Есн сейчас. Что это такое Единый социальный налог (ЕСН)? Подробней о ремейке ЕСН

Изначально ЕСН, Единый Социальный Налог, был создан в качестве обязательного налога, чтобы обеспечить пенсионное и страховое обеспечение. Закон об этом виде налогообложения видоизменялся, но глава № 24-2 НК РФ стала последним документом, регулирующим эту систему.

Кто плательщики?

В соответствии с принятыми поправками налогоплательщики ЕСН поделились на 2 ключевые группы:

  1. налогоплательщики, выплачивающие заработную плату своим работникам, ими могут быть ИП, юридические лица, физические лица, официально не ведущие предпринимательскую деятельность.
  2. налогоплательщики, получающие прибыль от частной практики: нотариусы, адвокаты, ИП.

Если плательщик ЕСН попадает сразу в две категории, то он обязан оплачивать налог дважды, например: индивидуальный предприниматель первый раз удерживает с себя ЕСН за то, что платит заработную пату своим работникам, а второй раз за то, что ведет деятельность.

Объектами налогообложения для первой категории есть выплаты заработных плат и денежных вознаграждений, которые входят в фонд оплаты труда. Другими словами, это все выплаты, которые прописаны гражданско-правовым или трудовым договором. Если это вторая категория, то ЕСН уплачивается от ведения предпринимательской деятельности.

Как определить размер выплат по ЕСН

Для вычисления налоговой базы по ЕСН, нужно также определить к какой из 2 категорий вы относитесь. Для первой группы налоговой станет полный размер всех начисленных заработных плат, которые будут выплачены работодателем за отчетный период. К этим выплатам можно отнести абсолютно все начисления, связанные с трудом и уплаченные из фонда оплаты труда.

Для правильного удержания налога, ЕСН должен начисляться на каждого сотрудника отдельно по каждому налоговому периоду. Такой расчет производится с первого месяца и дальше нарастающим итогом до конца года.

Для налогоплательщиков второй группы налоговой базой станут все доходы, полученные от ведения предпринимательской деятельности. Эту базу он имеет право уменьшать при помощи вычитания величины расходов. Вид расходов, которые могут уменьшить для ЕСН налоговую базу такие же, как и для налога с прибыли.

Подведя итог, определим, что именно относится к налоговой базе для ЕСН:

  • любые выплаты и вознаграждения за труд работников в соответствии с пунктами ТК;
  • оплата по трудовому договору, исключением лишь может стать оплата с переходом вещевого права;
  • доход от лицензионных и авторских прав;
  • безвозмездная помощь и материнские выплаты, в том числе.

Основные бухгалтерские проводки для начисления и уплате ЕСН

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
20, Начисление ЕСН для фонда социального страхования с заработной платы Размер налога Налоговая декларация по ЕСН, бухгалтерская справка-расчет, расчет авансового платежа
20, Начисление платежей обязательного страхования от несчастных случаев Сумма ЕСН Бухгалтерская справка-расчет, бухгалтерский регистр по начислению платежей
Удержание ЕСН в Фонд социального страхования и в Фонд платежей обязательного страхования от несчастных случаев Сумма ЕСН
Начисление платежей по родам, беременности и временной трудовой недееспособности, сделаны другие выплаты из Фонда социального обеспечения Сумма ЕСН Расчетная ведомость, расчетно-платежная ведомость, бухгалтерская справка-расчет
20, 69.02 Начисление ЕСН в ПФ с заработной платы работников Сумма ЕСН
69.02 Удержание ЕСН в ПФ РФ Сумма ЕСН Банковская выписка, платежное поручение
20, 69.03 Начисление ЕСН в Федеральный Фонд медицинского страхования РФ с фонда оплаты труда Сумма ЕСН Бухгалтерский регистр ЕСН, бухгалтерская справка-расчет
69 Удержание ЕСН в Федеральный Фонд медицинского страхования РФ Сумма ЕСН Банковская выписка, платежное поручение
20, 69.03 Начисление ЕСН в территориальный Фонд медицинского страхования из сумм заработной платы Суммасоциального налога Бухгалтерский регистр ЕСН, бухгалтерская справка-расчет
69 Удержание ЕСН в территориальный Фонд медицинского страхования Сумма ЕСН Банковская выписка, платежное поручение
99 , 69.02, 69.03 Начисление штрафов и пеней по платежам страхования от несчастных случаев в производстве Объем штрафов и пеней Бухгалтерская справка-расчет

Наше государство остается, по сути, социальным. Даже в нынешних сложных финансовых условиях старается не опускать планку социальных обязательств. Получается не всегда. Определенной поддержкой в выполнении этих задач служит единый социальный налог. О нем сейчас и пойдет речь.

