Кто живет на самом верхнем этаже леса. Занятие по экологии «Этажи леса

Введение………………………………………………………3

1.1. Многоэтажный дом………………………………………….4-5

1.2. Между этажами………………………………………………5

1.3. Лесной гастроном…………………………………………….6

1.4. Обитатели этажей…………………………………………….6-8

1.5. Можно ли меняться этажами?............................................. 8-9

1.6. Лес лесу рознь……………………………………………….10

1.7. Что такое лес?.........................................................................10-11

Заключение……………………………………………………12

Список литературы……………………………………………13

Приложение………………………………………………….14-18

Введение

В старину на Руси говорили: «Рядом с лесом жить – голодному не быть», «Лес богаче царя», «Лес не только волка, но и мужика досыта кормит».

Лес- это природное сообщество. В нём обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана.

Осенью я с ребятами нашего класса участвовал в туристической полосе препятствий. Соревнования проходили в лесу. Когда мы вышли из леса, я подумал о том, какая чудесная природа в лесу. А сколько разных деревьев, кустарников и трав. А сколько удивительных насекомых вокруг. И у каждого своя жизнь. Зачем в лесу бабочки, муравьи, червяки? Почему своим домом они выбрали лес? Почему в лесу одни животные живут в земле, а другие высоко на деревьях. Почему есть деревья высокие, а есть кустарники. И я решил это выяснить.

Цель : изучение этажей леса и его обитателей.

Задачи:

1. Изучить научную литературу, материалы в сети Интернет.

2. Обобщить знания о живых организмах леса.

3. Создать макет лесной поляны.

1.1.Многоэтажный дом

Лес-это многоэтажный дом. Как и в большом доме, в лесу есть свои этажи. Только считают их сверху вниз и называют ярусами. Самый первый, самый высокий ярус - большие деревья. Его называют древостоем. Посмотрите, какое высокое дерево. Вы его узнали? Это сосна (приложение 1). Из лесных пород, сосна появилась на Земле одной из первых. Еще во времена чудовищных динозавров. Сосны вырастают стройными и высокими.

Древостой - главный этаж в лесу. И это не удивительно. Ведь от него зависят все остальные ярусы. Когда деревья в древостое одной породы, он будет чистым, если несколько пород - смешанным. В чистом древостое все деревья примерно одной высоты. Такой древостой считается простым.

Иное дело - в смешанном. Здесь деревья одних пород вырастают заметно выше других. Из ветвей крон нижних деревьев и получается второй ярус. Во втором ярусе растут лишь те деревья, что мирятся с тенью. Это ели, пихты, кедры и липы. Случается, что сильным ветром роняет высокие деревья древостоя. Тогда их место тут же займут ели и пихты второго яруса. Под деревьями растут кустарники. Это следующий ярус. Тут можно встретить можжевельник, шиповник (приложение 2), калину, иву, рябину и смородину.

Все они, даже дерево рябина, никогда не смогут подняться до первого этажа. Их удел вечно оставаться внизу. Под лесом. Так кустарниковый ярус и называют - подлесок. Кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветви растут от корня.

Ниже кустов растут травы и мхи. Это два отдельных этажа - яруса. Один - травы и кустарнички, другой мхи и лишайники. Травы и мхи поднялись над землей совсем невысоко. Потому и называются живым напочвенным покровом.

Связь между растениями напочвенного покрова и деревьями видна на примере со мхами. Мхи в лесу появляются там, где влажность почвы повышенная, а это нередко связано с недостатком света, то есть зависит от плотности древесного полога. В то же время мхи затрудняют испарение влаги из почвы, а иногда даже настолько, что начинается заболачивание, ухудшающее рост деревьев. Они чахнут, на стволах появляются лишайники. Корни деревьев, покрытые толстым слоем мха, испытывают недостаток в воздухе. Деревья постепенно гибнут. Это лишь отдельные примеры связи напочвенного покрова с лесом в целом, с лесной жизнью. Их можно было бы привести множество.

1.2. Между этажами

В лесу есть растения, которые нельзя определить в какой-нибудь ярус. Уронит взрослое дерево семя. Упадет оно в подстилку и начнет прорастать. Целый год будет росток в самом нижнем этаже. Через два года он поднимется до напочвенного покрова. Еще через пять лет дотянется до кустарникового этажа. Пройдет время, и деревце поднимется до второго яруса. А там и до первого, самого высокого, недалеко. Так и растет все время, переходит из яруса в ярус. Потому и называется подростом.

Подрост появляется не всюду, а только там, где имеются благоприятные условия. Сравним, например, елочки, растущие на поляне, с деревьями такого же возраста, приютившимися под пологом леса. Молодые ели открытых мест имеют маленькую конусовидную крону и ярко-зеленую хвою. Таков ли подрост в лесу? Нет. Кроны там напоминают по форме зонтик, хвоя бурая, корни слабо развиты, а самое главное - молодые деревья здесь и тоньше и более чахлые, чем одновозрастные елочки на поляне.

