Храм симона петра на афоне виртуальный режим. Симонопетра, монастырь, святая гора, афон

Симонопетров монастырь (“Симонопетра” или “Симонос Петра” означает по-гречески “Симонов камень”), расположенный на западной стороне Афонского полуострова, занимает сегодня тринадцатое место в иерархии двадцати главенствующих монастырей. В 1394 году, согласно Третьему Типикону Святой Горы, обитель занимала двадцать третье место. Во время турецкого владычества очень распространённым было укороченное название монастыря, “Симопетра”. Название “Симонопетра” происходит как от имени основателя обители, так и от места её построения. Монастырь построен на краю скалистой горной гряды, на высоте 330 метров, издалека он кажется как — будто подвешенным между небом и морем, представая собой, по общему мнению, самое впечатляющее и отважное строение на Афоне. Таким образом, по-видимому, совершенно не случаен тот факт, что в 1973 году именно в Симонопетров монастырь переехали монахи, в количестве двадцати человек, с обителей Метеор, которые, как известно, также как — будто подвешены между небом и землёй!

Был основан преподобным Симоном Мироточивым около 1257 года. Как рассказывает его житие, святой увидел в одну из рождественских ночей яркую звезду, проливающую свет на одно конкретное место недалеко от пещеры, где Симон жил отшельником. Таким образом, преподобный, после постоянных призывов Божественного небесного голоса, принял решение начать строительство монастыря на том обрывистом месте. По преданию, монахи и мастера, помогавшие Симону в этом нелёгком деле, но мере продвижения строительства упали духом и стали испытывать страх перед монументальными планами, которые им предстояло осуществить. Поэтому они решили уйти, оставив стройку незавершённой. Тогда преподобный Симон направил к ним одного инока с едой и питьем, но тот, поднося кувшин с вином, поскользнулся и упал с огромной высоты в бездну. Все присутствующие были охвачены паникой и накинулись на преподобного. Но тут произошло чудесное вмешательство, и монах, только что свалившийся в бездну, вдруг появился целый и невредимый, держа к тому же в руках полный вина кувшин, из которого не пролилось ни капли. Это событие придало веру и надежду монахам и строителям, необходимые для того, чтобы завершить начатое дело.

Несмотря на это, Симонопетрову монастырю довелось пройти еще через множество испытаний. Кроме бед, вызываемых пиратскими набегами, как и многие другие афонские монастыри, обитель очень близко изведала страшные последствия разрушительного пожара. Согласно всем Отцам Церкви, испытания представляют собой необходимый этап нашего духовного пути, и конкретно, в соответствии со словами великого русского святого:

“Скорби и напасти, которые приходят нам невольно, следовательно попускаются и устраиваются Промыслом Божиим, должно принимать с величайшим благоговением, как дары Божии, как врачевства душевных недугов наших, как залоги избрания и вечного спасения. Плод скорбей, заключающийся в очищении души, в вознесении её в духовное состояние, должно хранить как драгоценное сокровищ”.

(Святитель 11гнатин Брянчанинов, Приношение современному монашеству)

Таким образом, Симонопетров монастырь подвергся трём крупным пожарам, разрушившим большую часть монастырских построек. Существенную помощь обители в 1368 году оказал сербский правитель (деспот) Иован Углеша Мрнявчевич, благодаря которой она получила возможность войти в число основных монастырей, в то время как до этого была практически скитом (точнее небольшим монастырём).

Первый пожар (1580-1581 годов), поразивший почти все здания монастыря, за исключением его кафоликона, уничтожил и исключительно ценный архив обители, лишив нас, тем самым, документов и свидетельств, проливающих свет на историю монастыря в византийский период. Обитель почти сразу была восстановлена, после того, как её иноки на некоторое время были переселены в Ксенофонтов монастырь.

В поисках финансовой поддержки игумен монастыря Евгений отправился в Валахию, где в 1590 году местный правитель Михай Храбрый построил и посвятил Симонопетрову монастырю большое подворье святого Николая, оставшееся в итоге известным под именем “Михай — Водэ”. Пожертвование своё Михай Храбрый в 1599 году скрепил хрисовулом.

Второй большой пожар (происшедший 8 июня 1622 года) вновь нанёс серьёзный ущерб монастырю. Ввиду непростых обстоятельств турецкого владычества и тяжкой системы налогообложения, а также имеющихся долгов обитель временами превращалась в идиоритмическую. Однако, как нас учат святые, испытания, которым мы подвергаемся, всегда имеют конечной целью наше благополучие и, в сущности, приводят пас к Божией Воле. Согласно преподобному Паисию Величковскому, который в 1762 году несколько месяцев прожил в Симонопетровом монастыре:

«Не лёгок подвиг покорить свою волю и свой нрав; но не может кто-либо спастись без отвержения своей воли, хотя бы и усердно подвизался; ибо наша воля и наш нрав как медная стена между нами и Богом. Не можем мы приблизиться к Богу, пока не оставим своего нрава и воли».

(Преподобный Паисий Величковский)

Недолгое пребывание Паисия Величковского прекратилось ввиду долгов монастыря, с которыми ему справиться не удалось. После него бывший иеромонах Иоасаф из Митилены (остров Лесбос) героически сражался за выживание обители. Одним из значительнейших его достижений стало возвращение монастырю священных мощей (руки) святой Магдалины.

