Конспект НОД " Звуки Д, Дь, буква Д" план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему. Конспект урока на тему «Звуки Д, Дь

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка определять количество услышанных им звуков.

2. Учить вслушиваться в шепот.

3. Научить ребенка четко произносить звуки [Д], [Д"], дифференцировать их на слух и в произношении.

4. Закрепить умение определять место звуков в начале и середине слов.

5. Учить ребенка удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд из 3—4 элементов.

6. Объяснить ребенку, что имена людей пишутся с большой буквы.

7. Учить анализировать слова: дом, Дима.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Слушай внимательно» (развитие слухового внимания).

Взрослый хлопает в ладоши, а ребенок, закрыв глаза, считает про себя, сколько раз хлопнули, и затем поднимает соответствующую цифру.

Задание 2 . Дидактическое упражнение «Выполняй команды» (развитие остроты слуха).

Взрослый произносит шепотом различные команды (например, поднять руки вверх, спрятать руки за спину и т.д.), а ребенок слушает их внимательно и выполняет.

Задание 3 . Знакомство со звуком [Д].

Отгадать загадку, назвать первый звук в слове-отгадке.

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес —

И исчез. (Дым)

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Д]: когда мы произносим звук [Д], то:

Губки свободны;

Зубки сближены, но не сомкнуты;

Язычок стучит кончиком за верхними зубками;

Горлышко «работает».

Символ звука: дятел долбит дерево: ДДД...

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 4 . Фонетическое упражнение.

Дятел долбит дерево: ДДДДДД... (произносить звук [Д] вслед за взрослым: Д Д Д Д Д Д Д Д

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д]»:

а, д, м, д, д, и, д; да, ду, ма, мы, до.

Взрослый просит ребенка загнуть пальчик, если тот услышит слово со звуком [Д]. Сколько пальчиков загнули?

Дуб, корова, дорога, вода, усы, дом, лиса.

Задание 6 . Взрослый предлагает ребенку повторить за ним серию слогов:

да-до-ду, ды-ду-да; да-до-ду-ды, ду-ды-да-до.

Задание 7 . Взрослый предлагает ребенку добавить последний слог к словам, назвать слово целиком:

ДА: пома..., награ..., побе..., пого..., коман..., секун...;

ДЫ: похо..., пара..., наря..., еле..., са..., пру...

Задание 8 . Работа с картинками:

из ряда картинок (5—10 предметов) выбрать те, в названии которых нет звука [Д];

четко перечислить картинки, в названии которых есть звук [Д],

выбрать картинки, в названии которых звук [Д] стоит в начале слова;

четко назвать картинки, в названии которых звук [Д] стоит в середине слова.

Провести игры «Что изменилось?», «Чего не стало?»;

Задание 9 . Вспомнить слова со звуком [Д] (звук [Д] стоит в начале слова, в середине слова).

Задание 10. Подобрать к словам родственные. Какой одинаковый первый звук во всех этих словах?

Друг (дружный, дружить...), дом (домовой, домашний...),

дуб (дубовый, дубрава...), дым (дымоход, дымный...).

Задание 11 . Образовать по образцу новые слова и ответить на вопрос (упражнение в словообразовании). Какой одинаковый первый звук во всех словах?

Дом — домок — домочек — домище; дуб — ...; дым — ...; друг - ...

Задание 12 . Выучить чисто говорки:

Да-да-да — у меня вода.

Ды-ды-ды — нет воды.

Ду-ду-ду — за водой пойду.

Задание 13 . Знакомство со звуком [Д"].

Символ звука: маленький дятел долбит дерево: дьдь...

Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 14 . Фонетическое упражнение. Колокольчик звенит: динь-динь...

Задание 15 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д"]»:

дь, мь, а, дь...; дя, мя, мю, ди...; Дима, Вика, Маша, дело, деньги.

Задание 16 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:

дя-де-дю-ди; дю-ди-дя-де.

Задание 17 . Перечислить нарисованные предметы: диван, одеяло, дерево, деньги.

