Флот великобритании. Флот как фактор могущества Великобритании Британские военные корабли

Читайте также

Своим происхождением SAS обязана англо-бурской войне. Во время нее буры применяли небольшие, мобильные конные группы, молниеносно передвигавшиеся в тылу врага, расстраивая оборону британских войск и нарушая нормальное функционирование армии эта же война, кстати, положила начало разработке и внедрению защитной формы цвета хаки. Немцы подхватили эту идею, создав в конце Первой мировой войны небольшие группы ударных частей, способных действовать самостоятельно за линией фронта

Кокарда Норфолк Йоманрийского противотанкового полка Королевских ВС Британии Кокарда Норфолк Йоманрийского противотанкового полка Королевских ВС Британии Кокарда знак на фуражку Службы Почетной Артиллерии при Гвардейском Гренадерском полке Кокарда знак на фуражку Службы Почетной Артиллерии при Гвардейском Гренадерском полке т.м. зажим Кокарда знак на фуражку 1-го батальона Хемпширского Королевкого Гарнизонного Артиллерийского Добровольческого

Кокарда знак пехотного полка о.Барбадос Кокарда знак пехотного полка острова Барбадос т.м. петли Кокарда знак армейского кадетского корпуса Бермудских островов Кокарда знак армейского кадетского корпуса Бермудских островов т.м. составная, петли Кокарда знак полка стрелков Бермудских островов Кокарда знак полка стрелков Бермудских островов т.м. петли Параметры Кокарда знак стрелков о-ва

Знак на берет рядового состава ВМС Знак на берет рядового состава ВМС т.м. составная. Петли Royal Marines Commando Officer badge 2 piece Officer beret badge bronze subdued Royal Marines Commando Enlisted badge Enlisted beret badge bronze subdued Эмблема на фуражку petty officer старшина на период Георга VI до 1952г. . Эмблема на фуражку warrant officer мичмана на период Георга VI до 1952г. . Кокарда

Кокарда Стоматологического корпуса. Королевской армия Великобритании Параметры Ширина 35мм. Высота 47мм. Кокарда знак на фуражку Королевского Армейского Медицинского Корпуса Кокарда знак на фуражку Королевского Армейского Медицинского Корпуса т.м. Георг VI. Цельноштампованная, белый металл. Зажим. Кокарда знак на фуражку Королевского Армейского Медицинского Корпуса Кокарда знак на фуражку Королевского

Кокарда знак на берет унтерофицеров Королевских Военно-воздушных сил Кокарда знак на берет унтерофицеров Королевских Военно-воздушных сил л.м. петли составная,корона Елизаветы II Параметры Кокарда знак на берет офицеров Королевских Военно-воздушных сил Кокарда знак на берет офицеров Королевских Военно-воздушных сил Корона Елизаветы II т.м. .Посеребренный ободок на корону накладной. Параметры

Кокарда знак на фуражку Корпуса Королевских Инженеров Кокарда знак на фуражку Корпуса Королевских Инженеров т.м. Виктории Цельноштампованная. Петли. Королева Виктория правила с 1837 по 1901 гг. Кокарда знак на фуражку Корпуса Королевских Инженеров Кокарда знак на фуражку Корпуса Королевских Инженеров т.м. Эдуарда VII Цельноштампованная. Петли.Посеребренная. Король Эдуард VII правил с 1901 по 1910 гг. Кокарда знак на фуражку Корпуса Королевских

Кокарда знак на берет Королевского Корпуса Логистики Кокарда знак на берет Королевского Корпуса Логистики т.м. Цельноштампованнаяя. Зажим Кокарда знак на берет Королевского Корпуса Логистики Кокарда знак на берет Королевского Корпуса Логистики л.м. Составная. Зажим

Кокарда купил по случаю сказали английская Кокарда Королевских ВМФ Великобритании Кокарда знак батальона Дрейк дивизиона Морской пехоты Кокарда знак батальона Дрейк дивизиона Морской пехоты т.м. петли, корона Георга VI Кокарда знак батальона HOWE дивизиона Морской пехоты Великобритании Кокарда знак батальона HOWE дивизиона Морской пехоты т.м. петли Кокарда знак на фуражку военного

Кокарда знак на фуражку пожарной бригады района Гвинед Кокарда знак на фуражку пожарной бригады района Гвинед,Уэльс т.м. петли, составная Кокарда знак на фуражку пожарной бригады района Мэрионис Кокарда знак на фуражку пожарной бригады района Мэрионис общины Гвинед,Уэльс. т.м. петли, составная, эмаль Кокарда знак на фуражку пожарной бригады г. Дарлингтон Кокарда знак на фуражку пожарной бригады г. Дарлингтон графства

Кокарда знак на фуражку Королевского Шотландского Драгунского Гвардейского полка Кокарда знак на фуражку Королевского Шотландского Драгунского Гвардейского полка т.м. Зажим. Составная Кокарда знак на фуражку Короля Великобритании Королевский Гусарский полк Кокарда знак на фуражку Короля Великобритании Королевский Гусарский полк л.м. 1 тип и 2 тип т.м. Зажим.Покрашена черной краской. Образован в 1992 г. из Королевского Гусарского полка и

Кокарда знак на фуражку Королевского Беркширского пехотного полка Кокарда знак на фуражку Королевского Беркширского пехотного полка т.м. зажим Кокарда знак на фуражку Герцога Эдинбургского пехотного полка Кокарда знак на фуражку Герцога Эдинбургского пехотного полка. 1- тип л.м. зажим, цельноштампованная. Фирма изготовитель J.R.GAUNT B.HAM .2-тип т.м. зажим,составная. Фирма изготовитель AMMO UK. Кокарда знак на фуражку

Металлические шлемы, широко использовавшиеся в армиях мира задолго до нашей эры, к XVIII веку утратили своё защитное значение из-за массового распространения огнестрельного оружия. К периоду Наполеоновских войн в европейских армиях как защитное снаряжение они использовались преимущественно в тяжёлой кавалерии. На протяжении XIX века головные уборы военнослужащих защищали своих владельцев в лучшем случае от холода, жары или осадков. Возвращением в строй стальные шлемы, или

Вспомогательные войска Младший капрал 1943 Младший капрал Королевская военная полиция октябрь 1943 г., Неаполь Этот военный полицейский из состава 46-й Северный Мидлэнд и Западный Райдинг пехотной дивизии, участвовавшей в Итальянской кампании. На голове у него стальная каска с нарисованной полосой и буквами МР Military Policeman . Он одет в шинель специального образца, предназначенную для мотоциклистов,

В английской историографии на тему Гражданской войны 1642-1645 гг. написано немало книг. И многие исследования не потеряли своей актуальности до сих пор, хотя были написаны еще в прошлом веке Отдельный вопрос - вооружение войск Парламента и войск сторонников короля. Но какое военное снаряжение использовалось в армии новой модели, и какими доспехами пользовались кавалеры И как и те, и другие к этому пришли Оказывается, даже в конце XVI века, а именно в 1591 году, в Англии все еще

Судя по историческим источникам, наиболее распространенным видом доспехов в XIII веке была кольчуга, состоящая из соединенных друг с другом железных колец. Однако, несмотря на широкую распространенность, до наших дней уцелело лишь немного кольчуг, относящихся к периоду ранее XIV века. Из них нет ни одной, изготовленной в Англии. Поэтому исследователи опираются в основном на изображения в манускриптах и скульптуры. К настоящему времени секрет изготовления кольчуги в большей мере утерян, хотя

Изменения, которые принес с собой XIV век, касались не только доспехов и вооружения, но и организации армии. Если в 1300 году королевское войско состояло в основном из вассалов, призванных на основе феодального права, то к 1400 году основной контингент армии составляли наемники, служившие по контракту за наличные деньги. Феодальный призыв, введенный еще норманнами, к XIV веку потерял свое значение для королевской власти, но продолжал действовать на уровне баронов. Изначально система действовала

Современные камуфляжи США и Канады История массового внедрения камуфляжей в ВС США началась, в отличие от СССР, не в годы ВМВ, а в период войны во Вьетнаме. До Вьетнамской войны камуфляж использовался только Корпусом морской пехоты США который считается отдельным родом войск, и то не в массовом порядке. Это был камуфляж разработки времен ВМВ, текстурой сходный с современным австралийским камуфляжем см. ниже. Основная же часть ВС США в Корейской и

PLCE Personal Load Carrying Equipment разгрузочная поясная система принятая на сегодняшний день в британской армии. Не смотря на широкое распространение разгрузочных жилетов и лифчиков, которые более удобны для механизированных компаний и городского боя, вместительность PLCE делает ее незаменимой для традиционных пехотных операций, так как она может вместить все необходимое солдату для действий в течении 48 часов. Personal Load Carrying Equipment Персональная разгрузочная система для переноски

ВНИМАНИЕ Представлены измерения одежды, но не тела. Ширина в подмышках НЕ имеет отношения к обхвату груди. Это разные величины. 1 - Длина рукава от середины шеи сзади где воротник пришит к спинке до края манжета. 2 - Длина рукава от линии пришива рукава до края манжета. Не измеряется на плечах типа Реглан. 3 - Ширина в подмышках. Измерение между точками места крепления рукава к боковому шву. 4 - Высота спины от низа до шва, где воротник пришит к спинке.

