Законы солона в афинском государстве 5. Законы Солона

Жители древнегреческих Афин наделили Солона «… неограниченной властью над собственностью и правами граждан, ему поручили коренным образом перестроить государство. Первое, что он предпринял, воспользовавшись данными ему полномочиями, была отмена законов Драконта, за исключением тех из них, которыми карались убийство и прелюбодеяние. […]

Таким образом, государственное устройство Афин стало полностью демократическим; народ сделался всевластным в самом строгом смысле этого слова, и правил он не только через поставленных им должностных лиц, но также и непосредственно, самолично. Вскоре, однако, проявились и вредные стороны такого государственного устройства. Слишком быстро стал народ всемогущим, чтобы пользоваться доставшейся ему властью с подобающею умеренностью. Народное собрание становилось ареной бурных страстей, и шум, производимый столь многочисленною толпой, не всегда позволял надлежащим образом обсудить дело и мудро решить его.

Для борьбы с этим злом Солон учредил сенат, в который вошло по сто человек от каждого из четырех разрядов. Дела, подлежащие разбору в экклесии, сначала обсуждались в сенате. Ни одно дело не могло быть вынесено на суд народа, если оно предварительно не было рассмотрено сенатом, но окончательное решение принадлежало только народу. После передачи сенатом дела в экклесию, на собрании обычно выступали ораторы, стремившиеся склонить народ к тому или иному решению. Ораторы пользовались в Афинах значительным весом; злоупотребляя своим искусством и впечатлительностью афинян, они столько же повредили республике, сколько могли бы принести ей пользы, если бы, оставив своекорыстные замыслы, постоянно имели перед глазами лишь истинные интересы государства. Они пускали в ход всё своё красноречие, чтобы представить народу дело в желательном для них свете, и если они владели своим искусством, все сердца были в их власти. При посредстве этих ораторов на народ налагались малоприметные и дозволенные законом оковы. Они властвовали при помощи убеждения, но их власть не становилась менее значительной от того, что кое-что все же оставалось и на долю свободного выбора. За народом сохранялась полная свобода утвердить или отвергнуть, но искусство, с которым ему изображали дело, сводило эту свободу на нет. Это установление было бы превосходным, если бы обязанности оратора всегда оставались в чистых руках людей, преданных делу народа. Однако ораторы вскоре превратились в софистов, пользовавшихся своей славой исключительно для того, чтобы хорошее представлять дурным, а дурное - хорошим.

Посреди Афин находилась обширная, предназначенная для народных собраний площадь; окружённая статуями богов и героев, она звалась Пританеем. На этой площади собирался также сенат, и поэтому сенаторов называли пританами. От притана требовалась безупречная жизнь. Ни расточитель, ни тот, кто непочтительно относился к родителям, ни тот, кто хотя бы раз в жизни напился допьяна, не могли и помыслить о том, чтобы притязать на это звание. Впоследствии, когда население Афин увеличилось и вместо четырёх установленных Солоном разрядов было создано десять, число пританов возросло с четырехсот до тысячи. Из этой тысячи в работе сената ежегодно принимало участие не более пятисот, да и то не единовременно. Пятьдесят из них по очереди исполняли свои обязанности пять недель сряду, так что в течение каждой недели было занято всего десять пританов. Этот порядок исключал всякую возможность произвола, ибо на каждого из пританов приходилось столько же свидетелей и наблюдателей его поступков, сколько было членов сената; ведь каждый последующий притан всегда мог без помехи ознакомиться с деятельностью своего предшественника. В течение этих пяти недель созывались четыре народных собрания, не считая внеочередных, благодаря чему ни одно дело не могло оставаться в течение долгого времени нерешенным и задерживать тем самым рассмотрение других дел.

Помимо вновь созданного им сената с его пританами, Солон возвратил также былое значение ареопагу, униженному в своё время Драконтом, который считал его слишком человечным. Сделав ареопаг верховным блюстителем и стражем законов, Солон закрепил, по словам Плутарха , республику на двух этих судилищах, то есть сенате и ареопаге, словно на двух якорях. Оба этих судебных учреждения были созданы с целью охранять государство и его законы от посягательств на них. Десять других судов были заняты отправлением правосудия на основе этих законов. […]

Один из законов Солона велит каждому гражданину рассматривать оскорбление, нанесенное кому бы то ни было, как обиду, нанесенную ему самому, и никоим образом не успокаиваться, покуда обидчик не получит возмездия. Это превосходный закон, если мы будем исходить из того, какова его цель. Цель же его - внушить каждому гражданину чувство живого участия ко всем остальным и приучить всех и каждого смотреть на себя, как на звено единого целого. Какой приятною неожиданностью было бы для нас оказаться в стране, где всякий прохожий, по собственному почину, защитил бы нас от любого обидчика! Но насколько умалилось бы испытанное нами от этого удовольствие, когда бы нам стало известно, что он должен был совершить это благое дело по принуждению.