ЕСН в 2019 году: зачем нужен

Аббревиатура ЕСН расшифровывается как единый социальный налог. Прежде чем перейти к вопросу о размере ЕСН в 2019 году, остановимся кратко на характере этого налога, его задачах и объектах налогообложения.

Для начала поясним, что юридически этот налог уже несколько лет не существует, его отменили 6 лет назад. Но по привычке разные взносы данного целевого назначения называют социальным налогом. К тому же есть вероятность, что в 2019-м его вернут.

Исчисляется он как при помощи бюджетных, так и внебюджетных источников средств. Назначение ЕСН — обеспечение возможности для сотрудников в будущем получать государственную пенсию и ряд социальных выплат. Из этого же источника выделяются нужные суммы на бесплатную помощь в медицинских организациях, перечень которых определен законодательно.

Кто платит, каков объект налогообложения

Отчислять этот вид налога должны все, кто официально работают. Это две большие группы налогоплательщиков.

1. ИП, занимающиеся частной практикой.

2. Физлица, не относящиеся к категории индивидуальных предпринимателей; ИП, предприятия и организации, конкретные люди, что делают выплаты физическим лицам.

У этих групп несколько отличаются объекты обложения по единому социальному налогу. Первая группа должна сделать отчисления со всех видов доходов, оставшихся после учета обозначенных законом расходов. Для тех, кто попадает во вторую группу, объектами налогообложения становится весь объем выплат, что производились физическим лицам по договорам разного вида: как по трудовым, так и по всему спектру гражданско-правовых.

Как рассчитывается ставка ЕСН в 2019 году

Для основной группы налогоплательщиков ставки ЕСН в 2019 году остались теми же, что и ранее. Из чего она складывается? Из этих трех разновидностей платежей:

  • взносов на обязательное пенсионное страхование, ставка по которым — 22%;
  • отчислений на обязательное медицинское страхование, их размер — 5,1%;
  • платежи в Страховой фонд, составляющие 2,9%.
  • платежи на страхование от несчастного случая, ставка зависит от группы риска предпринимательской деятельности.

За максимальный размер взносов на пенсионное страхование в 2019 году принята сумма 234 832 рублей. Что касается процента ставки, то он несколько варьируется в зависимости от сумм начислений.

При достижении лимита, установленного на данный год, он может быть скорректирован в сторону уменьшения. В 2018 году вышеупомянутая ставка в 2,9% по Фонду социального страхования применяется при начислениях на суммы менее 865 000 рублей. Если суммы более 865 000, то ставка по данному фонду будет нулевой.

В отношении взносов на обязательное пенсионное страхование правило то же: если начисления менее 1 150 000 рублей, то устанавливается ставка ЕСН в 22%, а при выплатах на суммы свыше 1 150 000 рублей она снижается до 10%. Для обязательного медицинского страхования предельных ограничений не установлено, в 2019 году со всей суммы дохода исчисляют 5,1%.

Особенности расчетов для ИП

Сколько процентов ЕСН в 2019 году придется отчислять индивидуальным предпринимателям? Дл ИП разработана несколько иная система расчетов. Во-первых, они не обязаны платить в страховые фонды, могут делать это лишь на добровольных началах. За ними остаются обязательные отчисления в два фонда: Пенсионный и Медицинского страхования. В 2017 году оба исчислялись пропорционально минимальному размеру оплаты труда.

Формула была такова. Отчисления в фонд медицинского страхования рассчитываем исходя из ставки 5,1% МРОТ за год, то есть, 12 * 5,1% * МРОТ. Для Пенсионного фонда расчет аналогичный, только применяем ставку 26%.

Надо иметь в виду: если доход индивидуального предпринимателя в год окажется выше трехсот тысяч рублей, то ко всем перечисленным выше отчислениям добавляется один процент от той суммы, на которую превышен данный лимит.

Основные изменения по ЕСН

Говоря о таблице ставок ЕСН в 2019 году, надо помнить еще и о ряде поправок, связанных с уплатой ЕСН, которые внесены в текущем году в связи с изменениями, затронувшими Налоговый Кодекс России.

