Маяковский облако в штанах 2 часть. Облако в штанах (Маяковский)

«Облако в штанах» — революционная поэма, и не только по теме, но и по новому, революционному отношению художника к миру, человеку, истории. Элементы трагедии отступают в ней перед жизнеутверждающей патетикой. Конфликт поэта с действительностью теперь находит разрешение в призыве к активной борьбе. Особенно наглядно это прослеживается во второй главе поэмы. Именно в ней дает отчетливо почувствовать неотвратимость стремительно наступающего кризиса всего миропорядка и грядущих революционных событий:

Я,
обсмеянный у сегодняшнего племени,
как длинный
скабрезный анекдот,
вижу идущего через горы времени,
которого не видит никто.

За ними следуют строки, которые по праву можно считать ключевыми во всей поэме:

Где глаз людей обрывается куцый,
главой голодных орд,
в терновом венце революций
грядет шестнадцатый год.
Душа поэта — в его стихах, весь смысл его деяний и высшее
счастье — в служении восставшему народу:
А я у вас — его предтеча;
я — где боль, везде;
на каждой капле слезовой течи
распял себя на кресте…

Тематически «Облако в штанах» — поэма о любви поэта, об искренности человеческих отношений, которая сталкивается с ложью социальных и нравственных законов буржуазного общества. Но любовная драма становится здесь лишь частным выражением общего социального конфликта. Снова звучит в в капиталистическом мире, ответственности за них поэта, но звучит он по-иному, чем ранее. В единстве с людьми поэт осознает ту силу, которая позволяет ему принять вызов буржуазномещанского мира:

Плевать, что нет
у Гомеров и Овидиев
людей, как мы,
я знаю —
солнце померкло б, увидев
наших душ золотые россыпи!

Поэт призывает людей не просить, а требовать счастья здесь и сейчас:

Жилы и мускулы — молитв верней.
Нам ли вымаливать милостей времени!
Мы —
каждый —
держим в своей пятерне
миров приводные ремни!

Маяковский верит в человека и в будущее торжество высоких человеческих начал. Он верит в то, что человек — творец своего счастья:

Нам, здоровенным,
с шагом саженьим,
надо не слушать, а рвать их —
их,
присосавшихся бесплатным приложением
к каждой двуспальной кровати!
Их ли смиренно просить:
«Помоги мне!»
Молить о гимне,
об оратории!
Мы сами творцы в горящем гимне —
шуме фабрики и лаборатории.

Во второй главе Маяковский обрушивается на поэтов, которые в своем творчестве проповедуют философию и этику буржуазного индивидуализма:

Поэты,
размокшие в плаче и всхлипе,
бросились от улицы, сроша космы:
«Как двумя такими выпеть
и барышню,
и любовь,
и цветочек под росами?»

Перепадает от Маяковского и тем, кто придерживается антидемократических идеологический учений, культивирующих презрение к массе, идею сверхчеловека. В этой связи возникает во второй главе образ «крикогубого Заратустры»:

Слушайте!
Проповедует,
мечась и стеня,
сегодняшнего дня крикогубый Заратустра!
Мы
с лицом, как заспанная простыня,
с губами, обвисшими, как люстра,
мы,
каторжане города — лепрозория,
где золото и грязь изъязвили проказу, —
мы чище венецианского лазорья,
морями и солнцами смытого сразу!
Вторая глава заканчивается словами:
И когда
приход его
мятежом оглашая,
выйдете к спасителю —
вам я
душу вытащу,
растопчу,
чтоб большая! —
и окровавленную дам, как знамя.

В этом — весь Маяковский, он всегда там — «где боль, везде». В «Облаке в штанах» определилась главная тема всего творчества, всей поэзии Маяковского — тема революции. Точнее даже сказать, сама революционная стихия, революционное обновление стали главным содержанием, главным героем стихов и поэм Маяковского, начиная от «Облака…» и заканчивая поэмой «Во весь голос».

