Благоустройство и озеленение школьной территории проект на тему. Благоустройство территории школы План озеленения школьного двора

муниципальное казённое образовательное учреждение «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»

Игнатенко Светлана Владимировна

МКОУ «Нижнечуманская СОШ»

директор школы

с. Нижнечуманка

2012

Актуальность. Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства.

«Театр начинается с вешалки», а школа со школьного двора. Здание Нижнечуманской средней школы было построено в 1967 году. Проблема благоустройства школьной территории стала актуальной с первых лет ее существования. Эта проблема остаётся актуальной для нас и в настоящее время, что способствует воспитанию у детей эстетического вкуса, формирования чувства ответственности за свою школу и желании изменить облик школы еще к лучшему. Школьный двор становится эффективным средством формирования эстетической и экологической культуры обучающихся, становления их нового гражданского сознания.

Необходимость формирования имиджа школы определяется следующими причинами:

    демографическая ситуация усиливает конкуренцию среди образовательных учреждений одной территории;

    позитивный имидж облегчит доступ образовательного учреждения к новым ресурсам из возможных: финансовым, информационным, человеческим;

    имея сформированный позитивный имидж, образовательное учреждение при прочих равных условиях становится более привлекательным для кадров.

Сформированный позитивный имидж школы позволит решить ряд задач:

    Повысить привлекательность школы для родителей, учащихся.

    Повысить эффективность мероприятий по информированию населения относительно новых образовательных услуг.

    Повысить уровень организационной культуры школы.

    Способствовать улучшению социально-психологического микроклимата в школьном коллективе.

Итогом работы нашей школы по формированию привлекательного имиджа будет благоустроенная школьная территория.

В 2010 учебном году администрация школы пришла к пониманию того, что необходимо менять отношение в школе к вопросам благоустройства. Был разработан план. Так родился наш проект по озеленению и благоустройству школьной территории.

Любое начинание, если приложить творческие возможности, фантазии и активность можно завершить успешно. Мы уверены, что свой юбилей (сентябрь 2012 года) наша школа встретила в обновленном виде, который радовал и хозяев школы, и всех гостей.

Цель: организация и проведение мероприятий по благоустройству территории школы и самого здания школы.

Задачи проекта:

- привлечь внимание обучающихся к решению актуальных проблем школы;

- провести социологический опрос среди обучающихся, работников школы, местного населения по выявлению предложений благоустройства школьного двора;

- разработать и осуществить план озеленения школы и благоустройства территории школьного двора;

- развивать творческий интерес к практической деятельности в области ландшафтного дизайна;

Прививать навыки экологического поведения, воспитания любви к природе;

Формировать позитивный имидж школы в социуме.

Инициаторами и организаторами проекта являются, администрация и педагогический коллектив, Управляющий совет школы

Срок реализации проекта: 3 года (2010-2012 гг.)

Практическая значимость: привлечение общественности к значимости проекта; улучшение окружающего ландшафта школьного двора; эстетическое соответствие школы и созданного культурного ландшафта.

Проанализировав информацию из различных источников, можно прийти к следующим выводам:

1. Проблема благоустройства и озеленения школьной территории является актуальной не только для обучающихся, но и для общественности в целом.

2. Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно – гигиеническую и учебно-воспитательную роль.

3. Помимо эстетической функции, очень важна функция практическая. Современная школа ориентирована на то, чтобы ребёнок получал не только теоретические знания, но и непосредственно практические навыки. Поэтому то, чему ученик научится при проектировании и воплощении в жизнь, пригодится ему в жизни.

4. Появляется возможность привлекать обучающихся к активным экологическим исследованиям, воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.

5. Благоустроенная территория любой школы вызывает восхищение гостей, а ученики и учителя будут чувствовать себя комфортно и гармонично.

Этапы реализации проекта
«Благоустройство школьной территории»

Название этапа

Ответственный

срок выполнения

Подготовительный

Мотивация, целеполагание проекта.

март 2010 года

Проектировочный

Построение ориентировочной схемы деятельности

Март – май 2010 года

Практический

Реализация проекта

Май-сентябрь 2011,2012 года;

Заключительный

Сопоставление действительных и желаемых результатов работы.

Октябрь-ноябрь
2012 года

Предполагаемые результаты, их социальная значимость.

Предполагаемый результат

Организация социально – значимой общественной деятельности школьников.

Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию.

Обобщение знаний о декоративном оформлении и благоустройстве школьной территории;

Создание условий для возможной организации процесса совместного времяпровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений;

Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры;

Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности обучающихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения;

Создание места отдыха и общения для школьников в свободное от уроков время;

Улучшение эстетического вида школьного двора, создание благоприятной экологической обстановки;

Повышение конкурентоспособности школы путем создания имиджа красивого уютного дома, красота которого создается инициативой и трудом детей и педагогов.

Чтобы верно оценить ситуацию, мы рассмотрели ее с разных сторон: экологической, биологической, социальной, медицинской. В с. Нижнечуманка экологическая и социальная ситуации являются не самыми благоприятными. В неудовлетворительном состоянии находятся территория двухэтажек, прилегающая к школе, что оказывает негативное влияние на внешний облик школьного двора.

Имеют место социально-экологические проблемы: запыленность воздушной среды из-за близкого расположения федеральной трассы «Барнаул – Славгород», недостаточное озеленение пришкольного участка и участков около дворов, невысокий уровень природоохранной активности у школьников и жителей села, невысокий культурный уровень общения с природой.

Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроить школьный двор, принять участие в жизни школы. Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания, систематизирующим фактором образования, поэтому на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом - экологизацией всего учебного заведения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе. Благоустройство территории школьного двора выступает в качестве одного из механизмов формирования позитивного имиджа школы.

Наша работа началась в марте месяце, когда рассматривался план подготовки к новому учебному году на совещание при директоре.

Был разработан проект «Благоустройство школьной территории»

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»

руководитель проекта: Игнатенко Светлана Владимировна

директор школы

фотограф: Зайцева Татьяна Николаевна

учитель начальных классов

с. Нижнечуманка

2011год

Вывеска школы Ограждение

Освещение

«Зелёный класс»

Спортивная площадка

Места отдыха

дорожное покрытие хозяйственная зона

Эстетическое оформление

Был разработан проект «Благоустройство территории школы»

В ходе реализации проекта «Благоустройство территории школы в 2010-2011 учебном году» были выполнены следующие работы:
Организована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов по реализации основных мероприятий проекта (сформированы творческие группы по разным направления деятельности, на подготовительном этапе проведена ландшафтная организация школьной территории, выбраны растения для озеленения проведен сбор информации и опрос учителей;

выкорчеваны погибшие деревья и кустарники;
проведена очистка пришкольной территории от бытового мусора (организованы общешкольные субботники);
составлен эскиз ландшафтного дизайна пришкольного участка;
на территории пришкольного участка разбиты клумбы с цветами;
проведено озеленение территории;
проводилась разъяснительная работа среди учащихся;

проведен конкурс на лучший эскиз цветочных клумб;
собрана рассада для посадки многолетних цветов совместно с родителями

завезена земля для посадки цветов

окрашены спортивные объекты на территории школы;
спилены старые тополя в количестве 68 шт.

