Президенты эстонии. Президент эстонии и становление государства от средневековья до наших дней Бывший президент эстонии

Рийгикогу избрал новым президентом Эстонии 47-летнюю Керсти Кальюлайд. За нее проголосовал 81 депутат.

Согласно законам Эстонии, чтобы возглавить страну, Кальюлайд необходимо было набрать 2/3 голосов депутатов парламента, то есть минимум 68 голосов.

Новый президент является малоизвестной фигурой на политическом поле Эстонии. До сих пор она работала представителем Эстонии в Европейской счетной комиссии и не делала никаких резких заявлений ни по одному из важных вопросов. Местные политологи говорят о том, что Кальюлайд является компромиссной фигурой, которая всех устраивает. Она фактически "выскочила" в самом конце избирательной гонки, как черт из табакерки, оставив позади себя большинство сильных и популярных в республике политиков.

Однако после избрания на пост главы государства Кальюлайд начала эпатировать публику. Она сказала журналистам, что не будет жить в президентском дворце, а предпочитает остаться в своей старой квартире. Как сообщают местные СМИ, у нее в Таллине четыре собственных квартиры.

Также новый президент удивила местных жителей обещанием общаться с русскоязычным населением республики на русском языке. "Мы с удовольствием поговорим. Я - на своем пока что довольно слабом русском языке, а они пусть говорят так, как им будет удобно. Быть может, мой акцент подтолкнет их к тому, чтобы смелее использовать эстонский", - отметила кандидат в президенты, отвечая на вопрос журналистов о том, как она будет выстраивать национальную политику.

Напомним, что выборы президента Эстонии начались в конце августа. Три тура выборов в парламенте 29 и 30 августа и два тура голосования в Коллегии выборщиков 24 сентября результата не принесли. За это время с дистанции сошли кандидаты в президенты Эйки Нестор, Март Хельме, Марина Кальюранд, Майлис Репс, Аллар Йыкс и Сийм Каллас. В итоге право выбора президента снова перешло к Рийгикогу.

Досье "РГ"

Керсти Кальюлайд родилась в 1969 году в Тарту. В 1992 она окончила факультет биологии Тартуского университета, в 2001 году получила степень магистра по управлению бизнесом.

В 1998-1999 годах Кальюлайд работала руководителем проекта в отделе банковских инвестиций Hansapank Markets. В 1999 году стала работать советником по экономике тогдашнего премьер-министра Марта Лаара.

С мая 2004 года Кальюлайд является представителем Эстонии в Европейской счетной палате. В период 2010-2014 годов она отвечала за методику контроля и годовых отчетов и за их составление. Последние годы она руководила в Счетной палате проведением аудита по сельскому хозяйству и проведением реформы структуры палаты.

Также Кальюлайд была членом Эстонского генного фонда и членом куратория Тартуского университета. С 2012 года возглавляет совет Тартуского университета. С 2001 по 2004 год Кальюлайд была членом партии "Союз отечества".

В сентябре 2016 года Кальюлайд возглавила образованный при канцелярии Рийгикогу совет по мониторингу развития.

  • Правительство
  • Президент Эстонской Республики (эст. Eesti Vabariigi President ) - глава Эстонской Республики .

    При Президенте Республики на правах совещательного органа существует т. н. «Совет государственной обороны» (эст. Riigikaitse Nõukogu ), в состав которого входят председатель Рийгикогу, премьер-министр, председатель комиссии Рийгикогу по государственной обороне, председатель комиссии Рийгикогу по иностранным делам, министр иностранных дел, министр обороны, министр финансов, министр внутренних дел, министр юстиции и командующий силами обороны . Возглавляет совет сам президент.

    Задачей совета является обсуждение важных с точки зрения государственной обороны вопросов и формирование общего мнения. Заседания проводятся по мере необходимости (в реальности они обычно проводятся от 1 до 3 раз в год.