Во второй главе поэмы «Облако в штанах» речь идет о процессе поэтического творчества и его назначении, о миссии поэта в обществе. Маяковский опровергает кажущуюся легкость стихотворного ремесла, пишет о том, как автор тщательно обдумывает творческий замысел. Поэт видит явную оторванность многих произведений от живой жизни. Он критикует сентиментально-романтические вирши, которые далеки от истинного пламени чувств. Поэт подчеркивает необходимость новых поисков в области изобразительных средств, способных отразить эмоции каждого человека:

Пока выкипячивают, рифмами пиликая,

Из любвей и соловьев какое-то варево,

Улица корчится безъязыкая –

Ей нечем кричать и разговаривать.

В. Маяковский показывает, что за поэтами тянется все общество. Он призывает здравомыслящих людей порвать творения с сентиментальной чушью.

В. Маяковский глубоко чувствовал не только ритм истории, но и законы развития языка. Он понимал, что новая эпоха требует иных изобразительно-выразительных средств. Его авторские неологизмы – это попытка способствовать расширению языковой словарной базы. В. Маяковский понимал, что по сравнению с человеческой историей наша жизнь – песчинка. Надо успеть внести свой вклад в развитие культуры, искусства. Надо торопиться жить, смело включаясь в борьбу за свои идеалы.

Резкими, грубоватыми мазками (как на картинках художника Лентулова) изображен во второй главе поэмы городской пейзаж, центральным при создании которого является образ толпы.

Поэт призывает прислушаться к его проповеднической речи. Он хочет сплотить вокруг себя даже тех людей, что когда-то обидели его. В главе переосмысливается библейский сюжет о распятии Христа: аудитории Петрограда, Москвы, Одессы, Киева сравниваются с теми, кто кричал на горе Голгофе: «Распни его!»

Поэт стремится развенчать философию тех, кто как проказой заболел золотой лихорадкой. Слова «грязь» и «золото» сопряжены в произведении в пределах одной строки, ибо общество, построенное на имущественном праве сильного, попирает при этом обездоленных.

В. Маяковский провозглашает ценность человеческой личности и верит в необходимость общественного подъема.

Наиболее важными в данной главе являются строки о провидческом характере поэтического таланта. Непонятный современниками, поэт надеется достучаться до сердец потомков. Уже в 1914–1915 годах он пророчески ощущает приход новой волны революционных перемен:

Где глаз войны обрывается куцый,

Главой голодных орд,

В терновом венце революций

Грядет шестнадцатый год.

И поэт готов к этим революционным переменам. Он видит в них путь к спасению и торжеству социальной справедливости. Подобно горьковскому Данко он хочет вынуть из груди окровавленную душу и дать народу как знамя, как символ праведной борьбы за счастье и свободу.

Во второй главе поэмы «Облако в штанах» речь идет о процессе поэтического творчества и его назначении, о миссии поэта в обществе. Маяковский опровергает кажущуюся легкость стихотворного ремесла, пишет о том, как автор тщательно обдумывает творческий замысел. Поэт видит явную оторванность многих произведений от живой жизни. Он критикует сентиментально-романтические вирши, которые далеки от истинного пламени чувств. Поэт подчеркивает необходимость новых поисков в области изобразительных средств, способных отразить эмоции каждого человека:

Пока выкипячивают, рифмами пиликая,

Из любвей и соловьев какое-то варево,

Улица корчится безъязыкая –

Ей нечем кричать и разговаривать.

В. Маяковский показывает, что за поэтами тянется все общество. Он призывает здравомыслящих людей порвать творения с сентиментальной чушью.

В. Маяковский глубоко чувствовал не только ритм истории, но и законы развития языка. Он понимал, что новая эпоха требует иных изобразительно-выразительных средств. Его авторские неологизмы – это попытка способствовать расширению языковой словарной базы. В. Маяковский понимал, что по сравнению с человеческой историей наша жизнь – песчинка. Надо успеть внести свой вклад в развитие культуры, искусства. Надо торопиться жить, смело включаясь в борьбу за свои идеалы.

Резкими, грубоватыми мазками (как на картинках художника Лентулова) изображен во второй главе поэмы городской пейзаж, центральным при создании которого является образ толпы.

Поэт призывает прислушаться к его проповеднической речи. Он хочет сплотить вокруг себя даже тех людей, что когда-то обидели его. В главе переосмысливается библейский сюжет о распятии Христа: аудитории Петрограда, Москвы, Одессы, Киева сравниваются с теми, кто кричал на горе Голгофе: «Распни его!»

