Урок-размышление по произведению Л.Толстого "Детство". Урок любви, доброты и сострадания в жизни Николеньки Иртеньева

План пересказа

1. У Алеши Пешкова умирает отец. Они с матерью переезжают в Нижний Новгород.
2. Мальчик знакомится со своей многочисленной родней.
3. Нравы семьи Кашириных.
4. Алеша узнает историю Цыганка и всей душой привязывается к нему.
5. Один из вечеров в доме Кашириных.
6. Смерть Цыганка.
7. Знакомство мальчика с Хорошим Делом.
8. Пожар в красильной мастерской.
9. Смерть тети Натальи.
10. Семья разделяется. Алеша вместе с дедом и бабушкой переезжают в другой дом.
11. Дед обучает мальчика чтению.
12. Дед грубо обращается с бабушкой на глазах у Алеши.
13. Драки в семье Кашириных.
14. Алеша узнает, что дед и бабушка по-разному верят в Бога.

15. Мальчик тоскует из-за того, что у него нет друзей.
16. Переезд в новый дом. Дружба с Хорошим Делом.
17. Алеша заводит дружбу с дядей Петром.
18. Мальчик знакомится с соседскими ребятами.
19. Мать Алеши возвращается в семью своих родителей.
20. Сложные взаимоотношения деда и его дочери (матери Алеши).
21. Алеша идет в школу.
22. Тяжелая болезнь мальчика. Бабушка рассказывает ему об отце.
23. Мать Алеши снова выходит замуж и, уезжая, не берет сына с собой.
24. Мать с отчимом возвращаются, а потом (уже вместе с Алешей) переезжают в Сормово.
25. Непростые отношения матери и отчима.
26. Алеша, заступаясь за мать, нападает на отчима.
27. Мальчик снова живет у бабушки и деда. Они разделили имущество.
28. Алеша, жалея бабушку, начинает работать. Деньги он отдает ей.
29. Мальчик успешно сдает экзамен в третий класс.
30. Мать Алеши умирает. Дед отправляет внука в люди.

Пересказ
Глава I

Глава начинается с описания переживаний маленького героя-рассказчика, связанных со смертью отца. Он не может понять, почему так случилось. В памяти мальчика осталась церемония похорон отца, переезд из Астрахани в Нижний Новгород. Неизгладимо впечатление от первой встречи с дедом — Василием Кашириным - и многочисленной родней. Мальчик с любопытством рассматривал дом, двор, мастерскую (красильную) деда Каширина.

Глава II

Описание жизни мальчика-полусироты в доме деда. Рассказ о враждебных отношениях между дядьями из-за неразделенного наследства. Все это впрямую касается и его матери — Варвары Васильевны. Первые уроки грамоты Алеша получил от тетки Натальи, которая учила его молитве «Отче наш...»

По субботам дед порол провинившихся внуков. Первый раз Алеша увидел, как выпороли за раскаленный наперсток двоюродного брата Сашку. Мальчик гордится своей матерью, считает ее сильной.

Алеша тоже успел провиниться. По подсказке Яшки он стащил у бабушки белую скатерть, решив посмотреть, какой она будет, если ее выкрасить. Он опустил белую скатерть в чан с краской. За это и был наказан дедом. Сначала он выпорол Сашку, а потом Алешу. Алешу дед засек до потери сознания, и несколько дней он хворал, лежа в постели вверх спиною.

К нему приходила бабушка, потом заглянул и дед. Он долго сидел с Алешей, рассказывал ему о своей жизни. Так Алеша подружился с дедом. Он узнал, что раньше дед был бурлаком. К Алеше приходил Цыганок, рассказывал о своей жизни, учил мальчика быть хитрее.

Глава III

Алеша выздоровел и стал общаться с Цыганком. Цыганок в доме занимал особенное место. Дед к нему относился уважительно, дядья тоже не злословили, не «шутили» над ним. А вот мастеру Григорию они почти каждый вечер устраивали что-нибудь обидное и злое: то ручки ножниц нагреют на огне, то гвоздь воткнут в сиденье стула, то накрасят лицо фуксином... Бабушка всегда ругала сыновей за такие «шутки».

По вечерам бабушка рассказывала сказки или истории из своей жизни, тоже подобной сказке. От бабушки мальчик узнал, что Цыганок - подкидыш. Алеша поинтересовался, зачем детей подкидывают. Бабушка ответила: от бедности. У нее было бы восемнадцать детей, если бы все выжили. Бабушка посоветовала внуку любить Иванку (Цыганка). Алеша полюбил Цыганка и не переставал ему удивляться. Субботними вечерами, когда дед, выпоров провинившихся, отправлялся спать, Цыганок на кухне устраивал тараканьи бега; мышата под его команду стояли и ходили на задних лапах; показывал фокусы с картами.

По праздникам в доме деда работники устраивали пляски под гитару, слушали и сами пели народные песни.

Дружба Алеши с Иваном становилась все крепче. Цыганок рассказал мальчику, как один раз отправили его за провизией на базар. Дед дал пять целковых, а Иван, потратив четыре с половиной, привез продуктов на пятнадцать целковых. Бабушка очень сердилась на Цыганка за то, что он ворует на базаре.

