Первое впечатление не всегда обманчиво. Почему первое впечатление обманчиво позиционный эффект и эффект недавности

Двигаясь к цели и оценивая людей, не поддавайтесь власти первого впечатления – оно очень обманчиво. Избегайте руководствоваться в принятии решений своими предрассудками. Подобные ошибки не просто замедляют продвижение к цели, часто они просто непоправимы.

Толкование закона

Тот, кто желает добиться значительного успеха в профессиональной сфере или бизнесе, должен прежде всего найти общий язык со своим непосредственным начальником, а также сослуживцами, взаимоотношения с которыми будут влиять на эффективность его деятельности. Но как заставить себя относиться более или менее терпимо к людям, которые кажутся слишком недалекими, пассивными и вообще крайне неприятными?! Разве можно преодолеть неприязнь и антипатию к тем, кто с самого начала произвел самое что ни на есть неблагоприятное впечатление, изменить свое отношение к ним?

Оказывается, можно. Для этого достаточно мысленно вернуться к моменту знакомства и вдуматься, что же именно во внешности и поведении человека произвело неприятное впечатление, заставило избегать общения с ним, определило характер дальнейших взаимоотношений. Как правило, результатом анализа первого впечатления чаще всего становится следующая мысль: в том, что тот или иной человек произвел не слишком хорошее впечатление, на самом деле виноват не он сам (его внешность, особенность поведения), а ожидания того человека, с которым он общался. Мы представляли себе какой-то определенный образ, а вместо него получили другой – прямо противоположный. Отсюда разочарование и неприязнь.

Итак, к первому впечатлению, произведенному внешностью и манерой поведения нового знакомого, нужно относиться со значительной долей осторожности. По большому счету, ему вообще не стоит доверять. В противном случае человек может не только замедлить процесс своего продвижения по служебной лестнице, но и вообще лишиться места (если, к примеру, приняв главного инженера за сантехника, обратиться к нему со словами вроде: «Эй, дядя, где здесь выход?»).

В том, что первое впечатление обманчиво, едва ли не каждый человек неоднократно убеждался на собственном опыте. Однако он снова и снова повторяет свою ошибку, принимая человека «по одежке», то есть создавая о нем собственное мнение на основе каких-либо внешних или других совершенно незначительных признаков.

Как известно, внешность человека во многом зависит от его настроения, физического и психического самочувствия. Тот, кому пришлось пережить сильный стресс при увольнении с предыдущего места работы, естественно, будет выглядеть не слишком хорошо, устраиваясь на новую должность в другую фирму. Может случиться так, что он произведет на нового начальника и членов нового коллектива неблагоприятное впечатление только потому, что в силу указанных обстоятельств не смог уделить своей внешности должного внимания (пришел на собеседование в неглаженом костюме, с растрепанными волосами и т. д.). В данном случае следует отложить анализ произведенного внешностью впечатления «на потом», сосредоточив внимание лишь на выявлении степени профессионализма нового сотрудника.

Многие люди склонны в своем восприятии того или иного человека руководствоваться традиционными, в целом устаревшими взглядами и убеждениями. Так, например, они совершенно уверены, что если человек пришел на собеседование с модным дипломатом, то он устраивается «по блату». И в этом случае они либо будут демонстрировать ему свое презрение, либо, наоборот, постараются завоевать расположение. А если кому-либо придет в голову в первый же день заявиться на работу в свободном свитере грубой вязки, то его тут же отнесут к представителям творческой интеллигенции и попросят написать стихотворение в честь юбилея одного из сотрудников.

Люди, оценивающие окружающий мир лишь по внешним проявлениям, проявляют невероятную изощренность в чтении текста, написанного с помощью вещей. И в этом есть как положительные, так и отрицательные моменты. Однако, чтобы действительно добиться желаемого, не нужно уподобляться таким субъектам и тем более пытаться переделывать себя в соответствии с их мерками.

Оставаясь самим собой, каждый из нас может не только изменить не слишком благоприятное впечатление, произведенное при знакомстве, но и вызвать в собеседнике искреннее расположение и симпатию, добившись тем самым безусловного успеха и обеспечив себе дальнейшее продвижение к цели.

