Сущность и типы социальной среды. Социальная среда и личность

конкретное проявление общественных отношений, в которых развиваются конкретная личность, социальная общность; социальные условия их развития. (1) *Классификация проявления социальной среды: по виду общности 1. общественная формация, класс, группа; по виду группы 2. семейная, учебная, общественная, трудовая, спортивная, военная и т. д.; по формирующему воздействию 3. детерминирующая, тренирующая, упражняющая, обучающая, воспитывающая, перевоспитывающая; по способу воздействия на форму сознания 4. правовая, нравственная, эстетическая, научная; по возрасту 5. сверстники, старшие, младшие, смешанная; по отношению к среде 6. позитивная (вызывающая подражание), безразличная, негативная (вызывающая протест); по социальной направленности 7. социальная, асоциальная; по степени контактов 8. непосредственная, опосредованная. (1)

Отличное определение

Неполное определение ↓

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

соц. зона ближайшего действия человека; сложная и неоднозначная система условий развития личности как противостоящая ей, так и изменяемая действиями и поступками самого человека. В понятие С. с. включают непосредственное окружение личности, совокупность различных (макро- и микро-) условий ее жизнедеятельности, атмосферу ее соц. бытия, межличностные отношения и контакты с др. людьми; реальная действительность, в условиях к-рой происходит развитие человека.

Среда является еще одним из важнейших факторов развития личности ребенка. Она воздействует на человека на протяжении всей его жизни. В социальных науках "среда" определяется как -

С. ПОПОВ (социолог, Болгария): "Совокупность всех условий, которые окружают человека и непосредственно или косвенно воздействуют на него" (107, с. 27).

Т.А. ИЛЬИНА (педагог, Россия): "Комплекс разнообразных внешних явлений, стихийно действующих на человека" (45, с. 24).

Различают среду природную и социальную, каждая из которых состоит из различных элементов и имеет различное значение для развития личности ребенка, по-разному влияет на него.

ПРИРОДНАЯ среда включает - климат, растительность, географические условия жизнедеятельности человека. Ее влияние на психику ребенка косвенное, оно опосредовано образом жизни людей. Так, дети охотников играют не в те игры, в которые играют дети шахтеров, а дети рыбаков знают и интересуются теми сторонами жизни, которые совсем не знакомы детям заводских рабочих из больших городов. Круг их знаний, привычек, традиции различны, так как отражают ту сторону жизни, которую ведут окружающие их люди, в первую очередь родители (см. 70).

КЛИМАТИЧЕСКИЕ условия , как следствие этого - характер питания, оказывают влияние на обмен веществ, что, безусловно, сказывается как на развитии организма, так и на формировании личности в целом. Эти влияния откладывают свой отпечаток на образе жизни, видах деятельности, особенностях темперамента и характера (70).

Таким образом, природная среда оказывает свое влияние на развитие личности посредством социальной среды, а именно – через общественную и трудовую деятельность людей.

Социальная среда включает стихийно действующие и сознательно , планомерно действующие факторы: способ производства материальных благ, духовная жизнь общества, сфера социального управления, т.е. характер государства и демократии, взаимоотношения между партиями и общественными организациями и т. п., - это те социально-экономические и политические условия, которые ПОТЕНЦИАЛЬНО определяют формирование социального типа личности.

В понятии "социальная среда" выделяют: МАКРОСРЕДУ – широкое понятие общественной среды. Это тот фон, на котором происходит развитие личности; МИКРОСРЕДУ - это самое близкое, относительно устойчивое окружение человеческой личности, которое непосредственно воздействует на личность в процессе ее практической деятельности; в микросреде происходит непосредственное взаимодействие личности с окружающим ее миром.

Можно говорить о различных видах социальной микросреды: производственно-трудовая, общественно-политическая, семейно-бытовая, учебно-воспитательная, воинская, "языковая" и др.

Различные виды и элементы жизненной среды не являются равноценными и оказывают неодинаковое влияние на ребенка в разные периоды его развития.

Одной из особенностей макро- и микросреды является то, что в окружающей жизни происходят постоянные изменения и новые события, возникают новые проблемы, которые требуют своего разрешения. Окружающая нас жизнь - это "калейдоскоп" событий, которые прямо или косвенно имеют отношение к жизни ребенка. Жизненный путь человека, по определению известного русского психолога Б.Г. АНАНЬЕВА , - " это история... развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенного поколения" (3, с. 104-105).

