Независимая государственная экспертиза проектно-сметной документации. Проверка государством проектных документов для строительства На что делается государственная экспертиза в строительстве

Перед началом проведения работ по модернизации, строительству, консервации, расширению, ликвидации, перевооружения (технического) или реконструкции объекта недвижимости, проводится экспертиза проектной документации.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что это такое?

Государственная проектная экспертиза представляет собой один из самых главных инструментов управления территориальной и строительной деятельности. Благодаря этим мероприятиям удается обеспечивать максимальный уровень безопасности всем возводимым, реконструируемым и ликвидируемым объектам.

Государственная экспертиза позволяет предотвращать появление объектов недвижимости, возведение и последующая эксплуатация которых противоречит нормам конструктивной надежности.

Заключение экспертной комиссии дает максимально точную оценку качеству разработанного проекта, которое учитывается потенциальными инвесторами, желающими вложить средства как в реконструируемые, так и во вновь создаваемые объекты.

Многие застройщики и собственники недвижимости задают вопрос: что является предметом государственной экспертизы? Точное определение дается действующим на территории Российской Федерации законодательством.

Предмет экспертизы – оценка соответствия проектных документов требованиям, выдвигаемым регламентами.

  • экологические;
  • пожарные;
  • санитарно-эпидемиологические;
  • радиационной, ядерной и промышленной безопасности;
  • охраны (государственной) объектов культурного наследия и т. д.

Видео: основные изменения

Чем регулируется

Проектная экспертиза проводится в соответствии с регламентом

Также к данным мероприятиям могут привлекаться подведомственные им учреждения, расположенные в 22 субъектах Федерации.

Для проведения проверки объектов, определенных отдельным приказом Президента РФ, уполномочены другие Федеральные органы исполнительной власти.

Перечень документов

Каждый заказчик, который обратился в Управление государственных экспертиз, должен по месту расположения объекта подать заявление о проведении проверки.

Пакет прилагаемых документов комплектуется следующим образом:

  • свидетельства, подтверждающие право собственности на объект недвижимости;
  • план исследуемого участка (градостроительный);
  • проектная документация на объекты, подлежащие государственной экспертизе проектной документации, включающая все существующие разрешения на отклонения от нормативов и стандартов;
  • согласие собственников на проведение реконструкции или перестройки объекта и т. д.

Сроки

Государственная проектная экспертиза осуществляется за счет средств заказчика.

Для проведения данных мероприятий законодательством установлены конкретные сроки – не боле 3-х месяцев .

45 дней дается специалистам на проверку:

  • проектных документов, разработанных для капитальных и жилых объектов;
  • всех результатов проведенных инженерных изысканий;
  • проектных документов, реализация которых будет проводиться в особых экономических зонах.

Заключение

Результатом государственной экспертизы проектной документации является вывод, данный специалистами после проведения всех необходимых исследований.

Решение экспертов, которое составляется на бумажном носителе, вносится в реестр заключений, и ему присваивается порядковый номер. Положительное заключение, также как и отрицательное, передается на руки заказчику. В соответствии с выводом экспертов застройщик, инвестор или владелец объекта недвижимости предпринимает дальнейшие действия.

Когда не требуется

Не требуется государственная проектная экспертиза в следующих случаях:

  • при строительстве объектов недвижимости, которые относятся к 3 уровню ответственности;
  • при использовании типовых проектов при строительстве, реконструкции и модернизации объектов, которые имеют бытовое, социальное или культурное назначение;
  • при проведении строительно-монтажных работ, которые не влияют на несущие способности объекта.

Управление государственной экспертизы проектной документации

В тот момент, когда требуется проектная экспертиза, владельцам объектов недвижимости, застройщикам или инвесторам нужно обратиться в государственный орган, уполномоченный проводить такую проверку.

Управление государственной проектной экспертизы проводит соответствующие мероприятия в полном соответствии с утвержденным регламентом.

Спецификация оборудования Спецификация оборудования, изделий и материалов: Текстовый проектный документ, определяющий состав оборудования, изделий и материалов и предназначенный для комплектования, подготовки и осуществления строительства. Источник ГОСТ Р 21.110-2013

Градостроительный кодекс Российской Федерации

Статья 49. Государственная экспертиза проектной документации
и результатов инженерных изысканий...

1. Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе , за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

2. Государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:

1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48_1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами (пункт дополнен с 1 января 2008 года Федеральным законом от 4 декабря 2007 года N 324-ФЗ - см. предыдущую редакцию);

5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48_1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 4 декабря 2007 года N 324-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

3. Государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно (далее - типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.

3_1. Государственная экспертиза результатов инженерных изысканий не проводится в случае, если инженерные изыскания выполнялись для подготовки проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, а также в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство.

3_2. Результаты инженерных изысканий могут быть направлены на государственную экспертизу одновременно с проектной документацией или до направления проектной документации на государственную экспертизу.

4. Государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями.

4_1. Государственная экспертиза проектной документации всех объектов, указанных в пункте 5_1 статьи 6 настоящего Кодекса, и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, при условии, если иное не установлено Федеральным законом "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", проводятся федеральным органом исполнительной власти, указанным в абзаце первом части 3 статьи 6_1 настоящего Кодекса, или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением, за исключением случаев, если указом Президента Российской Федерации в отношении объектов обороны и безопасности или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в отношении объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, а также в отношении объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности, определены иные федеральные органы исполнительной власти.

4_2. Государственная экспертиза проектной документации иных объектов капитального строительства и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проводятся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением по месту нахождения земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства.

5. Предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

6. Не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, а также проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности.

6_1. Для проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, такая проектная документация в установленном Правительством Российской Федерации порядке представляется в:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации, в отношении объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, и в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

2) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации, в отношении объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в пункте 1 настоящей части.

6_2. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на проведение государственной экспертизы проектной документации и в соответствии с частью 4 настоящей статьи осуществляющие такую государственную экспертизу, направляют представленную заказчиком проектную документацию объектов, указанных в подпункте 7_1 статьи 11 и подпункте 4_1 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", на государственную экологическую экспертизу в установленном данным Федеральным законом порядке.

6_3. Результатами проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, являются соответствующие заключения .

7. Срок проведения государственной экспертизы определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать три месяца.

8. Основаниями для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, направленных на государственную экспертизу, являются :

1) отсутствие в составе проектной документации разделов, предусмотренных частями 12 и 13 статьи 48 настоящего Кодекса;

2) подготовка проектной документации лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 4 и 5 статьи 48 настоящего Кодекса;

3) отсутствие результатов инженерных изысканий, указанных в части 6 статьи 47 настоящего Кодекса, или отсутствие положительного заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на государственную экспертизу до направления на государственную экспертизу проектной документации);

4) несоответствие результатов инженерных изысканий составу и форме, установленным в соответствии с частью 6 статьи 47 настоящего Кодекса;

5) выполнение инженерных изысканий, результаты которых направлены на государственную экспертизу, лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 47 настоящего Кодекса;

6) направление на государственную экспертизу не всех документов, предусмотренных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 настоящей статьи;

7) направление проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в орган исполнительной власти, государственное учреждение, если в соответствии с настоящим Кодексом проведение государственной экспертизы таких проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий осуществляется иным органом исполнительной власти, иным государственным учреждением;

8) направление не подлежащих государственной экспертизе проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

9. Результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение ) или несоответствии (отрицательное заключение ) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 настоящего Кодекса, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на государственную экспертизу одновременно с проектной документацией. В случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на государственную экспертизу до направления проектной документации на государственную экспертизу, результатом государственной экспертизы является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

10. Отрицательное заключение государственной экспертизы может быть оспорено застройщиком или заказчиком в судебном порядке. Застройщик или заказчик вправе направить повторно проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу после внесения в них необходимых изменений.

11. Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и порядок ее взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации

Проведение государственной экспертизы – один из ключевых этапов в процессе строительства зданий и сооружений. Именно он становится «камнем преткновения» для многих строительных компаний. И причина не только в жестком порядке прохождения процедуры, но и в сроках ее проведения. К сожалению, не все знают требования законодательства, что вызывает ряд проблем и проволочек. Чтобы исключить такие сложности, стоит учесть ряд моментов, рассмотренных в статье.

Общие положения по государственной экспертизе

В законодательстве РФ четко прописан верхний период, выделяемый для проведения госэкспертизы проекта и изысканий в инженерном секторе. Так, с учетом положения №7 статьи 49 ГрК РФ период определяется с учетом сложности сооружения и не должен быть больше двух месяцев (60 суток). Что касается минимального срока, то он не оговаривается, что гарантирует определенную свободу действий для проверяющей структуры.

Нельзя не отметить и другой пункт (№29), в котором рассмотрены особенности (порядок и организация) проведения госэкспертизы. В нем упоминается, что проверка может проходить и быстрее (до 45 суток). Это актуально:

  • Для проектных документов, касающихся сооружений жилого сектора. Сюда же входят здания нежилого характера, не относящиеся к категории уникальных объектов.
  • Для изысканий в инженерном секторе, которые направлены для прохождения экспертизы до основных бумаг по проекту.
  • Для проектной документации, касающейся объектов капстроительства, а также реконструкции сооружений, находящихся в экономической зоне.

Кроме того, в пункте №30 указано, что срок проведения госэкспертизы может быть сокращен для сооружений, проверка документации по которым производится субъектами власти РФ на местах или же подведомственными госструктурами. В случае с государственной экспертизой стоит брать во внимание не только фиксированные сроки, прописанные в положении, но и условия договора. Участниками последнего выступают две стороны – структура, которая проводит проверку, и заявитель. Такие документы, как правило, регулируются на законодательном уровне с учетом условий ГК РФ.

