Нравственные чувства. Практические чувства Какие бывают нравственные чувства

Человека к об-ву, др. людям, самому себе на основе ценностей моральных (см.). Они всегда социально обусловлены и носят историч. характер: от одной обществ.-экономич. формации к др. меняется их содержание и направленность. Ч.н. многообразны - это чувства совести, долга, ответственности, справедливости, чести и т. д., но в их основе всегда лежит психологич. способность сопереживания др. людям, стремление облегчить чужую боль, страдания, прийти на помощь в трудную минуту. Ч.н. условно можно разделить на простые и сложные. Простые Ч.н. тесно связаны с эмоциями (чувства стыда, гнева, возмущения и т. д.) и не всегда бывают достаточно осознанными. Сложные Ч.н., как правило, опосредствованы размышлениями (напр., чувства вины, раскаяния) и мироощущением личности. Осмысление Ч.н. приводит человека к подчинению собственных, узко личных интересов интересам др. людей, интересам коллектива, а также обществ. идеалам и нормам моральным (см.). Это не означает, однако, что Ч.н. не выходят за рамки сознания индивида - они реализуются в процессе деятельности человека в об-ве, т. е. в его поступках. Именно в этом и заключается их функциональная роль: Ч.н. выступает как побудительная сила к действию. При этом в структуре Ч.н. важное значение приобретает способность личности к верной моральной оценке ситуации и . Лит.: Машкове кий И. И. Рациональное и эмоциональное в нравственном развитии личности. М., 1976; Ни-колаичев Б.О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном повелении личности. М., 1976; Моральный выбор. М., 1980; Рациональное и эмоциональное в морали. М., 1983; Мораль: сознание и . М., 1986. И.Н. Михеева

Российская социологическая энциклопедия. - М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .

Смотреть что такое "ЧУВСТВА НРАВСТВЕННЫЕ" в других словарях:

    ЧУВСТВА НРАВСТВЕННЫЕ - – чувства справедливости, долга, чести, совести, достоинства и т. д. Ч. н. подготавливают, настраивают поведение и деятельность личности в соответствии с принятыми правилами и требованиями. Ч. н. включают единство рационального и эмоционального и …

    Чувства нравственные - эмоциональная форма усвоенных личностью моральных принципов, норм, представлений. Ч. н. являются переживаниями, отражающими отношение человека к обществу, другим людям, самому себе наоснове моральных ценностей. (1) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    Чувства - Чувства переживание своего отношения к окружающей действительности (к людям, их поступкам, к каким либо явлениям) и к самому себе. Кратковременные переживания (вспышки радости, разочарования и т. п.) иногда называют эмоциями в узком смысле слова … Википедия

    НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА, МОРАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА - чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнение этих явлений с нормами, выработанными обществом. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм,… … Профессиональное образование. Словарь

    нравственные чувства - dorovinis jausmas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Pastovus emocinis dorovinių vertybių išgyvenimas, pvz.: meilė, ištikimybė, kuklumas, draugystė, didžiavimasis tautos laimėjimais, liūdesys, gailestis dėl blogo elgesio, atsakomybė.… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    1.4.11. - 1.4.11. Предложения, отображающие ситуацию соединения Типовая семантика Человек, официальная организация или неодушевленный предмет соединяет кого, что л., а также что л. соединяется. Базовая модель СУБЪЕКТ ПРЕДИКАТ СОЕДИНЕНИЯ ОБЪЕКТ Основные… … Экспериментальный синтаксический словарь

    САМОУТВЕРЖДЕНИЕ - – реализация фундаментальной потребности человека в самовыражении и самораскрытии путем объективации себя в формах жизни. Мотив С.– стремление к достижению максимальной полноты жизни, доступной при данных условиях существования, обеспечение… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Жуковский, Василий Андреевич - — знаменитый поэт. ?. ДЕТСТВО (1783—1797) Год рождения Жуковского определяется его биографами различно. Однако, несмотря на свидетельства П. А. Плетнева и Я. К. Грота, указывающих на рождение Ж. в 1784 г., нужно считать, как и сам Ж.… … Большая биографическая энциклопедия