Расцветка для различных типов местности англ. Multi-Terrain Pattern сокращённо МТП, англ. MTP камуфляжная расцветка, наносимая на современноеснаряжение армии Соединённого Королевства. Британский военнослужащий в форме одежды, расцветки МТП, Афганистан История В ходе реализации одной из частей программы Министерства обороны по исследованиям и развитию в области персонального снаряжения и унифицированной формы униформа в качестве вероятных

Военная форма далеко не всегда напрямую связана с армией, ведь кроме всего прочего, это крайне практичный вид одежды, который не подведет ни при каких условиях. Особенно, когда речь идет о военной форме одежды, разработанной в развитых странах. Наибольшей популярностью по праву пользуются камуфляжи армий стран НАТО. И если раньше безоговорочным лидером была форма из США, то сейчас есть целый ряд других вариантов, не менее привлекательных по своим характеристикам, но более доступных

Армии доминионов Рядовой абиссинской повстанческой армии Рядовой Абиссинская повстанческая армия 1941 Действия британских войск в Восточной Африке в первые годы войны были очень успешными, что оказывало чрезвычайно благотворное влияние на боевой дух солдат и настроение гражданского населения, когда на других театрах военных действий войска союзников отступали под натиском армий стран оси. В Восточной Африке две группировки

Униформа Королевских военно-воздушных сил Великобритании Боец пожарного расчета 1945 Боец пожарного расчета ВВС, подразделения аэродромного обслуживания 1945 Эта фигура фантастического вида солдат в асбестовом костюме, предназначенном для того, чтобы обеспечить максимально возможную защиту от жара и огня, происходивших при горении керосина. Такие костюмы выпускались для пожарных на аэродромах и кораблях-авианосцах.

Военно Морские Силы Великобритании (Англии)

Великобритания, страна вписавшая свое имя в историю, благодаря своему Королевскому Флоту. Для того чтобы объяснить их структуру, историю и общие характеристики лучше разделить эту статью на пункты.

Официальной датой образование Королевского военно-морских сил считается 1717-ый год, год образование парламентского королевства (после гражданской войны Великобритании 1642-1651 гг.), строй правление, которым Великобритания пользуется по сей день. Однако первые военно-морские силы были созданы еще в конце девятого века, между 871-899 годами. Король Вессекса Альфред впервые использовал флот для защиты королевства. До тринадцатого века боевые судна использовались для защиты прибережных территорий. Первое морское сражение Британского флота произошло в морском сражение «Слуиз» 1340-го года. В шестнадцатом веке, во время правления королевы Елизаветы Первой, военно-морские силы стали основным родом войск Великобритании.

Несмотря на то, что Великобритания морская страна, флот Англии еще долгое время не мог получить статус сильнейшего в мире. Сильные флотилии , Португалии, Османской Империи тормозили развитие Королевского флота. Так продолжалось до восемнадцатого века. Гражданская Война построила новый строй в стране, после чего Великобритания стала развиваться быстрыми темпами во всех направлениях. Впервые название «Королевский Флот» было использовано как раз после гражданской войны, во время правления Короля Чарльза III-го.

Впоследствии поисков новых торговых путей, человечество узнало о существование Америки. Началась активная борьба за колонии всеми державами того времени. Благодаря своевременному развитию морского флота, Великобритания смогла провести успешную колониальную компанию. В итоге чего, оппоненты Великобритании в лице Испании и Франции создали коалицию против нее. Решающее сражение произошло 21-го октября 1805-го года при морском сражение «Трафалгар», где Флот Англии во главе с Адмиралом Нельсаном нанесли позорное поражение силам коалиции. В составе Королевского флота было 21 боевой корабль, в то время как коалиция 39 кораблей. Особенность этого сражение в том, что после него Великобритания стала сильнейшей морской державой в мире и разрушила идею Наполеона по захвату Великобритании. Более того морское сражение «Трафалгар» считается одним из трех великих морских сражений в истории. После этого ничего не могло остановить Великобританию в их колониальной компании и получение статуса «Империи, над которой не садится солнце». Такое положение дел продлилось вплоть до Первой Мировой Войны.

История морского флота Англии

Первыми военными кораблями Англии были . На их место со временем пришли парусные корабли, которыми Великобритания пользовалась долгое время. С появлением технологии паровых машин, Адмиралтейство обратили на это свое внимание и в начале девятнадцатого века начали постройку боевых кораблей на паровых двигателях. Первым боевым судном с паровым двигателем является «Комет». Со временем параходофрегаты перешли с колесной системы хода на винтовую систему. Для этого они провели тест на мощность, где винтовые корабли показали свое превосходство. Первым большим винтовым боевым судном является фрегат «Агамемн», на борту которого было 91 . Первый броненосец «Вариор» появился в 1860-ом году. В 1870-х годах с появлением торпед и морских мин, появились первые миноносцы и эсминцы. Благодаря своей развитой отрасли кораблестроение в отличие от других стран, Великобритания не имела особых проблем с постройкой кораблей и их содержанием. Однако после экономического роста других стран, Адмиралтейство ввело Двухдержавный стандарт, в следствие чего Королевский Флот должен был быть сильнее двух любых флотов мира вместе взятых. Это привело к замедлению развития мощи Великобританского Флота. 1890-х годах началась эпоха линкоров, в которой Великобритания имела весомое преимущество над остальными державами благодаря своим линкорам с 12-и дюймовыми корабельными орудиями. Однако появление подводных лодок в начале двадцатого века развеяли все мысли о преимуществе линкоров. Первая подводная лодка «Холланд I» была построена и спущена в 1901-ом году. Длина этого типа подводных лодок «7» была 19,3 метра.

Королевский Флот во время Первой Мировой Войны

Во время Первой Мировой Войны Королевский Флот еще был самым сильным в мире. Благодаря успешным военным действиям неоднократно одерживал победу в таких сражениях как в Гельголандской Бухте, при Коронеле, Фолкленский, у Доггер-Банки и конечно же в Ютландском. В последнем из перечисленных сражений Великобритания лишила всех надежд Германии на успех в море. В 1914-ом году Королевский Флот уничтожил Восточно-Азиатскую флотилию Германии. Более того военно-морской флот являлся основным защитником торговых судов своих союзников.

Другой важной стороной времен Первой Мировой Войны является использование авиации и строительство . Первый гидроавианосец «Аргус» был построен в 1918-ом году.

Королевский Флот во время Второй Мировой Войны

После Первой Мировой Войны настало время проповедей Вилсона о всемирном мире, впоследствии чего были подписаны «Вашингтонское» соглашение и «Лондонские» соглашения, ограничивающие страны в наличие флота. В связи с этим Великобритания встретила реальные проблемы, вследствие чего ей пришлось уменьшить размер своего флота.

Несмотря на ограничивающие соглашения, Великобритания вошла во Вторую Мирою Войну одним из лидеров в военно-морском показателе. Королевский Флот сыграл огромную роль в остановке фашисткой Германии, не дав последней захватить Великобританский остров. Более того военно-морские силы Британии снабжали провизиями Мальту, Северную Африку, Италию (после смерти Муссолини); проводили артиллерийскую поддержку и перекрывали стратегически важные места.

Королевские морские силы понесли реальные потери во время Второй Мировой. Успешные действия немецкого флота, в частности субмарин, потопили авианосец «Арк Роял», около 10 крейсеров, 20 эсминцев, 25 фрегатов и многие другие второстепенные военные корабли.

Королевский Флот Англии во время «Холодной» Войны

После серьезных потерь во Второй Мировой, Королевский Флот потерял статус морской державы. Безопасность Северо-Атлантического региона перешли на плечи Соединенных Штатов. Однако политика Черчилля, а затем и последователей старались восстановить былую мощь боевых кораблей. Таким образом в 1950-х и 1960-х годах Великобритания начала масштабную постройку боевых кораблей: 2 авианосца типа «Одейшес», 4 авианосца типа «Центавр», фрегаты типа «Линдэр» и эсминцы типа «Коунти». Впоследствии чего Великобритания перегнала морскую военную мощь Советского Союза. Однако Реформы 1964-го года уменьшили значимость флота, включили Адмиралтейство в состав Министерство Обороны и вывели флот с Суэцкого канала.

Во время Холодной Войны Королевский Флот был задействован во многих региональных кризисах: Ирано-Иракская Война 1962-го года, кризис в Таньганьики в 1964-ом году, кризис в Индонезии 1964-66 гг, Тресковые Войны 1965-го года и Фолелендская Война. Последняя показала мощь ВМС Великобритании.

