Избиение младенцев: христианская легенда или исторический факт? Избиение младенцев: значение фразеологизма, происхождение, синонимы Царь ирод который убил младенцев.

Избие́ние младе́нцев - эпизод новозаветной истории, описанный только в Евангелии от Матфея. В переносном значении фраза означает чрезмерную и необоснованную жестокость по отношению к маленьким детям и вообще к беззащитным людям.

Это одно из очень трудных для Вселенской Церкви мест Писания. Церковь не может сказать, заявить, что это ложь, эпический вымысел евангелистов. Ибо если допустить, что великая ложь с самого начала вкралась в Священное Писание, то нет никакой гарантии, что последующие, так сказать, малые лжи будут проникать в него беспрепятственно. Так и остается проблема Вифлиемских младенцев неопределенной, нерешенной с богословской точки зрения.

Убитые младенцы почитаются рядом христианских церквей как святые мученики: в православии их память совершается 29 декабря (11 января), в католицизме 28 декабря.

ЕВАНГЕЛЬКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ
Избиение младенцев описывается только в Евангелии от Матфея. Согласно евангельскому рассказу, волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу, не выполнили просьбу иудейского царя Ирода Великого и не сообщили ему местонахождение младенца. При этом Иосиф Флавий утверждает, что Ирод умер, «процарствовав тридцать четыре года после умерщвления Антигона [после завоевания Иерусалима] и тридцать семь лет после провозглашения себя царём со стороны римлян». Это может указывать на то, что дата его смерти - 2 год до н. э. или начало 1 года до н. э., то есть до традиционной даты Рождества Христова.

«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2:16).

Далее евангелист сообщает, что избиение было предсказано пророком Иеремией (Иер. 31:15). Согласно евангельскому рассказу, Иисус спасся благодаря бегству в Египет, куда Иосифу Обручнику повелел отправиться явившийся во сне ангел.

МАТФЕЙ И ЛУКА. РАЗИТЕЛЬНЫЕ НЕСОСТЫКОВКИ
Евангелист Лука дает совершенно иную картину Рождества. Создается впечатление, что они пишут о совершенно разных событиях. И дело не в звезде, волхвах и пастухах. У Луки никакой астрологии, никакой звезды, тем более звездочетов-волхвов нет. Особенно разность в описании Рождества у Матфея, бросается в глаза при сопоставлении его с евангелистом Лукой. Лука, как и Матфей, тоже подробно описывает повеление о переписи, поездку в Вифлием, пещеру и рождение… но, дальше начинаются странные вещи. У Луки нет, ни малейшего намека на гонение Ирода. Нет, не то что избиения младенцев, нет никакой поездки в Египет… но, более того, евангелист Лука упоминает обрезание и даже паломничество(о, страх какой!) в самый центр, в Иерусалим, в Храм. Иисус, Иосиф, Мария находились на виду, прямо под носом у Ирода, ничего не боясь и ни от кого не скрываясь.

ПОЧЕМУ МОЛЧИТ ЛУКА ОБ ИЗБИЕНИИ МЛАДЕНЦЕВ?
Апостол и евангелист Лука, самый плодовитый, вернее сказать - плодотворный в описании мельчайших подробностей писатель. Недаром он еще и художник, человек, тщательно, работающий над образами и мельчайшими деталями в них. По объему текстов Лука наибольше всех потрудился и написал. Вы удивитесь сказанному: он написал в Новом Завете по общему объему текста больше, чем апостол Павел. Удивительно, но это так. Евангелия 24 главы, а Деяяния аж 28 глав! Апостольских посланий всего 14. И посему очень странно и удивления достойно, что описывая Рождество, вопиюще-кричащая драма избиения младенцев, потрясшая без сомнения Израиль, прошла мимо его детального взора, осталась им незамеченной, так сказать, легкомысленно намеренно проигнорированной? А такая, тоже не менее важная деталь, как бегство в Египет, у Луки богоглаголивого, тоже опущена, пропущена. Странно, очень странно...

В истории человечества, так устроена наша психика, мирные дни, такого же мирного созидательного жительства не запоминаются. Запоминается жестокость! Летописцы описывают войны, истребления, резню людей, страшные природные катаклизмы и прочие потрясения. Жестокость запоминается надолго, доброденствие же не оставляет по себе мало записей и естественно следа...

Такое событие без сомнения потрясло бы не только Израиль, но и всю Римскую империю... ого-го, резня младенцев! «Римское право», в лице прокуратора-консула, вряд ли не отреагировало бы на такое вопиющее беззаконие. Заговорили бы летописцы историки. Однако, молчит, как в рот воды набрал, серьезнейший историк Иосиф Флавий, составивший очень подробное жизнеописание Ирода Великого, и если гражданские историки для нас не авторитет, но так, молчит и, церковный собрат по Писанию - евангелист Лука, описывающий очень детально подробности Рождества? Почему молчит Лука?

АПОКРИФИЧЕСКИЕ ПИСАНИЯ.
Об избиении младенцев повествуют так называемые апокрифические «евангелия детства»: «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие Псевдо-Матфея».

Наиболее подробно этот эпизод описан в протоевангелии Иакова, написание которого относят ко второй половине II века. Кроме повторения рассказа евангелиста Матфея в апокрифе содержатся подробности о спасении Иоанна Крестителя его матерью праведной Елизаветой.

Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила её. И свет небесный светил им там, и ангел Господень был вместе с ними, охраняя их.