    Неформальные полномочия

    Помимо прописанных в конституции и законах полномочий, Президент Республики имеет также ряд неформальных функций, которые обусловлены традициями и личностными качествами занимающих пост главы государства людей. Так, устоявшейся традицией являются новогоднее выступление президента, принятие президентом парадов вооружённых сил Эстонии в честь Дня независимости 24 февраля и праздника победы под Вынну 23 июня . Президент Республики отвечает за организацию ежегодного приёма в честь Дня независимости, на который приглашаются все первые лица страны и видные общественные деятели (для многих это является большой честью и знаком признания). Произносимая президентом 24 февраля речь (эст. iseseisvuspäeva kõne ) является важным политическим событием, поскольку президент имеет возможность выразить в ней своё видение происходящего в стране и критиковать действия исполнительной и законодательной власти .

    Президент Республики также осуществляет патронаж над многими общественными организациями и кампаниями, такими как:

    Порядок избрания и прекращения полномочий

    На пост президента имеют право баллотироваться только граждане Эстонии по рождению достигшие сорока лет. Кандидат в президенты выдвигается депутатами Рийгикогу (не менее 1/5 от их числа). Президент избирается на 5 лет. Никто не может быть избран президентом более чем на два срока подряд.

    Выборы президента Эстонии непрямые: он избирается в Рийгикогу или в специальной коллегии выборщиков, если Рийгикогу не удастся выполнить эту задачу. В первом туре происходит тайное голосование депутатов Рийгикогу за представленные кандидатуры. Если в первом туре президента избрать не удастся (избранным считается кандидат, за которого проголосовали не менее 2/3 состава парламента или 68 депутатов), то на следующий день проводится второй тур, при этом кандидаты выдвигаются заново. Если и во втором туре президент не избран, то в тот же день проводится третий тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов во втором туре. Если президент не избран и в третьем туре, председатель Рийгикогу созывает Коллегию выборщиков, состоящую из депутатов Рийгикогу и представителей советов местных самоуправлений . Коллегии выборщиков представляются два кандидата, участвовавших в третьем туре. Кроме того право выдвижения кандидата на пост президента имеют также по крайней мере 21 член коллегии выборщиков. Коллегия выборщиков избирает Президента Республики большинством голосов членов коллегии выборщиков, участвовавших в голосовании. Если в первом туре ни один из кандидатов не окажется избранным, то в тот же день между двумя кандидатами, получившими наибольшее количество голосов, проводится второй тур голосования. Если и после второго тура голосования в коллегии выборщиков не удастся избрать президента, право выбора президента снова переходит к Рийгикогу и процедура повторяется заново в вышеописанной последовательности.

    Вступление новоизбранного президента в должность происходит путём принесения перед Рийгикогу следующей присяги:

    «Вступая в должность Президента Республики, я (имя и фамилия) торжественно клянусь, что буду неколебимо отстаивать конституцию и законы Эстонской Республики, справедливо и беспристрастно использовать данную мне власть, верно исполнять свои обязанности, прилагая все свои силы и способности во имя блага народа Эстонии и Эстонской Республики»

    С момента вступления на должность автоматически прекращаются все полномочия и обязанности президента в любых других избираемых или назначаемых должностях. Президент Республики не имеет права заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью. Должностное вознаграждение Президента Республики устанавливает Рийгикогу специальным законом. На время пребывания в должности президент обязан приостановить членство в какой-либо партии .

    Полномочия президента прекращаются в связи с:

    • добровольной отставкой;
    • вступлением в должность вновь избранного президента;
    • смертью;
    • вступлением в силу обвинительного приговора суда в отношении него;
    • стойкой неспособностью исполнять обязанность президента по состоянию здоровья, устанавливаемой Государственным судом .

    При неспособности президента исполнять свои обязанности, полномочия президента временно переходят к председателю Рийгикогу .

