Государственная программа вооружения. Доля современных вооружений в сухопутных войсках

Основные ее параметры не оглашаются, да и само подписание никак прессой не афишировалось. Однако вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий в правительстве оборонно-промышленный блок, в интервью газете "Коммерсантъ" заявил, что "документ подписан президентом". Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков подтвердил - госпрограмма вооружений "была подписана фактически еще до наступления нового года", добавив, что "это секретный указ президента, поэтому я не могу ничего оглашать".

Повышенные меры секретности и то, что подписание было отложено более чем на год, объяснимы.

Известно, что новую госпрограмму вооружений должны были утвердить еще в 2016 году. Но в 2014 году произошли всем известные события на Украине, осложнились отношения с Западом, на нашу страну наложили различные ограничительные санкции. К тому же продолжил развиваться мировой экономический кризис, сопровождавшийся валютными скачками, что затруднило макроэкономические прогнозы. Вдобавок Вооруженные силы России стали активно помогать сирийскому правительству бороться с различными террористическими группировками, что отвлекло весомую часть оборонного бюджета. Все это привело к серьезным корректировкам уже сверстанной госпрограммы вооружений.

На реализацию принятой госпрограммы вооружений выделяется 20 трлн рублей, 19 из них - на закупку военной техники

Необходимо было решить вопрос с импортозамещением, пересмотреть приоритеты в предполагаемых закупках вооружений в связи с новыми угрозами и с учетом опыта боевых действий в Сирии.

Теперь госпрограмма 2018-2027 полностью отвечает задачам максимального укрепления обороноспособности страны в сложившихся внешнеполитических и экономических условиях.

На реализацию принятой госпрограммы вооружений выделяется 20 трлн рублей, из которых 19 пойдут на закупки, ремонт и разработку вооружения и военной техники. Впервые в программу включены расходы - около 1 трлн рублей на строительство инфраструктуры для новейшей техники, поступающей в войска.

Замминистра обороны Юрий Борисов в одном из недавних выступлений сказал о том, что "будущий программный период будет характеризоваться внедрением принципиально новых видов и систем оружия. Заделы, полученные на этом направлении ведущими предприятиями ОПК, позволяют рассчитывать на то, что к 2025-2026 годам появятся совершенно новые виды оружия, которые внесут серьезные изменения в стратегию и тактику вооруженной борьбы".

По мнению экспертов, ускорятся работы по новейшему тяжелому ракетному комплексу "Сармат" и мобильному ракетному комплексу РС-26 "Рубеж" - развитию проекта РС-24 "Ярс". Воздушно-космические силы получат зенитно-ракетную систему С-500, способную работать как мобильная противоракетная установка. Должны завершиться работы над гиперзвуковой ракетой "Циркон".

Произойдет практически полное обновление бронетанкового парка армии. На вооружение поступит техника, созданная на базе платформ "Армата" , "Курганец" и "Бумеранг" , а также глубоко модернизированные Т-90СМ и Т-80БВМ. Сухопутные войска получат боевые машины огневой поддержки типа "Терминатор", пока еще аналогов в мире не имеющих.

ВКС начнут получать истребители пятого поколения Су-57 . Увеличится закупка хорошо показавших себя в условиях Сирии Су-34, Су-35 и полностью обновленных штурмовиков Су-25 . Будет ускорено создание перспективного комплекса дальней авиации ПАК ДА.

По словам начальника Генштаба генерала армии Валерия Герасимова, "боевая работа в Сирии доказала, что российское вооружение и техника - одни из лучших в мире, они отличаются простотой в эксплуатации, надежностью и более высокими по сравнению с зарубежными аналогами боевыми возможностями".

В Сирии хорошо проявили себя роботизированные комплексы разминирования, поэтому начнется их массовое производство. Также войска получат новую тяжелую огнеметную систему "Тосочка" , которая дополнит хорошо известные "Буратино" и "Солнцепек", показавшие себя и в Сирии, и в Ираке.

Увеличатся закупки экипировки "Ратник" новых поколений. По словам гендиректора Фонда перспективных исследований Андрея Григорьева, ее оснастят специальными устройствами, позволяющими обмениваться информацией как между воинами конкретного подразделения, так и с различными робототехническими комплексами. Планируется создать единое боевое информационное поле.

