Соц работники образования. Профессия соцработник — способы получения, описание

Данный вид работы на бирже вакансий появился недавно. Однако сфера социальной работы развивается стремительно и предоставляет стабильную работу. Стоит заметить, что данная работа низкооплачиваемая, поэтому молодежь берется за нее неохотно. Государство объявило, что в скором времени труд соцработника будет оплачиваться с учетом профессиональных навыков и квалификации.

Нуждаются в услугах социального работника не только немощные одинокие люди, но и те пенсионеры, дети которых находятся далеко или по каким-то иным причинам не оказывают помощи родственникам. Кроме , соцработники помогают также инвалидам, в том числе инвалидам детства.

Стоит сказать, что круг обязанностей социального работника весьма обширен. Это прежде всего тяжелый физический труд. Соцработник при необходимости сопровождает пожилого человека в больницу или с утра ходит за талоном к специалисту. Посещает своего подопечного, если тот находится на стационарном лечении. Приносит продукты, организует стирку, помогает в приготовлении пищи, читает книги, сопровождает в театр и пр. Кроме того, соцработник оказывает помощь в оформлении льгот, отправке и получении почты, а иногда и гигиеническом обслуживании своего клиента. Раз в каждые 10 дней соцработник обязан проводить влажную уборку в доме. Организация похорон тоже входит в обязанности социального работника.

Без души не обойтись

В дополнение к этому человек, решивший посвятить себя профессии социального работника, должен быть готов вкладывать душу в каждого своего клиента. Он обязан соблюдать определенную этику, знать основы психологии, так как работать ему приходится с людьми ранимыми, чувствующими свою немощь и остро страдающими от этого. Для лежачих больных соцработник зачастую является единственным связующим звеном с внешним миром. При центрах социальной защиты населения, в которых трудятся социальные работники, есть штатный психолог, который может подсказать, как вести себя специалисту, если его, например, встретили недоброжелательно. И такое бывает тоже.

Социальные работники должны обладать рядом правовых знаний. Ведь на каждого клиента обязательно надо заводить личное дело, в которое вносятся сведения о пенсии, различных субсидиях. Социальному работнику необходимо точно знать, в какую группу льготников попадает его клиент. За каждым соцработником закрепляют до 10 человек, но не меньше 8. Социальный работник должен посещать своих подопечных не реже двух раз в неделю по договоренности от одного до шести месяцев.

Социальная работа

Социа́льная рабо́та - профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции . В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания , профессию и учебную дисциплину .

Как следует из определения социальной работы, принятого Международной ассоциацией школ социальной работы и Международной федерацией социальных работников 27 июня 2001 года в Копенгагене , «профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем , социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы».

Понятие и статус социальной работы

По поводу статуса социальной работы в современной науке существует три точки зрения:

  • Вид деятельности и прикладная наука.
  • Вид деятельности и наука, которая имеет и прикладную, и фундаментальную составляющую.
Источник (автор) Определение
Клыгин С. Социальная работа - это вид профессиональной деятельности, направленный на оказание помощи индивидам, группам индивидов, общинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в достижении, восстановлении или усилении способности к психосоциальному функционированию.
Холостова Е. И. Социальная работа - это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию.
Куприянов Б. В. социальная работа представляет собой управление использованием ресурсов человека, семьи или общности находящегося в трудной жизненной ситуации.
Багрецов Д. М. Социальная работа - это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.
Социальная политика. Энциклопедия 1) Социальная работа - это вид профессиональной деятельности, основанный на предметно-интегрированных, междисциплинарных приёмах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой социальной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп.
2) Социальная работа - это комплексная социальная технология осуществления социальной защиты населения, социального управления, социальной политики в отношении социально уязвимых групп населения.

Социальная работа как наука

Каждая наука должна иметь объект, предмет и методы исследования, принципы, закономерности, теоретические модели, понятийно-категориальный аппарат и своё место в системе наук. Не является исключением и социальная работа. Социальную работу как науку можно понимать как область научного знания о закономерностях управления процессом использования внутренних и внешних ресурсов индивида, семьи или общности в ситуациях нарушения социального функционирования (Б. В. Куприянов).

Объект исследования

Объект науки - определенная область действительности, совокупность тех или иных явлений, процессов, которые изучает данная наука.

Объект социальной работы - система социальных отношений (устойчивые связи между субъектами, группами и слоями общества). Некоторые считают, что объектом социальной работы является человек. Но при таком понимании человек рассматривается абстрактно от его социальных связей (а общество - это система). Объект социальной работы - это не только индивиды, но и социальные группы. В социальной философии Маркс говорил: «Личность понимается как система общественных отношений». Противники данной точки зрения считают, что при таком подходе теряется человек как индивидуальный неповторимый субъект, теряется его индивидуальное содержание: сведение индивидуального к социальному или индивидуальное растворяется в социальном. Если в качестве объекта рассматриваются индивиды или группы, то это нужно рассматривать в рамках тех социальных связей, в которые они включены в реальном обществе. Социальная работа изучает тот же объект (общество), что и ряд других гуманитарных наук (социология, например). Да, один и тот же объект изучается различными науками, но каждая их них выделяет и исследует свой специфический предмет. Объект социальной работы - это целый ряд социальных связей (социальная поддержка, социальная помощь, социальная реабилитация), который до сих пор не изучался специалистами ни одной науки.

Предмет исследования

Предмет исследования науки - это сторона, срез, определенный аспект объекта, который изучается только данной наукой и никакой другой. Предмет науки непосредственно связан с её объектом, но не совпадает с ним. Если объект - это фрагмент действительности, который существует объективно (то есть независимо от того, изучается он человеком или нет), то предмет выделяется человеком в рамках объекта.