Особенно благотворным для Симонопетрова монастыря был период игуменства Неофита Молакидиса, хотя и в 1891 году обитель прошла ещё одно испытание огнем. В то время как настоятель Неофит находился в России для сбора средств, необходимых для выживания и восстановления обители, ужасный пожар в очередной раз нанес огромный ущерб монастырю, уничтожив кафоликон и размещённую в нем библиотеку. Несмотря на это, получив помощь из России, монастырь в очередной раз смог встать на ноги и даже добавить к своим зданиям семиэтажное строение на восточной его стороне (1902 год).

Итак, Симонопетров монастырь , согласно традиции, связанной с его основанием, с момента рождения обители столкнулся с трудностями, и, по-видимому, опять же не случаен тот факт, что монастырский соборный храм посвящён, в соответствии с видением преподобного Симона, Рождеству Христову, которое, естественно, произошло па фоне разнообразных трудностей и огромных испытаний, в то время как особенно примечательно и то, что Симонопетров монастырь изначально назывался “Новый Вифлеем”.

Кафоликон монастыря, согласно пометке в рукописи, был построен в 1561 — 1562 годах по афонскому типу. В то время как собору удалось спастись от первого и второго пожаров, третий причинил ему большие разрушения. Таким образом, сегодня от старых фресковых росписей (1560-1570 годов) сохранились только некоторые у алтаря. Недавно были восстановлены покрытая свинцом крыша и купола обители. До сегодняшнего дня вновь были расписаны нартекс и литийный притвор.

Внутренний двор Симонопетрова монастыря очень небольших размеров и не имеет фиала водосвятия. Обитель имеет четыре пареклиса внутри своей территории (святой Марии Магдалины, святого Георгия, святого Харлампия и святых Архангелов).

Трапезная обители, вместе с кухней, находится на втором этаже центрального (южного) корпуса и была реконструирована в 1893 году после последнего пожара. Недавно она была расписана.

Симонопетров монастырь состоит из нескольких многоэтажных корпусов, и, в зависимости от рельефа местности, некоторые корпусы имеют больше или меньше этажей (восточный корпус достигает девяти этажей). Монашеские кельи расположены в восточном (2-ой — 6-ой этажи), центральном (3-ий — 7-ой этажи) и юго-западном (3-ий — 7-ой этажи) корпусах обители. Архондарик монастыря находится в настоящее время в отреставрированной бывшей конюшне, а комнаты для приема гостей в бывшей маслодавильне и маслохранилище оливкового масла и в новом, с фундамента построенном четырехэтажном восточном корпусе. В корпусах монастыря имеются также свечное производство, пошивочная мастерская, издательский офис обители, стоматологический кабинет, аптека и множество других специальных помещений.

В монастырской ризнице хранится относительно небольшое количество реликвий (облачения, священная посуда, евангелия и другие), так как большинство византийских и поствизантийских (до 1580 года сгорело при пожаре того года. Самой ценной монастырской реликвией является левая нетленная рука святой равноапостольной Марии Магдалины.

Библиотека обители, к сожалению, сгорела в 1891 году. Историк Спирос Аамброс (1851 -1919) успел сделать опись 250 рукописей, которые, увы, полностью сгорели. Сегодня в нашем распоряжении находится богатая коллекция, состоящая из более 45.000 печатных книг и 180 рукописей, приобретённых в основном после пожара. Лишь немногие из них являются византийскими. Наконец, монастырь владеет богатейшим архивом документов на румынском языке и менее значительным на греческом и турецком.

К экзартимам Симонопетрова монастыря относятся пять келлий в Кареях (одна из которых, посвящённая Всем Святым, является представительством обители), шесть кафизм (одна из которых посвящена преподобному Симону и находится над пещерой преподобного) и два исихастирия (Курдзидико и Каламици). Обитель имеет достаточно много подворий, таких как святого Харлампия в Салониках, Вознесения Господня в Афинах и женский монастырь Благовещения Богородицы в местечке Ормилия (Халкидики), а также ещё три во Франции.

В монастырской пристани имеется четырёхэтажная оборонная башня, построенная в 1567 году на средства вельможи из местечка Погоньяни (Эпир). Монастырь располагает ещё одним причалом в Дафни, используемым для перевозок производимой обителью древесины.

Симонопетров монастырь насчитывает на сегодняшний день примерно 80 иноков, проживающих на территории обители и в её экзартимах, а также около 40 насельников различных подворий вне Святой Горы.

    Наследники Гермеса

    Первое, что бросается в глаза по прибытии в любой греческий город, это то, что греки эмоциональны. Нет, даже не так: греки «чрезмерно» эмоциональны

    Эги-древняя столица Македонии

    На юге македонской долины, на холмах Пиерии, в середине области, которую Геродот называл » македонской землёй», колыбелью македонцев, располагался древнейший город Македонии, Эги. Местоположение города было выбрано далеко не случайно.

    Салоники. Красный дом с привидениями

    Одно из немногих оставшихся исторических зданий города Салоники, расположенный напротив Церкви Святой Софии, на перекресте Софийской площади и улицы Эрму -Кокино спити(красный дом) Строительство «дома Логоса», либо красного дома началось в 1926 году и завершено было в 1928 году по заказу Джона Логоса, который приехал в Салоники из города Наусса.

    Озеро Вулягмени

    Среди типично красивого греческого ландшафта, в 21-м километре от Афин расположилось озеро Вульягмени. От моря его отделяет всего лишь 100 метров. Удивительно, но ученые не находят упоминаний об этом озере в античные времена. Возможно, древние летописцы попросту игнорировали его, а возможно оно в те времена еще не существовало. Первые упоминания об озере мы находим у хронографов Османской империи.

