Правописание ое после шипящих. Справочник по русскому языку
В.П.УГОЛЬНИКОВА,
частная школа "Гарант", п. Школьное, Крым
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ
о-е-ё
ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И ц
Только что прочитала статью Е.Г. Шатовой «Формирование обобщенных знаний при обучении орфографии в системе урока. Новый подход» (Русский язык, № 19/2001). Совершенно согласна с автором статьи, так как я работаю примерно по такому принципу (формирование обобщенных знаний) уже лет 20. Просто живем мы сейчас в разных странах (к моему большому сожалению), меньше стало совместной методической работы. Выписываю постоянно вашу газету, но писать как-то не решалась, думая, что у вас и своих авторов хватает. Но теперь рискнула: может быть, пригодятся и мои разработки.
Я составила свою карточку с орфограммами как раз на основе обобщения материала. Не буду приводить вам ее полностью, хотя работаю по ней около 20 лет, теперь уже точно могу сказать, что с ее помощью сформировать грамотность письма гораздо проще. Мой опыт обобщен в Крыму, и по карточке работают другие учителя русского языка, а я систематически провожу семинары для них.
Итак, предлагаю свое видение той же самой темы – «Правописание гласных о–е–ё после шипящих и ц». Только это не план урока, а лишь набор необходимых заданий, а уж как их скомпоновать – дело учителя.
Для начала сообщаю ученикам, что
шипящих в русском языке всего 4 – ж, ш, ч, щ
.
Предлагаю упражнения-разминку на формирование
фонематического восприятия и внимание.
(Количество и необходимость таких упражнений
определяет учитель.)
Эти специальные упражнения, воспринимаемые как игровые, направлены одновременно на развитие внимания, формирование навыков анализа, синтеза, классификации и обобщения, фонематического анализа. На эту работу отводится 3–5 минут урока.
После того как дети научились легко выполнять эти упражнения, т.е. фонематическое восприятие и внимание активизировано, можно приступать к работе над орфограммами.
Задание 1 . Продиктовать предложения в темпе школьного диктанта. Выписать все шипящие .
1. Над ржаным полем, шелестящим
жесткими ржаными колосьями, воздух горяч и
неподвижен (ж ш щ ж ж ч ж).
2. Жаркие солнечные лучи и шепот морского прибоя
зовут отдыхающих на пляжи (ж ч ч ш щ ж).
3. В лесной чаще стоит тишина, только жужжат пчелы
над цветами шиповника да щебечут в вышине
деревьев неугомонные птицы (ч щ ш ж ж ж ч ш щ ч ш).
4. Бывают чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужу ужасно больно.
Вот. (ч ж ж ж ж ж ж)
5. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)
6. Бывают в жизни чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужасно больно.
Вот. (ж ч ж ж ж ж ж)
7. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)
Задание 2. Укажите часть слова (к орень – к или з а к орнем – зк ), в которой имеется орфограмма « о –е –ё после шипящих и ц ». Исключение обозначьте: искл , а глаголы и отглагольные формы – г .
Образец: Желтый пушок – к, зк .
Черный, шов, испеченный, ночевка, желтый, шел, шоколад, бечевка, течет, кошелка, печенка, зайчонок, расческа, речонка, девчонка, крыжовник, шоссе, щелка, рассечет, медвежонок.
Ответ: к, искл, г, г, к, г, искл, к, г, к, к, зк, к, зк, зк, искл, искл, к, г, зк .
Познакомимся с орфограммой «о–е–ё после шипящих и ц» .
а) в корне под ударением пиши ё
,
если слово можно изменить так, чтобы писалось е
(жё
лтый – же
лтеть)
; остальные слова,
которые пишутся с о
в корне, назовем
исключениями;
б) за корнем (в суффиксе и окончании) под
ударением – о
, без ударения – е
;
в) ё
– в глаголах и отглагольных формах, т.е.
словах, которые образованы от глаголов: испечённый
– испечь, ночёвка – ночевать, тушёнка – тушить,
сгущёнка – сгустить;
г) слова с суффиксом -ёр
– дирижёр,
тренажёр,
но танцор
.
Задание 3. В русском языке несколько десятков корней, в которых после шипящих стоит ё . Запишите слова, используя приведенные ниже корни. Составьте с ними словосочетания.