Предметом социальной работы являются не все социальные отношения, а группа отношений, которые являются наиболее проблемными, то есть приводят к дестабилизации, социальной дезорганизации, росту социальной напряженности, возникновению социальных конфликтов, попаданию людей в трудные жизненные ситуации; а также закономерности взаимодействия субъектов социальной работы при оптимизации социальных отношений (в процессе формирования способности восстановления социального субъекта). Социальная работа изучает деятельность, то есть введение активного субъекта в предмет социальной работы (И. С. Романычев)

Закономерности

Первая группа закономерностей социальной работы (закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы):

  1. взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе;
  2. взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы (хотя указанные цели формулируются в основополагающих документах, в трудах теоретиков и экспертов достаточно неопределенно, но анализ деятельности социальных служб позволяет сделать вывод о направленности такого развития; в частности, определенное изменение приоритетов в деятельности служб социального обслуживания, которое начиналось преимущественно как деятельность по оказанию помощи пожилым и инвалидам, а в последнее время акцент сместился на помощь безнадзорным детям и подросткам, семьям групп риска и т. п.);
  3. зависимость результативности социальной защиты от структурной завершенности системы органов управления и функционирования;
  4. зависимость результативности социальной зашиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового состава органов государственного управления.

Вторая группа закономерностей социальной работы (закономерности связи между субъектами и объектами социальной работы):

  1. общая заинтересованность социального работника и клиента в конкретных результатах их взаимодействия (оба субъекта должны быть активны в решении проблем);
  2. соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе;
  3. соответствие общего уровня развития специалиста по социальной работе.

Само по себе теоретическое знание закономерностей еще не гарантирует их систематического использования в повседневной практике специалистов по социальной работе. Закономерности - это лишь некие ориентиры, которые должен знать специалист по социальной работе. Поэтому на практике социальный работник чаще всего исходит из типичности проблем клиентов, использует, в первую очередь, те выводы и правила, которые формулируются наукой и практикой на основе открытых закономерностей.

Принципы

Принципы социальной работы являются важными структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности.

Группы принципов социальной работы:

  • общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизме их взаимодействия (принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития и др.);
  • социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства (единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм её содержания и методов, законность и справедливость деятельности социального работника);
  • организационные принципы (социально-технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей);
  • психолого-педагогические принципы (выбор средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб, необходимость учета индивидуальных характеристик при осуществлении любых социально-технологических процедур, целенаправленность и адресность социальной работы).

Специфические принципы социальной работы, определяющие основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению:

  • принцип универсальности (отсутствие дискриминации клиентов по каким - либо признакам)
  • принцип охраны социальных прав (оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему, отказаться от своих социальных прав).
  • принцип социального реагирования
  • принцип профилактической направленности
  • принцип клиентоцентризма
  • принцип опоры на собственные силы
  • принцип максимизации социальных ресурсов
  • принцип конфиденциальности
  • принцип толерантности.

Таким образом, система закономерностей и принципов социальной работы является фундаментом, на основе которого строится вся практическая деятельность специалиста по социальной работе (Л. И. Кононова)

Теоретические модели

  1. психолого-ориентированные (причины трудной жизненной ситуации в психике человека, поэтому помощь должна иметь психолого-педагогическую окраску; возможность регулирования ресурсов, имеющихся у человека);
  2. социолого-ориентированные (объект социальной работы - система общественных отношений, порождающих дезадаптацию личности, семьи, общества; остро критикуют традиционные подходы к пониманию сути, содержания, значимости социальной работы);
  3. комплексно-ориентированные (ориентируются на целостное видение проблемы защиты жизненных сил человека как биосоциального существа; внимание на процесс взаимодействия индивида с обществом)(Л. В. Топчий, И. С. Романычев)

Понятийно-категориальный аппарат

Важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания является понятийный аппарат науки - совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей.

Принято различать понятия двух уровней. Во-первых, это понятия, отражающие эмпирический опыт социальной работы, результаты наблюдений и экспериментов. Во - вторых, понятия, образующиеся путем интерпретации первичных понятий (понятий первого уровня) и логических операций над ними.

Классификация понятий по степени общности:

  1. общенаучные (субъект, объект, взаимодействие, причина, следствие, закономерность, система, элемент, связи, отношения, развитие, изменение);
  2. понятия социальных наук (общество, культура, человек, индивид, личность, деятельность, сознание, поведение);
  3. понятия, используемые в социальной работе и в смежных дисциплинах (отклоняющееся поведение, аномия, социализация, адаптация, реабилитация, консультирование);
  4. специфические понятия социальной работы (индивидуальная социальная работа, групповая социальная работа, социальная защита, социально-психологическое консультирование, трудная жизненная ситуация, социальная служба, социальное сиротство, эскапизм).

Методы исследования

Метод - это совокупность приемов деятельности субъектов социальной работы, рассматривающая социальные проблемы клиентов как способ стимулирования их сил и конструктивной деятельности в социуме с целью изменения неблагоприятной ситуации. Методы - способы познания действительности.

Методы социальных наук : социологии, психологии, социальной психологии.

  • эмпирические (не предполагают воздействия, методы сбора информации):
    • наблюдение: включенное и обычное. В социальной работе как и во многих видах деятельности исследовательские задачи могут быть сопряжены с задачами практического воздействия, следовательно, некоторые методы могут иметь двойственный статус (как метод исследования и как метод практической деятельности), то есть могут сочетать в себе элементы того и другого, если даже не одновременно, то последовательно.
    • опрос: анкетирование, тестирование, интервьюирование (открытое и закрытое);
    • метод экспертных оценок;
    • социометрия;
    • диагностика;
  • методы обработки информации:
    • биографический (перед ним обычно следует какой-либо вид опроса): предполагает сбор информации и её обработки, используя дневники, мемуары, письма;
    • автобиографический;
    • метод семейной биографии;
  • методы теоретического анализа;
    • контент-анализ (сравнительный анализ);
    • системный подход.