Другой изданный Солоном закон объявляет бесчестным всякого, кто уклоняется от борьбы во время гражданских смут. И этот закон несомненно вызван наилучшими побуждениями. Законодатель стремился вложить в душу каждого гражданина живейший интерес к государству. Равнодушие к родине было для него наиболее ненавистной чертою в характере гражданина. Уклонение от борьбы и впрямь может быть следствием подобного равнодушия; но Солон забывал, что оно же нередко бывает вызвано самым пламенным интересом к отчизне; это происходит тогда, когда обе стороны не правы, обе влекут её к гибели.

Другой из установленных Солоном законов запрещает дурно отзываться о мёртвых, ещё один - злословить насчёт живых где-либо в общественном месте - в суде, в храме, в театре. Солон освобождает рожденных вне брака от сыновних обязанностей, ибо отец, по его мнению, уже полностью вознаграждён испытанным им чувственным наслаждением; равным образом он освобождал сына от обязанности заботиться о пропитании отца и в тех случаях, когда отец не удосужился обучить его какому-нибудь ремеслу. Он разрешал составлять завещания по своему усмотрению и дарить имущество по собственной воле, ибо друзья, которых выбираешь себе по сердцу, стоят, по его словам, большего, нежели те из родственников, с которыми тебя соединяют лишь кровные узы. Он уничтожил обычай давать за невестой приданое, ибо хотел, чтобы браки зиждились на любви, а не на корыстном расчете. ещё одна прекраснейшая черта, свидетельствующая о свойственной ему кротости, проявляется в том, что, упоминая неприятные вещи, он старается смягчить слово, которым они именуются. […]

Эти законы, согласно его указаниям, должны были сохранять силу не больше ста лет, - настолько же он был дальновиднее Ликурга ! Он понимал, что законы - лишь слуги воспитания, что народы, достигнув зрелого возраста, нуждаются в ином руководстве, чем во времена своего детства. Ликург увековечил младенческое состояние духа спартанцев, дабы увековечить свои законы, но созданное им государство исчезло, исчезли и его законы. Солон же, напротив, не обещал своим законам особого долголетия, ограничив его всего ста годами, а между тем многие из них и поныне продолжают жить в римском праве. Время - справедливый судья всех заслуг. […]

Прекрасной и замечательною чертою Солона было и то, что он глубоко уважал человеческую природу и ради государства никогда не жертвовал человеком, ради средства - конечною целью, а, напротив, заставлял государство служить человеку. Его законы были не тягостными узами, и дух афинского гражданина, не стесняемый ими, легко и свободно развивался во всех направлениях, никогда не ощущая, что они ведут его за собой. Другое дело законы Ликурга : это были железные оковы, ранившие непокорных и принижавшие дух человеческий, давя на него всей своей неимоверной тяжестью. Афинский законодатель открыл для усердия и дарований своих сограждан все возможные в его время пути, тогда как спартанский законодатель оставил своим согражданам один-единственный путь, преградив остальные глухою стеной, - тот путь, что ведёт к заслугам на политическом поприще. […]

Вот почему в Афинах проявлялись все добродетели, цвели все ремесла и все искусства, был развит дух предприимчивости; вот почему там люди подвизались во всех отраслях знаний.

Разве найдешь в Спарте Сократа , Фукидида , Софокла , Платона ? Спарта могла породить лишь властителей да ещё воинов, но не художников, не поэтов, не мыслителей и не граждан вселенной. Как Солон, так и Ликург - великие люди, оба они к тому же и честные люди, но сколь различно воздействие, которое они оказали, исходя в своей работе из совершенно противоположных принципов! Афинский законодатель окружён свободой и радостью, трудолюбием и изобилием, вокруг него теснятся все искусства и все добродетели, все музы и грации взирают на него с благодарностью и зовут его отцом и создателем своим! Вокруг Ликурга пустынно, здесь нет ничего, кроме тирании и её ужасного спутника - рабства, потрясающего цепями и проклинающего виновника своих бед и несчастий.

