Счет списания гсм. Списание гсм

Расходы предприятия на ГСМ должны правильно рассчитываться и документально подтверждаться.

При надлежащем оформлении они могут быть отнесены на расходные статьи компании, тем самым уменьшая налогооблагаемую основу при расчете налога по прибыль.

Именно это является важной причиной для того, чтобы учету и списанию горюче-смазочных материалов на любом предприятии уделялось самое пристальное внимание.

При обнаружении проверяющими органами несоответствий или нарушений в заполнении документов списание ГСМ по путевому листу вполне может быть признано неправомерным, и топливные затраты будут исключены из статьи расходов. Кроме путевого листа, подтверждением расхода ГСМ служат ведомости учета, первичные документы на их закуп и акты списания.

При использовании личного автотранспорта для служебных потребностей и выплате предприятием полагающейся в таких случаях компенсации обоснованность подобных расходов должна согласно требованиям Министерства финансов РФ также подтверждаться документами (путевыми листами).

Учет и списание ГСМ на предприятии

Определение количества подлежащего по нормам осуществляется на основе следующих показателей:

  • фактической длительности маршрута в ходе рабочего дня;
  • реального пробега транспортного средства за полную рабочую смену по показаниям спидометра;
  • потребления топлива за один рабочий день на расстояние 100 км;
  • нормативов расходования ресурса (на 100 км).

В бухгалтерии горюче-смазочные материалы относят к статьям расходов на продажу (для компаний торгового профиля) или на себестоимость товара (для производственных организаций).

Действуют следующие варианты оценки ГСМ в целях списания:

  • по себестоимости (единицы ресурса);
  • по себестоимости (средней);
  • ФИФО (из себестоимости первых закупленных ресурсов);
  • ЛИФО (из себестоимости последних купленных ресурсов).

Метод вычета товара по себестоимости на единицу, предпочтителен при работе с незначительным перечнем товара. В таком случае достаточно просто выяснить партию, откуда выбыли товары. Причем стоимость последних в ходе продолжительного периода времени мало изменяется.

В такой ситуации отдельный учет любой приобретенной партии товара не представляет сложности, а ресурсы выводятся по стоимости принятия (на учет). При списании ГСМ проследить поступившую партию, откуда средства списаны, достаточно сложно. Поэтому целесообразно использование иных методов списания топлива на предприятии.

Метод учета списания по второму типу состоит в том, что по каждому определенному ресурсу себестоимость определяют делением показателя общей себестоимости товара (начальное значение плюс прибывшие в течение месяца) на его количество (значение на начало плюс прибытие за период).

Определение стоимости списанных в производство материалов получается произведением их числа на показатель себестоимости (средней). В конце периода (месяца) цена остатка рассчитывается путем умножения его значения на себестоимость.

Значение себестоимости единицы (средней) может варьироваться в разные периоды. Сальдо счетов учета принято отражать по среднему значению себестоимости.

При списании по ФИФО виды продукции выводятся в порядке их покупки. Материалы из следующих закупов не списываются до полного израсходования предыдущей партии. Отпущенные виды оценивают по фактической себестоимости ранних по дате покупки образцов, а остаток в конце периода – по себестоимости последних.

Если стоимость закупленных ранее материалов меньше последующих, учет по ФИФО станет причиной того, что списание товара произойдет по наименьшей стоимости. В итоге себестоимость получится ниже, а прибыль больше.

Стоимость ресурсов, выведенных таким способом, может определяться следующим образом:

  • Вначале выполняется списание по значению цены первой закупленной партии товара. Если количество списания превышает эту партию, то затем списывается вторая и так далее. Остаток определяют как разность стоимости товаров и общей стоимости закупленных в течение месяца (с учетом показателя на начало).
  • Значение остатка ресурса для окончания периода рассчитывают по стоимости последнего закупленного товара. Стоимость списанных в производство материалов получается при вычете полученного значения из общего показателя стоимости прихода за отчетный период (с учетом остатка на начало).

Вывод по ЛИФО базируется на допущении, что последовательность списания товара обратна его приобретению. Продукцию первых закупленных партий не списывают до израсходования последних.

В этом случае списанные ресурсы оценивают по фактической себестоимости последних приобретенных образцов, а на конец месяца размер остатка оценивают по себестоимости наиболее раннего приобретения. Если начальные закупы дешевле последующих, топливо списывают по большей цене. Себестоимость ресурса получается выше, а прибыль меньше.

Списание ГСМ по арендованному транспорту

Договор аренды автотранспорта (с водителем или без водителя) на любой срок заключается в письменном виде. Если пунктами соглашения не предусматривается иное, то затраты по использованию транспортного средства, топливные в том числе, относят на арендодателя.

Если указанные затраты осуществляются за счет арендатора, то стоимость потребленных ГСМ выносится по бухгалтерскому учету на его расходы в общем порядке.

Проводку по списанию ресурса выполняют исключительно при предоставлении подтверждающего документа в виде и акта на выбытие ГСМ. Лист предназначается для вывода топлива в статьи расхода, а акт – для списания иных материалов, в первую очередь смазочных.

Проводку по постановке ГСМ в учет выполняют по авансовому отчету и по подтверждении оплаты (накладной, чеку, счетe-фактуре).

Для предприятия, списание ГСМ по путевым листам в расходные статьи возможно при условии соблюдения всех требований по учету и оформлению. Иначе очередная налоговая проверка сделает вывод о необоснованности списания материалов в расходы, неправильном расчете причитающегося с наложением соответствующих штрафных санкций.

В современном мире редкая организация обходится без автомобиля и связанных с ним расходов на горюче-смазочные материалы.

Компании могут учитывать в составе расходов расходы на горюче-смазочные материалы при использовании в своей деятельности автотранспорта:

  • имеющегося в собственности,
  • взятого в аренду,
  • полученного по договору лизинга и т.п.
Бухгалтерский и налоговый учет горюче-смазочных материалов имеет множество особенностей и нюансов, постоянно вызывающих все новые и новые вопросы.

К горюче-смазочным материалам (ГСМ) относятся:

1. Различные виды топлива:

  • дизельное топливо,
  • бензин,
  • керосин,
  • сжатый природный газ,
  • сжиженный нефтяной газ.
2. Смазочные материалы:
  • пластичные смазки,
  • специальные масла,
  • моторные масла,
  • трансмиссионные масла.
3. Специальные жидкости:
  • тормозные,
  • охлаждающие.
В бухгалтерском учете расходы, связанные с приобретением ГСМ относятся к расходам по обычным видам деятельности, как материальные затраты в соответствии с п.7, п.8 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99.

Учет ГСМ осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01.

Порядок учета расходов на ГСМ для целей налогового учета по налогу на прибыль, при общей системе налогообложения (ОСНО), регламентируется 25 главой Налогового кодекса.

В статье будут рассмотрены нюансы учета расходов на ГСМ для целей бухгалтерского и налогового учета по налогу на прибыль, а так же виды и порядок оформления путевого листа, подтверждающего данные расходы.

