Боярыня Морозова: была ли она святой или сумасшедшей. Боярыня Морозова

Боярыня Морозова Феодосия Прокопьевна (рожд. 21 (31) мая 1632 г. — смерть 2 (12) ноября 1675 г.) — верховная дворцовая боярыня. Была арестована за приверженность к «старой вере», сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и посажена в монастырскую тюрьму, где и умерла от голода.

Что известно о Феодосии Прокопьевне

Облик боярыни Морозовой в национальной памяти соединен с любимой народом картиной В.Сурикова. Еще писатель В.Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине». Современнику трудно быть беспристрастным, но мы понимаем - Гаршин как оказалось был хорошим пророком. Многие люди представляют себе боярыню Морозову суровой, пожилой женщиной, как на картине, которая фанатично взметнула руку в двоеперстии. Что ж, Суриков хорошо знал историю и в главном не пошел против правды, ну а детали вымысла были необходимы ему ради символических обобщений.


Боярыня Морозова не была старой - посмотрите на даты ее жизни. Арестовывали боярыню за 4 года до смерти, тогда ей не было и сорока, но мученицу за идею народная память могла запечатлеть только пожившей, мудрой и чуждой всякого легкомыслия.

Почему же слава боярыни Морозовой перешагнула столетия? Почему среди тысяч страдальцев за веру именно этой женщине суждено было стать символом борьбы раскольников против «никонианцев»?

На полотне художника Феодосия Прокопьевна обращается к московской толпе, к простолюдинам - к страннику с посохом, к старухе-нищенке, к юродивому, ко всем тем, кто на самом деле представлял социальный слой борцов против новых обрядов. Однако Морозова была не рядовая ослушница. Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле. Неизвестно, смотрел ли царь с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится.

Картина В. Сурикова «Боярыня Морозова»

Род Морозовых

Боярыня слишком близко стояла к престолу, слишком хорошо знала царя, а кроме этого, род Морозовых был одним из самых знатных. Такого рода высокопоставленных семей в России было меньше десяти, по крайней мере, Романовы, к которым относился Алексей Михайлович, имели не больше прав на престол, чем любой из Морозовых. Можно догадаться, до какой степени неуютно чувствовал себя царь, отдавая приказ об аресте боярыни. Однако были еще и другие обстоятельства для беспокойства.

Братья Морозовы, Борис и Глеб, приходились родственниками отцу царя Михаилу и в юные годы служили у старшего Романова спальниками, это было исключительное положение при дворе. Когда в 1645 г. 17-ти летний Алексей венчался на престол, Борис Морозов стал его ближайшим советником. Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль - был у государя «на отцово место». Через 10 дней Борис Морозов, вдовец и человек уже пожилой, женился вторым браком на царицыной сестре Анне и стал царским свояком.

Из своего исключительного положения он смог извлечь все, что можно. И если хорошим состоянием для барина той эпохи считалось владение 300 крестьянскими дворами, то у Морозова их было больше 7000. Неслыханное богатство!

Карьера Глеба Ивановича, человека весьма заурядного, полностью зависела от успехов его брата. Младший Морозов женился на неродовитой 17-ти летней красавице Феодосии Соковниной, которая очень дружна была с царицей. Борис Иванович умер не оставив наследников, и все его огромное состояние отошло к младшему брату, который также в скором времени скончался, сделав свою вдову и отрока Ивана Глебовича самыми богатыми людьми государства Российского.

1) Царь Алексей Михайлович Романов
2) Боярыня Морозова навещает протопопа Аввакума

Жизнь боярыни Морозовой

Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь. Современники вспоминали, что она выезжала в карете позолоченной, которую везли 6-12 лучших лошадей, а позади бежали человек 300 слуг. В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины. Учитывая все это - удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, - можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто абсолютно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы». Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ. В ней бушевал темперамент общественного деятеля, и она сполна смогла себя реализовать, защищая старую веру.

Дом богатой и влиятельной боярыни превратился в штаб противников нововведений, критиков внесения исправлений в церковные книги, сюда приезжал, подолгу жил, получая приют и защиту, вождь раскольников - . Целыми днями Морозова принимала странников, юродивых, священников, изгнанных из монастырей, создавая своеобразную оппозиционную партию царскому двору. Сама боярыня и ее родная сестра княгиня Евдокия Урусова были слепо преданы Аввакуму и во всем слушали пламенного проповедника.

Но было бы неправильно считать, что боярыня Морозова была фанатичкой и «синим чулком». Даже Аввакум замечал, что она отличалась веселым и приветливым характером. Когда скончался старый муж, ей было всего 30 лет. Вдова «томила» тело власяницей, но и власяница не всегда помогала усмирить плоть. Аввакум в письмах советовал своей воспитаннице выколоть глаза, чтобы избавиться от любовного соблазна.