Алеша просит Цыганка больше не воровать, а то его будут бить до смерти. Цыганок в ответ говорит, что он любит Алешу, а Кашириных никого не любит, кроме «бабани». Вскоре Цыганок погиб. Его придавило дубовым крестом, который должны были отнести на кладбище. Подробное описание похорон. В этой же главе автор вспоминает о первом общении с Хорошим Делом.

Глава IV

Бабушка молится за здоровье семьи, за счастье матери Алеши. Мальчику понравился бабушкин Бог. Он часто просит ее рассказать о нем. Бабушка в форме сказок рассказывает о Боге.

Однажды Алеша заметил, что у тети Натальи вспухшие губы, под глазами синяки, и спросил у бабушки, бьет ли ее дядя. Бабушка ответила: бьет, злой он, а она — кисель... Бабушка вспоминает, как ее в молодости бил муж (дед Каширин). Алеша думает о том, что часто бабушкины истории ему снятся. Однажды ночью, когда бабушка молилась перед образами, она вдруг заметила, что горит мастерская деда. Она разбудила всех, стали тушить пожар, спасать имущество. При тушении пожара активность и находчивость больше всех проявила бабушка. После пожара дед ее похвалил. Бабушка обожгла руки и очень страдала от боли. На следующий день умерла тетя Наталия.

Глава V

Дядья к весне разделились: Яков остался в городе, а Михаил уехал за реку. Дед купил себе большой дом на улице Полевой, с кабаком в нижнем каменном этаже. Весь дом был набит квартирантами, только на верхнем этаже дед оставил одну большую комнату себе и для гостей. Бабушка весь день хлопотала по дому: шила, стряпала, копалась в огороде и в саду, радуясь, что стали они жить мирно и тихо. Со всеми квартирантами бабушка жила дружно, к ней часто обращались за советом.

Алеша весь день вертелся рядом с Акулиной Ивановной в саду, на дворе, ходил к соседкам... Иногда приходила на короткое время мать и быстро исчезала. Бабушка рассказывала Алеше о своем детстве, о том, как жила с родителями, вспоминала добрым словом свою мать, как она научила ее плести кружева и другим делам по хозяйству; о том, как вышла замуж за деда.

Однажды дед достал откуда-то новенькую книжку и стал обучать Алешу грамоте. Мама с улыбкой наблюдала за тем, как внук перекрикивал деда, повторяя за ним названия букв. Грамота давалась мальчику легко. Вскоре он читал по складам Псалтырь. Прерывая по вечерам чтение, Алеша просил деда рассказать что-нибудь. И дед вспоминал интересные истории из своего детства, зрелого возраста и все поучал внука быть хитрым, а не простодушным. Нередко на эти беседы приходила бабушка, садилась тихо в уголок и слушала, иногда задавала вопросы и помогала вспоминать кое-какие детали. Уходя в прошлое, они забывали обо всем, с грустью вспоминая лучшие годы. Бабушка старалась успокоить деда, но когда она нагнулась к нему, он с размаху ударил ее кулаком в лицо. Бабушка обозвала деда дураком и стала полоскать рот, очищая его от крови. На вопрос Алеши, больно ли ей. Акулина Ивановна ответила: зубы целы... Объяснила, что дед злится, потому что ему трудно сейчас, его преследуют неудачи.

Глава VI

В один из вечеров в комнату, где Алеша с дедом и бабушкой пили чай, ворвался дядя Яков и рассказал, что Мишка буянит; напился и побил посуду, изорвал одежду и грозится отцу бороду выдернуть. Дед разозлился: они все хотят приданое Варвары «сцапать». Дед обвинил дядю Якова, что он специально напоил младшего брата и настроил против отца. Яков обиженно оправдывался. Бабушка шепнула Алеше, чтобы он взобрался наверх, и как только появится дядя Михайло, сказал ей об этом. Увидев дядю Михаила, мальчик сообщил, что дядя зашел в кабак. Наблюдая из окна, Алеша вспоминает рассказанные бабушкой сказки и ставит свою мать в центр этих былей и небылиц. То, что она не хочет жить в своей семье, возвышало ее в глазах мальчика.

Выйдя из кабака, дядя Михаил упал во дворе, очнувшись, он взял булыжник и закинул его в ворота. Бабушка начала молиться... Всего год прожили Каширины на улице Полевой, но приобрел этот дом шумную славу. Пацаны бегали по улице и часто кричали:

Опять у Кашириных дерутся!

Дядя Михаил часто по вечерам приходил пьяным к дому и устраивал дебоши. Автор детально описывает один из погромов, учиненных пьяным дядей Михаилом: он повредил деду руку, разбил двери, посуду в кабаке...

Глава VII

Алеша внезапно для себя делает открытие, понаблюдав за бабушкой и дедом. Он понимает, что у деда один Бог, а у бабушки - другой. Каждый из них молится и просит его о своем.

Автор вспоминает, как однажды бабушка поссорилась с кабатчицей. Кабатчица изругала ее, и Алеше захотелось ей отомстить за это. Когда кабатчица спустилась в погреб, мальчик закрыл над нею творила, запер их и сплясал на погребе танец мести. Забросив ключ на крышу, он убежал на кухню. Бабушка догадалась об этом не сразу, но потом отшлепала Алешу и послала его за ключом. Освободив кабатчицу, бабушка попросила внука не вмешиваться в дела взрослых.