Поэт стремится развенчать философию тех, кто как проказой заболел золотой лихорадкой. Слова «грязь» и «золото» сопряжены в произведении в пределах одной строки, ибо общество, построенное на имущественном праве сильного, попирает при этом обездоленных.

В. Маяковский провозглашает ценность человеческой личности и верит в необходимость общественного подъема.

Наиболее важными в данной главе являются строки о провидческом характере поэтического таланта. Непонятный современниками, поэт надеется достучаться до сердец потомков. Уже в 1914–1915 годах он пророчески ощущает приход новой волны революционных перемен:

Где глаз войны обрывается куцый,

Главой голодных орд,

В терновом венце революций

Грядет шестнадцатый год.

И поэт готов к этим революционным переменам. Он видит в них путь к спасению и торжеству социальной справедливости. Подобно горьковскому Данко он хочет вынуть из груди окровавленную душу и дать народу как знамя, как символ праведной борьбы за счастье и свободу.

Замысел поэмы «Облако в штанах» (первоначально название «Тринадцатый апостол») возник у Маяковского в 1914 году. Поэт влюбился в некую Марию Александровну, семнадцатилетнюю красавицу, пленившую его не только внеш-ностью, но и своей интеллектуальной устремленностью ко всему новому, рево-люционному. Но любовь оказалась несчастной. Маяковский воплотил горечь сво-их переживаний в стихах. Полностью поэма была закончена летом 1915 года. По-эт был не только автором, но и ее лирическим героем. Произведение состояло из вступления и четырех частей. Каждая из них имела определенную, так сказать, частную идею.
«Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» - «четыре крика четырех частей», - так очень верно и точно опре-делена сущность этих идей самим автором в предисловии ко второму изданию поэмы.
В начале второй главы автор определяет свои позиции:
Славьте меня!
В следующих строках мы улавливаем определенный «нигилизм»:
Я над всем, что сделано,
Ставлю: «nihil» (ничто).
Все отрицается и разрушается, все перестраивается и переделывается на но-вый лад. Отрицание продолжается:
Никогда ничего не хочу читать.
И тут же – познание жизни:
А оказывается –
прежде чем начнет петься,
долго ходят, размозолев от брожения…
Далее автор в гуще толпы:
Улица муку молча перла…
И вновь – возвращение к личной теме, поэт ставит свои жизненные принци-пы.
Во второй главе протест Маяковский выражает открыто, громко и смело. С исключительной ясностью и вдохновением выражена в ней целеустремленность героя, когда он, обращаясь к «уличным тыщам», идущим за поэтами «размокши-ми в плаче и всхлипе», говорит:
Господа!
Остановитесь!
Вы не нищие,
вы не смеете просить подачки!

Нам, здоровенным,
с шагом саженным,
надо не слушать, а рвать их –
их,
присосавшимся бесплатным приложеньем
к каждой двуспальной кровати!
С торжественной проповедью обращался поэт к людям труда, говорил об их величии и могуществе:
Мы
с лицом, как заспанная простыня,
с губами, обвисшими, как люстра,
мы,
каторжане города-лепрозория,
где золото и грязь изъявили проказу, -
мы чище венецианского лазорья,
морями и солнцами омытого сразу.

я знаю,
солнце померкло б, увидев
наших душ золотистые россыпи!
Внимательно прислушиваясь к биению пульса жизни, зная, что выраженные им чувства не сегодня-завтра станут самосознанием миллионов, поэт устами сво-его лирического героя провозгласил:
я,
осмеянный у сегодняшнего племени,
как длинный
скабрезный анекдот,
вижу идущего через горы времени,
которого не видит никто.