Под пологом леса подрост, по выражению лесоводов, «угнетен». Изменился не только его внешний вид: деревца приспособились к условиям «лесной жизни», и, если материнский полог будет вырублен, они долгое время не смогут обжиться в новой обстановке. Хвоя пожелтеет, опадет, и деревца могут погибнуть.

1.3. Лесной гастроном

Во всяком лесном доме есть что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей. Большое дерево и маленькая травинка корнями вцепились в землю. Вернее, в её самый верхний питательный слой, который называется почвой. Это самый нижний, последний этаж леса. От почвы зависит очень многое. Так, на песчаной почве будут хорошо расти сосна и лиственница. А ель и кедр - на глинистой. Но в любом случае: чем богаче почва - тем выше и могуче растут деревья на ней. Растения берут из почвы питательные вещества. Если их не пополнять, почва быстро оскудеет. Точно так же, как и продукты в магазине, питательные вещества в почве все время пополняются. Это делает сам лес. Сухие листья, иглы, ветки и травы падают на землю и скапливаются в подстилку - самый верхний слой почвы. В подстилке живут всякие черви, грибы и бактерии. Они поедают и разлагают опад .

Так питательные вещества возвращаются в почву. Растения снова могут брать их в своем нижнем этаже - лесном гастрономе. Листья и травы разлагаются быстрее хвои. Всего за полгода они превращаются в удобрение. Потому в лиственных лесах почва всегда богаче.

Иное дело - хвоя, особенно еловая. Она может накапливаться толстым слоем, не перегнивая десятилетиями. И совсем худо на болотах. В воде плохо живется и грибам, и червям, и бактериям. Из-за этого мертвые растения на болотах не перегнивают совсем и накапливаются слоями. Так получается торф.

1.4. Обитатели этажей

В природе много имеет послойное строение. И самый яркий пример этого лес. На нижнем этаже в земле среди корней, в мусоре из опавших листьев, трухлявых стволов живут кроты и лесные мыши (приложение 3) – обитательницы «подвального этажа» леса, выглядывающие и на поверхность.

В подстилке копошатся разнообразные насекомые: 200 тыс.на один квадратный метр ногохвосток, личинки мух, жуков, многоножки, до 4 тонн лесных червей, мокрицы, улитки, слизни.

Чуть выше, по земле, бегают муравьи (приложение 4).В общем, на одном гектаре лесной подстилке живет больше живых существ, чем людей на земле! И все они едят. Лесная подстилка – это один сплошной пирог для ее обитателей.

Выше подвала первый этаж леса, сюда заглядывают обитатели других этажей – спускаются сверху белки. Но в основном первый этаж – обиталище животных, которые не умеют лазить, летать и зарываться в землю. Здесь живут самые крупные лесные животные: медведи, кабаны, волк, лиса, заяц, лось.

Почти все лесные птицы живут на определён­ных этажах. Конечно, в одном лесу всех лесных птиц никогда не увидишь. Одни птицы живут только в хвойных лесах, например корольки, кле­сты, чижи. Другие-в смешанных или листвен­ных. А есть среди птиц и такие, гнёзда которых ты никогда не увидишь в лесах средней полосы. Здесь нет гнёзд свиристелей и чечёток. Эти птицы при­летают к нам только зимой, а весной они улетают на север и там делают свой гнёзда. Но в любом ме­сте, в любом лесу птицы живут на определённом «этаже».

Есть птицы, которые живут в подвальных этажах. Обычно их дом находится по берегам лесных рек. Они делают свои гнёзда в земле на обрывистом бе­регу реки. Так живут ласточки-береговушки.

На нижних этажах живёт соловей, козодой. Мы уже знаем, что соловей делает своё гнездо под кустом и прячет его. А козодой кладёт яйца прямо на земле и потом сидит на них, прикрывая их со­бой от врагов. Рябчик делает своё гнездо в виде глубокой ямки, а лесной конёк-под кустом или маленькой ёлочкой. На нижних этажах также жи­вут славки.

А вот свиристели-жители средних этажей. Они делают свои гнёзда в старых заболоченных лесах. В средних этажах делает своё большое гнез­до кедровка.

А коршун-житель только высоких этажей. Ястреба можно назвать жителем чердач­ного этажа. Своё гнездо он делает на самом высоком дереве.

Дуплогнёздники тоже живут на разных этажах леса. Ниже всех из дуплогнёздников живёт синичка-гаичка. Она делает своё гнездо недалеко от земли. Её «старшая сестра» - лазоревка тоже живёт в нижних этажах, но может жить и в средних... А самая старшая - большая синица - предпо­читает средние и высокие этажи. Горихвостка делает своё гнездо в дуплах, ко­торые находятся в самом низу среднего этажа, а мухоловка-на средних этажах и иногда на вы­соких. Пищуха живёт на средних этажах, а гнездо поползня можно увидеть и в средних этажах, и в нижних.

