Манифест коммунистической партии 1848 года читать. Манифест коммунистической партии

В феврале 1848 года вышел в свет «Манифест Коммунистической партии». Это была первая программа и одновременно боевое воззвание международной организации, основанной на принципах научного коммунизма. Как писал В.И. Ленин, эта небольшая книжечка стоит целых томов: «духом её живёт и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира».

Бродил призрак по Европе

ДАВАЙТЕ снова прочитаем написанные Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом поэтические, проникновенные, исполненные достоинства и убеждённости набатные строки «Манифеста»: «Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские».

Да,в 1848 году в Европе было совсем немного, лишь несколько сот человек, поднявшихся до осознания исторической роли пролетариата. Им приходилось работать в подполье, собираться украдкой, небольшими группами. Да, лишь немного голосов в 1848 году откликнулось на призыв «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Но, как написал в предисловии к немецкому изданию «Манифеста» в 1890 году Ф. Энгельс, «в настоящее время он («Манифест». - А.П.), несомненно, является самым распространённым, наиболее международным произведением всей социалистической литературы, общей программой многих миллионов рабочих всех стран от Сибири до Калифорнии».

Прошло сто лет. В 90-е годы прошлого века мне попадалось много статей, брошюр, книг, которые представляли коммунизм как некую историческую случайность, амок (приступ безумия), который, слава богу, закончился.

Прошло ещё двадцать пять лет. Оказалось: коммунизм-то жив! Это даже не призрак, а влиятельная идеология и политическое движение.

За 167 лет, прошедших после издания «Манифеста», прибавилось изрядно людей, объединившихся в «священной травле» коммунистического движения. Вслед за папой (тогда это был Пий IX), царём (Николай I) на этом поприще проявили себя Бисмарк, автор «исключительного закона» против социалистов, и Гитлер, самый агрессивный ненавистник гуманистической идеологии коммунизма и кровожадный теоретик и практик антикоммунизма, либерал Черчилль и фашист Муссолини. Затем эту «священную миссию» с удовольствием приняли американские президенты - от Трумэна и до Обамы.

Ну а в России заработал себе известность на полях войны с коммунистической идеей правнук Николая I Николай II. Через сто лет, в 90-е годы XX века, тут проявили себя перевёртыш Ельцин и наследовавшая ему целая свора декоммунизаторов, десталинизаторов и пр.

С надеждой на рабочий класс

А теперь проследим судьбу изложенных в «Манифесте» социальных идей и прогнозов.

«История всех до сих пор существующих обществ была история борьбы классов», - писали Маркс и Энгельс. Собственно, классовую борьбу открыли не они. Ещё Платон отмечал, что в любом государстве «всегда есть два государства, враждебных друг другу: одно - государство бедных, другое - богатых». А ряд французских историков периода Реставрации (1815 - 1830) считали борьбу классов ключом к пониманию всей истории Франции.

Открытие Карла Маркса и Фридриха Энгельса состоит прежде всего в обосновании всемирно-исторической роли рабочего класса. В «Манифесте» показана история развития и борьбы пролетариата с момента формирования буржуазного общества. Подчёркиваю: не только развития, но и борьбы. Ведь многие мыслители и писатели XIX - начала XX века показывали рабочий класс страдающим и угнетённым, но почти никто - борющимся. В действительности пролетариат проходит различные ступени развития. «Его борьба против буржуазии начинается вместе с его существованием».

Одной из первых организованных форм борьбы рабочих против эксплуатации было движение луддитов в Англии. Луддиты разрушали машины и фабричные корпуса, считая, что именно техника является причиной их бедствий, в том числе безработицы и голода. Впрочем, часть луддитов считали, что, разрушая машины, они наносили удар по собственности капиталистов, и потому надеялись заставить фабрикантов пойти на уступки.

Рабочие создавали тайные организации и выдвигали вожаков из своих рядов. Один из таких вождей сопротивления английских рабочих, Меджерсон, показан в книге советских писателей Р. Штильмарка и

В. Василевского «Наследник из Калькутты». Вот как он характеризовал себя:

«Мне пятьдесят лет, и двадцать из них я отдал борьбе за правду. Меня ещё помнят в Ланкашире. Там бедняки оказали мне честь: я был избран в первый стачечный комитет ещё четырнадцать лет назад. За это меня приговорили к смерти, но рабочие напали на полицейский возок и вырвали нас, пятерых осуждённых, из рук палачей. Потом я перебрался в Спитфилд, близ Лондона. Почти десять лет мы боролись там за наши права… В нас стреляли солдаты - мы не сдавались. Многих схватили и повесили…»

Английский парламент принял закон о смертной казни за порчу машин. Какие же эти либералы всё-таки гуманисты!

Движение луддитов было беспощадно подавлено войсками. Но борьба рабочего класса продолжалась. Во Франции и Германии она приняла форму вооружённых восстаний. Лионское восстание 1831 года. Затем Лионское восстание 1834 года, когда рабочие впервые выдвинули не только экономические - повышение заработной платы, - но и политические требования. Впервые в истории они выступили под красным знаменем. И, наконец, июньское восстание рабочих в Париже в 1848 году, через четыре месяца после опубликования «Манифеста». Эти восстания показали, что пролетариат в Европе заявил о себе как о самостоятельной политической силе.

Рабочий класс, утверждали Маркс и Энгельс, способен не только на самостоятельную борьбу за свои интересы в рамках буржуазного общества. Он должен стать «могильщиком» этого общества. Историческая задача пролетариата: замена путём революции капиталистического строя социалистическим. «Из всех классов, которые противостоят теперь буржуазии, - писали авторы «Манифеста Коммунистической партии», - только пролетариат представляет собой действительно революционный класс… У пролетария нет собственности: его отношение к жене и детям не имеет уже ничего общего с буржуазными семейными отношениями; современный промышленный труд, современное иго капитала, одинаковое как в Англии, так и во Франции, как в Америке, так и в Германии, стёрли с него всякий национальный характер. Законы, мораль, религия - всё это для него не более чем буржуазные предрассудки, за которыми скрываются буржуазные интересы».

Собственность - отмычка всех проблем

А теперь перейдём к главному. Как относились к собственности, семье, отечеству рабочий класс и его передовые представители - коммунисты тогда, в момент написания «Манифеста»? Как решаем эти вопросы мы, коммунисты XXI века?

Начнём с отношений собственности. Читаем в «Манифесте»: «Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности». Авторы первой коммунистической программы предлагают конкретные меры для этого. Они подчёркивают: «Пролетариат использует своё политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства… Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения…»

Примечательно, что когда Маркс и Энгельс намечают десять конкретных мер, которые пролетариат передовых стран примет после своего прихода к власти, то семь из них касаются отношений собственности:

1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.

2. Высокий прогрессивный налог.

3. Отмена права наследования.

4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.

5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.

6. Централизация всего транспорта в руках государства.

7. Увеличение числа государственных фабрик.

Кому-то странным покажется пункт 3: отмена права наследования. Но ведь его ещё в XVII веке проповедовал в теории «трудовой собственности» родоначальник либерализма Джон Локк. Провозглашая собственность неприкосновенной и священной, он уверял, что буржуа имеет право только на ту собственность, которую он сам создал трудом своих рук и головы. Маркс и Энгельс действительно опирались на всё богатство предшествующей социальной мысли человечества.

