Православный церковный календарь. Православный церковный календарь Церковный календарь на год каждый

Православный календарь содержит два годичных круга событий: , все даты которого твёрдо установлены в , и , все события которого установлены относительно дня празднования .

День Пасхи вычисляется по (Александрийской ) и празднуется одновременно всеми Православными Церквями (кроме Финской Церкви, перешедшей на Григорианский календарь), как и все связанные с ним события пасхального круга.

Даты неподвижного круга отмечаются по-разному: по юлианскому календарю (так называемому «старому стилю») и по григорианскому календарю (современному гражданскому календарю, или «новому стилю»).

В Русской Православной Церкви,а также в Иерусалимской, Грузинской, Сербской Церкви и в монастырях Афона события неподвижного круга отмечаются , который в XX-XXI веках на 13 дней отличается . Так, начало церковного года (), установленное на 1 сентября, празднуется по гражданскому календарю 14 сентября.

В других одиннадцати Поместных Православных Церквах даты неподвижного круга отмечают . Так, празднуется перед гражданским новым годом, 25 декабря.

Представленный Православный календарь позволяет определять даты постов и праздников c 100 по 20000 г. При наведении курсора на календарное число появляется информация об особенностях этого дня. При нажатии на любое число месяца, ссылка приведёт на соответствующую дату подробного ежедневного календаря Русской Православной Церкви. Ссылки на ежедневный календарь работают плюс/минус 10 лет от текущей даты.

Календарь на вашем сайте

Введите желаемую ширину и высоту встраиваемого фрейма (по умолчанию даны размеры 950px и 700px, которые позволят разместить календарь без горизонтальных и вертикальных полос прокрутки): По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей - неподвижной и подвижной.
Неподвижная часть церковного календаря - это Юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с Григорианским. Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца.

Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все праздники с переменными датами отсчитываются от Пасхи и перемещаются во времени «светского» календаря вместе с ней.

Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.

Далее представлены наиболее значимые для православного христианина события - так называемые Двунадесятые праздники и Великие праздники. Хотя православная церковь отмечает праздники по «старому стилю», отличающемуся на 13 дней, даты в Календаре для удобства указаны согласно общепринятому светскому календарю нового стиля.

Православный календарь на 2015 год:

Непереходящие праздники:

07.01 - Рождество Христово (двунадесятый)
14.01 - Обрезание Господне (великий)
19.01 - Крещение Господне (двунадесятый)
15.02 - Сретение Господне (двунадесятый)
07.04 - Благовещение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
21.05 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
22.05 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
07.07 - Рождество Иоанна Предтечи (великий)
12.07 - Святых перв. апостолов Петра и Павла (великий)
19.08 - Преображение Господне (двунадесятый)
28.08 - Успение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
11.09 - Усекновение главы Иоанна Предтечи (великий)
21.09 - Рождество Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
27.09 - Воздвижение Креста Господня (двунадесятый)
09.10 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
14.10 - Покров Пресвятой Богородицы (великий)
04.12 - Введение во храм Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
19.12 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Переходящие праздники:

08.02 - Собор новомучеников и исповедников Российских
25.01 - Неделя о Закхее-мытаре
01.02 - Неделя о мытаре и фарисее
08.02 - Неделя о блудном сыне
15.02 - Неделя о Страшном Суде
16.02 - Седмица сырная
22.02 - Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье
01.03 - Торжество Православия
08.03 - Неделя 2-я Великого поста, свт. Григория Паламы, архиеп. Солунского
15.03 - Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная
22.03 - Неделя 4-я Великого поста, прп. Иоанна Лествичника
29.03 - Неделя 5-я Великого поста, прп. Марии Египетской
04.04 - Лазарева суббота (суббота 6-й седмицы Великого поста)
05.04 - Вход Господень в Иерусалим (двунадесятый)
06.04 - Великий Понедельник
07.04 - Великий Вторник
08.04 - Великая Среда
09.04 - Великий Четверг. Тайная Вечеря
10.04 - Великая Пятница. Распятие Христа
11.04 - Великая Суббота. Сошествие Христа во ад
12.04 - Воскресение Христово. Пасха
19.04 - Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха). Воспоминание уверения ап. Фомы
26.04 - Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц
03.05 - Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном
10.05 - Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке
17.05 - Неделя 6-я по Пасхе, о слепом
21.05 - Вознесение Господне (40-й день по Пасхе, двунадесятый)
24.05 - Неделя 7-я по Пасхе, свв. отцев I Вселенского Собора
31.05 - Пятидесятница. День Святой Троицы (50-й день по Пасхе, двунадесятый)
01.06 - День Святого Духа (первый понедельник по Пятидесятнице)
07.06 - Неделя 1-я по Пятидесятнице, всех святых
14.06 - Неделя 2-я по Пятидесятнице, всех святых, в земле Российской просиявших

Дни особого поминовения усопших

14.02 - Вселенская родительская суббота (суббота перед неделей о Страшном Суде)
07.03 - Вселенская родительская суббота 2-й недели Великого поста
14.03 - Вселенская родительская суббота 3-й недели Великого поста
21.03 - Вселенская родительская суббота 4-й недели Великого поста
21.04 - Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе)
30.05 - Троицкая родительская суббота (суббота перед Троицей)
09.05 - Поминовение усопших воинов
07.11 - Дмитриевская родительская суббота (суббота перед 8 ноября)

О ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКАХ:

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ

В богослужении Православной Церкви двенадцать великих праздников годового богослужебного круга (кроме праздника Пасхи). Подразделяются на Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные Пресвятой Богородице .

По времени празднования двунадесятые праздники разделяются на неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие). Первые постоянно празднуются в одни и те же числа месяца, вторые каждый год падают на разные числа, в зависимости от даты празднования Пасхи .

О ТРАПЕЗЕ В ПРАЗДНИКИ:

По церковному Уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления , случившиеся в среду и пятницу, поста нет.

В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом.

В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла , Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

О ПОСТАХ В ПРАВОСЛАВИИ:

Пост - форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению в рамках религиозного воззрения; добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Телесный пост - ограничение в пище; душевный пост - ограничение внешних впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное сосредоточение); духовный пост - борьба со своими «телесными похотями», период особо напряжённой молитвы.

Самое главное - нужно осознавать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства и праведности. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост , - учит святитель Иоанн Златоуст, - есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Пост - не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой.

Великий Пост, святая Четыредесятница (греч. Tessarakoste; лат. Quadragesima) - период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи , важнейший из многодневных постов. В связи с тем что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. Он включает 6 седмиц, или 40 дней, поэтому называется также св. Четыредесятницей .

Пост для православного человека - это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище . Пост телесный необходим для совершения поста духовногои душевного, все они в своем объединении образуют пост истинный , способствующий духовному воссоединению постящихся с Богом. В дни поста (дни говения) церковным Уставом запрещается скоромная пища - мясные и молочные продукты; рыба разрешается лишь в некоторые постные дни. В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но всякая горячая пища и пища, приготовленная на растительном масле, только холодная пища без масла и неподогретое питьё (иногда называется сухоядением). В Русской Православной Церкви четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу (за исключением особых недель) в течение всего года.

Среда и пятница установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Святой Афанасий Великий говорил: "Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа". В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница - дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого Поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

Сплошные седмицы (по церковнославянски седмицей называется неделя - дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу. Установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него. Сплошные седмицы следующие:
1. Святки - с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения.
2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого Поста.
3. Сырная - неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).
4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи.
5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).

Однодневные посты , кроме среды и пятницы (дни строгого поста, без рыбы, но разрешается пища с растительным маслом):
1. Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) 18 января, день накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия великой святыни - Агиасмы - крещенской святой воды, для очищения и освящения ею на предстоящем празднике.
2. Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября. В этот день установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и беззаконного его убиения Иродом.
3. Воздвижение Креста Господня - 27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда "нашего ради спасения" пострадал на Кресте Спаситель рода человеческого. И потому день сей нужно проводить в молитве, посте, сокрушении о грехах, в покаянном чувстве.

