Блаженная дуняша евдокия ивановна кудрявцева. Блаженная матушка евдокия дуняша



«Скоро в Челябинске китайцы будут чай пить, да, да, будут пить чай. Вот сегодня иконки у вас есть, а доживете до того, что одну иконочку замуруете в сенцах, да и будете на неё тайно молиться. Потому что большие налоги будут за каждую икону, а платить нечем будет.
А еще доживёте до того, что всех вас верующих вышлют на Север, будете молиться да рыбой кормиться, а кого не вышлют, запасайтесь керосином и лампами, ибо света не будет.
Собирайтесь три-четыре семьи в один дом и живите вместе, поодиночке выжить невозможно. Достанешь кусочек хлеба, залезешь в подпол и скушаешь. А не залезешь, отберут, а то ещё и убьют за этот кусок».
Блаженная Евдокия говорила людям: «Передавайте своим, чтобы, отходя ко сну, всем обиды прощали, потому что ляжете при одной власти, а встанете при другой, всё ночью случится. Заснёте в своей постели, а проснетесь за гранью жизни, где каждая, не прощёная обида тяжелым камнем на душу ляжет».

Из воспоминаний о Евдокии: «Один раз сидела Дунюшка, сидела, вроде бы спала, а потом подошла к люльке с младенцем и как уколет его веретеном: «Вот как ещё будет».
- За что ты его так, Дунюшка? - спрашиваем её.
- Я не его, я их всех так, - и показала, как всех русских ребятишек будут штыками убивать».
- Когда вас поведут на мучения, не бойтесь. Скорая смерть, она лучше рабства, - предупреждала блаженная.
Блаженную спросили: «Когда матушка это будет»?
«Сначала откроют церкви, а ходить в них некому будет, потом много будут строить домов великолепных и с украшениями, а жить-то скоро некому в них будет, придут китайцы, всех выгонят на улицу, вот тогда наревёмся всласть. А когда это будет - это тайна.
Мне рассказывал один человек, что при кончине мира будет две Пасхи. Правильная и неправильная. Священство справит неправильную, и начнётся война».
Старица Евдокия из села Чудиново
http://znaki.0pk.ru/viewtopic.php?id=334

Матушке было открыто, что начнется война, она, как говорят очевидцы, одела яркое платье ходила по улицам и говорила: пожар, пожар! Хотя тогда еще никто не думал о том, что будет война. Особенно памятны события начала ВОВ. Известна история о том, что Евдокия Ивановна заверила руководство Тулы: «Немец не войдет, я ключи спрятала». Действительно, немцы не смогли прорвать оборону Тулы: Матушка молилась на мосте, который пролегает через реку Упу, чтобы фашится не вошли в Тулу.
Иногда смысл сказанного, становился понятен только спустя некоторое время. В тяжелые времена ВОВ к ней шли со своими вопросами и опасениями люди, чтобы узнать о судьбах отца и сына, брата или мужа, от которых не было никаких вестей, ища в ней последнюю надежду...
В Заречье, где Дуняша жила на улице Галкина, одна мать давным-давно не получала писем от сына - танкиста. «А ты протяни руку к иконочке»,- посоветовала прозорливица. За иконкой была спрятана чернильница. Мать написала письмо на фронт и получила вскоре ответ от командира части, который писал, что её сын жив, но ранен и лежит в госпитале.
Бывало, что Евдокия на глазах у всех рвала «похоронку». Затем приходила весточка от этого человека, либо он сам возвращался домой.
До сих пор Евдокию Ивановну помнят в Спасском Храме, что находится на Гончарах (Пузакова, 1). Возле дорожки, ведущей к Храму, похоронена Агафья, мама блаженной девицы Евдокии. Очень часто Дуняша приходила на могилку, заказывала панихиду, которую служил отец Иларион, и очень благодарна была тем, кто поминал ее мамочку.
Прихожане и служащие Храма рассказывали о ней… Одна женщина вспоминает, что когда она была девочкой, Дуняша ей подарила пелёночки: розовую и голубую. Много лет спустя стал ясен смысл подарка, она поняла, что ей предрекла Евдокия Ивановна. Женщина родила двойню: девочку и мальчика. Другая женщина, жившая в Туле на ул. Комсомольской, рассказывала, что ее мама и тетя обращались за советами к Дуняше, и все ее предсказания сбывались.
Некоторые её побаивались, боясь её предсказаний…
Однажды венчалась пара. И тут в Храм зашла нарядно одетая Матушка Дуняша и встала рядом с невестой. Та замерла и начала горячо про себя молиться. Напрасно опасалась невеста – ей предстояло долгое и счастливое замужество.
Очень часто Дуняша крестила детишек сама (батюшки ей не отказывали). для многих она становилась крёстной матерью.
Свой земной путь Евдокия Ивановна Кудрявцева закончила в вынужденном заключении в психиатрической больнице - 28 мая 1979 года в возрасте 96 лет.
Сегодня исполняется 34 года со дня смерти Матушки.
До последнего дня она поддерживала и помогала страждущим, верящим в силу ее молитв людям.
Сбылись пророческие слова Великой молитвенницы и прозорливицы: «Приходите ко мне, оттуда я еще больше буду помогать Вам».
Говорят, что дом, где имеется фото-иконка Дуняши - не коснется ни зло, ни злой человек.
Чудеса на могиле блаженной Матушки Евдокии продолжаются до сих пор. Свечение от ее могилки даже засняли на обычную фотопленку. Кто-то слышал в Рождественские дни величественное пение церковного хора, кто-то колокольный звон.


Несколько лет назад объявился вдруг в Котласе хороший краевед – Вера Владимировна Мелентьева, которая начала одну за другой выпускать книги о церковной жизни на своей малой родине, где сходятся три епархии: Архангельская, Вологодская и Вятская.

Последняя из её книг была посвящена блаженной Евдокии (Дунюшке), о которой мне рассказывали ещё в середине 90-х. Речь тогда шла об устюжском периоде жизни блаженной, но, оказывается, много лет после революции она подвизалась недалеко от Котласа, при храме во имя св. Василия Великого.

Новый настоятель этой сильно обветшавшей, изуродованной, но всё ещё прекрасной церкви отец Виктор Пантин и познакомил нас недавно с Верой Владимировной.

Вера Владимировна Мелентьева (сидит в центре) на презентации своей книги в Котласской библиотеке

– Я автор-составитель, а не автор, – настаивает она. – По профессии экономист, а почему потянуло писать? В своё время отец Василий Яворский, настоятель в Туровце, сказал: «Какое хорошее место наш Туровец, кто бы написал о нём…» Ой, говорю, на пенсию выйду и напишу. Но так получилось, что и на пенсии дел столько навалилось, что не переделать. А потом, когда отец Василий отошёл ко Господу, совесть меня заела. Так появилась книжка: «Туровец. Святая Русь, Святое место».