Современное состояние флота

После сокращение финансов, Королевский Флот вновь потерял темп своего развитие. В наши дни Великобритания имеет на счету 33 боевых корабля с суммарным водоизмещением 260 000 тонн и средним возрастом 16 лет (27% кораблей моложе 10 лет). Боевые корабли:

  1. 2 типа «Квин Элизаббет» («Квин Элизаббет» и «Принц оф Уэлс»)
  2. «Оушен» («Оушен» – персонал 450 человек, макс. скорость 16 узлов, проходимость 8000 морских миль).
  3. 2 Универсальных десантных корабля типа «Альбион» («Альбион» и «Булварк» – макс. скорость 17.8 узлов, длина 176 м, проходимость 8000 морских миль)
  4. 6 дестроеров типа «Даринг» («Даринг», «Даунтлесс», «Даямонд», «Дефендер», «Драгон» и «Дункан» – длина 152м, ширина 21.2, проходимость 8000 морских миль)
  5. 13 фрегатов типа «23» («Эргил», «Ярон Дьюк», «Кент», «Ланканстер», «Монмоут», «Норламберлэнд», «Монтрос», «Ричмэнд», «Портлэнд», «Сомерсэт», «Албанс», «Вестиминстер» и «Соудернлэнд»)
  6. 1 фрегат типа «26» («Глэзгоу»)
  7. 8 минных тральщика типа «Сандаун»
  8. 8 минных тральщика типа «Хант»
  9. 4 сторожевого корабля типа «Ривер»
  10. 16 патрульных катеров типа «Р2000»
  11. 4 баллистической субмарины типа «Вангуард»
  12. 6 субмарины типа «Астьют»
  13. 4 субмарины типа «Трафалгар»

Королевский Флот также имеет множество вспомогательных кораблей, авиацию и морскую пехоту.

Более того Великобритания имеет план на строительство подводных лодок типа «Дреднаут» и фрегатов типа «26».

Военно-морские силы Великобритании в какой-то период времени был самым сильным флотом в мире. Сейчас он является 4-ым флотом в мире по своей мощи и силе.

15 июня 1953 года 200 военных кораблей, преимущественно британских, встали на якорь на внешнем рейде Портсмута, демонстрируя мощь и величие Империи, Над Которой Никогда Не Заходит Солнце.


Палубы горели начищенным блеском, построенные вдоль бортов ряды элегантных моряков громогласно приветствовали королевскую яхту. Торжественно сверкали орудийные стволы, радостно переливалась и искрилась вода в проливе Солент, а повсюду, докуда доставал взор, реял по ветру White Ensign Королевских ВМС. И над всем этим великолепием, разрывая крыльями белоснежную вату облаков, мчались 300 самолетов морской авиации.



Грандиозный военно-морской парад, приуроченный к восшествию на престол Елизаветы Второй, стал последним в британского флота. Ни высокие мачты, ни серые борта кораблей уже не могли защитить Британию от грядущей катастрофы - механизм развала империи был запущен, и теперь надменным британцам оставалось лишь ждать, когда же отделится последняя колония, и некогда великая держава окончательно превратится в «мелкобританию».

А если нет колоний – значит нет флота. Содержать сотни боевых кораблей просто так, ради пресловутого престижа, Великобритания позволить себе не могла – терзаемая экономическими проблемами, она радикально сократила военные расходы. Мощные линкоры дружно отправись на слом, лишние авианосцы и эсминцы постепенно продавались в другие страны.

К началу 1980-х годов гимн «Правь, Британия, морями!» звучал, как насмешка над британскими моряками. Флот Её Величества деградировал до совершенно скотского состояния – Фолклендская война показала, что британские корабли можно без опаски расстреливать с бреющего полета.

Хлипкие фрегаты, погибающие от невзорвавшихся ракет, устаревшее вооружение и недоавианосцы, так и не рискнувшие войти в зону боевых действий для непосредственного прикрытия эсминцев и десантных кораблей… От полного разгрома эскадру Её Величества спасла лишь традиционно высокая подготовка британских моряков и то обстоятельство, что 80% попавших в корабли бомб не взорвались.

Ни отличная выучка личного состава, ни продуманная до мелочей система логистики и боевого обеспечения не смогли восполнить отсутствие нормальной системы ПВО. Хроника Фолклендской войны описывает дикие случаи, когда экипажам британских кораблей приходилось отбиваться от реактивных самолетов ВВС Аргентины дружными залпами из … винтовок. Вывод закономерный – треть из 80 британских кораблей и судов, достигших зоны боевых действий, получили различные повреждения от аргентинской авиации. Шесть из них были потоплены.

И это – результат столкновения с какой-то далекой Аргентиной, у которой всего 5 противокорабельных ракет! А чего можно ожидать при встрече с более серьезным противником?

Мрачные донесения о гибели кораблей в южной Атлантике замедлили развал флота Её Величества – напуганные аргентинскими бомбами, британцы помчались «галопом по европам» приобретать роботизированные зенитки для самообороны своих кораблей – уже через месяц после окончания войны была заказана первая партия американских «Фаланксов». Начались срочные работы по повышению живучести; синтетическая отделка помещений заменялась негорючими материалами. Новые модификации эсминцев «Тип 42» - с установленными «Фаланксами» и увеличенным зенитным боекомплектом уже более-менее соответствовали принятым мировым стандартам в своем классе. Продолжалось серийное строительство многоцелевых АПЛ типа «Трафальгар», достраивался легкий авианосец «Арк Ройал» - третий по счету корабль типа «Инвинсибл»…

И все же, сквозь всю британскую чопорность явственно проступала слабость и малочисленность флота Её Величества. Вся надводная компонента представляла собой реплики настоящих боевых кораблей – и, как бы ни старались британские конструкторы, построить полноценный современный эсминец в корпусе корабля водоизмещением менее 5 тысяч тонн оказалось невозможно. Фрегат-переросток «Тип 42» так и остался «гадким утенком» на фоне своих американских, японских или советских сверстников.

Возрождение

К середине 1990-х годов началась новая эпоха в истории британского флота. «Нас мало, но мы в тельняшках» - эта фраза лучше всего описывает современные Королевские ВМС.
Британцы, как и прежде, не способны строить корабли крупными сериями (собственно, этого и не требует внешнеполитическая обстановка). Но, что касается качества военно-морской техники – бритты создают по-настоящему уникальное , зачастую, превосходящее все мировые аналоги в своем классе.

Супер-эсминцы ПВО типа «Дэринг», многоцелевые атомные подлодки «Эстьют», авианосцы типа «Куин Элизабет»… все это сопровождается отличной подготовкой личного состава (служат только профессионалы) и детально проработанной схемой применения флота: что, где, когда, для чего.

Количество надводных боевых единиц в составе Королевских ВМС, на первый взгляд, может вызвать усмешку: всего 4 универсальных десантных корабля, а также 18 эсминцев и фрегатов по состоянию на 2013 год (еще один эсминец HMS Duncan сейчас проходит ходовые испытания, его вступление в строй запланировано на 2014 год).
Странные символы перед именем каждого британского военного корабля (HMS) - не что иное, как аббревиатура от Her Majesty"s Ship (Корабль Её Величества).

Большинство из британских надводных кораблей относятся к фрегатам «Тип 23», также известные как тип «Дюк» . В строю 13 единиц, все построены в период с 1987 по 2002 год.

С технической стороны – обычные, ничем не примечательные корабли водоизмещением порядка 5000 тонн, рассчитанные на выполнение эскортных, патрульных и вспомогательных задач по всему Земному шару.
Комбинированная дизель-электреческая-газотурбинная силовая установка (по типу CODLAG) позволяет двигаться со скоростью до 28 узлов (сообщается, что облегченный HMS Sutherland развил 34 уз. во время испытаний в 2008 году). Дальность плавания 7500 миль (14 000 км) на экономической скорости 15 уз. – вполне достаточно, чтобы дважды пересечь Атлантику.

Экипаж – 185…205 человек, в зависимости от поставленных задач.

Вооружение - стандартное для стран НАТО, с учетом некоторых британских традиций:
- 8 ПКР «Гарпун»;
- морской ЗРК «Си Вулф» (32 УВП в носовой части фрегата);
- британская 4,5-дюймовая универсальная пушка (калибр 114 мм);
- пара автоматизированных артиллерийских установок «Эрликон» DS-30M;
- малогабаритные противолодочные торпеды;
- кормовая вертолетная площадка, ангар.


Фрегат HMS Northumberland


Крепкий многоцелевой корабль для конфликтов низкой интенсивности. Главный недостаток фрегата «Тип 23» – его ЗРК «Си Вулф». Несмотря на свой грозный облик и 32 готовые к пуску ракеты, характеристики этого комплекса соответствуют скорее переносному ЗРК «Стингер», чем полноценному корабельному ЗРК. Максимальная дальность стрельбы – 10 км, можно считать, что британский фрегат «Тип 23» совершенно не защищен от атак с воздуха.

Однако, в реальности, напасть с воздуха на «Тип 23» было бы весьма проблематично. Ведь рядом всегда ходит «старший брат» - неподражаемый эсминец ПВО типа «Дэринг» (он же - «Тип 45» или тип «D»).

«Дэринг» … Всего, с 2003 года, флот Её Величества пополнился шестью кораблями этого типа. Самые современные в мире эсминцы, в чью конструкцию внедрены наиболее совершенные технологии в области существующих морских систем ПВО.