Далее апокриф рассказывает об убийстве отца Иоанна - священника Захарии, который отказался сообщить о местонахождении своего сына. Этот рассказ объясняет причины убийства Захарии, о котором сообщается в Мф. 23:35.

Евангелие Псевдо-Матфея полностью повторяет рассказ канонического Евангелия, не добавляя к нему каких-либо подробностей.

БОГОСЛОВСКОЕ ИСТОЛКОВАНИЕ.
Феофилакт Болгарский в своём толковании Евангелия от Матфея пишет, что избиение младенцев произошло по промыслу Божьему, о чём свидетельствует приводимое у Матфея пророчество Иеремии. По его мнению, это было совершено «чтобы обнаружилась злоба Ирода». В отношении же самих жертв Феофилакт пишет:

Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит или для оставления грехов или для умножения венцев. Так и сии дети больше увенчаны будут.

СКОЛЬКО ЖЕ НА САМОМ ДЕЛЕ БЫЛО УБИТО МЛАДЕНЦЕВ?
Церковное предание и тут не отличилось единообразием, указывая различное количество погибших младенцев; в византийской традиции принята цифра 14 тысяч, в сирийской - аж 64 тысячи.

Противники большого количества убитых младенцев обычно делают акцент на том, что избиение упомянуто Матфеем, но о нём не пишет Иосиф Флавий. Брюс Алворд утверждает, что население всего Вифлеема в те времена не превышало 1000 человек. Это была маленькая деревушка под Иерусалимом. Соответственно, при рождаемости там даже 30 детей в год, младенцев мужского пола в возрасте до двух лет должно было найтись никак не более 20.

Сторонники большого количества убитых младенцев ссылаются на приведенные Матфеем слова Иеремии предполагая, что жертв было гораздо больше. Также некоторые историки и богословы обращают внимание на огромное стечение народа в Вифлеем, согласно Евангелию от Луки, в котором упоминается, что Иосиф и Мария шли в Вифлеем по причине переписи населения. Следовательно, маленькая деревушка Вифлием была переполнена, и им нашлось место только в хлеву. Встает последующий интересный вопрос: известны ли в мировой практике переписи населения, что бы писцы совершающие перепись не шли к людям, но наоборот, люди, дабы переписаться, шли к писцам? Причем, на перепись шли не в Иерусалим, столицу, духовный, административный и политический центр, но что бы писцы заседали, где то в деревне под Иерусалимом? Известны ли случаи, что бы жители, для учетной записи, всего лишь в одну строку(для галочки), срывались с места проживания и отправлялись в неблизкий путь, да еще с беременными женщинами на сносях? Вопросы, и вопросы…

В западной традиции они именуются святыми Невинноубиенными. Их число, сильно преувеличенное, является скорее символическим и перекликается со 144 000 избранных, которые упоминаются в Откровении Иоанна Богослова (см.: Откр. 7: 4).

СОМНИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЧНОСТЬ.
Предание об избиении младенцев отсутствует в реальных исторических античных источниках, исключая евангелие от Матфея и более поздние христианские тексты. Историки обращают особое внимание, что главный источник о царствовании Ирода - труд античного историка Иосифа Флавия «Иудейские древности» - не содержит малейших упоминаний о резне младенцев в Вифлееме.

Среди тех учёных, которые подвергают сомнению историчность резни младенцев, Геза Вермеш (Géza Vermes) и Эд Сандерс (Ed Sanders) рассматривают предание как творческую агиографию. Некоторые учёные считают, что история - придуманное исполнение древнего пророчества. Евангелист в начале повествования стремится показать, что эпизоды биографии Иисуса были предсказаны ветхозаветными пророками. После сообщения о резне младенцев он ссылается на пророка Иеремию: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит…» (Мф. 2:17). Роберт Айсенман (Robert Eisenman) настаивает, что исторической основой для предания стал приказ Ирода о казни его собственных сыновей. Этот поступок Ирода, о котором пишет Иосиф Флавий, шокировал его современников.

Дэвид Хилл (David Hill) признает, что эпизод «не содержит ничего, что являлось бы исторически невозможным», но добавляет, что «подлинный интерес евангелиста состоит … в отражении исполнения [Ветхого завета]». Стивен Харрис (Stephen Harris) и Раймонд Браун (Raymond Brown) аналогично утверждают, что цель евангелиста - представить Иисуса как мессию, а казнь младенцев как исполнение пророчеств Осии и Иеремии. Браун также считает, что образцом для предания послужил рассказ о детстве Моисея, его рождении, спасении и приказе фараона об убийстве первенцев евреев.

В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Евангельское избиение младенцев является редкой сценой для раннехристианского искусства. Известна мозаика римской церкви Санта Мария Маджоре, датируемая V веком (Ирод, сидящий на троне, изображён в нимбе (знак царского величия), он даёт воинам знак умертвить младенцев, а рядом изображена толпа женщин с распущенными в знак печали волосами, которые держат на руках детей). Данная мозаика не показывает кровавую сцену убийства, а лишь даёт намёк на него.

Начиная с эпохи Возрождения художники старались изобразить драматизм этой сцены, акцентируя внимание на самом убийстве младенцев и горе их матерей: вооружённые воины выхватывают детей из рук их плачущих матерей, на земле изображается множество убитых и окровавленных младенцев. На изображениях часто присутствует Ирод, наблюдающий за расправой либо с балкона (Джотто), либо с трона, установленного на возвышении (Маттео ди Джованни).