Скажу то, о чём Вера Владимировна, по понятной причине, умолчала. В своё время краевед Николай Шептяков назвал её труд «тихим подвигом прихожанки». Почему – не пояснил, хотя книга, безусловно, хороша, много труда в неё вложено, со многими людьми переговорено, но подвиг... Похвала всё-таки показалась мне несколько преувеличенной. Оказалось, я ошибся.

Супруг Веры Владимировны сидел во время нашего разговора столь неподвижно, что неясно было, видит ли он нас, слышит ли. Он страдает несколькими тяжелейшими болезнями. Двумя онкологическими и атеросклерозом. Всякое движение даётся ему мучительно, самостоятельно не способен повернуть голову. «Я его как ребёнка одеваю-раздеваю», – говорит хозяйка. В прошлом он капитан дальнего плавания. Долго разглядываю фотографию, где Анатолий Павлович ещё молодой моряк, красивый, ясноглазый. Помог Вере Владимировне поднять и вырастить двоих детей от первого брака. Ещё она ухаживает за своей старенькой матерью.

– У меня двое деточек, – смеётся Вера Владимировна.

Детей действительно двое, но сейчас она говорит не о них. Поясняет:

– Муж и мама. Когда-то они обо мне заботились, теперь моя очередь.

– Когда же вы работаете? – спрашиваю её.

– Когда мои засыпают и замолкает телефон. Сижу до трёх часов ночи, потом самой не верится: неужели это я написала? По наитию пишу, а не по образованию. Вот в циферках я рыбка, а краеведом стала неожиданно для самой себя. Так вот, про Туровец. Родилась я в Котласе, но в детстве в садик не ходила, очень много жила у бабушки в деревне Новинки, что рядом с Туровцом. Поэтому считаю его родным. Ходила в храм с бабушкой, а когда подросла, мама подарила мне образ Николая Чудотворца и молитво­слов. В трудное время они мне помогали. Детей вот подняли, слава Богу... Ешьте клубничку, сын принёс.

– С первой книгой понятно. Исполняли обещание. А что подтолкнуло к написанию следующей?

– Вторая книга, «Жизненный путь архимандрита Модеста», посвящена батюшке Модесту Мелентьеву.

– Да, я, кажется, задал неудачный вопрос. Жить в ваших местах и пройти мимо судьбы отца Модеста – сложно. Наша газета рассказывала о нём много раз.

– А потом попалась мне в котласской газете «Двинская правда» заметка про блаженную Евдокию. Заинтересовалась, стала расспрашивать. Вдруг мой двоюродный брат говорит: «А я знаю, где она похоронена». И свозил меня на могилу возле Васильевской церкви. С тех пор я сама туда людей вожу. Очень помогла тетрадочка с записями Клавдии Павловны Шергиной, погребённой рядом с блаженной Евдокией. Сохранились и другие воспоминания. Оказалось, до пяти лет Евдокия не ходила, но молодой тогда ещё пастырь Иоанн Кронштадтский её вымолил. А умерла она в 1941-м, зимой, уже после начала войны. Было ей тогда около 90 лет. А об остальном вы лучше в моей книге прочитайте.

Прочитал. Целиком её в нашей газете, естественно, не перепечатать, с другой стороны, тираж крошечный, а хотелось бы познакомить с судьбой Дунюшки читателей нашей газеты. Поэтому с помощью сокращений и небольшого редактирования мы подготовили на основе книги Веры Владимировны «Местночтимая прозорливая Евдокия Блаженная» этот рассказ.

Васильевский храм в нач. XX века и сегодня

Если человека за его дела веры не забывают 20-30, а то и 40 лет, то, видимо, он прожил святую жизнь. Место упокоения Евдокии – сельский погост возле величественного, ныне возрождающегося древнего храма во имя святителя Василия Великого. Храм одиноко стоит на холме, окружённом пахотными землями, а некогда он служил духовным центром жизни крестьян многих окрестных, ныне утраченных, деревень – в расстоянии около трёх верст от тракта Котлас – Великий Устюг (близ пос. Курцево).

К могилке нашей Евдокии, или Дунюшки, как её здесь ласково называют, вот уже более семи десятков лет не зарастает народная тропа. Помнят и любят её, обращаются за помощью в житейских делах и недугах, признавая святость её. По крупицам воспоминаний, передаваемых из поколения в поколение, письменных источников, архивных находок создалась цепочка, по которой удалось восстановить жизненный путь блаженной Евдокии и помощь её страждущим уже после своей кончины.

Евдокия жила в середине XIX – первой половине XX века. Точная дата рождения её и полное имя пока не известны. В записях Маргариты Фёдоровны Корякиной, сделанных по воспоминаниям Клавдии Павловны Шергиной, написано: «Матушка Евдокия (схимница Серафима) из Согры около Приводино, жила в Устюге на Яикове».

Действительно недалеко от посёлка Приводино Котласского района, за рекой Северной Двиной, на Вотлажемской стороне, до сих пор есть деревня под названием Согра. Возможно, оттуда родом Евдокия.

Детство Евдокии и дальнейшая её жизнь до 1929 года протекала в городе Великом Устюге. Мария Андриановна Козулина вспоминает: «Была такая блаженная Дуняша. Когда умерла мать, двухнедельную Дуняшу вместе с материной одеждой принёс в Иоанно-Предтеченский монастырь отец, и корову привёл. Воспитывать взялась монахиня Татиана».

Далее, уже в записях Маргариты Фёдоровны Корякиной, читаем: «Старица Евдокия прозорливая до пяти лет не ходила. Вылечил её Иоанн Кронштадтский, потому что говорила: “Если бы ножки ходили, пошла бы по церквям”. Вот потом и ходила всю жизнь, и людей лечила…»

Блаженная Евдокия

В 1908 году, когда образовался Великоустюжский Знаменно-Филипповский женский общежительный монастырь на Яиковской горе, Евдокия перешла туда вместе с частью других насельниц Иоанно-Предтеченского монастыря. К 1918 году в монастыре подвизалось уже 120 человек.

После Октябрьской революции Знаменно-Филипповский, как и другие монастыри Великого Устюга, предпочёл «сменить вывеску», нежели быть разогнанным. Видимо, сёстры надеялись, что советская власть продлится недолго, поэтому им необходимо было сохраниться как монастырской общине. Ну а власть, вероятно, питала надежды на перевоспитание одурманенных «опиумом» гражданок с помощью труда и некоторого давления. В результате в октябре 1918 года монастырь был закрыт, а его имущество передано вновь зарегистрированной производственно-потребительской общине, в которую вошли 80 насельниц монастыря. Среди них была и Евдокия.

