Взрыв крейсера мэн. Путанши, гардемарины и броненосец мейн

Знаете ли вы, в каком количестве войн, вторжений, военных конфликтов, переворотов, актов открытой и прикрытой агрессии замешан Мировой-Светоч-Демократии под названием США? За 20-й век и начало 21-го, зафиксировано более 150-ти фактов развязывания войн, а также нападений, бомбёжек, атак и диверсий, военной помощи и финансирования боевых действий.

Символом агрессивной внешней политики США могут служить знаменитые кадры с госсекретарём Колином Пауэллом, который тряс в ООН пробиркой со стиральным порошком. После чего Штаты вторглись в Ирак. Пробирка с якобы химоружием - это, конечно, страшно и жутко. Это щекочет нервы: смотришь и думаешь - откроется ли пробка в руках у темнокожего вруна, или нет?

Но, прошу заметить, та пробирка была совершенно бескровным поводом для начала войны - никто от неё в ТОТ день не погиб. А ведь американцы могли устроить настоящую провокацию с применением реального химоружия. В своей истории США не брезговали куда более грязными средствами и способами. Об одном таком грязном поводе для развязывания войны и будет моя заметка.

Знаете ли вы, что в самом конце 19-го века Соединённые Штаты Америки воевали с Испанией? Тот, кто не знает, наверняка удивится - где же они могли соприкоснуться, ведь у них нет общих границ? Атлантика между ними! А воевали они на обширной территории, на островах двух мировых океанов. Счет погибших с обеих сторон перевалил за 20 тысяч человек...

Та война была развязана за обладание последними осколками Испанской колониальной империи. К концу 19-го века от былого величия испанской Короны не осталось ничего. Кроме трёх «жемчужин»: Кубы, Пуэрто-Рико и Филиппинских островов. Вот на эти лакомые куски и положило глаз правительство США.

Соединённым Штатам Америки нужен был очень веский предлог для объявления войны Испании. Но он никак не находился. Осторожные испанцы понимали, что им никогда не победить исполина, и делали всё возможное, чтобы избежать конфликта.

Американцы устали ждать, и тогда решили сами устроить провокацию, которая должна была стать тем самым Casus belli - так древние латиняне называли повод для войны. В январе 1898 в столицу Кубы город Гавану, якобы с дружественным визитом прибыл американский броненосный крейсер «Мэн» . Почему якобы? Да потому что все уже понимали, что это неприкрытый вызов и демонстрация военной силы. Броненосец - это вам не пробирка со стиральным порошком.

Должно было произойти что-то страшное. И оно произошло.

15 февраля 1898 года в бухте Гаваны на борту крейсера «Мэн» раздался взрыв чудовищной силы. И корабль затонул. Взрыв произошел поздно вечером, как раз в то время, когда экипаж готовился ко сну. Поэтому жертв было много. Погибли 266 человек. Чудесным образом выжили командир крейсера Сигсби и несколько офицеров. Они остались в живых, потому что их каюты были на корме. А взрыв раздался в носовой части крейсера - в передних крюйт-камерах, рядом с жилыми отсеками нижних чинов.

Спустя годы, во время подъема искорёженного корабля подтвердилась версия специалистов о том, что крейсер был взорван ИЗНУТРИ . Как только это выяснилось, так тут же американцы неожиданно свернули все работы по дальнейшему подъему корабля, а документы, связанные с гибелью крейсера, засекретили. А изуродованную взрывом носовую часть броненосца разрезали на металлолом.


Также интересен тот факт, что в момент диверсии почти все офицеры крейсера были в увольнении на берегу, а погибшие матросы в основном были неграми. А их в тогдашних Штатах и за людей-то не считали.

Сразу же после взрыва США обвинили во всём произошедшем Испанию, в американской прессе началась истерика, газеты пестрели патриотическими заголовками, общественность негодовала, и проклинала подлых испанцев, взорвавших красавец-броненосец «Мэн».

Долгожданный «казус белли» был найден.

22-го апреля 1898 года флот США начал блокаду Кубы. А вечером того же дня американская эскадра контр-адмирала Сэмпсона вышла на внешний рейд Гаваны и открыла огонь по испанским береговым батареям. В ответ на это Испании ничего не оставалось делать, кроме как на следующий день - 23 апреля - объявить войну США. И это была её большая ошибка. Погорячились темпераментные испанцы.

Война велась на двух океанах: на Карибах американцы высадили десант на Кубу и Пуэрто-Рико , а в Тихом Океане отвоевали себе Филиппины и остров Гуам . Во время морского боя у филиппинской провинции Кавите американская эскадра отправила на дно испанскую, состоящую из 10-ти вымпелов. Причем, пять из них испанцы затопили сами. Примечательно, что американские корабли даже не получили ни одного серьезного повреждения.


За всё время конфликта обе стороны потеряли погибшими и умершими от болезней больше 20 тысяч человек. Спустя четыре месяца война закончилась полным поражением Испании. Согласно Парижскому мирному договору Пуэрто-Рико, Филиппины и Гуам становились владениями США. А Куба, хоть и провозглашалась формально независимым государством, но фактически превращалась в американскую колонию.

У меня в Испании живут родственники. Так вот, они говорят, что у них есть поговорка, которую применяют в том случае, когда теряют что-то очень ценное. К примеру, если некий человек потеряет золотой браслет или дорогие часы, или разобьет новый автомобиль, то его успокаивают так:

«Не переживай, Испания на Кубе потеряла больше!»...

Главные итоги американо-испанской войны заключаются в двух важных моментах.