А потому для педагога важное значение имеют все те события общественной жизни, участником которых является личность.

Однако среда как фактор развития (и макро-, и микросреда) не тождественна ни обществу вообще, ни данной общественно-экономической формации - всему тому, что окружает человека. Среда (отдельные ее элементы) становится фактором развития при определенных условиях :

Если эти элементы непосредственно окружают социальную группу, личность; посредством участия в деятельности личность взаимодействует со средой;

Все элементы жизненной среды становятся фактором развития личности только тогда и постольку, когда и поскольку они воздействуют на сознание личности (116, с. 34).

Это те компоненты окружающей нас жизни, на что мы реагируем, от чего зависит наше настроение и самочувствие, что влияет на наши взгляды, ценностные ориентации и поведение в целом.

Исследования социологов имеют важное значение для педагогического осмысления роли социальной среды в развитии личности и объяснений конкретных механизмов ее воздействия на личность с тем, чтобы стало возможным целенаправленное использование данного фактора при организации воспитательного процесса.

Л.И. НОВИКОВА (педагог): "... среда для человека - это не просто его окружение, а то окружение, которое он воспринимает, на которое реагирует, с которым вступает в контакт, взаимодействует. Видимо, надо развести понятия "среда человека, как все то, что его окружает" и "среда человека, как все то, что вызывает у него ответную реакцию". И тогда, хотя среда, которая окружает двух людей, живущих рядом, будет вроде бы почти одной и той же, среда каждого из них будет одновременно особой, своеобразной, ибо она уже не просто его окружает, а так или иначе освоена им" (90, с. 3-4).

А.Г. ХРИПКОВА (физиолог, педагог): "... не среда, взятая безотносительно к ребенку, а активное взаимоотношение ребенка со средой - только такой подход позволяет говорить о среде как о факторе развития личности" (144).

В педагогической деятельности для обозначения формирующего влияния окружающей ребенка среды используется понятие «СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»:

Л.С. ВЫГОТСКИЙ (психолог):"Следует признать, что к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы и назовем социальной ситуацией развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной деятельности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным ..." (выделено нами - Г. С.) (23, с. 258-259).

Б.Г. АНАНЬЕВ (психолог): "Взаимодействие человека с... обстоятельствами жизни составляет ту или иную социальную ситуацию развития личности" (3, с. 127).

Таким образом, воспитание начинается с анализа социальной ситуации развития ребенка, так как она является исходным моментом в организации воспитательного процесса (и в условиях школы, и в условиях семьи). Социальная ситуация развития личности обусловлена, с одной стороны , особенностями социального окружения, событиями жизни, с другой стороны , в ней отражается система ОТНОШЕНИЙ ребенка к явлениям внешней среды. Это отношение, в свою очередь, обусловлено возрастными особенностями развития личности и индивидуальными особенностями ее взаимодействия с непосредственным окружением (семья, школа, класс, друзья и т.д.). А потому, как писал Л.С.Выготский, для каждой личности создается своя, сугубо индивидуальная ситуация социального развития. Можно размышлять о типичности и своеобразии социальной ситуации развития личности в каждом возрасте (см. более подробно наше пособие. Часть 3). Необходимо анализировать особенности социальной ситуации развития личности относительно конкретных аспектов ее целостного развития – физических, гражданских, эстетических, гендерных, нравственных качеств и характеристик (см. более подробно наше пособие. Части 6-10).

Опыт показывает, что знание положительных и негативных особенностей влияния социальной ситуации на процесс развития личности позволяет педагогу вносить определенные коррективы в образ жизни ребенка, создавать наиболее благоприятные условия для полноценного развития личности, т.е. осуществлять перевод социальной ситуации развития личности в ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ ее РАЗВИТИЯ (Н.Е.Щуркова).

________________________________________________________________

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья - Учебное пособие (Акатов Л.И.)