Уличал протопоп боярыню и в скупости по отношению к их общему делу, но, скорей всего, это была не просто скупость, а рачительность хозяйки. Морозова беззаветно любила своего единственного сына Ивана и хотела передать ему все морозовские богатства в целости и сохранности. Письма боярыни опальному протопопу, помимо рассуждений о вере, наполнены чисто женскими жалобами на своих людей, рассуждениями о подходящей невесте для сына. Словом, Феодосия Прокопьевна, обладая завидной силой характера, имела вполне человеческие слабости, что, конечно, делает ее подвижничество еще более значительным.

Боярыня, будучи близкой подругой супруги государя, имела сильное на нее влияние. Мария Ильинична, конечно, не противилась мужниным реформам церкви, но душой все-же сочувствовала обрядам своих родителей и прислушивалась к нашептываниям Феодосии Прокопьевны. Алексею Михайловичу навряд ли это нравилось, но царь, любивший жену, не допускал выпадов против боярыни, хотя последняя становилась все более нетерпимой по отношению к нововведениям и открыто поддерживала царских врагов.

1669 год — царица скончалась. Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню. Как видно, сказывалась печаль по безвременно ушедшей супруге, но больше всего остерегался государь возмущений старинных боярских родов, которые могли бы усмотреть в посягательстве на Феодосию Прокопьевну прецедент расправы с высокопоставленными семьями. Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру». И когда в 1671 г. утешившийся, в конце концов, царь играл свадьбу с Натальей Кирилловной Нарышкиной, боярыня Морозова во дворец явиться не пожелала, сославшись на болезнь, что Алексей Михайлович счел за оскорбление и пренебрежение.

Пытка боярыни Морозовой — рисунок В. Перова

Арест

Вот тут-то государь и припомнил боярыне Морозовой все былые обиды; сказалось, как видно, и то, что царь, как простой смертный, недолюбливал подругу любимой супруги и, как всякий мужчина, ревновал к ней. Самодержец обрушил на непокорную боярыню всю свою деспотическую силу.

Ночью 14 ноября 1671 г. Морозову в цепях препроводили в Чудов монастырь, где ее стали уговаривать причаститься по новому обряду, но старица Феодора отвечала твердо: «Не причащуся!» После пыток они вдвоем с сестрой были отправлены подальше от Москвы в Печерский монастырь. Там содержание узниц было относительно сносным. По крайней мере боярыня могла поддерживать общение со своими друзьями. Ее могли навещать слуги, приносить еду и одежду.

Протопоп Аввакум по-прежнему передавал наставления своей духовной дочери. А ей как раз была необходима теплая, сострадательная поддержка - у боярыни умер ее единственный, горячо любимый сын. Горе увеличивалось еще и тем, что она не могла с ним проститься, да и каково ей, монахине Феодоре, было узнать, что сына причащали и похоронили по новым «нечестивым» обрядам.

Новый патриарх Питирим Новгородский, сочувствовавший сторонникам Аввакума, обратился к самодержцу с просьбой отпустить Морозову и ее сестру. Кроме соображений гуманности, в этом предложении была и доля политического умысла: заключение твердой в своей вере боярыни, ее сестры и их подруги Марии Даниловой производило сильное впечатление на русский люд, и их освобождение скорей привлекало бы к новому обряду, чем устрашение. Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен. Вновь напрашивается версия, что его жгла какая-то личная обида на Морозову, а возможно, он чувствовал себя неловко перед Феодосией Прокопьевной из-за женитьбы на молодой красавице Нарышкиной и хотел позабыть о прошлом. Впрочем, чего гадать?..

Смерть боярыни

Обдумав обстоятельства казни ненавистной боярыни, Алексей Михайлович решил, что не следует предавать узниц сожжению на костре, потому как «на миру и смерть красна», а велел заморить староверок голодом, бросив их в холодную яму Боровского монастыря. Все имущество боярыни Морозовой конфисковали, братьев ее поначалу сослали, а потом тоже казнили.

Драматизм последних дней Морозовой не поддается описанию. Бедные женщины, доведенные голодом до отчаяния, просили у тюремщиков хотя бы кусочек хлеба, но получали отказ. Первой 11 сентября умерла княгиня Урусова, за ней 1 ноября скончалась от истощения Феодосия Прокопьевна. Перед смертью она нашла в себе силы попросить тюремщика вымыть в реке ее рубаху, чтобы по русскому обычаю умереть в чистой сорочке. Дольше всех, еще целый месяц, мучилась Мария Данилова.

Великий некогда род Морозовых перестал существовать.

Боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова родилась 21 мая 1632 в Москве, в семье окольничего П.В. Соковнина, родственника первой жены царя Алексея Михайловича. В 1649 г. выдана замуж за боярина Глеба Ивановича Морозова, брата царского воспитателя Бориса Ивановича Морозова.

Морозовы в XV-XVI веках имели исключительно высокое положение при русском царском дворе. В полуторастолетний промежуток от Ивана III до Смуты из этой фамилии вышло до тридцати думцев, бояр и окольничих. Опалы и казни Ивана IV (Грозного) не обошли и Морозовых. К моменту воцарения Романовых остались считанные представители этого рода, но именно время правления двух первых Романовых было для Морозовых временем наибольших успехов.


