Что такое функциональная подготовка. Функциональная подготовка

В монографии обобщаются данные теоретического анализа и экспериментальных исследований по проблеме функциональной подготовки спортсменов.
Рассматриваются основные структурные компоненты функциональной подготовленности спортсменов, определены ведущие категории факторов, ее определяющих, и обусловлена их значимость в соответствии с этапом многолетней подготовки и специализацией.
На основе анализа литературы выделены и охарактеризованы ведущие механизмы и закономерности повышения функциональных возможностей спортсменов в процессе адаптации к мышечной деятельности.
Подробно рассматриваются структура, средства и методы развития основных компонентов функциональной подготовленности. Формулируется концепция комплексной, целенаправленной оптимизации функциональной подготовки.
В отдельной главе представлены методологические основы и описаны методы контроля основных параметров функциональной подготовленности и ее интегрального показателя - физической работоспособности, обосновывается дифференцированный подход к ее комплексной оценке.
Книга предназначена для преподавателей и студентов физкультурных высших учебных заведений, тренеров.

1.1. ПРОБЛЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В СПОРТЕ
Проблема повышения эффективности процесса подготовки спортсменов встает всякий раз, когда спортивные результаты выходят на новые, более высокие рубежи. При этом вновь и вновь обостряются противоречия современной системы спортивной подготовки практически на всех уровнях.
Пожалуй, наступает такой момент, когда понимание спортивной тренировки как чисто педагогического процесса становится фактором, ограничивающим дальнейший рост, как в технологическом (методическом), так и в методологическом планах. Совершенствование и развитие системы подготовки спортсменов неизбежно требует мировоззренческой перестройки, и, прежде всего, связанной с пониманием тренировки как процесса формирования биологического субъекта. Все в большей мере понимается (и принимается во внимание), что какими бы «чисто педагогическими» средствами мы не манипулировали, объектом воздействия всегда остается человек - живая, динамичная, крайне сложная система, имеющая несколько многоуровневых контуров регуляции и саморегуляции, к тому же подверженная широчайшему спектру влияний со стороны как биологических, так и социальных факторов.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.
Список условных обозначений.
Глава! ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ
СПОРТСМЕНОВ.
1.1. ПРОБЛЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В СПОРТЕ.
1.2. СТРУКТУРА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ.
1.2.1. Психический компонент функциональной подготовленности спортсменов.
1.2.2. Нейродинамический компонент функциональной подготовленности спортсменов.
1.2.3. Энергетический компонент функциональной подготовленности спортсменов.
1.2.4. Двигательный компонент функциональной подготовленности спортсменов.
1.3. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ.
1.4. ИЕРАРХИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ РАЗНЫХ КАТЕГОРИЙ ФАКТОРОВ В ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ.
1.4.1. Значение различных факторов в обеспечении функциональной подготовленности (физической работоспособности)
у спортсменов разных этапах подготовки.
1.4.2. Значение различных факторов в обеспечении функциональной подготовленности (физической работоспособности)
у спортсменов различной специализации.
Глава 2. МЕХАНИЗМЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ.
2.2. ОБЩИЕ МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ.
2.2. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИЗАЦИЯ.
2.3. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ.
Глава 3. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА (ПОВЫШЕНИЕ
УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ).
3.1. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ.
3.2. РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ.
3.2.1. Совершенствование психической (психофункциональной) подготовленности.
3.2.2. Развитие нейродинамического компонента функциональной подготовленности.
3.2.3. Повышение уровня энергообеспечения.
3.2.4. Совершенствование двигательной (физической) подготовленности.
Глава 4. ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕНННОСТИ.
4.1. ПРОБЛЕМА ОПТИМИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ.
4.2. ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ.
4.3. ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ.
4.4. ОПТИМИЗАЦИЯ ТРЕНИРУЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ.
4.5. ОПТИМИЗАЦИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.
Глава 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ.
5.1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕНННОСТИ СПОРТСМЕНОВ.
5.2. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ.
5.2.1. Диагностика психофункциональной подготовленности.
5.2.2. Оценка состояния нейродинамического компонента функциональной подготовленности.
5.2.3. Определение уровня энергопродукции спортсменов.
5.2.4. Исследование двигательной (физической) подготовленности спортсменов.
5.3. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ.
5.4. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ, СОЛОПОВ И.Н., ШАМАРДИН А.И., 2003 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Функциональная подготовленность

О функциональной подготовленности судят как по показателям в состоянии покоя, так и по изменениям различных функций организмапри работе. Для тестирования используют стандартные и предельные нагрузки, причем стандартные нагрузки подбираюттакие, которые доступны всем обследуемым лицам независимо от возраста и уровня тренированности. Предельные же нагрузки должны соответствовать индивидуальным возможностям человека.

В случае стандартных нагрузок регламентируется мощность и длительность работы. Задается частота педалирования на велоэргометре и величина преодолеваемого сопротивления, высота ступенек и темп восхождения пристеп - тестах, длительность работы и интервалы между пробами и т. п., т. е. всем обследуемым предлагается одинаковая работа. В этой ситуации лучше подготовленный человек, работая более экономно за счет совершенной координации движений, имеет небольшие энерготраты и показывает меньшие сдвиги. Стандартные нагрузки бывают общие, неспециализированные (различные функциональные пробы, велоэргометрические тесты, степ-тесты) и специализированные, адекватные упражнениям в избранном виде спорта (проплывание, пробегание отрезков с заданной скоростью или заданным временем, поддержание заданного статического усилия в течение необходимого времени и т. п.).