Даже простое перечисление новинок и ноу-хау, которые планируется реализовать в рамках госпрограммы вооружений 2018-2027, займет много места. К 2021 году только ядерные силы должны быть переоснащены новыми вооружениями на 90 процентов. А во всех Вооруженных силах доля современных вооружений и военной техники достигнет 70 процентов.

Оборонка увеличит долю выпуска высокотехнологичной гражданской продукции. Как сообщалось, в 2025 году она достигнет 30 процентов, а к 2030 году - 50 процентов.

Новую государственную программу вооружений России 2018−2025 объявят в начале июля. Между тем, 16 мая стало известно, что ВПК и армия получат на модернизацию меньше, чем это планировалось ранее. Причем, намного. Вместо 20 трлн. рублей — 17 триллионов. Несмотря на это, президент Владимир Путин настаивает на обеспечении к 2020 году национальных ВС современным оружием на уровне не ниже 70%.

Судя по официальным анонсам, приоритет отдается развитию сухопутных сил. Во многом это определяется агрессивностью Запада на всем пространстве от Балтики до Черного моря. Вкратце, перечислим угрозы, идущие из Европы.

Во-первых, на Украине увеличивается вероятность государственного преследования русских только за то, что они русские. Понятно, что у Москвы рано или поздно кончится терпение, и она прихлопнет «бандеровский» клоповник. Во-вторых, стремительно беднеющие прибалтийские страны пытаются конвертировать русофобию в звонкую монету, следовательно, можно ждать любых провокаций. В-третьих, из-за миграционного цунами в ЕС нарастает политическая и экономическая нестабильность. В-четвертых, за всем этим стоит погрязшая в долгах Америка, которой удобно рассматривать Старый Свет как пространство для новой войны за свою глобальную гегемонию.

Другими словами, столкнувшись с откровенной враждебностью НАТО, а также с непоследовательностью и с непредсказуемостью администрации Трампа, Россия вынуждена укреплять, прежде всего, свою сухопутную армию.

Однако в отличие от стратегии Пентагона по обеспечению американских войск суперсовременной техникой завтрашнего дня, Минобороны РФ стремится иметь «хорошую матчасть» сегодня, причем в строю. Другими словами, делается все, чтобы не оказаться между прошлым и будущим, «если завтра война».

Наверное, главным разочарованием новой семилетки перевооружения явится то, к 2025 году Т-14 не станет основным боевым танком наших войск. Несмотря, что был анонсирован заказ на 100 «Армат», скорей всего закупки ограничатся 20−30 единицами в год. Таким образом, самым многочисленным останется сбалансированный по цене и боевым возможностям Т-72Б3 или его модернизированная версия. При этом российской бронетехнике предстоит оценить новую угрозу от гранатомета M3A1, который в армии США идет на смену нынешнему M3 Carl Gustaf.

Ясно и то, что перспективный гусеничный БМП «Курганец-25», а также колесный бронетранспортер «Бумеранг» вряд ли будут введены в строй в 2019 году. В частности, до сих пор непонятно, какой двигатель — ЯМЗ-780 или 2В-06 — выберут для «Курганца». Имеются вопросы и по 45-мм автоматической пушке с телескопическим выстрелом для БМП или БТР нового поколения. В целом, можно насчитать десятки технических проблем, сведения о которых просочились в открытые источники и которые еще предстоит решить разработчикам.

Отметим, что доводка военной бронетехники до ума — дело не быстрое, тем более, что речь идет о принципиальной иной компоновке и начинке, чем у предшественников. К примеру, над БМП-3 трудились не один десяток лет!

С другой стороны, это ровно тот случай, когда спешка смерти подобна. В качестве временной меры, Министерство обороны закупит несколько сотен БМП-2М «Бережок» и БМП-3, а также произведет ремонт и модернизацию имеющего парка бронетехники. По большому счету, трагедии из-за задержки «Курганца» и «Бумеранга» устраивать не следует.