Двое из них, братья Борис и Глеб Ивановичи, в юности были спальниками своего сверстника Михаила Федоровича – первого царя из династии Романовых, т. е. самыми приближенными людьми. Это назначение, по-видимому, они получили по родству и свойству с Романовыми. Один из их родичей был прадедом матери царя Михаила, а два других родича, Салтыковы, его двоюродными братьями.


Быт женской половины боярского терема.

Борис Романов был одним из самых богатых бояр своего времени. К 1653 году он владел 7254 дворами. Это – неслыханное по тем временам богатство. Столько же дворов было лишь у дяди царя Никиты Ивановича Романова, да у одного из князей Черкасских. Да и Глеб Морозов владел к 1653 году немалым состоянием – 2110 дворами. После почти одновременной смерти бездетного Бориса Морозова и мужа в 1662 г., Ивану - малолетнему сыну Феодосии Морозовой, а фактически ей осталось одно из самых крупных состояний того времени. Сама Феодосия Морозова занимала высокое положение при дворе – по замужеству она стала "приезжей боярыней" царицы – первой жены царя Алексея Михайловича.

Царица Мария Ильинична- первая жена Алексея Михайловича.

Это была большая честь. Царица всегда обходилась с ней по-родственному и, пока была жива, всегда заступалась за нее перед царем.

Аввакум. Худ. Александр Ковалёв серия "Житие протопопа Аввакума" Никон. Худ. Александр Ковалёв серия "Житие протопопа Аввакума"

Духовная дочь знаменитого протопопа Аввакума, она предоставила ему кров, когда он вернулся из ссылки, после переписывалась с ним. Не приняла Никоновских нововведений и тайно молилась по-старому. После ссылки протопопа Аввакума открыто выступила на защиту старой веры против царя и Патриарха Никона. По поручению царя боярыню тщетно уговаривали, а затем в 1665 г. у нее отобрали половину ее вотчин, но физически расправиться с такой близкой к царской семье, родовитой боярыней пока опасались.


Боярыня Морозова. Худ. Литовченко Александр Дмитриевич

Царь Алексей Михайлович и после разрыва с Никоном остался верен церковной реформе, так как она позволяла ему держать Церковь под контролем. Царя очень беспокоило сопротивление старообрядцев, и поэтому он давно был недоволен Морозовой. Он, конечно, знал, что дома она молится по-старому; видимо, знал, что боярыня носит власяницу, знал и о переписке ее с заточенным в Пустозерске протопопом Аввакумом и о том, что московские ее палаты - пристанище и оплот старообрядцев.


Аввакума в заточении стремились склонить к новым порядкам в православии. Худ. Александр Ковалёв серия "Житие протопопа Аввакума"

Однако решительных шагов царь долго не предпринимал и ограничивался полумерами: отбирал у Морозовой часть вотчин, а потом возвращал их, пытался воздействовать на нее через родственников и т. п. В этих колебаниях велика роль печалований царицы Марии Ильиничны, но не стоит сводить дело лишь к ее заступничеству. Ведь после ее кончины (1669 г.) царь еще два с половиной года щадил Морозову. Судя по всему, он довольствовался "малым лицемерием" Морозовой, которая "приличия ради... ходила к храму", т. е. посещала никонианское богослужение.

Гравюра 18 века. свадьба Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной

Все круто переменилось после ее тайного пострига – около 1670 г. Феодосия Морозова приняла иночество (тайное пострижение совершил игумен Досифей) с именем Феодора и уже не могла участвовать в придворных церемониях. Если боярыня Федосия "приличия ради" могла кривить душой, то инокине Феодоре, давшей монашеские обеты, не пристало и "малое лицемерие". 22 января 1671 г. тайная инокиня Феодора (боярыня Морозова) демонстративно отказалась присутствовать на свадьбе царя с Натальей Нарышкиной, сказавшись больной. Царь не поверил отговорке и воспринял этот отказ как глубокое оскорбление царской фамилии. С этого момента Морозова стала для него личным врагом. Новообрядные архиереи ловко играли на этом...

В ночь на 16 ноября 1671 г. инокиню Феодору и ее сестру – княгиню Евдокию Урусову взяли под стражу. 18 ноября сестер допрашивали в Чудовом монастыре "духовные власти". Обе сестры отказались причаститься даров, освященных иерархами господствующей Церкви, назвав властей предержащих еретиками, после чего сестер отправили в заточение. В преследованиях и допросах особенно усердствовали архиереи – невежественный Иоаким, тогда чудовский архимандрит, и митрополит Сарский и Подонский Павел – оба люди крайне жестокие.


В.И.Суриков изобразил боярыню Морозову в момент. когда её подвергли опале и выслали из Москвы.

