Кузьма петров-водкин в русском музее. Красный иконописец Выставка петрова водкина где проходит

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Тема Музейных палат в эту субботу «Выставка к 140-летию со дня рождения художника Кузьмы Петрова-Водкина в Русском музее», гость – ведущий научный сотрудник Русского музея, сокуратор выставки Ольга Мусакова.

Без преувеличения, это самая крупная выставка Петрова-Водкина, дополненная частными собраниями и коллекциями других музеев. Некоторые работы показываются впервые.

Последняя персональная выставка Петрова-Водкина в Русском музее прошла в 1978 году, выставлялась графика. До этого, с купюрами, работы художника демонстрировали в 1966, тогда не была представлена его религиозная живопись. Последняя прижизненная состоялась в 1936 году. Понятно, что и тогда не все сюжеты допускали до публики. Так, в последний момент всё же убрали «от греха подальше» картину «Новоселье» (Рабочий Петроград). Казалось бы, тема идеологически выверенная. А всё же есть что-то в лицах этих новых жильцов, в грязной чужой посуде в отражении зеркала, заставляющее засомневаться в торжестве справедливости.

На выставке много хрестоматийных работ, таких как «Купание красного коня», «Мать», «Скрипка», но представлены они в контексте картин ранее не выставлявшихся, а также в рядом с графическими эскизами. Которые часто смотрятся как вполне самостоятельные произведения.

Вот «Мадонна с ребёнком. Пробуждающая», 1922 год. Написана к рождению долгожданной дочери.

Образ будто бы потёртый. Не исключено, что использовался в семье как подголовная икона… Петров-Водкин был человеком глубоко религиозным, из верующей старообрядческой семьи.

И при этом принял революцию, занимал высокие посты. Мог эмигрировать, но принципиально вернулся в советскую Россию.

«Голова Христа», 1921, частное собрание, Петербург.

Распятие, 1920-е годы. Частное собрание, Москва.

И примерно в эти же годы находит образ нового хозяина страны – рабочего. Вот такой он, человек того времени, 1926 год

Редкость на выставках, картина из собрания Центрального музея вооружённых сил. «После боя».

Пронзительные «Скрипка» и «Натюрморт с чернильницей», между ними. 1918 и 1934 гг.

Написанная в 1934 году картина «Тревога.1919». Неподдельный страх.

Кто же он, Петров-Водкин? Авангардист, представитель реализма? Адепт религиозного искусства? Каждый раз узнаваем. И в натюрморте, и в программном полотне.

Любимый пёс.

А вот он же, присмотритесь.

Всегда требовательный к себе.

И в 1890-х, ещё студентом, в прошлом мастер вывесок.

1907, в поисках метода.

Обретение сферической, наклонной перспективы. 1921 год.

Автопортрет 1926-1927.

Отдельный зал посвящён творчеству Петрова-Водкина – театрального художника. Эскизы грима и декораций. Часть из них так и остались в замыслах, на сцене не были воплощены. Интересно, что художник преподавал на курсах сценического мастерства Всеволода Мейерхольда.

Эскиз к постановке «Братья Карамазовы», 1927 г.

«Интерьер квартиры художника», 1920, тушь, перо, акварель. Частное петербургское собрание.

Текст: Ксения Басилашвили.

"Несмотря на многочисленные влияния, которые сопровождали творческую жизнь Петрова-Водкина, - подчеркивает директор музея Владимир Гусев, - это был художник, никогда не терявший своего лица".

Не потому ли он так часто писал автопортреты - стремился сверить свое внутреннее "я" с теми требованиями, которые предъявляло ему время? Помимо хрестоматийного автопортрета 1918 года, на выставке есть автопортреты 1924-го, 1927-го и другие, а также многочисленные карандашные зарисовки. Здесь вообще много графики, эскизов и этюдов, позволяяющих увидеть, как работала мысль художника в поисках идеального образа.