Первый: Америка приросла новыми обширными территориями.

И второй: На примере униженной Испании она показала всему миру, кто является хозяином в Западном полушарии. С дальнейшей перспективой влияния и в Восточном полушарии тоже. Та война показала мощь нового американского государства и превратила его в ключевого игрока на мировой политической арене. Та война открыла новую эпоху истории США - эпоху её мировой гегемонии.


USS Maine (ACR-1), стал первым кораблем военно-морского флота США, которому было присвоено имя штата Мэн. Это был броненосец второго класса водоизмещением 6682 тонны, изначально конструировавшийся, как броненосный крейсер 1-го ранга.

Конгресс утвердил строительство корабля 3 августа 1886 года, киль был заложен 17 октября 1888 года на военно-морских верфях в Нью-Йорке. 18 ноября 1889 года броненосец спустили на воду, крестной матерью стала мисс Алиса Трейси Уилмердинг, внучка госсекретаря Бенджамина Трейси. 17 сентября 1895 года на корабле подняли флаг ВМФ США, и он вступил в строй действующих под командованием капитана Крауниншилда.

История

Строительство утверждено: 3 августа 1886
Киль заложен: 17 октября 1888
Спущен на воду: 18 ноября 1889
Вступил в строй: 17 сентября 1895
История: погиб в результате взрыва 15 февраля 1898
Основные характеристики:
Водоизмещение: 6682 тонн
Длина: 97 метров
Ширина: 17.4 метров
Осадка: 6.7 метров
Скорость: 17 узлов
Экипаж: 374 офицеров и рядовых
Вооружение: 4х250мм орудия главного калибра; 6х150мм орудий; мортиры; 4х350мм надводных торпедных аппарата.

Вступив в состав флота, броненосец нес свою службу в водах Восточного побережья США и Карибского моря. В январе 1898 года корабль направили в Гавану, Куба, для защиты американских интересов в связи с гражданскими волнениями и восстанием против испанского владычества. 15 февраля 1898 года в 21.40 вечера на борту броненосца раздался сильный взрыв, треть корабля, носовая его часть, практически была уничтожена. Позже следствие установило, что взорвалось более пяти тонн пороховых зарядов для орудий главного и вспомогательного калибров. Останки корабля погрузились на дно бухты. Большая часть экипажа в это время находилась в жилых отсеках, расположенных, за исключением кают комсостава, в носовой части. 260 человек погибли практически сразу, еще 6 скончались позже от полученных ранений. Командир корабля Сигсби и большинство офицеров уцелели, поскольку находились в корме. 28 марта военно-морской трибунал постановил, что причиной взрыва стала мина, которую подорвали под днищем корабля. От ее взрыва сдетонировал боекомплект в пороховых погребах броненосца.

Гибель Мэйна стала формальным поводом для начала испано-американской войны в апреле того же года, и девизом ее для американцев стало «Помни Мэйн!» Решение о войне было, впрочем, давно уже принято, и броненосец стал лишь поводом. Весьма удачным и весьма кстати, что и послужило началом истории. Гибель броненосца была и остается неразгаданной. 5 августа 1910 года Конгресс одобрил проведение аварийно-спасательных работ по подьему останков Мэйн, представляющих угрозу судоходству в гавани. 2 февраля 1912 года останки Мэйн подняли, работы велись военно-инженерными частями армии США. Затем корабль отбуксировали в открытое море, где и затопили на большой глубине – это произошло 16 марта 1912 года, со всеми подобающими почестями.

В 1914 году один из 6-ти якорей Мэйн бал доставлен в Ридинг, Пенсильвания, и установлен в городском парке. На церемонии открытия памятника присутствовал Франклин Рузвельт, в то время помощник военно-морского министра.

В 1976 году адмирал Хаймэн Риковер, ВМС США, опубликовал результаты своего расследования обстоятельств гибели броненосца, в ходе которого он пришел к выводу, что причиной взрыва стало не внешнее воздействие – взрыв мины, а внутренее – пожар в угольных бункерах. Некоторые историки не согласились с его выводами, утверждая, что невозможно самовозгорание угля без того, чтобы его не заметили. Другие остались верны двум наиболее распространенным версиям – действительно имевшей место диверсии испанцев, либо козням политиков США, искавших повод начать войну и возбудить при том гнев против Испании.

Национальное географическое общество США организовало в 1998 году экспедицию, исследовавшую останки корабля, и направило результаты в компанию Advanced Marine Enterprises для проведения структурного анализа. Компьютерный анализ показал, что взрыв вполне мог быть вызван внутренними причинами, тем самым возгоранием угля, о котором первым заговорил адмирал Риковер. Уголь мог начать тлеть, а затем от высокой температуры произошел взрыв угольной пыли, сдетонировавший заряды в пороховых погребах. Однако Advanced Marine Enterprises добавили в своем заключении, что повреждения днища броненосца и морского дна в месте взрыва вполне могут свидетельствовать о внешнем взрыве. Не получилось ни да, ни нет, в попытке найти ответ на главынй вопрос – что именно погубило броненосец, чья-то злая воля или происшествие на борту, приведшее к взрыву.

