Роль выборов в политическом процессе план. Роль выборов в политическом процессе

Выборы - непременный атрибут демократии, ее важнейшая характерная черта. Они представляют собой форму реализации избирательных прав граждан путем участия в избирательной кампании, в конечном счете выражения воли народа, Институт выборов активно используется не только при формировании органов государства, местного самоуправления, но и руководящих органов политических партий, общественных объединений.

Основными этапами избирательного процесса можно считать: 1) подготовительный; 2) выдвижение кандидатов; 3) соперничество претендентов, сопровождающееся агитационно-пропагандистской кампанией; 4) голосование и подведение итогов выборов. Функции выборов: - формирование органов публичной власти - парламента, главы государства, правительства (в отдельных случаях), судебных органов, органов местного самоуправления; - выражение и представительство интересов различных социальных групп и слоев населения, электората; - включение граждан в политический процесс в качестве его субъекта. - легитимация власти как признание гражданами ее законности и права управлять, а также согласие подчиняться; - формирование политической элиты, т.е. приведение к власти (с максимальной вероятностью) лучших представителей общества; - контроль за институтами власти и воздействие на содержание политического курса.

Виды избирательных систем.

Существует два основных вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная системы.

Мажоритарная система

При этой системе избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, не учитываются. Мажоритарная система имеет две разновидности - абсолютного большинства и относительного большинства.

Пропорциональная система

При пропорциональной системе места в парламенте распределяются между политическими партиями в соответствии с количеством набранных голосов. При использовании пропорциональной системы с порогом в парламент не проходят партии, набравшие менее определённого процента голосов. Голоса, отданные за партии, не прошедшие в парламент, пропорционально распределяются между другими партиями.

Смешанная система

Представляет собой синтез двух принципов организации избирательной системы. При данной системе часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным спискам по пропорциональной системе.

Сущность политического конфликта.

Политический конфликт - это столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями.

Причины конфликтов.

Вопросы власти. Люди занимают неравное положение в системе иерархий: одни управляют, командуют, другие - подчиняются. Может сложиться ситуация, когда недовольными бывают не только подчиненные (несогласие с управлением), но и управляющие (неудовлетворительное исполнение). Нехватка средств к существованию. Недостаточно полное или ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки, митинги и т.д., что объективно нагнетает напряженность в обществе. Следствие непродуманной политики. Принятие властными структурами поспешного, неотмоделированного решения может вызвать недовольство большинства народа и способствовать возникновению конфликта. Несовпадение индивидуальных и общественных интересов. Различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных групп, партий. Зависть. Ненависть. Расовая, национальная и религиозная неприязнь и др.

К позитивным функциям конфликта можно отнести: функция разрядки напряженности между антагонистами. Конфликт играет роль "последнего клапана", "отводного канала" напряженности. Общественная жизнь освобождается от накопившихся страстей; коммуникативно-информационная и связующая функция. В ходе столкновения стороны больше узнают друг друга, могут сближаться на какой-либо общей платформе; стимулирующая функция. Конфликт выступает движущей силой социальных изменений; содействие формированию социально необходимого равновесия. Своими внутренними конфликтами общество постоянно "сшивается воедино"; функция переоценки и изменения прежних ценностей и норм общества.

К негативным функциям конфликта можно отнести следующие: угроза раскола общества; неблагоприятные изменения во властных отношениях; раскол в малоустойчивых социальных группах и международных организациях; неблагоприятные демографические процессы и др.

Путями разрешения : дипломатическое урегулирование путем переговоров; смена политических лидеров или режимов; достижение временного компромисса; война.


Федеральное агентство по образованию
федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирская академия государственной службы»

Институт переподготовки специалистов

Кафедра
Политических наук и технологий

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Политология
на тему: «Роль выборов в политическом процессе»

Выполнил: студент гр. 09304
Гусев В.В.
Проверила: Плясуля Г.И.

г. Новосибирск, 2011 г.

