Ностальгия из еврейского быта. Самые известные еврейские обычаи и традиции Общественная жизнь особенности быта иудеев

История еврейского народа тесно связана с религией. Праздники посвящены событиям, описанным в священных книгах. С ними связаны определенные обычаи.

В Израиле празднуют четыре Новых года, и все не первого января. Начало каждого месяца и последний день недели, по традиции, тоже праздники. Все происходит по еврейским обычаям.

Праздничная суббота

Шаббат – время отдыха, время для семьи и дружбы. В субботу никто не работает, даже животные.

В Шаббат нельзя включать свет, вечером женщина свечи. Их ставят на праздничный стол. Перед трапезой читаются молитвы над вином и хлебом. Вино наливают всем присутствующим.

В пятницу готовят чолент – кушанье из фасоли или бобов с мясом и специями. До подачи на стол блюдо все время стоит в духовке, от этого становится особенно вкусным. Едят в субботу и фаршированную рыбу.

Праздники и обычаи

В Новый год, который евреи начинают отмечать в сентябре – октябре, принято задумываться о прожитом, о своем отношении к окружающим и к богу. Это время раскаяния и добрых намерений.

Обычно едят символические блюда. Яблоки с медом, чтоб новый год стал щедрым и сладким. Рыбью голову, чтоб быть головой. Гранат, чтобы заслуги стали многочисленными, словно зерна граната.

Йом-Кипур – самый святой день в году. Двадцать пять часов верующие евреи постятся, не моются, не надевают кожаную обувь. Молятся в синагоге. «День искупления» завершается протяжным звуком бараньего рога – шофара.

В ноябре – декабре в Израиле Ханука. Когда наступает вечер, зажигают светильники (ханукие) над входом в дом или на подоконнике. Каждый день добавляют новый огонек, пока их не станет восемь.

По обычаю в это время готовят пончики и картофельные оладьи. У детей каникулы.

Самый веселый праздник – Пурим - отмечают в конце февраля. Устраивают карнавалы, танцуют, веселятся. На праздничном столе сладости, вина, торты и самое главное блюдо Пурима – гоменташен (треугольные пирожки с маком и изюмом).

В марте – апреле Песах (Пасха). К празднику готовятся заранее: из дома выносятся все кушанья из квашенного теста. На стол подают мацу (пресные лепешки), которую едят семь дней.

Свадьбы и похороны

Свадьба в Израиле носит название кидушин, . Невеста посвящает себя жениху. Празднуют свадьбу обычно на свежем воздухе. Над головами жениха и невесты держат специальный навес – хулу. Он символизирует их общий дом. Гости и хозяева пируют семь дней.

Процедура похорон раньше была очень сложной. Из дома покойного выносили мебель. Соседи выливали всю воду. А родственники рвали на себе одежду. Теперь просто читают молитвы, над покойником и в синагоге, и делают надрез на лацкане. На кладбище евреи не несут цветы. По обычаю на могилу кладут камешек.

Еврейские традиции и обряды в своем большинстве связаны с религиозными праздниками. Как известно, этот народ пережил немало печали и утрат, но, все же, они не потеряли способность веселиться.

С религией связывается история этого народа, берущая истоки в древние времена, которые описаны в Священных книгах. Оттуда же берут начало еврейские традиции и обычаи.

Одной из традиций является оставлять субботу – седьмой день — для выходного. В этот день нельзя заниматься делами, которые тревожат человека в будни, нельзя вести разговоры о деньгах и расчетах, и даже не желательно готовить еду. Нельзя использовать искусственное освещение, вместо него ставятся свечи.

Если речь заходит о женитьбе, то она считается особой еврейской традицией. Невеста как бы посвящает себя своему будущему мужу. Празднование должно проходить на открытом воздухе, а над молодыми всю церемонию держат хулу. Это навес, который символизирует совместный дом новобрачных. Отмечается свадьба семь дней.