Характер народа - точнейший слепок с его законов; поэтому он и наиболее справедливый судья их достоинств и недостатков. Ограничен был разум спартанца и бесчувственно было его сердце. Он являл гордость и высокомерие в отношениях со своими союзниками, жестокость с побежденными, бесчеловечность, раболепство перед вышестоящими; в переговорах, которые ему приходилось вести, он был бессовестен и коварен, в решениях - деспотичен, и даже его величию и его добродетелям не хватало той чарующей прелести, которая одна завоевывает сердца. Афинянин, напротив, был кроток и приветлив в обращении, учтив, непринужден в беседе, благожелателен к нижестоящим, гостеприимен и обходителен с чужестранцами. Приверженный к роскоши и щегольству, он, однако, на полях битвы сражался как лев. Одетый в пурпур и умащенный благовониями, он одинаково приводил в содрогание и полчища Ксеркса и суровых спартанцев. Он ценил радости, доставляемые чревоугодием, и с трудом мог устоять перед соблазнами сладострастия, - однако обжорство и непристойное поведение влекли за собой в Афинах бесчестье. Ни один народ древности не почитал в такой мере благопристойность и щепетильность, как их почитали афиняне; во время войны с Филиппом, царём македонским, афинянам довелось как-то перехватить несколько его писем и среди них одно, предназначенное его супруге; все остальные письма афиняне вскрыли, это они отослали обратно в неприкосновенности. В счастье афинянин был преисполнен великодушия, в несчастье - стоек, и в этом случае он ради отечества, не задумываясь, отваживался на всё. В отношениях со своими рабами он был человечен, и слуга, подвергшийся жестокому обращению, мог принести жалобу на своего господина-мучителя.

Даже на животных простирал этот народ своё великодушие; по окончании постройки храма Гекатонпедона последовало распоряжение отпустить на волю всех вьючных животных, работавших на этой постройке, и пожизненно предоставить им, не требуя с них работы, лучшие пастбища. Некоторое время спустя одно из них добровольно явилось туда, где производились работы; оно упорно бежало впереди животных, таскавших на себе тяжести. Это зрелище до того умилило афинян, что они решили содержать отныне эту верную тварь за счёт государства в особых условиях. […]

Каждый афинянин в отдельности был податлив и мягкосердечен, но в общественном собрании он становился совершенно другим человеком. Вот почему Аристофан изображает своих сограждан мудрыми старцами дома и глупцами в народных собраниях. Любовь к славе и жажда новизны всецело владели ими и порою доводили их до неистовства; ради славы афинянин готов был пожертвовать своими богатствами, своей жизнью и нередко своей добродетелью. Венок из масличных ветвей, надпись на колонне, вещающая о его заслугах перед согражданами, были для него более действенным поощрением к подвигам, чем для перса - бесчисленные сокровища, которыми обладал его повелитель. Насколько невоздержан был афинский народ в проявлениях неблагодарности, настолько же бурно выражал он и свою благодарность. […]

Афинянин по самой природе своей не мог пребывать в покое; его дух непрерывно гнался за новыми впечатлениями, ему требовались всё новые и новые удовольствия. Этой жажде новизны нужно было каждодневно давать пищу, иначе она могла обернуться против самого государства. Вот почему зачастую бывало спасительным новое зрелище, во-время показанное народу: оно нередко предотвращало мятеж, угрожавший общественному порядку; вот почему и узурпатор нередко добивался успеха рядом сменяющих друг друга увеселений, потворствуя этой страсти народа! И вот почему горе достойнейшему из граждан, если он не мог постигнуть искусство что ни день представать новым и освежать воспоминание о своих деяниях и заслугах!»

Фридрих Шиллер , Законодательство Ликурга и Солона / Собрание сочинений в 7-ми томах, Том 5, М., «Государственное издательство художественной литературы», 1957 г., с. 434-446.

Принадлежал сам к сословию эвпатридов, но главным его занятием была торговля, которая заставила его посетить многие чужие страны, что его обогатило знаниями и жизненным опытом. По более поздним сведениям о нем, Солон уже успел оказать родному государству важные услуги (завоевание острова Саламина по его инициативе), когда в 594 г. был избран первым архонтом (эпонимом) с полномочием установить мир между знатью и народом, для чего он должен был издать необходимые законы . Солон воспользовался этим поручением, чтобы совершенно преобразовать государство, и потому его реформа получила в высшей степени важное значение в истории Афин. Первым делом законодателя было «снятие бремени» (сисахфия) с народа и земли, как было им названо уничтожение всех долговых обязательств с их последствиями. Все долги были отменены; залоговые камни, бременившие земельные участки геоморов, были сняты; все, кто только находился в рабстве из-за сделанного долга, были освобождены , и впредь было запрещено заимодавцам обращать в рабство своих должников. Это была, конечно, радикальная революционная мера, но она одна оказалась способною положить конец все «более и более усиливавшемуся закрепощению народа. Единомышленники Солона требовали даже нового передела всей поземельной собственности, но так далеко сам он не хотел идти. Оставив, далее, в силе уголовные законы Драконта, Солон занялся реформами в гражданском праве, дозволив гражданам, например, совершать духовные завещания, – указание на то, что в это время принцип родовой или семейной собственности пришел в Аттике в упадок, так как право завещать свое имущество по усмотрению предполагает существование чисто личной собственности. В тяжбах об имуществах можно было жаловаться (апеллировать) на приговоры должностных лиц так называемой гелиэе , собранию присяжных, которые выбирались по жребию из всех граждан свыше 30 лет от роду. Солон произвел в Афинах и денежную реформу. В VI в. в Аттике была в ходу монета, которою пользовались ближайшие соседи Афин, Эгина и Мегара, но Солон заменил ее другою, более распространенною монетною единицею Халкиды и Корин фа, что облегчило торговые сношения Афин с другими государствами Греции .

