Значение димитрий (сеченов) в православной энциклопедии древо. Значение димитрий (сеченов) в православной энциклопедии древо Проповедническая и литературная деятельность

Димитрий Сеченов (в миру Даниил Андреевич; 1709-1767 гг.) - митрополит Великоновгородский и Воликолуцкий. Митрополит Димитрий происходил из дворянской фамилии, родился 6 декабря 1709 года и при крещении был назван Даниилом. Первоначальное образование получил в доме отца, а затем поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию. В конце 1729 г., а может быть и в начале 1730 г., Сеченов, будучи еще студентом академии, постригся в монашество с именем Дезидерия, произведен в иеродиакона Заиконоспасского монастыря и сделан казначеем. 17 марта 1731 г. иеродиакон Дезидерий был пострижен в мантию с именем Димитрия и 24 ноября того же года рукоположен в иеромонаха. По окончании курса, иеромонах Димитрий оставлен был при академии учителем "фары". Своими высокими дарованиями и способностью к проповеди слова Божия обратил на себя особенное внимание начальства и 29 сентября 1738 г. к его учительским обязанностям присоединены были и обязанности академического проповедника. Этим годом и закончилось его пребывание в академии. На его долю выпал жребий служения великому и трудному делу обращения в православие инородцев Казанского края: татар, чуваш, черемис, мордвы и вотяков; и дело это он в продолжение 10 лет исполнял с честию, с мужественным самоотвержением и с громадным успехом. 4 декабря 1738 г. иеромонаху Димитрию поручено было правление новокрещенских дел Казанской епархии, с назначением его настоятелем Свияжского Богородицкого монастыря, а 11 сентября 1740 г. за ревностные труды по обращению иноверцев он возведен в сан архимандрита и назначен управителем новокрещенских дел Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний. 27 декабря 1741 г. архимандрит Димитрий был вызван в Москву и 16 июля 1742 г. был назначен епископом Нижегородским и Алатырским, с повелением по-прежнему трудиться при делах крещения неверных народов (10 сент. было наречение и 14 сент. хиротония во епископа). Продолжая миссионерскую деятельность в сане епископа, преосвященный Димитрий строил церкви, открывал школы, крестил более 50000 инородцев и выхлопотал для них различные льготы. В 1743 г., при обозрении епархии, он подвергся нападению мордвы и едва живым скрылся в церкви ближайшего села. Кроме великих трудов по обращению иноверцев, преосвященный Димитрий много заботился об устройстве Нижегородской семинарии и всей вверенной ему епархии. Семинария обязана ему и новым местом, и новыми зданиями, и введением новых предметов обучения. В епархии же им обновлены многие церкви, а духовенство призвано к проповеди слова Божия. Ho наступила пора окончить блестяще исполняемую им миссию. Епископ Димитрий заболел и 3 августа 1748 г., по прошению, был уволен на покой в Казанскую Раифскую пустынь. Три с половиной года тихой уединенной жизни укрепили его здоровье, а прежняя многоплодная деятельность его оставила во всех самые светлые воспоминания о нем и ему не позволили долго оставаться на покое. 24 февраля 1752 г. он вызван был в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде, а 21 июня того же года определен епископом Рязанским и Муромским. В Рязани также, как и в Нижнем-Новгороде, преосвященный Димитрий перевел духовную семинарию на новое место, учредил в ней "школу философии" и ввел преподавание греческого языка; произвел большой ремонт Рязанского Успенского собора и многих других церквей; приезжая же, как член Св. Синода, в Петербург, блистал своими проповедями и был известен при Дворе. 28 октября 1757 г. преосвященный Димитрий был возведен в сан архиепископа и назначен в Новгород. Как на прежних местах служения, так и в Новгороде, заботы преосвященного сосредоточились прежде всего на духовной семинарии и вообще на духовном просвещении: при нем была учреждена контора для производства семинарских дел, открыты в семинарии немецкий и географический классы и увеличены суммы, отпускаемые на содержание семинарии. В тринадцати же городах Новгородской губернии он открыл духовные училища. Прежнее управление двумя епархиями дало ему ничем незаменимую опытность в делах - и он скоро и смело находил средства и меры к исправлению ли каких недостатков, или к приведению в исполнение своих решений и распоряжений. Не говоря уже о постройке церквей, которых особенно много в то время строилось по всей Новгородской епархии, преосвященный Димитрий много потрудился и по устройству епархиальной администрации, что было ему необходимо по отлучкам его в Петербург. Желая окружить себя лицами, которым можно довериться, он вызывал даже достойных архимандритов из других епарxий. Известен преосвященный Димитрий и борьбою с расколом: его стараниями не только военные команды, но и гражданское начальство, по распоряжению Сената, привлечено было к бдительному надзору за раскольниками и к искоренению обычая этих фанатиков сжигать себя, а в руки живыми не даваться. В Новгороде в 1759 г. архиепископ Димитрий устроил теплый собор - Входа Господня в Иерусалим, много заботился о монастырях и делал им значительные пожертвования от себя. - Нельзя не упомянуть о том доверии, расположении и о тех великих милостях, какими осыпан был преосвященный Димитрий от императрицы Екатерины II. Он присутствовал при вступлении ее на престол, короновал ее и сопровождал ее в путешествии в Ростов для поклонения мощам св. Димитрия ростовского. Высоко ценя твердый и проницательный ум преосвященного, его богатые богословские и церковно-исторические знания, его любовь и особенные заботы о духовном просвещении, императрица открыто гордилась, что имеет в России такого иерарха. Преосвященный Димитрий был постоянным мудрым советником государыни в духовных делах и верным исполнителем ее благих намерений. Он часто получал от императрицы различные "чрезвычайные" поручения, касавшиеся и области веры и административной. Памятником таких добрых и доверчивых отношений между государыней и преосвященным сохранилось несколько писем к нему от императрицы. - 8-го октября 1762 г. архиепископ Димитрий, за его личные качества и заслуги, возведен был в сан митрополита Великоновгородского и Великолуцкого, с пожалованием ему во владение 1000 душ крестьян. В ноябре 1762 г. митрополит Димитрий был назначен членом духовной комиссии о церковных имениях и о сочинении штатов духовных; в 1764 г. утверждены были изыскания и постановления этой комиссии, касавшиеся упразднения малолюдных и небогатых монастырей и обращения их в приходские церкви. В 1767 г. митрополит Димитрий был награжден драгоценною панагиею с портретом императрицы и назначен депутатом от Св. Синода и всего русского духовенства в комиссию по составлению проекта нового уложения. 30-го июня 1767 г. он присутствовал в Москве при торжественном открытии этой комиссии, а 14-го декабря 1767 г. в 2½ часа дня скончался в Москве от апоплексического удара на Заборовском подворье. Из сочинений митрополита Димитрия в печати известно только несколько его слов и речей, тогда как в рукописях они хранятся в нескольких сборниках. При жизни своей он издал на свой счет катехизис и разослал его по епархии; громадная библиотека его вся целиком перешла в новгородскую семинарию. В Новгород же перевезено было со всею торжественностью из Москвы и тело его.