Содержание

Введение...................... .............................. .............................. .........................3

    Понятие и социальные функции выборов....................... ...................4
    Виды выборов....................... .............................. .............................. ...6
    Избирательные системы....................... .............................. .................8
    Понятие и структура избирательного процесса...................... .........12
Заключение.................... .............................. .............................. ..................18
Список литературы.................... .............................. .............................. .....20

Введение

Главным принципом демократии являются выборы. Посредством выборов формируются различные органы публичной власти – парламенты, главы государств, иногда правительства, судебные органы, органы местного самоуправления. Выборы широко используются для формирования органов общественных объединений, политических партий.
Выборы отбирают и формируют политическую элиту, воспитывают лидеров, политических деятелей общегосударственного и местного масштаба. Систематическое проведение выборов повышает политическую и правовую культуру населения. Участие избирателей в выборах учит их правильно оценивать лозунги и практическую деятельность тех или иных партий и избранных должностных лиц, сопоставлять обещания и реалии.
Выборы являются неотъемлемой составной частью политического процесса в современных демократических обществах. Они предоставляют человеку, идущему в большую политику, возможность стать депутатом парламента, губернатором или даже президентом страны. Вместе с тем во время выборов в активную политическую жизнь вовлекаются простые граждане, они начинают ощущать свою значимость, возможность оказывать влияние на персональный состав высших государственных органов.
Актуальность данной работы состоит в том, что именно через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении делами государства.

1. Понятие и социальные функции выборов .

Выборы – непременный атрибут демократии, ее важнейшая характерная черта. Они представляют собой форму реализации избирательных прав граждан путем участия в избирательной кампании, в конечном счете, выражения воли народа, которая, как отмечается во Всеобщей декларации прав человека, должна быть основой государственной власти. Суверенитет народа, его роль как источника власти проявляются именно через выборы. Институт выборов активно используется не только при формировании органов государства, местного самоуправления, но и руководящих органов политических партий, общественных объединений. К выборам как процедуре демократического характера обращаются практически все общественные структуры современных государств 1 .
Термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования при условии, что на каждый мандат могут претендовать два или более кандидатов 2 .
В демократических государствах законодательно закрепляется (с фиксированной периодичностью) выборность органов государственной власти и соответствующая процедура. Эту процедуру регулирует избирательное право, представляющее совокупность юридических норм, определяющих порядок организации и проведения выборов, подведения итогов голосования и другие стороны многогранного процесса выборов.
Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в их важнейших функциях. Выделяют следующие функции выборов 3:

    Формирование органов публичной власти – парламента, главы государства, правительства (в отдельных случаях), судебных органов, органов местного самоуправления.
    Выражение и представительство интересов различных социальных групп и слоев населения, электората.
    Включение граждан в политический процесс в качестве его субъекта, что для большинства граждан является единственной формой реального участия в политике.
    Легитимация власти как признание гражданами ее законности и права управлять, а также согласие подчиняться.
    Формирование политической элиты, т.е. приведение к власти (с максимальной вероятностью) лучших представителей общества.
    Контроль за институтами власти и воздействие на содержание политического курса.
Вышеназванные функции выборы выполняют лишь в том случае, если сами они организованы демократически. Выборы изначально призваны служить демократии, неразрывно связаны с ее общей концепцией и ценностями. Их главное социальное назначение – адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных общественных групп в органах власти, а также сформировать эффективное правительство 4 .
Выборы имеют определенную периодичность, которая определяется сроком полномочий выборных органов. Она позволяет избирателям регулярно обновлять состав выборных органов, подтверждая доверие выборным лицам или отказывая в нем. Это побуждает выборных лиц и политические объединения считаться с интересами и настроениями избирателей, поддерживать с ними постоянную связь, убеждать их в правильности избранного политического курса 5 .
Продолжительность срока полномочий выбранного органа имеет важное значение. Однако определение оптимального срока дело не простое. Приходится учитывать множество факторов и обстоятельств, включая национальные и исторические традиции. Мировая практика показывает, что срок полномочий парламентов обычно составляет 4-5 лет, президентов – 4-7 лет 6 .