Следуя апокрифическому рассказу в сцене избиения младенцев изображается праведная Елизавета, убегающая от воинов, вместе со спрятанным в складках её платья Иоанном Крестителем. Также могут присутствовать изображения ангелов с пальмовыми ветвями (Гвидо Рени), которые предназначены младенцам как символ их мученичества.

ПРАЗДНОВАНИЕ ПАМЯТИ
Считался одним из самых несчастных дней в году. Как церковный праздник отмечается с V века. Погибшие младенцы почитаются как святые, поскольку они первыми пострадали ради Христа.

Нам, верующим христианам, остается лишь смиренно пленять свой разум в послушание Божественному Промыслу, надеяться, верить и любить. Вся возможно верующему. Верою бо ходим, а не знанием. Мы, верующие, смиренно благоговеем перед вечной Тайной Бога, надеемся, что когда то, мы узнаем истину и все несостыкующиеся исторические факты о Рождестве, образуются, придут в порядок и станут на свои места.

Текст составлен по материалам Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Избиение_младенцев

ПРИМЕЧАНИЯ ИЗ ВИКИПЕДИИ
1.Вифлеемские младенцы защитят наших детей // Правда.ру, 11.01.2011
2.День святых Невинных Младенцев Вифлеемских. Справка. 28 декабря католики отмечают День святых Невинных Младенцев Вифлеемских // РИА Новости, 28.12.2009
3.Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVII, 8.
4.Протоевангелие Иакова. XXII
5.Толкование Феофилакта Болгарского на Евангелие от Матфея
6.Брюс Алворд. Комментарии к Евангелию от Матфея
7.Иер. 31:15
8.Уильям Баркли. Комментарий к Новому Завету. Евангелие от Луки
9.Geza Vermes, The Nativity: History and Legend, London, Penguin, 2006, p22; E. P. Sanders, The Historical Figure of Jesus, Penguin, 1993, p. 85
10.Paul L. Maier, «Herod and the Infants of Bethlehem», in Chronos, Kairos, Christos II, Mercer University Press (1998), p. 172-175
11.Robert Eisenman, James The Brother of Jesus, 1997, I.3 "Romans, Herodians and Jewish sects, " p. 49; see also E. P. Sanders, The Historical Figure of Jesus, 1993, p. 87-88
12.Josephus, Antiquities of the Jews, Шаблон:Sourcetext (at Wikisource).
13. David Hill: The Gospel of Matthew, p. 84;Marshall Morgan and Scott; 1972.
14.Stephen L. Harris, Understanding the Bible, 2nd Ed. Palo Alto: Mayfield, 1985, p. 274
15.Перейти к:1 2 Raymond E. Brown, The Birth of the Messiah, pp. 104-121.
16.Избиение младенцев (день избиения младенцев)

Возникло на основе текста Евангелия от Матфея, сообщающего о приказе царя Ирода, разгневанного тем, что волхвы не рассказали ему о местонахождении Младенца Христа, «избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф 2. 16).

Изображение этого события появилось после установления в первой половине V века почитания невинных Вифлеемских младенцев как мучеников. Композиции, как правило, не имеют четкой схемы. Может варьироваться число участников, действия, позы и жесты персонажей. Помимо царя Ирода, его воинов, женщин и детей в композицию иногда включались еще несколько сюжетов из различных литературных источников. Это апокрифические рассказы Иакова Протоевангелия о праведной Елисавете, которая с младенцем Иоанном спряталась в горе от преследовавшего ее воина, и об убийстве по приказу царя Ирода в храме между алтарем и жертвенником праведного Захарии. Пророчество Иеремии, упомянутое апостолом Матфеем: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер 31. 15) иллюстрируется в композиции «Оплакивание Рахилью своих детей». Апокрифические рассказы о спасении Нафанаила (Ин 1. 46-49), которого мать спрятала от воинов Ирода под смоковницей, легли в основу изображения жены и младенца под деревом. 9-е Слово святителя Иоанна Златоуста из «Гомилий на Евангелие от Матфея» (PG. 57. Col. 175-184), 38-я гомилия Григория Богослова и рассказы из Миней-Четьих под 29 декабря стали источником изображения страдания младенцев и горя матерей. Сцена «Избиения младенцев» могла представлять самостоятельный сюжет и входить в развернутые композиции «Рождество Христово».

Один из первых памятников ранневизантийского искусства со сценой «Избиения младенцев» - мозаики триумфальной арки церкви Санта-Мария Маджоре в Риме (432-440 годы). Слева на престоле изображен царь Ирод, отдающий приказание воинам убивать младенцев. Воины в одежде римских легионеров готовы выполнить приказ, один из них протягивает руку в сторону стоящих справа женщин с распущенными волосами; на руках они держат младенцев. Самой сцены убийства нет. В дальнейшем в композиции прибавилось драматизма, за счет сокращения числа участников сцена превратилась в показ кровавого убийства. Так, на рельефе саркофага из Трира (V век, церковь святого Максимина: Покровский. С. 239) один солдат замахивается младенцем, схватив его за ногу, другой держит ребенка, вырванного из объятий матери; на рельефе оклада Евангелия (около 460 года, Сокровищница кафедрального собора, Милан) та же композиция дополнена изображением младенца на земле под ногами воина, а также появились фигуры женщин с раскинутыми руками, горюющих о своих детях. На миниатюре из Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I.56. Fol. 46, 586 г.) сцена изображена по сторонам таблицы канонов: слева - царь Ирод с 2 сановниками, справа - палач с поднятым мечом в правой руке, держащий за ногу младенца, которого пытается отнять мать. Из головы младенца течет кровь.