Большинство певчих птиц леса тоже живут на l-м этаже. Они вьют свои гнезда на ветвях кустов и маленьких деревьев. А гнезда дятлов, сорок чуть выше. Куницы, совы, филин занимает средний этаж. Эти животные селятся в дуплах старых деревьев. Они сверху высматривают свою добычу.

Бабочки, жуки, лесные осы и пчелы, комары тоже живут на верхних этажах. Лес является домом для птиц, насекомых, зверей, которые устраиваются на разных этажах.

1.5. Можно ли меняться этажами?

У зверушек и птиц, с этажами не как у человека в небоскребах: всегда можно с кем-нибудь перемениться. У них каждая порода живет непременно в своем этаже. Часто бывает, что березы дорастут до какого-то возраста и засохнут. Другое дерево, засохнув, роняет на землю кору, и оттого непокрытая древесина скоро гниет и все дерево падает, у березы же кора не падает; эта смолистая, белая снаружи кора – береста – бывает непроницаемым футляром для дерева, и умершее дерево долго стоит, как живое. Даже когда и сгниет дерево и древесина превратится в труху, отяжеленную влагой, с виду белая береза стоит, как живая. Но стоит, однако, хорошенько толкнуть такое дерево, как вдруг оно разломится все на тяжелые куски и падает. Валить такие деревья – занятие очень веселое, но и опасное: куском дерева, если не увернешься, может здорово хватить тебя по голове.

Однажды пришли к полянке с такими березами охотники и обрушили довольно высокую березу. Падая, в воздухе она разломилась на несколько кусков, и в одном из них было дупло с гнездом гаечки. Маленькие птенчики при падении дерева не пострадали, только вместе со своим гнездышком вывалились из дупла. Голые птенцы, покрытые перышками, раскрывали широкие красные рты и, принимая охотников за родителей, пищали и просили червячка. Охотники раскопали землю, нашли червячков, дали им перекусить. Птенцы ели, глотали и опять пищали. Очень скоро прилетели родители, гаечки-синички, с белыми пухлыми щечками и с червячками во ртах, сели на рядом стоящих деревьях. Гаечки не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети. Они порхали с ветки на ветку в большой тревоге, беспокоились и не хотели спуститься вниз и выйти за пределы своего этажа. Охотники тогда спрятались. Нет! Птенцы пищали, родители пищали, порхали, но вниз не спускались. Тогда охотники взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней березы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на какой находился разрушенный этаж. Недолго пришлось ждать в засаде: через несколько минут счастливые родители встретили своих птенчиков.

1.6. Лес лесу рознь

Деревья в лесу разные. Одни из них с листьями. Осенью листва опадает, а весной зеленеет вновь. Так они и называются - листопадными. Это береза, осина, ольха, дуб, липа. На других вместо листьев - тонкие зеленые иглы. Такие деревья называют хвойными. Это сосна, ель, пихта, кедр, лиственница. Из них каждый год меняет наряд только лиственница. У остальных же хвоя живет пять, а то и семь лет. Потому они и зимой и летом - одним цветом.

Оказывается, лес лесу рознь и двух одинаковых трудно встретить. Как отличается сухой высокий пригорок от топкого болота, так же будут отличаться и леса на них. В этих лесах разные деревья, травы и кусты и даже воздух. Не говоря уже о почве. Разные леса, пусть и одной породы, лесоводы называют разными типами леса.

1.7. Что такое лес?

На такой вопрос обычно отвечают: это деревья. Ответ не совсем точный. Деревья растут не только в лесу, но и в поле, и на лугу. Дерево в поле и на лугу растет, как ему вздумается. Ствол у него толст, невысок и коряв. Длинные ветви начинаются у самой земли и раскидываются широко в стороны. Не то - в лесу. Здесь деревья - словно солдаты в строю. Стволы у них длинные, ровные и прямые. Глянешь на макушку - шапка с головы валится. Почему деревья в лесу стройные и высокие? Почему ветви у них растут лишь на самой макушке? Все потому, что стоят они там тесно. Тут уж как вздумается - вкривь и вкось - расти не будешь. Соседи не дадут. Вот и тянутся все дружно вверх к солнцу. Худо тому, кто отстанет. Перегонят соседи, сомкнутся ветвями-кронами над головой, лишат света. Начнет деревце чахнуть, вянуть и, в конце концов, совсем засохнет. Так вот и получается, что выживают в лесу самые быстрые. Как на соревнованиях - побеждает сильнейший. А награда - жизнь.