Предлагаемые Марксом и Энгельсом меры, способствующие коренной смене отношений собственности, нашли продолжение и развитие в работе В.И. Ленина «Грозящая катастрофа и как с ней бороться», а затем были во многом повторены в Антикризисной программе КПРФ.

Наше дело правое, победа будет за нами

Возвышенно-поэтическими строками начинался «Манифест Коммунистической партии».

По справедливому замечанию Ф. Меринга, «силой и образностью языка Маркс мог поспорить с лучшими мастерами германской литературы». С не меньшей силой он заканчивается:

«Коммунисты считают презренным делом скрывать свои намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты путём насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

И тут я слышу голос читателя: и где эта ваша коммунистическая революция? Отвечаю: та, о которой писали Маркс и Энгельс в «Манифесте» в 1848 году, началась через 70 лет. В 1917 году в России. И господствующие классы всех буржуазных стран действительно содрогнулись перед ней, не говоря уж о правящих классах буржуазно-помещичьей Российской империи.

Почему победила Великая Октябрьская социалистическая революция? Её успех определялся прежде всего тем, что в России созрели для неё предпосылки: до крайности обострились экономические, классовые и политические противоречия. К ним есть смысл добавить предпосылки психологические. В условиях мировой войны, когда на фронте миллионы солдат были убиты и искалечены, десятки миллионов трудящихся страдали от голода и лишений в тылу, когда нищета народных масс приняла ужасающие размеры, у рабочих и крестьян возникло ощущение, что им нечего терять, кроме своих цепей. Оно удесятерило силы народа и помогло ему победить в 1917 году.

Через 73 года в России победила контрреволюция. Надолго ли?

В результате буржуазной контрреволюции и реставрации капитализма страна оказалась в руках частных лиц - во-первых, олигархов-магнатов, чьи имена на слуху, во-вторых, собственников помельче, типа владельцев предприятия «Дмитровский трикотаж», где я работаю.

Рабочий класс Советского Союза вновь превратился в эксплуатируемый капиталистами пролетариат буржуазной России. Не важно, что у рабочего могут быть в собственности квартира, дача, машина. Для того, чтобы иметь средства к существованию и выплачивать, допустим, налог на недвижимость, он вынужден продавать свою рабочую силу. На производстве каждый из нас попадает в мелочную и зачастую унизительную зависимость от хозяина и его представителей - директора и пр. Рабочие на моём предприятии так и говорят: «Мы - рабы». Растёт эксплуатация рабочих из-за того, что сокращается персонал, а обязанности уволенных распределяются между оставшимися. Увеличение интенсивности труда не ведёт ни к какому повышению зарплаты. Всё это служит одному-единственному: наживе богатеев, тех 10% населения, которые владеют 80% национального богатства.

Программа для современного пролетариата

Такое ощущение, что «Манифест Коммунистической партии» написан Марксом и Энгельсом о современной России. Вот читайте:

«Когда заканчивается эксплуатация рабочего фабрикантом и рабочий получает, наконец, наличными свою заработную плату, на него набрасываются другие части буржуазии - домовладелец, лавочник, ростовщик и т. п.».

В наше время на рабочего «набрасывается» тот же домовладелец (оплата услуг ЖКХ, капремонта и пр.). А вместе с ним торговые сети, банки и, увы, медицинские учреждения, которые тоже стали частью буржуазной системы, и т.д. и т.п. У нас, рабочих, отняли общенародную собственность, отняли социальные гарантии, отняли то уважение, которым пользовался трудящийся человек в советское время. У меня, как и у окружающих людей, возникает ощущение, что нам действительно нечего терять, что страна, и мы вместе с ней, идёт в тупик.

Неправда, что пролетариат абсолютно пассивен. Очаги сопротивления появляются всё чаще, о них постоянно пишет «Правда».

Вспомним слова «Манифеста»:

«Сначала борьбу ведут отдельные рабочие, потом рабочие одной фабрики, затем рабочие одной отрасли труда в одной местности против отдельного буржуа…»

У нас недавно поднялись рабочие одной отрасли - водители-дальнобойщики. Против одного буржуа - Ротенберга. И вскоре этот протест вышел уже за рамки борьбы с одним капиталистом.

«Манифест» был восторженно принят немногочисленным тогда авангардом научного социализма. Более того, с разгромом восстания парижских рабочих в 1848 году он отошёл на второй план.

После реакции, вызванной поражением европейской революции 1848 года, в 1860-е годы начался подъём рабочего движения, завершившийся созданием в 1864 году I Интернационала. Потом разгром героической Парижской Коммуны в 1871 году и снова наступление реакции. Роспуск I Интерна-ционала в 1876 году.

Подъём рабочего движения и создание массовых социал-демократических партий в европейских странах в последней трети XIX века. Создание II Интернационала (1889 год). Накануне Первой мировой войны Интернационал превратился во внушительную силу. И - крах II Интернационала из-за измены его руководства (1914 год).

Социалистическая революция в России в 1917 году, построение социализма в СССР, Победа в Великой Отечественной войне, создание мировой системы социализма, развитие международного коммунистического движения - и катастрофа 1990-х годов.

Что же мы видим? Вслед за поражениями, иногда очень серьёзными, катастрофическими, идёт неизбежный подъём влияния идей «Манифеста», подъём рабочего движения.

Каковы сейчас задачи коммунистов по претворению в жизнь идей «Манифеста Коммунистической партии»?

Я думаю, мы должны для начала добиться выполнения требований дальнобойщиков. Необходимо возглавить борьбу пролетариата и, как сказано в «Манифесте», «покончить со своей собственной буржуазией».

Пусть господствующие классы содрогаются перед грядущей коммунистической революцией. Пролетариям нечего в ней терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. И я на меньшее не согласен.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. .

"Манифест Коммунистической партии" - знаменитый труд Карла Маркса и Фридриха Энгельса. В нем авторы обозначили основные цели и задачи коммунистических организаций, которые в 1848 году, когда была написана эта работа, только зарождались. Для марксистов это важное и основополагающее сочинение.

Значение трактата

"Манифест Коммунистический партии" важен в том плане, что в этом труде авторы утверждают, что вся история человечества до этого момента была направлена на борьбу между различными классами. По мнению Маркса и Энгельса, в обозримом будущем неизбежна гибель капитализма от рук пролетариата. В результате будет построено коммунистическое общество с отсутствием классов, а вся собственность будет общественной.

Карл Маркс в "Манифесте Коммунистической партии" излагает собственное видение неизбежности смены способов производства и законов общественного развития. Особое место в этом трактате занимает подробный обзор всевозможных немарксистских теорий социализма, а также учений, которые авторы называют псевдосоциалистическими. Например, они жестко критикуют общую частную собственность, когда принцип частной собственности неразумно распространяется на каждого.

К тому же Маркс в этой работе именно коммунистов называет наиболее решительной частью пролетариата, которая повсеместно поддерживает революционное движение, направленное на свержение нынешнего политического и общественного строя. Также он отмечает, что те добиваются объединения и соглашения между демократическими партиями разных стран.