В случае выполнения предельных нагрузок тренированный спортсмен работает с большей мощностью, выполняет заведомо больший объем работы, чем неподготовленный человек. Несмотря на экономичность отдельных физиологических процессов и высокую эффективность дыхания и кровообращения, для выполнения предельной работы тренированный организм спортсмена затрачивает огромную энергию и развивает значительные сдвиги в моторных и вегетативных функциях, совершенно недоступные для неподготовленного человека.

Таким образом, особенности морфологических, функциональных и психофизиологических показателей организма человека в состоянии покоя характеризуют степень его функциональной подготовленности к определенной физической нагрузке. Также все показатели дополняются и анализируются в совокупности с медицинскими данными получаемые при обследованиях и врачебном контроле .

Показатели функциональной подготовленности

Изменения физиологических показателей у тренированных и нетренированных лиц при стандартных и предельных нагрузках имеют принципиальные различия.

При стандартной работе тренированный организм отличают от нетренированного следующие особенности: более быстрое врабатывание,меньший уровень рабочих сдвигов различных функций,лучше выраженное устойчивое состояние,более быстрое восстановление после нагрузки.

У адаптированного к выполнению статической работы спортсмена меньше выражен феномен статических усилий -- меньше подавление функций дыхания и кровообращения во время нагрузки и меньше послерабочее их нарастание, чем у других лиц.

В центральной нервной системе спортсмена отмечается высокий уровень лабильности нервных центров, оптимальная возбудимость и хорошая подвижность нервных процессов (возбуждения и торможения), высокая скорость восприятия и переработки информации, хорошая помехоустойчивостью и др. Этому способствуют, с одной стороны, сформированные в мозгу мощные рабочие доминанты, ас другой -- большое количество нейропептидов и гормонов.

У спортсменов, обладающих выраженным качеством быстроты, время двигательной реакции укорочено, в ЭЭГ покоя отмечается повышенная частота альфа-ритма -- 11 -12 колеб.- с` (напр., у 80% баскетболистов 1 разряда и мастеров спорта, в отличие от лыжников-гонщиков и борцов, имеющих частоту 8-9 колеб.- с1).

Двигательный аппарат квалифицированных спортсменов отличается большей толщиной и прочностью костей, выраженной рабочей гипертрофией мышц, их повышенной лабильностью и возбудимостью, большей скоростью проведения возбуждения по двигательным нервам, запасами мышечного гликогена и миоглобина, высокой активностью ферментов. Об улучшении иннервации мышц свидетельствуют факты утолщения нервно-мышечных синапсов и увеличение их числа. Спортсмены имеют высокие показатели произвольного напряжения мышц и в то же время отличного их расслабления, т. е. большую величину амплитуды твердости мышц.

Обмен веществспортсменов характеризуется увеличением запасов белков и углеводов, снижением уровня основного обмена (лишь в соревновательном периоде основной обмен может быть повышен из-за недостаточного восстановления).

Дыхание спортсменов более эффективно, так как увеличена ЖЕЛ (до 6-8 л), т. е. расширена дыхательная поверхность; больше глубина вдоха, что улучшает вентиляцию легких и снижает частоту дыхания (до 6-12 вдохов в 1 мин). Следовательно, повышение минутного объема дыхания достигается преимущественно за счет увеличения глубины дыхания. Лучше развиты и более выносливы дыхательные мышцы (это можно наблюдать, например, по способности сохранять высокие значения ЖЕЛ при повторных ее определениях).

Величина минутного объема дыхания в покое не изменена (из-за противоположных сдвигов частоты и глубины дыхания), но максимальная легочная вентиляция значительно выше у тренированных лиц,увеличена длительность задержки дыхания что свидетельствует о хороших анаэробных возможностях и пониженной возбудимости дыхательного центра.

В сердечно - сосудистойсистеме спортсменов также выявлены адаптивные изменения. Тренированное сердце имеет большой объем и толщину сердечной мышцы. При тренировке на выносливость наблюдается особенное увеличение объема сердца. Большой объем сердца -- до 1200 см3 -- характерен также для высокорослых баскетболистов, Однако более этой величины нарастание объема неблагоприятно, так как ухудшаются возможности кровоснабжения самой сердечной мышцы. При адаптации к скоростно-силовым упражнениям происходит преимущественно утолщение сердечной мышцы -- ее рабочая гипертрофия, а объем в меньшей степени превышает норму (800-1000 см3). Рабочая гипертрофия сердечной мышцы повышает мощность работы сердца и обеспечивает кровоток в скелетных мышцах при их напряжении в условиях силовых и скоростно-силовых нагрузок.

Повышение общего объема сердца сопровождается увеличением резервного объема крови и, хотя ударный объем крови в покое практически не нарастает, но при работе его значительный рост обеспечивается за счет резервного объема.

В системе крови у спортсменов больше концентрация эритроцитов -- 6 * 1012 * л"1 и гемоглобина -- 160 г * л1 и более. Это обеспечивает большую кислородную емкость крови (до 20-22 об.%). Общее количество гемоглобина в организме у тренированного спортсмена (800-1000 г) превышает его запасы у нетренированных лиц (700 г). Повышены щелочные резервы, т. е. легче противостоять окислению крови. Больше объем циркулирующей крови.

Величины МПК, характеризующие аэробные возможности, достигают у выдающихся спортсменов (лыжников, пловцов, гребцов и др.) 6 и даже 7 л/ мин для абсолютного МПК и 85-90 мл/ кг/мин для относительного МПК. Такие величины МПК позволяют спортсмену развивать значительную мощность передвижений и показывать высокие спортивные результаты. Огромны и величины суммарного потребления кислорода на всю дистанцию.

Высококвалифицированные спортсмены, работающие в зоне субмаксимальной мощности, отличаются очень высокими показателями анаэробных возможностей.