Два радара с активной ФАР: сантиметровый – для обнаружения низколетящих целей на фоне воды, и дециметровый – контроль воздушного пространства на дальности до 400 км.
Фантастический зенитный комплекс PAAMS, способный сшибать крылатые ракеты, мчащиеся на высоте 5 метров на скорости 2,5 Маха. Боекомплект комплекса – 48 ЗУР семейства «Астер» с активной головкой самонаведения (еще один сюрприз!). Дальность стрельбы «Астерами» - 120 км.
.html

Наиболее крупным кораблем Британского флота на сегодняшний день является HMS Illustrious – единственный сохранившийся легкий авианосец типа «Инвинсибл».

В настоящий момент, в связи со снятием с вооружения СВВП «Си Харриер», корабль не используется по своему прямому назначению и классифицируется, как десантный вертолетоносец. Ожидается, что старый корабль, спущенный на воду в далеком 1978 году, покинет состав Королевских ВМС уже на следующий год.

Также, в составе британского флота имеются еще несколько крупных надводных единиц – два вертолетоносца-дока типа «Альбион» и десантный вертолетоносец типа «Оушен». Все три корабля построены в период с 1994 по 2004 год.

Корабль Её Величества «Оушен» представляет собой аналог «Мистраля» - универсальный десантный корабль схожих размеров, со сплошной полетной палубой, но без кормовой док-камеры (десантные катера спускаются на воду при помощи шлюп-балок). Авиагруппа – до 18 вертолетов: многоцелевые «Линкс», «Мерлин» и «Си Кинг»; тяжелые военно-транспортные «Чинук»; ударные вертолеты «Апач». Внутренние помещения корабля рассчитаны на размещение 830 морских пехотинцев.


HMS Ocean


Десантные корабли типа «Альбион» , в отличие от «Оушена» лишены сплошной полетной палубы и вертолетного ангара, но имеют заполняемую водой док-камеру, рассчитанную на 8 самоходных барж (4 танкодесантных и 4 легких). Дополнительные десантные средства могут спускаться на воду с помощью шлюп-балок. Десантный корабль может перевезти за один рейс 400 десантников (кратковременно – до 700), кормовая вертолетная площадка длиной 64 метра позволяет проводить одновременные взлетно-посадочные операции двух транспортных вертолетов «Мерлин».

Когда ситуация выходит за рамки колониальных разборок с папуасами и дело начинает принимать действительно серьезный оборот, наступает очередь атомного подводного флота. Скользкие черные рыбины не умеют «демонстрировать флаг» и портят вид на любом параде (фу! какие уроды!). Единственное, что умеют эти машины – перерезать морские коммуникации, потопив каждого, кто встретится им на пути, или «накрыть» цели в глубине территории противника залпом крылатых ракет. А затем, недовольно ворча холодильными машинами и насосами контуров реактора, темной тенью пересечь океан в подводном положении, чтобы вновь заснуть у причала в Девенпорте (британская база подводного флота).

Всего у бриттов на сегодняшний день 7 многоцелевых АПЛ – пять пожилых «Трафальгаров» постройки 1980-х годов и две новейшие субмарины типа «Эстьют».

«Трафальгар» представляет собой скромную лодку надводным водоизмещением 4800 тонн (подводное – 5300 тонн). Скорость в подводном положении – 32 узла. Экипаж – 130 человек. Вооружение – 5 торпедных аппаратов, боекомплект – до 30 управляемых торпед Spearfish («рыба-меч») с дальностью стрельбы до 30 миль (при стрельбе на более короткие дистанции скорость торпеды может достигать 80 узлов ≈ 150 км/ч).
С 1998 года подлодки типа «Трафальгар» получили возможность нести вместо части торпед тактические КРБМ «Томагавк».

Гораздо интереснее история с атомоходами типа «Эстьют» – HMS Astute и HMS Ambush уже в строю, следующие четыре лодки находятся на различных этапах строительства (к примеру, HMS Agamemnon была заложена две недели назад, в июле 2013 года). Седьмая «Эстьют» - HMS Ajaks планируется к закладке в ближайшие годы.


HMS Ambush


«Эстьют» - самый современный в мире проект многоцелевой АПЛ с немалыми боевыми возможностями. Пресную воду и кислород «Эстьют» добывает прямо из забортной воды, а единственная причина, чтобы раз в три месяца показаться на поверхности - смена экипажа и пополнение запасов продовольствия. В конструкции лодки внедрено множество инновационных решений, она невидима и неслышима для противника, вместо привычного перископа – многофункциональная мачта в видеокамерами, тепловизорами и лазерным дальномером. Британцы с гордостью сообщают, что «Эстьют», даже не выходя из базы, способна проследить за движением лайнера «Куин Элизабет II» на всем маршруте от Лондона до Нью-Йорка.

Главные аргументы супер-лодки – 6 ТА калибра 533 мм и боекомплект из 38 торпед, мин и крылатых ракет «Томагавк» (в настоящий момент британский флот принял на вооружение Tomahawk Block IV - самую совершенную модификацию «Топора» с возможностью перепрограммирования в полете и атаки движущихся целей).

Есть у британцев и более жуткие «игрушки» – четыре атомохода типа «Вэнгард» , носители баллистических ракет подводного базирования «Трайдент-2» - по 16 штук в чреве каждой «рыбины». Здесь все просто – бац! бац! и конец жизни на Земле.

Что касается менее разрушительных средств, то, помимо всего вышеперечисленного, у британских моряков имеется 15 минно-тральных кораблей, учебный эсминец «Бристоль» и два десятка патрульных кораблей, в том числе ледокол HMS Protecor.


HMS Protector у берегов Антарктиды


Есть у Её Величества и свой маленький секрет – Royal Fleet Auxiliary (RFA). Вспомогательный флот из 19 контейнеровозов, танкеров, кораблей комплексного снабжения, универсальных десантный кораблей и плавмастерской RFA Diligence, водоизмещением 10 850 тонн.

RFA – это только начало. В кризисных ситуациях Министерство обороны начинает реквизировать суда у частных владельцев. В ход идут любые средства, к примеру, во время Фолклендской войны у компании «Кунард Лайн» был реквизирован роскошный лайнер «Куин Элизабет» - в качестве госпиталя.

RFA – важнейший элемент флота, позволяющий кораблям Её Величества оперативно перемещаться в любой район планеты и перевозить вместе с собой экспедиционные войска. Без этих кораблей британцы не смогли бы воевать на чужих берегах и грустили бы под пасмурным небом Туманного Альбиона.

Эпилог

В настоящее время британский флот силен как никогда за все последние 50 лет. Королевские ВМС представляют собой грамотно сбалансированный и хорошо обученный инструмент для решения любых насущных задач – от международных операций в рамках НАТО до ведения боевых действий собственными силами.

В перспективе флот Её Величества ожидают некоторые изменения – уже к концу этого десятилетия должна завершиться эпопея с постройкой двух авианосцев типа «Куин Элизабет». Судьба этих кораблей переписывалась уже не раз – например, в 2010 году предполагалось, что через три года после постройки головной авианосец будет законсервирован и продан другой стране (среди возможных покупателей назывались Южная Корея и Тайвань). Сейчас планы вновь изменились – оба авианесущих корабля, возможно, останутся в рядах Королевских ВМС, но будут перестроены под трамплинный взлет; установка катапульт признана излишне расточительной. Что будет дальше – покажет время, головной авианосец «Куин Элизабет» должен вступить в строй уже в 2016 году.

Флотский заправщик RFA Wave Ruler


Стратегический подводный ракетоносец типа "Вэнгард"

Море это единственная империя, которая естественным образом может нам принадлежать

Эндрю Флетчер,
(британский политический деятель)

Великодержавный колониальный успех Англии традиционно связывают с ее могуществом на море. Как писал в конце XVII века Эндрю Флетчер из города Сальтуна: «Море это единственная империя, которая естественным образом может нам принадлежать» (цит. по Фергюсон Н.). Однако подобные высказывания в то время следовало доказывать не только словесно, но и силой оружия, причем в жестких и кровавых баталиях в океанах и морях с другими европейскими соперниками.

Устремившиеся в далекие океаны и моря и укрепившиеся в многочисленных заморских колониях португальцы, испанцы, голландцы и французы имели развитые по тем временам военно-морские силы, а некоторые из них (испанцы) господствовали в Атлантике и на побережье Тихого океана. Да и сама география островного положения Англии, казалось бы, предопределяла желание ее правительства иметь сильный флот, чтобы соперничать с другими европейскими державами за богатства заморских стран.

С точки зрения Джорджа Тревельяна, отцом-основателем английского военно-морского флота следует считать Генриха VIII Тюдора. Именно при нем английский флот «…был подчинен самостоятельному адмиральскому управлению и организован как регулярная военная сила, оплачиваемая королем… Но он не только строил королевские корабли, но и соорудил военно-морские базы в Вулидже и Детфорде, где устье Темзы затрудняло неожиданные вторжения; он усовершенствовал морскую базу Портсмут и укрепил много гаваней».

