Гексаграмма 55 полное толкование. Изобилие


Изобилие. Богатство

Богатство. Ван приближается к нему. Не беспокойся! Надо солнцу быть в середине своего пути.

***

1. Начальная девятка.

Встретишь своего богатого господина, но только десять дней не совершишь ошибок. Отправиться куда-либо - к почету и уважению.

2. Шестерка вторая.

Закрытое тучами солнце, среди дня увидишь ковш; отправляясь, обретешь сомнительную болезнь. Развитие верности - счастье.

3. Девятка третья.

Обилие травы, посреди дня увидишь едва светлеющее небо, сломаешь правую руку, но беды не будет.

4. Девятка четвертая.

Закрытое тучами солнце, среди дня увидишь ковш. Встретишь предводителя рода И. - счастье.

5. Шестерка пятая.

Приходит свет, будет праздник и слава, счастье!

6. Верхняя шестерка.

Богатые комнаты, завешенный пологом дом; пристально посмотрев на дверь, увидишь, что внутри безлюдно, три года никого не встретишь, несчастье.

***

1. Начальная девятка.

Отдайте почести начальству и влиятельным покровителям, но долгое общение с ними для вас опасно. Можете совершить ошибку и потеряете авторитет и уважение в их глазах.

2. Шестерка вторая.

Будьте бдительны: события носят фатальный угрожающий характер, что символически описывается затмением, наступлением такой тьмы, что становится видимым созвездие Большой Медведицы. Когда в события включаются Высшие силы, их трудно объяснить и понять, поэтому речь идет о непонятных проблемах, болезнях. Будьте верны своей цели, себе, моральным принципам. Все закончится хорошо.

3. Девятка третья.

Вы в ситуации, аналогичной 2-ой линии, но сейчас опасность совершить ошибку реальнее, можете "споткнуться", и потери не заставят себя долго ждать. Гексаграмма благоприятна, поэтому не бойтесь, все образуется. Следите за здоровьем.

4. Девятка четвертая.

В трудностях вы не оставлены на произвол судьбы, у вас есть влиятельные знакомые, которые готовы вам помочь. Все закончится благополучно.

5. Шестерка пятая.

Небо очистилось от туч, затмений, солнце светит в полной мере. Вас ждет счастье, процветание и признание.

6. Верхняя шестерка.

Вы богаты, можете выполнить любую свою прихоть, но разве это имеет смысл, если вы остались один? Не уходите в накопительство, эгоизм, жадность. От вас отвернутся, потому что людям необходимо душевное тепло, доброта, любовь, участие. Без этих составляющих любое богатство окажется мертвым земным грузом, бремя которого вы будете нести в одиночестве долгий срок.

***

Ваши труды не напрасны: вы достигли богатства, могущества, раскрыли свои творческие таланты, собрали богатый урожай и увидели, на что способны. Все это показано символом полдня, когда солнце находится в высшей точке своего небесного пути. Вы можете общаться с великими мира сего и чувствовать себя с ними на равных. Замечательно, но это не означает достижения безопасности и совершенного покоя. Вы продолжаете жить на Земле и находитесь под управлением законов, которые руководили вашей судьбой и прежде.

В прошлом вы страдали от отсутствия того, что сейчас в изобилии. "Богатство" - это необязательно деньги или имущество, возможно, это - отношения, которые вы долго строили и сейчас достигли взаимности, доверительности. Богатством может оказаться профессиональный опыт, редкие знания и умения. У каждого читателя - свое достояние, свой талант, необходимо все сохранить и правильно им распорядиться. Полдень означает начало постепенного затухания силы и влияния солнца на небе, это нужно учитывать и в вашей деятельности.