Задание 4 . Чтобы лучше запомнить слова-исключения, в корне которых после шипящих пишется о , прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 24 таких слова. Нарисуйте иллюстрацию к этому рассказу.
По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр , а в кузове тряслись чопорный шотландец , бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник . Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном , жонглёр жонглировал крыжовником , нанизывая его на шомпол . Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон . Настроение у всех было мажорное . Будто ехали они на веселое шоу . Вдруг послышался шорох . Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.
К рассказу следует добавить такие слова, как трущобы и чащоба. (С ними дети сами охотно придумают последнее предложение.)
Предыдущие задания готовят учеников к отработке данной орфограммы. Рисунок выполняется учениками на доске попутно с чтением рассказа учителем. Заранее рассказ не читается. После того как рисунок выполнен, учитель еще раз читает рассказ, рисунок стирается с доски, а ученики пишут по памяти слова-исключения. Затем определяем, кто больше запомнил слов, какие слова не запомнились. Все это дает возможность еще раз их повторить. Прием рисования позволяет «включить» еще и эмоциональную память ученика. Это вообще очень хороший прием, я использую его и при работе над ошибками.
Теперь приступаем непосредственно к
отработке написания о–е–ё
после шипящих.
Повторяем данную орфограмму. Обращаем внимание
учащихся на то, что для данного правила нужно
уметь видеть состав слова и отличать
отглагольные формы и глаголы от других частей
речи.
(Под термином «отглагольные формы»
подразумеваются слова, которые образованы от
глагола. Это и причастия, и отглагольные
существительные, и прилагательные. Снимается
необходимость определять часть речи, что
упрощает выполнение действий.)
Задание 5. Заполните таблицу, воспользовавшись словами, перечисленными ниже. Какие слова вы не включили в таблицу? Почему?
За корнем под ударением |
В корне под ударением |
В глаголах и отглагольных формах |
Слова-исключения |
Суффикс -ёр |
Медвежонок |
Шоколад, обжора |
Тренажёр |
||
Проверь себя:
1-й столбик:
6, 9, 10, 19, 26, 27, 31, 32, 37.
2-й столбик:
13, 23, 29, 38.
3-й столбик:
1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 18, 20, 22, 25, 34, 35, 36, 42, 44.
4-й столбик:
7, 40, 41, 43, 45.
5-й столбик:
4, 24, 30.
Никуда не вошли слова с написанием е
(а не ё
)
после шипящих, слова с безударным суффиксом и
наречие ещё
(искл.).
Данное упражнение помогает сформировать сознательный подход к работе с правилом правописания (орф. № 14), вычленяет этапы умственной деятельности учащихся при выборе гласной.
Если ученик допустил много ошибок, ему можно предложить выполнить любое упражнение из учебника или пособия, а затем заполнить такую же таблицу словами из упражнения. Таблица наглядно покажет типичные ошибки каждого ученика: если в какой-то колонке больше ошибок, чем в другой, это значит, что данный этап правила ученик по какой-либо причине не усвоил. Например, многие слова неверно внесены в первый столбик или глаголы оказались не в первой колонке – значит, ученик забывает или не умеет выделять суффиксы, не видит глаголов.
Задание 6 (для самопроверки). Вставьте пропущенные буквы, укажите номер и букву орфограммы .
Щ_голь, беч_вка, ж_ваный, реш_тка, ж_лоб, бесш_вный, ж_рдочка, туш_нка, верблюж_нок, приш_л, испеч_нный, зач_т, прож_рливый, ч_рточка, девч_нка, наш_птывать, корч_вка, ш_ковый, ч_порный, печ_нка, галч_нок, переж_вывать, сгущ_нка, сокращ_н, ж_сткий, горяч_, дириж_р, шалаш_м, нож_м, лягуш_нок, ж_нглер, защ_лка, уч_ба, ш_рох, крыж_вник, сч_т, ж_рдочка, реч_нка, ноч_вка, жж_т, расч_ска, щ_лочь, ч_ткий, ш_ссе, кош_лка, пощ_чина, трущ_бы, ш_лковый, копч_ный, ч_рствый.
Посчитайте коэффициент усвоения данной орфограммы: каждое правильно написанное слово = 2%.
КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Достаточный уровень. Вставьте пропущенные буквы.