114. Разделение граждан на классы

115. Государственное устройство Афин при Солоне

Солон преобразовал и государственное устройство Афин. Во главе правления были оставлены девять архонтов, но они избирались уже не из одних эвпатридов и не одними эвпатридами, а из всех граждан первого класса и всем народом, которому и отдавали отчет в своем правлении. Рядом с ареопагом, за которым остались высший надзор за соблюдением религиозных предписаний и законов и поведением граждан, а также суд об убийстве, Солон учредил новый совет четырехсот, или буле (βουλή). Члены его выбирались на год по старым филам, по ста от каждой филы и притом лишь из граждан трех первых классов, хотя фактически попадали в буле только граждане первых двух классов. Совет сделался главным правительственными учреждением, так как он заведовал доходами и расходами государства, сносился с иностранными правительствами, предварительно рассматривал все правительственные мероприятия и т. п. Солону приписывали слова, по которым ареопаг и буле должны были быть двумя якорями афинского государства для охраны его от бурь. Все граждане, не исключая фетов, имели право участвовать в вече (экклесии), которое избирало всех должностных лиц, решало все важнейшие дела (например, о войне и мире) и принимало постановления законодательного характера, но только под высшим надзором ареопага, который мог отменять все, что, по его мнению, противоречило законам и было опасно для государства. Должностные лица были ответственны перед гелиэей.

Голова афинского куроса (мужской статуи) времён Солона

116. Отношение народа к законам Солона

Реформа Солона раздражила эвпатридов, но не вполне удовлетворила и народ. В сущности за старою знатью она все-таки оставляла большое значение. Первый класс состоял исключительно из эвпатридов, которые притом остались полными господами в старых филах и фратриях, где за знатными родами сохранилось их прежнее религиозное значение и в то же время продолжали решаться все второстепенные дела, в большинстве случаев бывшие, однако, очень важными для отдельных простолюдинов. С другой стороны, в народе было много недовольных тем, что Солон не уравнял поземельной собственности, как на то многие рассчитывали. Наконец, сисахфия уничтожила старые долговые обязательства, и прежние законы о долгах были изменены в благоприятном для должников смысле, но прежние экономические условия, порождавшие необходимость входить в долги и платить большие проценты, оставались в силе и на будущее время. Вот почему народное брожение продолжалось и после реформы, произведенной Солоном. Исходом из такого состояния явилось установление в Афинах тирании, как это делалось в то же самое время и в других городах Греции.

Реформы Солона. Афинский демос, доведённый до нищеты и недовольный своим бесправием, начал борьбу с аристократами. Он требовал равных с аристократами прав в управлении государством, возвращения отобранных наделов и освобождения попавших в рабство за долги. Вспыхнувшая между демосом и аристократами вражда расколола афинское общество на два непримиримых лагеря. Борьба продолжалась долго, но ни одна из сторон не могла добиться успеха. Тогда противники решили уладить дело миром и для этого обратиться к наиболее уважаемому человеку в Афинах - Солону. Он был потомком последнего афинского царя, героически погибшего в борьбе с дорийцами.

Солон был мудрым и дальновидным человеком. Он много путешествовал, бывал в разных странах и знал их законы. К тому же он был человеком исключительной честности. В 594 году до н. э. главным архонтом избрали Солона и поручили ему составить новые законы.

  • Вспомните, когда были введены законы Драконта.

Солон издал новые законы и провёл реформу государства. Начал он с того, что отменил все прежние долги афинских земледельцев и приказал убрать с их полей долговые камни. Архонт вернул афинянам отобранные у них земельные наделы. Позаботился Солон и о тех, кто оказался проданным в долговое рабство. Он всем возвратил свободу, а само долговое рабство запретил. По изданному им закону афинянина, даже не имевшего средств на выплату долга, нельзя было обратить в раба. Солон велел также разыскать и тех афинских граждан, которые оказались проданными на чужбину. Все они были выкуплены государством и вернулись на родину.