Удивительно, как, оставаясь в 20-30-е годы "очень советским" художником, Петров-Водкин умудрялся сохранить глубокую религиозность, сохранить и донести ее до зрителя. Ведь все его лучшие картины, даже самые революционные, такие как "Смерть комиссара" или "После боя", - это, по сути, парафразы библейских сюжетов. Да и могло ли быть иначе у художника, который начал свой путь в искусстве как ученик иконописца? Неудивительно, что творчество Петрова-Водкина не раз вызывало ожесточенную критику как справа, так и слева. Например, из-за полотна "Сон" схлестнулись в свое время Александр Бенуа и Илья Репин: первый отстаивал картину, а второй критиковал за эротизм. Обнаженная натура вообще очень волновала автора. Прекрасный рисовальщик, как явствует из его натурных эскизов, он тем не менее старался придать людям на своих полотнах особый обобщенный образ. Оттого так "иконописны" и узнаваемы лики на его женских портретах. Так выразительны, иногда почти гротескны, мужские типажи.

Творчество Петрова-Водкина постоянно подвергается переосмыслению и переоценке, - отмечает одна из кураторов выставки Ольга Мусакова. - В 1978 году, когда в Русском музее состоялась его последняя персональная выставка, о православных мотивах в его произведениях мы и заикнуться не могли, а сегодня эта тема, пожалуй, наиболее интересна.

На выставке представлено редко экспонируемое полотно "Новоселье. Рабочий Петроград. 1922 год", написанное за два года до смерти автора, в печально памятном 1937 году. Многофигурное, рисующее быт новых хозяев жизни, оно, по сути, адресует нас к "Тайной вечере". Но какой горькой иронией, каким страшным сарказмом играет здесь каждая деталь! Ясно, что новые жители только-только вселились в чью-то "буржуйскую" квартиру и уже успели оставить в ней свой след. Об этом свидетельствуют и труба жестяной печки, прорезающая насквозь комнату с гигантскими окнами и зеркалом в простенке, и пейзаж Петропавловки за окном, и пустая рама с засохшей веточкой, заткнутой за нее. И конечно - лица собравшихся. Оскаленные в нечеловеческих ухмылках, жалкие и неуместные в этих чужих интерьерах, они явно рады, но чему? Гибели старого мира? Своему недолгому триумфу?

Эту работу долгое время считали неудачей Петрова-Водкина, - говорит Ольга Мусакова. - Однако на самом деле автор сказал здесь все что хотел.

Если бы не живопись, Петров-Водкин мог стать литератором. Он писал пьесы, стихи, повести, рассказы. И юбилейная выставка, представляющая фрагменты этих документов, убедительно это подтверждает.

Кузьма Петров-Водкин. Фантазия. 1925. Фрагмент. Холст, масло. Государственный Русский музей

Последняя крупная выставка Петрова-Водкина прошла десять лет назад — в 2008 году 130-летнюю годовщину художника отметил Радищевский музей в Саратове — городе, который может считаться близким художнику, родившемуся в Хвалынске на Волге в 1878 году. Новую круглую дату —140 лет — отмечает Государственный Русский музей.

Петров-Водкин не переставал работать, несмотря на туберкулез, вплоть до свой смерти в 1939 году, и его творческое наследие очень велико: в одном только Русском музее хранится более 70 живописных произведений и 700 единиц графики, а всего на выставке собраны работы из 20 музеев и частных коллекций. Кроме того, в каталоге фигурируют важные живописные работы из Национальной галереи Армении, которые ГТГ не смогла привезти, но которые хорошо известны по воспроизведениям, — в том числе «Портрет Андрея Белого» 1932 года и «Портрет Ленина» 1934 года. Важные работы «На лини огня» (1916), «Богоматерь Умиление злых сердец» (1914-1915), «Фантазия» (1925) и «Рабочие» (1926) демонстрировались в болонском Музее современного искусства MAMbo в проекте «Революция!» и заняли место в двух последних залах выставки лишь через неделю после вернисажа. Также известно, что Третьяковская галерея рассчитывает получить свое «Купание красного коня» (1911) обратно, не дожидаясь завершения выставки.



Все эти обстоятельства, свидетельствующие о том, что Петров-Водкин важен для разных музеев как фигура мирового масштаба, конечно, повлияли на внешний вид и восприятие экспозиции, размещенной в правой анфиладе первого этажа корпуса Бенуа. Выставку готовили возглавляемый Владимиром Леняшиным отдел живописи второй половины XIX — начала XX века, его ведущий сотрудник Ольга Шихирева и хранитель отдела рисунка Наталья Козырева. К сожалению, о концепции выставки говорить не приходится — если первые два из пяти залов экспозиции выстроены строго по годам, то дальше хронологический порядок сбивается и замещается сюжетным, так что в последние два зала оказались втиснутыми работы разных периодов без разбора, а знаменитый натюрморт 1917 года с пятью желто-зелеными яблоками на красной драпировке оказался повешенным на лестнице, ведущей на второй этаж музея.

