Участники эксперимента были ограничены во времени необразованные. Раненый молодой офицер – искл

Разделы: Русский язык

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся, связанные с правописанием н-нн в суффиксах имен прилагательных; закрепить умения аргументировать выбор н-нн в суффиксах прилагательных;
  • развивать аналитические умения: умение анализировать, обобщать, делать выводы;
  • развивать коммуникативные умения при работе в парах, воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок-практикум

Оборудование: доска, мультимедийная установка, словари, справочный материал.

Оформление доски:

Записано:

  • обобщить, систематизировать…
  • закрепить умение….
  • развивать…

Словарные слова:

  • толерантность
  • иммиграция
  • эмиграция

Домашнее задание: параграф 40, упражнение 237 (по заданию), индивидуальное задание – отредактировать написанное сочинение.

Ход урока

I. Организационный момент.

Записать число, тему урока. Определение целей урока учащимися

Работа учащихся у доски с индивидуальными заданиями:

1. Рассказать о правописании н

Работа по карточке № 1

В каком слове на месте пропуска пишется НН?

  1. Дикови…ое происшествие
  2. Багря…ые закаты
  3. Дровя…ой склад
  4. Беше...ый ритм
  5. Ветре...ая девушка

2. Рассказать о правописании нн в суффиксах имен прилагательных.

Работа по карточке № 2

Правописание Н-НН в разных частях речи.

В каком слове на месте пропуска пишется Н?

  1. Идеи русской литературы прекрасн…ы и бесцен..ы.
  2. В своих делах она была безукоризнен..а.
  3. В наследство от бабушки семье досталась старин..ая картина.
  4. В центре города находится гостин..ца “Советская Гавань”.

III. Работа учащихся с новыми словарными словами.

Определение лексического значения слов по “Словарю русского языка” С.И.Ожегова. Слова указаны на слайде 2 .

Толерантность – терпимость к чужим мнениям и верованиям.

Иммиграция – въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное место жительства.

Эмиграция – переселение из какой-либо страны в другую, вызываемое различными причинами (экономическими, религиозными, политическими).

Дополнительный вопрос: к какому стилю речи можно отнести словарную статью? (к научному стилю)

Вспоминаем с учащимися, что слова эмиграции и иммиграция - паронимы (Слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию).

Предлагаем учащимся решить тестовое задание (тест из книги С.А.Ильиной, И.С.Иванова “ЕГЭ по русскому языку 2006”):

Задание на слайде 3: В каком предложении вместо слова “терпимость” нужно употребить слова “терпение”?

  1. Если мы будем сохранять терпимость и искреннее сострадание к ближнему, то сможем жить в мире и гармонии.
  2. В какой другой стране найдется такая терпимость к чужим обычаям?
  3. Воспитание в духе терпимости, безусловно, начинается в семье.
  4. Леонид опаздывал и уже начал терять терпимость.

(ответ: №4)

IV. Работа по орфоэпии.

На слайде 4 записаны слова:

  1. ОксюмОрон
  2. НедопонЯвший
  3. ЗасОрит
  4. ИспОднизу

Задание: в каком слове буква, обозначающая ударный гласный звук, выделена правильно? (ответ: №2)

V. Работа с литературоведческим словарем : повторение стилистической фигуры оксЮморон (стилистическая фигура, соединение противоположных или контрастных по смыслу слов, например “Оптимистическая трагедия”, “Живой труп”)

VI. Ответы учащихся, работающих у доски.

Задание классу: дать рецензии на ответы учащихся, записать в тетрадь те слова, которые считают трудными. Оценивание ответов учителем.

Учащиеся класса при повторении используют справочные материалы (из журнала “Русский язык и литература для школьников”) Приложение 1.

VII. Закрепление.

1. Самостоятельная работа учащихся с тестовыми заданиями, отпечатанными для каждого ученика.

А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.

Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.

(Тесты взяты из книги Н.Г.Гольцовой,И.В. Шамшина “Единый Государственный экзамен. Русский язык” М.: Русское слово, 2006)

2. Осуществляется дифференцированный подход, трем сильным ученицам предложено индивидуальное задание.

Вставить пропущенные буквы, указать части речи в предложенных словосочетаниях и предложениях:

  1. Смотрел рассеян..о.
  2. Облака рассеян..ы.
  3. Девочка рассеян..а.
  4. Участники эксперимента были ограничен..ы во времени.
  5. Необразованные люди часто бывают невежествен..ы и ограничен..ы.
  6. Работа комиссии хорошо организован..а.
  7. Команда спортсменов дисциплинирован..а и организован..а.

3. Взаимопроверка (работа учащихся в парах), сверяются с ответами на слайде 5 . Ответы на тест: А - 3,4;Б – 1,2; В – 1,3,5.

4.Самопроверка индивидуального задания (слайд 6 ).

  1. Смотрел рассеянно (наречие).
  2. Облака рассеяны (краткое причастие).
  3. Девочка рассеянна (краткое прилагательное).
  4. Участники эксперимента были ограничены во времени (краткое причастие.)
  5. Необразованные люди часто бывают невежественны и ограниченны (краткие прилагательные.)
  6. Работа комиссии хорошо организована (краткое причастие).
  7. Команда спортсменов дисциплинированна и организованна (краткие прилагательные.)

Учащимися делается вывод о правописании н-нн в суффиксах прилагательных.

VIII. Работа с текстом, отпечатанным для каждого учащегося.

Учащиеся сдают на проверку учителю выполненную самостоятельную работу (оцениваются все работы учащихся).

Осуществляется дифференцированный подход: двум сильным ученицам, победившим в районной олимпиаде по русскому языку, предложено индивидуальное задание: написать сочинение- рассуждение по данному тексту. Им предлагается примерный план сочинения- рассуждения.

