Кто придумал пиво, история пива. Пиво в России: краткая история  Когда изобрели пиво

Слово «пиво» изначально обозначало любой напиток, и не считалось алкогольным, как сейчас. Поэтому ответить кто придумал пиво ученые до сих пор не могут - у каждого их направления (история, археология, география, кулинария и проч.) своя позиция на этот счет. Они с уверенностью сходятся лишь в одном, что историческая родина пива - Германия. Отсюда и название, которое трансформировалось из латинского и старогерманского языков в современные «Bier» и «Beer».

Тем не менее, если задуматься, то первыми изобретателями напитка можно с уверенностью назвать славян - именно они первыми начали культивировать хмель, без которого современное пиво просто перестанет быть таковым. Так, археологи утверждают, что в Новгороде напитки из ячменя готовили начиная с девятого века.
Однако, взгляд на то, кто придумал пиво есть не только у ученых мужей. Народные легенды и религия также упоминают любимый напиток мужчин. Например, во время плавания на ковчеге ангел поведал жене Ноя про рецепт чудесного напитка из ячменя. А в Европе ходят слухи, что случайно забытый крестьянином ячмень под солнцем и дождем превратился в жидкость, которая ему пришлась по душе и с той поры он начал специально оставлять зерно под открытым небом.

Вот только и эти мифы о пиве не самые юные - свыше 15 рецептов пива нашли археологи. Они были высечены еще до нашей эры (3 век) на камнях в древнем шумерском храме. Отсюда они попали в Древний Египет, где были увековечены в гробницах, той же Тии. Египтяне тесно связывали процессы пивоварения и приготовления хлеба. Кстати, в те времена в Египте пиво было основным продуктом питания бедного населения.

Но о том как варить пиво знали не только египтяне. Секреты пивоварения были известны и в Вавилоне во втором тысячелетии до нашей эры. Видимо он был очень значим для них, так как даже на базальтовой колонне Хаммурапи наряду с кодексом законов высеченном на нем красовалось два параграфа, которые предписывали порядок приготовления и реализации пива. В них конкретно записано (высечено), что тех, кто будет готовить пиво плохо ждет жестокое наказание: связанных горе - пивоваров поили их же пивом, пока последние не отдавали концы.
Иногда даже считают, что зерно начали растить изначально не ради хлеба, а ради пива и называют временем его появления даже неолит.
В разных странах название пива звучало по - разному. Так, жители Урартского Царства (древней Армении), а так же древние греки в I веке считали этот напиток ячменным вином. Англичане же называли его тогда крайне нежно - «эль». А около 500 года в Новгороде пиво оставило свой след в берестяной грамоте, где оно называлось зычным словом «перевар».

Пиво Древней Армении красочно расписал Ксенофонт в 5 веке до нашей эры, побывав в этой стране. Оно было там крепким как вино, и все, кого мучила жажда пили его через трубочку из тростника.

История пива


В Древнем Китае пивной напиток готовили из риса, который предварительно проращивали.
К 8 веку в Европе пивоварением вовсю занимались монахи, которые не смогли оставить рецепт «нетронутым». Они дополнили его травами и специями и довольно успешно лечили им слабых и изможденных болезнями людей. Но не все рецепты дошли до нас.
В итоге в 16 веке в Баварии герцог Вильгельм IV издает закон о пиве, где запрещает использовать всяческие добавки оставив в составе только хмель, солод, дрожжи и воду. Кстати, хмель в те времена служил консервантом. Утвержденное Вильгельмом пиво из - за его состава еще называли «чистым».
Интересно, то, что большинство территорий, где делали пиво были северными - там не было винограда и виноделие с успехом заменило пивоварение. Сейчас в мире пиво считается самым популярным алкогольным напитком, особенно среди молодежи. И не удивительно - его приятный освежающий вкус утоляет жажду, слегка пьянит и приносит с собой веселье и хорошее настроение.

Европу принято считать родиной пива. И в наше время лидерами производства этого напитка являются европейские страны (Anheuser-Busch InBev - Бельгия; Heineken - Нидерланды; SABMiller - Великобритания; Carlsberg - Дания). Однако история пива уходит своими корнями в очень далекое прошлое. Настоящая родина пива - Древний Восток.

Пиво действительно варили с незапамятных времён. Существует мнение, что этот напиток появился примерно в 9500 году до н.э. (когда начали выращивать злаковые культуры). Химические остатки самого древнего пива (3500-3100 года до н.э.) были найдены в Западном Иране (в горах Загрос). Более поздние следы пива были обнаружены в древнем Шумере, а затем в Египте, Ассирии и Китае.

ДРЕВНИЙ ШУМЕР И АССИРИЯ

На языке древних шумеров этот напиток назывался «каш» . Шумерская клинопись свидетельствует, что в городе Лагаш для приготовления «пива» только за два месяца перерабатывалось около 300 тонн ячменя. В 1935 году при раскопках на территории Древней Месопотамии (между реками Тигр и Евфрат) американскими учеными были найдены дощечки из глины (им около 6 тыс. лет), на которых изображены два человека в процессе работы у пивоваренного чана. Приготовление пива детально описано на клинописных табличках, которым более 5 тысяч лет. В одном из храмов Месопотамии найдена клинопись, где содержались очень интересные рецепты изготовления шумерского пива. По ним удалось установить не менее 15 сортов пива. А из разрозненных изображений 23 сцен, довольно полно удалось восстановить процесс приготовления пива.

Варили пиво из совершенно разных злаков: пшеницы, овса, ржи, проса, ячменя и полбы (а в Китае использовали в основном рис), а добавляли закисшее тесто. С помощью листьев, коры деревьев, меда, пряностей готовили аромат.

Например, из солода вырабатывался пивной хлеб. Его потом крошили, опускали в бочку, заливали водой и квасили. Пили пиво только через специальные тростниковые трубочки, чтобы не растворившиеся плевела, зерна не попадали в пищевод пьющего. Это был не столько напиток, сколько еда. Приготовленная без применения хмеля, она представлял собой слегка процеженную забродившую хлебную массу. Популярность этой еды-напитка была высока. В одном из древних манускриптов при описании личных качеств важного мудреца, помимо его знаний и мудрости, приводятся также сведения о том, сколько пива он мог съесть. Существует легенда, что у шумеров не то перед, не то после свадьбы (согласно разным пересказам) отец невесты устраивал жениху «пивной месяц», то есть 30 календарных дней поил его пивом за свой счёт.

