Анализ лирического произведения не позволяй душе лениться. Анализ стихотворения Н

Это стихотворение появилось на свет в 1958 году, всего за несколько месяцев до того, как автор ушел из жизни. Этот текст представляет собой своеобразное напуствие для более молодого поколения.

Главная тема стихотворения

Стихотворение имеет поучительный смысл, и передает главную мысль автора, заключенную в необходимости воспитывать в себе способность к самодисциплине. Только так, по мнению поэта, можно достичь гармонии в личной жизни и мироощущении.

Автор отмечает, что самодисциплина является главным и необходимым условием для достижения успеха в жизни. Как гласят строки стихотворения, душа, которая предпочитает лениться и занимать время безделием, не сможет добиться ничего от жизни. Добиться роста личности человек сможет только при условии активной работы над собой и строгого самоконтроля независимо от ситуации.

Структурный анализ стихотворения

Автор обращается к читателю на "ты", и весь тон произведения поучительный. Это выдает в стихотворении тот факт, что обращается поэт, в первую очередь, к тем, кто значительно моложе его, и только начинает свой жизненный путь. Мысль о необходимости самоконтроля и самовоспитания высказывается в первых же строках, а уже во второй строфе автор дает развитие данной темы.

Работа над собой представлена в виде тяжелого, полного трудностей, пути по дороге к совершенству личности. Эта метафора позволяет более красочно и образно представить себе то, о чем написано в стихотворении, и понять его суть.

Наставления к концу произведения сменяются предостережениями о том, что будет, если не следовать советам опытного человека. Также в конце подчеркивается основная мысль поэта о том, что динамика духовного развития имеет невероятную важность в процессе достижения жизненной гармонии.

В произведении использована перекрестная классическая рифма, и это делает строчки музыкальными и достаточно легко читаемыми. Такие стихи легко запоминаются, хорошо читаются и не имеют сложных конструкций или внезапных смен ритма повествования. Ритм ровный и спокойный, подчеркивающий нравоучительный тон.

Вывод

Несмотря на то, что стихотворению почти 70 лет, оно все равно актуально, поскольку саморазвитие и самодисциплина во все времена являются залогом успешной жизни и гарантированных успехов в карьере.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

Заболоцкий Николай Алексеевич был знаменитым поэтом, который любил в своих стихотворениях пофилософствовать на «вечные темы». Его произведения отличались своим разнообразием, сложно сказать в каком стиле и жанре писал поэт. Очень часто в своих стихотворениях Заболоцкий напоминал нам о том, что основная задача в жизни каждого человека – это постоянная работа над самим собой. Он считал, что только в том случае, если каждый будет самосовершенствоваться, наше общество будет обретать новые черты, развиваться вместе с нами. Одним из таких стихотворений является «Не позволяй душе лениться», анализ которого мы и должны с вами сделать. Всё стихотворение пронизано самой главной идеей – человеческая душа должна работать, трудиться. Поэт предостерегает нас от лени и бездействий, напоминает, что расслабление губительно для человека. Не стоит давать поблажек своей душе – говорит поэт, и в этом он совершенно прав. Поддавшись лени единожды, ты становишься её заложником. В то же время Заболоцкий в своём стихотворении «Не позволяй душе лениться» противопоставляет бессмысленному существованию человека – труд и развитие, стремление узнать что-то новое, добиться определённых высот. Для того, чтобы человек стал Настоящим, полезным своим близким и окружающим людям, он должен овладевать какими-либо знаниями и навыками, постоянно учиться. Делая анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» мы понимаем насколько же прав его автор – Николай Алексеевич Заболоцкий. Только труд и упорство помогут нам стать достойными людьми. Помогите пожалуйста ответить на вопрос по литературе: В чем заключается труд души? НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ Не позволяй душе

лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

1958 Николай Заболоцкий. Меркнут знаки Зодиака. Москва: Эксмо-Пресс, 1998.

понимаю, что задание творческое, но люди,помогите пожалуйста...сама бы написала, да времени нет, а сроки поджимают...мне ещё 3 сочинения писать.ааааа..