    История института президентства

    Указы президента Пятса об отставке правительства Улуотса и назначении правительства Барбаруса

    Сообщение государственного секретаря о принесении членами правительства Барбаруса должностной присяги

    Решение парламента об отставке Пятса с поста президента

    Институт президента отсутствовал в Эстонии как таковой с по 1938 года . Первая конституция Эстонии была намеренно составлена таким образом, чтобы любыми способами исключить концентрацию слишком большой власти в одних руках. Функции, которыми обычно наделён президент в парламентских республиках, были распределены между спикером парламента, правительством и государственным старейшиной , который фактически выполнял функции премьер-министра и номинального главы государства. Однако последний не мог выполнять роль арбитра в случае конфликта между парламентом и правительством, поскольку был сам полностью зависим от депутатов и мог быть в любой момент отправлен парламентом в отставку.

    После включения Эстонии в состав СССР на правах отдельной союзной республики (в современной Эстонии трактуется, как изначально нелегитимная оккупация) была принята новая конституция по образцу конституции СССР , в которой пост президента не был предусмотрен. В советский период формальным главой государства в Эстонской ССР считался председатель президиума Верховного Совета ЭССР , полномочия которого были минимальными.

    В период советской власти за пределами СССР также действовало правительство Эстонской Республики в изгнании, глава которого официально назывался «премьер-министром, временно исполняющим обязанности Президента Республики». Однако легитимность правительства в изгнании ставится некоторыми историками под вопрос, поскольку, по их утверждению, оно не было официально признано ни одним государством мира. Первое правительство Эстонии в изгнании состояло из лиц, назначенных последним законным премьер-министром Эстонии Юри Улуотсом (после предъявления Советским Союзом ультиматума, включавшего требование о формировании дружественного СССР правительства Эстонии, 21 июня 1940 года кабинет министров Улуотса был отправлен в отставку указом президента

    Eesti Vabariigi President ) является главой эстонского государства.

    Поскольку Эстония является парламентской республикой, полномочия президента в значительной степени ограничены, он не входит в систему исполнительной власти и является, главным образом, символической фигурой. Президент не может быть членом какой-либо политической партии и не может занимать никакой иной выборной или назначаемой должности. Эти ограничения направлены на обеспечение независимости и политической беспристрастности президента при исполнении его должностных функций.

    Избрание президента проходит путём голосования в парламенте или в специальной коллегии выборщиков (в том случае, когда парламент оказывается неспособным избрать главу государства). Президент избирается сроком на пять лет, одно и то же лицо не может быть избрано президентом более, чем на два срока подряд. Ныне действующий президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес был избран коллегией выборщиков 23 сентября 2006 года, получив уже в первом туре голосования поддержку 174 выборщиков (при необходимых для победы 173). Его единственный конкурент, действовавший на тот момент президент Арнольд Рюйтель , получил поддержку 162 членов коллегии.

    История института президентства

    Институт президента отсутствовал в Эстонии как таковой с 1918 по 1938 года. Первая конституция Эстонии была намеренно составлена таким образом, чтобы любыми способами исключить концентрацию слишком большой власти в одних руках. Это в конечном итоге привело к созданию ультра-парламентской системы, в которой полномочия парламента были практически неограничены, а правительство было полностью подчинено воле депутатов. Функции, которыми обычно наделён президент в парламентских республиках, были распределены между спикером парламента, правительством и так называемым государственным старейшиной, который фактически выполнял функции премьер-министра и номинального главы государства. Однако последний не мог выполнять роль арбитра в случае конфликта между парламентом и правительством, поскольку был полностью зависим от депутатов и мог быть в любой момент отправлен ими в отставку.

    Пост президента был впервые введён в 1938 году после принятия новой конституции. Согласно новому основному закону, президент обладал очень широкими полномочиями и фактически возглавлял исполнительную ветвь власти. Первым президентом Эстонской Республики стал Константин Пятс . Срок полномочий президента должен был длится шесть лет, однако Константин Пятс был вынужден покинуть свой пост в 1940 году с связи с присоединением Эстонии к СССР . Впоследствии он был арестован НКВД и депортирован в Россию. Константин Пятс умер в 1956 в психиатрической больнице в Калинине .

