Вера православная - мч андрей стратилат. Вера православная - мч андрей стратилат Полное житие великомученика Феодора Стратилата, Гераклийского

), воин, мученик .

Мученик Андрей Стратилат был военачальником в римских войсках в правление императора Максимиана (284-305). За его храбрость, непобедимость и справедливость святой был любим в римских войсках. Когда многочисленное персидское войско вторглось в сирийские пределы, правитель Антиох поручил святому Андрею руководство римскими войсками, дав ему титул "Стратилат", т.е. главнокомандующий. Святой Андрей выбрал себе небольшой отряд храбрых воинов и выступил навстречу противнику. Его воины были язычниками. Сам святой Андрей еще не принимал крещения, но уверовал в Иисуса Христа. Перед сражением он убеждал воинов, что языческие боги - бесы и помощи в сражении оказать не могут. Он проповедовал им Иисуса Христа, всесильного Бога Неба и земли, подающего помощь всем верующим в Него. Воины вступили в сражение, призывая на помощь Спасителя. Небольшой отряд обратил в бегство многочисленное войско персов. Святой Андрей вернулся из похода со славой, одержав полную победу.

Но завистники донесли правителю Антиоху, что он - христианин, обративший в свою веру подчиненных воинов. Святой Андрей был вызван на суд, и там он подтвердил свою веру во Христа. За это его подвергли пытке. Он сам лег на раскаленное медное ложе, и, как только обратился за помощью к Господу, ложе остыло. Воинов распяли на деревьях, но ни один из них не отрекся от Христа. Заточив святых в темницу, Антиох послал донесение императору, не решаясь сам предать смерти прославленного победителя. Император знал, как войско любило святого Андрея, и, опасаясь возмущения, послал приказ освободить мучеников, а тайно велел под каким-либо предлогом казнить каждого порознь.

Освободившись, святой Андрей вместе с дружиной воинов пришел в город Тарс . Там их крестил местный епископ Петр и епископ Нон Верийский . Затем воины перешли в местность Таксанаты . Антиох написал письмо правителю Киликийской области Селевку, чтобы тот под видом погони за оставившими знамена настиг дружину святого Андрея и умертвил их. Селевк нагнал мучеников, остановившихся в ущельях горы Тавра, где им по откровению предстояло пострадать. Святой Андрей, называя воинов своими братьями и детьми, призвал их не бояться смерти. Он молился за всех, кто будет чтить их память, и просил Господа послать людям целебный источник на месте, где прольется их кровь. Во время этой молитвы несопротивляющиеся мученики были усечены мечами (+ ок. ). В тот же миг из земли истек источник. Епископы Петр и Нон, которые с клириками тайно следовали за дружиной святого Андрея, погребли их тела. Один из клириков, с давнего времени страдавший от злого духа, напился из источника воды и сразу исцелился. Молва об этом разнеслась среди окрестных жителей, и они стали приходить к источнику и, по молитвам святого Андрея и пострадавших с ним 2593 мучеников, получали благодатную помощь от Бога.

Тропарь

Земнаго сана славу оставив, / Небесное Царство наследовал еси, / кровными каплями, яко пречудным камением, / нетленныя венцы украсил еси / и ко Христу привел еси собор страстотерпец. / С лики ангельскими в невечернем свете / незаходимаго Солнца Христа обрел еси, / святе Андрее Стратилате, / Егоже моли с пострадавшими с тобою присно, / да спасет души наша.

Память

Андрей Стратилат и с ним 2593 воина

к которым он обращался «друзья мои, братья и дети мои»

Пострадали в воскресный день во втором часу дня

Святой мученик

Андрей Стратилат

Житие св.мч. Андрея Стратилата, повествует, что в то время в Сирии находился один военачальник, по имени AHTИ0X, жестокаго характера и ревностнейший служитель идолов, дышавший угрозами и казнями на верующих во Христа. Ему поручена была императором власть над всею Сирию и дано было повеление подвергать пыткам и казни христиан для чего предоставлено было в его распоряжение значительное число тысяченачальников с подчиненными им римскими войсками. В число других тысяченачальников, как благоухающий цветок среди терновника, под властью Aнтиоха был последователь Христа, Андрей, который содержал первоначально святую веру во Христа и в тайне, а потом, когда наступило время, явил и ее всему миpy, открыто пред всеми исповедовав имя Христово. Хотя он и не быль еще крещен, но с твердою верою питал в сердце своем и горячую любовь ко Христу, уклоняясь от всякого дела, неугодного Богу, и ревностно совершал дела, согласные с волею Божию. За такое благочестие Бог даровал ему необыкновенное мужество и храбрость в битвах, так, что по храбрости и мужеству не было равного ему во всем римском войске. Не раз он одерживал победы над врагами и пользовался среди воинов большою славою и почетом, чем прочие полководцы. Однажды значительные силы персидского войска, возбуждая против Aнтиоха войну, сделали внезапное нападение на Сирию. Вследствие неожиданности нападения персов Антиох был в большой тревоге. Но вспомнив о доблестном тысяченачальнике Андрее, он призвал его к ce6е, поручил ему вместо себя главное начальство над войском и, наименовав его Стратилатом, то есть, старшим начальником над военачальниками, повелел выступить с войсками против напавших на страну врагов и остановить их движение, при чем сказал ему: «Твое мужество и храбрость твоя на войне известны не только мне, но о них хорошо знает и сам император; вот почему я и почтил тебя таким высоким званием. Итак, я поручаю тебе эту неожиданно возникшую войну. Возьми войско, начальствуй над ним вместо меня и постарайся еще больше увеличить ту славу, которую имеешь». Обращенные Андреем стратилатом во христову веру воины, малым числом одержали с именем Христа блестящую победу над напавшими персами, обратив в бегство значительно превосходящее войско.