Но даже мягкий Патриарх Питирим, сменивший опального Никона, изменил своему нраву, когда понял, как ненавидит Морозова его "никониянскую веру".

Куклы Ольги Извольской. Боярыня Морозова

Вскоре умер сын инокини Феодоры – Иван (есть версия, что он был отравлен по приказу Алексея Михайловича, но я (Б.Д.) не очень в это верю, поскольку травить людей было не в привычке у этого царя), и все ее имущество было распродано, вотчины розданы другим боярам, а братья боярыни высланы из Москвы.


Боровский Рождества Богородицы Пафнутьев монастырь, г. Боровск (Калужская обл.).

Зимой 1673 г. инокиню Феодору, Евдокию Урусову и их соузницу инокиню Марью (Данилову) подвергли жестоким пыткам. Несмотря на заступничество сестры царя царевны Ирины Михайловны, царь приказал отправить трех узниц в Боровск (Калужская область) в Рождества Богородицы Пафнутьев монастырь в заточение. В январе 1675 г. заключенных тайно навестили близкие люди, среди которых находился и автор ее жизнеописания. Это посещение стало известным и вызвало расследование, в результате которого у узниц отобрали книги, иконы, одежду и пищу.


Неизвестный художник 19 века. Пытошный допрос боярыни Морозовой.

В конце июня 1675 г. были сожжены 14 боровских узников, в т. ч. бывший слуга Феодоры Иван и ее соузница инокиня Иустина. Феодору и Евдокию перевели в новоустроенную глубокую земляную тюрьму, а охране под страхом смерти запретили давать им пищу и питье.


Журнал "Нива", худ В. Перов "Пытка боярыни Морозовой"

Святая Феодора умерла от голода в ночь с 1 на 2 ноября в возрасте 43 лет. Умирала она не как житийная героиня, а как человек. "Раб Христов! - взывала замученная голодом боярыня к сторожившему ее стрельцу. - Есть ли у тебе отец и мати в живых или преставилися? И убо аще живы, помолимся о них и о тебе; аще ж умроша - помянем их. Умилосердися, раб Христов! Зело изнемогох от глада и алчу ясти, помилуй мя, даждь ми колачика". И когда тот отказал ("Ни, госпоже, боюся"), она из ямы просила у него хотя бы хлебца, хотя бы "мало сухариков", хотя бы яблоко или огурчик - и все напрасно.

Исследователь академик А.М. Панченко написал о Феодоре (Морозовой): "Человеческая немощь не умаляет подвига. Напротив, она подчеркивает его величие: чтобы совершить подвиг, нужно быть прежде всего человеком".


Петр Оссовский/ Фрагмент триптиха Протопоп Аввакум – Боярыня Морозова

Священномученик протопоп Аввакум, которому и самому скоро предстояло принять огненную смерть, написал об инокине Феодоре и княгине Евдокии: "Увы, увы, чада мои прелюбезные! Увы, други мои сердечные! Кто подобен вам на сем свете, разве в будущем святии ангели! Увы, светы мои, кому уподоблю вас? Подобни есте магниту каменю, влекущу к естеству своему всяко железное. Тако же и вы своим страданием влекуще всяку душу железную в древнее православие. Исше трава, и цвет ея отпаде, глагол же Господень пребывает вовеки. Увы мне, увы мне, печаль и радость моя, всажденная три каменя в небо церковное и на поднебесной блещащеся! Аще телеса ваша и обесчещена, но душа ваша в лоне Авраама, и Исаака, и Иякова!"

Остались верны инокине Феодоре ее братья – Федор и Алексей Соковнины. Посему царь Алексей поспешил удалить обоих братьев из Москвы, назначив их воеводами в маленькие города. Это была ссылка. Вероятно, царь знал или подозревал, что с сестрами у Соковниных не только кровная, но и духовная связь, что все они стоят за "древлее благочестие". Видимо, царь их опасался - и не без оснований, как показали позднейшие события. 4 марта 1697 г. окольничий Алексей Прокопьевич Соковнин, "потаенный раскольник", был обезглавлен на Красной площади – за то, что вместе со стрелецким полковником Иваном Цыклером стоял во главе заговора на жизнь Петра I.


Рогожская Палестина - центр русского старообрядчества

11 сентября Древлеправославная Церковь совершает память святых мучениц и исповедниц: боярыни Феодосии, в иночестве Феодоры, и сестры её княгини Евдокии - Иустины, во граде Боровске пострадавших за правоверие.

Со времени канонизации инокини Феодоры (боярыни Морозовой) и ее соузниц, появились иконы с их ликами. Они находятся почти во всех старообрядческих храмах, в том числе в Покровском соборе в Рогожской слободе и в храме Николая Чудотворца на Бутырском валу (у Тверской заставы).

На фото: картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова».

Глеб Иванович Морозов, знатный боярин, приближенный ко двору Михаила Федоровича, а затем и Алексея Михайловича. Известен он, однако, не своей придворной карьерой и не тем, что слыл одним из богатейших людей в Русском царстве, а тем, что после смерти первой супруги женился на 17-летней красавице Феодосии Соковниной, которая вошла в русскую историю под именем боярыни Морозовой .

