Беседа "секреты здорового питания". Классный час «Секреты здорового питания Законы здорового питания беседа с пациентом

Беседа о рациональном питании Выполнила студентка 1 мс Е Лепина Ирина Проверила преподаватель Певченко Е. П.

Проблема рационального питания, как ни странно на первый взгляд, весьма сложна. Все очевиднее становится, что невозможно разработать один его вид, приемлемый для всех здоровых людей сразу. И все яснее понимание, что необходимо учитывать индивидуальные особенности человека. А это значит: каждый вид рационального питания можно рекомендовать лишь очень однородной группе населения.

А что же такое рациональное питание? Рациональным называется питание, наилучшим образом удовлетворяющее потребности организма в энергии и эссенциальных (незаменимых), жизненно важных веществах, причем в данных, конкретных условиях его жизни и деятельности. Отсюда видно: рациональное питание не есть некий стандарт, пригодный во всех случаях.

Чтобы питание было высокоэффективным, надо учитывать следующие факторы: Во-первых, современные нервноэмоциональные нагрузки и общее ускорение темпов жизни. Организму все труднее становится справляться с неблагоприятными внешними и внутренними воздействиями. Стойкая гиподинамия (малоподвижный образ жизни) - бич нашего столетия - она лишила организм человека моторно-вицеральных рефлексов, ослабив этим самым функциональную эффективность работы сердца, почек, печени, желудка, кишечника.

…. рациональное питание эффективно только на фоне достаточного количества моторновисцеральных рефлексов, иначе говоря - достаточной физической нагруженности.

Второе не менее важное условие …. для высокой эффективности рационального питания - благоприятный, спокойный нервно-эмоциональный фон, настойчивая борьба с нервными и стрессовыми перегрузками. От отрицательного действия стресса не свободна ни одна система организма, в том числе и пищеварительная. Под влиянием нервно-психической раздражительности, агрессивности, конфликтности и стрессовых состояний функциональная способность пищеварительной системы нарушается, а иногда и извращается.

Чтобы рациональное питание было высокоэффективным, нужно создать ему благоприятный сопутствующий фон. Что же для этого необходимо? Ежедневно интенсивно нагружать себя физически. Решительно мобилизовать себя на борьбу с раздражительностью, конфликтностью и стрессами. Никаких выяснений отношений, нервных взрывов из-за пустяков и т. д.

Неправильное питание может стать отрицательным фактором - не только не помогать организму справляться с трудностями, постоянно возникающими в жизни, но даже мешать ему. Изучению и разработке принципов рационального питания многие страны мира придают важное значение. В Международных организациях ФАО и ВОЗ, занимающихся продовольственными проблемами, ведется большая работа по обобщению принципов рационального питания.

Принципы рационального питания Прежде всего единодушно принят принцип умеренности в питании, исключающий переедание, но вместе с тем обеспечивающий потребности организма в калориях в соответствии с энергетическими затратами.

Второй основной принцип - сбалансированность питания, наилучшим образом удовлетворяющая потребности организма в жизненно необходимых, незаменимых пищевых веществах. При сбалансированном питании создаются оптимальные условия для обмена веществ.

Третьим признан принцип четырехразового питания, предусматривающего прием пищи каждый раз в небольших количествах.

Четвертый принцип разнообразие питания, дающее организму возможность отобрать необходимые ему для жизни биологически-активные вещества - ведь у каждого пищевого продукта свои особенности в структуре, сочетаниях и взаимосвязи составляющих его биологически-активных компонентов.

И наконец… Пятый принцип: высокая биологическая полноценность питания. Ей в современных условиях повышенного темпа жизни и нервно-эмоциональных перегрузок придается особо важное значение. Главное здесь - ежедневное, систематическое потребление свежих, по возможности сырых овощей и фруктов и особенно зелени.

Б. Ж. У. Сравнительно давно уже был провозглашен принцип сбалансированности белков, жиров и углеводов - в соотношении 1: 1: 5. Если принять суточную норму белка для взрослого человека за 100 граммов, то суточная норма жиров и углеводов будет соответственно 80 и 350- 400 граммов.

БЕЛКИ Исключительно важная роль в рациональном питании принадлежит белку. Более половины населения земного шара страдает от белковой недостаточности. Достаточный и устойчивый белковый и С-витаминный фон питания - первое и непременное условие его рациональности. В качестве средних величин, потребности взрослого человека в белке и аскорбате могут быть приняты 80- 100 граммов белка и 80- 100 миллиграммов аскорбата, то есть на каждый грамм поступающего белка 1 мг витамина С.

Что касается жира, то еще не так давно проявлялось стремление всемерно его ограничивать в питании взрослых людей. И особенно во второй половине жизни. Опасались действий, способствующих развитию атеросклероза. Для взрослых людей рекомендовано 80- 100 граммов жира, в том числе 25- 30 граммов растительного масла. ЖИРЫ

УГЛЕВОДЫ Суточная потребность в углеводах 350- 400 граммов в сутки. Из углеводов в рационе должно быть 75 процентов хлебных продуктов (хлебобулочных изделий, круп, макаронов и других) и 25 процентов сахара, в том числе меда, варенья и фруктов.

