Иисус христос лечит людей икона. Иконы иисуса христа

До VIII века велись споры о том, можно ли писать Спасителя, ведь Ветхий Завет строго запрещает изображать Бога. Однако в 787 году, на Седьмом Вселенском Соборе, иконопочитание было причислено к догматам христианской церкви. Трактовка запрета стала такой – не разрешается придумывать образы, тем самым создавая идолов. А поскольку Иисус воплотился в человеческом теле, первое его изображение было нерукотворным, такие иконы получили право на существование. А образ Иисуса Христа стал одним из главных для христианской иконографии.

Общие правила изображения Спасителя

Существует несколько вариантов канонического изображения Иисуса Христа. При этом узнать его на иконах не составляет труда, ведь иконописцы используют характерные отличительные черты:

  • Нимб Спасителя отличается от других вписанным в него крестом – символом воплощения Бога Отца в Божьем Сыне. В иконографическом образе «Иисус Халки» нимб отсутствует вообще, а за ликом изображается только крест.
  • Возле лика или на нимбе часто присутствуют греческие буквы (сокращение одного из имен Бога) или «IC ХС», что означат Иисус Христос.
  • Лик удлинен, отличается выразительными глазами и тонкими чертами лица.
  • Спаситель одет в простые одежды – длинную рубашку и синюю накидку.
  • Христос развернут лицом к людям, всегда расположен по центру иконы.

Отхождение от канонов возможно, если на иконе изображаются Страсти Христовы, Положение во Гроб, Воскрешение. Например, на особом типе икон «Не рыдай мене, мати» Иисус пишется обнаженным и наполовину погруженным в гроб. Рядом стоит Дева Мария и голова Спасителя с закрытыми глазами наклонена к лицу Богородицы.

Спас Нерукотворный (Мандилион)

Христиане верят, что первая икона Иисуса Христа была нерукотворной. Восточное предание, известное еще с IV века, рассказывает о страдающем проказой царе Эдессы. Он послал к Христу гонца и попросил, если тот не согласится прийти, хотя бы нарисовать лик Господа и принести его для исцеления. Однако у художника никак не получалось пробиться через толпу и написать портрет. Когда Иисус увидел это, он умыл лицо и отер его платком (убрусом), после чего на ткани проступил лик.

Западная версия возникновения Нерукотворного Спаса возникла в XIII-XV веках. Согласно ей, благочестивая женщина Вероника во время Крестного пути подала платок Христу, чтобы он мог вытереть с лица пот и кровь.

На иконе Спаса Нерукотворного изображен именно платок, на котором проступил лик. Поэтому пишется только голова Иисуса, по западной традиции, часто с терновым венком. На Руси возник свой вариант этой иконы – «Спас Мокрая борода», который отсылает к восточному преданию об омовении лица. В отличие от канонического образа, борода Христа заканчивается тонким прямым кончиком, будто она действительно намочена водой.

Спас Вседержитель (Пантократор)

Самый распространенный вид икон с написанием Спасителя – Спас Вседержитель, или Пантократор. На нем Иисус Христос изображается по пояс, левой рукой он держит Евангелие, а правой благословляет всех верующих. Первые упоминания об образе Пантократора датируются еще VI веком.

Значение иконы – вера в Бога, воплощенного в человеке. Догмат Боговоплощения является ключевым для христианства, поэтому и образы Пантократора встречаются повсеместно – они украшают центральные купола, апсиды храмов, присутствуют во многих домах.

У Спаса Вседержителя существует несколько иконографических вариантов. Например, Спас в силах, на котором Иисус изображен не по пояс, а сидящим в полный рост. На его фоне – красный квадрат (символ Земли), синий овал (символ духовного мира) и красный ромб (символ невидимого мира). Иногда Божий Сын изображается без фона, но сидящим на троне. Такие иконы получили название Спас на престоле и тоже почитаются как все изображения Пантократора.

Спас Эммануил

Особый тип в иконографии Иисуса Христа – Спас Эммануил. Здесь Спаситель предстает не в привычном облике, а ребенком или отроком, но при этом со всеми необходимыми атрибутами. Прежде всего, над головой всегда есть особый нимб с крестом. Такое изображение юного Иисуса, еще до его крещения, подтверждает его божественную сущность.

При этом образы Эммануила все же редко присутствуют как отдельные лики, чаще они появляются как часть иконографической композиции. Классическим примером могут служить иконы, изображающие Богоматерь с младенцем.

Деисус

Среди икон Спасителя Иисуса Христа выделяется группа Деисус. Здесь Божий Сын рисуется не отдельно, а в окружении других фигур. Иисусу Христу отведено центральное место, он написан в виде Пантократора, восседающего на троне. По обе стороны от Божьего Сына стоят Дева Мария и Иоанн Креститель, в некоторых вариантах – апостолы, мученики или святые.

Первые упоминания образа датируются VII веком. Значение иконы – заступничество за человечество перед Богом Отцом. Образ напоминает, что Иисус доносит молитвы, готов защищать любого обратившегося и быть милостивым к нему. Изображенные лики помогают человеку через молитву прийти к Богу, очиститься, получить прощение за грехи.

Одной из вариаций этого типа икон считается так называемый Ангельский Деисус – русская икона XII века, на которой Спаситель изображен в виде Эммануила в окружении архангелов Михаила и Гавриила.