    построены новые туалеты;

    перенесён ящик для мусора;

    был составлен план работ.

Вместе с тем имеются проблемы, которые планируется решать в процессе реализации проекта:
отсутствие хорошей почвы на территории школы;
требуется ремонт фасада школьного здания;

План работ:

УТВЕРЖДАЮ:

директор ОУ Нижнечуманской МСОШ

С.В.Игнатенко

общеобразовательного учреждения: «Нижнечуманская муниципальная средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»

п/п

вид работы

ответственный

сроки проведения

результат

директор школы

С. В.Игнатенко

апрель

директор школы

С. В.Игнатенко

апрель

директор школы

апрель-начало мая

земля

классные руководители

май-июнь

клумбы

Зайцева Т.Н. кл. руководитель 2 класса

май-июнь

цветущая клумба

Гальцова Л.В., 3 класс

май-июнь

цветущая клумба

Г.В.Кирюшкина, 4 класс

май-июнь

цветущая клумба

оформление трубы (контейнеры переносные); (клумбы из колёс)

Голуб Е.В., 5 класс

май-июнь

декорирование тепловой трубы

Создание клумбы (у беседки)

Попова Е.Ю., 6 класс

май-июнь

цветущая клумба

Н.И.Слюсарь, 7 класс

май-июнь

Т.П.Найдёнова, 8 класс; Ю.И.Боровикова, 9 класс

май-июнь

клумба

Е.Н.Червонная, 10 класс

май-июнь

клумба

май

МТ

июнь-август

конкурс на лучшую фигуру из подручных материалов

классные руководители

май-июнь

Перенос туалетов

директор школы

май-август

новые туалеты

уход за садом

МТ

июнь-август

ухоженный сад

О.А. Маслий, Н.А.Топчиёва

май-июнь

«уголок»

Вся работа по благоустройству началась ранней весной с общешкольного субботника .

Ученики 2 класса

11 класс 1 класс и классный руководит

Так выглядела школьная территория после субботника

Каждый класс выполнял свой элемент единого оформления

«Школьной территории»

август 2011год клумба 2 класса

Работают родители 3 класса

В результате работы появились:

«альпийские горки»

клумба 4 класса

Клумба 5 класса: оформление тепловой трубы

Клумба 6 класса

Клумба 7 класса

Клумбы 8-9 классов

«Сельский уголок у котельной»

Поливная емкость «Озеро с лебедями»

«Хранитель школьного двора», выполнен на спиле тополя

Школьный сад

Практические работы

2011-2012 учебный год

УТВЕРЖДАЮ:

директор МКОУ «Нижнечуманская СОШ»

С.В.Игнатенко

рассмотрено на _________________

пр.№ _______от ____________2012г.

План работы по благоустройству и озеленению школьной территории

МКОУ «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»

п/п

вид работы

ответственный

сроки проведения

результат

Организация и проведение субботников.

директор школы

С. В.Игнатенко

апрель

Чистая территория школьного двора

Изучение мнения педагогического коллектива

директор школы

С. В.Игнатенко

Апрель на совещание при директоре

проект благоустройства и озеленения

Обращение к родителям об оказании помощи в подвозе земли для посадки цветов и овощей

директор школы

апрель-начало мая

земля

Создание клумб на территории школы

классные руководители

май-июнь

клумбы

Создание клумбы и её озеленение («треугольная» у первого подъезда 2 здания)

Зайцева Т.Н. кл. руководитель 3класса

май-июнь

цветущая клумба

Создание клумбы «альпийская горка» у беседки

Л.Г.Николаенко, 2 кл.

май-июнь

цветущая клумба

Создание клумбы («длинная» у стены школы)

Е.В.Голуб

май-июнь

цветущая клумба

оформление трубы

Голуб Е.В., 6класс

май-июнь

декорирование тепловой трубы

Создание клумбы (у беседки), посадка вьюна около беседки

Ю.И.Боровикова, 10 класс

май-июнь

цветущая клумба

посадка цветов на клумбу (напротив котельной)

Н.И.Слюсарь, 8 класс

май-июнь

цветущая клумба

оформление клумбы (большая у второго здания)

Т.П.Найдёнова, 9класс; О.А. Маслий, 7 класс

май-июнь

клумба

Разбивка клумбы (слева от входа в школу)

Е.Н.Червонная, 4 класс

май-июнь

клумба

Посадка цветов на клумбу «солнышко» и в 3 колесах

Л.А.Сорокина, 5 класс

май-июнь

клумба цветущая

выкорчевка кустарников, обрезка деревьев

завхоз С.А.Павленко, рабочий А.В.Слюсарь

май

Полив и уход в июне, июле и августе. Создание декоративного оформления

МТ

июнь-август

Ухоженный дендрарий, цветник и огород.

конкурс на лучшую клумбу класса

классные руководители

май-август

оформление школьной территории

Подведение итогов конкурса «Оригинальная клумба»

Администрация, члены УС, МОП

Август-сентябрь

уход за садом

МТ

июнь-август

ухоженный сад

Создание «сельского уголка» около котельной

Н.И.Слюсарь

май-июнь

«уголок»

субботник весной 2012 года

Результатом стали цветущие клумбы

клумба 5 класса Коллективная работа 8, 10 классов

оформление 11 класса оформление 7 класса

Переход через тепловую трубу

Клумба 4 класса

Учебно-опытный участок

Школьный сад

Количественный и качественный анализ

Дендрарий – участок, где в открытом грунте культивируются различные виды деревьев и кустарников. Создавая дендрарий, мы заботились о том, чтобы его устройство было рациональным, комфортабельным, способствовало развитию у учащихся эстетического вкуса, помогало в изучении биологии и других дисциплин. Дендрарий в нашей школе был создан в 2009 году, он находится перед школой и выполняет декоративную функцию. Для оформления школьной территории использовали саженцы различных деревьев и кустарников. Саженцы были представлены АКДЭЦ. Молодые рябины, бузина посадили с таким расчётом, чтобы они в апреле – июне выглядели привлекательно, в осенний период привлекали окраской листьев.

На сегодняшний день в дендрарии представлены деревья и кустарники местной фауны:

Груша уссурийская

Яблоня сибирская

Яблоня сортовая

Ива ломкая

Орех маньчжурский

Дуб черешчатый

Рябина сибирская

Сирень венгерская

Облепиха

Бузина

Вишня кустарниковая

Жимолость

Облепиха

Чубушник широколистный

Смородина

Снежноягодник

В дендрарии преобладают деревья 1 класса жизненности (здоровые деревья) – 97%, 2 класс жизненности (ослабленные, повреждённые) – 3%.

Красивое платье начинается с выкройки, а красивый участок с эскиза, нарисованного на листике бумаги. Особое внимание уделяется оформлению цветников. Растения выбираются с таким расчётом, чтобы цветение продолжалось в течение лета и осени. Наш цветник представляет коллекцию однолетних и многолетних цветочно – декоративных растений. На нашем цветнике произрастают: аукария, лилейник, петуния, портулак, настурция, астра, валерьяна, ромашка, василёк, виноград девичий, ипомея душистая, виола, иберис, пеларгония, агератум хвостатый, амариллис, георгин однолетний, тагетес низкий, капуста декоративная, календула, ленок красный, ленок белый, лаватера, цинния, молочай, кислица, флоксы, годеция, антириниум, ромашка декоративная, мальва, цинирария, целлозия гребенчатая.

