Спиридон – чудотворец земли кипрской. Христианские святыни кипра Где на кипре можно поклониться спиридону тримифунтскому

Спиридон Тримифунтский родился около 270 года в деревне Аския, Кипр. С детских лет мальчик пас овец, чистой и богоугодной жизнью подражал ветхозаветным праведникам: Давиду в кротости, Иакову в сердечной доброте, Аврааму в любви к странникам.

Необычайная доброжелательность и душевная отзывчивость привлекли к нему многих: бездомные находили в его доме приют, странники пищу и отдых. За непрестанную память о Боге и добрые дела Господь наделил будущего святителя благодатными дарами: прозорливости, исцеления неизлечимых больных и изгнания бесов.

В молодости женился на честной целомудренной девушке, у них родилась дочь Ирина, которую святой Спиридон сам крестил. Семейная жизнь продолжалась недолго, вскоре жена умерла, однако и после этой тяжелой потери Спиридон не впал в уныние, а еще усерднее продолжил служение Богу своими добрыми делами.

В царствование Константина Великого и его сына Констанция, святой Спиридон избран первым епископом кипрского города Тримифунта. Во время продолжительной засухи и голода на Кипре, по молитве святителя священника, пошли дожди, и бедствие прекратилось. Доброта у святого сочеталась со справедливой строгостью по отношению к людям недостойным. По его молитве наказан немилосердный хлеботорговец, а бедные поселяне избавлены от голода и нищеты.

Завистники оклеветали одного из друзей святителя, и того заключили в тюрьму и приговорили к смертной казни. Святой поспешил на помощь, путь ему преградил многоводный поток. Вместе со спутниками, невольными очевидцами чуда, святитель Спиридон перешел посуху на другой берег. Предупрежденный о происшедшем, судья встретил святителя с почетом и отпустил невиновного.

По церковному преданию, святитель Спиридон совершил множество чудес. Однажды во время богослужения в лампаде догорал елей, и она стала угасать. Святитель огорчился, но Господь утешил его и лампада чудесно наполнилась елеем. Также известен случай, когда святому Спиридону незримо сослужили ангелы, и после каждой ектении слышалось пение ангелов: «Господи, помилуй».

Еще святитель исцелил тяжелобольного императора Констанция, оживил свою умершую дочь Ирину для того, чтобы рассказала, где спрятала драгоценности, переданные ей на хранение одной знатной дамой, после чего душа Ирины снова покинула тело, в Антиохи воскресил грудного ребенка язычницы, а затем и саму мать, упавшую замертво от потрясения увиденным чудом.

Провидя тайные грехи людей, святой призывал их к покаянию и исправлению. Тех, кто не внимал голосу совести и словам святого, постигало наказание Божие.

Как епископ, святой Спиридон являлся примером добродетельной жизни и трудолюбия. Чрезвычайно заботился о строгом соблюдении церковного чина и сохранении во всей неприкосновенности Священного Писания. Святитель строго обличал священников, которые в своих проповедях неточно употребляли слова Евангелия и других богодухновенных книг.

Бог открыл святителю приближение его кончины. Последние слова святого являлись о любви к Богу и ближним. Около 348 года во время молитвы святитель Спиридон преставился ко Господу. Погребли его в храме в честь святых апостолов в городе Тримифунте.

В середине VII века мощи святителя перенесены в Константинополь, а в 1453 году на остров Корфу в Ионическом море. Здесь, в главном городе острова Керкике и поныне сохраняются святые мощи святителя Спиридона в храме его имени.

Нетленные мощи дважды в день открывают для обозрения верующим. Существует поверье, что святитель Спиридон ходит по миру и помогает людям. Раз в год мощи переобувают, а башмачки дарят. Пять раз в году на острове совершается празднование памяти святого.

Святитель Спиридон Тримифунтский издревле почитается в Русской Православной церкви. Особым почитанием пользовался святитель в древнем Новгороде и Москве. В 1633 году воздвигнут храм во имя святителя.

Память о Спиридоне Тримифунтском

В Православной церкви день памяти святителя Спиридона - 12 декабря (по юлианскому календарю, 25 декабря по григорианскому), в Римско-католической церкви - 14 декабря.

Особо почитался святитель Спиридон в древнем Новгороде и Москве. В 1633 году в Москве был воздвигнут храм во имя святителя.

На Керкире в день кончины святителя Спиридона совершается торжественное празднование в его честь и память: раку с мощами святого на три дня, с навечерия 24 декабря до вечерни 26 декабря выносят из придела на особое место у иконостаса, справа от местной иконы Спасителя для поклонения и молебных пений святому. Есть еще четыре дня в году, когда по давней традиции красочно и эмоционально чтят память святого. Проводят крестные ходы с мощами святого (литании), которые установлены в память о помощи святителя Спиридона жителям острова. Литании совершаются на Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий), Великую субботу, 11 августа и в первое воскресенье ноября. Раз в год мощи «переобувают», а башмачки дарят. Башмачки были принесены в дар московскому Данилову и угличскому Богоявленскому монастырям. Пять раз в году на острове совершается торжественное празднование памяти святого Спиридона.

В московской церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке находятся две чтимые иконы святителя Спиридона с частицей его святых мощей. В Покровском храме Данилова монастыря в Москве хранится башмачок с мощей святителя Спиридона, подаренный монастырю в 2007 году митрополитом Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектарием.

Статуя святителя Спиридона установлена в Донецке.

Статуя святителя Спиридона есть у храма-часовни святого Архистратига Михаила в Ялте.

В 2010 году Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в своем послании благословил намерение трудового коллектива Холдинга МРСК обращаться к святителю Спиридону Тримифунтскому как к своему небесному покровителю с особой молитвой.

В июне 2013 года епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел (Фокин) привез в дар Саввино-Сторожевскому монастырю икону святителя Спиридона Тримифунтского и башмачки от его мощей.

О башмачках святого Спиридона знают или что-то слышали многие, даже те, кто не считает себя глубоко верующим. Но если копнуть поглубже, то мало найдется тех, кто ответит на вопрос, кем был св. Спиридон и почему он причислен к лику святых. Несмотря на то, что мощи святого сегодня покоятся на греческом острове Корфу, именно с Кипром связан его земной путь и обращение к Богу. К сожалению, деревня Ассиа (Ασσία), где по историческим свидетельствам родился св. Спиридон и находится церковь в его честь, сейчас находятся . Церковь пребывает в плачевном состоянии, а в деревне не сохранилось ничего, чтобы напоминало о жизни святого. Зато в одной из церквей поселка Афиену, находящегося поблизости, на греческой стороне, хранятся его башмачки.

История и религия в Афиену

Поселок Афиену расположен в 20 км от . Если двигаться от кольцевой развязки по трассе Ларнака — , то на первом съезде необходимо свернуть налево. Это и будет прямая дорога на Афиену. Холмистая местность со скудной растительностью вначале вызывает уныние. В голове вертятся мысли о бурном историческом прошлом остова, о вырубленных лесах, о засухе и . Ведь Афиену находится в непосредственной близости от черты, разделяющей сегодня остров. Поток мыслей прерывает выбежавшая на дорогу лиса. По иронии судьбы это случилось прямо рядом со знаком «Осторожно: овцы».