Причины гибели – факты

Немедленно после гибели корабля президент США Макинли потребовал проведения расследования. Следовали прокуратуры флота прибыли в Гавану и начали следствие. Выжившие и свидетели, а также водолазы ВМФ, подтвердили однозначный и бесспорный вывод – корабль погиб из-за взрыва в пороховых погребах. Однако не нашлось ответа – и до сих пор его нет – на главный вопрос: что именно вызвало этот страшный взрыв. С 1898 года и по настоящее время проводилось четыре тщательных расследования, считающихся основными в этом деле. Из них сделано два вывода. Первый – заряды сдетонировали в результате внешнего взрыва, то есть диверсии, и второй – причина внутренняя, самовозгорание угля в угольной яме А16, находившейся рядом с пороховыми погребами.

Версия внешнего взрыва

Согласно этой версии, мина, установленная злыми испанцами в целях предотвращения вмешательства США в испано-кубинский конфликт, стала причиной гибели Мэйн. Ей поверило большинство американцев в то время, и эта версия более, чем устраивала политиков, давно уже искавших повода наброситься на издыхающую колониальную империю Испании, вернее, на ее останки. Однако позже и в настоящее время, версия признана неубедительной, так как правительство Испании в то время должно было быть безумным, совершив такую диверсию. Испания не имела никаких шансов в войне с США, все это знали и понимали, и тогда, и сейчас. Как раз наоборот, Испания делала все возможное, чтобы избежать конфликта с США и сохранить за собой свое последнее владение в Новом Свете, Кубу.

Если взрыв мины действительно имел место и не был актом диверсии, то это могла быть сорванная с якоря мина, установленная в ряду прочих для защиты подходов в гавани. Мина начала дрейфовать, и в конце-концов ткнулась в злополучный броненосец. Есть некоторые весьма веские свидетельства в пользу минной версии – ряд очевидцев утверждал, что было два взрыва, разделенных несколькими секундами времени. Другое важное свидетельство – положение листов обшивки в месте огромной пробоины в подводной части корпуса – листы загнуты внутрь корпуса, что очевидно свидетельствует о внешнем взрыве. Кроме того, в месте гибели броненосца, на дне гавани, имеется большая воронка, скорее всего, взрывного происхождения. Против минной теории выступают два факта – отсутствие в водах гавани мертвой рыбы и отсутствие столба воды в момент первого взрыва. То есть столба воды не заметил никто, а ведь это неизбежное сопутствие взрыву мины у борта или под днищем корабля. Мертвая рыба также является неизбежным спутником взрывов в воде, хотя воды гавани уже и в то время были настолько загрязнены, что отсутствию мертвой рыбы не стоит удивляться, потому что ее не было ни живой, ни мертвой.

Версия самовозгорания угля

Многие изначально, еще в 1898 году, предположили, что причиной взрыва стало самовозгорание угля в соседней с погребом угольной яме А16. Самовозгорание угля было частым явлением на судах и кораблях послевоенной (Гражданская война в США) постройки. На свежих иломах угля начинается процесс оксидирования, сопровождающийся выделением тепла, и когда температура достигает точки возгорания, уголь начинает тлеть. Жар от тлеющего угля, утверждают сторонники угольной версии, вызвал взрыв пороховых зарядов. Последний осмотр угольной ямы А16 был произведен в 8 утра того дня – времени до момента взрыва было достаточно для самовозгорания и последующего тления. Однако против этой версии имеется ряд серьезных фактов. На броненосце никогда не было происшествий, связанных с самовозгоранием угля или его нагреванием, да и вообще на большинстве кораблей к тому времени эта проблема перестала быть проблемой. Сорт угля, находившегося в яме, не считался опасным в этом плане. Уголь не был подвержен прямому действию солнечного света, а яма не была расположена вблизи источников тепла, которые способствовали бы быстрому нагреванию. Не было никаких показаний аномально высокой температуры где-либо на борту корабля. Дисциплина на Мэйне была высокой, экипаж славился выучкой, и следовательно, нет причин считать, что возгорание угля стало следствием небрежности.

Расследования

Первые два официальных следствия проводились трибуналом ВМС США в 1898 и 1911 годах, неофициальные следствия проводились адмиралом Риковером в 1976 году, и Нэшнл Джиогрэфик в 1999 году, и все эти следствия пришли к противоречивым выводам.

Следствие 1898 года

21 февраля началось следствие под руководством капитана ВМС Уильяма Сампсона. Комиссия Сампсона пришла к выводу, что причиной взрыва пороховых погребов стал наружный взрыв мины, однако в официальном докладе Комиссии было заявлено, что «следствию не удалось выяснить конкретного виновника или виновников взрыва мины». Что не помешало правительству США обвинить в трагедии Испанию, и начать войну.

Следствие 1911 года

К 1908 году топор войны был давно уже зарыт, и выяснилось, что останки броненосца отнюдь не стали украшением в Гаване, мешая судоходству и нормальной работе порта. Правительство США, равно как и общественность, хотели извлечь останки погибших и предать их подобающему захоронению. Попутно можно было выяснить, или удостовериться, в прчине гибели корабля. Броненосец надо было поднять, что и сделали в декабре 1910 года, и комиссия под руководством адмирала Врилэнда приступила к следствию номер два.

Различные секции корпуса пронумеровали и тщательно сфотографировали, были построены модели Мэйн, а также того, что от него после взрыва осталось. Комиссия пришла к выводу, что детонация зарядов была вызвана внешним взрывом – как и первая комиссия, однако первоначальный взрыв произошел дальше к корме, чем считалось ранее, и первый взрыв был менее мощным, чем предполагалось первой комиссией.

Останки погибших, извлеченные из корпуса Мэйн, были торжественно захоронены на Арлингтонском кладбище, а сам броненосец затопили на глубине, в открытом море.