Игры: «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Определить место звука [Д"] в предложенных словах, используя карточку и зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 18 . Подобрать слова по первому слогу:

ДЕ: -вочка, -душка, -ло...;

ДИ: -во, -ма, -на...

Задание 19 . Дифференциация звуков [Д] — [Д"]. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

да-дя, ды-ди,... ди-ды, дя-да...

Назвать первый звук в именах детей:

Дима, Даша, Денис, Данила, Дуня, Дина.

Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [Д] и [Д"].

Задание 20. Дидактическое упражнение «Подари подарки Диме и Даше» (дифференциация звуков [Д] — [Д"] с использованием картинок).

Подобрать слова со звуками [Д] и [Д"], определить место звуков в словах (начало, середина слов), используя карточку, синий и зеленый кружки с колокольчиками.

Изменить существительные по падежам. Это (кто?) — Даша, Дима, нет (кого?) — ..., подарю подарок (кому?) — ..., вижу (кого?) — ..., горжусь (кем?) — ..., говорю (о ком?) — ...

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

Кто приходит,

Кто уходит, —

Все ее за ручку водят. (Дверь)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево)

К вечеру умирает,

Поутру оживает. (День)

Не живая, а идет,

Неподвижна, а ведет. (Дорога)

Задание 21 . Выучить скороговорку и ответить на вопрос: «Какой звук часто в ней слышится?» [Д].

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Задание 22 . Знакомство с буквой Д.

Д — с высокой крышей дом.

В этом доме мы живем.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква Д?

Буква Д из пальцев: указательный и средний пальчики правой руки опущены вниз и разведены в стороны, а остальные сжаты в кулак; указательный палец левой руки образует «перекладину» под пальцами правой руки.

Игра с пальчиками: «Дом и ворота» (взрослый произносит вместе с ребенком стихотворные строки, выполняя при этом действия руками):

На поляне дом стоит - Пальцы обеих рук соприкасаюсь, локти разведены, — «крыша».

Ну, а к дому путь закрыт. - Обе руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие пальцы — вверх — ворота».

Мы ворота открываем, - Ладони разворачиваются параллельно друг другу.

В этот домик приглашаем

Игры с буквой.

Задание 23. Звуковой анализ слов дом, Дима (составление схем слов из кружков разного цвета, анализ слов: называть первый и последний звук в словах, назвать и подсчитать гласные звуки в словах).

Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание печатными буквами.

Перед написанием слова Дима взрослый объясняет ребенку следующее правило: имена пишутся с большой буквы.

11. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

Дима нарисовал дерево. Около дерева - маленький прудик. В нём плавали великолепные белые лебеди. Дима показал рисунок маме. - Дима, как красиво, - сказала мама. Дима был рад.

Дифференциация звуков Д – ДЬ

После того, как поставлены и автоматизированы звуки Д, ДЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков Д – ДЬ.

1. Повтори слоги.

Да-дя
Ды-ди
Ду-дю
До-дё
Дя-да
Ди-ды
Дю-ду
Дё-до
Дя-да-дя
Ди-ды-ди
Дю-ду-дю
Дё-до-дё
Да-дя-да
Ды-ди-ды
Ды-ди-ды
До-дё-до

2. Повтори слова.

3. Повтори предложения.

Даня сидит на диване. В водоеме воды видимо - невидимо. Дима дома не один. Медведи любят мед. Дома - домовой, в воде - водяной. Дядя Федя дал меда медведю. Надя ела дыню. На груди у Ады - награда. Дупло - дыра в дереве. В деревне есть плодовые деревья. Володя поздравил Даню. Люда видела верблюда. Даня видел лебедей. Понедельник в календаре будний день. Дане подарили пуделя. В ведре холодная водичка. Федя идет домой. Денис идет по дороге. У дочки желуди. Даня принес гвозди.

