Тип людей которые отличаются повышенной активностью общительностью. Педагогика и психология (общий блок для всех руководящих и педагогических работников)

Рассмотрим наиболее распространенные акцентуированные свойства характера, которые могут представлять интерес для судебной практики.

Гипертимный тип характеризуется избыточной подвижностью, активностью, повышенной общительностью, стремлением к лидерству, отрицательным фактором, нередко провоцирующим негативные формы поведения у таких лиц, может быть строгая регламентация образа жизни. При наличии неблагоприятного социального влияния, серьезных дефектов воспитания, невысокого уровня интеллектуального развития такие «возбудимые» личности легче вовлекаются в групповые формы развлечений, сопровождающиеся употреблением спиртных напитков, азартными играми, с последующей трансформацией этих развлечений в групповые правонарушения против общественного порядка, против жизни и здоровья граждан. Лица с подобными чертами характера более других склонны к групповым формам противоправного поведения, нередко сами становятся вдохновителями правонарушении не только ради развлечении, из корыстных побуждений, но и ради желания самоутвердиться среди своих сверстников, из желания пережить ощущения, связанные с риском.

Помимо «чистого» гипертимного типа характера встречаются и различные смешанные с ним типы: гипертимно-неустойчивый тип характера; гипертимно-истероидный (демонстративный) тип личности, для которой склонность к демонстративному поведению, стремление произвести впечатление на других являются ведущими; гипертимно-эксплозивный тип личности, в структуре характера которой доминируют раздражительность, гневливость, агрессивность, вспыльчивость, аффективная окрашенность эмоций.

Неустойчивый тип акцентуации характера. Лица с такой акцентуацией довольствуются примитивными развлечениями, живут без каких-либо устойчивых жизненных планов на будущее. Их эмоции крайне бедны и нестабильны. Субъекты с такими чертами характера чаще других противятся требованиям дисциплины и в силу этого в большей мере нуждаются в контроле. Любимыми развлечениями таких лиц являются азартные игры, быстрая езда и т.п. Молодые люди с чертами характера, относящимися к неустойчивому типу акцентуации, наиболее подвержены противоправному поведению.

С возрастом у таких лиц черты характера могут трансформироваться в циклоидный тип акцентуации. Субъекты, характер которых отличается свойствами циклоидной акцентуации, чаще других без видимых причин бывают раздражительны, в большей мере подвержены апатии, беспричинным переменам настроения без какого-либо серьезного повода. Причем смена настроения может вызываться не только значимыми для них событиями, но и происходить под влиянием каких-то трудноуловимых обстоятельств. Циклы смены настроения у них могут различаться от нескольких дней, недель до нескольких месяцев и даже лет (у людей преклонного возраста). В фазе субдепрессивного состояния они избегают межличностных контактов, погружаясь в мир собственных переживаний. Им труднее адаптироваться к новой обстановке, в эмоциональном отношении они более ранимы, быстрее переутомляются.

Попадая в условия коренной ломки привычного жизненного стереотипа, например на военную службу, лица данного круга более подвержены затяжным субдепрессивным реакциям, которые могут приводить к суицидным попыткам по различным, даже малозначительным поводам.

Сенситивный тип акцентуации. Лица, наделенные свойствами сенситивной акцентуации, отличаются чрезмерной чувствительностью, повышенной впечатлительностью. У них резко выражено чувство собственной неполноценности, снижен уровень притязаний. В поведении они робки, излишне застенчивы, более других замкнуты. Их слабым звеном является обостренное восприятие отношений к ним со стороны окружающих. Непереносимой для них оказывается ситуация, в которой они становятся объектом насмешек, подозрений в каких-то неблаговидных поступках, несправедливых обвинений. По этой причине лица данного круга могут совершать самоубийство даже по ничтожному поводу.

Психастенический тип акцентуации характера. Главной отличительной чертой психастенического варианта характера является повышенная тревожность, мнительность. Поэтому такой характер нередко называют еще тревожно-мнительным. Причем применительно к личности таких субъектов тревожность рассматривается не только как психическое состояние, в котором они нередко пребывают по поводу самых различных, порой совершенно малозначительных, обстоятельств, но и как ведущее свойство их характера, накладывающее свой заметный отпечаток на принятие ими решений, на их поведение в целом. В то же время лица данного круга отличаются более развитым чувством ответственности, совестливостью. Они обязательны, добросовестны в делах, тщательно выполняют свои обязанности и при развитом интеллекте, достаточных знаниях обычно являются хорошими исполнителями, которые не нуждаются в дополнительном контроле. Однако при принятии решений они часто проявляют склонность к необоснованным сомнениям, навязчивому беспокойству, вследствие чего бывают нерешительны. Ситуации с непредсказуемым исходом, с быстрой сменой привычной обстановки, неупорядоченные, не поддающиеся планированию для лиц с тревожно-мнительным характером являются стрессогенными. Обстановка, которая резко меняется и может расцениваться ими как опасная для их жизни и здоровья, может неожиданно привести их к аффективному срыву. Таким людям гораздо труднее контролировать свое поведение в экстремальных условиях, в ситуации необходимой обороны.

Эпилептоидный тип характеризуется повышенной гневливостью, раздражительностью, вспыльчивостью, склонностью к импульсивным поведенческим реакциям. Наиболее яркими чертами характера таких лиц являются: избыточная агрессивность, аффективная без достаточных поводов окрашенность настроения, постоянная конфликтность с окружающими. Поводами для конфликтов могут быть самые незначительные ущемления их интересов. Аффекты у таких лиц часто сопровождаются безудержной яростью, жестокими избиениями жертвы, несмотря на ее слабость и беззащитность. При отсутствии внешнего повода такие лица ищут тех, на ком можно сорвать зло. Иногда обладатели такого характера проявляют садистские наклонности.

Следует отметить, что эпилептоидные черты характера до поры до времени могут быть скрыты от окружающих. Нередко лица с подобным типом акцентуации могут выглядеть подчеркнуто корректными, гиперсоциальными, выделяться своей сверхаккуратностью, педантизмом в соблюдении правил поведения, в других же ситуациях могут неожиданно проявить крайнюю озлобленность, непонятную, как будто немотивированную жестокость, изощренную мстительность.

У некоторых лиц данного круга вспышки аффективно окрашенного гнева сменяются депрессивным состоянием, которое так же, как и возбуждение, требует своей разрядки, порой толкающей субъекта на самоубийство.

Еще одной особенностью лиц с эпилептоидными чертами является характер их мышления, которое отличается излишней скрупулезностью, педантичностью, тяжеловесностью, замедленностью мыслительных процессов.