Образ

Царевна-лягушка. Тот, кто надеялся увидеть на ее месте красивую или хотя бы просто симпатичную девушку, наверняка испытает сильнейшее разочарование. Однако не стоит торопиться с выводами. Вполне возможно, что за мокрой зеленой и покрытой бородавками шкуркой скрывается потрясающе красивое существо, способное принести счастье и удачу как на профессиональном поприще, так и в личной жизни. Присмотритесь к человеку, не судите о нем слишком строго. Придет время – и вы сами можете оказаться на его месте!

Доказательство закона

Как уже было сказано выше, чтобы не испытать сильнейшего разочарования в собственных поступках и не совершить ошибок, которые впоследствии лишат возможности продолжать движение вверх по служебной лестнице навстречу благополучию и престижу, следует с предельной осторожностью относиться к первому впечатлению, произведенному внешностью или поведением того или иного человека. Оно настолько субъективно, что не может считаться правильным и вызывать безоговорочное доверие.

Сколько людей, поддавшись влиянию чувств, возникших при первом знакомстве с кем-либо, впоследствии жалели об этом! Сколько замечательных возможностей для достижения успеха упускали они! При этом в своей неудаче они не могли винить никого, кроме самих себя.

Об обманчивости первого впечатления говорили и писали многие. Так, например, в своих «Литературных портретах» М. Горький приводит несколько ситуаций, когда предвзятое мнение о ком-либо мешало ему по-настоящему сблизиться с человеком, понять и оценить его ум, талант, личные качества.

В одной из глав книги он описывает знаменитого Савву Морозова. Этот человек на одном из съездов, где собирались лучшие и известнейшие люди России, посмел возразить самому Менделееву. Сказанные в сильном раздражении слова последнего о том, что с его взглядами солидарен сам Александр III, вызвали молчание всего зала, и тогда из «рядов лысин и седин вынырнула круглая, гладко остриженная голова, выпрямился коренастый человек с лицом татарина и, поблескивая острыми глазками, звонко, отчетливо, с ядовитой вежливостью сказал, что выводы ученого, подкрепляемые именем царя, не только теряют свою убедительность, но и вообще компрометируют науку».

Естественно, что столь неординарная личность, тем более позволяющая себе дерзкие высказывания, не могла не вызывать у многих неприязни и невольного неуважения, которые многократно усиливались от того, что окружающие не ожидали встретить в этом человеке подобные черты характера.

Сам Горький говорит о том, что «татарское лицо Морозова» вызвало у него противоречивое впечатление: «черты лица казались мягкими, намекали на добродушие, но в звонком голосе и остром взгляде проницательных глаз чувствовалось пренебрежение к людям и привычка командовать ими».

Как замечает автор, внешность Морозова была до того обманчивой, что те, кто непосредственно с ним сталкивался, испытывали нечто вроде шока. Такое бывает, когда лежишь на солнышке, а на тебя выливают ведро ледяной воды. Лицом и фигурой похожий на улыбчивого Будду, Морозов, однако, действовал, как настоящий полководец, внушая окружающим чувство уважения, к которому часто примешивался страх. И наверняка контраст между внешностью и характером был одним из тех преимуществ, которые позволили Морозову стать не только одним из богатейших людей России, но и заслужить уважение среди народа. После смерти Морозова среди рабочих его фабрики возникла легенда: Савва не помер, вместо него похоронили другого, а «он отказался от богатства и тайком ходит по фабрике, поучая рабочих уму-разуму».

В своих «Литературных портретах» Горький рассказывает о своей первой встрече с Сергеем Есениным. По воспоминаниям писателя, она состоялась в 1914 году. Есенин показался Горькому мальчиком 15-17 лет. «Кудрявенький и светлый, в голубой рубашке, в поддевке и сапогах с набором, он очень напомнил слащавенькие открытки, на которых изображались боярские дети, все с одним и тем же лицом... Есенин вызвал у меня неяркое впечатление скромного и несколько растерявшегося мальчика». У писателя он вызвал ассоциацию с приказчиками в торговых рядах, танцорами и певцами в трактирных хорах.

Однако позднее, когда Горький читал его «размашистые, яркие, удивительно сердечные стихи», ему не верилось, что их пишет тот самый нарочито картинно одетый мальчик. Писатель не раз жалел о том, что первое впечатление помешало ему поближе познакомиться с выдающимся поэтом и лишило возможности узнать его поближе.

