Отец Иннокентий, монах-полярник. Житие на Новой Земле

Иннокентий (в миру - Анатолий Иванович Просвирнин, 1940-1994), архимандрит. Отец Иннокентий родился 5 мая 1940 года в Омске в верующей православной семье. С 10-летнего возраста начал прислуживать в Омском кафедральном соборе - был алтарником, а затем иподиаконом сначала у епископа Венедикта (Пляскина; +1976), позже - у епископа Вениамина (Повицкого; +1976). В 1958 году поступил во второй класс Московской духовной семинарии. Через год после поступления Анатолий был призван в армию, служил в зенитных войсках в Азербайджане. После армии он вернулся в семинарию и закончил ее в 1964 году. В 1963 году Председатель Издательского отдела Московского Патриархата епископ Волоколамский Питирим пригласил Анатолия работать в редакцию «Журнала Московской Патриархии», Этой работе будущий священноинок отдал 30 лет. Научные интересы Анатолия окончательно сложились во время его учебы в академии в 1964-1968 годах. Монашество, старчество, миссионерство, церковные архивы, издательская деятельность Церкви, книжность на Руси с древнейших времен. Свою первую научную работу он посвятил Оптиной Введенской пустыни и был удостоен за нее степени кандидата богословия. По окончании академии он был оставлен в Московских духовных школах преподавателем истории Русской Православной Церкви. Одновременно он трудится в «Журнале Московской Патриархии», заведуя в нем отделами проповеди и богословия. В конце 1975 года, уже будучи протоиереем, он был введен в состав редколлегии ежегодного сборника «Богословские труды», а в начале 1977 года назначен заместителем главного редактора по научной работе. 4 февраля 1970 года Анатолий Просвирнин был рукоположен в сан диакона, а 22 февраля того же года, в день празднования обретения мощей святителя Иркутского Иннокентия, - во пресвитера. 22 декабря 1977 года отец Анатолий был пострижен в Троице-Сергиевой Лавре в монашество с именем в честь святителя Московского Иннокентия (+1879). В 1978 году монах Иннокентий был возведен в сан игумена, в 1981-м удостоен сана архимандрита. Помимо «Журнала Московской Патриархии» и «Богословских трудов», он участвовал в работе над многими другими изданиями, отдавая и этой деятельности всего себя, все силы своей души. Отметим прежде всего его участие в подготовке к печати Библии издания 1969 года, а также Нового Завета издания 1976 года. Значителен вклад отца Иннокентия в многотомное издание «Настольная книга священнослужителя», прежде всего - это тома 2-й и 3-й, содержащие Месяцеслов - жития святых Православной Церкви. Особо следует сказать об издании богослужебных Миней (или - месячных Миней), предпринято в связи с 1000-летием Крещения Руси. Отец Иннокентий входил в творческую «Минейную группу»; ему принадлежала инициатива включения служб русским святым в корпус месячных Миней и он сам выполнил всю работу над этими службами. Месячные Минеи по праву можно назвать делом всей жизни отца Иннокентия, но то же определение приложимо и к другой грандиозной его работе - к 10-томной «Иллюстрированной Русской Библии». Работа над этим уникальным изданием, богато иллюстрированным книжными миниатюрами, взятыми из Библейских Книг русской рукописной традиции с Х по XX век, продолжалась 20 лет. При жизни отца Иннокентия свет увидели только два тома - 7-й и 8-й, включающие в себя все Книги Нового Завета. Значительной была доля участия отца Иннокентия в совместном с издательством «Аврора» издании с соответствующим научным сопровождением «Евангелия Апракоса» - «Остромирова Евангелия» и в издании более позднего «Евангелия Апракоса» - «Мстиславова Евангелия». Он был историком Церкви в лучшем смысле этого слова. Отец Иннокентий воспринял идею русской святости, идею особого значения святых в истории Церкви через Василия Осиповича Ключевского, а также митрополита Московского Макария (Булгакова) и архиепископа Харьковского Филарета (Гумилевского), полагавших, что история Церкви - это история ее святости, это история ее святых. Эту идею отец Иннокентий последовательно проводил в Московской духовной семинарии и академии, где он работал преподавателем, а затем доцентом. Диапазон научной и общественной работы отца Иннокентия был весьма широк. Он активно участвовал в деятельности ряда фондов, комитетов, комиссий и, в частности, был членом Археографической комиссии Академии наук СССР (ныне Российская Академия наук.). Его постоянно приглашали на различные конференции, симпозиумы, диспуты как в нашей стране, так и за ее пределами. За заслуги перед Церковью архимандрит Иннокентий был удостоен Священноначалием высоких наград - орденов Святого князя Владимира и Преподобного Сергия Радонежского II степени. Архимандрит Иннокентий был полон творческих планов; к сожалению, многие из них остались не реализованными. Так, не удалось завершить и издать книгу-альбом «Афон» (совместную работу Академии наук и Издательского отдела), «Месяцеслов» архиепископа Казанского и Свияжского Димитрия (Самбикина; +1908), труды митрополита Московского Иннокентия, книгу о вкладе Русской Православной Церкви в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне. Не успел он издать деяния и труды Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов: первые два тома из намеченной серии изданы уже после его смерти Новоспасским монастырем. Он возглавлял работу группы ученых-архивистов над многотомной серией под общим названием «История Русской Православной Церкви в документах региональных архивов России» (аннотированный справочник-указатель). При его жизни вышел из печати только 1-й том этого ценнейшего для историка труда (издание Новоспасского монастыря). Сравнительно недолгое время, два года, отец Иннокентий состоял в братстве Успенского ставропигиального монастыря преподобного Иосифа Волоцкого и занимался там хозяйственными и реставрационно-восстановительными работами. Там же он создал научный центр - «Музей Библии», при котором продолжал активно заниматься издательской деятельностью. Плодом его миссионерского и просветительского служения стало «Международное Волоколамское краеведческое общество», основанное им на базе Иосифо-Волоколамского монастыря. Ежегодно, начиная с 1990 года, в день памяти преподобного Иосифа он проводил научно-богословские конференции, посвященные истории Церкви и русской культуры. Глубина личности отца Иннокентия особенно раскрылась в последний год его жизни после трагедии, которая произошла с ним в Иосифо-Волоколамском монастыре. В ночь на 1 апреля 1993 года в настоятельском корпусе на него напали двое уголовников и, требуя выдать им не существующие «ценности», жестоко избили и, связав, бросили истекающего кровью. Неимоверными усилиями отцу Иннокентию удалось освободиться, однако путь к единственной двери был отрезан грабителями. Не думая о себе, беспокоясь лишь о сохранности церковных реликвий, он выпрыгнул в со второго этажа на бетонную отмостку. Тяжелая травма позвоночника, перелом ноги, бесчисленные раны на теле надолго приковали отца Иннокентия к постели. Отец Иннокентий так и не смог до конца оправиться от серьезного потрясения. Все происшедшее было серьезным испытанием его веры, которое он достойно выдержал. Господь сподобил отца Иннокентия в год его кончины особой милости: он провел некоторое время в древнем Киккском монастыре на Кипре, совершил паломничество в дни праздников Рождества Христова и Богоявления во Святую Землю, молился на Голгофе и у Гроба Господня, побывал на священной горе Синай, в монастыре святой великомученицы Екатерины. Испытания последних лет отнюдь не содействовали укреплению здоровья отца Иннокентия и не прибавляли ему сил. Отчисление из Московских духовных школ, выезд из Водяной башни Троице-Сергиевой лавры, где он создал научно-издательский центр, затем отчисление из самой лавры, жестокое избиение двумя преступниками в Иосифо-Волоцкой обители, отчисление из этой обители... Казалось бы, что инок-труженик мог рассчитывать на поддержку и опору со стороны той организации, которой он отдал тридцать лет своей жизни - Издательского отдела. Увы, и оттуда он был изгнан... В последний год жизни он нашел приют в Новоспасском ставропигиальном монастыре в Москве, ставшем и местом его последнего пристанища и упокоения. Он умер в келье епископа Порфирия (Успенского; +1885), которого считал своим духовным наставником. При жизни отец Иннокентий постоянно был окружен людьми: в Московских Духовных школах это были семинаристы и студенты, в храме или в монастыре - прихожане и братия, в Издательском отделе - посетители. Бывали дни, когда поток посетителей к нему в его редакционный кабинет не прерывался ни на минуту. И он сам многих посещал - близких, друзей, особенно больных и немощных, - как пастырь, как духовный наставник, а иных - как редактор и издатель. После него остались не только его труды, осталась любовь к нему и память о нем в сердцах человеческих. Отец Иннокентий скончался от острого сердечного приступа 12 июля 1994 года, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Ушел в лучший мир священнослужитель, историк, археограф, филолог, редактор и педагог. 14 июля в том же монастыре состоялся чин погребения почившего. Его отпевание было совершено наместником монастыря архимандритом Алексием. Проститься с почившим к началу Божественной литургии в обитель прибыл ее Священноахимандрит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексия II. Проститься с ним пришло множество людей, которым он был по-настоящему дорог. Могила отца Иннокентия находится напротив алтарной абсиды Спасского собора, ее ныне видит всякий входящий в монастырь.