С началом елизаветинской эпохи (продолжавшейся 45 лет, пока находилась на троне королева Елизаветы I), начинается новый период интенсивного строительства военно-морских кораблей. Флот был очень нужен для защиты купечества на морских коммуникациях, создающих многочисленные акционерные компании для торговли с разными странами, нужен он был и короне, борющейся с монополией могущественной и враждебной Испании, запрещавшей вести торговлю со своими колониями в Новом Свете. Решительная и не брезговавшая никакими средствами для достижения поставленных целей королева Елизавета Тюдор рьяно оказывала любую помощь и поддержку кораблестроителям, мореходам, купцам.

По словам одного историка викторианской эпохи Джона Сили, в век Елизаветы Англия «попала в главный поток торговли и впервые стала направлять свою энергию к морю и Новому Свету. Это и было началом расширения, первым симптомом возникновения Великой Британии».

Почти во всех частях света и на многих торговых путях английские купцы сталкивались с могущественной испанской державой, господствовавшей на морях и запрещавшей всем европейцам участвовать в торговле с Новым Светом. Англичане наряду с другими европейцами бросили вызов всемирной католической империи Филиппа II. Характер этой борьбы сразу же принял для англичан национально-религиозный формат: это была борьба отстаивающих свое право на существование протестантов англичан против диктата и попытки установления всемирной католической империи феодально-абсолютистской Испании. Именно в этой войне отчетливо формировалось национальное самосознание англичан.

Тем более что Мадрид был атакующей стороной. Испанцы вмешивались во внутренние дела Англии, стремясь посадить на престол шотландскую королеву и католичку Марию Стюарт (жену Филиппа II). Они не раз пытались в ходе заговора убить ненавистную королеву Елизавету Тюдор. Ненависть к папистам-испанцам у англичан оправдывала их борьбу с ними всеми доступными средствами. Дело доходило до того, что испанских дворян, захваченных на море, английские пираты выставляли на аукционах.

Не имея мощного флота и права свободно торговать с испанскими колониями, англичане прибегли к тактике морского разбоя. Сама организация пиратски-коммерческих экспедиций проходила за счет паевых взносов любых «акционеров», участвовавших в сверхприбыльном бизнесе: от простых купцов и моряков до депутатов парламента, титулованной знати, членов правительства и, наконец, самой королевы. По завершении экспедиций акционеры получали свою долю прибыли в зависимости от сделанного взноса.

Отчаянная смелость и военная изобретательность английских корсаров-торговцев соседствовали с удивительной предприимчивостью в ведении их рискованного «бизнеса». Особенно славились своей смелостью и находчивостью «корнуэльские джентльмены». В 60-е – 70-е годы гремело имя Джона Хокинса, пионера по грабежу испанских колоний. За Хокинсом потянулись и другие «джентльмены удачи», совмещавшие в своей деятельности морской разбой, торговлю и работорговлю с географическими открытиям: Ф. Дрейк, Т. Кавендиш, М. Фробишер, У. Рэли и т.д.

Особенно прославился Френсис Дрейк, свершивший второе после Магеллана кругосветное плавание в 1577–1580 гг. Удачливый Дрейк, своим пиратством нанес огромный ущерб испанским колониям в Америке и вернулся домой с колоссальной добычей. Он щедро поделился со своей королевой (60 % добычи принадлежало государству), финансировавшей его экспедицию. Благодаря этому Елизавета смогла выплатить весь внешний долг Англии и покрыла весь дефицит бюджета страны.

После такого ущерба казне открытая война с Испанией стала неизбежной, и она началась в 1585 году. Ненавистный испанцам Дрейк с эскадрой в 21 корабль опустошает испанские города в Вест-Индии. А в 1587 году, ворвавшись в город Кадиса, уничтожает там до 30 судов, предназначенных для морского похода «Непобедимой армады» против Англии. Наконец, в генеральном сражении в проливе Ла-Манш в 1588 году английский флот (одним из адмиралов в этом сражении был кипучий Ф. Дрейк) встречается с тяжелыми испанскими кораблями «Непобедимой армады» в составе 130 судов и громит ее.

Мощь испанских неповоротливых галеонов водоизмещением до 1500 тонн уступает быстроходности и маневренности английских судов, к тому же имевших больше пушек. А хорошо обученные английские моряки на частных купеческих и пиратских судах воюют намного лучше испанцев. Разгром испанского флота был впечатляющим, а жесткая морская буря довершила ее разгром. Выброшенные на берег испанцы числом более 5 тысяч были пленены англичанами.

С гибелью армады было подорвано морское могущество Испании. Господство на море стало переходить к Англии и Голландии, что открывало перед ними возможность осуществить большие колониальные захваты и ускорить посредством грабежа колоний процесс первоначального накопления и развития капитализма. В 1596 году английские корабли вновь разгромили испанский флот в гавани Кадиса (Асланов Л.).

В это время англичане использовали свой флот, находившийся преимущественно в руках частников исключительно в пиратских целях. В обуржуазившемся английском королевстве корона и частный бизнес шли рука об руку и всячески помогали друг другу. Это впоследствии стало залогом англо-британского успеха и победы Англии над всеми ее недостаточно буржуазными соперниками.

Но в годы правления Стюартов (1603–1649 гг.) отношение правительства к военно-морскому флоту сменилось с всемерной ранее его поддержки на отношение более наплевательское. Корабли подолгу простаивали в доках, корабельных команд явно не хватало. Да и, вообще, морская служба в то время была крайне тяжелой. В 1635 году англичанин Люкс Фокс так описал службу моряка: «Ничего, кроме терпения и страдания… Твердая постель, холодная слонина, заплесневелый хлеб, скисшее пиво, мокрая одежда, мечта об огне» (Цит. по Фергюсон Н.). К этому списку следует добавить цингу, малярию и желтую лихорадку в тропиках, чтобы понять, насколько это служба была прямо-таки каторжной.

К тому же служба в военном флоте кроме престижа не приносила дохода. Не то, что было во времена многолетней войны с богатыми испанцами. Во многом это объяснялось длительным миром между королевскими домами Англии и Испании, чьи династии к тому же принадлежали к католичеству.

Боеспособность флота оставляла желать лучшего. Например, в сентябре 1627–1628 гг. многочисленный английский флот дважды безуспешно пытался взять с моря французскую крепость Ла-Рошель. Неудачи англичан проявились и чуть ранее: в попытке взять у испанцев Кадис в 1625 году. Пиратские акции быстроходных судов дюнкеркских корсаров Франции и мусульманских морских разбойников из Сале, действовавших в проливе Ла-Манш под носом королевского флота, приносили большие убытки английской морской торговле.

В 1625–1626 гг. дело едва не дошло до блокады английского побережья. Однажды марокканские пираты разом захватили в водах пролива 27 английских кораблей. «Матросов продали в рабство, и Англия, недавняя победительница Армады, дошла до того, что поставляла бандитам пушки в обмен на плененных ими христиан» (Конторер Д.)

Вялая внешняя политика Лондона, отказ от активной морской и колониальной экспансии негативно отразились и в торгово-колониальных делах. В частности, отсутствие прямой государственной поддержки своим коммерсантам привела к тому, что голландцы изгнали англичан с Молуккских и Зондских островов. Все это хорошо показывает прямую связь развития флота с развитием торговли и державного статуса самой Англии в европейской Табели рангах. Упадок флота при Стюартах по сравнению с блистательной эпохой Елизаветы сразу же привел к утрате Англией своей былой мощи.

Морское ослабление Англии было на руку ее колониальным европейским конкурентам. Тогда же маленькая буржуазная Голландия («Финикия нового времени», по выражению А. Мэхэна) превращается в настоящего колониального хищника, создавшего к тому же самый сильнейший военный и торговый флот. «Только лишь торговый флот Голландии насчитывал 10 тысяч судов, 168 тысяч моряков и кормил 260 тысяч человек жителей. Голландия завладела большей частью европейской транзитной торговли, а после заключения мира присоединила к этому перевозку всех товаров между Америкой и Испанией и французскими портами: при этом импорт ее оценивался в тридцать шесть миллионов франков», – так резюмировал успехи Голландии известный военный теоретик Альфред Мэхэн.

Голландия, как когда-то Англия в свое время, теперь атакует на всех морях испанские галеоны с богатой добычей из Нового Света и при этом успешно выбивает португальцев из множества опорных точек Африки и Ост-Индии, создает свою колониальную империю. Зависть англичан к более удачливым голландцам подталкивает их к колониальной экспансии. Отсюда отношение к флоту меняется. Карл I из-за постоянной нехватки средств на новые корабли вводит в 1634 г. так называемый корабельный сбор. Теперь само государство, а не портовые города, как ранее, используя новый корабельный налог, строит и снаряжает боевые корабли. Благодаря этому налогу правительству удалось построить до 40 боевых кораблей, из них шесть – 100-пушечных.

Именно тогда были созданы некоторые важнейшие типы судов, названных впоследствии линейными. Известный кораблестроитель Петт, которому Карл I оказывал личное покровительство, построил в 1637 г. самый мощный корабль «Ройял Соверин» водоизмещением в 1680 тонн, вооруженный 110 пушками, а затем и другие корабли класса «Соверин» (Конторер Д.). Однако даже с учетом новых построенных судов английский флот значительно уступал голландскому флоту по количеству кораблей.