Первые слова "Манифеста Коммунистической партии" стали крылатыми.

Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские.

Впервые он был издан в Лондоне в 1848 году, после этого неоднократно переиздавался, при этом никакие изменения в него не вносились. В 1872 году в предисловии к очередному изданию "Манифеста Коммунистической партии" отмечает, что трактат стал историческим документом, менять который никто уже не вправе.

История создания

Данный труд был написан Марксом и Энгельсом по поручению пропагандистского общества "Союз справедливых", которое было организовано в Англии немецкими эмигрантами. Когда в него вступили авторы манифеста, организация была переименована в "Союз коммунистов".

В 1847 году состоялся первый конгресс Союза, на котором Энгельсу и было поручено составить текст программного документа для организации. Интересно, что изначально этот труд назывался "Проект коммунистического символа веры".

На втором конгрессе составляется текст коммунистического манифеста. Он становится программой международной организации революционного пролетариата. Работу над "Манифестом Коммунистической партии" Маркс завершает в начале 1848 года, когда находится в Бельгии.

Впервые он был издан анонимно в Лондоне. Труд вышел на немецком языке. Это была брошюра в зеленой обложке, включающая 23 страницы.

В марте ее текст перепечатала немецкая эмигрантская газета, а на следующий день Маркс был выдворен полицейскими из Бельгии.

Интересно, что в предисловии отмечалось, что манифест необходимо издавать на разных языках. Так что вскоре появляются переводы на датском, польском, шведском и английском. Именно в предисловии английского издания, выпущенного журналисткой и социалисткой Хелен Макфарлейн, которая публиковалась под псевдонимом Говард Мортон, впервые были названы имена авторов манифеста. Ранее они оставались неизвестными.

Популярность

Когда в 1848 году по всему континенту начались революции, этот труд стал чрезвычайно популярным. Однако в действительности с ним имели возможность ознакомиться немногие, поэтому значительного влияния на ход событий он не оказал. В числе исключений можно назвать только немецкий город Кельн, в котором большим тиражом выходила местная газета, всячески прославляющая коммунистический манифест Карла Маркса.

Массовый интерес к трактату возник только в 1870-х годах, когда начали свою деятельность Первый интернационал и Парижская коммуна. Также "Манифест Коммунистической партии" Карла Маркса фигурировал в процессе против социал-демократической партии Германии. Сторона обвинения зачитывала отрывки из него.

После этого по немецким законам стала возможной его официальная публикация. В 1872 году Маркс и Энгельс оперативно подготовили новое издание на немецком языке. В ближайшие годы вышло девять редакций на шести языках. В 1872 году суфражистка Виктория Вудхулл впервые выпустила манифест в Америке.

Распространение трактата

Появляющиеся в разных странах социал-демократические партии стали активно распространять манифест. Интересно, что Энгельс в предисловии к английскому изданию в 1888 году писал, что их труд отразил историю современного движения рабочих, став одним из самых распространенных произведений социалистической литературы в современном мире. Эту программу признавали рабочие от Калифорнии до Сибири.

На русский язык трактат был впервые переведен анархистом Михаилом Бакуниным, который был соратником авторов по первому Интернационалу. В 1869 году русский вариант трактата напечатали в типографии журнала "Колокол".

В 1882 году там же появилось второе издание в переводе Георгия Плеханова. В нем уже присутствовало специальное предисловие, в котором Маркс и Энгельс пытались ответить на вопрос, способно ли русское общество перейти к коммунистической форме всеобщего владения, минуя капиталистическую стадию, которую проходят все страны Западной Европы.

Первое издание манифеста на украинском языке подготовила писательница Леся Украинка.

Тиражи

Безусловно, со временем тиражи манифеста стали просто огромными, особенно в СССР. Но об общем количестве выпущенных экземпляров ничего не известно. Можно утверждать, что только в Советском Союзе к 1973 году вышло 447 изданий этого труда совокупным тиражом почти 24 миллиона экземпляров.

Примечательно, что в XXI веке к труду Маркса и Энгельса снова появился интерес. Например, в 2012 году британское издание сопровождалось предисловием историка, марксиста по убеждениям Эрика Хобсбаума. А в 2010 году иллюстрированное издание этого трактата вышло в Канаде в издательстве, специализирующемся на публикации радикальных исторических текстов в форме манги или комиксов.

Коммунистический манифест состоит из четырех глав. Первая называется "Буржуа и пролетарии", а вторая - "Пролетарии и коммунисты".

Третья глава - "Социалистическая и коммунистическая литература" - разделена на несколько частей. Это "Реакционный социализм", "Консервативный или буржуазный социализм", "Критически-утопический социализм и коммунизм".

Заключительная глава этого труда называется "Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям".

Отказ от капитализма

Отказ от капиталистического общества - одна из главных целей этого трактата. Программа перехода к коммунистической общественной формации приводится во второй главе. Авторы предполагают, что все произойдет насильственным путем, ключевым станет установление диктатуры пролетариата.

Сама программа перехода содержит десять пунктов, или этапов. Это экспроприация земельной собственности, введение высокого прогрессивного налога, конфискация имущества мятежников и эмигрантов, отмена наследственных прав, бесплатное воспитание детей, сращивание промышленности и земледелия, рост количества государственных предприятий, введение обязательного труда для всех, централизация кредита в государственных банках.

Маркс и Энгельс в своем трактате предполагали, что, ликвидировав капитализм, диктатура пролетариата себя исчерпает, уступив место некой "ассоциации индивидов". Однако про нее авторы ничего не пишут.

К 168-й годовщине со дня издания

«Манифест Коммунистической партии» - первый и величайший программный документ научного коммунизма. Написанный К.Марксом и Ф.Энгельсом в качестве программы Союза коммунистов «Манифест Коммунистической партии» был впервые опубликован в Лондоне в феврале 1848 г. В 1848 г. были сделаны также переводы «Манифеста» на ряд европейских языков (французский, польский, итальянский, датский, фламандский и шведский). Впоследствии «Манифест» издавался и в других странах. «Манифест» получил широкое распространение в коммунистическом и рабочем движении. Ф.Энгельс в 1890 г. писал, что «история «Манифеста» до известной степени отражает историю современного рабочего движения с 1848 года » (К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., 2 изд., т.22, с.62 ).

«Манифест Коммунистической партии» - вершина творчества основоположников коммунизма до революции 1848 г. В нём впервые марксизм был изложен в стройном и систематизированном виде.

«Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма » - такими словами начинается «Манифест». «Пора уже коммунистам перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления и сказкам о призраке коммунизма противопоставить манифест самой партии».

В «Манифесте» Маркс с гениальным мастерством рисует картину зарождения, развития и неизбежной гибели капитализма и даёт развёрнутое обоснование всемирно-исторической миссии пролетариата .

Маркс пишет, что классовая борьба - движущая сила исторического развития в классовых антагонистических обществах .

«История всех до сих пор существовавших обществ, - пишет Маркс, - была историей борьбы классов» (впоследствии Энгельс уточнит: за исключением первобытного общества) «Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетённый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общества или общей гибелью борющихся классов ».