Следствие 1976 года

В 1976 году адмирал Риковер заинтересовался загадкой гибели броненосца, и в компании с несколькими чинами ВМС США организовал еще одно расследование, попытавшись проанализировать имеющиеся факты на основе опыта расследования гибели кораблей, полученного в ходе 2-й Мировой войны и позже. Вот на основе этого опыта он и пришел к выводу, что причиной стало самовозгорание угля, опубликовав материалы своего расследования в виде книжки на 23-х страницах. В заключении его расследования говорится, что нет никаких свидетельств в пользу версии наружного взрыва, вызванного миной. Общественность приняла его версию, и она стала предпочтительной. Так было в течении более четверти века, пока за дело не взялся журнал Нэшнл Джиогрэфик.

Следствие 1999 года

В 1999 году, в столетнюю годовщину гибели броненосца, журнал Нэшнл Джиогрэфик передал все имеющиеся по делу материалы в лаборатории Advanced Marine Enterprises для проведения компьютерного моделирования и анализа катастрофы. Результатом стало заключение о предпочтительности минной версии, в ее пользу больше данных. С выводами компьютеров не согласились сторонники угля, и само собой, адмирал Риковер. На 124-й ежегодной сессии Института военно-морских исследований США произошел бурный диспут, затянувшийся на два часа, но окончательного ответа так и не давший.

Заключение

Гибель броненосца осталась загадкой. Не выяснено главное, что стало причиной детонации пороховых зарядов. Внешняя причина или внутренняя? А не выяснив этого, нельзя разбираться далее – кто его утопил. Если взрыв был внешним, то это означает мину. И какой-то чей-то злой умысел практически полностью исключается. Испания этого сделать не могла, что признано всеми сторонами. Американские сторонники войны с Испанией также вряд-ли могли организовать такую диверсию, в ту эпоху. Боевых пловцов еще не было, мини-подлодок тоже, а представить себе команду водолазов в громоздких костюмах, волокущих к борту Мэйн мину, не берется никто, ни даже самый отчаянный борец с американским империализмом. Если это была мина, то мина, сорванная с якоря, и отнесенная судьбой к борту Мэйна, а уж удачность взрыва с точки зрения интересов правящей верхушки США, это только удачность, и ничего более.

Если взрыв произошел по внутренним причинам, если первый взрыв, сдетонировавший второй, произошел внутри корпуса, то тут, как говорится, возможны варианты. Тут можно порассуждать о готовых на все политиках, даже на гибель своих сограждан. Хотя если привлечь в помощь здравый смысл, то версия политического злодействия кажется весьма сомнительной. Войну все равно бы развязали, с Мэйном или без него. И можно было устроить куда более дешевую провокацию, чем потопление нового броненосца, вошедшее в историю ВМС страны, как одно из самых кровавых. Кроме того, устройство взрыва на борту корабля могло сразу же возбудить нездоровый интерес к очевидному факту – каким таким таинственным образом испанцы ухитрились организовать все это. Следующий вопрос – если взрыв был организован ястребами американской внешней политики – они что, нашли камикадзе в рядах экипажа? Как вообще можно было найти готового на такое страшное дело среди моряков броненосца, не вызвав слухи? То есть, и тут следует признать, что злой умысел скорее всего отсутствует.

При очевидно хорошо поставленной внутрикорабельной службе на борту броненосца, лично мне кажется наиболее предпочтительной версия дрейфующей мины.

USS Maine

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Артиллерия главного калибра

  • 4 (2×2) × 254-мм орудий 10"/30 Mark 2 .

Артиллерия среднего калибра

  • 6 × 152-мм орудий 6"/30 Mark 3 .

Противоминная артиллерия

  • 7 × 57-мм орудий Driggs-Schroeder .

Дополнительное вооружение

  • 8 × 37-мм орудий;
  • 4 картечницы Гатлинга.

Торпедное вооружение

  • 4 х 457-мм надводных ТА .

USS Maine (рус. «Мэн» или «Мэйн» ) - броненосец ВМС США (изначально считался броненосным крейсером). Корабль строился в течение 7 лет и к моменту ввода в строй успел устареть. В боевых действиях участия не принимал, зато получил широкую известность после взрыва в порту Гаваны 15 февраля 1898 года - события, послужившего поводом для начала Испано-американской войны .

История создания

Предпосылки к созданию

Сравнение южноамериканских броненосцев и кораблей ВМС США, построенных в качестве ответа на их постройку


Корабль Страна Ввод в строй Водоизм.
т
Скорость
уз
Артиллерия
(калибр более 57 мм)
Торпедное
вооружение
Бронирование
мм
Riachuelo
Aquibadan
1883
1886
5750 15,5 4x234 мм
4x140 мм
5x356 мм Пояс - 178-280
Палуба - 50-76
Башни - 254
Рубка - 254
Capitan Pratt
1891 4200 18,3 4x240 мм
8x120 мм
4x450 мм Пояс - 100-300
Палуба - 14-50
Башни - 50
Рубка - 260
USS Maine США
1895 6789 16,5 4x256 мм
6x152 мм
4x457 мм Пояс - 178-305
Палуба - 51-102
Башни - 203
Рубка - 254
USS Texas США
1895 6417 17,8 2x305 мм
6x152 мм
4x356 мм Пояс - 152-305
Палуба - 51
Башни - 305
Рубка - 305

Финальный вариант проекта USS Maine

Проектирование

Для выбора проекта броненосного крейсера USS Maine Военно-морское министерство США решило организовало конкурс, победителем которого стал проект Бюро строительства и ремонта (Bureau Construction and Repair ) - структуры флота, ответственной за разработку, расчеты и оценку проектов кораблей. Чертежи корабля, получившего обозначение ACR-1 , были разработаны в 1886 году и утверждены 1 ноября 1887 года. В соответствии с первоначальным проектом, крейсер должен был иметь водоизмещение 6744 тонны, длину-94,5 м, ширину - 17,7 м, осадку - 6,7 м. Орудия главного калибра предполагалось установить в барбетах , прикрыв только щитами.