    ДУША - [греч. ψυχή], вместе с телом образует состав человека (см. статьи Дихотомизм, Антропология), будучи при этом самостоятельным началом; Д. человека заключает образ Божий (по мнению одних отцов Церкви; по мнению других образ Божий заключен во всем… … Православная энциклопедия

    Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы - История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Созерцан i я и чувства христ i анской души. отв?ты на тайные или открытые запросы благочестивныхъ душъ и нравственные уроки прежде всего себ? самому, изъ дневника за 1904 годъ , И. И. Сергиев. Ответы на тайные или открытые запросы блогочестивных душ и нравственные уроки прежде всего себе самому. Из дневника за 1904 год. Бог, Ум безначальный и безконечный и вместе любовь безконечная… Купить за 2008 грн (только Украина)
  • Дети. Любовь, страх, нравственные недостатки и заблуждения. Очерки по детской психологии и педагогике , С. Холл. Предлагаемая читателю книга выдающегося американского психолога, одного из основателей науки педологии Стэнли Холла содержит очерки, в которых исследуются наиболее важные психологические…

Чувства – одна из форм отражения объективного мира в сознании человека, переживание им своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, что его окружает.

Высшие чувства свойственны только человеку. Они обладают рядом особенностей:

· Большая степень обобщенности, которой они могут достигать в своих развитых формах.

· Они всегда связаны с более или менее отчетливым осознанием общественных норм, относящихся к той или иной стороне действительности.

· Они выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.

Виды высших чувств:

Нравственные чувства – это чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии и т.д. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствиеи т.д.

Эстетические чувства – это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. Это те чувства, которые выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отражению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому.

Интеллектуальные чувства – это чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Существование интеллектуальных чувств: удивления, любопытства, любознательности, радости по поводу сделанного открытия, сомнения в правильности решения, уверенности в правильности доказательства и т.д. – является ярким свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных моментов.

Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении. В определении этих чувств как высших подчеркивается их обобщенность, стабильность и несводимость к сиюминутным эмоциональным переживаниям.

Вопрос 36. Эмоции. Функции эмоций, их виды, свойства, состояния. Роль эмоций в жизнедеятельности человека.

Эмоции являются интегральными реакциями организма на воздействия факторов внешней и внутренней среды, а также на результаты собственной деятельности. Эмоции – это непосредственная форма выражения чувств.

Функции эмоций

Приспособительная функция эмоций дает человеку возможность приспособиться к окружающим условиям.

Сигнальная функция выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

Побудительная функция как бы определяет направление поиска, способного удовлетворить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и пристрастное отношение к нему, что побуждает человека к действию.

Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.

Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность.

Коммуникативная функция заключается в том, что мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

Виды эмоций:

Настроение – это общее эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека в течение значительного периода времени.

Настроение зависит от общего состояния здоровья, работы желез внутренней секреции, тонуса жизнедеятельности организма. Оно является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значение в жизни человека в контексте его жизненных планов, интересов и ожиданий.

Аффект – это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств.

Причиной аффекта чаще всего является конфликт, противоречие между сильным влечением, желанием, стремлением человека к чему-либо и объективной невозможностью удовлетворить возникшее побуждение.

При аффектах наблюдаются резкие изменения в деятельности сознания. Его объем сужается и ограничивается небольшим количеством представлений и восприятий, тесно связанных с переживаемой эмоцией. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить эпизоды вызвавшего аффект события, а в случае исключительно сильного аффекта могут завершиться потерей сознания и полной амнезией.

Страсть – это сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и приводящее к сосредоточению всех устремлений и сил на предмете страсти.

По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. Основной признак страсти – ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Страсть, обладая большой силой, выступает одним из существенных побуждений к деятельности. Единство нравственного, разумного начала и страсти нередко выступает движущей силой великих дел, подвигов, открытий.

Страх – безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция на опасность, проявляющаяся в резком изменении жизнедеятельности организма.