У шумеров была покровительница пивоварения Нинкаси, что в переводе означало: "Ты, которая так щедро напоила меня". Также у шумеров была поговорка: "Не знать пива - не знать радости". Шумеры, а позже ассирийцы знали более 70 сортов пива, с разными названиями в зависимости от вкуса, цвета, запаха. Пили пиво сладкое (его особенно любили женщины), пили пиво темное и светлое. Особенно распространенным в Месопотамии было темное пиво: густое, с осадком, умеренно игристое, с небольшим содержанием алкоголя, запахом кисловатого солода и освежающим вкусом. Пиво сдабривали пряностями, от чего оно становилось более или менее горьким, в зависимости, сколько и каких трав туда добавляли. Пиво пили все: и простой народ, и знать. Его подносили богам, использовали вместо платы и как бартер. Шумеры даже освобождали пивоваров от военной службы, настолько ценился этот продукт и те, кто умел его готовить.

В ассирийском Вавилоне, правила изготовления и продажи пива отражены в знаменитом своде законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Законы были выбиты клинописью (это наиболее ранняя из известных систем письма, которой пользовались шумеры, а позже - ассирийцы) на черной диоритовой стеле, найденной французской археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901-1902 гг. в Сузах (территория древней Месопотамии). Сейчас эта стела хранится в Лувре. Там были две статьи о производстве и продаже пива, включая предельные цены на этот напиток, распоряжение о перерасчете зерна, идущего на его приготовление. Надписи гласили о суровом наказании для недобросовестных пивоваров, разбавляющих пиво водой. Если женщина, которая варила пиво, нарушала нормы назначения цен, её быстро штрафовали или немедленно бросали в воду. Тот, кто производил поддельное пиво, топили, или заставляли пить бракованное пиво до самой смерти. Древние вавилоняне были первыми строгими борцами за чистоту пива. И, по всей видимости, качество пива в Вавилоне было очень высоким.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

В Древнем Египте о пиве упоминается с 2800 года до н.э. Оно называлось «хенкет» и было довольно крепким. Его не фильтровали, иногда готовили с добавлением имбиря и можжевельника. Именно египтяне усовершенствовали технологию приготовления солода. Они стали перетирать его, прежде чем смешивать с водой, открыв, таким образом, удивительное свойство солода, крахмал из которого растворяется в воде, отдавая в нее все ферменты и витамины, а также солнечную энергию.

Древние египтяне знали немало сортов пива, начиная от обычного ячменного, темного, светлого, мягкой консистенции, пива с тончайшим ароматом, обычного пива из смеси разных видов солода и, кончая пивом, для приготовления которого использовался пшеничный солод. Выражение «пиво - это жидкий хлеб» бытовало в Древнем Египте.

Позаимствовавши секреты пивоварения от шумеров, древние египтяне так же в совершенстве владели искусством приготовления пива.Египетская настенная живопись, относящаяся к 2600-2190 гг. до н.э., показывает процесс приготовления пива (например, изображения на рельефе в гробнице Тии). Судя по рисункам, приготовление пива было тесно связано с хлебопечением: пивовар использовал аналогичные формы для выпечки хлебов, только немного шире, чем в хлебопекарне. Они расставлялись вокруг очага для прогревания, а в это время готовилось тесто в квашне из ячменя или пшеницы по особому рецепту. Оно помещалось в уже нагретые глиняные формы, и процесс выпечки контролировался до тех пор, пока хлебы не покрывались золотистой корочкой, но при условии, чтобы внутри они оставались немного не пропеченные. После приготовления хлебы смешивали с различного рода пряностями и заливали выжатым соком фиников. Эту массу процеживали, и полученная таким образом жидкость начинала бродить. Далее ее разливали по кувшинам и запечатывали для хранения или перевозки. Рецепты передавались из поколения в поколение.

Египтяне приписывали изобретение хмельных напитков самому богу Осирису. На месте древней столицы Египта были обнаружены остатки пивоварни. А принадлежала она, как оказалось, храму, и построила ее знаменитая царица Нефертити (XIV век до н.э.). На одном из настенных изображений царица разливала пиво через ситечко, чтобы очистить напиток от примесей. Сама Нефертити была незаурядным мастером приготовления ячменного напитка.

Если в Древнем Шумере и Ассирии пиво пили все слои населения, то в Древнем Египте пиво было скорее напитком бедняков и средних слоев населения. Пиво, лук и хлеб - основная еда древних египтян. А дневная норма строителя пирамид состояла из трех буханок хлеба, трех жбанов пива и нескольких пучков чеснока и лука. Тем не менее, в гробницах фараонов обязательно ставили сосуды с пивом. Из Египта секреты пивоварения перекочевали в Эфиопию, затем в Персию и на Кавказ.

Пиво пили, но при этом должны были вести себя достойно. На пьяниц уже тогда смотрели очень неодобрительно. Не случайно на одной из каменных плит было высечено наставление: «Не погуби себя, когда сидишь в пивной, не теряй разума и не забывай своих клятв. Когда упадешь и схватишься за край одежды рядом сидящего, никто не подаст тебе руки помощи. Даже приятели отвернутся и скажут с возмущением: «Пошел вон, пьяница!»».

ПИВО У ДРУГИХ ДРЕВНИХ НАРОДОВ

Из Египта пиво пришло в Эфиопию (здесь оно называлось «фока» и «мазар»), в Персию и на Кавказ. Из индоевропейских народов ранее других пиво узнали фригийцы и фракийцы. Они, а также скифы варили его из ячменя, дробленого риса, овса и проса.

В IX-VII веках до н.э. на территории Древней Армении пиво готовили из ячменя, и называлось оно - «гареджур» (т.е. «ячменная вода»). При раскопках были найдены специальные сосуды для приготовления и хранения пива. Древнегреческий писатель и историк Ксенофонт (V век до н.э.), побывав в одной из деревень Древней Армении, писал:

«Там хранились также пшеница, ячмень, овощи и ячменное вино в кратерах. В уровень с краями сосудов в вине плавал ячмень, и в него воткнут был тростник больших и малых размеров, но без коленцев; кто хотел пить, должен был взять тростник в рот и тянуть через него вино. Не смешанное с водой вино было очень крепким, но для людей привычных это был очень приятный напиток».