Работа по поддержанию санитарного состояния дендрария и цветника осуществляется на уроках технологии, субботниках и летней трудовой практики. На уроках технологии проводится осеннее и весеннее рыхление почвы, боронование, весенняя обрезка. Учащиеся поддерживают общий порядок, ухаживают за растительностью, наблюдают за состоянием растений. Основным направлением деятельности учащихся на цветнике является выращивание рассады, разбивка клумб, высадка рассады и посев семян. В осенний период – сбор семян, их сушка и сортировка.

Заключение

Создать единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира цветов – таков был замысел автора данной работы. Двор для нас – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха. Таким образом, наш школьный двор – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности. Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего «Я».

Проект «Благоустройство школьного двора» является одним из эффективных механизмом формирования позитивного имиджа школы. Многие выпускники нашей школы оставили добрые слова, посвященные школе:

Выпуск 1977 года

Машинец Сергей, г. Барнаул: «Школа! Родная! Здравствуй! Я вернулся в молодость, юность! Спасибо Вам! Успехов, стойкости, мудрости! Спасибо!»

Бондаренко С.В., г. Балашиха: «Очень, очень рад за школу! Надо и дальше продолжать!»

Выпуск 1991 года

Дворникова Зоя (Фанина), с. Нижнечуманка: «Огромное спасибо за новшества!»

Выпуск 1976 года

Анисимова ГВ., г. Барнаул: «Дальнейшего процветания!»

Имидж нельзя купить, его можно только создать, а потом имидж будет работать на школу.

Литература:

  1. Даниленко Л.В. Имидж учебного заведения // Справочник руководителя образовательного учреждения, №1, 2003.

    Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования // Мониторинг и стандарты в образовании, №5, 1999.

    Почепцов Г.Г. Имиджеология. М.: Рефл-бук, 2002.

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №37» Авиастроительного района г. Казани

Проектная работа по теме:

Благоустройство

школьного двора и территории,

Макарова Оксана

ученица 7В класса

МАОУ «Гимназия №37»

Авиастроительного района г.Казани

Руководитель:

Кудашова Татьяна Николаевна

Мухаметзянова Алина Ринатовна

Руководители ДОО «Импульс»

Казань 2016

Введение c тр

1. Актуальность проблемы. 2-3

2. Цели и задачи.

3. Ожидаемые результаты реализации проекта

4. Сроки и этапы реализации проекта

5. Материалы и инструменты

II . Основная часть.

1. Программа проектных мероприятий 3-5

III . Заключение.

1. Ожидаемые результаты реализации проекта 6

2. Риски реализации проекта и пути их преодоления 6

3. Заключение 7

Введение

Человек с древних времен тесно и неразрывно связан с природой. К сожалению, в современный информационный век, век науки и техники, человек постепенно утрачивает эту связь. Особенно это ощущается в крупных городах, а иногда и в сельской местности. Приоритетность экологического воспитания сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди все больше внимания стали обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства.

Школьные годы – это годы бесконечных открытий, удивления, восхищения и, конечно, же труда, труда интеллектуального, духовного, годы формирования жизневосприятия, видения предметов и явлений. И нет, и не может быть ничего благороднее, сложнее и ответственнее, чем обеспечение будущего нашей Родины – воспитание человека, способного изменить мир к лучшему, сделать его чище, добрее, справедливее, научиться быть по- настоящему счастливым и успешным. Ребят необходимо учить чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту.

Поэтому нужно выбирать такие формы деятельности коллектива учащихся, их родителей и педагогов, которые явились бы развитием творческой деятельности, оказанием практической помощи в оформлении пришкольного двора и воспитанием у школьников бережного отношения к среде обитания.

Школьный двор – часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности ребенка. Эта среда должна быть функциональна и комфортна, так как является составляющей частью процесса обучения. Кроме этого она должна быть и местом проведения свободного времени.

Территория школы – популярное место отдыха для жителей соседних домов, особенно в весенне–летний период. Поэтому ландшафтное озеленение, благоустройство зоны отдыха и территории, находящейся перед зданием школы, является необходимым.

1.Актуальность проблемы

Обследовав школьную территорию, мы заметили, что наш школьный двор выглядит скучно.

Здание МАОУ «Гимназия №37» Авиастроительного района г. Казани было построено в 1952 году. На территории школы имеются: футбольное поле, волейбольная площадка, игровая площадка для младших школьников. Перед зданием школы раньше располагалась аллея, которая ограждала гимназию от дороги, где ученики имели возможность прогуливаться, но в 2013 году на этой территории была построена станция метро « Авиастроительная». Дорожки заасфальтировали, но остались небольшие участки земли.

Анкетирование учащихся, работников школы показало, что необходимо преобразить ее. Желание учащихся, родителей, сотрудников школы учиться, работать, отдыхать не только со вкусом оформленных стенах школы, но и радоваться видом ухоженных цветущих клумб, спортивных и игровых площадок, расположенных на школьном дворе, привело к созданию проекта по его благоустройству что необходимо преобразить ее. Так родился наш проект по озеленению и благоустройству пришкольной территории. Мы решили порадовать результатом своего труда не только себя, но и окружающих, а также попробовать свои силы в оформительской практике.

Объект исследования

Объектом исследования является школьный двор гимназии и прилегающая к нему территория.

Предмет исследования

    Культурные растения (цветы, деревья)

    Почва (вид почвы и ее возможности)

    Технология изготовления и подбор материалов для создания малых архитектурных форм

    Цели и задачи проекта :

Цель: Разработать и реализовать проект в рамках внеурочной деятельности учащихся по решению экологических проблем и экологического воспитания общеобразовательных школ.

Изучение литературы, связанной с ландшафтным дизайном;

Ознакомление с особенностями территории для разработки плана озеленения и благоустройства;

Распределение участков по классам и назначение ответственных за выполнение работы;

Прививание элементарного опыта практической природоохранной деятельности;

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, бережного отношения к результатам своего творчества.

3.Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Организация социально – значимой общественной деятельности школьников.

2. Комплексный подход к воспитанию экологической, эстетической культуры, трудовому воспитанию.

3. Обобщение знаний о дизайнерском оформлении и благоустройстве школьного двора и прилегающей территории;

4. Создание условий для возможной организации процесса совместного отдыха детей и взрослых, способствующего их духовному сближению, рождению общих интересов и увлечений;

5. Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры;

6. Улучшение эстетического вида школьного двора и территории находящейся за ее пределами, создание благоприятной экологической обстановки.

Теоретическая часть работы

В основу подготовки моей работы вошло изучение источников информации сети Internet и специальной литературы по ландшафтному дизайну, посещение скверов, парков, площадей с целью изучения оформления и озеленения объектов г. Казани.

Практическая часть работы

Практическая значимость моей работы заключается в привлечении учащихся, родителей и учителей к внеурочной деятельности по озеленению пришкольных участков, дала возможность применения полученных знаний на уроках биологии, ИЗО, технологии, географии, привлечение общественности к значимости проекта; улучшение окружающего ландшафта школьного двора; эстетическое соответствие школы и созданного культурного ландшафта.