Быч_к, боч_нок, ноч_вка, бумаж_нка, плющ_м, копч_ности, нож_вка, напряж_нный, внуч_к, гараж_м, раскрепощ_нный, печ_нка, сгущ_нка, девч_нка, протяж_нный, свеч_й, ж_нглер, ж_луди, переш_л, ж_рдочка.
Средний уровень . Напишите текст под диктовку. Обозначьте орфограмму № 14 .
В раннее весеннее утро, когда солнце еще не горячо и в воздухе свежо, ребята во главе со стажером провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапчонка, из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щетки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.
(Из кн.: Д.Розенталь, И.Голуб . Русский язык. М.: Айрис, 1999.)
Высокий уровень . Найдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов с орф. № 14, указав рядом букву (14а, 14б...). См. таблицу в начале раздела.
Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ГРАМОТНОСТИ
1. Выпишите слова, в которых допущены
ошибки на данное правило.
2. Разберитесь, почему именно так нужно было
написать слово.
3. Еще раз поработайте с таблицей, заполняя ее,
используя слова любого упражнения по данной
теме.
4. Сами составьте аналогичное задание для
одноклассника.
5. Выпишите из литературного произведения слова с
орф. № 14, объясните графически их правописание
(выделите часть слова, поставьте ударение или
обозначьте: искл.).
На этапе контроля можно использовать и другие задания, предусматривающие комплексную работу с орфографией и пунктуацией.
P.S. С удовольствием выписываю вашу газету, хотя она почти не по карману. Кроме того, что она – хороший помощник в работе, это еще и ниточка, связывающая меня с Россией. Да, не в чести сейчас русский язык в Украине, как и все русское.
Правописание букв О и Ё после шипящих
Чтобы безошибочно написать сомнительную гласную (О или Ё) после шипящих (Ж, Ш, Ч, Щ) и не ЧОКНУТЬСЯ, нужно прежде всего выяснить, в какой части слова находится проверяемая гласная – в корне, суффиксе или окончании. Кроме этого, если гласная находится в суффиксе или окончании (иначе говоря, вне корня), то нужно еще знать, к какой части речи относится проверяемое слово (то есть является ли оно именем существительным, прилагательным, наречием, глаголом).
КАК ВЫБРАТЬ ГЛАСНУЮ В КОРНЕ СЛОВА?
1. В КОРНЕ СЛОВА под ударением нужно написать Ё в том случае, если в других формах этого слова или в однокоренных словах пишется буква Е: ШЁПОТ (потому что ШЕПЧЕТ), ПЧЁЛЫ (потому что ПЧЕЛА), ЧЁРНЫЙ (потому что ЧЕРНЕТЬ), ЖЁЛТЫЙ (потому что ЖЕЛТЕТЬ), ШЁЛ (потому что ПРИШЕДШИЙ) и т. д. Так пишется большинство корней.
2. Если же проверочное слово подобрать не удается, то после шипящих, в корне, под ударением следует писать О: ШОВ, ШОРОХ, ШОРЫ, ИЗЖОГА, КРЫЖОВНИК, ОБЖОРА, ЧОКАТЬСЯ, ТРУЩОБА. Таких слов не очень много, и их обычно запоминают как исключения.
3. Если перед вами иноязычное по происхождению слово, то необходимо писать О после шипящего согласного в корне под ударением, например: КАПЮШОН, ШОК, ЖОНГЛИРОВАТЬ.
КАК ВЫБРАТЬ ГЛАСНУЮ В СУФФИКСЕ И ОКОНЧАНИИ?
1. В СУФФИКСЕ существительного, прилагательного, наречия под ударением пишется буква О: СОБАЧ-ОНК-А, КАМЫШ-ОВ-ЫЙ, ГОРЯЧ-О.
2. В ОКОНЧАНИИ существительного и прилагательного под ударением пишется буква О: ВРАЧ-ОМ, БОЛЬШ-ОЙ.
3. В СУФФИКСАХ глаголов, причастий и всех слов, образованных от глаголов, под ударением пишется буква Ё: ПЕЧ-ЁТ, ВЫ-КОРЧ-ЁВ-ЫВА-ТЬ, ВЫ-КОРЧ-ЁВ-КА, ПЕРЕ-СЕЧ-ЁНН-ЫЙ, НОЧ-ЁВ-КА, ЛИШ-ЁНН-ЫЙ.