Женщин, носивших фамилию Морозовых в многовековой истории рода было немало. Но исторически она закрепилась за Феодосией Прокофьевной, знаменитой раскольницей, духовной дочерью протопопа Аввакума, боярыней Морозовой , ставшей героиней известного полотна художника Василия Сурикова.

Боярыня Морозова в семейной жизни

Семейную жизнь Глеба Ивановича Морозова с первой женой Авдотьей Алексеевной можно было бы назвать счастливой - они прожили душа в душу тридцать лет, - если бы не одно печальное обстоятельство: у них не было детей. Вот почему, когда юная боярыня Морозова родила сына, Глеб Иванович был несказанно рад. У любимого брата Бориса, скопившего немалое состояние, тоже не было детей, сам Глеб Иванович был отнюдь не бедным человеком, поэтому новорожденный Иван Морозов с младенчества сделался богатейшим наследником.

В семье Морозовых царила настоящая роскошь. Причем не только в их московском доме, но и в подмосковных имениях, что воспринималось современниками с удивлением и недоверием. В те времена боярские вотчины имели лишь хозяйственное назначение, украшать и благоустраивать их не было принято.

Впервые старинную традицию нарушил : побывав в Европе и повидав роскошные загородные усадьбы, прежде всего польские, он устроил под Москвой свои имения Измайлово и , последнее зарубежные гости называли восьмым чудом света.

Советник Алексея Михайловича, бывший в детстве его «дядькой» и наставником, тоже с пышностью обустроил свое , куда приглашал самого царя. Примеру брата последовал и Глеб Морозов, тоже участвовавший в заграничных походах в числе царской свиты и насмотревшийся на имения польских магнатов. В селе Зюзино, по сохранившимся свидетельствам, по барскому двору разгуливали павлины и павы, а боярыня Морозова выезжала в серебряной карете, запряженной шестеркой породистых лошадей, в сопровождении сотни слуг.

Вдова

После смерти мужа и его брата боярыня Морозова осталась владелицей огромного имения, но не простой вдовой, а «матерой», как тогда говорили, - то есть вдовой-матерью, управляющей поместьями до совершеннолетия сына и сохраняющей для него наследство. Ей самой не нужны были несметные богатства - предчувствуя царскую опалу, она заботилась лишь о счастье сына и стремилась поскорее женить его. Но выбрать подходящую невесту богатому наследнику уже в те времена было трудно: «Которые породою получше девицы - те похуже, а те девицы лучше, которые породою похуже» , - переживает любящая мать.

Боярыня Морозова и протопоп Аввакум

Заботами и печалями боярыня Морозова делилась со своим давним другом, наставником и духовным отцом - протопопом Аввакумом, известным представителем старообрядчества, который не принял церковную реформу , за что впоследствии был сослан и казнен. Боярыня Морозова полностью разделяла его взгляды и тоже пострадала и приняла мученическую смерть за свою веру.

Был нарочито строг со своей духовной дочерью, хотя в глубине души любил ее, с удовольствием останавливался в ее большом гостеприимном доме в и называл «женой веселообразной и любезной». Феодосия Прокопьевна осталась молодой вдовой - ей было всего тридцать лет, и ничто человеческое было ей не чуждо. Она носила власяницу, чтобы избавиться от соблазнов, но и это не всегда помогало, и протопоп писал ей в ответ на жалобы: «Глупая, безумная, безобразная, выколи глазища те свои челноком!» Упрекал он духовную дочь и в скупости, узнав, что она пожертвовала церкви восемь рублей — сумма немалая по тем временам, когда все исчислялось на копейки и полушки, но Аввакум знал о золоте и драгоценностях, спрятанных боярыней от властей: «Милостыня от тебя истекает как от пучины морской малая капля, и то с оговором» , - сердито пишет он.

Благодаря сохранившейся в древних литературных памятниках переписке мы яснее можем представить себе характер боярыни Морозовой - она была вовсе не религиозной фанатичкой, какой ее часто рисует предание, а обычной женщиной и матерью, заботящейся о сыне и о хозяйстве, со своими слабостями, достоинствами и недостатками.

Опала

К достоинствам Феодосии Прокопьевны стоит отнести в первую очередь силу духа - несмотря на привычку жить в роскоши, она добровольно отреклась от всех земных благ, «отрясла прах» богатства и сравнялась с простыми людьми, тайно постригшись в монахини под именем Феодоры.

Меньше чем через год после принятия пострига в дом Морозовой по приказу царя явился архимандрит Чудова монастыря, а впоследствии Патриарх Московский Иоаким. Он допросил Феодосию и ее сестру Евдокию Урусову и вначале оставил их под домашним арестом, но через два дня боярыню Морозову перевезли под стражей в . Именно этот момент запечатлен на бессмертной картине Сурикова - но художник изобразил свою героиню гордой, суровой и непримиримой, а ведь ей были свойственны и страдания, и сомнения.