  1. Прочитать текст.
  2. Записать первые впечатления от прочтения текста (мысли, ассоциации, вызванные текстом).
  3. Тема текста (выделить предмет изображения, отметить языковые средства, помогающие автору раскрыть тему).
  4. Проблема (проблематика текста; сформулировать проблемы, поставленные автором, показать, как автор решает их).
  5. Идея (отразить основную мысль текста, отметить языковые средства, с помощью которых автор достигает убедительности).
  6. Собственная позиция (обосновать свое согласие или несогласие с автором, привести не менее трех аргументов, доказывая собственную позицию).

Ученица зачитывает созданный ею текст сочинения- рассуждения.

IX. Итоги урока.

  • Достиг ли урок цели?
  • Какие знания и умения закрепили на уроке?

X. Домашнее задание: параграф 40, упражнение 237(по заданию), индивидуальное задание – отредактировать написанное сочинение.

О невежда, вокруг посмотри, ты – ничто,
Нет основы – лишь ветер царит, ты - ничто,
Два ничто твоей жизни предел и граница,
Заключен ты в ничто, и внутри ты - ничто.
Омар Хайям

Невежество и рабство делают людей злыми и обездоленными.
Поль Гольбах

Лучше быть нищим, чем невеждой: если первый лишен денег, то второй лишен образа человеческого.
Аристипп

Невежество - мать всех преступлений. Преступление прежде всего - неразумие.
О. Бальзак

Мы часто встречаем людей, ученость которых служит орудием их невежеству, - людей, которые чем больше читают, тем меньше знают.
Г. Бокль

Мы предпочитаем скорее коснеть в невежестве, чем признаться в нем.
Ж Боссюэ

Невежество - лучшая в мире наука, она дается без труда и не печалит душу.
Д. Бруно

Во все и везде разные шарлатанства облагали податью невежество, страх и легковерие.
П. Буаст

Невежды презирают науку, необразованные восхищаются ею, тогда как мудрецы пользуются ею.
Ф. Бэкон

Пока длится невежество, человек не находит против зла средств.
Ф. Бэкон

Невежество - величайший недуг человечества.
Вольтер

Невежество - мать предубеждения.
Вольтер

Невежество - мать злобы, зависти, алчности и всех прочих низких и грубых пороков, а также грехов.
Г. Галилей

Невежество позорит человека не больше, чем отсутствие на руке ста пальцев. Как нет природной необходимости в ста пальцах, так ее нет, по-видимому, и в знании сокровенной природы вещей.
П. Гассенди

Всякий изучающий историю народных бедствий может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество.
К. Гельвеций

Нет такого ложного суждения, которое не было бы следствием или наших страстей, или нашего невежества.
К. Гельвеций

Полное невежество приводит к полному тупоумию.
К. Гельвеции

При невежестве ум чахнет за недостатком пищи.
К. Гельвеций

Невежество лучше скрывать, но это затруднительно при распущенности и за чашею вина.
Гераклит

Скрывать невежество предпочтительнее, чем обнаруживать его публично.
Гераклит

Нет ничего страшнее деятельного невежества.
И. Гёте

Глубочайшее невежество, безграничное легковерие, полнейшее недомыслие и пылкое воображение - вот что создает набожных людей, фанатиков и святых.
П. Гольбах

Необразован тот, кто никогда не осмеливается признаться в том, что он чего-то не может или не знает.
И. Гофмиллер

Там, где невежество - блаженство, там глупость является мудростью.
Д. Грей

Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений.
В. Гюго

Невежество - это сумерки, там рыщет зло.
В. Гюго

Невежество всегда обладает большей самоуверенностью, чем знание, и только невежды могут с уверенностью утверждать, что науки никогда не будут в состоянии решить ту или другую проблему.
Ч. Дарвин

Невежество никогда не задает вопросов.
Б. Дизраэли

Оправдывают свое невежество неискусством учителей только те, которые сами из себя ничего не умеют сделать и все ждут, чтобы их тащили за уши туда, куда они сами должны идти.
Н. Добролюбов

Невежественный народ - армия, с помощью которой политики добиваются своих низменных целей.
В. Зубков

С лягушкой, живущей в колодце, нельзя говорить об океане: она слишком привязана к своей дыре. С насекомым, живущим только одно лето, нельзя говорить о зимней стуже: оно ограничено временем своей жизни. С ограниченным грамотеем нельзя говорить о дао: он скован своим образованием.
Кит.

Противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей.
Я. Коменский

Что такое невежда как не разукрашенный перьями попугай?
Я. Коменский

Чем кто невежественнее, тем нетерпеливее он порывается судить.
Э. Кондильяк

Догматический тон всегда является следствием глубокого невежества: лишь человек непросвещенный уверен в своем праве поучать других вещам, о которых сам только что узнал; тот же, кто знает много, ни на секунду не усомнится, что к его словам отнесутся внимательно, поэтому говорит с подобающей скромностью.
Ж. Лабрюйер

Невежество - состояние привольное и не требующее от человека никакого труда; поэтому невежды исчисляются тысячами и подавляют ученых числом.
Ж. Лабрюйер

Нет ничего опаснее невежественного друга.
Ж. Лафонтен

Невежество менее удалено от истины, чем предрассудок.
В. Ленин

Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек.
М. Ломоносов

Ужасно неведение: оно многих бед человеческих является причиной, словно мраком каким-то заливая события и правду затемняя, и жизнь каждого человека скрывая.
Лукиан

Неотесанный чурбан не бывает на стороне мастерства, он всегда против него, и как раз основы основ, придающие первую, самую приблизительную форму, кажутся ему особенно противоестественными.
Т. Манн

Невежество - это демоническая сила, и мы опасаемся, что оно послужит причиной еще многих трагедий.
К. Маркс

Невежество бывает двоякого рода: одно - безграмотное, предшествует знанию; другое - чванное, следует за ним.
М. Монтень

Неотесанность, необразованность, невежество, простота нередко прикрывают невинность и чистоту, меж тем как любопытство, изощренность, знание порождают влечение к злу.
М. Монтень

Невежда имеет большое преимущество перед человеком образованным: он всегда доволен собой.
Наполеон

