Этапы конфликта и их характеристика таблица. Основные этапы конфликта

Не каждый владеет искусством вести бесконфликтные переговоры, беседы. Но причины конфликтов бывают крайне разнообразными, но единое общее, что присуще каждому разногласию – его этапы возникновения и разрешения.

Основные этапы конфликта

  1. Прежде всего, существует момент зарождения конфликтной ситуации. Так, ее возникновение может спровоцировать своими действиями один или несколько человек.
  2. Далее происходит осознание имеющейся ситуации одним из «виновников торжества». Затем отмечается его эмоциональное переживание, реакция на данный факт. Так, оно может выражаться изменением , ограничением контактов с противником, критическими высказываниями в его адрес и т.п.
  3. Следующий этап возникновения конфликта перерастает в период открытого противостояния. Он выражен тем, что тот, кто первым осознал конфликтность в ситуации, переходит к активным действиям. Последнее может быть в виде предупреждения, какого-либо заявления. Это действие осуществляется с целью обидеть, нанести ущерб противоположной стороне, собеседнику.
  4. Тот, в свою очередь, принимает к сведению, что действия его оппонента направлены против него. Предпринимаются также активные действия, но уже в сторону инициатора конфликтной ситуации.
  5. Происходит развитие конфликта, имеющего открытый характер, потому как участники смело заявляют о занятых ими позициях. Ими выдвигаются определенные требования. Но важно учесть тот факт, что не всегда участники способны полностью осознать личные интересы и понять причину зарождения конфликта.
  6. Этап разрешения, финала разногласий. Оно достигается или посредством разговора, просьбы, убеждения, или административным методом (решение суда, увольнение и пр.)

Этапы разрешения конфликта

  1. Создание дружеской атмосферы путем проведения неофициальной беседы, длящейся пару минут перед основным разговором.
  2. Стремление обеих сторон внести ясность в общение друг с другом. К переговорам подготавливается необходимый материал. Бывают случаи, когда противники договариваются о единой терминологии, с целью исключить двусмысленное значение одних и тех же слов.
  3. Хотя бы одна сторона признает наличие конфликта. Это способно открыть путь к мирным переговорам.
  4. Обе стороны обсуждают все детали, способствующие разрешению конфликтной ситуации (место, время и при каких условиях начнется перемирие). Оговаривается, кто именно будет принимать участие в обсуждениях.
  5. Определяются границы разногласия. Каждая сторона озвучивает свою точку зрения относительно того, в чем именно для них проявляется этот , что она признает, а что – нет.
  6. Анализируются всевозможные варианты разрешения недопонимания. Отсутствует критика предложенных противником способов мирного заключения.
  7. Этап регулирования конфликта характеризуется найденным обеими сторонами соглашением. Обсуждаются предложения, способные улучшить взаимоотношения бывших противников.

Этапы семейных конфликтов

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Основными фазами конфликта являются:

1) начальная фаза;

2) фаза подъема;

3) пик конфликта;

4) фаза спада.

Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются. Описанный процесс можно изобразить графически (рис. 2.3):

Взаимосвязь фаз и этапов конфликта, а также возможности менеджера по его разрешению отражены в табл. 2.3.

Соотношение фаз и этапов конфликта

Таблица 2.3

Цель игры. Развитие у студентов умения анализировать конфликт на основе уяснения ими основных конфликтологических понятий; формирование навыков применения простейших методов изучения и оценки конфликтных ситуаций.

Игровая ситуация. Руководство фирмы получило жалобу от одного из сотрудников*.

Генеральный директор фирмы назначает рабочую группу для изучения жалобы и выработки предложений для принятия решения. Состав рабочей группы: менеджер по кадрам - руководитель; специалист по связям с общественностью; юрист фирмы.


Рассмотрим этапы развития конфликта.

Причины возникновения межличностных конфликтов.

1. Предметно – деловые разногласия. Например: у студентов возникли разногласия, в какой форме проводить Последний звонок – в стиле дворянства 19 века или фантастической повести. Этот конфликт не ведет к разрыву межличностных отношений и эмоциональной враждебности.

2. Расхождение личностных интересов. Когда отсутствуют общие цели, существует ситуация конкуренции, каждый преследует личные цели, где выигрыш одного есть проигрыш другого (часто это артисты, спортсмены, художники, поэты).

Иногда длительные предметно – деловые разногласия приводят к личностным конфликтам.

3. Барьеры общения (см. лекцию № 3) + смысловой барьер, когда взрослый и ребенок, мужчина и женщина не понимают смысла требований, поэтому их не выполняют. Важно уметь поставить себя на место другого и понять, почему он так действует.