Номотетические методы : направлены на обобщение эмпирических фактов и выявление общих объективных законов (закономерностей) - это генерализирующие методы, то есть общие. Предполагают переход от частных случаев к общим законам. Цель науки видят в открытии этих общих законов.

Идиографические методы . В современной науке главная методологическая оппозиция проявляется в противостоянии 2-х методологических подходов: парадигмы естественнонаучного познания и парадигмы социогуманитарного познания. Парадигма социогуманитарного познания основывается на идеях о том, что в жизни общества и человека во многих случаях невозможно установить общие закономерности, так как социальные системы более сложные, связи в системах носят открытый характер. Каждый человек, система отношений, в которую он включен, неповторимые, индивидуальные, уникальные, поэтому задача науки состоит во всестороннем изучении и описании этого индивидуального случая. Методы, которые используются при таком исследовании, получили название индивидуализирующие. Такого рода исследования в современных социальных науках получили название «работа со случаем» (М. В. Вдовина).

Место в системе наук

Междисциплинарные связи в изучении проблем человека, общества и характера их взаимодействия реализуются через комплексные исследования. Соотношение теории социальной работы с другими теориями опирается на традиционные модели системного подхода. Выявление взаимодействия социальной работы с другими науками показало её междисциплинарный характер, а также отличие от таких смежных областей знания как социология, психология и т. д.

При исследовании причин, порождающих социальные проблемы, описание социальных процессов, социальных отношений, при анализе особенностей социальных групп, социальная работа как наука неизбежно пользуется научными представлениями, понятийным инструментарием других социальных наук, чей предмет близок к предмету социальной работы (социология, психология и т. д.) (И. С. Романычев)

Социальная работа как профессиональная деятельность

Деятельность - это совокупность действий человека, направленных на желаемое изменение какого-либо предмета. У социального работника - это человек, нуждающийся в помощи, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи.

Таким образом, социальная работа - это деятельность, причем профессиональная, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней (находящимся в трудной жизненной ситуации), не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить (Павленок П. Д.).

Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, где каждый элемент органически связан и взаимодействует с другими, выполняет свои функции. Социальная работа - целостная структура, которая состоит из следующих элементов: субъектов; содержания, которое раскрывается через функции; средств (организационно-технических, финансовых и др.), управления и цели.

Целью социальной работы как профессиональной деятельности является с одной стороны удовлетворение интересов клиента, а с другой стороны - поддержание стабильности в обществе. Оптимальный вариант решения данной проблемы - это нахождение компромисса между этими двумя целями.

Сущность профессиональной соц.работы - это «троекратный образ» Гордона Гамельтона «личность-в-ситуации».

Социальная работа как учебная дисциплина

Социальная работа как учебная дисциплина есть систематизированное изложение с учебными целями основной теории и практики социальной работы применительно к профилю учебного заведения.

Задачи учебных дисциплин - донести добытые наукой знания до обучающихся в наиболее приемлемой и доступной форме.

В структуре вузовской подготовки социального работника, к внешней форме системы подготовки, было выделено 3 уровня, включающие 11 самостоятельных блоков (например, ознакомление с отечественным и зарубежным опытом, изучение и анализ нормативных документов, анализ различных социальных ситуаций, прохождение практики в социальных службах, саморазвитие студентов).

Подготовка социальных работников основана на принципах гуманизма, толерантности, практической направленности.

Студенты обучаются дисциплинам по четырём циклам:

  1. общие гуманитарные и социально-экономические;
  2. общие математические и естественнонаучные;
  3. общие профессиональные;
  4. дисциплины специализации.

Российская социальная работа в общественном сознании

Социальная работа в России очень молода. Но существует множество других профессий, которые также стали известны россиянам совсем недавно. В пример можно привести такие профессии, как аудитор, брокер, дилер, имиджмейкер, рекламный агент, системный интегратор и т. д. Все перечисленные профессии в начале 90-х годов были знакомы россиянам ничуть не больше, чем социальная работа. А сейчас эти профессии известны и привлекательны для российской молодёжи, чего нельзя сказать о социальной работе.

История

Европа и США

Мировой опыт в сфере социальной работы говорит о том, что при помощи социальных технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения. Для зарубежных стран основным источником финансирования остается государство. Социальная работа в европейском измерении существует в тесной взаимосвязи с социальной политикой и таким социальным институтом, которым является, в частности, социальное государство. Важное значение для формирования за рубежом современной системы социальной помощи оказали принципы Эльберфельдской системы. В середине XIX в. она распространилась практически на всей территории Германии и части Франции. В основе этих принципов:

Самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел;

Индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого нуждающегося;

Привлечение всех слоев общества к активному участию в деле призрения бедных.

Россия

Социальная работа в России как вид деятельности имеет многовековую историю. Обычно выделяют следующие периоды:

Архаический период (до X века)

Этот период характеризуется наличием родовых и общинных форм помощи у славян . В древнеславянских общинах можно выделить следующие формы помощи и взаимопомощи:

  • Культовые формы поддержки . Архаическая парадигма помощи тесно связана с языческим миросозерцанием, мироощущением. Это нашло и отражение в сложившихся способах помощи:
    • Институт волхвов - регулятор общественных отношений . Устраивали погребальные игры рода, принимали важные решения в кризисных ситуациях. Например, вдовы обмывали и обряжали умерших, за что получали в качестве «отдара» вещи покойного.
    • Коллективные формы помощи связаны с такими понятиями, как редистрибуция (перераспределение) и реципрокация (взаимообмен, см. Потлач). В частности, это нашло выражение в братчине (помощь в уборке урожая), в разделении труда.
    • Институт праздников. Тесно связаны с механизмами распределения и перераспределения.
  • Общинно-родовые формы помощи . Эти формы поддержки тесно связаны с вервью (круговой порукой), через которую и осуществлялась забота о слабых и немощных:
    • Родовые обряды почитания предков - тризны , погребальные состязания, игрища, трапезы. В эти дни жертвовалась определённая милостыня («справа»).
    • Институт старцев - различные формы поддержки стариков (в том числе кормление по домам).
    • Институт детского сиротства. Институт приймачества - приём в семью сироты людьми пожилого возраста, когда им уже было трудно справляться с хозяйством или они не имели наследников. Фетимизация - назначение сироте , не имеющему хозяйства, «общественных» родителей (кормление по домам). Если у сироты было хозяйство, он назывался «выхованцем», «годованцем», и усыновления не происходило.
    • Институт вдов - помощь вдовам. Появляется незадолго до принятия христианства .
    • Хождение за «навалным» - своеобразный ритуал по оказанию помощи нуждающейся женщине, как правило, осенью после уборки урожая.
  • Хозяйственные формы помощи . Ранние формы помощи носили ритуальный характер, многие сохранили форму народных праздников.
    • «Помочи» . Внесезонные «помочи» связаны с кризисными ситуациями (пожары, наводнения, массовый падёж скота). При этом оказывалась помощь по хозяйству, отдавали часть продуктов, одежды, скота (например, «наряды миром», сиротские и вдовьи «помочи»). Сезонные «помочи» связаны с сельскохозяйственными работами. При этом происходил сбор продуктов на общественные нужды (поэтому такие праздники назывались ссыпками, мирщиной, ссыпщиной), это была и форма «общественной милостыни ».
    • Толоки - вид помощи, включавший совместную обработку земли, перевозку сена, земли, навоза.
    • Складчина - совместное кормление, совместная заготовка корма для скота.
    • Супряга - совместное использование рабочего скота.
    • Культ героя. Наиболее яркое выражение - княжеские пиры, где принимали участие все желающие (в том числе нищие, больные).
    • Выкуп пленных.

Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности (X-XIII века)

Изменение парадигмы помощи связано с изменением социально-экономической и социокультурной ситуаций, в первую очередь с крещением Руси в 988 году . Христианизация оказала решающее влияние на все сферы жизни общества. Наибольшее значение имели идеи о спасении души , человеколюбии , духовности , милосердии , стыде и совести .

Период церковно-государственной помощи (XIV - вторая половина XVII века)

Период государственного призрения (вторая половина XVII века - вторая половина XIX века)

Система государственного призрения сложилась в России при Екатерине 2,издавшей указ, в 1763 году, об открытии Московского воспитательного дома, в который принимались даже сироты до 3 лет. В 1770 году такой дом был открыт в Петербурге. В 1764 году - указ об основании воспитательного общества благородных девиц - Смольный институт. Через год при этом институте было открыто училище, в которое принимались девушки нищенского происхождения. Вступив на Российский престол, после смерти Екатерины 2,в 1796 году, ее сын Павел 1,поставил во главе воспитательного общества свою жену, более известную, как Мария Федоровна. Через год она встала во главе императорских воспитательных домов и коммерческого училища для мальчиков. Еще в 1776 году во всех губерниях России были созданы приказы общественного презрения, которые занимались вопросами помощи нуждающимся. Этими вопросами, позже, в 19 веке, активно занимались ведомство учреждений императрицы Марии. В связи с реформой местного самоуправления, начатое в России, в 60 годах 19 века, функции приказов общественного презрения к земству. К концу прошлого столетия в России был накоплен большой опыт в деле помощи нуждающимся, которых, однако казалось, в значительной мере не востребованным вплоть до наших дней.

Период общественного и частного призрения (конец XIX - начало XX веков)

Период государственного обеспечения (1917-1991 годы)

В первые послереволюционные годы деятельность Советского правительства была направлена на повышение благосостояния трудящихся. С декабря 1917 г. было введено «Положение о страховании на случай безработицы». Тогда же вышел Декрет ВЦИК и СНК «О страховании на случай болезни». В апреле 1918 г. Наркомат Государственного призрения был преобразован в Наркомат социального обеспечения (НКСО). Это означало, что вопросы социального обеспечения трудящегося населения становились стержнем государственной политики в области социальной помощи. Начала формироваться общедоступная и бесплатная система медицинского обслуживания населения. Осенью 1918 г. был образован Всероссийский фонд социального обеспечения, порядок создания которого определялся «Положением о социальном обеспечении трудящихся» от 31.10.1918 г. 20-30-е гг. - борьба с детской беспризорностью; 1923 г. - стали создаваться кооперативные организации инвалидов; 1923 г. - Всероссийское общество слепых; 1926 г. - Всероссийское общество глухонемых; 1928 г. - пенсии по старости рабочим текстильной промышленности; 1929 г. - введены пенсии по старости для рабочих тяжелой промышленности и транспорта, 26 июня 1941 г. был принят Указ Президиума ВС СССР «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время». В июле 1944 г. увеличены льготы для матерей и беременных. После смерти Сталина внесены изменения в социальную политику. Успешная социальная политика позволила снизить смертность, рост промышленности, улучшение жилищного строительства, увеличение заработной платы. К середине 80-х гг. с 10 до 20 % был увеличен размер надбавки к пенсии по возрасту за непрерывный стаж рабочим и служащим, проработавшим на одном предприятии не менее 25 лет. Была введена скидка 50 % на лекарства пенсионерам. Для женщин вводился частично оплачиваемый отпуск. Но в начале 80-х гг. уровень жизни стал снижаться. В стране назревала необходимость проведения реформы социальной системы и ее важной части - социального обеспечения. Попытки реформирования были предприняты в период перестройки, а также в 90-е гг. в условиях самостоятельного развития РФ.