Из недр погибшего феодального общества, пишет Маркс, вышло современное буржуазное общество. Но оно не уничтожило классовых противоречий. «Наша эпоха, эпоха буржуазии, отличается тем, что она упростила классовые противоречия: общество всё более и более раскалывается на два больших враждебных лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса - буржуазию и пролетариат ».

Открытие Америки и морского пути вокруг Африки, проникновение на индийский и китайский рынки, колонизация Америки - всё это дало толчок развитию торговли, мореплавания, промышленности. На место цехового ремесла пришла мануфактура, на место мануфактуры - пар и машина, которые произвели революцию в промышленности, создали крупную индустрию и всемирный рынок. Наряду с развитием промышленности и торговли развивались новые революционные элементы в недрах феодализма - класс буржуазии, который увеличивал свои капиталы и оттеснял на задний план все классы, унаследованные от средневековья.

Но буржуазия не только завоевала себе экономическое господство, создав крупную промышленность и всемирный рынок, но и добилась политического господства в современном государстве. Маркс пишет: «Современная государственная власть - это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии ».

Маркс обнажает сущность современного представительного государства как органа диктатуры буржуазии , защищающего интересы класса эксплуататоров и направленного на подавление сопротивления угнетённых классов.

«Буржуазия сыграла в истории чрезвычайно революционную роль», - продолжает Маркс. Буржуазия разрушила все феодальные, патриархальные отношения между людьми и не оставила между ними ничего другого, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана» . Врача, юриста, священника, поэта, человека науки - всех она превратила в своих платных наёмных работников. Семейные отношения буржуазия свела к чисто денежным отношениям. Путём эксплуатации всемирного рынка она сделала производство и потребление всех стран космополитическим. «Словом, - пишет Маркс, - она сделала себе мир по своему образу и подобию ».

Менее чем за сто лет своего классового господства буржуазия создала гигантские производительные силы. Покорение сил природы, машинное производство, применение химии в промышленности и земледелии, пароходство, железные дороги, электрический телеграф, освоение для земледелия целых частей света, приспособление рек для судоходства, целые, словно вызванные из-под земли, массы населения - всё это как бы по волшебству создала буржуазия.

«Итак, - пишет Маркс, - мы видели, что средства производства и обмена, на основе которых сложилась буржуазия, были созданы в феодальном обществе. На известной ступени развития этих средств производства и обмена отношения, в которых происходили производство и обмен феодального общества, феодальная организация земледелия и промышленности, одним словом, феодальные отношения собственности, уже перестали соответствовать развившимся производительным силам. Они тормозили производство, вместо того чтобы его развивать. Они превратились в его оковы. Их необходимо было разбить, и они были разбиты.

Место их заняла свободная конкуренция, с соответствующим ей общественным и политическим строем, с экономическим и политическим господством класса буржуазии» (Ленин впоследствии покажет, как капитализм перерастает в монополистический капитализм, империализм ).

Маркс на основе открытого им объективного закона развития человеческого общества - закона соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил - показывает гибель феодального общества и рождение нового, буржуазного способа производства.

Но, продолжает Маркс, подобное же движение совершается и на наших глазах. Буржуазное общество более не может уже обеспечить дальнейшее поступательное развитие созданных им производительных сил. Это противоречие между буржуазными производственными отношениями и возросшими производительными силами выражается в сокрушительных экономических кризисах, сотрясающих мировую экономику капитализма .

Маркс пишет о буржуазном обществе:

«Производительные силы, находящиеся в его распоряжении, не служат более развитию буржуазных отношений собственности; напротив, они стали непомерно велики для этих отношений; буржуазные отношения задерживают их развитие; и когда производительные силы начинают преодолевать эти преграды, они приводят в расстройство всё буржуазное общество, ставят под угрозу существования буржуазные отношения собственности. Буржуазные отношения стали слишком узкими, чтобы вместить созданное ими богатство.

Оружие, которым буржуазия ниспровергала феодализм, направляется теперь против самой буржуазии.

Но буржуазия не только выковала оружие, несущее ей смерть; она породила и людей, которые направят против неё это оружие, - современных рабочих, пролетариев».

В этих словах Маркса сформулировано основное положение научного коммунизма о неизбежной гибели капитализма и всемирно-исторической миссии пролетариата как могильщика буржуазии .

В этих условиях рабочему не остаётся ничего, кроме как подниматься на борьбу против буржуазии . Сначала борьбу ведут отдельные рабочие, рабочие одной фабрики против отдельного буржуа, который их непосредственно эксплуатирует. Рабочие направляют свои удары не только против буржуазных отношений, но и против орудий труда, разбивают машины, поджигают фабрики, силой пытаются восстановить отношения средневекового рабочего.

На этой ступени борьбы рабочие образуют рассеянную по всей стране и раздробленную массу. Но с развитием промышленности пролетариат возрастает численно, и растёт его сила. Столкновения между рабочими и капиталистами всё более принимают характер столкновения между двумя классами. Происходит организация и сплочение рабочих. Местные очаги борьбы постепенно сливаются в одну, национальную, классовую борьбу .

«…Всякая классовая борьба есть борьба политическая ».

Маркс пишет, что пролетариат является единственно до конца революционным классом . «У пролетариев нет ничего своего, что надо было бы им охранять, они должны разрушить всё, что до сих пор охраняло и обеспечивало частную собственность». Мелкий промышленник, мелкий торговец, ремесленник и крестьянин - все они борются с буржуазией для того, чтобы спасти своё существование от гибели, как средних сословий. Если они революционны, то постольку, поскольку им предстоит переход в ряды пролетариата, поскольку они защищают не свои настоящие, а свои будущие интересы, поскольку они покидают свою точку зрения для того, чтобы встать на точку зрения пролетариата .

В дальнейшем Ленин, основываясь на данном положении Маркса, обоснует своё гениальное учение о союзе пролетариата и крестьянства . Ленин покажет, что мелкобуржуазные слои населения необходимо вовлечь в строительство социализма под руководством пролетариата на основе социалистической кооперации мелкого производства.

В современных условиях союзником пролетариата выступает не только трудящееся крестьянство, но и трудовая интеллигенция - врачи, учителя, среди которых велика доля женского труда .

Классовая борьба пролетариата, пишет Маркс, в конце концов доходит вплоть «до того пункта, когда она превращается в открытую революцию, и пролетариат основывает своё господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии ».

Маркс резюмирует: всемирно-историческая миссия пролетариата заключается в том, что он - могильщик буржуазии. Её гибель и победа пролетариата одинаково неизбежны .

В «Манифесте» Маркс формулирует основы марксистского учения о пролетарской партии и диктатуре пролетариата .

Маркс пишет, что коммунисты являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперёд частью рабочего класса всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения.

Маркс определяет ближайшие задачи коммунистов: «формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти ».

Коммунисты ставят перед собой цель уничтожить буржуазную частную собственность, покоящуюся на классовых антагонизмах, на эксплуатации большинства меньшинством.

«В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности ».

Буржуазия обвинила коммунистов в том, что они хотят уничтожить собственность, упразднить свободу и личность, уничтожить семью, отменить отечество.