Тысяченачальник Андрей не желал, с другими тысяченачальниками, исполнять повеление Максимиана подвергать пыткам и казням христиан. Напротив Андрей и его 2593 воина сами приняли святое крещение и погибли в таврийских горах меж скал ущелья в молитвах, преклоня колени и сложив свое оружие, от мечей настигших их воинов Селевка.

Как сказано в житии святого, он не боялся смерти, но исполнял веление господа выраженное в словах: «Когда гонят во граде сем, бегите в другой». Он не желал проливать кровь христиан, не желал проливать кровь воинов императора, которому, также как они, присягал со своим войском, не желал гражданской войны, но хотел уйти от кровопролития для проповеди Христа в других городах. Святой Андрей обратился к своей дружине с такими словами: Друзья, братья и дети мои, ныне время благоприятно, ныне день спасения; будем же единодушно и твердо стоять в любви Божией, как повелел наш Господь, и не станем поднимать рук наших на преследующих нас, но поднимем и х к богу с молитвою благодарения за то, что Он дал нам дожить, до сего времени, когда мы получим наследие со всеми святыми, пострадавшими за Него. Итак будем молиться Ему, как молился святой первомученик Стефан, когда иудеи побивали его камнями, («Господи Иисусе! приими дух мой (деян. Гл. 7 ст. 59)) Господи Иисусе! Приими души рабов Твоих, которые мы предаем в руки твои.

Велика вера Андрея и его воинов, безстрашных, блестящих победителей. Высока их воинская честь мужей - воинов, смиренно погибших, не поднявших оружия против Императора и отдавших свои жизни за Христа во имя мира.

По молитвам святых мучеников на месте их усечения в 302 году во втором часу дня 1 сентября (19 августа старого стиля) истек целебный источник, исцеляющий от злых духов.

Святого Андрея Стратилата и воинов его помнят и почитают христиане по всему миру.

Икона Первомученика Стефана

"Подвигом которого Андрей Стратилат укреплял дух своих воинов.

И наши предки почитали святого Андрея Стратилата: по всей Руси было построено множество храмов, и приделов, вот малая их часть:

- в 1596 г . в вотчине московского Новодевичьего монастыря селе Львово-Андреевское церковь во имя мч. Андрея Стратилата.

- в 1441 году в Великом Новгороде был сооружён отдельный придел Андрея Стратилата. В 1682 году сохранённый придел Андрея Стратилата расширен к востоку и обращён в самостоятельную церковь.

- В 1847 году А.И. Барышниковым был построен второй храм во имя святого мученика Андрея Стратилата. Село Алексино Смоленская обл.

- Между 1874 и 1880 годами церковь Андрея Стратилата Адрес:Московская область, Можайский район, с.Андреевское;

- в 1807 году в селе Белая Колпь церковь Андрея Стратилата Московская область, Шаховской район,с.Белая Колпь ул. Западная д. 21:

- в 1847 году в селе Алексино церковь Андрея Стратилата Cмоленская область, Дорогобужский район, с. Алексино

"Почитание св. Андрея Стратилата было на востоке чрезвычайно. На Руси св. Андрей пользовался особым почитанием в княжеской среде. В 1089 г. Всеволод Ярославич построил в Переяславле-Южном церковь во имя Андрея Стратилата. Внук Всеволода, младший сын Владимира Мономаха, Андрей Добрый родился 11 августа 1102г и 18 августа был наречен в честь Андрея Стратилата. Святой мученик был небесным покровителем Андрея Боголюбского. При нем в селе Сулость близ Ростова Великого стал строиться деревянный храм святого мученика Андрея Стратилата. В дальнейшем эти места по родственному наследству перешли к Димитрию Донскому, где он жил в детстве в княжеском тереме. По некоторым данным Димитрий Донской крестился именно в этом храме" (2017, РЕЛИГИЯ"religiya.temaretik.com›…muchenik-andrej-stratilat)

С именем Андрея Стратилата наши предки одерживали блестящие победы: в Андреевском монастыре в городе Москва был построен надвратный храм мученика Андрея Стратилата в честь победы над Крымским ханом Казы-Гиреем 19 августа/1 сентября 1593. (в советское время был разорен, в настоящее время восстановлен).