Еще одним иконографическим типом Деисуса является «Предста Царица». Здесь Спаситель изображается в пышных нарядах и короне, в руках у него Евангелие и посох. Икона символизирует связь церкви с Богом, ведь здесь Иисус изображается как священник.

Другие иконы

Иконография Иисуса Христа достаточно разнообразна, и среди разных образов встречаются и такие, которые не отвечают классическим канонам изображения.

  • «Спас благое Молчание», на котором Иисус предстает как ангел, еще до земного воплощения. Это безбородый юноша, облаченный в белые одежды с крыльями за спиной и со звездчатым нимбом Господа Саваофа. В руках его нет свитков и книг – Спаситель еще не пришел на Землю и не стал наставником человечества.
  • «Спас Великий Архиерей». На этой иконе Господь изображается как Священник – на Иисусе Христе пышные одежды, а на голове возложена корона. Как в иконописи Спаса Вседержителя, здесь Спаситель держит Евангелие и благословляет человечество.

  • «Добрый пастырь» – иконы, в которых Иисус предстает в символическом образе учителя и наставника. Он изображается простым пастухом, часто с заблудшей овцой на плечах и склоненной головой. Значение иконы взято из Ветхого Завета.
  • «Христос во гробе» (Смирение нашего Господа, Царь Славы). Один из самых трагичных образов во всей христианской иконографии. Иисус показан умершим, его тело покоится на ложе или изображается возле открытого гроба. Такие иконы не отсылают к Страстям Христовым и имеют символический характер – напоминают людям, как смиренно Господь принял свою участь.

О чем молиться образам Христа Спасителя

Образы Иисуса призваны напоминать человеку о Божьей любви и жертве, которую он принес ради спасения человечества. Считается, что он является Богом Живым в прямом смысле, а не просто описанным персонажем. Иисус – посредник между мирским и божественным, помогающий быстрее донести молитвы людей до Бога Отца. Поэтому молясь Иисусу Христу, верующие устанавливают с ним личные отношения как с надежным, верным помощником.

Как правило, в доме есть образ Спаса Вседержителя – он может помочь тем, кто переживает трудности, стоит перед тяжелым выбором или разуверился. К иконам Господа обращаются в ежедневной молитве «Отче наш».

Спасу Нерукотворному молятся те, кто ищет исцеление от телесных и душевных недугов. Иисус прошел через муки, но не отказался от всеобъемлющей любви к людям, в чем помогает и молящимся ему. Молитва избавляет от тревог, отчаяния, сомнений и дает силы следовать по истинному пути.

Центральный образ всего христианского искусства – образ Спасителя, или Спаса, как его называли на Руси. Слово Иисус переводится с греческого именно как Спаситель, ибо он пришел в мир спасти человечество ради жизни вечной. Христос означает помазанник, то есть царь – тот, кто помазан на царство (в древности обряд вступления монарха на престол сопровождался помазыванием лба «освященным маслом» – миром. Этот обычай унаследовали все христианские монархии).

Вопрос о подлинном облике Иисуса Христа занимал умы христиан со времен первых его последователей. Евангелия не оставили нам описания внешности Спасителя. На протяжении II-IV вв. складывались два типа представлений о нем: одно основывалось на образе исторического Иисуса Назорея с выраженными сиро-палестинскими чертами, другое, более позднее, – на идеализированном греко-римском образе. Со временем вторая точка зрения возобладала благодаря Иоанну Златоусту, заявившему, что «Иисус был прекрасен». Одновременно с ним блаженный Иероним считал, что «если бы Иисус не имел чего-то божественно-прекрасного в самом лице и взоре, апостолы ни в коем случае не последовали бы за Ним тотчас же».

В первые века существования новой религии чаще всего можно было встретить образ Христа в виде юного, безбородого отрока, что, безусловно, связывалось с многовековой античной традицией изображать бога в виде прекрасного юноши (ведь боги не могут стариться!). Однако позднее сложилась собственная христианская традиция представлять Спасителя в образе «средовека» – то есть человека средних лет, что соответствовало возрасту, в котором Христос окончил земную жизнь.

Церковь Сан-Витале, VI в.

Церковь Св. Аполлинария, VII в.

Мавзолей Галлы Плацидии, V в.

Образы юного Христа в ранневизантийском искусстве. Мозаики из храмов Равенны V- VII вв.

Канон изображения Христа выработался в Византии к VIII в., а в следующем столетии было зафиксировано описание того иконографического типа, согласно которому лик Спасителя должен быть «благостен, со сдвинутыми бровями, красноокий (красный – красивый), с долгим носом, русыми волосами, имеющий темную бороду». От этого описания и отталкивались художники на протяжении многих веков.



Образы Христа на византийской (VI в.) и древнерусской иконах (XV в.)

Сохранились предания о чудесном происхождении первоначального изображения Христа. Согласно легендам лик Иисуса был запечатлен нерукотворным (то есть не сотворенным рукой человека) образом – на полотенце (плате, убрусе) и на глиняной доске (черепице, чрепии). Самым древним является образ Нерукотворного Спаса, или Святого убруса, который восходит ко временам земной жизни Христа.