Каждому дается по его силе и способностям. Если вы достигли больших высот, оказались способным на многое, то и препятствия будут даваться аналогичные этой силе. Для этого, ни много ни мало, используется символ затмения. Из астрологии напомню его значение: если человек рождается в период затмения, на судьбу невозможно повлиять, его жизнь подобна фатуму: все, что запрограммировано Небесами, обязательно осуществится, свободной воли у человека нет, он не будет стоять у развилки дорог с проблемой выбора, за него все решено. Сейчас вам необходимо справиться с такими сложными препятствиями. Книга подчеркивает необходимость быть "правдивым", то есть верным себе, делу, моральным принципам.

Существует опасность пресыщения достигнутым успехом. Вам оно уже не дорого, а если не дорого, то найдутся желающие прибрать к рукам чужой успех.

Опасность и в чрезмерном погружении в свое счастье. Не забывайте, что приобретенное - это не цель, а средство для достижения ваших внутренних перемен, огранки алмаза вашей души. Это только доказательство того, что вы идете по правильному пути и получаете соответствующее вознаграждение. В противном случае вас ждет запустение, одиночество, разочарование. Будем надеяться на ваше благоразумие, что вы сохраните ощущение радости и полноты жизни и продолжите свою дорогу с благородными намерениями и целями, делая себя и мир свершенными.

С каждым днем ваша жизнь входит во все более и более удобное русло: так постепенно прежняя динамика событий заменяется спокойным созерцанием происходящего.
Возможно, вы помните, каким был ход развития прежних ситуаций. Еще совсем недавно вы просто «выложились», стараясь обрести нечто, крайне вам необходимое. Несмотря на удачное (для вас) развитие дела, вам пришлось потратить массу сил и времени, прежде чем вы добились окончательного решения ситуации в вашу пользу.
Да, вы действительно затратили совсем недавно большое количество энергии, но это не обессилило вас. Напротив, поскольку вы благополучно добились желаемого, вашему душевному и физическому состоянию может сейчас позавидовать любой человек.
Но вам уже незачем предаваться энергичной деятельности, теперь это было бы уже чрезмерным. Какой смысл двигаться все дальше и дальше вперед, если вы получили практически все, что пожелали? Пришла пора остановиться и заняться налаживанием спокойной, неспешной жизни.
Эта задача будет для вас тем более приятной, что и в новой ситуации вам предстоит пережить гораздо больше приятных моментов, чем неприятных. Поверьте: даже если сейчас вы чуточку жалеете о прежней, полной деятельности жизни, вскоре вы с увлечением погрузитесь в новую для вас жизнь. Недаром же выпавшая вам гексаграмма носит название
«Изобилие» - она отражает тот благоприятный период, в который вы вступаете благодаря собственному усердию и поддержке судьбы!

В настоящий момент в основном от вас будет зависеть, как сложатся в будущем ваши

отношения с окружающими . В каком-то смысле вы выступаете сейчас в роли солнца, щедро отдающего свой свет и тепло окружающим. Вы осознаете себя вполне счастливым человеком, и это неизбежно проявляется в общении.
Следуйте и дальше такой «политике» - вы получили от жизни более чем достаточно и теперь без ущерба для собственного благополучия можете помочь окружающим. Не ждите, когда к вам обратятся за советом или поддержкой: в ваших силах самому постараться узнать, как складывается жизнь у близких вам людей и просто хороших знакомых!

Что касается

работы , то тут вам не придется выискивать для себя что-то подходящее - скорее предстоит выбрать из нескольких наиболее удачных вариантов. Помните: период вашего везения еще не закончился и вы вправе рассчитывать, что судьба поддержит любые ваши планы на будущее (разумеется, как следует продуманные!).
Необходимо отметить также, что в самом скором времени у вас появится прекрасная возможность отдохнуть. Не отказывайтесь от нее, даже если придется отменить некоторые из своих дел. Вы очень интенсивно работали на протяжении последних нескольких месяцев и теперь нуждаетесь в хорошем отдыхе. Не говорите себе, что вы еще успеете отдохнуть, но только попозже - после того как закончите очередную работу. Такой удачный вариант может уже и не подвернуться.