По Гражданскому кодексу участники соглашения имеют право индивидуально определять период проведения проверки, а также оговаривать условия, когда сроки могут быть продлены. Получается, если заявителю недостаточно упомянутого в соглашении срока, то он выдвигает собственные условия и отказывается от подписания соглашения до их принятия. Но стоит учесть, что в ряде случаев госэкспертиза является обязательной, что вынуждает заявителя согласиться на предложенные другой стороной сроки.

Ускоренная госэкспертиза несет ряд дополнительных рисков. В частности, снижается качество проводимых проверок, возрастает риск упустить нечто значимое. Итогом могут стать ошибки на этапе строительства и дальнейшие проблемы с вводом здания в работу. Кроме того, снижение сроков не позволяет государственным органам получить полный объем информации и провести анализ по интересующему объекту.

  • Рекомендации заказчика (заявителя).
  • Условия регламента.
  • Действующие правила.
  • Заявленные сроки проведения госэкспертизы.
  • Требуемые трудовые ресурсы и так далее.

Виды и сроки проведения экспертизы и сопутствующих бумаг

Как упоминалось, время на проведение госэкспертизы составляет до 60 дней или до 45 суток (в исключительных случаях). Но здесь имеют место ситуации, когда процесс проведения может быть приостановлен. В виде основания для такого решения может стать оформление и передача соответствующего заявления, где оговорена необходимость внесения корректировок в один или несколько разделов.

Возможны ситуации, когда уполномоченная структура принимает отрицательное решение. Это объясняется тем, что заявители часто подают неполный список документов или бумаги, оформленные с нарушением действующих нормативно-правовых актов и регламента. Отказ в приеме документов возможен и при отсутствии в составе разделов, которые должны иметь место с учетом требований законодательства РФ.

Негативное решение порой принимается при несоответствии передаваемых инженерных изысканий по форме или по составу, прописанному в регламенте, положении или законодательных актах. Ситуация складывается аналогичным образом и при выполнении инженерных изысканий лицом, которое не имеет соответствующих прав.

Бывают ситуации, когда заявитель направляет проект для госэкспертизы, но он не подлежит проверке или в составе бумаг имеют место непредусмотренные или несогласованные штампы.

Как упоминалось, обращение заявителя рассматривается в течение 72 часов, после чего выдается письменное решение. При этом исполнительный орган может отказать не только в рассмотрении документов, но и в их приеме. Последнее возможно в случае ошибок при заполнении полей при подаче заявления, а также в случае передачи противоречивых (заведомо ложных) сведений.

Принятое решение передается через Портал и должно быть подписано представителем Мосгосэкспертизы. Далее решение направляется к заявителю в личный кабинет для ознакомления.

Применительно к срокам проведения госэкспертизы проектной документации, должны быть учтены следующие моменты:

  • Проверка вычислений сметной цены объекта капстроительства проводится в срок, который оговаривается в соглашении между сторонами. Ограничивается только верхний период, который по законодательству не должен превышать тридцати суток. Если так совпало, что сметная документация проверяется в тот же период, когда проводится и госэкспертиза, то период ограничивается сроком проведения экспертной оценки проектных документов и изысканий.
  • Негосударственная экспертиза. Для многих объектов допускается проведение экспертной проверки без привлечения государственных структур. В этом случае работу выполняют определенные компании, а сроки выполнения работ определены договором, оформляемым между двумя сторонами. Максимальный период проверки может быть как в пределах установленных норм (45 суток), так и больше его.
  • Проверка сметной документации. Как и в прошлом случае, для оценки сметы в отношении строительных работ составляется договор. В документе оговариваются особенности взаимодействия сторон, а также период проведения работ.
  • Контроль правильности использования смет, индексов и применяемых методик при составлении сметы. Здесь также присутствует ряд требований со стороны действующего регламента. Сроки проверки определяются соглашением, оформляемым на проведение экспертных работ.
  • Проверка определенных разделов проекта. Здесь условия взаимодействия сторон (в том числе и сроки исполнения) определяются согласованным текстом соглашения.

Как видно из статьи, сроки проведения экспертной оценки со стороны госструктур и уполномоченных юридических лиц являются «плавающими» и зависят от сложности объекта. Разница в том, что применительно к госэкспертизе верхний период все-таки имеет ограничение, составляющее 45 суток. Благодаря этому, заказчик может планировать строительные работы и затраты времени на решение бюрократических процедур. Если вопрос с проведением экспертизы решается раньше, то это идет только на пользу.