(Макарий - Ист. нижегор. иерархии; Правосл. Собеседн. 1875 г. № 2; Руков. для сел. паств. 1867 г. №№ 45, 47, 51; Русский Архив 1869 г. № 2; Ист. московск. акад.; Дела арх. Св. Син.; Новгород. Епарх. Ведом. 1895 г.).

) - епископ Русской православной церкви , с 1762 года митрополит Новгородский и Великолуцкий , проповедник и миссионер. Один из немногих церковных иерархов великорусского происхождения в царствование Елизаветы Петровны

Биография и церковная карьера

Родился 6 декабря 1709 года близ Москвы в дворянской семье. В 1730 году окончил в Славяно-греко-латинской академии . 17 марта 1731 года пострижен в мантию с именем Димитрий и 24 ноября того же года рукоположен во иеромонаха .

После окончания курса 24 ноября 1735 года был назначен учителем в академию, с 29 сентября 1738 принял на себя обязанности академического проповедника .

Уже 4 декабря 1738 года Димитрий был назначен настоятелем Свияжского Успенского монастыря (Казанская епархия), а также управляющим делами новокрещенных Казанской епархии.

11 сентября 1740 года возведен в сан архимандрита и назначен управляющим делами новокрещенных Казанской , Нижегородской , Астраханской и Воронежской губерний.

10 сентября 1742 года был наречён во епископа Нижегородского и Алатырского . 14 сентября того же года состоялась его епископская хиротония.

9 августа 1748 года по болезни уволен на покой в Раифский Богородицкий монастырь .

24 февраля 1752 года вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Священном Синоде .

21 июня 1752 года назначен епископом Рязанским и Муромским .

22 октября 1757 года возведён в сан архиепископа и назначен на Новгородскую и Великолуцкую кафедру.

22 сентября 1762 года совершил обряд коронации Екатерины II .

8 октября того же года возведён в сан митрополита .

В ноябре 1762 года назначен членом духовной комиссии о церковных имениях и о составлении духовных штатов.

30 июня 1767 года назначен депутатом от Священного Синода и всего русского духовенства в Уложенную комиссию .

Скончался 14 декабря 1767 года от апоплексического удара (инсульта). Погребён в новгородском Софийском соборе .

Миссионерская, просветительская и государственная деятельность

На долю Димитрия выпал жребий служения великому и трудному делу обращения в Православие инородцев: татар, чуваш, черемис, мордвы и вотяков. Дело это он исполнял в продолжении 10 лет честно, с мужественным самоотвержением и с большим успехом. При назначении его епископом Нижегородским и Алатырским ему снова было поручено трудиться над просвещением инородцев. Продолжая миссионерскую деятельность в сане епископа, преосвященный Димитрий строил церкви, открывал школы, крестил более 5000 инородцев и добился для них различных льгот. Однажды при обозрении епархии еп. Димитрий подвергся нападению мордвы и едва живым спасся в церкви ближайшего села.

Указанный эпизод произошел 18 мая 1743 года в селе Сарлей (ныне Дальнеконстантиновского района Нижегородской области) и вылился в Терюшевское восстание населения против насильственного крещения, для подавления которого правительству пришлось посылать регулярные войска.

Более однозначно оценивается его просветительская работа: в частности, он способствовал созданию семинарий и духовных училищ , заботился о расширении их учебных программ (например, ввел в Рязанской семинарии преподавание греческого языка и философии , в Новгородской - немецкого языка и географии). При его управлении в епархиях шло активное строительство церквей.

Проповедническая и литературная деятельность

Димитрий рано проявил себя как талантливый и активный проповедник, однако сохранилось крайне мало его произведений. Филарет (Гумилевский) сообщал о 2 рукописных сборниках его «слов», которые собиралась издать Екатерина II . При жизни издано было всего 2 его проповеди 1742 г., а также поздравление с новым годом Екатерине II - «Речь благодарственная» 1763 г. В начале XIX в. в журнале «Отечественные записки» были опубликованы 3 его небольшие приветственные речи Петру III.

Пример приветственной речи Петру III:

Что речемъ, сынове россiйстiи? Благодаряще благодаримъ Вышняго, владѣющаго царствомъ о благополучiи нашего; ему же восхоте дарова, вознесе избраннаго отъ людей своихъ. Но что тебе, дражайшiй государь, въ сiй день благополучiя и прославленiя Божескiя принесемъ? Отроковица иногда, услышавши гласъ тезоименитаго твоего Петра, не отверзетъ отъ радости дверей. Мы, видѣвше и свѣтлое лицо твое и слышавши твой гласъ, не можемъ от радости отверсти устенъ, но отверзаемъ пламенемъ любве и въ вѣрности горящая сердца; твоя отъ твоихъ приносимъ; воспрiими прародительскiй престолъ твой, еще въ 1742 году тебѣ въ наслѣдiе врученный и присягою утверждённый, во странахъ Европы и Азiи проповѣданный. Успѣвай и царствуй, прiими государство твое въ крѣпкое защищенiе. Защити матерь свою христову церковь, въ ней же духомъ святымъ рожденъ еси; заступи обидимыя, устраши злыхъ, возлюби добрыхъ, управляй своима очима и рукама великое сiе служенiе.