Отношение к флоту и к колониальной политике изменилось после революции и с установлением протектората Кромвеля, больше похожего на военно-полицейский режим первого консула французской республики Бонапарта, спустя 150 лет. Используя контроль над парламентом и армией, Кромвель начал проводить агрессивную внешнюю политику. Ее целью было завоевание Англией торгового преобладания в мире и создание мощной колониальной империи. Можно сказать, что именно с Кромвеля начинается отчет по исполнению величественного замысла всех англо-британских империалистов, который в полной мере удалось завершить в XIX столетии. Флоту теперь уделяется первостепенное значение. Отныне английский флот «начинает рассматриваться как «национальная» сила, как сила, о которой должна заботиться вся страна…». (Кагарлицкий Б.Ю).

Но Кромвель хотел большего, чем просто развить способность флота защитить английские интересы и сам остров Англию от любого вторжения с континента. Его замыслы как раз были имперскими и великодержавными. Он заявлял: «Англия не может терпеть, чтобы без ее разрешения на океане развевался чей-либо флаг, помимо английского» (Цит. по Конторер Д.). Такие заявления, которые отражали мечту всех последующих британских империалистов, на практике будут воплощаться в задержании и досмотре любых нейтральных судов во время войн, которые вела Англия; в требованиях для иностранных судов салютовать при встрече с английским кораблем спуском своего флага; в бомбардировке с моря прибрежных портов и городов, в любых торговых и дипломатических осложнениях, в которых были замешаны британские подданные и многое другое.

Стремление заявить о себе в качестве ведущей морской и колониальной державы сразу же привело к войне с могущественной на море Голландией, поводом к которой послужил отказ Амстердама признать условия Навигационного акта. Парламент поддержал предложение Кромвеля поставить во главе флота испытанных в боях, но сухопутных военных командиров, получивших сразу звания морских генералов: Роберта Блэйка, Ричарда Дина, Эдуарда Попхэма. И, как это ни странно, такой выбор впоследствии полностью себя оправдал. Первая англо-голландская война на море в 1652–1654 гг., несмотря на то, что она велась с переменным успехом, выявила стратегическую инициативу англичан (Танстолл Б.).

Блестяще показал свой флотоводческий талант «морской генерал» Блэйк, одержавший ряд выдающихся побед над сильнейшим голландским флотом. С трудом выиграв первую войну с Голландией, Англия сразу же заявила о себе как о новой морской державе. Отныне правительство Англии эффективно смогло использовать флот не только в военных конфликтах с различными державами, но и в колониальных и торговых конфликтах в любых уголках земного шара. Угроза шантажа в применении военно-морской силы также появилось уже тогда в арсенале англичан. Как писал откровенный империалист начала XX века адмирал А. Мэхэн: «Повсюду в мире английский флот требовал признания прав своей державы или компенсации за ее обиды – на Балтике, в Средиземном море, у побережья туземных стран, в Вест-Индии» (Мэхэн А.Т).

Благодаря таким демонстрациям силы англичане во времена Кромвеля добились заключения выгодного торгового договора с Данией (в торговле по Северному и Балтийским морям) и с Португалией (в торговле с португальской Ост-Индией). А дальше была война с Испанией, которую Кромвель начал с целью создания английской колониальной системы в Вест-Индии. Даже викторианский историк Джон Сили не скрывает своего негативного отношения к методам ведения колониальных войн той эпохи: «Война эта началась так, как начинали войны старинные морские разбойники времен Елизаветы, – внезапной высадкой в Сан-Доминго, без предварительной ссоры и без формального объявления войны» (Цит. по Сили Дж.Р.). И хотя захватить испанский остров Эспаньолу с Сан-Доминго не удалось, зато англичане захватили остров Ямайку, ставший впоследствии центром их колониальной системы в Вест-Индии.

Реставрация династии Стюартов в 1660 г. не стала большим «подарком» для офицерского корпуса королевского военного флота, скорее, наоборот: на флот опять перестали обращать должного внимания. По словам Мэхэна, «военный флот в правление Карла II сохранял некоторое время боевой дух и дисциплину, внедренную железной рукой Кромвеля (хотя позднее флот разделил общий упадок морали, которым было отмечено это злополучное правление)».

Но такое положение вещей во флоте было, скорее, следствием общего системного недостатка той политической системы при Стюартах вообще, чем следствием упадка государственности и экономики, как это было в соседней Испании. Во всяком случае, английский флот не просто жил своей автономной жизнью, он более активно взаимодействовал с государством, чем ранее, и, наконец, он воевал. Причем воевал с сильнейшей морской державой того времени – с Голландией – и одерживал победы, как, впрочем, и терпел от них, даже неоднократно, поражения.

Морские сражения между англичанами и голландцами были грандиозны по количеству кораблей (несколько сотен в одном сражении) и численности экипажей (по нескольку десятков тысяч в каждом сражении). Оба противника – Англия и Голландия – были достойны друг друга: по уровню боеспособности флотов и корабельных команд, искусству флотоводческой тактики их командиров они были равновеликими. А если сравнивать флотоводческое искусство таких голландских адмиралов, как Мартин Тромп и де Ройтер, то оно было даже выше, чем у целого ряда британских адмиралов.

Морские сражения второй (1665–1667) и третьей (1672–1674) англо-голландских войн не выявили явного преимущества ни одной из сторон, но общим итогом этих войн для Голландии стало ослабление ее военной, государственной мощи, снижение ее ранее «бешеной» торговой и колониальной экспансии. Фаворит капиталистической гонки Голландия выдохлась, уступив свое место более свежему и агрессивному капиталистическому сопернику – Англии. С 1689 года формируется стратегический альянс между религиозно и политически близкими Англией и Голландией, направленный против гегемонизма французского короля Людовика XIV, в котором роли между союзниками были четко распределены: Голландия играла роль младшего партнера Лондона.

С этого времени главным военно-морским, колониальным и в целом геостратегическим противником Англии вплоть до окончания наполеоновских войн выступает Франция. Война на море, с Францией в союзе с Голландией принимает не менее ожесточенный характер, но с той лишь разницей, что флот Франции явно уступает в численности и в боевой выучке своих экипажей объединенному англо-голландскому флоту.

Однако французы многому выучились у англичан и голландцев, отстроив флот, по техническим данным не уступающий своим противникам, они к тому же имели таких искусных адмиралов, как Анн де-Турвиль, который одержал не одну победу над эскадрами алжирских пиратов и испанцев, даже над голландцами и англичанами. Собственно, и в тактическом плане французы также не уступали своим противникам: они так же, как и англичане и голландцы, придерживаясь линейной тактики морских сражений парусных линкоров, целью, которой было «выиграть ветер» и затем нанести решающее поражение противнику.

Вот свидетельство специалиста по тактике парусного военно-морского флота Брайана Танстолла: «Когда в 1689 г. флоты Англии и Франции начали длинную серию столкновений, закончившуюся в 1815 г., их тактики были весьма схожи. Оба флота использовали кильватерную колонну, в которой каждый корабль шел непосредственно за идущим перед ним. В бою суда противников шли примерно параллельными курсами для возможности развития максимального развития бортового огня. Французская тактика также как и английская предпочитала курс фордевиндом (по-французски – как «можно ближе к ветру») в предварительном тактическом построении» (Танстолл Б.). Собственно, подобная тактика парусного флота спокойно дожила до самого конца восемнадцатого столетия и лишь благодаря новаторству таких флотоводцев, как русский Ушаков, француз Сюффрен и англичанин Нельсон, она была признана негодной.

То, что французский флот не может противостоять объединенному англо-голландскому флоту, французам стало ясно после жестокого их поражения на море в битве при Ла-Хоге в 1692 г. Это привело к изменению тактики войны для французов на море против сильных противников. Теперь решающую ставку французы сделали на каперов (корсаров), построив целый каперский флот в водах Ла-Манша.

Имена таких прославленных корсаров, как Жан Бар и Дюгэ Труэн, на счету каждого из которых было по несколько десятков захваченных «призов», с ужасом произносились торговцами Англии и Голландии. Тактика масштабной корсарской войны оказалась оправданной, ущерб морской торговле Англии и Голландии был нанесен огромный. Голландская и английская Ост-Индская компании были на грани разорения. Всего же за 9 лет Аугсбургской войны с 1688 по 1697 французские корсары захватили около 4000 тысяч судов (хотя часть судов союзникам удалось отбить обратно) (Созаев Э., Махов С.). Но и ответные действия англичан по борьбе с французскими каперами и защите морских конвоев имели свои результаты. По отчетам Палаты общин «за всю войну, которая была объявлена 7 мая 1689 года и закончилась 10 сентября 1697 год», англичанам удалось захватить и потопить 1296 французских кораблей и судов, львиная для из которых принадлежала корсарам» (Созаев Э., Махов С.).

В то же время эта война не выявила господства англо-голландского флота на море, несмотря на ряд побед. Вот как результаты этой морской войны конца XVII века оценивают современные историки: «Уникальность же ее на море заключается в том, что победителей в этот раз не было, в очных поединках расклад получился такой: французский флот свел сражение в бухте Бентри вничью, при Бичи-Хэд выиграл, при Барфлере и Ла-Хог-проиграл. Таким образом, вопрос – кто же станет «властелином морей» – оказался нерешенным» (Созаев Э., Махов С.).