Зато с уверенностью можно сказать, что в центре внимания ведомства Сергея Шойгу будет противовоздушная и противоракетная оборона. Армия продолжит получать «Бук-М3», «Тор-М2» и С-400. Однако в течение следующего периода госпрограммы перевооружения комплекс С-500, скорей всего, не будет закупаться. Его предстоит дорабатывать еще достаточно долго. Впрочем, потенциальный противник также столкнулся с многочисленными проблемами по части новой авиационной техники. В Пентагоне есть четкое понимание, что F-35 не сможет обеспечить превосходство в воздухе, а также подавление ПВО на суше. Даже если американцы вернутся к самолету F-22S, то произойдет это не раньше 2025 года.

С большой долей вероятности, изменения в госпрограмме перевооружения затронут и Воздушно-космические войска. Возобновление усилий по производству 50−60 бомбардировщиков Ту-160 и модернизация имеющего парка под стандарт Ту-160М2 свидетельствуют об отсрочке ввода комплекса ПАК ДА. Что касается перспективного авиационного проекта ПАК ФА/Т-50, то мелкосерийное производство этой машины начнется в ближайшие годы. Однако основные закупки придутся на проверенные самолеты Су-35, Су-34, Су-30. Также следует ожидать приобретения небольшой партии МиГ-35. По ударным вертолетам Ка-52 и Ми-28Н вопросов вообще нет. Холдинг АО «Вертолёты России» без заказов однозначно не останется.

На всю катушку будут загружены и мощности по производству боеприпасов, причем удвоится выпуск высокоточных ракет, бомб и снарядов. Связано это, прежде всего, с выводами из непростой сирийской кампании.

Что касается военно-морских сил, то их скромная доля в программе перевооружения 2018−2025 вызвана не столько принижением роли русского флота, как такового, сколько текущим моментом. Нашей стране еще предстоит освоение новых судостроительных технологий. Другими словами, время авианосца «Шторм» и атомных эсминцев еще не пришло: строить их по старинке не только экономически нецелесообразно, а вообще разорительно для бюджета. Только с вводом в строй новейшего комплекса СК «Звезда» на Дальнем Востоке у правительства наконец-то появится возможность заказывать сложную морскую технику с большим водоизмещением, причем по разумной цене. Так что придется подождать еще 7 лет.

С другой стороны, российский флот сохранит текущие темпы приобретения обычных и атомных подводных лодок. Также можно не сомневаться, что ускорится строительство ракетных корветов и легких фрегатов, которые доказали свою ценность в сирийском конфликте. Более того, фрегаты пр. 22350 класса «Адмирал Горшков» будут оптимизированы для решения новых задач ПВО. Логично ожидать модернизацию уже имеющих боевых кораблей, в том числе и «Адмирала Кузнецов».

Таким образом, новая программа перевооружения, с одной стороны, обеспечивает сдерживание агрессивного блока НАТО, с другой — основывается на уроках сирийского кризиса. Как пишет в этой связи американский военный эксперт Джей Хоук , который анализировал программу перевооружения 2018−2025, российская армия являет собой «молчаливое подтверждение того печального факта, что Владимир Путин воспринимается как достойный партнер по переговорам с Западом только потому, что Москва невосприимчива к политическому и военному давлению. Как и раньше, оружие русских предназначено в качестве последнего аргумента».

Опубликованы приоритеты разрабатываемой очередной государственной программы вооружения на 2016-2025 гг. Однако чрезмерная закрытость этой сферы не позволяет надеяться на успешное решение ее известных проблем. Выполнение требований президента страны о создании прозрачной военной экономики и о наведении порядка в управлении оборонно-промышленным комплексом по-прежнему сталкивается с серьезными трудностями.

Хотя в 2013 г. еще действует государственная программа вооружения - ГПВ на 2011-2020 гг., утвержденная закрытым Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 15651, в то же время уже более года в соответствии с решением Военно-промышленной комиссии - ВПК, при правительстве РФ от 24 октября 2012 г. разрабатывается проект следующей ГПВ на 2016-2025 гг. Кроме того, тогда же руководством ВПК было принято решение обновить правила разработки и выполнения ГПВ, поэтому взамен утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2007 г. № 549 «Об утверждении Правил разработки и выполнения государственных программ вооружения» Указом Президента РФ от 2 июля 2013 г. № 599 «О разработке и реализации государственной программы вооружения» утверждены новые, но, подобно прежним, неопубликованные Правила разработки и реализации государственной программы вооружения. Стремление ВПК опираться на авторитет президента страны в условиях российской вертикали власти вполне объяснимо при отсутствии какой-либо законодательной нормы в этой области, а кроме того по причине известной негативной позиции Минобороны России в отношении законопроекта «О государственной программе вооружения».