В Древней Греции , богатой различными винами, пиво презирали. Оно считалось напитком бедняков. Тем не менее, знаменитый врач Гиппократ (около 460-377 гг. до н.э.) посвятил пиву специальную книгу. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) пишет о странном действии пива, которое, якобы, заключается в том, что человек, опьяненный пивом, падает назад, а не шатается по сторонам, как это бывает с человеком после вина. Вероятно, следует вспомнить, что греки пили вино, сильно разбавленное водой. Выражение «он пьет неразбавленное вино» или «он пьет как скиф» - было синонимом пьяницы.

В Римской империи пиво не пользовалось популярностью, здесь предпочтение также отдавалось вину. Однако, пиво употреблялось во время праздников в честь богини земледелия и плодородия Цереры. Некоторые римские историки в начале новой эры упоминали, что германские, кельтские и другие племена пили пиво (из пшеницы, овса, ржи, проса, ячменя и полбы). В Галлии уже в I веке н.э. делали напиток «корма», который, как и кельтское пиво, сохранился в северной Франции, Бельгии и Англии вплоть до конца XIX века. А в это же время ирландцы употребляли «curmi» — сбраживаемый напитк из ячменного солода с травяными добавками. Заменой хмелю тогда служили цветки вереска, молодые побеги ракитника, полынь, ягоды лавра и плюща. Подобные добавки применялись наряду с хмелем и позже.

В Александрии пользовалось большим распространением и любовью ячменное пиво, в которое примешивались ароматические вещества. Налог на пиво, введенный в Египте при царской династии Птолемеев (305-30 гг. до н..), играл значительную роль в экономике страны.

В Иберии (современная Испания) местные жители также варили и пили пиво уже в I веке до н.э. Оно называлось cerea (cerveza). В Древнем Китае варилось пиво из проросшего риса, а также из риса и фруктов.

Римский историк и писатель Публий Корнелий Тацит (около 58-117) в своем труде «О германцах» упоминает их пиво как жуткий и зловещий напиток. Предполагается, что варить пиво германцы научились у финикийцев. Под Кульмбахом (Бавария) были найдены глиняные кувшины, которые могли использоваться пивоварами еще за 3000 лет до н.э. В дальнейшем технология приготовления пива постепенно распространилась в Англии и Скандинавии, а затем, благодаря экспансии европейской культуры, и по всему миру. По этой причине родиной пива принято считать Германию.

Естественно, пиво древних германцев было совершенно иным, нежели нынешнее. На вкус оно было сладковатым и довольно противным. Пиво тогда сбраживалось при нормальной температуре воздуха, брожение часто было самопроизвольным, и результат зависел от случая. Дрожжи уже тогда использовали, но не очень умело. Для приготовления пивного сусла брали все, что казалось сколько-нибудь подходящим: от меда до любого зерна, а потом в дело шли приправы и добавки — можжевельник, мирт, тмин, анис, лавровый лист, древесная кора, листья ясеня, различные травы, ягоды, коренья и даже бычья желчь. Такое пиво с различными приправами называлось «Grut-Bier» и производилось в Германии вплоть до XV века. Горечь пиву того времени сообщал не хмель, а род вереска под названием «грут» (Grut). Позже «грутом» стали называть смесь трав и пряностей, добавляемых в пиво. Отсюда и произошло именование налога, который с крестьян и торговцев взимали средневековые князья и их вассалы, - «право грута» (Grutrecht), приносившего городам немалые доходы.

ПИВО В СРЕДНИЕ ВЕКА И ПОЗЖЕ

Хмель , который сейчас неотъемлемо используют в производстве пива, стали применять лишь только в конце Великого переселения народов (IV-VII вв. н. э). Считается, что первыми хмель в пиво стали добавлять галлы. По другим сведениям первое упоминание об использовании хмеля относится к монастырским хроникам VIII века. По мнению некоторых ученых, родоначальниками культивирования хмеля являются славянские народы. Предположительно именно от них хмель попал в Центральную Европу. В Германии его стали добавлять примерно в XII веке, в Нидерландах — в начале XIV, а в Англии - в начале XV века. Хмель придал пиву горьковатый привкус и улучшил его вкусовые качества. Это в корне изменило рецептуру и технологию пивоварения, также увеличились сроки хранения пива. Так была выработана основная концепция производства этого напитка, которая дошла, до наших дней.

К VIII веку в Европе пивоварением стали вовсю заниматься монахи (бенедектинцы, францисканцы и августинцы). Они дополнили его вкус травами и специями и довольно успешно лечили им слабых и изможденных болезнями людей.

Пиво в современном его понимании начали готовить в XIII - XIV веках в северной и центральной Европе (это Британские, Финские и Германские земли). Здешний климат не способствовал выращиванию винограда, поэтому напиток из солода и хмеля становится всё более и более популярным. На территории современной Британии кельтские и тевтонские племена также варили пиво из пшеницы с добавлением мёда.

В Чехии первый пивоваренный завод был учреждён в 1341 году в Домажлице. Чехи оценивали качество пива весьма своеобразно. Владелец пивоварни выливал на дубовую скамью пиво, куда незамедлительно садились представители оценочной комиссии, предварительно облачившись в кожаные штаны. Если через какое-то время члены комиссии не могли оторвать свои пятые точки от скамьи, пиво считалось качественным.

В Германии пивоварение начало процветать примерно в это же время. И именно Германию принято считать европейской родиной пива .Своим названием европейское пиво также обязано древним германцам. В староверхненемецком языке для обозначения этого напитка существовало слово Peor (или Bior), в котором нетрудно узнать сегодняшнее немецкое Bier или английское beer. Видимо, происходит оно от латинского слова biber — напиток. Кроме того, до нас дошло и другое старогерманское название пива — Alu, Alo или Ealo; у скандинавов это Єl, а у бриттов - английский эль (ale).

В 1516 году выходит знаменитый закон Вильгельма IV (правителя Баварии) «О чистоте пива». Закон регламентировал цены на пиво и ингредиенты, которые должны использоваться в пивоварении - «… чтобы отныне и впредь ничего более не использовалось для любого пива кроме солода, хмеля и воды», а также устанавливал наказания для тех, кто нарушит этот закон (это напоминало закон ассирийского царя Хаммурапи XVIII века до н.э.). Утвержденное Вильгельмом IV пиво из-за его состава стали называть «чистым».