Автор с юмором вспоминает, как молился дед и как он его поправлял, когда тот забывал слова из молитвы. За это дед ругал Алешу. Дед, рассказывая внуку о необозримой силе Божией, подчеркивал жестокость Бога: вот согрешили люди — и потоплены, еще согрешили — и сожжены, разрушены города их; вот Бог наказал людей голодом и мором, и «всегда он — меч над землею, бич грешникам». Мальчику трудно было поверить в жестокость Бога, он подозревал, что дед нарочно придумывает все это, чтобы внушить ему страх не перед богом, а перед ним. Дедов Бог вызывал у него страх и неприязнь: он не любит никого, следит за всеми строгим оком, ищет и видит в человеке дурное, злое, грешное. Он не верит человеку, всегда ждет покаяния и любит наказывать. Бог бабушки — милый друг всему живому. Алешу тревожил вопрос: как же это дед не видит доброго Бога? - Алешу не пускали играть на улицу, друзей у него не было. Мальчишки дразнили его, называя внуком Кошея Каширина. За это Алеша лез в драку и приходил домой в крови и в синяках.

Рассказчик вспоминает, как тяжело ему было смотреть на нищих и блаженных Григория Ивановича, распутную бабу Веронику и других. У каждого из них была трудная судьба, как узнал мальчик из рассказов бабушки.

Много интересного, забавного было в доме деда Каширина, но мальчика душила бесконечная тоска...

Глава VIII

Дед неожиданно продал дом кабатчику, купил другой. Новый дом был нарядней, милей прежнего. Все так же дед пускал квартирантов. Публика была разношерстная: здесь жили и военный из татар, и два ломовых извозчика, и нахлебник, которого бабушка прозвала Хорошее Дело.

Хорошее Дело весь день в своей комнате плавил свинец, паял какие-то медные штучки, на маленьких весах что-то взвешивал. Алеша наблюдал за ним, влезая на крышу сарая, через открытое окно. Никто в доме не любил Хорошее Дело. Однажды, набравшись смелости, Алеша подошел к двери комнаты и спросил его, что он делает. Квартирант не узнал Алешу. Мальчик был удивлен, ведь он по четыре раза в день сидел с ним за одним столом! Но все же просто ответил: «Здешний внук...» Мальчик долго наблюдал за действиями Хорошего Дела. Тот попросил Алешу больше к нему не приходить...

Мальчик вспоминает, как в дождливые вечера, когда дед уходил из дома, бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания, приглашая всех жильцов пить чай. Хорошее Дело с татарином играли в карты. Другие пили чай, наливку, а бабушка рассказывала разные истории. И вот когда однажды бабушка закончила свой рассказ, Хорошее Дело забеспокоился и сказал, что это надо записать. Бабушка разрешила ему записать, заявив, что знает еще много историй. В разговоре с бабушкой Хорошее Дело посетовал на то, что остался один, а бабушка посоветовала ему жениться. Алеша стал ходить к квартиранту, общаться с ним. Хорошее Дело посоветовал Алеше записывать все, что бабушка рассказывает, это пригодится. С тех пор Алеша подружился с Хорошим Делом. Он стал необходим мальчику и в дни горьких обид, и в часы радостей. Бабушка беспокоилась, что внук долго пропадал в комнате у Хорошего Дела. Однажды Алеша увидел, что Хорошее Дело собирает свои вещи. Дед попросил его освободить комнату. Вечером он уехал, а бабушка стала за ним мыть полы, чистить грязную комнату... Так закончилась дружба мальчика с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране — лучших ее людей.

Глава IX

Глава начинается с воспоминания о том, что после отъезда Хорошего Дела Алеша подружился с дядей Петром. Он был похож на деда — грамотен, начитан. Петр очень любил чистоту, порядок, часто рассказывал о том, как хотели его убить, стреляли и ранили в руку. В беседах с Алешей дядя Петр нередко говорил о своей жене Татьяне Лексеевне, о том, как много он за нее страдал.

Автор вспоминает, как по праздникам к ним в гости приходили братья - печальный и ленивый Саша Михайлов, аккуратный и всезнающий Саша Яковов. И вот однажды, бегая по крышам построек, Алеша по совету брата плюнул на лысину соседскому барину. Был великий шум и скандал. Дед выпорол Алешу за это баловство. Дядя Петр смеялся над Алешей, чем вызвал у него злость. Рассказчик вспоминает еще одну историю: он залез на дерево, поскольку хотел поймать птицу. Оттуда увидел, как один мальчик упал в колодец. Алеша и братишка того мальчика помогли бедняге выбраться. Так Алеша подружился с соседскими ребятами. Дед запретил общаться Алеше с мальчишками. Но несмотря на запреты Алеша продолжал дружбу с ними.

В будний день, когда Алеша с дедом убирали снег на дворе, вдруг подошел полицейский и стал о чем-то расспрашивать деда. Выяснилось, что во дворе нашли труп дяди Петра. Весь вечер до поздней ночи в доме Кашириных толпились И кричали чужие люди.