Собственно проект ГПВ на 2016-2025 гг. разрабатывается межведомственной рабочей группой, под руководством первого заместителя председателя ВПК И. Харченко, который не скрывает, что организация работ во многом позаимствована из еще советского совершенно секретного положения о ВПК 1987 г. В соответствии с утвержденным планом-графиком проект новой ГПВ должен быть представлен на утверждение президенту РФ в июле 2015 г., при этом документ по традиции будет состоять из 10 видовых программ Минобороны, одной - для всех остальных силовых ведомств и еще одной - по фундаментальным, поисковым, прикладным и технологическим исследованиям и разработкам.

Несмотря на это, уже из первых публичных заявлений руководства ВПК и Минобороны касательно новой ГПВ стало ясно, что она должна будет принципиально отличаться от ныне действующей. Наиболее полно на сегодня приоритеты ГПВ на 2016-2025 гг. определены вице-премьером Д.Рогозиным в его выступлении в Государственной Думе 11 декабря прошлого года - это: «Автоматизированная система управления Вооруженными Силами, автоматизированная система управления полем боя, визуа- лизация поля боя, робототехника». «Сокращение типов вооружений, военной и специальной техники». «Модульность». «межродовая унификация и создание межсредных аппаратов». «Электронно-компонентная база». Переход к контрактам полного жизненного цикла.

Казалось бы, столь детальное видение особенностей очередной ГПВ руководством ВПК позволяет нам уверенно смотреть в будущее, но это не так. Бесспорных решений в предлагаемом перечне приоритетов нет, а, по меньшей мере, первые пять из них давно известны, так как фигурировали в виде целей еще советских программ вооружения. Ведь именно неуправляемый рост номенклатуры ВВТ и отсутствие их унификации стали одним из основных движущих мотивов перехода к долгосрочному планированию развития вооружения, введенному 45 лет назад в СССР Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 июня 1969 г. № 433-157-69 г. «О дальнейшем улучшении планирования развития вооружения и военной техники».

Судя по всему, военно-политическое руководство страны и руководство ВПК считают, что 20 трлн руб., выделенных на действующую ГПВ, не только обеспечат достижение ее главной цели в виде обновления парка ВВТ на 70-100% к 2020 г., но и решат внутренние проблемы самой ГПВ. На уже упомянутом совещание по вопросам военного кораблестроения в Санкт-Петербурге 5 сентября 2013 г. замминистра обороны по вооружению Ю.Борисов в качестве причин невыполнения предшествующих ГПВ указал следующие: неправильная оценка прогнозируемых ассигнований, высокий уровень инфляции, низкий уровень авансирования, заниженные цены, принятые при формировании ГПВ, и опережающий рост стоимости изделий, что «делало госпрограмму неработоспособной уже на следующий год после ее принятия».

Непосредственные разработчики всех российских ГПВ в Минобороны к проблемным вопросам ГПВ относят «достижение адекватности объемов планируемых поставок вооружения, военной и специальной техники - ВВСТ, в войска задачам парирования угроз военной безопасности государства при одновременном соответствии этих объемов его экономическим возможностям, обеспечение комплектности поставок ВВСТ, а также определение направлений формирования научно-технического задела по вооружению будущего».

При этом даже простой, казалось бы, вопрос об определении основного целевого показателя ГПВ - доли современного ВВТ - оказался сложным. Как оказалось, разработчики действующей ГПВ и после ее принятия испытывали серьезные затруднения при расчете указанной доли, настаивая на причислении к числу «устаревших» образцов, поставленных промышленностью в течение прошлых программных периодов. Неопределенность в этом вопросе была устранена лишь 12 марта 2012 г. благодаря утверждению первым заместителем министра обороны методических материалов, установивших порядок расчета коэффициентов оснащенности, современности и исправности - важнейших показателей раздела 4 паспорта ГПВ на 2011-2020 гг.