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ
Обратите внимание, что существительные ТУШЁНКА, СГУЩЁНКА, НОЧЁВКА и некоторые другие пишутся через букву Ё. Буква Ё пишется в суффиксах этих слов, так как они соотносятся по смыслу с глаголами ТУШИТЬ, СГУЩАТЬ и НОЧЕВАТЬ.
Обратите внимание, что слова РЕЧОВКА, МЕЛОЧОВКА, ПЛАЩОВКА пишутся через О. Буква О пишется в суффиксах существительных по изложенному выше правилу.
Обратите внимание, что слово БЕЧЁВКА пишется с буквой Ё. Буква Ё пишется, поскольку эта гласная входит в состав корня и проверяется словом БЕЧЕВА.
Отдельно необходимо запомнить правило написания слов с корнем ЖОГ / ЖЕГ.
Если слово является существительным, то надо писать букву О. Например: СИЛЬНЫЙ ОЖОГ, СОВЕРШЕН ПОДЖОГ ДОМА. Но когда слово является глаголом, оно пишется с буквой Ё. Например: СИЛЬНО ОБЖЁГ РУКУ, НЕИЗВЕСТНЫЙ ПОДЖЁГ ДОМ, АВТОР ЖЖЁТ РУКОПИСИ.
Упражнение
1. – И на кой ч_
рт я не пош_
л прямо на стрельцов! – с горечью восклицал Бородавкин.(М. Е. Салтыков-Щедрин)
2. Его поразила тишина во время дня и ш_
рох во время ночи. (М. Е. Салтыков-Щедрин)
3. Автобус остановился, и ш_
фер сказал: «Приехали». (А. и Б. Стругацкие)
4. В эту самую минуту перед ним явилась маска и положила ему на плеч_
свою руку.(М. Е. Салтыков-Щедрин)
5. Поехал к ним орловец, надеясь в Старице стерлядями полакомиться, но наш_
л, что там «только грязи довольно». (М. Е. Салтыков-Щедрин)
6. …Смотрит в поле сквозь реш_
тку окна, видит веселых птичек, свободно плавающих в море воздуха …(Н. М. Карамзин)
7. Некоторое время он напряж_
нно прислушивался. (А. и Б. Стругацкие)
8. Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по ж_
лтым пескам, течет светлая река (Н. М.Карамзин)
9. Скоро заключили мир, и Эраст возвратился в Москву, отягч_
нный долгами. (Н. М. Карамзин)
10. …Я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: «Здравствуй, любезный пастуш_
к. (Н. М. Карамзин)
11. …Печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и меч_
м опустошали окрестности… (Н. М. Карамзин)
12. Просвещ_
нный читатель ведает, что Шекспир и Вальтер Скотт оба представили своих гробокопателей людьми веселыми и шутливыми. (А. С. Пушкин)
13. Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облуч_
к, ямщик свистнул и лошади поскакали. (А. С. Пушкин)
14. Офицер, разгоряч_
нный вином, игрою и смехом товарищей, поч_
л себя жестоко обиженным.(А. С. Пушкин)
15. Поч_
тно, но хлопотно, и не столько почетно, сколько хлопотно, да в конце концов и не поч_
тно вовсе, а так... (А. и Б. Стругацкие)
16. У границы освещ_
нного пространства мокнул автомобиль с брезентовым верхом, а рядом с автомобилем двое в блестящих плащах пригибали к мостовой третьего – в ч_
рном и мокром. (А. и Б. Стругацкие)
17. Здоровенный губастый дылда с румяными щеками, прищ_
лкивая на ходу пальцами и пританцовывая, направился к стойке.(А. и Б. Стругацкие)
18. Виктор отступил на шаг. Это был больной из лепрозория – «мокрец», или «очкарик», как их здесь называли за ж_
лтые круги вокруг глаз, – в плотной ч_
рной повязке, скрывающей нижнюю половину лица.(А. и Б. Стругацкие)
19. Только однажды он отч_
тливо и громко произнес: «Не знаю». (А. и Б. Стругацкие)
20. И он достал авторучку и принялся свинчивать колпач_
к, с интересом постороннего прислушиваясь к своим ощущениям, и он не удивился, ощутив гордость. (А. и Б. Стругацкие)
21. Знакома ли вам игрушка под названием "Злой волч_
к"? (А. и Б. Стругацкие)
22. Во-первых, может быть, вовсе не кастетом, а кирпич_