    Детский лагерь "Sintrivanis"

  • Почтовый адрес, индекс – 63087 Дафни Святая Гора Афон
  • Телефон монастыря - (+30) 2377023254
  • Факс - (+30) 2377023707
  • Телефонный центр - (+30) 2377023700
  • Представительство монастыря в Кариесе (Столица Афона) - (+30) 2377023204
  • Представительство монастыря в Салониках - (+30) 2310235054
  • Престольный праздник – Рождество Господа Иисуса Христа
  • Дата основания – 13-й век
  • Иерархическое место – 13/20
  • Монастыри с которыми находятся в управлении в Парламенте Афона – Ивирон, Пандократор, Филофей, Симона Петра
  • Общежительный строй монастыря с – 1801 года, Благословение Патриарха Каллиста Δ′
  • Игумен – Священно Архимандрит Елисей (2000)
  • Количество монахов – 55 монастырских, 18 келлиотов
  • Кельи и Кафисмы (отшельнические поселения) принадлежащие монастырю – 6 Келий, 6 Кафисм
  • Основные праздники, особо почитаемые в монастыре:

История и современность

Монасты́рь Симонопетра́ на Афо́не (греч. Μονή Σιμωνόπετρα - Монастырь «Симонов камень») или Монасты́рь Си́мона Петра́ (греч. Μονή Σίμωνος Πέτρας - Монастырь Симона Петра) - один из 20-ти «правящих» монастырей на Святой Горе Афон в Греции. Занимает 13-е место в современной иерархии монастырей Афона.

Византийский период

Это внушительное здание возвышается на юго-западном побережье, на отвесной скале, на высоте 230 м над уровнем моря.

Преподобный Симон монашествовал в пещере неподалеку от источника, называемого «святой источник преподобного Симона». Согласно легенде он решил основать монастырь Новый Вифлеем на скале, на которой ему явилась звезда, в середине XIV века. Безусловно, такое местоположение обители облегчало задачу защиты от турецких пиратов. Со строительством многоэтажного сооружения также связано предание.

Стоит заметить, что монастырь Симона или Симона Петра появляется в источниках намного раньше, уже в XI веке. Если речь не идет о каком-либо другом монастыре с созвучным названием, то, вероятно, монастырь был основан другим Симоном. Владетель одного из регионов Сербии Йован Углеша отправил на Афон своего духовника Евфимия, чтобы он передал средства на строительство новых зданий монастырского комплекса и на покупку земель на территории Святой Горы и за ее пределами. История монастыря тесно связана с Именем Углеша, который считается одним из главных благодетелей обители.

Турецкое владычество

Несмотря на то, что монастырь расположен на отвесной скале и должен был быть защищен от вторжений гораздо лучше, чем многие другие монастыря Святой Горы, это не могло спасти его от пожаров. В 1580 году Симонопетра был практически полностью разрушен огнем, а многие монахи погибли. Спасшимся монахам удалось спуститься по канатам из окон на землю и вынести с собой казну обители. Выживших приютил у себя, обедневший от долгов, в этот период времени Ксенофонт, при условии, что монахи Симонопетра возьмут на себя управление их монастырем и рассчитаются с долгами. Спустя два десятилетия при помощи одного из правителей Валахии монастырь Симонопетра был восстановлен. В 1626 году на монастырь обрушился новый пожар, но на этот раз не принесший столь глобальной катастрофы. В следующем веке обитель вновь опустела, и тогда было принято решение передать ее Паисию Величковскому и его последователям, где они обосновались на недолгое время. Перепись 1808 года относит к Симонопетре 30 монахов, из которых 16 жили в его стенах.

Наши дни

Этот монастырь является самой смелой и поражающей воображение конструкцией Святой Горы. 7 этажей монастыря возвышаются на высоте 230 м над уровнем моря, на юго-западной стороне Святой Горы. Внутренний двор монастыря вследствие скалистой почвы ограничен в своей территории, именно поэтому главный храм обители также совсем небольшой. Первый храм монастыря пережил большое количество бедствий и пожар, также как и многие другие храмы Афона, но каждый раз восстанавливался на своем прежнем месте. Он был расписан фресками в 1633 году. После очередного пожара храм был восстановлен, но в нём использовались архитектурные элементы предыдущих храмов. Экзонартекс пристроен к западной стороне здания. Узкий двор также не предполагает купели, а трапезная пристроена к другим зданиям. В стенах монастыря находятся 4 часовни, а за стенами ещё 8 часовен, одна из которых, Иоанна Богослова, украшена фресками 1702 года.

Обитель располагает пятью кельями в Карьесе, одна из которых, Всех Святых, используется как представительство. Также к монастырю относятся несколько других зданий в Карьесе и в Дафни.

Численность всех монахов, послушников и келлиотов монастыря, находящихся на Святой Горе Афон, в настоящее время колеблется от 80 до 90 человек. Вне Святой Горы на метохах и подворьях монастыря находятся 40 человек. Таким образом, общая численность братства монастыря на Афоне и за его пределами доходит до 120-130 монахов.

Среди многочисленных святынь монастыря особо выделяют: Десница Марии Магдалины, сохраняющаяся нетленной уже 2000 лет. Часть Животворящего Креста Господня. Часть мощей прмч. Евдокии. Часть мощей вмч. Варвары

Путеводитель по монастырю

Архитектурный облик монастыря обуславливается сооружениями периода с 1862 по 1902 год. Основные здания гораздо старше и происходят из раннего периода турецкого владычества.

Главный вход располагается в северо-восточном углу. Врата украшает сцена Рождества Христова, перед которой всегда горит лампада. Главный вход не отличается особой монументальностью, так как включён в водопровод и более походит на обычные ворота, нежели чем на центральные врата в обитель.