Впрочем, ждать оказалось недолго: в ходе многолетней войны за Испанское наследство (1702–1714) английский флот, уже тогда по своим боевым характеристикам – лучший в мире, при помощи все тех же голландцев неоднократно наносил поражения в открытых сражениях французам и испанцам. Закономерный итог этой войны заключался в том, что Англия, ставшая теперь Великобританией (с 1707 г. после унии с Шотландией), вполне вознаградила себя за все «бремя войны», которое она на себя взвалила. Лондон получал по Утрехтскому миру стратегически важные морские базы на Средиземном море, Гибралтар и Менорку, а также монопольное право асиенто, т.е. право в течение 30 лет поставлять рабов в испанские владения в Америке.

Итогом этой войны стало понижение Голландии со статуса великой морской державы во второразрядную. Некогда грозный французский флот после этой войны представлял собой жалкие остатки, по образному выражению Мэхэна, «он «высох и исчез», подобно листу в огне». Зато эта война кардинально изменила положение на морях для самой Британии. «До этой войны Англия была одною из морских держав; после нее она сделалась морской державой, не имеющей соперника. И своей силой она владела одна, не разделяя ее с другом и не стесняемая врагом. Она сама была богата, и при своем обладании морем и при обширном мореходстве она так хорошо держала в руках источники благосостояния, что ей не представлялась опасность чьего-либо соперничества на океане», – вот как предельно точно, прокомментировал новый военно-морской геополитический статус Великобритании Альфред Мэхэн.

Изменение геополитического статуса Британии после этой войны и превращение ее в великую державу оказали прямое влияние на формирование ее новой уже британской идентичности. С начала XVIII века постепенно начинают закрепляться в массовом сознании такие символы британской идентичности как национальный гимн «Боже, храни королеву!», национальный флаг и появляется собирательный образ национального героя – Джон Булль.

Но было бы ошибкой утверждать, что после 1713 года Великобритания являлась полной хозяйкой на морях, как это произошло спустя век после Трафальгара (1805) и после окончания наполеоновских войн в Европе. В течение всего восемнадцатого столетия все та же Франция упорно и постоянно оспаривала у Англии это право – первенствовать на море. Британские и французские флоты ожесточенно выясняли между собой, кто сильнее, в морских сражениях в войне за австрийское наследство (1740–1748), Семилетней войне (1756–1763), в войне за независимость американских колоний (1775–1783) и в войнах с революционной и наполеоновской Францией. И почти во всех сражениях британский флот(выстроенный преимущественно из русского леса!), выбрав наступательную стратегию войны, выходил победителем. По словам Брайана Танстолла, «за исключением случая, когда флотом командовал Пьер Андре де Сюффрен, французский флот никогда не атаковал и не предпринимал таких попыток с 1704 г. Его тактика при встрече с флотом равной силы была в основном оборонительной» (Танстолл Б.).

Британские моряки, подобно флотоводцам Хооку, Родни, Хау, Нельсону, не просто утвердили славу британского флота как лучшего в мире, но и заслужили на своей родине славу национальных героев. Служба на флоте для офицеров (но не как для матросов) Королевского флота была тяжелой, но почетной, а с середины XVIII века после повышения жалованья стала и более выгодной, чем в армии (Кагарлицкий Б.Ю.). А лорд Адмиралтейства, возглавлявший флот, входил в пятерку высших государственных чиновников страны.

Но, главное, теперь кардинально изменилось отношение в обществе и государстве к флоту. Он в военной иерархии ценностей занял первое место. Флот поистине стал национальным достоянием, поскольку с помощью самого дорогостоящего, но и самого лучшего в мире флота Британия смогла обеспечить себе первенство в колониальной торговле и уравновесить притязания континентальных держав в мировой геополитике. Отныне британское первенство на море давало Лондону преимущественное право доминировать и в мировой торговле и, наконец, с помощью своего несравненного флота – отбирать самые лучшие колонии у своих соперников и захватывать новые, такие как Индия.

Роль и место британских ВМС в общей структуре НАТО определяют:
- возможность осуществления политики "ядерного устрашения" (наличие в их составе стратегических ядерных сил);
- островное положение Соединенного Королевства и ключевая позиция как "морских ворот" Европы;
- уязвимость страны от нападения с моря (от вторжения и ударов с моря по метрополии и зависимым территориям);
- наличие удаленных заморских территорий;
- ключевая роль в группировках НАТО в Восточной Атлантике, зоне пролива Ла-Манш и Северном море;
- главная роль в сотрудничестве с США, стабилизация трансатлантических отношений и значимость в обеспечении лидерства в ЗЕС в сфере безопасности;
- привлечение ВМС к выполнению международных обязательств;
- необходимость защиты морских и океанских коммуникаций, экономической деятельности на море и др.

В соответствии с руководящими документами на военно-морские силы страны возложены следующие задачи:
- ядерное устрашение и сдерживание;
- нанесение ударов по ключевым объектам противника, разгром его военно-морских сил;
- высадка морских десантов;
- оборона совместно с сухопутными войсками и ВВС побережья страны и отражение ударов с моря и воздуха;
- контроль обстановки в назначенных зонах - морской (океанской) и прибрежной;
- защита морских коммуникаций и районов нефте- и газодобычи;
- сопровождение национальных торговых и рыболовецких судов;
- ведение морской разведки;
- переброска войск (сил).

Общее руководство ВМС осуществляет министр обороны через начальника штаба обороны и адмиралтейский комитет Совета обороны страны, непосредственное - начальник штаба ВМС (Лондон). Военно-морские силы состоят из флота, авиации ВМС и морской пехоты. Организационно ВМС включают командование флота и военно-морское командование в метрополии.
Структура ВМС Великобритании

Командование флота (командующий находится в г. Нортвуд, штаб - в Портсмут); (командующий флотом одновременно является командующим командованием ОВМС НАТО "Север"). Административное руководство деятельностью флота командующий осуществляет через своего заместителя - начальника штаба флота, оперативное - через командующего морскими операциями объединенного оперативного штаба (ООШ).

Командующему морскими операциями (по административной организации им является комендант морской пехоты) подчиняются командующие морскими и амфибийными силами, которые через соответствующие отделы ООШ осуществляют руководство силами и средствами, выделяемыми для проведения самостоятельных или совместных операций. В состав командования флота включены:
- Портсмутская флотилия разнородных сил (ГВМБ Портсмут), в состав которой входят: легкий авианосец "Илластриес", эскадренные миноносцы УРО пр. 42 и 45, фрегаты УРО пр. 23, танко-десантные корабли и вспомогательные суда, а также три дивизиона - тральщиков, патрульных кораблей и патрульных катеров;
- Девонпортская флотилия разнородных сил (ВМБ Девонпорт) - многоцелевые атомные подводные лодки типа "Трафальгар", фрегаты УРО пр. 22 и 23, десантный вертолетоносец "Оушен", десантно-вертолетные корабли-доки, вспомогательные суда;
- Фаслейнская флотилия разнородных сил (ВМБ Фаслейн) - ПЛАРБ типа "Вэнгард", ПЛА типа "Эстьют", дивизион тральщиков.

Авиация флота включает 14 вертолетных эскадрилий: одну - боевых вертолетов, шесть - противолодочных, три - вертолетов ДРЛО, одну - поисково-спасательная и три - транспортные.

Руководство морской пехотой (штаб в Портсмут) осуществляет комендант МП. В ее состав входят: бригада морской пехоты, отряд специального назначения ВМС, отряд десантно-высадочных средств, отряд по защите объектов ВМС, учебный центр общей подготовки, учебный центр амфибийной подготовки, учебно-испытательный центр. Общая численность личного состава регулярных сил МП около 7 500 военнослужащих, резерва - 1000 человек.

Военно-морское командование в метрополии (Портсмут) несет ответственность за следующие вопросы: комплектование военно-морских сил; подготовка и обучение личного состава, функционирование учебных центров; организация повседневной деятельности ВМС, согласование их действий с другими видами ВС; поддержание резервных компонентов в соответствующей степени боевой и мобилизационной готовности; медицинское и финансовое обеспечение ВМС; охрана береговых объектов; организация взаимодействия с другими военными и гражданскими службами по вопросам планирования и обеспечение защиты военно-морских баз и портов.

На вооружении военно-морских сил состоят: боевые корабли - 64 (в том числе четыре ПЛАРБ, три из которых - боеготовые, семь ПЛА); боевые катера - 20; вспомогательные суда - 19; боевые самолеты - 24, противолодочные вертолеты - 81. Кроме того, в резерве находится 10 боевых кораблей (включая три ПЛА).

Боевые корабли военно-морских сил Великобритании входят на ротационной основе в состав постоянных соединений объединенных ВМС НАТО, в том числе постоянных групп №1 ОВМС НАТО и №1 минно-тральных сил ОВМС НАТО. Постоянные группы ВМС имеются также в Персидском заливе и Аравийском море.