Паранойяльный тип акцентуации. Лица, наделенные свойствами характера по данному типу, выделяются прежде всего своей аффективной захваченностью, одержимостью какой-либо сверхценной, на их взгляд, идеей, которая становится для них доминирующей. Как правило, у них ранимое самолюбие, выраженное честолюбие, завышенная самооценка. Их поведение отличается самоуверенностью, временами переходящей, особенно когда их мнение не разделяют другие, в заносчивость. А поскольку большинство, которое их окружает, равнодушно к их одержимости, лица данного круга начинают подозревать «всех и вся» в различных кознях против них, и постепенно подозрительность у них из состояния становится устойчивой особенностью их личности. Благодатной почвой для развития такого состояния возбуждения может служить, к примеру, ревность, случайно задетое честолюбие, болезненная фантазия и т.п.

Помимо «ревнивцев» среди данной категории людей можно встретить и довольно распространенный тип личности «борца за справедливость», «неутомимых жалобщиков», «истцов, конфликтующих на ниве правдоискательства». Подобного рода люди нередко активно добиваются встреч с представителями судебных, государственно-правовых органов, с постоянным упорством занимаясь всевозможного рода судебными тяжбами, порой малозначительными по своему поводу, либо совершают преступления под влиянием преследующих их страха, ревности, в состоянии аффекта, фрустрации и т.п.

Субъекты, относящиеся к данному кругу лиц, крайне несговорчивы при отстаивании своих взглядов. Они являют собой так называемый тип преследуемых преследователей. Это тяжелый вид акцентуации характера, поставляющий в социум различного рода сутяжников, склочников, от которых особенно тяжело людям, вынужденным с ними жить в семье, сотрудничать по работе. Лица данного круга «постоянно готовы к аффективной реакции на любое реальное или мнимое действие по отношению к ним, чрезвычайно заботятся о своем личном престиже, и любое возражение, несогласие или просто равнодушие воспринимается ими как личная обида и оскорбление».

Шизоидный тип акцентуации характера. Наиболее существенными чертами данного типа людей являются их замкнутость, эмоциональная холодность, отгороженность от окружающих, неспособность или просто нежелание устанавливать и поддерживать с ними неформальные контакты, сниженная потребность в общении, равнодушие даже по отношению к своим близким. Еще одна характерная особенность этих лиц состоит в отсутствии у них внутреннего единства, согласованности их психической деятельности, в причудливости, оригинальности, порой парадоксальности мышления, высказываний, эмоций, поведения. Они ориентированы главным образом на свой внутренний мир. Поэтому не способны взглянуть на себя со стороны, встав на место других. Вследствие этого в эмоциональном отношении они зачастую неадекватно реагируют, выглядят со стороны несколько странными, малопонятными людьми. Ради какой-то идеи, торжества каких-то отвлеченных ценностей готовы пожертвовать всем. В конфликтных ситуациях, особенно когда они возникают из-за того, что их не понимают, бывают обидчивы, злобны, агрессивны, могут совершить противоправные действия насильственного характера, не адекватные их поводу.

Однако при развитом интеллекте лица данного типа выделяются своей творческой направленностью, разнообразными интересами и увлечениями, нестандартным, аналитическим складом ума. Они тонко чувствуют, эмоционально реагируют на созданные их воображением абстрактные образы.

Рассмотренные типы акцентуаций характера проявляются непостоянно. При воспитании и самовоспитании акцентуации характера сглаживаются, так как структура характера подвижна и изменяется на протяжении всей жизни человека.

Акцентуация - это слабые места характера индивида.

Ларошфуко писал: «Слабость характера - это единственный недостаток, который невозможно исправить».

Одна из классификаций типов личности определяется по типологии немецкого психиатра К. Леонгарда. Она основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и связана с понятием акцентуации характера.

По этой типологии выделяют:

· Гипертимный тип, отличающийся постоянно повышенным настроением. Люди такого типа веселы, беззаботны, часто легкомысленны и склонны к увлечениям всякого рода. Это неисправимые оптимисты, все видящие в розовом свете. Они уверены в себе и своем успехе, а потому склонны к риску. Неудачи их не огорчают вовсе или неглубоко и недолго. Они общительны, легко завязывают знакомство, живо отзываются на все события, разносторонни, но в то же время обыкновенно поверхностны, неусидчивы, отвлекаемы. К постоянно повышенному настроению нередко примешивается раздражительность, приводящая к гневным вспышкам, как правило, непродолжительным, неглубоким и не производящим большого впечатления на окружающих. Они легко вскипают и быстро отходят. Это активные натуры. Они энергичны, деятельны, предприимчивы. Свои проекты они быстро и решительно приводят в исполнение.

· Гипотимный тип. Гипотимики, так же как и гипертимики, отзывчивы, живо и сильно реагируют на все, что происходит вокруг них, но тон настроения у них понижен. Они мало чувствуют радости жизни, видят все в мрачном свете, недовольны всем, и прежде всего собой. Часто объективно хорошо выполняя работу, бывают не удовлетворены ею. Охотно говорят о бесцельности существования, склонны к жалобам на свое здоровье, к ипохондрии.

· Дистимный тип характеризуется низкой контактностью, немногословием, пессимизмом. Люди этого типа домоседы, ведут замкнутый образ жизни, склонны к подчинению.

· Циклоидный тип. Людям этого типа свойственны довольно частые перемены настроения. В период приподнятого настроения они бывают общительными, а в период подавленного - замкнутыми. В период душевного подъема они относятся к гипертимному типу характера, а в период спада к дистимному типу.



· Возбудимый тип характеризуется низкой контактностью, угрюмостью, занудливостью. У людей этого типа замедленные вербальные и невербальные реакции. В спокойном состоянии они добросовестны, аккуратны, любят детей и животных. В состоянии эмоционального возбуждения, возникающего по вполне пустяковым поводам, они склонны к брани, конфликтам, плохо контролируют свое поведение, трудно уживаются в коллективе из-за низкой коммуникативности.

· Застревающий тип - человек умеренной общительности, склонный к нравоучениям, занудливости. Люди этого типа обидчивы, подозрительны, конфликтны, обладают повышенной чувствительностью к социальной несправедливости. Для них характерны стремление добиваться высоких показателей в любом деле, предъявлять повышенные требования к себе и к окружающим, дисциплинированность.

· Педантичный тип. Выделяется чрезмерным формализмом в служебном рвении, брюзжанием, занудливостью на работе и в быту. Однако в общении люди этого типа привлекают к себе ровным настроением, серьезностью, надежностью в делах, добросовестностью и аккуратностью.

· Тревожный тип. Людям этого типа свойственны низкая контактность, неуверенность в себе, робость, пониженный фон настроения, нерешительность, долгое переживание неудач. Люди этого типа редко вступают в конфликты, стремясь в сложных ситуациях опереться на сильную личность. Притягательные свойства этих людей - дружелюбие, самокритичность, исполнительность.