Повседневная жизнь еврейской семьи

Прежде чем коснуться интимных сторон жизни традиционной еврейской семьи, мы не можем хотя бы в нескольких фразах не остановиться на тех принципах, на которых она строилась в течение многих столетий и продолжает строиться до сих пор. Ибо без этого читатель просто не сможет понять и принять правила еврейской сексуальности.

Почему-то в кругах нееврейских историков и социологов весьма широкое распространение получил взгляд, согласно которому женщина считается у евреев неким второсортным существом, целиком подчиненным своему мужу. В качестве «весомого» довода обычно приводится благословение, которое каждый религиозный еврей читает утром, перед тем, как отправиться в синагогу:

Благословен ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной за то, что не сотворил меня женщиной.

Что же, благословение это еврейские мужчины действительно читают. Однако вовсе не потому, что женщина приравнивается к некоему низшему существу. Напротив, во многих комментариях подчеркивается, что смысл этого благословения заключается исключительно в благодарности Творцу за то, что Тот дал мужчине возможность выполнять определенные заповеди, от которых женщина свободна. Свободна она от них исключительно потому, что, будучи создана после мужчины (а достаточно прочитать текст Торы, чтобы убедиться, что творение мира совершалось по принципу «от низшего к высшему»), она является в определенном смысле более высшим, более духовным существом.

Чтобы не быть голословными, сошлемся на блестящего талмудического ученого, раввина Адина Штайнзальца*. На вопрос своего оппонента Михаила Горелика о проявлении некоего мужского шовинизма в уже упоминавшейся утренней молитве, раввин замечает:

Не следует забывать, что и женщина в этой молитве благодарит Всевышнего, что он создал ее именно женщиной. Помимо религиозного, здесь есть и важный психотерапевтический эффект.

Своего рода аутотренинг. Эта молитва укрепляет достоинство и самоуважение человека, которые неразрывно связаны и с его полом. Эта молитва приучает человека смотреть на свой пол как на большую жизненную удачу, как на везение, как на дар, который заслуживает благодарности…

…Мужское и женское - взаимообусловлены. Это две половинки единого целого. Мужчина без женщины, женщина без мужчины в каком-то смысле односторонни и нуждаются в соединении….

В Торе рассказывается о том, как праматерь Сара дает указание своему мужу Аврааму изгнать из дома Агарь и Ишмаэля*. Когда Авраам, глубоко любящий старшего сына, начинает раздумывать о том, стоит ли ему выполнять выраженную в самой категорической форме просьбу жены, он слышит голос самого Бога: «Слушайся всего, что скажет тебе Сара!».

«Слушайся всего, что скажет тебе Сара» - вот, пожалуй, ключик, отворяющий заветный смысл взаимоотношений в традиционной еврейской семье: решения по основным вопросам принимает женщина, а муж лишь подчиняется ей и выполняет эти решения.

Функция женщины как главы еврейской семьи де-факто, берущей на себя ответственность за решение всех жизненно важных для нее вопросов, начала усиливаться еще в древности и окончательно закрепилась в Средневековье. Во многом это было связано с тем, что мужчина с согласия и при поддержке жены посвящал большую часть своего времени изучению Торы, сидению над священными книгами или молитвам и диспутам в ешиве и синагоге, в то время как на женщину ложились основные заботы об обеспечении семьи.

Идеал еврейской жены как «жены радетельной» сформулирован в «Мишлей» («Книге Притчей») царя Шломо (Соломона):

Жену радетельную кто найдет?

Намного выше жемчуга цена ее.

Муж во всем полагается на нее

И не знает недостатка ни в чем.

Все дни жизни приносит она ему благо - не зло.

Она берет шерсть и лен, работают охотно руки ее.

Подобна она купеческим судам, привозящим хлеб издалека.

Встает затемно, чтобы приготовить еду,

Задать работу по дому служанкам своим.

Задумает купить участок земли - и сделает это;

Своими руками разобьет в нем виноградник.

Препоясана мощью, сильны руки ее.

Чувствуя, что работа спорится,

Не гасит светильник всю ночь.