Что касается прохода, то он, напротив, является одним из самых примечательных на всей Святой Горе, так как имеет наклон, выложен камнем и обустроен широкими ступенями, ведущими наверх. Это сооружение относится к северному крылу, которое представляет собой кусочек старого византийского здания. Проход ведёт в небольшой двор, где находится главный храм, трапезная и пекарня. Вследствие небольшой территории, здесь нет купели и сторожевой башни, которая, в принципе, не нужна, так как весь монастырь представляет собой своеобразную сторожевую крепость.

Колокольня расположилась в юго-западном углу главного храма.

В зале северо-западного крыла существуют изображения различных метохий монастыря, работа художника Марка Кабаниса.

Согласно Василию Григорьевичу Барскому, главный храм монастыря, после пожара 1580 года, был из камня, крестово-купольный с тремя куполами. Центральный купол главного храма поддерживался четырьмя колоннами, а два других находились над нартексом. В центре храма висел светильник внушительных размеров. Мраморный пол был украшен инкрустацией в виде креста, в центре которого существовала барельефная сцена, изображающая двуглавого орла, в окружении цветов базилика. В храме было 24 окна и шесть дверей. Конечно, он был украшен великолепными фресками. Здесь также хранились 12 русских икон по праздникам и святым каждого месяца.

Храм чётко следует афонскому архитектурному типу с боковыми конхами. После пожара 1891 года нартекс был восстановлен с одним центральным куполом, в то время как ранее здесь находились две колонны, поддерживающие второй этаж с часовнями и двумя более мелкими по размеру куполами на крыше.

Среди часовен в здании монастыря находятся часовня Святой Марии Магдалины, а также Святого Харлампия.

Трапезная расположилась на втором этаже центрального крыла. Здание трапезной следует направлению здания главного храма, то есть с запада на восток. Трапезная была построена после пожара 1891 года при игумене Неофите. Деревянную крышу построили сами монахи. Фрески боковых стен изображают аскетов, среди которых - святой Бенедикт. В конхе находится сцена Рождества Христова.

Старая библиотека сгорела дотла в том же пожаре 1891 года. Там же были утеряны рукописные кодексы, которые, к счастью, незадолго до этого были скопированы и каталогизированы. Новая библиотека расположена в восточном крыле.

Рядом с библиотекой - новая разница, где хранится примечательная икона Богородицы «Надежда Ненадежных» XV века, а также икона святой Екатерины, с непривычным белым фоном (второй половины XV века) и другие ценные иконы.

Вследствие многочисленных повторяющихся пожаров, в монастыре не хватает многих реликвий, многие сокровища были утрачены. Тем не менее, сегодня в распоряжении монастыря Симонопетра находится самая крупная коллекция гравюр и бумажных икон. Также обителью была составлена святогорская фототека, хранящая бесценный архив фотографий, фильмов и других материалов о Святой Горе.

Частицы Мощей

Основной редкой Святыней монастыря является рука Марии Магдалины, которая сохраняет по сегодняшний день температуру человеческого тела 36.6 градусов.

Также в монастыре хранится Частица Честнаго и Животворящего Креста Господня, Святые Дионисия Закинфского, Нектария Пендапольского, Частица 20 тысяч убиенных в Никомедии, Харалампия, Елевферия, Трифона, Кириака,Сергия, Модеста Иерусалимского, Параскевы (Пятница), Бессребреников Косьмы и Дамиана.

Монастырь «Симонов камень» или Монастырь Си́мона Петра́ (греч. Μονή Σίμωνος Πέτρας - Монастырь Симона Петра) - один из 20-ти «правящих» монастырей на Святой Горе Афон в Греции.

Занимает 13-е место в современной иерархии монастырей Афона.

Основан в 1257 году прп. Симеоном. Расположен на вершине скалы, на высоте 330 метров над уровнем моря. В 1363 году перестроен стараниями сербского деспота Йована Углеши Мрнявчевича. Прп. Симеон подвизался на Святой Горе в XIII веке в недоступном месте в маленькой пещере, которая сохранилась и поныне. После многих лет уединённых монашеских подвигов прп. Симон в одну из рождественских ночей получил указание Господа основать обитель на скале, метрах в двухстах от места его тайных монашеских подвигов. Так началось строительство монастыря в честь Рождества Христова, «Нового Вифлеема», как его называл сам Святой в память о звезде, указавшей ему на место новой обители. Приглашённые преподобным мастера вскоре заявили о прекращении строительства зданий монастыря на столь высокой и отвесной скале. Святой Симон пробовал уговорить их побороть свой страх, но в ответ на его просьбы они лишь ещё больше ожесточались.

Перед отъездом мастеров он решил угостить их, тут-то и случилось удивительное происшествие. Один из послушников по имени Исайа, поднося вино строителям, поскользнулся и упал в бездну. Каково же было изумление мастеров, когда они увидели этого послушника, целого и невредимого, нёсшего поднос с неповреждёнными угощениями в руках! После этого все они согласились на строительство, а некоторые из них, приняв монашеский постриг, пополнили число монастырской братии. Много содействовал постройке монастыря сербский правитель Иоанн Углеш, признательный прп. Симону за исцеление дочери (впоследствии его сын также стал здешним иноком).

Монастырь несколько раз горел (в 1570, 1622 и 1891 гг.) и постепенно накопил большие долги. В 1762 году положение обострилось: тяжёлая финансовая ситуация угрожала запустению обители. Тогда в обитель пришёл прп. Паисий Величковский с 35 своими учениками. С трудностями ему справиться не удалось и проблемами Симонопетры занялся Священный Кинот Святой Горы.