Понятие «социальная среда»

Важнейшим фактором и условием развития ребенка вы­ступает социальная среда. Социальная среда - все то, что окружает нас в социальной жизни и, прежде всего, люди, с которыми каждый индивид находится в специфических от­ношениях. Социальная среда имеет сложную структуру, пред­ставляющую собой многоуровневое образование, включающее в себя многочисленные социальные группы, которые оказы­вают совместное воздействие на психическое развитие и по­ведение индивида. В их число входят:

1. Микросреда.

2. Косвенные социальные образования, воздействующие на индивида.

3. Макросоциальные структуры - макросреда.

Микросреда - это ближайшее окружение, все то, что не­посредственно влияет на человека. В ней он формируется и реализует себя как личность. Это семья, группа детского сада, школьный класс, производственный коллектив, раз­личные неформальные группы общения и многие другие объ­единения, с которыми человек постоянно сталкивается в по­вседневной жизни.

Косвенные социальные образования, воздействующие на индивида. Это образования, не связанные напрямую с инди­видом. Например, производственный коллектив, где трудятся его родители, непосредственно связан с ними, но лишь кос­венно - через родителей - с ребенком.

Макросреда - это система социальных отношений в об­ществе. Ее структура и содержание включают совокупность многих факторов, в числе которых на первом месте эконо­мические, правовые, политические, идеологические и другие отношения. Названные компоненты макросреды воздейст­вуют на индивидов как непосредственно - через законы, со­циальную политику, ценности, нормы, традиции, средства массовой коммуникации, так и опосредованно, через влияние на малые группы, в которые включен индивид.

Отношения между людьми имеют широкий диапазон. Как в масштабах макросреды, так и в условиях микросреды они многократно опосредованы. Не всегда, например, дедушка или бабушка могут находиться рядом с ребенком. Но рассказ отца о дедушке, его качествах как человеке может оказать не меньшее воздействие на ребенка, чем прямой контакт с ним.

Кроме названной классификации выделяют виды социаль­ной среды, различающиеся по принципу местонахождения группы в структуре общественных отношений. Исходя из это­го выделяют рабочую, студенческую, школьную социальную среду и др. Для каждого из перечисленных видов социальной среды характерны определенные психологические особенно­сти, накладывающие отпечаток на личность человека, а так­же группы людей.

Существует также ряд других признаков, с помощью ко­торых можно выделить тип социальной среды. Например, по разделению труда различают городскую и деревенскую среду, среду, для которой характерен физический или умственный труд. По различным видам деятельности - производст­венная, политическая, научная, художественная, педагоги­ческая и др.

Конкретная социальная среда представляет собой в соци­ально-психологическом плане совокупность отношений лич­ности с группой.

Социальная среда, в которую попадает ребенок, выступает детерминирующим фактором реализации его потребностей и запросов, является важнейшим условием раскрытия его со­циальной сущности как человека. Однако социально-психо­логические качества ребенок приобретает только через свой опыт, общение, через непосредственный контакт со сверстни­ками и взрослыми в семье, в детском саду, школе, на улице благодаря собственной активности.

Социальная среда по отношению к личности имеет сравни­тельно случайный характер. Например, родители, выбирая для своего ребенка учебное заведение, могут остановиться не на том, которое находится недалеко от дома, а на том, что находится рядом с домом бабушки, так как в силу своей занятости они не могут встречать ребенка из школы. Но эта случайность в социально-психологическом плане играет исклю­чительно большую роль, поскольку характер и особенности определенных личностей и особенности групп накладывают отпечаток на их взаимоотношения, так как ребенок попадает в социально-психологическую атмосферу, присущую данно­му коллективу.

Социальная среда обладает активностью, она воздействует на человека, увлекает, заражает его соответствующими моде­лями поведения. Она может побуждать, а порой принуждать к определенным действиям. Однако такое воздействие соци­альной среды на личность не всегда направлено в нужное рус­ло и, зачастую, не отвечает задачам воспитания и развития ребенка. Чтобы уменьшить ее непредсказуемость и негативное воздействие на личность ребенка, предпринимаются попыт­ки сделать ее управляемой. В последнее время в психологиче­ской и педагогической литературе появилось понятие «раз­вивающая социальная среда» или сокращенно «развивающая среда».

Что подразумевается под этим понятием?