Сегодняшний урок начинается с очень нужных и важных слов:

Д ом

Д ети

Д ружба

Д обро

Ни один человек без этих слов обойтись не может. А буква, которой посвящён сегодняшний урок, в древности тоже называлась «добро». Конечно же, это буква Д (рис. 1). Тема этого урока: «Буква Д и звуки, которые она обозначает».

Рис. 1. Буква Д ()

У дракона три головы. И каждая голова приготовила вам своё задание. Первая голова очень любит считать. Прочитайте числа:

2, 9, 10, 12, 19, 20, 200, 900

Подумайте, какие числа произносятся с мягким звуком [д′] , а какие - с твёрдым [д] .

Вторая голова дракона любит называть слова с противоположным значением. Прочитайте пары слов и определите, на твёрдый или на мягкий звук начинается второе слово.

Враждовать - д ружить (твёрдый звук [д] )

Безделье - д ело (мягкий звук [д′] )

Ночь - д ень (мягкий звук [д′] )

Нет - д а (твёрдый звук [д] )

Далеко летал дракон,

Побывал за морем он.

Видел он волшебный лес,

Заколдованных принцесс.

Видел он богатырей,

Чародеев, королей…

Много сказок знает он -

Мой летающий дракон.

Владимир Степанов

А вы знаете сказки? Отгадайте сказку, её автора и героя.

Кто-то пасть свою открыл,

Кто-то что-то проглотил.

Потемнело всё вокруг,

Ой, какой везде испуг!

Это крокодил из сказки Корнея Ивановича Чуковского «Краденое солнце».

Крокод ил - в середине слова есть мягкий звук [д′] (рис. 3).

Рис. 3. Крокодил с украденным солнцем ()

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка не больше ноготка.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку-малышку?

Это Дюймовочка из сказки Ханса Кристиана Андерсена «Дюймовочка» (рис. 4).

Д юймовочка - мягкий звук [д′] в начале слова.

Рис. 4. Дюймовочка ()

Мой вопрос совсем нетрудный,

Он - про город Изумрудный.

Кто там был правитель славный?

Кто там был волшебник главный?

Это Гудвин из сказки Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Гуд вин - в середине слова твёрдый звук [д] (рис. 5).

Что у попа за работник:

И повар, и конюх, и плотник,

В няньках с ребёнком сидит,

Чертям верёвкой грозит,

С чертёнком на спор соревнуется?

Чей образ сейчас вам рисуется?

Это Балда из сказки Александра Сергеевича Пушкина, которая называется «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Балд а - в середине слова твёрдый звук [д] (рис. 6).

У звуков [д] и [д′] есть особенность - они не встречаются в конце слов, потому что в конце слов они произносятся как звуки [т] и [т′] . Эти звуки очень дружны между собой и часто встречаются парами. Научно об этом говорят: звуки оглушаются , т. е. не произносятся звонко, а произносятся глухо. А вот буква Д пишется в любой части слова, в том числе и на конце слов.

Рассмотрите печатные буквы Дд (рис. 7).

Рис. 7. Печатные буквы Дд

Буква Д обозначает на письме и твёрдые, и мягкие звуки.

Видны за окнами дома

И дети на дорожках.

А вот и буква Д сама

На самоварных ножках (рис. 8).

Рис. 8. Буква Д ()

На что похожа буква Д ?

Этот домик - буква Д .

В домике окошко,

Из трубы идёт дымок,

А в окошке - кошка (рис. 9).

Ещё буква Д немного похожа на кресло, на трактор, на букву Л .

Чтобы лучше запомнить букву Д , слепите её из пластилина или сложите из каких-нибудь предметов. Нарисуйте интересную букву Д . Это поможет вам её узнавать и не путать с другими буквами.

А вот писатель Виктор Хмельницкий увидел букву Д и сочинил сказку.