1 этап: Конфликтная ситуация – это позиционное различие в восприятии объективности. Например: студент не ходит на занятия и думает, что ничего страшного нет. Преподаватель точно знает, что пропускать занятия студент имеет право, а не знать материала не имеет права. Пока позиции не обнаружены, каждый надеется, что другой поймет его позицию.

2 этап: Инцидент – это недоразумение, неприятный случай при создавшейся ситуации. Например: студент пропустил занятия и затем пришел с неподготовленным заданием. Тут уже стороны явно обнаруживают свои позиции. Может быть наоборот: сначала инцидент, а затем конфликтная ситуация.

3 этап: Конфликт – столкновение сторон, выяснение отношений.

Что же является решением данного конфликта, как нужно поступить в сложившейся ситуации?

О решении конфликта мы можем говорить лишь в том случае, если обе стороны оказались в выигрыше или, по крайней мере, никто не проиграл.

1.Обнаружение конфликта. Срабатывает перцептивная сторона общения. Один замечает изменение отношения к себе со стороны другого человека. Как правило, первые признаки не улавливаются сознанием и скорее их можно почувствовать по едва заметным признакам (сухо поздоровался, замкнулся, не звонит и т.д.)

2. Анализ ситуации. Определить пустой конфликт или содержательный. (Если пустой, то см. выше способы его решения или погашения). Если содержательный, то планировать дальнейшие действия:

Определить интересы обеих сторон

Перспективу развития личности в результате решения конфликта (что теряю, что приобретаю)

Степень развития конфликта от простого недовольства (у-у-у), разногласия (когда никто никого не слушает, каждый говорит свое), противодействия и противоборства (открытый вызов, стенка на стенку) до разрыва отношений или принуждения принять сторону другого.



3. Непосредственное разрешение конфликта:

- Снятие психологического напряжения (просьба о прощении: «Ты уж прости меня…», шутка, выражение симпатии, предоставление права на несогласие: «Может быть я не права» или «Ты можешь со мной не соглашаться…», интонация нежности: «Когда ты сердишься, я тебя особенно люблю…», «У меня всегда так получается: кого больше всех люблю, тому больше всех от меня и достается»

Обращение с просьбой об услуге (Э. Осадов «Он был грозою нашего района…»

Использование в общении навыков позитивного взаимодействия (Я –концепция, навыки уверенного поведения, позиция «взрослого» при взаимодействии, навыки активного слушания и т.д.)

Компромисс - взаимная обоюдная или временная уступка одного человека ради улаживания отношений с другим. Это наиболее распространенная и эффективная форма разрешения конфликта. Это всегда выражение уважения к другому.

Неожиданная реакция (Например, учителя мужчины и учителя женщины на жалобу ребенка, действия мамы после вызова в школу к директору)

Отсроченная реакция (переждать, дать время. А затем использовать другие способы)

Третейский суд – когда конфликтующие обращаются к третьему лицу для решения проблемы. Причем, к тому, которого уважают обе стороны и не часто

Ультиматум, принуждение в крайних случаях, когда по - другому невозможно изменить поведение другого (А.С.Макаренко). Однако взрослые очень часто используют этот способ: «Не сделаешь – не получишь».

Если не разрешился конфликт после использования всех возможных способов, возможно расставание, как единственный способ разрешения затянувшегося конфликта. Этот способ часто используют дети и подростки, убегая или уходя из дома.

Умения решать конфликты формируются как в процессе жизни, так и в специально организованных формах тренинга, которые на практических занятиях мы с вами частично пробуем реализовывать.

На дом: подобрать собственные примеры конфликтов, выявить причину их возникновения, найти способы их решения.

Конфликт – это модель поведения с особым распределением ролей, последовательностью событий, мотивацией и формами отстаивания интересов.

В стадии развития социального конфликта выделяют три основные фазы (рис. 7.3).

Рис. 7.3.

  • 1. Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство сторон. Борьба ведется пока ограниченными ресурсами и носит только локальный характер. Происходит только первая проба сил, еще существуют реальные возможности прекратить открытую борьбу и решить любой конфликт иными методами.
  • 2. Дальнейшая эскалация противоборства. Для достижения своих целей и блокирования действий противника вводятся все новые и новые ресурсы противоборствующих сторон, почти все возможности найти компромисс уже упущены. Конфликт становится все более неуправляемым и непредсказуемым.
  • 3. Конфликт достигает апогея и принимает форму тотальной войны с применением всех возможных сил и средств. Конфликтующие стороны как бы забывают истинные причины и цели данного конфликта. Главной целью противоборства становится нанесение максимального урона противнику.