В 1928 году городу понадобилось новое помещение для детдома-изолятора, предназначенного для сирот и больных детей (в основном туберкулёзом и сифилисом). Ничего лучше зданий Знаменно-Филипповского монастыря не нашлось, да и сёстры в общине перевоспитываться не желали. В марте 1929 года было принято решение об окончательном закрытии обители и выселении общины. Так закончился период жизни Евдокии в славном граде Великом Устюге.

О том времени сохранились воспоминания современников блаженной. Скажем, мученик благочинный протоиерей Фёдор Веселков (1886 г. р.) вспоминал, как встретился в Великом Устюге с Евдокией ещё в молодости, в 1919 году, когда шёл на выпускной экзамен в Духовную семинарию. Перед экзаменом робел, а идти надо. По дороге увидел блаженную Дуню и загадал: если подойдёт на благословение – сдам экзамен, не подойдёт – не сдам (а сам он был тогда диаконом только). Дуня шла мимо, вдруг перешла улицу и подошла за благословением. Экзамен отец Фёдор и в самом деле сдал на «отлично».

Многие из пророчеств Дунюшки были печальны. Быть может, Господь через неё посылал их, чтобы человек смог уладить свои дела, подготовиться к встрече с Отцом Небесным или исповедничеству Христа ради. Скажем, после закрытия Иоанно-Предтеченского монастыря Евдокия жила в Яиковском монастыре. Нагородила в келье перегородок – теснотища! Тут епископ приехал. Она схватила его и толкнула в клетушку, в темницу свою. Вскоре владыку в тюрьму забрали, там и расстреляли.

Игуменье монастыря Дуняша зачем-то отдала свои валенки. Спустя два дня матушку сослали на лесозаготовки. Но, конечно, были и предсказания иного рода. Однажды послушница Татиана крошила хлеб голубям, а Дуняша возьми да и скажи: «Корми, корми, свои голубки будут…» Так и случилось. Когда монастырь разорили, Татиана вышла замуж, родила двойню. Или вот случаи по воспоминаниям монахини Анны Андреевны Верховцевой, которая с 13 лет была в устюжских монастырях вместе с Евдокией и дружила с ней:

«В Устюге Евдокию все знали. Она часто ходила по рынку, и ей наперебой предлагали товары. Считалось, что у кого она возьмёт что-нибудь, тот всё распродаст с выгодой, а у кого посмотрит и не станет брать, тот весь товар обратно домой повезёт. Всё, что брала, Евдокия складывала в телогрейку, за что её прозвали в городе Большая Пазуха.

Евдокия любила спать в печи, в тёплой золе. Утром она золу с себя стряхивала на пол, и за это на неё ворчали. А я половичок подстилала, зола на него стрясалась, и я половичок вытряхивала.

Раз Евдокия сказала ей: “А тебя, Анна, покойники прокормят”. Так оно и случилось. После того как сестёр из обители прогнали, она два года кормилась тем, что читала Псалтирь над устюжскими покойниками.

Спустя много лет, уже в Сольвычегодске, Анна раз купалась в Вычегде и стала тонуть. “Дунька, спаси, Дунька, спаси!” – заголосила она тогда. Евдокия спасла».

Мама Клавдии Павловны Шергиной (будущей инокини, могилка которой находится рядом с Дунюшкиной) была хорошо знакома с Евдокией и навещала её в Устюге. Маленькая Клава всё время просилась, но мать не хотела брать её с собой, так как дорога длинная, из деревни Рассека Котласского района до Устюга ходили пешком. К тому же Клава в детстве страдала глухотой. Но Дуня заступилась за девочку, прозорливо назвав её «своим крылышком». Пошла Клава: хоть ноги в кровь стёрла, а всё равно идёт и терпит. Подошла к порогу, а Дуня вдруг сама ей дверь открывает, будто бы знает, что к ней девочка идёт. «Христос воскресе!» – поздоровалась Евдокия. «Воистину воскресе!» – ответила Клавдия, вдруг ясно услышав приветствие. С тех пор слух к ней возвратился навсегда.

После долгой церковной службы в Устюге мать Клавдии стала однажды переживать о том, как им добраться до дому. Евдокия катает спичечный коробок по столу и говорит: «Везёт-везёт и до дому довезёт, везёт-везёт и до дому довезёт. Не беспокойтесь, побежит белая лошадка с кучером в белом кафтане и вас возьмёт». Так и случилось. Уж очень быстро подъехали они к своей деревне. Оглянулись: ни белой лошадки, ни кучера в белом кафтане и с белой бородой нет. Перекрестились и решили, что без Николая Чудотворца здесь не обошлось…

После закрытия Великоустюжского Знаменно-Филипповского Яиковского монастыря Евдокия вернулась на родину, в Котласский район Архангельской области. Так как советская власть Евдокию не жаловала, то не раз за ней приходили, чтобы арестовать за колдовство (исцеление молитвами не признавалось). Но каждый раз ей чудесным образом удавалось уходить от преследования. В то время вотлажемский Свято-Троицкий храм уже не действовал, там разместились склады с зерном. Евдокия же не могла жить без молитвы, без церкви, поэтому перебралась жить на другой берег реки, в округу действующего в то время храма Василия Великого.

Сохранились воспоминания о её пророчествах на новом месте. Отцу Сергию Воронову, священнику Васильевской церкви, Евдокия предсказала его смерть. На вопрос: «Дунюшка, я помру, кто меня хоронить будет?» – она ответила, что это сделают солдаты. Так и случилось. Отца Сергия арестовали и расстреляли на Ивановской горе в Великом Устюге 26 декабря 1937 года. Ещё печальней было предсказание другой девушке, обратившейся к Дуне с вопросом о предстоящем замужестве. Ни слова не говоря, Евдокия положила её на лавку, закрыла белым платком и сказала: «Вот тебе и свадьба». Действительно, вскоре девушка умерла.

Господь знает, кому что открыть, кому помочь, – было бы через кого. Однажды Евдокия попросилась на ночлег к двум сёстрам, живущим с двумя детьми. Те хоть и жили бедно, но гостью в дом пустили и даже поделились с ней скромным ужином. Перед сном Дунюшка посоветовала им за овраг сходить и мусорную кучу расцарапать. Проснувшись поутру, женщины гостью не застали, но вспомнили её наказ. Придя к оврагу, обнаружили, что там три мешка с просом припрятаны. Им-то пронялись женщины с детьми в голодную пору.

Другой семье во время коллективизации Дунюшка наказала мешки с зерном возле колодца оставить. Налетевшая внезапно вьюга разметала зерно по двору и укрыла-припорошила его снежком. Пришедшие на следующий день с целью раскулачивания большевики обыскали все укромные закутки, но так и не обнаружили то, что искали. В итоге зерно осталось, его бережно извлекли из-под снега и до весны обеспечили себе пропитание.