Инстинктивный страх вызывается стимулом, который сигнализирует о возможной физической боли. Социально обусловленные причины страха – угроза общественного порицания, потеря результатов труда, унижение достоинства и т.д.

Стресс – это эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальные воздействия.

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются различные виды стресса, в наиболее общей классификации – стресс физиологический и стресс психологический.

При физиологическом стрессе организм человека отвечает не только защитной реакцией, но и комплексной обобщенной реакцией, часто мало зависящей от специфики воздействующего раздражителя.

Психологический стресс , в свою очередь, подразделяется на стресс информационный и стресс эмоциональный.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и др.

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но прежде всего от его психологической подготовки, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

Фрустрация – специфическое эмоциональное состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями на пути к достижению цели или к решению задачи. Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины, отчаянием и пр.

Для того чтобы дать определение понятию "моральные чувства", следует для начала выяснить, что же такое чувства в целом. Часто чувства идут в одном ряду с такими понятиями, как восприятие, ощущение, мышление. Эти категории ответственны за отображение воспринятых человеком событий и указывают на непосредственное отношение личности ко всему, что происходит в окружающем мире. Моральные чувства и моральные нормы тесно взаимосвязаны.

Что такое чувства?

С точки зрения психологии, чувства - это индивидуальное отношение человека к тому, что он познает, к окружающим и к самому себе. Подразделяются они на две категории - низшие и высшие чувства. К первой категории можно отнести удовлетворение любых физиологических потребностей, вторая категория подразумевает нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства.

Откуда появляются моральные чувства?

В первую очередь под влиянием общества и окружающей действительности. Любая среда, в которой функционирует человек, имеет свои рамки разрешенного поведения. То, что нормально для одних, может быть совершенно неприемлемо для других. Это зависит от народности, религии и даже страны, в которой проживает человек. Общество устанавливает нормы поведения, а человек живет в соответствии с этими принятыми нормами. Кажется, что все просто, общество устанавливает - мы следуем, но что же будет, если конкретный индивид откажется жить в соответствии с предложенными нормами морали?

Что будет, если отвергнуть нормы морали?

В первую очередь несоблюдение предписанных моралью норм и правил поведения вызывает негативные эмоции не только со стороны общества, но и у человека по отношению к самому себе. Проявляется это в угрызениях совести, чувстве вины, стыда и даже ревности и жалости. Если бы не существовало общество, то индивиды не имели бы представления о том, что такое правила приличия, не различали бы красоту и уродство, правильность и неправильность поступков и так далее. Но вопрос остается открытым: "Что такое как и кем они устанавливаются?"

Мораль и современный мир

В последнее время ведутся бурные дискуссии на тему того, что такое хорошо и что такое плохо. В обществе происходит переоценка ценностей, мир вокруг нас претерпевает серьезные изменения, и мы меняемся вместе с ним. Можно заметить, что то, что когда-то считалось позорным и безнравственным, сейчас воспринимается обществом нормально. Самый яркий пример - сексуальная революция. Если раньше жених у невесты был первым и единственным, а любое отклонение от данного правила вызывало негативные эмоции у общества, то теперь все совсем по-другому.

А можно ли считать моральным причинение вреда другому человеку? Сложно ответить конкретно на данный вопрос, даже Уголовный кодекс принимает во внимание обстоятельства преступления, и мы можем говорить о смягчающих признаках. Если преступление было совершено в ходе самозащиты, можно ли называть такой Ответ каждый дает сам себе, основываясь на воспитании и личных принципах.

Именно поэтому мораль - сугубо индивидуальное понятие. Однако принятие основ морали - это порядок в обществе. Если бы у человека не были заложены нравственные принципы, мир вернулся бы к первобытному обществу. Мораль - это доказательство развитости социума.

Как возникают высшие чувства?

В первую очередь высшие моральные чувства возникают в сознании человека, когда тот в своем поведении основывается не на своих желаниях, а на требованиях, которые выдвигает общество. В процессе воспитания эти требования должны прочно засесть в сознании человека, чтобы в будущем они стали его собственными требованиями к самому себе. Зачастую эти чувства появляются в сознании человека на основе определенного случая или события, произошедшего в жизни. Также это может быть только временное переживание. Нередко моральные чувства возникают после обобщения восприятия многих явлений действительности.