1. Теперь нельзя производить округление сумм (в любую сторону), производя отчисления взносов по ЕСН.

2. Появилось понятие максимального показателя для начислений выплат на пенсионное страхование. Оно зафиксировано законодательно, а также внесены соответствующие изменения и в нормативные акты локального характера, касающиеся налогообложения. Но по медицинскому обязательному страхованию подобных ограничений пока не предусмотрено.

3. Страховые взносы не будут взысканы с суммы, компенсационных выплат которая меньше трех среднемесячных заработков, если работник увольняется. Также это новшество касается выплаты командировочных расходов. И на них не будут начислены страховые проценты, но только в случае, если данные расходы будут подтверждены документально.

4. За иностранных граждан, принятых на работу, работодатели отныне тоже будут обязаны отчислять необходимые суммы для целей пенсионного страхования. Исключения предусмотрены лишь для зарубежных специалистов высокого класса.

5. Число предприятий, которым дано право на электронную отчетность, увеличилось.

6. Фиксированные взносы ИП не будут рассчитываться, исходя из МРОТ .

Перемены, связанные с отсрочками и контрольными проверками

Надзорные предприятия теперь, если имеются серьезные основания, могут увеличить длительность проверок с прежних четырех месяцев до шести. Такими основаниями являются:

  • серьезные нарушения, которые требуют срочной проверки и принятия незамедлительных мер; они должны быть зафиксированы и подтверждены документально;
  • нарушения по филиалам, расположенным в разных субъектах Российской Федерации, требующие проверки;
  • неточность в документах или отсутствие запрашиваемых данных;
  • несвоевременность страховых отчислений, в том числе, по форс-мажорным обстоятельствам.

Работодатель (ИП) вправе и даже должен, в случае таких чрезвычайных обстоятельств, просить об отсрочке либо рассрочке платежей по единому социальному налогу. Это могут быть такие причины как необоснованная задержка финансирования, а для предприятий, ведущих сезонные работы, еще и форс-мажоры: техногенные и природные катастрофы, военные операции и др.

Субъекту налогообложения нужно будет подать в соответствующую организацию заявление установленного образца. На его основании будет приниматься определенное решение.

Таблицы ставок ЕСН в 2019 году

Тарифы страховых взносов в 2019 году

Пониженные тарифы страховых взносов в 2018 году

Коды ОКВЭД видов деятельности*

Тариф для расчета взносов

в ПФР

в ФСС на ВНиМ

в ФФОМС

Организации и ИП на УСН, ведущие льготируемый вид деятельности, доход от которого составляет не менее 70% в общем объеме доходов упрощенца. При этом годовой доход упрощенца не должен превышать 79 млн. руб. При превышении данного лимита право на пониженные тарифы плательщик взносов теряет с начала расчетного периода (пп. 5 п. 1, пп. 3 п. 2,п. 6 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017)

13, 14, 15, 16 и др.

Аптечные организации, а также ИП, имеющие лицензию на ведение фармацевтической деятельности, на ЕНВД. Пониженные тарифы взносов применяются только в отношении работников, занятых в фармацевтической деятельности (пп. 6 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017)

46.18.1, 46.46.1, 47.73

ИП, применяющие патентную систему налогообложения, - в отношении выплат и вознаграждений работников, которые заняты в патентном виде деятельности. При некоторых видах деятельности данная «льгота» не применяется (пп. 9 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017)

Некоммерческие организации на УСН, кроме государственных и муниципальных учреждений, ведущие деятельность в сфере социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры, искусства и массового спорта (пп. 7 п. 1, пп. 3 п. 2, п. 7 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017)

37, 86, 87, 88, 93 и др.

Благотворительные организации на УСН (пп. 8 п. 1, пп. 3 п. 2, п. 8 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017)

Организации, ведущие деятельность в области информационных технологий (пп. 3 п. 1, пп. 1 п. 2, п. 5 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Хозяйственные общества и партнерства на УСН, которые занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности (изобретений, полезных моделей и т.д.), права на которые принадлежат бюджетным и автономным (в том числе научным) учреждениям (пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 2, п. 4 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Организации и ИП, заключившие соглашения с органами управления особыми экономическими зонами об осуществлении технико-внедренческой деятельности, а также туристско-рекреационной деятельности (пп. 2 п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

65.20, 79.1, 94.99, 62.0, 63.1, 63.11.1 и др.