в терновом венце революций
грядет шестнадцатый год.
А я у вас – его предтеча…
Маяковский осознает себя певцом человечества, угнетенного существую-щим строем, которое поднимается на борьбу. Он называет себя «крикогубым За-ратустрой». Поэт говорит, как пророк, от имени людей, задавленных городом, ка-торгой тупого, бессмысленного труда. Он высмеивает сладеньких, чирикающих поэтов, которые «выкипячивают», «пиликая», рифмы, в то время как корчащейся улице «нечем кричать и разговаривать». Остриями раскаленных строк, как шты-ками, штурмует он весь старый строй жизни.
Громко и проникновенно говорит Маяковский от имени тех, кто держит в своей пятерне «миров природные ремни». Огромная любовь к человеку – в каж-дой строке второй главы. Ни одного спокойно произнесенного, ни одной равно-душной фразы. Стих Маяковского оказался достаточно могучим, чтобы передать перемещение миров, уловить тончайшие движения сердца и глухую тишину Все-ленной.
Вторая глава полная мысли, огня, презрения, боли и предвидения будущего.
Это предвидение поэта на год укорачивает срок ожидания. Ему кажется, что уже в 1916 году грянет революция.
Что касается художественных особенностей второй главы поэмы «Облако в штанах», то они представлены здесь очень широко. Необычностью поэзии Мая-ковского является то, что она очень активна, не воспринимать ее никак просто не-возможно. Можно сказать, что его стихи – стихи митингов, лозунгов. И во второй главе мы находим тому примеры: «Славьте меня!», «Господа! Остановитесь! Вы же не нищие, вы не смеете просить подачки!».
Новаторство Маяковского разнопланово. Он совершенно меняет устояв-шиеся стереотипы в работе над словом, речевыми оборотами. Например, автор берет какое-нибудь слово и «освежает» его первичное значение, создавая на его основе яркую, развернутую метафору. Результатом этого стали такие образы, как «костлявые пролетки», «пухлые такси».
Мир метафор просто поражает своей фантазией и многообразием: «душ россыпи», «глаз обрывается», «душу вытащу, растопчу», «выжег души…». Срав-нения поражают своей образностью: «лицо, как застиранная простыня», «с губа-ми, обвисшими, как люстра», а себя поэт сравнивает со «скабрезным анекдотом».
Вводя неологизмы, Маяковский добивается запоминающейся образной ха-рактеристики явлений и событий: «разморозлив», «выкипячивают», «пешехо-дист».
С лексикой поэт обращается необыкновенно творчески: он «просеивает», «перемешивает» слова, совмещая их в самых контрастных сочетаниях. В поэме мы найдем сочетания «высокого» и «низкого» стилей. «в хорах архангелова хора-ла», «идемте жрать», «Фауст», «гвоздь», «венецианское лазорье», «голодные ор-ды». А подчас встречаются и нарочито грубые, «сниженные» образы: «выхаркну-ла», «сволочь»…
Во второй главе поэмы мы найдем фразы-образы, когда буквально за одной строкой – целый мир, воспроизведенный с удивительной точностью и многопла-новостью. К примеру, это образ города:
топорщась, застрявшие поперек горла,
пухлые taxi и костлявые пролетки..
Ритмический рисунок второй главы своеобразен, очень динамичен. Маяков-ский преобразует и свободно сочетает традиционные стихотворные размеры (ямб, хорей, анапест и т.д.) с характерным для народно-поэтического творчества тони-ческим стихом, создавая гибкую подвижную структуру стиха.
И когда –
все-таки!
выхаркнула давку на площадь,
спихнув наступившую на горло паперть…
Ритмическое разнообразие и вариантность стиха не самоцель, а средство выражения многогранного содержания поэмы.
К особенностям ритмической структуры стиха Маяковского стоит отнести сложное движение ритма, разбивку стихотворной строки, его знаменитую «лесен-ку»:
Слушайте!
Проповедует,
мечась и стеня,
сегодняшнего дня крикогубый Зарастустра.
Известно одно воспоминание товарища Маяковского В. Каменского. Он пи-сал: «Успех поэмы «Облако в штанах» был столь громаден, что с этой минуты он сразу поднялся на высоту гениального мастерства. Даже враги смотрели на эту высоту с трепетом и изумлением». Я считаю, что данное высказывание полно-стью отражает суть этого произведения, ведь Маяковский, проникнутый предчув-ствием грядущей революции, говорил от имени порабощенного человечества.

Поэма “Облако в штанах” занимает особое место в творчестве Маяковского. Если изучить краткий анализ “Облако в штанах” по плану, становится понятно, почему. Этот разбор можно использовать для проведения урока литературы в 11 классе.

Краткий анализ

История создания – написано произведение в 1914 году, в этот период поэт был влюблен в Марию Денисову, однако чувства его не получили ответа и были воплощены в стихах. Впервые оно было издано в 1915 году.