Витамины Повышена сейчас потребность организма и в витаминах. Она, безусловно, также должна удовлетворяться за счет продуктов питания, особенно овощей, плодов, ягод и фруктов.

В какие времена года нашему организму недостаточно витаминов? Особенно неблагоприятны в этом плане вторая половина зимы и весна, когда сокращается ассортимент овощей и фруктов, а в оставшихся запас витаминов тает. Кроме того, весной человек выходит из зимы ослабленным и нуждается в дополнительном витаминном снабжении.

Какими же витаминами необходимо дополнять питание весной? Прежде всего аскорбатом (витамином С), поскольку он в организме человека не синтезируется. Три месяца в году - февраль, март и апрель особенно бедны витаминами. В эти месяцы необходимо особенно позаботиться о ранних овощах - зеленом луке, огурцах, редисе, шпинате, петрушке. Весной растет потребность и в других витаминах: B 1, В 2, В 6, Е и т. д.

Итак, какой же можно сделать итог из всего выше сказанного? Рациональное питание должно поддерживать в организме кислотнощелочное равновесие и предотвращать развитие ацидотических сдвигов, выражающихся в уменьшении кислотности. Для этого достаточно повысить удельный вес в пищевом рационе овощей, фруктов, молока и молочных продуктов.

Беседа: «Здоровая пища»

Задачи:

Рассказать детям о продуктах питания и их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание»

Развивать любознательность, умение выделять правила здорового питания.

Воспитывать у детей отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Пособия и материалы: картинки с изображением продуктов питания: рыба, мясо, сметана, молоко, овощи, фрукты, чипсы, чупа-чупс, пепси-кола, мороженое, торт, конфеты; муляжи: картофель, капуста, морковь, свекла, лук, яблоко, редиска, огурец, виноград; карточки с изображением витаминов А,В,С, и на них продукты в которых имеется данный витамин.

Ход

Воспитатель: Ребята, сегодня наша беседа пойдет о вкусной и здоровой пище.

Скажите, человек может прожить без еды?

Дети: Нет

Воспитатель: Какое то время может, но совсем немножко. Чтобы человек хорошо рос, развивался, ему необходимо каждый день кушать – питаться.

А чем питается человек?

Дети: Мясо, рыба, молоко, овощи.

Воспитатель: А животные питаются?

Дети: Да

Воспитатель: Правильно, ребята! Питаются люди, животные, птицы, насекомые. Любому организму от самого маленького до взрослого – требуется питание. Как только питание перестает своевременно поступать на завтрак, обед и ужин, наш организм слабеет. Почему же так происходит? Да потому что в продуктах содержатся питательные вещества, которые помогают нашему организму расти и развиваться.

Ребята, а какие питательные вещества вы знаете?

Дети: Витамины.

Воспитатель: В продуктах содержится много разных витаминов. И у каждого витамина есть свое и имя и домик где они живут. И мы с вами сейчас вспомним где же, в каких продуктах живут витамины А, В, С.

Воспитатель вызывает по очереди трех детей, и они показывают на картинке витамины и называют продукты, в которых они имеются.

Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть своя любимая еда. Назовите вашу любимую еду.

Дети:

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что будет, если мы будем, есть одни сладости торты, пирожное, мороженое.

Дети: Заболят зубы.

Воспитатель: Правильно ребята, для того чтобы вы росли крепкими и здоровыми малышами, вам необходимо употреблять разнообразную пищу, а не только сладкое и вкусненькое. Это называется «правильным», или «здоровым питанием».

Ребята, хотите побольше узнать о здоровом питании?

Дети: Да.

Тогда отгадайте загадки:

Должен есть и стар и млад
Овощной всегда (салат)

Будет строен и высок
Тот, кто пьет фруктовый (сок)

Знай, корове нелегко
Делать детям (молоко)

Я расти, быстрее стану,
Если буду, есть (сметану)

Знает твердо с детства Глеб
На столе главней всех (хлеб)

Ты конфеты не ищи –
Ешь с капустой свежей (щи)

За окном зима иль лето
На второе нам – (котлета)

Ждем обеденного часа-
Будет жаренное (мясо)

Нужна она в каше, нужна и в супы,
Десятки есть блюд из различной (крупы)

Мясо, рыба, крупы, фрукты –
Вместе все они – (продукты)

Воспитатель: Молодцы ребята! Все загадки отгадали. А вы употребляете в пищу эти продукты?

Физминутка
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише
Наши ручки поднимайтесь
Выше. Выше, выше.
Наши ручки закружились
Ниже опустились. Завертелись, завертелись
И остановились.