Таким образом, перефразировав известное высказывание, можно сказать: каждый должен судить о людях так, чтобы потом не было мучительно больно... Тот, кто позволил себе обмануться первым впечатлением, обманется еще не раз.

Авторитетное мнение

Немалый ум требуется, чтобы понять чужой ум.

Металл узнается по звону, человек – по слову.

Порядочность обнаруживается в речах, но куда вернее – в делах. Тут нужны внимание преострое, наблюдательность неустанная, суждение трезвое...

Знай нрав тех, с кем имеешь дело, – чтобы понять их намерения. Учись разгадывать выражение лица, по внешним признакам читать душу...

Не жди добра от урода, которого сама природа обидела, и как она его не уважила, так и он ее не уважает. А у красивых – чем больше красивости, тем больше глупости.

/Из афоризмов Бальтасара Грасиана/

Обратная сторона закона

Часто тот, кто, оказавшись под впечатлением от безупречной внешности своего нового знакомого, не принял во внимание особенности его поведения (например, на «бегающий» взгляд, на излишнюю нервозность в жестах и мимике), впоследствии вспоминает о последнем. Однако, как оказывается, он делает это слишком поздно. Чтобы не испытать подобного разочарования и не оказаться в положении обманутого красивым миражом человека, следует почаще «встряхивать» головой, избавляясь от наваждения, и руководствоваться собственным благоразумием и интуицией.

И вообще, не доверяя первому впечатлению, никогда нельзя забывать об интуиции. Ведь именно она способна «предупредить» человека, что тот, кто в данный момент перед ним находится, на самом деле вовсе не такой, каким хочет казаться. Его улыбка, возможно, неискрення, и за ней скрывается стремление втереться в доверие, а затем, в наиболее трудный и ответственный момент, он бросит, подведет, оставит в трудной ситуации того, кто в нем нуждается.

Умение с первого взгляда распознавать в людях их тайные желания и намерения свойственно единицам. И такие люди, как правило, пользуются всеобщим уважением, так как защищены от обмана и разочарования. Человек, обладающий даром с первого взгляда определять характер и желания другого человека, способен «перестраиваться», изменять тактику действий таким образом, чтобы она обязательно приносила положительный результат.

Напротив, тот, кто никогда не прислушивается к «внутреннему голосу», может сильно обмануться в своих ожиданиях. Вместо того чтобы отстраниться от человека, присутствие которого вызывает безотчетную неприязнь, он доверяет ему все свои секреты и в итоге оказывается жестоко обманут им.

Внимательность, наблюдательность и проницательность – вот три составляющие, позволяющие добиваться успеха во взаимоотношениях с окружающими. Тот, кто пренебрегает перечисленными качествами, рискует оказаться обманутым. Ведь вокруг нас очень много таких людей, которые, желая добиться исполнения своих корыстных желаний, надевают «маски», позволяющие им втереться в доверие, завоевать расположение, внушить симпатию и уважение. Лишь научившись отличать «маску» от настоящего выражения лица, человек сможет добиться действительного успеха.

Басня «Тщеславная галка»

Юпитер определил поставить царя над птицами. Он известил, чтобы в такой-то день все они явились к нему, и он сам прекраснейшую из них изберет и посадит на царство. Галка, сознавая, что она некрасива, пошарив по лесам и полям, набрала перьев, что выпали из крыльев других птиц, и натыкала их по всем частям своего тела. Она надеялась, что выкажет себя перед всеми самой прекрасной. Когда назначенный день настал и птицы явились к Юпитеру, Галка тоже изволила явиться в своем разнопером уборе. Юпитер предложил посадить ее на царство за красоту ее перьев, но птицы с негодованием возвысили свои голоса, и когда каждая сдернула с нее свое перо, Галка по-прежнему стала только Галкой.

Территория заблуждений [Какие ошибки совершают умные люди] Добелли Рольф

Почему первое впечатление обманчиво Позиционный эффект и эффект недавности

Почему первое впечатление обманчиво

Позиционный эффект и эффект недавности

Позвольте представить вам двух мужчин: Ален и Бен. Определитесь без долгих раздумий, кто из них вам больше нравится. Ален умен, прилежен, импульсивен, критичен, упрям, завистлив. Бен, напротив, завистлив, упрям, критичен, импульсивен, прилежен, умен. С кем из них вы бы предпочли застрять в лифте?

