом дома Ростовых в романе «Война и мир» .

В советское время на фасаде здания даже повесили мемориальную доску, а в 1956 году во дворе установили памятник Льву Толстому работы Г.Н. Новокрещенова и В.Н. Васнецова. Но исследователи установили, что у Дома Ростовых другой прототип.

После революции в усадьбе Сологуба разместилась ВЧК. Здание оказалось неудобным, и в конце марта 1918 года Комиссия переехала на Большую Лубянку.

Позже в усадьбе жил А.В. Луначарский с семьей, размещались Литкомиссия ВЦИК, Комитет по делам национальностей и другие учреждения. В годы НЭПа квартиры в доме Сологуба сдавали внаем. А в 1940 году здесь прошло прощание с писателем М.А. Булгаковым.

Говорят, что... ...Сологуб был масоном, поэтому в стенах его усадьбы есть тайные ходы и замурованная комната с сокровищами, которые стерегут призраки бывших владельцев. Жильцы уверяли, что видели две черных комнаты с белыми звездами на потолке. А поэт Рукавишников обнаружил, что снаружи у здания на 2 окна больше, чем внутри. Так нашли замурованную комнату, где Сологубы перед эмиграцией спрятали фамильные ценности.

Усадьба начала формироваться в 1756 году, когда И.И. Воронцов-Вельяминов построил небольшой дом с угловыми пилястрами по линии Большой Никитской. В 1770-х годах владение перешло к Долгоруковым, при которых усадьба была расширена до Поварской улицы. Они построили два симметричных служебных корпуса по краям главного дома с круглыми угловыми помещениями. На рубеже XVIII-XIX веков главный дом усадьбы был надстроен мезонином, украшен двумя портиками и получил строгое классическое оформление фасадов.

В 1812 году в доме квартировали французы, и огонь не тронул его. Во второй половине XIX века владение переходит в род баронов Боде-Колычевых и в их владении остается до революции 1917 года. Барон Михаил Львович Боде купил эту усадьбу примерно в 1853 году, одновременно с усадьбой Ликино в теперешнем Переделкине. Его мать Наталья Федоровна Колычева была последней в роде, поэтому в 1876 году Михаил Львович получает разрешение к своей фамилии присоединить фамилию матери и становится бароном Боде-Колычевым. Женат он был на Александре Ивановне Чертковой. При М. Л. Боде-Колычеве двор усадьбы получил современную замкнутую композицию. В 1859 году к восточному торцу главного дома была пристроена домовая церковь во имя святителя Филиппа (Колычева). В этой церкви в 1866 году венчался И. С. Аксаков с А. Ф. Тютчевой. Михаил Львович был историком и археологом и свой дом превратил в музей древностей. Тут был устроен зал, с подробным родовым древом родов Колычевых и Боде. Михаил Львович собрал родословие рода Колычевых и издал его в виде книги «Боярский род Колычевых».

В середине XIX века в этом доме останавливалась проездом в Москве, вдова А.С. Грибоедова Нина Чавчавадзе. И бароны Боде сохраняли обстановку этой комнаты мемориальной.

Михаил Львович скончался в 1888 году. Усадьба перешла к ее дочери Наталье Михайловне. Она была замужем за сыном соседей по Поварской графом Федором Львовичем Соллогубом. Его матерью была Мария Федоровна Самарина. Федор Львович прожил не долго. Он умер в 1890 году, прожив всего 42 года. Графиня Наталья Михайловна умерла в 1916 году и дом перешел к ее старшей дочери графине Елене Федоровне Соллогуб.

Дом этот был хорошо знаком Льву Толстому. Старшая сестра Натальи Михайловны Боде-Колычевой Мария Михайловна была первой женой Михаила Сергеевича Сухотина, который после ее смерти в 1897 году женился на старшей дочери Толстого Татьяне Львовне.Дочь М.С. Сухотина от перовго брака Наталья Михайловна стала второй женой князя Николая Леонидовича Оболенского, который первым браком был женат на средней дочери Л.Н. Толстого Марье Львовне. А сын М.С. Сухотина Сергей был первым мужем внучки Л.Н. Толстого графини Софьи Андреевны Толстой, той которая вторым браком была за Сергеем Есениным.

Но еще задолго до всех этих родственных связей во времена баронов Боде он бывал тут на балах и по приемным дням. Именно этот хорошо знакомый ему дом он описал как Дом Ростовых в своем романе «Война и мир».

Жила я неподалёку и поэтому часто ходила по этой улице, которая в те времена называлась улицей Воровского. Иногда бывала и на популярных в то время встречах в Доме литераторов и Доме архитекторов. Но как-то не очень задумывалась об истории аристократических особняков, расположенных на этой улице. А вот теперь пришёл черёд узнать о давно знакомых и любимых местах Москвы подробнее.
Итак, Поварская - улица аристократическая. Наверное, здесь и должна находиться настоящая княжеская усадьба с широкими воротами, большим двором, а в глубине, конечно, должен стоять дом с мезонином и колоннами. Ну, вот это как раз и есть дом №52 по Поварской.