Источники: СТРОИМ ПРОСТО

Можно сказать, что государственная экспертиза проекта строительства нужна для того, чтобы гарантировать безопасность зданий и их использования людьми. Учитывая, что государственные комиссии не проверяют все этапы строительства, а лишь принимают готовый возведённый объект, то они могут оценить безопасность будущего строения по документации, которая предоставляется проверяющим органам перед тем, как начать работы.

Сооружения в первую очередь должны быть безопасными, не должны наносить ущерба здоровью и имуществу граждан, и не должны идти вразрез с экологическими нормативами. Кроме того, оно должно быть согласовано с природоохранной и социальной деятельностью местных властей.

Помимо вышеперечисленного, здание должно:

  • Отвечать всем установленным государством нормативам, которые регламентируют строительную отрасль и категории зданий.
  • Соответствовать требованиям, которые выдвигаются отдельными нормами и регламентами строительной индустрии (касается сертификации продукции).
  • Соответствовать нормативным актам и законам, которые действуют на региональном уровне и устанавливаются муниципальной властью.
Когда организовывается госэкспертиза, нужно следовать всем нормативам и всем законам, которые устанавливаются в государстве. Также есть определённая инструкция, которая разработана для работников органов контроля. И еще, что немаловажно, нельзя обходить вниманием и те государственные документы, которые регулируют любой аспект инвестиционной деятельности, строительства и возведения объектов.

Какие проекты проверяются органами контроля?

Государственные экспертизы должны проводиться в отношении всех объектов (без исключений), причём независимо от того, откуда идёт их финансирование. Чаще всего бывают такие источники финансов:

  • Физические лица и частные фирмы.
  • Иностранные инвесторы.
  • Госучереждения.
В каждом отдельно взятом случае, если объект относится к капитальному строительству, и для него по закону положены экспертизы проектов, то он обязательно должен предоставить всю документацию в государственные контролирующие органы.

Кроме того, не имеет значения, в чьей собственности пребывает объект, и даже количество этих собственников. По форме собственности, объекты могут быть как частными, так и коммунальными или государственными.

Нет освобождений от проверок и тогда, когда в роли подрядчиков выступает доверенная государственная компания или фирма, выигравшая тендер. Не учитываются также и прочие заинтересованные стороны.

Проекты, которые освобождаются от экспертизы проекта

В реальности, не каждый из объектов подвергается обязательной экспертизе. Несмотря на имеющийся перечень обязательных объектов, есть также и перечень, в котором учтены те здания, которые освобождены от экспертиз в обязательном порядке, и для них проверка может быть только по их желанию.

К таким объектам относятся следующие:

  • Отдельные частные жилые дома, у которых в наличии 3 и менее этажей, и которые используются исключительно с целью проживания в них одной семьи. Такие объекты отнесены в категорию индивидуального строительства, и они не обязаны проходить государственные экспертизы по проектам.
  • Жилые дома, у которых не более трёх этажей, и в общем числе не более десяти квартир, которые предназначены для проживания людей. В каждой квартире разрешается проживание одной семьи, и каждая квартира должна быть снабжена хотя бы одной стеной, которая будет общей с другими квартирными блоками. В этих стенах запрещается делать дверные проёмы и прочие переходы, помещения должны быть строго отделены. Расположение такого дома допускается лишь на отдельном территориальном участке, у которого должна быть территория общего пользования и выход на улицу.
  • Многоквартирные жилые здания до трёх этажей, имеющие до четырёх подъездов, являющихся жилыми блоками. У каждого такого блока должен быть свой выход на улицу и на общую территорию, занимаемую зданием.
  • Капитальные отдельные здания, для которых не предусмотрено более двух этажей. Обязательные условия ― размер всех этажей не более 1500 квадратов. Эти помещения запрещается использовать для проживания людей, а также для какой-либо производственной деятельности.
  • Капитальные отдельные здания, которые имеют до двух этажей, при этом их размер составляет не более 1500 квадратов, и которые используются для производственных целей. При этом для предприятий, которые их используют, не должно быть нормативов по установлению санитарно-защитных зон. Либо же такие зоны должны проходить по границе тех участков, на которых находится здание. В этом случае допускается не производить проектную экспертизу в государственных органах.
Государственная экспертиза объектов строительства, помимо перечисленных выше случаев, не проводится в обязательном порядке на тех объектах, которые подвергаются ремонтно-восстановительным, строительным и реконструкционным работам, для которых не требуется получения разрешения от государственных комиссий. Также существует ещё одна категория ― это проекты, которые уже в прошлом проходили государственные экспертизы и по которым было вынесено положительное решение, и объекты по которым успешно построены и функционируют без происшествий.

Это так называемые типовые документы, по которым возводится не один, а два и более объектов в разных местах. Для новых объектов будут применяться те же нормы и те же документы, что и для старых, уже построенных. Такие новые объекты не должны будут проходить проверку проектов, так как она завершается для них автоматически, и не требует повторных экспертных процедур.