м, а во-вторых, мало ли где мне могут дать по черепу? Меня в любой момент могут повесить, так что же, теперь – из номера не выходить? (А. и Б. Стругацкие)
23. Двое в плащах разом обернулись и несколько мгновений смотрели на Виктора из под надвинутых капюш_
нов. (А. и Б. Стругацкие)
24. Общество, по крайней мере, было бы сладко ш_
кировано, и бледные юноши с горящими глазами таскались бы за тобой по пятам.(А. и Б. Стругацкие)
25. У меня больная печень, катар киш_
к и еще что-то с желудком. (А. и Б. Стругацкие)
26. "Наша с тобой психика к таким ш_
кам не приспособлена. (А. и Б. Стругацкие)
27. И целую минуту не было слышно ни звука, только какой-то ш_
рох, словно туман, шуршал, проползая над землей. (А. и Б. Стругацкие)
28. – А ну, стой! – Ш_
потом сказали из темноты и уперлись в грудь чем-то знакомым. Виктор машинально поднял руки. (А. и Б. Стругацкие)
29. К подъезду подкатил джип, отворилась дверца, и под дождь, прикрывшись одним плащ_
м, вылезли молодой человек в очках и с портфелем и его долговязый спутник. (А. и Б. Стругацкие)
30. Такие слова мог знать только Тэдди – приютская крыса, воспитанник портовых трущ_
б. (А. и Б. Стругацкие)
31. Здесь были освещ_
нные витрины и озаренный неоновым светом вход в кинотеатр, где под навесом толпились очень одинаковые молодые люди неопределенного пола, в блестящих плащах до пяток. (А. и Б. Стругацкие)
32. Господин президент изволил взвинтить себя до последней степени, из клыкастой пасти летели брызги а я достал платок и демонстративно вытер себе щ_
ку, и это был, наверное, самый смелый поступок в моей жизни, если не считать того случая, когда я дрался с тремя танками сразу. (А. и Б. Стругацкие)
33. – Все ли читали мои произведения?
– Да, - отозвались детские голоса. - Читали... Все...
– Прекрасно, – сказал Виктор озадаченно. – Польщ_
н, хотя и удивлен.(А. и Б. Стругацкие)
34. То ли они начнут смущ_
нно переглядываться, то ли их лица озарятся пониманием, или некий вздох облегчения пронесется по залу в знак того, что недоразумение разъяснилось. (А. и Б. Стругацкие)
35. Диана здраво рассудила, что Росшеперу, при всей его аномальной прож_
рливости, с такой массой ягод в одиночку не управиться. (А. и Б. Стругацкие)
36. Где бандж_
, подумал он. Куда я сунул бандж_
? (А. и Б. Стругацкие)
37. Здесь было полно народу, каких-то полузнакомых мужчин и женщин, они стояли кругом и хлопали в ладоши, а в центре круга Диана отплясывала с тем самым желтолицым пиж_
ном, обладателем орлиного профиля. (А. и Б. Стругацкие)
38. Сегодня утром ко мне приходил следователь. Понимаете, изж_
га зверская, голова трещит, сижу, смотрю в окно, и тут является эта дубина и начинает шить дело...(А. и Б. Стругацкие)
39. Он вскочил, заж_
г свет и, морщась от рези в глазах, стал наощупь искать свою одежду. (А. и Б. Стругацкие)
40. Перед полицейским управлением сгрудились автомобили с зажж_
нными фарами. (А. и Б. Стругацкие)
Упражнение подготовили Н. Горбанев-Гамалея и Б.А. Панов («Лига школ»)
В корне слова под ударением после шипящих пишется Ё, если можно изменить слово или подобрать родственное, чтобы буква Ё чередовалась с Е: жёлудь – желудёвый, щёлка – щель, дешёвый – дешевле.
Буква О после шипящих в корне пишется, если при изменении слова или подборе однокоренных слов нет чередования с Е: шо`рох – шо`рохи, капюшо`н – капюшо`ном, шо`в, крыжо`вник, шовини`ст, жоке`й.
Примечание : Образования от глагола ЖЕЧЬ пишутся по-разному: в существительных и прилагательных пишется О, в глаголах –Е.
Сравните : сильный ожог – (он) ожег лицо, обвинение в поджоге – поджег дом, изжога – изжег много топлива, ожоговое отделение.