В искусстве средневизантийского периода сцена «Избиения младенцев» стала очень распространенной: рельеф слоновой кости (начало IX века, Бодлианская библиотека); рельеф слоновой кости (середина IX века, Национальная библиотека Франции); миниатюра в Сакраментарии Дрого (Paris. lat. 9428. Fol. 31v, середина IX века); миниатюра в Штутгартской Псалтири (Stuttg. Fol. 65v, 825-830 годы) - сцена «Рахиль, оплакивающая детей»; в Гомилиях Григория Назианзина (Paris. gr. 510. Fol. 137, между 879 и 882 годами) - воин c мечом в правой руке держит младенца за волосы (впервые со сценами «Праведная Елисавета с младенцем Иоанном прячется в горе» и «Убийство праведного Захарии»); в кодексе Экберта (Городская библиотека, Трир. Cod. 24. Fol. 15v, 80-е годы X века); в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 281. 976-1025 годы, Константинополь) - Ирод в византийских императорских одеяниях, в короне, воин убивает мечом одного младенца, 2 других лежат на земле в крови, справа около горки сидит плачущая женщина с младенцем, которого пронзает копьем воин; аналогичная сцена в Евангелии XI века (Paris. gr. 74. Fol. 5); в цикле «Детство Иисуса Христа » в росписях Токалы-килисе в Гёреме (конец X века) - палач держит за ногу младенца над грудой окровавленных тел, рядом рвущая на себе волосы женщина; на иконе «Рождество Христово» (конец XI века, монастырь великомученицы Екатерины на Синае) представлены сцены умерщвления младенцев, «Бегство в Египет», «Праведная Елисавета с Иоанном в горе», изображение Рахили (согласно надписи) с младенцем на руках, перед которой застыл воин, замахнувшийся мечом; в грузинском Гелатском Четвероевангелии (Кекел. Q 908. Л. 19 об., 1-я половина XII века) младенцы изображены спеленутыми.

В памятниках поздневизантийского периода сцена становится многофигурной и часто разделяется на несколько последовательных эпизодов. В монастыре Хора (Кахрие-джами, около 1316-1321 годов) теме «Избиения младенцев» посвящены 4 композиции: «Царь Ирод приказывает воинам избить младенцев», «Солдаты, убивающие детей», «Праведная Елисавета спасается с младенцем Иоанном в горе от преследующего их воина», «Матери оплакивают своих детей». В церкви великомученика Димитрия Маркова монастыря близ Скопье, Македония (около 1376 года), сюжету «Избиения младенцев» посвящена группа сцен, расположенных рядом с композицией «Рождество Христово». Патетическая композиция «Плач Рахили» представлена на полукруге светлого фона. Рахиль, сидящая на земле с воздетыми руками, окружена спеленутыми мертвыми младенцами.

В поствизантийском искусстве (росписи XVI-XVII веков соборов афонских монастырей: Великой Лавры святителя Афанасия, Иверского, Кутлумуша, Каракала, Филофеевского скита) сцена представлена в точном соответствии с рекомендацией Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (около 1730-1733 годов): «Рисуется крепость. Тут в чертоге царь Ирод сидит на престоле. За ним стоят два воина с копьями, а пред ним другие воины со знаменем. Вдали на горах видны селения: среди них женщины с младенцами, одни бегут, другие таят их в сумах за спинами своими и руками препятствуют воинам убивать их, иные сидят и оплакивают лежащих пред ними убитых детей; а воины, одни исторгают младенцев из объятий матерей их, другие пронзают их мечами, некоторые обезглавливают. Многие младенцы убитые лежат на земле, некоторые в пеленах, некоторые в рубашечках. Елисавета держит на руках своих младенца Предтечу, ее преследует воин с обнаженным мечем: но пред нею разверзлась скала, чтобы принять ее в свою расселину» (Ерминия ДФ. Ч. 2. § 217).

14 000 МЛАДЕНЦЕВ,
ОТ ИРОДА В ВИФЛЕЕМЕ ИЗБИЕННЫХ

В Библии избиение младенцев описывается только в Евангелии от Матфея. По повелению Иудейского царя Ирода Великого волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу, должны были из Вифлеема возвратиться в Иерусалим и сказать ему, где находится Младенец. Но, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, они не выполнили его просьбу и иным путем ушли в свою страну (Мф.2:12).

Обманутый волхвами, Ирод пришел в ярость и повелел убить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. (Мф.2:16)

Исполняя этот жестокий приказ, воины врывались в дома жителей Вифлеема и его предместий, отнимали у матерей младенцев и предавали их смерти. Вифлеем был окружен войсками, как осажденный город. Началось страшное избиение детей. Воины подбрасывали их на воздух и разрубали ударами меча, стараясь рассечь пополам. Поднимали их на копья, как знамя поднимают на древко. Матери прижимали детей к груди, предлагали выкуп, все, имели, за жизнь младенца, но воины были беспощадны. Кроме того, они боялись гнева Ирода, потому что за оказанное сострадание Ирод мог казнить их. Один опасался доноса другого, и потому каждый старался превзойти товарища в жестокости. Воины вырывали детей из рук матерей, швыряли их на землю, топтали ногами, били их головками о камни. Затем они бросились в соседние села. Напрасно хотели родители укрыть детей в потаенных комнатах, в погребах или колодцах. Детский плач выдавал их. Некоторые, прижимая к себе ребенка, хотели бежать в горы, чтобы укрыться там. Но воины гнались за ними как за добычей, и стрелы их пригвождали труп матери к трупу дочери или сына. Плач несчастных женщин был так велик, что, казалось, его слышали в городе Раме. Неутолимая скорбь всех матерей описана святым Евангелистом Матфеем в образе Рахили, супруги патриарха Иакова: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф. 2:18).