Уже в тюрьме Морозова узнала о смерти любимого сына и убивалась по нему так, что протопоп Аввакум в письме опять сделал ей внушение: «Не кручинься о Иване, так и бранить не стану» . Из страдалицы за веру старались сделать святую, и летописец, в угоду житийному канону, говорит, что с дыбы опальная боярыня «победоносно обличала» своих мучителей. Однако гораздо более правдоподобным выглядит тот момент, когда боярыня заплакала и сказала одному из палачей: «Сие ли христианство, ежели человека мучить?»

Мучиническая смерть боярыни Морозовой

После пыток на дыбе несчастную боярыню мучили голодом, и она взывала к своему стражнику: «Умилосердися, раб Христов! Помилуй мя, даждь ми калачика!» Потом она просила хотя бы «мало сухариков», хотя бы яблоко или огурчик - но все напрасно.

Царь не хотел устраивать публичную казнь боярыни Морозовой и Евдокии Урусовой, поскольку боялся, что народ будет на их стороне, и обрек женщин на медленную, мучительную смерть от голода. Даже после смерти они находились под стражей - из опасения, что старообрядцы выкопают их тела «с великою честию, яко святых мучениц мощи» .

Сестер похоронили тайком, без отпевания, завернутыми в рогожу, внутри Боровского острога. Скончалась боярыня Морозова в ночь с 1 на 2 ноября 1675 года. После ее смерти все несметные богатства и поместья Морозовых отошли государству.


Саша Митрахович 14.11.2018 20:37


На фото: Картина Василия Перова «Пытка боярыни Морозовой».

Судьба Феодосии Прокофьевны Соковниной делает крутой поворот в первый раз в 1649 году, когда она, 17-летняя девушка, становится женой царского спальника Глеба Ивановича Морозова.

В 1653 году начались реформы Патриарха Никона. Суть их (кроме изменений в церковных книгах и порядке богослужения) сводилась к следующим нововведениям: крестное знамение предписывалось творить тремя пальцами, а не двумя, крестный ход вокруг церкви совершать не по солнцу, а против солнца, в некоторых случаях земные поклоны заменялись поясными, крест почитался не только восьми - и шестиконечный, но и четырехконечный, а возглас «Аллилуйя» вменялось петь три раза, а не два.

Нововведения раскололи русское общество того времени - от знати до горожан и крестьян - на два лагеря. Правительство Алексея Михайловича последовательно поддерживало церковные реформы, и на первых порах репрессии были направлены только против вождей раскола. Десятилетием позже, когда Патриарха Никона после конфликта с царем лишили кафедры и удалили от дел, протопопа Аввакума, одного из лидеров раскольников, вернули на некоторое время в Москву и попытались привлечь на сторону официальной церкви. Принять реформы Аввакум отказался, но за это время в ряды старообрядцев влилось немало новых именитых сторонников.

Самыми известными духовными дочерьми протопопа стали сестры - Феодосия Морозова и Евдокия Урусова. И в этот момент судьба боярыни делает крутой поворот во второй раз. Дом Морозовой становится центром старообрядчества: сюда приходят и тайно живут гонимые царем раскольники, отсюда рассылается огромное количество писем в поддержку «веры отцов», часть из которых пишет сама боярыня.

Роль Морозовой как одного из лидеров раскольничества и упорное нежелание подчиниться проводимым царем реформам делают ее положение шатким. В 1665 году царь предпринял попытку, не прибегая к крайним мерам, устрашить боярыню Феодосию, и у нее конфискуют значительные земельные владения, оставшиеся после смерти мужа. Но после заступничества царицы большую часть вотчин Морозовой возвратили.

В январе 1671 года царь Алексей Михайлович женился второй раз - на молодой Наталье Кирилловне Нарышкиной. Феодосия Морозова по своему положению одной из знатнейших женщин при дворе обязана была присутствовать на бракосочетании. Однако она намеренно уклонилась от участия в свадьбе, что стало последней каплей для царя.

В ноябре 1671 года боярыню Морозову и ее сестру княгиню Урусову арестовали. Все попытки заставить сестер принять церковные реформы Патриарха Никона и перекреститься по новым правилам тремя перстами они отвергли. В заточении Морозова узнала о смерти своего единственного сына.

Царские подручные предложили сжечь раскольниц, но бояре не дали согласия на казнь знатных узниц. Тогда их начали истязать. Женщин поднимали на дыбу, а затем бросали обнаженными спинами на лед. Измученная пытками женщина укоряла со слезами на глазах палачей: «Се ли християнство, еже сице человека умучити?»

Не сломив приверженность старой вере, подручные царя заключили Морозову в Новодевичий монастырь. Вся знать Москвы потянулась туда, чтобы своими глазами увидеть «крепкое терпение» боярыни. Царь решает убрать сестер Соковниных подальше от столицы, сослав их в Боровск.