2. Буква о, е, ё в суффиксах и окончаниях разных частей речи после щипящих
В суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных (не отглагольных) и наречий после шипящих под ударением пишется О, без ударения –Е: плечо`, плющо`м, чужо`й, большо`й, чащо`ба, речо`нка, камышо`вый, грошо`вый, горячо`, смешо`н; това`рищем, ста`ршего, неуклю`же, кни`жечка, гру`шевый, стра`шен.
Запомните : ЕЩЁ (непроизводное наречие).
В окончаниях и суффиксах глаголов, страдательных причастий прошедшего времени; существительных и прилагательных, образованных от глагола, после шипящих пишется Ё: выкорчёвывать, размежёвывать, освещённый – освещён, ночёвка, тушёный, тушёнка, квашёнка.
Примечание: Буква Ё после шипящих пишется в заимствованных словах с ударным суффиксом –ЁР-: стажёр, ретушёр, тренажёр и др., а также в образованном по аналогии русском УХАЖЁР.
3. Буквы о, е после ц
После Ц под ударением пишется О, в безударном положении – Е (независимо от того, в какой части слова находится орфограмма).
Например: дворцо`вый садик, цо`кольный этаж, ехать рысцо`й, красивое лицо`, пунцо`вые щёки, танцева`ть, полоте`нцем.
Примечание: После Ц в безударном положении пишется О в русском слове цокотуха и в некоторых заимствованных словах: ге`рцог, герцоги`ня, пала`ццо, ме`ццо и др.
Запомните: Буква Ё после Ц не пишется.
Чтобы правильно применять данное правило, надо уметь определять часть речи, выделять значимые слова. Следует помнить, что у существительных и прилагательных, образованных от глагола, в суффиксах под ударением пишется Ё.
Сравните: ручо`нка образовано от существительного рука и
ночё`вка образовано от глагола ночевать.
Например: холщовый – имя прилагательное, образованное от существительного, в суффиксе под ударением пишется О; выкорчёвывать – глагол, в суффиксе пишется Ё.
Применяя правило, пользуйся данной схемой рассуждения.
Корень суффикс, окончание
Ё, если Ё//Е О, если нет черед 2. Определите часть речи
Глагол: страдат. Сущ. и прил.
Прич. прош.вр.; (неотглаг.);
Сущ. и прил., нареч.
Образов. От глаг.
под ударением без ударения
Образец рассуждения: под ударением без ударения
Справа от сцены располагались торговые лавочники, в которых можно было купить шоколад, и жареного цыпленка, и грибы прямо с кошелкой, и крыжовник за грошовую цену.
Лавчонка Шоколад
1) в суффиксе 1) в корне
2) сущ., неотглаг. 2) нет черед. с Е
3) под удар. 3) пишите О
4) пишите О
Кошёлка Грошовый
1) в корне 1) в суффиксе
2) Ё черед. с Е (кошель, 2) прилаг., неотг.
кошелёк) 3) под ударением
3) пишите Ё 4) пишите О
Почему надо помнить правило
В русском языке слоги ЧО и ЧЁ, ШО и ШЁ, ЖО и ЖЁ, ЩО и ЩЁ читаются одинаково. Сравните: чокнутый - учёба, шов – шёлк, крыжовник – жёлтый, трещотка – щёки.
Это происходит потому, что буквы Ч и Щ обозначают только мягкие звуки, а Ж и Ш - только твёрдые, соседняя гласная не может смягчить и без того мягкий или всегда твёрдый звук.
Правило
Чтобы правильно выбрать нужную букву, определите, в какой части слова она находится: в корне или за корнем.
Если буква находится в корне , то можно попробовать подобрать такое однокоренное слово, в котором чётко слышно Е. Е и Ё чередуются , поэтому Ё всегда можно проверить. Например, жёлтый – желтеть. Если к вашему слову не подбирается однокоренного с Е - пишите О.Удобнее выучить все слова, в корне которых после шипящих пишется О, и действовать методом исключения: если слово есть в волшебном списке – пишем О, если слова в списке нет – выбираем Ё. Вот несколько слов из списка: крыжовник, изжога, анчоусы, шов, шок, шорох, джонка, харчо.
Список пополняется заимствованными словами и постоянно растёт. Сейчас в нашей коллекции порядка 40 слов, в корне которых следует писать О. Полный список можно получить и выучить в курсе .
А сейчас посмотрим, как выбрать нужную букву, если она оказалась в суффиксе или окончании .