Рис. Солон. Древнегреческая скульптура

Разделение граждан на разряды. Ещё одним нововведением Солона стало разделение афинян в зависимости от дохода на разряды. Чем выше был доход, тем к более высокому разряду относился человек, тем больше было у него и прав. При этом все граждане, независимо от разряда, несли военную службу. Каждый молодой афинянин должен был два года проходить военное обучение и затем до шестидесяти лет оставаться воином. В случае войны он со своим вооружением являлся в войско.

В первый разряд входили наиболее богатые граждане. Они обязаны были оснащать и содержать за свой счёт военные корабли. Это стоило очень дорого. Но зато и на высшие должности в государстве могли быть избраны только они. Граждан первого разряда в Афинах было меньше всего. Ко второму разряду относились люди с меньшим достатком. Каждый из них должен был приобрести на свои деньги дорогостоящего боевого коня. Граждане этого разряда - всадники - несли службу в коннице. Третий, самый многочисленный разряд составляли афиняне среднего достатка. В него входили те, чьи доходы позволяли приобретать снаряжение тяжеловооружённого воина - гоплита. Гоплиты составляли главную силу афинской армии. Последний разряд состоял из неимущих граждан. К нему принадлежали люди, совсем не имевшие земли или владевшие столь крохотными наделами, что доходов от них на приобретение дорогого оружия не хватало. Людей, относившихся к четвёртому разряду, называли фетами. Они должны были служить в легковооружённой пехоте или гребцами на военных судах.

Рис. Играющие юноши. Афинский рельеф

Граждане первых трёх разрядов были обязаны вносить в афинскую казну деньги на военные и другие нужды. Они имели право участвовать в Народном собрании и избираться на различные государственные должности. Феты же были освобождены от уплаты денег, но не могли быть избраны ни на одну из должностей в полисе. Они могли лишь участвовать в Народном собрании.

Рис. Гоплит. Надгробная стела

Возрастание роли демоса в управлении Афинами. Роль афинского Народного собрания при Солоне выросла. Теперь в нём могли участвовать все без исключения афинские граждане, в том числе и бедняки, которые по законам Драконта были лишены такой возможности. На собрании решались все важнейшие дела в государстве, принимались новые законы. Здесь же сроком на один год выбирали и должностных лиц полиса.

При Солоне был учреждён более справедливый суд. Судьями могли быть избраны даже феты, а не только аристократы, как прежде. На судебном разбирательстве могли присутствовать все желающие. Для этого в Афинах было возведено специальное здание. Суд вершил не один, а сразу несколько судей. Они сообща выясняли, виновен ли человек. После этого каждый судья бросал в специальный бронзовый сосуд белый или чёрный камешек. Чёрный означал, что он считает человека виновным, белый - невиновным. Каких камешков набиралось больше, такое решение и принимали судьи.

Основные черты афинской демократии. Реформы Солона заложили в Афинах основы демократии, то есть власти народа - демоса. Теперь любой афинский гражданин мог участвовать в управлении государством. Он мог быть избран на важные должности, голосовать в Народном собрании за законы и решения, казавшиеся ему справедливыми. Были отменены привилегии афинских аристократов, а вместо деления на знатных и незнатных введены имущественные разряды. Граждане различались уже не знатностью происхождения, а своими доходами. И это было более справедливо. Ведь незнатный никогда не мог стать аристократом, бедняк же мог надеяться когда-нибудь разбогатеть и перейти в более высокий разряд.

Обязанности афинских граждан и их права тоже зависели теперь от доходов. Более богатые исполняли и большие обязанности. Они должны были приобретать более дорогое вооружение и вносить большие суммы на различные нужды. Это считалось справедливым. Но афиняне полагали справедливым и то, что за это полагаются и большие права. При этом все без исключения граждане были равны перед законом.

Подведём итоги

В результате реформ Солона аристократия в Афинах сменилась демократией, отвечавшей интересам большего числа граждан.

Демократия - государственный строй, при котором власть принадлежит народу. Для демократии характерна выборность органов управления государством, равенство граждан, строгое соблюдение законов гражданами и государством.

594 год до н. э. Введение законов Солона в Афинах.

    «Когда Солона спросили, самые ли лучшие законы он дал афинянам, он ответил: "Да, самые лучшие из тех, какие они могли принять"».

Вопросы и задания

  1. Кто такой Солон? Что он сделал для улучшения положения земледельцев?
  2. Расскажите о разрядах афинских граждан.
  3. Что изменилось в управлении Афинами после реформ Солона?
  4. Назовите основные черты афинской демократии.
  5. Проведите диспут на тему «Какое из двух государств Древней Греции - Спарта или Афины - было устроено более справедливо? В каком из них ты предпочёл бы жить?». Выберите двух учеников, каждый из которых будет отстаивать свою точку зрения. Выиграет тот, кто приведёт больше аргументов.