Безумный Ирод хотел убить преследуемого Младенца в числе этих 14 000 невинных страдальцев, но святой Иосиф Обручник, получив через ангела во сне откровение бежать в Египет с Богомладенцем и Его Матерью, в ту же ночь исполнил повеление Божие.

Тогда гнев Ирода обрушился на всех окружающих: он не позволил совершить достойное погребение скончавшегося старца, Симеона Богоприимца, а также приказал умертвить первосвященника Захарию (Мф. 23:35) за то, что тот не указал, где скрывается его сын - святой Иоанн, Предтеча Господень. Были убиты 70 членов Синедриона, первосвященники и книжники иудейские, от которых Ирод узнал, где должно, по Писанию, родиться Христу. За свои великие злодеяния Ирод не избежал наказания Божия. Тело его покрылось ранами, в которых кишели черви, рядом с ним не было ни одного человека, который бы сочувствовал его страданиям. Но и на смертном одре Ирод продолжал умножать зло: приказал убить своих брата, сестру и ее мужа, наконец, предал смерти свою жену Мариамну и трех сыновей, видя во всех соперников своей власти.

Избиение было предсказано пророком Иеремией: Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет. (Иер.31:15) Что значат пророческие слова?

Рама — это место гробницы Рахили, жены патриарха Иакова. Когда ее сына Иосифа вели в Египет как пленника и раба, он проходил мимо гробницы Рахили и заплакал, закричал: «Мать моя, слышишь ли ты меня? Мать моя, видишь ли, куда ведут твоего сына?» По преданию, в ответ из гробницы послышалось рыдание.

Затем, когда вавилонский царь Навуходоносор в 586 году до Рождества Христова сокрушил и разгромил Иудейское царство, то он приказал переселить его жителей в Вавилонию, и Рама была городом, где собирали пленников-иудеев, чтобы везти их в далекую страну.

По своему географическому положению город Рама находится в 12-ти километрах от Вифлеема. Поэтому, можно предположить, что когда царь Ирод «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его» (Мф. 2:16), эта территория включала в себя и Раму. В Ветхом Завете пророк Иеремия описывает жителей Иерусалима, уводимых на чужбину (Иер. З1:15), и эти слова о плачущей Рахили сказаны о них. На этом печальном пути они проходят мимо города Рамы—места захоронения Рахили (1 Цар. 10:2); и Иеремия рисует Рахиль, плачущую даже во гробе о судьбе, выпавшей ее народу в Вавилонском пленении.

Но спустя века произошла более страшная трагедия. Уже не враги уводили в плен, а свои соплеменники убивали неповинных детей.

Об избиении младенцев повествует так называемое апокрифическое «евангелия детства»: «Протоевангелие Иакова». Наиболее подробно этот эпизод описан в протоевангелии, написание которого относят ко второй половине II века. Кроме повторения рассказа евангелиста Матфея в апокрифе содержатся подробности о спасении Иоанна Крестителя его матерью праведной Елизаветой. Тогда Ирод понял, что маги обманули его, и, разгневавшись, послал убийц, говоря им: убейте младенцев от двух лет и младше. И Мария, услышав, что избивают младенцев, испугавшись, взяла ребенка своего и, запеленав, положила в воловьи ясли. А Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына ее), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила ее. И свет светил им, и ангел Господен был вместе с ними, охраняя их. (Протоевангелие от Иакова, XXII). Далее апокриф рассказывает об убийстве отца Иоанна — священника Захарии, который отказался сообщить о местонахождении своего сына. Этот рассказ объясняет причины убийства Захарии, о котором сообщается в Мф.23:35.

Память избиенных в Вифлееме младенцев Церковь начала совершать во II веке. С древности они почитаются мучениками, невинно пострадавшими не только за Христа, но и вместо Него. В средневековой Европе день Вифлеемских младенцев считался самым несчастливым в году.

В Дальней пещере прп. Феодосия в Киево-Печерской лавре хранится часть мощей одного из Вифлеемских младенцев . Одна глава Вифлеемских младенцев находится в серпуховском Высоцком монастыре , а другая — в Давидовой пустыни близ Серпухова.

Богословское толкование Евангелия от Матфея

Феофилакт Болгарский в своём толковании Евангелия от Матфея пишет, что избиение младенцев произошло по промыслу Божьему, о чём свидетельствует приводимое у Матфея пророчество Иеремии. По его мнению это было совершено «чтобы обнаружилась злоба Ирода». В отношении же самих жертв Феофилакт пишет:

"Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит или для оставления грехов или для умножения венцев. Так и сии дети больше увенчаны будут".

Почему Господь попустил смерть и мучения неповинных детей? Ведь они не совершили греха и зла? Св. Иоанн Златоуст говорил так: «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным или обездоленным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек твой благодетель?» Несколько медных монет наша земная жизнь, которая рано или поздно кончается смертью, а золото — жизнь вечная. Так, за несколько мгновений страданий и мучений младенцы обрели блаженную вечность, обрели то, чего святые достигали подвигами и трудами всей жизни. Они ушли отсюда, с лица земли, будучи сорванными как бы еще нераспустившимися цветами. Но зато они наследовали себе вечную жизнь в кругу Ангелов.