Для погашения долгов пришлось продать некоторые монастырские подворья. Новым игуменом стал старец Иоасаф с острова Митилини. Ему удалось выкупить удержанную за долги восемнадцать лет назад руку святой Марии Магдалины и вернуть потерянные подворья. В 1801 году обитель вернулась к общежительному уставу.

С 1821 по 1830 год монастырь был занят турецкими войсками и разграблен. После ухода осман жизнь в монастыре возобновилась, проведены были некоторые работы, удалось вернуть долги. Но случилось новое бедствие – пожар 1891 года.

Спасти удалось только Святые мощи и незначительную часть построек. В огне погибли бесценные рукописи из монастырской библиотеки, но уцелел архив Симонопетра. В этот момент игумен Неофит находился в России. Узнав о пожаре, он начал сбор необходимых на восстановление средств. Работы были проведены, и братия вернулась в обитель.

14 августа 1990 года пожар уничтожил лес рядом с Симонопетрой и нанёс ущерб девяти кельям, сама обитель чудом осталась нетронутой.

Неподалёку от Симонопетры находится место подвигов преподобного Афанасия – основателя знаменитых метеорских монастырей. Интересно, что нынешняя братия обители пришла в Симонопетру именно из Метеор. Это яркий пример того, как происходит передача традиции в православном мире. Святой Афанасий ушёл с Афона, но когда возникла необходимость, его далёкие преемники помогли возрождению его родного монастыря.

В настоящее время на территории монастыря имеется 4 храма, а также 8 храмов вне его территории. Главным собором монастыря является храм Рождества Христова, построенный в 1600 г. и перестроенный, после пожара, в 1891 г.

Численность всех монахов, послушников и келлиотов монастыря, находящихся на Святой Горе Афон, в настоящее время колеблется от 80 до 90 человек. Вне Святой Горы на метохах и подворьях монастыря находятся 40 человек. Таким образом, общая численность братства монастыря на Афоне и за его пределами доходит до 120-130 монахов. Хор монастыря Симонопетра известен во всём мире.


В Симонопетре подвизаются монахи из многих стран мира, много там и иностранных паломников. Здесь принял православие бывший католический монах о. Плакида Дезей, основавший во Франции три православных монастыря: мужской Антония Великого и два женских — Покрова Пресвятой Богородицы и Преображения Господня.

В монастыре хранятся: часть Животворящего Креста Господня, левая рука равноап. Марии Магдалины, стопы мч. Кирика, честные главы свтт. Павла и Сергия, патриархов Константинопольских, свт. Модеста, патриарха Иерусалимского, часть главы свт. Павла Исповедника и свт. Модеста Иерусалимского, частицы мощей Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, вмч. Пантелеимона, мчч. Кирика, Трифона и Феодора Александрийского, еп. Иакова, в Персии пострадавшего, сщмч. Харалампия, свв. мчч. Космы и Дамиана, вмц. Варвары и прпмц. Евдокии, мц. Параскевы, прор. Наума, прп. Симеона Столпника, левая рука св. Дионисия Закинфского и мощи других святых. А также кровь великомученика и победоносца Георгия.

Древнейшие иконы Симонопетра относятся к XV веку. Это образ Богородицы «Надежда отчаявшихся», а также изображения Успения Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи. Строительство сохранившегося с незначительными перестройками соборного храма Рождества Христова началось в 1600 году. На территории Симонопетры четыре параклиса: Георгия Победоносца, Марии Магдалины, св. Харалампия и Архангелов.

Панигиры: Рождество Христово (25 декабря/7 января), Преподобного Симона (28 декабря/10 января) и Марии Магдалины (22 июля).

Симонопетра Афон

Игумен: архим. Эмилиан.

Тел. (30-377) 23254.

Факс (30-377) 23722.

Монастырь Симонопетра на Афоне (греч. Μονή Σιμωνόπετρα — Монастырь «Симонов камень»)

Семиэтажный монастырь Симонопетр без преувеличения является чудом . Находится он в юго-западной части полуострова и был построен в XIV веке на вершине отвесной скалы высотой 230 метров. Освящен в честь Рождества Христова.

Предание

Согласно преданию решение о строительстве монастыря принял отшельник Симон, увидевший в Рождественскую ночь из своего жилища светящуюся точку на вершине скалы. В начале монастырь был назван «Новым Вифлеемом», затем получил имя своего основателя и скалы, на которой построен — Симонопетр («петра» — камень). Был основан монастырь при содействии и пособиях Иоанна Углеша, деспота сербского, признательного св. Симону за исцеление его дочеи. Устроение монастыря этого дивно даже для Афон а ; только чудесные знамения могли побудить отшельника и мастеров, долго не решавшихся, воздвигнуть громадное здание на таком отвесном камне, над пропастью.

История первых двух столетий существования монастыря практически неизвестна. Пожары уничтожили все свидетельства.

В 1581 году монастырь Симонопетр был покинут на некоторое время монахами, которые переселились в соседний монастырь Ксенофонта. В XVII веке обитель имела идиоритмическое устройство, а с 1801 года — киновиальное.

(Рисунок Григоровича-Барского)

В 1363 г. монастырь был полностью перестроен благодаря щедрому пожертвованию сербского государя Иоанна, почитаемого в связи с этим в качестве второго основателя монастыря. Он держит 13-е место.

В 1570 г. в результате пожара исчезли бесценные документы, в частности и о византийском периоде его жизни.

В 1622 г. случился другой пожар, повредивший собрание монастырских летописей. Симонопетр, бывший по уставу общежитийным, становится в XVII столетии своекоштным. Хотя он и никогда не разорялся пиратами, невыносимые налоги турок привели к тому, что монахи оставили обитель.