Предание гласит, что царь Авгарь, правитель сирийского города Эдессы, узнав о чудесах, творимых Иисусом, послал к нему своего слугу Ананию, бывшего талантливым живописцем. Царь страдал проказой и задумал исцелиться с помощью портрета Спасителя. Пришедший в Иерусалим Анания пытался написать образ Христа, однако нестерпимый свет, шедший от лика Спасителя, мешал разглядеть его черты. Тогда Христос решил помочь отчаявшемуся художнику: он велел принести воду и чистое белое полотенце (убрус), затем умыл лицо и вытер его убрусом, на котором чудесным образом запечатлелся божественный лик. Царь Авгарь, излечившийся от проказы в тот миг, когда прикоснулся к убрусу, велел закрепить его в нише над городскими воротами. Позднее, при правнуке Авгаря, не признававшего христианской веры, образ был заложен глиняной доской и замурован. Спустя несколько столетий во время нашествия персов местному епископу явилась Богородица и велела открыть образ. И тогда перед пораженными жителями предстал не только Нерукотворный Лик: на глиняной доске, закрывавшей плат, также чудесным образом отпечатался образ Христа. Город был спасен от неприятеля, и с этого времени, как гласит легенда, начинается поклонение Нерукотворному Образу.

Чаще всего он встречается в двух вариантах – Спас на убрусе (на белом фоне) и Спас на чрепии (или на керамии), который отличается кирпично-красным фоном лика. Второй вариант Нерукотворного Образа пользовался большой любовью на Руси. Именно такой Спас украшал знамена московских, тверских, ярославских князей, выступал защитником русской земли и покровителем русского воинства. Под стягом с образом Нерукотворного Спаса сражался в Куликовской битве Дмитрий Донской.

Спас Нерукотворный на убрусе. Древнерусская икона XIV в.

Спас Нерукотворный (на чрепии). Древнерусская икона XII в.

Спас Нерукотворный на убрусе с предстоящими. Древнерусская икона XVI в.

Образ Спаса Нерукотворного представляет собой изображение лика Христа в окружении крестчатого нимба. Это единственная икона, в которой нимб имеет форму полностью замкнутого круга, выражающего совершенство и гармонию мирового устройства. Положение лика в центре круга символизирует центральную роль Спасителя в мироздании.

Терновый венец в православных иконах не изображается, этот вариант встречается только в западноевропейском искусстве, и связан он совсем с другой легендой. Она гласит, что во время крестного шествия на Голгофу некая праведная жена Вероника, видя страдания Христа, подала ему свой платок утереть лицо. На этом платке и запечатлелось нерукотворное изображение Христа. Одна из главных реликвий христианства, именуемая «плат Вероники», хранится ныне в соборе св. Петра в Риме и показывают ее верующим единственный раз в году – в пятую воскресную вечерю Великого Поста. Память о св. Веронике запечатлелась и в Иерусалиме: шестая остановка Виа Долороса (Крестного пути Христа) отмечена часовней св. Вероники, а кусок колонны, вмурованный в стену, обозначает место, где в древности находился дом праведной жены.

Плат св. Вероники. Картина Д. Фетти. XVII в.

Иисус Христос – царь на небе и на земле, он владеет и душами, и телом, и судьбой людей. Поэтому в искусстве с очень давних времен появился образ Христа, подчеркивающий его значение владыки и судии, повелителя мира: Спас Вседержитель. Этот величественный образ сложился в эпоху торжества христианства под влиянием существовавших правил изображения римских императоров.


Христос Вседержитель. Древнерусская и византийская иконы XIV в.

Христос Вседержитель (по-греч. Пантократор) – это поясное изображение Спасителя, восседающего на троне с поднятой в благословляющем жесте правой рукой и книгой Священного Писания в левой. Такое изображение, помимо икон, часто встречается в храмовых росписях: фигура Христа Вседержителя помещается в центральном куполе, уподобленном небесным сферам. Согласно богослову Николаю Месариту Пантократор изображается таким образом, что по-разному воспринимается различными группами зрителей. Его взгляд направлен на всех сразу и на каждого в отдельности. Он смотрит «благосклонно и дружелюбно на имеющих чистую совесть», а для того, кто творит зло, глаза Вседержителя «сверкают гневно, отчужденно и неприязненно», а лик его выглядит «разгневанным, страшным и полным угрозы». Правая рука благословляет идущих верным путем и предупреждает свернувших с него, удерживает их от неправедного образа жизни.

Образ Христа Вседержителя в куполах храмов (собор св. Софии, Киев, XI в.

Церковь Спаса Преображения в Новгороде, XIV в., фреска

С теми же атрибутами Владыки мира – с Евангелием в левой руке и с поднятой в знак благословения десницей – изображался Иисус Христос в композициях, получивших название «Спас в силах». Однако здесь фигура восседающего на престоле Христа окружена различными, выработанными долгой традицией символическими знаками, указывающими на полноту его власти над миром. Фигура Спасителя на престоле предстает в обрамлении ромба, овала и четырехугольника, чья совокупность символизирует образ Вселенной. Красный четырехугольник обозначает землю, в его углах помещены ангел, лев, телец и орел – символы четырех евангелистов, благовествующих славу Спасителя во все концы земли (тетраморф). Можно дать ссылку на материал «Система живописного оформления христианского храма», тетраморф В символизирующем небо голубом овале роятся служащие Христу «ангельские чины» – крылатые серафимы и херувимы; подножие трона поддерживают таинственные «силы небесные», давшие название изводу – в виде крылатых, алых, усыпанных глазами колец (так в Средние века понимали фразу «исполненные очей»). Саму фигуру Христа окружает огненный ромб – знак мощной, животворящей, исходящей от него энергии. Огненный ромб и идущие от фигуры Спасителя золотые лучи символизируют божественную славу Иисуса Христа.