2. Виды выборов

Существуют различные классификации выборов 7:

    Прямые и косвенные выборы. Первые характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане. Прямыми выборами избираются нижние или единственные палаты парламентов (лишь иногда и верхние), президенты в президентских и смешанных республиках (за редким исключением) и другие должностные лица. Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица-выборщики, депутаты. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты (например, в США), правительства, судьи и др.
    Всеобщие (общие) и частичные выборы. Всеобщими выборы являются тогда, когда в них призваны участвовать все избиратели страны. Частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов.
    Очередные и внеочередные выборы. Обычно такое деление относится к парламентским выборам. Очередные выборы проводятся в сроки, указанные в конституции или законе, либо назначаются в связи с истечением срока полномочий парламента. Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного роспуска парламента или палаты.
С учетом формы государства и иных факторов выборы могут быть разных видов:
1) по виду формируемых органов, выборы могут быть: Главы государства, парламента, в органы местного самоуправления и т.д.;
2) по форме проведения выборов: непосредственные, косвенные (через представителей, уполномоченных населением осуществить выборы в органы власти) и т. п.
В зависимости от масштабов и сроков проведения выборы могут быть:
а) общегосударственными (на всей территории государства), региональными (в субъекте Федерации) и местными (в муниципальном образовании);
б) полными (выборный орган избирается в полном составе) и частичными (избирается часть депутатов выборного органа взамен выбывших);
в) очередными (проводятся в установленный законом срок), повторными (проводятся после несостоявшихся очередных выборов) и внеочередными (при досрочном прекращении полномочий выборного органа или должностного лица).
В зависимости от принципов избирательного права выборы могут быть:
а) всеобщими (в голосовании участвуют все граждане, достигшие определенного возраста, за исключением недееспособных, признанных таковыми судом, и, как правило, лиц, приговоренных судом к лишению свободы) и не всеобщими (в голосовании не участвуют граждане, лишенные избирательного права по какому-либо необоснованному признаку - половому, религиозному, имущественному, социальному и др.);
б) равными (все граждане имеют равные возможности участвовать в выборах, избиратели имеют равное число голосов, кандидаты на выборные должности избираются от избирательных округов с примерно равным числом избирателей) и неравными (принципы равных выборов нарушаются);
в) прямыми (каждый избиратель голосует непосредственно за конкретного кандидата или кандидатов), косвенными (вначале избиратели выбирают так называемых выборщиков, которым они доверяют, а выборщики затем голосуют за конкретного кандидата или кандидатов) и многоступенчатыми (избиратели выбирают непосредственно только низшие органы власти, которые затем выбирают вышестоящие, а последние выбирают высшие - при трех ступенчатых выборах);
г) тайными (контроль за волеизъявлением избирателей не допускается) и открытыми (при открытом голосовании);
д) свободными (участие избирателей в голосовании и их выбор зависят только от их воли) и несвободными (на волю избирателей оказывается давление).
По правовым основаниям выборы могут быть: законными и незаконными.
По факту избрания кандидатов: первичные и повторные.
По количеству граждан принявших участие в выборах: состоявшиеся и несостоявшиеся 8 .

3. Избирательные системы
Главным регулятором выборов является избирательная система, определяющая общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Главное назначение избирательной системы – обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти 9 .
Избирательная система является важнейшим и обязательным элементом любого демократического режима. Это объясняется тем, что демократия в обществе не может функционировать без полномочного представительства, формируемого для участия в управлении делами общества, а такое представительство может быть демократичным, если само общество участвует в его формировании.
Существует два основных типа избирательных систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная).
При мажоритарной системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаще используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50% + 1), и системы относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.), где для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены лишь два кандидата, получивших наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума) 10 .
Каждая из основных избирательных систем имеет свои сильные и слабые стороны. К числу достоинств мажоритарной системы обычно относят:

    Сравнительную легкость формирования правительства и его большую стабильность. Это достигается за счет распределения парламентских мандатов в основном среди крупных партий-победителей, отсеивания мелких партий, которые обычно не в состоянии обеспечить своим кандидатам большинство в избирательных округах, а также побуждения партий к коалициям или слиянию еще до начала выборов;
    формирование устойчивых связей между избирателями и депутатами. Поскольку депутаты непосредственно избираются гражданами определенного округа и обычно рассчитывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, который, в свою очередь, лучше знает депутатов, чем при их избрании в общем партийном списке при пропорциональной системе.
Наряду с определенными достоинствами, мажоритарная избирательная система имеет и ряд существенных недостатков. Она во многом искажает реальную картину предпочтений и волю избирателей. При ней возможна ситуация, когда партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, одержит победу над партией, получившей в целом по стране большинство голосов. Это может быть достигнуто за счет различной степени концентрации в избирательных округах сторонников различных партий.
Ещё одним видом избирательной системы является пропорциональная система, суть которой состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы – представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом.
Однако пропорциональная система имеет и определенные недостатки. Важнейший из них – относительно меньшая стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-нибудь одной партии иметь устойчивое большинство и побуждает к образованию коалиций. Объединение же во многом разнородных по своим целям партий часто приводит к обострению противоречий между ними, к распаду межпартийных коалиций и правительственному кризису. Кроме того, политика правительства, сформированного на базе межпартийной коалиции, отличается большей эклектичностью и меньшей последовательностью.
Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей крайне радикальных или даже экстремистских сил многие страны используют т.н. заградительные барьеры, или оговорки, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от двух (Дания) до пяти (ФРГ) процентов всех поданых голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.
К недостаткам пропорциональной системы нередко относят и непосредственную зависимость выдвижения депутатов от позиций партийного аппарата, бюрократии, которая может, руководствуясь своими узкогрупповыми интересами, включать в партийные списки и непопулярных людей. Однако возможность такого рода действий зависит от характера внутрипартийных отношений. В партиях с развитой внутрипартийной демократией она минимальна. Кроме того, предотвращение вхождения в состав выборных органов непопулярных людей зависит от принятой в стране разновидности списков для голосования 11 .
В ряде стран с целью соединить положительные стороны различных систем и свести к минимуму их недостатки создаются избирательные системы смешанного характера, в которых сочетаются элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Например, в Государственную Думу РФ из 450 депутатов половина избирается по мажоритарной системе, а другая половина – по пропорциональной системе.
и т.д.................

Федеральное агентство по образованию

федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирская академия государственной службы»

Институт переподготовки специалистов

Кафедра

Политических наук и технологий

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Политология

на тему: «Роль выборов в политическом процессе»

Выполнил: студент гр. 09304

Гусев В.В.

Проверила: Плясуля Г.И.

г. Новосибирск, 2011 г.

Введение...........................................................................................................3

    Понятие и социальные функции выборов..........................................4

    Виды выборов......................................................................................6

    Избирательные системы......................................................................8

    Понятие и структура избирательного процесса...............................12

Заключение..................................................................................................18

Список литературы.....................................................................................20

Введение

Главным принципом демократии являются выборы. Посредством выборов формируются различные органы публичной власти – парламенты, главы государств, иногда правительства, судебные органы, органы местного самоуправления. Выборы широко используются для формирования органов общественных объединений, политических партий.

Выборы отбирают и формируют политическую элиту, воспитывают лидеров, политических деятелей общегосударственного и местного масштаба. Систематическое проведение выборов повышает политическую и правовую культуру населения. Участие избирателей в выборах учит их правильно оценивать лозунги и практическую деятельность тех или иных партий и избранных должностных лиц, сопоставлять обещания и реалии.

Выборы являются неотъемлемой составной частью политического процесса в современных демократических обществах. Они предоставляют человеку, идущему в большую политику, возможность стать депутатом парламента, губернатором или даже президентом страны. Вместе с тем во время выборов в активную политическую жизнь вовлекаются простые граждане, они начинают ощущать свою значимость, возможность оказывать влияние на персональный состав высших государственных органов.

Актуальность данной работы состоит в том, что именно через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении делами государства.

1. Понятие и социальные функции выборов .

Выборы – непременный атрибут демократии, ее важнейшая характерная черта. Они представляют собой форму реализации избирательных прав граждан путем участия в избирательной кампании, в конечном счете, выражения воли народа, которая, как отмечается во Всеобщей декларации прав человека, должна быть основой государственной власти. Суверенитет народа, его роль как источника власти проявляются именно через выборы. Институт выборов активно используется не только при формировании органов государства, местного самоуправления, но и руководящих органов политических партий, общественных объединений. К выборам как процедуре демократического характера обращаются практически все общественные структуры современных государств 1 .

Термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования при условии, что на каждый мандат могут претендовать два или более кандидатов 2 .

В демократических государствах законодательно закрепляется (с фиксированной периодичностью) выборность органов государственной власти и соответствующая процедура. Эту процедуру регулирует избирательное право, представляющее совокупность юридических норм, определяющих порядок организации и проведения выборов, подведения итогов голосования и другие стороны многогранного процесса выборов.

Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в их важнейших функциях. Выделяют следующие функции выборов 3:

    Формирование органов публичной власти – парламента, главы государства, правительства (в отдельных случаях), судебных органов, органов местного самоуправления.

    Выражение и представительство интересов различных социальных групп и слоев населения, электората.

    Включение граждан в политический процесс в качестве его субъекта, что для большинства граждан является единственной формой реального участия в политике.

    Легитимация власти как признание гражданами ее законности и права управлять, а также согласие подчиняться.

    Формирование политической элиты, т.е. приведение к власти (с максимальной вероятностью) лучших представителей общества.

    Контроль за институтами власти и воздействие на содержание политического курса.

Вышеназванные функции выборы выполняют лишь в том случае, если сами они организованы демократически. Выборы изначально призваны служить демократии, неразрывно связаны с ее общей концепцией и ценностями. Их главное социальное назначение – адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных общественных групп в органах власти, а также сформировать эффективное правительство 1 .

Выборы имеют определенную периодичность, которая определяется сроком полномочий выборных органов. Она позволяет избирателям регулярно обновлять состав выборных органов, подтверждая доверие выборным лицам или отказывая в нем. Это побуждает выборных лиц и политические объединения считаться с интересами и настроениями избирателей, поддерживать с ними постоянную связь, убеждать их в правильности избранного политического курса 2 .

Продолжительность срока полномочий выбранного органа имеет важное значение. Однако определение оптимального срока дело не простое. Приходится учитывать множество факторов и обстоятельств, включая национальные и исторические традиции. Мировая практика показывает, что срок полномочий парламентов обычно составляет 4-5 лет, президентов – 4-7 лет 1 .

2. Виды выборов

Существуют различные классификации выборов 2:

    Прямые и косвенные выборы. Первые характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане. Прямыми выборами избираются нижние или единственные палаты парламентов (лишь иногда и верхние), президенты в президентских и смешанных республиках (за редким исключением) и другие должностные лица. Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица-выборщики, депутаты. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты (например, в США), правительства, судьи и др.

    Всеобщие (общие) и частичные выборы. Всеобщими выборы являются тогда, когда в них призваны участвовать все избиратели страны. Частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов.

    Очередные и внеочередные выборы. Обычно такое деление относится к парламентским выборам. Очередные выборы проводятся в сроки, указанные в конституции или законе, либо назначаются в связи с истечением срока полномочий парламента. Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного роспуска парламента или палаты.

С учетом формы государства и иных факторо в выборы могут быть разных видов:

1) по виду формируемых органов , выборы могут быть: Главы государства, парламента, в органы местного самоуправления и т.д.;

2) по форме проведения выборов : непосредственные, косвенные (через представителей, уполномоченных населением осуществить выборы в органы власти) и т. п.

В зависимости от масштабов и сроков проведения выборы могут быть:

а) общегосударственными (на всей территории государства), региональными (в субъекте Федерации) и местными (в муниципальном образовании);

б) полными (выборный орган избирается в полном составе) и частичными (избирается часть депутатов выборного органа взамен выбывших);

в) очередными (проводятся в установленный законом срок), повторными (проводятся после несостоявшихся очередных выборов) и внеочередными (при досрочном прекращении полномочий выборного органа или должностного лица).