В широком плане под развивающей социальной средой по­нимается определенная общность людей или организация, созданная с целью реализации конкретных воспитательных и развивающих задач и дающая возможность детям, подро­сткам и юношам раскрыть свой личностный потенциал. Ис­ходя из такого понимания, к развивающей социальной среде можно отнести любое учебно-воспитательное учреждение или организацию. Данную социальную среду можно назвать учеб­но-воспитательной, школьной, детсадовской и т. п. Развиваю­щая социальная среда сложно организована. Она может иметь различные организационные формы, отличаться по своему со­держанию и направленности.

По форме организации - это могут быть группы детского сада, класс общеобразовательной или специальной школы, группы детей во внешкольных учреждениях: музыкальных, художественных, спортивных и других школах, секции, сту­дии, различные центры и т. п.

Содержание развивающей социальной среды определяется системой различных отношений ребенка со сверстниками, бо­лее старшими детьми и подростками, педагогами, воспитате­лями, родителями других детей, взрослыми, вступающими с ними в общение и многими другими факторами. Содержание этих отношений может носить различный характер: мораль­но-нравственный (этический), интеллектуальный (познава­тельный), эстетический, бытовой.

Направленность общения и устанавливающихся отно­шений между взаимодействующими индивидами также представляет значительную вариативность, в основе которой лежит их потребностно-мотивационная сфера. В одном случае это может быть ярко выраженное стремление удовлетворить свою познавательную потребность, в других - компенсиро­вать имеющийся дефект, в третьих - ребенка может привле­кать не то, что стремятся дать взрослые, а различные шало­сти, бесцельное времяпрепровождение и др.

Названные характеристики развивающей социальной сре­ды задаются извне и определяются целями и задачами обучения, воспитания и развития. Ребенку или подростку, по­павшему в такую развивающую социальную среду, представ­ляется широкий выбор путей интеллектуального, физическо­го, эстетического, морально-нравственного развития. Однако сам ребенок не в состоянии решить, что ему делать и что пред­почесть. Ему для возникновения у него устойчивой мотивации к тому или иному виду деятельности нужна умная помощь взрослого человека и счастье выпадает тому ребенку, у кото­рого оказывается рядом человек, способный заинтересовать и увлечь его в нужном направлении.

Наряду с широким пониманием развивающей социальной среды существует более узкое определение, которое можно обозначить термином «специальная развивающая социальная среда».

Специальная развивающая социальная среда представ­ляет собой такую организацию жизнедеятельности детей, в которой посредством определенного системообразующего компонента создается особая социально-психологическая ат­мосфера, способствующая проявлению гармоничного сочета­ния взаимоотношений ребенка и социальной среды, и которая побуждает детей быть активными и целеустремленными.

Примером такой специальной развивающей социальной среды можно назвать опыт развития личности ребенка, нако­пленный А.С. Макаренко в организации обучения и воспита­ния беспризорных детей в условиях детской колонии. Одним из важнейших системообразующих компонентов специальной социальной среды, созданной им, является, на наш взгляд, феномен «ответственной зависимости».

Для осмысления некоторых особенностей процесса соци­альной реабилитации детей с ограниченными возможностями представляет интерес предложенная в 60-х годах Л.И. Уман-ским такая форма организации жизнедеятельности школьни­ков во внеучебное время, как «разновозрастные отряды». Идея и создание этих отрядов исходила из предположения о том, что при общении и взаимодействии детей разных воз­растов создаются благоприятные условия для ускоренного развития младших школьников и формирование положитель­ных морально-нравственных качеств у подростков.

Примерно в это же время Л.И. Уманский предложил еще одну форму специальной развивающей социальной среды для подготовки школьных лидеров, которая была реализована в организации лагеря старшеклассников «Комсорг». Идеи о создании специальной развивающей среды были развиты и продолжены его учениками А.С. Чернышевым, Л.И. Ака­товым, Е.А. Шаниным и другими. В настоящее время в Кур­ске, где впервые появилась данная форма специальной раз­вивающей социальной среды, созданы и функционируют такие объединения молодежи и школьников, как «Верти­каль», «Монолит», лагерь для детей с задержкой психическо­го развития и др.

В основе их функционирования лежит оптимальное сочета­ние содержательного и увлекательного отдыха детей с одно­временным решением по разработанной для каждого лагеря программе специальных обучающих, развивающих и воспи­тательных задач.