Русский паломник-пешеходец Василий (Григорович-Барский) посетил Ивер в 1744 году. Странник так описал увиденное:

Обитель оказалась полностью заброшенной в 1821 году, во время борьбы Греции за независимость, как и многие другие монастыри, и большинство монахов покинули эти места.

В 1891 году монастырь в очередной раз пострадал от пожара. Огонь охватил все помещения монастыря, и насельники чудом смогли спастись. Уничтоженными оказались все реликвии и библиотека монастыря. Реставрация Симонопетра стала возможной благодаря поддержке со стороны русских верующих, оказавших монастырю щедрую помощь, собрав пожертвования в России.

Героическими усилиями иеромонаха Иоасафа Митиленского Асимопетра (так монастырь назывался в период турецкого гнета) обитель вновь ожила в конце XVIII столетия. XIX в. увидел возведение многоэтажного корпуса на южной стороне монастыря. В 1891 г. другой пожар уничтожил старые постройки и монастырские сокровища.

Соборный храм монастыря Рождества Христа построен после последнего пожара и до сих пор не расписан.

Предание

...Замечая трудное положение старца, некоторые уважаемые Афонские иноки, в том числе и патриарх Серафим, советовали ему перейти в более просторный монастырь Симопетру, который в это время был никем не занят, так как братия покинула его вследствие задолжности. Паисий подал прошение собору Святой Горы, который разрешил ему перейти в Симопетру.

Старец перешел, взяв с собою половину братий. Но он прожил на новом месте только три месяца. Турецкие заимодавцы, узнав, что в монастыре появились монахи, тотчас же пришли требовать свой долг и насильно взяли у старца 700 левов. Испугавшись других заимодавцев, старец поспешил покинуть Симопетру и вернулся в Ильинский скит. ..

Это неверно. Биограф старца схимонах Митрофан прямо пишет, что в Симонопетре " были немногим числом греческие братия", которые таким образом "надули" Паисия, он заплатил за греков часть долга и вынужден был уйти по хорошему... Впрочем, на Востоке такое отношение считается доблестью... - www.сайт

Обитель располагает, кроме собора, пятнадцатью храмами и часовнями, а также кельями и кафисмами. Многие из них пострадали от другого большого пожара, случившегося в августе 1990 года.

В настоящем столетии Симонопетр испытал период восстановления и расцвета, особенно после освобождения Святой Горы от турок и под просвещенным руководством настоятелей Неофита, Иоанникия и Иеронима Однако в 50-х годах, а также в 1963 г., когда Афон праздновал свое тысячелетие, перспективы у монастыря были довольно мрачными. Тем не менее в 70-е годы наступило время постепенного возрождения и оживления монашеской жизни...

А точнее: Братство из монастырей Метеор, спасаясь от многочисленных паломников, заселило обитель и вдохнуло в нее новую жизнь, принеся с собой свои старые традиции, поэтому на Афоне многое из этих традиций не принимается - www.сайт.

Когда-то монастырь имел большое количество подворий с фермами на плодородных землях. Самое старое из них - Петриотико в Ситонии. Сегодня подворья монастыря находятся в Фессалониках, Афинах, Халкидики, во Франции и в Румынии.

Среди многочисленных святынь монастыря особо выделяют:
. Десница Марии Магдалины, сохраняющаяся нетленной и теплой уже 2000 лет-- www.сайт.
. Часть Животворящего Креста Господня
. Часть мощей прмч. Евдокии
. Часть мощей вмч. Варвары

Подробнее:

Кроме части Животворящего Древа Креста Господня, находятся здесь мощи следующих святых: часть левой руки св. Марии Магдалины; часть руки преподобномуч. Евдокии; часть от руки св. великомуч. Варвары; стопа св. муч. Кирика; глава св. Павла исповедника; глава св. муч. Сергия; глава св. Модеста, патриарха Иерусалимского; части св. великомуч. пантелеимона, св. Иоанна Предтечи; св. муч. Параскевы; св. Харалампия; св. Симеона Столпника;св. безсребренников Космы и Дамиана; кровь св. Димитрия Солунского; часть мощей св. Феодоры Александрийской.

Кроме соборного храма здесь параклисы:

1) Успения Пресвятой Богородицы;

2) свв. Архангелов;

3) св. Георгия Победоносца;

4) Святителя Николая Чудотворца;

5) св. Марии Магдалины;

6) св. Харалампия;

7) св. Ап. Иоанна Богослова;

8) св. великомуч. Димитрия;

9) св. муч. Мины;

10) препод. Симона.

Вне обители 5 церквей.

Симонопетра - Филофей (тропы)


Симонопетра - 240

Синяя тропа Симонопетра - Филофей. Это древнейшая тропа Афона, ведущая по красивейшему ущелью с водопадами и скалами.


Главный ориентир на хребте 243 - рукотворное озеро.

Монастырь Симонопетра

Обитель Симонопетра – «Симонов камень» – занимает тринадцатое место в иерархии монастырей Афона. Монастырь Симонопетра расположен в юго-восточной части полуострова, между причалом Дафни и монастырем Григориат. Он семиэтажной громадиной возвышается над морем, на краю скалы в 230 метров.

Симонопетр назван в честь своего основоположника – преподобного Симона. Он подвизался на Святой Горе в XIII веке в недоступном месте, в маленькой пещере, которая сохранилась и поныне. На протяжении двух лет он видел необыкновенно яркую звезду над краем скалы. Звезда то сияла, то исчезала, и он чувствовал, что таким образом Господь повелевает ему построить на этом месте монастырь. В честь этого знамения преподобный Симон называл свое детище «Новый Вифлеем».