Период социальной работы (1991 - по настоящее время)

Социальная работа как профессия появилась в России 23 апреля 1991 года , когда в соответствии с решением № 92 Государственного комитета по труду и социальным вопросам в перечне профессий появились новые специальности - социальный работник, социальный педагог и специалист по социальной работе.

День социального работника

  • День социального работника отмечается в РФ 8 июня согласно Указу Президента от 27 октября 2000 года № 1796.

Обучение студентов по специальности Социальная работа началось в сентябре 1991 года в 20 вузах России. Сейчас получить высшее образование по данной специальности можно почти в 200 вузах страны. Координирующим вузом по научной и методической подготовке стал Российский государственный социальный университет , на базе которого создано учебно-методическое объединение (УМО) вузов РФ в области социальной работы.

В настоящее время большинство вузов готовят специалистов по социальной работе, но в связи с Болонским процессом происходит постепенный переход на подготовку бакалавров и магистров в области социальной работы.

Есть возможность получения профессии и в рамках среднего специального (профессионального) образования . Однако учебные заведения здесь представлены не так широко. В настоящий момент подготовку социальных работников осуществляют 52 учебных заведениях.

Субъект Федерации Высшее учебное заведение Среднее учебное заведение
Республики
Адыгея филиал в г. Майкопе
Алтай Горно-Алтайский государственный университет
Башкортостан Башкирский государственный университет , Туймазинский юридический колледж

Башкирский экономико-юридический техникум (Уфа)

Бурятия Бурятский государственный университет ,
Дагестан
Ингушетия
Кабардино-Балкарская Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М.Бербекова, Кабардино-Балкарский педагогический колледж (Нальчик)
Калмыкия
Карачаево-Черкесская Карачаево-Черкесский филиал
Карелия Петрозаводский государственный университет Педагогический колледж № 1 (Петрозаводск)
Коми Сыктывкарский государственный университет Педагогический колледж № 3 (Воркута)

Высшее педагогическое училище (колледж) № 1 (Сыктывкар)

Марий-Эл Марийский государственный технический университет
Мордовия Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва Саранский государственный промышленно-экономический колледж
Саха (Якутия)
Северная Осетия Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова
Татарстан Казанский государственный технологический университет

Казанский медицинский университет

Казанский социально-юридический институт

Педагогический колледж № 1 (Казань)

Экономико-строительный колледж (Набережные Челны)

Тува
Удмуртская , Финансово-юридический колледж (Ижевск)
Хакасия Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова
Чеченская Грозненский техникум информатики и вычислительной техники
Чувашская филиал Российского государственного социального университета в г. Чебоксары
Края
Алтайский Алтайский государственный технический университет имени И. И. Ползунова,
Забайкальский Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского ,
Камчатский филиал Дальневосточного государственного технического университета в г. Петропавловске-Камчатском
Краснодарский Институт экономики и управления

Филиал Кубанского института международного предпринимательства и менеджмента (г. Кропоткин)

государственный педагогический университет в Армавире
Красноярский Красноярская государственная архитектурно-строительная академия Ачинский педагогический колледж Чайковский политехникум
Приморский Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Большекаменский технический колледж

Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж (Владивосток)

Ставропольский Северо-Кавказский государственный технический университет

Северо-Кавказский социальный институт

Хабаровский Дальневосточная академия государственной службы
Области
Амурская Амурский государственный университет
Архангельская Северный Арктический Федеральный Университет имени М. В. Ломоносова, Северодвинский технический колледж
Астраханская Астраханский государственный университет Астраханский социально - педагогический колледж
Белгородская Белгородский государственный университет ,
Брянская Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского
Владимирская Муромский институт, филиал Владимирского государственного университета ,

филиал Московского психолого-социального института в г. Муроме

Волгоградская Волгоградский государственный медицинский университет Волгоградский педагогический колледж № 2
Вологодская Вологодский государственный педагогический университет Братскский педагогический колледж № 1
Калининградская Российский государственный университет имени Иммануила Канта
Калужская Калужский государственный педагогический университет имени К. Э. Циолковского
Кемеровская Кемеровский государственный университет Анжеро-Судженский политехнический колледж
Костромская Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова , Нерехтское медицинское училище
Курганская Курганский государственный университет , Курганский технологический колледж
Курская Курский государственный медицинский университет

Курский гуманитарно-технический институт

Курский институт государственной и муниципальной службы

Ленинградская (Гатчина)
Липецкая Липецкий государственный педагогический университет
Магаданская Северо-Восточный Государственный Университет
Московская Российский государственный аграрный заочный университет (Балашиха)

Институт бизнеса, психологии и управления (Химки)

Мурманская Мурманский государственный гуманитарный университет
Нижегородская Арзамасский государственный педагогический институт имени А.П.Гайдара, Нижегородский авиационный технический колледж

Нижегородский педагогический колледж

Русско-немецкий университет

Омская Омский государственный педагогический университет
Пензенская Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г.Белинского, Пензенский педагогический колледж
Псковская Псковский государственный педагогический университет им. С.М. Кирова
Ростовская Филиал Российского государственного социального университета в г. Азове Азовский государственный гуманитарно-технический колледж

Рязанский филиал Московского психолого-социального института

Рязанский медицинский колледж
Самарская Самарская государственная академия культуры и искусств

Самарский медицинский институт РЕАВИЗ

Губернский колледж (Похвистнево)

Самарский социально-педагогический колледж

Губернский колледж (

Справка

Социальная служба занимается обслуживанием пожилых одиноких людей, имеющих вторую или первую группу инвалидности, а также тех, кто не в состоянии обслуживать себя в полной мере. Такие люди, подлежащие обслуживанию социальным работником, называются подопечными. Подопечные, полностью утратившие возможность самообслуживания, передаются в дом престарелых (инвалидов) или под надзор сестринской службы Центра социального обслуживания. Подопечными люди становятся в результате обращения в «СОБЕС», Совет ветеранов, непосредственно в Центр социального обслуживания (ЦСО) или Комитет социальной защиты, а также в результате специального обхода территории социальным работником с целью выявления нуждающихся в обслуживании.