С развитием общества человек приобрел навык к восприятию происходящего вокруг не только на основе морали, но и на основе оценки этих событий. Здесь появляется одна из составляющих морали - эстетические чувства.

Моральные чувства - это устойчивое отношение индивида к обществу и к самому себе. Какими же бывают эти чувства?

Гуманность

Данное моральное чувство основывается на и ценностях человека. Именно эта категория чувств направляет человека в познании таких явлений, как признание прав, свободы и достоинства окружающих людей. Проявляется оно через диалог, помощь, сопереживание. Нравственное чувство и моральное поведение - основа гуманности.

Честь

Данная категория отвечает не только за отношение человека к самому себе, но и за то, как к нему относится общество и окружающие люди. Это высшее нравственное чувство - признание общественностью определенных достижений человека.

В это понятие входит желание человека поддерживать свою репутацию, доброе имя, достоинство. К этой категории можно отнести и чувство моральной ответственности.

Интеллектуальные чувства

Возникают у человека в процессе познания того или иного явления. Жажда знаний, эйфория от изучения чего-то неизведанного, чувство тайны, сомнение, удивление, уверенность - все эти чувства неразрывно связаны с понятием морали. Источником является творческая, научная и исследовательская деятельность.

Эстетические чувства

Данная категория отвечает за чувство прекрасного, за любовь к красоте, которая возникает в связи с явлениями и событиями, вызывающими эстетическое наслаждение и восторг. Эти чувства отвечают за отношение человека к предметам и явлениям. Например, человек хочет научиться рисовать потому, что данная деятельность порождает эстетические чувства.

Каждая деятельность человека основывается на влечении к прекрасному. Поэтому эстетические чувства реализуются фактически в любой сфере деятельности.

Чувство комического

Данная категория признана одной из самых сложных, так как сочетает в себе три главные стороны - мораль, эстетику, интеллектуальность. Выражаться чувство смешного может в абсолютно разнообразных формах. Например, доброжелательное отношение, симпатия превращается в чувство юмора. Противоположность юмору - сатира, чувство, которое насквозь пропитано злобой. Все мы не раз слышали, что лучшее лекарство - это смех, именно он борется с негативными эмоциями, возникающими в сознании человека.

Чувство юмора одновременно может быть и эстетическим, и интеллектуальным, и моральным. Поэтому в психологическом плане данные чувства не так-то просто различать.

Высшими данные чувства называются только потому, что они объединяют все разнообразие эмоциональных отношений человека с обществом и самим собой.