Глава X

Автор вспоминает, как он ловил снегирей в огороде Петровны и вдруг увидел, как на тройке лошадей мужик кого-то привез. Дед сказал, что приехала мать. С большой радостью встретилась мать с сыном. Алеша долго рассматривал ее — давно не видел. Бабушка стала жаловаться на внука, что тот своевольничает, не слушается. Дед стал ругать свою дочь за оставленного где-то ребенка. Бабушка за дочь вступалась, просила деда простить ей этот грех. Дед в ярости начал трясти Акулину Ивановну за плечи, кричать, что они помрут нищими. Алеша вступился за бабушку, а дед стал кричать и на него.

Вечером мать сказала, что Адеша очень похож на своего отца. Алеша вспоминает радость общения с матерью, ее ласку, тепло ее взгляда и слов. Мать учит Алешу «гражданской» грамоте: купила книжки, и Алеша заучивает стихи наизусть. Алеша рассказал матери, что выученные им стихи он помнит: слова идут в рифму, другие по памяти. Мать наблюдает за сыном. Он сам, оказывается, сочиняет стихи.

Уроки матери начали тяготить мальчика. Но больше всего волновало его то, что в доме деда матери жилось плохо. Дед что-то задумал против нее. Мать не слушала деда. Дед побил бабушку. Бабушка просит Алешу не рассказывать об этом матери. Чтобы как-то отомстить деду, Алеша изрезал все образа, перед которыми молился дед. За это дед его выпорол. Вскоре дед попросил всех постояльцев освободить квартиры. По праздникам он стал приглашать гостей, устраивал шумные гуляния, на которых пили чай с ромом.

Дед говорил матери Алеши, что мальчику нужен отец. Он хотел, чтобы Варвара вышла замуж за мастера Василия. Варвара отказалась.

Глава XI

Мать стала хозяйкой в доме. Дед сделался незаметным, тихим, не похожим на себя. Он читал таинственную книгу на чердаке. На вопрос Алеши, что это за книга, дед ответил, что этого ему не нужно знать.

Теперь мать жила в двух комнатах. К ней приходили гости. После святок мать отвела Алешу и Сашу, сына дяди Михаила, в школу. Алеше школа сразу не понравилась, брат же, напротив, был очень доволен в первые дни. Но потом он сбежал из школы, а дед, бабушка и мать Алеши долго искали его по городу. Наконец Сашу привезли домой. Мальчики всю ночь проговорили и решили, что учиться им надо.

Вдруг Алеша заболел оспой. Бабушка, сидя у кровати больного, вспоминала всякие истории. И рассказала, как ее дочь вышла против воли отца замуж за Максима Пешкова (отца Алеши), как дядья невзлюбили его, и они с Варварой уехали в Астрахань.

Мать стала редко появляться у кровати сына. А Алешу не увлекали уже рассказы бабушки. Он тревожился за мать. Алеше порой снилось, что отец его шел куда-то один, с палкой в руке, и мохнатая собака бежала за ним...

Глава XII

Оправившись от болезни, Алеша зашел в комнату матери. Здесь он увидел женщину в зеленом платье. Это была его другая бабушка. Алеша невзлюбил старушку и ее сына Женю. Он просил мать не выходить замуж. Но мать все-таки сделала по-своему. Свадьба была тихая: придя из церкви, невесело пили чай, потом мать ушла в комнату укладывать сундуки.

На следующее утро мать уехала. На прощание она попросила Алешу слушаться деда. Максимов, новый муж матери, укладывал вещи в повозке. С ними вместе уехала и зеленая старуха.

Алеша остался жить у деда с бабушкой. Мальчик любил в уединении читать книги. Его уже не занимали рассказы деда и бабушки. Осенью дед продал дом, снял две комнаты в подвале. Мать приехала вскоре: бледная, худая. С нею приехал и отчим. Из разговоров взрослых мальчик понял, что дом, где жила мать с отчимом, сгорел, и они приехали снова к деду. Через несколько месяцев они переехали в Сормово. Здесь Алеше все было чужое. Он не мог привыкнуть к жизни без бабушки и деда. На улицу его отпускали редко. Мать часто хлестала его ремнем. Как-то раз Алеша предупредил, что укусит ее, если она не перестанет его бить.

Отчим был строг с мальчиком, неразговорчив с матерью, часто ссорился с ней. Мать была беременна, и это злило его. Перед тем как матери родить, Алешу отвели к деду. Сюда же вскоре приехала бабушка с матерью и маленьким ребеночком.

Алеша пошел в школу. Он невзлюбил учителя и всячески ему пакостил. Учитель жаловался родителям, мать строго наказывала Алешу. Потом мать вновь отослала Алешу к деду. Он слышал, как она ругалась с отчимом, приревновав его. Отчим ударил мать. Алеша взял кухонный нож и ударил отчима в бок. Мать стала за это избивать сына. Отчим отнял мальчика из рук матери. Вечером, когда отчим ушел из дома, мать стала извиняться перед Алешей.

Глава XIII

Снова Алеша живет у деда Каширина. Дед, оказывается, разделил имущество с бабушкой. Собранные деньги он отдавал в рост новому своему приятелю, прозванному в слободке Хлыстом. В доме все строго делилось: один день обед готовила бабушка из провизии, купленной на ее деньги, на другой день провизию закупал дед. Дед стал считать сахар и чай... Алеше было и смешно и противно видеть все эти дедовы фокусы. Он сам начал зарабатывать деньги: собирал по дворам тряпки, бумагу, гвозди, кости и сдавал в утильсырье. Деньги отдавал бабушке. Потом с другими ребятами Алеша стал воровать дрова. По субботним вечерам мальчишки устраивали праздники. В школе Алешу дразнили ветошником.