Большинство отечественных конфликтологов традиционно выделяют следующие этапы развития конфликта:

  • 1) предконфликтная ситуация;
  • 2) инцидент;
  • 3) эскалация;
  • 4) деэскалация;
  • 5) кульминация;
  • 6) завершение;
  • 7) постконфликтная ситуация.

Предконфликтная ситуация характеризуется наличием так называемого латентного конфликта, который заключается в том, что у одного или нескольких субъектов – потенциальных оппонентов – накапливается некая неудовлетворенность, которая приводит к росту соответствующей напряженности. Внешнее проявление латентного конфликта незначительно, и касается, как правило, недопонимания, а также желания прекратить взаимодействие всех конфликтующих сторон.

Инцидент – активные, внешне наблюдаемые действия, направленные на овладение предметом данного конфликта. В инциденте при этом обнаруживается предел терпимости напряжения (энергетический барьер) – уровень внутреннего напряжения, преодоление которого и приводит к его эскалации.

Эскалация – нарастание энергетики социального конфликта. В зависимости от условий она может осуществляться по-разному: волнообразно, вяло, круто.

При этом участники конфликта обмениваются нарастающим числом требований, которые становятся все более жесткими и эмоциональными.

Деэскалация – снижение напряженности противоборствующих сторон конфликта, его затухание и переход к мирному процессу.

При этом деэскалация приводит к завершению конфликтных действий и соответствующих противодействий. Но после завершения конфликт все же может начаться заново, если не удовлетворены потребности противоборствующих сторон.

Кульминация – высшая точка эскалации соответствующего конфликта. При этом кульминация конфликта выражается одним или несколькими конфликтными эпизодами такой интенсивности и напряженности, что противоборствующим сторонам конфликта становится ясно, что продолжать его уже не следует.

Поэтому именно с данного момента участники конфликта принимают меры к его разрешению, однако при этом конфликт все же может быть разрешен еще до наступления его кульминации.

При затягивании конфликт может угаснуть сам по себе или потребовать мобилизации значительных ресурсов со стороны участников для его устранения.

Завершение – определение цены конфликта и цены выхода из нее. Цена конфликта, как правило, это сумма усилий и энергии, затраченных на сам конфликт.

Постконфликтная ситуация – стадия последствий конфликта, которые могут иметь положительное или отрицательное значение (рис. 7.4).

Рис. 7.4.

Именно на этом этапе наступает пора подведения итогов, оценки результатов достигнутых или утраченных в конфликте ценностей и ресурсов.

Но в любом случае оконченный конфликт практически всегда влияет как на участников, так и на социальную среду, в которой он протекал.

Пути и способы регулирования любых социальных конфликтов в обществе, как правило, зависят от особенностей их возникновения и протекания.

Мнение специалиста

Социолог П. Сорокин в свое время справедливо указывал на связь конфликта с удовлетворением соответствующих потребностей людей.

По его мнению, источник конфликтов в обществе лежит преимущественно в подавлении базовых потребностей людей, без которых они не могут существовать. Прежде всего, эго потребности в пище, одежде, жилище, самосохранении и самовыражении. При этом важны не только сами эти потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который, в свою очередь, обусловлен социальной организацией данного общества.

В этой связи определение путей регулирования соответствующих конфликтов должно основываться на знании приоритетных потребностей, интересов и целей людей в те или иные периоды развития общества.

Наилучший способ регулирования социального конфликта – его предупреждение, умение действовать превентивно. При этом надо знать и уметь наблюдать за такими явлениями, которые можно было бы назвать индикаторами самого конфликта.

В трудовой сфере к таким индикаторам можно отнести недовольство сотрудников, снижение основных показателей, нарушение трудовой дисциплины, требующие от работодателя внедрять превентивные механизмы отслеживания таких социальных индикаторов. Например, в Японии для этой цели используют кружки качества, службы внимания, рабочего настроения, телефон доверия и даже резиновый манекен администратора.

В научной литературе описаны три возможных результата разрешения любого социального конфликта:

  • – устранение конфликта;
  • – урегулирование конфликта;
  • – разрешение социального конфликта.

Устранение социального конфликта приводит к одному из следующих- результатов.

  • 1. Уничтожение одной из противоборствующих сторон в результате победы другой. Например, победа пролетариата в результате Октябрьской революции.
  • 2. Уничтожение обеих противоборствующих сторон. Примером этого может служить "пиррова победа", добившись которой, древнегреческий царь Пирр потерял свою армию.
  • 3. Перерастание одного конфликта в другой – как между теми же участниками, так и в другом составе, когда противоборствующие стороны объединяются против третьей стороны.