В Андреевском женском монастыре, но уже не в России, а в Константинополе находилось нетленное тело святого Андрея Стратилата. Поклониться ему в Константинополь, называемом Царьград приходили христиане и из России, о чем сохранилось письменное повествование паломничества нашего соотечественника, названного «Анонимное хождение в Царьград» ((пер. А. И. Прокофьева) Текст приводится по изданию: Книга хожений. Записки русских путешественников XI-XV вв. М. Советская Россия. 1984 текст - Прокофьев Н. И. 1984 сетевая версия - Тhietmar. 2004 OCR - Мурдасов А. 2004 дизайн - Войтехович А. 2001 Советская Россия. 1984):

«По пути оттуда, на правой стороне, близ Калуянова городка, находится церковь Демида, а в ней трапеза Христова, к которой христиане прикладываются. Оттуда путь на север идет к женскому Андреевскому монастырю, где лежит тело святого Андрея Стратилата перед церковными дверями. Христиане здесь прикладываются и получают исцеление. Здесь же недалеко монастырь Андрея Юродивого, где хранится прах святого Патрикея и посох Андрея Юродивого».

О нетленности тела Андрея Стратилата указывает содержание повествования:

В одном случае автор говорит о мощах святых: мощи патриарха Арсения; мощи Григория Богослова; мощи святого Симеона; мощи святого Аверкия; мощи Андрея Критского; мощи святого Михаила; много мощей лежит: великого Предтечи рука правая без пальца, золотом окованная, борода его, ото лба кость; святого Николы мощи, Якова апостола голова и Стефана Нового челюсть, мощи двух тысяч младенцев и иных много в ларце лежат;

В других описаниях святынь, как и о теле Андрея Стратилата, пишется о теле святых, : монастырь Кузьмы и Демьяна, здесь лежат головы этих святых, окованные золотом. На восток отсюда находится монастырь Феодосии, где хранится тело этой святой. Его выносят в каждые понедельник, среду и пятницу и ставят для исцеления больных: - тело Михаила-мученика без головы, головы Флора, Лавра и Якова Перского;

Исследователь X. М. Лопарев и академик М. Н. Сперанский полагали, что автором «Анонимное хождение в Царьград» мог быть новгородец Григорий Калека, который путешествовал в 20-е годы XIV в. на Восток. О нем известно, что в 1329 г. он был избран новгородским архиепископом и получил монашеское имя Василия.

Сейчас известно (Источник: Б 79 Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. - М.: "Русский Двор", Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. - 416 с.; и Благотворительный фонд "Русское Православие"), что Василию Архиепископу Новгородскому был пожалован от Цареградского Патриарха Филофея в 1341 году крестчатые ризы и белый клобук, до ныне хранящийся в ризнице Новгородского Софийского Собора в особом ковчеге. Из сочинений Архиепископа Василия в Степенной книге (Часть I, стр. 480 и след.) и в Никоновой Летописи напечатано его в 1343 г. Послание к Феодору Епископу Тверскому о Рае уцелевшем на земли в котором упоминает он и о своем путешествии на Востоке, где сам он видел некоторые Святые Места.

Во 2 Новгородской летописи под 6932 г. (стр. 140) сказано: «Клобук белый дал патриарх Иерусалимский владыке Василию, а патриарху дал папа Римский, и с тех мест клобук белый в Новгороде». В Новгородской 3 летописи под 6813 г. (стр. 225 сказано: «При сем архиепископе Василие принесен был белый клобук от царя Константина и папы Сильвестра в великий Новгород, иже и доныне Новгородские митрополиты на главах своих подобием носят». Право носить белый клобук перешло от архиепископа Василия ко всем его преемникам Новгородским, а от них через митрополита Макария, поступившего с кафедры Святой Софии на кафедру всея Руси, ко всем митрополитам и патриархам Русским. Соборная грамота 1564 г. предоставила Московскому митрополиту носить белый клобук с рясами и херувимами, как носил Новгородский архиепископ. (Vn-eparhia.ru)

Мы видим, что по прошествии боле ТЫСЯЧИ лет, с момента смерти Андрея Статилата около 2 часов дня в воскресный день († ок. 302) и до дней жизни святого Василия Архиепископа Новгородского, умер 03.07. 1352 г., тело Андрея Стратилата оставалось нетленным. По описанным христианским святыням, очевидно, что автор различал описываемые святыни и описывал их объективно - или тело, или мощи, или прах. К свидетельству святого Василия Калека(Калейка)(† 1193, память 24 мая/6 июня и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, память святителя Василия 10 февраля, 3 июля, 4 октября) можно относится как к объективной реальности.