Сигурд Шмидт

ПАМЯТИ АРХИМАНДРИТА ИННОКЕНТИЯ (ПРОСВИРНИНА)

Оп.: Отечественные архивы», 1994, 6, с.117-120.

12 июля 1994 г. скоропостижно скончался архимандрит Иннокентий (в миру Анатолий Иванович Просвирнин). Кончина этого видного церковного деятеля - тяжелая утрата и для наших гуманитарных наук, отечественной культуры. Хотя сам отец Иннокентий более всего ощущал себя священнослужителем и был одним из самых почитаемых в Москве духовных пастырей, его в нашей стране и за рубежом признавали как выдающегося знатока, исследователя и публикатора памятников письменности, историка культуры и историографа отечественной археографии. Архимандрит Иннокентий казался воплощением живой творческой связи современных гуманитарных наук с маги­стральными двухвековыми традициями изучения памятников истории и культуры нашего Отечества, восходящими к Евгению Болховитинову и его младшим современникам.

Отец Иннокентий родился 5 мая 1940 г. в Омске в трудовой семье, мальчиком начал служить в церкви алтарником.

В Сибири, не знавшей унижений крепостничества, особенно долго сохранялись корневые основы нашей культуры. Там сберегали - и не только в старообрядческой среде - древние рукописи и иконы, старопечатные книги, фольклорные обычаи, необходимые и для строения новой жизни. Академик М. Н. Тихомиров был убежден в этом в начале 1960-х годов, когда предложил программу организации археографического обследования Зауралья и передал в дар Сибирскому отделению Академии наук свою бесценную коллекцию рукописей, старопечатных книг и икон - «Тихомировское собрание». Деятельность ученых последующих десятилетий - тому подтверждение. Произошло то, что характеризуют ныне как «археографическое открытие Сибири» и чему посвящена уже большая литература.

Анатолий Иванович с особой теплотой, возвращаясь мыслью к Сибири, говорил о людях, преданиях, природе родного края и при получении монашеского сана в 1977 г. принял имя Иннокентия в память знаменитого апостола Америки и Сибири, сибиряка родом, умершего в 1879 г.