По дороге можно увидеть возвышающуюся на холме часовню Святого Иоанна Предтечи и указатели, сообщающие о находящихся поблизости монастырях Святого Епифания и Преображения Господня. Пытливый ум, а может, и другие силы, не позволили нам проехать мимо. Так я оказалась в местечке Авделеро. Женский монастырь Преображения Господня появился здесь сравнительно недавно. Первый камень в его основание был заложен в 1979 году. Сейчас масштаб и размах монастыря производят впечатление. Как оказалось, 6 августа (в день моего визита) был престольный праздник этого монастыря — Преображение, и всех прихожан угощали сладостями и кофе.

Покинув монастырь, я очень быстро добралась до поселка Афиену. Надо отметить, что по кипрским меркам поселок достаточно большой, и в отличие от горных деревушек там чувствуется простор и размах. При этом окраина поселения просто-таки попадает под определение «элитная застройка». Современная архитектура и ухоженные участки радуют глаз. На главной площади Афиену, на близком расстоянии друг от друга находятся сразу три церкви. Самая старая из них — церковь Пресвятой Богородицы — была построена в 1711 году. Практически вплотную к ней расположен современный храм, также посвященный Пресвятой Богородице. А чуть дальше, слева от площади виднеется церковь Святого Георгия постройки 1880 года. Башмачки Спиридона хранятся в новом богородичном храме. Как ни странно, храм открыт для прихожан только в воскресенье, и, чтобы приложится к башмачкам, нужно специально попросить об этом служителя церкви.

Сношенные башмачки святого

Как известно из жития, св. Спиридон был при жизни добродетелен и отзывчив. Никогда не отказывал в просьбе нуждающимся, помогал тем, кто оказывался в затруднительном материальном положении. С 324 по 361 гг. св. Спиридон занимал должность епископа кипрского города Тримифусия или Тримифунта. Отсюда и дополнение к его имени — Тримифу́нтский. Соблюдая все заповеди, св. Спиридон бескорыстно творил добро, укреплял жителей своего города в вере, благочестии, многих силой убеждения обратил в христианство. Перед кончиной св. Спиридон получил извещение от Бога о приближающейся смерти и принял его со смирением. Впоследствии его мощи при захвате Кипра магометанами были переправлены сначала в Константинополь, а затем на остров Корфу, где по сей день и находятся. Существует предание, что после смерти св. Спиридон путешествует по острову и помогает нуждающимся людям, а его башмачки постоянно снашиваются. Поэтому периодически служители церкви, где находятся мощи святого, переобувают его, а сношенные отдают в другие церкви, где им поклоняются православные верующие. Таким образом становится понятным наличие многих пар башмачков святого в различных храмах мира.

Если после посещения храма у вас возникнет желание поглубже познакомиться с историей деревни и Кипра в целом, вы можете посетить находящийся неподалеку муниципальный музей. Современное здание и внутренний дизайн выставочного пространства вас приятно удивят. Далеко не каждый город может похвастаться таким музеем. Там представлена как постоянная выставочная экспозиция, посвященная культурному и духовному наследию острова, так и текущие выставки современного искусства и творчества.



Любители археологических парков могут посетить также раскопки в местечке Маллура, которое расположено совсем рядом с Афиену

Лучшее клефтико — в Афиену!

И в завершении путешествия вы непременно должны отведать местное клефтико. Именно ради него приезжают сюда гости из , Ларнаки и близлежащих деревень. Особенно летом в выходные дни поселок превращается в настоящий туристический центр. Самыми именитыми «мясными местами» считаются таверны «Харула» и «Папаиоанну». Там изумительную, сочную баранину подают с местной кашей пургури, картофелем и салатом. Казалось бы, ничего особенного — просто свежее и ароматное мясо и гарнир, но в результате получается настоящий праздник живота. Даже те, кто спокойно относятся к мясным блюдам, не останутся равнодушными. Да и любой киприот вам скажет, что в Афиену — лучшее клефтико на Кипре.

Открывайте для себя новые интересные исторические факты, новые места, новых людей и новые вкусовые ощущения. Возможно, в познании мира и заключается смысл жизни!


Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр. Точная дата его рождения неизвестна, также в древних рукописных памятниках не сохранилось и достоверных упоминаний о годе смерти святителя Спиридона. Однако очевидно, что детство и юность святого прошли на Кипре в годы царствования императора Диоклетиана (284–305 гг.), а блаженная кончина Тримифунтского епископа последовала, вероятно, около 350 г. (но не ранее 344 г.). О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов.


После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306-337), он был избран епископом города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия. По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь. Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь. человеческой мудрости перед Премудростью Божией:


«Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцом, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно».

В результате беседы противник христианства сделался его ревностным защитником и принял святое Крещение. После разговора со святым Спиридоном, обратившись к своим друзьям, философ сказал:

«Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда, вместо доказательства от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог».


На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна,- сказал тогда святитель Спиридон,-так и в Пресвятой Троице - Три Лица, а Божество Едино».



Святитель с большой любовью заботился о своей пастве. По его молитве засуха сменялась обильным животворящим дождем, а непрерывные дожди - вёдром. исцелялись больные, изгонялись демоны. Однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося заступничества святого. Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыханной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери.

Как-то, спеша спасти своего друга, оклеветанного и приговоренного к смерти, святитель был остановлен в пути неожиданно разлившимся от наводнения ручьем. Святой приказал потоку: «Стань! Так повелевает тебе Владыка всего мира, дабы я мог перейти и спасен был муж, ради которого спешу». Воля святителя была исполнена, и он благополучно перешел на другой берег. Судья, предупрежденный о происшедшем чуде, с почетом встретил святого Спиридона и отпустил его друга.

Известен из жизни святителя и такой случай. Как-то он зашел в пустую церковь, повелел возжечь лампады и свечи и начал Богослужение. Провозгласив «Мир всем», он и диакон услышали в ответ сверху раздавшееся великое множество голосов, возглашающих: «И духови твоему». Хор этот был велик и сладкогласнее всякого пения человеческого. На каждой ектении невидимый хор пел «Господи, помилуй». Привлеченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. По мере того, как они приближались к церкви, чудесное пение все более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но, когда они вошли в церковь, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служителями, и не слыхали уже более небесного пения. от чего пришли в великое изумление.




Святой Симеон Метафраст, описатель его жития, уподоблял святого Спиридона патриарху Аврааму в добродетели гостеприимства. «Надобно знать и то, как он принимал странников»,- писал близкий к монашеским кругам Созомен, приводя в своей «Церковной истории» удивительный пример из жизни святителя. Однажды по наступлении Четыредесятницы в его дом постучался странник. Видя, что путник очень утомлен, святой Спиридон сказал дочери: «Обмой-ка ноги этому человеку, да предложи ему поесть». Но ввиду поста не было сделано нужных запасов, ибо святитель «вкушал пищу только в определенный день, а в прочие оставался без пищи». Поэтому дочь ответила, что в доме нет ни хлеба, ни муки. Тогда святой Спиридон, извинившись перед гостем, приказал дочери поджарить бывшее в запасе соленое свиное мясо и, усадив за стол странника, принялся за трапезу, «убеждая того человека подражать себе. Когда же последний, называя себя христианином, отказался, тот прибавил: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: Вся чиста чистым».


Другая история, сообщенная Созоменом, также весьма характерна для святителя: у святого был обычай из собранного урожая одну часть раздавать бедным, а другую отдавать нуждающимся в долг. Сам он лично ничего не давал, а просто показывал вход в кладовую, где каждый мог взять, сколько нужно, и потом возвратить таким же образом, без проверки и отчета.