1. В современном виде ансамбль усадьбы формировался постепенно. Сначала в 1756 году был построен небольшой дом по Большой Никитской во владении И.И. Воронцова-Вельяминова. Этот дом составлял центральную часть усадьбы. Потом дом купили князья Долгоруковы. В 1770-х годах дом был расширен до Поварской двумя симметричными служебных корпусами. Над домом был надстроен мезонин, а оба фасада, выходящие на разные улицы, обзавелись коринфскими портиками. Со стороны Большой Никитской - такой же коринфский портик, как и со стороны Поварской, но с наполовину утопленными в стену здания колоннами.


Большая Никитская, дом №55

2. В середине XIX века усадьбу купил выходец из баронского рода Боде - Михаил Боде-Колычёв. Род баронов Боде происходил из Эльзаса. Во время Французской революции их владения были конфискованы, погибли все фамильные бумаги. Они приехали в Россию при Екатерине II и присягнули на русское подданство. Михаил родился в семье барона Льва Карловича Боде и Натальи Фёдоровны Колычёвой (1790-1860), последней представительницы боярского рода Колычёвых.


Портреты Натальи Федоровны (урожденной Колычёвой) и Льва Карловича Боде

3. В 1839-1843 годах Михаил Боде обучался в Пажеском корпусе, по окончании которого служил в придворном ведомстве. В 1853-1856 годах в составе Московского ополчения участвовал в Крымской войне. По окончании войны поселился в Москве в особняке на углу Поварской и Никитской улиц, и поступил на службу в Московское дворцовое управление в чине гофмейстера. Был начальником Оружейной палаты в Кремле, в 1875-1883 годах - вице-президентом Комитета по строительству храма Христа Спасителя в Москве. В 1864-1869 годы являлся почетным членом Общества любителей духовного просвещения. Поскольку ко второй половине XIX века в роду Колычёвых не осталось представителей мужского пола, в 1875 году высочайшим соизволением М.Л. Боде было разрешено принять герб и называться бароном Боде-Колычёвым. В 1883 году получил придворный чин обер-гофмейстера. Им был написан исторический труд "Боярский род Колычёвых".
Из воспоминаний Михаила Андреевича Боратынского о жизни в Москве (Дом на Остоженке. Боратынские в Москве (1850-1860-е годы) / Московский журнал. М., 2009. № 10.):
"Сам барон Михаил Львович был удивительно красив и хорошо сложен, хотя я его помню уже пожилым человеком. Он был громадного роста, очень высоко гордо держал голову, брился по придворному, т.е. не носил ни усов, ни бороды; волосы имел белокурые, мягкие и были зачесаны назад. С нами он был очень ласков, но строг: если мы что-нибудь не так поступали, как полагалось (иногда просто от смущения), он себя так сумел поставить, что все перед ним преклонялись. У него была домашняя церковь в честь св. Филиппа, митрополита, которого считал своим предком по матери, рожденной Колычёвой. Михаил Львович любил музыку, сам имел очень приятный густой тенор, немного играл на виолончели...".


Слева - герб Боде-Колычёвых. Справа - Михаил Львович Боде-Колычев. Рисунок Т. Райта, 1843 год

4. При М.Л. Боде-Колычёве парадный двор усадьбы получил окончательную симметричную композицию. В 1859 году к восточному торцу главного дома была пристроена домовая церковь в псевдорусском стиле во имя святителя Филиппа. В этой церкви в 1866 году венчался И.С. Аксаков с А.Ф. Тютчевой. В середине 1850-х годов в доме барона жили вдова А.С. Грибоедова - Н.А. Чавчавадзе, и её сестра, правительница Мегрелии - Е.А. Чавчавадзе. За период с 1852 по 1860 год к главному дому были пристроены двухэтажный дворовый флигель, полукруглая двухэтажная галерея-переход между главным домом, церковью и новым флигелем. По отзывам современников, усадьба Боде-Колычёва представляла собой настоящий музей с картинной галереей и коллекцией оружия.


Парадные ворота усадьбы

5. На фронтоне главного здания усадьбы - герб баронского рода Боде-Колычёвых: два льва держат щит, над щитом баронская корона и три дворянских шлема. Под щитом девиз: Deus Honor ет Gloria (Бог, честь и слава).

6. Михаил Львович скончался в 1888 году. После его кончины усадьбу унаследовала его дочь Наталья Михайловна. Она была замужем за сыном соседей по Поварской - графом Федором Львовичем Соллогубом. Его матерью была Мария Федоровна Самарина. А родовые владения Самариных были слева от церкви Бориса и Глеба на Поварской, дом №38.
Граф Фёдор Львович Соллогуб (1848-1890) - русский художник, работавший в основном в театре. Выступал также как актёр и поэт-любитель, был преподавателем в Московских драматических училищах. Соллогуб писал рисунки и акварели преимущественно на исторические сюжеты, был известен как художник-иллюстратор. Владел по наследству от отца и деда коллекцией ценных картин и иконописи. Фёдор Соллогуб был хорошо знаком с Львом Толстым.