Для писавшего «Анонимное хождение в Царьград» имя Андрей имело большое значение, поскольку заканчивается оно словами «Оттуда я возвратился в свой монастырь, к святому Андрею. Но если бы был в Царьграде при Великом Константине и при матери его Елене, то не столько бы увидел чудес и узорочья. На этом повествование мое заканчивается».

Как складывалась дальнейшая судьба нетленного тела Андрея Стратилата до наших дней, неизвестно, однако в России приложиться к частицам мощей Андрея Стратилата можно:

- в храме пророка божия Илии в Обыденском переулке. (добраться общественным транспортом: проезд до ст. метро “Кропоткинская”, выход из первого вагона от центра; в городе - направо вниз по ступенькам и пешеходному переходу к началу улицы Пречистенка, затем пешеходный переход налево к памятнику Ф.Энгельса и еще один переход - через улицу Остоженка, далее по 1-му или 2-му Обыденскому переулку (перпендекулярно Остоженке) до храма. Время в пути - 6-7 мин спокойным шагом. Адрес: Москва, 2-й Обыденский пер.,6);

- в Свято-Покровском монастыре города Суздаля ., который был основан в 1364 году святым благоверным князем Андреем Константиновичем Суздальско-Нижегородским. (601293, Россия, Владимирская область, г. Суздаль, ул. Покровская, 76.)

- в нашем Храме Андрея Стратилата можно приложиться к иконе святого мученика Андрея Стратилата, и каждый, кто с почтением его памяти и памяти воинов его, молитвенно обратится через нее с душеполезным прошением, получит просимое у Господа по молитвам Андрея Стратилата и молитвам друзей его, братьев его, детей его.

Совместная молитва Мученику Андрею Стратилату и дружине его совершается в каждое воскресенье недели в день страданий мучеников, который является и днем воскресения господа нашего Иисуса Христа.

Сказал Господь:

"ГДЕ ДВОЕ ИЛИ ТРОЕ СОБРАНЫ ВО ИМЯ МОЕ, ТАМ Я ПОСРЕДИ НИХ" (Мф. 18:20)

Даже если молишься один перед иконой Андрея Стратилата, ты не один, с тобой молятся 2593 святых воина с Андреем Стратилатом, а посреди вас Господь.

Будем помнить молитву Андрея Стратилата перед кончиной его и 2593 его воинов:

«Господи, Господи, великий и всесильный! Господи! Услышь молитву грешного и недостойного раба твоего и всех находящихся со мною, непорочно сохранивших святую веру в Тебя, приими с миром наши души, покрой их твоим милосердием, и удостой райских обителей. Владыко! Молимся тебе еще и о тех, которые будут почитать нашу память. Исполняй все приводящие ко спасению прошения их и ради молитвы нашей будь им помощником во всех их нуждах. А на месте сем, где будет пролита за Тебя наша смиренная кровь, пусть будет источник, подающий исцеления, и прогоняющий нечистых духов. Всех же тех, кто будет приходить сюда, сохраняй от всяких бедствий, и подавай им душевное и телесное здравие, чтобы на месте сем прославилось пресвятое Твое имя, Отца и Сына и Святаго Духа».

Жития мученика Андрея Стратилата и дружины его

Му-че-ник Ан-дрей Стра-ти-лат был рим-ским во-е-на-чаль-ни-ком при им-пе-ра-то-ре Мак-си-ми-ане. Во вре-мя вой-ны с Си-ри-ей свя-то-му Ан-дрею да-ли ти-тул «стра-ти-лат», то есть глав-но-ко-ман-ду-ю-щий. Вы-брав неболь-шой от-ряд, св. Ан-дрей вы-сту-пил про-тив про-тив-ни-ка. Его во-и-ны бы-ли языч-ни-ка-ми, и сам он еще не при-нял Кре-ще-ние, но уве-ро-вал во Хри-ста. Пе-ред сра-же-ни-ем свя-той Ан-дрей убеж-дал во-и-нов, что язы-че-ские бо-ги - бе-сы, и про-по-ве-до-вал им ис-тин-но-го Бо-га. С ве-рою в по-мощь Бо-жию неболь-шой от-ряд во-и-нов об-ра-тил в бег-ство мно-го-чис-лен-ное вой-ско пер-сов.