Ваше желание непременно исполнится , но лишь спустя некоторое время. Пусть вас не огорчает такой поворот событий: просто вы находитесь сейчас на том этапе жизни, когда человек получает практически все, что может пожелать. Но прежде чем он добьется своего, ему необходимо проверить, так ли уж прочно его желание, как ему кажется.

Пусть пройдет какое-то время. И если вы не откажетесь от своих планов, все исполнится согласно вашим пожеланиям!

ИЗОБИЛИЕ

Когда солнце (триграмма "Ли-Огонь") находится в зените, вместе с тенями исчезают гнев, пустые тревоги и страхи (триграмма "Чжень-Гром"). Через некоторое время состоится разговор или встреча, которая поможет вам больше узнать о происходящем. Какова бы ни была ваша роль, постарайтесь не "отбрасывать тень" на окружающих. Оракул советует вам во времена ГГ "Изобилие" быть щедрым и коммуникабельным. Иначе вы не только покроете тенью свое имя, но и, возможно, не добьетесь желаемого.

Статика

Не сдерживайте разрешение конфликта.

"Помолодевшая" гексаграмма

От вас скрыта важная часть информации, и вы, скорее всего, так ее и не увидите.

Нижняя линия.

Если это противник, то он равен вам почти во всем. Чтобы перевес сил оказался на вашей стороне, сначала сделайте ход, а затем начните переговоры. И будьте великодушны.

Вторая линия.

Если вы не знаете, как поступить, посоветуйтесь вначале со всеми заинтересованными людьми. Открытость и скромность в данный момент помогут вам обрести "Счастье".

Третья линия.

Оберегая себя от живого общения, вы пошли на поводу собственных фантазий. С вами неохотно идут на контакт, однако "хулы не будет".

Четвертая линия.

Изоляция от внешних событий позволила вам овладеть некоторыми способностями. Встреча "себе подобного" принесет вам "Счастье".

Пятая линия.

Уже не от кого и нечего скрывать - "Придешь с блеском". Вам доверяют и окажут поддержку. Не оставьте без внимания всех заинтересованных лиц, и тогда вам обеспечены "Хвала" и "Счастье".

Верхняя линия.

Если вы надеялись, что "домовитость" не перерастет в жадность, - вы ошибались. Будете расплачиваться за свою ошибку. "Несчастье".

Эта гексаграмма символизирует осеннюю жатву, сбор богатого урожая и означает, что ваша счастливая звезда ярко освещает все ваши дела. Они идут успешно и ровно, а в будущем, возможно, пойдут еще успешнее и ровнее. Не забывайте о том, что для вас очень важно всегда быть хорошо информированным и что определенную часть заработанных денег следует откладывать.

Данный период особенно благоприятен для дел, связанных с сельским хозяйством, искусством и шоу-бизнесом. Однако, хотя сейчас вам сопутствует успех, нет никакой полной уверенности, что желания ваши исполнятся.

В предыдущей ситуации цель достигнута. Брак состоялся. Дом заведен. Если все это сделано так, как это требовала окружающая жизнь, то дому предстоит изобилие, и данная ситуация изображает собою полную чашу. Даже пиктографический анализ знака фын показывает жертвенную чашу, которая наполнена до краев. Но само изобилие и полнота действительны лишь в динамике.

Если бы даже к такому полному дому приближался выше его стоящий царь, то и здесь беспокоится нечего, ибо дом действительно полон. Но эта полнота не должна быть ограничена одним домом. Как солнце, стоящее в середине своего пути отдает свои лучи всему окружающему пространству, так и изобилие должно простираться на всех. Поэтому текст говорит здесь:

Изобилие. Свершение. Царь приближается к нему. Не беспокойся. Надо солнцу быть в середине своего пути.

Динамичность изобилия, которая имеется здесь в виду, охарактеризована даже структурой самой гексаграммы. Внутри — это огонь, солнце, свет, излучающейся во все стороны. Вовне — это возбуждение, молния. Как из светового центра разлетаются во все стороны лучи, как молния, так изобилие дома простирается на всех.