Последние годы Евдокия доживала в доме у матери Клавдии Павловны Шергиной. Сама Клавдия стала для Евдокии первой помощницей. «Моё крылышко» – так называла её Дунюшка, а её младшую сестру Анну – «моя лошадушка», тоже за помощь. Раз повезли они её помыться. Не раздеваясь, в шубе и полушалке, Евдокия вылила на себя ушат воды – вот и всё, помылась, везите обратно. Несмотря на такую «помывку», дурного запаха от неё никогда не было.

В сторожку Васильевского храма (он тогда ещё не был разрушен) пришла Евдокия умирать в возрасте около 90 лет с узелочком. Зима тогда стояла морозная. Церковные сторожа сказали Дуне: «Ты умрёшь, нам ведь могилку не выкопать, старые мы». Она ответила: «Аннушку привезут, дак и меня схоронят, с Аннушкой схоронят из деревни Пестово». Три ночи помолилась и умерла. В тот день действительно привезли покойницу из деревни Пестово. Могилу для Аннушки выкопали, а для Дуни немного в сторону подкопали. Так её в одной могиле с Аннушкой и похоронили.

Когда умирала, в тот день над храмом было необычное небо, храм светился. Говорят, была радуга и Матерь Божия в небе стояла. Клавдия Павловна Шергина, когда об этом рассказывала, всё время приговаривала: «Вот какая Евдокия-то была…»

Так как у Бога нет смерти, помощь Евдокии людям после её смерти не ослабла... Екатерина из посёлка Ерга была молодой, но по неизвестной причине перестала есть. Похудела: кожа да кости. Пошли они с матерью на могилу к Евдокиюшке, помолились. Вдруг Катя попросила есть. С тех пор стала кушать и поправилась.

Но не только с просьбой об исцелении идут люди на могилку, но и с разными житейскими проблемами. Или мысленно обращаются к ней. Вот живые примеры:

«Фаина Алексеевна Лобова рассказала, что её мама ходила на могилку и просила Дунюшку помочь полюбить жену старшего сына. Ей это удалось, полюбила она невестку. Любопытный случай рассказала бабушка Татьяне Васильевне Парамоновой. Она вместе с двумя женщинами из Котласа поехала на могилу к Дунюшке. Добрались, постояли, помолились, положили деньги на могилу (тогда это было заведено). Одна женщина положила три рубля. Уже на обратной дороге, в поезде, говорит: “Может, зря…” В общем, жалко стало. Приехала домой – три рубля у неё на крыльце лежит. Испугалась женщина, прибежала к спутницам и говорит: “Что я наделала, что же я сказала!” Стыдно и страшно стало. Вот такие чудеса Евдокия творит».

Могила Евдокии Блаженной

Много людей ходило на могилку. Такое паломничество не нравилось существующей атеистической власти. Было принято решение сровнять могилы у храма, в первую очередь могилу Дунюшки. Отправили трактор, он доехал до ограды, а дальше встал как вкопанный, не смог тронуться с места. В другой раз с трактором произошло то же самое. В 1962–1963 гг. тоже была попытка уничтожить могилу силами районного начальства и милиции. Им удалось вытащить памятник, но подоспевшие прихожане тотчас его обратно поставили и отказались уходить. Трактор, который выдёргивал памятник, заглох, на нём лопнули цепи. Тракторист прыгнул с трактора и обезножел. Что было в дальнейшем с ним – неизвестно.

Тем не менее позднее могилу всё-таки разрушили другим путём. Сломали и железную оградку вместе с трубами, на которых она держалась. Затем могила Евдокии вновь была восстановлена. Занялись оградкой. Рассказывают, что один местный мужчина, но живущий в Москве, заболел. Дунюшка ему приснилась. В то время могилку её, разрушенную, уже восстановили, а оградки не было. Мужчина сделал деревянную оградку, сам привёз её из Москвы и установил, вскоре и поправился.

Сейчас на могилке у блаженной Евдокии металлическая оградка, в 2002 году её установил котлашанин Виталий Анатольевич Чертков. Про него говорят, что раньше сильно болел, а как это благое дело выполнил, так все хвори словно рукой сняло.

До сих пор люди обращаются за помощью к Дунюшке. Это видно хотя бы по тому, что постоянно обновляются цветы на могиле, появляются свечи, светильники.

Дай, Боже, побольше таких подвижниц, как блаженная Евдокия; дай, Боже, побольше таких молитвенниц за нас, многогрешных, и Русь православную! И всем нам будет жить тогда легче; всё мы найдём тогда в своих нуждах и в горе – и помощь, и утешение. Есть огромная просьба к паломникам, приходящим на могилку к Евдокии: не оставляйте, пожалуйста, вещи на оградке, чтобы не создавать барахолки (дождь, снег, ветер портят их, они выцветают и могилу не украшают), лучше заберите с собой и носите на доброе здоровье.

Деньгами тоже не стоит осквернять могилу, там они не нужны. Лучше своё пожертвование передать или перечислить на восстановление Васильевского храма. Блаженная Евдокия наверняка будет приветствовать это.

Письмо нашего читателя.

Раньше не думал, что благочестивые люди, настоящие подвижники и молитвенники, так близки нашей семье. Прежде это была одна из закрытых тем, вероятно, по причине того, что в советское время говорить о вере в Бога старались осторожно. Но и сейчас лишь отрывочные разговоры доходят до меня - не всё сохранилось в памяти людей. И вот, как следует помолившись, я принялся за поиски сведений о них.

Среди семейных реликвий у нас хранится купюра достоинством в три червонца, выпущенная до Великой Отечественной войны. Ее дал моему деду старец Сергий - Сергей Федорович Борисов, покоящийся ныне на Всехсвятском кладбище города Тулы. Это было перед отправкой деда на фронт. Долго молился старец и, передавая деду купюру, сказал:

Будешь тяжело ранен, но домой вернешься.

Другой случай записан со слов бабушки. Ее мать привела к старцу одну из болящих дочерей. Оказавшись в соседней комнате для ожидания, дочь отметила: «Какие красивые напольные часы у него. Наверное, богатые люди подарили». Когда она вошла к старцу, он сказал ей: «Видала, какие часы стоят? Богатые люди подарили...» Но принял ласково, подал духовные советы.

Оказалось также, что и жили мы на одной из улиц частного сектора недалеко от дома, в котором жил старец Сергий. Заглянул я туда. Владелица соседнего дома, которой сейчас за восемьдесят, говорит:

Мне было восемнадцать, когда мы въехали сюда в 1945 году. Конечно, ходили к старцу Сергию древние старички и старушки, но ничего рассказать не могу. Тогда я больше занималась хозяйством и огородом, а все это считала пережитком старины, вот и не обращала внимания.

Тогда я направился в Свято-Ильинский храм, единственный в нашем городе не ушедший после революции в обновленческий раскол. Здесь старец молился, а в притворе в папке лежат распечатанные материалы по истории храма и приходской жизни.