Воспитатель: Ребята, представьте перед собой горячий суп, чтобы он остыл давайте подуем на него.

Проводится дыхательная гимнастика «Остудим борщ»

Набрать воздуха в грудь – вдох

Выдыхая воздух выпятить живот – выдох

При выдохе громкое произнесение звука «ф – ф – ф»

Повторить 3-4 раза.

Воспитатель: Вот наш суп и остыл.

Ребята, а молоко вы любите пить?

Дети: Да, любим

Воспитатель: А знаете ли вы, какие продукты можно сделать из молока?

Дети: Сметана, творог, сыр, йогурт, кефир, простокваша, творожные сырки.

Воспитатель: Да, молодцы ребята. Но у меня есть еще одно задание для вас. Нужно выбрать продукты, которые едят чтоб быть сильными и здоровыми. Вот вам карточки, разложите их. В одну сторону полезные продукты, а в другую неполезные.

Игра «Полезные и неполезные продукты»

Воспитатель: Ну, молодцы ребята! Вы правильно питаетесь и сохраните свое здоровье на долгое время.

А вот Золотые правила питания, запомните их и вы всегда будете здоровыми:

1. Главное не переедайте.

2. Ешьте в одно и то же время свежеприготовленную пищу.

3. Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.

4. Не надо есть жирной, соленой и острой пищи.

5. Овощи и фрукты – полезные продукты

6. Сладостей много, а здоровье одно.

Воспитатель: Ребята, назовите, какие продукты надо есть чтобы вырасти здоровым?

Дети: Рыбу, мясо, cалат овощи фрукты молоко сметану творог кашу.

Воспитатель: Молодцы! Чтобы вам вырасти здоровыми, крепкими и ловкими нужно правильно питаться, заниматься физкультурой, спортом и соблюдать режим дня.

Беседа «О роли питания в режиме дня школьников»

Форма проведения: тематическая беседа с учащимися с элементами ролевого диалога.

Цель: демонстрация учащимся значимости их физического и психического здоровья.

Задачи:

1. Воспитательные: Воспитать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья, негативное отношение к вредным продуктам питания, готовность к коммуникации, воспитывать культуру общения и поведения.

2. Развивающие: Сформировать привычку правильно питаться и соблюдать режим питания. Выработать навыки выбора правильных продуктов питания и составления ежедневного рациона

3. Образовательные: Познакомить детей с принципами здорового питания на материалах современных исследований. Повышать активность учащихся на уроке. Работать над сознательным усвоением материала

Оборудование: цветной мел для оформления доски – составление пирамиды правильного питания.

Оформление доски: в ходе урока на доске выстраивается пирамида здорового питания.

План:

1. Организационный момент. Приветствие.

2 . Беседа о здоровье. Сообщение темы

3. Тест «Правильно ли Вы питаетесь?» Беседа о полезной и вредной пище. Представление схемы здорового питания на примере "Пирамиды здорового питания". Разработка режима и меню правильного питания.

4. Заключение

Классный руководитель:

Прежде чем начать нашу беседу, я задам вам несколько вопросов, а вы ответите на них, подняв руку. Вы любите болеть? Почему?

Значит, здоровым быть лучше. А скажите мне, пожалуйста, что такое здоровье вообще? Как вы его понимаете и зачем нам нужно здоровье?

А кто из вас считает себя здоровым? Почему? Как вообще определить, здоровы ли мы или нет? Что мы с вами можем назвать показателями здоровья? Внешний вид, хорошее самочувствие, настроение. Ребята, а от чего же зависит наше здоровье?

От экологии, образа жизни, режима работы и отдыха, занятий спортом и от того, чем мы питаемся и как мы питаемся.

Сегодняшний наш разговор мы посвятим наиболее важному фактору, влияющему на наше здоровье – правильному питанию.

Как вы считаете, правильно ли вы питаетесь? По какому принципу вы выбираете, что вам есть? Знаете ли вы, какие продукты полезны, а какие вредны? Что вы предпочтете на завтрак - гамбургер и кока-колу или овсяную кашу и фруктовый сок? На обед - щи с говядиной и компот или картошку фри со свининой под соусом и черный кофе? На полдник - творог, банан и ряженку или курицу-гриль и чипсы с фантой? На ужин - рыбу с овощным салатом и чай или лапшу быстрого приготовления с мясным полуфабрикатом, сникерс и чайный напиток?

Любителям чипсов, сухариков, кетчупов, майонезов, газированных напитков, хот-догов, гамбургеров, картошки фри, которые содержат эмульгаторы, подсластители, канцерогены, острые приправы, консерваторы, стабилизаторы, химические пищевые добавки следует знать, что быстрая еда, с красивым названием "Фаст Фуд", не просто вредна для нашего организма, а просто очень опасна и несет серьезную угрозу нашему здоровью. При сомнительных плюсах фаст фуда - быстроте приготовления и его особенном вкусе - он обладает рядом несомненных и очень серьезных минусов. Наш желудок и кишечник не приучены к такой пище, жирной и тяжелой. Она не содержит никаких полезных веществ, она очень жирная, содержит много калорий. Куда легче и полезней для нашего организма употреблять в пищу то, что веками ели наши предки - каши из различных круп, первые блюда на обед и множество своих овощей и фруктов.