Признание разработчиками ГПВ серьезных проблем с моделированием, а вернее - фактического отсутствия в настоящее время необходимых моделей, ставит под сомнение точность прогнозирования спроса со стороны Минобороны. Не меньшая проблема существует и с прогнозированием предложения со стороны оборонно-промышленного комплекса как в части физического объема, так и себестоимости продукции. Известно, что базовые таблицы «затраты-выпуск» за 2011 г. будут официально опубликованы лишь в IV квартале 2015 г. и, скорее всего, уже не успеют оказать влияния на качество планирования новой ГПВ на 2016-2025 гг.

Понятно, что вследствие этого на неоспоримую точность и тем более оптимальность даже действующей ГПВ надеяться не приходится. Своеобразным косвенным признанием ее серьезных дефектов стало нескрываемое беспокойство высшего российского руководства о загрузке производственных мощностей ОПК. Однако спад в ОПК после 2020 г. неизбежен, так как вследствие особенностей принятых в 2010 г. решений его предприятия неминуемо окажутся невостребованными.

Возможностей Минпромторга России для исправления складывающейся на наших глазах ситуации явно недостаточно без корректировок в действующей ГПВ и федеральной целевой программе «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года» при реализации отложенного было в августе 2013 г. «бюджетного маневра». Масштаб возможных сокращений при этом может составить 30-35% в первом случае и до 67% - во втором, если вспомнить необъясненные до сих пор скачки объемов финансирования этих программ к моменту утверждения относительно тех, что фигурировали при их разработке. Ну а пока главные риски грядущей ГПВ на 2016-2025 гг. связаны с последствиями секретности июльского указа об ее разработке, свидетельствующего о неспособности российской системы государственного управления учиться на собственных ошибках. А как они реализуются - покажет время.

«Хочу отметить, что Россия не будет усиливать „гонку вооружений”, ведь мы не собираемся ни на кого нападать. Поэтому с нашей стороны уж точно не стоит ожидать эскалации напряженности.

Если откуда эта эскалация и может исходить, то из-за океана, и ее формы и масштабы предсказать сложно», - такое мнение высказал ТАСС председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев.

Он напомнил, что американские военные разрабатывают гиперзвуковое оружие (их крылатая ракета Х-51 уже прошла испытания), «грозятся выйти из договора РСМД (Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности - прим. ТАСС), наращивают ядерный потенциал».

«На каждую возможную угрозу наша ГПВ предусматривает достойный ответ. Но в то же время Россия ставит во главу угла не отражение возможных атак, а последовательное укрепление обороноспособности страны, разработку и постановку на боевое дежурство новейших высокотехнологичных образцов вооружений и военной техники», - Виктор Бондарев председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности

Новая ГПВ до 2027 года, по мнению Бондарева, отражает «фундаментальные, а не конъюнктурные задачи».

К ним, помимо вышеперечисленного, относится развитие ОПК и повышение его конструкторского потенциала, дальнейшее перевооружение войск и качественная подготовка личного состава сил общего назначения.

Роман Азанов

"Если не сход, то развал ", опубликованной 17 cентября 2016 года в газете "Коммерсантъ ", по сведениям издания, Минфину и Минобороны не удается согласовать объемы финансирования государственной программы вооружения (ГПВ) на период 2018-2025 годов. Этот вопрос затрагивался на совещании у президента Владимира Путина, однако и там снять хотя бы часть разногласий не удалось. Собеседники "Ъ" утверждают, что оценки финансистов и военных расходятся примерно на 10 трлн руб. На поиск компромисса времени остается все меньше: до конца 2016 года стороны должны обобщить все предложения, а проект госпрограммы должен попасть на утверждение главы государства не позднее 1 июля 2017 года.