Плательщики взносов, делающие выплаты и вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (за некоторым исключением), в отношении этих выплат (пп. 4 п. 1, пп. 2 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017)

Организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов «Сколково» (пп. 10 п. 1, пп. 4 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017)

72.1 (ч. 8 ст. 10 Закона от 28.09.2010№ 244-ФЗ)

Плательщики взносов, получившие статус участника свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя (пп. 11 п. 1, пп. 5 п. 2, п. 10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017)

Любые коды ОКВЭД, кроме 05, 06, 07, 08, 09.1, 71.12.3 (ч. 2 ст. 12 Закона от 29.11.2014№ 377-ФЗ)

Плательщики взносов, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (пп. 12 п. 1, пп. 5 п. 2, п. 10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017)

Виды деятельности устанавливаются отдельно для каждой территории (п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона от 29.12.2014№ 473-ФЗ).

Плательщики взносов, получившие статус резидента свободного порта «Владивосток» (пп. 13 п. 1, пп. 5 п. 2, п. 10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017)

Любые виды деятельности, кроме запрещенных решением Наблюдательного совета свободного порта Владивосток (ч. 1,2 ст. 6 Закона от 13.07.2015№ 212-ФЗ). К примеру, запрещена деятельность по добыче нефти и природного газа, код ОКВЭД 06.1

Категории ИП, для которых льготный тариф в 2019 году отменят

Организации и ИП на УСН, ведущие льготируемый вид деятельности, доход от которого составлял не менее 70% в общем объеме доходов упрощенца. При этом годовой доход упрощенца не превышал 79 млн. руб.

13, 14, 15, 16 и др.

Аптечные организации, а также ИП, имеющие лицензию на ведение фармацевтической деятельности, на ЕНВД.

46.18.1, 46.46.1, 47.73

ИП, применяющие патентную систему налогообложения, - в отношении выплат и вознаграждений работников, которые заняты в патентном виде деятельности. При некоторых видах деятельности данная «льгота» не применялась (пп. 9 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017)

31.0, 74.20, 75.0, 96.01, 96.02 и др.

Страховые взносы ИП "за себя" в 2019 году

Тоже может быть полезно:

Информация полезна? Расскажите друзьям и коллегам

Уважаемые читатели! Материалы сайта сайт посвящены типовым способам решения налоговых и юридических вопросов, но каждый случай уникален.

Если вы хотите узнать, как решить именно ваш вопрос - обращайтесь . Это быстро и бесплатно! Также вы можете проконсультироваться по телефонам: МСК - 74999385226. СПБ - 78124673429. Регионы - 78003502369 доб. 257

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

Единый социальный налог введен с 1 января 2001 года в соответствии с главой 24 части II Налогового кодекса Российской Федерации .

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога, возложен на налоговые органы.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав единого социального налога не включаются и уплачиваются в Фонд социального страхования Российской Федерации в прежнем порядке. Контроль за уплатой этих взносов осуществляют органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Плательщики налога

Плательщики единого социального налога делятся на две категории (см. ):
- к первой категории относятся юридические и физические лица, являющиеся работодателями, которые производят выплаты наемным работникам;
- ко второй категории относятся лица, получающие доходы в результате собственной деятельности.

В случае если налогоплательщик одновременно относится к обеим категориям, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Не являются плательщиками единого социального налога организации и индивидуальные предприниматели, которые пере?ли на специальные налоговые режимы. Они не исчисляют единый социальный налог в части доходов, получаемых от этих видов деятельности.

Лица, получающие доходы в результате собственной деятельности (к ним отнесены индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокаты) не уплачивают единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения для исчисления налога (ст. 236 НК РФ) признаются:

для налогоплательщиков, относящихся к первой категории (см. Плательщики налога):
- выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу своих работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, (выполнение работ, оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам;
- выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, на связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, либо авторским или лицензионным договором.
Выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превы?ающих 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц.
Не признаются объектом налогообложения выплаты, которые производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации, или средств, остающихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.

для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории (см. Плательщики налога):
доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением;
для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Для всех случаев уплаты единого социального налога устанавливается перечень сумм, не подлежащих налогообложению () и льготы по уплате единого социального налога ().