Частое употребление быстрой пищи чревато возникновением сердечных заболеваний, аллергии, ожирения, диабета, расстройством желудка и печени, таких заболеваний как гастрит, панкреатит, язва и рак желудка и кишечника.

Недаром большая часть населения США страдает от ожирения, ведь фаст фуд давно стал частью их повседневной жизни и настолько же самой собой разумеющейся, что он уже считается такой же полноценной едой, как и пища домашнего приготовления.

Таким образом, ребята, не только ваше здоровье, но и внешний вид напрямую зависит от того, что, в каких количествах и как вы едите.

Как мы должны питаться, чтобы быть здоровыми?

Ответ на этот вопрос один - это здоровое питание, самый верный способ быть здоровым.

ТЕСТ «Правильно ли Вы питаетесь?»

Пища должна быть разнообразной, и, конечно, нужно учитывать возраст, традиции и место проживания. В целом эти рекомендации сводятся к следующей пирамиде.

В ее основании - хлеб, зерновые и макаронные изделия.

Хлеб и зерна на заре нашей цивилизации были одним из основных продуктов питания человека. Предпочтение отдается сортам хлеба из муки грубого помола(ржаной хлеб, хлеб с отрубями). В них много растительного белка, витаминов и клетчатки, которая помогает выведению холестерина, очищению кишечника. В дневном рационе и взрослого, и ребенка хотя бы один раз в день должна быть каша: овсяная, гречневая, рисовая, пшенная. Все эти продукты содержат грубую клетчатку, которая просто необходима для нашего кишечника.

Вторая ступень пирамиды - это фрукты и овощи.

В среднем, взрослый человек за год должен съедать 180 кг овощей и фруктов, тогда весенние авитаминозы ему не страшны. Но россияне по статистике съедают около 85 кг за год. В день на нашем столе должно оказаться не менее 600 граммов живой растительной пищи.

Ягоды, фрукты и овощи - настоящий кладезь витаминов.

В следующей ступени пирамиды - мясо, рыба, птица и молочные продукты.

Мы привыкли считать этот набор основным и главным. Но мясо - это животный белок. На его усвоение требуется 6-8 часов, то есть в 7-9 раз больше энергии, чем на углеводы. Мясо не содержит витаминов и ферментов(ускорителей пищеварения), поэтому наш организм для его расщепления направляет ферменты и витамины из своих резервов, практически ослабляя себя. Вот чем объясняется чувство сонливости после обильного употребления мясных блюд. Почки, печень, сердце и легкие работают с большим напряжением, чтобы переварить съеденное. Надо постараться контролировать количество пищи и перед мясным блюдом пожевать салат или винегрет из сырых овощей и зелень. Регулярное употребление мяса напрягает обменные процессы в организме, что приводит к преждевременному старению. Рационально употреблять мясо 2-3 раза в неделю в количестве 100-150 граммов в день.

Сардельки, сосиски, колбасы и другие мясные полуфабрикаты включают в себя различные искусственные пищевые добавки, консерванты, наполнители и поэтому вряд ли приносят пользу.

Другое дело - рыба. Она тоже содержит белок, но, в отличие от мяса, рыба быстрее усваивается. В ней содержатся жирные кислоты и различные минеральные вещества - йод, фтор, медь и цинк, которые повышают сопротивляемость организма инфекциям, улучшается сумеречное зрение, регулируется обмен фосфора и кальция. Полезны и морепродукты - кальмары, мидии, морская капуста.

Молоко идеально для растущего организма. Оно является сбалансированным продуктом, обеспечивая организм ребенка практически всем необходимым. А в кефирах и йогуртах к тому же содержатся полезные бифидобактерии, формирующие иммунитет человека.

На вершине пирамиды здорового питания - соль, сахар и сладости.

Как мало им отводится места. Так же мало их должно быть и в нашем рационе. Действительно, излишнее потребление соли приводит к гипертонической болезни, ожирению, атеросклерозу и болезни почек. Любители сахара получают нарушение обмена веществ, диабет, ожирение, мигрень и кариес. Нужно приучать себя и близких минимально употреблять эти продукты: соль - до 6 граммов в день (мы подчас употребляем и 15 граммов), вместо сахара, тортов, конфет - джемы и фрукты.

Организм подростка особенно нуждается в правильном сбалансированном питании, поскольку он интенсивно растет, развивается, продолжают формироваться все системы организма. Именно поэтому очень важно следить за тем, что вы едите и придерживаетесь ли режима питания в течение дня.