Здесь действует совершенно другой принцип. Прежде всего, нужно определить, есть ли в значении слова действие. От этого и зависит выбор буквы: в глаголах и отглагольных словах пишется Ё, в остальных случаях - О.
Возьмём слово «Ночёвка». Существует глагол «ночевать». В значении этого слова есть действие. Пишем после Ч – Ё. Возьмём слово «девчонка». Нет глагола «девчить». В значении этого слова действия нет. После Ч пишется О. Исключение - распашонка .
В большинстве учебников приводится формулировка правила, связанная с ударением. Мы не противоречим основному правилу 1956 года, а рассматриваем только один его пункт - ударную позицию буквы. В безударной позиции ошибиться практически невозможно (хотеть большего, младшего брата ). Также достаточно чётко слышатся гласные после Ц, этот пункт правила не вызывает затруднения при письме.
На что обратить внимание
- Обратите внимание: суффикс ОК после шипящих всегда пишется с О, даже если в значении слова есть действие (движок, прыжок и т. п.).
- В особую группу надо выделить слова с суффиксом ЁР , обозначающим род занятий. Этот суффикс всегда пишется с буквой Ё. Слов, в которых этот суффикс оказался после шипящих, немного. Вот почти исчерпывающий список: дирижёр, стажёр, ухажёр, ретушёр, массажёр, тренажёр, коммивояжёр.
- До недавнего времени исключением было слово мелочовка . Оно писалось через ё. Теперь слово подвели под основное правило.
- В словах ожог и поджог букву надо выбирать в соответствии с частью речи: в существительных пишется О, в глаголах – Ё. Например: Мальчик ожё г руку. Мальчик что сделал? Ожёг руку. Слово ожёг – глагол. Пишем Ё. Ожо г сильно болит. Что болит? Ожог. В этом предложении «ожог» - существительное. Пишем букву О. Так же выбираем буквы в предложениях «Мальчик поджёг тополиный пух» и «Он чуть не совершил поджог».
Примеры
Чемпионы среди ошибок слова речонка, девчонка, ручонка (за корнем, нет действия).
Шё пот (буква в корне, проверяем шептать)
Дешё вый (буква в корне, проверяется дешевле)
Шо рох (буква за корнем, есть в списке)
Мочё ный (буква в суффиксе, причастие)
Дирижё р (суффикс ёр)
Сучо к (сууфикс ок)
Печё т (окончание глагола)
Ключо м (окончание существительного)
Ночё вка (суффикс отглагольного существительного, есть действие ночевать)
История правила
Сейчас все формулировки правила представляют собой попытки разными способами привести в систему стихийно сложившиеся нормы орфографии. Опора здесь делается на традицию. Массу слов в течение столетий люди писали с сочетаниями шипящих и О с Ё без всяких правил, кому как нравилось. Следовало привести написание всех этих слов к единообразию еще при реформе 1918 года. Ушаков предлагал это сделать больше ста лет назад. Но почему-то в то революционное время предложение филологов не было принято. И теперь мы имеем очень неудобное правило. Даже не правило, а его отсутствие и попытку описать схемами языковую стихию.
Нелогичность и неудобство, огромное количество исключений и противоречий при употреблении О и Ё после шипящих бросается в глаза многим специалистам, поэтому реформировать правило предлагается постоянно при каждом удобном случае. Возможно, именно поэтому правило не включено ни в ЕГЭ, ни в ГИА отдельным вопросом. Дети выучат, а вдруг - реформа! Но пока сторонники изменений не победили, давайте учить правило в том виде, в каком оно есть.
В древнерусском языке все шипящие звуки были мягкими. В дальнейшем в литературном языке [ж] и [ш] отвердели, а [ч’] и [щ’] остались мягкими. Поэтому независимо от того, какая гласная буква следует за буквами ж, ш, ч, щ, звуки [ж] и [ш] произносятся твёрдо, а звуки [ч’] и [щ’] - мягко.
Ср.: жил [жы́л], шёл [шо́л] - лучом [луч’о́м], Щорс [Щ’о́рс].
Разнообразие написаний гласных после шипящих объясняется историческими причинами.
1.12.1. Гласные И, Ы, А, Я, У, Ю после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ
После шипящих ж, ш, ч, щ не пишутся гласные ы, я, ю , а пишутся и, а, у :
жи л, ши на, чи ж, щи пать, жа ть, ша г, ча с, ща вель, жу рчит, шу ршит, чу до, щу пальца.