· Эмотивный тип. Существенная черта людей с таким типом характера -стремление общаться в кругу друзей, где их хорошо понимают. Они чрезвычайно чувствительны, обидчивы, хотя и носят обиды в себе, часто находятся в подавленном настроении, слезливы. Их привлекательные черты: доброта, сострадательность, исполнительность, умение искренно радоваться чужим успехам.

· Демонстративный тип. Люди этого типа очень контактны, стремятся к лидерству, доминированию, жаждут власти, похвалы. Они самоуверенны, самолюбивы, легко приспосабливаются к людям, склонны к интригам, хвастовству, лицемерны, эгоистичны. Их положительные черты - артистизм, обходительность, неординарность мышления, умение увлечь других людей и повести их за собой.

· Экзальтированный тип. Ему свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость, но в то же время такие люди могут быть конфликтными. Они альтруисты, внимательны к друзьям и близким, обладают яркими и искренними чувствами, хорошо развитым художественным вкусом. Отрицательные черты их характера - подверженность панике, отчаянию, сиюминутные настроения.

· Экстравертированный тип. Такие люди отличаются открытостью для любой информации, готовностью выслушать и помочь любому. Обладают высокой степенью общительности, уступчивы, исполнительны. Им трудно дается организованность на работе и в быту. Отталкивающие черты - легкомыслие, необдуманность поступков, склонность к распространению слухов, сплетен.

· Интровертированный тип. Люди этого типа характеризуются низкой контактностью, замкнутостью, оторванностью от реальности, склонностью к философствованию. Ориентированы на себя, на свой внутренний мир, свою оценку предмета или события, а не на объект как таковой. Они склонны к одиночеству, вступают в конфликты при попытках вмешаться в их личную жизнь, сдержанны, принципиальны, склонны к самоанализу, имеют твердые убеждения и жизненные принципы. Их поступки определяются в первую очередь своей внутренней установкой. Они чрезмерно упрямы в отстаивании своих взглядов, даже нереальных. (Экстравертированный и интровертированный типы относятся к типологии К. Юнга.)

Типы личности, введенные Юнгом, не определяются обстоятельствами жизни человека. Они врожденные.

Другая классификация акцентуированных личностей была предложена и разработана советским психиатром П.Б. Ганнушкиным и затем продолжена немецким психиатром К. Леонгардом.

По ней выделяют следующие психологические типы:

· Эпилептоид. Ему свойственны высокий энергетизм, агрессивность, любовь к порядку, тщательность. Он чаще всего выбирает профессию, которая ему ближе, - финансиста, офицера, юриста, так как в процессе этой работы, связанной с поддержанием порядка, развиваются все больше и сами черты его характера. Так, в качестве финансиста эпилептоид особенно ценен, так как в этой деятельности необходим учет и контроль, они требуют строгого порядка, тщательности и строгого соблюдения законности, то есть всех тех качеств, которыми обладает эпилептоид. Если эти качества не находят достойного конструктивного применения, то эпилептоид может стать бюрократом. Ему свойственно подчиняться не духу, а букве закона, и официальный документ для него заведомо важнее живого человека. В работе с деньгами такие люди не допускают растрат и не идут на риск. Эпилептоид не сделает головокружительной карьеры, а будет медленно, но верно продвигаться по служебной лестнице. В качестве начальника, управляющего людьми он всегда будет требовательным и придирчивым как к себе, так и к другим. Он умеет принимать быстрые решения, не затягивая время, но при наличии времени может и «обмозговать» все подробно. Ему присущ авторитарный стиль руководства, но при этом он подвержен влиянию того, как принято в обществе. Если принято демократично руководить, то ему нетрудно перестроиться в духе времени.

· Паранойяльный. Ему свойственны высокий энергетизм, агрессивность, целеустремленность. Если работа совпадает с основной целью такого типа, то он всегда в работе. Ему трудно бывает работать в коллективах, поэтому наиболее успешной для него является индивидуальная творческая работа. Творчество для него - это не свободное самовыражение, а поиск ответа на какую-нибудь великую загадку или решение какой-либо крупной проблемы. Именно такие личности двигают прогресс всего человечества, способствуют развитию всего общества. В коллективном труде паранойяльный тип - это генератор идей, которого нельзя ограничивать никакими рамками, кроме постановки самой цели исследования. Результаты работы нужно уметь принимать в том виде, в котором он их поставляет. Его нельзя заставлять оформлять отчеты или выдавать готовые обсчитанные результаты - это пустая трата времени. Для этого лучше использовать эпилептоида, который будет дорабатывать результаты паранойяльного.

· Гипертим. Ему свойственны повышенное настроение, экстравертирован-ность, высокий энергетизм. В связи с огромной активностью, общительностью и способностями гипертима ему самому и окружающим кажется, что он будет успешен в любом деле. В начале он может что-то организовать, предложить, начать, однако в процессе повседневной работы ему становится скучно, и он переключается на другое, бросив предыдущее. Так как он всегда на виду, его быстро продвигают по службе и выдвигают на руководящую работу. Гипертим часто художественно одарен, причем одновременно в разных областях - музыке, живописи, литературе. Его творческий процесс - это бессистемное выплескивание излишков своей энергии и таланта. Обычно он творит во всех областях понемножку, не достигая выдающихся успехов ни в одной из них.

· Истероид. Ему свойственны высокий энергетизм и демонстративность (стремление быть в центре внимания). Это талантливый, разносторонне одаренный человек, особенно в плане художественных способностей. Ему легко дается перевоплощение, он очень артистичен. Это не мыслительный, а художественный тип, он мыслит не абстрактно-логически, а образно, поэтому он высокопродуктивен в художественном творчестве - изобразительном искусстве и поэзии. Истероидам лучше всего работать самостоятельно, вне рамок коллектива, заниматься свободным творчеством, потому что в коллективе им очень трудно ужиться, так как они очень конфликтны - демонстрируют свое превосходство, перебивают, ведут себя высокомерно.

· Шизоид. Ему свойственны малый энергетизм, интровертированность (замкнутость). Чаще всего шизоиды занимаются точными науками - математикой или теоретической физикой. Могут быть музыкантами, тяготеющими к классической музыке, композиторами, сочиняющими сложную, оригинальную музыку или музыку нового стиля, художниками-абстракционистами. Все это происходит при благоприятном стечении обстоятельств. Если же с детства шизоиды оставались непонятыми и его способностям не уделялось достаточного внимания, то чаще всего такой человек вырастет не понятым никем чудаком или неудачником, работающим на непрестижной работе (сторож) и читающим свои малопонятные книги. Но даже будучи профессиональным ученым или музыкантом, при невозможности вести свои исследования или свободно творить он может уйти в сторожа и там продолжать свою деятельность, потому что она главное для него, а не положение, занимаемое им в обществе. Именно шизоиды - творцы великих открытий.