А теперь составим примерный режим питания на день в соответствие с предложенной схемой. Разделитесь на группы и за три минуты составьте ваше меню на один день, а затем мы посмотрим, что у нас получилось, обоснуйте свой выбор.

Скажите, пожалуйста, какие выводы вы сделали на сегодняшнем классном часе? Какой еде нужно отдавать предпочтение? Как нужно питаться?

Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ для школьников

Звучит тематическая музыка.
Ведущая: Здравствуйте, ребята!
Сегодня я вам расскажу о правильном питании. Ребята, вы знаете, какие бывают полезные продукты?(Дети отвечают). А среди этих продуктов есть ваши самые любимые?(Слушаем ответы детей).
Ребята, что нужно сделать перед тем, чтобы съесть морковку? Правильно, надо сначала вымыть и почистить морковку, только после этого ее можно есть. И еще, всегда надо мыть руки пред едой. Есть еще правило, имейте в виду: на улице вообще есть не следует. Почему?(Дети дают свои ответы и предполагают, что на улице пыльно и грязно) Как вы думаете, мороженое можно есть на улице? (Слушаем ответы детей).Только если оно продается в упаковке.
Скажите мне, важные правила как правильно есть.(Дети высказываются). Итак:
перед едой мой руки с мылом;
фрукты и овощи надо хорошо мыть; ешь небольшими кусочками, тщательно пережевывай с закрытым ртом;
во время еды не разговаривай и не читай;
не переедай! Ешь в меру.
Посмотрите, пожалуйста, перед вами пирамида правильного питания.
(на ватмане изображение пирамиды питания).
В ее основании - хлеб, зерновые и макаронные изделия.
В них много растительного белка, витаминов и клетчатки. Рис по праву занимает важное место в кухне многих народов мира. Его можно встретить в супах, плове, пирогах, десертах и многих других блюдах, знаменитых во всем мире. Его самые главные качества - это высокая питательность и сочетаемость с другими ингредиентами блюда - мясом, птицей, рыбой, морепродуктами и овощами. Рис очень полезен для организма человека.

Вторая ступень пирамиды - это фрукты и овощи.
В них содержатся витамины. Слово «витамины» произошло от латинского vita, что означает «жизнь». Уже по этому названию видно, что от них зависят здоровье и долголетие человека. Ведь витамины участвуют в процессах усвоения всех пищевых веществ. Благодаря им происходят рост и восстановление клеток и тканей. Когда нам не хватает какого-то витамина, развивается авитаминоз, который может привести к серьезным заболеваниям. В среднем, взрослый человек за год должен съедать 180 кг овощей и фруктов, тогда весенние авитаминозы, т.е. нехватка витаминов в нашем организме ему не страшны. Пусть это будут дары с вашего огорода или дачи.
Ягоды - настоящий кладезь витаминов. Какие ягоды вы вы знаете? Малина, черника, брусника содержат большое количество витамина С. Не меньше полезных веществ в облепихе, черноплодной и красной рябине, крыжовнике.
В следующей ступени пирамиды - мясо, рыба, птица и молочные продукты.
Рыба и мясо содержит белок, необходимый для роста. Содержащиеся в ней йод, фтор, медь и цинк необходимые нашему организму. Полезны и морепродукты - кальмары, мидии, морская капуста.
На вершине пирамиды здорового питания - соль, сахар и сладости.
Как мало им отводится места! Так же мало их должно быть и в нашем рационе. Соль в больших количествах вредна. А любители сахара должны знать, что от него портятся зубы и появляется лишний вес. Нужно приучать себя и близких минимально употреблять эти продукты: соль - до 6 граммов в день (мы подчас употребляем и 15 граммов), вместо сахара, тортов, конфет - джемы и фрукты.
А вы выполняете эти правила? Молодцы! Ребята, хотите больше узнать о здоровом питании? Тогда отгадайте загадки.
Должен есть и стар и млад
Овощной всегда (салат)
Будет строен и высок
Тот, кто пьет фруктовый (сок)

Знай, корове нелегко
Делать детям (молоко)
Знает твердо с детства Глеб
На столе главней всех (хлеб)

Ты конфеты не ищи –
Ешь с капустой свежей (щи)
За окном зима иль лето
На второе нам – (котлета)
Ждем обеденного часа-
Будет жареное (мясо)
Нужна она в каше, нужна и в супы,
Десятки есть блюд из различной (крупы)
Мясо, рыба, крупы, фрукты –
Вместе все они – (продукты)

А сейчас давайте вспомним как растут овощи и фрукты. Предлагаю поиграть.
Игра «Вершки и корешкии».
Если едим подземные части продуктов, надо присесть, если наземные - встать во весь рост и вытянуть руки вверх. (Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква, ягоды).

Ведущая: Молодцы! И ещё раз вспомним, какая еда для нас полезна, а что есть нельзя, потому что это вредит нашему здоровью.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Вы потопайте – нет, нет!
Постоянно нужно есть -
Для здоровья важно!
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.(Хлопают).
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем невкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад,
Это правильный совет?
(Нет, нет, нет!)