Все перечисленные перестройки функциональных показателей свидетельствуют об общей адаптации организма спортсменов к физическим нагрузкам и в частности, к особенной функциональной подготовленности купражнениям в избранном виде спорта .

В спорте существует много противоположных друг другу подходов и способов достижения результата — и не всегда бывает просто разобраться, который из них подходит именно вам. Один из таких случаев, это выбор между функциональным тренингом и изолированными силовыми упражнениями.

Какой подход будет более оправданным в конкретном случае, каковы типичные ошибки, совершаемые спортсменами, и что следует знать — но знают, к сожалению, не все.

Функциональный и изолированный тренинг: что это?

Для начала, разберёмся с самими определениями: необходимо понимать, о чём вообще идёт речь. Функциональные и изолированные тренировки действительно абсолютно противоположны друг другу как по форме, так и по решаемым ими задачам.

Изолированный тренинг — это набор таких упражнений, которые направлены на тренировку конкретной малой группы мышц, или вовсе одной мышцы.

Например, если вы работаете со штангой на скамье для жима на бицепс — это изолирующее упражнение

Функциональные упражнения всегда затрагивают обширнейшие группы мышц — иногда даже практически всё тело одновременно. Но не это их главная характеристика: данному критерию отвечают и, например, приседания со штангой, которые функциональным упражнением не являются.

Ключевой момент в функциональном тренинге — это тренировка не только мышц, но и самого движения тела. Любые подобные упражнения направлены не просто на увеличение силы или выносливости, а именно на то, чтобы тело стало способно выполнять некие реальные действия. Отличным примером функционального силового упражнения являются подтягивания на турнике.

Многие склонны относить к функциональным только те силовые упражнения, что выполняются с собственным весом — подтягивания, отжимания, выпрыгивания, и так далее. Однако, это неверно: функциональный тренинг вполне возможен и с применением отягощений.

Каковы преимущества и недостатки обоих подходов?

Снова начнём разговор с изолированного тренинга. Плюсом подобного варианта является то, что вы достигаете максимальной эффективности именно в выбранной точке тела: вся нагрузка ложится исключительно на целевую мышцу. Подобное преимущество совершенно незаменимо в том же бодибилдинге, но зачастую пригождается и обычным любителям фитнеса: бывает так, что вам необходимо проработать конкретную мышцу, задать телу точечную нагрузку.

В этом же свойстве изолирующих упражнений состоит и их недостаток: развитый бицепс, к примеру, хорош сам по себе — но его недостаточно ни для гармоничной фигуры, ни для реальной функциональной силы. И вот тут настаёт время поговорить о функциональном тренинге.

Основных преимуществ у функциональных тренировок три

Во-первых, вы не просто увеличиваете показатели силы и выносливости мышц, а приучаете тело к конкретному типу физической работы. В жизни нам не приходится выполнять что-то похожее на французский жим — а вот необходимость подтянуться на руках может возникнуть запросто.

Во-вторых, эффект от функционального тренинга крайне многообразен. В работе участвует очень большое число мышц одновременно. Вы становитесь и сильнее, и выносливее, развиваете координацию, гибкость, равновесие... список зависит от конкретных упражнений, но он всегда обширен. К примеру, даже банальные отжимания от пола укрепляют не только руки и грудь (на которые направлены в первую очередь), но также пресс, ноги и спину.

В-третьих, из-за обширности нагрузки, функциональные упражнения эффективно сжигают калории. А это значит, что вы можете совместить эффект от силовых и кардиотренировок. Многие атлеты думают, что эти два типа тренинга — какие-то антагонисты, однако, это не всегда справедливо. Именно в функциональных упражнениях силовая и кардиосоставляющие прекрасно уживаются.

Есть ли у функциональных тренировок недостатки? Разумеется, есть. Основных минуса два

Во-первых, из-за широкого спектра эффектов от таких упражнений, результаты менее выражены. К примеру, вы эффективнее разовьёте сердце на кардитренажёре, а силу — «большой тройкой» со штангой.

Во-вторых, плотный функциональный тренинг плохо совместим с набором мышечной массы: слишком много сжигается калорий. Если тип фигуры Аполлона вам ближе, чем Геракла — функциональные тренировки подходят отлично, но не в обратном случае.

Наверное, вы уже догадались, что выбирать один тип тренировки совсем не обязательно. На самом деле, объединить изолированные и функциональные тренировки в своей программе вполне возможно. Более того: если без изолированного силового тренинга ещё можно обойтись (он, всё-таки, служит в основном достижению эстетического эффекта), то функциональная подготовка в той или иной мере нужна каждому спортсмену.

Выполняются ли функциональные тренировки при помощи тренажёров? Разумеется!

К примеру, со свободной тягой, выпускаемые компанией Life Fitness, подходят для них великолепно. Да и все возможности для интересного построения тренировок Life Fitness создаёт. Например, комбинируя мультистанцию с тягой свободной траектории, тренировочный жилет Hammer Strength и любую можно выполнять дома интереснейшие упражнения, направленные на функциональное развитие!

Как совмещать два вида тренировок?

Есть несколько советов на эту тему: раскрыть её полностью возможно, скорее, в отдельном материале. Но вот несколько советов.

Главный совет — не «перепрыгивайте» с одного упражнения на другое слишком быстро — это типичная ошибка тех, кто пытается совмещать много разнообразного. Ваше тело должно успевать привыкнуть к новому типу нагрузки, к ритму тренировок — иначе есть риск возникновения тренировочного плато или даже травмы.

Добавляйте к привычным силовым упражнениям изменение углов, скручивания,наклоны и прочие усложнения — используйте все возможные плоскости движения! Подобное возможно и с , и на , и при помощи мультистанции . Разумеется, делать это нужно осторожно, снижая рабочий вес. Так вы включите в работу большее число мышц и сделаете упражнения более функциональными.