Он успешно сдал экзамен в третий класс, получил в награду Евангелие, басни Крылова в переплете и еще книгу без переплета, а также похвальный лист. Дед очень обрадовался успехам внука. Бабушка заболела, а дед стал попрекать ее куском. Алеша сдал свои книжки лавочнику за пятьдесят копеек и принес деньги бабушке.

Во время каникул Алеша стал больше зарабатывать. Они с раннего утра уходили с мальчишками собирать тряпье по улицам. Но эта жизнь продолжалась недолго. Мать вернулась с маленьким сыном к деду. Она была тяжело больна. Алеша привязался к брату. Матери с каждым днем становилось хуже. Дед сам кормил Колю, усаживая на колени. Мать умерла в августе. Через несколько дней после похорон матери дед сказал внуку: «Ну, Лексей, ты — не медаль, на шее у меня тебе не место, а иди-ка ты в люди». И пошел Алексей в люди.

Предмет: русская словесность

Класс 7

Тема: Л .Н. Толстой. «Детство» (главы). Композиция первой части трилогии. Образ Николеньки и другие образы-персонажи. Мастерство Л.Н. Толстого в передаче внутренних переживаний героев.

Цель обучения продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого, познакомить с главами из автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».

Задачи 1. Познакомить учащихся с новым жанром художественной литературы трилогией, с содержанием главы из повести.

2. Развивать навыки правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умения воспроизводить в памяти прочитанные ранее произведения по прослушанным отрывкам; умение анализировать прочитанный текст и в результате анализа определить, какие средства выразительности использует автор для выражения чувств своих героев.

3. Воспитывать тёплое и бережное отношение к матери - самому дорогому человеку.

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценивание

Ресурсы, оборудование

Оргмомент..

Мобилизация внимания

Объединение в группы

пазлы

Какие добрые слова мы говорим друг другу при встрече?

Доброта - это самое великое чувство, которым может гордиться человек. Если человек добрый, он несет радость другим. Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слова ДОБРОТА, ДОБРО?

Перед вами слова, связанные с нашими главными словами. Посмотрите на эти слова, выберите любое, которое больше других притягивает ваше внимание – подарите его себе. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Пусть этот урок принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Доброе утро. Добрый день. Добрый вечер.

( Ответы детей)

На экране слова: КРАСОТА,ДУШЕВНОСТЬ, ЛАСКА, ТЕПЛО, СЧАСТЬЕ, ВЕСЕЛЬЕ, ЖИЗНЬ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ЛЮБОВЬ, РАДОСТЬ, МАМА,СЕМЬЯ, ЧЕЛОВЕЧ НОСТЬ, ВНИМАТЕЛЬ- НОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ.

Повторение изученного материала

Объяснение нового материала

Актуализация знаний. -Сейчас вы услышите ключевые слова. Попробуйте догадаться, о ком пойдёт речь?

Он родился в 1828 году в усадьбе Ясная поляна. Прожил 82 года и посвятил всю свою жизнь литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Писатель очень любил детей. Он открыл школу в Ясной Поляне, написал Азбуку и сам учил детей.

Верно.

Это Лев Николаевич Толстой.

(Слайд)

- Перед вами отрывки из произведений Л.Н.Толстого. Вспомните, как они называются и к какому жанру относятся?

- Соотнесите пословицу и произведение, к которому она подходит.

Чему учат нас рассказы Л.Н.Толстого?

Работа в группах (карта группы, индивидуальная кара ученика)

Акула, Прыжок,Филипок, Лев и собака(рассказы) Старый дед и внук (басня)

Работа в группах

Его произведения учат добру и справедливости, нравственности.

Формативное

самооценивание

Критериальное оц.

Раздаточный материал

Знакомство с новым произведением.

Сегодня мы пролистаем ещё некоторые страницы альбома творческой жизни этого писателя и познакомимся с новым жанром художественной литературы – это трилогия.

- Мы прочитаем лишь несколько глав из трилогии Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».

Давайте немного остановимся на понятиях.

Детство – это возраст от рождения до 10 лет.

Отрочество – это подростковый возраст от 11-14

Юность – это возраст человека от 15 до 21 года.

И сама трилогия необычная.

Вы помните, что такое автобиография? (автор сам пишет о себе). Трилогия автобиографическая.

Как вы думаете, о чём будет говориться в главе «Детство»?

Это возраст от рождения до 10 лет. -это подростковый возраст от 11 до 14 -это возраст человека от 15 до 21 года.

Ответы учащихся Толстой будет рассказывать о себе, только в художественной форме, не сухие факты, а в форме рассказа, повествование в котором ведётся от лица главного героя, который будет переживать все чувства Толстого, делиться с нами его воспоминаниями от своего имени.

самооценивание

Критериальное оц.

(слайд)

Трилогия - три произведения одного автора (писателя, музыканта), объединённые общим замыслом и преемственностью сюжета (С.И.Ожегов).

Физкульт минутка 3

(русская народная игра)

Знаете ли вы, какие игры проводил Л.Н. Толстой своим ученикам? Давайте сейчас поиграем в одну из таких игр, называется она «Золотые ворота». Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя « ворота». Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки) и проходят под воротами. На последних словах «ворота» резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».