Зубы вы почистили и идите спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
(Нет, нет, нет!)

Ведущая: Ну, молодцы ребята! Вы правильно питаетесь и сохраните свое здоровье на долгое время. А вот Золотые правила питания, запомните их и вы всегда будете здоровыми.
ПРАВИЛА РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ:
1. Никогда не переедать.
2. Тщательно пережевывать пищу.
3. Не употреблять очень горячую пищу.
4. Не злоупотреблять сладостями, жирной, соленой и острой пищей.
5. Больше есть зелени, овощей, фруктов
6. Ужинать за 2 часа до сна.
7. Ешьте в одно и то же время свежеприготовленную пищу.

Ведущая: Сегодня мы поговорили только об одной части здорового образа жизни - правильном питании. И я хочу вам сказать, что быть здоровыми может каждый из вас. Нужно только очень захотеть. Вы - наше будущее, поэтому заботиться о своем здоровье нужно начинать сейчас. Ведь когда человек здоров, он весел и бодр, его глаза светятся, а лицо излучает улыбка. Желаю вам быть всегда здоровыми! До свидания!

Игра-соревнование для младших школьников «О правильном питании»

Цели : воспитание правильного отношения к своему здоровью и питанию как к источнику энергии для организма, а не удовольствия; обучение учащихся с помощью игровых форм навыкам работы в команде; воспитание взаимопомощи и чувства товарищества; развитие творческих способностей учеников.

Оформление кабинета:

Высказывания о питании: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть», «Кто как жует, тот так и живет», «Правильное питание - один из важнейших компонентов здорового образа жизни»;

Рисунки учащихся с изображением полезных и вредных продуктов;

Выставка книг из школьной библиотеки, посвященная проблемам питания.

Оборудование для конкурсов:

Бумага, ручки;

Эмблемы команд, костюмы;

Заранее приготовленные учащимися рисунки с изображением полезных и «условно» вредных продуктов (по 3 рисунка от команды);

Жетоны в виде яблока, вишни, лимона и т. д.

Организация команд.

До проведения игры учащиеся делятся на команды по 5-6 человек, которые размещаются за отдельно стоящими столами. Состав команд - по желанию учащихся, но учитель деликатно регулирует их состав, чтобы команды были равноценными. После каждого конкурса подводятся итоги в баллах (максимум 5) или выдачей жетонов в виде фруктов.

Итоги соревнований может подводить учитель или специально приглашенное жюри, например, состоящее из учеников старших классов.

Ход игры

I. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Учитель. Дорогие ребята! Наша игра посвящена одной из главных тем здорового образа жизни - правильному питанию.

Древние врачи говорили: «Если отец болезни неизвестен, то мать заболеваний - это неправильное питание».

Сегодня мы поговорим о том, что и как нужно есть, каким должен быть режим питания школьника.

Еда без разбора, второпях обязательно приведет к болезни. Она отнимает у нас энергию и выносливость, делает наши тела вялыми и тучными, не позволяет достичь успехов в спорте и учебе.

Физические упражнения и спорт, то есть активный образ жизни, - это одна половина секрета долгой и здоровой жизни; вторая же половина-это правильное питание!

Философ Сократ говорил: «Человек похож на ту пищу, которую он ест». Это значит: для того, чтобы быть здоровым, выносливым, нужно есть пищу, содержащую полезные вещества.

II. Основная часть.

1. Конкурс «Представление».

Команды заранее придумывают себе названия и девизы, связанные с питанием, например: «Витаминчики», «Дары природы», «Тертые калачи» и т. д.

Учитель. Предоставляем слово нашим командам. (Каждая команда в 2-3 фразах объясняет свое название.)

Дети могут заранее подготовить эмблемы или оригинальные костюмы, отличающие их команду от других.

Учитель. Итак, команды заявили о себе и получают следующие баллы. (Учитель или член жюри называет оценки.)

2. Конкурс «Полезные и вредные продукты».

Учитель. Ребята! Вы уже много знаете о том, какие продукты полезны для человека, а какие - вредны.

Дома каждая команда должна была изобразить 3 таких продукта на рисунках. Объясните, чем замечательны или опасны выбранные вами продукты.

Учитель должен заранее проконтролировать команды, чтобы не было повторов в ответах, чтобы продукты были разные. Например: морковь, кефир и кетчуп; яблоко, лимон и чипсы; капуста, творог и копченая колбаса.

Учитель. Все команды хорошо справились со своими заданиями, и пока жюри подводит итоги, давайте обобщим наши знания по этой проблеме. (Коротко анализирует все, что было сказано, дополняет пропущенное.)

Информация для учителя.