В средние века пиво считалось напитком бедняков и имело более низкий статус по сравнению с вином. Виноделы, естественно, противились строительству пивоварен и стремились поддержать престиж своей продукции. В связи с этим многим пивоварам приходилось заниматься ещё и изготовлением сидра, чтобы не остаться в убытке, так как в периоды экономического роста многие могли себе позволить купить вино, что и делали.

В Средневековье по всей Европе возникло множество пивных заведений - «эльхаузы» (в Англии) и таверны. Вместо вывесок для обозначения таверны сначала использовали пук соломы, который насаживали на шест, торчащий из окна над входом в пивную, или же врытый рядом с домом. В Германии на шест вешали венки из листьев разных деревьев или венки из листьев хмеля. Некоторые таверны вешали перед входом пивной бочонок.

Также распространенным знаком пивной был колокол. Его вешали его по двум причинам. В домах, где варили пиво, колокол был средством оповещения о пожаре, который нередко там вспыхивал. Также колокол вешали, чтобы оповещать о закрытии заведения и наступлении «комендантского часа» (в некоторых английских пабах эта традиция жива до сих пор).

Лишь в конце XIV века английский король Ричард II нарушил эту традицию, повелев заменить венки и пучки соломы, обозначавшие таверны, на вывески. Он издал указ, согласно которому владельцы питейных заведений должны были обязательно обозначать свои заведения вывесками. В Лондоне на вывесках должна была красоваться личная эмблема короля - “White Hart” (Белый олень), которая до сих пор очень распространена.

В XVII веке жители исторических голландских земель Фламандии и Фландрии очень пристрастились к пьянству, курению и трактирному быту. Интенсивное курение, много вина и пива, непритязательная закуска, игры, танцы были яркими показателями голландской таверны. Сцены «таверной жизни» часто встречаются на голландских картинах того времени. В таком качестве фламандцы стали «международно» известны. Например, в чешском языке есть слова, которые связаны с фламандским способом пьянства. Например, слово «флам» означает ночное развлечение, связанное с неумеренным пьянством, «фламендр» - пьяница, «фламовать» - крепко пить. Возможно русское выражение «напиться в хлам» произошло от «флама».

В XIX веке произошел очередной прорыв в истории пивоварения. В 1876 году французский химик и микробиолог Луи Пастер обнаружил, что дрожжи, вызывающие брожение пива, представляют собой живые организмы. Это открытие позволило с большей точностью осуществлять контроль над превращением сахара в спирт. В 1881 году датский ботаник Эмиль Христиан Хансен внёс очень важный вклад в развитие пивоварения. Всю свою жизнь он исследовал и классифицировал виды дрожжей. Помимо прочего, он работал над выведением чистого штамма дрожжей для пивоварения. Его разработки буквально произвели революцию в пивоваренной промышленности.

Бурное развитие техники и технологии пивоварения привели к полной индустриализации отрасли и практически вытеснили из обихода домашнее и кустарное производство. Однако в последние годы наблюдается возврат на рынок мини- и микропивоварен, оснащённых совершенным оборудованием.

ПИВО - ОТ РУСИ ДО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Появление пива на Руси уходит своими корнями к древним славянам. Вообще, в древнеславянском языке слова «пиво» и «пить» являлись синонимами . Поэтому, можно предположить, что этим словом просто стали называть один из самых популярных напитков того времени. К сожалению, точно нельзя сказать, когда в обиходе славян появилось пиво, но это точно было до появления Древней Руси. Так что пиво старше, чем сама Русь.Слово «кружка», под которым сегодня подразумевается ёмкость в пол-литра, в старину обозначало меру жидкости (в частности пива), равную 1,23 литра.

В IX веке пивоварение на Руси имело уже широкое распространение, ячменный напиток был очень популярным и изготавливался почти в каждой семье. Во время археологических раскопок в Древнем Новгороде были обнаружены берестяные грамоты, в одной из которых нашли упоминание о так называемом «переваре» (хмельном напитке из меда и пива). Этот напиток был очень ценный. Крестьяне преподносили его в качестве уплаты дани за пользование землей наряду с солодом и хмелем. Большой популярностью также пользовался «сбитень» (напиток на основе мёда с пряностями).

Пиво на Руси варили не только дома, но и в монастырях, и различали легкое пиво (2-4%), среднее (4,5-7%), крепкое (до 17%) и очень крепкое пиво (35%). Первое упоминание о пиве в царских указах датируется периодом правления Ивана III Великого 1440-1505), когда он запретил варить пиво всем желающим и закрепил это право за государством. Так пиво на Руси стало напитком государственной важности. С XVII века крестьянам разрешили варить пиво в домашних условиях, но только по праздникам.

Петр I Великий (1672-1725) после своего "Великого посольства в Европу привез оотуда в Россию мастеров-пивоваров. Именно при Петре I в России появляются первые пивные бары, если можно так сказать. Назывались они тавернами, кабаками или питейными заведениями. Только там была разрешена продажа пива.

В 1715 году была построена пивоварня во Львове (сейчас это территория Украины), которая явилась, по сути, первым серьезным пивоваренным заводом в стране. В 1775 году, в эпоху Екатерины II Великой (1729-1796), в Санкт-Петербурге появляется завод Александра Невского. Для своего времени это был самый крупный завод. Ежегодно здесь варилось и разливалось 1,7 млн. литров пива! Приблизительно в это же время построили Калинкинский пивзавод, который специализировался на варении элитных сортов. К началу XIX века на первый план выходят московские пивоварни, которых было аж 236! Они были небольшими частными, в отличие от крупных заводов Санкт-Петербурга. Очень известным было калужское пиво, которое варили по технологии верхового брожения (его называли «калужским элем»).

В 1848 году Калинкинский пивзавод и завод Александра Невского объединились. Так возник гигант, на котором варили уже 3,3 млн. литров пива в год. Этот завод существует и сегодня, только с 1923 года он стал заводом Степана Разина. В 1863 году построили первый совместный российско-германский завод «Бавария», который стал поставщиком императорского двора. Еще через 9 лет был основан знаменитый завод «Нева», который сегодня принадлежит компании «Балтика». В 1876 году построили и запустили Трехгорный пивоваренный завод в Москве, мощностью 7 млн. литров пива в год. Все это продолжалось до Первой мировой войны. Тогда многие заводы и лавки были закрыты, и начался расцвет домашнего пивоварения, а также незаконная продажа пивных напитков с рук.