Спас в силах. Икона XV в. Тверская школа иконописи.

Андрей Рублев. Спас в силах. Икона XV в.

Икона подобного типа чаще всего помещается в центре иконостаса как воплощение верховного божества, его господства над небом и землей. Царствующий над миром Христос предстает и как его грозный судия; подходящие к нему с обеих сторон Богородица, Иоанн Предтеча, архангелы и святые молят его о милости и снисхождении к людским грехам.

Деисусный чин Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Конец XV в. Центральная икона – Спас в силах

Марина Григорян

Сегодня в нашей школе снова урок церковного искусства, мы вновь говорим об иконах. Среди множества православных икон особое место занимают образы Господа нашего Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1, 18),— читаем мы в Священном Писании. Сущность Божества непознаваема, но Бог становится человеком, чтобы спасти нас от греха. Потому так распространены иконы Христа. И каждая из них имеет свои особенности, призванные раскрыть молящимся одну из граней образа Спасителя. Об этом нам расскажет иконописец Елена Вячеславовна Купцова.

Каноническое изображение Христа было утверждено в IX веке: «Благотелесный… со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив…»

В настоящее время существует два типа изображений Спасителя: в виде Вседержителя и Судии — Царя Царствующих — и в том виде, в каком Он был среди людей и совершал Свое служение (в том числе в виде Младенца или Отрока). Иногда можно встретить также изображения Христа в виде Ангела.

Но если способы изображения столь различны, как мы узнаем на иконах Спасителя? Благодаря одной детали: изображение Христа практически всегда имеет крестчатый нимб. Нимб — символ нетварного Божественного света, который Спаситель явил ученикам на горе Фавор. Нимб на иконах Спасителя имеет еще и вписанный Крест. Внутри него три греческие буквы, передающие слова Бога: «Аз есмь Сущий».

Обычно Христа изображают облаченным в красный хитон (одежда в виде рубахи) и синий гиматий (плащ, накидка). Красный цвет символизирует земную и человеческую, синий — небесную и Божественную природы Спасителя. Часто на правом плече хитона можно увидеть еще нашивную темную полосу — это клав, в античном мире — знак патрицианского достоинства. На иконах он является символом чистоты и совершенства земной природы Спасителя и признаком Его особой мессианской роли.

Спас Нерукотворный

Согласно Преданию, во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен страшной болезнью — проказой. Услышав о Христе, Авгарь написал письмо Спасителю с просьбой об исцелении. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Христа.

Анания не мог подойти к Христу из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу.

С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей, который проповедовал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами.

Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне.

Но вот, когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, отпечаталось такое же изображение.

В воспоминании о создании и чудесном обретении иконы в иконографии распространены два типа Нерукотворного Образа: «Спас на убрусе», то есть на куске ткани, и «Спас на чрепии», то есть на черепице или камне, когда фоном для Лика становится стена или нейтральный фон.

Пантократор

Вторым наиболее распространенным иконографическим типом является изображение Христа-Пантократора, в русском переводе получившее наименование «Вседержитель». Различаются несколько вариантов композиций: изображение фигуры в рост, поясное изображение и сидящий на престоле. Наибольшее распространение этот иконографический тип получил в монументальной живописи. Часто икона Спасителя изображается в купольном пространстве. Этот образ символизирует Христа, Творящего Вселенную.

Спас на престоле

Изображение Христа-Пантократора на престоле имеет другую трактовку — здесь Он воспринимается как Царь Небесный и как Судия. Такие композиции весьма широко распространены в монументальной живописи. Особенно любили такие изображения в Византии, где рядом со Спасителем изображали императоров и императриц, выражая тем самым идею сакральности императорской власти.

Спас в силах

В этом типе иконографии даются различные аспекты трактовки образа Христа: эсхатологический аспект (второе пришествие Спасителя и Страшный Суд), апокалиптический (образ Царя царей, Небесного Владыки и Агнца) и софийный (Бог Творящий).

Христос, восседающий на престоле, изображен на фоне красного квадрата, на который последовательно наложены синий круг (овал) и красный ромб. Собственно, на сочетании двух основных цветов, красного и синего, и строится вся композиция. Это символизирует соединение во Христе антиномических начал — милости и истины, Божественной и человеческой Его природы и т. д.

Красный нижний квадрат означает землю. В четыре конца земли проповедуется Евангелие Царства, и потому в четырех уголках квадрата изображаются символы евангелистов. Ангел символизирует евангелиста Матфея, телец — Луку, лев — Марка, орел — Иоанна. Впервые подобное прочтение тетраморфа было предпринято святым Иринеем Лионским, который видел за этим раскрытие различных аспектов образа Христа в Евангелиях: ангел, вернее, животное с человеческим лицом, означает пришествие Христа в мир, к людям, телец символизирует Жертву Христа, лев — Царство, орел — обладание Духом и духовное видение.

Следующая фигура — синий круг — означает небесную сферу, мир Бесплотных Сил, или ангельских чинов, как их именует Ареопагит. Нередко этот небесный свод изображается как бы «затканным» ангельскими головками.