Дорога не может без дома. Скучно ей становится, теряется она где-нибудь в степи и пропадает из виду. А если нет от дома дороги, дорожки, значит, в доме никто не живёт: не дымится труба, гуляют в доме холод и голод, заглядывают ветер и дождь - и разваливается дом. Вот и получается, что дорога к дому ведёт, а дом зовёт в дорогу. Поэтому и стоит в начале этих слов, как кирпич на ножках, буква Д. Кирпич о доме напоминает, а ножки - о дороге…

Прочитайте слова парами:

д ом - д ым

р от - р од

Слова в парах одинаковые? Разные. Можете придумать с ними предложение?

А теперь прочитайте слова в транскрипции:

[д ом] - [д ым]

[рот ] - [рот ]

В начале слова звук [д] читается звонко, а в конце - глухо, как звук [т] . Вот как важно писать правильную букву. Звуки могут нас запутывать

Рассмотрите письменную букву Дд (большую и маленькую). Сравните их с печатными буквами (рис. 10).

Рис. 10. Печатные и письменные буквы Дд ()

Будем учиться писать заглавную букву Д (рис. 11).

Рис. 11. Письменная буква Д ()

Она пишется без отрыва. Начинаем писать букву чуть выше середины дополнительной линейки. Сверху вниз пишем прямую, не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление влево, коснувшись её. Закругляем вправо, не поднимая линию высоко над нижней линейкой, пересекаем прямую линию буквы немного выше нижней линии рабочей строки. Вправо прописываем полуовальную линию, коснувшись нижней линии рабочей строки. Поднимаем её вверх, закругляем влево, выписывая закругление над первым элементом буквы.

При написании заглавной буквы Д возможны такие ошибки: буква очень широкая; получилась большая петля, которая лежит на нижней лини рабочей строки; линия закругления после написания петли не коснулась рабочей строки, а убежала сразу вверх, из-за чего буква получилась кривой.

Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно. Помните о правильном наклонном положении тетради, о том, как правильно держать ручку, о том, как держать прямо спину во время письма.

Теперь напишем маленькую букву д . Строчная буква д состоит из двух элементов - овала и прямой линии с закруглением внизу. Она похожа на маленькую букву у . Строчную букву д можно написать двумя способами.

Рассмотрим первый способ написания маленькой буквы д (рис. 12).

Рис. 12. Написание строчной буквы д ()

Начинаем писать букву чуть ниже верхней линии рабочей строки. Справа налево ведём полуовальную линию, коснувшись нижней линии рабочей строки. Поднимаем линию вверх, закрываем овал в точке написания буквы и поднимаем прямую линию вверх, отклоняясь вправо, до верхней линейки рабочей строки. Возвращаемся и продолжаем вести прямую линию вниз. Пересекаем нижнюю линию рабочей строки и опускаем прямую до середины дополнительной строки. Прописываем закругление влево, поворачиваем и ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо. Пересекаем прямую на нижней линии рабочей строки, немного продолжаем вести дальше и останавливаемся.

Второй способ написания строчной буквы д удобен для безотрывного соединения с другими буквами, когда мы пишем букву д в середине слова.

Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. Слева направо прописываем полуовальную линию, коснувшись нижней линейки. Поднимаем её вверх, закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки, опускаем вниз, закрываем овал. Делаем повтор в нижней части овала. Линию повтора продолжаем до верхней линейки, отклоняясь вправо. Касаемся верхней линии рабочей строки и опускаем вниз прямую. Дойдя до середины дополнительной строки, прописываем закругление влево, поворачиваем и ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо. Пересекаем прямую на нижней линии рабочей строки, немного продолжаем вести дальше и останавливаемся.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

При написании строчной буквы д возможны такие ошибки: короткий или очень длинный второй элемент буквы; очень широкая петля закругления второго элемента.

Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно.

Соединять заглавную букву Д следует так: написав букву, не останавливаемся, а продолжаем вести линию шапочки вокруг первого элемента. Эта линия пересекает саму букву и ведётся к нижней линейке рабочей строки для нижнего соединения; останавливается она, не дойдя до нижней линейки рабочей строки. Далее выписывается нужная буква, такая как м , л , я и другие. Для верхнего соединения эта линия ведётся к верхней линии рабочей строки. От неё будут написаны такие буквы, как р , н и другие.