И обязательно — изменяйте скорость выполнения движений! Это особенно удобно на тренажёрах с тягой, имеющих низкое стартовое сопротивление: например, всё тех же домашних мультистанциях Life Fitness. Такие технологии позволяют выполнять движение под большой нагрузкой очень резко — но без риска как для суставов и связок, так и для тренажёра.

Функциональная подготовка юных пловцов в подготовительном периоде

С. С. Ганзей, В. Б. Авдиенко, В. П. Черкашин, И. Н. Солопов

В статье обосновывается технология функциональной подготовки юных пловцов в подготовительном периоде макроцикла с учетом физиологических закономерностей повышения функциональных возможностей организма, предусматривающая интенсификацию тренировки посредством применения эргогенических средств, различных по характеру воздействия на те органы и системы организма, от которых требуется высокий функциональный уровень готовности.

Ключевые слова: функциональная подготовка, юные квалифицированные пловцы, подготовительный период, эффективность функциональной подготовки, тренировочные макро- и микроциклы.

Functional Training of the Young Qualified Swimmers in the Preparatory Period S. S. Ganzej, V. B. Avdiyenko, V. P. Cherkashin, I. N. Solopov

In this article, the technology of functional training of young swimmers proves the macrocycle, considering physiological laws of increase of functionalities of the organism in the preparatory period, providing an intensification of training by the application of ergogenic means, various in character of influence on those bodies and systems of an organism from which the high functional level of readiness is required.

Key words: functional training, young qualified swimmers, the preparatory period, effectiveness of functional training, training macro- and microcycles.

Повышение эффективности функциональной подготовки является в настоящее время одной из актуальных проблем в спорте , которая крайне остро стоит и в современном плавании, характеризующемся интенсификацией тренировочных и соревновательных нагрузок .

Таким образом, возникает необходимость поиска организационных форм, методических подходов и средств, позволяющих существенно повысить эффективность функциональной подготовки как в тренировочных макроциклах, так и в основные периоды тренировочного макроцикла, и особенно - в подготовительном, который является ключевым. Именно в этот период осуществляется формирование необходимого (запланированного) уровня функциональной подготовленности пловцов, выступающей основой для развития и совершенствования всех других видов подготовленности . Достижение этого осуществляется поэтапно и организационно-методически реализуется при решении задач общеподготовительного и специально-подготовительного этапов подготовительного периода.

К основным задачам общеподготовительного этапа подготовительного периода относятся следующие: создание прочной базы физической подготовленности, увеличение возможностей основных функциональных систем организма, повышение отдельных качеств, которые в решающей мере влияют на уровень спортивного результата. Особое внимание уделяется избирательному воздействию на возможности к аэроб-

ному и анаэробному ресинтезу АТФ, существенному повышению уровня мощности, емкости, эффективности аэробной производительности, продуктивности дыхания; увеличению максимальной мышечной силы, силовой выносливости в аэробных и аэробно-анаэробных режимах работы; развитию скоростно-силовых параметров рабочих движений; совершенствованию техники движений, экономичности работы и др. .

На этом этапе в основном используются нагрузки аэробного воздействия, в результате чего возрастает аэробная производительность и, как следствие, скорость плавания на уровнях аэробного порога, анаэробного порога, максимального потребления кислорода.

На специально-подготовительном этапе подготовительного периода тренировка направлена на повышение специальной работоспособности. Содержание тренировки предполагает развитие комплекса качеств (скоростных возможностей, специальной выносливости и др.) на базе предпосылок, созданных на общеподготовительном этапе.

Это достигается широким применением специально-подготовительных упражнений, приближенных к соревновательным, и собственно соревновательных. Акцентированно применяются интенсивные развивающие нагрузки анаэробно-аэробного и анаэробно-гликолитического характера в воде. На суше используются упражнения для повышения уровня скоростно-силовых качеств и специальной силовой выносливости. Значительная доля в общем объеме тренировочной работы от-

водится узкоспециализированным средствам, способствующим повышению качества отдельных компонентов специальной работоспособности .

На специально-подготовительном (предсорев-новательном) этапе подготовительного периода существенно возрастает объем нагрузок смешанной аэробно-анаэробной направленности. Адаптация к таким нагрузкам сопровождается приростом специальной работоспособности - совершенствованием механизма анаэробного гликолиза, увеличением скорости плавания в третьей и четвертой зонах интенсивности (одновременно несколько снижается скорость плавания на уровне аэробного порога, то есть падает экономичность при работе с низкой интенсивностью).

Подготовка в макроциклах, которыми начинается каждый период, направлена на создание прочного фундамента технической и физической подготовленности, прежде всего аэробной производительности и специальной мышечной силы пловца. Акцент в применении объемных концентрированных нагрузок анаэробно-гликолитической направленности смещен на те тренировочные периоды, которые обеспечивают непосредственную подготовку к главным соревнованиям периодов .

К настоящему времени накоплен достаточно обширный опыт, позволяющий при построении годичного цикла рекомендовать учет следующих методических положений:

Соответствие направленности и объема применяемых нагрузок целям подготовки, адаптационным возможностям пловца, его текущему состоянию;

Концентрированное применение развивающих нагрузок избирательной направленности на отдельных этапах тренировочного процесса в соответствии с основными задачами и стратегией подготовки;

Разведение во времени акцентов интенсивных нагрузок, различных по преимущественному воздействию на те или иные стороны организма;

Выполнение на подготовительном этапе тренировки основного объема специфических упражнений на уровне анаэробного порога в сочетании с силовой подготовкой на суше как непременного условия перехода к концентрированным нагрузкам 3-4-5-й зон интенсивности на последующих этапах;

Постепенное увеличение на протяжении года (от микроцикла к макроциклу) объема развивающих нагрузок 4-й и 5-й зон для средневиков и спринтеров, нагрузок 3-й, 4-й и 5-й зон для стайеров при сохранении их соразмерности с объемами нагрузок 1-й и 2-й зон .