Речь преосвященного Димитрия архиепископа новгородского, к Его Императорскому Величеству, поздравительная о восшествии на всероссийский престол //Отечественные записки. 1839. № 6. Раздел «Смесь». С.2-3.

Список изданных трудов

  • «Слово на день Благовещения» 1742 г., издано в Московской синодальной типографии, второе издание - 1743 г.
  • Слово в день явления чудотворной иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани. СПб., 1742; второе издание - 1743 г., третье - 1746.
  • «Речь благодарственная» М., 1763.
  • «Три речи Димитрия Сеченова» // Отечественные записки. 1839. № 6.
  • Поучения в дни праздников // Рязанские Епархиальные ведомости. 1911. № 21. С. 815; № 22. С. 857;
  • Проект «об едином новокрещенских дел правлении» (26 августа 1748 г.) // Известия Общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете. 1912. Т. 28. Вып. 1-3. С. 266-270.

Напишите отзыв о статье "Димитрий (Сеченов)"

Примечания

Литература

  • митрополит Евгений (Болховитинов) . Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви. М., 1995. С. 87.
  • Филарет (Гумилевский) . Обзор русской духовной литературы 1720-1858 г. (умерших писателей). Чернигов, 1863.
  • Здравомыслов К. Я. Димитрий (в мире - Даниил Андреевич Сеченов) / Здр. // Русский биографический словарь: Дабелов - Дядьковский. СПб., 1905. С. 394-395.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Берков П. Н. Ломоносов и литературная полемика его времени, 1750-1765. - М.; Л., 1936. (Об адресате «Гимна бороде» и личности Христофора Зубницкого)
  • Кочетов Д. Б., Галкин А. К. // Православная энциклопедия . Том XV. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2007. - С. 93-96. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 978-5-89572-026-4
  • Кислова Е. И. // Литературная культура XVIII века. Вып. 4. СПб., 2011. С. 110-147.
  • Ю. В. Стенник // Пушкинский дом

Ссылки

  • на сайте «Русское православие»
Предшественник:
Стефан (Калиновский)
Архиепископ Новгородский и Великолуцкий, с 8 октября 1762 г. - митрополит
(22 октября - 14 декабря )
Преемник:
Гавриил (Петров-Шапошников)

План
Введение
1 Биография и церковная карьера
2 Миссионерская, просветительская и государственная деятельность
3 Проповедническая и литературная деятельность
4 Список изданных трудов
Список литературы
Димитрий (Сеченов)

Введение

Митрополит Дими́трий (в миру Дании́л Андре́евич Се́ченов; 6 декабря 1709 - 14 декабря 1767, Москва) - епископ Русской церкви, с 1762 года митрополит Новгородский и Великолуцкий, проповедник и миссионер.

1. Биография и церковная карьера

Родился в дворянской семье, один из немногих церковных иерархов великорусского происхождения в царствование Елизаветы Петровны. Обучался в Славяно-греко-латинской академии (?-1730). 17 марта 1731 г. пострижен в мантию с именем Димитрия и 24 ноября того же года рукоположен во иеромонаха. После окончания курса 24 ноября 1735 г. был назначен учителем в академию, с 29 сентября 1738 принял на себя обязанности академического проповедника.

Уже 4 декабря 1738 г. Димитрий был назначен настоятелем Свияжского Успенского монастыря (Казанская епархия), а также управляющим делами новокрещенных Казанской епархии. 11 сентября 1740 г. возведен в сан архимандрита и назначен управляющим делами новокрещенных Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний. 14 сентября 1742 г. хиротонисан во епископа Нижегородского.

9 августа 1748 г. по болезни уволен на покой в Раифский Богородицкий монастырь, но уже 24 февраля 1752 г. вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Священном Синоде, 21 июня 1752 г. он становится епископом Рязанским и Муромским, 22 октября 1757 г. возведен в сан архиепископа и назначен на Новгородскую и Великолуцкую кафедру. 22 сентября 1762 г. именно Димитрий Сеченов совершил обряд коронации Екатерины II; 8 октября того же года возведен в сан митрополита. В ноябре 1762 г. назначен членом духовной комиссии о церковных имениях и о составлении духовных штатов. 30 июня 1767 г. назначен депутатом от Священного Синода и всего русского духовенства в Уложенную комиссию. Скончался от апоплексического удара 14 декабря 1767 г. Погребен в новгородском Софийском соборе.

2. Миссионерская, просветительская и государственная деятельность

Деятельность Димитрия Сеченова в качестве распространителя православия оценивается неоднозначно, ср.:

На долю Димитрия выпал жребий служения великому и трудному делу обращения в Православие инородцев: татар, чуваш, черемис, мордвы и вотяков. Дело это он исполнял в продолжении 10 лет честно, с мужественным самоотвержением и с большим успехом. При назначении его епископом Нижегородским и Алатырским ему снова было поручено трудиться над просвещением инородцев. Продолжая миссионерскую деятельность в сане епископа, преосвященный Димитрий строил церкви, открывал школы, крестил более 5000 инородцев и добился для них различных льгот. Однажды при обозрении епархии еп. Димитрий подвергся нападению мордвы и едва живым спасся в церкви ближайшего села.

Информация с сайта «Русское православие»

Татары и башкиры жаловались, что Сеченов силой принуждал их креститься, погружая в купель связанными, держал многих в тюрьме под караулом в кандалах и колодках и подвергал мучительным побоям. Действуя на основании указа Синода от 14 февраля 1743 г., Сеченов сжигал мусульманские кладбища и молельни, разорял крестьянские дома, рубил в них окна и двери, выламывал печи. В результате крестьяне пришли «в конечное разорение»… Действуя огнем и мечом, Сеченов за один год сумел обратить в православие свыше 17 тысяч татар. Его перевели в Нижний Новгород, и здесь за четыре года он заставил принять православие более 30 тысяч человек.

Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. М., 1964

Более однозначно оценивается его просветительская работа: в частности, он способствовал созданию семинарий и духовных училищ, заботился о расширении их учебных программ (например, ввел в Рязанской семинарии преподавание греческого языка и философии, в Новгородской - немецкого языка и географии). При его управлении в епархиях шло активное строительство церквей.

В качестве члена Священного Синода Димитрий всецело поддержал секуляризацию церковных земель, начатую Екатериной II, а также выступил как судья по делу Арсения Мацеевича.

3. Проповедническая и литературная деятельность

«Речь поздравительная» Екатерине II. М., 1763.

Димитрий рано проявил себя как талантливый и активный проповедник, однако сохранилось крайне мало его произведений. Филарет (Гумилевский) сообщал о 2 рукописных сборниках его «слов», которые собиралась издать Екатерина II. При жизни издано было всего 2 его проповеди 1742 г., а также поздравление с новым годом Екатерине II - «Речь благодарственная» 1763 г. В начале XIX в. в журнале «Отечественные записки» были опубликованы 3 его небольшие приветственные речи Петру III.

Наряду с Сильвестром Кулябкой Димитрий Сеченов считается одним из возможных адресатов «Гимна бороде» М. В. Ломоносова (1757), а также одним из возможных авторов ответного стихотворения «Передетая борода или имн пьяной голове», подписанного «Христофор Зубницкий» (см. комментарии к ПСС М. В. Ломоносова).

Пример приветственной речи Петру III:

Что речемъ, сынове россiйстiи? Благодаряще благодаримъ Вышняго, владѣющаго царствомъ о благополучiи нашего; ему же восхоте дарова, вознесе избраннаго отъ людей своихъ. Но что тебе, дражайшiй государь, въ сiй день благополучiя и прославленiя божескiя принесемъ? Отроковица иногда, услышавши гласъ тезоименитаго твоего Петра, не отверзетъ отъ радости дверей. Мы, видѣвше и свѣтлое лицо твое и слышавши твой гласъ, не можемъ от радости отверсти устенъ, но отверзаемъ пламенемъ любве и въ вѣрности горящая сердца; твоя отъ твоихъ приносимъ; воспрiими прародительскiй престолъ твой, еще въ 1742 году тебѣ въ наслѣдiе врученный и присягою утвержденный, во странахъ Европы и Азiи проповѣданный. Успѣвай и царствуй, прiими государство твое въ крѣпкое защищенiе. Защити матерь свою христову церковь, въ ней же духомъ святымъ рожденъ еси; заступи обидимыя, устраши злыхъ, возлюби добрыхъ, управляй своима очима и рукама великое сiе служенiе.

Речь преосвященного Димитрия архиепископа новгородского, к Его Императорскому Величеству, поздравительная о восшествии на всероссийский престол //Отечественные записки. 1839. № 6. Раздел «Смесь». С.2-3.

4. Список изданных трудов

Проповеди и речи

· «Слово на день Благовещения» 1742 г., издано в Московской синодальной типографии, второе издание - 1743 г.

· «Слово в день явления иконы Казанской Богоматери» 1742 г., издано в Московской синодальной типографии; второе издание - 1743 г., третье - 1746.

· «Речь благодарственная» М., 1763.

· «Три речи Димитрия Сеченова» // Отечественные записки. 1839. № 6.

Список литературы:

1. У Евгения (Болховитинова) ошибочно указан 1765 г.

2. «Три речи Димитрия Сеченова» // Отечественные записки. 1839. № 6. Раздел «Смесь». С.1-4.

), митрополит Новгородский и Великолуцкий .

В миру Сеченов Даниил Андреевич, родился 6 декабря г. в дворянской семье.

По окончании курса обучения оставлен при академии учителем.

На долю Димитрия выпал жребий служения великому и трудному делу обращения в Православие инородцев: татар, чуваш, черемис, мордвы и вотяков. Дело это он исполнял в продолжении 10 лет честно, с мужественным самоотвержением и с большим успехом.

При назначении его епископом Нижегородским и Алатырским ему снова было поручено трудиться над просвещением инородцев. Продолжая миссионерскую деятельность в сане епископа, преосвященный Димитрий строил церкви, открывал школы, крестил более 5000 инородцев и добился для них различных льгот.

Однажды при обозрении епархии еп. Димитрий подвергся нападению мордвы и едва живым спасся в церкви ближайшего села.

Большое внимание преосвящ. Димитрий обращал на духовное просвещение во вверенных ему епархиях. В Нижегородской и Рязанской епархиях он построил для духовных семинарий новые здания, ввел ряд новых предметов (в Рязанской - греческий язык и философию). В Новгородской семинарии ввел преподавание немецкого языка и географии, увеличил средства на содержание семинарии и учредил контору для производства семинарских дел. В тринадцати городах Новгородской губернии он открыл духовные училища.

Отличительной чертой преосвящ. Димитрия была любовь к храмоздательству. Особенно много церквей им было построено в Новгородской епархии. В городе Новгороде в г. построен теплый собор в честь Входа Господня в Иерусалим.

Заботился преосвящ. Димитрий и о монастырях и делал им от себя лично значительные пожертвования.

Преосвящ. Димитрий прославился и как замечательный проповедник. Своими проповедями он был известен и в Петербурге.

К его мудрым советам прислушивалась даже императрица Екатерина II . Она высоко ценила его проницательный ум, богатые знания в области богословской и церковно-исторической, его заботы о духовном просвещении.

В деятельности преосвящ. Димитрия следует отметить и его участие в борьбе с расколом. Он добился, что к надзору за раскольниками были привлечены военные и гражданские власти.

За свою многообразную деятельность митр. Димитрий имел ряд наград.

Труды

  • Последование в неделю Православия (Указание на труд см. Рус. архим, 1870, № 4 и 5, с. 752).
  • Проповеди (напечатаны весьма немногие).