Маркс отвечает им:

«Вы приходите в ужас от того, что мы хотим уничтожить частную собственность. Но в вашем нынешнем обществе частная собственность уничтожена для девяти десятых ее членов; она существует именно благодаря тому, что не существует для девяти десятых. Вы упрекаете нас, следовательно, в том, что мы хотим уничтожить собственность, предполагающую в качестве необходимого условия отсутствие собственности у огромного большинства общества.

Одним словом, вы упрекаете нас в том, что мы хотим уничтожить ВАШУ собственность. Да, мы действительно хотим это сделать ».

Упразднить личность и свободу? Но буржуазия понимает под свободой свободу эксплуатации чужого труда, под личностью - личность самого буржуа .

Уничтожить семью? Но разве буржуазный брак не является общностью жён? «Наши буржуа, не довольствуясь тем, что в их распоряжении находятся жёны и дочери их рабочих, не говоря уже об официальной проституции, видят особое наслаждение в том, чтобы соблазнять жён друг у друга ».

Отменить отечество? Маркс пишет:

«Рабочие не имеют отечества. У них нельзя отнять то, чего у них нет. Так как пролетариат должен прежде всего завоевать политическое господство, подняться до положения национального класса» (в английском издании 1888 г. вместо слов «подняться до положения национального класса» напечатано: «подняться до положения ведущего класса нации », К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., 2 изд., т.4, с.444 ), конституироваться как нация, он сам пока ещё национален, хотя совсем не в том смысле, как понимает это буржуазия».

В дальнейшем Ленин предостерегал коммунистов от одностороннего понимания положения Маркса о том, что рабочие не имеют отечества. Ленин писал :

«В «Коммунистическом манифесте » сказано, что рабочие не имеют отечества.

Справедливо. Но там сказано не только это. Там сказано ещё, что при образовании национальных государств роль пролетариата несколько особая. Если брать первое положение (рабочие не имеют отечества) и забывать его связь со вторым (рабочие конституируются как класс национально, но не в том смысле, как буржуазия), то это будет архинеправильно.

В чём же состоит эта связь? По-моему, именно в том, что в демократическом движении (в такой момент, в такой конкретной обстановке) пролетариат не может отказаться от поддержки его (следовательно, и от защиты отечества в войне национальной).

Маркс и Энгельс сказали в «Коммунистическом манифесте», что рабочие не имеют отечества. Но тот же Маркс звал к национальной войне не раз: Маркс в 1848 г., Энгельс в 1859 г. (конец его брошюры «По и Рейн», где прямо разжигается национальное чувство немцев, прямо зовут их к войне национальной). Энгельс в 1891 г. ввиду грозившей и надвигавшейся тогда войны Франции (Буланже) + Александр III против Германии прямо признавал «защиту отечества».

Были ли Маркс и Энгельс путаниками, сегодня говорившими одно, завтра другое? Нет. По-моему, признание «защиты отечества» в национальной войне вполне отвечает марксизму» (В.И.Ленин, Соч., 4 изд., т.35, с.200-201 ).

Маркс оставляет возражения буржуазии против коммунистов и продолжает: «первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии ».

По существу в этих словах Маркс формулирует положение о диктатуре пролетариата . Он пишет:

«Пролетариат использует своё политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил ».

В будущем же коммунистическом обществе вместе с исчезновением классовых различий и сосредоточением всего производства в руках общества исчезнет и политическая власть. Государство - это организованное насилие одного класса для подавления другого.

«На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех ».

«Манифест» заканчивается боевым призывом к пролетариям всех стран объединяться в борьбе за свершение коммунистической революции:

«Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путём насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Создание этой первой в истории программы международного коммунистического движения явилось величайшим творением Маркса и Энгельса. «Манифест» на столетия стал программным знаменем борющегося пролетариата. «Манифест» при его чтении производит неизгладимое впечатление. Невероятно ярко и доступно Маркс изложил основные свои выводы и идеи, к которым он пришёл до революции 1848 г. Изложенные в «Манифесте» программные положения коммунизма, несмотря на то, что со времени его издания прошло более полутораста лет, сегодня так же живы и востребованы, являются руководящим документом для всех коммунистов. «Манифест» - настольная книга каждого борца, посвятившего свою жизнь борьбе за освобождение рабочего класса .

Григорий Павельев

Price Realized: $127 115

MARX, Karl (1818-1893) & ENGELS, Friedrich (1820-1895). Manifest der kommunistischen Partei. Veröffentlicht im Februar 1848. Londres: imprimé par la "Bildungs=Gesellschaft für Arbeiter" de J.E. Burghard, 1848. PMM 326.

Уход: €97,000. Аукцион Christie"s. Collection Jean Lignel Dessins et manuscrits, Livres anciens et livres d"artistes. 11 декабря 2008 года. Париж. Лот № 12.

Французское описание лота: Plaquette in-8 (214x137 мм.). 23 pages (titre inclus dans la pagination). Couverture originale, imprimée sur papier vert, titre dans un encadrement typographique formé de 26 (sens vertical) et 13 (sens horizontal) éléments (demi-cercles avec une couronne radiale), aux angles trois demi-cercles composés de 3 pièces typographiques avec une couronne radiale (agrafes enlevées et remplacées par une couture, insérés dans une couverture protectrice de papier japon et papier peigne), étui moderne en cartonnage vert.

Provenance : Экземпляр уже 2 раза продавался на аукционах - bibliothèque Schocken - Hauswedell & Nolte (vendu en 1976) - Vente à Paris en 1979.


Карл Маркс и Фридрих Энгельс. «Манифест коммунистической партии» (нем. Das Manifest der Kommunistischen Partei) - легендарная работа, в которой они декларируют и обосновывают цели, задачи и методы борьбы зарождавшихся коммунистических организаций и партий. Авторы провозглашают неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата. Манифест начинается словами: «Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма» , а заканчивается знаменитым историческим лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Впервые издан 21 февраля 1848 года в Лондоне. Кстати, в Советском Союзе находилось приличное количество экземпляров первого "Манифеста". Складывалось впечатление, что это была целенаправленная политика партийного руководства страны по скупке их на международных аукционах. Возможно, привозили работники Коминтерна, или поступления в качестве подарка при визите официальных лиц. Короче, осталось за кадром.

I. Буржуа и пролетарии

II. Пролетарии и коммунисты

III. Социалистическая и коммунистическая литература

1. Реакционный социализм

a. Феодальный социализм

b. Мелкобуржуазный социализм

c. Немецкий, или «истинный», социализм

2. Консервативный, или буржуазный, социализм

3. Критически-утопический социализм и коммунизм

IV. Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям


Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские. Где та оппозиционная партия, которую ее противники, стоящие у власти, не ославили бы коммунистической? Где та оппозиционная партия, которая в свою очередь не бросала бы клеймящего обвинения в коммунизме как более передовым представителям оппозиции, так и своим реакционным противникам? Два вывода вытекают из этого факта. Коммунизм признается уже силой всеми европейскими силами. Пора уже коммунистам перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления и сказкам о призраке коммунизма противопоставить манифест самой партии. С этой целью в Лондоне собрались коммунисты самых различных национальностей и составили следующий "Манифест", который публикуется на английском, французском, немецком, итальянском, фламандском и датском языках. История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов.