МНОГОДНЕВНЫЕ ПОСТЫ:

1. Великий Пост или Святая Четыредесятница.
Он начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной седмицы (недели, предваряющей Пасху). Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Самого Спасителя, а Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Господа нашего, Иисуса Христа. Общее продолжение Великого Поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней.
Дни от Рождества Христова до Великого Поста (до масленицы) называются рождественским или зимним мясоедом. Этот период содержит три сплошные седмицы - Святки, Мытаря и фарисея, масленицу. После Святок по средам и пятницам разрешена рыба, вплоть до сплошной седмицы (когда во все дни недели можно есть мясо), наступающей после "Недели мытаря и фарисея" ("неделя" по-церковнославянски означает "воскресенье"). В следующую, после сплошной, седмицу рыба уже не разрешается в понедельник, среду и пятницу, но еще разрешено растительное масло. Понедельник - пища с маслом, среда, пятница - холодная без масла. Установление это имеет цель постепенного приготовления к Великому Посту. Последний раз перед постом мясо разрешается в "Неделю мясопустную" - воскресенье перед масленицей.
В следующую седмицу - сырную (масленицу) разрешаются всю неделю яйца, рыба, молочные продукты, но мяса уже не едят. Заговляются на Великий пост (последний раз едят скоромную, за исключением мяса, пищу) в последний день масленицы - прощеное воскресенье. Этот день еще называют "Неделей сыропустной".
Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Великого Поста. В понедельник первой седмицы поста (чистый понедельник) установлена высшая степень поста - полное воздержание от пищи (благочестивые миряне, имеющие аскетический опыт, воздерживаются от пищи и во вторник). В остальные седмицы поста: в понедельник, среду и пятницу - холодная пища без масла, вторник, четверг - горячая пища без масла (овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается растительное масло и, если это необходимо для здоровья, немного чистого виноградного вина (но ни в коем случае водки). Если случится память великому святому (со всенощным бдением или полиелейной службой накануне), тогда во вторник и четверг - пища с растительным маслом, понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла. Справиться о праздниках можно в Типиконе или Следованной Псалтири. Рыба разрешается два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (если праздник не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье, В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра, В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до выноса плащаницы (наши предки в Страстную пятницу вообще не принимали пищи).
Светлая седмица (неделя после Пасхи) - сплошная - скоромное разрешается во все дни недели. Начиная со следующей недели после сплошной вплоть до Троицы (весенний мясоед) разрешается рыба по средам и пятницам. Неделя между Троицей и Петровым постом - сплошная.

2. Петров или Апостольский пост.
Начинается пост через неделю после праздника Святой Троицы и заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святым апостолам Петру и Павлу, Установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный - 6 недель. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и пятницы. Понедельник - горячая пища без масла, среда и пятница - строгий пост (холодная пища без масла). В остальные дни - рыбные, крупяные, грибные блюда с растительным маслом. Если случится память великому святому в понедельник, среду или пятницу - горячая пища с маслом. На праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба.
В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед) среда и пятница - дни строгого поста. Но если на эти дни выпадут праздники великого святого со всенощным бдением или полиелейной службой накануне, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба.

3. Успенский пост (с 14 по 27 августа).
Установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Сама Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Нам же, духовно немощным и слабым, тем более следует как можно чаще прибегать к посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и скорби. Этот пост длится всего две недели, но по строгости сообразен Великому. Рыба разрешается только в день Преображения Господня (19 августа), а если конец поста (Успение) придется на среду или пятницу, то этот день также рыбный. Понедельник, среда, пятница - холодная пища без масла, вторник и четверг - горячая пища без масла, суббота и воскресенье - пища с растительным маслом. Вино во все дни запрещается. Если случится память великого святого, тогда во вторник и четверг - горячая пища с маслом, понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла.
Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена лишь в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великому святому со всенощным бдением или с полиелейной службой накануне.

4. Рождественский (Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января).
Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя в это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют Филипповым, в знак того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа (27 ноября). Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздники Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и святителя Николая выпадают на понедельник, среду или пятницу, то разрешается рыба. От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. В предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают также, как в дни Великого Поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6 января, благочестивый обычай требует не вкушать пищи до появления первой вечерней звезды, после чего принято вкушать коливо или сочиво - вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова "сочиво" и происходит название этого дня - сочельник. Сочельник есть еще и перед праздником Крещения Господня. В этот день (18 января) также принято не вкушать пищи до принятия Агиасмы - крещенской святой воды, освящать которую начинают уже в сам день сочельника.

Церковный православный календарь на 2015 г.

(даты приведены по новому летоисчислению)

==================================================================

Главные праздники Постные дни Дни сплошные (без ограничений в составе пищи) Дни поминовения усопших * переходящие церковные праздники Народные праздники, поверья и ритуалы ======================================================================================

14 сентября 2014 г. (1 сентября по старому стилю) - Начало индикта - церковное новолетие.

Начало богослужебного церковного года.

Отмечают Рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны. Это было необычайное явление, ибо уже тогда Господь отвел Ей важнейшую роль в истории всех времен и народов - осуществить Божественный план по спасению всех людей на Земле.

Отмечают в дату, когда происходило обретение Креста Господня в 326 году около Голгофы, там где был распят Иисус Христос. С VII века вместе с этим событием также стали отмечать возвращение Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием. Принято готовить постные кушанья на основе овощей и масла подсолнечника.

8 октября - день памяти Сергия Радонежского и всея Руси чудотворца, почитающегося в лике святых в качестве преподобного. Основал Троицкий монастырь.

Отмечаются даты:

25 сентября (8 октября) - преставление преподобного Сергия-Радонежского (его кончина);
5 (18) июля 1422 года - обретение мощей. Они несколько раз вывозились под угрозой пожара или войн. В 1812 году, когда русские войска оставили Москву, мощи были перевезены в Кирилло-Белозерский монастырский комплекс. А во время Великой Отечественной войны были отправлены в Соликамск Пермского края. Ныне мощи возвращены и хранятся в Лавре в небольшом городе Сергиев Посад.
6 (19) июля - Собор Радонежских святых, день совместного прославления святых иноков Троице-Сергиевой Лавры.
Кроме того, 24 августа (6 сентября) отмечается явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию.

Покров День — это знаковый день среди православных праздников, который, по преданию, начинает свою историю с 910 года, когда во Влахернском храме в Константинополе Божия Матерь явилась молящимся.

В тот год Византия воевала против сарацин, и люди беспокоились за город. В воскресенье они собрались на всенощное бдение, чтобы помолиться, и, когда уже глубокой ночью Влахернский храм наполнился людьми, святой Андрей, вдруг увидел как бы парящую надо всеми Богородицу. Ее окружали ангелы, а сама она была озарена мягким сиянием. Пресвятая Богородица молилась вместе со всеми. Когда она закончила молиться, то сняла с Себя тонкое покрывало и раскинула его надо всеми людьми, находившимися внизу. Пока Богородица молилась, видно было и ее покрывало, а по отшествии же Ее, стало оно не видимо. Но забрав его с собой, Она ниспослала благодать всем стоящим там людям.

Издавна на Руси этот день отмечался как настоящим праздник, считалось также, что на Покров День Осень встречается с Зимой. Тогда же собирались девицы на вечерки - посиделки с подружками и начинался сезон свадеб. Самыми излюбленными темами были, конечно же, разговоры о будущем замужестве, о суженых и подготовка к свадебным обрядам.

Если этот день попадает на среду или пятницу, то в честь праздника разрешается вкушение рыбы и икры.

1 ноября - Димитровская (Дмитриевская) Родительская суббота. Поминовение усопших.