Поэтому уже на первой позиции здесь возможна встреча с хозяином, подобным самому действующему человеку. Настолько данный человек богат достигнутым в предыдущем, что всякое выступление здесь продиктовано самим изобилием. Поэтому «Книга Перемен» говорит здесь о выступлении в самом положительном духе. Но для понимания данной позиции и всех остальных необходимо принять во внимание еще следующее.

Один из древнейших китайских политических текстов, уже упоминавшийся нами, — «Хун фань», говорит, между прочим, о том, что среди управляемых людей могут встретиться три типа: во-первых, люди, которые обладают как твердостью характера, так и податливостью его, и эти два качества в них уравновешены; во-вторых, люди, у которых твердость и непреклонность характера преобладают; и, в-третьих, люди, которых по преимуществу характеризует их мягкость и обходительность.

Управлять людьми первого типа сравнительно просто, ибо для этого нужна только гармоническая многосторонняя политика. При управлении людьми второго и третьего типа необходимо, как говорится в данном памятнике, принять во внимание, в чем проявляется их сила или слабость. Если сила или слабость таких людей проявляется в сфере воли, то сильным людям надо противопоставить сильную политику, а слабым — слабую.

Если же их сила или слабость проявляется в сфере интеллекта, то для управления людьми со слабым интеллектом управляющий должен применить всю мягкость и обходительность политики. В переводе на символику «Книги Перемен», как говорит об этом Вань И, первое, т.е. возможность управления людьми, чрезмерно сильными или чрезмерно слабыми в области воли, соответствует только данной гексаграмме, и второе, т.е. управление людьми, у которых сила или слабость проявляются в сфере интеллекта, выражено во всех остальных гексаграммах.

Мы обыкновенно видели, что слабая черта находит отзвук и соответствие, если на соответствующей позиции находится сильная, и наоборот. Здесь же, в контексте данной гексаграммы, соответствие между чертами возникает только тогда, когда соответствующие позиции заняты чертами одного и того же рода. Здесь первая сильная черта стоит в соответствии с четвертой, тоже сильной чертой. И поэтому «Книга Перемен» дает следующий положительный афоризм:

В начале сильная черта. Встретишь подобного тебе хозяина. Даже если ты равен с ним, хулы не будет. Если отправишься, то будешь награжден.

Поскольку вторая позиция характеризует выявление данного качества внутри, а четвертая позиция выражает первые шаги выявления данного качества вовне, постольку между этими двумя позициями соответствия нет. Кроме того, они заняты разнородными линиями, что в контексте данной гексаграммы лишь подчеркивает отсутствие соответствия.

Поэтому сильная четвертая черта для второй черты является своего рода препятствием. Так говорится о тех препятствиях, которые стоят в окружении человека, когда он только еще в себе самом нашел это изобилие, полноту своих сил. Здесь говорится о тех занавесях, которыми окружает себя человек. В переводе с образного языка «Книги Перемен» эти занавеси — не что иное, как сомнения в возможности действовать, сомнение в себе самом, а отсюда неуверенность в действии вызывает среди окружающих как результат недоверие, ненависть.

Поэтому здесь, в этой ситуации, в которой занавеси настолько плотны, что темнота напоминает ночь, когда видна Большая Медведица, необходимо в полной силой и напряжением раскрыть свою внутреннюю правду, ибо это единственный способ преодоления того недоверия, которое встречает здесь человек, еще не приступивший к действию — раздаче своего изобилия. Но если это раскрытие внутренней правды наступит, то исход будет счастливым. Поэтому в тексте здесь находим:

Слабая черта на втором месте. Сделаешь обильными свои занавеси так, что среди дня увидишь Большую Медведицу. Если выступишь, то попадешь под сомнение и ненависть. Если овладеешь правдой, то путь открыт. Счастье.