Второй конгресс "Союза коммунистов" проходил с 29 ноября по 8 декабря 1847 г. в Лондоне. К. Марксу и Ф. Энгельсу было поручено написать программный документ Союза. Основой послужили наработки, сделанные раньше Ф. Энгельсом (Проект коммунистического символа веры и Принципы коммунизма). В середине декабря Ф. Энгельс был вынужден уехать из Лондона в Париж и работу продолжал К. Маркс. А Ф. Шаппер подгонял. Текст Манифеста коммунистической партии был выслан руководителям "Союза коммунистов" в начале февраля из Брюсселя (т.е. К. Марксом), Ассоциации немецких рабочих пришлось занять 25 фунтов стерлингов, купить готический шрифт и тиражом 1 000 экземпляров "Манифест коммунистической партии" был отпечатан 21 февраля 1848 года. Печатник (член "Союза коммунистов") Дж. Бурхардт отпечатал брошюру зеленого цвета (с типографскими ошибками) объемом 23 страницы и размерами размеры 21,5 на 13,4 см в собственном книжном магазине. После начала в феврале 1848 года революции во Франции "Манифест..." стали тайно рассылать в другие страны и община "Союза коммунистов" в Амстердаме получила 100 экземпляров - а во время разгона одной из рабочих демонстраций были произведены аресты и экземпляр "Манифеста..." 24 марта 1848 года попал в руки полиции. В том же году были переиздания "Манифеста..." во Франции, Италии, Дании с предисловиями на соответствующих языках и в декабре 1848 года был сделан первый перевод самого "Манифеста..." на шведский язык. Первый перевод "Манифеста... " на русский язык был сделан М. Бакуниным. С тех пор количество переводов и изданий этого документа не поддается исчислению. В Германии было сделано издание шрифтом Брайля - для слепых.


Workers of the world, unite!!! Эта роковая парадигма захватила всецело многие умы в России почти на 100 лет! «Эта небольшая книжечка стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира»,- писал В.И. Ленин о «Манифесте». Это первый программный документ научного коммунизма, в котором изложены основные идеи марксизма; написан К. Марксом и Ф. Энгельсом по поручению 2-го конгресса (1847) Союза коммунистов в качестве программы этого союза. «В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества». В «М. К. п.» Маркс и Энгельс впервые в общественной науке определили место капиталистической формации в истории человечества, показали её прогрессивность по сравнению с предшествовавшими формациями и неизбежность её гибели. Основоположники научного коммунизма показали, что вся история общества, за исключением первобытнообщинного строя (как добавлял Энгельс в предисловии к нему, изданию «Манифеста», 1883), была историей борьбы классов. В буржуазном обществе непримиримую борьбу между собой ведут два враждебных друг другу основных класса - буржуазия и пролетариат. Став экономически господствующим классом, буржуазия захватила в свои руки государственную власть и использует её как орудие защиты своих корыстных классовых интересов, для подавления трудящихся. Маркс и Энгельс раскрыли в «М. К. п.» непримиримые внутренние противоречия буржуазного общества. При капиталистическом способе производства отношения, содействовавшие огромному росту производительных сил, на определенном этапе превращаются в препятствие дальнейшему развитию производства.

Противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения - основное противоречие капитализма - порождает экономические кризисы, во время которых постоянно уничтожается часть готовых продуктов и производительных сил. В «М. К. п.» открыта и всесторонне обоснована всемирно-историческая роль пролетариата как могильщика капиталистического общества и строителя коммунизма, единственного до конца последовательного революционного класса, выступающего в интересах всех трудящихся. Именно рабочий класс и его профсоюзы принесут обществу избавление от гнёта капитализма, уничтожив капиталистическую форму собственности и заменив её собственностью общественной. Но выполнить эту задачу,- указывают авторы «М. К. п.»,- рабочий класс может только путём применения революционного насилия против буржуазии, путём пролетарской социалистической революции. Маркс и Энгельс обосновали необходимость создания политической партии пролетариата, раскрыли её историческую роль, определили её задачи, разъяснили отношения между партией и рабочим классом. На практике коммунисты,- писали авторы «М. К. п.»,- «...являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения».

Хотя Маркс и Энгельс в «М. К. п.» ещё не пользовались термином «диктатура пролетариата», однако идея пролетарской диктатуры в этом произведении ими уже была высказана и обоснована. «...Первым шагом в рабочей революции,- писали Маркс и Энгельс,- является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии. Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил». В «М. К. п.» подчёркивается, что уничтожение капиталистического строя, ликвидация эксплуатации человека человеком положат конец национальному угнетению и межнациональной вражде. Одним из основных принципов революционной деятельности коммунистов различных стран,- отмечали Маркс и Энгельс,- является их взаимная помощь и поддержка в борьбе против социального гнёта и эксплуатации, обусловленные общностью целей. Обоснованием этого принципа - принципа пролетарского интернационализма - проникнуто всё содержание «М. К. п.». Разъясняя великие и гуманные цели коммунистов, Маркс и Энгельс показали в «М. К. п.» полную несостоятельность нападок на коммунистов со стороны буржуазных идеологов, выявили классовую ограниченность и своекорыстный характер представлений буржуазии о браке, морали, собственности, отечестве и т. д. В «М. К. п.» Маркс и Энгельс подвергли научной критике социалистическую и коммунистическую литературу тех лет; они выявили классовую сущность концепций, положенных в основу феодального социализма, мелкобуржуазного социализма, т. н. немецкого, или «истинного», социализма, а также консервативного, или буржуазного, социализма. Основоположники научного коммунизма выразили своё отношение и к системам критическо-утопического социализма, показали нереальность этих систем и в то же время вскрыли рациональные элементы во взглядах социалистов-утопистов - А. К. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Важные положения Маркс и Энгельс выдвинули в «М. К. п.» по вопросам тактики пролетарской партии. Коммунисты, разъяснялось в «Манифесте», являются членами последовательно революционной партии. Они «...борются во имя ближайших целей и интересов рабочего класса, но в то же время в движении сегодняшнего дня они отстаивают и будущность движения». «М. К. п.» открыл пути к новой эпохе в истории человечества, положил начало великому революционному движению за социалистическое преобразование мира. В 1869 в Женеве вышло 1-е русское издание «М. К. п.» в переводе М.А. Бакунина, в котором были искажены важнейшие положения этого произведения. Отпечатано оно было в бывшей типографии А.И. Герцена (в 1866 году она перешла к польскому революционеру-эмигранту, сотруднику Герцена Л. Чернецкому) без указания имен авторов и переводчика. Перевод приписывается М.А. Бакунину, однако в последние годы эта версия поставлена под сомнение: многие считают переводчиком Н.Н. Любавина. Из письма Л. Чернецкого к Н.П. Огареву от 27 сентября 1869 года известно, что рукопись перевода передал в типографию Огарев и просил напечатать 1000 экземпляров. Уже 8 ноября 1869 года экземпляры «Манифеста» были обнаружены русской почтовой цензурой. В 1882 в Женеве было отпечатано новое русское, так называемое марксистское издание «М. К. п.» в переводе Г.В. Плеханова, со специальным предисловием Маркса и Энгельса. В своем предисловии Г.В. Плеханов, в частности, говорит, что сделанный М.А. Бакуниным первый русский перевод «Манифеста» содержит ряд искажений, которые он исправляет.