Невежество - мать подозрительности.
У. Олджер

Невежество делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растет медленно, но необратимо, как раковая опухоль.
К. Паустовский

Опухоль некомпетентности не из тех, что можно удалить с помощью скальпеля.
Л. Питер

Невежда - это кто говорит о том, чего не знает.
М. Пришвин

Невежество и страх - близнецы; их - гнет, а мать - покорность. И весь дух этой - рабский.
А. Рейхани

Не моря разделяют народы, а невежество, не различие языка, а враждебные .
Д. Рескин

Наша жизнь сокращается невежеством. Мы должны стремиться к познанию нашей природы и окружающего мира. Мы должны установить условия существования и изыскать способы их применения.
Г. Спенсер

Невежество не есть аргумент.
Б. Спиноза

Людьми невежественными и развращенными нельзя управлять ни с помощью справедливости, ни с помощью разума: они восстают не столько против зла, которое им делают, сколько против добра, которое хотят им делать.
А. Сталь

Мы стали невежественными потому, что навсегда закрыли от себя то, что только и есть всякая наука - изучение тех ходов, которыми шли все великие умы человечества для уяснения истины. С тех пор как есть история, есть выдающиеся умы, которые сделали человечество тем, что оно есть, эти высоты умственные распределены по всем тысячелетиям истории…
Л. Толстой

В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
Д. Фонвизин

Невежда без души - зверь. Самый мелкий подвиг ведет его во всякое преступление.
Д. Фонвизин

Невежество делает людей смелыми, а размышление - нерешительными.
Фукидид

Есть три рода невежества: не знать ничего, знать дурно то, что знают все, и знать не то, что следовало бы знать.
Цицерон

Невежество - ночь ума, ночь безлунная и беззвездная.
Цицерон

Состояние и свойство невежды есть никогда от себя самого не ожидать себе ни пользы, ни вреда, но всегда от внешних вещей.
Эпиктет

Страдательные причастия характеризуются наличием приставки, или пояснительного (зависимого) слова, или того и другого:

ис правленная рукопись, крашенная недавно дверь, при готовленные корректором гранки;

Отглагольные прилагательные не имеют приставок и зависимых слов, образуются от глаголов несовершенного вида:

_правленая (править) рукопись, _крашеная (красить) дверь.

Упражнение 190 . Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните выбранные написания.

Жаре_ый гусь, поджаре_ая колбаса, жаре_ые в масле пирожки; пуга_ая ворона, перепуга_ые люди; калё_ые орехи, раскалё_ая печь, калё_ые в печи орехи; рва_ый рукав, разорва_ый рукав; писа_ый красавец, вписа_ый треугольник, писа_ый знаменитым художником портрет; лома_ый грош, полома_ый автомобиль; топлё_ое молоко, вытопле_ая печь, затопле_ая хата; беше_ый карьер, взбешё_ый человек; гружё_ая баржа, выгружё_ая баржа; ране_ый боец, изране_ое тело, ране_ый под Киевом боец; паре_ая репа, распаре_ые косточки; штопа_ая гимнастёрка; маза_ая печь, вымаза_ое платье; золочё_ое блюдо, позолоче_ая ложка; скоше_ый луг, нескоше_ая трава; луг, не скоше_ый колхозниками; варё_ый картофель, вываре_ое мясо, варе_ая в котелке картошка.

Упражнение 191. Перепишите, определите правописание н, нн в отглагольных прилагательных и причастиях. Аргументируйте свой ответ.

1. Белели маза_ые хаты украинского села. 2. Давно маза_ые стены казались серыми. 3. Стиран_ое бельё меньше мнётся. 4. Трудно было ехать по немощё_ой дороге. 5. Зва_ых на вечер гостей было немного. 6. Кова_ый на все ноги конь не спотыкается. 7. Рыболовы ели уху и печё_ый в золе картофель. 8. Стол для зва_ых гостей был покрыт вяза_ой скатертью. 9. На тка_ой шёлком салфетке стоял гранё_ый стакан. 10. Приятно пахнет печё_ым хлебом. 11. Началась уборка сея_ых трав. 12. Травы, сея_ые в паровом поле, хорошо взошли. 13. Сорва_ые травы и цветы мы сушили в книгах. 14. Всех подстреле_ых уток мы, конечно, не достали. 15. Приходилось идти по нехоже_ым тропам и по неезже_ым дорогам. 16. Хорошо сшит крое_ый опытным мастером костюм. 17. Много витаминов содержат в себе неварё_ые овощи. 18. Вязанка дров лежала у нетопле_ой печи. 19. На стене висела писа_ая акварелью картина. 20. В середине комнаты стоял стол, покрытый оборва_ой чёрной клеёнкой. 21. Рита вынула из сумки тиснё_ый золотом билет. 22. Калиныч провёл нас в избушку, увеша_ую пучками душистых трав. 23. Доставлено свежемороже_ое мясо. 24. Среди музейных сокровищ был драгоценный златокова_ый ларец. 25. С краше_ого охрой карниза смотрела на улицу затейливо сдела_ая маляром надпись.

Упражнение 192. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы. Объясните употребление н, нн в прилагательных и отглагольных причастиях. Отграничьте причастия от прилагательных.