Памятник Л.Н. Толстому. Вид на западный флигель

7. Федор Соллогуб и его жена Наталья были друзьями В.С. Соловьёва. Когда супруги жили в доме Демидовых на Большом Толмачёвском, 3 (ныне Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского), Соловьёв не раз бывал у них. Из воспоминаний родственницы Соллогуба М.Ф. Мансуровой (урождённой Самариной): "Это был человек в то время лет тридцати пяти, очень одарённый, дилетант поэт и художник, с большим юмором и с большим обаянием. Он был близок к плеяде Фета, А.Толстого и Апухтина. В семейной жизни он не был счастлив и больше жил вне дома. Мать его, графиня Марья Федоровна Соллогуб (рождённая Самарина) приходилась двоюродной тетей бабушке Трубецкой, и потому Федя Соллогуб бывал у Трубецких на правах родственника и со всеми был „на ты“. Его талантливость в сочетании с талантливостью Трубецких давала блеск".

Вид на восточный флигель

8. Графиня Наталья Михайловна умерла в 1916 году, и дом перешел к ее старшей дочери графине Елене Федоровне Соллогуб. Таким образом, Соллогубы владели усадьбой до октябрьской революции. К этому времени парадный двор получил окончательную симметричную композицию, включившую в себя заново построенные декоративные стенки между главным домом и флигелями, террасу у полукруглого перехода между центральным зданием и восточным флигелем, четырёхколонный портик восточного флигеля. Главный дом с классическим шестиколонным портиком образовывал широкую крытую галерею. Портики украшали пристроенные к главному дому дворовые флигели и служебные корпуса.


Вид на центральный вход в усадьбу

9. Колонны главного портика - коринфского ордера. Их характерной особенностью является колоколообразная капитель, богато украшенная стилизованными листьями.

12. Слева и справа на главном доме - ещё два портика, подчеркивающие симметричную композицию фасада. Четыре колонны разнесены в стороны и раскрывают трехчастную композицию с арочной нишей. В XIX веке всё пространство между колоннами было сплошь застеклено и напоминало веранду или зимний сад. Появившиеся изменения, по-видимому, были связаны с пристройкой домового храма как раз с этой стороны дома.


Вид на восточный флигель, за ним находилась церковь .

14. Восточный флигель с колоннами.

16. После революции в усадьбе часто менялись хозяева, и судьба её была очень бурной. Сначала здесь разместилась ВЧК, позднее в усадьбе проживал с семьёй А. В. Луначарский, размещались Литкомиссия ВЦИК, Комитет по делам национальностей и ряд других учреждений. В 1920 году здесь открылся "Дворец искусств", в котором выступали А.А. Блок, С.А. Есенин, Б.Л. Пастернак, А.Н. Толстой, И.Г. Эренбург, М.И. Цветаева и другие литераторы. В 1922-1923 годах в строениях бывшей усадьбы Соллогубов находился Музей живописной культуры. В годы НЭПа домом владели частные лица, сдававшие квартиры жильцам внаём. В 1930 году здесь прощались с Маяковским. В 1932 году в усадьбе разместился Союз писателей СССР. В 1933 году особняк был национализирован. В 1940 году в усадьбе проходило прощание с писателем М.А. Булгаковым.

17. Теперь в этом доме располагаются различные писательские организации, а также редакция журнала "Дружба народов", да ещё ресторан.

18. Главный дом городской усадьбы Соллогубов, церковь, здание служб, ограда с воротами и территория парадного двора являются объектами культурного наследия федерального значения.

20. Бытует мнение, что усадьба послужила прототипом имения Ростовых в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". В связи с этим в советское время на фасадной стене главного дома была установлена соответствующая мемориальная доска. В настоящее время некоторыми исследователями и учёными эта литературная легенда опровергается, однако доска продолжает поддерживать легенду.
Дом этот всё-таки связан со Львом Толстым очень многими родственными связями. Старшая сестра Натальи Михайловны Боде-Колычёвой - Мария Михайловна, была первой женой Михаила Сергеевича Сухотина, который после ее смерти в 1897 году женился на старшей дочери Толстого - Татьяне Львовне. У них родилась любимая внучка Толстого - Татьяна, в замужестве Альбертини. От первой жены Боде у М.С. Сухотина было 5 детей - 4 сына и дочь. Его дочь Наталья Михайловна стала второй женой князя Николая Леонидовича Оболенского, который первым браком был женат на средней дочери Л.Н. Толстого - Марье Львовне. А вот после ее смерти он женился на падчерице сестры жены. У них было 2 сына и 2 дочки. Сын М.С. Сухотина - Сергей, был первым мужем внучки Л.Н. Толстого - графини Софьи Андреевны Толстой, той которая вторым браком была за Сергеем Есениным, т.е. его последней женой. Сразу во всём этом и не разберёшься, но понятно, что родственные связи были.

21. В 1956 году посреди парадного двора усадьбы был установлен памятник Л.Н. Толстому, выполненный скульптором Г.Н. Новокрещеновой и архитектором В.Н. Васнецовым.

22. Памятник Л. Н. Толстому был даром писателей Украины писателям России в ознаменование 300-летия воссоединения Украины с Россией.

Очень много старых фотографий усадьбы и её внутренних интерьеров в интересном рассказе

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.