Кроме того, можно не производить экспертизы в тех случаях, когда имеются типовые документы, ранее получившие положительную резолюцию, но в которых есть небольшие изменения и дополнения, не затрагивающие основные характеристики и не влияющие на безопасность, строение, прочность, экологичность и надёжность будущей конструкции.

Объект и предмет проведения экспертиз

Объектом проведения экспертизы является объектная документация, которая составляется ещё на этапе разработки и инвестирования. Документы подготавливаются ещё до того, как начнутся строительные работы. Они обычно содержат перечень всех норм по технике, технологии, а также все правила и регламентацию работ, которые будут применяться строителями уже в процессе работы над объектом.

Проектные документы обычно охватывают все сферы строительства:

  • Местоположение и план.
  • Стройматериалы, которые будут применяться.
  • Сметные материалы.
  • Перечень и количество работ, которые подрядчик будет осуществлять.
  • Чертежи и схематические изображения всех сооружаемых конструкций и коммуникаций.
  • Схемы, указывающие на расположение оборудования.
  • Регламенты строительных работ.
  • Другие факторы, которые нужно учесть при строительстве.
Предмет проведения госэкспертиз являет собой определённые аспекты, которые должны быть подвергнуты проверке государственными органами в отношении объекта (проектных документов):
  • Проверка того, насколько документы соответствуют установленным государством нормативам и требованиям для конкретного типа строительства.
  • Насколько документы отвечают всем предусмотренным техническим и технологическим регламентам, которые контролируют данный тип строительства.
  • Проверка соответствия всем нормам, установленным санитарно-эпидемиологической службой в отношении данного типа капитальных строительных объектов.
  • Оценка соответствия природоохранным нормам и правилам, которые устанавливаются в отношении окружающей среды.
  • Проверка соответствия нормативам по защите и охране культурного наследия и объектов, представляющих культурную, историческую или архитектурную ценность в данном регионе.
  • Проверка радиологического контроля, которая заключается в оценке используемых материалов и в оценке того, насколько радиационно опасное здание защищено от возможных утечек радиации и загрязнений окружающей среды.
  • Проверка соответствия объекта правилам, которые установлены службой пожарной охраны в данном регионе. Все материалы, которые относятся к категории легко воспламеняеющихся, обязательно должны быть защищены, а в здании должны быть предусмотрены пути эвакуации, средства пожарной сигнализации, пожаротушения, и т.д.
  • Проверка проектных документов на их соответствие изысканиям инженерной комиссии, которая проводилась для строительства.
Сроки проведения экспертиз

Сам по себе проектный контроль госорганов, проводится до того, как начнутся любые работы по застройке. Это занимает значительное время, и все участники проекта могут приступать к своей работе только после окончания экспертизы.

Это делается с целью пресечения возникновения на объекте любых нарушений, которые могут повлечь за собой дефекты конструкции, и которые невозможно будет исправить при их выявлении. Такие дефекты могут быть крайне опасными, и носить не косметический, а функциональный или технический характер.

Именно поэтому вся документация, по которой будут проходить работы, проверяется экспертами до того, как подрядчики приступят к работам. Только после получения всех подписей и согласований, а также резолюции, можно начинать строительство объекта.

Учитывая, что у строительных проектов обычно есть строго ограниченные сроки реализации, и любое промедление вызывает излишние траты и снижение прибыльности проекта, государственные инструкции определяют максимально возможный срок для проведения оценки документов ― три месяца.

Но этот срок не обязательно именно таков. Он может быть и меньше из-за таких факторов:

  • Сложность объекта, который строится.
  • Специфика объекта и его применения.
  • Объёмы документации, которая подаётся на проверку экспертами.
  • Необходимость привлечения дополнительных специалистов по узким специализациям, чтобы оценить документы.
  • Занятость экспертов на текущий момент, количество проверяемых проектов.
  • Обнаруженные серьёзные нарушения, из-за которых дальнейшая проверка невозможна.
  • И другие факторы.
Очень часто, срок куда меньше, чем максимальный, так как очень много объектов не требуют каких-либо специфических решений, на них нет опасного производства, они не перегружены сложными коммуникациями, и т.д. Поэтому работа экспертов продвигается значительно быстрее в их отношении.

Результаты проведения экспертизы

Строительный контроль, как и любая экспертиза, независимо от того, кем она проводится (государственными или независимыми экспертами), имеет определённый результат, который выдаётся заказчику работ. Такой результат называется экспертным заключением.

Заключения у государственных комиссий, которые касаются проверенной экспертами документации по проекту, делятся на два типа:

  • Положительные.
  • Отрицательные.
Независимо от результата проверки, заключение выдаётся обязательно, так как именно оно служит основанием для начала строительства или для корректировки документов.