Известен также рассказ Сократа Схоластика о том, как воры решили похитить овец святого Спиридона: глубокой ночью забрались они в овчарню, но тут же невидимой силой оказались связанными. Когда настало утро, святой пришел к стаду и, увидев связанных разбойников, помолившись, развязал их и долго уговаривал оставить беззаконный путь и добывать пропитание честным трудом. Потом, подарив им по овце и отпуская их, ласково сказал: «Пусть же не напрасно вы бодрствовали».




Часто уподобляют святого Спиридона пророку Илии, ибо так же по молитве его во время засух, часто угрожавших острову Кипр, шел дождь:


«Равноангельна Спиридона зрим, великаго чудотворца. Некогда страна от бездождия и засухи вельми пострада: бысть глад и язва, и многое множество людей умроша, молитвами же святителя сниде с небесе на землю дождь: людие же, избавльшеся от бедствия, благодарственно взываху: Радуйся, великому пророку уподобивыйся и дождь, отъемлющий глад и недуги, благовременный низвел еси».


Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения. дарованной ему от Господа. По слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы. Когда в Александрии патриархом был созван Собор ради сокрушения идолов и капищ, по молитвам отцов Собора пали все идолы, кроме одного, самого почитаемого. Патриарху в видении было открыто, что идол этот остался для того, чтобы быть сокрушенным святителем Спиридоном Тримифунтским. Вызванный Собором святитель сел на корабль, и в тот момент, когда корабль пристал к берегу и святитель ступил на землю, идол в Александрии со всеми жертвенниками повергся в прах, чем возвестил патриарху и всем епископам приближение святителя Спиридона.

В праведности и святости прожил святой Спиридон земную жизнь и в молитве предал душу свою Господу (ок. 348 года). В истории Церкви святитель Спиридон почитается вместе со святителем Николаем, архиепископом Мирликийским.




Деревня Аския. Оскверненный и полуразрушенный православный храм


Храм свт. Спиридона в Тремефусье.
В настоящее время находится за забором турецкой воинской части и используется как казармы

Места на Кипре, связанные с памятью святителя Спиридона Тримифунтского, в настоящее время для почитания православными паломниками недоступны. Деревни Аския (где родился святой) и Тремефусья, на месте которой когда-то располагался древний город Тримифунт - место служения св. Спиридона, находятся в той части острова Кипр, которая оккупирована Турцией и входит в состав так называемой Турецкой Республики Северного Кипра. Обе деревни расположены примерно в 12 км к востоку от столицы острова г. Никосия в оккупированной части провинции Ларнака. В соответствии с административно-территориальным делением Турецкой Республики Северного Кипра вышеуказанные деревни входят в состав провинции Газимагуса. Тремефусья и Аския расположены примерно в 6 км. друг от друга.

Все православные храмы в деревнях Аския и Тремефусья осквернены и разрушены. Некоторые перестроены в мечети.

Мощи святителя до второй половины VII в. почивали в городе Тримифунт, а затем из-за набегов арабов они были перенесены в Константинополь. В 1453 году, когда столица Византии пала под натиском турок, священник Григорий Полиевкт, тайно взяв чтимые мощи, отправился сначала в Сербию, а в 1456 году привез их в Грецию, на остров Корфу (по-гречески Керкира), где в храме святителя Спиридона, они хранятся до сего дня.

C 15 сентября по 6 октября 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла десница святителя Спиридона Тримифунтского была принесена в Москву.

Святитель Спиридон родился на Кипре «от родителей простого звания». После смерти жены Спиридон за святость жизни был избран во епископа города Тримифунта (). Он присутствовал на I Вселенском Соборе в 325 г. в Никее. Здесь, несмотря на отсутствие всякой учености, Спиридон простым изложением веры опроверг защитников арианства и убедил одного знаменитого философа в истине православного учения. Все святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. По слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы…

Земная жизнь Святителя была полна горя, и много в ней было того, что можно пережить только великим страданием и терпением. Святой Спиридон был женат и имел дочь, но сначала умерла супруга, а потом в расцвете лет почила и его дочь.

Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века в простой крестьянской семье. Точная дата его рождения неизвестна (ок. 270 года).

Родиной святителя Спиридона Тримифунтского является остров Кипр. Деревни Аския , в которой родился святой, и древний город Тримифунт (сейчас это деревня Тремефусья), где служил св. Спиридон, находятся в той части острова Кипр, которая оккупирована Турцией и входит в состав так называемой Турецкой Республики Северного Кипра. Обе деревни Тремефусья и Аския расположены примерно в 6 км. друг от друга и в 12 км к востоку от столицы острова г. Никосия в оккупированной части провинции Ларнака (Larnaca).

В настоящее время, все православные храмы в деревнях Аския и Тремефусья осквернены и разрушены. Некоторые перестроены в мечети. Храм свт. Спиридона в Тремефусье находится за забором турецкой воинской части и используется как казармы.

С детских лет Спиридон пас овец, был кроток и скромен, не любил шумные игры, избегал праздных забав, но уединенный образ жизни не превратил его в замкнутого человека с диковатым нравом, занятого только присмотром за мелким скотом. Необычайная доброжелательность и душевная отзывчивость привлекли к нему многих: бездомные находили в его доме приют, странники - пищу и отдых. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников.

Вступив в законный брак с целомудренной женой, родившей ему детей, Спиридон недолго прожил с супругой. Прожив немного лет в супружестве, жена его умерла. Однако утрата любимой спутницы не породила в нём печали или отчаяния. В надежде на вечную жизнь славный угодник Божий не впал уныние – он, не давая себе отдыха, ночью возносил молитвы, а днем пас овец и коз, дабы доставить своим трудом пищу для нищих и накормить странников.

После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306-337), он был избран епископом города Тримифунта . В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия.Святитель с большой любовью заботился о своей пастве.

Когда Спиридон достиг в молитве высшего совершенства, сердечной чистоты и непрестанной памяти о Боге, Господь наделил святителя благодатными дарами: прозорливости, исцеления неизлечимых больных и изгнания бесов. По его молитве засуха сменялась обильным животворящим дождем, а непрерывные дожди - вёдром, исцелялись больные, изгонялись демоны.

Засуха на Кипре и скупой купец

Вскоре после избрания Спиридона епископом, на острове Кипр случилась страшная засуха. У крестьян на полях погибали посевы, и жестокий голод грозил многих лишить жизни. Святой Спиридон, видя бедствие, постигшее народ, и отечески жалея погибающих от голода, обратился с усердною молитвою к Богу, — и тотчас небо покрылось со всех сторон облаками и пролился обильный дождь на землю, не прекращавшийся несколько дней; святой помолился опять, и ливень тот час же прекратился. Земля обильно напоена была влагою и дала обильный плод: дали богатый урожай нивы, покрылись плодами сады и виноградник и, после голода, было во всём великое изобилие, по молитвам угодника Божия Спиридона.

Однако во время засухи на острове не все киприоты проявляли сочувствие к страданиям соотечественников. Многие купцы в погоне за большой прибылью не соблюдали установление Божье: «раздели с голодным хлеб твой» (Ис. 58:7). Для быстрого обогащения на высоких ценах перекупщики придерживали зерно и бессовестно наживались на горе людей. Они не хотели, продавать хлеб по старой цене, которая в то время стояла в городе, а ссыпали его в склады, чтобы дождаться усиления голода и тогда, продав подороже, получить больший барыш.

К одному из таких весьма преуспевших в торговле уроженцев Тримифунта пришел крестьянин из предместья. Засуха оставила его без урожая, и земледелец вместе с женой и детьми сильно страдал от голода. У бедняги совсем не было денег, и селянин попытался одолжить зерно под проценты – он плакал и даже валялся в ногах у жадного богача, но слезы и мольбы разорившегося человека не тронули окаменевшее сердце купца.