В 30-е гг. в СССР были переоснащены и реконструированы все пивоваренные заводы. Великая отечественная война приостановила развитие пивоварения, а после войны пиво вновь стало очень популярным напитком. Советским пивным брендом было пиво «Жигулевское». Также популярны были «Ленинградское» и «Мартовское». Согласно ГОСТу, в Советском Союзе существовало 4 марки светлого пива и 4 - тёмного.

После развала СССР заводы были приватизированы, а также возникли совершенно новые компании. Населения России стали приучать к употреблению пива. Это делалось через совершенно невероятные рекламные бюджеты. В результате, за 30 лет пиво стало самым популярным напитком, уровень его потребления вырос в десятки раз. Такой лакомый рынок не мог не заинтересовать мировые компании, которые вошли на российский рынок и стали скупать отечественные брэнды. Сегодня в России практически не осталось независимых местных производителей пива.

История пива берет начало с древнейших времен и уходит корнями в первые цивилизации Ближнего Востока. Пиво наверняка самый древний вид алкогольных напитков, первые упоминания о нем насчитывают десять тысяч лет. Спустя такую бездну времени можно только предполагать, как появилось пиво. Однако очевидно, что культура пивоварения тесно связана с культурой земледелия, и пиво существует примерно с тех самых пор, как люди научились перерабатывать зерна злаков в хлеб.

Скорее всего, пиво появилось случайно. На территории современной Сирии и Ирана археологами обнаружены древнейшие глиняные сосуды большой емкости с узким горлом, в которых, судя по всему, хранили зерно. Наверняка в такие сосуды иногда попадала дождевая вода, в теплом климате зерно прорастало, и начинался процесс брожения.

В Вавилоне существовали смешанные сорта пива из спельты и ячменя, кроме того, вавилоняне первыми начали осознанно применять проращивание солода. В пиво добавляли различные приправы, однако хмель не применялся. Быть может, он был неизвестен древним вавилонянам, возможно также, что его просто не хотели использовать. Поэтому пиво вавилонян и шумеров имело сладковатый вкус, без привычной для нас хмелевой горечи.

Уже в те времена пиво становится выгодным товаром. Появляются центры коммерческого пивоварения, так, в месопотамском городе-государстве Ур пиво производили профессионально, на продажу.

Пиво вавилонян и шумеров имело сладковатый вкус


Благодаря археологическим исследованиям на юго-западе Персии стало известно, как обращались с пивом около 3500 лет назад. При раскопках города Сузы были обнаружены большие шарообразные глиняные сосуды, которые закапывались под полом домов. Эти огромные пивные кувшины накрывались сверху керамической плитой с отверстием посредине.

Через отверстие пиво либо вычерпывали, либо вставляли туда специальную трубку, и пили непосредственно через нее. Предполагается, что пить пиво через трубочку приходилось из-за обильной пены на поверхности, в которой были взвешены частицы дробленого солода, а также из-за осадка на дне сосудов. Трубочкой удавалось тянуть пиво из срединной части кувшина, где не было твердых частиц.

Процесс употребления пива через трубочку запечатлен на многочисленных наскальных рисунках той эпохи. Археологам удалось даже выяснить, что в зажиточных домах такие емкости для пива устанавливались под полом помещений, предназначенных для мужских собраний, из чего следует, что пивоварением и потреблением пива уже тогда занимались мужчины. В то время как кулинария была женской стезей.

Кстати, в конце прошлого века пивоваренный завод «Hoepfner» в Карлсруе (Германия) решил поэкспериментировать, используя историческое наследие древних цивилизаций. На протяжении нескольких месяцев испытывались различные комбинации зерновых и пряностей, после чего в соответствующем ассирийскому стилю заведении «Nacht von Susa» («Ночи в Сузах») интернациональной публике, в том числе профессионалам, были представлены три сорта пива, приготовленного по рецептам древних шумеров и вавилонян. Отзывы были самые разные — от самых негативных до восторженных. Все дегустаторы сошлись в одном — шумерское и вавилонское пиво совершенно не похоже на тот напиток, который мы называем пивом сейчас.

Пиво «отметилось» и в знаменитом ныне Кодексе Хаммурапи. Он содержит два параграфа, посвященные производству и продаже пива. Первый параграф устанавливал предельные цены на пиво (в перерасчете на зерно), был направлен против злоупотреблений торговцев, и гласил «если трактирщица поднимет цену за пиво слишком высоко по сравнению с ценой зерна и это будет доказано, тогда следует бросить ее в воду».

Достоверные свидетельства развитого пивоварения обнаружены археологами и в Древнем Египте. Первоначально египтяне покупали пиво в Вавилоне, и постепенно оно завоевало их симпатии. Разумеется, проделав долгий путь по жаре на верблюдах, пиво теряло большую часть своих достоинств. Жителям долины Нила не оставалось ничего другого, как самим освоить его производство, и пиво вскоре стало народным напитком, одним из основных продуктов питания.

Кодекс Хаммурапи содержит два параграфа, посвященные
пиву


Древнеегипетский иероглиф, обозначающий трапезу, в буквальном переводе звучит как «хлеб и пиво», т. е. тесная связь между питанием, хлебом и пивом существовала уже в те древние времена. Египтяне во времена фараонов в совершенстве владели искусством приготовления ячменного солода, а также умели варить пиво из других злаков, но делали это иначе, чем в Вавилоне. Изобретение пшеничного пива они приписывали богу Озирису.

Древнеегипетское пиво, которое называлось «хек», было сладким и крепким. Египтяне приправляли его ядовитой мандрагорой, которой приписывались чудодейственные свойства. Кроме того, в разные сорта пива добавляли шафран, анис и другие пряности.

Древнейшие из рецептов египетского пива относятся к 3500 году до Новой Эры. Особое целебное действие египтяне приписывали пивной гуще. Ее использовали для различных припарок, а также принимали внутрь. И вообще, египтяне считали, что удовольствие, в том числе и от пива, удлиняет жизнь.

Примерно в 1250 году до Новой Эры фараон Рамсес II попытался ограничить потребление пива и сам выступил в роли примера для подражания, хотя высшие слои египетского общества и без того традиционно предпочитали вино.