Востребованность профессии

Достаточно востребована

Представители профессии Социального работника являются достаточно востребованными на рынке труда. Несмотря на то, что вузы выпускают большое количество специалистов в этой области, многим компаниям и на многих предприятиях требуются квалифицированные Социальные работники .

Вся статистика

Полезные статьи

Описание деятельности

Деятельность социального работника представляет собой работу по организации помощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психологической реабилитации и интеграции.

Уникальность профессии

Довольно распространенная

Большинство опрошенных считает, что профессию Социального работника нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей профессии Социального работника , несмотря на то, что специалистов каждый год выпускается немало.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Какое необходимо образование

Среднее профессиональное образование (колледж, техникум)

Для того чтобы работать по профессии Социального работника , не обязательно иметь высшее профессиональное образование по соответствующей специальности. Для данной профессии достаточно иметь диплом о среднем профессиональном образовании, полученный в колледже или техникуме, или, к примеру, достаточно окончить специальные курсы.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Трудовые обязанности

Социальный работник выявляет одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, проживающих в зоне обслуживания и нуждающихся в социальной поддержке Информирует их о видах услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания. Оказывает содействие в получении консультативно-информационных услуг. Осуществляет социальный патронаж обслуживаемой категории населения. Организует ремонт жилого помещения, обработку приусадебного участка. Обеспечение топливом, ритуальные услуги. Оказывает доврачебную помощь. Ведёт необходимую документацию.

Вид труда

Преимущественно физический труд

Как показывают результаты анкетирования, профессия Социального работника подразумевает преимущественно физический труд. Социальный работник должен иметь хорошую физическую подготовку, высокую силовую выносливость и крепкое здоровье.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Особенности карьерного роста

По истечении года работы и приобретении необходимого опыта социальному работнику присваивается разряд с соответствующим повышением зарплаты. Ещё через три года надбавка к заработной плате составляет 10 %, а через 5 лет работы - 30 %.

Специальности: социальная работа, право и организация социального обеспечения, правоведение (социальный аспект), социальная педагогика и психология, другие гуманитарные специальности, в том числе педагогические.

Специализация в зависимости от социально-возрастной категории обслуживаемых людей (дети-сироты, одинокие пожилые люди, инвалиды, военные инвалиды и т.д.)

Примечание. Обучение обычно охватывает все специализации сразу – профиль её специалист выбирает самостоятельно либо при написании дипломной (кандидатской и пр.) работы, либо во время трудоустройства. В области социальной работы могут успешно трудиться люди, не имеющие специального образование, однако предпочтение в таком случае отдаётся людям с высшим образованием.

Требуемое образование (уровень образования, тип учебного заведения):

Средне-специальное (социальный работник, специалист по социальной работе с углубленной подготовкой в области права, социальный педагог)колледж социальной работы или педагогический колледж, готовящий специалистов в этой области.

Высшее (социальный работник, специалист по социальной работе с углубленной подготовкой в области права, социальный педагог – все высшей квалификации, менеджер в области социальной работы, социальный психолог) – факультеты социальной работы некоторых государственных университетов, негосударственные вузы, факультеты психологии некоторых университетов, другие вузы социальной работы и социальной психологии, вузы предпринимательского профиля, учебные заведения Православной Епархии.

Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:

При поступлении в учебное заведение не выявляются. Однако необходимо иметь выраженную тактичность в общении с разными людьми, в том числе больными, с плохим слухом и восприятием и склонными к девиантному поведению. Очень важна хорошая память, терпеливость и терпимость, выраженный интерес к личности человека и его проблемам, врождённое стремление помочь, умение слушать в большей степени, чем говорить самому.

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

Русский язык и литература, история, психология* и педагогика*, основы первой медицинской помощи*, физкультура, ОБЖ.

Характер и содержание работы:

Индивидуальная помощь . Работа в центрах социального обслуживания и органах опеки и попечительства: оказание помощи по хозяйству подопечным пожилым людям и инвалидам вплоть до стирки белья и доставки продуктов из магазина, помощь в оформлении правовых документов, психологическая помощь путём общения по интересам, контроль условий воспитания детей в патронатных семьях, оказание помощи гражданам, желающим усыновить сироту или взять ребёнка под опеку, в поиске кандидатуры ребёнка и оформлении документов, консультационная помощь остро нуждающимся одиноким людям в области права.

Организационная работа в органах государственной опеки и попечительства. Работа в местном управлении и самоуправлении: подбор кадров для индивидуальной работы с подопечными и контроль их обслуживания, организация новых центров социального обслуживания с дневным пребыванием в них нуждающихся пенсионеров и детей из многодетных семей, инвалидов, планирование, организация и проведение культурно-досуговой работы с этим категориями граждан, привлечение спонсоров и меценатов к оказанию материальной помощи нуждающимся людям, участие в распределении местной, федеральной и международной гуманитарной помощи.

Благотворительное направление. Организаторская и менеджерская работа в негосударственных благотворительных организациях и фондах, общественных организациях, федерациях, профсоюзах и ассоциациях инвалидов и т.д.: участие в разработке и проведении акций по сбору средств и пожертвований с последующим распределением собранных средств среди определённых категорий нуждающихся людей, проведение различных конкурсов с выдачей грантов социальной направленности (например, на оказание помощи больным сахарным диабетом, на обучение одарённых детей из многодетных семей, на санаторно-курортное лечение детей-сирот и т.д.) и другая благотворительная работа с населением.