РЕФОРМЫ СОЛОНА

Особенной остроты социально-политическая борьба в Афинах достигла в начале VI в. до н. э. Все борющиеся стороны пришли в конце концов к выводу о необходимости принятия экстраординарных мер для примирения. Самым естественным путем для установления согласия было назначение кого-либо из наиболее авторитетных граждан посредником-примирителем и наделение его чрез вычайными полномочиями для проведения реформ. К счастью, гражданин, пользующийся безусловным авторитетом и доверием всего населения, в афинском полисе нашелся. Это был Солон (ок. 640-560 до н. э.)

Безусловно, Солона следует признать одной из наиболее ярких личностей в истории Греции архаической эпохи, самым знаменитым из греческих законодателей. Он был потомком древних афинских царей. Однако знатный род, к которому принадлежал Солон, обеднел, и, чтобы поправить свое экономическое положение, будущему законодателю пришлось заняться морской торговлей. Постоянные путешествия расширили его кругозор. Даже и теперь не может не поразить разносторонность личности Солона: он слыл необычайно мудрым человеком (впоследствии был включен в число «семи греческих мудрецов»), был одним из крупнейших греческих поэтов и в то же время отнюдь не чуждался общественной деятельности.

Его политические стихи были широко известны. В них Солон гневно обличал недостатки и пороки греческой социально-политической жизни, призывал к реформам, к установлению «благозакония», т. е. такого порядка, при котором законы издаются во благо граждан, а граждане неукоснительно повинуются этим законам. Особенно прославился Солон, когда ок. 600 г. до н. э. стал инициатором военной акции против Мегар. В результате к Афинам отошел остров Саламин в Сароническом заливе. Теперь он уже не перекрывал афинянам выход в открытое море, что существенно улучшило геостратегическое положение афинского полиса.

В 594 г. до н. э. в обстановке гражданской смуты афинские граждане избрали Солона первым архонтом и как высшему должностному лицу в государстве предоставили ему чрезвычайные полномочия для разработки новых законов и проведения реформ. Солон находился у власти всего лишь год, но и за этот срок сумел оправдать доверие своих сограждан: его деятельность стала чрезвычайно важной вехой в истории Афин.

Прежде всего Солон провел имевшую принципиальное значение экономическую реформу (она получила название сисахфия – букв. стряхивание бремени). Выгодная прежде всего беднейшим крестьянам (впрочем, также и разорившимся аристократам), реформа заключалась в полной отмене всех имевшихся на тот момент в полисе долгов. Кабальных должников следовало освободить, а закладные камни торжественно убрать с их полей и удалить за пределы Аттики. Были приняты меры к возвращению на родину тех из неоплатных должников, кого продали в рабство в другие полисы. Но самое большое значение имело запрещение впредь обращать граждан в долговую кабалу. Отныне понятия «гражданин» и «раб» становились совершенно несовместимыми; все граждане пользовались полной свободой и подчинялись только законам и законным властям. Таким образом, экономическому господству знати был положен предел.

Солон принял и ряд других мер с целью ускорить развитие экономики и активизировать хозяйственную жизнь Афин. Так, он проводил политику экономического протекционизма, т. е. защиты афинских товаропроизводителей. В частности, был запрещен вывоз хлеба, в котором Аттика постоянно испытывала недостаток. В то же время был разрешен и даже поощрялся экспорт оливкового масла, поскольку Афины всегда производили его в большом количестве.

При Солоне власти способствовали развитию ремесел, более того, поощряли приток в Афины ремесленников и торговцев из других частей Греции, даже предоставляли им гражданские права (обычно полисы отнюдь не были склонны к принятию в гражданский коллектив чужестранцев). Были упорядочены имущественные отношения. Так, один из первых законов разрешал афинянам, не имеющим прямых наследников, составлять завещания (ранее в таких случаях имущество умершего отходило членам его рода). Была введена новая, более удобная система мер и весов.