Маленькую букву д с другими буквами будем соединять как букву у . Для нижнего соединения отдельно не выписывается соединительная линия, а следующая буква приписывается к концу буквы д . Для верхнего соединения ведём петлю (второй элемент) до верхней линии рабочей строки, откуда начнём писать следующую букву.

Попробуйте сами написать слоги, соединяя большую и маленькую букву Дд со всеми гласными буквами, которые вы уже знаете.

Сегодня на уроке вы познакомились с буквой Д , которая на письме обозначает мягкий и твердый звонкие звуки [д′] и [д] . Но вы помните, что в конце слов эти звуки оглушаются и превращаются в звуки [т] и [т′] .

Буква Д в нашем алфавите появилась со слова добро . Без добра и в наши дни, конечно, не обойтись. И в сказках добро всегда побеждает зло. Запомните ещё три очень важных слова: д умать , д елать , д обиваться . Пусть эти слова живут с вами.

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2013
  1. Nsportal.ru ().
  2. Sites.google.com ().
  3. Ped-kopilka.ru ().

Домашнее задание

  • Потренируйтесь в написании буквы Д . Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Дд (большие и маленькие).
  • Найдите слова, в которых буква Д обозначает твёрдый звук [д] .

Парад , д рова, д ерево, д орога, д еньги, чуд о.

  • Отгадайте загадку:

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год.

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 2 « Дружная семейка »

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

« ЗВУКИ Д, ДЬ, БУКВА Д»

ЗАДАЧИ:

Познакомить детей с буквой Д;

Выполнять звукобуквенный анализ слова, составлять слова из букв разрезной азбуки и переписывать слово в тетрадь;

Познакомить с правилом, что имена людей пишутся с большой буквы;

Учить преобразовывать слова ДОМ-ДЫМ- ДАМ- ДАМА.

Продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением.

Продолжать развивать умение удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд из 3-4 элементов;

Развивать умение дифференцировать звуки по твердости- мягкости;

Закрепить умение определять место звуков в начале и в конце и слова;

Воспитывать умение слушать ответ другого человека;

Воспитывать умение правильно вести себя в обществе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Игрушки: одеяло, подушка, солдатик, дельфин, динозавр, помидор, карандаш, индюк, дерево, крокодил, ведро, набор посуды;

Картинки : дом, дорога, дерево, диван, дельфин, доктор;

Зеленые и синие ленточки;

Зеленая и синяя коробки;

Игрушки Старичок- Звуковичок, Мышонок, 2 куклы;

Ширма, наборное полотно;

Кассы, тетради, ручки, материал для звукового анализа;

Зеркала, магнитофон, «волшебная палочка»;

Карточка со словом ДОМ;

Звукобуквенный дом для согласных.

ИНДИВИДУАДЬНАЯ РАБОТА : следить за звукопроизношением Захара Ак., Леры М., Ани Б.; активизировать внимание Олеси Р.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : объяснить значение слов «дам», «дама»; поговорить с детьми об именах.

ХОД НОД.

  1. Орг. момент.

Раз-два-три-четыре-пять – становитесь в круг играть. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. Мы спокойны и добры, мы приветливы и здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения. Подарите друг другу улыбки, подарите улыбки нашим гостям. (Дети садятся за столы).

  1. Введение в тему ОД..

Старичок- Звуковичок поймал песенку и принес ее нам. Послушаем? (Звучит аудиозапись). Какой звук вы услышали в песенке?

  1. Работа по теме ОД. Возьмите зеркала и вместе произнесем звук Д. Когда мы произносим звук Д, губы улыбаются, язык стучит кончиком за верхними зубками, горло работает. Язык создает преграду воздуху, значит, какой звук Д? (Звук Д- согласный). Каким квадратом мы будем обозначать звук Д? (Мы будем обозначать звук Д синим квадратом). Достаньте квадрат из коробки. Если горло работает, значит это какой звук? (Это звонкий звук). Наклейте колокольчик на квадрат.