Я работаю тут первый день и ничего сказать не могу, - говорит мне пожилая женщина за свечным ящиком.

Оно и понятно - старец Сергий Борисов к лику святых не причислен, а народное предание интересует не всех. Да и мне самому пришлось бы долго мыкаться, как слепому котенку, в поисках информации о нем, если бы не помогли добрые люди. В мои руки попал журнал «Тульские епархиальные ведомости» № 1 (27) за 1999 год с последней частью статьи, рассказывающей о духовных чадах старца Сергия, о том, как приходилось старцу прятаться от преследования безбожных властей в последние годы своей земной жизни. Было там напечатано и его духовное завещание, составленное в стихотворной форме. Вот отрывок из него:

Я умру, грешный, вы в своих молитвах не забывайте!
Друг друга любите, к отягощенным, скорбным ходите,
Ласковые, добрые слова им носите,
В скорбях им хоть словом помогите.
Как можно чаще пред Господом вздыхайте,
За грехи свои слезы проливайте.Кто чем обидел - забывайте,
Добрым словом или добрым делом им воздавайте…

В том же журнале говорится, что сохранился целый архив семейства Макаевых, на который можно опираться при обсуждении вопроса о будущем прославлении старца хотя бы в лике местночтимых святых. Пусть этот процесс труден и требует определенных затрат времени и сил, но все вполне решаемо.

Родился старец в 1853 году в селе Павшино. В молодости он ходил к старцу преподобному Амвросию Оптинскому, просил его благословения стать монахом. Но старец Амвросий не благословил его жить в монастыре и, испытывая его смирение, дал послушание на два года: каждому встречному поклон давать поясной, а где несколько человек - поклон земной. Первое время в деревне недоумевали: «Что с Сережкой? Ай шутит?» Но потом стало ясно - не шутит. Стала вся деревня над ним смеяться, издеваться. Но и через два года надежде о монашестве не суждено было осуществиться. «Будешь жить в миру. Очень ты нужен людям, а еще больше будешь нужен, когда придут времена испытания веры», - определил его поприще святой оптинский старец. Так и получилось. Вернувшись в свою деревню, Сергей зажил скромно, как все. Но вскоре к нему стали за духовным утешением приходить все больше людей. В 1930-е годы старец Сергий был арестован и какой-то срок провел в заключении. После лагерей он не стал возвращаться в родное село, а жил в Туле. Умер старец Сергий в 1946 году.

Те же добрые люди, давшие журнал со статьей о старце Сергии Борисове, предоставили мне работу протоиерея Игоря Корейши «О почитании православными верующими подвижников благочестия XX столетия», написанную в 2005-2006 годах. В работе рассказывается о Евдокии Ивановне Кудрявцевой, известной в народе как Дуняша, старица Евдокия. Здесь имеется серьезное богословское обоснование для ее канонизации, снабженное народными рассказами о ней, произнесенными перед Крестом и Евангелием.

Родилась Евдокия Ивановна в деревне Старая Колпа, что неподалеку от Ясной Поляны, годы жизни 1886 - 1979, последние из них она провела в психиатрической больнице неподалеку от города Советска, что в Щекинском районе Тульской области. Из-за иносказательных речей и непонятных для многих действий ей приходилось бывать в психиатрических больницах и интернатах.

В молодости Евдокию хотели насильно выдать замуж за нелюбимого человека, но она сбежала из-под венца, кинулась в ледяную воду осеннего пруда, и потом ее видели идущей босой по лесу. Так начался ее подвиг. Замужество, рождение или болезнь детей, уход в иной мир, попечение об учебе и работе - вот круг вопросов, с которыми к ней обращались и получали совет. Самой же ей приходилось жить где придется - в пригородных деревнях, прятаться в городских квартирах. Молилась она в храме Двенадцати Апостолов. О родителях Евдокии ничего неизвестно, хотя многие жития святых показывают - хотя бы один из них был благочестивым верующим человеком.

А вот рассказы, не попавшие в труд протоиерея Игоря Корейши, но полученные из весьма достоверных источников.

Многодетная бабушка одного из моих знакомых вскоре после установления советской власти купила в Москве семнадцать пар калош, надеясь перепродать их в Туле по более высокой цене, - надо было кормить детей. Уже с московского вокзала за ней начал следить сотрудник НКВД, задержал ее возле дома и отобрал покупку - так в то время боролись со спекуляцией. День спустя к бабушке подошла Дуняша со словами:

Ограбили!

Кто? - поинтересовалась та.

И Дуняша стала рассказывать все подробности произошедшего, пересказала и ее мысли.

В другой раз бабушка напекла изо всей муки, что имелась дома, пирогов и стала распределять их среди родных и знакомых. Хотела оделить ими и Дуняшу, но тогда не хватило бы другим... Тогда старица вновь подошла к ней со словами:

Ограбили! Пирожка не дали...

И рассказала ей все подробности. С тех пор ее, женщину с крупными грубоватыми чертами лица, стали побаиваться в семье.

А вот еще один рассказ о Дуняше.

Как-то моя мать пошла по делам, а навстречу ей идет Дуняша, - рассказал мне один пожилой человек. - «Тебе не по делам надо идти, а дома сидеть, пироги печь. Гости у тебя сегодня будут», - говорит она моей матери. Мать не придала этому значения, а ночью в окно постучали. Это оказался призванный на войну отец - их часть разместилась неподалеку, и он отпросился у командира на побывку. Другой раз мать полоскала белье на речке, а идущая мимо Дуняша неожиданно прыгнула в воду и переплыла реку. Вскоре семья получила похоронку, сообщающую о гибели брата во время форсирования Днепра. А потом приболел и я - несколько дней не ел и был на грани смерти. Идущая мимо Дуняша сказала матери: «Иди кормить ребенка». - «Так он же не ест ничего», - ответила она. «Иди и корми, - настаивала Дуняша. - И скажи ему, что на Пасху я дам ему золотое яичко». Мать вернулась в дом, наварила каши, и я поел. Здоровье мое стало налаживаться, а к Дуняше я попал спустя много лет - на ее могилку. Как раз на Пасху было. Был спокойный светлый день, но тут по земле пошел легкий ветерок, как бы открывший травку на могилке. В травке я увидел принесенные ей на могилку яички, и это стало напоминанием о том случае.

Когда моего отца крестили в младенчестве, Дуняша обнесла его вокруг купели. Он вырос, стал талантливым инженером-механиком. Так же она во время крестин брала на руки девочку - теперь она живет счастливо.

Старец Сергий и блаженная старица Евдокия молились за Тулу в грозную годину Великой Отечественной войны - немцы так и не вошли в наш город. Полагаю, найдутся еще замечательные случаи из их жизни, мои же записи не претендуют на полноту.