· Психастеноид. Ему свойственны слабость, пониженный энергетизм, неувереннность. В работе он хороший исполнитель, очень обязательный и аккуратный работник. Ему не трудно подчиняться, если указания начальства носят логичный и упорядоченный характер. Если же он оказывается в подчинении у руководителя, который все время меняет свои решения, мнения, распоряжения, то в такой обстановке психастеноид нервничает и в конце концов вынужден сменить ее. Ему приятна тихая, аккуратная и неторопливая работа поближе к дому (библиотекарь).

· Гипотим. Ему свойственны слабость, пониженное настроение, повышенная чувствительность, тревожность, мнительность. В работе чувствительному гипо-тиму не столь важно дело, сколь взаимоотношения на работе, особенно отношение начальства. Поэтому они могут быть очень хорошими, исполнительными и преданными секретарями, машинистками и т. п. Однако обычно гипотимы не довольны своей работой, где бы они ни работали, в то же время они ничего не желают менять в своей жизни.

Что следует усвоить в первую очередь!

Типы личностей определяются, во-первых, темпераментом и характером индивида, во-вторых, его органическими особенностями и, наконец, нельзя рассматривать личность человека без учета существующих общественных отношений, существующего строя и социализации.

Характер проявляется в поведении человека, в его отношении к миру и к себе, являясь сочетанием наиболее устойчивых, существенных особенностей личности.

Рассмотренные типы акцентуаций характера проявляются непостоянно. При воспитании и самовоспитании они сглаживаются, гармонизируются, так как структура характера подвижна, динамична и изменяется на протяжении жизни человека. В связи с этим необходимо постоянно изучать условия воспитания личности, учитывать имеющиеся отклонения и своевременно проводить их психокоррекцию, поскольку человек может и должен совершенствовать свои характерологические особенности.

В процессе мотивации трудовой деятельности руководители организаций должны учитывать психологические особенности каждого индивида, тип его характера, темперамента и особенности поведения в процессе трудовой деятельности. Особое внимание, на мой взгляд, здесь следует уделять направленности той или иной личности на внешний или внутренний объект (то есть экстра- и интроверсию). От этого во многом зависит функциональное разделение труда и выполнение производственных задач. Руководителям следует время от времени изучать путем тестирования характерологические особенности своего персонала наряду с изучением их потребностей. Обладание знаний о своем персонале поможет руководителям правильно выстроить линию поведения в различных ситуациях производственной деятельности.

Гипертрофированы и проявляются в форме «слабых мест» в психике индивида — избирательной ее уязвимости в отношении некоторых воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим воздействиям. Отдельные акцентуированные черты характера обычно бывают достаточно компенсировании. Однако в трудных ситуациях у человека с акцентуированным характером может возникнуть нарушение поведения. Акцентуации характера, его «слабые места» могут быть явными и скрытыми, проявляющимися в экстремальных ситуациях. Лица с личностными акцентуациями более податливы влияниям среды, более подвержены психическим травмам. И если неблагоприятная ситуация наносит удар по «слабому месту», то все поведение таких лиц резко видоизменяется — начинают доминировать особенности акцентуации (рис. 95).

Типы акцентуированных личностей еше не определены окончательно. Они описаны К. Леонгардом и А. Е. Личко. Однако эти авторы дают чрезмерно дробную классификацию акцентуаций. Мы выделяем лишь четыре типа акцентуированных личностей: возбудимый, аффективный, неустойчивый, тревожный (табл. 12).

Рис. 95. Структура характера

В отличие от акцентуации характера не вызывают общую социальную дезадаптацию личности.

Интенсивно проявляясь в подростковом возрасте, акцентуации характера со временем могут компенсироваться, а при неблагоприятных условиях — развиться и преобразоваться в «краевые» психопатии.

Типы акцентуаций характера

К основным типам акцентуации характера относятся:

  • возбудимый;
  • аффективный;
  • неустойчивый;
  • тревожный;

Иногда акцентуация граничит с различными видами психопатий, поэтому при ее характеристике, типологизации используются психопатологические схемы и термины. Психодиагностика типов и степени выраженности акцентуаций осуществляется с помощью «Патохарактериологического диагностического опросника» (разработанного А. Е. Личко и Н. Я. Ивановым) и личностного опросника MMPI (шкалы которого включают зоны акцентуированных и патологических проявлений характера).

Акцентуация характера по А. Личко

По уровню проявления черт характера характеры делятся на средние (нормальные), выраженные (акцентуированные) и выходящие за рамки нормы (психопатии).

Центральными, или стержневыми, отношениями личности являются отношение личности к окружающим (коллективу) и отношение личности к труду. Существование центральных, стержневых отношений и обусловленных ими свойств в структуре характера имеет важное практическое значение в воспитании человека.

Невозможно преодолеть отдельные недостатки характера (например, грубость и лживость) и воспитать отдельные положительные свойства (например, вежливость и правдивость), игнорируя центральные, стержневые отношения личности, а именно, отношение к людям. Иными словами, нельзя формировать только определенное свойство, воспитывать можно только целую систему взаимосвязанных свойств, обращая при этом основное внимание на формирование центральных, стержневых отношений личности, а именно отношений к окружающим и труду.

Целостность характера, однако, неабсолютна. Это связано с тем. что центральные, стержневые отношения не всегда целиком и полностью определяют остальные. Кроме того, степень целостности характера индивидуально-своеобразна. Встречаются люди с более целостным и менее целостным или противоречивым характером. Вместе с тем необходимо отметить, что, когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у границы норм, возникает гак называемая акцентуация характера.

Акцентуация характера — это крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт. Акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии, но отождествлять ее с патологией неправомерно. Свойства характера определяются не биологическими закономерностями (наследственными факторами), а общественными (социальными факторами).

Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, так как тип нервной системы может сформировать все общественно пенные качества личности. Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного, возбудимою типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но воспитываться и проявляться она будет по-разному в зависимости от типа.

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии.

Все типологии человеческих характеров исходили и исходят из ряда общих идей.

Основные из них следующие:

  • характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый;
  • те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Одна из любопытных классификаций характера принадлежит известному отечественному ученому А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками.

Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера (рис. 6), при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот фактор автор классификации так: «...при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении». При взрослении ребенка особенности его характера, проявляющиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникнет заболевание).

В сегодняшней психологии различают от 10 до 14 типов (типологий) характера.

Они могут определяться как гармоничные и дисгармоничные.

Гармоничные типы характера характеризуются достаточным развитием основных черт характера без выделения, обособления, без преувеличения в развитии каких-то одних черт.

Дисгармоничные проявляются с выявления разных черт характера и получили название акцентированные или акцентуированные.

У 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены, что происходит «перекос» характера — в результате ухудшается взаимодействие с людьми, появляются затруднения и конфликты.