Литература

  • Макарий, архим. История Нижегор. иерархии (1672-1850). СПб, 1857, с. 110-112, 113, 115, 117, 121, 123, 124-126.
  • Соловьев С.М. История России, кн. IV, с. 1529; кн. V, с. 209-211, 262, 328, 329, 1180-1181, 1305, 1306, 1328, 1333, 1370-1372, 1383, 1451, 1454, 1471-1473; кн. VI, с. 283, 327-328, 349, 413.
  • Скрыпченко М. Митр. Димитрий Сеченов (кандидатское сочинение). Казань, 1896.
  • Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII в. СПб, 1905, с. 127, 130.
  • Щегольков Н. Историч. сведения о г. Арзамасе. Арзамас, 1911, с. 84, 85.
  • Фон Эдинг Борис Ростов Великий. Углич - памятники художеств. старины. М., с. 39.
  • Гатцук Календарь на 1883 г., с. 130.
  • Булгаков, с. 1406, 1407, 1411.
  • Строев П., с. 37, 416, 606.
  • Толстой Ю., № 65.
  • Денисов, с. 246.
  • Списки архиереев, № 65.
  • Н. Д., с. 19, 36, 58.
  • Портреты именитых мужей Рос. Церкви. М., 1843, с. 33, 34.
  • Церковные вопросы в России, или рус. дух. ведом. Браила, 1896, с. 47.
  • Руководство для сельских пастырей, 1867, № 45, 47, 51.
  • Новгород. еп. вед., 1895.
  • Изв. Казан. еп., 1907, № 8, с. 242; № 9, с. 264-265; № 10, с. 298.
  • Прав. собес., 1858, октябрь, с. 233.
  • -"- 1874, июнь, с. 93-104.
  • -"- 1875, февраль, с. 99-143.
  • -"- 1909, ноябрь, с. 598.
  • -"- 1910, январь, с. 28; март, с. 307.
  • -"- 1912, октябрь, с. 578.
  • -"- 1914, апрель, с. 628.
  • Христ. чтен., 1876, сентябрь-октябрь, с. 244.
  • Рус. палом., 1916, № 20, с. 309.
  • Истор. вестн., 1855, февраль, с. 466.
  • -"- 1884, октябрь, с. 127; декабрь, с. 560-561.
  • -"- 1887, январь, с. 138 п/с.
  • -"- 1888, январь, с. 184, п/с. I; февраль, с. 426.
  • -"- 1900, октябрь, с. 250, 256.
  • -"- 1905, апрель, с. 97.
  • Русская старина, 1871, т. 3, с. 140, 262.
  • -"- 1873, октябрь, с. 69.
  • -"- 1874, август, с. 778.
  • -"- 1876, февраль, с. 455; апрель, с. 725, 729, 735-737, 756.
  • -"- 1878, декабрь, с. 712.
  • -"- 1879, август, с. 460, 590, 606; октябрь, с. 178-197.
  • -"- 1880, январь, с. 125.
  • -"- 1881, январь, с. 6; май, с. 173-174; сентябрь, с. 443.
  • -"- 1882, январь, с. 29; август, с. 402-403.
  • -"- 1886, февраль, с. 289 п/с.
  • -"- 1888, март, с. 755.
  • Прав. обозрен., 1868, июль, с. 399.
  • Рус. архив, 1872, № 3, с. 459.
  • -"- 1895, кн. 2-я, с. 10 (Святый Димитрий, митрополит Ростовский).
  • -"- 1904, кн. 1-я, № 4, с. 639.
  • Ж. М. П., 1959, № 11, с. 49.
  • Ж. П. Б., т. III, с. 141.
  • БЭЛ, т. IV, с. 1051.
  • БЭС, т. I, с. 735; т. II, с. 1675, 1899, 1973.
  • РБС, т. VI, с. 394-395.

(в миру Даниил Андреевич; 1709-1767 гг.) - митрополит Великоновгородский и Воликолуцкий.

Митрополит Димитрий происходил из дворянской фамилии, родился 6 декабря 1709 года и при крещении был назван Даниилом.

Первоначальное образование получил в доме отца, а затем поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию.

В конце 1729 г., а может быть и в начале 1730 г., Сеченов, будучи еще студентом академии, постригся в монашество с именем Дезидерия, произведен в иеродиакона Заиконоспасского монастыря и сделан казначеем. 17 марта 1731 г. иеродиакон Дезидерий был пострижен в мантию с именем Димитрия и 24 ноября того же года рукоположен в иеромонаха.

По окончании курса, иеромонах Димитрий оставлен был при академии учителем "фары". Своими высокими дарованиями и способностью к проповеди слова Божия обратил на себя особенное внимание начальства и 29 сентября 1738 г. к его учительским обязанностям присоединены были и обязанности академического проповедника.

Этим годом и закончилось его пребывание в академии.

На его долю выпал жребий служения великому и трудному делу обращения в православие инородцев Казанского края: татар, чуваш, черемис, мордвы и вотяков; и дело это он в продолжение 10 лет исполнял с честию, с мужественным самоотвержением и с громадным успехом. 4 декабря 1738 г. иеромонаху Димитрию поручено было правление новокрещенских дел Казанской епархии, с назначением его настоятелем Свияжского Богородицкого монастыря, а 11 сентября 1740 г. за ревностные труды по обращению иноверцев он возведен в сан архимандрита и назначен управителем новокрещенских дел Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний. 27 декабря 1741 г. архимандрит Димитрий был вызван в Москву и 16 июля 1742 г. был назначен епископом Нижегородским и Алатырским, с повелением по-прежнему трудиться при делах крещения неверных народов (10 сент. было наречение и 14 сент. хиротония во епископа).

Продолжая миссионерскую деятельность в сане епископа, преосвященный Димитрий строил церкви, открывал школы, крестил более 50000 инородцев и выхлопотал для них различные льготы.

В 1743 г., при обозрении епархии, он подвергся нападению мордвы и едва живым скрылся в церкви ближайшего села. Кроме великих трудов по обращению иноверцев, преосвященный Димитрий много заботился об устройстве Нижегородской семинарии и всей вверенной ему епархии.

Семинария обязана ему и новым местом, и новыми зданиями, и введением новых предметов обучения.

В епархии же им обновлены многие церкви, а духовенство призвано к проповеди слова Божия. Ho наступила пора окончить блестяще исполняемую им миссию.