Если вы рассуждаете как большинство людей, то выберете Алена. Хотя описания их абсолютно одинаковые. Наш мозг воспринимает первое прилагательное сильнее, чем все следующие, и в результате вам кажется, что перед вами две разные характеристики. Ален - умен и прилежен. Бен, напротив, завистлив и упрям. Первая черта характера затмевает все последующие. Это так называемый позиционный эффект, или эффект первого впечатления.

Если бы не было позиционного эффекта, то головным офисам компаний не пришлось бы хвастаться помпезными, но непроизводительными холлами. И тогда не имело бы значения, в какой обуви пришел на встречу ваш адвокат: в незашнурованных кедах или начищенных до блеска дизайнерских оксфордах.

Позиционный эффект приводит к ошибочным действиям. Даниэль Канеман в своей новой книге пишет, как в начале своей преподавательской деятельности он оценивал экзаменационные работы. Подобно большинству учителей, все работы поочередно: сначала одного студента, потом другого и так далее. Это привело к тому, что те студенты, которые давали прекрасный ответ на первые вопросы, вызывали симпатию преподавателя, что отражалось на оценке последующих ответов. Тогда Канеман изменил порядок. Сначала он выставлял оценку за ответ на первый вопрос у всех студентов, затем на второй и так далее, исключив тем самым влияние позиционного эффекта.

К сожалению, такой подход применим не всегда. При приеме на работу нового сотрудника вы рискуете нанять того, кто произвел на вас лучшее первое впечатление. В идеале вам следовало бы выстроить всех претендентов в шеренгу, одновременно всем задавать один и тот же вопрос и тут же выслушивать одновременные ответы.

Предположим, вы член правления некой компании, и предмет, о котором вы еще не вынесли суждение, уже на столе. Тогда мнение первого выступающего, которое вы услышите, будет иметь решающее значение для вашей общей оценки. То же самое касается и других участников заседания. Этим ценным преимуществом стоит воспользоваться: если у вас есть свое мнение, не медлите, выступите первым. Вместе с тем вы произведете незаурядное впечатление на ваших коллег и перетянете их на свою сторону. Если же вы, напротив, председатель собрания, попросите участников высказывать мнения в случайном порядке, иначе человек, который возьмет слово первым, окажет немалое влияние на остальных. Правда, не всегда дело в позиционном эффекте, существует и обратный ему эффект недавности (англ. recency effect ). Суть его в том, что полученная в последнюю очередь информация запоминается лучше. Объясняется это малым размером ячеек нашей кратковременной памяти: по мере поступления новых блоков информации старые забываются.

В каком случае доминирует позиционный эффект, а когда преобладает эффект недавности? Ответ: когда нужно сделать что-то сразу после череды впечатлений, позиционный эффект сильнее. Например, в случае с Аленом и Беном вы были вынуждены сразу же вынести суждение об обеих личностях. Если же впечатление осталось в прошлом, то на передний план выходит эффект недавности. Вспомните разговор, который вы слышали несколько недель назад, - в памяти, скорее всего, остались только обрывки его конца, точечные фрагменты воспоминаний.

Вывод: промежуточная часть производимого впечатления выглядит ниже среднего, будь то середина речи, разговора с покупателем или книги. Не судите о вещах по первому впечатлению. Так или иначе, но оно обязательно вас обманет. Попробуйте непредвзято оценить все стороны человека. Это непросто, однако в определенных ситуациях вполне возможно. На собеседовании я, например, каждые пять минут делаю для себя пометки, а затем рассчитываю среднее значение. Таким образом я убеждаюсь, что «середина» в равной степени относится и к первому, и к последнему впечатлению.

Из книги Социальная инженерия и социальные хакеры автора Кузнецов Максим Валерьевич

Эффект ореола или эффект обобщения Для того чтобы было понятно, что подразумевается под этим эффектом, приведем простой пример. Очень часто наши успехи или, что хуже, неудачи в какой-либо области деятельности пролонгируются на другие области. Вот это и есть эффект ореола.