— Ступай, принеси деньги, и у тебя будет всё, что только купишь.

Бедняк, изнемогая от голода, пошёл к святому Спиридону и с плачем поведал ему о своей бедности и о бессердечии богатого.

— Не плачь, — сказал ему святой, — иди домой, ибо Дух Святой говорит мне, что завтра дом твой будет полон хлеба, а богатый будет умолять тебя и отдавать тебе хлеб даром.

Бедный вздохнул и пошёл домой. Едва настала ночь, как по повелению Божию пошёл сильнейший дождь, которым подмыло житницы немилосердного сребролюбца, и водою унесло весь его хлеб. Хлеботорговец со своими домашними бегал по всему городу и умолял всех помочь ему и не дать ему из богача сделаться нищим, а тем временем бедные люди, видя хлеб, разнесённый потоками по дорогам, начали подбирать его. Набрал себе с избытком хлеба и тот бедняк, который вчера просил его у богача. Видя над собою явное наказание Божие, богач стал умолять бедного брать у него задаром столько хлеба, сколько он пожелает.

Так Бог наказал богатого за немилосердие и по пророчеству святого избавил бедного от нищеты и голода.

Как змея по молитве святого обратилась в золото

У святого был обычай из собранного урожая одну часть раздавать бедным, а другую отдавать нуждающимся в долг. Сам он лично ничего не давал, а просто показывал вход в кладовую, где каждый мог взять, сколько нужно, и потом возвратить таким же образом, без проверки и отчета.

Милосердный святитель всегда помогал бедным, а богатых, ради их же спасения, наказывал за жадность, ибо корень всех зол есть сребролюбие (1 Тим. 6:10). Уроки славного чудотворца не прошли бесследно для его паствы. Люди каялись и впредь старались быть лучше, но скупой купец не исправился и не стал добрее. Злой демон крепко держал сердце этого ненасытного стяжателя в своих когтях. Хозяин амбара, хотя и пострадал от стихии, все же не разорился, поскольку имел еще несколько житниц, наполненных хлебом и плодами.

Вскоре после наводнения другой крестьянин пришел к нему с просьбой одолжить зерно для посева и пропитания семьи. Он обещал непременно вернуть долг с лихвой после жатвы.

Увы, для людей, не боящихся Суда Божьего, страшнее потерять деньги, нежели обречь человека на неминуемую смерть. Поэтому алчный торгаш потребовал от селянина немалый залог. Бедному хлебопашцу нечего было дать жадному богачу.

— Без денег, — сказал он, — ты не получишь от меня ни одного зерна.

Тогда бедный крестьянин заплакал и отправился к святителю Спиридону, которому и рассказал о своей беде. Святитель утешил его и отпустил домой, а на утро сам пришёл к нему и принёс целую груду золота (откуда взял он золото, об этом речь после). Он отдал это золото крестьянину и сказал:

— Отнеси, брат, это золото тому торговцу хлебом и отдай его в залог, а торговец пусть даст тебе столько хлеба взаймы, сколько тебе сейчас нужно для пропитания; когда же настанет урожай и у тебя будет излишек хлеба, ты выкупи этот залог и принеси его опять ко мне.

Бедный крестьянин взял из рук Спиридона золото и поспешно пошёл к богачу. Корыстолюбивый богач обрадовался золоту и тотчас отпустил бедному хлеба, сколько ему было нужно.

Потом голод миновал, был хороший урожай, и после жатвы крестьянин тот пошел к богачу, чтобы отдать с лихвой взятый у него хлеб и забрать у него залог обратно. Но богач не захотел расстаться с золотом и, намереваясь утаить чужое добро, ответил:

– Не знаю, о чем ты говоришь: я у тебя ничего не брал и денег взаймы тебе не давал.

Крестьянин пытался напомнить купцу, как тот во время голода дал ему до жатвы пшеницу под залог золота, но бессовестный лихоимец не хотел его слушать.

– Уходи от меня: я не знаю, о чем ты говоришь, – повторял плут.

Крестьянин вынужден был покинуть двор богача. Он направился к Спиридону и рассказал ему о бесчестном поступке коварного кредитора.

– Не грусти, чадо, – утешил своего друга святитель. – Ступай домой и жди. Скоро жадный купец сам будет разыскивать тебя. Ты только не потрать эти деньги.

Тем временем хлеботорговец пребывал в отличном настроении. Из постыдной корысти вероломный мошенник завладел золотом, и теперь ему захотелось полюбоваться им. Богач открыл сундук, где хранил чужое сокровище, и, о ужас, вместо золота там лежала живая змея. Мерзкая тварь бросилась на купца, и он едва успел спастись, захлопнув крышку сундука. Перепуганный плут трепетал от страха и думал, каким способом теперь избавиться от залога. На следующий день богач послал к крестьянину-земледельцу своего раба, чтобы позвать его к себе и отдать золото. Крестьянин обрадовался внезапному приглашению и немедленно отправился в путь. Увидев вчерашнего посетителя, лукавый богач приветливо встретил гостя и дружелюбно к нему обратился:

– Знаешь, дорогой, я забыл о твоем залоге. Расплатись со мной и можешь забрать свою вещь.

После того, как должник вернул деньги, хитрый хозяин достал ключ, дал его земледельцу и ласково произнес:

– Отопри сундук, там лежит твоя драгоценность. Бери ее и ступай себе с миром.

Крестьянин открыл сундук и вынул из него залог. Богач увидел, что в руках бедняка сверкает золото.

– Богом заклинаю тебя, скажи мне, чье это сокровище? – воскликнул изумленный купец и услышал в ответ:

– Когда ты потребовал у меня залог за зерно, я пошел к нашему архиерею и попросил святителя помочь моей голодавшей семье. Тогда он одолжил мне золото.

Забрав у богача залог обратно, селянин отнёс его с благодарностью к святому Спиридону. Святой взял золото и направился к своему саду, захватив с собою и земледельца.

— Пойдём, — сказал он, — со мною, брат, и вместе отдадим это Тому, Кто так щедро дал нам взаймы.

Вошедши в сад, он положил золото у ограды, возвёл очи к небу и воскликнул:

— Господи мой, Иисусе Христе, Своею волею всё созидающий и претворяющий! Ты некогда Моисеев жезл на глазах у царя Египетского превратил в змия, повели и этому золоту, ранее превращенному тобою из животного, опять принять первоначальный вид свой: тогда и сей человек узнает, какое попечение Ты имеешь о нас и самым делом научится тому, что сказано в Св. Писании: «Господь творит всё, что хочет» (Пс. 134, 6).

Когда он так молился, кусок золота вдруг зашевелился и обратился в змею, которая стала извиваться и ползать. Таким образом, сначала змея по молитве святого обратилась в золото, а потом также чудесно из золота стала снова змеёю. При виде сего чуда земледелец затрепетал от страха, пал на землю и называл себя недостойным оказанного ему чудесного благодеяния. Затем змея уползла в свою нору, а земледелец, полный благодарности, возвратился к себе домой, изумляясь величию чуда, сотворенного Богом по молитве святого.

Гостеприимство святителя Спиридона

Святой Симеон Метафраст, описатель его жития, уподоблял святого Спиридона патриарху Аврааму в добродетели гостеприимства. Дом Спиридона Тримифунтского не закрывался для странников. Из его кладовой любой бедняк мог взять в долг любое количество пищи. Возвращал долг бедняк когда мог. Никто не стоял рядом и не контролировал количество взятого и возвращённого.