И наконец фигура Самого Христа, окруженного изображением красного ромба. В отличие от нижнего квадрата, также красного, этот верхний ромб обозначает огонь, сходящий с Небес, огненную природу Божества. Иногда Спаситель облачен в одежды золотого цвета, что обозначает сияние Его славы. Правой рукой Христос благословляет, левой придерживает раскрытую Книгу.

Христос Великий Архиерей

На иконах этого типа Спаситель представлен в царской или священнической одежде, изукрашенной золотом, и в венце в виде то ли короны, то ли тиары. Этот иконографический тип западного происхождения и вошел в русскую иконографию только в конце XVII века. Образ имеет апокалиптическую трактовку, здесь иконописцы пытались запечатлеть явление Господа Иисуса Христа так, как оно написано в книге Откровения Иоанна Богослова: сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует (Откр. 19, 11).

Иконография Господских и Богородичных праздников

На этих иконах Христос предстает в различные моменты Своей земной жизни. Спаситель в одеждах красно-синего цвета. Исключение составляют такие композиции, как «Успение» и «Сошествие в ад», где Христос изображается в одеждах золотого цвета, и «Преображение», где Спаситель в белых одеждах. В сценах Страстей Господних принято изображать Христа полуобнаженным (в одной набедренной повязке).

Спас Эммануил

Кроме традиционного, так называемого исторического типа иконографии Христа, существуют образы, в которых Спаситель представлен в виде Младенца или Отрока, такой тип именуется «Спас Эммануил». Имя Эммануил появляется в Библии в словах пророчества Исайи (см.: Ис. 7, 14) и означает «с нами Бог». Это имя относится, прежде всего, к изображению Предвечного Младенца, зачатого в чреве Пресвятой Девы.

Спас Благое Молчание

На иконах этого типа Христос изображается в виде Ангела Великого Совета, в ангельском чине, до воплощения, в виде юноши с крыльями за спиной, в белой далматике с широкими рукавами. Руки сложены крест-накрест и прижаты к груди. Нимб не крестчатый, а восьмиконечный (единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом данного вида) — нимб Господа Саваофа.


Образ Господа и Спасителя Иисуса Христа — важнейшая икона в каждом доме. Это изображение Самого Бога, воплотившегося и принявшего Крестную смерть ради людей.
Есть ряд иконографий Иисуса Христа, известно множество чудотворений от Его древних и новых икон. Каково значение главных иконографических типов Христа Спасителя, как молиться Господу молитвой Иисусовой и Господней и чем они отличаются, Вы узнаете из этой статьи.

ИКОНОГРАФИЯ ИИСУСА ХРИСТА И ЗНАЧЕНИЕ ЕГО ИКОН

Перед иконописным ликом Господа Иисуса просят о помощи во всем, обо всех бедах, болезнях и трудностях. Изображение Господа легко узнать по крeстчaтому нимбу, символизирующему славу Креста, которым Господь победил смерть, и свет, явленный его ученикам на горе Фaвoр.
Можно разделить образы Господа Иисуса Христа на несколько типов:

    • Образ Христа Вседержителя.
      Этот образ — важнейший в иконографии Христа. Он встречается в «оплечной» (до начала груди, по плечи) и поясной композиции. Но наиболее торжественное изображение Спаса Вседержителя — Спас на престоле, где Христос изображен во весь рост. Это один из древнейших подтипов иконографии Спаса Вседержителя. Престол — символ власти Божией, отражение ветхозаветных явлений Господа Саваофа пророкам и слов Евангелия о том, что судить людей Господь будет с престола. Название также отражает композицию иконы: Спаситель изображается анфас, полностью повернутым к молящимся и сидящим на троне и алой подушкой, Его ноги — на подножии престола.
      Правой рукой Христос благословляет людей, левой придерживает раскрытую Книгу. Значение Книги также глубоко символично и неоднозначно: в соответствии с толкованием Ветхого Завета, это Книга Завета Бога и человека, Книга Жизни с именами тех, кто войдет в Царство Божие, Благая весть Евангелия, а Апокалипсис говорит нам, что это и Книга Откровения, закрытая семью печатями, которую никто не может читать, кроме Самого Спасителя. Книга также является символом Самого Иисуса Христа, ведь, по слову евангелиста Иоанна Богослова, Он — Слово Божье, пришедшее в мир.
    • Образ Спаса Нерукотворного.
      Священное Предание передает нам историю первой иконы, которую создал Христос — она не была сделана руками человеческими, но имеет чудесное происхождение, почему и называется Спас Нерукотворный (слово Спас — сокращение от «Спаситель», титул Христа как спасшего всех людей от рабства греха). Этот образ долгое время сохранялся человечеством, он имеет длительную историю и глубокое богословское значение. Икона Спаса Нерукотворного — одна из важнейших в христианстве.
      В Евангелии и апостольских посланиях совершенно отсутствует описание внешности Христа. Тем не менее, все иконы Господа показывают нам одинаковый образ Богочеловека (даже иконы Богоматери в изображении Ее сильнее отличаются между собой). Это объясняется как раз чудесным созданием собственной иконы Христом.
      Икона представляет собой изображение только Лица Христа с окружающими Его волосами, без шеи. По преданию Господь, видя, что художник, посланный больным царем из Эдессы зарисовать Его, не может этого сделать, Сам умылся и отерся полотенцем до подбородка — на полотенце («убрусе», «плате» по-церковнославянски) отпечаталось Его изображение. Чудесно оставшийся отпечаток Лика Христа на ткани напоминает о Божественном начале иконописи.
    • Икона «Моление о Чаше».
      Образ «Моление о Чаше», также называемый «Гефсиманское моление», показывает Господа Иисуса Христа в момент последних размышлений перед арестом, страданиями, распятием и смертью. На иконе Он Сам молится Своему Небесному Отцу перед страшными муками, на которые должен идти ради спасения всего человечества, даже возможности спастись тем, кто будет убивать Его.
      В композиции всегда акцентируется одиночество Господа Иисуса Христа — так, что другие действующие лица незаметны. Христос стоит на коленях в центре образа, а на иконе Он ярко освещен Небесным Светом от ангела с Чашей в руке, Сам Его Лик, поднятый к Небу, словно сияет, а остальная часть иконы тонет в темноте. Руки Христа воздеты в молитве или сцеплены на камне в молитвенном жесте.
      Особую честь иконе «Моление о Чаше» воздают в Страстной (Чистый) Четверг перед Пасхой, на Страстной Седмице. В этот день, за сутки до Распятия Господа, и творилась Им молитва в Гефсиманском саду.
    • Икона Христа в терновом венце.
      Это образ, изображающий Христа в Страстную Пятницу, во время страданий и истязаний, которым по навету фарисеев подверг Его Понтий Пилат. В дни Страстной Седмицы этот образ в бедных храмах иногда всю неделю лежит на середине храма, символизируя все страдания Господа.
    • Икона «Тайная Вечеря».
      Образ «Тайной Вечери» известен каждому православному человеку. Возможно, кто-то не знает его правильного названия, но каждый видел над Царскими вратами в центре храмового иконостаса, там, куда обычно смотрит человек в молитве, изображение Христа с апостолами. Приглядевшись, можно заметить, что Христос восседает в центре стола, за которым сидят Его ученики, а сбоку виден уходящий от них — Иуда. Этот сюжет также известен всему миру по картине Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря».
    • Икона «Благословение детей»
      Этому образу часто молятся матери и беременные женщины о рождении и правильном воспитании детей. На нем Христос сидит или стоит в окружении детей или матерей с детьми на руках, правой рукой касаясь головки одного из них в благословляющем жесте.
    • Икона Христа-Младенца или Отрока (ребенка).