Исключения: брошю ра, жю ри, парашю т (и производные от них: парашю тный, брошю ровать и т.д.), а также некоторые иноязычные имена собственные, например: Жю ль, Сент-Жю ст, Чю рлёнис, Мкртчя н, Лонжю мо, Шя уляй и др.
1.12.2. Гласные Е, Ё, О после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ
Пишется Е (Ё ) | Пишется О |
---|---|
А) В корнях слов под ударением | |
1. Можно подобрать однокоренное слово с е , например: шё рстка - ше рсть, чё рт - че рти, шё пот - ше пчет; жё лтый - же лтеть . | 1. Нельзя подобрать однокоренное слово с е , например: крыжо вник, трущо ба, шо рох, шо ры, шо рник, шо ркать, чо каться, чо порный, чо хом; Шо лохов, Що рс, Печо ра, Печо рин, Ижо ра . |
2. При изменении слова или в однокоренных словах есть беглость гласных (например: шо в - шв а, обжо ра - жр ать, жо м - жм у, жм ых ). | |
3. Во многих заимствованных словах (причем как в ударных, так и в безударных слогах), например: шо к, шо мпол, шо рты, артишо к, капюшо н, крюшо н, шо у, шо колад, Шо тландия, шо ссе, шо фёр, шо винист, боржо м, джо нка, пижо н, мажо р, мажо рдом, креп-жо ржет, жо нглёр, анчо ус и др. | |
Б) Слова, образованные от глагола жечь | |
Глаголы и отглагольные прилагательные, причастия, например: ожё г руку, поджё г крышу, сожжё нный, жжё нный . | Существительные, например: ожо г руки, поджо г дома, изжо га . |
В) В окончаниях и суффиксах | |
1. В безударном положении в окончаниях имён существительных и прилагательных, например: с пейза́же м, с да́че й, ры́же го (котёнка), хоро́ше го (друга). | 1. Под ударением в окончаниях имён существительных и прилагательных, например: под лучо́ м, со свечо́ й, большо́ го (успеха), с чужо́ го (плеча). |
2. В безударном положении в суффиксах имён существительных и прилагательных, не образованных от глаголов, например: до́че нька, горо́ше к, плече во́й, плю́ше вый . | 2. Под ударением в суффиксах имён существительных и прилагательных, не образованных от глаголов, например: казачо́ к, девчо́ нка, чащо́ ба, моржо́ вый, грошо́ вый . |
3. Без ударения на конце наречий, например: неуклю́же , бога́че . | 3. Под ударением на конце наречий, например: свежо́ , общо́ . |
4. Без ударения в существительных и прилагательных с беглым гласным, например: гре́ше н - грешна, стра́ше н - страшна . | 4. Под ударением в существительных и прилагательных с беглым гласным, например: княжо́ н - княжн а, смешо́ н - смешн а . |
5. Под ударением в суффиксе существительных -ёр , например: дирижёр , стажёр . | |
6. Под ударением в окончаниях глаголов, например: печёт , жжёт . | |
7. Под ударением в глагольном суффиксе -ёвыва- , например: разжёвыва ть, выкорчёвыва ть . | |
8. Под ударением в отглагольных существительных с сочетанием суффиксов -ёвк-а , например: корчёвк а (от корчевать), ночёвк а (от ночевать ). | |
9. Под ударением в суффиксе страдательных причастий -ённ- (-ён- ), а также в производных от них существительных, например: копчён ый - копчён ости, тушён ый - тушён ка, сгущённ ый - сгущён ка. | |
10. В предложном падеже местоимения что : о чём , а также в словах нипочём, причём, ни при чём . |
Обратите внимание!
1) Слово ше роховатый не воспринимается как однокоренное со словом шо рох .
2) Слово трещо тка , хотя и образовано от глагола, но не имеется сочетания суффиксов -ёвк-а , поэтому пишется с гласным о .
3) В наречии ещё нет суффикса, поэтому на конце пишется ё .
4) В фамилиях и географических названиях под ударением после шипящих в суффиксах может писаться как -ов , так и -ёв (зависит от традиции).
Ср.: Лихачёв, Пугачёв, Сычёвка, но: Ромашов, Балашов, Межовск.