Постройка

Заказ на постройку корабля получила казенная верфь New York Navy Yard в Бруклине. Стоимость корабля первоначально оценивалась в 2,5 миллиона долларов США без учета стоимости вооружения. Подготовка к строительству началась в июне 1888 года, официально корабль был заложен 17 октября 1888 года. На этот момент USS Maine был крупнейшим кораблем, заложенным на американских верфях.

USS Maine сразу после спуска на воду

Строительство корабля затянулось на семь лет. В числе причин задержек был пожар в помещении верфи, уничтоживший рабочий комплект чертежей корабля. Поставка броневых плит задержалась на целых три года - американская промышленность в тот момент не была готова к строительству крупных кораблей. Спуск крейсера на воду состоялся 18 ноября 1890 года. В церемонии спуска на воду принял участие министр ВМФ США Бенджамин Трэйси, крестной матерью корабля выступила его внучка.

Планировалось, что USS Maine будет введен в строй в середине 1892 года, однако достройка затянулась до 1895 года. Корабль был принят заказчиком лишь 17 сентября 1895 года.

Описание конструкции

Корпус

USS Maine имел длину 98,9 м, ширину 17,4 м и осадку 6,9 м. Корпус был разделен на 214 водонепроницаемых отсеков и имел двойное дно протяженностью около 60 м. Корпус корабля был достаточно длинным и узким, характерным скорее для быстрых крейсеров, однако не самое удачное распределение веса замедляло его.

Бронирование

Основной бронепояс корабля, изготовленный из никелированной стали, имел максимальную толщину в 305 мм в верхней части, постепенно утончаясь книзу до 178 мм. Длина бронепояса составляла всего лишь 54,9 метров - он прикрывал машинные отделения и погреба главного калибра, высота - 2,1 м (из них - 0,9 м выше ватерлинии). Дальше к оконечностям бронепояс шел с наклоном вглубь корабля, имея толщину 203 мм и соединяясь с бронированными 152-мм траверзами .

Броневая палуба имела толщину 51 мм в горизонтальной части и 76 мм на скосах и закрывала пространство от носа до кормы, ближе к корме уходя под ватерлинию для того чтобы прикрыть гребные валы и рулевое управление.

Круглые башни имели 203-мм бронирование, барбеты имели толщину 305 мм, боевая рубка была защищена 254-мм броней.

Считается, что у бронирования USS Maine было два основных недостатка - отсутствие какого-либо бронирования против малокалиберной артиллерии в верхней части корабля, и использование никелированной брони, имевшей менее высокую эффективность по сравнению с гарвеевской и крупповской броней, которые к тому времени уже начали появляться на боевых кораблях, в том числе американских.

Котлы USS Maine

Энергетическая установка и ходовые качества

На USS Maine была установлены две вертикальные паровые машины тройного расширения производства компании N.F.Palmer Jr. & Company’s Quintard Iron Works of New York , разделенные между собой водонепроницаемой переборкой. Пар для них поставляли восемь односторонних огнетрубных «шотландских» котлов. Запас угля для котлов составлял 910 тонн, что было слишком мало для такого крупного корабля и ограничивало дальность хода.

На испытаниях корабль смог показать скорость в 16,45 узлов, так и не достигнув проектной скорости в 17 узлов.

Вооружение

Сводная таблица основных характеристик артиллерии USS Maine

10″/30
Mark 2
6″/30
Mark 3
57-мм
Driggs-Schroeder
37-мм
орудие
Калибр, мм 254 152 57 37
Количество стволов, шт 4 6 7 8
Длина ствола, калибров 30 30 45 40
Масса снаряда, кг 236 48 2,7 0,45
Начальная скорость снаряда, м/с 610 594 570 550
Дальность стрельбы, м 18200 9000 8000 3200
Практическая скорострельность, выстрелов/мин 0,6 1,5 20 25
Бронепробитие вертикальной стальной плиты на дистанции 5000 м., мм 175 н.д. н.д -
Бронепробитие вертикальной стальной плиты на дистанции 8000 м., мм 147 - - -

Главный калибр

Главный калибр броненосца USS Maine был представлен четырьмя 254-мм орудиями Mark 2 с длиной ствола 30 калибров. Они стреляли снарядами весом 236 кг на расстояние до 18 км. Диапазон вертикальной наводки менялся от −3° до 15°.

Первоначально планировалось установить эти орудия в открытых барбетах, прикрыв их щитами, но в ходе строительства стало понятным, что расчеты артиллерии главного калибра должны быть надежно защищены от огня малокалиберной артиллерии, и проект был изменен для размещения орудий в башнях. Из-за связанного с ними дополнительного веса башни пришлось разместить на одну палубу ниже по сравнению с изначальным проектом, и это затрудняло их использование при сильном волнении.