Из книги Психология красоты: Тренинг привлекательности автора Добролюбова Александра Владимировна

Первое впечатление Что определяет наше отношение к тому или иному человеку? Почему мы ведем себя с одними людьми так, а с другими иначе? От чего мы отталкиваемся, когда начинаем выстраивать линию поведения по отношению к конкретному субъекту? Вопросов много, ответ один:

автора Добелли Рольф

Почему пропаганда действует Эффект спящего Во время Второй мировой войны каждая страна выпускала пропагандистские фильмы. Население, особенно солдаты, должно было с воодушевлением сражаться за свою родину и, если надо, умирать. США выделяли на пропаганду так много

Из книги Территория заблуждений [Какие ошибки совершают умные люди] автора Добелли Рольф

Почему у нас нет чувства незнания Эффект кровопускания Человека приносят к врачу. Тот делает ему несколько надрезов на руке и пускает кровь - примерно пол-литра. Пациент падает в обморок. На следующий день он должен терпеливо вынести еще пять кровопусканий. После трех

Из книги Территория заблуждений [Какие ошибки совершают умные люди] автора Добелли Рольф

Почему вы полагаете, что другие думают так же, как вы Эффект ложного согласия Какая музыка нравится вам больше: музыка 60-х или 80-х? Как, по вашему мнению, ответила бы на этот вопрос большая часть населения? Большинство людей склонны все мерить по себе. Лично им нравится

Из книги Территория заблуждений [Какие ошибки совершают умные люди] автора Добелли Рольф

Почему существующее положение вещей священно для нас Эффект стандартных настроек Мой взгляд в отчаянии блуждал по винной карте. Irouleguy? Harslevelu? Susumaniello? Я, конечно, не знаток, но здесь очевидно было, что ее составитель хотел щегольнуть. Дойдя до последней страницы, я с

Из книги Территория заблуждений [Какие ошибки совершают умные люди] автора Добелли Рольф

Почему необычное не так уж и важно Эффект узнаваемости Предположим, что в СМИ несколько месяцев подряд господствует тема марихуаны. В эфире телевизионные программы и репортажи о курильщиках травки, лицах, незаконно выращивающих коноплю, и дилерах. Бульварная пресса

Из книги Территория заблуждений [Какие ошибки совершают умные люди] автора Добелли Рольф

Почему деньги не бывают нагими Эффект легких денег Ветреный день в начале 80-х. Мокрые листья неприкаянно летали по тротуару. Я толкал свой велосипед в гору в сторону гимназии, когда заметил у себя под ногами странный листок бумаги. Когда я наклонился, то увидел, что это

Из книги Территория заблуждений [Какие ошибки совершают умные люди] автора Добелли Рольф

Почему планы успокаивают Эффект Зейгарник Берлин, 1927 год. Группа студентов и университетских профессоров пришла в ресторан. Официант принимает заказ, включая особые пожелания, но не считает нужным что-то записывать. Ничем хорошим это не кончится, думают собравшиеся за

Из книги Территория заблуждений [Какие ошибки совершают умные люди] автора Добелли Рольф

Почему контрольные карты слепы Эффект наличия признака Перед вами две числовые последовательности. Первая последовательность А такова: 743, 947, 421, 843, 394, 411, 054, 646. Что в этих числах общего? Не читайте дальше, пока не догадаетесь. Верно, во всех этих числах есть цифра 4. Теперь

Из книги Чтение мыслей [примеры и упражнения] автора Гавенер Торстен

Первое впечатление Ожидания, вне всяких сомнений, ведут наше мышление по накатанной колее. Как мы уже убедились, свернуть с проторенного пути для нас порой оказывается непосильной задачей.Именно поэтому для нас имеет такое важное значение первое впечатление, ведь

Из книги Тренинг общения за 14 дней автора Рубштейн Нина Валентиновна

Первое впечатление Представьте, что вы приходите на встречу с незнакомым человеком. Как вы думаете, за какое время он успевает вас оценить? Представьте себе, всего за 7 секунд! За это время он успевает понять, интересны вы для него или неинтересны, привлекательны или нет,

Из книги Вредные люди вокруг нас [Как с ними бороться?] автора Гласс Лилиан

Первое неприятное впечатление Первое впечатление влияет на последующее отношение людей к вам. Бывает, что вы не нравитесь людям по необъ­яснимым причинам. Это может зависеть от вашего поведе­ния или от их зависти к вам. Может быть, вы похожи на че­ловека, которого они не