Двоюродная сестра моего деда стала инокиней Ольгой, Олюшкой, как звали ее в нашей семье. Сейчас трудно сказать, где она подвизалась до революции. Вероятно, в Свято-Успенском женском монастыре, располагавшемся тогда в центре города. К сожалению, теперь на его месте вырос торгово-развлекательный центр. Когда при советской власти монастырь закрыли, инокиня Ольга перебралась в родительский дом. Она была очень красива, и ей не раз делали предложение выйти замуж. Но она свято хранила монашеские обеты и отвергала все ухаживания. Что побудило ее стать монахиней - известно лишь Богу да духовнику. Она заработала государственную пенсию на швейной фабрике, а потом до конца дней трудилась в храме Всех Святых города Тулы, похоронена на расположенном возле храма кладбище. Могилка инокини Ольги затерялась, отошла же она в иной мир после 1957 года. Незадолго до смерти она вымолила, чтобы наша семья смогла переехать в новое жилье. А моя мама, будучи маленькой, читала ей вслух рассказы из книжки Виталия Бианки, полученной за школьные успехи.

Все эти события происходили не так давно и достойны запоминания. Пока же хочется сказать: старец Сергий, старица Евдокия, инокиня Ольга, молите Бога о нас!

Р.Н. Романов, г. Тула.

Между Тулой и Щекино, в маленьком пос. Временный, чуть вдали от дороги, в тихой сторонке, на месте явления иконы Николы-Чудотворца, стоит Свято-Никольский Храм. Его зеленые купола, увенчанные золотистыми крестами, над белокаменными сводами привлекают много прихожан и паломников из разных уголков России, а также из других стран: «Мы там.., уже знаем, кто такая Тульская чудотворица - Блаженная. девица Евдокия!»
Возле Храма, чуть позади, находится благодатный уголок-могилка, где похоронена Евдокия Ивановна Кудрявцева, известная в народе, как Дуняша. Теплом и уютом встречает она тех, кто приходит к ней с открытым сердцем и искренними чистыми помыслами. На могиле у Матушки Евдокии всегда стоят живые цветы, неугасимо горят свечи, затеплена маленькая лампадочка в дивном фонарике, сделанная монахами с горы Афон.
За могилкой Матушки многие годы ухаживала тетя Таня, как многие ее называли, несмотря на преклонный возраст (ей тогда шел уже восьмой десяток), ежедневно приезжая из Щекино. «Приемником – хранителем» тети Тани стал Иван Степанович. Благодаря ему и прихожанам Свято-Никольского Храма, там всегда чистота и порядок.
За 30 лет со дня смерти Дуняши к ней на могилку пришло более полмиллиона человек.
Так кто же она, Евдокия Ивановна Кудрявцева?
Родилась Евдокия Ивановна в селе Старая Колпна Щекинского района, 8 марта 1883 года. Отец ее служил в царской жандармерии. Сама она, до 18 лет, была такая же, как все. Разве что отличалась необыкновенной красотой, статью и добротой. Был у нее жених, по имени Вячеслав. Но на накануне свадьбы ей было видение: так и остаться на роду венчанной девой...
С самого начала XX века, около 80 лет, она несла свой Крест - Христа ради юродивой. У нее не было ни кола, ни двора, ни семьи, ни угла. Родители ее, Иоанн и Агафья, погибли, когда Дуняша была совсем маленькой.
В смутные времена неверия и богоборчества, Евдокию признавали "психически не здоровой, запрятывая ее в «психушку». Но слава о ней, как о необыкновенной прозорливице, молитвеннице и целительнице, распространялась из уст в уста. Сами врачи в лечебнице приходили к ней с поклоном за помощью. Никому Матушка не отказывала. Многие, после излечения, обретали Веру. Нo не любила Евдокия людей льстивых, старалась отойти от них. Говорила: «Бойтесь людей, хвалящих Вас». Тех же кто ругал и бранил ее, наоборот, ласково привечала.
Особенно памятны события начала ВОВ. Известна история о том, что Евдокия Ивановна заверила руководство Тулы: «Немец не войдет, я ключи спрятала». Действительно, немцы не смогли прорвать оборону Тулы.
Иногда смысл сказанного, становился понятен только спустя некоторое время. В тяжелые времена ВОВ к ней шли со своими вопросами и опасениями люди, чтобы узнать о судьбах отца и сына, брата или мужа, от которых не было никаких вестей, ища в ней последнюю надежду...
В Заречье, где Дуняша жила на улице Галкина, одна мать давным-давно не получала писем" от сына - танкиста. «А ты протяни руку к иконочке»,- посоветовала прозорливица. За иконкой была спрятана чернильница. Мать написала письмо на фронт и получила вскоре ответ от командира части, который писал, что её сын жив, но ранен и лежит в госпитале.
Бывало, что Евдокия на глазах у всех рвала «похоронку». Затем приходила весточка от этого человека, либо он сам возвращался домой.
До сих пор Евдокию Ивановну помнят в Спасском Храме, что находится на Гончарах (Пузакова 1). Возле дорожки, ведущей к Храму, похоронена Агафья, мама блаженной девицы Евдокии. Очень часто Дуняша приходила на могилку, заказывала панихиду, которую служил отец Илларион, и очень благодарна была тем, кто поминал ее мамочку.
Прихожане и служащие Храма рассказывали о ней… Одна женщина вспоминает, что когда она была девочкой, Дуняша ей подарила пелёночки: розовую и голубую. Много лет спустя стал ясен смысл подарка, она поняла, что ей предрекла Евдокия Ивановна. Женщина родила двойню: девочку и мальчика.
Некоторые её побаивались, боясь её предсказаний…
Однажды венчалась пара. И тут в Храм зашла нарядно одетая Матушка Дуняша и встала рядом с невестой. Та замерла и начала горячо про себя молиться. Напрасно опасалась невеста – ей предстояло долгое и счастливое замужество.
Очень часто Дуняша крестила детишек сама (батюшки ей не отказывали). для многих она становилась Крёстной матерью. Свой земной путь Евдокия Ивановна Кудрявцева закончила в вынужденном заключении в психиатрической больнице -28 мая 1979 года в возрасте 96 лет.
28 мая 2009 года было 30 лет со дня смерти Матушки
До последнего дня она поддерживала и помогала страждущим, верящим в силу ее мо¬литв людям.
Сбылись пророческие слова Великой молитвенницы и прозорливицы: «Приходите ко мне, оттуда я еще больше буду помогать Вам».
Имея дома фото-иконку Дуняши - не зло, ни злой человек не коснется ни этого дома, ни живущих в нем.
Чудеса на могиле блаженной Матушки Евдокии продолжаются до сих пор. Свечение от ее могилки даже засняли на обычную фотопленку. Кто-то слышал в Рождественские дни величественное пение церковного хора, кто-то колокольный звон.
В этом Святом месте исцеляются, находят поддержку, ответы на многие вопросы, а самое важное - обретают Веру люди, верящие ей и просящие ей заступничества и молитвы. Кто-то просит о помощи в житейских нуждах, кто-то в устройстве личной жизни, кто-то просит Матушкиных молитв об исцелении. Никому Евдокия не отказывает в помощи.
...Одна прихожанка решив поздней осенью убрать палые листья с могилки Дуняши, встав на колени совсем забыла о больных коленных суставах, которые ее больше никогда не беспокоили. Другая рассказала, что уже совсем отчаявшись найти работу, со слезами молила Евдокию помочь ей, ведь у нее маленькие дети. Вскоре ее пригласили на хорошо оплачиваемую должность.
Многие, благодаря ей. нашли и соединили свои судьбы.
Особенно любит Евдокия детишек: наставляет, ограждает их от всего плохого, а также помогает в воспитании наших детей в это трудное, полное многих соблазнов время.
Блаженная Матушка Евдокия Ивановна прожила долгую нелегкую жизнь. Не искала она в своей земной жизни ни богатств, ни людской славы, ни почестей. Наградой ей стала благодать Святаго Духа, любовь и почитание современников и следующих поколений.
Заступница наша пред Господом, Блаженная девица Евдокия, всегда поможет в трудную минуту. Она как-будто дает невидимую ниточку, протягивает руку помощи. И остается только каждому из нас решить: в какую сторону сделать этот важный шаг...
Доехать из Тулы до могилки Бл. Матушки Евдокии можно от остановки "Мосина" на автолайне №114, №117, а также маршрутным автобусом, идущем в сторону города Щекино до остановки "Пос. Временный" или до указателя "Свято-Никольский Храм".
Матушка Дуняша! Моли Господа о нас грешных!