1. Кузов был сверху забит свежескоше_ым сеном. (А.К .) 2. За вас, ране_ых в бою, я готова была отдать жизнь. (И.Г .) 3. Круче_ой нитью вязался разговор. (О.С .) 4. Тяжело гружё_ая лодка мчалась по узкому накло_ому коридору горной речушки. 5. Краше_ый борот лодки беспокойно облизывала лёгкая волна. (П.Ф .) 6. Пахло свежевыпече_ым хлебом, рыбой и морем. (П.Ф.) 7. Ветер качал обрумяне_ые плоды яблони. (П.Ф .) 8. Карлы внесли на золочё_ых блюдах пирог из воробьёв и жаре_ых перепёлок. 9. Отмороже_ые щёки её писинели от ветра и казались испачка_ыми. (И.Г .) 10. Посреди леса, на расчище_ой и разработа_ой поляне возвышалась одинокая усадьба Хоря. Она состояла из нескольких сосновых срубов, соединё_ых заборами. (Т .) 11. Повара стари_ых помещиков приступают к изготовлению долгоносых птиц и, войдя в азарт, свойстве_ый русскому человеку, когда он сам хорошенько не знает, что делает, придумывают к ним такие мудрё_ые приправы, что гости большей частью с любопытством и вниманием рассматривают пода_ые яства, но отведать их никак не решаются. (Т .) 12. Отец-то у них был человек учё_ый. (Т .) 13. Однажды завидел я в стороне заброше_ый сад. (Т .) 14. Тесно торчали на грядах бурые прутья, перепута_ые засохшим горохом. (Т .) 15. Из передней, заклее_ой разными пёстрыми картинами, завеша_ой клетками, вошли мы в небольшую комнату. (Т .) 16. Я имел занятие волноваться из-за всех людей, из-за каждого дифтерита и каждой рубле_ой или огнестрельной раны. (Пауст. )


Упражнение 193. Перепишите, вставьте пропущенные буквы, объясните выбранное написание.

1. Полы были выкраше_ы жёлтой краской. 2. Та же закопч_ная люстра со множеством висящих стекляшек, те же картины, во всю стену, пис_ные масл_ными красками. (Г .) 3. От брош_ного в воду камня расходились круги. 4. Заказав жар_ной колбасы, Сашка барином усаживается у стола. (М.Г .)

5. Мой врач взял какие-то травы из сумки, повеш_ной у него на грудь, намочил их в воде и приложил к воспал_ному месту. 6. Разнообразные и спут_ные мысли терзали меня в продолжение ночи. 7. Широкая черкеска кое-где была порв_на, шапка была заломл_на назад по-чеченски, ноговицы спущ_ны ниже колен. (Л.Т. ) 8. На лице была напис_на решимость. 9. На нём (Горчакове) солом_ная шляпа, вяз_ные из верёвки туфли и полотн_ные штаны. (Вс. Иван .) 10. С полей убрали суш_ное сено. 11. Суш_ные на солнце яблоки ссыпали в мешок. 12. Каштаны надо мной убр_ны золотом, у ног моих много листьев, похожих на отсеч_ные ладони чьих-то рук. (М.Г .) 13. Брош_ный на землю цветок сразу же утратил свою свежесть. (Ант .) 14. Вдоль стен из грубо обтёс_ных брёвен тоже стояли люди. (Сарт .) 15. Возле сарая чернела запряж_ная в телегу лошадь. 16. Чувствовалось, что люди утомл_ны собранием и поздним временем. (Мел .) 17. Хуже было то, что скош_ный ряд теперь ложился в воду. (Мел.) 18. Десятки тяжелоран_ных увезены в больницу.

19. Охвач_ный острым сожалением о потер_ном для него навсегда, Константин уже не слышал железного клёкота колёс под вагоном, ни звенящего бравурным маршем радио в узком коридорчике, не чувствовал гулявшего по полу студ_ного сквознячка. (Мальц .) 20. Старик передохнул. Отсёк ножом поджар_ный ломоть телятины, проглотил нежёв_ное. 21. Вышел пожилой хуторянин в рва_ной свитке, в порыжевших растопт_ных сапогах.


БУКВЫ Н / НН В ПОЛНОМ ОТГЛАГОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Различаются с помощью Н / НН отглагольные образования, которые по значению (чаще и грамматически) разошлись: названн ый Иваном – назван ый брат; конченн ый путь – кончен ый человек; приданн ое значение – придан ое невесты; посаженн ый куст - посажен ый отец.

Образования от двувидовых глаголов не подчинены общему правилу. Так, с НН независимо от контекста пишется казнённ ый (казнить). В слове ране…ый пишется Н, если оно является прилагательным или существительным; НН – если является причастием: Виталька представлялся ему ранен ым журавлем, которого он своими советами лишил надежды на выздоровление. Ранен ый тихо стонал. Боец, раненн ый в ногу, перенёс перевязку стойко. Забрызганный в дороге дальней, опасно раненн ый, печальный, кой-как тащится экипаж. Ружьё Ирокеза выстрелило, но в воздух, и сам он повалился в кусты если не убитый, то тяжело раненн ый.

Отглагольные прилагательные и причастия образуются от основы неопределённой формы глагола, которая может оканчиваться как на гласный, так и на согласный. В процессе формо- и словообразования конечная буква основы в одних случаях сохраняется (буква а / я ), в других – заменяется суффиксальной (буквой е / ё ): заигра нный – (заигра ть), настоя нный (настоя ть) / обиже нный (обиде ть), варё ный (вари ть), построе нный (построи ть) .

Особую орфографическую трудность представляют омофоны – отглагольные образования, совпадающие в произношении, но различающиеся значением и конечным гласным:

Некоторые из сопоставляемых отглагольных образований целесообразно рассмотреть в ряду других слов, близких по значению:

от глагола вешать

(смысловое ядро – много висящих предметов)

завеша нный о пространстве, на котором размещены предметы

обвеша нный завешанная картинами стена, обвешанная сосулька-

ми ёлка)

увеша нный увешанный наградами китель ;

развеша нные о предметах, которые размещены

(развешанные навеша нные на стене картины;

навешанные в беспорядке платья );

от глагола весить

(смысловое ядро – иметь вес)

обвеше нный (обвесить) – тот, кто получил товар в неполном весе

развеше нный (развесить) – разделённый на части определённого веса;

от глаголов совершенного вида свесить, повесить

(смысловое ядро – висеть)

свеше нный – опущенный, свисающий

повеше нный – висящий (о любом предмете); казнённый через повешение

подвеше нный – висящий прикреплённым к чему-либо.