(Для интерпретации афоризма данной третьей позиции в комментаторской литературе приводятся два мнения. Одно высказывает Вань И, другое высказывают такие комментаторы, как Ван Би и японский комментатор Ито То-гай. Дело сводится к пониманию седьмого иероглифа данного афоризма. Одни, как, например Ван Би, понимают его в чтении мэй, и тогда он значит «еле заметная звезда».

Другие же, как, например, Вань И, понимают этот знак, как мо, и тогда это значит «пена, брызги». Поскольку мы исходим по преимуществу из комментария Вань И, постольку следовало бы принять его чтение. Но его чтение я нахожу ошибочным, потому что Вань И не заметил здесь рифмы, ибо данное слово должно рифмовать с третьим словом, которое, как известно, читается пэй.

Таким образом, чтение седьмого иероглифа мэй, совпадающее не только по произношению, но и по тону со словом пэй, которое предложено еще Ван Би, приходится признать правильным чтением. Поэтому объяснение данного афоризма построено на основании комментария Ито Тогай.)

Дальнейшее развитие изобилия приводит к тому, что оно становится все полнее и полнее, но все ближе и ближе закрывающая изобилие четвертая черта. Все сильнее и сильнее сомнение, закрывающее изобилие внутренних сил человека. Если на предыдущей ступени эти сомнения окутывали такой темнотой, что она напоминала ночь, во время которой видна Большая Медведица, то здесь ночь еще темнее, так что видна самая незаметная маленькая звездочка.

Данное слово, которое мы переводим незаметной звездой, означает, по некоторым версиям, Полярную Звезду. И мы останавливаемся именно на этом значении, чтобы приблизить ее к контексту, где говорится о Большой Медведице. В этих условиях полной окутанности сомнениями, когда они, как полог, покрывают человека со всех сторон, сама его деятельность будет сильно затруднена. Ибо чем больше человек мешает своим сомнением возможности действовать дальше, тем больше стеснена возможность раздачи того благосостояния, которое в изобилии есть у человека.

Затрудненность его действий выражена в образе перелома правой руки, именно правой, которой человек действует. Если человек примет во внимание все то, что указано здесь о недопустимости сомнений в своих собственных силах, то он может избежать задержки, поставленной им самому себе. И тогда перед ним возможность избежать дурного результата. Вот почему «Книга Перемен» говорит здесь:

Сильная черта на третьем месте. Сделаешь обильным свой полог так, что среди дня увидишь Полярную Звезду. Сломаешь правый локоть. Хулы не будет.

Данная гексаграмма состоит из триграммы ли, которая обозначает солнце, и триграммы чжэнь, которая обозначает молнию. Но ее значение несколько шире, чет только молния. Это, собственно говоря, гроза. Отсюда и грозовые тучи, которые закрывают солнце, в особенности здесь, где «гроза» помещена над «солнцем».

Поэтому здесь, на четвертой позиции, когда мы переходим к верхней триграмме, опять повторяется образ занавеси, которая покрывает человека густой непроглядной мглой, напоминающей темную ночь. Постольку четвертая черта стоим в соответствии с первой, где упоминался образ хозяина, постольку и здесь упоминается этот образ.

В таких образах выражено то, что человек, даже будучи окутан сомнениями, все же должен пробиться сквозь них и встретить другого человека, равного ему. Только тогда исход его деятельности может быть благоприятным. Ибо действие одного человека не может привести к плодотворным результатам. Здесь уже подготовляется та поддержка, которая выступит на следующей позиции. Поэтому в тексте здесь мы читаем:

Сильная черта на четвертом месте. Сделаешь обильными свои занавеси, так что среди дня увидишь Большую Медведицу. Встретишь равного себе хозяина. Счастье.