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ГСМ

В соответствии с п.5 ПБУ 5/01, материально - производственные запасы (МПЗ) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Согласно п.6 ПБУ 5/01, фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и акцизов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

К фактическим затратам на приобретение МПЗ относятся:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ;
  • таможенные пошлины;
  • невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы МПЗ;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены МПЗ;
  • затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию.
Обратите внимание: Общехозяйственные расходы не включаются в фактические затраты на приобретение МПЗ, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с их приобретением.

В соответствии с п.14 ПБУ 5/01, МПЗ, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к учету в оценке, предусмотренной в договоре.

Бухгалтерский учет ГСМ ведется в суммовом и количественном выражении по видам ГСМ и местам нахождения и использования.

Автомобили заправляются на автозаправочных станциях, как за наличный расчет, так и по талонам или топливным картам (в этом случае оплата осуществляется в безналичном порядке).

Соответственно, оприходование ГСМ в бухгалтерском учете осуществляется на основании:

  • авансовых отчетов подотчетных лиц,
  • накладных поставщиков ГСМ,
  • прочих аналогичных документов.
В соответствии с п.16 ПБУ5/01, оценка МПЗ при отпуске их в производство и ином выбытии, производится одним из следующих способов:
  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения материально - производственных запасов (способ ФИФО).
Выбранный способ оценки МПЗ при их списании, организация должна закрепить в своей учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Согласно п.18 ПБУ 10/99, расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место.

Списание ГСМ на затраты производится в размере фактически израсходованного количества ГСМ, которое зависит от километража, пройденного автомобилем.

Размер фактических расходов ГСМ рассчитывается исходя из:

  • установленных в организации норм расходов на топливо (количество литров на 100 км),
  • фактического километража, определяемого по показаниям спидометра.
При установлении норм расхода ГСМ можно использовать информацию, предоставляемую заводами-изготовителями в технической документации к автомобилю.

Для более точного определения нормы расходов ГСМ можно учесть условия эксплуатации автомобиля:

В соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ, все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (п.2 ст.9 закона 129-ФЗ).

Основным первичным документом для списания ГСМ на расходы служит путевой лист .

Постановлением Госкомстата от 28.11.1997г. №78 утверждены унифицированные формы путевых листов:

  • форма №3 «Путевой лист легкового автомобиля»,
  • форма №3спец «Путевой лист специального автомобиля»,
  • форма №4 «Путевой лист легкового такси»,
  • форма №4-С «Путевой лист грузового автомобиля»,
  • форма №4-П «Путевой лист грузового автомобиля»,
  • форма №6 «Путевой лист автобуса»,
  • форма №6спец «Путевой лист автобуса необщего пользования».
Кроме того данным Постановлением утвержден так же «Журнал учета движения путевых листов» (форма №8).

Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008г. №152 утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.

В соответствии с п.2 Приказа №152, обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и ИП, эксплуатирующие:

  • легковые автомобили,
  • грузовые автомобили,
  • автобусы,
  • троллейбусы,
  • трамваи.
Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты (п.3 Приказа №152):

1. Наименование и номер путевого листа.

2. Сведения о сроке действия путевого листа, включающие в себя дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован.

Если путевой лист оформляется более чем на один день - даты начала и окончания срока использования путевого листа.

3. Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства, включающие:

3.1. Для юридического лица:

  • наименование,
  • организационно-правовую форму,
  • местонахождение,
  • номер телефона.
3.2. Для ИП:
  • почтовый адрес,
  • номер телефона.
4. Сведения о транспортном средстве, включающие:

4.1. Тип транспортного средства:

  • легковой автомобиль,
  • грузовой автомобиль,
  • автобус,
  • троллейбус,
  • трамвай,
4.2. Модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется:
  • с автомобильным прицепом,
  • автомобильным полуприцепом,
  • так же модель автомобильного прицепа (полуприцепа).
4.3. Государственный регистрационный знак:
  • автомобиля,
  • прицепа (полуприцепа),
  • автобуса,
  • троллейбуса.
4.4. Показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо).

4.5. Дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки и его заезда на указанную стоянку.

5. Сведения о водителе, включающие:

  • ФИО водителя,
  • дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
В соответствии с п.8 Приказа №152, на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности организации.

Обратите внимание: Некорректное заполнение путевого листа и недостаточность данных, необходимых для расчета расходов ГСМ, может повлечь за собой искажение учета этих расходов в бухгалтерском и налоговом учете.

Согласно п.10 Приказа №152, путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца.

При этом, если в течение срока действия путевого листа, автомобиль используется несколькими водителями, то допускается оформление на одно транспортное средство нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя (п.11 Приказа №152).

Обратите внимание: Оформленные путевые листы должны храниться организацией не менее пяти лет (п.18 Приказа №152).

ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ РАСХОДОВ НА ГСМ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ (ОСНО)

В налоговом учете организации расходы на ГСМ признаются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса, в зависимости от назначения используемого транспорта:

  • либо в соответствии пп.5 п.1 ст.254 «Материальные расходы», как затраты на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели,
  • либо на основании пп.11 п.1 ст.264 «Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией», как расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта).
Не смотря на то, что действующим законодательством не установлены какие либо нормы и ограничения на размер расходов ГСМ, расходы должны соответствовать критериям, указанным в ст.252 Налогового Кодекса, в частности должны быть обоснованы. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Так же в Письме Минфина №03-03-06/4/67 изложено следующее:

«Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте установлены Методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенными в действие Распоряжением Министерства транспорта РФ от 14.03.2008г. №АМ-23-р «О введении в действие Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

В соответствии с п.6 указанных Методических рекомендаций для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив, руководители местных администраций регионов и организаций могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

Таким образом, если Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив для соответствующей автомобильной техники, то руководитель организации может ввести в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

До принятия приказа организации, утверждающего нормы, разработанные в установленном порядке, налогоплательщик может руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.»

Необходимо отметить, что данное Письмо Минфина не единственное в своем роде. Точно такие же рекомендации Минфин давал в своих Письмах и ранее.

Например, в Письме от 04.09.2007г. №03-03-06/1/640 и в Письме от 14.01.2009г. №03-03-06/1/15.

При том, что организации не должны в обязательном порядке руководствоваться рекомендациями Минфина, следует учитывать, что подтверждение обоснованности расходов соответствует общей концепции Налогового кодекса.

Таким образом, любая компания, учитывающая расходы ГСМ в целях уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль, должна разработать и закрепить в учетной политике для целей налогового учета методологию определения расходов на ГСМ, подтверждающую их обоснованность.

При этом, если отклонение норм расходов ГСМ, установленных компанией, будет сильно отличаться (в большую сторону) от норм, установленных Минтрансом, в части этих расходов возникает налоговый риск по налогу на прибыль.

Ведь каждое транспортное средство имеет определенные технические характеристики, позволяющие определить, сколько топлива расходует тот или иной автомобиль при эксплуатации.

При проведении выездной налоговой проверки таким компаниям, с большой вероятностью, придется отстаивать свою позицию в суде.