Минимальные контексты наглядно выявляют семантические различия омофонов:

Рассуждаем:

Определяем последовательно:Применяем правило:

1) на –ованный / НН пломбированн ый,

-ёванный корчёванн ый

отглагольное 2) от глагола сов. вида НН лишённ ый, закопчённ ый ,

образование либо с зависимыми сл. леченн ый долго,

копчённ ый на костре

3) остальные Н лечен ый, копчён ый

Исключения:

1) кован ый (но : закованн ый, кованн ый железом), жёван ый ;

2) пишутся также с НН некоторые образования от глаголов несовершенного вида:

деланн ый (фальшивый), слыханн ый, неслыханн ый, жеманн ый, желанн ый, медленн ый, виданн ый, невиданн ый, нечаянн ый, священн ый, чванн ый , читанн ый, считанн ый, чеканн ый, нежданн ый, неожиданн ый, негаданн ый, доморощенн ый, недреманн ый, топленн ый (но : топлёный ) и некоторые другие.

Примечания:

Приставка НЕ не влияет на количество Н в полных отглагольных образованиях, так как она, в отличие от остальных, не изменяет видовой характеристики глагола: нестриженн ый не стричь (несов. вид); неподстриженн ые не подстричь (сов. вид).

По той же причине не влияет на выбор Н / НН степень сравнения прилагательного или наречия (надменн ый надменн ее , удивлённ о удивлённ ее ).

При рассмотрении сложного слова надо ограничиться только второй основой: сырокопчён ый копчён ый , всежекрашен ый крашен ый.

Необходимо различать однокоренные слова, образованные от разных частей речи и имеющие разные значения и разные написания:


Упражнение 194. Перепишите, вставьте пропущенные буквы, аргументируйте свой выбор.

1. Вечерами работающих оделяли горячим сеян_ым хлебом свежей выпечки. 2. Широкая мощен_ая дорога извивалась лентою, соперничая красотою с рельсовым путём. 3. У среднего, самого большого окна стоял бак с кипячён_ой водой. 4. В комнате лёгкий угар. Пахнет глажен_ым. 5. Шаг был рискован_ый, сопряжён_ый с опасностью. 6. Доктор не знал никого из них, но лица половины из них казались ему привычными, виден_ыми, знакомыми. 7. Стали говорить чужие, подослан_ые. 8. Да разве так потерян_ой любви добиваются? 9. В Сибири разводили какую-то одну премирован_ую швейцарскую породу. 10. По двору хромающими прыжками передвигалась стреножен_ая лошадь. 11. Старик неизменно упускал монету. Пятак, пролетев мимо его жалко растопыренных рук, падал в грязь. 12. И все материи были тёмные в белую клетку или горошком, как в белую крапинку была тёмная снежная улица, смотревшая в этот прощальный вечер в незанавешен_ые, голые окна. 13. Выпив забелён_ого молоком кипятку с сахарином, доктор направился к больной. 14. Неверное, здесь нет ни одного не ранен_ого дерева. 15. Замелькали последние минуты, считан_ые, бесповоротные. 16. Подходили к окован_ым воротам, где стояли сторожа с бердышами. 17. Вера долго ходила, взволнован_ая, по саду и мало-помалу успокоилась. 18. Его осенила тихая задумчивость, наве_н_ая этими картинами и этой встречей. 19. Пойман_ая рыба помещалась в двух вёдрах. 20. Я был любимец, фаворит, как многие называли меня, и, следовательно, балован.._ое дитя. 21. Сверх того у меня был удивительный ларчик или шкафчик, окле_н_ый резной костью. 22. Окна, едва завеш_н_ые гардинами, и стеклянная дверь в сад пропускали много света и придавали весёлый вид комнате.

Упражнение 195. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните сложные слова и объясните их образование и написание.

1. Легкоранен_ые по двое, по трое брели по открытой пыльной дороге. (Кав .) 2. Ещё не села пыль – пошли танки, огромные, из клёпан_ых листов, с задран_ыми носами гусеничных передач. (А.Т .) 3. Вагоны легко катаются, если ещё гружен_ые. (Мак .) 4. Григорий дёрнул вожжи, и бричка стала у крашен_ых, в мелкой резьбе ворот. (Ш.) 5. На стене висела стенная газета, раскрашен_ая цветными карандашами. (Пауст .) 6. Женщины чинно сидели на скамьях, грызли калён_ые орешки и семечки. (Г.Н .) 7. Дедушка оживился, засмеялся маслян_ым лицом и хитренько пошутил. (Гл. ) 8. И без того мало наезжен_ая дорога была теперь занесен_а свеженаметён_ым снегом. (Марк .) 9. Цокот кован_ых копыт лошадей действовал на едущих усыпляюще. (Перв. ) 10. Кто-то прошёл в соседней комнате, звеня окован._ыми подошвами. (Бер .) 11. Вот и знакомые, десятки раз исхожен_ые и изъезжен_ые горы. (Сим. ) 12. На её коротко стрижен_ых, под мальчика, волосах капустным листом торчал берет. (Мальц. ) 13. На бешен_ой скорости гонит Мирзоев машину по шоссе. (Пан. ) 14. Гружён_ые машины скатывались с наезжен_ого крутого берега на лёд. (Аж .) 15. Пуган_ая ворона и куста боится. (посл .)

Упражнение 196. Употребите данные слова в предложении то как причастие, то как прилагательное. От причастий образуйте краткую форму, отметьте орфограммы.

Взволнованный, избалованный, воспитанный, измученный, изнеженный, образованный, ограниченный, озлоблённый, организованный, рассеянный, сдержанный, сосредоточенный, замкнутый, выдающийся, движимый, шипящий.

Упражнение 197. Разграничьте причастия и прилагательные, мотивируйте ответ (переносное значение, невозможность образования от данного глагола, отсутствие производящего глагола, составная часть термина).

1. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно. (Л .) 2. Обычным, нерушимым порядком шла на хуторе жизнь. (Ш .) 3. У старика суровый вид, почтенные лета. (Тв. ) 4. Он скорбно поматывал отяжелённой головой (Купр. ) 5. Мы оставили раненого казака (П. ). 6. Здесь я увидел Михаила Пущина, раненного в прошлом году. (П. ) 7. Но самое замечательное в доме были поющие двери. (Г .) 8. А уж бригадный генерал, конечно, даст блестящий бал. (Л .) 9. Затихавшая стрельба как будто отдалялась и становилась всё менее сосредоточенной. (Фед .) 10. …Вот редька, варённая в меду! (Г .)