Блаженная Матушка Евдокия (Дуняша). День памяти - 28 мая. Между Тулой и Щекино, в маленьком пос. Временный, чуть вдали от дороги, в тихой сторонке, на месте явления иконы Николы-Чудотворца, стоит Свято-Никольский Храм. Его зеленые купола, увенчанные золотистыми крестами, над белокаменными сводами привлекают много прихожан и паломников из разных уголков России, а также из других стран: «Мы там.., уже знаем, кто такая Тульская чудотворица - Блаженная. девица Евдокия!» Возле Храма, чуть позади, находится благодатный уголок-могилка, где похоронена Евдокия Ивановна Кудрявцева, известная в народе, как Дуняша. Теплом и уютом встречает она тех, кто приходит к ней с открытым сердцем и искренними чистыми помыслами. На могиле у Матушки Евдокии всегда стоят живые цветы, неугасимо горят свечи, затеплена маленькая лампадочка в дивном фонарике, сделанная монахами с горы Афон. За могилкой Матушки многие годы ухаживала тетя Таня, как многие ее называли, несмотря на преклонный возраст (ей тогда шел уже восьмой десяток), ежедневно приезжая из Щекино. «Приемником – хранителем» тети Тани стал Иван Степанович. Благодаря ему и прихожанам Свято-Никольского Храма, там всегда чистота и порядок. За 30 лет со дня смерти Дуняши к ней на могилку пришло более полмиллиона человек. Так кто же она, Евдокия Ивановна Кудрявцева? Родилась Евдокия Ивановна в селе Старая Колпна Щекинского района, 8 марта 1883 года. Отец ее служил в царской жандармерии. Сама она, до 18 лет, была такая же, как все. Разве что отличалась необыкновенной красотой, статью и добротой. Был у нее жених, по имени Вячеслав. Но на накануне свадьбы ей было видение: так и остаться на роду венчанной девой... С самого начала XX века, около 80 лет, она несла свой Крест - Христа ради юродивой. У нее не было ни кола, ни двора, ни семьи, ни угла. Родители ее, Иоанн и Агафья, погибли, когда Дуняша была совсем маленькой. В смутные времена неверия и богоборчества Евдокию признавали "психически не здоровой, запрятывая ее в «психушку». Но слава о ней, как о необыкновенной прозорливице, молитвеннице и целительнице, распространялась из уст в уста. Сами врачи в лечебнице приходили к ней с поклоном за помощью. Никому Матушка не отказывала. Многие, после излечения, обретали Веру. Нo не любила Евдокия людей льстивых, старалась отойти от них. Говорила: «Бойтесь людей, хвалящих Вас». Тех же кто ругал и бранил ее, наоборот, ласково привечала. Особенно памятны события начала ВОВ. Известна история о том, что Евдокия Ивановна заверила руководство Тулы: «Немец не войдет, я ключи спрятала». Действительно, немцы не смогли прорвать оборону Тулы. Иногда смысл сказанного, становился понятен только спустя некоторое время. В тяжелые времена ВОВ к ней шли со своими вопросами и опасениями люди, чтобы узнать о судьбах отца и сына, брата или мужа, от которых не было никаких вестей, ища в ней последнюю надежду... В Заречье, где Дуняша жила на улице Галкина, одна мать давным-давно не получала писем от сына - танкиста. «А ты протяни руку к иконочке»,- посоветовала прозорливица. За иконкой была спрятана чернильница. Мать написала письмо на фронт и получила вскоре ответ от командира части, который писал, что её сын жив, но ранен и лежит в госпитале. Бывало, что Евдокия на глазах у всех рвала «похоронку». Затем приходила весточка от этого человека, либо он сам возвращался домой. До сих пор Евдокию Ивановну помнят в Спасском Храме, что находится на Гончарах (Пузакова, 1). Возле дорожки, ведущей к Храму, похоронена Агафья, мама блаженной девицы Евдокии. Очень часто Дуняша приходила на могилку, заказывала панихиду, которую служил отец Илларион, и очень благодарна была тем, кто поминал ее мамочку. Прихожане и служащие Храма рассказывали о ней… Одна женщина вспоминает, что когда она была девочкой, Дуняша ей подарила пелёночки: розовую и голубую. Много лет спустя стал ясен смысл подарка, она поняла, что ей предрекла Евдокия Ивановна. Женщина родила двойню: девочку и мальчика. Некоторые её побаивались, боясь её предсказаний… Однажды венчалась пара. И тут в Храм зашла нарядно одетая Матушка Дуняша и встала рядом с невестой. Та замерла и начала горячо про себя молиться. Напрасно опасалась невеста – ей предстояло долгое и счастливое замужество. Очень часто Дуняша крестила детишек сама (батюшки ей не отказывали). Для многих она становилась Крёстной матерью. Свой земной путь Евдокия Ивановна Кудрявцева закончила в вынужденном заключении в психиатрической больнице - 28 мая 1979 года в возрасте 96 лет. 28 мая 2009 года было 30 лет со дня смерти Матушки. До последнего дня она поддерживала и помогала страждущим, верящим в силу ее молитв людям. Сбылись пророческие слова Великой молитвенницы и прозорливицы: «Приходите ко мне, оттуда я еще больше буду помогать Вам». Имея дома фото-иконку Дуняши - не зло, ни злой человек не коснется ни этого дома, ни живущих в нем. Чудеса на могиле блаженной Матушки Евдокии продолжаются до сих пор. Свечение от ее могилки даже засняли на обычную фотопленку. Кто-то слышал в Рождественские дни величественное пение церковного хора, кто-то колокольный звон. В этом Святом месте исцеляются, находят поддержку, ответы на многие вопросы, а самое важное - обретают Веру люди, верящие ей и просящие ей заступничества и молитвы. Кто-то просит о помощи в житейских нуждах, кто-то в устройстве личной жизни, кто-то просит Матушкиных молитв об исцелении. Никому Евдокия не отказывает в помощи. ...Одна прихожанка решив поздней осенью убрать палые листья с могилки Дуняши, встав на колени совсем забыла о больных коленных суставах, которые ее больше никогда не беспокоили. Другая рассказала, что уже совсем отчаявшись найти работу, со слезами молила Евдокию помочь ей, ведь у нее маленькие дети. Вскоре ее пригласили на хорошо оплачиваемую должность. Многие благодаря ей. нашли и соединили свои судьбы. Особенно любит Евдокия детишек: наставляет, ограждает их от всего плохого, а также помогает в воспитании наших детей в это трудное, полное многих соблазнов время. Блаженная Матушка Евдокия Ивановна прожила долгую нелегкую жизнь. Не искала она в своей земной жизни ни богатств, ни людской славы, ни почестей. Наградой ей стала благодать Святаго Духа, любовь и почитание современников и следующих поколений. Заступница наша пред Господом, Блаженная девица Евдокия, всегда поможет в трудную минуту. Она как-будто дает невидимую ниточку, протягивает руку помощи. И остается только каждому из нас решить: в какую сторону сделать этот важный шаг... Матушка Дуняша! Моли Господа о нас грешных! Доехать из Тулы до могилки Бл. Матушки Евдокии можно от остановки "Мосина" на автолайне №114, №117, а также маршрутным автобусом, идущем в сторону города Щекино до остановки "Пос. Временный" или до указателя "Свято-Никольский Храм".