Следует учитывать, что в настоящее время есть судебная практика по данному вопросу, поддерживающая налогоплательщиков.

Так, Определением ВАС РФ от 14.08.2008г. №9586/08, оставлены без изменений следующие выводы судов:

«Исследовав и оценив представленные доказательства по эпизоду, связанному с приобретением обществом горюче-смазочных материалов, суды, руководствуясь положениями статей 252, подпункта 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса, сделали выводы о том, что Налоговым кодексом не предусмотрено нормирование расходов горюче-смазочных материалов в целях налогообложения прибыли, что произведенные затраты на приобретение горюче-смазочных материалов экономически обоснованы, документально подтверждены и правомерно включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, а налог на добавленную стоимость по приобретенным горюче-смазочным материалам обоснованно включен в состав налоговых вычетов в соответствии со статьями 169, 171, 172 Налогового кодекса.»

Кроме того, в Постановлении ФАС Уральского округа от 20.02.2008г. по делу №А60-8917/07, суд пришел к выводу, что применение норм расхода ГСМ, утвержденных Минтрансом РФ, является ошибочным, поскольку утвержденные нормы установлены как базовые в целях организации планирования поставки и контроля расхода топлива и масел и не предназначены для регулирования налоговых отношений.

Поскольку законодательством о налогах и сборах или в установленном им порядке не утверждены нормы затрат на содержание служебного автотранспорта, указанные затраты принимаются для целей налогообложения в суммах фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.

Такой же вывод сделан и в Постановлении ФАС Центрального округа от 04.04.2008г. по делу №А09-3658/07-29, согласно которому Налоговым кодексом не предусмотрено нормирование расходов ГСМ в целях налогообложения прибыли, а нормы расхода топлива, утвержденные Минтрансом РФ, на которые ссылаются налоговые органы, носят рекомендательный характер.

Однако, не смотря на наличие положительной судебной практики, представляется разумным рекомендовать взвешенный и осмотрительный подход к признанию расходов на ГСМ в целях уменьшения налоговых рисков по налогу на прибыль организаций.

Способы подсчета нормы расхода бензина своего автомобиля полезно знать каждому автовладельцу. Это поможет правильно оценить финансовые затраты при длительных поездках, а также общую стоимость грузовых и пассажирских перевозок . Существует множество вариантов подсчета расхода бензина на автотранспорте. Вопрос лишь в том, для каких целей это нужно.

Простому автовладельцу достаточно будет определить средний и моментальный расход ГСМ, в то время как для профессионалов, в том числе для бухгалтеров предприятий, на балансе которых находятся автотранспортные средства, более интересна будет удельная норма расхода топлива , а также норма его расхода при различных условиях работы.

ГСМ и путевой лист

Под горюче-смазочными материалами (ГСМ) понимают не только само топливо, в качестве которого может выступать бензин, дизель или газ, но и всевозможные смазочные материалы и жидкости (тормозная, охлаждающая). ГСМ – это любые материалы, которые используются в обслуживании автотранспорта.

Для списания ГСМ на предприятии Минтрансом РФ разработаны особые нормативы, при этом не запрещает использовать и нормативы собственной разработки. В последнем случае они будут учитывать различные понижающие и повышающие коэффициенты, связанные с временем года, погодой и другими факторами, при которых происходит эксплуатация автотранспорта.

Расчет ГСМ (под которыми в нашей статье будет подразумеваться именно топливо) в организации ведется при помощи первичного учетного документа – путевого листа . Именно путевые листы содержат информацию о времени отправления и возврата транспорта на начальную точку пути, нормы расхода топлива и прочих расходных материалов, подробные характеристики груза, а также данные о цели поездки и другие сведения, которые имеют к ней отношение.

Важно! В большинстве случаев используется готовый бланк путевого листа формы № 3 . При использовании автотранспорта в коммерческих целях используется бланк формы № ПГ-1, а при использовании грузового транспорта с повременной оплатой труда – формы № 4-П.

Простая формула подсчета ГСМ

Есть несколько очень простых способов подсчета расхода бензина и иного топлива. К примеру, вычислить моментальный (мгновенный) расход, то есть количество топлива, потребляемого в данный момент времени, можно при помощи встроенного бортового компьютера. На нем отображается много полезной информации, включая средний расход бензина на 100 км, норма расхода топлива за текущую поездку и моментальный расход. При помощи бортового компьютера можно легко задать параметры новой поездки и увидеть на экране необходимое для нее количество бензина или дизеля.

Но что делать, если в автомобиле нет такого компьютера? Использовать формулу:

Расход топлива на 100 км = потраченное количество топлива (л) / количество пройденного пути (км) * 100

Чтобы не подсчитывать все вручную, можно воспользоваться стандартным калькулятором, встроенным в операционную систему Windows 7, 8, 10 . Для этого во вкладке «Вид » калькулятора выбираем раздел «Листы » и нажимаем на строчку «Экономия топлива (л/100 км) »:

Вернуть калькулятор в стандартный режим работы можно при помощи одновременного нажатия на клавиши Ctrl и F4 .

Чтобы проверить расход топлива «от полного бака » автомобиля, необходимо:

  1. На автозаправке залить полный бак;
  2. Записать текущий километраж (пробег), выставленный на спидометре;
  3. Использовать автомобиль до тех пор, пока не появится сигнал о критическом уровне топлива в баке;
  4. Снова заправить полный бак;
  5. Записать количество пройденных километров со времени предыдущей заправки и количество залитого в последний раз бензина;
  6. Использовать приведенную выше формулу.

Такой способ подсчета расхода бензина имеет серьезные погрешности. Лучше всего проводить ее регулярно, это поможет выявить зависимость расхода бензина от погодных факторов, дорожных условий и других переменных.

Важно! Внезапное увеличение потребления топлива может свидетельствовать о наличии серьезной неполадки в работе автомобиля.

Как подсчитать нормативный расход бензина?

Существует и более профессиональный способ подсчета расхода бензина или дизеля, установленный распоряжением Минтранс России от 14.03.2008 № АМ-23-р . Для каждой модели, марки и модификации автомобиля указанным распоряжением установлена своя норма расхода топлива, которая зависит, в том числе, и от условий работы транспорта, его классификации и назначения.

Формула подсчета нормы расхода бензина для легкового автотранспорта выглядит так:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D),

  • где – нормативный расход бензина, в литрах;
  • Hs – базовая норма расхода бензина по отношению к пробегу автомобиля, в л/100 км (свои цифры для каждого вида и типа транспорта есть в приложении к указанному распоряжению Минтранса);
  • S – пробег автомобиля, в км;
  • D – повышающий или понижающий поправочный коэффициент, по отношению к норме, в процентах. Все поправочные коэффициенты представлены в распоряжении Минтранса.

Под пробегом автомобиля (S) в данной формуле понимается не общий пробег, а то расстояние, которое вы проехали или только собираетесь проехать при заданных погодных или иных условиях. При использовании поправочных коэффициентов необходимо быть осторожным. К примеру, в формулу нельзя вставлять коэффициент за использование кондиционера в зимнее время. А вот климат-контроль используется в любое время года.