Упражнение 198. Выделите адъктивированные и субстантивированные причастия. Обозначьте их семантические, морфологические, синтаксические признаки.

1. Настал ожидаемый час! (Ес. ) 2. Иду я разросшимся садом, лицо задевает сирень. (Ес. ) 3. Когда живущие молчат, тогда погибшие кричат. (Дуд .)

4. Это правда будущего, без неё жизнь не имеет смысла. (М.Г .) 5. Попробовали бы разобрать, кто у них тут начальник, кто подчинённый (Фурм .)

6. Прямо к станции летит тройка удалая. Проезжающий сидит, головой мотая. (Н. ) 7. Вновь толпа бегущих захватила его с собой и повлекла назад. (Л.Т. ) 8. Я не люблю иронии твоей, оставь её отжившим и нежившим, а нам с тобой, так горячо любившим, ещё остаток чувства сохранившим, - нам рано предаваться ей! (Н .) 9. Там неба осветлённый край средь дымных пятен (Бл. )

Упражнение 199. Произведите полный морфологический разбор причастий:

1) начальная форма; 2) признаки глагола: а) залог, б) время, в) возвратное или нет, г) вид, д) чем управляет; 3) признаки прилагательного: а) полное или краткое (для страдательного залога), б) число, в) род, г) падеж (для полной формы); 4) от какого глагола (вид, переходность) и какой его основы образовано; 5) синтаксическая функция; 6) орфографические особенности.

1. Ветки тёмным балдахином свешивающиеся,

Шумы речки с дальней песней смешивающиеся,

Звезды в ясном небе слабо вздрагивающие,

Штампы роз свои цветы протягивающие… (Бр .)

2. Спите, полумёртвые увядшие цветы,

Так и не узнавшие расцвета красоты,

Близ путей заезженных взращённые Творцом,

Смятые невидевшим тяжёлым колесом. (Бальм .)

3. Генерал оглянулся в отчаянии. Адъютант, с простреленным навылет плечом, раненный в руку, с разбегу остановил лошадь и стоял как вкопанный. На его обветренном лице был написан ужас. Всё казалось потерянным… Бегущие возвратились, батальоны собрались, и французы, разделившие было две части войска левого фланга, на мгновенье были оттеснены.

(по Л.Н.Толстому )

Упражнение 200. Выделите причастия. Укажите их разряд и синтаксическую функцию. Для каждого краткого причастия укажите полную форму, а также инфинитив.

1. Закат туманом смят и сорван, прорваться звёздам не велит туман. (Дуд .) 2. Зацелована, околдована, с ветром в поле когда-то обвенчана, вся ты словно в оковы закована, драгоценная моя женщина! (Заб .) 3. То виден, то сокрыт снежок, то в жизнь, то в смерть перебегая. (Ход .) 4. Нет грани между прозой и стихом; речение, в котором все слова притёрты, пригнаны и сплавлены (Вол .)

1. Укажите ряд, в котором все слова следует писать с НН :

а) кован_ый, пристрелен_ый, занесён_ый;

б) выгравирован_ый, неизучен_ый, незван_ый;

в) межёван_ый, свежевспахан_ый, невызван_ый;

г) священ_ый, невидан_ый, немочен_ый.

2. В каком слове мотивация НН иная, чем в остальных?

а) испещрённ ый; б) надкусанн ый; в) никелированн ый

г) непропечённ ый.

3. В каком предложении выделенное слово пишется с НН ?

а) Так ранен_ого журавля

Зовут другие: курлы, курлы;

б) И в стонах ранен_ого боль,

Не гаснущая никогда;

в) Навстречу их враждебной вьюге

Я вышел в поле без кольчуги

И гибну, ранен_ый в бою;

г) Был он ранен_ым и убитым

В достопамятных тех боях.

4. В каком словосочетании выделенное слово является отымённым образованием с пропущенной буквой я ?

а) масл_ные краски; б) масл_ные глаза; в) масл_ный блин,

г) масл_ная ветошь.

5. Укажите предложения, в которых в выделенном слове требуется вписать букву а / я .

а) Она, как и другие, испытывала во время богослужения смеш_нное чувство благоговения и скуки;

б) В грязи поблёскивали головки стрел_ных патронов;

в) В окнах, занавеш_нных сетью мокрой пыли, тёмный профиль женщины наклонился вниз;

г) И полупомеш_нная на амурах девица, вся в волнении, закрыла лицо руками.

БУКВЫ Н / НН В КРАТКОМ ОТЫМЁННОМ / ОТГЛАГОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Рассуждаем:

Определяем последовательно: Применяем правило:

1.Краткое в полномн песчан а > песчан ая

отымённое ветрен а > ветрен ая

образование

в полном нн пустынн а ← пустынн ая

картинна ← картинн ая

2. Краткое в полномн зван а > зван ая

отглагольное бешен а > бешен ая

образование в полномнн / н (в зависимости от значения)

3. Краткое значение действиян воспитан а бабушкой

отглагольное заслужен а в поединка

образование взвешен а продавцом

от полного с нн значение качества нн воспитанн а и мила

заслуженн а, серьёзна

взвешенн а, обстоятельна

исключение: заплакан ы (глаза)

Упражнение 201. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание причастий и прилагательных.

1. Участники эксперимента были ограничен_ы во времени. Невежественные люди часто бывают невежествен_ы и ограничен_ы. 2. Стрелка на циферблате колебалась, потому что весы были ещё не уравновешен_ы. Моя подруга вспыльчива и неуроавновешен_а. 3. Учёные бли озабочен_ы результатами опытов. Туман сгущался, и лица лётчиков были серьёзны и озабочен_ы. 4. Для проведения вступительных испытаний была образован_а приёмная комиссия. Выпускники университета культурны и образован_ы.