У каждого человека Родина своя. Для одного это столичный город, для другого – маленькое село, которое является песчинкой на карте России. В Челябинской области такой песчинкой является село Чудиново в Октябрьском районе. Оно находится примерно в 100 километрах от Челябинска. Сегодня это обыкновенное село, располагающееся в Октябрьском районе Челябинской области. Оно ничем не отличается от тысячи других сел. И лишь праведница Евдокия Чудиновой повышает интерес к данному месту. Название села очень символично. Ходит много легенд о том, как оно появилось.

Говорят, что приезжавшие в это место новые люди восхищались красотой нашего края, говорили: "какое чудное место!" Эта молва расходилась и по окрестности, потому что Ячменка быстро развивалась как купеческое село с кустарным производством товаров, продуктов питания. Так и пристало к селу новое имя - Чудиново. Cлавилось оно своими базарами и ярмарками. Раньше здесь жило много купцов, зажиточных крестьян.

Сегодня в Чудиново проживает около 800 человек. Раньше, до 1930 гг. население было больше, так как село Чудиново было районным центром. По дороге в село можно различить очертание церкви светло-голубого цвета. Она расположена в центре села. Последнее время около церкви всегда есть народ, причем это не только местные люди. Сегодня в село приезжает очень много паломников и просто верующих людей. Они приезжают на могилку Евдокии Чудиновой.

Евдокия Маханькова родилась в 1870 году в деревне Могильной Оренбургской губернии, ныне Челябинской области. У неё рано умерла мать. Отец женился на другой женщине. Отношения мачехи и Дуни не сложились. В семь лет отец отправил Евдокию в соседнюю деревню Ячменку работать нянькой. Однажды, когда она шла домой, на неё напал разбойник-отшельник и затащил в глухую лесную избушку для того, чтобы девушка помогала ему по хозяйству. Днём разбойник привязывал пленницу к берёзе. В одну из ночей, проведённых в доме разбойника, ей почудился голос, призывавший Дуню дать обет, что она будет всю жизнь служить Богу. Через несколько дней ей удалось бежать. Спустя пару лет Дуня странным образом обрела икону Божьей Матери, которая теперь хранится в Троицке в храме Дмитрия Солунского.

Всю жизнь провела Евдокия в уединении и молитве. Она работала у людей, молилась в чудиновском храме Вознесения Господня. По преданию, блаженная много путешествовала, посетила Иерусалим, Италию. В 1922 году за обличение властей в закрытии и разорении храмов Дунюшку арестовали и посадили в пермскую тюрьму. Потом перевели в психбольницу, в которой признали её душевнобольной и выпустили с соответствующими документами. По некоторым воспоминаниям, она побывала в тюрьме ещё раз, в 1939 году. Вернувшись, жила в Чудинове, в старости на несколько лет переехала в Троицк, а перед смертью вернулась в село. Умерла Евдокия Чудинова 5 марта 1948 года.

Это необычное место, которое пользуется особым вниманием среди населения (и не только местного). Место, которое исцеляет.

Находясь рядом с место захоронения Дуняши, многие чувствуют себя легче; кто-то понимает, что проблемы, начинают уходить. Чаще к мученице приезжают семьи, которые просят своему ребенку здоровья и женщины, которые не могут иметь детей. К таким местам, никогда не зарастет тропинка.

Евдокии Чудиновой нет на земле уже 55 лет, но легенды о ней ходят одна невероятнее другой. Протоиерей Иоанн, настоятель Свято-Вознесенского храма села Чудиново поясняет, что по сей день она дает покой страждущим, исцеляет больных и увечных.

Программа тура:

08-00 Выезд из Челябинска от офиса Русь-Тревел ул.Кирова 7а (отправление с проезжей части ул. Кирова)
10-00 Прибытие в село Чудиново, посещение Свято-Вознесенского храма
12-00 Посещение могилы Евдокии Чудиновой, свободное время
14-00 Выезд в Челябинск
16-00 Возвращение в Челябинск.

Скидки пенсионерам, детям до 11 лет, готовым группам от 5 человек - 5%.- на тур без акции

В поездку принимаются дети от 5 лет

В стоимость входит: - Туроператор сохраняет за собой право в зависимости от объективных обстоятельств, при этом сохраняя объем и качество оказываемых услуг, изменить порядок проведения экскурсий, объектов питания и размещения!
- При наборе группы менее 19 человек будет подан микроавтобус туристического класса.
- Время в программе является ориентировочным, и зависит от дорожных обстоятельств.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.