В части суммы единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, в налоговую базу не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

Налоговая база по единому социальному налогу () определяется для налогоплательщиков, относящихся к первой категории, (см. Плательщики налога) как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом налогообложения и начисленных работодателями за налоговый период, а для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории, (см. Плательщики налога) как сумма доходов, являющихся объектом налогообложения и полученных этими налогоплательщиками за налоговый период.

Налогоплательщики, относящиеся к первой категории, (см. Плательщики налога) определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала года нарастающим итогом

Ставки единого социального налога

Базовая ставка единого социального налога составляет 26 %, в том числе:

в Пенсионный фонд РФ 20 %;

в Фонд социального страхования РФ 3,2 %;

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,8 %;

в территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2 %.

Регрессивная?кала налогообложения

Главой 24 части II НК РФ установлена регрессивная?кала налогообложения и определены условия ее применения ( , ).

1. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

ставки:

Федеральный бюджет

Того

До 280000 рублей

20, 0 процента

3 , 2 процента

0, 8 процента

2, 0 процента

26, 0 процента

56000 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

8960 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5600 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

72800 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

81280 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

12480 рублей

3840 рублей

7200 рублей

104800 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Того

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

15,8 процента

2, 2 процента

0, 8 процента

1,2 процента

20, 0 процента

От 280001 рубля до 600000 рублей

44240 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

6160 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

3360 рублей + 0,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

56000 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

69520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

9680 рублей

3520 рублей

5280 рублей

88000 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, применяются следующие налоговые ставки:

Федеральный бюджет

Фонды обязательного медицинского страхования

Того

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

7,3 процента

0,8 процента

1,9 процента

10,0 процента

От 280001 рубля до 600000 рублей

20440 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

28000 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

29080 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3840 рублей

6600 рублей

39520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

4. Адвокаты уплачивают налог по следующим налоговым ставкам:

Налоговая база нарастающим итогом

Федеральный бюджет

Фонды обязательного медицинского страхования

Того

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

5,3 процента

0,8 процента

1,9 процента

8,0 процента

От 280001 рубля до 600000 рублей

14840 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

22400 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

23480 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3840 рублей

6600 рублей

33920 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Порядок исчисления и уплаты

Главой 24 части II НК РФ устанавливается порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками, выступающими в качестве работодателей, () и налогоплательщиками, не являющимися работодателями, (). Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года ().

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отно?ении каждого фонда и определяется как соответствующая доля налоговой базы. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Налогоплательщики-работодатели умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, на сумму произведенных ими расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации. При этом расходы на оплату первых двух дней временной нетрудоспособности не умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, в связи с тем, что указанные расходы оплачиваются за счет средств работодателей в соответствии с федеральным законом от 29.12.2004 г. 202-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год.

По итогам отчетного периода (календарного месяца) налогоплательщики-работодатели производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата авансовых платежей налогоплательщиками-работодателями производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на уплату труда за истек?ий месяц, или в день перечисления средств на оплату труда со счетов налогоплательщиков на счета работников, или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой.

Ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истек?им кварталом, налогоплательщики-работодатели обязаны представить в региональные отделения фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:
1)начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;
2)использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированнного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3)направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
4)расходов, подлежащих зачету;
5)уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минфина России от 15.01.01 3н с 16 января 2001 года для перечисления средств по платежам в государственные социальные фонды по каждому из фондов открывается свой лицевой счет в органах федерального казначейства. Платежные поручения на перечисление средств в уплату ЕСН, а также недоимок, пеней и?трафов, образовав?ихся на 1 января 2001 года по платежам в фонды, представляются в банк отдельно по каждому из них.

С 1 января 2010 года, со вступлением в силу федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года, единый Социальный налог бы отменен. Новым законом был введен в обиход термин «страховые выплаты (взносы)». Несмотря на, утвержденный законом, «ребрендинг», многие практикующие бухгалтера продолжают называть все отчисления, направляемые на социальные нужды, полюбившимся термином ЕСН.

Необходимо отметить, что новый закон практически полностью скопировал все основные положения 243 статьи НК РФ, сохранив «в неприкосновенности» социальную направленность страховых выплат, ранее именуемых социальным налогом.

В настоящей статье мы рассмотрим особенности начисления, уплаты и администрирования страховых выплат, ставки налогов и основные изменения, внесенные в закон 212-ФЗ в 2015 году.