Изначально в Димитриевскую субботу на Руси поминали воинов, павших на поле боя. Этот памятный день впервые был установлен Дмитрием Донским, великим князем владимирским и московским, собирателем земли русской. Именно в его правление было положено начало объединения отдельных княжеств в единое государство, что впоследствии помогло освободиться от ига Золотой Орды.

После знаменательной победы в Куликовской битве над мамайским войском 8 сентября 1380 года Дмитрий вошел в Троице-Сергиеву Лавру, где молил об упокоении воинов, не вернувшихся с поля битвы. Тогда же он предложил поминать павших в бою каждый год перед 26 октября (память св. Димитрия Солунского - 8 ноября н.ст.). В наши дни в Димитровскую субботу люди вспоминают своих родителей, безвременно ушедших из жизни. День поминания родителей обязательно относят к субботе, т.к. это день покоя и наиболее подходящий для моления об упокоении умерших.

Архангел Михаил - наиболее почитаемый среди персонажей Библии. В Православии Архангел Михаил защищает и покровительствует небесным воинам, является главой святого воинства Ангелов и Архангелов, за что его также называют Архистратигом. В 1239 году защитил Новгород своим явлением и запретил Батыю идти в наступление на город.

Помимо христианства Михаил-архангел также хорошо известен в иудаизме и исламе.

На Руси были убеждены, что Архангела Михаила боится нечисть и, как только его увидит, то спешит сломя голову спрятаться где только можно.

После Михайлова дня традиционно оканчивался сезон свадеб, это был самый последний праздник Осени.

В первый день недели разрешены кушанья без масла. Во второй и четвертый дни — с его добавлением. На третий и пятый дни — сухоядение: грубый хлеб, овощи, свежие фрукты. По выходным разрешено вкушать также рыбные блюда. Далее по 5 января 2015 года: в первый, третий, пятый дни недели сухоядение, во второй и четвертый — яства без масла, по выходным — с маслом.

Также выделены даты, когда полагается дважды трапезничать и употреблять вино: 29 ноября, 8, 13, 17, 18, 19, 22, 30 декабря и 2 января.

С 3 января, когда начинается Предпразднование Рождества, ранее разрешенные рыбные блюда из меню исключаются, в т.ч. и по выходным дням. Таких же правил следует придерживаться и в конце 2015 года.

Еще праздник называют Канун Рождества или Рождественский Сочельник. Отмечают сочельник еще 18 января, накануне Богоявления.

Его именование исходит от «сочива», которым означало зерна пшеницы, размокшие от сока из семян. Согласно обычаю, начало приема пищи в этот день должно быть только после восхождения первой звезды на небосводе, в то время, когда строгий пост подходит к концу. Появления долгожданной звезды ждут как символа, возвещающего о Рождении Иисуса Христа в Вифлееме. Разговление сочивом или кутьей — вкушение размоченных зерен пшеницы с добавлением меда и фруктов. По традиции, люди, которые готовятся креститься на Рождество, постились, подготавливая себя таким образом к таинству. А после крещения разрешалось употреблять мед как символ сладости духовных даров.

7 января — Рождество Христово

Рождество — один из главных праздников христиан. Во многих странах мира Рождество отмечают 25 декабря, близко к дню зимнего равноденствия. В России празднуется 7 января и потерял свою привязку к дате солнечного солнцестояния.

После Рождества блюда на столе становятся более сытными, ведь пост, когда запрещалось вкушать жирную пищу, уже закончился. Рецепты меню будут более разнообразными. Помимо традиционной кутьи, в православии есть обычай печь рождественский пирог или другую выпечку, а многие предлагают своим гостям отведать рождественского гуся с яблоками. Детям давали полакомиться сладостями в виде карамельных петушков.

Святки длятся 11 или 12 дней, каждый из которых считается праздничным. Заканчиваются они на Крещение Господне. В этот период нет какого-либо поста. С ним также связано много народных поверий и обычаев.

Тогда же проводили святочные гадания . Самыми удачными считались: 6 января — Рождественский, 13 января — Васильевский, 18 января — Крещенский вечера. На эти даты приходился разгул всякой нечисти, ночи были наиболее опасны и переломны.

Самые интересные гадания получались на Феоктистов день, 17 января. Для отведения порчи необходимо было вшить чертополох в ладанку и надеть на шейную тесемку рядом с крестиком. Еще этот обряд призван был помогать странствующим.

Коляда — один самых популярных празднеств православного календаря. Колядовать также начинают с 7 января, когда поутру веселые ватаги обходят дома и поют рождественские церковные или другие благожелательные песни хозяевам. За это колядующие получали сладкое угощение. По давней традиции колядники разбрасывали зерно — для достатка, подметали углы — для очищения жилища от нечистой силы, обливали водой хозяев.

На Коляду пекли особое обрядовое печенье: колядашки или козульки. Их и отдавали во время колядования. Также с ними играли дети, раздаривали близким и друзьям, но одну или несколько колядашек всегда оставляли на будущий год в качестве оберегов.
Сегодня колядование совершается преимущественно детьми в Святочные дни: 6, 13 и 18 января.

Празднество берет свое начало в IV веке. Когда Иисусу исполнилось 8 дней после Рождения, он принял обрезание, которое было положено по Ветхому Завет мальчикам в ознаменование Завета Бога.
В храмах в эту ночь совершается всенощное бдение.

Еще этот праздник называют Крещенским Сочельником, так как затем отмечается Крещение Господне.

Обязательным условием в этот день считается соблюдать строгий пост, чтобы очистить тело и приготовить его для освященной воды. Трапезничать можно только единожды после литургии. В Типиконе также рекомендуется вкушать сочиво.

Когда наступает навечерие или Крещенский вечер, согласно старинным поверьям, начинает выходить нечисть из своих убежищ. До этого времени нужно успеть поставить крестики мелом на всех дверных проемах и окнах. Считалось, что такой обряд защитит жилище и хозяев от проникновения в дом бесов. если же хозяин забывал поставить крестики, то может случиться что-нибудь плохое.

Отмечается крещение Иисуса в воде Иордана. Обряд проводил Иоанн Креститель. По поверью, когда Он вошел в реку, к нему снизошел Святой Дух. Вместе с тем, голос с небес произнес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». Так произошло явление Бога (Богоявление) в полноте Троицы: Отец, Сын и Святой Дух в образе голубя.

Празднуется Крещение повсеместно, а заканчивается оно особым таинством — купанием в проруби или обливанием освященной водой. Для этого на озерах и реках заранее прорубались проруби, часто в виде креста, назывались они «иордань» по наименованию реки Иордан в память о Крещении Иисуса.

Считалось, что если окунуться в такую прорубь, то быть человеку здоровым весь год. Также ранее можно было встретить пары, договорившиеся в этот день о своей скорой свадьбе. Про таких поговаривали: «К счастливой семейной жизни!».

12 января 1755 года состоялось подписание императрицей Елизаветой указа о строительстве Московского университета. А прошение было подано от графа Ивана Шувалова, который специально отправил его императрице в день именин своей матери — Татьяны Шуваловой.

Позже в небольшом флигельке здесь же обустроили приход в честь святой мученицы Татианы, и она стала покровительствовать всем учащимся студентам.

Таким образом родился самый шумный на сегодняшний день всероссийский праздник студенчества. В церквах ставят свечи за успешную учебу.

Мясоедом называют период, когда разрешается вкушать мясную пищу. Обычно он начинается по завершению какого-либо поста.
В третий и пятый дни недели разрешается вкушать рыбные яства. В оставшиеся дни можно вкушать скоромную пищу, без поста.

Означает «встреча» или «принесение во Храм». В контексте памятной даты лежит важное событие: принесение Иосифом и Марией во Иерусалимский храм младенца Иисуса на сороковой день после Рождества для того, чтобы посвятить его Богу. Их встретил Симеон Богоприимец. Он долго ждал этого момента.