Важно! Коэффициент на использование автомобиля в населенном пункте не применяется в случае, если транспорт работает за его пределами. Однако при работе за заданный промежуток времени и по городу, и за его границами придется сделать два отдельных расчета.

В качестве примера расчета возьмем следующие условия: легковой автомобиль марки ГАЗ-24-10 используется в горной местности на высоте от 300 до 800 метров над уровнем моря, а общий пробег за заданный промежуток времени составляет 244 км.

В соответствии с информацией, представленной в распоряжении Минтранса РФ № АМ-23-р, базовая норма расхода топлива для автомобиля нашей модели составляет 13 литров на каждые 100 километров (Hs). Надбавка (поправочный коэффициент D) за работу в горных условиях равна 5%.

Отсюда подсчет нормативного расхода бензина в рамках пробега 244 км:

Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) = 0,01 х 13,0 х 244 х (1 + 0,01 х 5) = 33,3 л

Поправочные коэффициенты, влияющие на расход топлива

О базовых нормах расхода топлива на каждые 100 км пути можно узнать не только в распоряжении Минтранса, но и в технической (паспортной) документации к автомобилю. При подсчете нормы расхода бензина необходимо учитывать множество поправочных коэффициентов:

  • В холодное время года используются повышающие коэффициенты расхода топлива, в зависимости от региона. На Юге – от +5% до +7%, в Центре и на Урале – от +10% до +12%, в Сибири и на Севере — +15%, на Крайнем Севере – от +18% до +20%;
  • Повышающий коэффициент действует и при использовании автомобиля в населенных пунктах. В городах с населением более 3 миллионов человек — +25%, от 1 до 3 миллионов человек — +20%, от 250 тысяч до 1 миллиона человек — +15%, от 100 до 250 тысяч — +10%;
  • Для старых автомобилей старше 5 лет с пробегом более 100 тыс. км — +5% расхода топлива. Для автомобилей старше 8 лет и пробегом более 150 тыс. км — +10%.

Особые поправочные коэффициенты подставляются в формулу и при использовании кондиционера или климат-контроля (+7%) , при перевозке нестандартных и тяжеловесных грузов (от +15% до +35%) и даже при использовании грузовых автомобилей без учета перевозимого груза (+10%). Дополнительно, для подсчета нормы расхода топлива в случае грузового автотранспорта используется метод спутникового слежения за его перемещениями.

Приобретенные ГСМ включаются в состав материально-производственных запасов организации и принимаются к учету по фактической себестоимости (абз. 2 п. 2, п. 5, абз. 3 п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом от 09.06.2001 N 44н).

Приобретенные подотчетным лицом ГСМ для автомобиля принимаются к учету по дебету счета 10 "Материалы", субсчет 10-3 "Топливо",

Стоимость израсходованных ГСМ включается в расходы по обычным видам деятельности или в составе прочих расходов (п. 4, абз. 2 п. 5, абз. 2 п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Списание ГСМ производится на основании данных, отраженных в путевом листе (Письмо Росстата от 03.02.2005 N ИУ-09-22/257).

В бухгалтерском учете списание израсходованных ГСМ отражается по дебету счета 20 "Основное производство", 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» или счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы" в корреспонденции с счета 10, субсчет 10-3.

Налоговый учет расходов на ГСМ

Расходами в целях налогообложения при УСН признаются любые расходы при условии, что они экономически обоснованны, подтверждены документами, оформленными в порядке, законодательством РФ, и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ применяющие УСН, при определении объекта налогообложения могут уменьшить полученные доходы на расходы на содержание служебного транспорта.

Либо стоимость бензина, масел и т.п. можно учитывать на основании пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в составе материальных расходов.

На основании п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

Наряду с этим отмечаем, что путевые листы нужно хранить в организации не менее пяти лет.

Нормирование затрат на ГСМ

НК РФ не предусмотрено нормирование затрат на ГСМ.

При этом согласно последним разъяснениям Минфина России при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (Письмо Минфина России от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097).

Обращаем Ваше внимание на то, что методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", действовавшие с 2008 г. изменены Распоряжением Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р (вступили в силу 14.07.2015).

Таким образом, стоимость бензина, масел и т.п. можно учитывать в полном объеме или в пределах норм. Выбранный вариант следует закрепить в учетной политике.

Таким образом, возможны следующие варианта учета списания расходов на ГСМ:

Списание расходов на ГСМ по фактическому потреблению

Поскольку нормирование не предусмотрено, то можно установить порядок списания расходов на ГСМ по фактическому потреблению, то есть принимать все затраты на основании чеков АЗС, приложенных к путевым листам и авансовым отчетам водителя. Однако обосновать такие затраты практически невозможно, поскольку в чеке указываются только марка топлива и время заправки, без наименования марки, а тем более номера автомобиля.

Это прямой путь к завышению топливных расходов.

Нормирование расходов на ГСМ

В этом случае осуществляется нормирование расхода на ГСМ для каждого конкретного автомобиля и утверждается методика нормативов в учетной политике.

Как правило, норма определяется на основании технической документации производителя. Это достаточно удобный метод, простой в расчетах, и документально обоснованный.

Нормирование расходов на ГСМ согласно Методическим рекомендациям

В этом случае используются Нормы и порядок, утвержденные Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (Письмо Минфина России от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57).

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что использование официально установленных Методических рекомендаций - достаточно удобный и безопасный способ учета, позволяющий снизить риски отказа налоговых органов принять топливные расходы.

Пример

На балансе Организации, применяющей УСН с объектом "доходы минус расходы", числится легковой автомобиль.

Под отчет водителю выданы деньги на покупку ГСМ в сумме 825 руб.

По окончании рабочего дня сотрудник представил в бухгалтерию авансовый отчет с приложением кассового чека АЗС, из которого следует, что он приобрел 25 л бензина марки АИ-95 на общую сумму 825 руб.

Согласно учетной политике для целей бухучета Организация списывает материалы по средней стоимости, а путевые листы составляет на один месяц.

31 мая 2015 года водитель сдал в бухгалтерию путевой лист, подтверждающий использование топлива. По данным путевого листа:

Остаток топлива в баке при выезде на служебное задание - 2 л;

Остаток топлива в баке при возвращении на рабочее место - 7 л;

Пробег автомобиля во время поездки - 200 км.

Количество топлива, которое подлежит включению в затраты, составляет 20 л (2 л + 25 л - 7 л).

Средняя стоимость топлива с учетом остатка на начало месяца в сумме 66 руб. - 33 руб. [(66 руб. + 825 руб.) : (2 л + 25 л)].

В бухучете необходимо сделать следующие записи:

Дебет 71 Кредит 50

825 руб. - выданы под отчет денежные средства на покупку топлива;

Дебет 10, субсчет "Топливо", Кредит 71

825 руб. - оприходованы ГСМ (на основании авансового отчета);

Дебет 26 Кредит 10, субсчет "Топливо",

660 руб. (20 л x 33 руб.) - списана стоимость израсходованного топлива.