Приглашенные преподобным мастера вскоре заявили о прекращении строительства зданий монастыря на столь высокой и отвесной скале. Святой Симон пробовал уговорить их

побороть свой страх, но в ответ на его просьбы они лишь еще больше ожесточались. Перед отъездом мастеров преподобный Симон решил угостить их, тут и случилось удивительное происшествие. Один из послушников по имени Исаия, поднося вино строителям, поскользнулся и упал в бездну. Святой Симон, стоя неподалеку, воззвал к Богородице и, скорбя, просил братию спуститься вниз и принести тело своего верного помощника. Каково же было их удивление, когда Исаия вернулся живым и невредимым, даже не пролив вина из кувшина! Этот чудесный случай вдохновил работников, и они успешно закончили строительство, а некоторые из них, приняв монашеский постриг, пополнили число монастырской братии.

В 1363 году монастырь был полностью перестроен благодаря щедрому пожертвованию сербского государя Иоанна Углеша, дочь которого получила исцеление по молитвам святого Симона. Впоследствии Иоанн Углеш принял постриг в Симонопетре.

История первых двух столетий существования монастыря практически неизвестна. Монастырь несколько раз горел, и пожары уничтожили все свидетельства.

В 1581 году монастырь Симонопетр был покинут на некоторое время монахами, которые переселились в соседний монастырь Ксенофонт.

В 1622 году случился пожар, повредивший собрание монастырских летописей. Симонопетр, бывший по уставу общежитийным, становится в XVII столетии своекоштным.

В 1762 году положение обострилось: тяжелая финансовая ситуация угрожала запустению обители. Тогда в обитель пришел преподобный Паисий Величковский со своими учениками.

Но он прожил на новом месте только три месяца. Турецкие заимодавцы, узнав, что в монастыре появились монахи, тотчас же пришли требовать свой долг и насильно взяли у старца 700 левов. Испугавшись других заимодавцев, старец поспешил покинуть Симонопетру и вернулся в Ильинский скит.

Новым игуменом стал старец Иоасаф с острова Митилини. Он повсюду собирал для Симонопетра деньги. Ему удалось выкупить удержанную за долги руку святой Марии Магдалины и вернуть потерянные подворья. В 1801 году обитель вернулась к общежительному уставу.

Во время войны Греции за независимость, с 1821 по 1830 годы монастырь был занят турецкими войсками и разграблен. После ухода осман жизнь в монастыре возобновилась, проведены были некоторые работы, удалось вернуть долги.

В 1891 году в монастыре вспыхнул страшный пожар, уничтоживший все, включая собор и библиотеку. Братии удалось спастись и унести с собой святыни. В этот момент игумен Неофит находился в России. Узнав о пожаре, он начал сбор необходимых на восстановление средств. В течение следующих двадцати лет монастырь восстанавливался.

14 августа 1990 года пожар уничтожил лес рядом с Симонопетром и нанес ущерб девяти кельям, сама же обитель чудом осталась нетронутой.

Однако в 50-х годах, а также в 1963 году, когда Афон праздновал свое тысячелетие, перспективы у монастыря были довольно мрачными.

Тем не менее, в 70-е годы наступило время постепенного возрождения и оживления монашеской жизни. Братство из монастырей Метеор, спасаясь от многочисленных паломников, заселило обитель и вдохнуло в нее новую жизнь, принеся с собой свои старые традиции.

Семиэтажный монастырь Симонопетра без преувеличения является чудом афонской архитектуры.

Соборный храм монастыря Симонопетра освящен в честь Рождества Христова. Строительство сохранившегося с незначительными перестройками соборного храма Рождества Христова началось в 1600 году. Нынешний храм, перестроенный после пожара, до сих пор не расписан. На территории Симонопетра четыре параклиса: Георгия Победоносца, Марии Магдалины, святого Харалампия и Архангелов. Также обители принадлежат храмы Успения Пресвятой Богородицы, святителя Николая Чудотворца, апостола Иоанна Богослова, великомученика Димитрия, мученика Мины, преподобного Симона. Помимо вышеперечисленных у монастыря есть еще пятнадцать храмов и часовен, а также кельи и кафисмы, многие из которых пострадали от другого, большего пожара, случившегося в августе 1990 года.

Когда-то монастырь имел большое количество подворий с фермами на плодородных землях. Самое старое из них – Петриотико в Ситонии. Сегодня подворья монастыря находятся в Фессалониках, Афинах, Халкидики, во Франции и в Румынии.

Неподалеку от Симонопетра находится место подвигов преподобного Афанасия – основателя знаменитых метеорских монастырей. Интересно, что нынешняя братия обители пришла в Симонопетру именно из Метеор. Святой Афанасий ушел с Афона, но когда возникла необходимость, его далекие преемники помогли возрождению его родного монастыря.

Древнейшие иконы Симонопетра относятся к XV веку. Это образ Богородицы «Надежда отчаявшихся», а также изображения Успения Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи.

В обители Симонопетра хранится частица Животворящего Креста Господня, рука равноапостольной Марии Магдалины, сохраняющаяся нетленной и теплой. А также частицы мощей: мученика Кирика, святителей Павла и Сергия, Патриархов Константинопольских, святителя Модеста, Патриарха Иерусалимского, часть главы святителя Павла Исповедника и святителя Модеста Иерусалимского; Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, великомученика Пантелеимона, мучеников Трифона и

Феодора Александрийского, епископа Иакова, в Персии пострадавшего; священномученика Харалампия, святых Космы и Дамиана, великомученицы Варвары и преподобномученицы Евдокии, мученицы Параскевы, пророка Наума, преподобного Симеона Столпника, святого Дионисия Закинфского, первомученика архидиакона Стефана, сорока мучеников Севастийских; святителей Амвросия Медиоланского, Иоанна Златоуста и Василия Великого, святой Феодоры Александрийской, кровь великомученика и Победоносца Георгия, кровь великомученика Димитрия Солунского.