Еще давным-давно он делал перевод Священного Писания с еврейского на греческий язык по поручению египетского царя Птолемея II. И, когда он прочел слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что вместо слова «Дева» должно быть слово «Жена». Он захотел исправить это, но его остановил Ангел Божий и сказал, что тот будет жить до тех пор, пока не убедится в правильности написания. И вот, спустя почти 300 лет, Симеон по наведению Святого Духа пришел во Храм. Он увидел там Иисуса.
Также этот праздник отмечают и в лютеранстве.

Празднуется I и II обретение главы Иоанна Крестителя, насильственно усеченной по приказанию тетрарха Галилеи Ирода Антипы. Глава почиталась как самая важная часть мощей святого Иоанна Предтечи. Всего было три обретения.

Воспоминание о Сорока Севастийских воинах, мученически погибших за веру недалеко от города Севастии. В начале IV века воины-христиане служили в составе войска римлян. Когда военачальник потребовал от них жертвоприношения языческому богу, то услышал их отказ. После этого он загнал сорок мужчин в ледяную воду озера в ожидании их скорой смерти. Но они не замерзали. Тогда он распорядился перебить им голени и сжечь на костре.

Это день весеннего равноденствия, когда ночь равна дню. Зимушка уходит, а приходит долгожданная Весна. В народе пекли Жаворонков, Сорок — особое печенье в виде птичек или солнышка, чтобы Весна поторопилась и поскорее прилетела на крыльях этих первых птиц.

Празднование благой вести, принесенной Архангелом Гавриилом Деве Марии, что скоро Ей от плоти будет рожден Сын Божий.
Также выпекаются Жаворонки.

* Великий Пост

Триоди — это три подготовительные недели (седмицы) перед Великим постом:
* 2-8 февраля — Неделя о мытаре и фарисее. Первое из четырех воскресений по подготовке к посту. Мирянам разрешается вкушать все, даже яйца, мясо и рыбные блюда. Монахам — без мяса.
* 8 февраля Неделя (воскресенье) о блудном сыне. Второе воскресенье перед Великим постом.
* 9-15 февраля — Мясопустная неделя.
* 14 февраля — Вселенская мясопустная Родительская суббота
* 16-22 февраля — Сырная седмица (Масленица). Православные пекут блины по форме солнышка, провожают Зиму сжиганием Масленицы, устраивают народные гуляния.
* 22 февраля — Прощеное воскресение — заканчиваются гуляния на Масленицу. После этого начинается строгий Великий пост, который продолжается до самой Пасхи.

Поститься следует по всей строгости. Главный смысл этого действа, как считалось издавна, это очищение своего сердца для подготовки к празднованию Пасхи.

* 7, 14, 21 марта — Родительские Вселенские субботы. Дни Особого Поминовения усопших.

* 23 февраля — Начало Первой недели Великого Поста. Чистый понедельник.

Первая и завершающая седьмицы Великого Поста самые строгие относительно приема какой-либо пищи. Страстная седмица — завершающая пост. Она отражает страдания и крестную смерть Спасителя и его скорого Воскресения. Церковные богослужения взывают верующих к сопереживанию мукам Христа.

В народе существовала такая присказка: «Пришёл Прохор да Влас — скоро весна у нас!» Сейчас в этот день также отмечают День Защитника Отечества, поздравляют мужчин, особенно тех, кто служил и защищал Родину.

Иисус воскресил жителя Вифании Лазаря на четвертый день после его смерти. Затем он прожил еще тридцать лет и умер вторично на Кипре. В октябре также празднуется перенесение его мощей.
Можно вкушать икру из рыбы.

Иисус приехал в Иерусалим верхом на осле, люди радостно встречали его и махали пальмовыми ветвями. В России пальмовые ветви были заменены вербой. Разрешено вкушать рыбу и блюда из нее.

Посвящается воспоминанию нахождения Иисуса Христа во гробе и сошествию его в ад (согласно учениям большинства христианских конфессий).

* 12 апреля — Пасха — Светлое Воскресение Христово

Это главный праздник богослужебного года и всех православных, отмечается воскрешение Христа, который искупил все грехи человеческие. В Иерусалиме существовала традиция закалывать молодого ягненка, запечь его и съесть в узком семейном кругу в течение ночи.
Службы продолжают сорок дней, до самого празднования Вознесения Господня (21 мая).

Принято приветствовать друг друга фразой: «Христос воскресе! «. Отвечающий должен произнести: «Воистину воскресе! «. На Пасху также выпекали жаворонков — небольшое печенье по форме солнца или птиц.

Во всю неделю открывают главные ворота храмов и оставляют открытыми — до Светлой субботы, когда после службы разделяют на куски артос, освященный квасной хлеб.

Во все дни положена утреня, совершаются крестные ходы с окроплением всех святой водой. Поста нет.

До дня Святой Троицы (по 31 мая) в третий и пятый дни недели можно вкушать рыбу и блюда из нее. В оставшиеся дни — скоромная пища, поста нет.
Троицкая сплошная седмица с 1 по 7 июня. Разрешается скоромная пища в течение всей недели, даже в традиционно постные третий и пятый дни недели.

* 19 апреля — 25 апреля — Радоницкая неделя . Фомина неделя. Красная Горка

Красная горка — это дохристианский праздник проводов зимы и встречи весны. Не православные люди в этот воскресный день считают своим долгом съездить на кладбище и помянуть умерших. Хотя в традиции православия принято поминать усопших начиная с дня Радоницы.

На Красную горку молодежь водила хороводы, закликала солнышко весеннее: «Здравствуй, Красно Солнышко, из-за горы выкатайся, на светел мир воздивуйся!».

21 апреля Радоница — главный Родительский день, наряду с Троицкой Субботой (30 мая).

На Радоницу вспоминали умерших родственников. В этот день в православных храмах проводятся заупокойные службы. Принято приносить в храм продукты (кроме мясных) на панихидный стол. Также принято после службы посещать кладбища и устраивать «радостные поминки» (вспоминать добрые дела усопших родственников).
В эти же дни также старались сговориться о свадьбе, а саму ее провести не позднее мая, что считалось уже плохой приметой.

Поминают погибших во время Великой Отечественной войны. Военные действия унесли жизни более чем 26,5 миллионов советских граждан. Вспоминают тех, кто пал в бою, сражаясь за Родину. Но гораздо больше, около двух третей ушедших из жизни — это мирное население. Всех их вспоминают в этот день.

Симон Зилот (Зелот) — один из апостолов Христа. Проповедовал учение Его иудеям. Умер мученической смертью в 107 году.

В народе этот праздник также называют: «Симонов день», Именины Матери Сырой Земли», «Симонов посев».

Запрещается работать на земле, это считается греховным деянием. Утром, выходя из дома, каждый крестьянин должен был отдать Земле поклон, т.к. от нее исходит все богатство.

Также было поверье, что в этот день, а также еще на 7 января, Мать Сыра Земля могла разверзнуть свои недра и поглотить за лжесвидетельствование, за неправду и невыполненное обещание.

Если человек уходил в другие края, он брал с собой небольшую горсть родной Земли. На чужбине она помогала ему преодолеть трудности, давала силы и исцеляла от болезней.

Отмечается восшествие Иисуса на небеса на глазах у его учеников. Празднуется на 40-й день от Пасхи.

Начиная от Воскресения Иисуса все апостолы ощущали радость. В какие-то дни Он сам явился им. Иисус вознесся, что символически показывало, что при наступлении конца света, Он таким же образом спустится на грешную землю, как сейчас возвратился к Отцу своему.

Иисус Христос дал обещание, что чрез 10 суток опустится к своим ученикам как Утешитель от Бога-Отца в виде Святого Духа. Таким образом произойдет явление Святой Троицы .

На Русской земле на Вознесение и на воспоминание Иоанна Лествичника (*22 марта), а еще в Лазареву субботу (*4 апреля) пекли лесенки — особое печеньице по форме лестниц. Считалось, что они облегчают путь наверх и помогают восшествию души праведного в рай.