Торговлю пивом запрещали и даже закрывали лавки, в которых продавался хек, однако древнеегипетская антиалкогольная кампания не возымела особого успеха. Народ продолжал пить пиво. А пивовары были в Египте настолько уважаемы, что фигурки, изображавшие представителей этой профессии, помещали в захоронения.

Несмотря на то, что потребление пива в древнем Египте всегда было велико, ни одному из фараонов (даже Рамсесу II) на протяжении тысячелетий не пришло в голову облагать производство пива налогами, хотя производство других видов сельскохозяйственной продукции исправно обкладывалось невыносимыми поборами.

Из Египта пиво пришло в Эфиопию, а оттуда — на Кавказ. В царстве Урарту (территория нынешней Армении) в IX—VII вв. еках до Новой Эры изготавливали крепкое пиво. С Кавказа пиво попало в Европу. Скифы делали пиво из ячменя, дробленого риса, овса и проса.

Германцы начали изготавливать пиво в III веке до Новой Эры


Германцы начали изготавливать пиво в III веке до Новой Эры. Галлы в I веке Новой Эры делали напиток, весьма похожий на пиво, который сохранился в северной Франции, Бельгии и Англии вплоть до конца XIX века. Примерно к этому же времени восходят свидетельства римлян об употреблении ирландцами напитка из ячменного солода с травяными добавками. Заменой хмелю служили цветки вереска, молодые побеги ракитника, полынь, ягоды лавра и плюща. Подобные добавки применялись наряду с хмелем и позже.

Как известно, древние греки и римляне пили преимущественно вино и о пиве знали не много. Более того, пиво они считали напитком варваров. Грекам еще в эпоху Аристотеля было известно об употреблении пива народами северной и центральной Европы.

Ко II веку Новой Эры центром пивоварения в Европе становятся германские земли, о чем сообщил первый «иностранный корреспондент» Римской империи Публий Корнелий Тацит, автор знаменитого трактата «О германцах».

От германских земель технология приготовления пива постепенно распространилась в Англии и Скандинавии, а затем, благодаря экспансии европейской культуры, и по всему миру. По этой причине родиной пива принято считать Германию. Да и своим названием европейское пиво обязано древним германцам. В старонемецком языке для обозначения этого напитка существовало слово «bior», в котором нетрудно узнать сегодняшнее немецкое «bier» или английское «beer».

Хотя в том или ином виде пиво существовало во многих странах с незапамятных времен, именно хмель произвел в пивоварении подлинную революцию. Хмелеводство началось в Европе в эпоху великого переселения народов. Кстати, хмель был известен еще в Древней Руси, откуда, вполне возможно, и попал в центральную Европу.

Первое упоминание о хмеле относится к VIII веку, однако важнейшим компонентом пива он стал только в XII веке. Впервые добавлять хмель в пиво попробовали при Карле Великом, приблизительно в 800 году. В Германии хмель ценился настолько высоко, что им даже уплачивали государственные пошлины. Постепенно он превратился в европейскую валюту, на первых порах, впрочем, не вполне конвертируемую, так как в Англии до XV века хмель был запрещен к употреблению.

Средневековое пиво могло вызывать галлюцинации


Надо отметить, что средневековое пиво далеко не всегда было безвредным для здоровья. Входившие в его состав галлюциногенные алкалоиды могли вызывать видения, и это служило поводом для множества суеверий. Вплоть до конца XVI века в Европе практиковалось сожжение «пивных ведьм», которых обвиняли в порче пива, хотя, конечно, дело было в несовершенстве технологии.

Видимо, именно в монастырях возникла и реализовалась идея добавлять в пиво хмель. Монахи, в отличие от ремесленников-пивоваров вели изыскания системно, кроме того, они были грамотны и записывали результаты своих опытов, сохраняя их для следующих поколений. Монастырское пиво становилось все лучше и лучше, в том числе благодаря хмелю.

Охраняемых границ в ту пору в центральной Европе не было, и секреты пивоварения со странствующими монахами перемещались из монастыря в монастырь. В конце концов, монастыри официально получили право заниматься производством и торговлей пивом, превратившись в настоящие форпосты пивоварения, а некоторые сохранили этот статус до наших дней.



Однако в IX веке пиво было почти запрещено для монахов, но одному из церковных иерархов пришла спасительная мысль провозгласить пиво священным напитком, в результате чего было только регламентировано максимальное количество пива, которое ежедневно могли выпивать монахи. В соответствии с этими правилами, даже в самом нищем монастыре каждый монах получал свыше одного литра пива в день, не считая полулитра вина. В богатых монастырях их счастливые обитатели могли ежедневно наслаждаться почти тройной дозой напитка.

Немало монастырей проворачивало неплохой бизнес, торгуя пивом, в том числе и пивоварня в монастыре Вайенштефан близ Фрейзинга, основанная в 1040 году. Вайенштефан можно назвать старейшим действующим предприятием в мире. Только в 1803 году монастырскую пивоварню взяли в свои руки светские власти, объединив ее с сельскохозяйственной школой. В наши дни Вайенштефан относится к Техническому университету города Мюнхена.

Пиво того времени уже вполне можно было сравнить с нынешним. Однако тогда его варили на открытом воздухе, иногда еще без добавления хмеля. Дрожжами, вызывающими спиртовое брожение, пользоваться не умели, брожение протекало самопроизвольно. В результате иногда появлялось пиво, пена которого быстро оседала, а цвет пива был в зависимости от компонентов солода то светлее, то темнее. Пиво на вкус казалось выдохшимся, хотя и было свежим и только что разлитым.

Помимо монастырей, в средние века стали появляться и муниципальные пивоварни, а пивовары объединились в гильдии. На территории нынешней Чехии, в Пльзене и Чешских Будейовицах, коммерческое пивоварение началось не позже XIII века. В начале XV века пивоварня в Чешских Будейовицах снабжала пивом королевский двор Богемии. Тогда-то у местного пива и появился девиз «пиво королей». Примерно в то же время образовали свои гильдии пивовары Германии. В Англии пиво (точнее, его разновидность — английский эль) стало главным национальным напитком к концу XIV века.

К XIII веку в северной Германии варили уже довольно неплохое пиво и притом гарантированно безвредное для здоровья. В ганзейских городах наблюдался настоящий бум пивоварения, а пик этого бума — в Бремене. К концу XV века в Гамбурге действовало около 600 пивоварен.