Кузьма Петров-Водкин. Яблоки. 1917. Холст, масло.Государственный Русский музей

Петров-Водкин есть в любой истории русского искусства, поэтому выученные наизусть картины сигнализируют цветом в каждом зале. Но цельное впечатление от начала до конца экспозиции получить сложно: судя по всему, выставка адресована прежде всего летнему посетителю, гостю, не задающему вопросов и просто молитвенно преклоняющемся перед искусством Петрова-Водкина, — это заметно и в слоге каталожной статьи, разверстанной по залам в экспликации, и в колеровке основных выставочных стендов резким ярко-синим цветом.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. К 140-летию со дня рождения.Фрагмент экспозиции выставки. Courtesy Государственный Русский музей

Однако если современный массовый зритель смотрит (через экран смартфона) только на популярные вещи, то знатоку необходимо погружение в контекст. И в этом случае сформировать для себя этот контекст, проложив сквозной маршрут через эти пять залов, можно лишь в том случае, если вы будете ориентироваться на произведения не слишком известные — редко покидающие запасники Русского музея, привезенные из других музеев или полученные из частных коллекций.

Кузьма Петров-Водкин. Вид из окна. 1920. Бумага, тушь, перо.Собрание семьи Ромадиных. Courtesy Государственный Русский музей

Петров-Водкин — это превращенная в метод уникальность зрения. Подробно разработанная и закрепленная в текстах художника система «сферической перспективы» включила в себя массу практических наблюдений, начиная с детского впечатления от падения с волжского обрыва. При этом она в чем-то родственна панораме, увиденной с самолета в футуристической «аэроживописи» Туллио Крали и Освальдо Перуцци, и вообще первым двум десятилетиям ХХ века, когда сместились и пришли в движение самые постоянные величины. Петров-Водкин ставил синтез выше разложения формы и не ценил кубизм, но стремление овладеть «расширенным зрением» и достичь «планетарного видения» напрямую объединяет его с такими деятелями авангарда, как Михаил Матюшин и Казимир Малевич. По числу учеников и их преданности учителю в Петрограде-Ленинграде 1920-х годов школа Петрова-Водкина стояла наравне с «мастерами аналитического искусства» Павла Филонова, представляя совершенно другой, но такой же четкий художественный метод. Кузьма Сергеевич был создан для преподавания и распространения своих идей (что хорошо продемонстрировали прошедшие в 2016 году выставки « » в Русском музее и « » в московской Галеев Галерее).

Кузьма Петров-Водкин. Сидящая женщина. Этюд для картины «Берег». 1907-1908. Бумага, угольный карандаш, акварель. Государственный Русский музей

Первый зал дает возможность увидеть становление этих идей. Он открывается восемью рисунками — это выполненные около 1910 года наброски мужских и женских фигур как для картин не сохранившихся и известных только по названиям, так и для первых больших символистских вещей — «Берег» (1908) и «Сон» (1910). Отдельный сегмент зала занимают ученические работы Петрова-Водкина, окончившего в 1905 году под руководством Валентина Серова Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь общероссийское увлечение тех лет живописью Андерса Цорна показывает большой холст 1902 года «Семья».

Кузьма Петров-Водкин. Семья. 1902. Холст, масло. Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург

В центре второго зала находится знаменитое «Купание красного коня» (1912), но расположенные рядом «Играющие мальчики» 1916 года из частного собрания гораздо интереснее. Перед нами почти геральдическая композиция: зеленое поле диагонально разделено голубой лентой. На переднем плане троица мальчиков — звездчатый контур, образуемый их телами, соотнесен с маленькими фигурами ангелов, играющими в поле на другом берегу реки. Отбрасываемые всеми героями тени выписаны одной изумрудной зеленью тем же чистым цветом, что и луг, — и это, несомненно, «Луг духовный». Холст размером в три раза меньше хрестоматийной картины с тем же сюжетом (1911, Государственный Русский музей) мало уступает ей по наполненности образами — вся жизнь от подростковой инициации до посмертного существования души читается ясно.