В налоговом учете Организация списывает затраты на ГСМ в соответствии со следующими нормами, утвержденными локальным актом:

Базовая норма расхода топлива на 1 км - 0,089 л;

Поправочный коэффициент за использование кондиционера от базовой нормы затрат - 1,07;

Нормативный расход ГСМ рассчитывается как произведение базовой нормы расхода, пробега и поправочного коэффициента.

Итого нормативный расход топлива за май 2015 года составляет 19,046 л (0,089 л/км x 200 км x 1,07).

Предельная сумма расходов на ГСМ, которую можно учесть в затратах при "упрощенке", равна 628,52 руб. (33 руб. x 19,046 л).

Неучтенными для целей налогообложения остались 31,48 руб. (660 руб. - 628,52 руб.).

Предприятия, имеющие автомобили в собственности или аренде, неизбежно несут расходы, связанные с эксплуатацией этих автомобилей, в том числе на топливо. На практике возникают вопросы по документальному оформлению приобретения и списания ГСМ, бухгалтерским проводкам и признанию расходов для целей налогообложения.

Налог на прибыль

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии.

В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта).

По общему правилу, расходами для целей налогообложения признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Таким образом, Налоговый кодекс не устанавливает предельную величину расходов на ГСМ. Для целей налогообложения прибыли признаются фактически понесенные налогоплательщиком расходы, выраженные в денежной форме и подтвержденные оправдательными документами.

Для чего нужны нормы расхода ГСМ

Установление на предприятии норм расходования ГСМ относится к элементам внутреннего контроля, поскольку позволяет исключить бесконтрольное потребление ГСМ и злоупотребления со стороны водителей и иных работников, обслуживающих автотранспортные средства.

Нормы расходования ГСМ устанавливаются приказом руководителя (индивидуального предпринимателя). При установлении норм предприятие вправе использовать:

— информацию о потреблении топлива из руководства по эксплуатации транспортного средства;

— результаты испытаний, проведенных техническими специалистами предприятия;

Примечание. Применение указанных методических рекомендаций является правом налогоплательщика, но не обязанностью (см.письмо Минфина РФ от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875)

Для разных марок и типов автомобилей, которые имеются на предприятии, могут применяться разные источники информации.

Приказ руководителя о нормах расходования ГСМ должен быть доведен до сведения водителей под роспись. Экземпляр приказа также должен быть передан в бухгалтерию.

По каждому случаю перерасхода ГСМ (т.н. «пережогу») водитель должен написать объяснительную записку. Если руководитель (иное ответственное должностное лицо, назначенное приказом) признает правомерность «пережога», то бухгалтерия на основании соответствующего распоряжения спишет расход топлива сверх норм в затраты. Также может быть принято решение о покрытии «пережога» за счет экономии ГСМ в следующие месяцы.

Порядок учета, списания ГСМ и документального оформления следует установить локальным документом предприятия. Это может быть раздел учетной политики, отдельный стандарт или иной внутренний распорядительный документ.

О путевом листе

Согласно п. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ) запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Таким образом, в силу закона путевой лист должен быть оформлен при перевозке автотранспортным средством пассажиров, багажа, грузов.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152.

Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях (п.п. 9, 10 приказа № 152).

Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца (п.10 приказа № 152).

Обязательные реквизиты путевого листа и их описание приведены в п.п. 3 – 8 приказа № 152. Так, путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:

— наименование и номер путевого листа;

— сведения о сроке действия путевого листа;

— сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

— сведения о транспортном средстве;

— сведения о водителе.

В частности, сведения о транспортном средстве включают показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо).

Документальное оформление

В зависимости от способа приобретения оприходование ГСМ осуществляется на основании:

— накладной поставщика (Дебет 10-3 Кредит 60);

— чека ККТ (с указанием количества, марки, цены и общей стоимости ГСМ), приложенного к авансовому отчету водителя (Дебет 10-3 Кредит 71).

Списание ГСМ производится по окончании каждого месяца в следующем порядке:

1) бухгалтер производит расчет количества ГСМ, подлежащего списанию по каждому водителю в пределах установленных норм, на основании путевых листов или показаний тахографов;

2) в отношении перерасходов в бухгалтерию передаются объяснительные водителей с распоряжением руководителя о списании (несписании) в расходы;

3) на основании расчета и отдельных распоряжений бухгалтер производит списание ГСМ по каждому водителю (Дебет 20, 26,23, 44, др. Кредит 10-3);

4) составляется общий акт на списание ГСМ за соответствующий месяц, в котором указываются общее количество ГСМ (по маркам, видам) и их общая стоимость в рублях. Акт утверждается руководителем предприятия.

Вопрос 1. Оптовое предприятие имеет 3 грузовых автомобиля, оборудованные тахографами. Можем ли мы производить расчет расхода ГСМ исходя из данных пробега автомобилей не по путевым листам, а по тахографам?

Да, можно.

Тахограф – контрольное устройство, устанавливаемое на борту автотранспортных средств. Предназначено для регистрации скорости, времени в пути, маршрута, пройденного расстояния и др.

Независимо от водителя тахограф регистрирует скорость и пройденный путь. Выдаваемый тахографом документ является объективным, автоматически формируемым, защищенным от фальсификаций. При наличии документа, выданного тахографом, отпадает необходимость в обработке бухгалтером путевого листа для определения фактического расхода ГСМ.

Вопрос 2. У нас заключен договор с поставщиком ГСМ. Мы производим оплату и получаем накладную и счет-фактуру на ГСМ и талоны. Как нам учитывать ГСМ по водителям?

При получении накладной и счета-фактуры от поставщика в учете следует сделать проводки:

Дебет 10-3, субсчет «ГСМ в талонах» (касса) Кредит 60 – на стоимость ГСМ;

Дебет 19-3 Кредит 60 – на сумму предъявленного НДС.

Талоны следует оприходовать за балансом на счете 006.

По мере выдачи талонов водителям в учете делают следующие записи:

Кредит 006 – выданы по ведомости талоны конкретному водителю;

Дебет 10-3, субсчет «ГСМ в талонах» (водитель) Кредит 10-3, субсчет «ГСМ в талонах» (касса).

На основании отчета поставщика (АЗС) о фактически залитом бензине в каждую машину:

Дебет 10-3 «ГСМ в баках» (водитель) Кредит 10-3 «ГСМ в талонах» (водитель).

По окончании месяца списывается фактический расход ГСМ в пределах установленных норм на основании расчета бухгалтера:

Дебет 20, 23, 26, 44, др. Кредит 10-3 «ГСМ в баках» (водитель).

В путевом листе проставляются показания спидометра и показатели расхода ГСМ, указывается точный маршрут следования, подтверждающий производственный характер транспортных расходов. Первичные документы можно принять к учету, если они составлены по унифицированной форме (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Постановлением Госкомстата России от 28.

смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки); 3) специальные жидкости (тормозные и охлаждающие). Талоны выдаются водителям по «Ведомости выдачи талонов на нефтепродукты», и водители, заправляя автомобиль, расплачиваются талонами за полученное топливо, а бензин, полученный по талонам, водители указывают в путевых листах. Ежемесячно проводится сверка результатов по выдаче, расходу и остатку нефтепродуктов в баках транспортных средств и определяется количество талонов, не израсходованных водителями в отчетном периоде.

Организации, для которых использование транспортных средств является основным видом деятельности, должны применять форму ПЛ с реквизитами, которые указаны в разделе II приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152. Для организаций, которые используют автомобиль для производственных или управленческих нужд, возможна разработка ПЛ с учетом требований ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Списание ГСМ по путевым листам

  • В складском помещении.
  • В баках.

Списываем ГСМ

Порядок списания топлива имеет некоторые особенности, которые важно учитывать как водителю, так и сотрудникам бухгалтерии. Так, списываются ГСМ каждый месяц, но для этой операции требуются основания в виде таких документов:

Бухгалтер составляет специальный акт списания, который и дает право выдавать горюче-смазочные материалы водителю компании.

Подробный образец акта списания просмотреть детально вы сможете здесь.

Этот пример поможет правильно составить форму.

Списывать ГСМ в произвольной форме и не оформлять это документально запрещено. Расчет списания бензина по путевым листам непосредственным образом влияет на баланс компании и налогообложение.

В случае списания ГСМ и компенсации расходов сотруднику предлагаем ознакомиться с нормами, образец таблицы ниже: Объем двигателя легкового автомобиля Норматив (руб/мес.)

По счету 10 дебет - это приход топлива, кредит - его списание. По вышеприведенной формуле следует произвести расчет израсходованного объема топлива (фактическая либо нормативная величина).

Полученное количество нужно умножить на стоимость единицы запаса. Сумма, получившаяся в итоге, списывается.

Учет и списание ГСМ на предприятии

Для списания используется проводка: Дебет - 20, 23, 25, 26, 44 Кредит - 10-3.

Заполняем путевой лист для списания ГСМ

Заполняем путевой лист для списания ГСМ

Независимо от того, какую форму путевого листа будет использовать компания, есть общие правила его оформления. На каждый автомобиль оформляется один путевой лист.

Все путевые листы в компании надо пронумеровать.

Путевой лист не обязательно заполнять каждый день.

В компании может быть установлен иной порядок. Ограничен только максимальный срок действия путевого листа – один месяц.

Какая ещё информация, помимо указанной, должны быть в документе?

1) маршрут поездки;

2) пробег автомобиля;

3) показания спидометра.

Бухгалтер на основе путевого листа подтвердит стоимость списанного топлива.

В учете операцию надо отразить проводкой:

Дебет 20 (23, 26…) Кредит 10-3 – списаны расходы на ГСМ.

Расходы при УСН на ГСМ

Если автомобиль приходилось ремонтировать, есть документы, подтверждающие этот факт, то ст. 346.16 НК РФ в части пункта 1 подпункта 3 разрешает принимать данные расходы к зачету.

Стоит рассмотреть еще одну ситуацию использования транспорта: аренду машины, принадлежащей сотруднику компании. В этом случае можно пользоваться всеми теми же правилами, что и для собственного транспорта компании с несколькими ограничениями: — должен быть официально заключен договор аренды машины; — в договоре аренды должен содержаться пункт, в соответствии с которым все расходы по ремонту, обслуживанию, обеспечению ГСМ ложатся на арендатора.

Как законно и без путевых листов компенсировать ГСМ директору

А НДФЛ дир еще и возместить может (за жилье — учебу- лечение зубов. в конце концов.) Тут одно НО: аренда возможна только если авто оформлено на дира, в крайнем случае — на супругу законную (по праву общего владения).

И простая письменная форма доверенности тут явно не прокатит — нужна нотариальная. ДОГОВОР АРЕНДЫ № 07/2013 АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА БЕЗ ЭКИПАЖА

Можно ли списать бензин без путевого листа

Добрый день! Наша фирма (ООО) на ОСНО. Основной вид деятельности - оптовая торговля.

Периодически оказываем услуги по грузоперевозкам. Клиент присылает нам заявку на перевозку его груза покупателю.

Выставляем Счет на…. Договор аренды автомобиля между организацией и директором Генеральный директор организации использует личный легковой автомобиль в служебных целях ежедневно.

Можно ли принять расходы на бензин без путевого листа

Пошаговая инструкция 1.

Отразить методику списания ГСМ в учетной политике Для начала ваша учетная политика должна, разумеется, содержать сведения о учете расходов на ГСМ. 2.

Порядок учета и списания ГСМ по путевым листам в 2017-2018 годах

Установить порядок ведения путевых листов 3. Прописать расходы на топливо в учетной политике для целей налогообложения Так что отмечаем себе отразить в налоговой учетной политике сведения о том, по какой статье расходов будут учитываться затраты на топливо и исходя из каких норм вы собираетесь контролировать и обосновывать эти расходы.

Учет расходов на ГСМ

Но не все так просто, как кажется. Нужны ли нормы Собственно, эти нормы и используются как экономически обоснованные для целей бухгалтерского учета для списания ГСМ и для целей налогообложения при исчислении налога на прибыль. Поэтому организации нужно быть готовым обосновать причины отклонений применяемых ею норм дл списания ГСМ на расходы от утвержденных Минтрансом России.

Инспекторы хотят видеть такие данные о маршруте, чтобы по ним можно было точно определить путь и цель поездки. Путевой лист без медосмотра Что не так.

Отметка о медосмотре водителя - обязательный реквизит путевого листа.

Но если это единственный недостаток в документе, маловероятно, что налоговики снимут расходы только из-за этого. Путевой лист без техосмотра

КонсультантПлюс: Форумы

КонсультантПлюс:Форумы

Можно ли списать гсм в расходы без путевых листов

Re: Можно ли списать гсм в расходы без путевых листов

Какие могут быть путевые листы у тракторов и комбаинов

обычные путевые листы комбайнеров и трактористов. А4 формата, большие такие.

топливо покупается оптом два раза в год, перед посевом и уборкой

ага, только учет топлива никто не отменял.

Вы должны его выдавать каждому комбайну перед сменой, затем по путевому листу смотреть (пере)расход.

сколько кругов по какому полю они накатали, бред какой-то

на самом деле не бред. Если у вас честные трактористы — это очень хорошо, но составление документов никто не отменял. Кстати, обычно ГСМ воруют нещадно, а при уборочной тем более.

придется налаживать учет.

Суммы там не малые и их хотят сейчас кинуть в доход.

Порядок учета и списания ГСМ по путевым листам в 2018 г

К ГСМ относят топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки) и специальные жидкости (тормозные и охлаждающие). Путевой лист - первичный документ, в котором фиксируется пробег автомобиля.

На основании этого документа можно определить расход бензина. Организации, для которых использование транспортных средств является основным видом деятельности, должны применять форму ПЛ с реквизитами, которые указаны в разделе II приказа Минтранса от 18.