Виды страховых взносов

В систему обязательного государственного страхования включено три вида страховки:

  • Обязательная пенсионная страховка;
  • Обязательная медицинская страховка;
  • Страховка на случай временной утраты трудоспособности.

Каждый из перечисленных видов регламентируется законами и постановлениями, которые мы не будем рассматривать в данной статье. Отметив только, что закон 212-ФЗ часто ссылается на «страховые» законы», что делает сам закон не очень «читабельным».

Плательщики страховых взносов

К числу плательщиков, осуществляющих страховые выплаты, относятся предприятия и индивидуальные предприниматели, которые совершают выплаты физическим лицам, состоящим с ними в трудовых отношениях. В «страховых» законах такие плательщики называются термином «страхователи». Они несут полную ответственность за начисления взносов и правильность перечисления начисленных сумм в соответствующие бюджеты.

Также к числу плательщиков относятся:

  • Индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, практикующие в частном порядке, а также другие физические лица, осуществляющие индивидуальную частную практику, в установленном федеральными законами порядке, но не производящие выплаты (в денежной или иной форме) наемным сотрудникам. Если федеральные законы об обязательном социальном страховании не предусматривают иное;
  • Физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, получающие доходы (как правило, разовые), являющиеся базой налогообложения, согласно федеральному законодательству.

База для начисления страховых взносов

Базой для исчисления является суммарный доход физического лица, полученный в налоговом периоде в виде зарплаты и другие выплаты, предусмотренные законодательством.

Ставки страховых взносов

На 2015 год законодательством, предусмотрены ставки страховых взносов:

Для предприятий и ИП, применяющих общую систему налогообложения

Размер начисленного дохода - процент в Пенсионный фонд

  • Менее 711000 рублей - 22 %;
  • Более 711000 рублей - 10 %.

Размер начисленного дохода - процент для социального страхования
  • Менее 670000 рублей - 2,9 %;
  • Более 670000 рублей - 0 %.
Размер начисленного дохода - процент в Фонд медицинского страхования

Независимо от размера начисленного дохода

  • 5,1%.

Для предприятий и ИП, применяющих упрощенную систему налогообложения

  • Пенсионный фонд - 20%;
  • Фонд соцстрахования - 0 %;
  • Фонд медстрахования - 0 %.

Законодательством предусмотрены льготы при начислении страховых взносов для предприятий следующих категорий:

  • Участники проекта «Сколково» освобождаются от уплаты взносов в фонды социального и медицинского страхования. Отчисления в пенсионный фонд, для таких предприятий, установлены в размере 14%;
  • Участники СЭЗ «Крым» и резиденты территорий опережающего развития, предусмотренных соответствующими федеральными законами.

Ставки ЕСН следующие:

  • Фонд пенсионного страхования - 6%;
  • Социальное страхование - 1,5%;
  • Обязательное медицинское страхование - 0,1 %.

Предприятия, осуществляющие выплаты экипажам судов, которые зарегистрированы в Российском международном реестре судов, освобождаются от уплаты страховых взносов.

Особенности исчисления страховых взносов в 2015 году

К числу основных новшеств 2015 года следует отнести появление в законе 212-ФЗ двух новых частей (5.1. и 5.2.), которые устанавливают новый порядок определения максимальной величины базы для исчисления размеров страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Данный порядок действуют только для плательщиков, которые производят выплаты физическим лицам. Начиная с 2015 года и по 2021 год включительно, размер налогооблагаемого дохода будет устанавливаться Правительством, и рассчитываться исходя из средней заработной платы, умноженной на повышающий коэффициент, который, как надо понимать, и будет устанавливаться чиновниками на каждый налоговый год.

В числе «менее весомых» нововведений следует отметить следующее:

  • В 2015 году на расходы, связанные с командировками и имеющие документальное подтверждение, страховые взносы начисляться не будут;
  • В 20015 году отчеты в фонды, в электронной форме, смогут отправлять плательщики, в штате которых числилось не менее 25 человек;
  • «Округления запрещены». Сдавая отчеты и уплачивая страховые взносы, не надо ничего округлять, все следует указывать с копейками;
  • Предприятия, использующие труд иностранных рабочих, должны будут начислять страховых взносы. Данная норма касается не всех категорий сотрудников. Плательщикам, подпадающим под это нововведение, будет не лишним проконсультироваться по данному вопросу;
  • Ранее необлагаемые суммы, выплаченные сотруднику при увольнении, в 2015 году будут учитываться при определении базы налогообложения для страховых выплат. Речь идет не обо всей сумме, а только превышающей средний заработок за три месяца (соответственно, для жителей крайнего севера и местностей, приравненных к нему - превышающей средний заработок за шесть месяцев).