Если результат экспертизы был положительным, в заключении указывается, что проверенный объект полностью отвечает всем предъявленным к нему требованиям, а также нормативно-правовым актам и регламентам, которые были использованы экспертами во время проверки. Помимо этого, есть ещё и другие пункты, которые указываются в положительной резолюции.

К примеру, дополнительно указывается, насколько проектные документы, предоставленные экспертам, соответствуют требованиям инженеров, которые были определены перед экспертизой. Так называемые инженерные изыскания ― это обязательная часть экспертиз, подтверждающая, что здание гарантированно будет надёжным и не сможет причинить вред людям и их имуществу.

Также, документация в обязательном порядке проверяется на предмет её соответствия технологическим регламентам и техническим требованиям, которые установлены нормами законов и стандартов. В положительном случае, в заключении указывается, что документы им соответствуют.

А вот если выдаётся отрицательное заключение, в нём указывается, что документы, предоставленные заказчиком государственной комиссии для проведения экспертизы, не соответствуют ожидаемым результатам. Если это имеет место, документы не допускаются до реализации проекта и должны скорректироваться.

Если заказчик по какой-либо причине не согласен с решением экспертов города Москва, он может обратиться в суд, чтобы оспорить выданное ему резюме. Законодательно определены сроки такого обращения. Суд может назначить проведение дополнительной экспертизы, которая подтвердит или опровергнет заявление заказчика о том, что государственные эксперты выдали ложное заключение.

Если выдаётся заключение с отрицательным результатом, в нём помимо прочего указаны:

  • Все нарушения, которые были обнаружены в порядке оформления документов. Указываются также ссылки на законодательные акты и их статьи, в которых определено правильное оформление, с целью показать, какие именно аспекты были нарушены.
  • Нарушения, которые относятся к содержимому документации. Например, если каких-либо аспектов нет, или они указаны не в полном объёме.
  • Нарушения инженерных изысканий, проводимых для документов.
  • Прочие нарушения, являющиеся серьёзными, и имеющие возможность повлиять на результативность проведения экспертной деятельности.
Заключение со всеми вышеперечисленными пунктами, называется отрицательным, и оформляется так же, как и положительное, заверяясь всеми подписями и печатями организаций, участвовавших в проведении проверки.

Такое заключение выдаётся заказчику, который должен оценить степень несоответствия его документации нормативам, обозначенным в заключении, и внести соответствующие корректировки. Для корректировок лучше приглашать независимых экспертов, которые проверят, насколько новая версия документации соответствует тем пунктам, которые были указаны в заключении.

1. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства в городе Москве осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и иным федеральным законодательством. Органы государственной власти города Москвы осуществляют в пределах своих полномочий государственное управление и регулирование в области архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Кодексом.

2. Размещение и сооружение, возведение, устройство объектов благоустройства территории, указанных в части 5 статьи 11 настоящего Кодекса, осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 46. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства

Выполнение инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее — инженерные изыскания), формирование и ведение государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий с учетом потребностей информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляются в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 47. Архитектурно-строительное проектирование

1. Подготовка проектной документации объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

2. Порядок подготовки проектной документации, выполняемой на основании городского государственного заказа, устанавливается Правительством Москвы в соответствии с федеральным законодательством.

3. Порядок определения технических условий и предоставления о них информации, определения платы за подключение, подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения устанавливаются Правительством Москвы, если они не установлены Правительством Российской Федерации.

4. Подготовка проектной документации осуществляется в соответствии с градостроительным планом земельного участка. В случае, когда в соответствии с градостроительным планом земельного участка этот земельный участок предназначен для строительства комплекса, группы зданий, строений, сооружений, проектная документация должна содержать комплексное функционально-планировочное, архитектурное, ландшафтное и инженерное решение застройки, благоустройства, транспортного обслуживания и инженерного обеспечения такого земельного участка, включающее:

1) архитектурно-композиционное решение застройки, в том числе расположение, назначение, параметры и архитектурные решения зданий, строений, сооружений;

2) расположение и параметры проездов, наземных автостоянок, территорий общего пользования, общественных пространств;

3) расположение и параметры инженерных коммуникаций;

4) организацию благоустройства и озеленения территории;

5) вертикальную планировку и организацию рельефа территории;

6) организацию работ по строительству, инженерному обеспечению, благоустройству территории.

5. В составе проектной документации должны быть определены проектные решения и мероприятия, обеспечивающие на окружающих территориях благоприятное состояние среды жизнедеятельности в подготовительный период строительства, в основной период строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в период выполнения работ по благоустройству территории после завершения строительства, в том числе обеспечивающие:

1) безопасность населения, территории, зданий и сооружений;

2) охрану окружающей среды, соблюдение санитарных норм, защиту зеленых насаждений;

3) беспрепятственный доступ населения (включая инвалидов) к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, к территориям общего пользования, к жилым домам, зданиям общественного, административного, делового и производственного назначения;

4) бесперебойное транспортное обслуживание и инженерное обеспечение территории;

5) надлежащее благоустройство и внешний облик территории;

6) выполнение иных требований к благоприятному состоянию среды жизнедеятельности, установленных федеральным законодательством, настоящим Кодексом, другими законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, в том числе региональными нормативами.