Башни имели диагональное размещение, и на практике оказалось, что это вызывает целый ряд проблем. Во-первых, они не были сбалансированы, и поворот башен вызывал крен корабля, что затрудняло наводку и ограничивало углы стрельбы. Во-вторых, стрельба на «чужой» борт приводила к повреждению надстроек дульными газами. USS Maine и USS Texas стали последними кораблями ВМС США, на которых использовалось диагональное размещение башен артиллерии главного калибра.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Вспомогательная артиллерия USS Maine включала шесть 152-мм орудий, смонтированных в казематах и ориентированных по два в нос и корму и по одному - в сторону бортов. Они стреляли 48-кг снарядами на расстояние до 9 км.

Торпедный аппарат USS Maine

Малокалиберное вооружение состояло из семи 57-мм пушек Driggs-Schroeder , установленных на надстройках, и восьми 37-мм пушек - на надстройках, в корме и на боевых марсах.

Минно-торпедное вооружение

На USS Maine были установлены четыре 457-мм надводных торпедных аппарата, расположенных по бортам. Предполагалось также, что корабль будет нести две 15-тонных миноноски, вооруженных 356-мм торпедным аппаратом и 37-мм орудием, но лишь один такой катер реально был построен. На испытаниях выяснилось, что его максимальная скорость не превышает 12 узлов, и в дальнейшем он использовался только как учебный корабль.

USS Maine в 1895 году

История службы

Служба

USS Maine вошел в строй 17 сентября 1895 года, первым капитаном стал кэптен Арент Крауниншилд. После загрузки на корабль боекомплекта в начале ноября 1895 года он был включен в состав Североатлантической эскадры. Большую часть своей недолгой карьеры USS Maine провел в составе этой эскадры, участвуя в походах и учениях у восточного побережья США и в Карибском бассейне. В 1896 году USS Maine был переклассифицирован в броненосец второго класса (2-nd class battleship ). 10 апреля 1897 года кэптен Чарльз Дуайт Сиксби сменил Крауниншилда на посту командира корабля.

USS Maine входит в гавань Гаваны за три недели до гибели

Гибель

В 1895 году на Кубе началась активная вооруженная борьба против испанского колониального владычества. С самого начала США поддерживали революционеров, некоторые американские СМИ вели агитацию за интервенцию США на Кубу. Под давлением внутренних и внешних факторов в конце 1897 года Испания, идя навстречу бунтовщикам, сменила Кубинскую администрацию.

Затопленный броненосец USS Maine в Гаване

В январе 1898 года в Гаване возник мятеж, поднятый кубинцами, поддерживавшими Испанию. Посол США запросил у Вашингтона помощи для защиты американских граждан, находившихся в городе, и 25 января в порту Гаваны бросил якорь броненосец USS Maine , вызванный из Флориды. Присутствие в гавани крупного американского корабля успокоило обстановку, и три недели город жил относительно спокойной жизнью. Однако вечером 15 февраля около 21:40 на броненосце в районе носовых артиллерийских погребов произошел мощнейший взрыв, разрушивший носовую часть корабля. Броненосец быстро затонул. Большая часть команды в это время находилась на корабле в своих каютах, и 260 человек погибли, не успев выбраться с тонущего броненосца. Спаслись 89 человек, в том числе капитан и значительная часть офицерского состава.

Расследование

Сразу же после взрыва были организованы две комиссии для расследования причин и обстоятельств взрыва - американская и испанская. Изучив имеющиеся факты и свидетельства, комиссии, как часто бывает в подобных сложных с политической точки зрения ситуациях, пришли к противоречащим друг другу выводам.

Испанская комиссия настаивала на том, что источник взрыва находился внутри корабля. Основным предположением было самовозгорание угля в одной из угольных ям, расположенных недалеко от носовых артиллерийских погребов. Свидетельствами, подтверждающими эту версию, по мнению испанцев были:

  • отсутствие водяного столба, характерного для взрывов в воде, например при взрывах мин
  • вечером 15 февраля ветер отсутствовал и волнения не было, что не подтверждало версию о дрейфовавшей к кораблю испанской мине
  • отсутствие в воде проводов, наличие которых могло говорить о дистанционном взрыве мины при помощи электричестве
  • отсутствие в гавани мертвой рыбы - обычного следствия мощного взрыва в воде

Американская комиссия пришла к выводу, что гипотеза о самовозгорании угля и последовавшем за этим взрывом погребов не выглядит убедительной. Основой версии американцев стали заявления свидетелей взрыва о том, что они слышали два последовательных взрыва и то, что по мнению обследовавших останки корабля водолазов части киля были завернуты внутрь корабля. Итоговый вывод комиссии содержал утверждение о том, что причиной взрыва USS Maine стал взрыв подводной мины, который вызвал детонацию двух или большего количества носовых артиллерийских погребов.

Последствия взрыва

Как только известие о гибели броненосца достигло США, многие американские СМИ развернули активную кампанию по раскручиванию скандала. Так, «New York Journal» в течение недели после взрыва посвящал погибшему броненосцу материалы средним объемом около восьми страниц. Очень быстро общественное мнение, и без того поддерживавшее борцов за независимость Кубы, было настроено на резкое обострение отношений с Испанией.

Гибель USS Maine непосредственно не привела к началу войны, но создало атмосферу, в которой силам, желавшим конфликта, оказалось достаточно просто довести ситуацию до нужной им точки. В апреле 1898 года США и Испания объявили друг другу войну, известную как Испано-американская , и один из популярных в США лозунгов звучал так: «Remember the Maine! To Hell with Spain» («Помните „Мэн“! К черту Испанию!»)