Итак, полезны для человека:

Овощи и фрукты (желательно свежие и сырые - в них очень много витаминов и особого вещества - клетчатки, которая помогает хорошо работать желудку и кишечнику). Фрукты и овощи нужно есть каждый день, и они должны составлять половину или более половины всей нашей пищи за день;

Каши, приготовленные из различных круп (геркулесовой, рисовой, манной и т. д.). Они легко усваиваются и предупреждают такие заболевания, как гастрит и язва желудка. Каши полезно есть на завтрак, они дают много энергии для учебного дня;

Кисломолочные продукты (кефир, бифидок), творог, сыры содержат много кальция и белков, которые так необходимы для растущего организма. Кроме того, кальций укрепляет скелет и делает зубы более прочными;

Нельзя пренебрегать сливочным и растительными маслами. В умеренных количествах они необходимы организму. Сливочное масло можно добавлять в каши или намазывать на хлеб, а растительным полезно заправлять салаты, так как некоторые витамины лучше усваиваются организмом именно с маслом;

Было бы замечательно, если бы каждый ребенок выпивал по стакану сока каждый день и не пил газированных напитков;

Для хорошего роста ребенку необходимы белки из мяса, но это мясо должно быть вареным или тушеным, жареные продукты можно есть очень редко;

Обязательно нужно есть рыбные блюда - в них содержится фосфор, который делает каждого ребенка чуть-чуть умнее и помогает ему учиться.

К вредным продуктам относятся:

Кетчуп, уксус, острые соусы (они раздражают оболочку желудка и приводят к болезни);

Соленые продукты, в том числе картофельные чипсы, соленые крекеры и орешки;

Конфеты, пирожные, торты, жевательные резинки, пирожки содержат много сахаров и этим разрушают поджелудочную железу, могут привести к диабету;

Жареное и копчености, цыплята, выращенные на пищевых добавках.

Кстати, о жевательных резинках. Они были созданы для того, чтобы очищать рот и зубы от сахара и бактерий, поэтому жевать их нужно 10-15 минут после еды, а не целый день и на голодный желудок. Чем дольше жевательная резинка находится во рту, тем больше бактерий в ней собирается, и вместо пользы получается вред организму. Кроме того, жевачка мешает думать и учиться: из-за нее вся кровь приливает к желудку вместо головы, которая начинает хуже соображать.

3. Конкурс «Загадки с грядки».

Учитель . Каждой команде предлагается несколько загадок. Если команда не угадывает, о каком полезном растении идет речь, то ей помогает другая.

а) Вкусны - оближешь пальчики -

Оранжевые мячики.

Но только в них я не играю,

А неизменно их съедаю. (Апельсины.)

б) Этот вкусный желтый плод

К нам из Африки плывет,

Обезьянам в зоопарке

Пищу круглый год дает. (Банан.)

в) Он шипы свои выставил колко.

Шипы у него - как иголки.

Но мы не шипы у него соберем,

Полезных плодов для аптеки нарвем. (Шиповник.)

г) Дольку этого плода

В чай кладем мы иногда,

Ароматней и вкусней

В чашке чай бывает с ней. (Лимон.)

д) Не бросают их солдаты,

Они вкусные - ... (гранаты).

е) Я - красна, я - кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком.

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква.)

ж) Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей,

А сушеная в запас

От простуды лечит нас. (Малина.)

з) Алый цвет, медовый вкус,

Съел до корки я... (арбуз).

и) Выла ребенком - не знала пеленок,

А взрослою стала - сто пеленок иметь стала. (Капуста.)

к) Этот красный корнеплод

Для борща нам подойдет.

И его ж в вареном виде

В винегрете мы увидим. (Свекла.)

л) Эта рыжая девица

Под землей от нас таится,

Но зеленый веер свой

Выставляет над землей. (Морковь.)

м) Он почти по форме сердца,

Желто-красный плоду... (перца).

н) Не болеем больше гриппом,

Не боимся сквозняка,

Все лекарства заменяет

Нам головка...(чеснока).

Учитель . Очень много загадок вы отгадали, ребята. И все фрукты и овощи, которые вы называли, содержат витамины. Без них не будет хорошего здоровья. Но витамины в пище нужно уметь сохранять.

Овощи нужно чистить непосредственно перед варкой или едой;

Нельзя оставлять овощи на ночь в воде - витамины уходят в воду;

Надо варить овощи под закрытой крышкой - могут разрушиться от кислорода воздуха;

Кастрюли должны быть эмалированные или из термостойкого стекла. Алюминиевую посуду можно использовать для приготовления только молочных блюд.

Жюри подводит итоги предыдущих конкурсов.

Динамическая пауза «Съедобное - несъедобное».

Ученики становятся в круг и перебрасывают друг другу небольшой мяч, называя по очереди продукты. Поймавший мяч должен сказать: «Полезное или вредное», «Съедобное - несъедобное».

Учитель . Я очень рада тому, что вы поняли, какие продукты для вас полезны, а какие нужно есть как можно реже.