Заране благодарна! сочинение на тему: анализ стихотворения Заболоцкого - "Не позволяй душе лениться..." План сочинения: 1) Тема(о чём?); 2) Идейный замысел (как?); 3) Образы и символы; 4) Образ лирического героя (состояние); 5) Выразительные средства: 6) Моё восприятие стихотворения; Вот стихотворение: Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Гони ее от дома к дому, Тащи с этапа на этап, По пустырю, по бурелому Через сугроб, через ухаб! Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в черном теле И не снимай с нее узды! Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвет. А ты хватай ее за плечи, Учи и мучай дотемна, Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она. Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку

Психологический настрой к уроку
II.Предкоммуникативная фаза

1) Скороговорка

2) Работа со словом

В чем же заключается этот смысл для Заболоцкого? (В неустанном труде души).

Как вы понимаете выражение “труд души”? (Воспитание в себе неравнодушия к страданию ближних, не примиряться с подлостью, несправедливостью, нечестностью).

Запись в тетрадь: “Не позволяй душе лениться”.
А) проблема жизненной цели

Главное – каждому необходимо постоянно работать над собой, каждый должен самосовершенствоваться, не останавливаться на достигнутом, нельзя расслабляться, нельзя поддаваться лени. Поддавшись один раз лени, ты становишься её заложником («она последнюю рубашку…»)

Б)проблема освоения новых жизненных рубежей : только в труде ты растешь, развиваешься, ты постоянно что-то узнаешь новое, осваиваешь. Нельзя проводить время в бездействии. Человек достигнет цели в труде, когда сам будет трудиться не покладая рук. Жизнь – это вечное движение вперед. Если ты остановишься на достигнутом и смиришься с тем, что у тебя есть – ты окажешься в двух шагах от деградации.

4)Исследовательская работа в группах

А теперь приступим к работе в группах. У каждой группы есть задание , выполнять их вы будете вместе, обсуждая между собой. Каждая группа должна будет представить свой вариант ответа. Отвечать может один человек или несколько, все зависит от того, как вы решите представить ваш ответ. Итак, пусть ваша душа потрудится.

Задания для групп:

Группа № 1) Мастера художественного слова

Задание :

Подготовьте выразительное чтение стихотворения, пользуясь памяткой..

Группа №2) Мастера слова

Задание:

1) Объясните лексическое значение непонятных слов (должны были подготовиться дома)

Бурелом – поваленный бурею лес.

Ухаб – выбоина, яма на дороге.

Коль – если.

Узда – то, что является сдерживающей, обуздывающей силой против чего-нибудь.

Поблажка – нестрогое, излишне снисходительное отношение к кому-чему-нибудь.ъ

2) Объясните значение фразеологизмов.

«чтоб в ступе воду не толочь», «тащи с этапа на этап», « пустырь», «держи лентяйку в черном теле», «дать поблажку», сорвать «последнюю рубашку», «хватать за плечи», «жить по-человечьи».

Толочь воду в ступе – заниматься бесцельным, бесполезным занятием. (Комментарий учителя: душа человека должна постоянно обогащаться новыми впечатлениями, новыми мыслями).

Держать в чёрном теле – плохо обращаться с кем-нибудь, притеснять кого-либо. (Комментарий учителя: человек по натуре ленив. Лень свою нужно держать в чёрном теле).

Не снимать узды – держать в повиновении. (Комментарий учителя: лень, эгоизм, равнодушие, чёрствость – всё это нужно держать в повиновении).

Сорвать последнюю рубашку – разорить, довести до нищенского состояния. (Комментарий учителя: эгоизм, злоба, зависть, равнодушие уничтожают, разоряют духовный мир человека).
3)Выпишите глаголы, определите, в какой форме они употреблены и почему. Почему такое обилие глаголов?

4) Найдите в стихотворении художественно-изобразительные средства. (фразеологизмы, восклицательные предложения, повторы, олицетворение, анафора, антитеза). Какова их роль в тексте?

5) Размер стиха. Вид рифмы.

1 /2 1 /2 1 /2 1 /2 1

О|на| ра|бы|ня| и| ца|ри|ца, а

Она работница и дочь, б

Она обязана трудиться а

И день и ночь! б

Размер – ямб. Расположение рифм – перекрёстное.


5)Выступления групп
6)Коллективный анализ текста, осмысление его. Работа над проблемой урока

А)Работа с таблицей. Деление на микротемы

- Попробуем разделить стихотворение на микротемы.