ЕСН в 2017 году составляет 30%

А теперь давайте разбираться, что такое ЕСН и с чем его едят. Единый социальный налог - совокупность выплат в фонды для обеспечения работников пособиями и страховками.

Почему важен состав налога именно в 2017 году - потому что в налоговом кодексе РФ была принята 34 глава. Речь идёт о 213-ом федеральном законе от 24 июля 2009 года. Напомним, в 2010 году, 24-ая глава этого закона была отменена, а её предписания во многом были схожи с нынешней поправкой в законодательство.

Откуда взялся ЕСН и для чего он нужен

Основной посыл этого налога - создать для граждан РФ необходимые социальные условия. Проще говоря, деньги, поступающие в бюджет государства при уплате этого налога, должны идти на обеспечение должного уровня социальной поддержки населению. Например, на создание условий для медицинского обслуживания, на обеспечение возможности выплачивать декретные, пенсионные и другие пособия. Ну, и естественно, чем больше поступает в казну этого налога, тем быстрее и качественнее должны проходить выплаты населению.

Что касается исторических процессов, то сам ЕСН появился в 1998 году. Точнее, тогда возникла идея его введения, чтобы упростить отчётность по налогам. Но проект тянулся до сентября 2000-ого года, когда была принята вторая часть НК (вступила в силу она только в 2001 году). И именно глава 24-ая его регулировала.

Но действовал такой порядок только до 2010 года. С начала года вместе единого платежа, налогоплательщики получили страховые взносы во внебюджетные фонды:

  1. ПФР. Пенсионный фонд забирал 22% из тех тридцати, что платили ранее.
  2. ФСС. Соцстраху отводилось 2,9%.
  3. ФОМС. Обязательное мед.страхование забирало 5,1%.

То есть по факту, люди получили усложнённый вариант подачи документов и декларирования своих доходов. Число проверяющих инстанции выросло соответственно ситуации. Естественно, такое положение повело за собой падение уровня внебюджетных поступлений. Чаще стали нарушаться законы (и не так редко - просто из-за сложности процедуры). В общем, бардака стало больше. Хотя, чтобы говорить о негативных намерениях экономического правительства, нужно гораздо глубже изучать вопрос и причины отмены двадцать четвёртой главы.

А потом наступил январь 2016 года. И 15 числа президентом страны был подписан Указ № 13 , вводивший новую главу налогового кодекса, которая гласила о передаче прав административного регулирования налоговому ведомству. И снова три взноса объединили в один налог.

Теперь все ходят с вопросом - а что именно поменялось и как с этим надо жить? Давайте разбираться.

Единый социальный страховой сбор 2017 года. Структура и особенности

  • Регулирует платежи с 2017 года налоговая. Но у фондов остались небольшие ответственные зоны. Фонд соцстраха отвечает теперь за выплаты по травматическим ситуациям. Пенсионный фонд занимается отчётами по двум формам - это С3В-стаж и С3В-М.
  • Взносы также платят граждане, относящиеся к сфере предпринимателя - юрлица, «ипешники», патентники.
  • Налогом облагается доход от работы у ИП и адвокатов. А у юрлиц - выплаты своим работникам по договорам.
  • Ставка не поменялась и в общем составляет всё те же 30%.
  • Отчётность теперь ведётся по-новому. Нужно производить расчёт по ЕССС
  • Взносы для индивидуальных предпринимателей рассчитываются в зависимости от уровня МРОТ. Превышенный лимит (300 тысяч) облагается процентом.
  • Отчитываться можно стандартными бумажными способами. Но есть ограничения. Для фирм, штат сотрудников которых составляет более двадцати пяти человек, отчётность предусмотрена только в электронном варианте.
  • Оплата ЕССС будет происходить по новым реквизитам (федеральной налоговой службы).
  • Время оплаты и максимальные сроки также остались на прежних местах. Для фирм ЕССС оплачивается до 15 сила послеотчётного месяца.
  • Для ИП фикс, который они платят, нужно перечислять до конца года, если сумма не превысила лимит. Всё, что относится к превышенной - до 1 апреля следующего года.
  • Штрафы за нарушения сроков формируются ФСН (в том числе блокировка счетов). 200 рублей штрафа в день идёт по каждому несданному отчёту. При том, фонды по сферам, в которых они остались ответственными, также имеют право на наложение определённых санкций.