Все эти этапы работы привели к тому, что перед фасадом школы и на школьном дворе появились ландшафтные работы: дизайнерски оформленные клумбы, цветники, объекты малой формы, которые способствовали развитию эстетического вкуса и созерцанию чувства прекрасного в окружающем мире.

4.Сроки и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта: 2 года

Этапы реализации проекта

I этап – организационный.

Выбор темы проекта, постановка целей и задач, подбор материала, составление плана работы, определение участников и партнёров проекта.

II этап – практический (реализация проекта)

Направления деятельности: Учебно-исследовательская работа учащихся, сбор и анализ информации об экологической обстановке в нашей местности, просветительская деятельность, практическая деятельность в решении экологических проблем.

III этап – обобщающий.

Подведение итогов, оценка результативности проекта, сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Внеклассное мероприятие по теме проекта.

5. Материалы и инструменты

Для реализации проекта нам понадобятся материалы и инструменты:

Носилки;

Семена и саженцы;

Всё перечисленное оборудование имеется в школьной мастерской.

II . Основная часть.

План реализации проекта.

Выполненная работа

Организационный

Составление плана работы

Исследовательский

Изучение вариантов оформление цветочных клумб

Изучение видов цветочных культур

Практическая деятельность

Выращивание рассады.

Разбивка клумб.

Высадка рассады, посев семян.

Уход за цветами: поливка, прополка, разрыхление.

Май- август

Заключительный

Анализ выполненной работы

Сентябрь

Оформление проекта

Защита проекта

    Программа проектных мероприятий

Для осуществления поставленных задач разработан комплекс мероприятий

Комплекс мер

Место проведения

проведения

Ответственный

Собрание проектной группы, выбор темы проекта, постановка целей и задач, подбор материала, составление плана работы

Каб. биологии

Сентябрь, 2014

Инициативная группа

Социологический опрос обучающихся, работников школы

Актовый зал

Сентябрь, 2014

Инициативная группа, педагоги-организаторы.

Проведение оценки экологического состояния школьной территории

Каб. биологии

Сентябрь, 2014

Учитель биологии, лаборант, инициативная группа

Конкурс на лучший мини-проект по благоустройству школьной территории.

Актовый зал

Октябрь, 2014

Педагог-организатор

Разработка коллективного проекта школьного двора и территории находящейся за ее пределами» -

составление плана озеленения и благоустройства школьного двора и территории находящейся за ее пределами» .

Кабинет биологии

Инициативная группа,

учитель биологии, лаборант.

Оценка экологического состояния почвы пришкольного участка

Школьный двор

Апрель, 2015

Учитель биологии, химии, лаборант.

Выкорчевывание старых деревьев и кустарников

Школьный двор

Апрель, 2015

Завхоз школы

Разбивка новых клумб на территории школы и находящейся за ее пределами

Школьный двор

Территория перед школой

Май-июнь, 2015

Расширение цветочно-декоративного содержания клумб.

Школьный двор

Территория перед школой

Июнь-август, 2015

Учитель биологии, Инициативная группа

Благоустройство

зоны отдыха на территории школы

Школьный двор

Август, 2015

Учитель технологии

Подготовка семян и выращивание рассады

Каб. биологии

Февраль, 2016

Учитель биологии, Инициативная группа

Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур на школьном дворе.

Школьный двор

Учитель биологии, Инициативная группа

Уход за посаженными цветочными культурами.

Школьный двор

Май- август 2016

Учитель биологии, Инициативная группа

Посадка деревьев

Школьный двор

Сентябрь-Октябрь 2016

Инициативная группа

Экспресс-опрос «Проект в моей жизни»

Каб. биологии

Сентябрь, 2016

Инициативная группа

Представление отчета о реализации проекта

Актовый зал

Декабрь, 2016

Инициативная группа

В современном озеленении клумбы делают невысокими, вровень с газоном и лишь в особых случаях насыпными, но не выше чем на 5-8 см. Размер клумбы зависит от величины цветника. При оформлении необходимо учитывать продолжительность цветения высаженных растений. Художественная декоративная ценность цветника зависит от подбора растений в комбинации окрасок лиственных и цветочных растений, соразмерности отдельных частей цветника, четкости и ясности рисунка, содержания рисунка, наличия хорошего фона газона, обеспеченности уходом. Удачный подбор растений по окраске листьев или цветов имеет существенное значение: В этом случае значительную помощь оказывают правила гармонических сочетания колеров (окрасок) между собой. Основными или главными окрасками считаются желтая, красная и синяя. Производными колерами будут зеленый, который получается от смешения желтого с синим, оранжевый - от желтого с красным, фиолетовый от синего с красным. Более яркие окраски желтая, оранжевая и красная называются активными и менее яркие - фиолетовая, зеленая и синяя пассивными. Приятное впечатление производит такое сочетание, когда главная окраска располагается рядом с такой производной, в которой отсутствует этот главный колер. Растения одной и той же культуры сочетаются между собой по окраске, особенно при наличии сортов. Части цветника должны быть гармоничными, приятными для глаза. Решить это помогают правила пропорции. В основном для оформления цветочных клумб используются однолетние растения. И выбирают в основном летники, продолжительно и обильно цветущие, отличающиеся декоративностью листьев. Широко их применение на клумбах, рабатках и партерах летнего цветения. Для создания своих клумб будем использовать следующие цветы: бархатцы, петунья. Бархатцы (тагетес)- семейство Астровые. В культуре известно около 30 видов, из которых широко культивируются 3. В диком виде бархатцы распространены в Центральной Америке, и особенно в Мексике. Там это растение считается магическим, и его соцветия используются в религиозных церемониях. Петунья - семейство Паслёновые. Завезена из Южной Америки в 1831 году. Известно около 25 видов петунии. К настоящему времени селекционерами созданы гетерозисные гибриды, которые отличаются очень ранним и обильным цветением, ветвистостью, устойчивостью к неблагоприятным погодным условиям.

Расчет расхода материалов

Для анкетирования нам потребовалась 1 пачка бумаги. Для посадки растений на пришкольной территории и проведение работ - садовые инструменты и посадочный материал, который будет соответствовать данному типу почвы и затененности участка. Денежные средства взяты от сборов макулатуры. Расчет расхода материалов и их стоимости для озеленения пришкольного участка представлены в табличной форме.

Определение расхода материалов и их стоимости

Наименование

Кол-во в шт.

одной шт. в руб.

Стоимость материалов

Бесплатно

(есть в школе)

Бесплатно

(есть в школе)

Бесплатно

(есть в школе)

Минеральные удобрения

Семена смеси

Бумага (для анкетирования)

Итого:

Результаты реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории.

1 этап

Организована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов, по проведению основных мероприятий проекта

Проведена очистка территории от бытового мусора;

Собраны семена для посадки однолетних цветов.

2 этап

1. На территории весной участка будут установлены малые архитектурные формы: садовые скульптуры изготовленные руками учащихся;
2. Будет проведено озеленение территории: создание клумб;
3. Для сохранности благоустроенного участка планируется разъяснительная работа среди учащихся.