Выделяют два варианта организации во времени нагрузок одной преимущественной направленности: распределительный и сосредоточенный. Первый предполагает относительно равномерное размещение средств в рамках годичного цикла, второй - сосредоточение их на определенных этапах подготовки.

Исследования показали, что в тренировке спортсменов средней квалификации успех приносят оба варианта; для спортсменов высокой квалификации целесообразен второй вариант. Так, было обнаружено, что у спринтеров высокой квалификации распределение гликолитической работы в годичном цикле выразилось в увеличении объема тренировочной нагрузки, но не повысило ее эффективности. В то же время при сосредоточении объема гликолитической работы на определенных этапах был выполнен меньший объем нагрузки и достигнуты более значительные сдвиги в скоростной выносливости спортсменов.

Результаты специальных исследований показали, что сосредоточенный объем однонаправленной тренировочной нагрузки обеспечивает более глубокие функциональные изменения в организме и более существенный прогресс в уровне специальной подготовленности спортсмена.

Что касается общей стратегии построения тренировочной работы в макроцикле вообще и в подготовительном периоде в том числе, то к настоящему времени имеется целый ряд прогрессивных разработок, уже в определенной мере апробированных на практике, позволяющих существенно повысить эффективность тренировочного процесса .

По мнению ряда специалистов, повышение эффективности функциональной подготовки, большей частью в подготовительном периоде, может быть достигнуто за счет более рациональной организации тренирующих воздействий, учитывающей физиологические закономерности развития адаптации к физическим нагрузкам, длительность ее фаз, определенную этапность и последовательность мобилизации физиологических резервов организма и совершенствования его функциональных свойств .

В ряде работ отмечается, что тренировочный процесс - это не аддитивное образование, составляемое из набора микроциклов, комбинируемых в том или ином линейном сочетании, а монолитное целое. Целостность тренировочного процесса во времени обусловлена определенной протяженностью, фазовостью и гетерохронностыо развития

приспособительных реакций на уровне отдельных физиологических систем организма, а также объективной последовательностью, преемственностью и сопряженностью его морфофункциональ-ных перестроек при переходе от срочной адаптации к долговременной .

На основании экспериментальных данных можно сделать вывод о целесообразности в начале макроцикла, когда соревновательное упражнение выполняется на умеренной скорости, избирательной интенсификации режима работы двигательного аппарата средствами специальной физической подготовки, по воздействию направленными на те мышечные группы, которые преимущественно мобилизуются в условиях соревнований. После этого рекомендуется использовать в качестве интенсифицирующего фактора выполнение соревновательного упражнения на постепенно повышающейся скорости. Отмечается, что благодаря предварительной морфофункциональной подготовке двигательного аппарата и других физиологических систем организма это не приведет к его перенапряжению .

Указывается, что такая стратегия организации нагрузок в макроцикле обеспечивает повышение интенсивности тренировочного процесса в целом, осуществляемое с учетом адаптационной инертности отдельных систем организма и без ущерба для планомерного протекания процесса его адаптации к условиям конкретной спортивной деятельности.

Средства специальной физической подготовки должны, прежде всего, совершенствовать способность организма производить энергию, необходимую для эффективной работы мышц в том специфическом двигательном режиме, который преимущественно присущ данному виду спорта. Это выражается как в развитии мощности процессов, высвобождающих энергию для работы мышц, так и в увеличении емкости соответствующих энергетических источников.

Обозначенная структура тренирующих нагрузок в макроцикле предполагает в качестве необходимого условия согласованное во времени единство целенаправленного, концентрированного развития локальной мышечной выносливости (комплексного совершенствования окислительных и сократительных свойств мышц, выполняющих основную работу), планомерно-последовательного совершенствования функций сердца и сосудистой системы и постепенной интенсификации работы .

На основании вышеизложенных позиций

Ю. В. Верхошанский рассматривает тренировочный макроцикл как единство трех относительно самостоятельных этапов, объединенных определенной логикой последовательного и преемственного решения главной целевой задачи - подготовки спортсмена к соревнованиям.

Подготовительный этап (общеподготовительный этап подготовительного периода, в традиционной терминалогии) направлен на повышение моторного потенциала организма спортсмена как объективно необходимого условия успеха последующей работы над повышением скорости соревновательного упражнения. Повышение моторного потенциала спортсмена происходит в соответствии с определенными, детерминированными биологической природой организма, закономерностями его адаптации к напряженной мышечной деятельности и обеспечивается преимущественно средствами специальной физической подготовки.

Предсоревновательный этап (специально-подготовительный этап подготовительного периода) предусматривает овладение умением выполнять соревновательное упражнение на высокой скоро -сти (мощности усилий), вплоть до предельной. Для этого преимущественно используются нагрузки, моделирующие условия соревновательной деятельности.

Соревновательный этап (период) предполагает дальнейшее повышение до возможного предела скорости выполнения соревновательного упражнения и достижение к главным стартам высокой надежности соревновательного мастерства.

Логика последовательности и преемственности этих этапов такова: на подготовительном этапе обеспечивается морфофункциональная подготовка организма к специфическому скоростному режиму работы; на предсоревновательном этапе на базе предварительной морфофункциональной подготовки совершенствуется способность к выполнению спортивного упражнения на высокой скорости и создаются предпосылки для успешного участия в соревнованиях.