Троица, Зелёные Святки — соединенные воедино праздники: Семик, Троицкая вселенская Родительская суббота, Троицкое воскресенье, Духов день, Навская Троица.

Отмечали Троицу дружно, начиная с 7-го четверга от Пасхи. Празднование продолжалось, как правило, несколько дней и символизировало собой конец Весны и начало Лета.

7-й четверг, который в 2015 году выпадает на *28 мая (дата переходящая) называли Семиком , поминали ушедших из жизни не своей воле: кто утоп или совершил самоубийство. Тогда же вспоминали детей, умерших не крещеными.

Последующую субботу, Родительскую , выпадающую на * 30 мая , зовут еще «Троицкими Дедами», когда поминают усопших. Именно в этот день следует воспоминать своих близких и родных, ушедших из жизни, а не на саму Троицу, как делают многие.

* 31 мая — день Святой Троицы (Пятидесятница) , называвшейся часто Русальная или Зеленая.

На 50-й день после Пасхи на Апостолов сошел с неба Святой Дух в виде огненных языков пламени, после чего они стали владеть всеми языками мира и смогли проповедывать Евангелие по всей земле.

В этот день православные храмы и жилища украшают свежесрезанными ветками берез, отсюда и второе название праздника — Зеленое Воскресенье .

После праздника Святой Троицы следует Троицкая или Зеленая неделя, продолжающаяся с *1 по *7 июня.

Всюду почитается культ растений. Ими же украшают внутренние помещения дома.

Здесь выделяют особые дни:

В Сибири молодежь собирается на последние гуляния по весне. Кое-где проводили обряд «Проводы Костромы «, своеобразное провожание Весны. Кострома изображалась кем-либо из молодежи, одетым в девичий сарафан.

Из воды тогда выходят русалки, садятся на берегу и расчесывают свои длинные волосы. Девицам запрещалось в одиночку выходить на полевые работы или купаться: русалки могут забрать к себе.

Заготавливали веточки березок, кленовые, дубовые, рябиновые, а еще травы и полевые цветы, из которых потом плелись венки на голову. Всюду украшали также и хозяйские пристройки, калитку, венки надевали на рогатый скот, разбрасывали по грядкам. Позже, в Духов день, часть этой травы и веток собирали и высушивали. Считалось, что она будет охранять дом от нечистой силы, от всякого рода неурядиц, а хозяину поможет укрепить здоровье. Под самый конец празднования Троицы хозяева двора должны были уничтожить всю остальную зелень. Ее поджигали, забрасывали в глубокие ямы и овраги, пускали по реке, закидывали на высокие кусты и деревья. Таким образом люди избавлялись от русалок, и те после Троицы уже не станут появляться на земле.

Празднуется третье чудесное обретение части мощей Иоанна Крестителя.

Еще он называется Петрово говение, установлено в воспоминание о Петре и Павле. В 2015 году продолжается 34 дня. В третий и пятый дни седьмицы полагается суходеяние — можно вкушать хлеб, овощи и свежие фрукты. В эти дни трапеза положена только единожды — навечерие.

Если первый, третий или пятый дни попадают на памятный день какого-либо святого, то разрешаются подогретые кушания с добавлением подсолнечного масла. Когда праздник выпадает на вторник или четверг, то также разрешены рыбные блюда и вино. Трапезничать можно дважды в день.

В выходные дни можно вкушать растительную пищу с добавлением масла, вино и рыбные блюда. Трапезничать также разрешается дважды на дню.

Этот пост не строгий, воздерживаться стоит только от мясной и молочной пищи, а иногда — рыбной.

Изначально был приурочен к летнему солнцестоянию, имеет древнейшие языческие корни. Называется также «Иванов день» или «Иван Травник», отмечается преимущественно в темное время суток.

После приятия христианства обрядность празднования перешла ко дню Иоанна Крестителя, отмечаемого 24 июня. В нашей стране потерялось астрономическое значение праздника.
Древние обряды сохранились лучше у белорусов и украинцев, в то время, как в России они были немного забыты или перенесены на другие праздники.

Издавна люди отмечали Ивана Купалу ночью, используя в своих обрядах воду, огонь и травы. Обязательным было купание в реках или озерах до захода солнца. Купались в воде рек, которые с этого дня становились безопасными, из них выходила нечисть и вплоть до Ильина дня можно было спокойно купаться в водоеме.

В эту ночь выбирались суженые и ряженые. Девушки днем собирали травы, плели венки и ходили в них. А юноши должны были запомнить венки понравившихся им девушек. Позже они снимали венки для того, чтобы отправить их вниз по реке. Ниже по течению каждый юноша должен был достать венок и не ошибиться, иначе суженая достанется другому. Среди девушек поговаривали, что «С кем поцелуешься в эту ночь, с тем и будешь связана».
Также водили хороводы, прыгали через большие обрядовые костры, взявшись за руки, уходили в лес искать цветок папоротника. Считалось, что тот, кто его найдет — обретет чудесные возможности или будет находить все клады, которые были спрятаны в земле.
Прогоняли чрез неостывшие угольки стада рогатого скота для избавления от хворей.

Отмечают Рождение Иоанна Крестителя от праведных Елисаветы и Захарии, живших во времена Иудейского царя Ирода. Всю жизнь у супругов не было детей, и они молились за то, чтобы Бог даровал им сына. Молитва была услышана, и на свет появился мальчик, которого нарекли Иоанном.

Загодя до этого события, когда Захария был в храме, ему явился ангел и сообщил, что вскоре у него родится сын и его миссией на Земле будет «представить Господу народ приготовленный».

Захария, будучи уже довольно пожилым, усомнился в словах Ангела и за это был лишен дара речи. Способность говорить вернулась к нему только после рождения сына и не сразу, а через восемь дней, когда пришел черед выбирать имя младенцу.

Рождество Христово приурочено к зимнему солнцестоянию, а Иоанна Крестителя — к летнему. По этому поводу сам Иоанн говорил так: «Ему должно расти, а мне умаляться», что символично с изменением продолжительности дня.

В России празднование отмечается по Юлианскому календарю.

В отличие от дня Святого Валентина, который отмечают 14 февраля преимущественно подростки и молодые люди, день Петра и Февронии имеет более глубокий смысл и древнюю историю.

Сказание повествует, что когда-то давно Муромской земле жил будущий князь Петр, который сразился с огненным змеем и оттого заболел проказой. Вылечить его не мог никто, как ни старались знахари. Тогда ему приснился сон, где было сказано, что он получит исцеление только от девушки по имени Феврония, жившей на Рязанщине. Феврония была дочерью бортника, собиравшего мед лесных пчел. Она помогла Петру победить хворь, и вскоре после этого они сыграли свадьбу.

Прожили они всю жизнь душа в душу, постриглись в монахи и возжелали умереть в один день и час. Так и случилось. Тела свои они просили похоронить вместе в одном гробу. Была изготовлена особая гробница с разделением внутри. Но церковные служители посчитали это не совместимым с монашеским обычаем, и тела их перенесли в разные обители. На последующий день они снова появились рядом. Петр и Феврония обрели свой покой в Муроме.

Считалось, что после этого дня купаться можно было уже безбоязненно: не страшны русалочью проделки, потому что они уходят в глубину водоемов и засыпают там. По завершению купальских игрищ составлялись пары суженых, которые затем вплоть до Михайлова дня (21 ноября) играли свадьбы.

Начинали покос луговых трав. Сохранилась примета «Коли сегодня идёт дождь, то будет хороший урожай мёда».

Семейный союз Петра и Февронии считается образцовым в отношении любви супругов и счастья в семье .

Празднование этого дня начинается еще в IV веке. Впервые это произошло в Риме, где у епископов сохранилась преемственность от апостола Петра.