Никакие страдания не остаются бессмысленными перед Богом. Об этом говорят и многочисленные свидетельства из Священного Писания, и примеры из жизни людей, страдающих в этом мире по тем или иным причинам. Промысл Божий о человеке и мире направляет все ко благу, но не всегда человеческому чувственному пониманию удается осознать увидеть это сразу, в один миг. А иногда и далекие исторические примеры остаются для нас необъяснимыми с точки зрения оправданности страданий.

Страдания и крест это та таинственная дверь, которая ведет нас в Царство Небесное. Господь сказал апостолам: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься... (Мф. 20:23) .

Память 14 тысяч убиенных Вифлеемских младенцев чтит Церковь 11 января. Невинные дети, погубленные по приказу царя Ирода, стали первыми мучениками за Христа. Масштаб этого великого злодеяния, совершенного сразу после рождения Иисуса Христа, ужасает – показывает степень извращенности человеческого мира и его вопиющую потребность в приходе Спасителя.

Однако существует мнение, что 14 тысяч, число прославленных Церковью жертв трагедии в Вифлееме, не соответствует действительности. Согласно исследованиям ученых, 2000 лет назад в этом маленьком городке не могло быть столько младенцев мужского пола в возрасте до двух лет. В то же время в сирийских источниках упоминаются 64 тысячи убиенных в Вифлееме невинных детей, а в ряде западных мартирологов указаны и 144 тысячи младенцев-мучеников.

Как же следует относится к подобной информации, и как воспринимать праздник, в котором возможны некоторые исторические недостоверности? О почитании святых убиенных младенцев Вифлеемских, первых мучеников за Христа – протоиерей Владимир Ровинский , настоятель храмового комплекса Почаевской иконы Божией Матери города Ковель Волынской области.

***

Кровавое звено в противостоянии Бога и человека

За древним преданием, которое Церковь сохранила для нас, о тысячах и тысячах , стоит не желание установить их точное количество, а подчеркнутое напоминание о масштабах борьбы извращенного грехом человечества против Бога.

Вифлеемская трагедия стала далеко не последним кровавым звеном в этом вековом противостоянии надменного, самодовольного, властолюбивого, кровожадного, погибающего в страстях человека и кроткого, смиренного, долготерпеливого и жертвенного Бога, пришедшего в мир спасти людей.

Почтить память Вифлеемских младенцев Церковь предлагает нам через несколько дней после празднования Рождества Христова. Это почитание имеет древние корни. Из сочинений священномучеников Иринея, епископа Лионского (†202) и Киприана, епископа Карфагенского (†258), следует, что уже при их жизни Вифлеемские младенцы повсеместно почитались святыми.

Устное предание о казни младенцев запечатлено в Евангелии от Матфея: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов » ().

Как видим, евангелист не ставит своей целью донести до слушателей точное количество младенцев, которые были принесены в жертву алчности и властолюбию царя Ирода.

Это невозможно. Хотя в Евангелии и акцентируется внимание на избиении «всех младенцев» – и не только в Вифлееме, но и «во всех пределах его».

Помочь увидеть в Иисусе из Назарета обещанного Мессию Христа

Блаженный Иероним Стридонский, подвизавшийся в Вифлееме и занимавшийся там научной деятельностью во второй половине IV века, пишет, что по указу Ирода было убито «много тысяч» младенцев. Евангелист Матфей связывает это убийство, которое произошло уже после Рождества Христова, с длинной чредой попыток уничтожить богоизбранный народ на протяжении всей ветхозаветной истории.

Напомню, что Матфей поставил своей целью помочь иудеям увидеть, в непринятом ими Иисусе из Назарета, обещанного Мессию Христа. Апостол еврейского народа постоянно ссылается на авторитет ветхозаветных пророчеств о Христе. Он связывает в одно целое известные древние пророчества с теми событиями, которым свидетелем был не только он, но и его соплеменники.

Вот и здесь, сразу после повествования об избиении младенцев в Вифлееме, он говорит: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет » (Мф.2:16-18).

Рама, городок расположенный в 12 километрах от Вифлеема, несомненно подпадал под действие указа Ирода. В Раме находится гробница Рахили, жены ветхозаветного патриарха Иакова, который был внуком родоначальника еврейского народа Авраама. В Раме собирали плененных иудеев перед тем, как отвести их в рабство на чужбину. И ветхозаветный пророк Иеремия рисует Рахиль, плачущую даже во гробе о судьбе своего народа.

Наивная ошибка или глубокий символ?

Но мы перед собой поставили вопрос, почему Церковь называет такое неправдоподобно огромное количество казненных в Вифлееме младенцев – 14 тысяч. Что здесь – наивная ошибка или глубокий символ?

Церковное предание, вслед за евангелистом Матфеем, видит в массовом убийстве невинных младенцев из Вифлеема не просто одиночный случай проявлений царского деспотизма, а ставит его в контексте истории падшего человечества страшным звеном в длинном ряду безуспешного богоборчества.

А число «14» действительно символическое. Нам известно, что родословная Спасителя, тем же евангелистом Матфеем, разделена на три чреды по четырнадцать родов: «всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов » ().