Но и там они не смирились: продолжали переписываться с единомышленниками, их часто навещали известные старообрядцы. В конце концов царь Алексей Михайлович решил поставить точку в этом затянувшемся противостоянии. Морозову с сестрой бросили в яму и стали морить голодом.

Княгиня Урусова продержалась в этих невыносимых условиях два с половиной месяца. Умирая, она попросила сестру прочитать отходную, и сама служила вместе с ней. «И тако обе служили, и мученица над мученицею в темной темнице отпевала канон, и узница над узницею изроняла слезы» .

Урусова скончалась первой. Боярыня Морозова умерла после нее второго ноября 1675 года. И была тайно, без отпевания, похоронена рядом с сестрой. Царь Алексей Михайлович, опасаясь возмущения старообрядцев, три недели не разрешал объявлять о смерти непокорной боярыни. Местонахождение могил мучениц засекретили.


Саша Митрахович 16.02.2019 13:32

Как-то в очередной раз, зайдя в Третьяковскую галерею, остановился около знаменитого полотна Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова».Рядом оказалась сотрудница музея, от которой я впервые с удивлением узнал, что впечатлением, толкнувшим автора картины «Боярыня Морозова» на её создание,было чёрное пятно вороны с оттопыренным крылом на белом снегу.

Это посещение пробудило во мне интерес к истории картины «Боярыня Морозова».

Описание картины

Как и другие произведения Василия Сурикова, жанр картины «Боярыня Морозова» представляет историческую живопись. В кратком описании картины Сурикова «Боярыня Морозова» можно почерпнуть такие сведения: на внушительном, 304 на 586 см, полотне изображена историческая сцена раскола церковного учения в XVII веке. Оценки современников разделились от признания Василия Ивановича гением, до полного неприятия.

Быстрое движение саней акцентирует бегущий рядом мальчик и большое снежное пространство дороги внизу полотна.

Год написания картины «Боярыня Морозова» совпал с 15 передвижной выставкой 1887 года. В центре картины зритель видит розвальни, рассекающие толпу на приверженцев и противников нового учения с главной героиней, поднявшей руку в жесте двоеперстия.

Фанатичное, бескровное лицо, или как писал единомышленник боярыни протопоп Аввакум: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны, и кидаешься ты на врагов аки лев».

Тончайшие переливы оттенков создают импрессионистическую симфонию цвета.

Ведь, набрасывая эскизы, художник выводил своих моделей на московские заснеженные улицы, чтобы уловить на их лицах и одежде тончайшие нюансы игры света, отражённой снегом.

Несмотря на неоднозначные оценки современников, шедевр был приобретён для галереи Третьякова, где и находится картина «Боярыня Морозова» до сегодняшнего дня.

Сюжет картины

Краткий эпизод, отражённый в картине, приоткрывает перед неравнодушным зрителем десятилетия борьбы, лишений и великих страстей, кипевших в те времена среди русского народа. Не остались в стороне и правящий класс с церковной элитой. Боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова и её сестра, княгиня Евдокия Прокопьевна Урусова, принадлежали к высшей знати того времени. Отец их служил окольничим, а муж Феодосии был из знаменитого рода Морозовых, состоявших в родстве с Романовыми.

После смерти мужа, унаследовав немалое состояние, боярыня постриглась в монахини и отказалась принять новое церковное учение. Сёстры были подвергнуты пыткам и умерли мученической голодной смертью в земляной тюрьме Боровска, а 14 их слуг тогда же сожгли заживо. Позднее на месте предполагаемого захоронения Морозовой, Урусовой и других последовательниц старой веры, погибших в монастыре, была возведена часовня.

Созерцая картину, невольно задумываешься о несгибаемом духе и силе убеждений Феодосии Прокопьевны. Казалось бы, ещё не старая, баснословно богатая женщина - живи в своё удовольствие, катайся в роскоши. Но нет! Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного.

Поэтому гениальный художник написал гениальную картину именно об этой гениальной россиянке, а не о прочих её современницах, растративших жизнь на плюшки и побрякушки.

Конечно, для того чтобы сделать полный развёрнутый анализ картины «Боярыня Морозова», надо провести не один час в библиотеке, перевернуть горы специальной литературы. Но не спешите под сумрачные своды книгохранилищ, лучше зайдите в Третьяковку или найдите хорошую репродукцию картины, и вам откроется вся мощь этого произведения.

Постарайтесь абстрагироваться от того, кто написал картину «Боярыня Морозова», что на ней изображено с исторической точки зрения, а просто отдайтесь впечатлению, и вы навсегда останетесь верным адептом великого русского художника, Василия Ивановича Сурикова и его гениальной картины «Боярыня Морозова».

Категория

Услышал еще в юности от своей крестной Ольги Матвеевны Дурандиной. Четкий замысел сформировался лет через десять. «…Раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила. Черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом «Боярыню Морозову» написал», — вспоминал живописец.