III . Заключение.

III . Заключение.

Исходя из данного проекта, каждая школа может:

    составить проект реконструкции озеленения пришкольной территории с учетом соответствия санитарно-гигиеническим нормам;

    провести анализ положения школы;

    изучить степень запыленности воздуха в различных участках территории;

    изучить видовой состав растительности и ее состояние;

    определить уровень шумовой нагрузки на пришкольную территорию.

В ходе работы мы посещали выставки разнообразных цветов, ходили на цветочные ярмарки, консультировались с учителем биологии о растениях, которые растут как в тени, так и на солнце. Прослушав лекции о цветах, мы выбрали для своего участка петуньи и бархотки.

Мы оформили территорию школьного двора стиле сказок А.С. Пушкина. И дали ему название «У Лукоморья дуб зеленый…» «Жителями» этой замечательной страны стали: кот ученый, баба яга, золотой петушок, старик со старухой и золотая рыбка, царевна лебедь…Перед летними каникулами мы провели литературный дворик посвященный творчеству великого русского поэта А.С. Пушкина. В следующем году мы так же хотим оформить школьную территорию в каком-то определенном стиле, что это будет, мы определим с помощью анкетирования учащихся и педагогического состава. И мы очень надеемся на то, что наша идея станет доброй традицией МАОУ «Гимназия №37» Авиастроительного района.

Мы надеемся, что наш проект выйдет именно таким, каким видим его мы ведь в школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят необходимо учить ее чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно сделать так, чтобы помещение школы и пришкольная территория были притягательными, в чем-то волшебными. На нашем примере может быть, многие жители захотят превратить свои участки в маленькие волшебные страны и проявят свои творческие способности.

Проделанная работа привела к следующим выводам:

1.Экологическое образование и воспитание школьников – приоритетное направление в общеобразовательных учреждениях с целью формирования экологической культуры.

2. Теоретические основы формирования экологической культуры школьников достаточно разработаны и описаны в научной и методической литературе.

3. Для систематизации работы по формированию экологической культуры необходима программа экологического образования и воспитания школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности обучающихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.

Вопрос эстетического оформления пришкольной территории и территории прилегающей к ней остается актуальным. Осуществляя данный проект мы приобретаем практические и теоретические навыки по созданию красоты, получаем новые знания в области экологии, активно развиваем креативное мышление. При творческой и созидательной работе на пришкольной территории прививается любовь к природе, к родному краю, к Родине, развивается чувство прекрасного. И чем труднее путь созидания красоты, тем прекраснее творения.

Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни на Земле. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У современного поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться педагогами, вооруженные помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность школьника, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического образования и воспитания достаточно освещена в работах известных ученых. Однако систематическая работа по формированию экологической культуры школьников не ведется. Поэтому целью нашего исследования стала разработка образовательной программы проекта «Благоустройство школьного двора и прилегающей к ней территории» позволяющая полнее реализовать возможности формирования экологической культуры школьников.

Проект «Благоустройство школьного двора и территории находящейся за ее пределами»; дает ответы на решение вопросов экологического воспитания учащихся и является кладезем полезных материалов для работников школы, детских садов. Данный проект развивает чувство коллективизма, эстетический вкус, трудолюбие, ответственность, патриотизм, а жителям и гостям города приносит радость и пользу.

2. Риски реализации проекта и пути их преодоления

Риски

Условия возникновения

Пути преодоления

Мотивационные

Низкая активность и слабая мотивация на участие в основных мероприятиях программы

Активная работа с родителями

Разработка системы стимулов

Организационные:

    Непрофессиональный подход исполнителей

    Неблагоприятные природные условия

Повышение ответственности кадров через проведение совещаний при директоре школы



ПРОЕКТ

озеленения и благоустройства школьной территории

Моя малая родина

За последние несколько лет в нашей стране развернулась деятельность по созданию и реализации всевозможных социальных проектов. Занимаются этим не только органы власти, а также общественные организации и частные лица.

Одним из таких проектов является благоустройство школьной территории «Моя малая родина», созданный в нашей школе самими учениками и их учителями. Творческий подход к идее - наиболее важный аспект в таком проекте, поэтому при его создании учащиеся и учителя проявили всю свою выдумку, фантазию и оригинальность мышления. Работа по такому проекту коснулась не только самого школьного здания, но и прилегающей к нему территории (спортивной площадки, школьного двора, дорожек, школьных клумб). В процессе работы над проектом мы поняли, что благоустройство школьной территории необходимо как для создания привлекательного внешнего вида, так и для поддержания репутации образовательного учреждения.

Основная цель проекта благоустройства нашей школьной территории – это разделение участка на определенные зоны и создание определенных границ. Визуально это стало заметно, потому что мы придали им очертания с помощью дизайнерских решений. Например, школьную пристройку и учебно-опытный участок мы разделили с помощью дорожки из поребрика и гранотсева.

Теперь на школьном дворе много лавочек, его территорию украшают красивые клумбы. А на одной из зон расположилась экологическая тропа с множеством видов лекарственных растений.

Спортивная площадка – это важная часть школьной территории, где ученики проводят много времени. Поэтому компактное размещение на ней всех объектов (беговых дорожек, площадок для игры в волейбол или баскетбол, шведских стенок) является очень важным и необходимым элементом в благоустройстве. В планах реализации данного проекта нам предстоит благоустроить спортивную площадку, создать на территории школы игровые зоны, являющиеся местом отдыха и развлечения. На таких участках планируется установить беседки, горки, лабиринты.

Профессионально выполненная работа по реализации данного проекта приведёт к тому, что школа станет современным и привлекательным учебным заведением. Уход за школьной территорией требует постоянного внимания и аккуратности, поэтому коллектив школы приложит все усилия к тому, чтобы сохранить всю красоту, которую создавали сами.

Выбор и обоснование темы проекта

Территория нашей школы обширна и разнопланова. Кроме здания школы, здесь расположены здание школьной газовой котельной, склад, колонка. К школе примыкает пришкольный участок. В детском саду «Тюльпан» с торца находится школьная столовая. Поэтому зонирование территории и разграничение зон, благоустройство этих зон становится особенно актуальным. Фасадная часть школы выходит на площадку.

Акция благоустройства и озеленения традиционно проходит в школе каждый год в четыре этапа. В ней участвуют ученики 1-9 классов.

Первый этап – февраль-март:

*учащиеся разрабатывают проекты благоустройства школьной территории,

озеленения и рационального использования пришкольного участка;

*проводится защита ученических проектов.

Второй этап – апрель –май:

*подготовка посадочного материала – семян овощей и цветов;

*выращивание рассады;

*подготовка инвентаря;

*весенняя обработка почвы;

*работы по благоустройству школьной территории и прилегающей к ней площади,

ремонт изгороди; обрезка кустарников;

*весенние посадки (реализация проектов);

*закладывание опытов.

Третий этап – июнь –август:

*уход за посадками на пришкольном участке: полив, прополка;

*опытническая работа;

*систематическая уборка урожая и его реализация.

Четвертый этап – сентябрь-октябрь:

*уборка урожая и его реализация; сбор семян;

*осенняя обработка почвы;

*осенняя посадка луковичных;

*подведение итогов опытнической работы, подготовка отчетов;

*Праздник урожая, выставка даров природы, цветов, поделок из природного мате-

риала; награждение победителей.