В рамках данной концепции организации тренирующих воздействий в макроцикле Ю. В. Вер-хошанский обозначает два основополагающих принципа - «суперпозиции нагрузок с различным тренирующим воздействием» и «антиглико-литической направленности» тренировки .

Принцип суперпозиции предусматривает последовательное наложение более интенсивных и более специфических тренирующих воздействий на адаптационные следы, оставленные в организме предыдущими нагрузками. В ходе трени-

ровки одни нагрузки постепенно заменяются другими, причем предыдущие нагрузки готовят функционально-морфологическую основу для эффективного воздействия на организм следующих, а последующие, решая свои специфические задачи, способствуют дальнейшему совершенствованию предыдущих адаптационных потребностей организма, но уже на более высоком уровне интенсивности его функционирования.

Принцип антигликолитической направленности тренировки предполагает такую целевую ориентацию процесса адаптации организма к скоростной работе, требующей выносливости, которая позволит свести к возможному минимуму привлечение гликолиза для ее энергообеспечения. Для этого сначала необходима фундаментальная подготовка организма к скоростному режиму работы: нагрузки должны быть направлены на увеличение объема полостей сердца и формирование периферических сосудистых реакций, совершенствование сократительных свойств мышц и улучшение окислительной способности медленных мышечных волокон типа I. Лишь после этого можно переходить к непосредственной работе над скоростью и повышением средней мощности работы организма на соревновательной дистанции (нагрузки, способствующие повышению мощности миокарда и буферных систем организма, совершенствованию окислительных свойств быстрых мышечных волокон типа II) .

Следует отметить, что данная стратегия организации нагрузок в макроцикле и принципиальные позиции, лежащие в ее основе, базируются на ряде положений, отражающих определенные закономерности повышения функциональной подготовленности и специальной работоспособности организма как интегративного ее выразителя.

Результаты научных исследований свидетельствуют, что общее направление развития адаптации организма квалифицированных спортсменов к тренировочным и соревновательным нагрузкам разного характера зависит прежде всего от следующих функциональных свойств: скорости (интенсивности) развертывания физиологических реакций (кардиореспираторных и метаболизма), устойчивости, экономичности, мощности и способности к реализации, которые интегрируют в своих изменениях в процессе спортивной тренировки все ключевые морфофункциональные и метаболические сдвиги в организме спортсмена и составляют основу факторов функциональной подготовленности организма .

Отмечается определенная этапность в формировании структуры функциональной подготовленности спортсменов. В специальных исследованиях с участием спортсменов различного уровня квалификации было установлено, что физическая работоспособность, рассматриваемая в качестве интегративного показателя функциональной подготовленности, обусловливается на разных этапах многолетней подготовки спортсменов различными факторами. Изменение уровня специальной работоспособности обеспечивается обширным комплексом приспособительных перестроек, захватывающих все без исключения системы жизнеобеспечения организма. Темп их многолетнего функционального совершенствования и моменты ускоренного развития могут быть различными. Подобная гетерохронность адаптационных перестроек определяется рядом причин: преимущественным значением тех или иных функциональных систем в обеспечении специфической направленности долговременной адаптации, различной их реактивностью (или адаптационной инертностью) и, наконец, изменением роли той или иной функциональной системы на различных этапах становления спортивного мастерства .

В частности, в процессе многолетней адаптации происходит повышение уровня работоспособности, сопровождающееся снижением удельного веса развития мощности и подвижности на фоне повышения уровня устойчивости, экономичности и степени реализации возможностей функциональных систем . Было показано, что на начальном этапе многолетней адаптации физическая работоспособность в основном обусловливается высоким уровнем факторов, образующих категорию морфофункциональной мощности. На промежуточном этапе (спортивного совершенствования или углубленной специализации), наряду с факторами категории мощности, в обеспечении физической работоспособности достоверное значение приобретают факторы мобилизации или предельной мощности функционирования. В это же время подключаются факторы экономичности. На заключительном этапе многолетней подготовки (этапе высшего спортивного мастерства) ведущее значение уже имеют факторы экономичности при сохранении высокого уровня значимости факторов мобилизации . Это касается многолетней динамики рекрутирования функциональных резервов или категорий факторов - мощности, мобилизации и эффективности-экономичности.

Однако мы полагаем, что приблизительно та-

кая же этапность включения различных категорий функциональных свойств (факторов) наблюдается и в более короткие временные отрезки тренировочной работы, например, в годичном тренировочном цикле, и в частности на разных этапах подготовительного периода. Это предположение находит подтверждение в результатах экспериментальных исследований, где была показана определенная этапность формирования структуры функциональной подготовленности спортсменов, причем на нее не влияют особенности построения тренировки в макроцикле .

Более того, было показано, что, после того как направленность адаптационных процессов в организме в годичном цикле тренировки будет сориентирована на экономизацию функций, эффективность использования средств и методов для повышения уровня факторов мощности и подвижности будет существенно снижена .

Соответственно этому положению организация тренирующих воздействий различной направленности, подбор методов и средств, направленных на повышение функциональных возможностей юных квалифицированных пловцов, должна учитывать этапность развития свойств и формирование структуры функциональной подготовленности и предусматривать последовательное (этапное) воздействие на параметры функциональной мощности, затем функциональной мобилизации, устойчивости и экономизации.

Следует отметить, что в настоящее время повышение функциональной подготовленности спортсменов все чаще связывают с использованием различных внетренировочных средств, получивших общее название эргогенических, которые способствуют оптимальному развитию функциональных возможностей и целенаправленному и избирательному совершенствованию их структуры .