В любое время года, дня или ночи Спиридон с искренним радушием принимал утомленных от путешествия гостей – и добрых, и злых. Владыка безропотно прислуживал путникам и стремился изо всех сил никого из них не обделить.

Однажды во время Великого Поста к Спиридону пришел странник. Видя, что гость очень устал, святой Спиридон сказал дочери:

– Обмой-ка ноги этому человеку, да предложи ему поесть.

Но в доме архиерея не оказалось даже хлеба и ячменных лепешек, ибо святитель «вкушал пищу только в определенный день, а в прочие оставался без пищи». Дочь не смогла найти ничего из постных припасов. Тогда святитель, попросив у Бога прощения, велел дочери сварить мясо свиньи, засоленное в их доме.

Однако гость не сразу согласился вкусить мясо. Он боялся прервать пост и называл себя христианином. Тогда Спиридон убедил его словом апостола Павла:

– Тем более тебе не следует отказываться от еды. Ведь в Священном Писании сказано: «все чисто для чистых» (Тит. 1:15).

Пост очень полезен для христианина, ибо помогает смирить душу и победить страсти, однако он не является самоцелью, поскольку воздержание в еде в нашей воле, а любовь к людям –необходимое требование заповедей. Согласно Священному Писанию если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас (1 Ин. 4:12). Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4:16).

О сокрушении языческих идолов

Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. По слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы.

Однажды блаженнейший Патриарх Александрийский призвал всех местных архипастырей вместе пойти вокруг капищ, которые наполняли столицу Египта, с молитвой о низвержении кумиров. Епископы обошли языческие святилища и усердно молились Владыке Христу, уповая на древнее пророчество: «и потрясутся от лица Его идолы Египетские» (Ис. 19:1). По молитвам верных служителей, тотчас земная твердь сотряслась, обрушив множество капищ, которые наполняли Александрию (в исторических документах было зафиксировано крупное землятресение в Александрии в 320 году) . Все городские статуи рухнули с пьедесталов, и лишь одна из них, самая почитаемая, устояла во время землетрясения и осталась на прежнем месте. Отцы собора просили Господа низвергнуть и это богомерзкое изваяние; однако, к великому огорчению ревностных христиан, статуя не упала. Безмолвный идол уцелел не потому, что Бог не услышал соборную молитву архиереев, а по мудрому усмотрению Небесного Царя, пожелавшего прославить еще неизвестное многим имя святого Спиридона.

Во сне Патриарху Александрийскому явился ангел и сказал, что идол этот остался для того, чтобы быть сокрушенным только по молитве епископа из Тримифунта. Сразу, после того как Ангел исчез, преподобному Спиридону было отправлено письмо. В нем Патриарх сообщил о явившемся ночью видении и просил не отказываться от посещения Египта.

Получив приглашение Патриарха, Спиридон без промедления сел на корабль и прибыл в Александрию. В тот момент, когда корабль пристал к берегу и святитель ступил на землю, идол в Александрии рухнул с пьедестала и со всеми жертвенниками превратился в прах.

Участие святителя Спиридона на I Вселенском Соборе

Богу было угодно сделать известным Тримифунтского епископа во всем христианском мире, прославить его среди многих иерархов Церкви и даже перед лицом самого императора.

В то время ересь некого священника Ария поколебала вселенную. Он дерзнул учить, что Христос не Бог, что Он не равен Отцу и было время, когда Сына Божия не было.

Арий утверждал, что Господь наш Иисус Христос не вечен, ибо имеет начало Своего бытия. Он есть творение Отца, порожденное Им ради создания мира. По Арию, Сын по рангу ниже Отца, обладает иной сущностью и Бог только по имени, а не истинный Бог, поскольку Божественная слава сообщается Ему от Отца причастием благодати.

Ересь Ария, породив бурю ненависти и раздоров, стала сильно искушать стадо Христово, еще не успевшее оправиться от жесточайшего гонения. В каждом городе епископы вступали в борьбу с епископами, народ восставал на народ, и все сталкивались друг с другом. Те, кто носил Христа в сердце, содрогнулись, услышав такие слова. Но те, кто ещё не победил свою греховность и кто слишком доверял своему разуму и логике, подхватили Ариево кощунство. Таковых было много. Украшенные внешним знанием, кичливые и говорливые, эти философы страстно доказывали свои мнения… И Спиридон решил вступиться за Истину.

Чтобы раз и навсегда разрешить все споры, император Константин в 325 году решил созвать со всех концов великой империи епископов на I Вселенский в Никею . Впервые в одном месте собрались служители Божьи из православных Церквей Европы, Африки и Азии. В Никею приехали даже персидский и скифский епископы. Среди 318 архипастырей, а также сопровождавших их пресвитеров, дьяконов и ученых мужей на Соборе можно было увидеть знаменитых богословов Александра Александрийского, Евстафия Антиохийского, дьякона Афанасия, ставшего в последствии предстоятелем Александрийской Церкви. Прибыли в Никею и великие чудотворцы Николай Мирликийский и святитель Спиридон Тримифунтский.

На Соборе верные исповедники Христа подвергли тщательному и всестороннему исследованию учение Ария и размышляли, как следует опровергать его богомерзкую ересь. Дабы не осталось более места для разномыслия и споров, император Константин велел пригласить на Собор известных философов. Но вскоре один из них присоединился к Арию и искусно противостоял обвинителям еретиков. Он, обладая исключительным даром красноречия и особой, казалось бы, непобедимой силой убеждения, предводительствовал среди ученых мужей. Этот оратор, подобно угрю, вывертывался при помощи уловок и обмана, и не было ни одного вопроса, на который философ не нашел бы хитроумный ответ в защиту ереси. Постепенно его изысканная речь привлекла немалую часть присутствовавших на Соборе слушателей, желавших узнать, кто станет победителем. Так произошло столкновение истины и искусного языка, однако победа осталась не за пустой риторикой, а за святым учением Церкви, ибо исповедание Бога не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы (1 Кор. 2:4).

Спиридон увидел, что философ кичится своими знаниями и направляет их против православной веры. Преподобный служитель Христов попросил отцов Собора позволить ему вступить в борьбу с надменным еретиком.

Отцы Собора знали, что этот епископ в пастушеской шапке свят, но не искусен в слове. Они удерживали его, опасаясь поражения в диспутах. Но Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и, сотворив молитву, сжал его в руках. В руках святого старца вспыхнул огонь, потекла вода и осталась мокрая глина. Кирпич, силою Божией, разложился на свои составные части. «Смотри, философ, - сказал с дерзновением Спиридон защитнику арианства, - плинфа (кирпич) одна, но в ней - три: глина, огонь и вода. Так и Бог наш един, но три Лица в Нём: Отец, Слово и Дух». Против таких доводов должна была умолкнуть земная мудрость.

Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией: «Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно».

В результате беседы противник христианства сделался его ревностным защитником и принял святое Крещение. После разговора со святым Спиридоном, обратившись к своим друзьям, философ сказал: «Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда, вместо доказательства от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог».

Воскрешение собственной дочери

В Тримифунте славного пастыря ожидало печальное известие. Пока защитник Православия находился в Никее, в цветущем возрасте умерла его дочь Ирина. Глубокая вера в загробную жизнь, конечно, облегчила владыке горе расставания с родным человеком, но разве отец может легко пережить смерть любимого дитя? Благочестивая дочь была очень близка Спиридону. Она усердно ухаживала за великим старцем, во всем помогала ему и, подражая ангелонравному наставнику целомудрия, отличалась особой набожностью. Праведная Ирина удостоилась Царства Небесного: она провела свою недолгую жизнь в чистом девстве и безбрачии, уневестив себя Христу, – дар, достойный небесных чертогов.