К формам специальной развивающей социальной среды можно отнести также учреждения и центры, призванные осуществлять социальную реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями. Этой же цели служат раз­личные тренинговые занятия, где решаются как развиваю­щие, так и коррекционные задачи; специальным образом организованная игровая деятельность, в ходе которой на первое место выступают полезные для вхождения ребенка в реальную жизнь действия и поступки; встречи, служащие для развития у детей необходимых коммуникативных ка­честв.

Другая форма организации специальной развивающей со­циальной среды, получившая в последнее время признание в работе с подростками и старшими школьниками, - это обучающая психодиагностика. В основу этой формы работы заложен принцип самопознания и саморазвития на основе анализа и использования данных, полученных с помощью психодиагностических процедур.

Итак, социальная среда - это сложное многоуровневое об­разование, конкретное проявление общественных отношений, сложившихся в обществе, в которых живет и развивается конкретная личность. Но для того чтобы социальная среда влияла на ребенка целенаправленно, способствовала форми­рованию свойств личности, необходимых для эффективного вхождения и успешного взаимодействия с ней, требуется создание особых, специальным образом ориентированных условий. Такими условиями при организации социальной реа­билитации детей с отклонениями в развитии и является спе­циальная развивающая социальная среда.

Начинают обуславливаться и появляться тогда, когда возникает взаимодействие личности, группы и социальной среды. Что такое социальная все то, что окружает любого из нас в его обычной социальной жизни. Социальная среда - объект которое само по себе является опосредствованным или неопосредствованным результатом труда.

Социальная личность на протяжении всей своей жизни испытывает влияние всевозможных факторов, которые обусловлены спецификой ее окружения. Развитие происходит под влиянием именно их.

Социальная среда - это не что иное, как определенное образование конкретных находящихся на определенном этапе собственного развития. В одной и той же среде независимо и зависимо друг от друга существует множество индивидов, социальных групп. Они постоянно пересекаются, взаимодействуя друг с другом. Формируется непосредственное социальное окружение, а также микросреда.

В психологическом аспекте социальная среда выступает чем-то вроде совокупности отношений групп и личности. Стоит отметить момент субъективности в совокупности отношений, возникающей между личностью и группой.

При всем этом личность обладает определенной степенью автономности. Речь в первую очередь идет о том, что она может свободно (или относительно свободно) перемещаться из группы в группу. Подобные действия необходимы для того, чтобы найти свою собственную социальную среду, которая отвечала бы всем необходимым социальным параметрам.

Сразу отметим, что личности вовсе не является абсолютной. Ее ограничения связаны с объективными рамками, которые имеют Также здесь многое зависит от классовой структуры общества. Несмотря на все это, активность личности является одним из определяющих факторов.

По отношению к личности социальная среда имеет характер сравнительно случайный. В психологическом плане данная случайность является очень значимой. Так как взаимоотношения личности с ее окружением во многом зависит от ее индивидуальных особенностей.

Достаточно распространенное мнение относительно того, что общественно-экономическая формация - это не что иное, как высшая абстракция, принадлежащая системе общественных отношений, является верным. Отметим, что все в ней основано на фиксации только глобальных черт.

Социальная среда подростка, взрослого, да и любого другого человека - это то, где человек не просто пребывает, а получает определенные установки, с которыми в дальнейшем будет жить. Никто не усомнится в том факте, что наше мнение во многом обусловлено определенными внутренними установками, которые сами же были выработаны под воздействием той социальной среды, в которой мы длительное время находились. Наиболее сильное развитие и интенсивное закрепление данных установок происходит, конечно же, в детстве.

Человек формирует себя не полностью, так как значительную часть его формируют те социальные группы, в которых он состоит. Общественное влияние всегда велико.

Среда жизнедеятельности человека изменчива. Изменяются демократические институты государства, политические права его граждан. Изменяются отношения между государствами и соответственно степени свободы отдельных людей. Изменяется уровень образования исполнителей и руководителей.

Социальная среда - это прежде всего люди, объединённые в различные группы, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях, в сложной и разнообразной системе общения.

Социальная среда, окружающая личность, обладает активностью, воздействует на человека, оказывает давление, регулирует, подчиняет социальному контролю, увлекает, «заражает соответствующими «моделями» поведения, побуждает, а нередко и принуждает к определённой направленности социального поведения.