Жизненный путь архимандрита Иннокентия - ученого и общественного деятеля - отличают редкостная духовная целеустремленность, просветительская направленность. Глубоко верующий человек, молитвенник, постоянный читатель священных книг, он, однако, не уклонялся от обычных условий жизни гражданина советского государства, не навязывал свои воззрения окружающим и не противопоставлял им себя: учился в школе-десятилетке, служил в армии и не сразу по окончании Московской духовной семинарии принял монашеский сан. Вероятно, все это помогало ему обрести опыт разностороннего знания жизни и овладения современной духовной и материальной культурой, а затем и новейшей технологией, используемой в науке,- он был первоклассным фотографом, одним из первых среди отечественных историков освоил практику научной работы с помощью микрофиш и стал их убежденным пропагандистом. Он обладал счастливым даром находить Учителей и учиться у них - воспринимал так не только тех, с кем непосредственно общался, беседовал или чей жизненный подвиг созерцал воочию, но и тогда, когда мог познакомиться лишь с их нравственным и научным наследием.

С 1963 г. жизнь А. И. Просвирника почти три десятилетия была связана с издательским отделом Московского "Патриархата, с 1978 г.- он заместитель главного редактора «Журнала Московской Патриархии»; его усилия во многом обеспечили выход в свет таких изданий, как многотомная «Настольная книга священнослужителя», двенадцать книг Служебных миней.

По окончании в 1968 г. Московской духовной академии он преподавал в семинарии, а затем и в самой академии. Свою диссертацию посвятил старчеству Оптиной пустыни; в лекционном курсе по истории Русской православной церкви охватывал путь ее развития вплоть до новейшего времени. Эти занятия нашли отражение в исследованиях и просве­тительски-популярных статьях (археографического, источниковедческого, историографиче­ского, библиографического жанров) о подвижниках православия, его историках. Особенно много работ ученого опубликовано в «Журнале Московской Патриархии».

В последние годы, уйдя (по существу, вынужденно) на покой, отец Иннокентий нашел приют в Новоспасском монастыре в Москве, где наместник архимандрит Алексий (Фролов) предоставил ему возможность жить в келье глубоко им почитаемого выдающегося археографа епископа Порфирия Успенского. Отец Иннокентий и скончался в монастыре. Там с ним прощались патриарх Всея Руси Алексий II, многие священнослужители, ученые, провожавшие светлой души человека. Большой деревянный крест на могиле почившего - перед входом в храм.

А. И. Просвирнин рано зарекомендовал себя знатоком материалов наших рукописных хранилищ. Причем внимание его привлекли не только рукописи старинных памятников письменности, но и неопубликованное научное наследие археографов и историков пра­вославия. И уже по одному тому он оказался вовлеченным в направляемую Археографиче­ской комиссией Академии наук работу по подготовке сводных каталогов славяно-русских рукописных книг и личных фондов отечественных историков.

Отец Иннокентий понимал как велико и нравственное, и научное значение совместных ра­бот ученых духовного сана и других исследователей «традиционной культуры». Этим тер­мином тогда обозначали изучение памятников религиозного содержания и происхождения (особенно нового времени). Но ему чужда была навязчивость. Отличавшийся всегда большим тактом, Анатолий Иванович даже во внешних проявлениях своего поведения считался с воззрением, воспитанием, привычками других (долгое время на заседания Археографической комиссии он приходил в цивильном темном костюме), думал о том, чтобы не поставить в " неудобное положение перед бдительным начальством тех, кто шел на сближение с ним, чувствовал высоту его помыслов. Ведь партийные установки даже в середине 1980-х годов определяли во многом лица, приближенные к власти значительно раньше и приученные к тому, что «одним из постулатов партийно-государственной догматики является атеизм. Даже в последние годы жизни Сталина, когда публично и организованно выступали преимущественно против космополитизма (т. е. действовали в духе откровенного антисемитизма), опасным для жизни оказывалось и соблюдение религиозной обрядности православия (на истфаке МГУ довели из-за этого до самоубийства в 1949 г. члена партии Ирину Львовну Перельман, талантливую ученицу академика Б. Д. Грекова, мою однокурсницу).

Человек высокой нравственной культуры, Анатолий Иванович с уважением относился и к тем, кто не придерживался религиозных взглядов, ценил в людях добросовестность, профессионализм, внимание к другим.

Архимандрит Иннокентий, пожалуй, первым из наших священнослужителей стал деятельно участвовать в научных начинаниях (конференциях, изданиях) Академии наук и государственных хранилищ - архивов, библиотек, музеев. Много содействовал он и тому, чтобы участие сотрудников таких учреждений стало заметным в научных работах, возглавляемых Московским Патриархатом, и чтобы об этой стороне деятельности священнослужителей был более осведомлен широкий читатель.

В рассчитанной на такого читателя богато иллюстрированной подарочного типа книге-альбоме «Троице-Сергиева Лавра» (М., 1985) не только «страницы истории» с запоминающимися подробностями и умело подобранными текстами о первом столетии существования обители, основанной Сергием Радонежским,- об его «умении видеть талант» своих учеников и развить его, о присущем им всем «высоком уровне культурной, духовной зрело-сти, но и впервые после долгих лет молчания вводимые в обиход сведения о дальнейшей истории монастыря, его роли в развитии науки и культуры в XVIII-XX вв. В книге подробные очерки «Литургическая жизнь», «Общественное служение в Лавре послевоенных лет», с особо выделенными данными об академии и семинарии, церковно-археологическом кабинете. Велико самостоятельное значение и библиографического приложения. В статье «Тысячелетие русской книжности» в популярном историко-биографическом альманахе «Прометей» (1990. Т. 16), опирающейся на археографический опыт отечественной науки, умело нарисована картина истории и самой книжности, и ее изучения, особенно в последние десятилетия. Отец Иннокентий был неутомим в стремлении сделать достоянием многих сокровища и нашей старинной письменности, и документы по истории церкви нового времени, и материалы научных трудов предшественников в этих областях знания. Не все его инициативы оказались осуществленными или достигли определенной степени завершенности; не всегда находились помощники, нередко при реализации таких намерений не упоминались его заслуги, а то и имя зачинателя. Можно полагать, что это причиняло ему душевную боль. Но ученый был далек от суетного славолюбия и так богат новыми идеями, что не цеплялся за мысль о своем приоритете. И сумел осуществить все-таки удивительно много.