Цели и задачи проекта:

    создание эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы;

    наиболее рациональное использование школьной территории в учебном процессе и хозяйственной деятельности школы;

    улучшение экологической обстановки в школе и на прилегающей к ней территории за счет зеленых насаждений и цветов;

    воспитание трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе;

    развитие исследовательской деятельности школьников;

    развитие творческих способностей учащихся;

Каждый год школу подготавливают к новому учебному году. Летом 2010 года выполнено частичное благоустройство дворовой территории школы, построили беседку, частично игровую площадку.

В 2010 – 11 уч. году планируется выделить несколько зон:

1-я зона – игровая

* эстетическое оформление школьного двора.
* игровая площадка для школьников для игры в волейбол, баскетбол.

2-я зона – цветочный уголок (двор школы);

3-я зона – зеленая зона (торец школы у детсада «Тюльпан»);

4-я зона – учебно-опытный (пришкольный участок).

Эскиз №1 Игровая «Озеленение и благоустройство зоны»

Эта площадка расположена с центрального входа в школу. По периметру площадки выбракованы и спилены старые деревья и кустарники.

В 2010 году, здесь планируется:

1.Обустройство игровой зоны: спортивной площадки и игровой площадки.

(Установка баскетбольных щитов, футбольных ворот, стоек для волейбольной сетки, покраска забора, разграничивающую игровую зону от учебно-опытного участка.)

2.Строительство малых форм: беседки, альпийской горки. 3.Посадка кустарников и деревьев по периметру школы вдоль забора (взамен выбракованных).

Ожидаемые результаты:

1.Улучшение экологической ситуации в школе и на прилегающих к ней территориях.

2.Появится возможность проведения уроков физкультуры на собственной спортивной площадке.

3.Будут созданы условия учащимся для проведения игр и отдыха.

Для осуществления данной части проекта потребуется посадочный материал:

деревья: клены (ясени, липы) – 10 штук;

декоративные кустарники: спирея японская или каменолистная, чубушник, снежноягодник (шиповник) – 50 шт.



Дизайнерское решение по оформлению беседки
.
Беседка – романтическое место для отдыха на участке. Царящая в ней атмосфера может удивительным образом преображаться. В кругу друзей здесь весело и шумно. В уединении, с книгой, - тихо и спокойно. Беседка – одно из самых популярных строений на участке. В ней приятно укрываться от солнца в знойный день, прятаться от дождя, наслаждаться особым, лирическим настроением природы. Беседка – место для игр детей. А на нашем школьном участке есть место, где можно установить беседку. Так было предложено несколько решений, а мы выбрали самый оптимальный, не дорогостоящий проект. «Зеленая» беседка, сплетенная из стволов ивы. Из беседки откроется красивая панорама, и сама она будет смотреться выигрышно, будет притягивать внимание.



Беседка становится основным декоративным и наиболее функциональным элементом на участке.


Покраска забора.

Эскиз №2 Цветочный уголок «Благоустройство зоны »

Дворовая часть школьной территории имеет площадь более 100 кв.м. Для создания уюта, улучшения экологической обстановки в школе здесь по периметру задней части здания будут устроены зоны с однолетними и многолетними яркими цветами.

Ожидаемые результаты:

1.Улучшится санитарно-гигиеническая обстановка в школе и на прилегающей территории. Улучшится эстетический вид школьного двора.

2.Появится возможность проведения занятий по изучению фауны и флоры на уроках биологии.

Для выполнения этой части проекта потребуется посадочный и посевной материал:

анютины глазки (виола)- 4 пакета;

хоста- 1 пакет;

астра (низкорослые сорта «Малышка», «Карликовая Королевская») – 5 пакетов;

бархатцы (низкорослые махровые и немахровые сорта) – 5 пакетов;

гвоздика китайская, гвоздика турецкая – 2 пакета;

календула (низкорослые сорта) – 4 пакета;

настурция – 5 пакетов;

первоцвет (примула) – 2 пакета.


Эскиз №3 «Озеленение и благоустройство – зеленой зоны»

Зеленая зона у торца школы - место отдыха и игр ребят не только нашей школы, но и близлежащих улиц. Тополя у школы со стороны дет-сада «Тюлпан» посажены много лет назад, потеряли свой эстетический вид, утратили привлекательность, они затеняют окна школы, в результате чего нарушается световой режим в классах. Поэтому часть их мы вырубили, а на их месте весной и осенью 2010-11 годх планируем посадить декоративные кустарники. Откроется вид на здание школы, улучшится санитарно-гигиеническая обстановка в классных комнатах.

Ожидаемые результаты выполнения проекта:

1.Создание наиболее благоприятных санитарно-гигиенических условий для обучения, игр и отдыха детей.

2.Улучшение эстетического вида территории школы.

3.Использование кустарников и деревьев зеленой зоны в качестве наглядного материала для изучения флоры родного края.

4.Устранение очага повышенной опасности для жизни и здоровья учащихся.

Для реализации проекта необходимы:

деревья декоративные:

липы, клены – 15 штук;

хвойные(сосна, лиственница) –5 штук;

кустарники декоративные:

снежноягодник- 20 штук;

спирея – 20 штук;

шиповник – 10 штук;

чубушник – 5 штук.

Эскиз №4 «Озеленение и благоустройство зоны – пришкольного участка»

Школьный учебно-опытный участок является материальной базой обучения биологии. Он дает возможность устанавливать связь теории с практикой и предназначен для проведения теоретических и практиических занятий, организации общественно-полезного и производительного труда, опытнической, природоохранной работы, экологического воспитания учащихся.

Учебно-опытный участок школы площадью 19 соток представляет собой учасьток открытого грунта, разделенный на восемь секторов. Каждый сектор соответствует определенному отделу: полевой, коллекционный, цветочно-декоративный, плодово-ягодный, овощной, систематический, дендрарий и отдел начальной школы.

Планируем посадить дополнительные плодовые деревья и кустарники, разбить новые цветники и клумбы.

В 2010-11 году планируется:

1. Ремонт изгороди.

2.Освоение заброшенных и не используемых ранее земель.

3.Перепланировка участка.

4.Создание небольшого производственного отдела по выращиванию овощей для школьной столовой.

5.Посадка дополнительно деревьев и кустарников в дендрологическом отделе, плодовых деревьев и ягодных кустарников.

6.Разбивка цветников, цветника-аптеки.

Ожидаемые результаты:

1.Появится возможность использовать большие площади для организации отделов пришкольного участка.

2.Наиболее рациональное использование площадей участка.

3.Улучшится экологическая обстановка и санитарно-гигиеническое состояние школьной территории.

4.Появится возможность использования флоры как наглядного материала в учебной и внеучебной деятельности.

5.Цветники и декоративные кустарники с ранней весны до поздней осени будут радовать глаз.

6.Охрана здоровья и жизни учащихся.

Для выполнения этой части проекта потребуется:

    для цветника-аптеки: шиповник – 10 шт.

бадан –1 пак.

девясил –1 пак.

молодило – 5 розеток

иссоп -2 пак.