  • 6. Познавательные процессы. Ощущения и восприятие, их свойства, виды, роль в построении картины мира.
  • 8. Память, процессы и виды памяти способы ее активизации на уроке.
  • Вопрос 9. Мышление, мыслительные операции, виды мышления. Факторы, влияющие на развитие мышления.
  • 10. Воображение, основные приемы и виды воображения. Креативность как свойство личности.
  • 12. Понятие о личности и её психологической структуре. Биологическое и социальное в личности.
  • 13. Эмоциональная жизнь личности. Виды эмоций и чувств.
  • 1. Моральные (нравственные) чувства
  • 2. Интеллектуальные чувства
  • 3. Эстетические чувства
  • 14. Понятие о воле, структура волевого акта, волевая регуляция поведения
  • 15.Мотивационная сфера личности. Понятие о направленности личности. Теория мотивации а. Маслоу.
  • 16. Общее понятие о деятельности. Структура и основные виды деятельности.
  • 17.Темперамент – биологический фундамент личности. Типы темперамента, учет их особенностей в учебной деятельности.
  • 18. Характер, его структура, типология. Воспитание с самовоспитание характера.
  • 20. Самосознание личности. Я - концепция, ее структура и функции
  • 21. Социальная психология, ее предмет, методы, история развития
  • 22. Понятие о личности в социальной психологии. Социальная роль, социальная установка
  • 24. Общение…
  • 25. Психология общения, функции и стороны общения, коммуникативная сторона общения.
  • Вопрос 26. Основные признаки, функции и структура малой группы. Совместимость и сплоченность группы. Динамика развития малой группы.
  • 27. Проблема лидерства в социальной психологии. Функции лидера, типология лидерства.
  • 28. Психология больших групп, их типология. Феномен толпы, психология стихийных массовых явлений.
  • 29.Предмет, задачи, методы, становление возрастной психологии
  • 30.Психическое развитие: определение, основные закономерности, периодизация психического развития.
  • 31.Проблема движущих сил психического развития. Биогенетический и социогенетический подходы к проблеме развития.
  • 32.Проблема соотношения обучения и развития. Понятие об уровне актуального и зоне ближайшего развития.
  • 33.Понятие о ведущем виде деятельности, социальной ситуации развития, психических новообразованиях и возрастных кризисах (с примерами).
  • 34.Зарубежные концепции периодизации психического развития (з. Фрейд, э. Эриксон, ж. Пиаже)
  • 35.Отечественные концепции периодизации психического развития (л.С. Выготский, д.Б. Эльконин)
  • 36.Психическое развитие ребенка в период младенчества. Кризисы новорожденности и одного года.
  • 37.Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет
  • 38.Психическое развитие ребенка в дошкольный период. Кризис 7 лет и проблема готовности к школе.
  • 39.Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте
  • 40.Подростковый возраст – когнитивное, психосексуальное и личностное развитие. Проблема подросткового кризиса в психологии
  • 41.Юношеский возраст – задачи развития в юности, когнитивное и личностное развитие
  • 42.Ранняя взрослость – задачи развития, когнитивное и личностное развитие, кризис 30 лет.
  • 43.Средняя взрослость – задачи развития. Когнитивное и личностное развитие, кризис среднего возраста
  • 44. Взрослость – задачи развития, физические и социальные изменения в старости. Изменения в когнитивной и личностной сфере
  • 45.Предмет, задачи, становление, основные понятия педагогической психологии.
  • 46.Обучаемость, критерии обучаемости. Причины неуспеваемости у детей с особенностями развития
  • 47.Развивающее и проблемное обучение, их отличия от традиционного.
  • 48.Психология воспитания: принципы воспитания и средства воспитания. Понятие воспитанности и воспитуемости.
  • 49.Понятие о просоциальном и асоциальном поведении
  • 50.Психологический портрет учителя
  • 1. Моральные (нравственные) чувства

    Моральные чувства представляют собой сферу эмоций. Эмоциональные чувства возникают по отношению к поведению других людей либо самого себя. Обычно это происходит в ходе некой деятельности и имеет прямое отношение к тем моральным нормам, которые приняты в данном обществе. В зависимости от того, соответствует ли увиденное внутренним установкам человека, возникает чувство удовлетворения или негодования.

    Сюда же относятся все антипатии и симпатии, привязанности и уважения, презрения и отчужденности, а также благодарность, любовь и ненависть. Особняком стоит чувство дружбы, коллективизма, совести – они обусловлены скорее взглядами и убеждениями человека.

    2. Интеллектуальные чувства

    Интеллектуальные чувства – это то, что испытывает человек в ходе умственной деятельности. Сюда относятся весьма глубокие переживания – радость открытия, глубочайшее удовлетворение, вдохновение, стресс от неудач и т.д. Радости и переживания, которые человек испытывает относительно собственных открытий, это довольно сильный стимулятор эмоций.

    3. Эстетические чувства

    Эстетические чувства - это то, что ощущает человек, который созерцает или создает нечто прекрасное. Обычно это относится либо к природным явлениям, либо к различным произведениям искусства.

    Сложно сказать, какие из этих чувств ценнее. Одни люди стремятся испытывать максимум моральных чувств, другие – эстетических. Все виды чувств в психологии видятся одинаково важными в эмоциональной жизни человека.