Разборка и затопление останков корабля

Корпус корабля, лежавший в гавани кубинской столицы, создавал помехи в использовании порта, и правительство Кубы неоднократно обращалось к США с просьбами о расчистке гавани. Кроме того, американцы хотели поднять и захоронить останки 70 матросов, остававшихся погребенными в помещениях затонувшего броненосца. В 1910 году Конгресс США санкционировал выделение средств на подъем и затопление в другом месте останков корабля, и вскоре работы начались.

USS Maine - 11 июня 1911 года

Армейские инженеры соорудили вокруг останков броненосца кессон из соединенных между собой стальных цилиндров шириной около 15 метров, засыпанных землей, и откачали из него воду. К 30 июня из воды показалась палуба корабля. Надстройки и палубы демонтировали, корабль разделили на две части, а относительно целую корму в месте разреза закрыли специально сооруженной водонепроницаемой переборкой. Из помещений корабля извлекли останки моряков для последующего захоронения.

13 февраля 1912 года в кессон вновь запустили воду, и кормовая часть всплыла. 16 марта 1912 года кормовая часть броненосца была отбуксирована в открытое море в четырех милях от побережья Кубы, где ее торжественно затопили под салют с двух боевых кораблей ВМС США. Останки моряков были захоронены на Арлингтонском мемориальном кладбище.

Дальнейшие расследования

Причины гибели броненосца продолжали вызывать интерес и после окончания войны, и за прошедшие годы было проведено несколько расследований, так до конца и не прояснивших причины гибели корабля.

В 1911 году, в рамках мероприятий по удалению останков USS Maine из гавани Гаваны освобожденный от воды корпус корабля был тщательно обследован. Новая американская комиссия сделала те же выводы, что и предыдущая - причиной взрыва погребов стал взрыв мины, хотя по ее мнению внешний взрыв произошел в другом месте.

В 1974 году адмирал США Хайман Риковер организовал частное расследование гибели броненосца. В качестве материалов использовались материалы предыдущих расследований и документы из архивов ВМС США. Адмирал пришел к выводу, что причиной взрыва стало самовозгорание угля, а не взрыв мины.

В 1998 году журнал «National Geographic» провел свое расследование, используя архивные материалы и компьютерное моделирование. Определенных выводов сделано не было: обе версии - и про самовозгорание угля, и про взрыв мины были признаны имеющими право на существование.

В 2002 году телеканал «The History Channel» снял документальный фильм про взрыв на USS Maine , в котором авторы фильма пришли к выводу, что причиной взрыва стали самовозгорание угля и дефекты водонепроницаемой переборки между угольной ямой и погребами.

Помимо результатов расследований, существует теория о том, что взрыв был организован самими американцами для того, чтобы создать основания для развязывания войны с Испанией. Этой версии, в частности, придерживаются официальные историки Кубы. Так, на монумент в Гаване, посвященный гибели броненосца, в 1961 году была нанесена надпись «Посвящается погибшим на „Мэне“, которые были принесены в жертву алчности империалистов и их желанию взять под контроль остров Куба».

См. также

Примечания

Литература и источники информации

Литература

  • Norman Friedman U.S.Battleships. An Illustrated Design History . - Annapolis: Naval Institute Press, 1985. - 479 с. - ISBN 0-87021-715-1
  • Robert Gardiner Conway"s All The World"s Fighting Ships 1860-1905 . - London: Conway Maritime Press, 1979. - 448 с. - ISBN 0-85177-133-5
  • Ненахов Ю.Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910 . - Минск: Харвест, 2006. - 464 с. - ISBN 985-13-4080-4
  • Lawrence Burr US Cruisers 1883-1904: The birth of steel navy . - New Vanguard.143. - Oxford: Osprey Publishing, Ltd., 2008. - 52 с. -
В это время к Гаване прибыл американский броненосец «Мэн». Испанцы, не желая обострять отношение с США, допустили его в свои воды. 15 февраля 1898 года броненосец взорвался и утонул. Взорвавшись, «Мэн» оставил после себя большое количество загадок и странностей "унеся с собой жизни 266 американских моряков, среди которых по странному стечению обстоятельств 260 имели черного цвета кожу и не было ни одного офицера" (из вики, на книгу некого Дезидера Гальского ссылаются, т.ч. под вопросом.)

3 и немного буковок


(картинка по клику весьма увеличивается)

«Мэн» был одним из первых броненосцев созданных в США. Взрыв этого корабля в гаванской бухте стал поводом для вступления Соединенных Штатов в войну с Испанией. «Помни «Мэн»!» стало девизом вооруженных сил США в 1898 г.

«Мэн» был вторым военным кораблем, построенным для военно-морского флота Соединенных Штатов. 3 Августа 1886 г. конгресс принял закон о начале строительства, и только через 12 лет корабль был полностью готов. Он был уникален хотя бы потому, что был детищем американских проектировщиков и инженеров. Дело в том, что «Мэн» был построен не по иностранным планам, а по американскому проекту и собственно на верфях в США. Его же современник, броненосец «Техас», был разработан англичанами.

Из за неопытности строителей, изначально корабль содержал множество дефектов. Главная проблема заключалась в том, что бункеры с углем по задумке служили дополнительной защитой для отсека с боеприпасами. Они были расположены по периметру корабля, а боеприпасы расположены внутри за этим дополнительным слоем. Самопроизвольное возгорание в бункере не было редкостью для кораблей такого типа. Особенно опасная ситуация могла возникнуть, если отсек с боеприпасами был полностью загружен.