    После провозглашения советской власти была принята новая конституция по образцу конституции СССР, в которой пост президента не был предусмотрен. В советский период формальным главой государства в Эстонской ССР считался председатель президиума Верховного Совета ЭССР, полномочия которого были минимальными.

    В период советской власти за пределами СССР также действовало так называемое "правительство Эстонской Республики в изгнании", глава которого официально назывался "премьер-министром, временно исполняющим обязанности Президента Республики". Однако легитимность "правительства в изгнании" может быть поставлена под вопрос, поскольку оно не было признано ни одним государством мира и состояло из членов правительства Юри Улуотса , которое в реальности уже в 1940 году было отправлено в отставку указом президента Константина Пятса. Вместо правительства Юри Улуотса президент Пятс успел назначить новое правительство во главе с Йоханнесом Варесом Барбарусом. Таким образом, члены данного "правительства в изгнании" после 1940 года формально не могли считаться министрами.

    Однако официально принятая в современной Эстонии трактовка заключается в том, что указы президента Пятса об отставке правительства Улуотса и назначении правительства Барбаруса являлись недействительным ввиду неспособности президента Пятса на тот момент принимать самостоятельные решения. Стоит отметить, что утверждение о легитимности так называемого "правительства в изгнании" является одним из краеугольных камнев теории правопреемственности Эстонской Республики, а также одним из обоснований проводимой политики в области гражданства и языка.

    Пост Президента Республики был восстановлен в 1992 году после принятия новой конституции. С этого момента выборы президента были проведены 4 раза (в 1992, 1996, 2001 и 2006 годах).

    Полномочия

    Порядок избрания и прекращения полномочий

    На пост президента имеют право баллотироваться только граждане Эстонии по рождению достигшие сорока лет. Кандидат в президенты выдвигается депутатами Рийгикогу (не менее 1/5 от их числа). Президент избирается на 5 лет. Никто не может быть избран президентом более чем на два срока подряд.

    Выборы президента Эстонии непрямые: он избирается в Рийгикогу или в Коллегии выборщиков, если Рийгикогу не удастся выполнить эту задачу. В первом туре происходит тайное голосование депутатов Рийгикогу за представленные кандидатуры. Если в первом туре президента избрать не удастся (избранным считается кандидат, за которого прологосовали не менее 2/3 состава парламента), то на следующий день проводится второй тур, при этом кандидаты выдвигаются заново. Если и во втором туре президент не избран, то в тот же день проводится третий тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов во втором туре. Если президент не избран и в третьем туре, председатель Рийгикогу созывает Коллегию выборщиков, состоящую из депутатов Рийгикогу и представителей советов местных самоуправлений. Коллегии выборщиков представляются два кандидата, участвовавших в третьем туре. Кроме того право выдвижения кандидата на пост президента имеют также по крайней мере двадцать один член коллегии выборщиков. Коллегия выборщиков избирает Президента Республики большинством голосов членов коллегии выборщиков, участвовавших в голосовании. Если в первом туре ни один из кандидатов не окажется избранным, то в тот же день между двумя кандидатами, получившими наибольшее количество голосов, проводится второй тур голосования. Если и после второго тура голосования в Коллегии выборщиков не удастся избрать президента, право выбора президента снова переходит к Рийгикогу и процедура повторяется заново в вышеописанной последовательности.

    Вступление новоизбранного президента в должность происходит путём принесения перед Рийгикогу следующей присяги:

    "Вступая в должность Президента Республики, я (имя и фамилия) торжественно клянусь, что буду неколебимо отстаивать Конституцию и законы Эстонской Республики, справедливо и беспристрастно использовать данную мне власть, верно исполнять свои обязанности, прилагая все свои силы и способности во имя блага народа Эстонии и Эстонской Республики"

    С момента вступления на должность автоматически прекращаются все полномочия и обязанности Президента в любых других избираемых или назначаемых должностях. Президент Республики не имеет права заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью. Должностное вознаграждение Президента Республики устанавливает Рийгикогу специальным законом. На время пребывания в должности Президент обязан приостановить членство в какой-либо партии.