В 258 году мощи Петра и Павла перенесли. Это событие пришлось на 29 июня. Позднее его смысл утратили и сейчас отмечается день общего мученичества этих святых, приходящийся на 29 июня.

В третий и пятый дня недели сухоядение: хлеб, овощи и свежие фрукты. В оставшиеся дни — скоромная пища.

Другие названия праздника: День Ильи-Пророка, Громовержец, Держатель гроз, Морковник.
Илья-пророк (по-древнееврейски — Элияху) жил более чем три тысячи лет назад: в IX веке до Рождества Христова. Среди православных христиан пророк Илья всегда пользовался большой популярностью.

Согласно преданию, Пророк-Илья был взят на небеса живым. Он был «сокрыт вихрем от огненной колесницы», на которой он сбросил свои верхние одежды. Часто изображается на иконах вместе с колесницей.

Еще издавна в язычестве он покровительствовал и распоряжался всеми земными и природными силами. Ему молились, когда была засуха, чтобы он послал на землю благодатную влагу. Метал молнии в грозу, задавал погоду на посевную или сенокос, давал плодородие скудным почвам и т.д.

С Ильина дня запрещалось купаться в водоемах, т.к. сюда возвращалась нечистая сила. Согласно поверью, с Иванова дня (7 июля) она в полном составе выходила на сушу, где на нее охотился пророк Илья. Те, кто осмеливался войти в воду и тем более купаться в ней должны быть наказаны нарывами и другими кожными болезнями. Иногда русалки могли и вовсе утопить (заманить к себе человека).

Это самый первый спас августа. Его также называют мокрым или маковым, «Маккавеем», «Медоломом».

Впервые был установлен в 1164 год князем Андреем Боголюбским в ознаменование победы над волжскими булгарами.

Согласно поверью, начиная с этого дня пчеловоды должны начать собирать мед на пасеках, т.к. пчелы уже не носят мед. В церквях впервые совершали крестные ходы к воде.

В народе всегда угощали всех желающих медом, раздавали бездомным и нищим. Считалось плохим знаком вкушать мед нового урожая до наступления Медового Спаса. До этого праздника разрешался только мед прошлого года.

Маккавеем называют его в воспоминание о семи ветхозаветных мучениках Маккавеев, сложивших свои буйные головы за Родину.

В Медовый Спас пекли медовые , маковые пряники , которые освящали в церкви, а также пили хмельной мед.

Установлен в честь Успения Пресвятой Богородицы. В этот пост происходит не только телесное очищение, но и духовное. Важно в этот период не развлекаться в шумных компаниях, не ссориться, воздержаться от многочисленных соблазнов. Поститься следует по всей строгости. В первый, третий и пятый дни недели — суходеяние. Разрешено вкушать только хлеб, овощи и свежие фрукты. Трапезничать единожды в 15:00. Во второй и четвертый дни недели кроме того допускаются сваренные овощи без содержания масла. Также положена одна трапеза в 15:00.

По выходным разрешают масло подсолнечника. Трапезничают дважды в день, утром и вечером. В эти дни, вплоть до 19 августа — Преображения Господня — в церквях происходит освящение виноградных гроздей и яблок. До этого времени запрещается употребление этих фруктов. Обычно на Руси постный стол накрывали с молодым картофелем, грибами, свежими овощами и фруктами, созревающими в этот сезон.

Это второй по счету Спас августа. Разрешено вкушать также и рыбные блюда.

Как говорит Евангельское предание, когда-то давно Иисус взошел на Галилейскую гору Фавор вместе с учениками: Петром, Иоанном и Иаковом и начал молитву. И вдруг лик Его изменился, из Него словно стал исходить свет, а одеяние Иисуса сделалось белоснежным. Тогда же возникло рядом светлейшее облако, из которого ступили Моисей и Илия. Голос сказал: «Се есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте».

В усадьбах и хозяйствах собирают урожай яблок. Тем людям, у которых своих яблок нет, обязательно относят какую-то часть плодов. До сих пор нельзя было отведать яблоки, это приравнивалось к греховным деяниям, а с началом Спаса — уже можно. Считалось, что на том свете Божия Матерь подает сладкие плоды тем детям, родители которых не вкушали яблок до наступления этого праздника. А если те попробовали запретный плод ранее — не дает.

Воспоминают Успение (смерть) Божией Матери.

Архангел Гавриил явился к Деве Марии и сообщил ей о скорой кончине.
По преданию, ученики Иисуса, которые в тот момент находились в разных частях мира и вели проповедь об Учении Христа, чудесно перенеслись в мгновение ока и прибыли в Иерусалим. Там они простились с Девой Марией и совершили погребение Ее. Но при обряде не присутствовал единственный апостол Фома. Он пришел в Иерусалим только через трое суток и захотел проститься с Ней. Для этого апостолы собрались у гробницы и откинули камень, придавивший вход. Открыв гроб, они обнаружили только благоухающие одежды Богородицы. Навечерие, когда апостолы собрались трапезничать, Она появилась перед ними и успокоила их: «Радуйтесь! - ибо Я с вами во все дни».

Продолжается по 27 ноября. В третий и пятый дни недели суходеяние: хлеб, овощи и свежие фрукты, которые не были термически обработаны. В оставшиеся дни — скоромная пища. Среди крестьян это время пользовалось большой популярностью у молодежи как время для венчания. Но большинство свадеб играли с октября по середину ноября, т.к. все работы в поле были почти полностью завершены, и подводился итог урожая.

Его еще именуют Орешным, Холщовым, третьим по счету в августе.

Христиане отмечают перенос в Константинополь в 944 году нерукотворного образа Спасителя — полотна ткани, где запечатлелся лик Иисуса Христа.

В полях заканчивается уборка зерновых культур, сеются озимые. В лесах полностью вызревают орехи (лещина).

В народе освящаются заново построенные колодцы, а старые обходят кругами, как бы замыкая «теплое времячко». Пекут хлеба, начинают продажу холстов и полотен.
По примете, если на праздник происходит отлет журавлей, то Покров будет морозным.

Воспоминают воинов, погибших за Веру и Отечество. Впервые воспоминать ушедших из жизни на поле битвы повелела императрица Екатерина II, когда в 1769 году велись военные действия против турок и поляк.

С утра и на весь день принято поститься. Кушанья должны быть приготовлены из овощей или фруктов, возможно добавление растительного масла.

Нельзя было вкушать круглые плоды и овощи, т.к. они были похожи на голову Пророка. Так под запретом были картофель, лук, яблоки, репа. Со стола убирали подальше от глаз людских острые предметы, ножи, как символизирующие меч, которым и была усечена глава Иоанна Предтечи. В некоторых регионах запрещено было подавать на стол напитки красного цвета, похожие на кровь Крестителя.

В церквях в этот день совершают заупокойные службы, а дети, чьи родители уже умерли, воспоминают их.

(Visited 1 804 times, 1 visits today)

Со 2 по 6 января 2015 следует соблюдать строгий пост . До этого времени пост считается нестрогим и ограничивается только употреблением скромных продуктов.
Ограничения нестрогого поста:
Понедельник – исключаются жиры и масло.
Во вторник и в четверг масло можно употреблять.
Суббота и Воскресенье – позволена любая рыба.
Среда и пятница – Исключительно сухоедяние. Разрешены хлеб, любые овощи и фрукты в сыром виде.
На 2-5 января пост будет следующим:
В понедельник, среду, пятницу – исключительно сухоядение.
Вторник и четверг – растительная пища без добавления масла.
В субботу и воскресенье – сливочное масло разрешено употреблять.

Близость праздника Рождества Христова к зимнему солнцестоянию основана на Евангельком свидетельстве. По этой причине по всей Европе этот праздник отмечают 25 декабря. На постсоветском пространстве Рождество Христово потеряло астрономическую принадлежность к солнцестоянию и Русская православная церковь отмечает это событие 7-го января. Традиционно подаются Рождественские блюда.