Выраженность акцентуации может быть рахтичной: от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет л и болезни — психопатии. Психопатия — болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате чего резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми. Но, в отличие от психопатии, акцентуации характера проявляются непостоянно, с годами могут совершенно сгладиться, приблизится к норме. Акцентуации характера чаще всего встречаются у подростков и юношей (50-80%), поскольку именно эти периоды жизни наиболее критические для формирования характера, проявления неповторимости, индивидуальности. Затем акцентуации могут сглаживаться или, напротив, усиливаться, перерастая в неврозы или психопатию.

Рис. 6. Схема акцентуации характера по Е. Филатовой и А.Е. Яичко

Можно рассмотреть двенадцать дисгармоничных (акцентуированных) типов характера (согласно типологии К. Леонгарда) и описать их положительные и отрицательные качества, которые могут отражаться на профессиональной деятельности человека — нам это необходимо для подтверждения основ дифференциации личности в аспекте характерологических свойств человека.

Гипертимический тип

Отличается почти всегда хорошим настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Стремится к лидерству, авантюрам. Необходимо сдержанно относиться к его необоснованному оптимизму и переоценке своих возможностей. Черты, привлекательные для собеседников: энергичность, жажда деятельности, инициативность, чувство нового, оптимизм.

Для окружающих людей в нем неприемлемо: легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, несерьезное отношение к возложенным на него обязанностям, раздражительность в кругу близких людей.

Конфликт возможен при монотонной работе, одиночестве, в условиях жесткой дисциплины, постоянных нравоучений. Это приводит к тому, что у этого человека возникает гнев. Такой человек хорошо себя проявляет в работе, связанной с постоянным общением. Это организаторская деятельность, служба быта, спорт, театр. Для него характерно часто менять профессии и работы.

Дистимический тип

Противоположность первому типу: серьезный. пессимист. Постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность. Эти люди тяготятся шумными обществами, с сослуживцами близко не сходятся. В конфликты вступают редко, чаще являются в них пассивной стороной. Они очень ценят тех людей, которые дружат с ними и склонны им подчиняться.

Окружающим нравится их серьезность, высокая нравственность, добросовестность и справедливость. Но такие черты, как пассивность, пессимизм, грусть, замедленность мышления, «отрыв от коллектива», отталкивают окружающих от знакомства и дружбы с ними.

Конфликты наблюдаются в ситуациях, которые требуют бурной деятельности. На этих людей смена привычного образа жизни оказывает отрицательное воздействие. Они хорошо справляются с работой, в которой не требуется широкий круг общения. При неблагоприятных условиях проявляют склонность к невротической депрессии. Эта акцентуация возникает чаще всего у лиц меланхолического темперамента.

Циклоидный тип

Акцентуация характера проявляется в циклически меняющихся периодах подъема и спада настроения. В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период спада — с дистимической. В период спада обостренно воспринимают неприятности. Эти частые смены душевного состояния утомляют человека, делают его поведения непредсказуемым, противоречивым, склонным к смене профессии, места работы, интересов.

Возбудимый тип

У этого типа людей повышенная раздражительность, склонность к агрессии, несдержанность, угрюмость, занудливость, но возможны льстивость, услужливость, склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленность в беседе. Они активно и часто конфликтуют, не избегают ссор с начальством, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны и жестоки. Вне приступов гнева эти люди добросовестны, аккуратны и проявляют любовь к детям.

Окружающим не нравится их раздражительность, вспыльчивость, неадекватные вспышки ярости и гнева с рукоприкладством, жестокость, ослабленный контроль над влечением. На этих людей хорошо воздействует физический труд, атлетические виды спорта. Им необходимо развивать выдержку, самоконтроль. Из-за неуживчивости они часто меняют место работы.

Застревающий тип

Люди с таким типом акцентуации «застревают» на своих чувствах, мыслях. Они не могут забыть обид и «сводят счеты» со своими обидчиками. У них наблюдается служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам. В конфликте чаще всего бывают активной стороной и четко определяют дня себя круг друзей и врагов. Проявляют властолюбие.

Собеседникам нравится их стремление добиться высоких показателей в любом деле, проявление высоких требований к себе, жажда справедливости, принципиальность, крепкие, устойчивые взгляды. Но в то же время у этих людей есть черты, которые отталкивают окружающих: обидчивость, подозрительность, мстительность, самонадеянность, ревнивость, честолюбие.

Конфликт возможен при задетом самолюбии, несправедливой обиде, препятствии к достижению честолюбивых целей.

Педантичный тип

У этих людей ярко выражена «занудливость» в виде переживания подробностей, на службе они способны замучить формальными требованиями, изнуряют домашних чрезмерной аккуратностью.

Для окружающих они привлекательны добросовестностью, аккуратностью. серьезностью, надежностью в делах и чувствах. Но такие люди имеют ряд отталкивающих черт характера: формализм, «крючкотворство», «занудливость», стремление переложить принятие решений на других.

Конфликты возможны в ситуации личной ответственности за важное дело, при недооценке их заслуг. Они склонны к навязчивости, психастении.

Для этих людей предпочтительны профессии, не связанные с большой ответственностью, «бумажная работа». Они не склонны к перемене места работы.

Тревожный тип

Люди этого типа акцентуации отличаются пониженным настроением, робостью, боязливостью, неуверенностью в себе. Они постоянно опасаются за себя, своих близких, долго переживают неудачу и сомневаются в правильности своих действий. В конфликты вступают редко и играют пассивную роль.

Конфликты возможны при ситуации страха, угрозы, насмешек, несправедливых обвинений.

Окружающим нравится их дружелюбие, самокритичность и исполнительность. Но боязливость, мнительность служат подчас мишенью для шуток.

Таким людям нельзя быть руководителями, принимать ответственные решения, так как им свойственно бесконечное переживание, взвешивание.

Эмотивный тип

Человек этого типа характера чрезмерно чувствителен, раним и глубоко переживает малейшие неприятности. Он чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще всего печальное настроение. Он предпочитает узкий круг друзей и близких, которые понимали бы его с полуслова.

В конфликты вступает редко и играет в них пассивную роль. Обиды не выплескивает наружу, а предпочитает держать их в себе. Окружающим нравится его сострадание, жалость, выражение радости по поводу чужих удач. Он очень исполнителен и имеет высокое чувство долга.

Такой человек обычно бывает хорошим семьянином. Но крайняя чувствительность, слезливость отталкивают от него окружающих.

Конфликты с близким человеком, смерть или болезни он воспринимает трагически. Ему противопоказаны несправедливость, хамство, пребывание в окружении грубых людей. Наиболее значительных результатов он достигает в сфере искусства, медицины, воспитания детей, уходе за животными и растениями.