тысячелистник-1 пак.

    для суперцветника, миксбордеров:

айва японская – 5 шт.

флокс метельчатый- 2 пак.

рудбекия – 2 пак.

аквилегия –2 пак.

астильба- 1 пак.

золотарник канадский – 1 пак.

купена – 2 пак.

ромашка садовая – 2 пак.

молодило – 5 розеток

настурция – 2 пак.

календула – 7 пак.

бальзамин – 2 пак.

душистый табак – 2 пак.

маттиола – 5 пак.

алиссум – 3 пак.

маргаритки – 3 пак.

ипомея - 4 пак.

подсолнух декоративный – 2 пак.

    дендрологический отдел:

лиственница – 5 шт.

Проектная деятельность в школе

«Благоустройство школьной территории: «Поляна туристов»»

Описание проекта

Краткое знакомство с основными приемами ландшафтного дизайна, составление эскиза будущего проекта, приобретение необходимых материалов, изготовление мебели для места отдыха и оформление участка декоративными элементами, покраска декоративных элементов, подготовка земли для цветов и растений, посев семян однолетних растений в декоративные клумбы.
Целевая аудитория: Учащиеся 5-7 классов
Время реализации проекта:Май-июнь

Цель : эстетическое оформление пришкольного участка.
Задачи:
Разработать и осуществить план благоустройства территории школьного двора;
воспитать у учащихся любовь к природе, к родному краю, к Родине;
эстетическое оформление пришкольного участка;
выработать практические навыки созидательного и творческого труда;
привить чувство активной позиции по преображению и творческому созиданию окружающей действительности;
теоретическая и практическая подготовка учащихся по дизайну и декоративному оформлению ландшафта.

Ожидаемые результаты

1. Сплочение коллектива детей в общем деле;

Обоснование актуальности проекта

Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать что-то прекрасное.
Школа это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи.
Краткая аннотация: Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства
Практическая значимость:
Привлечение общественности к значимости проекта;
Улучшение окружающего ландшафта школьного двора;
Эстетическое соответствие школы и созданного культурного ландшафта.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
Технологии – оборудование Фотоаппарат.
Материалы на печатной основе Справочники, энциклопедии, публикации в журналах
Другие принадлежности Лопаты, носилки, ведра, топор, пила, дрель, болгарка
Интернет-ресурсы Википедия интернет-энциклопедия wikipedia.org
Наименование затрат Краски, кисточки, семена цветов
Социальные партнёры МКОУ Глуховская СОШ, Глуховский информационный центр, Глуховская сельская администрация, Воскресенское районное лесничество.
Предполагаемая стоимость проекта 1160 руб.

Актуальность проблемы
Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать что-то прекрасное.
Школа это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи.
Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства.
Вокруг нас всё меньше живой природы. Всё больше становится в городах мертвого асфальта, дымящих машин, люди уезжают далеко от города, чтобы прислушаться к живой природе, увидеть, как распускаются цветы. Вряд ли мы задумываемся при этом, что находимся в границах определённой природной системы. А ведь сохранить уголок живой природы в наших руках. В настоящее время большое внимание уделяется экологическому воспитанию подрастающего поколения, а оно невозможно без активной деятельности в природе. Поэтому в нашей школе был создан проект по благоустройству территории школьного двора, и обучение навыкам ландшафтного дизайна. В последнее время всё актуальнее становится ландшафтный дизайн участка или ландшафтное проектирование и озеленение территории. Что означает словосочетание "ландшафтный дизайн"? Если пользоваться научной терминологией, то ландшафтный дизайн - такой вид деятельности, который направлен на формирование искусственной среды на участке путём умелого применения природных компонентов. Ланшафный дизайн формирует приятную и гармоничную среду обитания человека.

Этапы реализации проекта
1. Подготовительный; цель: Мотивация, целеполагание проекта; ответственный/срок: Д.С.Шемуранова, Май.
2. Проектировочный; цель: Построение ориентировочной схемы деятельности; ответственный/срок:Д.С. Шемуранова, Май
3. Практический; цель: Реализация проекта; ответственный/срок:Д.С. Шемуранова, Н.Е. Жичин,Май-июнь;
4. Заключительный; цель:Сопоставление действительных и желаемых результатов работы; ответственный/срок:Июнь-сентябрь

Бюджет, ресурсы

1 Семена цветов (Лобелия ампельная, Сапфир) 55 руб.
2 Краска фасадная 480 руб.
3 Колер для краски 360 руб.
4 Кисточки 65 руб.
5 Перчатки х/б 120 руб.
Итого 1160 руб.

Ожидаемые результаты
1. Сплочение коллектива детей в общем деле;
2. Овладение информацией о ландшафтном дизайне;
3. Эстетическое оформление пришкольного участка.

Методы реализации проекта.

Осуществление проекта «Поляна туристов» началось в преддверии летних каникул. В конце мая был проведен классный час на тему летних занятий во время трудовой практики, на котором выяснилось желание учащихся изменить территорию перед крыльцом школы. Тут же наметили примерный план работ и определились с необходимым материалом и распределили обязанности. Кроме материалов, приобретенных в магазине, потребовались вещи, бывшие в употреблении или приготовленные для утилизации. В последнюю неделю весны ребята подготовили эскиз начатого проекта, подготовили место (собрали сухую траву, бытовой мусор, камни), собрали материалы для декоративных элементов проекта (остов лодки, бачок для мусора, резиновые сапоги, покрышки от автомобиля ГАЗ-66). В кратчайшие сроки автомобильные покрышки превратились в фигуры лебедей.
Наступило лето, и ребята из летного трудового лагеря принялись за основной этап работы: выкопали яму для «погружения» остова лодки, сделали вокруг нее цветочную клумбу. Затем ребята сделали «костер», на котором варилась цветочный горшок в виде походного котелка. Рядом расположился шалаш из засохших веток садовых деревьев. Нахватало «места отдыха для туристов». Для реализации этого этапа проекта потребовалась помощь работников Воскресенского районного лесничества, которые выпили из ствола сосны стол и 3 стула.
Закончив установку всех элементов, ребята принялись к покраске. Осталось посеять семена цветов, которые выполнят функцию водоема, пищи в котелке, и яркого огня. Осталось регулярно поливать декоративные клумбы и дождаться появления цветов для полного завершения проекта.

Итог : работа над проектом принесла много положительных эмоций, ребята получили ценные практические навыки в освоение новой профессии и потратили свое свободное время на интересное занятие. Проект оказался эстетичным и прекрасно вписался в ландшафт территории школы.

Благоустройство участков школ и детских дошкольных учреждений

Создание и благоустройство комфортной и экологичной среды . При выборе участков для размещения школ и детских дошкольных учреждений важно обеспечивать их удобную пешеходную доступность по отношению к местам проживания населения: дошкольные учреждения и начальные школы или классы следует размещать на расстоянии до 500 м, базовые школы (исключая начальные школы, классы) - до 750 м, межшкольные учебные комбинаты - не далее 30 минут транспортной доступности.