Социальная среда - совокупность материальных, ​экономических, социальных, политических и духовных условий ​существования, формирования и деятельности индивидов и социальных ​групп.

Социальная макросреда охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру.

Социальная микросреда включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и другие группы.

Социальная среда оказывает основное воздействие на формирование бессознательного (подсознания) в психике индивида, и, как следствие подобного формирования, на манипуляции психикой. Таким образом, происходит зарождение в подсознании тех импульсов, которые впоследствии преобразуются в импульсы поведения и будут оказывать достаточно большое влияние на сознание. Сознание в этом случае имеет соподчиненную функцию. И в данном случае будет иметь огромное значение окружающая среда, социальная среда, в которой живет индивид в настоящее время, а также та социальная среда, где этот индивид родился и воспитывался (т.к. именно она на раннем этапе оказывала влияние на формирование подсознания индивида).

Понятие среда человека в самом общем виде может быть определено как совокупность естественных и искусственных условии, в которых человек реализует себя как природное и общественное существо. Среда человека состоит из двух взаимосвязанных частей: природной и общественной.

Природный компонент среды составляет совокупное пространст­во, непосредственно или опосредованно доступное человеку.

Общественную часть среды человека составляют общество и об­щественные отношения, благодаря которым человек реализует себя как общественное деятельное существо.

Рис. 1. Компоненты среды человека и общества

В качестве элементов природной среды (в узком ее понимании) можно рассматривать атмосферу, гидросферу, литосфе­ру, растения, животных и микроорганизмы. Растения, животные и микроорганизмы составляют живую при­родную среду человека.

Общественный компонент среды человека составляют об­щество и разнообразные общественные процессы.

Социальная сре­да – это прежде всего культурно-психо­логический климат, намеренно или непреднамеренно создаваемый самими людьми и слагающийся из влияния людей друг на друга, осуществляемого непосредственно, а также с помощью средств ма­териального, энергетического и информационного воздействия. Такое воздействие включает

ü экономическую обеспеченность в соответствии с выработанным обществом или данной этнической, социальной группой эталоном (жильем, пищей, одеждой, другими потребительскими товарами),

ü гражданские свободы (совести, во­леизъявления, передвижения, места проживания, равенства перед законом и т. п.),

ü степень уверенности в завтрашнем дне (отсутст­вие или наличие страха перед войной, иным тяжелым социальным кризисом, потерей работы, голодом, лишением свободы, бандит­ским нападением, воровством, заболеванием, распадом семьи, ее незапланированным ростом или сокращением и т. п.);

ü моральные нормы общения и поведения; свободу самовыражения, в том числе трудовой деятельности (максимальной отдачи сил и способностей людям, обществу с получением от них знаков внимания);

ü возмож­ность свободного общения с лицами одной этнической группы и сходного культурного уровня, т.е. создания и вхождения в эта­лонную для человека социальную группу (с общностью интере­сов, жизненных идеалов, поведения и т.п.);

ü возможность пользо­ваться культурными и материальными ценностями (театрами, му­зеями, библиотеками, товарами и т.д.) или сознание обеспеченно­сти такой возможности;

ü доступность или сознание доступности общепризнанных мест отдыха (курортов и т. п.) или сезонной пе­ремены типа жилища (например, квартиры на туристическую па­латку);

ü обеспеченность социально-психологическим пространст­венным минимумом, позволяющим избежать нервно-психического стресса перенаселения (оптимальная частота встреч с другими людьми, в том числе знакомыми и родными); наличие сферы услуг (отсутствие или наличие очередей, качество обслуживания и т. п.).

Социальная среда, объединяясь с природной образует общую совокупность человеческой среды. Каждая из названных сред тесно взаимосвязана с другой, причем ни одна из них не может быть заменена другой или быть безболезненно исключена из общей системы окружающей человека среды.

Изучение отношений человека с окружающей средой привело к возникновению представлений о свойствах или состояниях среды, выражающих восприятие среды человеком, оценку качества среды с точки зрения потребностей человека. Специальные антропоэкологические методики позволяют определять степень соответствия среды потребностям человека, оценивать ее качество и на этой основе выявлять ее свойства.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.