Но деревья лишь часть леса, пусть и самая большая. Кроме них там есть кусты, мхи, травы и лишайники. Большое дерево и маленькая травинка корнями вцепились в землю. Вернее в ее самый верхний питательный слой, который называется почвой. Почва - тоже важная часть леса. В лесу растут грибы и водятся различные животные. Они жители леса и его неотделимая часть. Без грибов, насекомых, зверей, и птиц - и лес не лес.

Итак, лес - это не только множество деревьев, но это и подрост, и подлесок, и напочвенный покров - словом, вся совокупность растений, образующих лес, причем все они влияют друг на друга, все тесно взаимосвязаны. Вся эта богатая, разнообразная растительность располагается в лесу как бы ступенями, или, как их называют в науке, ярусами.

Некоторые леса имеют четыре, пять и даже больше ярусов. Первый ярус - это главный древесный полог. Его высота доходит до тридцати и даже более метров. Второй ярус - это подрост. Третий - подлесок. Четвертый - травяной покров. Лесные «этажи» уходят и в глубину почвы. Корневая система деревьев, кустарников и травянистых растений также размещается в земле ярусами. Наиболее глубоко уходят корни деревьев. Ближе к поверхности лежат корни кустарников, еще выше - корни травянистых растений. Так полнее используется растениями леса и солнечный свет и почва. Лес- это природное сообщество. В нём обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана.

Заключение

Чтобы лучше представить себе лес, я решил создать макет лесной поляны. Для этого я использовал веточки деревьев и сухую траву, пластилин. А древесный гриб я превратил в муравейник (приложение 5).

В ходе моей работы я узнал много интересного о жизни самых разных животных леса. Я понял, что лес - это не просто деревья, травы, кустарник и животные. Лес - это сообщество жизни на земле. Его можно сравнить с большим многоэтажным домом.

Вы увидели, друзья,
Ждут в лесу нас чудеса.
Песни птиц и шёпот листьев
И зверюшек голоса.
По тропинкам аккуратней:
Вдруг раздавишь муравья,
Он спешит своей дорогой,
Пропадать ему нельзя!
Он в работе весь, трудяга,
И у каждого “жильца”
Леса славного, поверьте,
Есть “профессия” своя.
Ты любуйся, изучай,
Но работе не мешай!
Здесь ты – гость и их порядок
Будь уж добр, не нарушай!
Слушай песни, разговоры
Всех зверей и птиц знакомых,
Ты прислушивайся к ним
Мы ж в кругу со всем живым!
Если больно станет лесу,
Боль дойдёт и до тебя,
Не губи его, дружочек,
Он живой, в нём есть душа!)

Список литературы:

1. В.И.Морозов « Рассказы о русском лесе».

2. http://forest.geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000003/st006.shtml

3. http://lib.ru/PRISHWIN

4. http://forest.geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000003/st006.shtml

5. http://www.fos.ru/pedagog/9743.html
6. http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/prezentatsiya-etazhi-lesa

7. http://forest.geoman.ru/

Приложение 1

Сосна обыкновенная

Дерево высотой 25-40 м и диаметром ствола 0,5-1,2 м. Ствол прямой. Крона высоко поднятая, конусовидная

Приложение 2

КУСТАРНИКИ

Шиповник


Листопадные кустарники и кустарнички, иногда вечнозелёные, с прямостоящими, лазающими или стелющимися стеблями различной высоты или длины, от 15-20 см до 8-10 м длиной. Экземпляры одних и тех же видов иногда могут варьировать по высоте в зависимости от условий произрастания.

Приложение 3

ОБИТАТЕЛИ ПОДВАЛЬНОГО ЭТАЖА

Лесная мышь

Длина тела до 10 см. Хвост примерно равен длине тела. Окраска верха тела рыжевато-серая. Брюшко светлое. На груди у некоторых особей может быть небольшое жёлтое пятно.

Приложение 4

ОБИТАТЕЛИ ПЕРВОГО ЭТАЖА

Хищное млекопитающее семейства медвежьих; один из самых крупных и опасных наземных хищников.

Приложение 4



Статья опубликована при поддержке компании «Свадебный Союз». Если вы держите свой свадебный салон или магазин женской одежды, то вам не обойтись без поставщика свадебных и вечерних платьев. Свадебные и вечерние платья оптом вы можете легко заказать в компании «Свадебный Союз». Посетите официальный сайт компании http://souz.com и ознакомьтесь с каталогом предлагаемой продукции.

С точки зрения экологического образования очень важно дать детям представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга. Они связаны между собой и со своим местообитанием, образуя экосистемы.

На дошкольном уровне в качестве примера экосистемы лучше всего рассмотреть лес. Многие дети (да и взрослые) считают, что лес - это «когда много деревьев». Очень часто люди действительно «за деревьями леса не видят». Задача воспитателя - помочь ребенку «увидеть» лес в целом. Работать по данной теме будет легче, если до этого дети занимались с комплектом карточек «Дуб и сосна» и имеют представление о связях растений и животных с деревьями.