С веретеном в руках сидит за прялкою.

Она протягивает руку бедному, подает нищему.

Ее домочадцы не боятся стужи - все они одеты

в теплые одежды.

Она ткет для себя ковры,

Одевается в виссон и пурпур.

Знаменит муж ее,

Он заседает со старейшинами у городских ворот.

Она делает покрывала и продает их,

Доставляет пояса торговцам.

Облачается в силу и великолепие,

Радостно смотрит в будущее.

Слова мудрости на устах ее

И речи ее милосердны.

Она следит за порядком в доме

И праздного хлеба не ест.

Встают сыновья ее при виде ее,

Чтобы воздать ей хвалу,

Муж ее воспевает:

«Многие жены добродетельны,

Но ты превосходишь их всех!»

Обманет миловидность, уйдет красота,

Но Богобоязненная жена будет воспеваться.

По трудам воздайте ей!

Славьте у всех ворот деяния ее!

Эти слова, положенные на прекрасную, возвышенную мелодию неизвестным еврейским композитором, каждый религиозный еврей должен спеть своей жене в субботу вечером. И из них отчетливо видно, какая огромная роль отводится женщине в еврейской семье.

Впрочем, признание за женщиной главенствующего положения не исключает и требования равноправия в семье: согласно классической еврейской поговорке, муж должен относиться к жене как слуга к царице, а жена к мужу - как служанка по отношению к царю. То есть, любой, даже самый бедный еврейский дом, является своего рода царским дворцом, где каждый из супругов стремится угадать желания другого и услужить ему; здесь любые конфликты устраняются очень быстро, прежде всего потому, что каждая из сторон ищет, в чем же именно заключается ее вина в семейной ссоре.

На принципах взаимных уважения и заботы о счастье супруга и базируются интимные взаимоотношения в еврейской семье.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги На кухне моей бабушки: еврейская поваренная книга автора Люкимсон Петр Ефимович

Из книги Еврейский юмор автора Телушкин Джозеф

1. «Эдипов, шмедипов – лишь бы он мать свою любил» Крепкая хватка еврейской

Из книги Еврейский юмор автора Телушкин Джозеф

Гастрономия еврейской ассимиляции Человек заходит в китайский ресторан. – Какое у вас на сегодня фирменное блюдо? – спрашивает он. – Баклажанная пармигиана, – отвечает официант. – Но это же китайский ресторан. Почему у вас в меню баклажанная пармигиана? – Потому что

Из книги Вы и ваша беременность автора Коллектив авторов

Из книги Азбука эффективного пчеловодства автора Звонарев Николай Михайлович

Жизнь пчелиной семьи в течение года Конец зимы. Начало кладки маткой яиц Ещё зимой, примерно, за месяц-полтора до выставки пчёл из зимовника, матка в пчелиной семье начинает откладывать яйца, а пчёлы – выкармливать выходящих из них личинок.В средней полосе России матки

Из книги 1000 советов опытного доктора. Как помочь себе и близким в экстремальных ситуациях автора Ковалев Виктор Константинович

Глава VI Повседневная жизнь в больнице В больничной жизни есть многое, к чему врачи относятся как само собой разумеющимся мелочам. Для человека, далекого от медицины, эти «пустяки» порой кажутся непреодолимо трудными.Прочитав эту главу, вы не только убедитесь, что

Из книги Энциклопедия: Волшебные существа автора Бриггс К.