Последовательно выявлялось неизданное рукописное наследие историков церкви и исследователей религиозной литературы, причем обращалось особое внимание на их научно-методические заветы, составлялись библиографические перечни трудов. Подготовлены статьи о Евгении Болховитинове, Леониде Кавелине, Порфирии Успенском, К. И. Невоструеве и других - усилиями отца Иннокентия возвращены имена, выключавшиеся более 50 лет из историографии отечественной науки. По его почину сделаны микрофильмы всех листов Лицевого летописного свода времени Ивана Грозного (разные тома которого находятся в разных хранилищах) и предоставлены в распоряжение крупнейших хранилищ Москвы, С.-Петербурга, Новосибирска. Как это важно для сравнительного изучения миниатюр разных рукописных книг и системы редактирования текста! Один из таких «ларцев» с микрофильмами меня просили поднести в дар от издательского отдела Патриархата академику Дмитрию Сергеевичу Лихачеву в день празднования его 80-летия. Сейчас он в Пушкинском доме.

Архимандрит Иннокентий - автор «Библейского проекта». Под его руководством готовили десятитомное научное издание (иллюстрированное) Русской библии. Это факсимильное воспроизведение Геннадиевской библии конца XV в., сопровожденное синодальным русским переводом и иллюстрациями (прежде всего миниатюрами лицевых рукописей). Успели издать два тома - «Новый завет». К составлению научного сопровождения (в последнем томе) - статей, комментариев - привлекли многих специалистов.

Отец Иннокентий составил библиографию «Афон и Русская Церковь», изучал историю Афонского подворья в России, ознакомился с памятниками Афона на месте, и, наконец, стал инициатором организации поездки туда руководимой им группы ученых осенью 1983 г. Так была восстановлена отечественная традиция изучения на месте памятников Афона. Это был первый опыт организации совместной научной экспедиции сотрудников церковных и светских учреждений. Мне, как председателю Археографической комиссии, предложили вести переговоры с греческой стороной. Много внимания уделял этому и академик-секретарь Отделения истории АН С.Л. Тихвинский. Во время неоднократных встреч с иерархами, руководителями научных и иных учреждений России и Греции можно было убедиться, с каким уважением относились к отцу Иннокентию и как исследователю, и как организатору науки, и, пожалуй, как к дипломату. В результате продуманно подготовленной экспедиции, с предварительным копированием ранее составленных описаний памятников культуры, представление о них и расширилось, и уточнилось. Уже в декабре участники экспедиции докладывали о ее результатах на заседании Археографической комиссии . В феврале 1984 г. микрофильмы, фото- и ксерокопии рукописей Пантелеймонова монастыря с аналитическими пометами передали в Библиотеку Академии наук для дальнейшей научной обработки и изучения более широким кругом ученых. А в марте 1985 г. архимандрит Иннокентий выступил с докладом об этом на Международной конференции по изучению памятников средневековой книжности в Ленинграде, организованной с участием Комиссии рукописей СИБАЛ .

Археографический ежегодник за 1983 год. М., 1985. С. 333-336.

Шмидт С. О. Международная конференция по изучению средневековой книжности // Вестник Академии наук СССР. 1985. № 12.С. 66.

Естественным казалось предложить кандидатуру А. И. Просвирнина в состав Археографической комиссии при очередном переутверждении состава ее членов. Списки членов научно-проблемных советов Академии наук в области общественных наук утверждались тогда в ЦК КПСС, и лиц, получивших ученую степень за труды в области богословия, не принято было включать в их состав. И только благодаря благожелательному доверию к деятельности Археографической комиссии нашего куратора Д. В. Кузнецова случилось так, что священнослужитель стал членом одного из академических научно-проблемных советов.

Ученый - инициатор работы и по выявлению и переводу на микрофиши рукописей с творениями и жизнеописаниями всех подвижников Русской православной церкви. А в статье «Русская патристика (постановка вопроса)» в сборнике в честь Н. Н. Покровского он обосновывает мысль, что к патристике следовало бы относить и творения русских «отцов», которые «прежде всего добрые люди нашей земли». Он определяет, указывая на наследие археографов Н. К. Никольского и С. И. Смирнова, источники составления самостоятельного Месяцеслова русских святых (около 1000 имен), с которыми связаны те или иные оригинальные или переводные русские источники. Амплитуда его непосредственной научно-публикаторской деятельности очень велика - от издания древнейших рукописных книг священного содержания до «Деяний Поместного собора Российской православной церкви 1917-1918 гг.».

Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма. Новосибирск. 1990.С. 183-189.

Отец Иннокентий много способствовал укреплению взаимосвязей с зарубежными учеными, изучающими памятники славянской письменности, исследователями культуры Балканского полуострова и Ближнего Востока. Установил контакты с православными людьми Северной Америки и с теми, кого интересуют история русских поселений там и поддержание памяти об Иннокентии (Вениаминове). Ученый выступал с докладами на съездах и конференциях славистов, византинистов, участвовал в международных совещаниях по вопросам библеистики, описания рукописей.