Епископ Димитрий заболел и 3 августа 1748 г., по прошению, был уволен на покой в Казанскую Раифскую пустынь.

Три с половиной года тихой уединенной жизни укрепили его здоровье, а прежняя многоплодная деятельность его оставила во всех самые светлые воспоминания о нем и ему не позволили долго оставаться на покое. 24 февраля 1752 г. он вызван был в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде, а 21 июня того же года определен епископом Рязанским и Муромским.

В Рязани также, как и в Нижнем-Новгороде, преосвященный Димитрий перевел духовную семинарию на новое место, учредил в ней "школу философии" и ввел преподавание греческого языка; произвел большой ремонт Рязанского Успенского собора и многих других церквей; приезжая же, как член Св. Синода, в Петербург, блистал своими проповедями и был известен при Дворе. 28 октября 1757 г. преосвященный Димитрий был возведен в сан архиепископа и назначен в Новгород.

Как на прежних местах служения, так и в Новгороде, заботы преосвященного сосредоточились прежде всего на духовной семинарии и вообще на духовном просвещении: при нем была учреждена контора для производства семинарских дел, открыты в семинарии немецкий и географический классы и увеличены суммы, отпускаемые на содержание семинарии.

В тринадцати же городах Новгородской губернии он открыл духовные училища.

Прежнее управление двумя епархиями дало ему ничем незаменимую опытность в делах - и он скоро и смело находил средства и меры к исправлению ли каких недостатков, или к приведению в исполнение своих решений и распоряжений.

Не говоря уже о постройке церквей, которых особенно много в то время строилось по всей Новгородской епархии, преосвященный Димитрий много потрудился и по устройству епархиальной администрации, что было ему необходимо по отлучкам его в Петербург.

Желая окружить себя лицами, которым можно довериться, он вызывал даже достойных архимандритов из других епарxий. Известен преосвященный Димитрий и борьбою с расколом: его стараниями не только военные команды, но и гражданское начальство, по распоряжению Сената, привлечено было к бдительному надзору за раскольниками и к искоренению обычая этих фанатиков сжигать себя, а в руки живыми не даваться.

В Новгороде в 1759 г. архиепископ Димитрий устроил теплый собор - Входа Господня в Иерусалим, много заботился о монастырях и делал им значительные пожертвования от себя. - Нельзя не упомянуть о том доверии, расположении и о тех великих милостях, какими осыпан был преосвященный Димитрий от императрицы Екатерины II. Он присутствовал при вступлении ее на престол, короновал ее и сопровождал ее в путешествии в Ростов для поклонения мощам св. Димитрия ростовского.

Высоко ценя твердый и проницательный ум преосвященного, его богатые богословские и церковно-исторические знания, его любовь и особенные заботы о духовном просвещении, императрица открыто гордилась, что имеет в России такого иерарха.

Преосвященный Димитрий был постоянным мудрым советником государыни в духовных делах и верным исполнителем ее благих намерений.

Он часто получал от императрицы различные "чрезвычайные" поручения, касавшиеся и области веры и административной.

Памятником таких добрых и доверчивых отношений между государыней и преосвященным сохранилось несколько писем к нему от императрицы.-8-го октября 1762 г. архиепископ Димитрий, за его личные качества и заслуги, возведен был в сан митрополита Великоновгородского и Великолуцкого, с пожалованием ему во владение 1000 душ крестьян.

В ноябре 1762 г. митрополит Димитрий был назначен членом духовной комиссии о церковных имениях и о сочинении штатов духовных; в 1764 г. утверждены были изыскания и постановления этой комиссии, касавшиеся упразднения малолюдных и небогатых монастырей и обращения их в приходские церкви.

В 1767 г. митрополит Димитрий был награжден драгоценною панагиею с портретом императрицы и назначен депутатом от Св. Синода и всего русского духовенства в комиссию по составлению проекта нового уложения. 30-го июня 1767 г. он присутствовал в Москве при торжественном открытии этой комиссии, а 14-го декабря 1767 г. в 2? часа дня скончался в Москве от апоплексического удара на Заборовском подворье.

Из сочинений митрополита Димитрия в печати известно только несколько его слов и речей, тогда как в рукописях они хранятся в нескольких сборниках.

При жизни своей он издал на свой счет катехизис и разослал его по епархии; громадная библиотека его вся целиком перешла в новгородскую семинарию.

В Новгород же перевезено было со всею торжественностью из Москвы и тело его. (Макарий - Ист. нижегор. иерархии;

Правосл.

Собеседн. 1875 г. № 2; Руков. для сел. паств. 1867 г. №№ 45, 47, 51; Русский Архив 1869 г. № 2; Ист. московск. акад.; Дела арх. Св. Син.; Новгород.

Епарх. Ведом. 1895 г.). Здр. {Половцов} Димитрий Сеченов (1708-1767) - митрополит новгородский.

Уроженец московской епархии, воспитанник Московской славяно-греко-латинской академии, с 1730 г. учитель красноречия в ней; в 1732 г. принял монашество и, в сане архимандрита, в 1740 г. поставлен во главе миссии, отправленной в поволжские губернии для обращения в христианство язычников и магометан.

В звании правителя новокрещенских дел, Д. в два года обратил в христианство более 17000 инородцев и, кроме того, в одной нижегородской епархии, в которой с 1742 г. был епископом - 50000 инородцев.

В 1748 г. оставил епархию и удалился на покой. В 1752 г. был назначен епископ. рязанским и вызван в СПб. для присутствия в синоде; в 1757 г. сделан архиепископом новгородским.

В 1762 г. совершил чин коронования императрицы Екатерины II, после чего был ею возведен в сан митрополита; в 1767 г. был назначен депутатом от духовенства в комиссию для составления нового Уложения.

Д. имеет значение как один из замечательнейших проповедников, а также по своему отношению к вопросу об отобрании в казну монастырских имуществ, совершенном императрицей Екатериной II. Многочисленные проповеди его произнесены, в основном, в царствование Елизаветы.