Из книги Руководство по ведению партизанской войны (перевод) автора ВС СССР Генеральный штаб

ПОВСЕДНЕВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРТИЗАНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ Местность при ведении партизанской войны подразделяется на район боевых действий и зону отдыха.В зоне отдыха нападение и диверсии против противника, как правило, не осуществляются.Расстояние между районом боевых

Из книги Тайны еврейского секса автора Котлярский Марк

Сексуальное воспитание в еврейской семье Одной из особенностей еврейского образа жизни и еврейского воспитания является довольно раннее посвящение детей в тайны взаимоотношений между мужчиной и женщиной.Сказки о том, что детей находят в капусте или покупают в

Из книги Бизнес по-еврейски 3: евреи и деньги автора Люкимсон Петр Ефимович

И еще раз о странностях еврейской торговли Автору этих строк как-то довелось наблюдать весьма странное поведение одного его приятеля, живущего в иерусалимском религиозном квартале Меа-Шеарим. Некогда обычный советский инженер, он по приезде в Израиль превратился в

автора Люкимсон Петр Ефимович

Глава 5. На еврейской бойне И так, как же должен производиться кошерный забой животного в соответствии со всеми требованиями еврейской традиции?Для начала животное должно быть доставлено на место «шхиты». Это может быть и просто двор резника, или, скажем, специально

Из книги Еврейская диетология, или Расшифрованный кашрут автора Люкимсон Петр Ефимович

Глава 1. На еврейской кухне Существует несколько признаков, по которым, оказавшись в незнакомом доме, можно почти безошибочно определить, живет ли в нем религиозная еврейская семья.Ну, во-первых, это прибитая на косяке дверей мезуза – небольшая продолговатая коробочка,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НИ) автора БСЭ

Из книги Все о Великобритании автора Иванова Юлия Анатольевна

Экономика и повседневная жизнь В свое время Великобритания была одной из благополучнейших стран Европы. Сейчас по большинству показателей уровень британской жизни ниже среднего по ЕС. В 1992 году эти показатели давали основание получить от ЕС финансирование,

Из книги Когда можно аплодировать? Путеводитель для любителей классической музыки автора Хоуп Дэниел

ПРАЗДНИЧНАЯ ИЛИ ПОВСЕДНЕВНАЯ ОДЕЖДА Будь то традиционный фрак или более лёгкая одежда, экипировка музыкантов никак не сказывается на качестве их игры. При условии, разумеется, что ткань не мешает работе с инструментом и не слишком груба и непроницаема, чтобы музыканту не

Из книги Пчелы в радость, или Опыт естественного подхода в пасечном деле автора Лазутин Федор

Жизнь пчелиной семьи в течение года Известно, что каждая в отдельности рабочая пчёлка живёт сравнительно недолго - около 40 дней. За это время она успевает прожить полезную, насыщенную и яркую жизнь, этапы которой подробно описаны в специальной литературе. В разные

Представить себе образ жизни наших праотцов, Авраама, Ицхака и Яакова, не так уж и сложно – достаточно посетить лагерь бедуинов где-нибудь в Иудейской пустыне. Надо только предварительно попросить их спрятать генератор и тарелку спутникового телевидения. Жизнь евреев эпохи Второго Храма мы тоже знаем неплохо: быт этого по преимуществу земледельческого населения во множестве подробностей описан в Талмуде. Но как был устроен быт наших предков после исхода из Египта и во время завоевания Святой земли? Когда не было еще городов и царей, а историю творили библейские пророки.

Однако в книгах пророков Иегошуа и Шмуэля, равно как и в книге Судей бытовых подробностей совсем немного. Может ли нам помочь археология? И археологи, и текст Священного Писания едины: сначала евреи поселились в трех гористых районах страны – в Иудее, Самарии и в долине реки Иордан. Политики, называющие эти земли «оккупированными территориями», наверное, имеют в виду, что оккупировали их евреи 35 веков тому назад.

Раскопки показывают, что около XV в. до н.э. большинство поселков и городов в этих горах были разрушены, а население их исчезло, хотя ханаанейцы в долинах и филистимляне у моря продолжали жить еще веками. По прошествии ста лет на месте разрушенных поселений или вблизи с ними стали возникать поселки нового народа. И про народ этот известно, что он не ел свинины – обычно в ханаанейских раскопках свиные кости составляют около пятой части всех костей, в этих раскопках не обнаружено ни одной. А найденные остатки посуды были практически идентичны тем, что спустя несколько веков распространятся в городах и поселках еврейского царства. Так что, по всему судя, это и были наши предки.