Полное господство аристократии в общественной жизни подорвали не только экономические, но и политические реформы Солона. Теперь всех граждан полиса разделили на четыре разряда в зависимости от их состояния, измерявшегося количеством натуральных продуктов (зерна, вина, оливкового масла), получаемых с земельных владений (монеты в Афинах в то время еще не было). За единицу измерения был взят медимн – мера объема сыпучих и жидких тел (приблизительно 52 литра). К первому разряду были отнесены самые богатые граждане (с годовым доходом 500 медимнов и более), они стали называться пентакосиомедимнами (т. е. пятисотмерниками). Ко второму разряду – всадникам – отнесли лиц с доходом более 300 медимнов, т. е. весьма зажиточных граждан. К третьему разряду относились граждане с доходом от 200 медимнов – зевгиты (либо от zeugos – упряжка волов, либо от zygon – ряд воинов в фаланге); именно афиняне среднего достатка, которых, насколько можно судить, было довольно много, и составляли основу войска. Четвертый, низший разряд объединял беднейших граждан с годовым доходом менее 200 медимнов. Они назывались фетами (т. е. батраками).

Отныне роль каждого афинянина в жизни полиса и объем его политических прав определялись разрядом, к которому он принадлежал. Высшие государственные посты (архонтов, казначеев) могли занимать только пентакосиомедимны. Представители всадников и зевгитов получили доступ к другим полисным должностям. Феты же имели право участвовать лишь в народном собрании и в суде присяжных. Таким образом, главным для определения места гражданина в обществе было богатство (а не знатность, как раньше).

Тем не менее нельзя утверждать, что беднейшая часть гражданского коллектива ничего не выиграла от политических реформ Солона. Напротив, следует отметить несомненную демократизацию государственного устройства. Рядом с аристократическим Советом ареопага был учрежден другой орган управления – Совет четырехсот. Он назывался так по числу входивших в него членов (по 100 человек от каждой афинской филы) и комплектовался путем жеребьевки из граждан первых трех имущественных разрядов. Таким образом, он выражал интересы более широких кругов населения, чем древний ареопаг, в котором господствовала знать.

Совет четырехсот в известной степени дублировал функции ареопага и самим своим существованием принижал его роль. Одной из важных задач Совета четырехсот стала подготовка проектов решений, выносившихся на рассмотрение народных собраний. Из этого следует, что при Солоне деятельность народного собрания, ранее игравшего в жизни полиса незначительную роль, активизировалась. Постепенно народное собрание стало превращаться в действительно суверенный орган управления, высшую инстанцию по решению важнейших государственных вопросов.

Исключительно важное значение имело учреждение Солоном гелиэи – суда присяжных, ставшего, пожалуй, наиболее демократичным государственным институтом, поскольку в его состав могли быть избраны с помощью жребия даже беднейшие афиняне.

Солон издал в Афинах весьма полный (можно сказать, всеобъемлющий для своего времени) свод письменных законов, охватывавший все основные стороны отношений между людьми. Значительно более совершенный и содержащий меньше архаичных элементов, этот свод почти полностью заменил ранее действовавшие в Афинах законы Драконта. В дальнейшем афинский полис в течение практически всей своей истории жил по законам Солона, подвергавшимся лишь незначительным модификациям.

Реформы Солона имели, если так можно выразиться, компромиссный характер. Законодатель считал своей целью создать такой социально-политический порядок, при котором каждому социальному слою населения – знати и рядовым гражданам, богатым и бедным – было бы отведено подобающее место в общественной жизни полиса. Он стремился избежать несправедливого предоставления кому-либо односторонних преимуществ. Подводя итоги реформ, Солон так писал о своей деятельности в одной из элегий:

Власть даровал я народу в той мере, в какой он нуждался,

Чести его не лишил, но и не дал лишних прав.

Также о тех позаботился я, кто богатством и силой

Всех превзошел, – чтобы их не опозорил никто.

Встал я меж тех и других, простерев мощный щит свой над ними,

И запретил побеждать несправедливо других.

(Пер. С. Радцига)

Однако, как часто бывает в истории, действия реформатора, желавшего удовлетворить все общественные группы, на первых порах имели противоположный результат. Реформами Солона были недовольны многие граждане: аристократия сожалела об утрате ряда своих прежних привилегий, а демос порицал законодателя за то, что он не провел всеобщий передел земель на условиях полного равенства. Некоторые сторонники Солона советовали ему взять в свои руки всю власть в полисе, т. е. стать тираном, но он с негодованием отвергал советы подобного рода. В результате ему пришлось даже покинуть Афины на десять лет, приняв добровольное изгнание. К счастью, за это время его реформы не были отменены и впоследствии дали позитивные результаты.

Пусть Солона нельзя еще в полном смысле слова назвать «отцом афинской демократии», все же осуществленные им довольно умеренные реформы (иными они и не могли стать в той обстановке) следует охарактеризовать как первый шаг к формированию демократического государственного устройства. Реформы помогли создать такую политическую систему, при которой в управлении полисом могли принимать активное участие (хотя пока не на деле) широкие слои демоса, а не только аристократическая элита, как это было в предшествующую эпоху.