В сочинении констатируется, что вся предшествующая история человечества есть история борьбы классов. Авторы провозглашают неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата, которому предстоит построить бесклассовое коммунистическое общество с общественной собственностью на средства производства.

В «Манифесте коммунистической партии» Маркс и Энгельс излагают своё видение законов общественного развития и неизбежности смены способов производства. Важное место в «Манифесте» занимает критический обзор различных немарксистских теорий социализма и псевдосоциалистических учений. Так, критикуется утопичный «грубый и непродуманный коммунизм» тех, кто просто распространял принцип частной собственности на каждого («общая частная собственность»). Кроме того, в «Манифесте» говорится, что коммунисты как самая решительная часть пролетариата «не являются особой партией, противостоящей другим рабочим партиям», а также «повсюду поддерживают всякое революционное движение, направленное против существующего общественного и политического строя» и «добиваются объединения и соглашения между демократическими партиями всех стран».

Манифест начинается словами: «Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские». Заканчивается он следующими предложениями: «Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир», - за которыми следует лозунг : «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ».

Первым переводчиком «Манифеста коммунистической партии» на русском языке, напечатанного в типографии «Колокола» и выпущенного в 1869 году в Женеве, был соратник и оппонент Маркса с Энгельсом по I Интернационалу, видный теоретик анархизма Михаил Бакунин . Второе издание появилось там же в 1882 году в переводе Георгия Плеханова со специальным предисловием Маркса и Энгельса, в котором они задаются вопросом, может ли русская община стать инструментом перехода к коммунистической форме общего владения, минуя капиталистическую стадию, которую проходят западноевропейские общества. Первый украинский перевод «Манифеста» подготовила писательница Леся Украинка .

Точных сведений об общем количестве изданий «Манифеста коммунистической партии» нет. Но только в СССР к 1 января 1973 года было выпущено 447 изданий «Манифеста» общим тиражом 24 341 000 экземпляров на 74 языках.

Новый всплеск интереса к труду Маркса и Энгельса наблюдается в XXI веке. В 2012 году было подготовлено новое английское издание «Манифеста» с предисловием историка-марксиста Эрика Хобсбаума. С 2010 года канадское академическое издательство Red Quill Books, специализирующееся на изложении классических радикальных текстов в форме комиксов или манги, издавало «Иллюстрированный Манифест коммунистической партии» (Communist Manifesto Illustrated ) в четырёх частях комикса.

Советская почтовая марка к 100-летию «Манифеста», 1948 год

  1. Буржуа и пролетарии
  2. Пролетарии и коммунисты
  3. Социалистическая и коммунистическая литература
    1. Реакционный социализм
      1. Феодальный социализм
      2. Мелкобуржуазный социализм
      3. Немецкий, или «истинный», социализм
    2. Консервативный, или буржуазный, социализм
    3. Критически-утопический социализм и коммунизм
  4. Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям

анализ содержания

Оформление марксистской идеи по существу завершилось к моменту появления ее на мировой арене в виде «Манифеста Коммунистической партии» (январь 1848). Что касается идей истории, революции и коммунизма Манифест не содержит ничего нового. И все-таки нам необходимо остановиться вкратце на его формулировках.

Манифест - это шедевр политической риторики. И спустя столетие его формулы не утратили ничего из своего революционного пафоса и своей политической действенности. В преамбуле авторы определяют уровень исторической значимости своей прокламации: коммунизм признан в качестве силы всеми европейскими странами; его призрак преследует Европу. Папа и Царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские объединились в «священный союз», чтобы изгнать этот призрак. Подобное признание со стороны старых властей требует от коммунистов разъяснить свои взгляды и представить их публике. Новая мировая сила выступает против властей старого мира .

Первая глава Манифеста указывает место коммунизма в историческом процессе. «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов». Всегда существовали классы, угнетающие и угнетенные. Однако современное общество отличается от всех предыдущих периодов простотой картины. «Общество все более и более раскалывается на два большие враждебные лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса - буржуазию и пролетариат». Соблазнительная своей простотой манихейская модель установлена: есть только две силы, добра и зла, и все, кто не на стороне добра, неизбежно оказываются на стороне зла. Манифест следует этой модели и сначала рассматривает подъем буржуазии, а затем пролетариата.

Буржуазия возникла из средневековых крепостных и стала оператором современной промышленности и торговли, распространившихся по земному шару. В качестве своего политического инструмента буржуазия создала современное представительное государство. «Буржуазия сыграла в истории чрезвычайно революционную роль». Описание этой роли начинается с таких замечаний: буржуазия «разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические отношения». Но это осуждение скоро переходит в такое восхваление достижений буржуазии, на какое не способен даже самый просвещенный прогрессист. Буржуазия «создала чудеса искусства, но совсем иного рода, чем египетские пирамиды, римские водопроводы и готические соборы». Она «сделала производство и потребление всех стран космополитическим», «она вырвала из-под ног промышленности национальную почву». «На смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга». В области интеллектуальной буржуазия произвела ту же самую революцию. «Национальная односторонность и ограниченность становятся все более и более невозможными, и из множества национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература». Благодаря развитию коммуникаций «даже самые варварские нации» вовлекаются в цивилизацию. Все нации вынуждены перенимать буржуазный способ производства, иначе их ожидает уничтожение. «Словом, буржуазия создает себе мир по своему образу и подобию». Она создала огромные города и «вырвала таким образом значительную часть населения из идиотизма деревенской жизни». «Деревню она сделала зависимой от города, варварские и полуварварские страны она поставила в зависимость от стран цивилизованных, крестьянские народы - от буржуазных народов, Восток - от Запада». «Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые». Короче говоря, мы слышим здесь голос Кондорсе, с его необычайным восторгом от ожидаемого полного разрушения всех исторических цивилизаций и преображения человечества во всемирное буржуазное общество.

Однако, величие буржуазии преходяще, как всё в мире, за исключением коммунизма. Буржуазия должна уйти и ее достижения достанутся наследнику, выросшему под ее властью - пролетариату, то есть «классу современных рабочих, которые только тогда и могут существовать, когда находят работу». Характеристика существования пролетариата не содержит ничего нового. Интересно, впрочем, описание стадий борьбы пролетариата. «Его борьба против буржуазии начинается вместе с его существованием». Вначале наблюдаются лишь индивидуальные и местные протесты против притеснения на местном и индивидуальном уровне. С развитием промышленности пролетариев становится всё больше и они начинают осознавать свою ситуацию в целом. Организуются собрания и ассоциации, и начинаются местные бунты. Сиюминутные победы сопровождаются поражениями, в результате возникают общенациональные коалиции и пролетарская борьба централизуется. Пролетариат встает на путь самоорганизации как класс и партия. Прогрессирующая пролетариализация все больших слоев общества приводит в стан пролетариата образованных людей. Распад старого общества побуждает небольшие группы из среды правящего класса изменять своему классу и присоединяться к революционному классу, чье будущее принадлежит только ему самому. «Как прежде часть дворянства переходила к буржуазии, так теперь часть буржуазии переходит к пролетариату, именно - часть буржуа-идеологов, которые возвысились до теоретического понимания всего хода исторического движения». Так мы добрались до самих Маркса и Энгельса, буржуазных идеологов, которые способны объяснить пролетариату, как обстоит дело с историческим процессом, и обеспечить интеллектуальное руководство в качестве организаторов Коммунистической партии.