Статья 48. Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий. Негосударственная экспертиза проектной документации и негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий

1. Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий проводится в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, правовыми актами Правительства Российской Федерации. Порядок организации проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий устанавливается правовыми актами Правительства Москвы в соответствии с федеральным законодательством.

2. Орган, уполномоченный на проведение государственной экспертизы, осуществляет полномочия в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, переданные Российской Федерацией органам государственной власти города Москвы в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

3. Результатом государственной экспертизы проектной документации, которую проводит орган, уполномоченный на проведение государственной экспертизы, или подведомственное ему государственное учреждение, является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) этого проекта градостроительному плану земельного участка, требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, и результатам инженерных изысканий, а также требованиям законодательства города Москвы, в том числе в области охраны и использования природных и озелененных территорий, защиты зеленых насаждений, требованиям региональных нормативов, в том числе в части обеспечения доступности и приспособленности для нужд инвалидов объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктур, территорий общего пользования, жилых, общественных, административных и производственных зданий, а также в части обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

4. Проведение государственной экспертизы проектной документации является обязательным в случаях, установленных федеральным законодательством, в случаях осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в зонах комплексного благоустройства на не подлежащих реорганизации жилых, общественно-деловых территориях, на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях, в зонах охраны объектов культурного наследия и исторических зонах, в иных случаях, когда при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства могут быть нарушены права человека на благоприятную среду жизнедеятельности, иные права и законные интересы физических, а также юридических лиц.

5. Негосударственная экспертиза проектной документации и негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в случаях и в порядке, установленном федеральным законодательством.

Статья 49. Разрешения на строительство, разрешения на размещение объектов благоустройства территории

1. Разрешение на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации представляет собой документ, дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства.

2. Наличие разрешения на строительство является обязательным в случаях, установленных федеральным законодательством, а также в случаях осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в зонах комплексного благоустройства на не подлежащих реорганизации жилых, общественно-деловых территориях, на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях, в зонах охраны объектов культурного наследия и исторических зонах, в иных случаях, когда при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства могут быть нарушены права человека на благоприятную среду жизнедеятельности, иные права и законные интересы физических, а также юридических лиц.

3. Выдача разрешений на строительство осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в части формы разрешения на строительство, перечня документов, представляемых для получения разрешения на строительство, сроков и порядка рассмотрения заявлений о выдаче разрешений на строительство, сроков действия разрешений на строительство, оснований для отказа в выдаче разрешений на строительство, иными требованиями федерального законодательства.

4. Разрешение на строительство выдается органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство, за исключением разрешений на строительство объектов капитального строительства, которые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации выдает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

5. В случаях, установленных федеральным законодательством, порядок выдачи разрешений на строительство уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы устанавливается Правительством Москвы.

6. Информация о выдаче разрешений на строительство в течение 10 дней после выдачи разрешения на строительство подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном для опубликования официальной информации территориальных органов исполнительной власти города Москвы, размещению на официальных сайтах территориальных органов исполнительной власти города Москвы в сети «Интернет».

7. Получение разрешения на строительство не требуется:

1) для размещения объектов благоустройства территории;

2) для выполнения работ по реконструкции, капитальному ремонту инженерных коммуникаций и объектов улично-дорожной сети, не требующих подготовки проектной документации;

3) для выполнения работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушают права третьих лиц и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков.

8. Виды, параметры и характеристики объектов благоустройства территории, порядок получения разрешений на размещение таких объектов, а также виды указанных в пунктах 2 и 3 части 7 настоящей статьи работ, для выполнения которых не требуется получение разрешения на строительство, и порядок выполнения таких работ устанавливаются Правительством Москвы в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Кодексом и иными законами города Москвы.

9. Лица, осуществляющие размещение объектов, указанных в пункте 1 части 7 настоящей статьи, осуществляющие работы, указанные в пунктах 2 и 3 части 7 настоящей статьи:

1) обязаны соблюдать:

а) требования безопасности, установленные техническими регламентами и иным федеральным законодательством;

б) требования, содержащиеся в градостроительных планах соответствующих земельных участков;

в) требования региональных нормативов в части благоустройства территории и обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности, в том числе в период выполнения работ;

г) установленные Правительством Москвы порядок получения разрешений на размещение объектов и выполнение работ и порядок размещения объектов и выполнения работ;

2) несут в соответствии с законодательством ответственность за нарушение требований, указанных в пункте 1 настоящей части, в том числе административную ответственность за нарушение требований, указанных в подпунктах «б», «в» и «г» пункта 1 настоящей части, которая устанавливается Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.