Этот праздник отмечают христиане ежегодно, в честь события, которое произошло на реке Иордан.
Иоанн Креститель произвел крещение Иисуса, во время которого на Христа, согласно Евангелиям, сошел Сятой дух, явившийся в облике голубя.

В праздник Богоявления христиане освящают воду. Обычно это происходит в Церквях или на водоемах, в специально вырезанных прорубях в форме креста. Кроме того, существует традиция купания в ледяной проруби, это дарует человеку крепкое здоровье на целый год.

Тот, кого крестили в этот святой радостный день, будет счастлив всю жизнь.

Старинное славянское слово “Сретение” означает на современном русском языке “встреча”. В этот день человечество в лице Симеона встретилось с Богом. Также данная дата считается моментом встречи Ветхого Завета и Нового Завета.

Праздник под названием Благовещение говорит сам за себя. В этот день Деву Марию возвестили о благом событии – произошло зачатие Богомладенца Христа. Принято, что данный празник не должен быть омрачен никакими печальными или неприятными известиями. Как и на Пасху и на Сороки, в Благовещенье выпекают печеньице в виде Жаворонков или Солнца.

Согласно Евангелие, однажды Иисус отправился в горы с трими учениками. Иоанн, Петр, Иаков и Иисус взобрались на гору и предались молитве. Во время обращения в Господу лицо Иисуса внезапно преобразилось, сделалось светлым и лучистым как солнце. Одежды обрели белый цвет. В тот же миг явилось на небе светлое облако, из которого появились два великих пророка – Илья и Моисей.

В этот период созревают яблоки. До этого времени отведать яблоко – считается грехом. Такой строгий запрет связан с поверьем, которое гласит, что на том свете деткам, родители которых до Спаса не отведают яблок, Матерь Божья дарит спелые сочные фрукты, а тем, чьи родители не устояли перед соблазном – не дает ничего.

Празденство католической и православной церкви. Посвящен воспоминанию успения (смерти) Божьей Матери. В этот день, по церковному преданию, апостолы, которые проповедовали в разных государствах, удивительным образом собрались в Иерусалиме, дабы проститься и произвести погребение Девы Марии.

В этот день, по святому преданию, в семье праведников Иоакима и Анны родилась Дева Мария. Вероучение Церкви гласит, что рождение на свет Богородицы, будущей матери Иисуса, не случайное и необычное событие. Ей было уготовлена ключевая роль в Божественном плане по спасению всего человечества.


Тогда в Иерусалиме около горы Голгофы, где распяли Иисуса Христа, был сделан Крест. Начиная с столетия этот день стал знамением возвращения Живородящего Креста греческим императором Ираклием из древней Персии.

Общехристианский праздник. Он основан на Священном Предании, которое рассказывает верующим о том, что родители Марии – святая Анна и святой Иоаким – выполняя свое обещание посвятить дочь Богу, привели трехлетнюю Богородицу в храм Иерусалима, пот котором она прожила вплоть до обручения с праведным Иосифом.
Этот день, согласно народным поверьям, является днем прихода зимы. Она проезжает по Земле в белой шубе и ледяным дыханием своим создает красивые узоры на холодных оконных стеклах.
Двунадесятые переходящие праздники

Вербное Воскресенье. Великий праздник. В этот день Иисус прибыл в Иерусалим на осле. Народ радостно приветствовал его и бросал на дорогу пальмовые ветки. На Руси их заменили вербой.
Это последнее воскресенье перед Великой Пасхой. В этот святой день запрещено работать. К столу подают рыбу, не смотря на Великий Пост.

Через 40 дней после Пасхи празднуют вознесение Иисуса Христа. Это чудо случилось в присутствии 12-ти учеников-апостолов – Иисус вознесся на небо. Все они ощущали праздник, ведь на протяжении 40 дней Он являлся им, то всем вместе, то кому-то одному из них. Но в этот день все они возрели, как Христос вознесся на землей, и поняли, что если наступит конец света, Он возвратится на землю в точности так же как и отошел к Отцу. Иисус пообещал ученикам, что через 10 дней Он спустится к ним и станет Утешителем от Бога-Отца как Святой Дух. Произойдет Единое появление Отца, Сына и Святого Духа (Святой Троицы).

В этот день традиционно выпекают обрядовое печенье в форме лесенки. По народному поверью, такие лесенки облегчают дорогу к небесам и символизируют восхождение духа праведников в рай.
Восточные славяне празднуют Троицу целым циклом, который начинается по прошествию седьмого четверга после Великой Пасхи. Этот четверг называют Семиком и поминают в такой день некрещенных детей и людей, которые умерли не своей смертью: самоубийц, утопленников и т.д.
Далее идет Родительская суббота, другое название которой ” Троицкие Деды”. Этот день – главный для поминания. Затем Троицкое Воскресенье, или Русальный (Зеленый) день, за которым следует Троицкая неделя.

Зеленая неделя обозначена двумя важными днями – Духов День в понедельник и Навская Троица, или Русалкин Велик день – в четверг. В Украине и Беларуси эти дни величают Зелеными святками.
Зеленая неделя получила такое название благодаря культу растительности, ведь она имеет особое значение для славян. В эти дни заготавливают обрядовую троицкую зелень: молодые срубленные березки, ветки клена, березы, рябины,орешника, дуба, травы, цветы, из которых потом плетут венки и носят на голове в день вознесения. Кроме того, такими украшениями наряжают дом снаружи и внутри в другие праздничные дни. Их заталкивают в хозяйственные постройки, колодца, вешают на ворота и на рога коровам, бросают венки в огород.
Часть собранной в понедельник зелени, засушивали и после использовали как оберег от нечистых сил и прочих бед, а также для гадания или целительства.
По окончанию праздника всю лишнюю зелень сжигают, выбрасывают в глухих местах, сплавляют по воде или забрасывают на деревья.

Великие праздники

Свидетельство о таком событии, как Обрезание Господне, согласно Восточной Церкви происходят из IV столетия.
Оно гласит, что на восьмой день после рождества Своего, Иисус принял обрезание, которое является обязательным для всех детей-мальчиков.
Согласно ветхозаветному закону, это действие символизирует Завет Бога с Авраамом-праотцом и его потомками.
В России этот день широко известен как “старый Новый Год”. Празднуется он по новому календарю, что совпадает с традиционным Новым годом, по старому календарю. отсюда и название.

Праздник рождества святого Иоанна Предтечи ежегодно отмечают через 6 месяцев после Рождества Христова. Такой промежуток основан на евангельском свидетельстве, которое указываем на полугодичную разницу в возрасте между Иоанном и Иисусом. Так как церковные праздники Рождества близки к солнцестояниям (летнему и зимнему), то под знаком Христа солнце взростает, а под знаком Иоанна – уменьшается.

Впервые об этом празднике упоминается в IV столетии. Сперва его отмечали в Риме – епископы города вели свое приемство от апостола Петра. По Юлианскому календарю этот день отмечают 29 июня, ведь именно эта дата в 258 году ознаменовалась перенесением мощей Петра и Павла. Спустя время суть события была несколько искажена и частично утрачена. Именно по этой причине 29 июня (12 июля) воспринимается как день мученичества апостолов-святых Павла и Петра.

Один из наиболнн великих праздников для Русской церкви.
Первый знаменательный день осени. По славянской народной традиции, в этот день отмечают встречу зимы с осенью.

В основе праздника лежит предание о появлении Богоматери во Влахернском храме в 910 году. В те времена Константинополю угрожала страшная опасность – Византийская Империя воевала с мусульманами (сарацинами). И вот в один светлый воскресный день, во время церковной службы, когда в храме было множество молящихся, святой Андрей возвел глаза к небу и увидел шагающую по воздуху Богороматерь. Вся во всету, окруженная ангелами, она возмолилась за окружающий ее народ. А после сняла с Себя покрывало и раскинула его на людьми. И пока была Она во храме, люди сидели это покрывало. Но как только Она ушла – исчезло и накрытие из виду, но оставило оно благодать людям.