    Полномочия президента прекращаются в связи с:

    • добровольной отставкой;
    • вступлением в должность вновь избранного президента;
    • смертью;
    • вступлением в силу обвинительного приговора суда в отношении него;
    • стойкой неспособностью исполнять обязанность президента по состоянию здоровья, устанавливаемой Государственный судом.

    При неспособности президента исполнять свои обязанности, полномочия президента переходят в председателю Государственного собрания.


    Joonistus: Aivar Juhanson

    Eesti Ekspress ранее писала, что второй муж Кальюлайд Георг-Рене Максимовский с большой вероятностью работает или работал в Департаменте информации Эстонии или в связанном с ним учреждении. Сама Кальюлайд подтвердила, что ее муж занимался секретной работой. Позже правда ее команда уточнила, что ее муж работал в Целевом учреждении государственных инфокоммуникаций, поэтому и имел допуск к государственной тайне.

    Даже глава Департамента информации сообщил, что человек с именем Максимовский в департаменте не работает и никогда не работал. Однако стоит учитывать, что сотрудники Департамента информации получают новое секретное имя, приступая к работе - быть может не все так просто?

    Муж выиграл кроссовки

    О секретной деятельности мужа Кальюлайд можно только предполагать. Если общественности ничего не полагается знать об этом, то остаются только те небольшие детали, что точно известны. Например, в 2002 году на соревнованиях по бегу Георг-Рене Максимовский выиграл кроссовки для бега ASICS.

    Вражда с Кроссом

    Когда Керсти Кальюлайд искала поддержку в , многие утверждали, что активно работает против нее, хотя сам он это отрицает. Согласно слухам, между Кроссом и Кальюлайд что-то произошло, когда она занимала должность советника премьер-министра в 1999–2002 годах.

    В 2001 году Лаар уволил Кросса с поста координатора разведки. Официальная причина - использование рабочей кредитки в личных целях. СМИ приводили в качестве причины возможную связь Кросса с подозрительными приватизациями железных дорог и другие его шаги. Один источник сообщил Eesti Ekspress, что именно Кальюлайд дала совет Лаару: от спекулянтов надо избавляться. Оттуда и вражда Кальюлайд с Кроссом.

    Кальюлайд приглашали возглавить IRL

    В 2011–2012 годах Март Лаар готовился покинуть пост председателя . Друзья Лаара советовали ему позвать Кальюлайд стать новым лидером партии. Лаар хорошо понимал, что члены захватили партию, а в Кальюлайд видел шанс вернуть бразды правления ”Исамаалийту”. В 2012 году из-за инсульта Лаара эти планы пришлось отложить.

    В прошлом году и другие партии хотели привлечь Кальюлайд в свои ряды. Приближался срок окончания ее работы в Европейской контрольной палате, и некоторые партии связались с ней и спрашивали, какие у нее планы на будущее и не хотела бы она заниматься политикой.

    Притворяйся, пока это не станет правдой

    Выдвижение Керсти Кальюлайд в кандидаты на пост президента, как и ее назначение на должность, прошли довольно быстро и спонтанно. Реформистская фракция спросила у нее, готова ли она к тому, чтобы стать президентом?

    Например, Кальюлайд успешно предсказала, что: Эстония сделает большие успехи в сфере ИТ; начнется движение за ”зеленую энергию”, и возобновляемая энергия составит 30%-40% от общего объема производства; транзит из начнет пропадать; станет сильнее, а сотрудничество крепче, чем во время вступление Эстонии в альянс.

    Были и не сбывшиеся предсказания: учителя будут зарабатывать столько же, сколько и их западные коллеги; население Эстонии превысит 2 миллиона человек; женщины в среднем будут рожать 2,2 детей; в будут отправляться поезда четыре раза в день.

    И одно интересное совпадение: эссе Кальюлайд вышло вторым в серии мнений, а ему предшествовало эссе, чьим автором был… .

    Похожие статьи

    © 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.