Между тем к святому Спиридону пришла одна знатная женщина и, с плачем, рассказала, что она отдала его дочери Ирине некоторые золотые украшения для сохранения, а так как та в скором времени умерла, то отданное пропало без вести. Святитель был на Соборе в Никее и поэтому ничего об этом не знал. Владыка тщательно обыскал весь дом, но не нашел чужого сокровища. Искренне желая помочь хозяйке драгоценностей, Спиридон отправился вместе с обливавшейся слезами гостьей и несколькими спутниками на кладбище. Он вошел в склеп, где был гроб его дочери и с непоколебимой верой и твердым упованием на Бога обратился к ней, как к живой:

— Дочь моя Ирина! Где находятся украшения, вверенные тебе на хранение?

По соизволению Божьему Ирина словно пробудилась от крепкого сна и поведала, в каком месте зарыто сокровище.

Благоговейный ужас и изумление охватили всех, присутствовавших при столь удивительном событии. Когда голос Ирины смолк, отец ласково произнес:

– Теперь, дитя мое, упокойся, пока не воскресит тебя Христос после Второго пришествия.

Всеславный иерарх вернулся домой, сразу нашел украшение и возвратил владелице ее золото, а она вместе с другими свидетелями чуда с радостью и ликованьем славила Бога и святого отца нашего Спиридона.

императора Констанция

После смерти императора Константина его сын, Констанций, унаследовал восточную часть государства. Многолетняя война с персами вынудила молодого монарха постоянно пребывать в Антиохии – столице подвластной ему Сирии. В этом городе он тяжело заболел, и никто из самых известных светил медицины не мог излечить его.

Не получив помощи от людей, царь обратился к Милосердному Господу, единственному Врачу, способному избавить от любых телесных и душевных недугов. Ночью в сонном видении императору явился Ангел, показал двух святых архипастырей среди множества епископов и сказал, что только они обладают даром исцелить Констанция от болезни, причинявшей ему невыносимые страдания. Но Ангел не открыл самодержцу ни имен святителей, ни того, где их следует искать.

Император приказал разослать письма по всем своим городам с повелением иерархам Церкви явиться в его резиденцию. Из многих епархий в Антиохию стали прибывать епископы. Но никто из владык не походил на тех целителей, которых в сонном видении ему показал Ангел.

Наконец царское приказание достигло и острова Кипра и города Тримифунта, где епископствовал святой Спиридон. В то же время Ангел сообщил Спиридону о сонном видении государя и об одежде, в которую надлежало ему облечься. Тотчас же святой Спиридон отправился к Императору, взяв с собою ученика своего Трифиллия, вместе с которым он являлся Царю в видении и который в то время, как сказано было, не был еще епископом.

Прибыв в Антиохию, они пошли во дворец к Царю. Спиридон был одет в бедные одежды и имел в руках финиковый посох, на голове – митру, а на груди у него привешен был глиняный сосудец, как это было в обычае у жителей Иерусалима, которые носили обыкновенно в этом сосуде елей от святого Креста.

Убогий наряд владыки вызвал гнев у одного из дворцовых придворных. Он решил, что гость глумится над царской властью и своим неподобающим видом хочет оскорбить Его Величество. Надменный сановник не знал, кто перед ним, и ударил епископа по лицу. А блаженный Спиридон, следуя заповеди Христа, подставил вельможе другую щеку (ср. Мф. 11:8). Царедворец был поражен кротостью Спиридона и видел перед собой уже не наглого чужака, как ему показалось вначале, а Божьего человека, обладавшего истинной мудростью. Он устыдился и, стараясь исправить опрометчивый поступок, с горячим покаянием стал просить у незлобивого гостя прощение за нанесенное оскорбление. Добрый владыка ласково вразумил дерзкого обидчика и направился к императору.

Едва только святой вошел к Царю, последний тотчас узнал его, так как в таком именно образе он явился Царю в видении. Констанций встал, подошел к святому и поклонился ему, со слезами прося его молитв к Богу и умоляя об уврачевании своей болезни. Лишь только святой прикоснулся к голове Царя, последний тотчас же выздоровел и чрезвычайно радовался своему исцелению, полученному по молитвам святого.

В знак благодарности за избавление от мучительной и очень опасной болезни, царь велел принести для святого много золотых монет. Спиридон решительно отказался от целого состояния, ибо силой действовавшего в нем Святого Духа достиг бесстрастия и попрал беса сребролюбия.

Поскольку государь продолжал настойчиво упрашивать Спиридона, смиренномудрый архиерей решил не отказывать самодержцу в его просьбе, но одновременно подать любезному хозяину дворца и царским сановникам ясный пример бескорыстного служения людям. Владыка принял щедрый дар от Констанция, простился с императором и вышел из тронного зала. Покидая дворец, Спиридон раздал все деньги встретившимся ему по дороге слугам и воинам императора. Благодаря тримифунтскому архипастырю многие из царских слуг избавились от рабства сребролюбия.

Легкость, с которой святитель расстался с целым состоянием, произвела сильное впечатление на императора. Монарх задумался и произнес:

– Неудивительно, что такой человек способен творить великие чудеса.

Воодушевленный спасительными наставлениями учителя благочестия и особенно назидательным примером нестяжания бесстрастного Спиридона, Констанций приказал щедро оделить бедных вдов, сирот и нищих хлебом и одеждой. Император повелел отпустить на свободу христиан, попавших в рабство. С духовенства он запретил взимать подать, дабы пресвитеры и клирики церковные могли невозбранно служить Богу.

Воскрешение младенца и его матери

Однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося заступничества святого. Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыханной. Но угодника Божия вернула жизнь и матери.

Святой запретил женщине и всем присутствовавшим там рассказывать о чуде кому бы то ни было; но диакон Артемидот, после кончины святого, не желая умолчать о величии и силе Божиих, явленных чрез великого угодника Божия Спиридона, поведал верующим обо всем происшедшем.

друга, приговоренного к смерти

Завистники оклеветали одного из друзей святителя, и тот был заключён в тюрьму и приговорён к смертной казни. Святой поспешил на помощь, но путь ему преградил многоводный поток. Вспомнив, как перешёл разлившийся Иордан Иисус Навин (Нав.3:14-17), святитель с твёрдой верой во всемогущество Божие вознёс молитву, и поток расступился. Вместе с невольными очевидцами чуда, святитель Спиридон перешёл посуху на другой берег. Судья, предупрежденный о происшедшем чуде, с почетом встретил святого Спиридона и отпустил его невиновного друга.

Пение ангелов на богослужении Спиридона

Известен случай, когда святому Спиридону незримо сослужили ангелы.

Как-то он зашел в пустую церковь, повелел возжечь лампады и свечи и начал Богослужение. Провозгласив «Мир всем» , он и диакон услышали в ответ сверху раздавшееся великое множество голосов, возглашающих: «И духови твоему» . Хор этот был велик и сладкогласнее всякого пения человеческого. На каждой ектении невидимый хор пел «Господи, помилуй» . Привлеченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. По мере того, как они приближались к церкви, чудесное пение все более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но, когда они вошли в церковь, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служителями, и не слыхали уже более небесного пения, от чего пришли в великое изумление.