Программа «Учета путевых листов и списание ГСМ. Программа Учет ГСМ. Документация и описание пунктов меню.

Программа учета путевых листов предназначена для ввода и проверки путевых листов, расчета расхода ГСМ. Аналитический учет ведется в разрезе водителей, автомобилей (единиц техники) и видов топлива. Рассмотрим назначение основных пунктов меню задачи «Учет ГСМ и путевых листов»:

1. Справочники

1.1. План счетов – общий справочник программы, содержащий счета бухгалтерского учета.
1.2. Работники предприятия – общий справочник сотрудников предприятия.
1.3. Склады (подразделения, материально-ответственные лица) – справочник из Складского учета. Используется при получении ГСМ со склада предприятия.
1.4. Организации – общий справочник программы, содержащий контрагентов предприятия.
1.5. Автомобили (единицы техники) – справочник транспортных средств предприятия. Здесь указывается информация о марке, модели, государственный регистрационный номер, субсчет затрат на списание ГСМ, субсчет для списания ГСМ сверх норм, грузоподъёмность, тип транспортного средства, нормы расхода ГСМ по видам топлива.
1.6. Виды ГСМ – справочник видов ГСМ для ускорения ввода путевых листов.
1.7. Типы автомобилей – справочник типов транспортных средств.
1.8. Дополнительное оборудование — справочник оборудования, используемого на специальных автомобилях.
1.8. Реквизиты собственной организации – общие константы предприятия: ИНН, наименование и т.д.
1.9. Справочник норм расхода топлива согласно распоряжению № АМ-23-р от 14 марта 2008 года.
1.10. Места отправления/назнаяения — справочник наименований мест с адресом для удобного заполнения задания в путевом листе.
1.11. Маршруты — справочник мартшрутов транспортных средств.

2. Данные – в этом меню сосредоточены основные функции программы.

2.1. Ввод путевых листов – основной пункт программы для ввода первичных документов. Представляет собой электронный журнал выдачи путевых листов предприятия. Рекомендуется, чтобы бланки путевых листов заполнялись вручную непосредственно водителями в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 18 сентября 2008 г. № 152 об утверждении обязательных реквизитов путевого листа и порядка их заполнения. Для ввода нового путевого листа нажмите кнопку «F5 Добавить», в открывшемся окне «Карточка путевого листа» укажите номер, дату путевого листа, водителя из справочника сотрудников предприятия нажав кнопку «Водитель», транспортное средство из справочника «Автомобили» нажав кнопку «Автомобиль», используемое топливо, остаток ГСМ и показания спидометра при возвращении. Остаток ГСМ и показания спидометра при выезде будут скопированы программой из последнего путевого листа по указанному автомобилю. Если топливо было заправлено на складе предприятия укажите это нажав кнопку «Получено со склада». В случае заправки топливом на АЗС нажмите кнопку «Куплено по чекам». Далее можно рассчитать расход ГСМ по путевому листу, для этого нажмите кнопку F9 Расчет расхода. Проверьте визуально списание ГСМ и нажмите кнопку «Сохранить».

Расходы на ГСМ: учет и автоматизация

В форме «Карточка путевого листа» есть полезная функция «Подогнать пробег», которая позволяет избежать ошибок при заполнении путевого листа.

Для расчета списания ГСМ по специальной технике (экскаваторы, бурильные установки и проч.) используется графа «количество часов работы». Графа в форме ввода путевого листа «количество тонн/км» используется для расчета списания ГСМ для грузовых автомобилей, автопоездов с прицепом или полуприцепом. А графа «количество рейсов» необходима для списания ГСМ по норме количества рейсов. При использовании указанных методов списания ГСМ обязательно укажите в справочнике Автомобилей в пункте «нормы расхода по видам топлива» необходимые нормы: норма по количеству рейсов, норму по тонн/км, летнюю и зимнюю нормы по отработанным часам.

2.2. Остатки ГСМ в разрезе водителей – пункт меню программы для ввода начальных остатков в разрезе автомобилей, водителей и видов ГСМ.
2.3. Пересчет путевых листов – пункт меню служит для пересчета списания ГСМ по путевым листам за указанный период. Используется при обнаружении ошибок.
2.4. Передача остатков ГСМ между водителями – журнал передачи остатков ГСМ от водителя к водителю в разрезе автомобилей и видов ГСМ.

3. Отчеты

3.1. Оборотная ведомость в разрезе водителей по указанному виду ГСМ за указанный период.
3.2. Итоговый свод по счетам – отчет по указанному виду ГСМ за указанный период с итоговыми суммами остатков и оборотов, а также итогов в разрезе проводок на списание ГСМ.

4. Разное

Разное – сервисный пункт программы, содержащий пункты «Упаковка» и «Переиндексация»,»Настройки программы «Учет путевых листов и списание ГСМ», «Регистрация программы».
Пункты «Упаковка» и «Переиндексация» необязательны к применению, но их реккомендуем выполнить после сбоев в сети энергоснабжения.
Пункт Настройки программы «Учет путевых листов и списание ГСМ» необходим для установки периода действия зимних норм расхода ГСМ , субсчета 71 счета для расчетов с подотчетными лицами по ГСМ, субсчета 10 счета учета ГСМ, варианта аналитического учета ГСМ, а также других констант программы.

Вы можете воспользоваться нашим специальным предложением – бесплатный доступ ко всем пунктам меню и возможностям программы на 7 дней . Для этого необходимо зарегистрировать модуль «Учет путевых листов и списание ГСМ» программы НМА, выбрав пункт меню «Регистрация программы», и прислать нам код для разработчиков.
Программа «Учет ГСМ» проста в освоении, сочетает в себе быстроту и удобство ввода данных.
Начать использовать программу можно прямо сейчас, не дожидаясь начала месяца или отчетного периода: Порядок внедрения программы путевые листы и списание ГСМ.

Как правильно списать бензин без путевого листа

Минтрансом Письмо Минфина от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161 . Если на автомобиле установлена электронная система контроля пробега, то путевые листы можно не использовать. Образец заполнения путевого листа легкового автомобиля (форма N 3)

Как правильно учесть и списать ГСМ?

Имеются две цифры: количество залитого топлива и пробег в километрах на этом топливе.

Делим первую цифру на вторую и получаем расход топлива на 1 км. Полученная цифра и будет нормативом, который нужно применять для списания топлива для данного автомобиля. Такие замеры проводятся для всех используемых на предприятии видов транспорта.

Определяется норма расхода топлива на 1 км. В дальнейшем при необходимости списания ГСМ в расходы достаточно будет взять этот норматив и умножить на пробег автомобиля, полученную величину списать в расходы организации. Также организация может использовать один норматив, замеренный в стандартных условиях.

Если первичные документы составлены по унифицированной форме, их можно принять к учету. Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 г. № 78 утверждены следующие формы первичной документации для учета работы автотранспорта: 1) журнал учета путевых листов (форма № 8); 2) путевой лист легкового автомобиля (форма № 3); 3) путевой лист специального автомобиля (форма № 3 (спец.