Источники

Важным источником по истории Афин являются поэтические произведения Солона, прославившегося не только как реформатор, но и как поэт. Тематика дошедших до нас произведений Солона весьма разнообразна: это и гражданская, и назидательная, и даже любовная лирика. Из этих стихов мы узнаем и о социально-политической ситуации в Аттике на рубеже VII-VI вв. до н. э., и о преобразованиях, осуществленных самим поэтом и законодателем.

Из книги Древняя Греция. Книга для чтения. Под редакцией С. Л. Утченко. Издание 4-е автора Ботвинник Марк Наумович

Реформы Солона (О. Н. Юлкина) Однажды жители Афин были удивлены необычным зрелищем. На центральную площадь города выбежал Солон, один из наиболее уважаемых афинских граждан, и, собрав вокруг себя большую толпу, стал читать стихи. Последнее время про него поговаривали, что

Из книги Атлантида и Древняя Русь [с иллюстрациями] автора Асов Александр Игоревич

АТЛАНТО-СЛАВЯНСКИЕ «КОРНИ»СОЛОНА И ПЛАТОНА Обратим внимание на родословную самого мудреца Солона, так как его род восходит непосредственно к богу морей Посейдону, который, по греческому преданию, «основал Атлантиду и населил ее своими детьми».То есть и род самого Солона

автора Андреев Юрий Викторович

2. Реформы Солона. Формирование основ афинской демократии Солон, выдающийся политический деятель, мыслитель и поэт, хорошо понимал сложность создавшейся социально-политической ситуации. Эвпатрид по происхождению, родственным и дружеским связям, он много занимался

Из книги История Древней Греции автора Хаммонд Николас

2. Юридические и экономические реформы Солона Невзирая на законодательство Драконта и изгнание Алкмеонидов, фракционная борьба обострялась, и гражданская война грозила уничтожить государство. Страну раздирали многочисленные процессы: соперничество между ведущими

Из книги История Древней Греции автора Хаммонд Николас

3. Государственные реформы Солона Когда внедрялись долговая, юридическая и финансовая реформы Солона, они то и дело оказывались под огнем критики. Вероятно, в 592/91 аттическом году Солон был назначен реформатором государства с неограниченной законодательной властью.

Из книги История Древней Греции автора Хаммонд Николас

4. Принципы Солона и правление Писистрата Более важны, чем подробности реформ Солона, воплощенные в них принципы. Солон поставил интересы государства превыше интересов партий и родов и требовал участия всех граждан в управлении государством. Он даже издал закон, что во

автора Куланж Фюстель де

Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

РЕФОРМЫ СОЛОНА Особенной остроты социально-политическая борьба в Афинах достигла в начале VI в. до н. э. Все борющиеся стороны пришли в конце концов к выводу о необходимости принятия экстраординарных мер для примирения. Самым естественным путем для установления согласия

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

РЕФОРМЫ СОЛОНА СолонОдин из «семи греческих мудрецов» - Солон вошел в историю как выдающийся реформатор, в значительной степени изменивший политическое лицо Афин и давший, таким образом, возможность этому полису опередить в своем развитии другие греческие

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ Земская реформа. В 1864 г. в России были созданы земские органы самоуправления. Система земских органов была двухуровневой: на уровне уезда и губернии. Распорядительные земские органы

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Реформы Солона История создания рабовладельческого полиса в Афинах воплотилась в совершенствовании законодательства. Афинский реформатор Солон (594 г. - год его избрания архонтом, высшим должностным лицом) был наделен законодательным правом, которое реализовал в ходе

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Реформы Солона Законы Драконта не коснулись вопроса о задолженности, сильно беспокоившего рядовое население Аттики. Волнения продолжались. Назревший конфликт был разрешен законодательной деятельностью Солона, который нашел возможность компромисса с наиболее

Из книги Атлантида и Древняя Русь [с бо?льшими иллюстрациями] автора Асов Александр Игоревич

Атланто-славянские «корни» Солона и Платона Обратим внимание на родословную самого мудреца Солона, ибо его род восходит непосредственно к богу морей Посейдону, который, по греческому преданию, «основал Атлантиду и населил её своими детьми». ПлатонТо есть и род самого

Из книги Очерки по истории политических учреждений России автора Ковалевский Максим Максимович

Глава IX Реформы Александра II. - Реформы - судебная, военная, университетская и печати. - Политические вольности русского подданного Преобразование всего судебного дела России обыкновенно отмечается, как третья из великих реформ, проведенных в царствование Александра

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Реформаторская деятельность Солона и Клисфена. Формирование полисной демократии в Афинах Обострение социально-политической обстановки в Аттике особенно чувствовалось уже во второй половине VII века до н. э. Примером тому может служить неудавшаяся попытка установления

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.