Ко-гда св. Ан-дрей вер-нул-ся из по-хо-да с по-бе-дой, то мно-гие ста-ли за-ви-до-вать его сла-ве и до-нес-ли пра-ви-те-лю Ан-тио-ху, что свя-той - хри-сти-а-нин, об-ра-тив-ший ко Хри-сту под-чи-нен-ных во-и-нов. Свя-той, вы-зван-ный на суд, ис-по-ве-до-вал Хри-ста, за что был под-верг-нут пыт-кам. Во-и-нов, быв-ших с ним, рас-пя-ли на де-ре-вьях, но ни один из них не от-рек-ся от Хри-ста.

То-гда им-пе-ра-тор, бо-ясь воз-му-ще-ния вой-ска, от-пу-стил св. Ан-дрея и его дру-жи-ну, но тай-но при-ка-зал под ка-ким-ли-бо пред-ло-гом каз-нить по-рознь каж-до-го. Осво-бо-див-шись, свя-той вме-сте со сво-и-ми во-и-на-ми при-шел в г. Тарс, там они при-ня-ли Кре-ще-ние, а за-тем бы-ли умерщ-вле-ны в уще-лье Тав-ра. Пе-ред смер-тью свя-той Ан-дрей мо-лил-ся за всех, кто бу-дет чтить их па-мять, и про-сил Гос-по-да по-слать лю-дям це-леб-ный ис-точ-ник на ме-сте, где про-льет-ся их кровь. Во вре-мя этой мо-лит-вы му-че-ни-ки бы-ли усе-че-ны ме-чом. И в тот же миг из зем-ли ис-тек ис-точ-ник.

Епи-ско-пы Петр и Нон, ко-то-рые кре-сти-ли во-и-нов, вме-сте с кли-ри-ком по-греб-ли те-ла му-че-ни-ков. Один из кли-ри-ков, с дав-не-го вре-ме-ни стра-дав-ший от зло-го ду-ха, на-пил-ся из ис-точ-ни-ка и сра-зу по-лу-чил ис-це-ле-ние. Мол-ва об этом раз-нес-лась сре-ди окрест-ных жи-те-лей, и они ста-ли при-хо-дить к ис-точ-ни-ку и по мо-лит-вам св. Ан-дрея и 2593-х му-че-ни-ков по-лу-ча-ли бла-го-дат-ную по-мощь от Бо-га.

Му-че-ни-че-ская кон-чи-на свя-тых по-сле-до-ва-ла око-ло 302 г.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь мученику Андрею Стратилату

Земна́го са́на сла́ву оста́вив,/ Небе́сное Ца́рство насле́довал еси́,/ кро́вными ка́плями, я́ко пречу́дным ка́мением,/ нетле́нныя венцы́ украси́л еси́/ и ко Христу́ приве́л еси́ собо́р страстоте́рпец./ С ли́ки а́нгельскими в невече́рнем све́те/ незаходи́маго Со́лнца Христа́ обре́л еси́,/ свя́те Андре́е Стратила́те,/ Его́же моли́ с пострада́вшими с тобо́ю при́сно,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: Земного служения славу оставив, ты наследовал , каплями крови, как удивительными драгоценными камнями, свой нетленный венец ты украсил и ко Христу привел ты собрание . С чинами ангельскими в невечернем свете незаходимое Солнце Христа ты обрел, святой Андрей Стратилат, Его же всегда моли вместе с претерпевшими с тобой мученичество о спасении душ наших.

Кондак мученику Андрею Стратилату

В моли́твах Го́сподеви предстоя́,/ я́коже звезда́ со́лнцу предтеки́й,/ и жела́емое сокро́вище Ца́рствия узре́л еси́,/ ра́дости неизрече́нныя исполня́яся./ Безсме́ртному Царю́ в бесконе́чныя ве́ки,/ от А́нгел безпреста́ни хвали́мому, пое́ши, Андре́е Стратила́те.// С ни́миже моли́ся непреста́нно о всех нас.

Перевод: В молитвах Господу предстоя, как звезда идущая впереди Солнца, ты увидел желаемое сокровище Царствия, наполняясь неизреченной радостью, Бессмертному Царю, Ангелами беспрестанно восхваляемому, в бесконечные века ты воспеваешь молитвы, Андрей Стратилат. С ними же молись непрестанно обо всех нас.