5. Зрители были взволнован_ы игрой артистов. Игра актёра была проникновен_а и взволнован_а. 6. Идеи русской литературы прекрасны и возвышен_ы. Придвоные поэты было обласкан_ы государем и возвышен_ы. 7. Предъявленные обвинения скоропалительны и необоснован_ы. С научной точки зрения выводы вовсе не обоснован_ы. 8. Исполненная таланта, игра актёра глубока и содержан_а. Обещание сдержан_о. 9. Обвиняемые были оправдан_ы. Чрезвычайные меры в этих условиях были своевремен_ы и вполне оправдан_ы. 10. Работа комиссии хорошо организаван_а. Команда спортсменов дисциплинирован_а и организаван_а. 11. Собака хорошо воспитан_а хозяином. Хорошая собака должна быть послушна и воспитан_а. 12. Сюжеты детективных романов сложны и запутан_ы. Следы преступления были искусно запутан_ы. 13. Решение администрации было согласован_о с профсоюзным комитетом. Движения фигуристов были согласован_ы. 14. Ответы ученика на вопросы учителя были неуверен_ы. Учёные не были уверен_ы в положительном результате исследования.

Упражнение 202. Напишите текст под диктовку. Найдите в нём причастия, объясните написание Н / НН в суффиксах.

Где-то на болотах кричали журавли. Перед восходом солнца крик их был так гулок, что казалось, будто птицы кружатся над коньком избы. Лесное эхо подхватывало их крик, и он, усилен_ый и многократно отражён_ый гулкой органной звучностью сосновых стволов, окружавших болото, метался над топью. Крик этот не был резок или тороплив, нельзя было назвать его и трубным кличем. В нём было что-то глубинное, грудное, как в сильном женском меццо-сопрано, какой-то русалочный полувопль, таинственный и печальный, невольно уносящий воображение в мир полузабытых сказок.

Да и всё из моего окна виделось мне здесь сказочным: и эта горстка высоких теремных изб на горке между двух озёр – иные заколочен_ые, иные ещё с красивыми гераньками в нешироких резных оконцах; и поленницы берёзовых дров, сложен_ые у стен задымлён_ых бань, и мягкий голос рожка, искусно закручен_ого из длинного берестяного ремня, того самого рожка, которым пастух до сих пор кликает разбредшуюся по лесным тропам скотину.

Тесты

1. Какое из кратких отымённых образований пишется с Н ?

а) Утраты многочислен_ы; б) враги злонамарен_ы; в) дни ветрен_ы;

г) интересы обыден_ы.

2. В каком словосочетании краткое отымённое образование пишется с НН ?

а) лицо вдохновен_о; б) речи торжествен_ы; в) выражение стран_о;

г) чувства родствен_ы.

3. В каком предложении краткое отглагольное образование пишется с Н ?

а) Природа бледная, с унылостью в чертах,

Пораже_а была томлением кончины.

б) Змеились косы на плечах младых,

Оплетен_ы тесьмою золотою.

в) Вчера ещё были воздух и воля,

А нынче ракиты, как мысли, растерян_ы.

г) Толпой облеплен_ы ограды,

В ушах печатный шаг с утра.

4. В каком кратком отглагольном образовании пишется Н , как и в соответствующем полном?

а) Ситуация путан_а; б) рама вставлен_а; в) бешен_а в приступе ярости;

г) мишень пристрелян_а.

5. Укажите словосочетания, в которых краткие отглагольные образования имеют значение признака и пишутся с НН .

а) плата умерен_а; б) лицо сосредоточен_о; в) общество сосредоточен_о на проблеме;

г) взгляды рассеян_ы.

6. Укажите ряд, в котором все выделенные слова пишутся с НН .

а) Походка раскован_а; слова взволнован_ы; все во всём уверен_ы;

б) они решительны, уверен_ы; рыба законсервирован_а; жильцы благонамерен_ы;

в) дети искрен_и; виновные сконфужен_ы происшедшим; повин_ы в случившемся;

г) манеры изыскан_ы; заявка серьёзна, обоснован_а; вкусы утончён_ы.

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Деепричастие - неизменяемая форма глагола, которая обозначает действие, добавочное по отношению к глаголу-сказуемому.

Основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).

Деепричастие обладает признаками глагола и наречия.

Признаки глагола: вид (несовершенный и совершенный) – играя вальс, сыграв вальс ; возможность быть переходными и непереходными – читая (что?) книгу, стόя ; возвратными – умываясь, умывшись ; способность иметь при себе зависимые слова – читая (что?) книгу , сидя (на чём?) на скамье , улыбаясь (как?) весело .

Признаки наречия: деепричастие не изменяется, в предложении выступает в роли обстоятельства, поясняющего глагол: сижу (как?), читая книгу . Деепричастие характеризует добавочное действие, относящееся к сказуемому, которое выражает действие основное.

Деепричастия несовершенного вида обозначают добавочное действие, происходящее одновременно с главным действием, выраженным сказуемым. Поэтому деепричастия несовершенного вида иногда называют деепричастиями настоящего времени, хотя они не выражают никакого времени: Слушая лекцию, записываю ее .

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глаголов настоящего времени при помощи суффикса –а (-я): гляд(ят) – гляд-я, танцуй(ут) – танцу – (й-а), плач)ут) – плач-а . Глаголы с суффиксом –ва-, который выпадает в настоящем времени, в деепричастии сохраняют этот суффикс: признай(ут) – признавать – признава (й-а) .

Некоторые глаголы несовершенного вида не образуют деепричастий: глаголы на –чь (беречь, стричь ); глаголы с суффиксом –ну- (стынуть, киснуть ); односложные в неопределённой форме глаголы, не имеющие в основе настоящего времени гласных звуков (ждать – жд-ут, рвать, лить, лгать и др.), и некоторые другие (шить, петь, плясать, вязать, пахать ). Во всех этих случаях деепричастия заменяются соответствующими, близкими по значению приставочными формами: разминая (от мять ), вытирая и т.д.