Из книги Перезагрузка. Как переписать свою историю и начать жить на полную мощность автора Лоэр Джим

Тренировочный эффект и эффект истории Чем больше сгибаний рук с гантелями вы сделаете, тем больше вырастет ваш бицепс. Увеличьте количество повторений или вес, и бицепс увеличится в размерах и силе. Это не сверхпремудрость. Просто это тренировочный эффект.Когда вы

Из книги Россия – альтернатива апокалипсису автора Ефимов Виктор Алексеевич

Почему попытки «десталинизации» дают обратный эффект? В действительности свобода как свойство личности и «комбинаторство» как характер её деятельности несовместимы друг с другом. В русском языке слово «свобода» объективно является аббревиатурой - С-овестью

Пасынок Юлия Юрьевна,
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе,
учитель начальных классов,
МБОУ НОШ № 21 г. Южно-Сахалинска,
Сахалинская область,
2016 год

Первое впечатление - обманчиво или нет?

Психологи утверждают, что определить успешность человека можно в первые пять минут общения с ним. Внешний вид, манеры, особенности речи, одежда… Что же больше всего влияет на первое впечатление?.. Размышления привели меня в библиотеку… Изучив несколько источников по теме вопроса, пришла к выводу, что факторами, влияющими на первое впечатления являются:
- внешняя привлекательность,
- невербальное поведение человека,
- отношение к людям,
- речь и голос,
- детали одежды.
Одним словом первое впечатление зависит от умения презентовать себя…
Считают, что шанс получить хорошую работу возрастает, если человек может произвести хорошее первое впечатление…
Пять минут… И мнение о человеке уже сложилось. Далее восприятие собеседника идет через призму тех первых впечатлений, которые он произвел на вас.
Первое впечатление… Так обманчиво оно или нет?..
Раньше я часто ловила себя на мысли, что первое впечатление не обманчиво. Но со временем убедилась, что это не так. Ведь воспринимая человека, нужно учитывать его особенности и индивидуальность. Одни люди могут сразу свободно начать общение, в ходе которого раскроются сами. О них легко составить первое впечатление. Другие, наоборот, будут замкнуты и нерешительны при встрече с незнакомыми людьми. Они могут быть и интеллектуалами, и совершенно недалекими людьми. Догадаться о том, что таит в себе такой человек, нелегко. А чего стоит волнение, следствием которого может быть и ситуация, как в басне Крылова - «в зобу дыхание сперло».
Первое впечатление… А ведь еще нужно учитывать характер человека, его настроение и даже ту жизненную ситуацию, в которой он в данный момент находится. И это относится к двум собеседникам. Ведь мы воспринимаем человека тоже через призму событий нашей жизни и наше настроение. Одним словом все зависит от того, кого воспринимают, кто и как воспринимает.
А вот еще повод для размышления - так ли легко нас «прочитать», когда мы этого не хотим?.. Не секрет, что наша жизнь - игра и все мы в ней актеры… Мы можем просто играть одну из ролей, наблюдая за реакцией собеседника, тем самым маскируя самого себя.
Первое впечатление - обманчиво оно или нет?
Наверное, однозначного ответа на это вопрос все таки нет.
В любом случае, человеку нужно дать возможность раскрыться, а для этого необходимо пообщаться с ним длительное время, увидеть его в различных ситуациях. И уже потом делать какие-либо выводы.

5 июля в российский прокат вышел британский триллер «Невидимка» от режиссёра Энтони Бирна («Острые козырьки», «Последнее королевство»). Эта картина стала для него полностью авторским проектом. Он выступил не только в качестве режиссёра, но и в качестве сценариста и продюсера. Мы решили выяснить, что из этого получилось.

Главная героиня фильма - слепая пианистка София (Натали Дормер). Вопреки своему недугу, который, безусловно, с первых минут располагает к ней зрителя, она живёт полноценной жизнью: играет в симфоническом оркестре, общается с друзьями, самостоятельно справляется со всеми делами. И всё бы хорошо, но однажды девушка становится невольной свидетельницей ссоры между своей соседкой Вероникой (Эмили Ратаковски) и незнакомым мужчиной, после которой первая погибает.