Молитва мученику Андрею Стратилату

Святы́й му́чениче Андре́е Стратила́те, при́зри с Небе́снаго черто́га на тре́бующих твоея́ по́мощи и не отве́ргни проше́ний на́ших, но, я́ко при́сный благоде́тель и хода́тай на́ш, моли́ Христа́ Бо́га, да, человеколюби́в и многоми́лостив Сы́й, сохрани́т на́с от вся́каго лю́таго обстоя́ния: от тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нников и междоусо́бныя бра́ни. Да не осу́дит на́с, гре́шных, по беззако́ниям на́шим, и да не во зло́ обрати́м блага́я, дару́емая на́м от Всеще́драго Бо́га, но во сла́ву свята́го и́мене Его́ и в прославле́ние кре́пкаго твоего́ заступле́ния. Да моли́твами твои́ми да́ст на́м Госпо́дь ми́р по́мыслов, воздержа́ние от па́губных страсте́й и от вся́кия скве́рны, и да укрепи́т во все́м ми́ре Свою́ Еди́ную Святу́ю Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь, ю́же стяжа́л е́сть Честно́ю Свое́ю Кро́вию. Моли́ся приле́жно, святы́й му́чениче, да благослови́т Христо́с Бо́г держа́ву на́шу, да утверди́т во Святе́й Свое́й Правосла́вней Це́ркви живы́й ду́х пра́выя ве́ры и благоче́стия, да вси́ чле́ны ея́, чи́стии от суему́дрия и суеве́рия, ду́хом и и́стиною покланя́ются Ему́ и усе́рдно пеку́тся о соблюде́нии Его́ за́поведей, да мы́ вси́ в ми́ре и благоче́стии поживе́м в настоя́щем ве́це и дости́гнем блаже́нныя ве́чныя жи́зни на Небеси́ благода́тию Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и держа́ва со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Св. муч. Андрей Стратилат Таврийский

Мученик Андрей Стратилат был военачальником в римских войсках в правление императора Максимиана (284-305 гг.). За его храбрость, непобедимость и справедливость святой был любим в римских войсках.
Когда многочисленное персидское войско вторглось в сирийские пределы, правитель Антиох поручил святому Андрею руководство римскими войсками, дав ему титул "Стратилат", т. е. главнокомандующий. Святой Андрей выбрал себе небольшой отряд храбрых воинов и выступил навстречу противнику. Его воины были язычниками. Сам святой Андрей еще не принимал Крещения, но уверовал в Иисуса Христа. Перед сражением он убеждал воинов, что языческие боги - бесы и помощи в сражении оказать не могут. Он проповедовал им Иисуса Христа, всесильного Бога Неба и земли, подающего помощь всем верующим в Него. Воины вступили в сражение, призывая на помощь Спасителя. Небольшой отряд обратил в бегство многочисленное войско персов. Святой Андрей вернулся из похода со славой, одержав полную победу. Но завистники донесли правителю Антиоху, что он - христианин, обративший в свою веру подчиненных воинов. Святой Андрей был вызван на суд, и там он подтвердил свою веру во Христа. За это его подвергли пытке. Он сам лег на раскаленное медное ложе, и, как только обратился за помощью к Господу, ложе остыло. Воинов распяли на деревьях, но ни один из них не отрекся от Христа. Заточив святых в темницу, Аитиох послал донесение императору, не решаясь сам предать смерти прославленного победителя. Император знал, как войско любило святого Андрея, и, опасаясь возмущения, послал приказ освободить мучеников, а тайно велел под каким-либо предлогом казнить каждого порознь.

Освободившись, святой Андрей вместе с дружиной воинов пришел в город Тарс. Там их крестил местный епископ Петр и епископ Верийский Нон. Затем воины перешли в местность Таксанаты. Антиох написал письмо правителю Киликийской области Селевку, чтобы тот под видом погони за оставившими знамена настиг дружину святого Андрея и умертвил их. Селевк нагнал мучеников, остановившихся в ущельях горы Тавра, где им по откровению предстояло пострадать. Святой Андрей, называя воинов своими братьями и детьми, призвал их не бояться смерти. Он молился за всех, кто будет чтить их память, и просил Господа послать людям целебный источник на месте, где прольется их кровь. Во время этой молитвы несопротивляющиеся мученики были усечены мечами († ок. 302). В тот же миг из земли истек источник. Епископы Петр и Нон, которые с клириками тайно следовали за дружиной святого Андрея, погребли их тела. Один из клириков, с давнего времени страдавший от злого духа, напился из источника воды и сразу исцелился. Молва об этом разнеслась среди окрестных жителей, и они стали приходить к источнику и, по молитвам святого Андрея и пострадавших с ним 2593 мучеников, получали благодатную помощь от Бога.

Тропарь мученика Андрея Стратилата
глас 5

Земнаго сана славу оставив,
Небесное Царство наследовал еси,
кровными каплями, яко пречудным камением, нетленныя венцы украсил еси
и ко Христу привел еси собор страстотерпец.
С лики ангельскими в невечернем свете
незаходимаго Солнца Христа обрел еси,
святе Андрее Стратилате,
Егоже моли с пострадавшими с тобою присно,
да спасет души наша.

Кондак мученика Андрея Стратилата
глас 4

В молитвах Господеви предстоя,
якоже звезда солнцу предтекий,
и желаемое сокровище Царствия узрел еси,
радости неизреченныя исполняяся.
Безсмертному Царю в безконечныя веки,
от Ангел безпрестани хвалимому, поеши, Андрее Стратилате,
с нимиже молися непрестанно о всех нас.