Для объяснения материала предложите детям рассмотреть лес как большой дом со множеством квартир. В каждой квартире - свои жильцы: в дупле дерева - сова, в почве - черви, в берлоге - медведь. И меняться квартирами они не любят. В одних лесных квартирах светло (на полянках), в других - темно (под деревьями с густой кроной), в одних - сухо, в других - сыро. Каждый жилец приспособился к своей квартире, ему в ней хорошо.

Но в лесном доме есть не только квартиры, но и подвал, крыша, этажи (ярусы). Для объяснения этого материала можно использовать комплект карточек «Лесной дом». Это рисунок леса, в котором выделены этажи: нижний (1-й этаж), средний (2-й) и верхний (3-й), а также «подвал». Рисунок разделяется на части пунктирной линией, отделяющей этажи друг от друга. Для работы разрежьте рисунок по пунктирной линии на части. Лес «собирается» путем складывания карточек с соответствующими объяснениями и названиями этажей. Если листва деревьев в лесу смыкается, появляется «крыша». Под такой крышей в лесу не так ветрено, холодно, как за пределами леса, она задерживает дождь. «Складывание» леса из отдельных этажей поможет детям воспринимать лес как сложный «дом», состоящий не только из деревьев.

Вторая задача воспитателя при работе с данным комплектом - показать, что на каждом этаже обитают разные животные. Для этих целей используется рассмотренный выше рисунок леса и карточки с изображением животных, названия которых упоминаются далее в тексте. На первых этапах работы можно выбрать наиболее известных детям животных, затем добавить карточки с менее известными, расширяя познания детей о составе животного мира.

Задача при работе с карточками - распределить животных по этажам леса, одновременно объясняя, какие растения образуют этажи.

Для изложения материала используется следующая информация.

«Подвал» - это подземный этаж леса, земля (почва), в которой находятся корни растений. Здесь живут дождевые черви, кроты, жуки, личинки насекомых, некоторые гусеницы.
В почве можно обнаружить норы барсуков, лисиц.

Первый (нижний) этаж - это травы, невысокие лесные растения. Здесь живут мухи, пауки, муравьи, лесные мыши, бабочки, пчелы, осы, птицы: синица-московка, славка, крапивник.

Второй этаж (средний ) - это кустарники, например: калина, боярышник, шиповник, лещина. Здесь живут многие птицы: зарянка, горихвостка, дятел, поползень, много насекомых.

Третий (верхний) этаж - это деревья (дуб, береза, сосна). Здесь обитают птицы: сова, сорока, дрозд, сойка, - а также гусеницы, огромное количество насекомых, белка.

Некоторые животные живут на одном этаже, а «столовая» у них - на другом. Например, некоторые птицы могут отдыхать на одном этаже, а питаться - на других. Сова охотится на нижних этажах, а живет на дереве.

После объяснения материала воспитателем дети должны выполнить следующее задание. Для этих целей используйте маленькие карточки комплекта «Дуб и сосна» и текстовую информацию о животных, растениях, грибах, связанных с дубом и сосной. Вначале обсудите с детьми, на каком этаже леса должны жить травянистые растения и грибы (хохлатка, ландыш и т.д.) и грибы (боровик, дубовик). Положите эти карточки рядом с 1-м этажом и «подвалом». Далее скажите детям, что однажды случилось так, что животные заблудились, перепутали этажи и не могут найти свои квартиры. Дети вместе с воспитателем должны помочь животным вернуться к себе домой, найти свои этажи. Для этого нужно взять маленькую карточку с изображением животного и положить его рядом с соответствующим этажом леса. Постепенно задание можно усложнить путем увеличения карточек «заблудившихся» животных. Если ребенок правильно выполнит задание, то получится картина с изображением всех этажей леса и его жильцов, то есть настоящий лесной дом, где у каждого жильца - свое место.

Желательно провести и экскурсию в лес, где дети сами смогли бы найти этажи и следы лесных жителей. Можно попробовать сделать это и в парке, сквере.

(изображение можно раскрасить)

ЭТАЖИ ЛЕСА

ЦЕЛИ:

организовать деятельность детей по изучению ярусного расположения растений в лесу, показать зависимость распределения животных от ярусов леса;

закрепить знания детей о видовом разнообразии леса;

продолжить работу по формированию у детей интеллектуальной готовности к школе: в процессе выполнения заданий рабочей тетради развивать наглядно-образное мышление, речь: умения давать полный рассказ по картине, задавать вопросы и давать на них полные ответы, слышать и понимать речь окружающих;

развивать произвольные память и внимание, умение сосредоточиться на изучаемом предмете, выполнять предлагаемое задание

способствовать развитию познавательного интереса и любви к окружающей природе

ОБОРУДОВАНИЕ

Рабочая тетрадь «Познаем природу - готовимся к школе»

Фломастеры

Дидактический материал «Животные леса»

Макеты «Этажи леса»

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

1.Работа с иллюстрациями книги

2.Составление модели ярусного распределения растений в лесу

3.Выполнение заданий в рабочей тетради

4.Подведение итогов занятия, интеллектуальная игра «Да-нет-ка»

Ребята! Сегодня мы с вами будем путешествовать на необычном лифте, который мы построим в своем воображении в одном из уголков нашей природы. В каком же?