Демонстративный тип

Этот человек стремится быть в центре внимания и добивается своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь. Он легко забывает о своих неблаговидных поступках. У него выражена высокая приспособляемость к людям.

Этот человек привлекателен для окружающих обходительностью, упорством, целенаправленностью, актерским дарованием, способностью увлечь других, а также своей неординарностью. Он имеет черты, которые отталкивают от него людей, черты эти способствуют конфликту: эгоизм, необузданность поступков, лживость, хвастливость, склонность к интригам, отлынивание от работы. Конфликте таким человеком происходит при ущемлении его интересов, недооценки заслуг, низвержения с «пьедестала». Эти ситуации вызывают у него истерические реакции.

Экзальтированный типа

Люди с таким типом акцентуации имеют очень изменчивое настроение, словоохотливость, повышенную отвлекаемость на внешние события. Их эмоции ярко выражены и находят свое отражение во влюбчивости.

Такие черты, как альтруизм, художественный вкус, артистическое дарование, яркость чувств и привязанность к друзьям, нравятся собеседникам. Но чрезмерная впечатлительность, патетичность, паникерство, подверженность отчаянию являются не лучшими их чертами. Неудачи и горестные события воспринимаются трагически, такие люди имеют склонность к невротической депрессии.

Их среда существования — это сфера искусств, художественные виды спорта, профессии, связанные с близостью к природе.

Интровертированный тип

Люди этого типа акцентуации характеризуются малой общительностью, замкнутостью. Они находятся в стороне ото всех и вступают в общение с другими людьми только но необходимости, чаще всего погружены в себя и свои мысли. Им свойственна повышенная ранимость, но они ничего не рассказывают про себя и не делятся своими переживаниями. Даже к своим близким они относятся холодно и сдержанно. Их поведение и логику часто не понимают окружающие.

Эти люди любят одиночество и предпочитают находиться в уединении, а не в шумной компании. В конфликты вступают редко, только при попытке вторгнуться в их внутренний мир.

Они разборчивы в выборе супруга и заняты поисками своего идеала.

У них сильно выражена эмоциональная холодность и слабая привязанность к близким.

Окружающим людям они нравятся за сдержанность, степенность, обдуманностью поступков, наличие твердых убеждений и принципиальность. Но упорное отстаивание своих нереальных интересов, взглядов и наличие своей точки зрения, резко отличающейся от мнения большинства, отталкивают от них людей.

Таким людям предпочтительна работа, не требующая большого круга общения. Они склонны к теоретическим наукам, философским размышлениям, коллекционированию, шахматам, фантастике, музыке.

Конформный тип

Люди этого типа обладают высокой общительностью, словоохотливостью до болтливости. Обычно они не имеют своею мнения и не стремятся выделиться из толпы.

Эти люди не организованы и стремятся подчиниться другим. В общении с друзьями и в семье уступают лидерство другим. Окружающим в этих людях нравится их готовность выслушать другого, исполнительность. Но в то же время это люди «без царя в голове», подвержены чужому влиянию. Они не обдумывают свои поступки и имеют большую страсть к развлечениям. Конфликты возможны в ситуации вынужденною одиночества, бесконтрольности.

Эти люди обладают легкой приспособляемостью к новой работе и отлично справляются со своими должностными обязанностями, когда четко определены задачи и правила поведения.

По мнению К. Леонгарда, акцентуации личности прежде всего проявляются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуаций. В классификацию, предложенную Леонгардом, входят следующие типы:

1. Гипертимный тип . Заметной особенностью гипертимного типа личности является постоянное пребывание в приподнятом настроении, даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности. Для гипертимов характерны общительность, повышенная словоохотливость. Они смотрят на жизнь оптимистически, не теряя этого качества и при возникновении препятствий. Трудности часто преодолевают без особого труда, в силу органично присущей им активности и деятельности. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности и инициативность. Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью и недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность.

По данным А. Е. Личко, гипертимный тип входит в пятерку наиболее «рискованных» с точки зрения делинквентности. Наряду с близким ему неустойчивым типом, он прочно занимает лидирующее положение по этому критерию. В группе подростков-делинквентов, состоящих на учете за различные правонарушения гипертимная и неустойчивая акцентуация составляет 76%. Асоциальное поведение гипертимов обусловлено не столько четко выраженными антисоциальными установками, сколько легкомыслием, гиперактивностью и склонностью к риску.

2. Застревающий тип . Главными особенностями этого типа является умеренная общительность, склонность к нравоучениям, длительность эмоциональных переживаний. Он стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе; особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, подозрителен, мстителен; ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе. В связи с тем, что оскорбление личных интересов и достоинства никогда не забывается, окружающие характеризуют таких людей как злопамятных. К этому есть основания: переживание аффекта часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана мести обидчику. Болезненная обидчивость этих людей чаще всего хорошо заметна.

3. Эмотивный тип . Главной особенностью эмотивной личности: доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность, чрезмерная чувствительность. Эти люди предпочитают общение в узком круге избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль.

Как это ни странно, доля эмотивных акцентуантов в группе подростков с асоциальным поведением достаточно высока и составляет величину порядка 36%.

4. Педантичный тип . Хорошо заметными внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность и тяга к порядку, нерешительность и осторожность, добросовестность и серьезность, формализм и занудливость. Прежде чем что-либо сделать, долго и тщательно все обдумывают. Очевидно, за внешней педантичностью стоит нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Эти люди без нужды не меняют место работы, лишь в самых крайних случаях, и то с большим трудом. На службе они ведут себя как бюрократы, предъявляя окружающим много формальных требований.

5. Тревожный тип . Главной особенностью тревожной личности является повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу своих близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило нет или они незначительны. Людям с акцентуацией данного типа свойственны: низкая контактность, робость, неуверенность в себе. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки. Вследствие своей беззащитности также нередко служат «козлами отпущения».

6. Дистимический тип . Дистимическая личность - антипод гипертимной. Дистимитики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре домоседы, серьезны. Активность, а тем более гиперактивность им совершенно не свойственны. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиняться. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: добросовестностью и обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это пассивность и замедленность мышления, неповоротливость и индивидуализм.

7. Циклотимный тип . Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего также часто меняется манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения такие люди являются общительными, а в период подавленного - замкнутыми. Во врем душевного подъема они ведут себя как люди с гипертивной акцентуацией характера, а в период спада - как люди с дистимической акцентуацией. Тяжело переживает неудачи, часто думает о собственных недостатках, испытывает чувство одиночества. Самооценка нередко бывает неточной.

8. Демонстративный тип . Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, быть в центре. Это проявляется в тщеславном, часто нарочитом поведении, в частности в таких чертах, как самовосхваление, восприятие и преподнесение себя как центрального персонажа любой ситуации. Значительная доля того, что человек говорит о себе, часто оказывается плодом фантазии или же значительным приукрашенным изложением событий. Демонстративная личность обладает следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления. Отталкивающие черты: эгоизм, хвастовство, отлынивание от работы.