Но, ребята, в некоторых продуктах есть еще и замаскированные вредные вещества - красители, усилители вкуса и запаха. Почему они замаскированные? Потому что на упаковке чипсов написаны безобидные буквы: Е 320, Е 211 и т. д.

А на самом деле - это опасные вещества, которые при частом употреблении могут вызывать болезни желудка и других органов.

Если вы покупаете лимонад или жевачку, или «чупа-чупс» яркого цвета, то знайте - вы отравляете красителями свою печень и каждый раз разрушаете ее.

4. Конкурс «Правила приема пищи».

Учитель. Ребята! Сейчас вы должны показать свои знания о том, как нужно принимать пищу.

Каждая команда за 3 минуты должна составить такие правила. (По прошествии времени на обдумывание команды зачитывают свои ответы.)

Принимать пищу нужно в спокойной обстановке, не торопясь. Кроме того, те люди, которые едят быстро, часто переедают и полнеют, так как их желудок не успевает им сообщить о том, что он уже полон.

Нельзя есть перед телевизором или за чтением книги.

Нельзя разговаривать во время еды. Нельзя ругаться и ссориться, нельзя грустить и печалиться.

Есть нужно понемногу 4-5 раз в день, а перерыв между приемами пищи не должен превышать 4 часов.

Если режим питания соблюдается изо дня в день, то желудок начинает заранее готовиться к приему пищи: он выделяет желудочный сок. Но человек не поел во время, пропустил обед! Что же есть желудку? И желудок начинает переваривать свои стенки. Так может случиться и раз, и два, и три. И так появляется гастрит, которым болеют 30 % старшеклассников.

Учитель. (Кратко излагает предложенный ниже материал.) Ну а теперь немного подробнее поговорим о каждом приеме пищи.

Завтрак - наиболее важный прием пищи в течение дня, особенно для детей, и его никогда не следует пропускать или экономить па нем.

Исследования показывают, что люди, которые завтракают, быстрее работают и думают, лучше усваивают новую информацию, показывают более высокие спортивные результаты - по сравнению с теми, кто пропускает завтрак.

Хороший завтрак обеспечивает ребенка «горючим» на целый день. Ученик должен получить достаточное количество витамина С, кальция, железа и углеводов. Завтрак, который обеспечивает все это, очень прост: тарелка несладкой или чуть сладкой каши, стакан сока или чая, маленькая булочка, намазанная фруктовым джемом. Вафли или оладьи - тоже хороши, да и яйца можно есть 2-3 раза в неделю. Сделайте колбасу, бекон и сосиски редким удовольствием и совсем откажитесь от пирожных, пончиков и тортов.

Второй завтрак (в 10-11 часов утра).

Он должен стать для ребенка «дозаправкой», но снова - только подходящим «топливом».

Если у вас есть претензии к школьной столовой, то возьмите завтрак с собой из дома. Это могут быть фрукты, морковь, нежирный йогурт, несоленые орехи.

Обед (~ 14 часов). Должен обязательно включать в себя первое блюдо: бульон, суп, борщ, щи. Не нужно увлекаться сухими бульонами «Магги» и т. д., лучше их готовить самим из натуральных продуктов.

Второе блюдо должно содержать достаточно белков (рыба, птица, нежирное мясо, горох, соя или фасоль). В качестве гарнира можно использовать сырые, отварные или тушеные овощи.

По объему завтрак должен составлять 15-20 % от всего объема пищи, 2-й завтрак - 10 %; обед-30-35 %.

Полдник 17 часов). Нет ничего плохого в полдниках, если они, конечно, полезны. Шоколадки, сладкие булочки, картофельные чипсы не относятся к такого рода пище и могут не добавить, а отнять энергию у ребенка. Сырые овощи, свежие фрукты, йогурт, овсяное печенье, запеканки из различных круп,

фруктовые соки - это все хорошие, полезные закуски, которые дети должны получать.

Ужин (~ 19 часов). Должен быть очень легким, например, макароны с сыром и овощной салат; или творог и кефир. Врачи рекомендуют на ужин кисломолочные продукты.

(Если время позволяет, то можно предложить командам еще один конкурс.)

5. Конкурс «Анализ меню».

Учитель зачитывает составленное с ошибкой меню на один день, а участники команд анализируют меню и говорят о своих выводах. Например, в меню мало фруктов и овощей, много соленого, жареного, сладкого и т. д.

Заданием на дом. для каждого ученика может стать составление нового, правильного меню, которое можно обсудить и оценить на уроке «Окружающий мир».

Учитель. Жюри подвело итоги и готово назвать победителей.

Слово жюри, награждение команд.

III. Подведение итогов.

Дорогие ребята, вы сегодня не просто соревновались и участвовали в конкурсах, но и узнавали много нового о том, как с помощью правильного питания сберечь свое здоровье. А здоровье — это самый драгоценный дар, который вам достался от природы, и его нужно сохранить на всю вашу долгую жизнь.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.