Последний раз вопрос обеспечения ГПВ-2025 обсуждался в Кремле 9 сентября. Тогда Владимир Путин напомнил руководителям Минфина, Минэкономики, Минобороны и других силовых ведомств, что при подготовке финансовых параметров госпрограммы нужно исходить из того, что вооруженные силы должны быть обеспечены современным оружием и техникой, которые позволят "эффективно и в полном объеме решать поставленные задачи по защите России от потенциальных военных угроз". Он поручил обеспечить преемственность новой ГПВ с госпрограммой 2011-2020 годов, а также выполнить взятые бюджетные обязательства и планы в области обороны.

Как в начале июля Минобороны и Минфин снова показали, как по-разному смотрят на деньги.

Самоходная артиллерийская установка 2С25М "Спрут-СДМ1″ и бронетранспортер БТ-3Ф разработки ООО "ККУ "Концерн "Тракторные заводы" на открытой экспозиции форума "Армия-2016", 06.09.2016 (с) bmpd

"Совещание проходило в закрытом режиме: после него никаких комментариев от Минфина, Минобороны или Кремля не последовало. Сказались разногласия между министром финансов Антоном Силуановым и министром обороны Сергеем Шойгу, успевшим вернуться из Крыма, где проходил финальный этап стратегического командно-штабного учения "Кавказ-2016", рассказали "Ъ" два источника в финансово-экономическом блоке правительства. По словам одного из них, после доклада вице-премьера Дмитрия Рогозина о комплексной оценке расходов бюджета на будущую ГПВ стороны начали обсуждать параметры госпрограммы, но в скором времени дискуссия переросла в разговор на повышенных тонах. Причиной стали "диаметрально противоположные" оценки предельного объема финансирования ГПВ-2025, высказанные господами Силуановым и Шойгу: первый говорил о 12 трлн руб., второй — о сумме около 22 трлн руб. Отметим, что в 2014 году военные сообщали, что им за счет унификации изделий удалось снизить стоимость ГПВ-2025 с 55 трлн до 30 трлн руб.

На совещании стороны выступили со своими аргументами. Финансисты утверждали, что в существующих экономических реалиях бюджет не выдержит столь большой нагрузки, а резкий рост оборонных расходов негативно скажется на реализации других программ, в том числе социальных.

Военные же помимо главного тезиса о необходимости гарантированного обеспечения национальной безопасности обратились к положениям майских указов Владимира Путина, согласно которым к 2020 году доля современного вооружения армии должна достичь 70%. "Если это не будет выполнено, то существует риск потерять набранный ныне темп перевооружения и скатиться в деградацию, на уровень десятилетней давности" — так, по словам чиновника, описывали ситуацию военные, если их финансовые требования не будут удовлетворены.

Минобороны и Минфин давно спорят об объемах финансирования программы перевооружения. Действующая ГПВ-2020 изначально оценивалась в 36 трлн руб., однако под давлением финансово-экономического блока правительства и занимавшего тогда пост вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина ее стоимость была снижена до 23 трлн руб., из которых 19 трлн руб. получало Минобороны. Эти деньги в основном должны были пойти на укрепление стратегических ядерных сил (восемь подводных ракетоносцев "Борей" с межконтинентальными ракетами "Булава", стратегические комплексы "Ярс", "Рубеж", "Баргузин" (железнодорожного базирования) и "Сармат" (с тяжелой жидкостной ракетой), новый стратегический бомбардировщик, системы ПРО и другое). В 2010 году запросы военных во многом были удовлетворены благодаря высокой цене на нефть. "Сейчас ситуация принципиально другая, наши коллеги должны с этим смириться",— говорит собеседник "Ъ", близкий к Минфину.

Времени на поиск компромисса остается немного. Напомним, что ГПВ-2025 должна была вступить в силу в 2016 году, однако из-за нестабильной экономической ситуации Владимир Путин перенес ее принятие на два года (см. "Ъ" от 19 февраля 2015 года). Во время последнего совещания президент поручил заинтересованным сторонам завершить обобщение предложений в ГПВ до конца 2016 года, а до 1 июля 2017 года — представить ему проект госпрограммы для утверждения. По словам источника "Ъ" в аппарате правительства, до конца года состоится серия межведомственных совещаний, а также пройдет одно или два заседания военно-промышленной комиссии, возглавляемой Владимиром Путиным.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.