Под его руководством подготовлено (преимущественно на основании уже имеющихся справочников) первое издание информационного типа, обобщающее сведения о храня­щихся в архивах материалах по истории Русской православной церкви. О подготовке и издании аннотированного справочника-указателя «История Русской Православной Церкви в документах региональных архивов России» (М., 1993) наш журнал, придавая этому большое значение, сообщал в 1994 г. уже дважды . Запланировано - тоже в основном силами сотрудников ВНИИДАД - издание аналогичных справочников по материалам федеральных архивов, музеев, библиотек. Осуществление этого замысла станет и добрым напоминанием о заслугах неутомимого археографа.

Романова С. Н. О работе над справочником «История Русской Православной Церкви в документах» // Отечественные архивы. 1994. №1. С.93-96; Старостин Е. В. История Русской Православной Церкви в документах региональных архивов России [Рец.] // Там же. № 5. С.126-127.

Особое внимание отец Иннокентий уделял развитию краеведения, причем отнюдь не огра­ничивался той его областью, которую столетие назад определяли как церковную архео­логию. Активно проявил себя в сферах и научной, и просветительской, и по охране памят­ников истории и культуры. Мне довелось быть свидетелем вызывавших живой интерес докладов ученого на конференциях по историческому краеведению (в Пензе), по уникальным территориям (в Симферополе) и убеждаться в том, какое сильное и благотворное впечатление оставляли его, ставшие регулярными, лекции преподавателям истории в средней школе, съезжавшимся в Москву для повышения квалификации. Эти выступления содержали и самоценный нравственный заряд воспитания историей и сообщали важную источниковедческую и библиографическую информацию, знакомя попутно с приемами ее получения. В неменьшей мере то же проявлялось и в его докладах в аудиториях работников архивов, музеев. Всем запомнилось вдохновенное слово на конференции «Личные фонды и коллекции - источник сохранения национальной памяти России» (12 апреля 1994 г.). А сколько глубокой признательности за многолетнее содействие его работе ощущалось в выступлении на научных чтениях к 100-летию со дня рождения выдающегося нашего археографа А. В. Щепкиной в Музее-доме Романовых (20 марта 1994 г.).

В отце Иннокентие было то, что можно было бы назвать рублевским началом. Писание икон, как и «литературный труд, был особой формой молитвы». Эти проникновенные слова Д. С. Лихачева отец Иннокентий не раз приводит в своих печатных работах. Думается, что и для него самого археографическая работа была тоже особой формой молитвы. Служение просвещению, науке для человека его склада было неотделимо от Служения Богу,

Известно, что великое видится на расстоянии. И можно полагать, что в грядущие времена станут еще заметнее роль отца Иннокентия в становлении плодотворного научного сотрудничества священнослужителей и ученых, работающих в государственных учреждениях, и значение его новаторских достижений в области археографии; и имя архимандрита Иннокентия (Просвирнина) закрепится в ряду славных имен подвижников отечественного просвещения.

Есть в Ледовитом океане загадочный остров — Новая Земля. От Архангельска до него 1200 километров в сторону Северного полюса. И живут там люди, по отношению к которым мы — избалованные теплом и природными щедротами южане. Именно здесь, в самой северной точке Архангельской области, существует самый северный русский православный храм во имя Святителя Николая, настоятелем которого уже более 5 лет является игумен Иннокентий (Русских).

Средняя летняя температура там +3, снег стаивает к концу июня, обнажая мхово-лишайниковую серо-бурую пустыню. Талая вода скапливается в озерца, деревьев нет совсем. А зимой — бескрайняя снежность, белизна, от которой, как утверждает наука, "голодают" глаза. Про Новую Землю известно не так много: до последнего времени она была покрыта завесой секретности. Ядерный полигон, закрытая военная зона. Проживают там военные с семьями. Коренного населения нет: ненцы жили здесь до создания полигона, а потом, в 50-х годах прошлого века, всех выселили. Именно здесь, в самой северной точке Архангельской области, существует православный храм во имя Святителя Николая, настоятелем которого уже более 5 лет является игумен Иннокентий (Русских). "Как можно было добровольно поехать в эту северную даль?" - спрашивают у молодого священнослужителя. "Но кому-то же нужно было ехать!" - спокойно отвечает отец Иннокентий.

Когда-то, в конце XIX века, на Новой Земле был храм, тоже Свято-Никольский, в котором подвизались миссионеры — монахи православного Николо-Карельского монастыря. Старая деревянная церковь и сейчас существует на берегу Белушьей губы, в километре от нынешнего поселка. Строение было собрано в Архангельске и перевезено на этот остров в Ледовитом океане. Прихожанами были ненцы. Более семи лет назад командование и жители поселка Белушья губа попросили епископа Архангельского и Холмогорского Тихона прислать священника. А в феврале 1999 года в военном городке Белушья губа появился отец Иннокентий. По причине постоянной неблагоприятной погоды было решено церковь устроить в самом поселке, для этого выделили большое помещение, первый этаж в жилом доме — бывшее кафе. И потекла жизнь приходского священника...

На "большой земле" отец Иннокентий бывает редко, в основном в учебном отпуске (священник заочно получает образование в духовном учебном заведении). По словам отца Иннокентия, постоянный приход новоземельского храма — человек пятнадцать, это 1% от всего населения военного городка. В основном женщины. Община собралась довольно быстро, и тех, кто есть, можно назвать активными и воцерковленными прихожанами. Они часто исповедуются и причащаются, соборуются, соблюдают посты, читают духовную литературу. По многим вопросам обращаются к батюшке за советом, и проблемы решаются совместно. Сам священник посещает воинские части — присутствует при присягах, проводит беседы, освящает помещения. Хороших знакомых среди местного населения у отца Иннокентия много, в основном это офицеры. Общается с жителями священник и по местному телевидению, регулярно выступает с проповедями. Это оптимальный вариант для просвещения, потому что воскресная школа для детей, как показал опыт, тут существовать не может. Во время учебного года по выходным дети привыкли сидеть дома: обычно погода очень плохая, и на улицу выйти никого не заставишь. И вообще в поселке особо ходить некуда, люди привыкают к малоподвижному образу жизни.