Устройство их домов было практически стандартным во всех новых поселениях. При входе в дом ты попадал в длинный открытый двор. Во дворе были обычно два длинных помещения. Одно – закрытое, служило кухней, там же изготавливали керамическую посуду для домашних нужд. Другое – крытый двор, в котором женщины пряли и ткали. Печь для хлеба и очаг для приготовления еды стояли иногда в открытом, но чаще в крытом дворе. А в глубине шло четвертое помещение, служившее спальней.

Археологи подметили, что это отсутствие внутренних и проходных комнат давало возможность мгновенно попасть из центрального двора в любое помещение и отличало еврейские дома от других домов той эпохи. Можно увидеть в этом иллюстрацию большего равноправия, заложенного в иудаизме.

Пол в домах был всегда земляным, и обязательным орудием в доме был каменный ручной каток, которым регулярно утрамбовывали пол. Крыша дома тоже не пропадала даром – на ней сушили фрукты, хранили бочки с вином и маслом. Иногда на ней устраивали и небольшой чердак.

Поселения первых веков имеют и обычный общий план – группа домов, подобных описанному, обращены входом к центру. Вокруг группы домов, как правило, была стена, но совсем невысокая. Судя по ее виду, это была не столько оборонительная стена, сколько загон, в который можно было собрать на ночь скот.

Интересно, что описанный план дома был почему-то настолько важен нашим предкам, что они продолжали его использовать даже по прошествии нескольких веков – до самого вавилонского пленения. Однако вначале все дома были на одно лицо, и совершенно невозможно опознать дома вождей или правителей, а во времена царства мы уже видим дома большие и маленькие, богатые и бедные.

Произошли со временем, естественно, и другие изменения. Например, первые несколько сотен лет мы не находим у евреев никакой письменности – в отличие от многих соседей. Только с установлением твердой центральной власти грамота начинает распространяться в народе. Для изготовления орудий труда и оружия в первые века евреи пользовались почти исключительно бронзой, и лишь семь процентов найденных орудий были железными. Ко времени создания царства железные орудия уже вытесняют бронзовые.

Я уже начал писать эту статью, когда на территории нашего поселка Нокдим, находящегося на краю Иудейской пустыни, археологи раскопали небольшую ферму практически тех времен – 8 или 7 века до н.э. И обнаружили всё тот же план дома со складом и загоном для скота. Археологи уверены, что это было единственное поселение на этом холме – от зари времен и до основания нашего поселка около сорока лет назад.

Стояли мы на холме и представляли себе их жизнь: несколько домов, овцы в загоне, огонь в очаге. А вокруг – безлюдная пустыня на многие километры, лишь к западу стоял небольшой город тех времен – Ткоа. Похоже, что такими одинокими фермами и жили наши предки в описанные времена.

Пророк Амос в первых словах своей книги представляется: «Слова Амоса, что был одним из пастухов в Ткоа». Если не прямо на этой, то на точно такой же ферме вырос великий пророк, сначала предсказавший страшные наказания за несправедливость, но закончивший словами, которые так хорошо звучат сейчас на холмах Иудеи и Самарии: «“И возвращу Я изгнанников народа моего, Израиля, и отстроят они опустевшие города, и поселятся в них, и насадят виноградники, и будут пить вино из них, и разведут сады, и будут есть плоды их. И насажу Я их на земле их, и не будут они больше вырваны из земли своей, которую Я дал им”, – сказал Господь Б-г твой».

Как и любой народ, еврейский народ имеет свои традиции и обычаи. Израиль - удивительная страна, где проживают народы разных стран мира и национальностей и где традиции еврейского народа тесно переплелись с традициями, переселившимися в Израиль представителями других национальностей. Именно из-за смешения рас и менталитетов, евреи стараются жить четко выполняя обычаи и традиции своего народа.

Праздники у евреев

В Израиле отмечают обычаи и традиции, которые присущи только еврейскому народу.