Их хотела, но не успела издать сама императрица Екатерина; они и доселе находятся, за исключением трех речей и выдержек из нескольких проповедей, в рукописях.

Содержание их - всецело публицистическое: проповедник, с одной стороны, рисует яркие картины ужасов и неистовств немецкого владычества в России, непосредственно предшествовавшего воцарению Елизаветы, а также недостаток благочестия и пороки русского общества, сопровождая эти описания горькими сетованиями и резкими порицаниями; с другой - горячо приветствует императрицу Елизавету, ее возвращение в делах внутреннего управления к политике ее отца, освобождение ею России от "внутренних сокровенных врагов". Слова Д. в день Благовещения (1742) и в день явления казанской иконы Божьей Матери (1742) принадлежат к замечательнейшим произведениям русской проповеди.

Язык проповедей Д. - сильный и живой, чуждый не только латинизмов и латинской конструкции, обычных в современной русской проповеди, но и славянизмов; это, в основном, простая и ясная русская речь, иногда несколько вульгарная и даже тривиальная (когда проповедник говорит о немецком управлении Россией в предшествующую эпоху) и изредка подражающая языку южнорусских проповедей XVII в. (когда, например, Иоанна Дамаскина он величает "философии и богословия прехрабрым кавалером, монашеских ликов генералом"). Когда императрица Екатерина приступила к секуляризации монастырских земель, Д., председательствуя в синоде, всецело стал на сторону власти и оказался не в меру жестоким судьей митрополита Арсения Мацеевича, доказывавшего право монастырей на земельные имущества.

Н. Б. {Брокгауз} Димитрий Сеченов (Даниил Андреевич) - митрополит Новгородский и Великолуцкий.

Родился 6 декабря 1709 года в дворянской семье. Образование получил в Московской славяно-греко-латинской академии.

В конце 1729 года или в начале 1730 года, еще студентом, пострижен в рясофор с именем Дисидерия и рукоположен во иеродиакона. 17 марта 1731 года пострижен в мантию с именем Димитрия и 24 ноября того же года рукоположен во иеромонаха.

По окончании курса обучения оставлен при академии учителем. 29 сентября 1738 года назначен академическим проповедником.

С 4 декабря 1738 года - настоятель Свияжского Богородицкого монастыря и управляющий делами новокрещеных Казанской епархии. 11 сентября 1740 года возведен в сан архимандрита и назначен управляющим делами новокрещеных Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний. 14 сентября 1742 года хиротонисан во епископа Нижегородского. 9 августа 1748 года по болезни, согласно прошению, уволен на покой в Казанскую Раифскую пустынь. 24 февраля 1752 года вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде.

С 21 июня 1752 года - епископ Рязанский и Муромский. 22 октября 1757 года возведен в сан архиепископа и назначен в Новгород. 8 октября 1762 года возведен в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого.

В ноябре того же года назначен членом духовной комиссии о церковных имениях и о составлении духовных штатов. 30 июня 1767 года награжден драгоценной панагией и назначен депутатом от Святейшего Синода и всего русского духовенства в Комиссию по созданию свода законов вместо Уложения 1649 года. Скончался 14 декабря 1767 года. На долю преосвященного Димитрия выпал жребий служения великому и трудному делу обращения в Православие инородцев: татар, чуваш, черемис, мордвы и вотяков.

Дело это он исполнял в продолжение 10 лет честно, с мужественным самоотвержением и большим успехом.

При назначении его епископом Нижегородским и Алатырским ему снова было поручено трудиться над просвещением инородцев.

Продолжая миссионерскую деятельность в сане епископа, преосвященный Димитрий строил церкви, открывал школы, крестил более 5 000 инородцев и добился для них различных льгот. Однажды при обозрении епархии епископ Димитрий подвергся нападению мордвы и едва живым спасся в церкви ближайшего села. Большое внимание преосвященный Димитрий обращал на духовное просвещение во вверенных ему епархиях.

В Нижегородской и Рязанской епархиях он построил для духовных семинарий новые здания, ввел ряд новых предметов обучения (в Рязанской - греческий язык и философию).

В Новгородской семинарии ввел преподавание немецкого языка и географии, увеличил средства на содержание семинарии и учредил контору для производства семинарских дел. В тринадцати городах Новгородской губернии он открыл духовные училища.

Отличительный чертой преосвященного Димитрия была любовь к храмоздательству.

Особенно много церквей им было построено в Новгородской епархии.

В городе Новгороде в 1759 году построен теплый собор в честь Входа Господня в Иерусалим.

Заботился преосвященный Димитрий и о монастырях и делал им от себя лично значительные пожертвования.

Преосвященный Димитрий прославился и как замечательный проповедник.

Своими проповедями он был известен и в Петербурге.

К его мудрым советам прислушивалась даже императрица Екатерина И. Она высоко ценила его проницательный ум, богатые знания в области богословской и церковно-исторической, его заботы о духовном просвещении.

В деятельности преосвященного Димитрия следует отметить и его участие в борьбе с расколом.

Он добился, что к надзору за раскольниками были привлечены военные и гражданские власти.

За свою многообразную деятельность митрополит Димитрий имел ряд наград.

Скончался митрополит Димитрий от апоплексического удара во время пребывания своего в Москве в числе участников в работе Комиссии по созданию свода законов.

Тело его было торжественно перевезено для погребения в Новгород.

Труды: Последование в Неделю Православия // Русский архив. - 1870, № 4 и 5, с. 752. Проповеди. (Напечатаны весьма немногие).

Литература: Макарий (Миролюбов), архимандрит.