    14. Понятие о воле, структура волевого акта, волевая регуляция поведения

    Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности.

    Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной .

    Побудительная функция обеспечивается активностью человека. Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности.

    Структура волевого акта

    Волевой акт может иметь разную структуру, в зависимости от количества компонентов, и длительность этапов его осуществления. Волевые действия бывают простые и сложные.

    К простым волевым действиям относятся те, при осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, то есть побуждение к действию непосредственно переходит в само действие.

    В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы:

    Первая фаза -- возникновение побуждения и предварительная постановка цели.

    Вторая фаза -- обсуждение и борьба мотивов.

    Третья фаза -- принятие решения.

    Четвертая фаза -- исполнение решения.

    Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели.

    Вторая фаза волевого акта характеризуется активным включением в него познавательных и мыслительных процессов. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор.

    Третья фаза связана с принятием одной из возможностей в качестве решения. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении.

    Четвертая фаза -- исполнение этого решения и достижение цели. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела.

    Особенность протекания волевого акта состоит в том, что механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах . Осуществление волевого акта всегда связано с ощущением нервно-психического напряжения.

    Волевая регуляция поведения

    Под волевой регуляцией понимают намеренно осуществляемый контроль побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости и выполняемому человеком по своему решению. При необходимости торможения желательного, но социально не одобряемого действия имеют в виду не регуляцию побуждения к действию, а регуляцию действия воздержания.

    Среди уровней психической регуляции выделяются следующие:

    Непроизвольная регуляция (допсихические непроизвольные реакции; образная (сенсорная) и перцептивная регуляция);

    Произвольная регуляция (речемыслительный уровень регулирования);

    Волевая регуляция (высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели).

    Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

    Механизмами волевой регуляции являются: механизмы восполнения дефицита побуждения, совершение волевого усилия и намеренное изменение смысла действий.

    Механизмы восполнения дефицита побуждения состоят в усилении слабой, но социально более значимой мотивации посредством оценки событий и действий, а также представлений о том, какую выгоду может принести достигнутая цель. Усиление побуждения связано с эмоциональной переоценкой ценности на основе действия когнитивных механизмов. Особое внимание роли интеллектуальных функций в восполнении дефицита побуждения уделяли когнитивные психологи. С когнитивными механизмами связана опосредствованность поведения внутренним интеллектуальным планом, который выполняет функцию сознательной регуляции поведения. Усиление мотивационных тенденций происходит за счет мысленного построения будущей ситуации. Предвидение положительных и отрицательных последствий деятельности вызывает эмоции, связанные с достижением сознательно поставленной цели. Эти побуждения и выступают дополнительной мотивацией к дефицитарному мотиву.

    Необходимость совершения волевого усилия обусловливается степенью трудности ситуации. Волевое усилие - это способ, с помощью которого происходит преодоление трудностей в процессе совершения целенаправленного действия; оно обеспечивает возможность благополучного протекания деятельности и достижение ранее поставленных целей. Данный механизм волевой регуляции соотносят с различными видами самостимуляции, в частности с ее речевой формой, с фрустрационной толерантностью, с поиском положительных переживаний, связанных с наличием препятствия. Обычно выделяют четыре формы самостимуляции: 1) прямая форма в виде самоприказов, самоободрения и самовнушения, 2) косвенная форма в виде создания образов, представлений, связанных с достижением, 3) абстрактная форма в виде построения системы рассуждений, логических обоснований и выводов, 4) комбинированная форма как сочетание элементов трех предыдущих форм.

    Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

    "

    Понятие нравственности постоянно находится на слуху и является мерилом уровня развития современного человека .

    Благодаря правильным нравственным ориентирам людям удается успешно существовать в условиях социума.

    Определение в психологии

    Нравственность — это индивидуальный для каждого отдельно взятого индивида свод правил и набор идеалов, которые в совокупности формируют моральное качество человека.

    Эти правила влияют на выбор человека, его поведение и отношение к окружающему миру.

    Нравственность рассматривают в связке с понятиями об этике и морали .