Статья 50. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства

1. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Кодексом, а также соответствующими федеральному законодательству и настоящему Кодексу правовыми актами Правительства Москвы.

2. Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Москвы, если такой порядок не установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Государственный строительный надзор в городе Москве осуществляет в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законодательством, когда государственный строительный надзор осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

4. На окружающих участок строительства территориях осуществляется в порядке, установленном Правительством Москвы, контроль за соблюдением требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности, в том числе за безопасностью зданий и сооружений, за соблюдением требований экологической безопасности и охраны окружающей среды, за состоянием благоустройства территории и зеленых насаждений при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

5. Лица, виновные в нарушении требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, несут административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.

6. Не позднее чем за 10 дней до начала подготовительного этапа строительства, в том числе работ по сносу, демонтажу существующих зданий, сооружений, застройщик обязан разместить на границе участка строительства доступный для обозрения с окружающей его территории информационный стенд, содержащий:

1) сведения о разработчике проекта, о планируемом строительстве и его сроках, в том числе графическое изображение планируемого объекта и схему окружающей участок строительства территории, на которой отображаются планируемые на период строительства мероприятия по благоустройству территории;

2) сведения о разрешении на строительство;

3) сведения о застройщике (заказчике) и исполнителе (подрядчике) работ по строительству;

4) адреса и контактные телефоны органа исполнительной власти города Москвы, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, органов исполнительной власти города Москвы, осуществляющих контроль за состоянием окружающих участок строительства территорий.

7. Копия градостроительного плана земельного участка, иной градостроительной документации, разделов проектной документации, подлежащих опубликованию в информационной системе градостроительной деятельности, разрешения на строительство, предъявляются исполнителем (подрядчиком) работ по требованию уполномоченных должностных лиц органов государственного контроля, соответствующего органа местного самоуправления, депутата Московской городской Думы от соответствующего избирательного округа, иных заинтересованных лиц.

8. Ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию осуществляется на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое выдается застройщику органом исполнительной власти города Москвы, выдавшим разрешение на строительство этого объекта. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Москвы. Решение об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию принимается в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

9. Объект капитального строительства, размещение, параметры, архитектурное решение которого не соответствуют требованиям градостроительного плана земельного участка, проектной документации, может быть признан самовольной постройкой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

    • Глава 1. (Статьи 1—10 )
      • Статья 1.
      • Статья 2.
      • Статья 3.
      • Статья 4.
      • Статья 5.
      • Статья 6.
      • Статья 7.
      • Статья 8.
      • Статья 9.
      • Статья 10.
    • Глава 2. (Статьи 11—18 )
      • Статья 11.
      • Статья 12.
      • Статья 13.
      • Статья 14.
      • Статья 15.
      • Статья 16.
      • Статья 17.
      • Статья 18.
    • Глава 3. (Статьи 19—22 )
      • Статья 19.
      • Статья 20.
      • Статья 21.
      • Статья 22.
    • Глава 4. (Статьи 23—27 )
      • Статья 23.
      • Статья 24.
      • Статья 25.
      • Статья 26.
      • Статья 27.
    • Глава 5. (Статьи 28—30 )
      • Статья 28.
      • Статья 29.
      • Статья 30.
    • Глава 6. (Статьи 31—33 )
      • Статья 31.
      • Статья 32.
      • Статья 33.
    • Глава 7. (Статьи 34—37 )
      • Статья 34.
      • Статья 35.
      • Статья 36.
      • Статья 37. Утратила силу
    • Глава 8. (Статьи 38—44 )
      • Статья 38.
      • Статья 39.
      • Статья 40.
      • Статья 41.
      • Статья 42.
      • Статья 43.
      • Статья 44.
    • Глава 9. (Статьи 45—50 )
      • Статья 45.
      • Статья 46.
      • Статья 47.
      • Статья 48.
      • Статья 49.
      • Статья 50.
    • Глава 10. (Статьи 51—57 )
      • Статья 51.
      • Статья 52.
      • Статья 53.
      • Статья 54.
      • Статья 55.
      • Статья 56.
      • Статья 57.
    • Глава 11. (Статьи 58—65 )
      • Статья 58.
      • Статья 59.
      • Статья 60.
      • Статья 61.
      • Статья 62.
      • Статья 63.
      • Статья 64.
      • Статья 65.
    • Глава 12. ((Статьи 71—74 )
      • Статья 71.
      • Статья 72.
      • Статья 73.
      • Статья 74.
    • Глава 14. (Статья 75 )
      • Статья 75.
    • Глава 15. (Статьи 76—78 )
      • Статья 76.
      • Статья 77.
      • Статья 78.
Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.