Давайте ответим на этот вопрос позже, а сейчас давайте заглянем в эту книгу, которая появилась у вас в группе. И открылась она неслучайно на этой странице. Даже не умея читать, вы можете многое узнать из иллюстраций. Но узнает много лишь внимательный человек, который может сосредоточиться на изображениях животных и многое заметить.(Дети рассматривают иллюстрацию с изображением различных видов медведей). Затем первый ребенок дает полный рассказ по картине, другие дети внимательно слушают и говорят о том, о чем не было сказано.Педагог запоминает ребенка, который сделал дополнение к рассказу последним

Почему же мы говорим сегодня именно о медведях? Большинство из них - лесные животные. Я вам уже говорил, что нам нужен будет лифт, чтобы путешествовать.

Зачем же лифт в лесу? Лесным жителям он, конечно, не нужен. А нам потребуется для нашей экскурсии по этажам леса. Нашли кнопки, указывающие этажи, нажимайте на цифру 1 и закрывайте глаза. Как только я досчитаю до четырех, глаза открывайте. 4.3.2.1.

Наш воображаемый лифт поднял нас на вершины деревьев. А на каком мы этаже? А какую нажимали кнопку? Мы на первом этаже, который занимают самые высокие деревья. В лесу не так, как у людей. У нас этажи идут от земли, а у растений первый этаж ближе всех этажей к свету. Итак, 1 этаж у растений - высокие деревья, 2 - образуют деревья пониже, 3 этаж, или ярус, занимают кустарники, а на 4 располагаются травы и грибы. Зачем это надо растениям? Не будем торопиться с ответом

Откройте тетради ни странице 22. Рассмотрите рисунок и расскажите, что на нем изображено. Есть ли этажи, или ярусы, в этом лесу? Конечно, есть. Какие растения занимают первый этаж? - ели, сосны, березы. 2 этаж - это деревья поменьше - клены, липы, рябина. 3 ярус занимают кустарники - малина, орешник, шиповник, жимолость, а на 4 этаже - травы и грибы. Так почему же растения располагаются по этажам? Так они приспосабливаются к совместной жизни, всем хватает света и воды, но все эти растения не занимают много места.

Но наш лес на картине не совсем настоящий, в нем чего-то не хватает. Надо этот лес заселить животными. Познакомимся с ними. Дети называют животных и обводят слова, напечатанные крупным шрифтом. (По ходу работы детей дается краткая информация по данным животным.)

Динамическая пауза. Давайте попробуем изобразить этих животных. Нашему ежу грозит опасность и он ……сворачивается в клубок, прячет голову. Белка сидит на дереве и вертится в разные стороны. В это время под землей роет ходы крот. А теперь покажем, как сова, сидя на суку, крутит своей головой. У нас по- совиному не получится, она может поворачивать голову и назад. Сова высмотрела добычу и полетела. Хотят ли наши гости услышать, как летают совы? Все равно не услышите, так как летают они бесшумно.

Приступаем к заселению леса животными. Вырезаем полоску и наклеиваем животных - расселяем по этажам. Клеста и сову - на елку, на сосну - белку, дятла - на березу, соловья - в кустарник; ежа, зайца и лося - на 4 этаж, а крота отправляем под землю.

Так почему и животные в лесу не мешают друг другу? Каждый живет на своем месте и кормится своей пищей.

Но некоторые животные живут на одном этаже, но посещают и другие. Какие это животные, куда и зачем они путешествуют? Отметим это стрелочками.

Зачем же нужны этажи в лесу? Чтобы все растения и животные не мешали друг другу, жили вместе. А зачем это надо, вы узнаете на следующем занятии.

За хорошую работу я награждаю вас игрой «Да-нет-ка». Дети отгадывают загаданное животное, задавая вопросы и получая в ответ только «да» или «нет». Игру начинает только тот ребенок, который последним сделал дополнение в беседе по первой картине. Вместе с ребенком выбираем изображение животного ипредлагаем детям угадать его. Напревых занятиях руковожу игрой я, потом ребенок сам спрашивает своих товарищей и отвечает им "Да" или "Нет". Дети учатся правильно задавать вопросы, следить за ходом игры. Отгадавший загаданное животное выбирает новое, и игра продолжается. Берем 3-5 животных.

При отсутствии рабочих тетрадей родители белали цветные ксерокопии

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35»

Конспект на тему:

««Этажи» и «жители» леса».