Вторая часть Манифеста рассматривает отношения между пролетариями и коммунистами. Здесь мы обнаруживаем новый набор идей относительно роли коммунистического руководства в пролетарской борьбе с буржуазией. Первые фразы особенно важны, поскольку в них излагаются принципы, которые впоследствии разовьются в представление о коммунизме как «вселенской церкви» пролетариата. Глава начинается скромно: «Коммунисты не являются особой партией, противостоящей другим рабочим партиям». Но уже в следующей фразе это отрицание соперничества оборачивается претензией на универсализм: «У них нет никаких интересов, отдельных от интересов всего пролетариата в целом». Выводы из этого делаются самые далеко идущие, потому что это заявление не утверждает какой-то факт, который можно проверить на истинность или ложность. Оно не является и программой,- это фундаментальная догма, которая объявляет, что дух пролетариата в целом почил на Коммунистической партии. Любые программные устремления открыто отвергаются следующей фразой: «У них нет никаких интересов, отдельных от интересов всего пролетариата в целом». Коммунисты отличаются от других пролетарских групп не своими принципами и программой, но универсальным уровнем их деятельности. «В борьбе пролетариев различных наций они выделяют и отстаивают общие, не зависящие от национальности интересы всего пролетариата»; и «на различных ступенях развития, через которые проходит борьба пролетариата с буржуазией, они всегда являются представителями интересов движения в целом». Поверх местных и временных особенностей борьбы пролетариев проявляется центральная руководящая роль коммунистов. И действительно, следующий абзац формулирует принцип «авангарда»: «Коммунисты, следовательно, на практике являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения». В ближайших же целях коммунисты, в остальном, не отличаются от прочих пролетарских партий. Их целью является «формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти».

Вторая глава предлагает развернутое изложение и оправдание конечных целей коммунизма.

Авторы подчеркивают непрограммный характер этих целей. «Теоретические положения коммунистов ни в какой мере не основываются на идеях, принципах, выдуманных или открытых тем или другим обновителем мира». «Они являются лишь общим выражением действительных отношений происходящей классовой борьбы, выражением совершающегося на наших глазах исторического движения». Поэтому было бы ошибкой считать утверждения коммунистов - требованиями того или иного изменения настоящего положения вещей. Напротив, они раскрывают действительное положение вещей и предлагают развить до их полного осуществления те тенденции, которые уже присущи историческому процессу. Поэтому обвинения, выдвигаемые против коммунистов, не обоснованы. Противники обвиняют коммунистов в намерении отменить частную собственность. Манифест признает, что это является сутью коммунистической теории. Но что значит эта отмена, когда вся общественно значимая собственность - это капиталистическая собственность, а огромная часть народа и так не имеет никакой собственности? И если мы отберем собственность у тех, кто ею владеет, будет ли это экспроприацией? Нет, поскольку «капитал - это коллективный продукт и может быть приведен в движение лишь совместной деятельностью многих членов общества, а в конечном счете - только совместной деятельностью всех членов общества. Итак, капитал - не личная, а общественная сила», и быть капиталистом «значит занимать в производстве не чисто личное, но общественное положение». «Следовательно, если капитал будет превращен в коллективную, всем членам общества принадлежащую, собственность, то это не будет превращением личной собственности в общественную. Изменится лишь общественный характер собственности. Она потеряет свой классовый характер». Так называемая «экспроприация», следовательно, лишь претворяет наличную ситуацию в принцип общественного устройства. Тот же тип доказательства применяется затем к обвинениям в отмене буржуазного брака, национальности, религии и «вечных истин, таких, как свобода, справедливость» и т. д.

Вместе с коммунистическими тезисами в сознание человека вторгается история. Эти коммунистические утверждения не являются программой вмешательства в существующий порядок, они являются прозрением зарождающегося порядка, растущего внутри распадающегося старого общественного строя . Коммунисты и их последователи ощущать себя поэтому исполнителями закона истории. И опять мы должны указать на мотивы из Кондорсе в этой концепции коммунистов - руководителей человечества в его марше в царство свободы. (Еще раз необходимо напомнить, что нет никакого противоречия между просвещенным прогрессизмом и коммунизмом). И все-таки история не может маршировать все время сама по себе, руководители должны ей помогать. Уже существует орудие для достижения цели: пролетарии как класс, не принадлежащий обществу, без собственности и без национальности («Рабочие не имеют отечества»). Этому материалу нужно придать форму, пробудив его классовое сознание, и тогда можно будет совершить революцию.

Завоевание власти будет продолжительным процессом. Между буржуазным государством и свободным обществом будет переходный период диктатуры пролетариата. На первом этапе пролетариат станет правящим классом в демократическом обществе. Эта политическая власть будет затем использована, «чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, то есть пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил». Этого можно достигнуть «лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения». Эти меры могут выглядеть не оправданными с экономической точки зрения, но они неизбежны на пути революционного преобразования всего способа производства. В процессе этого развития исчезнут классовые различия, производство будет сконцентрировано в руках ассоциации индивидов и публичная власть потеряет свой политический характер, поскольку более не будет инструментом класса. И, наконец, на смену старому обществу придет «ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». Манифест заканчивается знаменитым призывом к объединению революционеров: «Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» .

Программа перехода от капитализма к коммунизму

В главе «II. Пролетарии и коммунисты» приводится краткая программа перехода от капиталистической общественной формации к коммунистической, совершаемая насильственным путём государством диктатуры пролетариата.

Пролетариат использует своё политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, то есть пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил. Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения, то есть при помощи мероприятий, которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают самих себя и неизбежны как средство для переворота во всем способе производства.

Сама программа содержит 10 пунктов:

Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах.

Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры:

  1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
  2. Высокий прогрессивный налог.
  3. Отмена права наследования.
  4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
  5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
  6. Централизация всего транспорта в руках государства.
  7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
  8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
  9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.
  10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.

После ликвидации капиталистических отношений диктатура пролетариата исчерпает себя, и должна будет уступить место «ассоциации индивидов». Сущность этой ассоциации, принципы её организации и функционирования в Манифесте не определяются.

Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер. Политическая власть в собственном смысле слова - это организованное насилие одного класса для подавления другого. Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путём революции он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими производственными отношениями он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и своё собственное господство как класса.
На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

оценки

Манифест коммунистической партии оказал огромное влияние на умы мыслителей конца XIX - начала XX века , он является базовым документом для программ коммунистических партий всех стран.

«Манифест коммунистической партии» и «Капитал» являются двумя из наиболее важных публикаций 19-го века, весьма влиятельные и по сей день.

переводы на русский язык

источники

  • Багатурия Г. А. «Манифест Коммунистической партии» // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - С. 337-339. - 840 с. - 150 000 экз.
  • Voegelin, Eric. From Enlightenment to Revolution / Ed. John H. Hallowell. - Durham, N.C: Duke University Press, 1975. - 307 p. - ISBN 0-8223-0326-4.
Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.