4.Поиграем в игру «Внимательные ушки». Повтори за мной (каждому ребенку предлагается повторить серию слогов).

5. У звука Д есть младший братик- звук Дь. Послушайте его: дь- дь- дь…

Какой это звук? (Это согласный, мягкий, звонкий звук). Каким квадратом будем обозначать звук Дь? (Мы будем обозначать зеленым квадратом). Звук Дь- звонкий? (Да, это звонкий звук). На зеленый квадрат наклеим колокольчик.

6. А сейчас слушаем меня внимательно! Катя, повтори за мной (каждому ребенку предлагается повторить серию слогов со звуком Дь).

7. Подходите ко мне.(Дети выходят к логопеду).Мы поиграем в игру «Скажи наоборот»: я бросаю мяч и называю слог с твердым звуком, тот, кто его поймает – называет слог с мягким звуком и возвращает мне мяч.

8.Ребята, возьмите ленточки и вставайте в круг. Игра «Сигнальщики». Я называю слова. Если в слове звук Д- вы поднимаете синюю ленточку, если в слове звук Дь- зеленую. В слове «дом» какой вы слышите звук (Мы слышим звук Д); какой это звук(это согласный твердый звук), какую ленточку вы поднимаете (мы поднимаем синюю ленточку). Поднимаем синюю ленточку. Аналогично разбираем слово «дерево». Слова: душ, подарок, девочка, динозавр, доктор, дятел, следы.

9. Нас пригласили в гости две сестренки Даша и Дина. У них сегодня день рождения. С чем ходят на день рождения? (На день рождения ходят с подарками). Даше мы подарим подарки со звуком Д, будем класть их в синюю коробку, Дине – подарки со звуком Дь, будем класть их в зеленую коробку. Возьмите подносы. У меня подушка и одеяло. В слове подушка звук Д, я ее подарю Даше, в слове одеяло звук Дь, я подарю его Дине.

Дина и Даша говорят вам спасибо. Проходите, садитесь на свои места.

10. Поиграем в прятки со Старичком- Звуковичком? У вас на столах картинки. Посмотрите на них, назовите первый и последний звук в слове, а Старичок- Звуковичок будет угадывать, что нарисовано на каждой картинке.

11.Вспомните, что такое звук, (ответы детей), что такое буква? (ответы детей). Звук Д и звук Дь мы обозначаем буквой Д. Вот она. (Поместить на наборное полотно букву Д). Д- с высокой крышей дом; в этом доме мы живем. Какие звуки обозначает буква Д? Какие это звуки? Значит, буква Д будет жить на Громкой улице.(Поместить букву Д в дом).

Сделаем букву Д из пальчиков: покажите указательный и средний пальчики на правой руке, остальные пальчики сожмите в кулачок, опустите вниз и разведите в стороны, вот так сделайте перекладину из указательного пальца левой руки и соедините пальчики. Какая у нас получилась буква? Выложите эту букву на ковриках Воскобовича. Напишите ее в тетради.

12. Что нарисовано на картинке? (Дом). Какой первый звук в этом слове, какой квадрат нужно положить, почему? (Аналогично с каждым звуком). Сколько всего звуков в слове «дом», сколько гласных звуков, сколько согласных звуков? Выложите из букв это слово, прочитайте его. Уберите квадраты.

13. Что у меня в руках? (Волшебная палочка). Она загорится, и вы превратитесь в волшебников. Превратите слово «дом» в слово «дым». Как вы превратили? Прочитай слово. Превратите слово «дым» в слово «дам». Как вы его превратили? Прочитай. Превратите слово «дам» в слово «дама». Как вы превратили? Прочитай слово. Волшебная палочка погасла, и вы стали детьми.

14. В доме живет мальчик, его зовут Дима. Составим схему этого слова. Работаем самостоятельно, а Старичок- Звуковичок смотрит. (Дети составляют схему). Назови первый звук в слове, какой это звук? Назови последний звук в слове, какой это звук? Сколько гласных звуков в слове, назови их. Назови согласный твердый, согласный мягкий звук.