Вразумление воров

Известен также рассказ Сократа Схоластика о том, как воры решили похитить овец святого Спиридона: глубокой ночью забрались они в овчарню, но тут же невидимой силой оказались связанными. Когда настало утро, святой пришел к стаду и, увидев связанных разбойников, помолившись, развязал их и долго уговаривал оставить беззаконный путь и добывать пропитание честным трудом. Потом, подарив им по овце и отпуская их, ласково сказал: «Пусть же не напрасно вы бодрствовали».

В праведности и святости прожил святой Спиридон земную жизнь. Господь открыл святителю приближение его кончины. Последние слова святого были о любви к Богу и ближним.

Святитель Спиридон преставился ко Господу около 348 года во время молитвы. Погребли его в храме в честь святых апостолов в г. Тримифунте .

В истории Церкви святитель Спиридон почитается вместе со святителем Николаем, архиепископом Мирликийским.

Мощи святителя Спиридона Тримифунтского

Мощи святого Спиридона покоились в городе Тримифунте на острове Кипр до середины VII века. Затем, из-за нашествия на Кипр арабских войск, они были перевезены в Константинополь, а после его падения — в 1453 году — оказались сначала в Сербии, а затем — в 1456 году — на острове Корфу .

Сейчас святые мощи святителя Спиридона покоятся в городе Керкира (главный город острова Корфу) в храме его имени.

Храм Спиридона Тримифунтского находится в центре города на улице Агиос Спиридос. Колокольня его является самым высоким зданием в Керкире и видна с любой точки города. В течение всего дня храм не закрывается, впуская многочисленные группы туристов и паломников. Необыкновенной красоты росписи на стенах, позолоченные фигуры ангелов и святых, скрытых наполовину мягким полумраком, не отпускают приходящих сюда. Некоторые из верующих задерживаются здесь, сидя на выставленных скамьях из темного резного кипариса или стасидиях, отполированных самим временем, молясь про себя, и может быть, стараясь пережить то, что вместил в себя этот старинный храм, хранящий столь почитаемую в православном мире святыню.

Десная (правая) рука некоторое время находилась в Риме, но 1984 году десница была возвращена на Корфу и в настоящее время хранится в серебряном ковчежце вместе с остальными мощами.

Мощи святого Спиридона Тримифунтского обладают совершенно уникальными свойствами: его тело имеет температуру 36,6 градусов, у него растут волосы и ногти, а одежда снашивается.

На Корфу очень популярно предание о том, что Спиридон Тримифунтский очень много ходит по миру, творя добрые дела, и башмаки его все время стаптываются. Поэтому раз в год их меняют, а прежняя пара становится реликвией для верующих. Иногда раку, в которой хранятся мощи нельзя открыть. В такие дни в народе говорят, что святой Спиридон ушел побродить по окрестностям…

Четыре раза в год, помимо дня преставления святого (25 декабря), а именно: в Вербное воскресенье, Великую субботу, в день памяти об одержанной победе над турками, который празднуется 11 августа, и в первое воскресенье ноября — в память о чудесном избавлении от чумы – верующие стекаются со всего острова, дабы пройтись с Великой святыней крестным ходом. Впереди торжественной процессии идет священство, несущее на своих плечах раку с мощами Спиридона Тримифунтского. При этом греки держат раку вертикально, считая, что сам архиерей возглавляет шествие. Множество народа, страдающего различными недугами, собирается на этот крестный ход, дабы получить посильную помощь и возможное исцеление от чудотворных мощей.

22 мая 2009 года мощи великого угодника Божия Спиридона Тримифунтского прибыли Крестным ходом в . У Свято-Николаевского кафедрального собора святыню встречал Высокопреосвященнейший Иларион, митрополит Донецкий и Мариупольский, в сопровождении духовенства, прихожан, жителей Мариуполя и верующих отдаленных приходов епархии. На торжественной встрече присутствовал городской голова Мариуполя Юрий Хотлубей.

После молебна не прекращался поток православных, стремившихся приложиться к великой святыне. Множество верующих и представителей духовенства побывали в этот день в главном храме Мариуполя.

Встреча мощей святителя Спиридона Тримифунтского в г. Донецке 24 мая 2009 года

С 24 по 26 мая Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Донецка стал центром паломничества для верующих всего востока Украины.

Люди, проезжающие в этот день в городском транспорте по центральному проспекту, недоуменно поднимали брови: мол, что в соборе раздают, что такая очередь выстроилась? Одна женщина, уже выходя на ближайшей к собору остановке, на этот вопрос радостно улыбнулась: «Ничего в соборе не раздают, удивительный гость к нам приехал — Святитель Спиридон Тримифунтский…». И хотя мало кто в троллейбусе знал, кто это такой, люди быстро потянулись к выходу.

Десница святителя Спиридона Тримифунтского, которой при земной жизни он совершал многие чудеса, была доставлена в Донцк вечером 24 мая.

Высокопреосвященнейшему Илариону, митрополиту Донецкому и Мариупольскому, ее передал глава греческой делегации архимандрит Серафим (Линоспорис), иерокирикас Керкирской митрополии. После торжественной встречи состоялось богослужение, Преосвященнешего Митрофана, епископа Горловского и Славянского, и Преосвященнейшего Варнавы, епископа Макеевского, викария Донецкой епархии, а также духовенства епархии.
Святые мощи, которые являются проводниками благодати, – это чудо Божие. Молясь перед мощами и чудотворными иконами, мы получаем от Бога просимое.

«Люди неверующие и даже некоторые христиане не понимают, почему Церковь Православная поклоняется честным мощам и святым иконам. Нам говорят: «Что же может исходить от доски, на которую нанесено изображение, или от останков умершего человека? Благодать – от Бога, как же она может исходить от физических предметов? Некоторые даже обвиняют нас в идолопоклонстве за то, что мы поклоняемся святым образам и останкам угодников Божиих.

Ответ на эти обвинения очень прост: Бог – Источник жизни и Причина всего творения. Для того, чтобы действовали физические законы, перемещались в пространстве планеты, функционировали живые организмы, необходима энергия, и эту Божественную энергию мы и называем благодатью Святого Духа. Благодать пронизывает собой все творение: живое и неживое , и человеческое сознание, и мертвые камни. В этом смысле весь мир облагодатствован Богом. На каждом предмете пребывает Божественная энергия, потому что без этого дара они просто не существовали бы.

Но когда мы, взирая на святую икону, с верою молимся тому, кто изображен на ней, когда мы вкладываем силу нашей веры в эту молитву, тем более, когда молитву совершает не один человек, но тысячи и тысячи людей на протяжении долгих лет, Бог являет великое знамение Своей милости. По нашим молитвам Господь дает знак Своего присутствия через святую икону, а мощи являются также знаком особой благодати, почивающей на праведнике, чьи останки мы почитаем. «Кости ваши расцветут» (Ис. 66. 14), – говорится в Священном Писании о праведниках.

Но поклоняясь святым мощам и чудотворным иконам, мы не должны думать, что своими действиями автоматически приобретаем спасение. Мы должны понимать, что Бог спасает нас Своей благодатью.

(Из проповеди патриарха Кирилла во время паломничества к мощам св. Спиридона в Грецию)

Тропарь, глас 1:
Собора перваго показался еси поборник, и чудотворец, богоносе Спиридоне отче наш. Темже мертву ты во гробе возгласив, и змию в злато претворил еси: и внегда пети тебе святыя молитвы, ангелы сослужащыя тебе имел еси священнейший. Слава давшему тебе крепость, слава венчавшему тя, слава действующему тобою всем исцеления.