Отец Иннокентий — монах. Привычнее, когда монашествующий живет в стенах монастыря, среди братии, под началом настоятеля. Тут — совсем другая ситуация. Отец Иннокентий пришел в Соловецкий монастырь в довольно юном возрасте, исполнял послушание на клиросе, был пострижен в монахи. Потом служил в архангельской церкви Всех Святых, пока не вызвался поехать на Новую Землю. Сейчас батюшка живет один, в обычной квартире. Чтобы совсем не потерять физическое здоровье, занимается спортом: ходит в тренажерный зал, бассейн, потому что физические нагрузки в этом климате и при малоподвижном образе жизни просто необходимы. Кроме того, отец Иннокентий постоянно учится, готовится к сессиям в духовной семинарии. Часто проводит спевки со своим хором (петь этот священник очень любит).

Отец Иннокентий осознает, что делает важное дело. Конечно, жизнь и священническое служение за Полярным кругом — это жертва, но ведь каждый человек должен жертвовать чем-то. Главное, что теперь в той отдаленной точке появился православный приход, проходят богослужения, возносится молитва. Люди тут уже привыкли к церкви, и без нее им было бы тяжело. А послушание монаха Иннокентия — это делание обычного приходского священника и миссионера, на которое накладываются тяготы и особенности северного острова Новая Земля.

(литературно-биографический очерк)

Иван Евсеевич Вениаминов (1797 – 1879) – русский этнограф, естествопытатель, миссионер, около пятнадцати лет живший среди алеутов, иных племён Русской Америки (с 1824-го по 1839-й) – заслужил искреннюю любовь местного населения на поистине огромных просторах.

Один из английских путешественников невольно выразил восхищение православным подвижником (несмотря на то, что Россия и Англия конкурировали на международной арене, что в середине 19-го века привело к вооружённому противостоянию, которое завершилось на Тихом океане полным разгромом вражеской эскадры защитниками Петропавловска-Камчатского, в результате чего, не перенеся позора, застрелился адмирал Прайс), сообщив современникам, что епархия Иннокентия – самая обширная в мире. В неё входил весь север Тихого океана (громадный регион!) с Беринговым и Охотским морями, со множеством островов, а также ВСЯ Аляска, Охотское побережье, Камчатка, Чукотский полуостров и Курильские острова.

Автор ценнейшей монографии об Алеутских островах, первой научной грамматики алеутского языка, множества статей, Иван Евсеевич оставил научную деятельность в 43 года, став епископом камчатским, курильским и алеутским, приняв имя Иннокентий (с 1868 года он – митрополит Московский).
В историческом романе «Капитан Невельской» русский писатель Николай Задорнов так сказал об архиепископе Иннокентии*:
«Это был знаменитый миссионер… плотный, рослый, с суровым и даже жёстким выражением круглого, тучного лица, с пушистой окладистой бородой; глаза у него маленькие и колючие, губы тонкие, спина широкая, крепкие руки.
Сибиряк, родом из-под Иркутска, из «простых», мужик в рясе, смолоду уехавший на Аляску и пробивший себе дорогу в люди крещением индейцев, Иннокентий изучал языки народов, среди которых проповедовал, составил словарь и грамматику алеутского языка. Он был и слесарь, и столяр, и плотник, уважение индейцев и алеутов заслуживал тем, что СНАЧАЛА учил их ремёслам, а уж потом крестил.
Путешествуя с острова на остров, Иннокентий привык к морю. Зная хорошо математику и астрономию, он изучил и навигацию, и парусное дело.
Однажды, при переходе через океан из одной части своей епархии в другую, Иннокентий попал в сильный шторм. Погиб шкипер. Иннокентий взял на себя управление судном, командовал матросами и благополучно привёл корабль на Курильские острова.
Но за последние годы дела в колониях сильно не нравились Иннокентию. Всё чаще приезжали сюда служащие, не подходившие под благословение православных священников. Почти вся администрация Компании**… /не была православной/
Засилие немцев епископ чувствовал всюду. Он видел, к чему идёт Компания… Он видел, что колониям нет внимания, промыслы не расширяются, как следовало бы, земли не заселяются… Он лишь смутно догадывался, что в Петербурге НЕ ХОТЯТ развития РУССКИХ земель в Америке. Всё это было так неприятно Иннокентию, что на старости лет он хотел уехать с Аляски...
Ему радостно было видеть, что новый генерал-губернатор почтителен и радушен. Иннокентий сразу почувствовал в нём своего союзника…»
О губернаторе Муравьёве несколько слов скажем в следующем очерке – тем более, что тема его перекликается с мощной фразой, которая появляется в упомянутом историческом романе:
«Амур решит тут всё…»