С религиозной живописи начинается следующий зал, который продолжается работами революционных 1918-1920-х годов. Большой и подробный графический лист, названный «Ретроспектива» и датированный 1920 годом, решен совершенно в духе средневековой космологии: в центре листа находятся Голгофа и распятие, окруженные сменяющими друг друга сценами человеческих занятий, от животных в хлеву, через возделывание земли и постройку города к астроному на башне, кораблю под парусами в волнах и келье отшельника.

Кузьма Петров-Водкин. Ретроспектива. 1920. Бумага, тушь, перо.KGallery, Санкт-Петербург

Стоит помнить, что картина «1918 год в Петрограде», известная также как «Петроградская мадонна», создавалась Петровым-Водкиным в то же время, когда художник (в 1919 году) писал матери: «Откуда только нам, голодным, Бог силы дает здесь: лошадятину и ту не всегда найдешь, овес, да и собак и кошек жрут. О ценах и говорить нечего».

Кузьма Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде. 1920. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

В четвертом по счету зале собраны работы второй половины 1920-х годов. Как и многим современникам, Петрову-Водкину трудно выработать свое отношение к происходящему, — введению НЭПа, внутрипартийной борьбе фракций, культурной политике. В 1927 году он оставляет запись: «Даже происходящее на моих глазах разрушение школы (речь идет о преподавании во Вхутеине. — П.Г. ), которой много было отдано сил и надежд, не есть причина главная. Конечно, дни 26 года доклевывали меня по всем швам мелочами и всякой всячиной. Люди невозможны между собой. Недоверие и шкурничество междуусобное… Выплывают специально интрижные типы, которых революция как-то сдерживала и которые теперь подбоченились, как волки, чувствующие падаль. Злоба со всех сторон беспричинная. Сверхпартийная, путаная злоба». Его искусство сосредотачивается на жизни в кругу семьи, он пишет жену, долгожданную дочь, городские виды. Представленная здесь графика — впечатления от парижского путешествия 1925-1926 годов. Работы этого времени образуют художественные параллели с живописью Бориса Григорьева, но поверхность любого холста Петрова-Водкина значительно сложнее интонирована. В отличие от григорьевского «штукарства», композиционная и смысловая взвешенность его работ — не равнодушная, а всегда напряженная, как в «Землетрясении в Крыму» (1927-1928), завершающем экспозицию зала.

Кузьма Петров-Водкин. Землетрясение в Крыму. 1927-1928. Холст, масло. Государственный Русский музей

Картины в следующем зале — о «художнике в процессе творческой перековки», чьи попытки принять новую действительность стали неудачей. Хотя внешне все успешно и Петров-Водкин является одним из статусных советских авторов: в 1930 году он получил звание заслуженного деятеля искусств, в 1932-м избран первым председателем Ленинградского отделения Союза художников и депутатом Ленинградского городского совета, в 1936-м въезжает в квартиру в кооперативном доме РАБИС — Товарищества работников искусств на Кировском (Каменноостровском) проспекте.


Можно только догадываться, какими трагическими противоречиями разрываем смертельно больной художник в Ленинграде времен «кировского потока». Их свидетельством выглядят и небольшой холст 1936 года «В трамвае», и последняя крупноформатная работа Петрова-Водкина — картина «Новоселье», написанная для выставки 1937 года «Индустрия социализма». Задача — показать «ленинградский пролетариат в момент перехода к мирному строительству», а статья художника об этом в газете «Правда» 1936 года названа «Работать хорошо и радостно». В описательной композиции, напоминающей поздних передвижников (20 фигур, включая новорожденного младенца и попугая) нет воздуха и широты пространства, ставшей отличительной чертой всего искусства Петрова-Водкина. Работа, отклоненная выставкомом несмотря на последовавшие от автора многословные объяснения, поставила социальный диагноз наступившему времени и обернулась невольной сатирой. «Таким образом, начинает развиваться анекдот, рассказ для того, чтобы была возможность продолжить событие, которое здесь произошло», — такими словами художник завершает выступление в ЛОСХе о сюжете «Новоселья» меньше, чем за год до смерти.