Система базирования ВМС на территории Великобритании включает три основные ВМБ - Портсмут (главная), Девон порт и Фаслсйн, и пункты базирования - Портленд, Холи-Лох, Лондондерри, Дартмут. Важную роль в этой системе играет сеть морских портов (до 120 крупных и средних портов). Свыше 40 из них общего назначения в состоянии обеспечить маневренное и рассредоточенное базирование кораблей основных классов. На заморских территориях имеются военно-морские базы - Гибралтар (Средиземное море), Порт-Стэнли (Южная Атлантика) и на о. Кипр (Средиземное море). ВМБ и ПБ обладают достаточными возможностями для обеспечения судоремонта и МТО флота, в том числе в интересах ОВМС НАТО. Авиация ВМС базируется на двух основных АвБ: Йолвилтон и Калдроуз. Морская пехота дислоцируется в Портсмут, Плимут, Пул, Арброут и Девонпорт.

Британские корабли задействуются во всех силовых акциях, предпринимаемых США, а также во всех мероприятиях, проводимых под эгидой ООН и других организаций. В частности, для участия в миротворческой операции в рамках регионального конфликта предусматривается выделение от ВМС страны до восьми боевых кораблей; в операции вторжения в составе МНС (по типу операций в зоне Персидского залива) - до 14 и в крупномасштабной операции вторжения в рамках национальных ВС с введением частичной мобилизации -до 45 боевых кораблей.

ВМС Великобритании сохраняют одно из ведущих мест в мире как по количественному составу и сбалансированности, так и по степени боеготовности и уровню оперативных возможностей. В их составе имеются практически все компоненты и классы кораблей, необходимые для решения всего спектра задач, и по своим возможностям они занимают второе место после ВМС США. Силы флота способны в рамках национальных ВС (вне НАТО) осуществлять весь спектр наступательных и оборонительных действий, включая завоевание господства на море, нанесение ударов по морским и береговым целям противника, проведение морских десантных операций и др.

Слабыми сторонами ВМС страны являются:
- необходимость привлечения судов гражданского флота для тылового обеспечения и перебросок сил морем, требующая приобретения судов типа "ро-ро";
- низкая "эффективность системы ПВО ВМС при высоком уровне воздушной угрозы без поддержки авиации наземного базирования (ВВС) при проведении самостоятельных операциях на большом удалении от баз:
- несоответствие минно-тральных сил потребностям минной войны в случае массированных постановок мин в прибрежных районах для гарантированной защиты морских коммуникаций;
- низкая обеспеченность системами и средствами космического базирования (разведки, связи, целеуказания и др.) в случае боевого применения ВМС в удаленных районах без опоры на средства США и НАТО при осуществлении противоракетной обороны, применения высокоточного оружия большой дальности (КРМБ "Томахок"), стратегических ядерных средств системы "Трай-дент-2" и др.

Сильными сторонами ВМС Великобритании являются:
- возможность развертывать в любом районе мира разнородные силы, которые могут действовать длительное время совместно с включенными в их состав подразделениями других видов ВС и проводить операции оперативно-такгического уровня;
- способность обеспечить устрашение противника с использованием всего спектра средств стратегических, оперативно-тактических ядерных средств и средств общего назначения;
- наличие существенного потенциала для воздействия по берегу;
- наличие достаточного количества высокоэффективных средств противолодочной обороны;
- возможность интеграции в объединенные структуры благодаря наличию совместимых систем управления, разведки, тылового и других видов обеспечения;
- высокая степень свободы маневра силами флота практически по всему периметру границ страны, возможность ведения блокадных и других действий с массированным использованием минного оружия, привлечения авиации берегового базирования, а также организации противолодочных и других оборонительных зон и рубежей;
- наличие высокоразвитой системы базирования, в том числе на заморских территориях.

Достаточно эффективному использованию ВМС в рамках ОВМС НАТО способствуют географические особенности Восточной Атлантики и Северо-Западного Европейского ТВД, позволяющие планировать блокадные действия и организовывать противолодочные и другие оборонительные рубежи.

Перспективы развития ВМС. Строительство британских военно-морских сил осуществляется в соответствии с "Программой развития вооруженных сил на период до 2015 года". Согласно ей продолжается строительство четырех (из семи) ПЛА нового поколения типа "Эстьют", которые заменят атомные подводные лодки типа "Свифтшур". 27 августа 2010 года в боевой состав ВМС введена головная ПЛА - "Эстьют". Ввод в боевой состав второй ПЛА - "Эм-буш" - ожидается в 2011 году. Третья и четвертая ("Артфал" и "Одэйшес") находятся на различных стадиях строительства. Кроме того, принято решение о строительстве пятого и шестого корпусов данного типа.

В 2010 году в боевой состав национальных ВМС введен головной эсминец УРО типа "Дэринг" нового проекта - 45, а к 2014-му флот должен получить Великобритании еще пять подобных кораблей, которые постепенно заменят устаревшие эсминцы.

Для замены фрегатов проектов 22 и 23 планируется построить до 20 ФР нового поколения. Разработку концепции перспективного фрегата УРО в рамках программы "Надводный боевой корабль будущего" (FSC - Future surface combatant) ведет компания "БАэ систем*". Ввод головного корабля в боевой состав ожидается к 2018 году.

В качестве одного из направлений повышения ударных возможностей флота командование ВМС рассматривает вопрос об оснащении многоцелевых атомных подводных лодок крылатыми ракетами морского базирования (КРМБ) "Томахок" Block 4 американского производства.

Министерство обороны страны первоначально подписало контракт на постройку двух перспективных авианосцев (водоизмещение около 60 тыс. т, длина до 285 м) с неядерной энергетической установкой, в которой примут участие военно-промышленные фирмы Великобритании и Франции (для последней предполагается построить также один авианосец). Общая стоимость контракта составляет около 12 млрд долларов. Ввод первого корабля ("Куин Елизабет"), намеченный на 2014 год, и второго ("Принс оф Уэльс") - на 2016-й, перенесен на два года.

Исходя из этого, командование британских ВМС на два года (до 2012) продлило срок службы легкого авианосца "Инвинсибл", а авианосцев "Илластриес" и "Арк Ройял" - до 2014-го и 2017-го соответственно. Но весной 2011 года, по сообщению английских средств массовой информации, командование ВМС приняло решение отказаться от строительства авианосца "Принс оф Уэльс", что позволит сэкономить почти 8,2 млрд фунтов стерлингов. На принятие такого решения повлияла не столько стоимость самого корабля, сколько дороговизна палубных истребителей F-35 (создаваемых по программе JSF - Joint Strike Fighter), которые планировалось разместить на авианосце. Согласно контракту ВМС страны уже не могут отказаться от постройки корабля. Однако военные приняли решение превратить его в десантный корабль, где будут размещаться только вертолеты.

Кроме того, сократится и число истребителей F-35, которые поступят на вооружение военно-воздушных сил Великобритании - вместо 138 самолетов они получат лишь 50. Это позволит сэкономить более 7,6 млрд фунтов стерлингов. По данным английских СМИ, стоимость каждого истребителя приближается к 90 млн фунтов стерлингов, и в дальнейшем она может быть увеличена.

Помимо этого, Великобритании не придется строить новый вертолетоносец, предназначенный для замены корабля "Оушн". Последний планируется вывести из боевого состава ВМС в 2018 году и заменить его авианосцем "Принс оф Уэльс", что позволит сэкономить еще 600 млн фунтов стерлингов.

Амфибийные возможности флота предполагается повысить за счет строительства транспортно-десантных кораблей типа "Бэй" (четыре единицы) для замены устаревших танкодесантных кораблей "Сэр Бидайвер". В целях повышения боевых возможностей противолодочных сил ВМС Великобритании продолжается модернизация фрегатов УРО проекта 23. Она предусматривает оснащение их тяжелыми вертолетами "Мерлин" НМ Mk.l и установку нового гидроакустического комплекса.

В рамках программы MARS (морская система тылового обеспечения ВС в удаленных районах) предполагается построить от восьми до 11 вспомогательных судов.

Продолжаются оценочно-проектные работы по созданию нового госпитального судна. Согласно замыслу разработчиков, новый корабль будет иметь на борту до восьми операционных блоков и около 200 коек - для оказания всесторонней медицинской помощи раненым, в том числе пораженным ОМП. Ввод госпитального судна в состав флота для замены судна "Аргус" намечен на 2012 год.

По заказу министерства обороны Великобритании военной промышленностью разрабатывается новый вертолет боевого обеспечения для морской пехоты в рамках программы SABR. Он должен поступить на вооружение в ближайшие годы и заменить "Си Кинг" НС.4.

В целом ВМС Великобритании к 2025 году сохранят превосходство над всеми западноевропейскими странами по широкому спектру показателей, в том числе по водоизмещению флота, оснащенности средствами ПВО, ведению борьбы с надводным противником, организации противолодочной и противоминной обороны и другим.
Разработка и реализация планов Великобритании по совершенствованию ВМС позволят им в прогнозируемый период эффективно решать разнообразные задачи в составе группировок ОВМС НАТО (ЕС, ООН), в том числе многонациональных миротворческих сил.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.