Порядок учета и списания ГСМ по путевым листам в 2018 г

Однако применение ПЛ для учета расхода ГСМ в некоторых случаях невозможно. Например, когда бензином заправляются бензопилы, мотоблоки и др.

аналогичная спецтехника. В этих случаях применяется акт на списание ГСМ. Образец акта на списание ГСМ можно посмотреть на нашем сайте.

Бухгалтерский учет ГСМ Как и все материально-производственные запасы, учет ГСМ в бухгалтерии ведется по фактической стоимости.

Списание ГСМ по путевым листам

Списание ГСМ по путевым листам

В налоговом учете отражать списание бензина следует в счете под номером 10.

Как правильно списать ГСМ по путевым листам в налоговом и бухучете?

А если говорить об аналитическом учете, то он зависит от того, где располагаются ГСМ:

  • В складском помещении.
  • В баках.
  • Топливо оплачивается при помощи талонов на заправках.

Списываем ГСМ

Порядок списания топлива имеет некоторые особенности, которые важно учитывать как водителю, так и сотрудникам бухгалтерии.

Так, списываются ГСМ каждый месяц, но для этой операции требуются основания в виде таких документов:

Бухгалтер составляет специальный акт списания, который и дает право выдавать горюче-смазочные материалы водителю компании. Подробный образец акта списания просмотреть детально вы сможете здесь. Этот пример поможет правильно составить форму.

В этом документе надо обязательно указать:

Списывать ГСМ в произвольной форме и не оформлять это документально запрещено.

Расчет списания бензина по путевым листам непосредственным образом влияет на баланс компании и налогообложение.

Любая компания, даже не специализирующаяся на транспортных перевозках, но имеющая свой автопарк или хотя бы один автомобиль, должна знать порядок и правила списания ГСМ, чтобы грамотно оформить эту процедуру и вести расчет.

Общий пробег составил по области (НРо) 104 километра, по городу (HPг) - 128 километров.

В результате за эксплуатацию в зимний период была взята надбавка 10% и за эксплуатацию НРм – это нормативный расход топлива за рабочий день, Т – это количество рабочих дней в одном месяце.

Таким образом, НРм = 30,2 - 21 = 634,27 литра. В этом случае при списании ГСМ может быть указанно 623,27 литра топлива при работе автомобиля в течение месяца.

Учет расходов на ГСМ

путевой лист легкового такси (форма № 4); 5) путевой лист грузового автомобиля (форма № 4-с, форма № 4-п); 6) путевой лист автобуса (форма № 6); 7) путевой лист автобуса необщего пользования (форма № 6 (спец.)); Поскольку большинство организаций эксплуатирует служебные легковые машины или грузовые автомобили, то они используют формы путевых листов для этих машин. Форма № 4-с (сдельная) применяется при условии оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам.

Расходы на ГСМ и путевые листы: есть ли прямая зависимость?

Для того чтобы затраты на ГСМ можно было признать в налоговых расходах, недостаточно одного факта приобретения топ­лива. Как показывает практика, налоговые органы требуют наличия путевых листов.

Насколько правомерен такой подход контролирующих органов? Давайте разбираться. По общему правилу для целей налогообложения прибыли расходы признаются, если они документально подтверждены и экономически обоснованы (ст. 252 НК РФ)

Порядок учета и списания ГСМ по путевым листам в 2018 г

К ГСМ относят топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки) и специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).

Организации, для которых использование транспортных средств является основным видом деятельности, должны применять форму ПЛ с реквизитами, которые указаны в разделе II приказа Минтранса от 18.

Списание топлива без путевых листов

Привет! Вопрос вот в чем. У нас крупная нифига не транспортная контора.

У нас на балансе есть два трактора Т-25 для внутрицеховых нужд. В город не ходят, за территорию предприятия не выезжают. Могу ли я списывать ДТ по ежемесячному акту с указанием фактически отработанных моточасов и расчетом нормы расхода?

Или поставим вопрос по другому — как мне обосновать отсутствие на предприятии путевых листов на эту цеховую технику.

MagnumAE, есть два варианта: 1.

По какому документу списывать расходы на ГСМ

Недавно Госстат отменил приказ, которым утверждена типовая форма Путевого листа служебного легкового автомобиля (приказ № 95 .

вступил в силу 16.04.2013 г.). А каким документом в бухгалтерском и налоговом учете подтверждать расходы на ГСМ?

Учет приобретения и списания топлива: изучаем на практических ситуациях

Расходы на горюче-смазочные материалы чаще всего составляют весомую долю в общехозяйственных или коммерческих расходах организации.

Их учет является одним из наиболее сложных участков бухгалтерского учета.

В предложенном материале автор подробно на примерах рассмотрел чаще всего возникающие вопросы по учету топлива в организациях, описал правила учета горюче-смазочных материалов, первичные учетные документы, подтверждающие приход и расход ГСМ.

Списание ГСМ

Документ списание ГСМ предназначен для формирования движений по списанию ГСМ в бухгалтерском учете.

Механизм действия документа следующий на основании заданных параметров, документ заполняет таблицу путевых листов, по которым необходимо произвести списание топлива.

Затем нажатием на кнопку «Сформировать накладную», формируется документ «Требование накладная» типовой конфигурации.

Реквизиты Дата начала — начальная дата периода списания.

Представим себе ситуацию, в которой между организацией и работником заключен договор об использовании личного автомобиля для нужд организации.

Автомобиль используется только в пределах Республики Беларусь.

В связи с этим возникает вопрос: имеет ли организация право не оформлять на указанный автомобиль путевые листы? И в каком порядке следует производить учет ГСМ по указанному автомобилю?

Аудитор Анжелика Валериевна Фоминова

Добрый день, помогите, пожалуйста разобраться: В частном предприятии (УСН с бухучётом) есть служебный автомобиль. Директор принял решение путевые листы не вести, в связи с тем, что требования Закона от 14.08.2007 № 278-З

« Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»

в части обязательного оформления работы автотранспорта путевым листом не распространяются на внутриреспубликанские автомобильные перевозки для собственных нужд (статья 2 Закона).

При надлежащем оформлении они могут быть отнесены на расходные статьи компании, тем самым уменьшая налогооблагаемую основу при расчете налога по прибыль.

Именно это является важной причиной для того, чтобы учету и списанию горюче-смазочных материалов на любом предприятии уделялось самое пристальное внимание. Успешность любого бизнеса. как известно, обеспечивается за счет того, что ни один из аспектов деятельности организации не должен оставаться без внимания.

Учет ГСМ в 2018 году: как списать в расходы

Когда встает вопрос о том, как вести учет ГСМ в 2018 году, как списать расходы на ГСМ при налогообложении прибыли, нужно разобраться, на какие нормы ориентироваться. Разберемся, как списать ГСМ по путевым листам, по факту, а не по нормам, без путевого листа, по топливным картам, а также покажем правильные проводки и документы.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.