    Ориентир, позиция, принципы

    Нравственный ориентир — это цели и запреты (существующие в сознании) которые человек использует как образец для построения линии поведения.

    Т.е. нравственный ориентир представляет собой четкие рамки, за границы которых человек не позволяет себе выходить.

    Нравственная позиция — это оценка норм общественного поведения и их соблюдения. Эту оценку человек пропускает через внутренний «фильтр», осознавая ее и принимая в качестве ориентира для собственных поступков. Нравственная позиция включает в себя:

    • поведенческие мотивы;
    • саморегуляцию и контроль собственных действий;
    • совестливость;
    • чувство человеческого достоинства (с позиции человека, избравшего для себя определенную нравственную позицию).

    Нравственные принципы — это каркас, на котором строятся социальные и межличностные отношения.

    При этом справедливо утверждать, что нравственные принципы универсальны, поддерживают общественные устои через сторонний механизм влияния (общественное одобрение или порицание моделей поведения), могут быть выражены в моральных нормах.

    Качества человека: список

    Нравственность и мораль пересекаются, образуя единую систему качеств. К этой категории можно отнести нравственный блок:

    • любовь к людям;
    • уважение к окружающим;
    • преданность (верность);
    • бескорыстное начало (мотивация к действию, обусловленная благими намерениями, а не потенциальной выгодой);
    • духовность (соединение нравственности и религиозности).

    И моральный блок :

    • чувство долга;
    • ответственность;
    • честь;
    • стремление к справедливости;

    Помимо положительных нравственно моральных качеств есть и отрицательные : , лживость и т.д.

    Если уровень нравственности в обществе низкий, со временем отрицательные поступки и качества становятся для общества приемлемыми и предпочтительными, а затем внушаются молодым поколениям как действующая норма.

    Подмена понятий происходит очень быстро и отследить динамику можно даже на примере детей и их родителей.

    Положительное нравственное качество признается таковым на уровне целых сообществ. И такие универсальные качества выступают гарантом того, что их обладатель будет идентифицирован как человек нравственный и воспитанный.

    Наиболее высоко в современном обществе ценятся ответственность, гуманность, открытость, искренность, дисциплинированность, верность, коллективизм, тактичность, трудолюбие, усердие, чистоплотность.

    Высокие нравственные качества — это те качества, которые находятся в «положительном» полюсе в данном обществе/культуре.

    Но в некоторых случаях «высокими» нарекают те качества, которые продиктованы не столько необходимостью успешно интегрироваться в общество, сколько глубокими и искренними чувствами отдельно взятого индивида. К этой категории относится патриотизм, целомудрие, абсолютный .

    Примеры чувств

    Человек испытывает нравственные чувства в тот момент, когда осознает, насколько его поступки соответствуют или не соответствуют моральным нормам .

    И если анализ совершенных действий подтверждает, что требования общества и морали были учтены, индивид испытает положительные чувства.

    В случае, если поведение идет в разрез с повсеместно одобряемыми моделями, чувства будут негативными и разрушающими.

    Примеры :

    1. Человек, грубо ответивший пожилому человеку в очереди, осуждает себя и испытывает неприятные чувства. В момент совершения неприглядного поступка герой пошел на поводу у собственной раздражительности.

      Но при этом человек считает уважение к старшим обязательным пунктом в системе нравственных ориентиров.

    2. Путешественник, возвращаясь на родину, осознает глубину своего патриотизма. В этот момент он испытывает положительные чувства, которые приобретает форму гордости за земляков, любви к родной земле и уважения к стране.
    3. Девушка дожидается любимого парня из армии. Понимая, что ее поведение соответствует высшим нравственным ориентирам (верность и преданность), героиня испытывает положительные эмоции.

    Поведение

    Поведение становится нравственным в том случае, когда индивид привязывает его к сложившейся системе нравственных ценностей и пытается подвести свои поступки к положительным ориентирам.

    Ключевой элемент нравственного поведения — поступок .

    Поступок в свою очередь заключается в действии и может получить положительную или отрицательную оценку членов общества.