Перед началом работы Суриков изучил исторические источники, в частности, житие боярыни. Для полотна он выбрал эпизод, когда староверку везли на допрос. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырем, она, полагая, что царь видит ее в этот момент, часто крестилась двухперстным знамением. Тем самым она демонстрировала приверженность вере и бесстрашие.

Этюд к картине

В одной телеге с Морозовой ехала ее сестра Евдокия, также арестованная и в дальнейшем разделившая судьбу Феодосии. Суриков же изобразил ее идущей рядом — это молодая женщина в красной шубе справа от саней.

Морозова изображена чуть ли не старухой, хотя на момент описываемых событий ей около 40 лет. Натурщицу для боярыни Суриков искал очень долго. Уже и толпа была написана, а подходящего лица для центрального персонажа все не встречалось. Решение было найдено в среде старообрядцев: к ним с Урала приехала некая Анастасия Михайловна, ее-то Суриков и написал: «И как вставил ее в картину — она всех победила».

Сани с боярыней «раскалывают» толпу на сторонников и противников церковной реформы. Морозова изображена как аллегория противостояния. У боярыни на руке и у странника справа — лестовки, кожаные старообрядческие четки в виде ступеней лестницы (символа духовного восхождения).


Этюд к картине

Чтобы передать многочисленные цветовые рефлексы и игру света, художник ставил моделей на снег, наблюдая, как холодный воздух меняет цвет кожи. Даже юродивый в отрепьях писался с человека, сидящего практически голышом на морозе. Суриков нашел натурщика на рынке. Мужичок согласился позировать, и живописец растирал его озябшие ноги водкой. «Я ему три рубля дал, — вспоминал художник. — Это для него большие деньги были. А он первым долгом лихача за рубль семьдесят пять копеек нанял. Вот какой человек был».

Контекст

Раскол русской церкви был вызван реформой, инициированной патриархом Никоном. Были изменены русские тексты Священного Писания и богослужебные книги; двуперстное крестное знамение заменено на трехперстное; крестные ходы стали проводить в обратном направлении — против солнца; «аллилуйя» произносить не дважды, а трижды. Старообрядцы называли это ересью, приверженцы же новой веры, в том числе и царь Алексей Михайлович, предали их за это анафеме.

Боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова была из высшей аристократии того времени. Ее отец был окольничим, а муж — представителем рода Морозовых, родственников Романовых. По всей видимости, боярыня входила в число придворных, сопровождающих царицу. После смерти мужа и отца она стала распоряжаться огромным состоянием, одним из крупнейших в то время в стране.


Узнав о ее поддержке старообрядцев и помощи сторонникам протопопа Аввакума, Алексей Михайлович поначалу пытался через родственников вразумить строптивую боярыню. Однако безуспешно.

До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Не добившись отказа от приверженности старым обрядам, ее заточили на подворье Псково-Печерского монастыря. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы.

Через три года боярыню вновь пытали и вновь безрезультатно. Тогда Алексей Михайлович выслал Морозову с сестрой в Боровск, где их заточили в земляную тюрьму. Там они скончались от голода, после чего 14 их слуг были сожжены заживо. Примерно через 6 лет та же судьба — сожжение — ждала и протопопа Аввакума.

Судьба художника

Потомок казаков, еще с Ермаком покорявших Сибирь, родился в Красноярске. Мать привила ему чувство прекрасного и любовь к старине. Мальчик рано начал рисовать и был крайне увлечен этим занятием. К моменту, когда пора было думать о продолжении обучения после уездного училища, у Сурикова уже скончался отец, денег у семьи не было. Тогда енисейский губернатор Павел Замятин рассказал о талантливом юноше золотопромышленнику Петру Кузнецову. Тот оплатил обучение Сурикова в Академии художеств.


Автопортрет

В столицу молодой человек ехал на рыбном обозе два месяца. По пути он заглянул в Москву, которая навсегда покорила его: «Приехавши в Москву, попал в центр русской народной жизни, сразу стал на свой путь». Именно в этом городе он впоследствии будет жить и напишет свои главные полотна: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». После них о Сурикове заговорили как о живописце-историке.

У василия Ивановича никогда не было настоящей мастерской. Он писал то дома, то на пленэре, то в залах Исторического музея. В обществе при этом он слыл за нелюдимого человека. Тепло и живое участие видели только его близкие.


Переломным стал для живописца 1888 год, когда умерла его жена. Вместе с ней, словно, и в душе самого Сурикова что-то умерло. Последующие полотна уже не вызывали стольких восторгов, как те, что были созданы при живой супруге. Суриков вновь и вновь брался за исторические сюжеты — переход Суворова через Альпы, покорение Ермаком Сибири, жизнь Стеньки Разина и т. п. , — но каждый раз был не совсем доволен результатом.

Скончался он в Москве в 1916 году от хронической ишемической болезни сердца. Последними его словами было: «Я исчезаю».

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.