В последние годы особое внимание уделяют применению в тренировке дополнительных эрго-генических средств, которые стали важным компонентом тренировочного процесса. К числу медико-биологических средств, стимулирующих рост работоспособности, относятся различные фармакологические препараты, пищевые добав-ки-нутриенты, используемые в целях эргогени-ческой диететики, применяются естественная (в условиях среднегорья) и искусственная гипокси-ческая тренировка, различные методы воздействия на дыхательную функцию . Еще совсем недавно такие средства выступали как

отдельные дополнения к тренировочному процессу, а в настоящее время для высококвалифицированных спортсменов эргогенические средства включаются в единый комплексный план подготовки.

Все больше исследователей и практиков утверждаются во мнении, что в современных условиях в тренировочном процессе спортсменов следует использовать не только физические упражнения, разнообразно структурируя их в рамках тех или иных методов, но и в обязательном порядке, уже не как дополнительные, а как инте-гративные составляющие, применять средства целенаправленного воздействия на ключевые для определенной специфической спортивной деятельности функциональные процессы, свойства, функциональные системы.

Более того, использование дополнительных эргогенических средств становится в настоящее время необходимым элементом современных технологий тренировочного процесса в спорте и дальнейшее внедрение в практику спорта технологий использования эргогенических средств, несомненно, будет все больше сказываться на уровне обеспечения спортивной подготовки .

Использование дополнительных эргогениче-ских средств актуализировалось в виду того, что они позволяют в широком диапазоне целенаправленно модулировать функциональную нагрузку на организм и тем самым открывают новые возможности для целенаправленного управления процессом адаптации и ростом функциональных возможностей организма .

В связи с этим особо следует отметить, что современное спортивное плавание характеризуется тем, что пловцы уже в юном возрасте достигают значительных высот спортивного мастерства. Вследствие этого обстоятельства при плавании в тренировке юных пловцов проявляется необходимость постоянного повышения уровня функциональной подготовленности. Это, в свою очередь, неизбежно сопряжено с наращиванием объемов и повышением интенсивности тренировочных нагрузок, что может негативно сказаться на здоровье спортсменов, так как в детском и юношеском возрасте применение предельных по интенсивности физических нагрузок может отрицательно повлиять на развитие организма .

В связи с этим возникает проблема, обусловленная, с одной стороны, необходимостью интенсификации тренировочного процесса, а с другой - целью сохранения здоровья юных спортсменов. Таким образом, поиск компромисса ме-

жду щадящими режимами тренировочной работы и ее высокой эффективностью в настоящее время является острейшей проблемой юношеского плавания. Ее решение может быть найдено как в широком применении в тренировке юных квалифицированных пловцов разнообразных эрго-генических средств в сочетании с основными видами физических нагрузок, способными возбудить в организме спортсменов адаптационные перестройки, сопровождаемые ростом работоспособности .

При этом использование всего спектра эргоге-нических средств должно быть дифференцированным в зависимости от направленности физиологического воздействия эргогенических средств на стимуляцию срочного, отставленного и кумулятивного эффектов тренировки и оптимизацию восстановительных процессов . Должны быть учтены особенности воздействия различных эргогенических средств на организм спортсменов, находящихся на разных этапах многолетней тренировки; важно обеспечивать их дифференциацию в разные периоды тренировочного цикла и в соответствии со спецификой мышечной деятельности.

Следует особо остановиться именно на дифференцированном использовании эргогенических средств. Известно, что эргогенические средства стимулирования работоспособности в своих различных формах имеют как общие направления воздействия, так и определенные особенности . Эти особенности состоят в направленном воздействии тех или иных средств на определенные функциональные свойства, функциональные системы организма и механизмы его энергообеспечения.

В то же время на разных этапах многолетнего формирования адаптации организма к физическим нагрузкам перед тренировочным процессом стоят различные задачи, которые решаются дифференцированным подбором методов и основных традиционных средств - физических упражнений. В этом плане использование дополнительных эргогенических средств должно в обязательном порядке учитывать такие задачи, и их подбор должен осуществляться в соответствии как со стоящими перед тренировкой задачами, так и с основной направленностью воздействия эргоген-ных средств. Аналогично необходимо дифференцировать эргогенические средства в соответствии с задачами, решаемыми в определенном периоде тренировочного макроцикла, и даже на отдельных этапах таковых периодов.

Весьма важный тактический вопрос состоит в логике дифференцированного использования различных эргогенических средств в соответствии с определенными задачами процесса формирования специфической структуры функциональной подготовленности спортсменов различных специализаций. Более того, в силу широкого спектра воздействия на организм различных функциональных нагрузок, создаваемых определенными эрго-геническими средствами, возможно с их помощью формировать и специфическую структуру подготовленности у спортсменов в рамках одного вида спорта, например в футболе, в соответствии с различным игровым амплуа, или в плавании, в соответствии с определенной дистанцией.

Необходимо изначально учитывать и уровень функциональной подготовленности организма, что также определяет подбор средств. Разные средства в одних случаях весьма схожи по эффекту и глубине воздействия, в других - различаются самым кардинальным образом. Например, если предложить неподготовленному (неадаптированному) организму средства с большой глубиной воздействия, можно получить обратный эффект: срыв адаптации. Напротив, на спортсмена, отличающегося высоким уровнем функциональной готовности, средство с мягким характером воздействия может не оказать должного воздействия.

В заключение необходимо рассмотреть вопрос о конкретных видах эргогенических средств, которые, с одной стороны, обладали бы мощным воздействием, а с другой - были бы достаточно удобны в применении. В этом плане весьма широко эксплуатируются различные средства воздействия на дыхательную функцию, и в частности в тренировке пловцов . Среди таких средств, показавших свой эргогенический эффект, наиболее часто применяются самые разнообразные воздействия: начиная от широкого спектра различных дыхательных упражнений и заканчивая аппаратурными методами создания искусственной гипоксии .