История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о Нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. - СПб., 1857, с. 110-112, 113, 115, 117,121,123,124-126. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. - 3-е изд. - СПб., 1911, кн. 4, с. 1529; кн. 5, с. 209-211, 262, 328, 239,1180-1181, 1305, 1306, 1328, 1333, 1370-1372, 1383, 1451, 1454, 1471-1473; кн. 6, с. 283, 327-328, 349, 413. Скрыпченко М. Митрополит Димитрий Сеченов (кандидатское сочинение). - Казань, 1896. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. - СПб., 1905, с. 127, 130. Щегольков Н. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. - Арзамас, 1911, с. 84, 85. Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. - М., , с. 39. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. - М., 1832-1891, 1883, с. 130. Булгаков С. В., Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1406, 1407,1411. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 37, 416, 606. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1871 гг.). - М., 1872, № 65. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. - М, 1908, с. 246. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1895 гг.). - СПб., 1896, № 65. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 19, 36, 58. Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. - М., 1843, с. 33, 34. Браил. Церковные вопросы в России и русские духовные ведомости Браила. 1896, с. 47. Руководство для сельских пастырей. - Киев, 1860-1917,1867, № 45, 47, 51. Арзамасская Высокогорская пустынь // Русский паломник. - 1916, № 20, с. 308-310. Новгородские епархиальные ведомости. - 1895. Известия по Казанской епархии. - 1907, № 8, с. 242; № 9, с. 264-265; № 10, с. 298. Православный собеседник. - Казань, 1858, октябрь, с. 233. - 1874, июнь, с. 93-104. - 1875, февраль, с. 99-143. - 1909, ноябрь, с. 598. - 1910, январь, с. 28; март, с. 307. - 1912, октябрь, с. 578. - 1914, апрель, с. 628. Христианское чтение. - СПб., 1876, сентябрь-октябрь, с. 244. Исторический вестник. - 1855, февраль, с. 466. - 1884, октябрь, с. 127; декабрь, с. 560-561. - 1887, январь, с. 138. - 1888, январь, с. 184; февраль, с. 426. - 1900, октябрь, с. 250, 256. - 1905, апрель, с. 97. Русская старина. - 1871, т. 3, с. 140, 262. - 1873, октябрь, с. 69. - 1874, август, с. 778. - 1876, февраль, с. 455; апрель, с. 725, 729, 735-737, 756. - 1878, декабрь, с. 712. - 1879, август, с. 460, 590, 606; октябрь, с. 178-197. - 1880, январь, с. 125. - 1881, январь, с. 6; май, с. 173-714; сентябрь, с. 443. - 1882, январь, с. 29; август, с. 402-403. - 1886, февраль, с. 289. - 1888, март, с. 755. Православное обозрение. - 1868, июль, с. 399. Русский архив. - 1872, № 3, с. 459. Святый Димитрий, митрополит Ростовский // Русский архив. - 1895, кн. 2, с. 10. Русский архив. - 1904, кн. 1, № 4, с. 639. Журнал Московской Патриархии. - 1959, № 11, с. 49. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. - М., 1903-1912, т. 3, с. 141. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. - СПб., 1900-1911, т. 4, с. 1051. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г., т. 1, с. 735; т. 2, с. 1675, 1899,1973. Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913, т. 6, с. 394-395. Димитрий Сеченов - Митрополит Новгородский, бывший Первенствующим Членом Св. Синода, родился 6 Декабря 1709 года и в крещении наречен Даниилом; обучался сперва в Московской Славено-Греко-Латинской Академии, потом в оной сам был учителем несколько времени, а по пострижении в Монашество произведен во Архимандрита Казанского Свияжского Монастыря, с препоручением ему надзирания над Комиссиею об обращении в Христианство Магометанских и Языческих народов, обитающих в Казанской и Нижегородской Губерниях; в 1742 году по Имянному Указу 12 Сентября посвящен во Епископа Нижегородской Епархии, которою и управлял 6 лет; в 1748 году, по прошению его за болезнями своими, Указом от 3 Августа уволен на пребывание в Казанскую Раифскую Пустыню, состоявшую тогда под ведением Свияжского Монастыря.

Там прожил он 3? года; потом, Имянным Указом 1752 года 24 Февраля, потребован в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде.

Вскоре по прибытии его туда, Июня 21 того же года, определен Епископом на Рязанскую Епархию, оставаясь между тем Членом Св. Синода; а в 1757 года 22 Октября переименован Архиепископом Великого Новгорода, на место скончавшегося в 1753 году Архиепископа Стефана Калиновского.

По вступлении на Престол Императрицы Екатерины II в 1762 году, совершал он обряд Ее Коронования в Москве, и Октября 8 пожалован Митрополитом.

Оттуда в следующем 1763 году сопровождал Ее Величество в путешествие к Ростову; между тем с 1762 года был Членом Духовной Комиссии о Сочинении Штатов Духовных, которые в 1764 году и утверждены.

В 1767 году избран он от Св. Синода Депутатом всего Российского Духовенства в Комиссию о Сочинении Проекта нового Уложения и был при торжественном открытии оной 30 Июня того же года в Москве, где на Заборовском подворье следующего месяца Декабря 14 от апоплексии, причиненной застарелою каменною болезнью и подагрою, скончался на 59 году от рождения.

Погребение ему отпето в Заиконоспасском Училищном Монастыре 18-го, а 20-го того же месяца тело его отправлено в Новгород и погребено в Софийском Соборе.

Из сочинений сего Пастыря известны многие Церковные Поучения, славившиеся в свое время ясностью слога, а наипаче обличительною резкостью; но в свет издано их немного, а именно: говоренные 1742 г. Марта 25 и Июня 8 дня (из коих первое напечатано дважды, а 2-е трижды) и несколько других; также Речь Благодарственная Императрице Екатерине II, говоренная 1765 г. по прибытии в С.-Петербург, напечатана тогда же в Москве.

Он до самой кончины своей за усердное содействие многим намерениям сей Государыни пользовался особенным Ее благоволением.

Она даже хвалилась тем, что имеет в России такого Священноначальника, как сие видно из переписки Ее с Вольтером, которому, между прочим, в одном письме 1767 года писала Она о своем намерении издать сочинения сего Пастыря, но оно не исполнилось.

Библиотека его вся, по завещанию его, досталась Новгородской Семинарии. {Болховитинов} Димитрий Сеченов (до постриж.

Даниил Алексеевич) - депут. от Св. Синода в Комиссии составл. улож. 1767 г., митроп. новгородск., проповедник, р. 6 дек. 1709, † 14 дек. 1767 г. {Половцов}

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.