9. Возбудимый тип . Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Манера общения и поведения зависит в значительной мере не от логики, не от рационального осмысления своих поступков, а обусловлена порывом, влечением, инстинктом. В области социального взаимодействия для представителей этого типа характерна крайне низкая терпимость, что может расцениваться и как отсутствие терпимости вообще.

Возбудимый тип акцентуации входит в группу особого риска делинквентного поведения. По данным различных психологических исследований этот тип занимает второе-третье место по распространенности в группе делинквентов. Важно отметить не только то, что возбудимый тип - один из наиболее часто встречающихся среди делинквентов, но и то, что именно возбудимые акцентуанты - наиболее частые участники насильственных правонарушений, т.е. тех противоправных действий, которые являются особо опасными с социальной точки зрения и имеют, кроме того, самые суровые правовые последствия.

10. Экзальтированный тип . Главной чертой экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция на происходящее. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта. При этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживаниям находят в их поведении яркое внешнее проявление. Такие люди часто спорят, но, не доводя до открытого конфликта. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, проявляют яркость и искренность чувств. Их отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

11. Экстравертированный тип . Такие люди отличаются высокой контактностью, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации, редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе и в семье они часто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находятся в тени. Они располагают привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят, исполнительность. Отталкивающими особенностями являются подверженность влиянию и страсть к развлечениям, к участию в распространении слухов и сплетен.

12. Интровертированный тип . Его, в отличие от предыдущего, отличает очень низкая контактность, оторванность от реальности и склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; вступают в конфликты с окружающими только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Они часто представляют собой холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям. Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие черты. Это - упрямство и упорное отстаивание своих идей. Такие люди на все имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и тем не менее они продолжают ее отстаивать, несмотря ни на что.

1. Автор педагогической системы, основанной на принципе естественного воспитания»:

A) Ж.-Ж.Руссо

Б) Платон

В) Ф.Фребель

2. Кто из великих педагогов прошлого настаивал на преимущественном использовании «метода естественных последствий» в воспитании ребенка, считая его наиболее эффективным?

A) Ж.-Ж.Руссо

Б)Дж.Локк

В)Я.А.Коменский

A) Ж.-Ж.Руссо

Б) Дж.Локк

В) Я.А.Коменский

Г) И.Г. Песталоцци

4 . Какой принцип положил в основу отбора содержания обучения ребенка Дж. Локк?

A) свобода

Б) принуждение

В) природоссобразность

Г)утилитаризм

5.С какого возраста Я.А.Коменский предлагал начинать систематическое обучение ребенка?

A) с 12 лет

Б) с 6 лет

В) с 10 лет

Г) с 7 лет

5.. Кто их нижеперечисленных педагогов впервые соединил обучение с производительным трудом?

A) Ж.-Ж.Руссо

Б) И.Г.Песталоцци

В) Я.А.Коменский

6. Кем из педагогов впервые было обосновано значение родного языка в первоначальном обучении и воспитании детей?

A) К.Д.Ушинским

Б) В.Ф.Одоевским

В) Я.А.Коменским

7. Кем впервые был предложен звуковой метод обучения детей грамоте?

A) И.Г.Песталоцци

Б) К.Д.Ушинским

A) Я. А.Коменский

Б) П.Ф.Лесгафт

В) К.Д.Ушинский

9.Кто из названных педагогов впервые обосновал дидактические принципы и правила?

A) Дж.Локк

Б) Я.А.Коменский

В) К.Д.Ушинский

10. Кому принадлежат слова; «Обучение только тогда хорошо, оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»?

A)П.Н.Леонтьев

Б) Л.С.Выготский

В) К.Д.Ушинский

11. Классификацию методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся разработали

A) Н.А. Сорокин, А.И. Дулов

Б) ^ М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов

В) М.А. Данилов, Б.П. Есипов

Г) Ю.К. Бабанский

12 Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, проблемный эвристический методы обучения выделены в соответствии

A) со спецификой усвоения различных видов содержания

Б) с функциями

В) с источниками познания

Г) со структурой личности.

13. Принцип структурирования содержания образования, при котором периодически повторяется одно и то же содержание, расширяясь новыми сведениями, связями и зависимостями:

A) линейный

Б) концентрический

В) спиралеобразный

Г) смешанный

14. Технология проблемного образования предполагает:

A) усвоение знаний в готовом виде, без раскрытия путей доказательства их истинности

Б) изучение учебного материала поэлементно в логической последовательности

в) направленность на самостоятельную познавательную активность обучаемых по поиску новых понятий и способов действий

г) вооружение учащихся в сжатые сроки знаниями основ наук в концентрированном виде

15. Идеи развивающего обучения заложили

a) ^ Занков Л., Давыдов В., Гальперин П., Талызина Н.

Б) Лихачев Б., Талызина Н., Махмутов М., Данилов М.

в) Азаров Ю., Занков Л., Махмутов М., Данилов М.

Г) Лернер И., Скаткин М., Махмутов М., Данилов М.

16. Теоретические и практические основы педагогики сотрудничества впервые разработаны учеными

Б)России

в) Англии

Г)Франции

17. Направление в педагогике, получившее развитие в США в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века; основано на личностно-ориентированном характере воспитания и обучения, отказе от использования отметки

A) педагогика ненасилия;

Б) педагогика сотрудничества;

В) педагогика гуманистическая;

Г) педагогика принуждения.

18. Главное направление модернизации российского образования направлено на реализацию:

A) творчества учителей;

Б) учебных целей;

В) воспитательных целей;

Г) личностно- ориентированного учебного процесса.

19. Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования примерное соотношение объемов базовых предметов, профильных предметов и элективных курсов определяется пропорцией:

В) 50:30:20;

20. Основная функция курсов по выбору:

A) профилизационная;

Б) профориентационная;

В) организационная;

Г) мотивационная

21. Теория воспитания - это

A) наука, изучающая онтологические и гносеологические основы воспитания

Б) наука, изучающая проблемы развития личности

В) наука, выявляющая индивидуальные, возрастные, групповые особенности и законы развития и поведения людей

Г) раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности воспитания, его структурные элементы, концепции и системы

22 Основополагающей в современных системах воспитания является теория

A) психоаналитическая (А. Гезел, З. Фрейд)

Б) когнитивная (Ж. Пиаже, Д. Дьюи)

В) поведенческая (К. Лоренс, Д. Уотсон)

Г) гуманистическая (Ж.-Ж. Руссо, В. Сухомлинский

23. Если педагог является единичным субъектом учебно - воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», то это

Б) личностно - ориентированные

В) гуманно - личностные

Г) свободного воспитания

24. Если технологии реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект - субъектных отношениях педагога и ребенка, то это технологии

Б) личности - ориентированные

В) гуманно – личностные

Г) сотрудничества

25. Программа, в которой занятия проводятся деятельностным методом, т.е. знания не даются в готовом виде, а ребенок выступает в роли исследователя называется

A) «Школа-2000»

Б) «М.Монтессори»

Г) «Истоки»

26. Обучение в системе Монтессори обеспечивает

A) занятие

В) развивающая среда, самоконтролирующие материалы

Г) самостоятельная деятельность

27. По системе Монтессори « процесс воспитания» - это

A) руководство учителя ребенком

Б) сотворчество учителя и ребенка

В) невмешательство педагога в развитие ребенка

Г) систематическое воздействие

28. Тип учебного заведения, получивший название от древнегреческой философской школы близ Афин, основанной Аристотелем,

A) лицей;

Б) гимназия;

В) школа;

Г) колледж.