Самые известные еврейские традиции.

  1. Песах - еврейская пасха, когда вместо традиционных для православных куличей, евреи пекут пресные плоские лепешки (мацу).
  2. Ханука, которую празднуют в ноябре-декабре. В этот праздник зажигают специальные свечи, которые устанавливают в девятисвечные подсвечники (хануки или минори).
  3. В праздник Пурим, который отмечают в феврале все стараются заняться благотворительностью и устраивают щедрое угощение с обязательными для праздничного стола пирожками с маком и крепким алкоголем..
  4. Йом-Кипур - самый святой для евреев праздник, когда они 25 часов постятся и молятся, не моясь и не обувая обувь из натуральной кожи. Это день называется «Днем искупления» и завершается он протяжным звуком из рога барана.

Это один из наиболее древних еврейских обрядов. Еще совсем недавно свадьба происходила с помощью свахи, которая по просьбе родителей подыскивала и соединяла подходящие кандидатуры женихов и невест. Сегодня услугами свахи пользуются только члены ультаортодоксальной общины.


Предсвадебные хлопоты и обычаи

Сегодня уже не важно, каким образом образовалась парочка, важно, чтобы потенциальный жених просил руки невесты у ее отца. О серьезности своих намерений жених должен подтвердить солидным выкупом, который он дает за невесту. Предшествует свадебной церемонии помолвка (тенаим), на которой разбивают тарелку, что означает развалины разрушенных храмов в святом Иерусалиме. Эта традиция призывает всех помнить о страданиях и потерях еврейского народа. Разбивают тарелку и на церемонии бракосочетания.


Время проведения еврейской свадьбы

Праздновать свадьбу можно в любой день, кроме дня шаббата, который начинается с вечера пятницы и заканчивается вечером в субботу. Не проводят свадьбы и в дни еврейских праздников.


Какое время считается самым благоприятным для еврейских свадеб?

Самым неблагоприятным временем для проведения свадьбы считается время между Песах и Шавуотом. В этот период был самым трудным в жизни древних евреев, поэтому в эти дни не проводят никаких увеселительных мероприятий.


Современная еврейская молодежь не придерживается этой традиции, которую продолжают чтить ортодоксальные евреи.

Сама свадебная церемония начинается за неделю до назначенного дня и считается самым восхитительным временем для жениха и невесты.


Для жениха организовывают вечеринку (уфруф), когда жених должен отправиться в синагогу на молитву. После молебна жених оповещает своих родных и друзей о предстоящей свадьбе, а они осыпают жениха сладостями и конфетами и предлагают выпить вино.


Для невесты совершается обряд другой церемонии. Невесту отводят в специальный бассейн (микву), где она проходит обряд духовного очищения, по условия которого она должна вступить в семейную жизнь духовно и телесно очищенной. Для этого невеста должна снять с себя все украшения, снять лак с ногтей, обнажиться и вступить в воду произнося молитву очищения. Обряд проходит под бдительным надзором старших женщин, которые следят за правильностью выполнения обряда.


Совет

Согласно древнееврейской традиции жених и невеста не должны видеться перед свадьбой, но сегодня еврейская молодежь в своем большинстве этим запретом пренебрегают. Если вы хотите сделать настоящую еврейскую свадьбу, помните об этом.

Муж и жена

Жениха и невесту женят под специальным балдахином (хупой) - это еще одна древняя свадебная традиция. Обычно брачную церемонию проводят в синагоге, но строгих правил на этот счет нет. Церемония бракосочетания открывается подписанием женихом и невестой кетубы - своеобразным брачным еврейским контрактом, в которой отдельным пунктом (гетом) прописано право мужа давать жене развод, если она попросит его о нем. Если пара распадется, то мужчина не имеет право оспаривать этот гет. По обычаям еврейского народа, если женщине не дали гет, то она не имеет право вступать в повторный брак. Евреи очень трепетно относятся к семье, поэтому среди евреев очень редки разводы.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.