    Воздержание от любых действий в момент, когда нравственность требует от человека активности, тоже можно расценивать как поступок.

    Нравственное поведение сложно оценить объективно, но окружающие всегда пропускают чужие поступки через «фильтр-факторы» :

    • мотивы (если к неприглядному результату человека привел благородный мотив, градус негодования общества снизится);
    • результат поступка;
    • объективная реальность (обстоятельства, в которых был совершен поступок);
    • средства достижения поставленной задачи (человек может использовать «запрещенные приемы» на пути к благой цели, что серьезно омрачит его нравственный облик).

    Нравственное поведение — это всегда попытка найти баланс между установленными обществом ограничениями (рамками) и собственной свободой (творческим выбором).

    Какие бывают нормы?

    Нравственные нормы можно представить в виде шкалы с двумя полюсами , на одном из которых отображены поощряемые модели поведения, а на другой порицаемые.

    Нравственные нормы можно поделить на два типа: о допустимом и недопустимом (о и зле).

    Понятия противоположные и взаимоисключающие, а значит, каждая норма имеет свой антипод.

    Это вынуждает человека занимать устойчивую позицию, так как сохранить нейтралитет в условиях полярности невозможно (если только бездействие не является осознанным выбором человека, готового к осуждению со стороны окружающих).

    Что является показателем нравственной зрелости личности?

    Личность может быть признана нравственно зрелой только в случае успешной социализации. Т.е. зрелый человек должен усвоить нормы, принятые в обществе, и руководствоваться ими при совершении поступков и принятии решений.

    Но желание приблизиться к идеалам при этом продиктовано не страхом перед осуждением общества, а осознанием ценности, правильности и оправданности такого поведения.

    Релятивизм — что это такое?

    Нравственный релятивизм — это позиция, сторонники которой отрицают возможность существования абсолютного зла или добра.

    Согласно моральному (нравственному) релятивизму мораль не привязана к универсальным стандартам.

    Этичность поведения — лишь переменная величина, которая меняется в результате смены декораций (культуры, участников действия, нюансов ситуации и т.д.).

    Релятивизм можно рассматривать в двух направлениях:

    • понятия «добро» и «зло» условны сами по себе;
    • общественная мораль условна относительно безусловных стандартов добра и зла.

    Кратко о теории развития нравственности

    Как формируется мораль у детей? Этим вопросом задавались многие ученые. Но в современном мире широкого признания достигла лишь теория Лоуренса Кольберга.

    Кольберг использовал метод дилемм. Он проецировал на детей ситуации, в которых юным участникам эксперимента приходилось делать сложный моральный выбор.

    В результате идея о том, что у детей формируется стихийная нравственность, не привязанная к каким-либо цифрам и показателям, была отклонена.

    Кольберг выявил три уровня развития морального сознания:


    Проблема безнравственности

    Почему происходит падение нравственности? Все процессы в социуме цикличны.

    Поэтому рано или поздно нравственность переходит в состояние упадка.

    Из-за повсеместной трансляции и пропаганды безнравственных личностей, люди идут на поводу у этой пропаганды.

    Вырисовывается образ успешного человека, наплевавшего на мораль и общественные устои, следующего за мечтой и разрушающего . Все это окутано ареалом некой романтики, привлекающей молодое поколение .

    Но умы, легко поддающиеся чужому влиянию, не способны оценить масштаб катастрофы . Отказ от нравственных ценностей — это прямая дорога к анархии и беззаконию.

    Ведь безнравственное общество — это общество, каждый член которого руководствуется собственным и , не испытывая угрызений совести в момент причинения вреда ближнему.

    Это неизбежно связано с размытием границы между добром и злом в глобальном плане. Произойдет постепенное разрушение любых абсолютных устоев.

    Очень важно воспитывать в детях высокие моральные качества , чтобы подарить подрастающему поколению возможность прожить жизнь осознанно. Тогда люди будут мирно сосуществовать не потому, что их к этому принудили, а по собственному желанию.

    Зачем нужна нравственность:

    Похожие статьи

    © 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.