29. Наука, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания, называется

A) общая психология;

Б) возрастная психология;

В) педагогическая психология;

Г) все ответы верны.

30. Учение как фактор социализации, усвоение связи индивидуального и общественного сознания рассматривается в:

A) физиологии;

Б) биологии;

В) психологии;

Г) педагогике.

31. Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях, - это:

A) мышление;

Б) интеллект;

В) эвристика;

Г) адаптация

32. Системное использование данных всех наук о человеке, их учет при построении и осуществлении педагогического процесса составляет суть

A) личностного подхода

Б) системного подхода

В) культурологического подхода

Г) антропологического подхода

33. Развитие организма человека называется:

a) онтогенезом;

б) филогенезом;

в) социогенезом;

г) антропогенезом.

34. Действия, направленные на анализ условий ситуации и их соотнесение со своими возможностями в целях правильной постановки учебной задачи, называются:

A) ориентировочными;

Б) исполнительскими;

В) контрольными;

Г) оценочными

35. Отбор и организация содержания учебной информации, проектирование деятельности учащихся, а также собственной преподавательской деятельности и поведения составляет суть … педагогической функции:

A) конструктивной;

Б) организаторской;

В) коммуникативной;

Г) гностической.

36. В качестве доминирующей основы для формирования умений и навыков выступает следующий интеллектуальный механизм:

A) формирование ассоциаций;

Б) подражание;

В) различение и обобщение;

Г) инсайт (догадка)

37. Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста является

A) ролевая игра

Б) учение

В) общение в системе общественно-полезной деятельности

Г) учебно-профессиональная

38. Исследования показали, что основные типы поведения, направленные на достижение или избегание успеха, складываются в возрасте:

A) от 3 до 7 лет;

Б) от 3 до 10 лет;

В) от 3 до 13 лет;

Г) от 3 до16 лет

39. Установлено, что материал запоминается лучше в том случае, если он:

A) включается в условия достижения цели;

Б) входит в содержание основной цели деятельности;

В) включается в способы достижения цели;

Г) предъявляется в свободном порядке

40. Понимание связи между различными элементами данной ситуации с тем, чтобы найти решение конкретной проблемы, - это способность к

A) обобщению;

Б) моделированию;

В) умозаключению;

Г) сравнению.

41. Общее понятие, обозначающее процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой – это:

a) рефлекс;

б) запечатление;

в) научение;

Г) повторение

42. Самый простой вид научения - это:

A) привыкание .

Б) классическое обусловливание.

В) оперативное обусловливание.

Г) комплексное научение.

44. Метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы в обстановке раскованности, непринужденности, исключающей критику и самокритику,

A) инверсия;

Б) дискуссия;

В) метод эвристических вопросов;

Г) «мозговая атака».

45. Вид мышления, при котором мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может:

A) абстрактно-логическое;

В) теоретически-образное;

Б) наглядно-действенное;

Г) наглядно-образное

46. Способность учителя объективно оценить собственные психические состояния и поведение, понять, как его воспринимают другие участники педагогического процесса-это

A) рефлексия;

Б) эмпатия;

В) идентификация

Г) коммуникативность .

47. Наиболее эффективным стилем поведения в конфликте является

A) уход от конфликта

Б) приспособление

В) конфронтация, соперничество

Г) стремление решить проблему путем компромисса, сотрудничества

48. Определить тип барьера в педагогическом общении, возникаюищий при неправильном отношении учителя к учащемуся

A) физический барьер

Б) социально-психологический барьер;

В) барьер неправильной установки сознания;

Г) организационно–психологический барьер;

49 По И.П. Павлову, сильный, неуравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:

A) сангвиников;

Б) флегматиков;

В) холериков;

Г) меланхоликов.

50. Тип людей, которые отличаются повышенной активностью, общительностью, склонностью к необдуманному озорству и частой сменой увлечений:

A) дистимики

Б) циклотимики

В) гипертимики

51. Состояние возрастающего эмоционального напряжения, связанное с угрозой для благополучия личности, - это:

A) аффект;

Б) фрустрация;

В) настроение;

Г) стресс.

52. Как называется состояние покоя, полного расслабления на психофизиологическом уровне?

A) релаксация;

Б) рефлексия;

В) эмпатия,

Г) инициация.

53 Состояние, характеризующееся снижением активности, эмоциональной пассивностью, равнодушием к событиям окружающей действительности, ослаблением побуждений и интересов, называется

A) депрессией;

Б) апатией;

в) стрессом;

Г) фрустрацией.

54. Поведение, не соответствующее принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам - это

A) асоциальное

Б) делинквентное

В) девиантное

55. Поведение противоречит общественной идеологии, политике, общечеловеческим истинам - это

A) асоциальное

Б) делинквентное

В) девиантное

Г) антисоциальное

56. Проявления поведения являются преступлениями, предусмотренными правовым законодательством - это

A) асоциальное

Б) делинквентное

В) девиантное

Г) антисоциальное

57. Поведение связано с нарушением норм человеческого общежития, социальных обязанностей, причиняющее ущерб окружающим -это

A) асоциальное

Б) делинквентное

В) девиантное

Г) антисоциальное

58. Предупреждение возможных нарушений правил поведения ребенком посредством внушений прослеживается в модели

A) учебно-дисциплинарной

Б) операциональной

В) личностно –ориентированной

Г) учебно-рефлекторной

59. Арттерапия - это реабилитационная технология, основанная на применении средств

A) верховая езда на лошади

Б) искусства

В) социокультурной анимации

Г) физической культуры

60. Туротерапия- это социокультурная, реабилитационная технология, в основу которой положены

A) туристические и экскурсионные виды деятельности

Б) креативные компоненты, имеющие в своей основе работу с пластическим материалом

В) музыкальные игры, пение, игра на музыкальных инструментах

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.