Деепричастия от глаголов быть и красться имеют суффикс –учи: будучи, крадучись . Суффиксы –учи-, -ючи- используются для образования деепричастий, свойственных народной речи (былинам, народным песням, сказаниям): По тесовым кровелькам играючи, тучки серые разгоняючи, заря алая подымается .

Деепричастия совершенного вида обозначают добавочное действие, предшествующее главному действию, выраженному сказуемым. Поэтому их иногда называют деепричастиями прошедшего времени: …И, усевшись под сосной, кашу ест…

Деепричастия совершенного вида образуются от основы глаголов прошедшего времени при помощи суффиксов –в, -вши после гласных и –ши – после согласных: взя(л) – взяв – взявши; увлёк - увлекши . Формы с суффиксом –вши, выступающие параллельно формам с суффиксом –в, отличабтся разговорным характером или оттенком устарелости: Давши слово, крепись; Снявши голову, по волосам не плачут .

Деепричастия совершенного вида могут быть образованы от основ глаголов простого будущего времени с помощью суффиксов –а (-я): прочту – прочтя, найду – найдя . Некоторые глаголы образуют деепричастия как с суффиксами –в, -вши, -ши, так и с суффиксами –а(-я): прочитал – прочитав, прочитавши, прочтя; принёс – принесши, принеся; привёл – приведши, приведя; настроился – настроившись, настроясь . Особенно распространены деепричастия совершенного виды на –а(-я) в устойчивых сочетаниях: положа руку на сердце, сложа руки, повеся нос, спустя рукава, сломя голову, скрепя сердце и др.

Деепричастие с зависимыми словами образует особые синтаксические конструкции, так называемые деепричастные обороты.

В одиночных деепричастиях могут ослабевать глагольные признаки. В таком случае деепричастия перестают быть обозначением добавочного действия, усиливаясь как обстоятельства, и переходят в наречия: сидеть молча, читать лёжа, сидя; стоять наклоняясь, смотреть насупясь и т.д.

Упражнение 203. От данных глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида. Укажите глаголы, от которых такие деепричастия не образуются.

Проигрывать, хотеть, касаться, пахать, бить, замирать, устанавливать, кричать, бежать, проповедовать, заведовать, беречь, роптать, вянуть.

Упражнение 204. От приведенных ниже глаголов образуйте деепричастия совершенного вида.

Проиграть, подумать, коснуться, установить, замереть, развеять, обессилеть, остаться, сплести, прочитать, проститься.

Престижность образования в современном мире сомнительна, хотя именно она позволяет ответить на вопрос: а «невежественный» - это что за понятие? Кстати, забавный факт: согласно статистике, Россия - самая образованная страна, если учитывать процент людей с высшим образованием. Интересно, да? А теперь к делу.

Значение

«"Невежественный" - это человек малокультурный, необразованный», - так говорит толковый словарь. Например, человек, который до сих пор считает, что земля плоская, без всяких сомнений, может претендовать на эту малоприятную характеристику. Само невежество - это, конечно, плохо. Но есть люди (и достаточно много), которые даже гордятся этим. Они не знают, но жить им это совершенно не мешает.

Допустим, это так. А вдруг у этих же людей будут дети, как они научат своих отпрысков мечтать о большем? Плохо, когда человек в научном, философском или психологическом плане малосведущ, но еще хуже, когда он и не желает учиться. Пропагандируемая им темнота может навредить его родным и близким, а дети её переймут и поймут, что такой тип поведения единственно возможный. Если «невежественный» - это позиция, то мало что можно сделать, чтобы переубедить человека.

Невежа и невежда

Существуют разные типы невежественности, но при этом, как ни крути, прилагательное одно.

Который не умеет вести себя за столом в приличной компании, его назовут невежей. Иногда это бывает из-за несовпадения приемлемых форм поведения в разных обществах. У племен Африки приняты одни манеры, у европейцев - другие. Неспроста люди, попадая в чужую социальную общность, испытывают культурный шок. Но есть руками почти в любой европейской стране - это признак дурного тона. Поэтому если вы увидите человека, который пренебрегает столовыми приборами, не сомневайтесь, это и есть невежа. Можно сказать, .

Другой тип невежества - это необразованность. И тут напрашивается один классический пример. Помните эпизод романа М.А. Булгакова, когда рассказывает Мастеру о встрече с профессором на Патриарших, а Мастер, выслушав и просветив Ивана, спрашивает, заранее зная ответ: «Я не ошибаюсь, вы человек невежественный?» И тут эта характеристика несколько другого сорта. Нельзя сказать, что у Мастера было время оценить манеры поэта. Но он точно понял одно: с демонологией Иван незнаком и даже «Фауста» не читал, то есть ему не хватает знаний в определенной области. Такой вот невежда, литературный работник печально, но, как помнит читатель, поэт совершенно изменится.

Шерлок Холмс, или Нет предела совершенству

Странное дело, но каждый из нас может сказать, как Сократ: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Многие великие умы интерпретировали эти слова. Но кажется, что в них зашифрована обычная непознаваемость мира. Чем шире область знания человека, тем больше область его незнания, и с этим ничего не поделаешь. Каждый из нас - это и специалист, и профан в одном лице.

Помните замечательный эпизод советского фильма «Знакомство»: первая серия фильма о Шерлоке Холмсе и Докторе Ватсоне. Там есть сцена, когда знаменитый сыщик сознаётся в своём полном невежестве по части литературных, философских знаний, он даже не знает, и что Земля вращается вокруг Солнца, зато он прекрасно разбирается в химии и может отличить разные сорта грязи с разных улиц Лондона.

Никто не посмеет назвать сыщика дураком, да, он многое упустил по части общих знаний, но в своей области он - гений! Его концепцию можно назвать «управляемым или разумным невежеством». Детектив не делает ничего особенного, просто он точно знает, что ему нужно, а что нет. А к лаврам эрудита он равнодушен. На самом деле случай Холмса не уникален, ибо это судьба каждого узкого специалиста.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.