Утопающий в зелени греческий остров Корфу ежегодно посещают десятки тысяч туристов.

Но не только чистое море, песчаные пляжи и удивительная природа острова привлекают многочисленных гостей.

Одной из основных достопримечательностей и главной святыней Корфу, вне всяких сомнений, является собор святого Спиридона Тримифунтского.

Ведь именно здесь хранятся святые мощи Божьего угодника, по молитвам которого постоянно совершаются многочисленные чудеса.

Двери храма всегда открыты и любой желающий может прийти со своими молитвами к святому Спиридону - святителю, чудотворцу и небесному покровителю Корфу.

Четыре раза в год - в Вербное воскресенье, Великую субботу, 11 августа и в первое воскресенье ноября чудотворные мощи выносят для литании (крестного хода).

Тысячи паломников собираются в эти дни на Корфу, чтобы принять участие в торжественном шествии и испросить помощи у святого Спиридона.

Обладавший при земной жизни великим состраданием к обиженным, страждущим, а больше всего - к нищим, он и после своего отшествия на небо не изменил себе, помогая тем людям, кто взывает к нему за помощью в нуждах, бедах и болезнях, выполняя их молитвенные просьбы, а также наполняя сердца миром и радостью.

Десятки тысяч паломников ежегодно посещают место, где источают благоухание его святые мощи, и каждый получает от сострадательного святителя просимое, особенно те, кто находится в тяжёлом финансовом положении.

Житие святителя Спиридона из Тримифунта

На северной части острова Кипр, недалеко от населённого пункта Тримитусы (Тримифунта) расположена деревенька Аския.
Здесь, в конце III столетия, родился будущий святитель.

О его родителях и отрочестве сведений очень мало. Известно лишь, что избранник Божий отличался простотой, послушанием, благочестием и состраданием к бедным, а занятием его была пастьба коз и овец.

Женившись на благочестивой девушке, он недолго жил с ней. Спустя некоторое время после рождения их дочки Ирины, супруга умерла, и святой Спиридон был вынужден один растить маленького ребёнка.

Преподобный Симеон Метафраст пишет в своих трудах, что чудотворец Спиридон проводил время, подражая в кротости псалмопевцу Давиду, в простоте сердца - патриарху Иакову, а в странноприимстве - Аврааму.

За богоугодную жизнь христиане Тримитусы убедили Спиридона стать их епископом.

Будучи избранным на почётное место, святитель продолжал свои прежние занятия: он пас овец и обрабатывал землю, отдавая значительную часть средств в помощь нуждающимся, оставляя себе лишь скудное пропитание.

За смирение и чистоту сердца Бог наградил святителя множеством благодатных даров: прозорливостью, чудотворениями, величайшим дерзновением в молитвах.

До последних дней святой Спиридон находился во здравии и работал вместе с крестьянами.

Умер чудотворец в очень преклонном возрасте, после восьмидесяти лет.

Великие чудеса по молитвам епископа Спиридона Тримифунтского

Невозможно перечислить всех чудес, которые сотворил Бог по смиренным просьбам святителя: об этом следует написать отдельную книгу.

Приведем два ярких примера из его жизни .

Приглашенный на Никейский собор императором Константином Великим, святитель по дороге был вынужден заночевать в деревне, где находились ариане. Ночью они отрубили головы лошадям, запряженным в повозку, на которой епископ добирался до Никеи.

Проснувшись еще до восхода солнца и обнаружив коней обезглавленными, святитель попросил ямщика приставить головы к туловищам лошадей, а сам помолился Христу Спасителю.

Каково было изумление, когда лучи солнца осветили саврасок: у гнедого коня голова оказалась чёрной, у вороного - белой, а у светлого - коричневой: в темноте ямщик перепутал соответствие цветов лошадиных голов и туловищ, но Бог даже в этом случае исполнил просьбу своего угодника!

Прибыв на собор, святитель для подтверждения истины единства Бога в трёх лицах потряс души всех присутствующих великим чудом: он взял в руки глиняную плинфу (кирпич), из которой вышел огонь, в его ладони осталась глина, а вниз потекла вода.
Святитель, будучи малословным, произнёс, что как плинфа одна, а из трёх стихий составлена, так и у Пресвятой Троицы - Три Ипостаси, но Божество Едино.

Так и запечатлён святой Спиридон Тримифунтский на иконе: в ладони он держит сухую глину, из которой исходит огонь, а вниз стекает вода.
На голове пастушья шапка из овечьего руна, а в руке - посох из финиковых ветвей.

Святитель Спиридон - покровитель и защитник Корфу

Тело святителя, оставшееся после смерти нетленным, до восьмого века покоилось в Тримифунте, потом очень долго находилось в Царьграде, а после его падения в середине XV века было тайно вывезено на остров Керкиру, где впоследствии для угодника Божьего был возведён собор.
С тех пор мощи святого Спиридона хранятся в одноименном храме в столице острова Корфу- Керкире.

Жители Корфу очень благодарны своему небесному покровителю: это единственный остров Греции, который за всю историю не был покорён могущественной Османской империей.

11 августа совершается особое богослужение, на котором вспоминается великое чудо, сотворённое святителем после его смерти: страшный ливень, столь редкий здесь в конце лета, сильнейший ураган и многометровые волны, разметали османскую армаду, штурмовавшую остров.

В те трагические дни, когда неоткуда было ждать помощи, все христиане, собравшиеся в собор, со слезами вопили молитву святому Спиридону Тримифунтскому :

О преблаженный святитель Спиридон! Умоли благосердного Человеколюбца Бога, да не осудит нас по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по Своей милости. Испроси нам, недостойным рабам Божиим, у Христа Бога мирную и безмятежную жизнь, душевное и телесное здравие. Избавь нас от всяких душевных и телесных болезней и бед, от всех томлений и наветов дьявола. Поминай нас у престола Вседержителя и умоли Господа Иисуса Христа, да подаст нам прощение многих наших беззаконий, безбедное и мирное житие, да дарует нам кончину жизни непостыдную и мирную и сподобит нас в грядущем жизни вечного блаженства, да постоянно воссылаем славу и благодарение Отцу и Сыну и Духу Святому, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

И Господь, по молитвам Своего угодника, не допустил на остров османские войска - они так и не смогли приблизиться к Корфу!

Мощи святителя, имеющие все свойства живого человека, покоятся в особой раке.
Она раскрывается в торжественных случаях и обязательно - двумя священниками.

Если «домик», в котором живёт святой, не открывается (а такое случается достаточно часто), то, говорят, что святитель ушёл помогать нуждающимся.

Подтверждают эти слова бархатные тапочки-башмачки святого Спиридона, надетые на ноги святого отца, которые постоянно необъяснимым образом изнашиваются.

Поэтому всякий раз, открывая раку, священники вначале переобувают святителя, а потрёпанную обувь разрезают на кусочки и раздают богомольцам.

До настоящего времени не оставляет милосердный епископ людей, призывающих его на помощь: помогает найти жильё, работу, исцеляет больных, утешает в скорбях.

Авиабомба, сброшенная фашистами на собор во время Второй мировой, взорвалась в воздухе, не повредив здания. Так дивный угодник Спиридон продолжает охранять место своего пребывания и людей, почитающих его.

Милосердный угодник Божий не может не откликнуться на молитву любого человека, с верой и болью обращающегося к нему.

Находясь в Греции, не упустите редкий шанс! Обязательно побывайте в гостях у святого Спиридона Тримифунтского на острове Корфу и получите благословение от небесного покровителя города, которое пребудет с вами всю жизнь.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.