Важную роль в становлении немецкой пивной культуры сыграл баварский закон


При ратушах Гамбурга и Любека существовали пивные и винные погреба. Пиво было основной статьей экспорта и поставлялось во многие страны Европы и даже Средиземноморья. Немецкое пиво пили и в русских городах — Новгороде и Пскове. В обратном направлении ганзейцы везли русский мед (пивной напиток), а позже стали импортировать хмель.

Огромную роль в становлении немецкой пивной культуры сыграл принятый в 1516 году баварский закон о строгом соблюдении рецептуры пива. Этот закон, названный Reinheitsgebot (заповедь чистоты), непреложно устанавливал, что пиво можно варить только из ячменя (позже — ячменного солода), хмеля и чистой воды. Поскольку дрожжи в то время еще не были известны, процесс брожения оставляли на волю случая.

Закон отличался суровостью — тех, кто разбавлял и подделывал пиво, строго штрафовали, а самых отпетых — и вовсе топили в собственном пиве. Reinheitsgebot действует в Германии по сей день, являясь старейшим законодательным актом в мире, регламентирующим производство продуктов питания и защищающим права потребителя.

Еще одной важной вехой в истории пивоварения было открытие в XIX веке Луи Пастером дрожжевых грибов — одноклеточных организмов, ответственных за брожение.



В 1881 году датчанин Эмиль Кристиан Хансен впервые получил чистую культуру пивных дрожжей, что открыло перед пивоварами новые возможности, которыми они с блеском воспользовались — в современном мире пиво является самым массовым и популярным алкогольным напитком, не знающим себе равных по объему производства и ассортименту.

История пива в царской России

Прорыв в пивоварении произошел уже в эпоху Петра I, когда он привез из Европы пивоваров и солодовщиков. Этот момент очень интересен, с точки зрения истории пива. Дело в том, что именно славяне когда-то передали народам Европы знания по использованию хмеля. А вот при Петре I, произошел «ответный ход». Видимо, традиция Востока отставать от Запада заложена в человечестве глубже, чем на генетическом уровне. В 1715 году была построена пивоварня во Львове (сейчас это территория Украины), которая явилась, по сути, первым серьезным пивоваренным заводом в стране.

Петр I привез из Европы пивоваров и солодовщиков


В 1775 году, в эпоху Екатерины Великой, в Санкт-Петербурге появляется завод Александра Невского. Для своего времени это был самый крупный завод. Ежегодно здесь варилось и разливалось 1,7 млн. литров пива! Приблизительно в это же время построили Калинкинский пивзавод, который специализировался на варении элитных сортов. На рубеже XVIII−XIX веков на первый план выходят московские пивоварни, которых было аж 236! Они были небольшими частными, в отличие от крупных заводов Санкт-Петербурга. А еще в это время очень славилось калужское пиво, которое варили по технологии верхового брожения. Так что калужский эль известен на Руси как минимум 110 лет.



Следующей датой в истории пива в России будет вторая половина XIX века. Это тот период в мировой истории, когда была изобретена паровая машина, которая сразу же нашла свое применение во многих отраслях. В 1848 году объединились Калинкинский пивзавод и завод Александра Невского. Так возник гигант, на котором варили уже 3,3 млн. литров пива в год. Этот завод существует и сегодня, только с 1923 года он стал заводом Степана Разина. В 1863 году построили первый совместный российско-германский завод «Бавария», который стал поставщиком императорского двора. Еще через 9 лет был основан знаменитый завод «Нева», который сегодня принадлежит компании Балтика. В 1876 году построили и запустили Трехгорный пивоваренный завод в Москве, мощностью 7 млн. литров пива в год. Все это продолжалось до первой мировой войны, пока не ввели сухой закон.

Пиво в СССР и современной России

Дальше история пива продолжилась уже в СССР, а именно в 30-е гг., когда были переоснащены и реконструированы все пивоваренные заводы. Великая отечественная война приостановила развитие пивоварения, а вот после неё пиво вновь стало очень популярным напитком. У СССР даже был собственный пивной бренд — Жигулевское!



Следующий этап истории пива — это уже времена современной России. После развала СССР заводы были приватизированы, кроме того возникли совершенно новые компании, такие как Балтика, например. Дальше начинается огромная работа по приучению населения России к употреблению пива. Это делалось через совершенно невероятные рекламные бюджеты. В результате, за 30 лет работы, пиво стало самым популярным напитком, уровень его потребления вырос в десятки раз. Такой лакомый рынок не мог не заинтересовать мировые компании. Постепенно они стали приходить к нам и занимались скупкой отечественных брэндов. Сегодня у нас практически не осталось независимых производителей в стране, зато, можно уверенно говорить, что современное российское пиво — это часть мирового рынка, при чем часть весьма немаленькая.

О том, что такое «ол», сколько выпивали в день русские матросы, какой хмельной напиток предпочитал Лев Толстой и что общего у пива с дихлофосом - в материале «МИР 24».

Национальная идентичность

Как это ни странно, пиво появилось на Руси даже раньше, чем Юрий Долгорукий основал Москву. «Славяне и русы привыкли к хмельным напиткам, так как вино и пиво снимали усталость походов…», - объясняет Лев Гумилев известную фразу князя Владимира, сказанную им в 986 году при выборе веры («Руси есть веселие пити»).

Первое археологическое свидетельство о пиве относится к 1360–1380 гг. и содержится в берестяном письме, в котором новгородский житель Онанья обращается к Федосье с предложением, исключающим любое двойное толкование: «Вари ты пиво».

Впрочем, веком раньше в исторических источниках использовалось выражение «пиво твореное» или - «ол». Ол, считают историки, - чисто русский вариант английского эля. То есть пиво, сваренное не только из ячменя, но и приправленное для вкуса травами - например, полынью.

Географический след

Как известно, бесконтрольное употребление хмельных напитков часто приводит к печальным последствиям, что, как сообщают источники, и произошло на Руси в 1377 году.

Московский воевода и литовский князь Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский повел войско, состоявшее из пяти полков, на сражение с татаро-монголами. О противнике долгое время не было вестей. И русское войско расслабилось: люди перестали нести караул, воины начали подстреливать из луков обитающих у реки птиц, и… пить.