В Русском музее Петербурга открылась выставка Кузьмы Петрова-Водкина. В честь 140-летия художника музеи, галереи и частные коллекционеры представили самое полное собрание работ: от хрестоматийного «Купания красного коня» до совсем малоизвестных. Некоторые выставляются впервые.

В советское время картины Петрова-Водкина были едва ли не в каждом уважающем себя музее страны. Автор, имя которого, пожалуй, на слуху у всех. Что стоит только одно знаменитое «Купание красного коня»! И вдруг сенсация: оказывается, последний раз персональная выставка Петрова-Водкина проводилась более полувека назад. Художник, которого считали певцом революции, картины которого были в советских учебниках, был далеко не однозначен.

«Вот и сегодня многие путаются, к какому лагерю его отнести: к правому или левому? А он ни правый и ни левый. Он сам по себе! Художник, который в своем творчестве аккумулировал все главные тенденции XX века: в культуре, в искусстве, в живописи», - говорит ведущий научный сотрудник отдела живописи Русского музея Ольга Мусакова.

Выставка в Русском музее начинается с ученических работ. «Автопортрет» привезли из Хвалынска, родины художника. В доме родителей в Саратовской области теперь музей, где трепетно сохраняют 9 картин. Будущему гению - 25. Всего четыре класса церковно-приходской школы. Рисовать учился у иконописцев. Вспоминал, ходили с монахом по берегу Волги, искали охру, растирали краски. Баночки на подоконнике стояли, как разноцветные бабочки.

«Когда мы познавали мир в детстве, у нас трава была зеленая, небо - голубое, вода была мокрее. Но мы забываем и не видим окружающий нас мир. Мы живем в темной комнате. Мы живем, опираясь на свой опыт. Вот он хотел вернуть человека в ту солнечную комнату, залитую светом и ощущениями», - говорит заведующая художественно-мемориальным музеем К. С. Петрова-Водкина в Хвалынске Валентина Бородина.

Сын сапожника, он, как говорят сейчас, сделал сам себя. Занимался фактически самообразованием. По случаю поступил в училище технического рисования в Петербурге, а потом поехал за живой, живописью, в Москву. Учился в частных академиях Парижа.

Его биография полна легенд. Рассказывал, что его похитили в Италии, а в Африке пришлось сражаться с кочевниками. Из Парижа он привез жену - дворянку, француженку Мари, которую всю жизнь ласково именовал Мара. Она и его муза, и натурщица, и секретарь. Когда у них родилась дочь, Петров-Водкин нарисовал икону и освятил в одном из храмов. Совсем не канонический лик Богородицы затерт. Он положил свою икону под голову Маре, чтобы роды прошли легче. А ведь еще была целая серия: «Распятие для Хвалынского храма», «Христос-сеятель».

Он и свой трехцветный метод - рисовать только красным, синим и желтым - сформулировал, как развитие иконописной школы. Сегодня на выставке внучка Петрова-Водкина задается вопросом: после этого такой ли уж он «красный» художник?

«Большее восхищение у меня вызывают натюрморты. Я к ним иначе как к лаборатории, эксперименту относиться не могу. Там игра формы, цвета, материала. Такое взаимодействие, такая динамика, что я всю стену дома над кроватью увешала этими репродукциями», - рассказала Зинаида Барзилович.

Впервые организаторам удалось собрать работы из разных коллекций и дать возможность познакомиться с целыми периодами творчества Петрова-Водкина. Один зал, например, посвящен серии «Играющие мальчики». Эта картина долгое время считалась утраченной или незаконченной художником, ее только недавно обнаружили в одной частной коллекции. А эта, казалось бы, прямая цитата: Матисс, «Танец», те же красные фигуры, синий и зеленый фон. Но у Петрова-Водкина совершенно иной смысл – в последний момент замечаешь в руке мальчика камень.

И это уже совсем не «игровая» или «танцевальная» тема. Это библейская история Каина и Авеля. Художник переворачивает наше первое впечатление, обманывает, шокирует.

Вот еще одна легенда - он уверял, что изобрел теорию «сферической» перспективы, когда в детстве падал с горы: небо показалось перевернутой чашей, а линии уходили не в даль, а соединялись в его сердце. И повторял: желаю зрителям на каждой выставке погрузиться в мое пространство, чтобы в душе осталось много простых и острых заноз.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.