Урегулирование социального конфликта означает его завершение при следующих условиях.

  • 1. Примирение противоборствующих сторон в состоянии конфликтного тупика, когда цена победы дороже цены урегулирования. При этом урегулирование происходит, как правило, на основе согласия противоборствующих сторон пойти па взаимные уступки при сохранении противоположных интересов и конфликтной ситуации. Примером такого завершения социального конфликта являются Хасавюртовские соглашения между Россией и Чечней, подписанные А. Лебедем и А. Масхадовым.
  • 2. Примирение противоборствующих сторон на основе признания победы одной из сторон и фиксации этого в соответствующем соглашении. Примером такого завершения является победа СССР и его союзников над Японией во Второй мировой войне. Но и в этом случае конфликтная ситуация сохраняется и может рано или поздно проявиться.

Разрешение социальных конфликтов выражается в устранении причин его породивших, а также в устранении противоположности интересов противоборствующих субъектов.

Для разрешения и урегулирования социальных конфликтов, как правило, приходится прилагать значительные усилия, так как их саморазрешение практически невозможно. Можно конфликт не замечать, игнорировать, заниматься только его идеологическим (словесным) разрешением, то тогда он будет развертываться стихийно, обостряться, объединяться с другими конфликтами и, в конечном счете, завершится разрушением той социальной системы (или субъекта), в которой он и происходит.

Мнение специалиста

Разрешение любого социального конфликта – это, прежде всего, преодоление основного противоречия в интересах сторон, а также устранение его на уровне причин конфликта. Разрешение конфликта при этом может быть достигнуто или самими конфликтующими сторонами без помощи каких-либо посторонних лиц, или путем подключения к решению какой-либо третьей стороны – посредника; через участие в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения; через обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его при посредстве третейского судьи; посредством переговоров как одного из наиболее эффективных и часто встречающихся способов разрешения конфликта .

Среди конкретных методов разрешения социального конфликта в научной литературе называют следующие:

  • превентивный метод ухода от конфликта (уклонение от встреч с потенциальным противником, устранение факторов, которые могли бы способствовать нагнетанию напряженности и началу конфликта, и т.д.);
  • – метод переговоров , позволяющий уменьшить остроту конфликта благодаря открытому и конструктивному обмену мнениями, избежать неконтролируемого применения насилия, правильно оценить ситуацию и потенции ее развития;
  • – метод использования посредников – авторитетных и компетентных лиц и общественных организаций, своевременное вмешательство которых позволяет примирить враждующих или по крайней мере найти компромисс;
  • арбитраж – обращение к уважаемому обеими сторонами третьему лицу за помощью в разрешении спорных вопросов;
  • – метод откладывания окончательного решения (иногда отсрочка принятия решения приводит к самопроизвольному ослаблению напряженности между сторонами, однако такие случаи редки и метод нельзя назвать эффективным).

Названные методы представляют собой приемы по регулированию и локализации конфликта. Ни одному обществу не удалось еще достигнуть бесконфликтного существования, и задача состоит в том, чтобы научиться диагностировать причины конфликтов, контролировать и регулировать его течение.

  • Социология: учебник для студентов вузов / под ред. В. К. Батурина. С. 278.

Динамика конфликта

Важной характеристикой конфликта является его динамика. Динамика конфликта как сложного социального явления находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.

Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. По этой причине знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.

Таблица 2.2

Типы конфликтных ситуаций

Характер конфликтной ситуации Проявления
Недобросовестное исполнение обязанностей Нарушение трудовой дисциплины Брак в работе
Неудовлетворительный стиль управления Ошибки в подборе и расстановке кадров Ошибки в организации контроля Просчеты в планировании Нарушение этики общения
Неадекватное представление о конкретных ситуациях Неправильные оценки, суждения о действиях других субъектов социального взаимодействия Ошибки в выводах относительно конкретных ситуаций
Индивидуально-психологические особенности личности Нарушение принятых в социальной группе правил взаимоотношений Нарушение этики общения
Низкая профессиональная подготовка Брак в работе Неспособность принять адекватное решение

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний бывают: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. Учитывая зависимость отсодержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всœего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Основными фазами конфликта являются:

1) начальная фаза;

2) фаза подъема;

3) пик конфликта;

4) фаза спада.

Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически. К примеру, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются. Описанный процесс можно изобразить графически (рис. 2.3):

Взаимосвязь фаз и этапов конфликта͵ а также возможности менеджера по его разрешению отражены в табл. 2.3.

Соотношение фаз и этапов конфликта

Таблица 2.3

Источники для углубленного изучения темы

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999. - Разд. IV.

2. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000.

3. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. - СПб.: Лань, 1999. - Гл.2.

4. Самыгин С. И., СтоляренкоЛ.Д. Психология управления. Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 1997.

Контрольные вопросы

1. Дайте определœение конфликта.

2. Сформулируйте необходимые и достаточные условия возникновения конфликта.

3. Чем характеризуется противоборство субъектов социального взаимодействия?

4. Изобразите графически структуру конфликта.

5. Дайте определœения базовых структурных элементов конфликта: «стороны конфликта», «предмет конфликта», «образ конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиции конфликтующих сторон».

6. Приведите классификацию конфликтов.

7. Дайте определœение причин конфликта.

8. Приведите классификацию причин конфликта.

9. Дайте определœения понятий: «конфликтная ситуация» и «инцидент».

10. Перечислите типы конфликтных ситуаций.

Занятие 2.1. Тема: «Сущность конфликта и его причины». Деловая игра «Жалоба»

Цель игры. Развитие у студентов умения анализировать конфликт на основе уяснения ими базовых конфликтологических понятий; формирование навыков применения простейших методов изучения и оценки конфликтных ситуаций.

Игровая ситуация. Руководство фирмы получило жалобу от одного из сотрудников*.

Генеральный директор фирмы назначает рабочую группу для изучения жалобы и выработки предложений для принятия решения. Состав рабочей группы: менеджер по кадрам - руководитель; специалист по связям с общественностью; юрист фирмы.

Порядок проведения игры

Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение деловой игры. Им сообщают тему и цель занятия, а также тему деловой игры, ее цель и игровую ситуацию.

Студенты получают указания по самостоятельному изучению литературы и уяснению базовых понятий: «конфликт», «структура конфликта», «субъекты конфликта», «предмет конфликта», «образ конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиция в конфликте». Вместе с тем, студентам напоминают, что они должны продемонстрировать в ходе деловой игры умение использовать различные методы изучения и анализа конфликтов: наблюдение, анализ результатов деятельности, беседа, экспертный опрос и др.

В ходе игры

1. Учебная группа разбивается на три команды.

Первая команда - руководство фирмы: генеральный директор, заместитель генерального директора по связям с общественностью, финансовый директор.

Вторая команда - рабочая группа по изучению жалобы (состав смотри в пункте «Игровая ситуация»).

Третья команда - эксперты (3-5 человек).

Время на распределœение ролей - 5 минут.

Примечание. Состав команд может быть определœен по желанию студентов.

2. Всем командам выдается жалоба в письменном виде и задание на игру. Первая команда готовится к заслушиванию предложений для принятия решения, выработанных рабочей группой (вторая команда). Вторая команда готовит предложения для принятия решения по жалобе. Третья команда готовится к оценке содержания работы первой и второй команд.

Время на подготовку - 15 минут.

3. Заслушивание предложений для выработки решения по жалобе, принятие решения и оценка содержания работы.

Игровой сценарий. «Генеральный директор» открывает служебное совещание, объявляя его тему, и предоставляет слово для доклада «старшему рабочей группы» по изучению жалобы и выработке предложений для принятия решения (регламент доклада может быть ограничен 10 минутами). После доклада руководящий состав задает вопросы членам рабочей группы (время на вопросы и ответы может быть установлено в пределах 15-20 минут). После ответов на вопросы выслушиваются мнения «заместителя генерального директора по связям с общественностью» и «финансового директора» (на выслушивание мнений может быть выделœено 5 минут).

Решение на основе обсуждения принимает «генеральный директор».

4. Подведение преподавателœем итогов игры.

Занятие 2.2. Практическое занятие по теме: «Конфликтные ситуации» (решение ситуационных задач)

Цель занятия. Закрепление знаний студентов о сущности конфликта͵ развитие у них навыков анализа конфликтных ситуаций различных типов и формирование умения принимать управленческие решения в сложных ситуациях социального взаимодействия.

Порядок проведения занятия

Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение занятия в форме решения ситуационных задач. Им сообщают тему и цель занятия. Дают указания по самостоятельному изучению литературы и освоению базовых понятий: «конфликт», «причина конфликта», «конфликтная ситуация», «инцидент». Особое внимание обращают на уяснение соотношения между этими понятиями.

В ходе занятия. Студентам предлагают решить задачи с конкретными ситуациями, ответив на вопросы, приведенные в конце каждой задачи.

Варианты решения задач обсуждаются в учебной группе.

Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой. Вопрос. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.

Вы начальник отдела. В отделœе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчинœенную - молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.

Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.