      Этот образ еще называют «Спас Эммануил». Господь изображен на нем без бороды, но в тех же красно-синих одеждах, 12-летним ребенком. Часто Ему молятся перед этим образом об образовании детей или ставят в детской, чтобы дети сами молились ему об успешной учебе и помощи во всем.

ДНИ ПОЧИТАНИЯ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА

Дни особого почитания икон Господа Иисуса Христа — это так называемые Господские праздники, то есть воспоминания о чудесах и событиях земной жизни Господа Иисуса. В дни «Спасов» любой небольшой образ Христа зачастую выносят на середину храма:

14 августа — первый день Успенского поста, Происхождение (то есть обретение и чествование) Дерева Животворящего Креста Господня. Его называют еще Медовым Спасом (к этому дню пчелиные соты наполняются медом и начинается его сбор, на который благословляют особой молитвой) и Мокрым Спасом (по крестьянской традиции в этот день чистили колодцы и совершали водосвятные молебны над ними)

19 августа — Преображение Господне, Яблочный Спас. Это важнейший Господский праздник, входящий в число ежегодных двенадцати великих праздников Церкви. В этот день Иисус Христос преобразился и просиял перед учениками, поэтому христиане часто ставят образ «Спаса в Силах», где изображен Господь в сияющих одеждах, на главное место в доме и в храме при неимении праздничной иконы Преображения. За Литургией в этот день освящают яблоки (по русской традиции, изначально в Византии освящали виноград), потому и праздник имеет такое название.

29 августа — Третий, Хлебный или Ореховый Спас, день памяти перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Христа. В этот день завершалась уборка хлеба и поспевали орехи, на сбор которых брали благословение крестьяне. После Литургии освящали домашний хлеб и пироги, испеченные из муки нового урожая.

КАК МОЛИТЬСЯ ГОСПОДУ ИИСУСУ ХРИСТУ

Перед образом молятся ко Господу о всех нуждах и, конечно, исповедуют свои грехи, молитвенно готовятся к Исповеди и Причастию. Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, которые есть в каждом молитвослове, с обращениями и покаянием перед Господом. Любые молитвы можно читать и в храме, и перед домашним иконостасом.

Две важнейшие молитвы — это молитва Господня и молитва Иисусова. Можно заменять слова молитвослова Иисусовой молитвой по четкам перед иконой: нужно мысленно или вслух произнести слова:
«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного»
и передвинуть бусину на четках. Так следует делать в течение 10 минут утром и вечером — это и будет вашим молитвенным правилом. По четкам также можно молиться в дороге. Иисусова молитва — одна из наиболее известных православных молитв. Это очень краткая молитва с очень глубоким смыслом. Удивительно, но это и первая ступень на пути становления в вере, и молитва святых подвижников благочестия. Ее благодать и сила очень велика. Молитва — обращение к Богу-Сыну, Господу Иисусу Христу о помощи и милости. В любых жизненных трудностях, во всякий день эту молитву можно читать, чтобы Бог оградил Вас от от всякого зла.