Золотые ворота,
Пропускают не всегда,
Первой мать пройдет,
Всех детей проведет.

Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз,
Не пропустим вас!

упражнения

Определение темы урока

Детство

Какова тема нашего урока? «Человек и окружающий мир в «Детстве» и «Отрочестве» Л.Н.Толстого - Как бы вы определили особенности художествен-ного мира трилогии? Можно ли назвать этот мир фантастическим?

Ребята вы знаете, что Казахстан принимает участие в международном исследовании пиза функцион грамм.(работа с текстом )

Сейчас вы будете работать в группах, у каждой группы своё задание

. -Какую роль играют в жизни ребенка встречи с разными людьми ?

- Назовите имена персонажей повести. Почему в названия многих глав вынесены имена образов-персонажей?

«Человек и окружающий мир в «Детстве» и «Отрочестве» Л.Н.Толстого

Поисковая работа по тексту учебника

3 -4 -5 -6 -7 абзац

Ответы учащихся

Карл Иваныч, Маман, Папа, Гриша, Наталья Савишна, Ивины

Каждая группа дает представление о своем персонаже

самооценивание

Формативное

Учебник

с.231-233

ТО

слайды пр. Перепелицина К.

Защита презентации

Каждая группа дает свой ответ

Другие оценивают

Формативное

Критериальное

Суммативное.

Рефлексия

Учащиеся пишут рефлексию

Сдают карточки и рефлексию

Суммативное.

Дом. зад

Написать сочинение- рассуждение

«Что дало мне чтение повести «Детство»?

Срочно план рассказа Детство Горького

  • 1 1.
    Превосходная должность быть на земле человеком
    утверждение, которое лежит в основе всего творчества М. Горького.
    2.
    Простота языка. Ранние романтические произведения Горького. Их
    отличительной способностью является то, что в них герой Горького борец. Вера
    в человека, способного на самопожертвование составляет одно из свойств
    гуманизма писателя (на примере Макара Чудры).
    2.1.
    Природа. Ее роль. Как благодаря действию природы герои
    реализуют себя.
    В действительности: с моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи
    задумчивую мелодию песка, набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных
    кустов. Изредка, его порывы приносили с собой сморщенные желтые листья и
    бросали их в костер раздувая пламя.
    Окружавшая нас тьма осенней ночи
    вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг, слева безграничную
    степь, справа бесконечное море, и прямо против меня фигуру Макара Чудры,
    старого цыгана
    В рассказанном:
    Вот из темноты
    Ночь светлая, месяц серебром всю степь залил, и далеко все видно.
    Усиливался дождь, и моря распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре
    красавцев цыган
    по степи в темноте ночи
    2.2.
    Связь реального действующего лица с легендарным героем.
    Главные жизненные утверждения
    Его рассказ о давнем былом
    приобретает характерные свойства легенды. Чем жить человеку? Тем могучим и
    прекрасным, что заключено в нем самом: силой его духа, величием его чувств,
    неукротимым стремлением к свободе. Пусть это стремление приведет к смерти, но
    путь оно будет, потому что это главное в жизни, ее единственное, пока, богатство.
    (Н. Наумова)
    2.2.1.
    Макар Чудра
    Ведомаволя? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит
    его сердце? Он раб и все тут!
    Живи, и все тут. И похаживай, да
    посматривай кругом себя, вот тоска не
    возьмет никогда
    2.2.2.
    Радда и Зобар
    Он любил только коней и
    ничего больше, и то недолго поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и
    возьми. У него не было заветного нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его
    из груди, да тебе и отдал, только бы от этого хорошо было.
    Никогда я никого не любила, а тебя
    люблю. А еще я люблю волю! Волю-то я люблю больше чем тебя
    2.3.
    Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей
    воли
    Эх! Да и поклонюсь тебе в ноги, королева гордая!
    Лежала Радда, прижав к груди руку с прядью волос, и открытые глаза ее были в
    голубом небе, а у ног ее раскинулся удалой Пойко Зобар, на лицо его падали
    кудри, и не видно было его лица.
    Было тут над чем плакать
    В жизни всегда есть место подвигам
    2.4.
    Ну сокол, хочешь скажу одну быль? А ты ее запомни, и как
    запомнишь, – век будешь вольной птицей
    Герои сказания служат примером для
    подражания истинно свободному человеку.
    3.
    Заключение
    Человек это звучит гордо
    Реферат на тему превосходная должность быть на земле человеком очерк жизни и творчества. Утверждение гуманизма в рассказе распутина уроки французкого. План одного из уроков по изучении повести Горького Детство. Рассказ Распутина уроки француского Москва Россия Москве. План к произведению Распутина уроки французского. Характеристика главного героя уроки французского. Как составлять плпн по описанию главного героя. Главные герои из рассказа М Горький Детство. Главные герои в рассказе горького детство. План сочинения на тему детство горького. План рассказа МАксима ГОрького детство. Урок по литературе творчества горького. План к произведения М Горький Детство. Цитатный план что такое цитатный план. План к рассказу М Горького Детство.
  • Вот)1. Приезд Алеши с матерью в дом деда Каширина после смерти отца. 2. Жизнь и взаимоотношения в семье деда. 3. Жизнь после пожара.