2 августа на пьяный русский лагерь напали татары. Нетрезвое войско было уничтожено. Река, где произошло сражение, до сегодняшнего дня сохранила говорящее название - Пьяна.

Пропить село

В XV веке Иван III понял, что любовь русских людей к пиву может приносить огромный доход, и запретил варить пиво всем желающим, закрепив это право за государством. Пиво стали продавать в кабаках, от чего лучше русскому человеку не стало. Особенно невесело было в русских кабаках немцам. Кроме того, чтобы просто пить, в русских кабаках было делать нечего: к нему не полагалось ни еды, ни закусок. Ни водки - еще Иван Грозный разрешил наливать водку в кабаках только опричникам и своим приближенным, оградив от нее простых людей.

Бедные работники и мастеровые пропивали в день в кабаках по 20-40 рублей, пишет один англичанин, побывавший в XVII веке в России. Однако историки подсчитали, что средний кабак приносил подобный доход лишь за год своей работы. При этом 20-40 рублей - деньги, за которые можно было купить село. То есть, из года в год в пивных кабаках пропивалось по одному селу в каждом.

Когда на море бочка

Известны истории, что заграничные мореплаватели брали с собой в путешествие ром, чтобы не испортить организм соленой водой. У русских моряков дело обстояло несколько иначе.

В морском уставе был четко регламентирован рацион одного моряка на 28 дней. Вплоть до граммов и миллилитров. Так, на 28 дней одному моряку русского флота полагалось 2 кг 50 гр свинины, всего 1,97 литра водки и… 81,1 литр пива.

Получалось, что простой моряк должен был выпивать более 3 литров в день - им он заменял небезопасную для желудка воду. Если считать по-современному, на поддержание своего здоровья среднестатистический моряк тратил в день около шести бутылок.

Полпиво

Это дробное народное название совсем не подразумевает половину пивной кружки или ерш (пиво напополам с водкой). Полпиво, возможно, изобретение чисто русское - очень слабенький напиток из повторно сваренного солода, крепость которого не превышала 1,5 градуса. Уникальность напитка состоит еще и в том, что его предпочитали пить, как правило, русские правители.

«Великим постом царь Алексей [Тишайший] обедал только три раза в неделю, а именно: в четверг, субботу и воскресенье, в остальные же дни кушал по куску черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу и пил по стакану полпива», - пишет личный врач царя Сэмюэл Коллинз.

Но еще более любила полпиво Екатерина II - в записках князя Якова Шаховского упоминается, что слабоалкогольный освежающий напиток для нее лично варил целый пивзавод на Яузе.

Зачем Абрам поил русских?

Позже, наряду с пивными кабаками, стали появляться заведения, где наливали исключительно полпиво. Однако немцам и скандинавам, привыкшим пить пиво с приличным градусом, такое положение дел совсем не нравилось.

Родоначальником заводского пивоварения в России принято считать финна Авраама Крона, или, как называли его в Петербурге, - Абрама. В 1804 году завод варил из «чистой» невской воды до пяти тысяч бочек пива и портера в год. Большая их часть отпускалась в Киев, Москву и другие регионы империи. В России стали называть любое хорошее пиво «кроновским».

Подсесть на бутылку

В 1894 году в России насчитывалось 1080 пивоваренных заводов. Для сравнений, согласно исследованию американской компании «Alltech», в 2015 году в России их было 561.

Большинство продукции разливалось в бутылки и поставлялось в пивные, кабаки, рестораны и портерные. Пиво продавалось в бутылках объемом 0,615 л (привычные 0,5 появились только в Советской России). Бутылки отпускались за цену от шести до 25 копеек штука. При средней зарплате слесаря 147 копеек в день он мог позволить себе испить за вечер до 25 бутылок в самом дешевом заведении. Успехом пользовались сорта «венское», «баварское», «хамовническое».

Пивное толстовство

«Пора и людям разумным понять, что и им надо схватиться рука с рукой и бороться со злом, чтобы их и их детей не споили заблудшие люди», - писал Лев Толстой в статье «Пора опомниться». Однако, проживая недалеко от Девичьего поля, он иногда заглядывал на отечественный завод «Хамовнического» пива. И, по воспоминаниям современников, очень его хвалил.

Как пишет французский историк Ева Берар, после первого посещения Хамовнического завода классик русской литературы настолько проникся вкусом и качествами хмельного напитка, что предложил использовать пиво для того, чтобы… бороться с водкой.

Позже (в 1907 г.) подобную идею предложил и депутат Государственной Думы Михаил Челышев. Депутат призывал полностью прекратить изготовление водки, заменив ее исключительно пивом. Правда, его предложение было менее человечным, чем у графа Толстого, - огромные потери государства от продажи водки он предложил компенсировать повышением налогов.

Не больше двух пшиков

Если Есенину многие приписывают изобретение быстродействующего ерша, то другому классику русской литературы - Венедикту Ерофееву - поклонники экстремального потребления пива благодарны сразу за несколько рецептов.

В стране, где коктейли были редкостью, а большинство сортов пива могло вызвать хмурую улыбку сомелье, пенный напиток нередко становился средством для повышения алкогольного разнообразия.

Первый вариант - «Чпок»: коктейль «получается в результате однократного резкого взбалтывания ударом об колено кружки с ершом, закрытой сверху ладонью. Как следствие, „ерш“ „газируется“ с образованием пены, а его опьяняющее действие усиливается».

Вариант, когда после каждого отпитого глотка в кружку с пивом добавляется равное ему количество водки, автор называет «Загнать медведя в берлогу».

Наконец, наиболее пивной из этих коктейлей - «Водолаз». Согласно практике, «в кружку пива опускается стопка водки так, чтобы она опустилась на дно, не перевернувшись. Когда пиво допивается до конца, в него из стопки начинает выливаться водка».

«Ты зачем три раза пшикнул?», - спрашивает герой у собутыльника в фильме Юрия Мамина, действие которого происходит во время антиалкогольной компании Горбачева.

Фраза киногероя объясняется довольно просто: когда водка была дефицитом, чтобы получить сравнимое по силе опьянение, любители выпить покупали советское пиво и делали в него два пшика дихлофоса, яд которого и гарантировал «кайф». От трех пшиков дихлофоса, считалось, можно было отправиться на тот свет. Или - за добавкой.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.