Церковные многодневные посты в 2015 году

Суть человеческого подвига, который совершается во время Великого Поста – очищение сердца.
Каждая суббота Поста (7, 14 и 21 марта) – Родительский день, день поминовения усопших.
В родительский день православные христиане отправляются в храмы, где совершаются церковные заупокойные службы.
Принято брать с собой и нести в церковь продукты, кроме мясных, чтоб приподнести их на панихидный стол.
Пост строгий, в первый день воспрещается принятие пищи, полное воздержание.
Во второй день можно есть горячее без жиров и масла.
Следующие три дня по уставу сухоядение. Можно есть хлеб, любые сырые фрукты и овощи, но только один раз в день, под вечер.
В остальные недели:
В понедельник, среду, пятницу по уставу сухоядение. Постящимся можно есть хлеб, любые сырые фрукты и овощи, но только один раз в день, под вечер.
Во вторник и четверг – дозволено употреблять только растительную пищу, без масла и только вечером.
В субботу и воскресение можно есть 2 раза в день, исключительно растительную пищу с маслом.

Понедельник, среда и пятница в Успенский пост – сухоядение. Дозволен хлеб, овощи и фрукты в сыром виде.
Во вторник и четсверг можно кушать отварные, горячие овощи и другие растительные блюда, но без масла и жира.
В субботу и воскресенье постящимся разрешается елей.
До 19 августа запрещается кушать яблоки и виноград, пока не наступит праздник Преображения Господня, или, как говорят в народе, Яблочный спас.

28 ноября 2015 года – 6 января 2016 года - Рождественский пост

Дозволенные трапезы в Рождественский пост:
С 28 ноября 2015 года до 19 декабря 2015 года (дня памяти святого Николая)
По понедельникам можно есть пищу без масла.
Вторник, четверг. суббота и воскресенье – рыбные дни.
Среда и пятница – сухоядение. Холодная растительная пища без масла и хлеб.

На праздник введения во храм Пресвятой Богородицы дозволены рыбные блюда на трапезе.

Далее по 1 января 2016 года включительно:
По понедельникам любая пища без масла и жира.
По вторникам, четвергам разрещается кушать блюда с маслом.
По субботам и воскресеньям – рыбные дни.
В среду и пятницу исключительно сухоядение.
Далее по 5 января 2015 года включительно наиболее строгая неделя:
Понедельник, среда и пятница строгое сухоядение.
Во вторние и четверг еда без масла.
В субботу и восвресенье дозволяется масло.
Церковные однодневные посты.
среда и пятница всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок.

Праздник отмечается в память создания Креста Господня. Это событие произошло, согласно преданию Церкви, в далеком 326 году.
Тогда в Иерусалиме около горы Голгофы, где распяли Иисуса Христа, был сделан Крест. Начиная с столетия этот день стал знамением возвращения Живородящего Креста греческим императором Ираклием из Персии.
В этот день следует кушать овощи и растительное масло.

Сплошные седмицы

Поста нет, можно кушать как обычно.

В эту сплошную седьмицу дозволена очень скромная пища, хотя поста как такового – нет. Даже в среду и в пятницк.
Притча от Фарисее и Мытаре – одна из наиболее известных притч Христа Спасителя, которая упоминается в Евангении от Луки. Она обличает гордыню и рассказывает о том, насколько важно искреннее покаяние.
Мытарь и Фарисей ежедневно молились Богу. Только один из них, Мытарь, молился искренне и покаянно, осознавая свои грехи. Другой же, Фарисей, приходил к Богу с гордо поднятой головой, преисполненный уверенности в своем безгрешии. Он стремился вохвалится своими добродетелями, надмевался своей праведностью. На примере этой притчи, Церковь поучает людей, что истинная добродетель – это смирение и покаяние, а гордыня же – большая преграда, с которой нужно бороться.

Последняя неделя пред Великим Постом.
Сытная и радостная неделя. Разрешено потакать своим слабостям и кушать разные вкусности до сыта.
Сливочное масло, рыбные и молочные продукты, яйца – все это доступно. Исключается только мясо.
Обычный пост в среду и пятницу можно не соблюдать, за исключением того правила, что постится в этот день следует до вечера, а принимать в пищу только ужин. Устав предписывает отказаться только от мясных блюд, но прочие скромные продукты можно употреблять вдоволь. Кроме того, в эти два дня не следует совершать литургию, пока идет Сырная неделя.
Суть Масленицы – примирение с родными, близкими и друзьями, прощение обид и извинение, полноценная подготовка духовная и физическая к Великому Посту. Эту неделю следует посвящать своим самым близким людям.

Неделя после Пасхи. Поста нет.

Строгого поста нет, однако стоит питаться только скромной пищей, не придерживаясь Устава.

Дни особого поминовения усопших

В родительскую субботу православные христиане отправляются в храмы, где совершаются заупокойные службы.
Принято брать с собой в церковь продукты, кроме мясных, чтоб приподнести их на панихидный стол.

Родительский день, а также день поминовения усопших. Это вторник 2 недели после Пасхи, название он свое получил в ознаменование великой радости живых и уже усопших Воскресению Христовому.
Как и Троицкая суббота, Радоница – главный родительский день. В этот период православные христиане отправляются в храмы, где совершаются заупокойные службы. Принято брать с собой в церковь продукты, кроме мясных, чтоб приподнести их на панихидный стол.
После церкви принято отправися на кладбище, поправить могилки родственников, которые умерли, помолится за их души.

Общая продолжительность поста - 48 дней. Он начинается в понедельник, за семь недель до Пасхи и заканчивается в субботу, перед праздником Пасхи.

Первую неделю поста проводят с особой строгостью. В первый день принято полное воздержание от пищи. Затем, со вторника по пятницу, разрешено сухоядение (кушают хлеб, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пьют воду), а в субботу и воскресенье - горячая пища с маслом.

Во вторую-шестую недели Великого поста на понедельник, среду и пятницу установлено сухоядение, во вторник и четверг допускается горячая пища без масла, а в субботу и воскресенье - горячая с маслом.

Во время Страстной седмицы (последней недели поста) предписано сухоядение, причем в пятницу нельзя кушать до выноса плащаницы.

В праздник Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) (если он не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи) разрешено употреблять в пищу рыбу. В Лазареву субботу (перед Вербным воскресеньем) можно кушать рыбную икру.

Начинается в понедельник на 57-й день после Пасхи (через неделю после Троицы), а заканчивается всегда 11 июля (включительно). В 2015 году он длится 34 дня.

В Петров пост во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в понедельник - горячая пища без масла, а в среду и пятницу - сухоядение.

В праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).

В период Успенского поста в понедельник, среду и пятницу разрешено сухоядение, во вторник и четверг - горячая пища без масла, в субботу и воскресенье - горячая пища с маслом.

В праздник Преображение Господне (19 августа) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).

В период с 28 ноября до праздника святителя Николая (19 декабря включительно) в понедельник допускается горячая пища без масла, во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в среду и пятницу - сухоядение.

С 20 декабря по 1 января во вторник и четверг уже запрещено кушать рыбу, вместо этого допускается горячая пища с маслом. Остальные дни остаются без изменений.

Со 2 по 6 января в понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение, во вторник и четверг - горячая пища без масла, в субботу и воскресенье - горячая пища с маслом.

В Рождественский сочельник (6 января) нельзя кушать до появления на небе первой звезды, после чего принято употреблять в пищу сочиво - вареные в меду зерна пшеницы либо отварной рис с изюмом.

В праздники Введение Богородицы во храм (4 декабря) и святителя Николая (19 декабря) по понедельникам, средам и пятницам можно употреблять в пищу рыбу.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.