План пересказа

1. Утренние занятия братьев Иртеньевых.
2. Отец сообщает детям, что они поедут в Москву. Обида Карла Ивановича.
3. Семья Иртеньевых едет на охоту.
4. Вечер в кругу семьи.
5. Отец с двумя сыновьями и Карлом Ивановичем едет в Москву.
6. Подарки и приезд гостей по случаю именин бабушки.
7. Бал. Николенька влюбляется в Сонечку Валахину.
8. Мать сообщает о своей болезни и о приближающейся смерти.
9. Похороны матери. Николенька осознает, что счастливая пора детства закончилась.

Пересказ

12 августа 18... года — обычный день в доме графа Иртеньева в селе Петровском. Детей, десятилетнего Николеньку, от имени которого ведется повествование, и его старшего брата Володю будит в семь часов утра их учитель — старый немец Карл Иваныч. Пустяковый эпизод — убитая Карлом Иванычем муха падает на голову нежащегося в постели Николеньки — наводит мальчика на мысль, что учитель злой человек. Но вот Карл Иваныч щекочет Николеньку, и теперь он думает, что был несправедлив к доброму, любящему его учителю (Николенька вообще склонен к внимательному анализу поведения людей и событий окружающего мира, пусть он и не всегда приходит к правильным выводам).

Мальчики идут здороваться с маменькой Натальей Николаевной, сидящей в гостиной и разливающей чай. Здесь же их одиннадцатилетняя сестра Любочка уже играет на рояле под присмотром своей Гувернантки Марьи Ивановны, которую в семье зовут Мими. Матушка разговаривает с ними на двух языках — русском и немецком, который она знает в совершенстве. Затем мальчики идут здороваться с отцом, Петром Александровичем. В кабинете они становятся свидетелями разговора отца с приказчиком Яковом. Выясняется, что основной доход в семье поступает из деревни Хабаровки, принадлежащей матери. Затем отец сообщает, что им пора серьезно учиться, поэтому сегодня в ночь он берет их с собой в Москву, а Карлу Иванычу придется покинуть их дом.

Карл Иваныч, добрый и беспредельно любящий семью Иртеньевых человек, очень расстроился. Он счел себя несправедливо обиженным и был во время уроков очень не в духе. За обедом отец выражает матери свое недовольство тем, что она привечает юродивых. После обеда всей семьей поехали на охоту — мужчины верхом, женщины в коляске. Собаки выгнали зайца прямо на Николеньку, но он оплошал, отпустил свою собаку раньше времени, и заяц ускакал. После охоты был пикник. Мальчики и Любочка с Катенькой, дочкой Мими, играли в Робинзона, о котором только что прочитали. Наблюдая за Катей, Николенька ощутил что-то вроде первой любви.

Домой приехали, когда уже смеркалось. Вечером дети рисовали, мать играла на рояле Бетховена и Фильда. Отец объявил, что решил взять Карла Иваныча в Москву. Все были очень рады этому, потому что любили и жалели старого учителя. На следующий день мальчики с отцом поехали в Москву, а Любочка с матерью остались в деревне. Прощание было грустным, все плакали, у Николеньки долго щемило сердце.

Через месяц после приезда в Москву, где они жили в доме бабушки, наступил день бабушкиных именин. Карл Иваныч и дети преподнесли ей подарки: учитель подарил красивую коробочку, сделанную собственноручно, Володя — рисунок, а Николенька сочинил длинное стихотворение, которое бабушке особенно понравилось. Затем стали приезжать с поздравлениями многочисленные гости, среди которых был пожилой князь Иван Иваныч. Николенька случайно услышал его разговор с, бабушкой и понял, что бабушка не любит отца, считает, что он не ценит доброту своей жены и предпочитает ее обществу клуб и карт.

Заехали и братья Ивины, ровесники Николеньки и Володи, в младшего из которых, Сережу, красивого, веселого, бойкого и сильного для своих лет мальчика, Николенька был по-детски влюблен, хотя и прекрасно видел его недостатки. Так, во время игры с Иленькой Грапом, сыном бедного иностранца, также приехавшего поздравить бабушку, Сережа сильно обидел и унизил Иленьку, слабого и тихого мальчика, что оставило глубокий след в душе Николеньки.

Вечером бабушка устроила бал. Николенька, забыв о своей обычной застенчивости и некрасивой внешности, веселился вовсю. Он влюбился в Сонечку Валахину, красивую девочку двенадцати лет, танцевал с ней и был так счастлив, что разлюбил Сережу Ивина.

Через полгода после бабушкиных именин мать прислала письмо, в котором сообщила, что тяжело больна, и просила их немедленно приехать в деревню, чтобы успеть попрощаться перед смертью. Они отправились на следующий день, однако по приезде застали матушку уже без сознания. Она лежала с открытыми глазами, но никого не узнавала. Около ее постели сидели доктор и няня Наталья Савишна, которая вырастила и ее, и всех ее детей. Все домашние были очень печальны. В этот же вечер в страшных муках мать умерла.