15.Что обозначает слово «Дима»? (Это имя мальчика). Запомните правило: первая буква в именах людей всегда большая или можно еще сказать заглавная. … иди к доске и выложи это слово из букв. … прочитай слово. Откройте тетради и запишите слово Дима. Помните про правило.

16. Прочитайте это слово. Слово ДОМ. Перепишите его в тетрадь.

17. Итог занятия.


Учёт структуры дефекта, компенсаторных возможностей, максимальная ориентация на ведущую игровую деятельность позволяют наиболее эффективно использовать и развивать у детей с ОНР потенциально сохранные психические звенья, такие как, зрительное восприятие и память, пространственные представления, конструктивная деятельность, инициативность.

Коррекционную работу по развитию фонетико-фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи провожу по аналитико-синтетической системе с использованием основ звукового метода Д.Б. Эльконина и самостоятельно разработанных игровых способов успешного коррекционного обучения.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы. Тема: Звуки [Д], [Дь]. Буква «Д, д»

Цель.

  • Развивать у детей навыки анализа и синтеза речевых единиц.

Образовательные задачи:

  • уточнять артикуляционный уклад звука [Д], его характеристику при узнавании звуков по словесному описанию;
  • закреплять у детей навыки словообразования и словоизменения при образовании уменьшительной формы слова «дом» и при образовании имени прилагательного «музыкальный» от имени существительного «музыка»;
  • закреплять у детей навык звуко-слогового анализа слова «домик» при работе с индивидуально-раздаточным материалом;
  • продолжать закреплять у детей навыки чтения слогов и слов в дидактических играх «Музыкальный домик», «Составь цветок!».

Коррекционные задачи :

  • развивать у детей темпо-ритмические компоненты, мелодику речи, плавный длительный речевой выдох при пропевании слогов на мотив хорошо знакомой песни;
  • продолжать развивать у детей мышление при отгадывании загадок.

Воспитательные задачи:

  • продолжать воспитывать у детей интерес и желание заниматься.

Оборудование:

  • Дюймовочка (персонаж на занятии);
  • корзинка с лепестками для поощрения детей;
  • индивидуально – раздаточный материал для звукового и слогового анализа слов;
  • авторское демонстрационное наглядное пособие «Музыкальный домик» для хоровой фонации звуков [Д], [Дь] между гласными.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Приветствие детей. Сосредоточить их внимание на готовности к занятию.

II. Работа по теме: Звуки [Д], [Дь]. Буква «Д, д».

1. Постановка цели занятия.

У нас на занятии гостья… Вы её не заметили?! Она крохотная и живёт в бутоне цветка.

Кто догадался, как её зовут? Это — Дюймовочка!

Здравствуйте, ребята! Я хочу посмотреть, как вы работаете на занятии. Каждому из вас я приготовила по белому лепестку за правильный ответ. Целая корзина белых лепестков, смотрите!!! (Корзина с белыми лепестками, Дюймовочка на фланелеграфе)

В конце занятия мы посчитаем ваши лепестки и узнаем, кто отлично занимался, правильно отвечал, кто очень-очень старался!!!

2. Сообщение темы занятия.

Какая буква, какие звуки «дежурят» у нас сегодня на занятии? Давайте узнаем поскорее!

А. Узнавание букв по описанию их элементов и по их краткой характеристике.

Слов-то мы прочитаем, но буквы скрыты от наших глаз! Давайте угадаем буквы!

Последняя буква состоит из четырёх элементов. Когда мы называем эту букву, получается звук согласный, звонкий, твёрдый, его произносят губами! («М»).

Вторая буква в слове состоит из одного элемента. Когда называем эту букву, губы похожи на «овал» («О»).

Когда называем первую букву в этом слове, получается согласный, звонкий, твёрдый звук. Мы произносим этот звук языком: кончик язычка «барабанит» за верхними зубами! («Д»)

Дети читают слово «дом».