Ставки и взносы по ЕСН в 2017 году

Пока тарифы и ставки остаются на прежнем уровне. И регламентирующим документом является НК РФ. По ней ставки на 17-18 годы таковы:

  • 22% - в ПФР до того, как база выплат сотруднику будет находиться до лимита.
  • 10% - в ПФР после превышения лимита базы.
  • 2,9% - в ФСС на выплаты по нетрудоспособности и материнству (до лимита базы).
  • 0% - после превышения базы в ФСС.
  • 5,1% - в ФОМС всегда.

Для тех, кто постоянно имеет дело с превышением лимита базы по ПФР и ФСС станет заметно сразу, что пределы с начала 17-ого года выросли, что указано в постановлении правительства РФ от 29 ноября шестнадцатого года № 1255 :

Для соцстраха лимит базы составит 755 тысяч рублей на каждое физическое лицо.

Для пенсионного фонда - 876 тысяч рублей.

Для ИП

Для индивидуальных предпринимателей и патентников, как мы уже написали, страховые платы остаются такими же и будут платиться раздельно фиксированными платежами, а не как ЕССС.

Страховая плата за самого себя также зависит от уровня МРОТ на начало года. В 2017 году МРОТ планируется к повышению только летом, поэтому расчёт будет такой же, как в 2016 году.

Ставки по фиксам у них также не меняются:

  • 26% в ПФР, если доходность не превысит 300 тысяч.
  • 1% в ПФР сверху превышения.
  • 5,1% в ОМС.

На 1 января 2017 года минимальный уровень з/п составил 7 500 рублей. Соответственно, платежи будут равняться:

  • 23 400 рублей в ПФР. А максимальная сумма, при доходе свыше трёхсот тысяч - 187 200 рублей.
  • 4 590 рублей уйдёт на медицинскую страховку.

Если сравнить с прошлым годом, то общая сумма подлежащего к уплате выросла на 4836,67 рубля.

Что касается пониженных ставок, то согласно 34-ой главе статьи 427 НК РФ, изменения коснутся лишь предпринимателей на упрощённых системах. Меньший тарифный план действует только при условии, что годовая прибыль не превышает 79 миллионов рублей.

Есть и ставка в 14%. Она предназначается для организаций проекта «Сколково», ниши IT и туристических организаций в специальных эконом.зонах.

Тариф 7,6% - для относящихся к порту «Владивосток» и СЭЗ Севастополя и Крыма.

Доп.тарифы также остались на своих местах. От 2 до 9 процентов платят работники вредных производств.

Получается, главное новшество 2017-ого года - не ЕССС (пока ещё), а те же отчисления, но не в фонды, а в федеральную налоговую службу.

Что конкретно изменилось на момент 2017 года

  1. Увеличилась предельная база для проведения расчётов по взносам, которые предприниматели платят за сотрудников.
  2. Будет повышен МРОТ, за чем потом последует увеличение взносов по фиксированным ставкам (в основном для ИП).
  3. Платить нужно по другим реквизитам. Изменится и КБК! (код бюджетной классификации).
  4. С начала года отчётность сдаётся в налоговую по новой форме. Срок - до 30 числа послеотчётного месяца.

Но! Страховые выплаты за «травматизм» должны идти также по старой схеме в фонд социального страхования.

  • В ФСС по-прежнему нужно сдавать отчёт по форме 4-ФСС (форма новая!).
  • В ПФР кроме СЗВ-М нужно будет сдавать и форму о стаже - СЗВ-Стаж.

Итог

Резкого изменения в 2017 году не произошло. Однако даже некоторые небольшие изменения заставляют обращать на себя внимание, потому что от них зависит правильность отправки отчётности. Главным стало то, что администрировать взносы теперь берётся ФСН. А главным техническим моментом стали новые реквизиты для перечисления взносов. Всё это важно знать и помнить. И готовиться к последующим нововведениям, которые, скорее всего не заставят себя долго ждать.

Также вас может заинтересовать материал: " ", " ".

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.