Архиепископ Иннокентий понимал важное значение громаднейшего Тихоокеанского региона для России – возможно, более важное, чем запечатлённое в веках и в бронзе действо Петра Первого, который «прорубил окно в Европу» на тесной и мелкой по сравнению с Тихим океаном Балтике. Здесь, на Дальнем Востоке России, распахивалось не просто окно – готовились распахнуться двери в Азию, обе Америки, в Австралию, не говоря уже о морском пути в Африку, и к тысячам островов Океании, Индонезии, к Новой Зеландии... Целый мир открывался здесь для народов России.
И тем больнее Иннокентию было осознавать, что, по-видимому, власть во «святом граде Петра» захватили иноземцы. Действительно, реальная власть находилась тогда не столько у российского монарха, сколько у немца – канцлера Нессельроде – и мощнейшей чиновничьей верхушки, тяжеловесного, косного и неповоротливого бюрократического аппарата империи, в недрах которого глохло и умирало почти любое живое прогрессивное начинание. А ключевые посты в различных ведомствах (научном, военном, а также иных) занимали далеко не православные люди.
Кроме того, Нессельроде, по современным меркам, фактически шпионил в пользу извечного врага России – в пользу Англии – выстраивая всю внешнюю политику империи «в европейском русле», и стараясь ни малейшим образом не затрагивать интересы англичан в Китае и на островах Тихого океана, словно заранее «сдавая» позиции России (подобных предательств ещё много будет на Руси, потеря Аляски в ряду сем горьком далеко не самая горькая трагедия) и оправдываясь необходимостью соблюдать некий «баланс» на международной арене.
Впрочем, это уже тема для иного, отдельного историко-политического исследования.
Имя же отца Иннокентия осталось запечатлённым не только в церковных книгах, но и в названиях населённых пунктов Дальнего Востока.
Память о православных подвижниках не должна умирать!

* отрывок дан в сокращениях
** Российско-американская Компания, власть которой распространялась на всю Русскую Америку.
Русская Америка – так именовали русские поселения на побережье Северной Америки (преимущественно Калифорния и Аляска), острове Кадьяк и на Алеутских островах, возникшие после открытия экспедицией Беринга и Чирикова (1741-й год) мест, богатых пушным зверем. Необходимость снабжать поселения продовольствием из России породила эпоху русских кругосветных путешествий и великих географических открытий 19-го века.

"... Это было на Фоминой неделе. Так получилось, что я переступил порог квартиры №9 по ул. Строительная 41, когда собрание было в самом разгаре и сопровождалось зажигательными песнями под гитару.

С людьми, в этот момент, происходило, что-то невообразимое - одни плакали, другие смеялись, третьи стояли на коленях и что-то бормотали. Но самое страшное – среди них были подростки и дети, психика которых подвергалась явному разрушительному влиянию общего психоза, который они выдают за действие Святого Духа!

В конце богослужения Вьюнов Валентин Васильевич произнес заключительную молитву, видимо под воздействием нисшедшего в этот момент на него Святого Духа: «слава Тебе Иисус, что Ты нас всех собрал здесь! Спасибо Тебе, что Ты есть!»

Далее звучали просьбы за больных, и каждое прошение сопровождалось восторженным «аллилуйя!». Но вот, по видимому, словарный запас пастора иссяк и он закончил молитву словами: «Аллилуйя, спасибо тебе Иисус, что ты есть! Спасибо тебе, спасибо тебе Иисус…Короче… Спасибо тебе, что ты нас всех спас, Иисус!».

Количество адептов полного Евангелия в мире составляет около 600 тысяч человек, они проживают по всей Европе, в США, и других странах. В Россию это движение пришло через шведскую организацию «Слово жизни».

Видимо для конспирации, в других регионах эта религиозная организация помимо названия «Церковь Полного Евангелия» именует себя как «Слово жизни Интернейшнл», «Теология процветания», «Движение веры», «Новое поколение», «Источник жизни», «Живая вода», «Церковь прославления», «Церковь Завета», «Часовня на Голгофе».

Численность последователей этой секты в России оценивается в 20 тысяч человек. Общины полноевангельцев имеются в Москве, Петербурге, Тюмени, Н. Новгороде, Сургуте, Екатеринбурге, Петропавловск – Камчатском и др. городах.

Религиозные организации секты «Церковь полного Евангелия» включены в список деструктивных тоталитарных культов, представляющих значительную опасность для общества и государства. И не смотря на это, в Оссоре члены данной секты работают в районной администрации (Апполон Олег Петрович) в детском саду и других государственных учреждениях, включая образовательные.

К примеру, районный Дом культуры на сегодняшний день представляет из себя настоящий сектантский цветник, где методистом работает адепт этой секты Апполон Мария Николаевна и Чечулина Любовь Артуровна , которая как всем известно ведет кружок современного танца «Новое поколение» (обратите внимание, название секции совпадает с одним из официальных наименований секты) и по свидетельству очевидцев неоднократно приводила детей из танцевальной группы «попеть» на собрание секты.

"Сектантки " из "Нового поколения"

В феврале этого года руководитель Краевого отделения секты «Церковь Полного Евангелия» Попроцкий Анатолий Онуфриевич привозил в Оссору делегацию миссионеров г-на Шорохова, г-на Берестнева и Полекова Николая (украинца по происхождению, гражданина США), которые проехав всю территорию Карагинского района посетили в т. ч. и оленеводческие звенья, вели с местным населением беседы в том числе и русофобского характера.

После чего Оссорское отделение секты, которое, кстати, не имеет официальной регистрации в Оссоре, получило финансирование от «американской группы» на строительство храмового комплекса по улице Лукашевского (между домами 38, 42), на участке площадью 900 кв., где, в скором времени, благодаря американцам, начнется стройка. И если это все таки произойдет, то культовое здание тоталитарной секты будет стоять в непосредственной близости от места, где в скором времени появится новое здание Оссорской средней школы.

Сектанты «Церкви Полного Евангелия», согласно идеологии данного деструктивного культа, считают что, люди, не придерживающиеся взглядов их секты, находятся под влиянием дьявола. К другим религиям адепты полного Евангелия относятся резко негативно. Зафиксированы случаи призыва, со стороны лидеров данной секты, к физической расправе над инаковерующими.