Суть данной ситуации в том, чтобы изобилие, присущее ей, было распространено на людей, окружающих данного человека. Поэтому здесь, на пятой позиции, которой свойственно максимальное выявление вовне, с особой силой выявляется эта суть. Поскольку между данной позицией и сутью данной гексаграммы есть созвучие, постольку здесь «Книга Перемен» говорит о той хвале, которая предстоит человеку. Вообще «Книга Перемен» чаще всего говорит о том, что хулы или хвалы не будет, и только в нескольких местах дается упоминание о том, что наступит хвала или хула. Тем сильнее звучат эти слова. Поэтому они и здесь сказаны не напрасно. Так, в тексте здесь мы читаем:

Слабая черта на пятом месте. Придешь с блеском. Будет поддержка. Хвала! Счастье.

На последней позиции переразвитие ситуации изобилия в самой себе. Она замкнута в себе. Безусловно, в такой деятельности, в которой человек не делится своим достоянием с другими, а замыкается в себе, его деятельность не может быть благополучной. Он сам отрезал себя от окружающих людей. «Книга Перемен» говорит о его трехлетнем одиночестве.

Под тремя годами разумеются, с одной стороны, длительный срок, с другой стороны — те три позиции, которые отделяют шестую позицию от созвучной ей третьей, считая, конечно, и саму третью позицию. По поводу такого переразвития и замыкания человека «Книга Перемен» предупреждает:

Наверху слабая черта. Сделаешь обильным свое жилище. Сделаешь занавеси в своем доме. Взглянешь на свою дверь, и в тиши не будет никого. Три года никого не будешь видеть. Несчастье.

Выберите номер гексаграммы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 и смотрите ее толкование ниже

Книга Перемен – толкование гексаграммы №55

Фэн. Изобилие

В предыдущей ситуации цель достигнута. Брак состоялся. Дом заведен. Если все это сделано так, как требовала окружающая жизнь, то дому предстоит изобилие, и данная ситуация изображает собою полную чашу. Даже пиктографический анализ знака фэн показывает жертвенную чашу, которая наполнена до краев. Но само изобилие и полнота действительны лишь в динамике. Если бы даже к такому полному дому приближался выше него стоящий царь, то и здесь беспокоиться нечего, ибо дом действительно полон. Но эта полнота не должна быть ограничена одним домом. Ее нужно распространить на всех окружающих людей. Как солнце, стоящее в середине своего пути, отдает свои лучи всему окружающему пространству, так и изобилие, о котором говорится в данной гексаграмме, должно простираться на всех. Поэтому текст говорит:

Изобилие.
Свершение.
Царь приближается к нему.
Не беспокойся.
Надо солнцу быть в середине [своего пути].

1. Динамичность изобилия, которая имеется здесь в виду, охарактеризована даже структурой самой гексаграммы. Внутри триграмма Ли – это огонь, солнце, свет, излучающийся во все стороны. Вовне триграмма Чжэнь – это возрождение молчания. Как из светового центра разлетаются во все стороны лучи, точно молнии, так изобилие дома простирается на всех. Поэтому уже на первой позиции возможна встреча с хозяином, но с хозяином, подобным самому действующему человеку. Настолько данный человек богат достигнутым в предыдущем, что всякое выступление здесь продиктовано самим изобилием. Поэтому "Книга перемен" говорит здесь о выступлении в самом положительном духе. Но для понимания данной позиции и всех остальных необходимо принять во внимание еще следующее. Один из древнейших китайских политических текстов, уже упоминавшийся нами, – "Хун фань", говорит, между прочим, о том, что среди управляемых людей могут встретиться три типа: во-первых, люди, которые обладают как твердостью характера, так и податливостью его, и эти два качества в них уравновешены; во-вторых, люди, у которых твердость и непреклонность характера преобладают; и, в-третьих, люди, которых по преимуществу характеризует их мягкость и обходительность. Управлять людьми первого типа сравнительно просто, ибо для этого нужна только гармоническая многосторонняя политика. При управлении людьми второго и третьего типа необходимо, как говорится в данном памятнике, принять во внимание, в чем проявляется их сила или слабость. Если сила или слабость таких людей проявляется в сфере воли, то сильным людям надо противопоставить сильную политику, а слабым – слабую. Если же их сила или слабость проявляются в сфере интеллекта, то для управления людьми со слабым интеллектом необходима интеллектуальная сила управляющего, а для управления людьми с сильно развитым интеллектом управляющий должен применить всю мягкость и обходительность политики. В переводе на символику "Книги перемен", как говорит об этом Оу-и, первое, т.е. возможность управления людьми, чрезмерно сильными или чрезмерно слабыми в области воли, соответствует только данной гексаграмме, а второе, т.е. управление людьми, у которых сила или слабость проявляется в сфере интеллекта, выражено во всех остальных гексаграммах. Мы обыкновенно видели, что слабая черта находит отзвук и соответствие, если на соответствующей позиции находится сильная, и наоборот. В контексте же данной гексаграммы соответствие между чертами возникает только тогда, когда соответствующие позиции заняты чертами одного и того же рода. Здесь первая сильная черта стоит в соответствии с четвертой, тоже сильной чертой. И поэтому "Книга перемен" дает следующий положительный афоризм:

В начале сильная черта.
Встретишь подобного тебе хозяина.
Даже если [ты] равен [с ним], хулы не будет.
[Если] отправишься, [то] будешь награжден.

2. Поскольку вторая позиция характеризует выявление данного качества внутри, а четвертая позиция выражает первые шаги его выявления вовне, постольку между этими двумя позициями соответствия нет. Кроме того, они заняты разнородными линиями, что в контексте данной гексаграммы лишь подчеркивает отсутствие соответствия. Поэтому сильная четвертая черта для второй черты является своего рода препятствием. Так, говорится о тех препятствиях, которые стоят в окружении человека, когда он только еще в себе самом нашел это изобилие, полноту своих сил. Здесь говорится о тех занавесях, которыми окружает себя человек. В переводе с образного языка "Книга перемен" эти занавеси не что иное, как сомнения в возможности действовать, сомнение в себе самом, а отсюда неуверенность в действии вызывает среди окружающих как результат недоверие, ненависть. Поэтому в той ситуации, в которой занавеси настолько плотны, что темнота напоминает ночь, когда видна Большая Медведица, необходимо с полной силой и напряжением раскрыть свою внутреннюю правду, ибо это единственный способ преодоления того недоверия, которое встречает здесь человек, еще не приступивший к действию, – к раздаче своего изобилия. Но если это раскрытие внутренней правды наступит, то исход будет счастливым. Поэтому в тексте находим:

Слабая черта на втором [месте].

[Если] выступишь, [то] попадешь под сомнение и ненависть.
[Если] владеешь правдой, [то] будь открыт.
Счастье.

3. Для интерпретации афоризма данной третьей позиции в комментаторской литературе приводятся два мнения. Одно высказывает Оу-и, другое – Ван Би и Иту Тугай. Дело сводится к пониманию седьмого иероглифа данного афоризма. Одни, например Ван Би, понимают его в чтении мэй, и тогда он значит "еле заметная звезда". Другие же, как, например, Оу-и, понимают этот знак как мо, и тогда он значит "пена, брызги". Поскольку мы исходим по преимуществу из комментария Оу-и, постольку следовало бы принять его чтение. Но его чтение я нахожу ошибочным, потому что Оу-и не заметил здесь рифмы, ибо данное слово должно рифмоваться с третьим словом, которое, как известно, читается пэй. Таким образом, чтение седьмого иероглифа мэй, совпадающее не только по произношению, но и по тону со словом пэй, которое предложено еще Ван Би, приходится признать правильным чтением. Поэтому объяснение данного афоризма построено на основании комментария Иту Тугая. Дальнейшее развитие изобилия приводит к тому, что оно становится все полнее и полнее, но все ближе и ближе закрывающая изобилие четвертая черта. Все сильнее и сильнее сомнение, закрывающее изобилие внутренних сил человека. Если на предыдущей ступени эти сомнения окутывали такой темнотой, что она напоминала ночь, во время которой видна Большая Медведица, то здесь ночь еще темнее, так что видна самая незаметная маленькая звездочка. Слово мэй, которое мы переводим как "незаметная звезда", по некоторым версиям, обозначает Полярную звезду. И мы останавливаемся именно на этом значении, чтобы приблизить ее к контексту, где говорится о Большой Медведице. В этих условиях полной окутанности сомнениями, когда они, как полог, покрывают человека со всех сторон, сама его деятельность будет сильно затруднена. Ибо чем больше человек мешает своим сомнением возможности действовать дальше, тем больше стеснена возможность раздачи того благосостояния, которое в изобилии есть у него. Затрудненность его действий выражена в образе перелома правой руки, именно правой, которой человек действует. Если человек примет во внимание все то, что указано здесь о недопустимости сомнений в своих собственных силах, то он сможет избежать задержки, поставленной им самому себе. И тогда перед ним возможность избежать дурного результата. Вот почему "Книга перемен" говорит здесь:

Сильная черта на третьем [месте].
Сделаешь обильным свой полог
[так, что] среди дня увидишь Полярную звезду.
Сломаешь правый локоть.
Хулы не будет.

4. Данная гексаграмма состоит из триграммы Ли, которая обозначает солнце, и триграммы Чжэнь, которая обозначает молнию. Но ее значение несколько шире, чем только молния. Это, собственно говоря, гроза. Отсюда и грозовые тучи, которые закрывают солнце, в особенности здесь, где "гроза" помещена над "солнцем". Поэтому на четвертой позиции, когда мы переходим к верхней триграмме, опять повторяется образ занавеси, которая покрывает человека густой непроглядной мглой, напоминающей темную ночь. Поскольку четвертая черта стоит в соответствии с первой, где упоминался образ хозяина, постольку и здесь упоминается этот образ. В таких образах выражено то, что человек, даже будучи окутан сомнениями, все же должен пробиться сквозь них и встретить другого человека, равного ему. Только тогда исход его деятельности может быть благоприятным, ибо действие одного человека не может привести к плодотворным результатам. Здесь уже подготовляется та поддержка, которая выступит на следующей позиции. Поэтому в тексте мы читаем:

Сильная черта на четвертом [месте].
Сделаешь обильными свои занавеси
[так, что] среди дня увидишь Большую Медведицу.
Встретишь равного тебе хозяина.
Счастье.

5. Суть данной ситуации в том, чтобы изобилие, присущее ей, было распространено на людей, окружающих данного человека. Поэтому на пятой позиции, которой свойственно максимальное выявление вовне, с особой силой выявляется эта суть. Поскольку между данной позицией и сутью данной гексаграммы есть созвучие, постольку здесь "Книга перемен" говорит о той хвале, которая предстоит человеку. Вообще "Книга перемен" чаще всего говорит о том, что хулы или хвалы не будет, и только в нескольких местах дается упоминание о том, что наступит хвала или хула. Тем сильнее звучат эти слова. Поэтому они и здесь сказаны не напрасно. Так, в тексте мы читаем:

Слабая черта на пятом [месте].
Придешь с блеском.
Будет поддержка.
Хвала.
Счастье.

6. На последней позиции переразвитие ситуации изобилия в самой себе. Она замкнута в себе. Безусловно, в такой деятельности, в которой человек не делится своим достоянием с другими, а замыкается в себе, его деятельность не может быть благополучной. Он сам отрезает себя от окружающих людей. "Книга перемен" говорит о его трехлетнем одиночестве. Под тремя годами разумеется, с одной стороны, длительный срок, с другой стороны – те три позиции, которые отделяют шестую позицию от созвучной ей третьей, считая, конечно, и саму третью позицию. По поводу такого переразвития и замыкания человека "Книга перемен" предупреждает:

Наверху слабая черта.
Сделаешь обильным свое жилище.
Сделаешь занавеси в своем доме.
Взглянешь на свою дверь, и в тиши не будет никого.
Три года [никого] не будешь видеть.
Несчастье.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.