Церковь Андрея Стратилата. Алексино, Дорогобужский район, Смоленская область.


Великий Новгород. Кремль. Церковь Андрея Стратилата


Церковь Андрея Стратилата. с. Белая Колпь


Село Сулость. Церковь Андрея Стратилата. 1774 г.

Андреевское. Церковь Андрея Стратилата.

Мученик Андрей Стратилат Таврийский был военачальником в римских войсках в правление императора Максимиана (284-305), который был язычником и гонителем христиан.

За храбрость, непобедимость и справедливость святой был любим в римских войсках. Когда многочисленное персидское войско вторглось в сирийские пределы, правитель Антиох поручил святому Андрею руководство римскими войсками, дав ему титул «Стратилат» , т. е. главнокомандующий. Святой Андрей выбрал себе небольшой отряд храбрых воинов и выступил навстречу противнику. Его воины были язычниками. Сам святой Андрей еще не принимал Крещения, но уверовал в Иисуса Христа. Перед сражением он убеждал воинов, что языческие боги — бесы и помощи в сражении оказать не могут. Он проповедовал им Иисуса Христа, всесильного Бога Неба и земли, подающего помощь всем верующим в Него. Воины вступили в сражение, призывая на помощь Спасителя. Небольшой отряд обратил в бегство многочисленное войско персов. Святой Андрей вернулся из похода со славой, одержав полную победу. Но завистники донесли правителю Антиоху, что он — христианин, обративший в свою веру подчиненных воинов.

Святой Андрей был вызван на суд, и там он подтвердил свою веру во Христа. За это его подвергли пытке. Он сам лег на раскаленное медное ложе, и, как только обратился за помощью к Господу, ложе остыло. Воинов распяли на деревьях, но ни один из них не отрекся от Христа. Заточив святых в темницу, Антиох послал донесение императору, не решаясь сам предать смерти прославленного победителя. Император знал, как войско любило святого Андрея, и, опасаясь возмущения, послал приказ освободить мучеников, а тайно велел под каким-либо предлогом казнить каждого порознь.

Освободившись, святой Андрей вместе с дружиной воинов пришел в город Тарс. Там их крестил местный епископ Петр и епископ Верийский Нон. Затем воины перешли в местность Таксанаты. Антиох написал письмо правителю Киликийской области Селевку, чтобы тот под видом погони за оставившими знамена настиг дружину святого Андрея и умертвил их. Селевк нагнал мучеников, остановившихся в ущельях горы Тавра, где им по откровению предстояло пострадать. Святой Андрей, называя воинов своими братьями и детьми, призвал их не бояться смерти. Он молился за всех, кто будет чтить их память, и просил Господа послать людям целебный источник на месте, где прольется их кровь. Во время этой молитвы несопротивляющиеся мученики были усечены мечами (†ок.302).

Мучение св. Андрея. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.

В тот же миг из земли истек источник. Епископы Петр и Нон, которые с клириками тайно следовали за дружиной святого Андрея, погребли их тела. Один из клириков, с давнего времени страдавший от злого духа, напился из источника воды и сразу исцелился. Молва об этом разнеслась среди окрестных жителей, и они стали приходить к источнику и, по молитвам святого Андрея и пострадавших с ним 2593 мучеников, получали благодатную помощь от Бога.

Среди Таврийских гор слышны глухие причитанья:

Природа воссылает Богу скорби воздыханья.
Лишь эхо вторит ей из седловин глубоких-
В своих страданиях природа одинока.
Но день настал, и затряслись скалистые вершины,
Как будто у подножья гор вступили в битву исполины.
И стоны новые, как некий глас иного света.
То был конец дружины храброго Андрея Стратилата,
Чьи воины главу под меч склонили, как ягнята.
Андрей оборонил империю от персов кровожадных,
Но сам стал жертвою злодеев беспощадных.
Две тысячи его товарищей колена преклонили
И из устен стратига слово мудрое ловили:
«Се час приятен! Вот настал нам день спасенья!
Нам с жизнью временной не страшно разлученье;
Так со смирением восхвалим, братья, Бога
За все те блага, что нам даровал премного,
За то, что мученичества сподобил нас,
Без страха мы пред Ним предстанем в этот час».
Окончив слово, Стратилат вознес молитву-
Собратьев по оружию звал он не на битву.
И вторил дружный хор из воинов святых,
Что пали под мечом, избавившись от уз земных.
Их сонмы Ангелов в мир горний провожали,
Врата им райские с почетом отверзали:
Ведь славный Стратилат вновь одолел врага-
Кровь пролил за Христа, венец стяжавши на века.
(Святитель Николай Сербский ).