Всем известный депутат МО ГП «поселок Оссора» Романюк Виктор Васильевич, будучи связан родственными узами с адептами «Церкви Полного Евангелия» в своем блоге на сайте «Экспресс-Камчатка» (http://express-kamchatka.com) ведет не только пропаганду данного деструктивного культа, в его статьях прослеживаются ноты по разжиганию межрелигиозной розни.

В публикациях он всегда положительно характеризует деятельность секты, в сторону же Православных допускает обороты речи, оскорбляющие чувства верующих христиан традиционной для Росси религии. Кроме того в статье «Ощущение такое, что это ни какая не Оссора, а Балтимор или Чикаго », опубликованной на Пасхальной седмице Романюк угрожает физической расправой православным:
«Уж лучше пусть оссорские протестанты на гитаре играют, и песни об Иисусе поют, чем как в Северной Ирландии протестанты «крошат» католиков из автоматов. Однозначно!» ДЕПУТАТ.

Если учесть, что пение у сектантов является одной из форм пропаганды, то этими словами он заявляет, что если мы будем мешать сектантской проповеди, нас ждет та же участь, что и католиков в Ирландии?!

Таким же образом вели себя и адепты «Аум-Сенрике» устроившие в середине 90-х гг. кровавый теракт в Токийском метро. В свое время на них в России то же не обращали внимание. Поют, пляшут. Их лидер даже был удостоен аудиенции Горбачева М.С. И какой результат? Погибли люди, тысячи остались без родных и близких.

Не исключено, что и через наших наивных односельчан действуют враждебные для России силы. Подкупая деньгами и различными подарками проводят свою разрушительную идеологическую политику на пограничной территории. Если и дальше так пойдет, то в скором времени сектанты, заняв ключевые посты в структурах исполнительной и законодательной власти без зазрения совести с радостью сдадут нашу Родину своим Зарубежным братьям и сестрам по вере!"


======================================
Ответы "сектантов" попу-разведчику:

"Почему Оссорскому Православному Попу накануне выборов Губернатора Камчатского края вдруг стали мерещится предатели России именно среди членов Оссорской Церкви Полного Евангелия?"

"Не сектантка я , когда это, наконец, поймет Православный Священник Иеромонах Иннокентий? Я – Христианка, прихожанка Оссорской Церкви Полного Евангелия и я этим горжусь"

"А зачем России ФСБ когда есть РПЦ!!! Выявлять врагов, готовых «сдать нашу Родину», Православные Попы могут намного эффективнее, чем кадровые контрразведчики"

Православный Поп при молчаливой поддержке муниципальных властей организуют гонения на инакомыслящих в Карагинском муниципальном районе"

"Разбушевавшегося» Оссорского Православного Попа Иеромонаха Иннокентия сможет успокоить только один человек в России. И этот человек - Олег Николаевич Кожемяко. Ему, Спасителю нашему челом бьем и нижайше просим - заступись!!!"

P.S.
Иеромонаху Иннокентию, прежде чем высматривать сучок в газу ближнего, надо бы оборотиться на себя и на собственную церковь. Пастыри какой церкви нажираются водкой и давят людей? В какой церкви то и дело случаются гомосексуальные скандалы, а "голубое лобби" этой церкви стало уже притчей во языцех? Может иеромонах Иннокентий про священников педофилов вспомнит? В какой церкви служителей осуждают за растление малолетних? Да, эта церковь пытается заминать скандалы вокруг аморальных поступков и преступлений своих служителей. Дела батюшек тормозятся в судах, чудесным образом пропадают доказательства преступлений святых отцов, например исчезают записи с видеорегистраторов. Или же проштрафившегося попа ссылают с глаз подальше в какую-нибудь глухомань, к примеру - из Белгорода на Камчатку.

могила иеросхимонаха Иннокентия

Похоронен за апсидой Тихвинской церкви. На его оградке прикреплена табличка с цитатой из батюшкиных заповедей пастве:

«Умудряйтесь. Не скорбите прежде времени, предавайтесь воле Божией и просите помощи
у Господа».

иеросхимонах
Иннокентий (Орешкин Иван Игнатьевич)
Год рождения 1869
Место рождения Калужская губ., Боровский у., Рождественская вол., д.Ерюхино

Иеросхимонах Иннокентий - духовный сын старца Германа, духовник Зосимовой пустыни, помощник иеросхимонаха Алексия в деле старческого окормления. Одна из его духовных дочерей - Анна - жаловалась, что ей не хочется утром подниматься с постели, - так бы все и лежала. Отец Иннокентий ответил ей: «Грех спать, когда люди молятся. Когда трудно вставать, скажи себе: «Анна, Господь и Бог мой зовет меня к себе на беседу». С тех пор Анна стала по-другому относиться ко сну. Рекомендуя Иннокентия его будущим подначальным, старец Алексей писал: «Он хороший монах, смиренный, рассудительный и умеет себя держать в вашем круге. По-моему, он для вас подходящий руководитель».

После закрытия пустыни Иннокентий жил в Московской области, окормляя монахинь московского женского Алексеевского монастыря, который был закрыт в 1922 г. Со всей страны к нему писали или приезжали спросить совета и получить благословение. Он всем отвечал, всех принимал, никому не отказывая. С 1934 по 1937 гг. находился в ссылке в Оренбурге.

Многие, знавшие отца Иннокентия, отмечали его дар пророчества. Некоторые откровения батюшки сбылись спустя многие годы после его смерти. Так, сразу после победы в Великой Отечественной войне, отец Иннокентий предсказал, что все завоевания, все успехи, стоившие русскому народу огромных жертв, будут бездарно, преступно, потеряны, а армия бесславно уйдет восвояси.

Последние годы жизни схимонах Иннокентий провел под Москвой, на станции Сходня, где скончался 10 марта (н. ст.) 1949 г.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.