Конспект подготовила:

воспитатель первой кв. категории

Кочешкова Елена Анатольевна

Арзамас 2012

Задачи:

Уточнить и расширить представления детей о лесе как многоярусном и многоэтажном доме, где все растения занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях. Исчезновение какого-либо звена ведет к гибели других звеньев.

Учить детей устанавливать взаимосвязи между растениями и животными леса, развивать логическое мышление.

Продолжать воспитывать экологическое сознание.

Методические приемы: чтение стихотворения, загадывание загадки, решение логической задачи, игровые действия по размещению животных по этажам на схеме, вопросы к детям, оценка и поощрение, слушание грамзаписей.

Оборудование: письмо от Незнайки с логической задачей, модель «этажи леса», карточки животных леса и птиц, картины леса, пластинка.

Ребята, я вас сегодня приглашаю в необычное путешествие. Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в лесу.

Откройте глаза. Посмотрите — мы в лесу! Птицы поют, деревья листьями шелестят.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Ты нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре.

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь — мы свои!

(Погореловский).

Летом и зимой, весной и осенью хорош наш лес! Рядом с осинкой березка, рядом с елью — осина. В лесах встречаются и липы, и дубы, и клены. Много в нашем лесу и разных кустарников, трав, цветов.

Вывешивается модель «Лес — многоэтажный дом».

Посмотрите, какое высокое дерево. Вы его узнали?

Правильно, это сосна. Сосны вырастают стройными и высокими.

Какие еще высокие деревья есть в лесу? (Ели).

Много в лесу деревьев.

Растут в лесу деревья и невысокие. Например, липа, клен … Помогайте…

Дети называют: рябина, черемуха, осина, ольха.

Между деревьями растет кустарник. Чем кустарник отличается от дерева? (Кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветви растут от корня)

Какие лесные кустарники вы знаете? (можжевельник, шиповник, малина, смородина и др.)

Что растет под кустами? (Трава, цветы, мох, грибы.)

Ребята, вот как много растений леса мы назвали. Все растения составляют этажи леса. Посмотрите на картину — слева многоэтажный дом, а справа — лес, разделенный тоже на этажи. Давайте, посчитаем сколько этажей в лесу. Самый высокий этаж — пятый — в старом лесу: это верхушки сосен, елей, могучих дубов (показ на схеме).

Четвертый этаж — кроны деревьев пониже: кленов, берез, осин, рябин.

Третий — кусты и молодые деревца. Этот этаж носит особое название:

подлесок. Повторите: подлесок.

А два нижних этажа — второй и первый — образуют травы, цветы, мхи.

Во всяком лесном доме есть что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.

Как и в настоящем доме, в лесном тоже есть квартиры и в каждой квартире — свои жильцы. Давайте заселим наш лесной дом.

Кого из животных мы поселим в подвал? Кто живет под землей? (крот, мышь (и вставляют их изображения в прорези на схеме). )

А знаете ли вы, какой лесной зверь самый большой? Отгадайте про него загадку:

Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге,

Коль такого довелось встретить,

Знайте, это … (лось).

А какой зверь в нашем лесу самый хищный? (Волк).

Какой самый хитрый? (Лиса).

Кто самый быстроногий? (Заяц).

Возле дуба, острым рылом

Деловито землю рыл он.

Видно, желуди искал.

я пугать его не стал,

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был … Кто?

Правильно, это кабан. Волк, лиса, заяц, лось и кабан — все живуг на нижнем этаже леса. Как вы думаете, почему? (не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, устраивают себе жилище.)

Какие еще животные живут на этом этаже?

Дети называют и помещают их изображения на схеме: лягушки, ежи, ящерицы и др.

Ребята, а знаете ли вы, что большинство певчих птиц леса тоже живет на l-м этаже. Они вьют свои гнезда на ветвях кустов и маленьких деревьев. А гнезда дятлов, сорок чуть выше.

Кто из лесных животных занимает средний этаж? (Куницы, совы, филин).

Эти животные селятся в дуплах старых деревьев. Они сверху высматривают свою добычу.

В лесах живут и белки. Как вы думаете, свои гнезда они делают выше или ниже куницы?

Правильно, выше, ведь белка меньше и легче куницы, она может передвигаться по тонким веткам, которые куницу не выдержат.

Кто еще живет на верхних этажах? (Это бабочки, жуки, лесные осы и пчелы, комары.)

Много в лесу самых разных насекомых. А вот о какой истории рассказывает нам Незнайка в своем письме. Послушайте.