Молитва же Господня, попросту, это «Отче наш», слова которой знали все наши предки (было даже выражение «знать как Отче наш») и которой каждый верующий человек должен научить своих детей. Если вы не знаете ее слов, выучите их наизусть, читать молитву Отче наш можно и на русском языке:

«Отец наш, находящийся на Небесах! Да будет свято и прославлено имя Твое, да придет Царство Твое, да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле. Хлеб, нам необходимый, дай нам сегодня; и прости нам долги наши, которые мы прощаем должникам нашим; и пусть у нас не будет искушений дьявольских, но избавь нас от воздействий лукавых. Ведь Твое на небе и земле Царство и сила, и слава Отца, и Сына, и Святого Духа во веки. Аминь».

Молитва «Отче наш» называется еще Господней потому, что ее слова дал Сам Господь, они записаны евангелистами и находятся в Новом Завете.

Перед молитвой Господней и Иисусовой, как и перед любой, нужно соблюсти несколько несложных правил:
— Читать молитву, прибегая к милости Господа, лучше в тишине, по крайней мере, вас ничто не должно отвлекать.
— Важно сосредоточиться на словах молитвы, чтобы мысли не разбегались.
— Вы можете молиться и на работе, и в ходе какой-то деятельности, но не с самого начала, а когда почувствуете, что это возможно, что молитва делает светлее ваше сердце, освещая верой и ощущением всеприсутствия Божия ваши чувства.
— Откажитесь от механического заучивания и повторения, стараясь осознавать смысл проговариваемых слов и их глубокое значение.
— Подготовьте ваши мысли к молитве, поразмышляйте о всесилии Божием, преклонитесь с любовью пред Господом.

В ЧЕМ ПОМОГАЕТ ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС

Жизнь Сына Божьего на Земле, тайна Боговоплощения подробно описаны в Евангелии, истолкованы во множестве книг Отцов Церкви. Господь отдал себя в жертву за грехи людские и победил саму смерть, в Своем Воскресении весь род человеческий вернув в рай. Вот почему, несмотря на важность наших молитв к святым — нашим святым помощникам — и Богородице, обращение к Самому Богу — необходимая и важнейшая ежедневная молитва.

Напомним, что Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, обращаясь ко Господу и Небесным Силам. Молитесь Господу Вседержителю в любой момент жизни во всех нуждах:

    • Просите Господа о помощи в любом деле, житейских трудностях и бедах,
    • Молитесь в опасности,
    • Просите о помощи в нуждах своих близких и друзей,
    • Кайтесь перед Богом в ваших грехах, прося простить их, дать вам увидеть свои ошибки и пороки и исправиться,
    • Молясь об исцелении в болезни,
    • Обращаясь к Нему во внезапной опасности,
    • Когда у вас на душе тревога, уныние, печаль,
    • Благодарите Его за радости, успехи, счастье и здоровье.

Вседержитель, Слово Божией, великий и совершенный Господь и Бог мой Иисус Христос, по многому милосердию Твоему никогда не отлучайся от меня, раба Твоего, но всегда пребывай во мне Твоей благодатью. Иисусе, добрый пастух Твоих овец, не оставь меня быть подверженным змеиному предательству и сатанинским искушениям, хоть во мне есть тленное семя греха. Ты, Господи Боже, Которому поклоняются все люди, Всесвятой Царь и Господь Иисус Христос, сохрани меня намерцающим светом, Духом Твоим Святым, Которым Ты просветил и освятил Твоих учеников. Дай, Господи, мне, недостойному рабу твоему, спасение Твое во все дни жизни моей, просвети ум мой светом разума Святого Евангелия Твоего, сердце — чистотой Твоих слов, тело — силой Твоих страданий без страстей, сохрани мысли мои Твоим смирением и поставь меня в нужное время славить Тебя молитвами и делами — Ты, Господи, прославлен во все века с Безначальным Твоим Отцом и Пресвятым Духом. Аминь.

Да хранит Вас Господь и Спаситель наш Иисус Христос!

Икона Иисуса Христа

Святые образы нашего Всевышнего присутствуют практически во всех христианских домах, ведь эти иконы являются главной православной реликвией, которая занимает одно из основных мест в домашнем иконостасе и в церквях. Эта икона одна из самых дорогих и боготворимых среди христианских святынь, потому как это лик нашего Спасителя. Икон Господа Иисуса существует огромное множество. Многие божественные образы со святым изображением обладают целебными свойствами. Все святые лики Всевышнего в основном характеризуются тем, что несут в себе гармонию и благословение Божье.


Предназначение икон

Святые образы Всевышнего Иисуса Христа выступают в роли посредника между Небесным Царством и земным человеческим светом. Пред Образом возносят молитвы об излечении серьезных недугов, молятся о ниспослании поддержке во всяком горе, просят Всевышнего направить их на путь истинный и указать на верное решение судьбоносного вопроса. Верующие верят, что если произносить молитвы перед иконой Спасителя, то такая просьба быстрее дойдет до небесного покровителя.

В наше время иконописцы делят все лики на несколько видов:
Икона Христа Всеповелителя и Небесного Судьи.
Лик Господа образе проповедника среди мирских людей.
Кроме вышеперечисленных изображений Иисуса, существуют святые образы Христа, где он изображается в образе мальчика либо малыша (такие образы Всевышнего не образуют отдельный вид).