Итог. Дюймовочка хвалит нас: «Молодцы вы, ребята! Правильно назвали все буквы.

И слово прочитали правильно!»!

Б. Сообщение темы занятия через выделение первого согласного звука в слове.

Какой звук звучит в начале слова «дом»?

Какой звук звучит в начале имени «Дюймовочка»?

Какая буква первая в этом слове?

Сегодня на занятии мы будем учить звуки [Д], [Дь] и читать слоги, слова с буквой «Д, д».

3. Словоизменение слова «дом» и анализ слова «домик».

Большой – дом, а как сказать, если маленький? (Домик)

Индивидуальная работа детей: составление звуко – слоговой схемы слова «домик». Предварительный устный анализ слова:

Сколько слогов в слове «домик»?

Почему? (Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов)

Два гласных звука. Дети называют их по-порядку: [О[, [И].

Какой согласный звук в первом слоге перед [О] ? (Звук [Д] — твёрдый, берём синий квадратик)

Какой согласный звук во втором слоге перед [И]? (Звук [Мь] — мягкий, берём зелёный квадратик)

Какой согласный звук во втором слоге после [И]? (Звук [К] — твёрдый, берём синий квадратик)

Итог. Все правильно выполнили задание? Проверим, правильно ли составила схему слова «домик» наша крохотная гостья Дюймовочка! (Образец на фланелеграфе)

Физкультминутка.

Дождик, дождик, не дожди! Дождик, дождик, подожди!

Дай дойти до дому дедушке седому!

4. Хоровая фонация звуков [Д], [Дь] между гласными нараспев.

А. Постановка задачи. Вот и мы дошли до необычного домика. Чем же он необычен, узнаем, когда прочитаем на крыше название домика!

Б. Отгадывание загадок и выделение первого звука из слов – отгадок.

Первая буква. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице! (Морковь)

Последняя буква. Стоит на крыше, всех труб выше. (Антенна)

Вторая буква. Кто на себе свой домик возит? (Улитка)

Третья буква. Это что за зверь лесной, — встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы – уши выше головы? (Заяц)

Пятая буква. Усатенький, мохнатенький, как есть начнёт, так песенку поёт! (Кот)

Четвёртая буква. Эта буква ходит с палочкой, увы! (Ы)

Итог. Дети читают, открывшееся на крыше слово « музыка». Наш домик необычный, потому что в нём живёт музыка! Если в доме живёт музыка, значит он какой? (Музыкальный домик)

5. Хоровое чтение – пропевание слогов (В окошечках домика на мотив любой хорошо знакомой всем детям песенки)

Прочитаем и споём хором нашу любимую песенку!

Дети хором протяжно, на мотив песни «Ёлочка» поют слоги в окошечках домика:

АДА — АДО – АДЫ – АДУ — АДИ

ОДО – ОДА – ОДЫ – ОДУ

ОДИ – УДА – УДО – УДЫ

УДУ – УДИ – ИДА – ИДО – ИДИ….

Итог. Какая буква была в каждом окошечке? («Д») Назовите слоги, в которых звучал звук <Дь>? Что можно составить из слогов? (Слова)

6. Чтение слов.

Прочитаем слова, составим из лепестков цветы и подарим Дюймовочке!

Дети составляют на фланелеграфе цветы из лепестков, подставляя их к сердцевинке, читают на лепестках слова.

Что читали на лепестках? Дюймовочке очень понравились наши красивые цветы и то, как вы читали слова. Молодцы, ребята!

III. Итог занятия.

Дюймовочке понравилось заниматься с вами, ребята! Давайте посмотрим, кто из вас очень хорошо работал, — посчитаем лепесточки, которые дарила Дюймовочка за правильные ответы!

Оценивается деятельность детей, подводится итог.

Лариса Ивановна Дереча,
учитель-логопед
Казённого образовательного учреждения Омской области
«Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад «301″.
Дошкольный инклюзивный центр «АБВГДейка»

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.