Научно-аналитическая и преподавательская деятельность. Работа в научных учреждениях социального профиля, а также учебных заведениях социально-педагогической сферы: проведение социологических исследований по заказу государственных и коммерческих организаций, а также международных гуманитарных структур, изучение общественного мнения по тем или иным вопросам социального плана, преподавание основ социальной работы и обществоведения, изучение практики социальной деятельности в регионах и разных государствах, выступление на научно-практических конференциях, подготовка научных статей на социальные темы для корпоративных, отраслевых и других изданий и издательств.

Очевидные плюсы

Интересная творческая работа, осознание особой важности общественной миссии этой профессии – помогать людям решать самые разные жизненные проблемы, которые никакие другие специалисты не решают, возможность познакомиться с массой разных интересных людей, заиметь много друзей и наработать серьёзную базу для создания собственного бизнеса практически в любой сфере экономики.

«Подводные камни», очевидные минусы

Успех в этой работе трудно формулируем на начальном этапе профессиональной карьеры. Социальный работник без опыта часто не может представить, чего он может в итоге добиться и к какой цели ему следует стремиться. Поэтому данная сфера открывает пути к успеху только для людей с активной жизненной позицией, коммуникабельных, жаждущих общения с самыми разными людьми, стремящихся реально помочь конкретным людям и верящим в том, что реально изменить общество к лучшему. Люди без предпринимательской жилки, начиная трудиться в сфере социальной работе, склонны «увязать» в рутине повседневных забот и оформлении разных отчётных бумаг. В то же время прирожденные коммерсанты, привыкшие мыслить прямолинейными бизнес-категориями, пытаются превратить социальную работу в некую правовую базу для излечения прибыли, в результате чего создают в этой сфере несвойственное ей направление работы с нуждающимися в помощи людьми, портят репутацию благотворительным организациям и в конечном итоге разочаровываются в избранной профессии.

Возможные профессиональные заболевания: опорно-двигательного аппарата (для специалистов низовых звеньев системы социального обслуживания), вегетососудистая дистония – риск незначительный.

Вилка зарплат (в рублях в месяц)

В Москве и Московской области: 10 000 – 50 000 (чаще 15 000)

В крупных областных центрах: 6000 – 30 000 (чаще 10 000)

В глубинке России: 4000 – 15 000 (чаще 6000), в ряде регионов поиск работы с гарантированным заработком затруднён

Предупреждаю сразу: тот, кто думает, что социальный работник только обслуживает одиноких старушек, доставляя им продукты или стирая бельё, – можно сказать, ничего не знает об этой профессии. А между тем с середины 90-х годов в России стали открываться различные негосударственные университеты, в которых студенты за немалую плату получают высшее образование именно по специальности «социальная работа». Спрашивается, нужно ли серьёзное образование тому, кто просто покупает продукты, стирает и гладит, выносит мусор?

Конечно же, любой человек должен уметь это делать, и стареньким одиноким людям такая помощь нужна, как и свежий воздух и вода. Но это вовсе не значит, что этим людям больше от социального работника ничего не нужно.

На самом деле социальный работник для подопечного – спаситель во многих вопросах, в том числе и юридических, когда нужно грамотно оформить завещание или договор ренты, социального обслуживания, документы на получение субсидии или дарственную на имущество. И это далеко не всё, что нередко нужно сделать одинокому престарелому человеку или инвалиду. То есть, социальный работник, который приносит ему покупки из магазина, должен быть ещё и всесторонне развитым, грамотным человеком, разбираться в правовых вопросах, уметь при необходимости организовать своему подопечному консультацию специалиста, вызвать на дом нотариуса, врача, сантехника и проследить за тем, чтобы интересы подопечного никто не ущемил.

А ещё от этого человека ждут общения. Помню, будучи корреспондентом московской окружной газеты «За Калужской заставой», я напросился с социальным работником в гости к «её» бабушкам. Мы сначала зашли в супермаркет, я помог дотащить женщине тяжёлую сумку до нужного дома, а потом мне пришлось принять участие в беседе с каждой из трёх старушек, которых мы посетили. И каждая из них не обратила особенного внимания на принесённые продукты и не стала пересчитывать чеки, даже отказывалась брать сдачу , стремясь переключить внимание на беседу о каком-нибудь событии или о своей племяннице, которая никак не приедет к ней в гости. Одна из бабушек, бывший доктор судебно-медицинской экспертизы, даже устроила что-то вроде маленького праздника – заставила нас прочитать по отрывку из стихотворения и вручила в качестве приза по апельсину. Как мы ни отказывались от угощения, ничего не получилось: сильно обижусь и всё тут.

В принципе, чтобы по-человечески общаться со стариками, даже с академиками или бывшими актёрами, не обязательно окончить вуз – достаточно быть просто добрым отзывчивым человеком. Именно без этих качеств в социальной работе делать нечего.

К сожалению, в эту сферу милосердия и благотворительности идут не только сподвижники добра, но и прирождённые коммерсанты, которые используют возможности благотворительных организаций в своих корыстных целях. Отчасти из-за действий таких людей социальная (особенно благотворительная) работа многими россиянами воспринимается с большим недоверием. А среди некоторой части молодёжи создалось мнение о том, что в социальную работу идут те, кто ни к чему серьёзному не способен.

Но, думаю, вы уже поняли, что помогать беспомощным инвалидам и старикам, равно как сиротам , матерям-одиночкам и многодетным семьям, – дело в высшей степени ответственное и требует высокой образованности. Реально социальный работник – это мастер на все руки. Он и психолог, и социолог, и правовед, и менеджер. Просто начинается карьера в этой сфере чаще всего именно с этой ступени – оказание персональной бытовой помощи и работа с нуждающимися в социальной помощи и защите людьми в центрах социального обслуживания.