Да и Ветхий Завет сыновьями Рахили называет не только рожденных ею Иосифа и Вениамина, но также и внуков - «это сыны Рахили, которые родились у Иакова, всего четырнадцать душ » (). Отсюда и древнее церковное предание, которое через византийскую традицию пришло на Русь и сохранило нам память о 14 тысячах младенцев-мучеников, о которых Рахиль спустя 17 веков после своей кончины плачет как «о детях своих».

Боль за младенцев-мучеников и память об их страданиях не угасает в Церкви. Святые мощи младенцев сохраняются в склепе рядом с Храмом Рождества Христова в Вифлееме. А часть мощей одного из младенцев находится в Дальних пещерах рядом с церковью Рождества Христова. Святые мощи первого мученика за Христа привез в Киев патриарх иерусалимский в 1620 году.

Невинно убиенным младенцам молятся дети и о детях, молятся за рожденных недоношеными и убиенных во чреве. Современная статистика ужасает не меньше древнего злодеяния: сегодня в России, Украине и Белоруссии ежедневно в утробе матери убивают не менее 14 тысяч не рожденных детей.

И, как писал известный греческий архиерей, митрополит Никопольский Мелетий: «Приступающие к убиению во чреве своих детей похожи на Ирода, который уничтожил 14 тысяч младенцев, чтобы никто не смог помешать ему в жизни».

Подготовила Анна Аркуша

Привёл меня к воспоминаниям о картине "Избиение младенцев" Питера Пауэля Рубенса.

Петер Пауль Рубенс.
Избиение невинных (Избиение младенцев), 1609-11.
Холст, масло.
Частное собрание, временно в Национальной галерее, Лондон, Англия.

Рубенс провел годы 1600-1608 годы в Италии и Испании, где он погрузился в мир классического искусства и искусства Ренессанса. После возвращения в Антверпен, вдохновлённый работами старых Мастеров,он пишет серию картин на религиозные и мифологические темы.
В лондонской Национальной галерее выставляется одна из самых дорогих картин в мире - "Избиение невинных", которое описывает известное библейское событие – истребление младенцев царем Иродом.
Сообщается, что картина попала в коллекции музея временно по доброй воле ее владельца медиамагната Дэвида Томсона, купившего ее в 2002 году за 49,5 миллионов фунтов на аукционе.
Руководство музея также рассчитывает на то, что эта работа Рубенса будет доступна широкой публике еще в течение трех лет. Спасибо http://www.nearyou.ru/

Избиение младенцев в Вифлееме
Избиение младенцев в Вифлееме (новозаветные сюжеты в живописи).

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма
разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его,
от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось
решенное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Роме слышен, плач и
рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо
их нет.
(Мф. 2:16-18)