На большинстве образов Спаситель изображается с крeстчaтым нимбом на голове. Этот нимб является символом Божественного света, который Господь показал своим последователям на холме Фaвoр. Путем изображения такого символа обозначается две сущности Иисуса Христа – Небесное естество и земное, людское.

Практически на всех образах он изображается держащий в руках книгу: Открытую либо закрытую – Библию, священное послание о спасении, которое Всевышний принес людям.

Святой образ Господа Вседержителя – икона, которая, обязательно есть любой христианской церкви, обычно, она расположена в центре церкви. На этой иконе он изображен во время своей проповеднической деятельности: волосы гладкие, которые ниспадают на плечи, маленькая борода и усы, правая рука изображается в благословляющем жесте, а в левой руке он держит Библию.
Образ в терновом венце - это страдальческая икона. Потому как это символизирует страдания и грехи людей, которые Иисус, согласно воле своего Отца взял на себя.


Когда обращаются к иконе

Считается одним из главных и необходимых предметов мирского бытия православных верующих. Надо знать то, что этот святой лик обладает своим предназначением и у него есть определенные условия. Это все нужно иметь ввиду для того чтоб понять атрибутику иконы Всевышнего. Выбирая святые лики для своей квартиры вы должны основываться на том чего хочет ваше сердце. Икона воплощения Господа Бога считается главным и необходимым элементом праведного жития верующих людей. Можно выбрать, как и истинное божественное изображение, так и то, которое насыщенное атрибутикой.

По-гречески Вседержитель, переводится как Пантократор. Что обозначает способность делать чудесное явление, которое и считается привилегией Всевышнего.

Как изображается лик

Всевышнего могут изображать сидя на престоле, во весь рост либо же бюст. В одной руке у него находиться пергамент либо же библия. Другая же рука изображается в напутствующим знаке. Библию же изображают раскрытую либо же наоборот закрытую. Если же Евангелие раскрытое, то там рисуют два знака: название первой и последней букв в греческом алфавите. Это означает рассвет и закат.

На этой иконе Наш Господь изображается в тот период мирской жизни, вовремя которого Иисус проводил миссионерские беседы. Вокруг головы находится круглый нимб с вписанным в него крестом. На нем одеты синяя накидка поверх красного древнегреческого мужского платья. Верхняя накидка обозначает исток небо, а рубашка- людскую суть, страдание, и величавость. Этой одеждой показывают равноденствие мирского, религиозного и небесного.

Значение иконы

Эта икона очень известна людям, потому как над ликом Иисуса парит венец с крестом. Этот венец показывает на божественное начало, а также на второй мирской лик Всевышнего. Крест означает борьбы над кончиной и греховным деянием, смирение, которое показал наш Спаситель во время страданий.

Выделяют из огромного количества святых образов лик Всевышнего. Он представлен шестью главными видами, которые в свою очередь представлены двадцатью подтипами.

«Спаситель Небесный», «Всевышний Вседержитель» и «Иисус Христос на троне» - это самые популярные и почитаемые иконы, которые знает всякий православный верующий.

Роль иконы в православии

Предназначение этой иконы крайне важное. В нем собрано предупреждение о Высшем суде, через который должны пройти все люди, а также такие качества как: сердечность и сострадание. С помощью этой иконы православные люди справляются со всеми преградами и бедами на своем пути ведущему к высокой благой цели. Данный святой лик Господа символизирует о гармонии мирского и религиозного бытия, и еще о тех мучениях, которые вытерпел Иисус ради всего человечества.

Святой лик дарует верующим сострадание в печалях, спокойствие, и силы для выдержки всех препятствий, терпение. Вознося мольбы пред этой иконой, верующие выражают признание за содействие и подмогу, и еще молят о послании напутствия в достижении цели.


В чем помогает

Это божественное изображение несет помощь и сострадание. Произнося молитву к этому лику православные верующие получит избавление от:
нечистых мыслей,
душевных, телесных ран.
Молить у иконы Всевышнего нужно о:
спасении от гибели и несчастий,
ограждении лжи и огорчения,
спасение от бесчестности и бессердечия.

Нужно возносить не только молитвенные прошение к Всевышнему, но и благодарственные молитвы. Необходимо наносить визит в церковь и в моменты радости, чтобы поблагодарить Господа за все. Мольбы надо произносить искренне от всей души и добрыми мыслями. Можно возносить молитвенные просьбы не лишь о себе, но и за своих родных.

Икона поможет обрести:
единство;
помогает обрести покой;
скрепляет семью;
единодушие.

Огромную роль играет эта икона в семейных отношениях. Она оберегает семью. При помощи этой иконы возможно оградить своих чад от недугов и несчастий. Считается, что не существует таких болезней, которые не может исцелить Небесный Целитель души и тела.
К этому божественному лику возносят молитвы о исцелении самых тяжелых болезней. И если верование верующего твердое, настоящее и чистое, то эта икона исцелит от всяких недугов. Пред этой иконой молят о здравии и любви для друзей и ближних. Эта икона создает Венчальный образ. Очень часто родные молодого именно этой иконой и напутствуют его на добрую, взаимную любовь и вечный брак.

Необходимо так же не забывать о признательных мольбах, потому как случаи в нашем мирском бытие иногда оказываются на самом деле небесной помощью нашего Спасителя. Данная икона есть в любой церкви. Для этого святого лика нет какой -либо определенной даты памяти. Все говорят, что Тот, Кто изображается на этом лике, и считается Счастьем, Благословением и Миром.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.