В византийском иконописном искусстве существовало несколько типов изображения Андрея Стратилата. Наиболее распространена его иконография как молодого воина-мученика в доспехах, с темными волосами и небольшой бородкой.

В древнерусском искусстве Андрей обычно изображался в воинских доспехах и плаще, с крестом в руке, с короткой бородой и вьющимися волосами с проседью; в храмовых росписях - обычно на столпе, в рост, с копьем, луком и щитом.

Почитание св. Андрея Стратилата было на востоке чрезвычайно. На Руси св. Андрей пользовался особым почитанием в княжеской среде. В 1089 г. Всеволод Ярославич построил в Переяславле-Южном церковь во имя Андрея Стратилата. Внук Всеволода, младший сын Владимира Мономаха, Андрей Добрый родился 11 августа 1102г и 18 августа был наречен в честь Андрея Стратилата. Святой мученик был небесным покровителем Андрея Боголюбского. При нем в селе Сулость близ Ростова Великого стал строиться деревянный храм святого мученика Андрея Стратилата. В дальнейшем эти места по родственному наследству перешли к Димитрию Донскому, где он жил в детстве в княжеском тереме. По некоторым данным Димитрий Донской крестился именно в этом храме.

В Москве сохранилась каменная церковь во имя Андрея Стратилата над восточными вратами Андреевского монастыря в Пленницах .

Андреевский монастырь на фоне МГУ
Андреевский монастырь в Москве (вид сверху)

Андреевский монастырь был основан «ближним человеком» царя Алексея Михайловича Ф. М. Ртищевым с целью поселить в Москве ученых монахов из киевского Братского Богоявленского монастыря для обучения «детей боярских и простого чину грамоте греческой и словянской». Было выбрано место за городом, к юго-западу, на правом берегу Москвы-реки, у подножия Воробьёвых гор. Сохранилось несколько названий этого места: «в горах», «Андреевские яры», «у Воробьёвых круч», однако Пленницы — наиболее распространенное.

Надвратная церковь Андрея Стратилата

Первая деревянная церковь мч. Андрея Стратилата, давшая название обители, была построена на этом месте в конце XVI века в благодарность за чудесное избавление столицы от нашествия войск крымского хана Казы-Гирея летом 1591 г. Тогда воины хана расположились станом в с. Воробьёве, русский лагерь был разбит на месте современного Донского монастыря, в лагере находилась Донская икона Божией Матери. 19 августа войска хана внезапно бежали. Поскольку в этот день празднуется память мч. Андрея Стратилата, храм в его имя было решено поставить посередине между русскими и татарскими лагерями; тогда же было установлено празднование Донской иконе Божией Матери.

Вид на Андреевский монастырь со стороны Академии Наук

Первоначально монастырь именовался Преображенской пустынью, позже он был назван Андреевским: «Во имя же Андреа, Христом первозваннаго апостола». По царскому указу туда принимали ученых людей, а также священников и диаконов, «в житии, и чине, и во чтении и пении церковном, и келейном правиле изрядных». В монастыре существовала библиотека и школа для подростков различных сословий. Эта обитель, наряду с Новодевичьим, Донским и Свято-Даниловым монастырями-сторожами составлял Южное защитное кольцо Москвы.

В XVIIIв. монастырь был упразднен и обращен в приход. В его постройках были учреждены школа для детей-подкидышей и тюрьма, затем там содержались умалишенные, в 1803 году была устроена богадельня. В советское время на этой территории располагались дома-коммуны, метрологические службы. Сейчас там размещается Синодальная библиотека Московского Патриархата, действует общеобразовательная «Школа при Андреевском монастыре», а в одной из церквей — Воскресенской — возобновлены богослужения.

Фреска на стене церкви Андрея Стратилата

Русские крестьяне называли святого Андрея Стратилата Тепляком, подразумевая ветер, который дул около дня его памяти с юга, способствуя созреванию овса. По этому случаю крестьяне говорили: «Батюшка юг пустил ветер на овес». День Андрея Стратилата считался началом Бабьего лета.

Тропарь, глас 5-й:
Земнаго сана славу оставив, Небесное Царство наследовал еси: кровными каплями, яко пречудным камением, нетленныя венцы украсил еси и ко Христу привел еси собор страстотерпец, с лики ангельскими в невечернем свете незаходимаго солнца Христа обрел еси, святе Андрее Стратилате. Егоже моли с пострадавшими с тобою присно, да спасет души наша.

Кондак, глас 4-й:
В молитвах Господеви предстоя, якоже звезда солнцу предтекий, и желаемое сокровище Царствия узрел еси, радости неизреченныя исполняяся, Безсмертному Царю в безконечныя веки, от ангел безпрестани хвалимому, поеши, Андрее Стратилате: с нимиже молися непрестанно о всех нас.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.