Умерщвленные Иродом невинные младенцы очень рано стали
почитаться как первые мученики за христианскую веру; они были "крещены
кровью" или, как иначе говорили, "запечатлены". В Откровении
Иоанна Богослова читаем: "И я слышал число запечатленных: запечатленных
было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых". Число,
конечно, легендарное. Православная церковь чтит четырнадцать тысяч невинно
убиенных в Вифлееме младенцев, и столько же их как пришедших "от великой
скорби" будет спасено.
Эта евангельская история редко встречается в раннем
христианском искусстве. Но мозаика церкви Санта Мария Маджоре в Риме (V в.) уже
изображает Ирода в нимбе (знак царского величия), сидящего на троне и жестом
правой руки отдающего приказ стоящим возле него воинам умертвить младенцев.
Один из воинов, обращая лицо к Ироду, уже готов приступить к исполнению
приказания. Толпа женщин с распущенными волосами (знак печали) с детьми на
руках ожидает своей участи. Сцена очень спокойная, в духе христианского
искусства V века. Художник не желает изображать кровавую сцену самого избиения,
а даст лишь намек на него.
Совершенно по-другому трактуют этот эпизод художники
Возрождения. Все их внимание и усилия направлены на то, чтобы передать возможно
ярче и драматичнее - порой с леденящими душу подробностями (Маттео диДжованни,
особенно картина 1482 года) - само избиение младенцев и отчаяние их матерей.
Сцена, как правило, происходит в саду дворца Ирода. Воины, вооруженные мечами,
вырывают младенцев из рук сопротивляющихся и горько плачущих матерей. Земля
устлана телами убитых младенцев (Маттео ди Джованни). Часто присутствует сам
Ирод - он наблюдает либо с балкона (Джотто), либо со своего трона,
установленного на возвышении (Маттео ди Джованни).
Убегающая женщина, укрывающая младенца в складках
своего платья, -Елисавета, мать Иоанна Крестителя (Джотто, Рени). Изображая
этот эпизод, художники опирались на рассказ Протоевангелия: "А Елисавета,
услышав, что ищут Иоанна, сына ее, взяла его и пошла на гору. И искала места,
где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: Гора
Бога, впусти мать с сыном. И гора раскрылась и впустила их. И свет светил им, и
Ангел Господень был вместе с ними, охраняя их".
Среди общей сумятицы художники Возрождения нередко
изображают никуда не бегущую, а скорбно сидящую женщину, проливающую слезы над
убитым младенцем (Маттео ди Джованни, картина 1488 г.; Никола Пуссен). Это
образ Рахили, упомянутой Матфеем в цитате из Иеремии. Пророчество, поясняет от
себя евангелист, сбылось. Рама - небольшой городок в пределах колена Вениамина.
Здесь полководец Навуходоносора Навузардан собрал пленных иудеев, чтобы отвести
их в Вавилон. Очевидец этого события пророк Иеремия изображает его как плач
Рахили - праматери отводимых в плен, будто на смерть: "Рахиль плачет о
детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет". Матфей же
видит в этом печальном ветхозаветном событии прообраз события другого,
новозаветного - избиения младенцев Иродом.
Два толкования причины плача Рахили, раскрывающие
глубину трагизма, дает Ефрем Сирии в "Толковании на
Четвероевангелие". Приведем лишь первое. Примечательна уже постановка им вопроса:
"Почему же Рахиль плакала о детях своих, так как их не было, то есть не
было там, чтобы умереть за Христа7" И вот ответ: "Плакала Рахиль
потому, что Искупитель не от детей ее родился, хотя Лия есть образ древнего
народа, а Рахиль - образ церкви". Но "неплодная, - говорит пророк, -
родила, и у оставленной оказалось более детей, чем у имеющей мужа". И
далее Ефрем Сирии рассуждает: "Плачь, Рахиль, но не тем первым рыданием,
каким ты плакала, когда враги (то есть вавилоняне. - A.M.) готовились напасть на
твоих детей; плачь о тех детях, которые брошены на улицах, будучи убиты не
иноплеменниками, а сынами отца их Иакова". Ефрем Сирин имеет в виду,
естественно, что исполнителями зверского распоряжения Ирода, который сам был
идумеянином - неважно, что идумеяне после 130 г. до н. э. приняли иудейство, -
были, конечно, иудеи. Итак, трагизм этого избиения младенцев усугубляется тем,
что совершено оно было их соплеменниками!
Ангелы на картинах с этим сюжетом художников
Возрождения часто держат охапки пальмовых ветвей (Гвидо Рени). Они
предназначены невинно убиенным детям как символ мученической смерти. Пальмовые
ветки в руках детей на картинах с другими сюжетами идентифицируют детей как
умерщвленных в Вифлееме.
Значительное влияние на последующие поколения художников
оказала композиция Рафаэля на этот сюжет, особенно после того как она была
растиражирована в гравюре Маркантонио Раймонди. Это влияние чувствуется в
картинах с этим сюжетом Рубенса, Пуссена, Тинторетто. Последний исполнил этот
сюжет для религиозного братства Сан Рокко, которое под патронатом этого святого
взяло на себя заботу о жертвах чумы. Выбор сюжета для здания братства был
продиктован убежденностью, что невинно убиенные в Вифлееме младенцы сродни
жертвам "черной смерти".
Что касается типологических аспектов избиения
младенцев, то они ярче всего раскрылись в "Библии бедных". Ирод
отсутствует, что, вообще говоря, вытекает из евангельского рассказа: Ирод отдал
приказ в Иерусалиме, а избиение младенцев произошло в Вифлееме. Два воина в
кольчугах мечами закалывают двух детей, справа изображены две их ма-гери,
которые безучастно взирают на происходящее. Притом, что главная сцена по своей
экспрессии довольно слаба, параллели с Ветхим заветом, установленные здесь,
интересны, а некоторые даже уникальны. Здесь изображены пророки и царь Соломон
с корреспондирующими данному событию текстами. Осия: "Поставляли царей
сами, без Меня"; Иеремия: "Голос слышен в Раме, вопль и горькое
рыдание"; Давид: "Отмщение за пролитую кровь рабов Твоих";
Соломон: "Как рыкающий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин
над бедным народом". На правой стороне Гофолия, мать Охозии, стоит в
царской короне и отдает приказание избить всех сыновей царя; палач исполняет
приказание; тут же сестра Охозии с малолетним Иоасом на руках, единственным
спасшимся потомком Давида. Подразумеваемые персонификации таковы: Гофолия
олицетворяет Ирода, Иоас - Иисуса Христа. На левой стороне - Саул, в царском
венце, сидит на троне со скипетром в руке; перед ним Доик убивает священников,
давших Давиду священного хлеба. Символика, очевидно, такова: Саул есть Ирод,
Давид - Христос, священники - дети, умерщвленные Иродом. Нигде в других
картинах западных художников эта аналогия не проводится.
Возвращение из Египта
По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне
является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди
в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и
Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
(Мф. 2:19-21)
Хотя этот сюжет редко встречается в западноевропейской
живописи, о нем тем не менее необходимо сказать для полноты характеристики всей
темы.
Третье явление ангела Иосифу во сне (третий сон
Иосифа), когда Святое семейство пребывало в Египте, в живописи можно отличить
от подобного явления в Вифлееме (второй сон Иосифа) по уточняющим надписям,
вводимым художниками (порой приводится соответствующая цитата из Евангелия).
Еще ряд деталей позволяет легко отличить "возвращение из Египта" от
"бегства в Египет". Так, Мария на картинах с этим сюжетом идет
пешком, а не едет на осле. Далее, значение имеет возраст Иисуса. "Золотая
легенда", из которой многие художники черпали литературную программу,
сообщает, что Святое семейство пробыло в Египте семь лет, и теперь Иисус уже не
младенец, а отрок - он идет самостоятельно, а не находится на руках у Марии.
Возвращение из Египта завершает цикл сюжетов,
повествующих о младенчестве Христа. В них Христос предстает еще бессловесным и
лишь исполняющим волю своих земных родителей. Чудеса, сотворившиеся при этом,
были следствием его воплощения. Мы же по прошествии двух тысячелетий можем
причислить к ним и тот огромный урожай, который собрало мировое изобразительное
искусство, запечатлевшее эти сюжеты.

А. Макапар.

Для подготовки данной работы были использованы материалы
с сайта

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.