На другой день, вечером, стоя у гроба матери, глядя на ее любимое лицо и не видя его от слез, Николенька, не осознав еще произошедшего в полной мере, впервые проявил склонность к самоанализу. Ему казалось, что он не испытывает настоящего горя, а только тихую грусть, к которой постоянно примешивалось какое-то самолюбивое чувство, и мальчик презирал себя за это. Во время похорон все вели себя по-разному. Николенька плакал. Отец был очень бледен и с трудом сдерживал слезы, но выглядел при этом весьма эффектно, и Николеньке это почему-то не нравилось. Мими опухла от слез и, казалось, едва держалась на ногах, однако слезы ее были вызваны не только горем, но и чувством неуверенности в дальнейшей судьбе — своей и дочери. Лицо Любочки, мокрое от слез, выражало только детский страх. Володя был очень задумчив и стоял, устремив неподвижный взгляд в одну точку. Все посторонние, утешавшие отца, вызывали в Николеньке лишь досаду. Единственной, кто, по мнению мальчика, испытывала истинное горе, была Наталья Савишна, которая не плакала, а молилась. После похорон она не оставляла своих обязанностей по дому, но делала все машинально. Разговоры с ней, ее тихие слезы и спокойные набожные речи утешали Николеньку. Со смертью матушки мальчик осознал, что счастливая пора детства закончилась.

Произведение "Детство"Горького план и получил лучший ответ

Ответ от Крокус[гуру]
Жил-был Алексей. Давно это было. Родили его в деревне дедушка с бабушкой. Он был очень забитым мальчиком, но ходил в школу. Школа была старенькая, везде щели и зимой из их здорово дуло, прямо под ноги ученикам. А все ходили в валенках дырявых и поэтому у всех текли сопли прямо на тетрадку. Ничего разобрать было невозможно- сплошные кляксы. Поэтому Алёша частенько получал двойки. А дома был дед, злой, как собака. Он драл его, как Иванову козу, а тот базлал на всю деревню, как последняя собака. Да ещё жрать было нечего и в животе постоянно журчало, как весной ручьи за огородом. Баушка работала в колхозе и таскала колоски, из которых варила похлёбку. Вечером все садились за стол и громко чавкали. Долго чавкали, а потом шли спать, лепестричества то не было и карасина тоже. Некогда было учить уроки и на другой день Алёше всегда ставили двойки, а то и колы. Жили они бедно и весело, в то время ещё не было радива и электричества. И была у них только одна корова и три поросёнка. И вот каждый день Алексею приходилось пасти корову и поросят. А обувки никакой не было и бегая по лугу, Алёха
до крови снашивал свои ноги. Тогда он ложился в траву и предавался мечтаниям о хорошей жизти: как он уедет в город, будет учиться на ветелинара и не будет дуть в ус. Он не курил и не пил водку, как все деревенские мужики, а пил только молоко и квас, с чего его каждый раз пучило и болело пузо. Но он не обращал на это внимания, потому что очень стремился стать хорошим человеком и зарабатывать много денег, чтобы кормить бабу с дедом и три поросёнка, а корова пусть сама ест-травы много. Ещё Алексей сочинял стихи и записывал их на пергамент гусиным пером, которое нашёл под крылечком, а потом продавал на ярмарке заезжым купцам по 2 копейки. Эти деньги он отлаживал на учёбу. Но плохо получалась, потому что дед каждый день просил на выпивку, а больше дохода в избе не было и даже валенки были одни на всех, которые зимой носили по очереди. Но это не помешало Алексею становиться на ноги и идти дальше к своей цели. И вот однажды ему позвонили и сказали ехать в город, потому что уже не стало хватать ветелинаров, а больше никто не шёл, окромя Лёхи. Вот так он и стал великим человеком, что даже М. Горький обратил на него внимание и написал про него рассказ, чтобы другие дети в школе брали с него пример и не курили, и не пили колу и пивасик. Он ишо не матерился и не дрался, но это уже, когда стал взрослым.

Ответ от Жемчужина [гуру]
1. Поездка Алексея на пароходе с мамой и бабушкой в Нижний Новгород. Дружба и взаимопонимание с бабушкой.
2. Приезд в Нижний Новгород. Знакомство и встреча с дедом и остальными родственниками матери. Впечатления Алексея о них.
3. Дом. Описание дома, обстановки, знакомство с новыми людьми. Порядки в доме.
4. Отношения дедушки к Алексею и его к деду. Отношения братьев матери к ней и к Алексею.
5. Дружба с Цыганком. Смерть ЦыганкА.
6. Замужество матери. Взаимоотношения с отчимом и матерью отчима. Тоска по матери.
7. Бедность. Смерть матери. Уход "в люди".
Если Вы не читали "Детство" Горького, то советую прочитать. Очень интересная книга и читая ее видишь все, и дом и бабушку, деда. Сам дух того времени. Жизнь Алеши, как он рос, в каких условиях. Его душевные переживания, бедность, одиночество. Как несмотря на всю ту обстановку и не особенное внимание к нему матери, в сущности она была несчастной женщиной. Несмотря на все это будущий писатель уже в книге "В людях" стремился читать, познавать что-то новое, учиться всему у жизни, стараться подняться над нищетой и беспросветностью. Горький (настоящее имя Алексей Максимович ПешкОв) пишет очень интересно, понятно, легко, очень жизненно. В литературе он избрал псевдоним Максим Горький. Его отца звали Максимом. Талантливый человек выросший в тяжелых условиях, бедности, грубости, не понимания, с малых лет работал физически. Стал великим писателем, украшением русской литературы.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.