Тема поэмы – центральной можно назвать тему любви, однако к ней также добавляются тема поэта и толпы, нового искусства, отрицания господствующего строя и, наконец, отрицания Бога.

Композиция – поэма делится начасти, каждая из которых имеет собственную тему, причем если в первой части лирический герой ждет встречи со своей любовью, а после отрицает само это чувство, то в последней он обвиняет Бога в том, что тот не позаботился о человеке, не дал ему счастливой любви. Всего их четыре.

Жанр – поэма-тетраптих.

Стихотворный размер – свободный стих, в котором проявилось новаторство Маяковского как поэта.

Эпитеты – “окровавленный сердца лоскут “, “выжиревший лакей “, “засаленная кушетка “, “размягченный мозг” .

Метафоры – “и гостиная батистовая, чинная чиновница ангельской лиги “.

Гипербола – “вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы “.

Сравнение – “мужчины, залежанные, как больница “, “женщины, истрепанные, как пословица “.

Оксюморон – “пульс покойника “.

История создания

Владимир Маяковский задумал свою поэму еще до знакомства с Марией Денисовой, первоначально она должна была называться “Тринадцатый апостол”. Но фактически история создания ее начинается во время поездки футуристов по России. Знакомство с красавицей, которая отказалась вступать с ним в близкие отношения, глубоко ранило Маяковского и в то же время дало ему большой творческий толчок: поэму, начатую в 1914 году, он закончил уже в июле 1915-го. В том же году произведение, уже под названием “Облако в штанах”, было опубликовано Осипом Бриком. Второе издание пришлось на 1916 года, и оба были сильно урезаны цензурой.

Тема

Поэма Маяковского интересна еще и тем, что, несмотря на наличие центральной темы, она многотемна, причем остальные можно проследить по главам.

Так, в первой главе лирический герой ждет свою возлюбленную (Маяковский никогда не скрывал, кому посвящено его произведение), причем ожидание это для него скорее мучительно, чем приятно. Он понимает, что надежды на ответное чувство нет, но все же готов выслушать слова Марии. Тема второй части – поэзия, которая, по мнению Маяковского, должна быть поэзией борьбы – но далеко не все произведения и творцы соответствуют этому образу. Третья часть – это отрицание всего государственного строя, который жесток и бесчеловечен. Здесь появляется образ тринадцатого апостола из первоначального названия поэмы – это человек, который противостоит хозяевам жизни.

Наконец, в четвертой части Маяковский снова возвращается к теме любви, которая на этот раз тесно связана с темой Бога – поэт не просто отрицает религию, он насмехается и над самим Создателем, который не подарил людям возможность счастливой любви. Лирический герой пытается донести свои чувства до возлюбленной – но остается с окровавленным сердцем.

Композиция

Произведение состоит из четырех частей. Четырехчастная композиция поэмы позволяет поэту рассмотреть все грани его чувства и высказать свои взгляды на жизнь, которые можно выразить простым лозунгом “Долой!” – и любовь, и современное общество, и самого Бога. Это основной смысл и посыл всего произведения.

Жанр

Жанр этого произведения – поэма. Сам Маяковский говорил, что это “четыре крика из четырех частей” . Он считал “Облако в штанах катехизисом современного искусства – оно действительно новаторское по своей форме и бунтарское по содержанию.

Средства выразительности

Поэзия Маяковского с самого была максимально резкой – он использовал многочисленные средства выразительности, чтобы наиболее ярко донести свою мысль до читателя. “Облако в штанах”, относящееся к дореволюционному периоду его творчества, уже выглядит как манифест. В нем использованы:

  • эпитеты – “ окровавленный сердца лоскут “, “ выжиревший лакей “, “ засаленная кушетка “, “ размягченный мозг” ;
  • метафоры – “ и гостиная батистовая, чинная чиновница ангельской лиги “;
  • гиперболы – “ вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы “;
  • сравнения – “ мужчины, залежанные, как больница “, “ женщины, истрепанные, как пословица “;
  • оксюморон – “ пульс покойника “.

Ритмика стихотворения новаторская – использован модернистский подход, когда за ориентир берется маршевый ритм и биение пульса. Все выразительные средства в нем используются не для красоты слога, а для того, чтобы более точно и емко передать мысль, которую поэт вкладывал в свои строки.

Тест по поэме

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 107.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.