Читается логическая задача:

«Здравствуйте, ребята! Со мной произошла необычная история. Я очень люблю ходить в лес. Да вот беда: в лесу столько разных букашек, комаров, муравьев. И летают, и ползают, и жужжат над ухом. Пользы от них никакой — только вред! Идешь по тропинке, а там сидит лягушка или еще хуже — жаба. Какие противные! Зачем они в лесу? А бабочки? Целый день летают! Какая от них польза? А муравьи? Только кусаются? А червяки? Не поймешь, где у них хвост, а где голова. И, вообще, что они под землей делают? Наверное, корни у деревьев подъедают. Надоели все. Один раз пришел я в лес, да как закричал: «Уходите все из леса. Видеть вас не хочу!». Они и ушли. Хорошо стало в лесу: никто не летает, не прыгает, не жужжит. Только вот листья на деревьях пожелтели, цветы перестали цвести, птицы улетели, звери разбежалась. Почему, не пойму. Может, вы мне поможете разобраться?»

Ребята, почему же случилась беда в Незнайкином лесу? Дети высказываются.

Правильно, все в лесу взаимосвязано: не стало букашек, комаров улетели птицы, а птиц не стало — развелось гусениц видимо-невидимо, по грызли листву, траву, засох лес. Мы с вами напишем письмо Незнайке и объясним ему, как поступить.

Лес — богатство нашей родины надо беречь и охранять его. Как вы думаете, сможет человек прожить без леса? (Дети высказываются.)

Что дает лес людям? (Ответы детей).

Правильно, человек не может прожить без леса, ведь лес дает свежий воздух, защищает поля и луга от сухих ветров, дает древесину, дрова, дарит вкусные ягоды, грибы, орехи, много в лесу растет и лекарственных трав. Вот почему лес надо беречь.

В заключение занятия дети вспоминают пословицы и поговорки о лесе:

Рощи да леса — всему свету краса.

По лесу ходи — под ноги гляди.

Лес не школа, а всех учит.

Лес и вода-брат и сестра.

Срубили кусты — прощай птицы.

Не высок лесок, а от жары защита и др.

У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях - в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнездышки прямо на земле;дрозды - еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы - дятел, синички, совы - еще повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы.
Мне пришлось однажды наблюдать в лесу, что у них, зверушек и птиц, с этажами не как у нас в небоскребах: у нас всегда можно с кем-нибудь перемениться, у них каждая порода живет непременно в своем этаже.
Однажды на охоте мы пришли к полянке с погибшими березами. Это часто бывает, что березы дорастут до какого-то возраста и засохнут.
Другое дерево, засохнув, роняет на землю кору, и оттого непокрытая древесина скоро гниет и все дерево падает, у березы же кора не падает; эта смолистая, белая снаружи кора - береста - бывает непроницаемым футляром для дерева, и умершее дерево долго стоит, как живое.
Даже когда и сгниет дерево и древесина превратится в труху, отяжеленную влагой, с виду белая береза стоит, как живая. Но стоит, однако, хорошенько толкнуть такое дерево, как вдруг оно разломится все на тяжелые куски и падает. Валить такие деревья - занятие очень веселое, но и опасное: куском дерева,если не увернешься, может здорово хватить тебя по голове. Но все-таки мы, охотники, не очень боимся и когда попадаем к таким березам, то друг перед другом начинаем их рушить.
Так пришли мы к поляне с такими березами и обрушили довольно высокую березу. Падая, в воздухе она разломилась на несколько кусков, и в одном из них было дупло с гнездом гаечки. Маленькие птенчики при падении дерева не пострадали, только вместе со своим гнездышком вывалились из дупла. Голые птенцы, покрытые перышками, раскрывали широкие красные рты и, принимая нас за родителей, пищали и просили у нас червячка. Мы раскопали землю, нашли червячков, дали им перекусить, они ели, глотали и опять пищали.
Очень скоро прилетели родители, гаечки-синички, с белыми пухлыми щечками и с червячками во ртах, сели на рядом стоящих деревьях.
- Здравствуйте, дорогие,- сказали мы им,- вышло несчастье; мы этого не хотели.
Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети.
Нас они нисколько не боялись, порхали с ветки на ветку в большой тревоге.
- Да вот же они!- показывали мы им гнездо на земле.- Вот они, прислушайтесь, как они пищат, как зовут вас!
Гаечки ничего не слушали, суетились, беспокоились и не хотели спуститься вниз и выйти за пределы своего этажа.
- А может быть,- сказали мы друг другу,- они нас боятся. Давай спрячемся!- И спрятались.
Нет! Птенцы пищали, родители пищали, порхали, но вниз не спускались.
Мы догадались тогда, что у птичек не как у нас в небоскребах, они не могут перемениться этажами: им теперь просто кажется, что весь этаж с их птенцами исчез.
- Ой-ой-ой,- сказал мой спутник,- ну какие же вы дурачки!..
Жалко стало и смешно: такие славные и с крылышками, а понять ничего не хотят.
Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней березы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на какой находился разрушенный этаж. Нам недолго пришлось ждать в засаде: через несколько минут счастливые родители встретили своих птенчиков.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.