Выбор дыхательной системы для этих целей отнюдь не случаен. Управляя параметрами дыхания, можно воздействовать на состояние внутренней среды, создавая оптимальные условия для развития адаптации, а также контролировать функциональное состояние организма .

Таким образом, необходимость решения проблемы повышения эффективности тренировочных воздействий и потребность практики в разработке новых методических подходов к наращиванию функциональных возможностей юных

квалифицированных пловцов обусловливает актуальность разработки технологии функциональной подготовки юных квалифицированных пловцов на разных этапах подготовительного периода, обеспечивающую этапность формирования функциональных свойств специальной работоспособности и интеграцию основных физических нагрузок и дополнительных эргогениче-ских средств.

Достижение этой цели должно осуществляться в рамках методики, оптимальной по структуре и содержанию тренирующих воздействий; учитывающей физиологические закономерности повышения функциональных возможностей организма; предусматривающей интенсификацию тренировки посредством повышения анаэробных возможностей на базе высокого уровня развития аэробной выносливости в комплексе с применением эргогенических средств, различных по характеру воздействия на те органы и системы организма, от которых требуется высокий функциональный уровень готовности.

Библиографический список

1. Авдиенко, В. Б. Организация и планирование спортивной тренировки в плавании [Текст] / В. Б. Авдиенко, Т. М. Воеводина, В. Ю. Давыдов, В. А. Шубина. - Самара: СГПУ, 2005. - 72 с.

2. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] / Ю. В. Верхошанский - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.

3. Верхошанский, Ю. В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле [Текст] / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 2. - С. 24-31.

4. Верхошанский, Ю. В. Некоторые закономерности долговременной адаптации организма спортсмена к физическим нагрузкам [Текст] / Ю. В. Верхошанский, А. А. Виру // Физиология человека. - 1987. - Т. 13. -№ 5. - С. 811-818.

5. Верхошанский, Ю. В. Система тренировки в беге на средние дистанции в годичном цикле [Текст] / Ю. В. Верхошанский, Е. Н. Залеев // Научно-спортивный вестник. - 1989. - № 6. - С. 3-8.

6. Волков, Н. И. Историографический анализ ре-

кордов в плавании [Текст] / Н. И. Волков, О. И. Попов // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 7.

7. Волков, Н. И. Перспективы биологии спорта в XXI веке [Текст] / Н. И. Волков // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 5. - С. 14-18.

8. Врублевский, Е. П. Организация подготовки квалифицированных барьеристок (400 м) в годичном ЦИК-35 [Текст] / Е. П. Врублевский // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 9. - С. 34-35.

9. Кашкин, А. А. Проблема формирования специальной подготовленности юных пловцов на этапе многолетней тренировки [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А. А. Кашкин. - М.: РГАФК, 2001. - С. 54.

10. Михайлов, В. В. Дыхание спортсмена [Текст] /

B. В. Михайлов. - М.: Физкультура и спорт, 1983. -100 с.

11. Мищенко, В. С. Функциональные возможности спортсменов [Текст] / В. С. Мищенко. - Киев: Здоровье, 1990. - 200 с.

12. Платонов, В. Н. Построение подготовки в течение года [Текст] / В. Н. Платонов, М. М. Шабир // Плавание. - Киев: Олимпийская литература, 2000. -

13. Солопов, И. Н. Физиологические эффекты методов направленного воздействия на дыхательную функцию человека [Текст] / И. Н. Солопов. - Волгоград, 2004. - 220 с.

14. Солопов, И. Н. Функциональная подготовка спортсменов [Текст] / И. Н. Солопов, А. И. Шамардин.

Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2003. - 263 с.

15. Уильямс, М. Эргогенные средства в системе спортивной подготовки [Текст] / М. Уильямс. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 255 с.

16. Ченегин, В. М. Физиологические закономерности возрастного развития двигательных функций [Текст] / В. М. Ченегин. - Волгоград, 1991. - 68 с.

17. Шабир, М. М. Современная система годичной подготовки спортсменов высокой квалификации [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / М. М. Шабир.

Киев, 1988. - 32 с.

18. Эделев А. Проблемы и перспективы совершенствования тренировочного процесса юных бегунов на средние дистанции [Текст] / А. Эделев // Физ. воспитание студ. творч. спец. - 2002. - № 6. - С. 13-22.

Что такое физическая и функциональная подготовка спортсмена? и получил лучший ответ

Ответ от Big Bang in my head[гуру]
Физическая - это как бы просто ОФП. Приседания там, отжимания и прочее. А функциональная подготовка - это подготовка, направленная на развитие качеств (движений), которые нужны именно для какой-то цели. Например, цель: выработать сильный удар для боксера. Берем гантелю и начинаем отрабатывать удар с отягощением - это и есть функциональная тренировка.

Ответ от День Умалишенных [новичек]
работать надо а не теории сочинять...


Ответ от Влад Ермоленко [новичек]
Функциональная подготовка направлена на развитие функциональных возможностей организма спортсмена и совершенствование деятельности различных систем (дыхания, кровообращения, мышечной и др.). В ходе нее спортсмен повышает физические, биохимические, физиологические, морфологические и другие резервы организма. Функциональная подготовка входит составным элементом во все ранее рассмотренные виды подготовки. И физическая подготовка, и техническая, и психологическая опираются на развитие функциональных возможностей организма спортсмена. Хотя все виды подготовки тесно связаны между собой, функциональную подготовку, на наш взгляд, следует выделить как самостоятельный вид подготовки, по нескольким причинам: во-первых, функциональные возможности спортсмена необходимо уметь измерять и планировать их развитие; во-вторых, функциональная подготовка во многом определяет успешность работы спортсмена в горах.


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что такое физическая и функциональная подготовка спортсмена?

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.