В зависимости от принципов избирательного права выборы могут быть:

а) всеобщими (в голосовании участвуют все граждане, достигшие определенного возраста, за исключением недееспособных, признанных таковыми судом, и, как правило, лиц, приговоренных судом к лишению свободы) и не всеобщими (в голосовании не участвуют граждане, лишенные избирательного права по какому-либо необоснованному признаку - половому, религиозному, имущественному, социальному и др.);

б) равными (все граждане имеют равные возможности участвовать в выборах, избиратели имеют равное число голосов, кандидаты на выборные должности избираются от избирательных округов с примерно равным числом избирателей) и неравными (принципы равных выборов наруша-ются);

в) прямыми (каждый избиратель голосует непосредственно за конкретного кандидата или кандидатов), косвенными (вначале избиратели выбирают так называемых выборщиков, которым они доверяют, а выборщики затем голосуют за конкретного кандидата или кандидатов) и многоступенчатыми (избиратели выбирают непосредственно только низшие органы власти, которые затем выбирают вышестоящие, а последние выбирают высшие - при трех ступенчатых выборах);

г) тайными (контроль за волеизъявлением избирате-лей не допускается) и открытыми (при открытом голосовании);

д) свободными (участие избирателей в голосовании и их выбор зависят только от их воли) и несвободными (на волю избирателей оказывается давление).

Одним из элементов формирования и функционирования политической системы государств являются политические выборы. Субъектом их выступает общество в лице его дееспособных граждан, а объектом - политико-государственная власть. Политические выборы - это способ формирования органов государственной власти и управления обществом с помощью выражен политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Посредством выборов формируются центральные и местные представительные органы государственной власти, определяются кандидаты на выборные должности (от президента или главы правительства до руководителей местного самоуправления). Выборы бывают:

Президентские,

Парламентские,

Муниципальные, т.е. выборы в органы местного, обычно городского, самоуправления,

Очередные,

Внеочередные,

Дополнительные.

В современных условиях значение и удельный вес выборов в разных странах неодинаковы, что определяется не только количеством представительных органов, но и значением самих этих органов. Если, к примеру, в Великобритании выборными являются только нижняя палата парламента и органы самоуправления, то во Франции избираются президент, обе палаты парламента, органы местного управления.

Неодинакова роль выборов и в политическом процессе, которая во многом зависит от существующей политического системы государства, типа политического режима. Так, если в демократических государствах выборы имеют определяющее значение для стабильного функционирования политической системы, то в недемократических странах они не оказывают значительного влияния на политические процессы. Например, за 40 лет независимого развития Пакистана, где военные режимы постоянно сменяли друг друга, всеобщие выборы проводились только 4 раза (Конституционное право развивающихся стран. Основы организации государства.1992. С. 47). Неоднозначна роль выборов и в странах с различными партийными системами. В странах с однопарной системой или с системой одной доминирующей партии они в основном не приводят к власти новые политические силы. Незначительна политическая роль выборов и в государствах, где часть членов представительных органов избирается, а назначается.

В политологической литературе можно встретить утверждение, согласно которому выборы являются не более своеобразным политическим ритуалом, якобы не оказывающим решающего влияния на политические процессы государства. Они лишь создают видимость причастности к принятию политических решений. Подобное утверждение базируется на том, что выдвижение кандидата выборные должности является в основном прерогатива политических партий. Тем самым свобода выбора избирателей ограничена жесткими рамками: им предоставляется лишь право выбора между кандидатами, утвержденными конкурирующими партиями. И все же большинство ученых считают, что в демократических системах выборы - важнейшая составляющая механизма осуществления власти.

Сущность политических выборов проявляется в их функциях. В современных условиях среди политологов существует единое мнение по этому вопросу. К наиболее распространенным социально-политическим функциям выборов можно отнести следующие:

Смена власти мирным путем;

Осознание и представление различными социальными группами своих интересов, которые включают в свои предвыборные программы партии и отдельные кандидаты;

Легитимация и стабилизация политической системы, а бич числе законодательных, исполнительных и некоторых других структур власти;

Политическая социализация граждан, повышение их активности. В период выборов расширяется поток политической информации и пропаганды, что способствует росту политической грамотности и активности избирателей;

Рекрутирование политической элиты. В результате выборов обновляется состав правящей и оппозиционной элит, изменяется политический вес партий и их представителей;

Формирование эффективно действующей оппозиции, главной функцией которой является осуществление контроля за деятельностью правящей элиты.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.