«Подводные камни» в этой сфере чаще всего нестандартные и при желании легко преодолимые. Обычно это особо капризные подопечные, которые могут жаловаться администрации района или дирекции центра социального обслуживания на то, что вы им чего-то не донесли, в чём-то им отказали, нагрубили и даже обокрали. Случается, что социального работника «сердобольные» соседи обвиняют в том, что он, к примеру, «объедает старушку», приносит ей поддельные лекарства и завышает цену на них. Это наш российский менталитет, и к этому надо быть заранее готовым. Разумеется, вспыльчивым и обидчивым людям в социальные работники тоже лучше не идти.

Но социальная работа – это очень широкая сфера деятельности. Например, выпускники Российского государственного Социального университета, как опубликовано на его информационных стендах, работают:

  • в международных, федеральных и региональных фондах социальной помощи
  • в учреждениях социальной защиты населения
  • в службах по работе с персоналом
  • в консультационных центрах
  • в больницах и клиниках
  • в образовательных и культурно-досуговых учреждениях.

На одном из посвящённых социальной работе Интернет-ресурсов говорится, что

«все специализации «Социальной работы» можно условно разделить на три блока:

— работа с людьми: медико-социальная работа, психолого-социальная работа, социальная работа с людьми с инвалидностью, социальная работа в системе образования

— организация и управление: менеджмент в социальной работе, организация социальной работы с населением, экономика, право и управление в социальной работе

— аналитика: социальное прогнозирование и моделирование, история, методология и теория социальной работы»

«Прежде всего задайте себе вопрос: кем и в какой организации вы хотели бы работать, — советуют на этом ресурсе опытные специалисты этой сферы. – Если это государственные структуры внебюджетных фондов, то и вуз, соответственно, должен быть государственным. Такой диплом поможет вам попасть в «касту» высокооплачиваемых специалистов. Другое дело, если вы собираетесь создать в социальной сфере творческий коллектив или общественную организацию. В этом случае понадобятся практические навыки работы с грантодателями, фондами, со спонсорами и инвесторами. Здесь вы сами будете назначать себе зарплату. Поэтому и преподаватели нужны такие, кто имеет опыт реализации некоммерческих проектов, умеет оформлять заявку на получение денежного гранта, взаимодействует или руководит общественными организациями города. И, по-моему, в таком случае нет принципиальной разницы, в каком вузе (государственном или коммерческом, профильном или непрофильном) вы будете получать образование.

Если вы гуманитарий, подавайте документы в РГСУ, МГУС или РосНОУ. В список вступительных экзаменов этих вузов не входят естественнонаучные дисциплины. Сдавать придется русский язык в форме ЕГЭ, историю и, в зависимости от вуза, литературу или обществознание.

Хорошо знаете биологию – поступайте в МГПУ или РГМУ. А все абитуриенты Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета должны знать основы христианства, этот предмет здесь – профилирующий. В Военно-техническом университете, помимо привычных вступительных испытаний, придётся сдавать нормативы по физподготовке и проходить военно-профессиональный отбор: собеседование, психологическое тестирование, медкомиссию».

То есть социальные работники могут работать и спасателями, и психологами в горячих точках, заниматься реабилитацией людей, пострадавших в катастрофе или от теракта, а также военнослужащих, принимавших участие в контртеррористических операциях.

Отлично, когда социальный работник не только хорошо знает законодательство в области социальной помощи, но и многое умеет делать своими руками, например, оказать первую помощь пострадавшему в аварии или своему подопечному, который просто упал дома в обморок, починить сорвавшийся в квартире у подопечного кран, убедить отчаявшегося сироту в том, что всё у него в жизни сложится хорошо.

Социальные работники также собирают пожертвования с граждан и организаций, чтобы, к примеру, спасти какого-то конкретного ребёнка от тяжёлого заболевания, направив его в уникальную зарубежную клинику. Они также добиваются госпитализации остро нуждающегося одинокого человека или ребёнка из многодетной семьи в федеральную специализированную клинику, защищают права воспитанников детских домов, в том числе и покинувших детское учреждение после достижения 18-ти летнего возраста. Работают эти специалисты и в пенитенциарных учреждениях, защищая права отбывающих наказание и помогая некоторым из них вернуться к нормальной законопослушной жизни после выхода на свободу.

Наконец, с такой специальностью можно просто открыть собственный социально ориентированный бизнес, сочетая получение прибыли с созданием лучших условий для жизни пенсионеров, детей-сирот, инвалидов. Поле деятельности для высококвалифицированных социальных работников – широчайшее. Пожалуй, это одна из самых широкопрофильных профессий современности. В неё же входит и социальная педагогика (например, работа с трудными подростками в сотрудничестве с детской комнатой милиции и т.д.), и социальная психология, и лоббирование интересов остро нуждающихся в государственной поддержке категорий граждан как в органах местного самоуправления, так и в Госдуме России.

И везде для успешной работы необходима кипучая энергия, позитивное отношение к жизни, терпимость к самым нелицеприятных человеческим поступкам, уважение людей, предпочтение работы на благо общества работе на собственное благо. Понятно, что такая работа не может протекать спокойно и размеренно, без эмоциональных встрясок и напряжений, без скандалов и споров, без переживаний и авралов вплоть до попадания в кризисные ситуации. Однако если помогать людям и улучшать жизнь вокруг себя вам интереснее, чем заниматься чем-то конкретным, то все трудности социальной работы вы преодолеете.

И последнее. Часто в социальную работу идут люди творческого склада, которым не удалось реализовать себя в искусстве или культуре. Потому что социальная работа представляет возможность быть не только нужным конкретным людям (и быть любимым этими людьми), но и проявлять все качества, присущие актёру, режиссёру, писателю и художнику. Социальные работники – это авангард цивилизованного общества. Если они в обществе есть, значит оно доросло до уровня, на котором ему небезразлична судьба своих сограждан. Успеха.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.