В Симонопетре подвизаются монахи из многих стран мира.

Из книги Святая Анна автора Филимонова Л. В.

Из книги Грейс Келли. Принцесса Монако автора Мишаненкова Екатерина Александровна

5. Монастырь Я - не экстраверт, но и не отношусь к людям недоброжелательным. Мне не свойственны повышенная эмоциональность и чрезмерная общительность, но не люблю читать о себе, что я - бесчувственная и необщительная. Я не считаю себя такой. Осенью 1934 года родители

Из книги «Волшебные места, где я живу душой…» [Пушкинские сады и парки] автора Егорова Елена Николаевна

Святогорский монастырь Ветер дышит всё спокойней. Ночка майская светла. Месяц встал над колокольней И глядится в купола. Утопает в цвете вишен Монастырь в Святых Горах. Звук молитв полночных слышен. Эхо их - в иных мирах. Над могилою поэта Пролегает Млечный путь. В волнах

Из книги Афон и его святыни автора Маркова Анна А.

Монастырь Ватопед Монастырь Ватопед второй по почитанию после Лавры преподобного Афанасия в иерархии святогорских монастырей. Этот монастырь – один из самых древних, богатых и обширных на Святой Горе. Он расположен на восточном побережье полуострова между

Из книги Пушкинский некрополь автора Гейченко Семен Степанович

Монастырь Дохиар Дохиар занимает десятое место в иерархии афонских обителей. Монастырь расположен в юго-западной части полуострова, между монастырями Зограф и Костоманит, на крутом склоне холма, спускающегося к морю. Дохиар похож на старинный фрегат, рассекающий

Из книги автора

Монастырь Григориат Обитель Григориат занимает семнадцатое место в святогорской иерархии.Находится в юго-восточной части Афонского полуострова, между монастырями Симонопетр и Дионисиат, на выступающей в море скале.Обитель основана в XIV веке и связана с именами

Из книги автора

Монастырь Костамонит Обитель Костамонит занимает последнее, двадцатое, место в святогорской монастырской иерархии. Но это обстоятельство никак не умаляет достоинство, и в самом деле, небольшой обители. Монастырь Костамонит расположен в лесу на юго-западном склоне

Из книги автора

Данилов монастырь Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды - И чей-нибудь уж близок час. А. С. Пушкин Расположен Данилов монастырь на юге Москвы, в районе Даниловской площади (площади Серпуховской заставы). Основан он в 1282 году

Из книги автора

Новоспасский монастырь И мне печаль могил понятна и близка, И я родным преданьям внемлю. И. Бунин Монастырь этот существует с 1490–1491 годов на месте Васильцева стана на левом берегу Москвы-реки, у нынешнего Новоспасского моста. Пройти к монастырю ближе всего от станции

Из книги автора

Покровский монастырь Вес тихо: мертвый сон в обители глухой. Но здесь живет воспоминанье: И путник, опершись на камень гробовой, Вкушает сладкое мечтанье. К. Батюшков Покровский (Покрова Пресвятыя Богородицы) монастырь находился возле Абельмановской заставы (Таганская

Из книги автора

Симонов монастырь Мне так сочувственны могилы, В земле так много моего, Увядших благ, увядшей силы, Что мне кладбище – берег милый, Что мне приветлив вид его. П. А. Вяземский Симонов монастырь расположен в юго-восточной части Москвы, неподалеку от станции метро

Из книги автора

Донской монастырь Бантыш-Каменский Дмитрий Николаевич (1788–1850) – историкБулгакова Екатерина Александровна (р. 1811) – фрейлинаБулгакова Наталья Васильевна (1785–1841) – ее матьБюлер Федор Андреевич (1821–1896) – барон, действительный тайный советникВасильчикова Александра

Из книги автора

Данилов монастырь Арсеньев Дмитрий Николаевич (1779–1846) – полковник, камергерВенелин (Хуиа) Юрий Иванович (1802–1839) – филолог-славистДмитриев Михаил Александрович (1796–1861) – поэт, племянник поэта-баснописца И. И. ДмитриеваЗавалишин Дмитрий Иринархович (1804–1892) –

Из книги автора

Новоспасский монастырь Балк-Полев Петр Федорович (1777–1849) – русский посланник в Бразилии, действительный тайный советникБоборыкина Мария Дмитриевна (1782–1871) – знакомая КарамзиныхГагарин Иван Алексеевич (1771–1832) – князь, действительный тайный советник, сенатор, муж

Из книги автора

Покровский монастырь Батурин Сергей Герасимович (1789–1856) – генерал-майор, сенатор, родственник семьи ПушкиныхБатурина Анна Николаевна (1760–1839) – его матьЛевашева Екатерина Гавриловна (ск. 1839) – двоюродная сестра декабриста И. Д. ЯкушкинаЛевашев Николай Николаевич

Из книги автора

Симонов монастырь Аксаков Сергей Тимофеевич (1791–1856) – писатель (перезахоронен на Новодевичьем юг)Аксакова Ольга Семеновна (1793–1878) – его женаБологовский Дмитрий Николаевич (1775–1852) – генерал-лейтенантВеневитинов Алексей Владимирович (1806–1872) – четвероюродный брат А.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.