п\п

Текст

Микротемы

1

Не позволяй Душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!


Лирический герой заявляет о том, что «душа обязана трудиться»

2

Гони её от дома к дому,

По пустырю, по бурелому

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды !


Что же для этого необходимо? Как заставить ее это делать?

3

Коль дать ей вздумаешь поблажку ,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвёт .


Что произойдет, если она обленится?

4

А ты хватай её за плечи,

Учи и мучай дотемна ,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.


Что делать, если она испытала на себе прелести лени?

5

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь !


Образы, в которые душа перевоплощается. И вновь лирический герой заявляет о том, что «душа обязана трудиться»

-Какова основная мысль стихотворного текста? «душа обязана трудиться»

-Зачем она должна трудиться?

«Чтоб воду в ступе не толочь»- бесполезное дело, оно безрезультатно, бесцельно, это значит, зря тратить время.

(«Гони», «тащи» - значит, надо заставлять себя преодолевать трудности, препятствия; «не разрешай спать», «держи в черном теле», «не снимай узды» - значит, надо держать себя в строгости, не разрешать себе расслабляться.)

- Что произойдет, если душе «дать поблажку»?

Если позволить расслабиться, оказать снисхождение, она «последнюю рубашку с тебя безжалостно сорвет», и человек потеряет себя, свою индивидуальность.)

- Может ли человек исправить это положение? Найдите ответ на этот вопрос в тексте.

-Чем интересны образы, в которые перевоплощается душа, будучи трудолюбивой или ленивой?

- Просто ли следовать этим советам? Всегда ли человек может заставить свою душу трудиться? Подумайте, как это применительно к вам .
-
Какие слова в стихотворении повторяются? (кольцевое обрамление). В чем ее функция? (подчеркнуть идею стихотворения

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.
6)Формулирование проблемы урока

-Какова идея стихотворения? (человеческая душа должна работать, трудиться) В каких строчках она заключается?( Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь)

-Помните, перед знакомством со стихотворением Заболоцкого я задала вам вопрос: почему «нельзя позволять душе лениться»? Как бы вы сейчас ответили на него?( Душа – это целый мир. Но этот мир нужно постоянно обогащать. А для этого душа должна трудиться. Именно труд души позволяет стать тем, кем хочешь. Такими людьми держится жизнь.
-Над какой темой мы сегодня с вами трудились? Как бы вы ее сформулировали?

(Воспитание души, труд души)

Выражением жизненной установки и поэтическим завещание поэта звучат его строки. Это и наказ нам, и совет, и завет…
Свободный микрофон. Выводы

Мы начинаем убеждаться в справедливости наставлений поэта и лирического героя. Мы понимаем, что душа может быть и «рабыней», и «царицей» одновременно, а вот кем она будет - это зависит от каждого человека. Можем ли мы заставить душу трудиться? Конечно, можем. «По пустырю, по бурелому, через сугроб, через ухаб» ее провести или даже протащить, если будет сопротивляться – вот так закалится душа, так мы достигнем жизненной цели.

Н.Заболоцкий в стихотворении сказал нам о том, как важно развиваться духовно, воспитывать свою душу, приучать ее к постоянному труду. Человек с ленивой душой эгоистичен, его интересы ограничены, он слабоволен, не способен добиться успеха в жизни . Поэтому каждому из нас также необходимо свою «лентяйку» «держать в черном теле», чтобы не потерять свое человеческое обличье, чтобы не превратиться в безвольного робота, которым любой и каждый смог бы командовать. У человека только тогда будет свое лицо, когда сам будет к этому стремиться. Человеку много дано от природы, а «кому много дано, с того много и спросится»

О том, какой должна быть душа, мы еще будем с вами рассуждать

Рефлексия

-Чья душа сегодня на уроке потрудилась? А у кого ленилась? Выводы сделайте, пожалуйста, сами, как вы будете воспитывать свою душу.

Домашнее задание :

Задание №1

Написать сочинение- миниатюру на тему « Что делать, если душа сопротивляется?»

Задание №2

Выучить стихотворение наизусть (по выбору). Пользуясь сочинением-миниатюрой, объясните свой выбор.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.