Позже выясняется, что отец Вероники - опасный военный преступник. И теперь хрупкая и беззащитная София втянута в жестокий криминальный мир, где сочувствие проявлять не принято, даже если ты слепой. Но долго переживать за незрячую пианистку не приходится. Оказывается, что на самом деле она совсем не так проста, как кажется на первый взгляд.

Надо заметить, что в фильме присутствуют элементы неожиданности. Не все из них можно назвать действительно удачными, но свою роль они всё же выполняют: скучать в целом не приходится. Только вот чем дальше заходит сюжет, тем больше становится путаницы. В картину длительностью чуть более полутора часов попытались уместить слишком много сюжетных линий, которые в итоге раскрыть не смогли. То же самое можно сказать и про героев, среди которых, к слову, есть несколько очень интересных, но явно недостаточно проработанных. К их числу относятся, например, сама София и главный злодей, которого сыграл Ян Бейвут.

Впрочем, несмотря на недоработки сценария, все актёры справились со своими ролями довольно хорошо, живо и без перебора. Да и Натали Дормер, будучи супругой Бирна, тоже приложила руку к сценарию и продюсированию фильма, и образе слепой пианистки весьма убедительна. Более того, её игра завораживает. И от этого наблюдать за развитием событий ещё любопытней.

Правда, сам образ главной героини не вполне свеж: если припомнить французскую короткометражку «Настройщик» от 2010 года, главным героем которой был молодой человек, притворяющийся слепым настройщиком клавишных, чтобы располагать к себе клиентов, а потом столкнувшийся с криминалом, то возникают некоторые вопросы. Говорить о том, что режиссёр «Невидимки» не был знаком с этой историей, не приходится, потому что «Настройщик» - чуть ли не открытие того года, лента в индустрии кино не просто известна, она отмечена множеством наград. И даже если допустить, что Энтони Бирн и правда прошел мимо «Настройщика» и создал образ Софии сам, то факт вторичности, как говорится, остаётся фактом.

Как бы то ни было, режиссёру неплохо удалось воплотить задумку со слепым музыкантом. Это выглядит впечатляюще, и изюминку картине придаёт её звуковое оформление. Оно играет важную роль, создает определенный шарм и имеет особый смысл, потому что София, которая с детства ничего не видит, связана с внешним миром в первую очередь с помощью звуков, различных шумов. Что, кстати, отражено в оригинальном названии фильма - «In Darkness», «В темноте», так что определенный смысловой слой - жизни в абсолютной темноте и ориентации в пространстве только за счет звуков - прокатчики в очередной раз загубили. Среди этих звуков посредством режиссуры акцентируются какие-то отдельные слова, стук, грохот и, конечно, музыка. Всё это есть в фильме и в сочетании с качественной операторской работой позволяет зрителю в той или иной степени понять ощущения героини, создавая эффект присутствия.

Если подробнее говорить о музыкальном сопровождении, то с первых минут фильма становится ясно, что к его выбору подошли очень тщательно и трепетно, что неудивительно, если учесть род деятельности героини. Все саундтреки для картины написал композитор Ниал Бирн. И надо отдать ему должное, они, спокойные и в то же время динамичные, иногда нагнетающие и немного жутковатые, превосходно передают общую атмосферу фильма, специфику конкретных сцен и внутреннее состояние героев, но при этом остаются ненавязчивыми, а иногда даже незаметными. Иными словами, музыка в этой картине чуть ли не сливается с сюжетом, становясь его составной частью.

«Невидимка», как уже было отмечено, это триллер. И о несоответствии жанру оснований говорить нет: есть и интригующая идея, и неожиданное развитие событий, и даже некоторое напряжение чувствуется. Однако фильм в итоге абсолютно не цепляет, а потенциально многогранные герои не вызывают искреннего участия. В сюжете остаётся много прорех и непонятностей: где-то не хватает предысторий, где-то совсем не объясняются мотивы героев, где-то можно было бы добавить чуть больше деталей. Так, практически не раскрытой остаётся история Вероники, гибель которой становится завязкой и в дальнейшем играет ключевую роль.

В общем, картина неплохая, но скорее для единичного просмотра. Посмотрел и забыл. Идти стоит лишь ценителям творчества Натали Дормер и тем, кому хочется отдохнуть от супергеройских блокбастеров и шаблонных мелодрам. Но высоких надежд возлагать не стоит.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.