Виды учреждений

Единица расчета

Площадь на единицу расчета

Общеобразовательные школы вместимостью, мест:

до 500 включительно

свыше 500 до 600 включительно

свыше 600

Учащийся

60 кв. м

50 кв. м

35-45 кв. м

Детские дошкольные учреждения вместимостью, мест:

до 100 включительно

свыше 100

Место

40 кв. м

30-35 кв. м

Рекомендуемые показатели площади участков специализированных школ принимаются: спортивных и школ-интернатов 2.2.5 га на объект, музыкальных, художественных - 15 кв. м на одно место.

Для школ и дошкольных учреждений выбираются сухие и проветриваемые участки (уровень стояния грунтовых вод на участке должен быть не менее 0,7 м ниже отметки спланированной поверхности территории).

Участки должны быть планировочно выделены. Въезды и входы на участки, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, подходы к зданиям не менее чем за 100 м должны иметь твердое покрытие.

При благоустройстве автостоянок вблизи школ и дошкольных учреждений расстояние от них до границ участков школ и дошкольных учреждений следует принимать не менее приведенных в табл. 2.

Границы участков, до которых определяется расстояние

Расстояние от границ открытых автостоянок, стен гаражей, при количестве легковых автомобилей

10 и менее

11-50

51-100

101-300

Свыше 301

Границы участков школ и детских дошкольных учреждений

15 м

25 м

*Определяется по согласованию с органами санитарного надзора

Особенности благоустройства участков школ, гимназий, лицеев . На территории участка школы, с учетом особенностей учебно-воспитательного процесса, выделяются функциональные зоны под благоустройство территории: физкультурно-спортивная, учебно-опытная, культурно-массовых мероприятий, отдыха, хозяйственная. Состав и площади функциональных зон рассчитываются исходя из вместимости общеобразовательного учреждения, количества параллельных классов, специализации учреждения. Все зоны должны иметь связь со зданием и между собой.

Для школьной деятельности могут использоваться другие городские территории. Например, парки используются для физкультурно-оздоровительных занятий, занятий по биологии. К рекомендуемым для использования школьниками городским озелененным открытым пространствам можно отнести те, которые непосредственно примыкают к участкам школ или расположены не далее 15-минутной пешеходной доступности от них. При этом нежелательно пересечение пешеходных путей, используемых школьниками, с магистралями с интенсивным движением автомобильного транспорта.

При вынесении физкультурно-спортивной зоны на близлежащие городские парковые территории размер школьного участка может быть уменьшен 25-30 %, при вынесении зоны отдыха - на 10 % (исключая зону отдыха 0-х классов).

Открытые пространства школ могут использоваться во внеучебное время жителями соседних территорий. Поэтому важно, чтобы школьные открытые пространства интегрировали в себе качества среды для детей и среды общественного назначения.

Физкультурно-спортивная зона составляет примерно 30 % всей площади участка школы (с учетом площади застройки). Физкультурно-спортивную зону рекомендуется размещать со стороны спортивного зала.

Основным элементом физкультурно-спортивной зоны является физкультурно-игровой комплекс, включающий:

Поле для минифутбола;

Площадку для гимнастики и занятий на спортивных снарядах;

Беговую дорожку;

Площадку для игр младших школьников.

Следует предусматривать возможность использования футбольного поля в зимний период для катания на коньках.

Физкультурно-спортивные площадки, предназначенные для спортивных игр, рекомендуется ориентировать продольными осями в направлении север-юг. Остальные площадки допускается ориентировать произвольно.

Физкультурно-игровой комплекс может создаваться для 2-3- школ, расположенных в 5-7-минутной пешеходной доступности.

Учебно-опытная зона включает участки для проведения практических занятий по биологии, экологии, географии, метеорологическую площадку, участки для наблюдений за растениями.

Зона культурно-массовых мероприятий предназначена для проведения торжественных собраний, линеек, праздников и других мероприятий. Ее основным элементом благоустройства территории является площадка для массовых сборов, которая может использоваться учениками старших классов для отдыха во время перемен, встреч со сверстниками после уроков.

Благоустройство такой территории требует индивидуальных планировочных и архитектурно-ландшафтных приемов, благоустроенных спецификой градостроительной и ландшафтной ситуации, например создание амфитеатра на рельефе, размещение декоративных водных устройств, древесно-кустарниковых ландшафтных-композиций.

Зона отдыха составляет около 16 % площади участка школы. Для учащихся начальных классов должна быть выделена отдельная зона отдыха с площадками, предназначенными для подвижных игр. Их площадь должна быть рассчитана на 100 % учащихся этой возрастной группы.

Площадки для отдыха учащихся 5-9-х классов следует подразделять на площадки, для подвижных игр исходя из 50 % охвата учащихся данной возрастной группы и на площадки для спокойного отдыха остальной части учащихся, которые должны располагаться в отдалении от площадок для спортивных игр.

Участок психологической разгрузки может совмещаться с площадкой тихого отдыха. Архитектурно-ландшафтная организация участка должна способствовать формированию у детей положительных эмоций, развитию фантазии, инициативного мышления. Основной принцип организации пространства - создание эмоционально выразительных микроландшафтов: сада камней, скульптурных композиций, искусственного рельефа, декоративного мощения, живописных кустарниковых и цветочных композиций.

Зоны отдыха в школах-интернатах должны иметь удобную связь со спальным корпусом.

Игровые площадки, располагающиеся у здания школы, следует засевать невысокой, устойчивой к вытаптыванию травой.

Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения или в пищеблок и иметь отдельный въезд с улицы.

Мусоросборники следует размещать в хозяйственной зоне и устанавливать на бетонированной площадке на расстоянии не менее 25 м от окон здания и входа в пищеблок. Контейнеры для мусора и отходов должны иметь плотно закрывающиеся крышки.

Особенности обустройства участков специализированных школ . Школы естественнонаучного профиля представлены несколькими уклонами: биологическим, экологическим, географическим. К общим требованиям пространственной организации участков школ естественнонаучного профиля относятся увеличение площади учебно-опытного участка и организация на его территории специализированных площадок.

Для школ биологического и экологического профиля следует предусматривать участки полевых и овощных культур, участки цветочно-декоративных растений, участки коллекционно - селекционной работы. Желательно устройство теплиц или парников, зоологической, экологической площадок.

Для школ географического и экологического профиля предусматривается размещение метеорологической площадки. Часть занятий по профильным предметам, полевые практики, экскурсии проводятся за пределами школьного участка.

Особенности обустройства участков детских дошкольных учреждений. Участки детских дошкольных учреждений следует принимать из расчета 700-800 кв. м на группу.

Не допускается размещение детских дошкольных учреждений непосредственно у магистральных улиц и дорог. Расстояние от зданий яслей-садов до красной линии должно составлять не менее 25 м.

Открытые пространства детских яслей-садов должны формироваться применительно к групповой работе с детьми. На участке размещаются: групповые площадки с навесами от дождя и солнца; межгрупповая рекреационная зона (как правило, с устойчивым газонным покрытием и малыми архитектурными формами); физкультурная площадка; площадка для обучения правилам дорожного движения; зооуголок; хозяйственная площадка.

Площадки для детей разного возраста могут блокироваться. Это позволяет более рационально использовать межгрупповые территории, укрупнить их и выделить, например, место для катальной горки на искусственном рельефе, для велосипедно - самокатной дорожки.


Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.