Когда «Мэн» был спущен на воду и оснащен, оказалось, что из-за ошибки в проекте корма на 3 фута выше чем нос. В результате пришлось устанавливать 48 тонн дополнительного балласта, чтобы уравновесить корабль. Это добавило «Мэну» еще один изъян - бесполезный лишний вес.

По сути, «Мэн» не был приспособлен ни для военных целей, ни для гражданских. Для выполнения функций военного корабля у «Мэна» не было достаточно места для установки вооружения, а из-за низкой скорости, он был не пригоден для торговых целей. В случае нападения он не мог ни защититься, ни скрыться от нападения. Запас угля на корабле был очень низкий - всего 895 тонн. Поэтому «Мэн» не мог долго находиться в открытом море. Огромные орудийные башни не позволяли заправляться углем в море без риска повреждения, это было возможно лишь при полном штиле. Из-за огромных размеров орудийной башни при ее использовании корабль постоянно клонило на сторону.

Несмотря на все недостатки, «Мэн» был гордостью США, участвовал во многих пышных церемониях. В связи с восстанием на Кубе, Америка послала туда свой броненосец под командованием капитана Чарльза Сигсби. 15 декабря «Мэн» отправился в сторону Флориды, и 24 января 1898 г. подошел к бухте Гаваны. В 9.30 утра 15 февраля на корабле прогремело два взрыва, в результате чего он мгновенно затонул. 252 человека погибли, а боеприпасы продолжали взрываться еще несколько часов после катастрофы.

Все американские газеты сразу же возложили ответственность за взрывы на Испанию (Которой тогда принадлежала Куба). Правительство возбудило уголовное дело для расследования причин трагедии. Был сделан вывод, что корабль затонул из-за мины, подложенной в склад боеприпасов, но причастность правительства или вооруженных сил Испании не подтверждалась. Несмотря на это заключение, общественное мнение США было настроено в пользу войны с Испанией. Маккинли не хотел вступать в войну, но в конце концов ему пришлось согласиться на интервенцию для освобождения Кубы от «испанского гнета». Позже повторные исследования показали, что «Мэн» затонул в результате пожара в угольном бункере, а не из-за мины.

До 1911 г. корабль находился на дне бухты Гаваны. Затем останки «Мэна» были отбуксированы в открытое море и затоплены там на глубине 3600 футов, где они находятся и по сей день. Части корабля оказались в разных музеях США. Кормовая мачта находится на Арлингтонском кладбище около Вашингтона, носовая мачта в Военно-Морской академии Аннаполиса, в штате Мэриленд, якорь - в Городском парке Ридинга, Пенсильвания, вымпел - в городе Бангор, штат Мэн. Также многие мелкие части «Мэна» - посуда, пепельницы, именные дощечки - перешли в частные коллекции.

Броненосный крейсер «Мэн» (англ. ACR-1 Maine) - боевой корабль флота США, первый американский броненосный крейсер. Нередко относился специалистами к броненосцам 2-го класса. Проект развития не получил.
15 февраля 1898 года, вечером, при невыясненных обстоятельствах взорвался и затонул на рейде Гаваны. При взрыве погибли 261 человек, в том числе 2 офицера и 251 матрос и морской пехотинец (8 человек из числа спасенных скончались вскоре от ран и травм). Его гибель послужила одним из поводов к началу испано-американской войны.Описание данного события полковником русской военной разведки Я. Г. Жилинским.
«В конце января 1898 в Гавану прибыл американский крейсер "Мэйн". Посылка крейсера была со стороны правительства США жестом вызывающим и демонстративным. 15 февраля 1898 крейсер погиб от взрыва при неизвестных обстоятельствах. Взрыв произошел вечером, когда команда была в сборе и люди уже спали. Погибла вся команда, кроме офицеров, которые по счастливой для них случайности были в отсутствии. Американцы, конечно же, немедленно приписали этот взрыв испанской мине. Но моряки-специалисты доказывают, что такой взрыв не мог произойти от мины, а произошел внутри судна. При взрыве мины должна была образоваться пробоина в подводной части, а на самом деле крейсер был разорван надвое.»
В 1910 г. корабль стали поднимать на поверхность. Технология при этом была следующая: так как "Мэн" затонул на небольшой глубине (14 метров), в дно с помощью плавучих паровых молотов было вбито множество 30-метровых свай. Они окружили корабль своеобразным частоколом. Потом промежутки между сваями были заделаны, и началась откачка воды. Когда воду откачали, по характеру повреждений стало ясно, что "Мэн" затонул не от торпеды или мины, а от взрыва внутри корабля. При этом взрыв паровых котлов исключался, т.к. они остались целыми. Неожиданно все работы в 1911 г. были свернуты, документы, связанные с ними, засекречены. Изуродованную носовую часть корабля разрезали и отправили на переплавку. Операция обошлась американской казне в 750 тыс. долларов

Прием почетных гостей на церемонии спуска корабля на воду

Церемония наречения корабля именем "Мэн"

"Мэн" перед спуском на воду

Спуск на воду "Мэна"

Зрители наблюдают за церемонией спуска на воду

"Мэн" сразу же после спуска на воду, 18 ноября 1889 года.

Костюмированный бал по случаю спуска на воду корабля

"Мэн" проходит под Бруклинским мостом

Младшие офицеры "Мэна"

Повара

Старшины

Экипаж корабля

Казначей Уайтхаус

Саперы

Товарищество младшего офицерского состава

Главные старшины

Офицеры в кают-компании

Капитан корабля

Экипаж за игрой в карты

Группа канониров

Члены экипажа

Погрузка морпехов

Торпедный аппарат

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.